Описание картины бартоломе эстебано мурильо «непорочное зачатие»

Мурильо барталоме эстебан

Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolomé Esteban Murillo; 1617-18 — 1682) — знаменитый испанский живописец «золотого века», глава севильской школы. 

АВТОПОРТРЕТ

В картинах Мурильо религиозные сцены представлены как события из народной жизни. С 1650-х гг. Мурильо насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах). Мурильо создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери , с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины.

Испанский живописец XVII века Мурильо был художни­ком лирического плана. Моделями для его картин, в том числе и религиозных, служили народные типы. Он широ­ко вводил жанровые мотивы в композиции.

Бартоломе Эстебен Мурильо родился в Севилье в семье цирюльника четырнадцатым ребенком. Он рано потерял отца и воспитывался у сестры, которая дала ему хорошее об­разование. Живописи Мурильо учился у Хуана де Кастильо — поклонника романистов XVI века.

К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г.; «Святое семейство», 1645— 1650).

Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). Капитул собора постановлением от 8 марта 1656 года признал его лучшим живописцем Се­вильи и заказал ему картину «Видение св. Антония» для капеллы этого святого в соборе.

Картина имела большой успех. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы.

В 1660 году Мурильо вместе с художниками Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и другими основывает в Севилье Академию художеств и из­бирается ее первым президентом. Академия содержалась на средства, собираемые среди ее членов. Она ставила пе­ред собой цель — направить молодежь на путь тщательно­го изучения натуры.

В 60-х—70-х годах Мурильо создает ряд циклов картин для церквей и монастырей в Севилье: двадцать картин для августинского монастыря и одиннадцать картин для капел­лы а Каридад (среди них «Св. Фома Вильянуэва, раздающий милостыню», «Антоний Падуанский с младенцем Христом», «Мадонна с салфеткой», «Непорочное зачатие» и др.).

Моделями для изображения мадонн Мурильо служили местные красавицы. Художник мастерски передавал жен­ственность, нежность, национальный облик испанок.

Больших успехов достиг Мурильо в изображении пейза­жа, который обычно служил: фоном в его картинах. Особенно интересны пейзажи Мурильо в картинах из цик­ла «Жизнь Иакова», написанных между 1660—1670 года­ми. Они отличаются богатством светотени, гармоничным со­четанием красочных тонов, тонкостью в передаче воздуш­ного пространства.

Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко про­явились в бытовом жанре. Художника влекло к изображе­нию простой, обыденной жизни народа.

Его лирический та­лант полнее всего раскрылся в серии картин, изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др.).

Можно предположить, что моделями для Мурильо служили дети, жившие на той же улице, что и художник, так как одна и та же модель встречается в разных его картинах. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.

Жанровые картины Мурильо, изображающие уличных де­тей, представляли собой новый этап развития испанской бы­товой живописи. Однако и здесь на творчество Мурильо на­ложило свой отпечаток официальное испанское искусство второй половины XVII века. Отдавая дань времени, худож­ник снижал жизненную силу образов в своих жанровых картинах некоторой долей сентиментальности.

Мурильо был хорошим портретистом. Портреты его рабо­ты, исполненные в мягкой живописной манере, изобража­ют преимущественно севильских идальго. Сохранились два автопортрета Мурильо.

Мурильо имел много учеников, и ему часто приходилось прибегать к их помощи. В этом отношении многочисленные произведения Мурильо еще не изучены должным образом: при их тщательной атрибуции, вероятно, некоторые придет­ся отнести на долю его помощников.

АНГЕЛ СПАСАЕТ СВ. ПЕТРА ОТ ТЮРЬМЫ

АПОСТОЛ ЯКОВ

БЕГСТВО В ЕГИПЕТ

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ОК 1660 Г

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИАКОВА ИСААКОМ

БРАТ ЖЮНИПЕРО И НИЩИЙ

ВИДЕНИЕ СВ АНТОНИЯ ПАДУАНСКОГО

ВИДЕНИЕ СВ ФРАНЦИСКА

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА

ВЫПЕЧКА ЛЕПЁШЕК

ДВЕ ЖЕНЩИНЫ В ОКНЕ

ДВЕ ЖЕНЩИНЫ ЗА РЕШЁТКОЙ

ДЕВА С МЛАДЕНЦЕМ И ЧЁТКАМИ

ДЕВА МАРИЯ И СВ. РОЗАЛИНА ИЗ ПАЛЕРМО

ДЕВА МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ

ДЕВА МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ

ДЕВУШКА С МОНЕТОЙ (ГАЛИСИЙКА)

