Описание картины бориса кустодиева «балаганы»

Зимнее творчество Бориса Кустодиева: праздник и колорит

С наступлением зимы в Астрахани особенно вспоминаются прекрасные картины Бориса Кустодиева. Художник-астраханец посвятил описанию зимних пейзажей ряд уникальных полотен. Зима для художника — это веселое катание на санях, балаганы, карусели, праздничные народные гуляния, яркость и красочность. Прямое противопоставление серой и скучной жизни. 

Известный (не)известный Борис Кустодиев

Автопортрет. 1912

Этот портрет находится в Галерее Уффици. Кустодиев пишет себя на фоне праздничного зимнего города. Он выбрал панораму Троице-Сергиевой лавры – символа русского православия.

 Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина.

Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.

Фигура Кустодиева как бы выхвачена из толпы людей,  гуляющих вдоль изображенных на заднем плане церковных стен. Позади себя он показывает зимний пейзаж с церквями, праздничную ярмарочную толпу – всё то, что вызывало у него радость и всю жизнь питало его творчество.

«Морозный день». 1913

Живописец изобразил небольшой городок. Стоит невероятно ясный морозный день. На первом плане мы видим дворника, который подметает снег. Слева мчатся сани. Зритель чувствует дыхание русской зимы и жжение озорного мороза. Именно таков уклад русского быта, который Кустодиев изобразил с невероятным мастерством.

Время, не властное над искусством, в Доме-музее Бориса Кустодиева

 «Портрет Федора Шаляпина». 1922

Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом. Художник называл эту картину одной из самых любимых. Певец с высоты своего роста оглядывает незнакомый городок, где ему придется выступать. Афиша о его концерте внизу холма.

 Художник позволил себе долю лукавства и показал некую самовлюбленность известного певца. Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно.

 На втором плане картины можно увидеть дочерей Фёдора Шаляпина: Марину и Марфу, и его друга и секретаря Дворищина.

«Зима». 1916

Картина «Зима» 1916 года принадлежит к серии работ «Масленица». В других вариантах полотно русского художника демонстрирует многолюдные гуляния в честь проводов зимы. «Зима. 1916» – сокращенный образец провинциальной жизни русского народа на фоне заснеженного пейзажа.

«Балаганы». 1917

«Масленица». 1916

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Веселье охватывает всех.

«Масленица». 1919

«Масленица». 1920

«Лыжники». 1919

«Зимняя ярмарка». 1921

Источник: http://astrakult.ru/zimnee-tvorchestvo-borisa-kustodieva-prazdnik-i-koloritnost/

Художник Борис Кустодиев: биография, творчество. Борис Михайлович Кустодиев :

Борис Михайлович Кустодиев за свою жизнь написал огромное множество картин. Многие из них полны ярких красок, солнца, веселья.

А ведь не многие знают, что большую часть своей жизни он провел в инвалидном кресле. Несмотря на все тяготы и невзгоды, которые ему довелось пережить, его творчество поражает своей жизнерадостностью.

Биография великого художника, а также интересные факты предлагаются вашему вниманию.

Талантливый ученик

Борис Михайлович Кустодиев по праву считается одним из известных художников прошлого столетия. Он был учеником великого Ильи Ефимовича Репина.

Борис Михайлович не только унаследовал стиль своего учителя, но и внес в него нечто особенное. Задатки творческой натуры были заложены в нем еще в раннем детстве.

Давайте поближе познакомимся с судьбой этого удивительно талантливого и мужественного человека.

Борис Кустодиев: биография

Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.

Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.

Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии.

Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.

Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова — талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств.

Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию.

Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.

Плодотворное время

Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Вместе с семьей отправляется в Париж. К этому времени у них уже родился сын.

Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.

В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.

Интересные факты

Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:

  1. Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
  2. Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
  3. Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
  4. Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
  5. Он был прекрасным фотографом.
  6. Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
  7. Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
  8. Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.

Борис Кустодиев: творчество

Его самыми первыми картинами были портреты. Именно с них он начал свой творческий путь. Но особенность данного художника в том, что он не просто рисовал лица окружающих людей. Он раскрывал индивидуальность человеческой души через окружающий мир. Так были созданы самые яркие портреты: Шаляпина, Рериха и другие.