ДЕВУШКА С ЦВЕТАМИ

ДЕТИ ИГРАЮЩИЕ В КОСТИ

ДОБРЫЙ ПАСТУХ ХРИСТОС

ЕДОКИ ПИРОГА

ИОСИФ И ЖЕНА ПОТИФАРА

ИСЦЕЛЕНИЕ ПАРАЛИТИКА

КАЮЩАЯСЯ МАГДАЛИНА

КАЮЩАЯСЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА

КРЕСТЬЯНСКИЙ МАЛЬЧИК ОБЛАКАЧИВАЮЩИЙСЯ НА ПОДОКОННИК

КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА

КУХНЯ АНГЕЛОВ

МАЛЕНЬКИЙ ПРОДАВЕЦ ФРУКТОВ

МАЛЕНЬКИЙ НИЩИЙ

МАЛЬЧИК С СОБАКОЙ

МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ И АНГЕЛОМ ИГРАЮЩИМ МУЗЫКУ

МАТЕРЬ СКОРБЯЩАЯ

МАЛЬЧИКИ ПОЕДАЮЩИЕ ВИНОГРАД И ДЫНЮ

МЛАДЕНЕЦ ИИСУС ДАЁТ ВОДУ МЛАДЕНЦУ ИОАННУ

МЛАДЕНЦЫ ИИСУС И СВ ИОАНН

МУЧЕНИЧЕСТВА СВ АНДРЕЯ

НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ

НИКОЛАС АМАЗУР

ОБРАЩЕНИЕ СВ ПАВЛА

ОБРУЧЕНИЕ МАРИИ

ОСНВАНИЕ ЦЕРКВИ САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ В РИМЕ

ОТДЫХ НА ПУТИ В ЕГИПЕТ

ПОКАЯНИЕ СВ ПЕТРА

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ

ПОКЛОНЕНИЯ ПАСТУХОВ 2

ПОРТРЕТ АНДРЕАСА ДЕ АНДРЕДЕ

ПОРТРЕТ ДВОРЯНИНА

ПОРТРЕТ ДЖОШУА ТОРГОВЦА ИЗ ИСПАНИИ

ПОРТРЕТ ДОНА АНТОНИЯ МАРКИЗА ЛЕГАРДА

ПРОВОДЫ ЩЕДРОГО СЫНА

РАСПЯТЫЙ ХРИСТОС

РЕБЕККА И ЭЛИЗАР

СВ АВГУСТИН МОЮЩИЙ ХРИСТУ НОГИ

СВ АННА И СВ МАРИЯ ОБУЧЕНИЕ МАРИИ

СВ ИЕРОНИМ ЧИТАЕТ

СВ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ В ДЕТСТВЕ

СВ СЕМЕЙСТВО С ПТИЧКОЙ

СВ ЮСТА И РУФИНА

СВ ЧЕЛОВЕК

СВ РОЗА ЛИМСКАЯ

СВ СЕМЕЙСТВО СО СВ ИОАННОМ

СВ. ФОМА РАЗДАЁТ МИЛОСТЫНЮ

СВ ФОМА ДЕЛЕТСЯ СВОЕЙ ОДЕЖДОЙ

СВ ФРАНЦИСК АЗИСКИЙ В МОЛИТВЕ

СМЕЮЩИЙСЯ МАЛЬЧИК

СТАРАЯ ЖЕНЩИНА

СТАРАЯ ЖЕНЩИНА С КУРИЦЕЙ

ТУАЛЕТ

УБИЙСТВО ИНКВИЗИТОРА ПЕДРО ДЕ АРБУЭСА

ЩЕДРЫЙ ПОКИНУТЫЙ СЫН

ЯВЛЕНИЕ ДЕВЫ СВ БЕРНАРДО

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43590310659/next

Мадонны Bartolomе Esteban Murillo

Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) — их разрез, открытость, припухлость; лоб — чуть покатый или прямой, нос — чуть длиннее, короче, разная форма крыльев; подбородок, округлость щек. И возникает эффект присутствия многих лиц в одном.

Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)Непорочное зачатие (Esquilache) около 1645-55гг.,

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург поступила из Рима в 1842

Про «Непорочные зачатия» исследователь творчества Мурильо Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершин XVII века, и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля».

Непорочное зачатие Из Эскориала 1645-50гг.
Музей Прадо, Мадрид, Испания

Очевидно, это тема очень волновала Мурильо, и он возвращался к ней не раз. Только в музее Прадо находится ещё две версии.Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи».

Непорочное зачатие 1670-ые гг., Музей Прадо, Мадрид, Испания

Непорочное зачатие (Soult) 1678гг.,
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Картина получила название (Soult) пo имени французского маршалла, который взял её для Лувра, во время войны, из часовни в Севилье (chapel of Seville's Venerable Hospital).Многие картины были возвращены Испании после войны. Но эта — находилась во Франции до 1940г.После указа Филиппа III все церкви и монастыри Испании хотели иметь картину с Мадонной, посвященную этой евангельской догме, и Мурильо пришлось написать целый ряд повторений с первоначального полотна.Христос, апостолы и особенно Мадонна изображаются художником самыми подлинными испанцами не только по типу лица, но даже и в отношении костюмов. Это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. Они святые — но от мира сего, например, «Мадонна с четками», несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец.

Мадонна с чётками 1650г.
Галерея Палатина, (Palazzo Pitti), Флоренция, Италия

В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. Он никогда не пытался изобразить совершенно не знакомую для себя обстановку и природу древней Палестины, да и мало интересовался ею. По характеру своей натуры и по религиозному чувству испанцев художник чувствовал, что Испания настолько схожа со Святой землей, что все библейские события могли иметь место и в Испании. Некоторые из его сограждан приходили в ужас от такой вольности в трактовке священных сюжетов, но их недовольство нисколько не омрачало жизнь художника.

Мадонна с Младенцем 1660-65гг.,
Музей Прадо, Мадрид, Испания

Мадонна с Младенцем (Madonna Leganes) 1670г.
Дрезденская галерея, Германия

Мадонна с Mладенцем, с чётками 1650-55гг.,
Музей Прадо, Мадрид, Испания

В 1665 г. художника пригласили декорировать церковь Санта Мария ла Бланка. Oн должен был украсить купол храма. Для этого Мурильо создал несколько холстов в форме тетивы с луком. Горожане назвали эти работы «мендос пунтос» (аркообразные).

Явление Непорочной Девы 1665г.
Музей Лувр, Париж, Франция

На ленте, которую держат ангелы, на латинском — » In principio dilexit eam » («Бог ее любил «).
Мадонна с музицирующими ангелами 1675
Музей изобразительных искусств, Будапешт

Читайте также:  Описание картины филиппа малявина «смех»

Отношение самих испанцев к художнику дон Эдуард д'Амигис выразил так: «Для испанцев Мурильо — святой. Они произносят его имя с улыбкой, как будто желая этим сказать: «Он — наш!» И говоря это, смотрят так, как будто и от слушателя требуют уважения».

Источник: https://alindomik.livejournal.com/5495253.html

Бартоломе Эстебан Мурильо: жизнь и творчество художника

Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льо (исп. Bartolomé Esteban Murillo; род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же) — ведущий испанский живописец «золотого века», глава севильской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Ребенок рано стал сиротой, в 1627 г. умирает его отец, а спустя год мать, после чего мальчик попадает на воспитание в семью сестры матери.

Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в город П. де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности.

Желание совершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие.

Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. В 1645 г. он возвращается в Севилью совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ от францисканского монастыря. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества.

Работа над циклом для монастыря совпадает с созданием домашнего очага, в 1645 году Мурильо вступает в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, которая родила ему пятерых детей.

Несомненно, отраженная в творчестве внутренняя эмоциональная жизнь художника подчинялась ритмам семейного бытия.

До 1663 г. творческая эволюция мастера представляет собой динамичное движение вперед. После смерти жены 1 января 1664 г. Мурильо два года работает довольно медленно. Постепенно он переходит к новому этапу своей жизни, начало которому положил большой заказ для церкви Санта Мария ла Бланка, становящейся вспомогательным приходом Севильского собора (см ниже в разд. Творчество).

Некоторое время художник живет в монастыре капуцинов, где ему было предложено украсить всю алтарную стену. В мае 1665 г. Мурильо был принят в Братство милосердия.