Позже творчество художника переключается на изображение жизни народа и быта русского купечества. Каждая деталь — на своем месте и несет определенную смысловую нагрузку. Его картины всегда полны жизни и красок. Кустодиеву нравилось воплощать в своих творениях окружающий его мир.

Самые известные работы

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.

«Лошади во время грозы»

Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы — гроза — запечатлено на картине.

«Купчиха за чаем»

Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.

«Русская Венера»

Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.

«Утро»

На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.

«Масленица»

Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем.

Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы.

Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.

Читайте также:  Описание картины иеронима босха «смерть и скупец»

Семейное счастье

Его личной жизни можно только позавидовать. В возрасте 22 лет в Костромской губернии, куда он приезжает в поисках натуры, Борис Кустодиев знакомится со своей будущей женой.

Юлии Евстафьевне было всего лишь 20 лет, когда они поженились. Но на всю жизнь она стала ему опорой и надежным другом.

Именно жена помогла ему не сломаться после операции и продолжить писать картины, когда уже казалось, что он совсем потерял надежду.

В браке у них родилось трое детей. Самого первого — Кирилла — можно увидеть на одной из картин Бориса Кустодиева. Второй родилась девочка Ирина, а затем мальчик Игорь, но, к сожалению, он умер в младенчестве. Юлия Евстафьевна пережила мужа на целых пятнадцать лет, оставшись верной ему до конца своей жизни.

Страшная болезнь

В 1909 году у Бориса Кустодиева появляются первые признаки страшного заболевания — опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, но, увы, все они лишь временно облегчали боль.

Скоро выясняется, что болезнь проникла намного глубже, и при проведении операции невозможно не задеть нервные окончания. Это грозит параличом рук или ног.

Выбор встает перед супругой, и она понимает, как важно для ее мужа иметь хотя бы надежду на продолжение написания картин. И она выбирает руки.

Теперь Борис Кустодиев прикован к инвалидному креслу, но его силе воли можно было только позавидовать. Несмотря на свою болезнь, он продолжал писать картины лежа.

Его мужеством и стойкостью духа невозможно не восхищаться. Ведь, несмотря на все перенесенные страдания и мучительные боли, все его работы пронизаны яркими красками и жизнерадостностью.

Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.

Последние годы жизни

Несмотря на болезнь и дикую боль, которую он постоянно испытывал, художник до конца своей жизни писал картины. Борис Кустодиев умер в возрасте 49 лет. Он не изменил своему стилю написания, и даже последние его работы пронизаны светом, добром и счастьем.

Отзывы поклонников

Все любители творчества Бориса Кустодиева отмечают в его картинах не только сильное жизнелюбие и энергию, но и трепетную любовь к русскому народу и его быту. Творения художника отличаются особой выразительностью, яркостью, насыщенностью красок. Важное место занимают портреты, которые до сих пор считаются одними из самых гениальных произведений Бориса Кустодиева.

Он прожил короткую, но удивительно яркую жизнь, в которой было много любви и света. Замечательно, что остались его картины, которые можно рассматривать целыми часами, любуясь талантом великого мастера.

Источник: https://www.syl.ru/article/328171/hudojnik-boris-kustodiev-biografiya-tvorchestvo-boris-mihaylovich-kustodiev

Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле | Милосердие.ru

У Троице — Сергиевой Лавры. Автопортрет (1912 г.) Фрагмент. Изображение с сайта wikipedia.org

В русском и советском искусстве XX века трудно найти живописца более жизнеутверждающего, яркого и радостного, чем Кустодиев, 140-летний юбилей которого мы отмечаем 7 марта.

Но все эти красочные зимние пейзажи, портреты дородных красавиц, балаганы, купцы Сусловы, купчихи Пискулины, ухари и молодцы – написаны человеком, страдавшим от сильных болей, долгие годы прикованным к инвалидному креслу.

Болезнь проявилась, когда Борису Кустодиеву (1878-1927), уже известному художнику, счастливо женатому человеку и отцу семейства, было тридцать пять лет.