Вознаграждение, полученное живописцем за работу для Братства, не повлияло на присущий Мурильо умеренный образ жизни.

Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме, очевидно у Мурильо были свои воззрения на существо милосердия.

В 1682 году Мурильо умер вследствие падения. Кадисская картина «Обручение Святой Екатерины» была дописана его учеником, Осорио.

ТВОРЧЕСТВО

Известность приходит к Мурильо в 1645 г., вместе с выполнением заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев.Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разным музеям, главные: «Св. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Диего», или так наз. «Кухня ангелов» (в Луврском музее, в Париже), «Кончина св.

Клары» (в дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Поццо-ди-Борго, в Париже) и «Св. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, в Нью-Йорке).

Уже в этих произведениях, несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа.

Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора «Св. Леандр» и «Св. Исидор» (оба в ризнице этого собора), и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655; в Луврском музее) и «Видение св. Антония Падуанского» (1656; в севильском соборе). В 1665 г.

Мурильо был занят работами для севильской церкви C.-Мариа-ла-Бланка, из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики C.-Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад.

художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла великолепная «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (в Луврском музее).

Со второго из только что указанных годов вообще начинается самый продуктивный период творчества Мурильо. В 1674 г.

он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц.

Ребенок Христос, уколовшийся терновым венцомВидение св. Антония ПадуанскогоНепорочное зачатие

Три из них, так наз. «Жажда» («La Sed»; Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Хуан де Диос, переносящий больных», остались на своем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям.

В 1675—76 гг. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи; из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Франциск в экстазе», красуются теперь в музее этого города.

Приблизительно к тому же времени относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. В 1678 г.

он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея.

Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481; по Лефору, 478). Содержание их в основном религиозное. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием «L’Immaculata Concepcion», «L’A s uncion» и «La Purisima».

Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях своих, Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы.

Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени.

В начале среднего периода его творчества, колорит его достигает до редкого богатства теплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному, легкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т. п.

Такие картины можно видеть в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Имп. Эрмитаже, в Будапештской и многих других галереях. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в мадридск.

музее; Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции, палаццо Корсини в Риме, севильск. и мадрид. музеев; «Младенец Иоанн-Креститель с ягненком», в Лонд. национ. галерее; «Видение св. Антония», в берл. музее; «Отдых св. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие», «Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Антония», в Имп.

Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника.

Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. При учреждении в Севилье, в 1660 г.

, Академии художеств, в которой впервые официально введено изучение нагого человеческого тела, он был сделан её директором, вследствие чего, а ещё более благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияние на многих живописцев местной школы. Из его непосредственных учеников, наиболее выдающиеся — М. Осорио, С. Гомез и Вильявисенсио, а из подражателей — А.-М. де Тобар, X. де Вальдес Леаль.

Интересные факты из жизни художника

 В 1682 году Мурильо приехал в Кадис, дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря большую алтарную картину: «Обучение св. Екатерины». Трудясь над ней, он, по неосторожности, свалился с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения, 3 апреля того же года.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Ваганова Е. О., “Мурильо и его время».М., Изобр. иск., 1988
  • Левина И. М., Картины Мурильо в Эрмитаже. Л., 1969
  • Мурильо и художники Андалусии XVII века в собрании Эрмитажа. Каталог выставки.Автор вступительной статьи и составитель каталога Л.Л. Каганэ. Л., 1984
  • Сомов А. И., Мурильо, Бартоломе Эстебан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
  • Шмидт Д.А. Мурильо. Л., 1926
  • Lafond P. Murillo. Paris, 1930

При написании этой статьи были использованы материалы сайта 

Читайте также:  Описание картины ореста кипренского «портрет жуковского»

Бартоломе Эстебан Мурильо: картины художника

Бартоломе Эстебан Мурильо — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Бартоломе Эстебан Мурильо: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: http://allpainters.ru/murilo-bartolome-jesteban.html

Непорочное зачатие Девы Марии. Евангельские события — Евангельские места. Путеводитель

Особое почитание Богородицы закрепилось в христианской традиции в святоотеческую эпоху.

Согласно учению Католической церкви, догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, как и другие догматы Церкви, является догматическим закреплением веры, присутствовавшей ранее среди народа в форме Священного Предания.

«Непорочное зачатие», картина Мурильо. Иконография включает изображение Марии, парящей в небесах на полумесяце Murillo, Bartolomé Esteban, Public Domain

Наиболее раннее свидетельство доктрины Непорочного зачатия Девы Марии в сформулированном виде содержится в трактате Эдмера, биографа святого Ансельма Кентерберийского, De Conceptione Sanctae Mariae (XII в).

Эта доктрина, однако, отклонялась такими богословами как Бернард Клервосский, Александр Гэльский, святыми Бонавентурой и Фомой Аквинским. Последние, хотя и верили в чистоту Девы Марии, не соглашались с утверждением о благодатной защите её от первородного греха во время зачатия, усматривая в этом противоречие с учением об искуплении Иисусом Христом всех людей.

Устранение данного противоречия обосновывается в трудах Уильяма Уэрского (William of Ware) и особенно блаженного Иоанна Дунса Скота, который полагал, что Мария была освобождена от первородного греха в предвидении будущего искупления Иисусом Христом.

Панахранта. Иллюстрация из Кодекса Гертруды (Псалтирь Гертруды), XI в. unknown, Public Domain

Полемика на эту тему продолжалась долгое время.

В 1476 г. Папа Сикст IV запретил противоположным сторонам обвинять друг друга в ереси.

В 1617 г. Папа Павел V запретил публично опровергать Непорочное зачатие. Папа Григорий XV заявил, что Святой Дух не открыл Церкви всей тайны Непорочного зачатия, однако ещё более ужесточил запрет Павла V, распространив его на любые утверждения против этой доктрины в письменной форме.

В 1661 г. Александр VII зафиксировал всеобщее церковное почитание Непорочного зачатия специальной буллой, хотя не провозгласил однозначного догматического определения.

Такое определение было провозглашено только Папой Пием IX.

Догматическое определение

8 декабря 1854 года Папа Пий IX издал апостольскую конституцию Ineffabilis Deus, в которой говорилось:

Хотя догмат о безошибочности папы был установлен позже, чем догмат о непорочном зачатии, считается, что догматическое определение Непорочного зачатия Девы Марии соответствует всем условиям Ex cathedra, а потому на него распространяется догматическая безошибочность.

Алтарь Непорочного зачатия, Joseph Lusenberg, 1876 г. Wolfgang Moroder, CC BY-SA 3.0

Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников. Имеет статус «торжества», высший в иерархии католических праздников.

Апологетические ссылки

В конституции Ineffabilis Deus Папа Пий IX обращается прежде всего к так называемому протоевангелию, содержащемуся в словах, обращённых к змею: «И вражду положу между тобою и между женой, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову» (Быт. 3:15).

Согласно католическому пониманию, в этих словах заключено пророчество о женщине, которая будет находиться во вражде с сатаной, поскольку будет свободна от греха.

Некоторые католические богословы также считают, что слова Архангела Гавриила: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою» подразумевают особенную благодать, дарованную Марии в сохранении от греха. Аналогичным образом понимаются также слова Песни Песней: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе».

Непорочное зачатие Девы Марии, Мурильо, Бартоломео Эстебан, 1678 г.   [show]Bartolomé Esteban Murillo (1617–1682), CC BY-SA 3.

Католическое богословие ссылается также на высказывания многих Отцов Церкви.

В православной традиции, однако, эти высказывания понимаются как свидетельства непорочности Марии в значении её особенной личной святости, но не в значении предохранения от первородного греха.

Это находит отражение и в православном богослужении, где Мария почитается как «достойнейшая херувимов и несравненно славнейшая серафимов», «Пресвятая, пречистая, преблагословенная и прославленная Богородица и Приснодева Мария».

Католические авторы полагают, что в православных литургических текстах отражена древняя вера в Непорочное зачатие Богородицы, хотя и не в прямой форме. К примеру, в кондаке на Рождество Богородицы это событие связывается с прерыванием действия первородного греха: «Адам и Ева от тли смертныя освободистася, Пречистая, в святем рождестве Твоем».

Конституция II Ватиканского Собора Lumen Gentium констатирует:

При этом документ ссылается на труды святых Германа Константинопольского, Анастасия Антиохийского, Андрея Критского и Софрония.