На охоте. Автопортрет (1905 г.) Изображение с сайта culture.ru

«Тогда это был еще подвижный, стройный человек, застенчивый, но всегда правдиво высказывавший свое мнение, остроумный собеседник, загоравшийся от разговоров об искусстве, никогда, однако, не выступавший публично, — пишет в своих мемуарах известный пейзажист Георгий Семенович Верейский. — У Бориса Михайловича начинала все сильнее разрастаться опухоль в спинном мозгу, и в том же, 1913 году ему была сделана операция в Берлине.

В 1915 году у Кустодиева отнялись ноги, и он мог лишь с трудом передвигаться на костылях. Несмотря на тяжелое состояние, он, на костылях, работал над большими полотнами.

Болезнь угрожающе развивалась, пришлось прибегнуть ко второй операции в клинике профессора Цейдлера в Петрограде.

После пребывания в клинике Цейдлера Кустодиев уже не вставал на ноги и окончательно был прикован к подвижному креслу, которое так хорошо было знакомо всем его друзьям.

Последние годы его жизни были подвигом.

Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского (1922 г.)

Своих друзей Борис Михайлович встречал всегда с веселой улыбкой, с добродушной шуткой и горячо вдохновлялся разговорами об искусстве, жадно интересуясь всем, что происходило в этой области. И это, несмотря на то, что весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен. Нельзя было не поражаться его силе воли, его неиссякаемой работоспособности».

В последние два года у него почти совсем высохла кисть правой руки, он не мог уже работать без муштабеля.

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но, если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», — вспоминал Федор Шаляпин.

Книги, графика, плакат, календари, декорации

Московский художественный театр. «Блоха» Е.И.Замятина (1927 г.)

Больной, малоподвижный, Кустодиев продолжает писать, разрабатывая новый жанр портрета-картины (знаменитый Шаляпин), ищет свои пути и нередко подвергается критике за «дебелых купчих» и «безвкусных венер». Много занимается и книжной иллюстрацией («Шинель» Гоголя, Сказки Пушкина), а после революции – плакатом и даже календарями.

Пробует себя в графике, оформлении театральных постановок, работая со МХАТом, Большим театром, Мариинкой. Его последней, и удивительной по искрометному темпераменту, работой в театре стало оформление кукольного спектакля «Петушок, золотой гребешок».

Эскиз занавеса к спектаклю «Блоха» Е.И.Замятина (1926 г.) Изображение с сайта dennimm.narod.ru

Вот как вспоминает о работе с Кустодиевым режиссер Георгий Константинович Крыжицкий. «Мне мерещились какие-то необыкновенно яркие, ослепительно красочные декорации, празднично нарядные куклы. К кому же было обращаться с предложением оформить эту вещь, как не к… Кустодиеву, незадолго перед тем блеснувшему карнавалом красок в «Блохе» Евг. Замятина на сцене Большого драматического театра?

Пускай спектакль в целом и не очень удался, неважно — но каким ослепительным богатством красок поразил Кустодиев в этом ситцево-пестром зрелище, как пленительны были и игрушечная «Тула», и диковинная «Англия»!

…Нас провели в кабинет Кустодиева. Да, пожалуй, именно кабинет, рабочая комната, но никак не обычная мастерская художника. Большая комната в несколько окон на улицу. Полутемно. Под потолком лампа с большим круглым абажуром, отбрасывающая яркий конус света на центр кабинета.

А под лампой — кресло на колесах, а в нем, словно гофмановский волшебник, склоненный над работой художник.

Перед ним прикрепленный к креслу рабочий столик, бумага, цветные карандаши, баночки красок и туши — словом, лаборатория этого алхимика, извлекающего из волшебных тюбиков и баночек ослепительные картины балаганных праздников, разноцветных веселых человечков и полнотелых рубенсовских красавиц.

Я представлял себе Кустодиева пожилым, почти стариком, — к нашему удивлению на нас глядело приветливое молодое, да, да, именно молодое лицо. Только вот несколько восковая бледность и легкая припухлость, но разве это имеет какое-нибудь значение при ласковом, веселом блеске глаз!