Непорочное зачатие Девы Марии Diego Velázquez (1599–1660), Public Domain

Католическая апологетика использует также слова Патриарха Константинопольского Георгия Схолария (Геннадия II), который принимал учение о Непорочном зачатии Девы Марии в XV в. Слова эти приводятся и в книге православного протоиерея Иоанна Мейендорфа «Византийское богословие. Догматические Вопросы», где он пишет:

Католическая апологетика ссылается, в частности, также и на слова святого Димитрия Ростовского: «Ангели дивятся зачатию Твоему, Чистая, како Ты, от семени зачатая, греху бысть непричастна».

Учение о Непорочном зачатии содержалось в первом издании «Четьи-минеи», которые составил святой Димитрий Ростовский, однако из последующих изданий оно было устранено по распоряжению Патриарха Московского Иоакима, как утверждают католические авторы.

Они отмечают ещё и то, что веру в Непорочное зачатие Девы Марии сохранили старообрядцы (см. далее).

Согласно францисканской традиции, зачатие Девы Марии произошло в результате объятия и поцелуя у Золотых Ворот, и это чудо явилось первым актом Божественного Спасения.

Догмат Непорочного зачатия получил дополнительное подтверждение в глазах католиков благодаря Лурдским явлениям 1858 года, когда святая Бернадетта Субиру засвидетельствовала о том, что Дева Мария назвалась «Я — Непорочное зачатие».

Источник: http://gospel-ru.touristgems.com/history/4539-neporochnoe-zachatie-devy-marii/

Непорочное зачатие Девы Марии

Непорочное зачатие Девы Марии (лат. Immaculata conceptio) — католический догмат, принятый в 1854 году. Догмат гласит, что Дева Мария, хоть и была зачата обычными родителями — Иоакимом и Анной, но на неё не перешел первородный грех (нарушение Адамом и Евой воли Бога, которое привело к искажению исконной природы человека, созданного сначала невинным и безгрешным).

Праздник Непорочного зачатия Девы Марии отмечается в католическом мире 8 декабря.Споры о том, перешел ли на Богоматерь первородный грех, активно велись в католической церкви с 12-го века. Противники учения о Непорочном зачатии Девы Марии (например, Фома Аквинский) утверждали, что такое учение противоречит аксиоме об искуплении Иисусом Христом всех людей.

Это противоречие смог разрешить английский схоласт 13-го века Иоанн Дунс Скот, который был убежден, что Дева Мария была освобождена от первородного греха в предвидении будущего искупления Иисусом Христом. Эта точка зрения в итоге восторжествовала.

8 декабря 1854 года Папа Пий IX издал апостольскую конституцию Ineffabilis Deus, в которой говорилось:«…Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным. Эта „сияющая и совершенно уникальная святость“, которой Она „одарена с первого мига Своего зачатия“, целиком дана ей Христом: Она „искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына».В доказательство Пий IX вспоминает слова из книги Бытия, где Бог обращается к змею: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову» (Быт. 3:15). Пий видит в этих словах пророчество о женщине, которая будет находится во вражде с сатаной, поскольку будет свободна от греха. Некоторые католические богословы также считают, что слова Архангела Гавриила: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою» подразумевают особенную благодать, дарованную Марии в сохранении от греха. Аналогичным образом понимаются также слова Песни Песней: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе». Члены католического ордена францисканцев считают, что зачатие Девы Марии было практически так же непорочно, как и зачатие Иисуса Христа, ибо Дева Мария была зачата не путём физического соития, а путем объятия и поцелуя у Золотых Ворот (интересно, что подобный способ зачатия упоминается в буддийском учении о богах группы Яма, которые предаются любви посредством объятий).

Догмат Пия IX получил подтверждение свыше в 1858 году, когда 14-летней дочери разорившегося мельника Бернадетте Субиру (впоследствии признанной святой) 18 раз явилась Дева Мария, которая сначала не говорила девочке своё имя, но потом сказала: «Я — Непорочное Зачатие».

Католические художники обычно иллюстрируют доктрину Непорочного зачатия Девы Марии следующим образом: в Царстве Небесном, сразу после его создания, дух Марии (в виде молодой женщины) созерцает лик Бога (чаще всего взгляд женщины обращён вверх).

В словах Откровения Иоанна Богослова «жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» католикам видится образ Непорочного Зачатия Девы Марии. Поэтому солнце, луна и венец из 12-ти звёзд — атрибут канонического изображения этого догмата.

Также путем изображения Богоматери, попирающей ногами змея, иллюстрируются слова из Бытия о вражде между змеем и женою (эти слова указывают о свободу Девы Марии от греха). Часто рядом с духом Марии изображаются ангелы.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «коррида»

Непорочное зачатие Девы Марии. Витраж в храме города Marydel (США)

Франсиско де Сурбаран. Непорочное зачатие Девы Марии

Франсиско де Сурбаран. Непорочное зачатие Девы Марии

Франсиско де Сурбаран. Непорочное зачатие Девы Марии.  Внизу изображены родители Марии — Иоаким и Анна.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Непорочное зачатие Девы Марии

Baldomero Saenz. Непорочное зачатие Девы Марии

Jose Claudio Antolinez. Непорочное зачатие Девы Марии

Francisco Bayeu y Subias. Непорочное зачатие Девы Марии

Francisco Rizi. Непорочное зачатие Девы Марии

Непорочное зачатие Девы Марии. Мозаика в кафедральном соборе города Лидс (Англия)

Xandru Farrugia. Непорочное зачатие Девы Марии 

Непорочное зачатие Девы Марии. Изображение в храме святого Франциска. Сальвадор (Бразилия)

Непорочное зачатие Девы Марии. Статуя святой Терезы и святого Иосифа. Мадрид  (Испания) 

В православии догмат о непорочном зачатии Богоматери в целом не признаётся, однако некоторые православные богословы не считают этот догмат ересью. Например, митрополит Каллист пишет: «Все православные согласно веруют в то, что Богоматерь свободна от фактического греха.

Но свободна ли она также от первородного греха? Иными словами, согласны ли православные с католической доктриной непорочного зачатия, провозглашенной в качестве догмата папой Пием IX в 1854 г.? Догмат гласит, что Мария с момента ее зачатия матерью, св. Анной, особым действием Бога была освобождена от „всякого следа первородного греха“.

Фактически Православная церковь никогда не делала официальных и окончательных заявлений по данному вопросу. В прошлом отдельные православные авторы если не прямо утверждали доктрину непорочного зачатия, то, по крайней мере, были близки к ней, но после 1854 г. подавляющее большинство православных отвергло этот догмат по нескольким причинам.

Православные чувствуют, что догмат не является необходимым; они также чувствуют, что в том виде, в каком он был сформулирован Римско-католической церковью, он подразумевает неверное понимание первородного греха; они с подозрением относятся к этому догмату, поскольку он отрывает Марию от прочих потомков Адама, помещает ее в какой-то совершенно иной план, нежели всех других праведных мужей и жен Ветхого Завета. Тем не менее, с православной точки зрения, вопрос относится в целом скорее к области богословских мнений, и если сегодня кто-то из православных почувствует побуждение уверовать в непорочное зачатие, его за это не сочтут еретиком».

Протестанты однозначно отвергают догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Зато старообрядцы, как и католики, верят, что Дева Мария не имела на себе скверны первородного греха.

Источник: http://top-antropos.com/religion/hristianstvo/item/183-neporochnoe-zachatie-devy-marii-ikonografija

Золотой век испанской живописи: Бартоломе Эстебан Мурильо

Опубликовано: 11 октября 2014
Просмотров: 3847

Золотой век испанской живописи, представленный плеядой великих деятелей искусства, таких как Эль Греко, Франсиско Сурбаран, Диего Веласкес, завершается именем, заставившим всю Европу взглянуть на испанскую живопись того времени как на эталон совершенства.

Бартоломе Эстебан Мурильо – последний в блестящей плеяде испанских живописцев-реалистов XVII столетия. Бартоломе всегда считался весьма загадочной фигурой современности, а потому и наименее изученным из творцов этого периода.

Он часто не датировал свои работы, о его жизни известно очень мало, поэтому творчество Мурильо всегда существовало как бы вне времени и пространства.

Родился знаменитый художник в Севилье, был четырнадцатым ребенком в семье местного цирюльника, которая проживала в арендованном монастырском доме. Ребенок рано осиротел: в 1627 году умирает его отец, а спустя год и мать, после чего мальчик попадает на воспитание в семью сестры матери. Та, в свою очередь, хорошо позаботилась о ребенке и дала ему приличное образование.

Учился живописи он у Хуана де Кастильо. Желание совершенствоваться привело его в скором времени в Мадрид, где Веласкес предоставил ему колоссальную возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы, а также оказывая своей техникой и мастерством влияние на юного художника.

В Севилью Мурильо возвращается совсем другим художником и вскоре получает крупный заказ от монастыря ордена францисканцев, а потом вместе с коллегами-художниками (Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и др.) создаст Академию художеств в Севилье и станет ее первым главой.

Также за свои немалые заслуги и талант он будет провозглашен капитулом Севильского собора лучшим живописцем города.

Бартоломе Мурильо был скорее лирическим художником. Даже религиозные сцены представлены как события из народной жизни и пропитаны невероятным лиризмом. Натурщиками для его картин были обычные люди из народа. Он очень часто писал различные варианты мадонн.

Примечательно, что Богоматерь у Мурильо – всегда прекрасная испанка, смуглая девушка с красивыми, миндалевидными глазами. Он мастерски умел передать на этих полотнах и глубокое счастье материнства, равно как неувядающую красоту и нежность севильских женщин.

Реалистические тенденции и лирический талант Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Художник часто обращался к детским образам: его влекло к изображению простой, обыденной жизни народа, как правило, это были нищие дети, наводнившие севильские улицы, – веселые и прекрасные, несмотря на бедность.

Его лучшими картинами этого жанра признаны знаменитые «Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой» и др. Примечательно, что эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.

Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы.

Великий мастер занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. А вообще всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450. В начале XIX века они ценились дороже, чем работы Рембрандта, Рубенса, Караваджо или Вермеера Дельфтского.

Самая крупная коллекция произведений мастера хранится в Музее Прадо (Мадрид), среди которых «Поклонение пастухов», «Мученичество св. Андрея», «Добрый пастух Христос», «Святое семейство», «Мадонна с четками».

Многие картины гения рассеяны в настоящее время по лучшим музеям мира и составляют их гордость: «Св. Диего насыщает нищих» (в Мадридской академии художеств), «Чудо св. Диего», или так называемая «Кухня ангелов» (в Луврском музее в Париже), «Кончина св.

Клары» (в Дрезденской галерее), «Чума» (у герц. Поццо-ди-Борго в Париже) и «Св. Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса в Нью-Йорке) и т.д.

Одна из лучших работ мастера «Мальчик с собакой» хранится в России в Эрмитаже. Реализм художника здесь выступает с поразительной силой и глубиной.

Колорит картины сдержанный, построенный на коричнево-серой гамме, удивительно мягкий и теплый, кажется, он согрет жаром живой души художника.

В трогательный и нежный образ нищего мальчика он вложил свою любовь к людям родного города, гордость за их достоинство и красоту.

Как уже говорилось ранее, значительная часть работ гения прославляет Богоматерь. Одна из удивительных и прекрасных его работ находится в Музее Прадо (Мадрид) – «Непорочное зачатие. Из Эскориала». Полотно буквально пропитано атмосферой девственной чистоты и кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства.

Мурильо превосходен в колорите и светотени. Непорочное зачатие Христа – важный момент в Библии. Согласно христианской вере, Христос по своей природе и полностью человек, и полностью божественен. История его земной жизни начинается с Благовещения и непорочного зачатия Девы Марии в утробе ее матери Анны.

Поскольку Мария была, в сущности, предопределена быть сосудом Воплощения Христа, сама она должна была быть незапятнанной. Таким образом, это значит, что она единственная из рода человеческого была свободна от порока Первородного Греха, т.е. она сама была зачата «без вожделения».

Очевидно, эта тема очень волновала Мурильо, и он возвращался к ней не раз. Только в Музее Прадо находится еще две версии. Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи».

Про «Непорочные зачатия» исследователь его творчества Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершин XVII века, и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля».

Бартоломе Эстебан Мурильо трагически погиб в 1682 году, работая над большой алтарной картиной «Обручение Святой Екатерины» для капуцинского монастыря в Кадисе.

 Трудясь над ней, он, по неосторожности, упал с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения, 3 апреля того же года; кадисская картина была дописана его учеником, Осорио.

Автор – Светлана Арчи

Журнал Russian Inn №5 (сентябрь 2014)

Читайте также

Источник: http://rusinn.com/rubriki/kultura/bartolome-esteban-murilo.html

Ссылка на основную публикацию