Оформление и куклы «Петушка» оказались последней театральной работой Кустодиева, его лебединой песней. … Мне представляется символичным, что творческий путь жизнелюба Кустодиева завершился веселой театральной шуткой».

Борис Кустодиев умер 26 мая 1927 года.  Годы его болезни совпали с трудным временем: революция, война, новый режим. Он «стойко переносил лишения, — вспоминала дочь художника Ирина Кустодиева, — нехватку во всем, холод и, несмотря на болезнь, работал ежедневно, ежечасно, создавая картины для народа, «для всех», как он любил говорить».

Кустодиев – не исключение

Художник, прикованный к креслу, испытывающий сильные боли и страдания – создает удивительно радостные произведения. Что за парадокс? Как это возможно?

Читайте также:  Описание картины винсента ван гога «олеандр»

Вера Донец, искусствовед, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, автору монографий и статей об истории русского изобразительного искусства:

«История искусства знает такие примеры. Кустодиев – не исключительный случай.

Тот же Репин, у которого к концу жизни стали отказывать руки, но он работал – до самой смерти. Ему к руке привязывали кисть, и он писал.

Слепнущий Дега – писал практически пальцами, и получалось такое парящее кружево – потому что человек был практически уже слеп и творил, можно сказать, наощупь. Он ничего не видел уже в нескольких шагах. На натурщицах рисовал цветные линии, чтобы лучше ощущать форму.

Рубенс. На его работах мы видим такую пышную красоту… А ведь он страдал от жесточайшего артрита и умер от болевого шока – не выдержало сердце. И тоже до конца своей жизни он писал великолепие и трепет жизни.

Зима. Масленичное катанье (1919 г.)

Когда мы говорим о таких крупных мастерах, то – надо понимать, что если он и чувствует себя в этом мире к чему-то призванным, то его единственное призвание – это творчество.

Троицын день (1920)

Так же и у Кустодиева. Свойственные ему жизнелюбие и взгляд на вещи – нисколько не изменились с болезнью. Более того, его живопись, вопреки всему, что с ним происходило, стала еще ярче. Да, он ощущал сильную боль, и несмотря на это, он продолжал жить в своем мире и писать свой мир – ярко, радостно и празднично. Его кисть была замешана на этих красках, на этом цвете, на этой радости.

Он просто не мог это видеть, так как к тому времени передвигался на коляске и оказывался на улице крайне редко.

Но его дочка Ирина ездила со своими друзьями на лыжную прогулку и потом приехав, радостная, раскрасневшаяся, рассказала ему, как они катались с гор, какое зеленоватое было небо, какие великолепные открывались дали.

И Кустодиев по ее рассказам написал картину, не видев ни снега, ни мороза, ни далей… Написал исключительно от слышания этой радости, этих впечатлений. Художнику этого оказалось достаточно.

Лыжники (1919 г.)

Мы так привыкаем к каким-то штампам. А если выбраться за привычные рамки, которыми мы себя окружаем, – возникает невероятное ощущение вечности, радостной вечности рядом с человеком, которую художник способен и слышать, и видеть».

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/prazdnichnyj-hudozhnik-samye-yarkie-kartiny-kustodiev-napisal-v-invalidnom-kresle/

Красавицы, масленица, революция: народное бытие глазами Бориса Кустодиева

НАРОДНОЕ БЫТИЕ ГЛАЗАМИ БОРИСА КУСТОДИЕВА

140 лет назад, 7 марта 1878 года, родился Борис Кустодиев. Художник, творчество которого наполнено ощущением нескончаемого праздника.

Масленица, шумная ярмарка, томные купчихи за чаепитием и сказочная русская природа — кажется, что в своих картинах художник вновь и вновь рассказывает о радости бытия.

Но за веселыми, жизнерадостными образами скрывается трагическая история их автора.

Жизнь Кустодиева была недолгой — он умер после мучительной болезни в возрасте 49 лет. Из них последние 12 лет он провел в инвалидном кресле из-за полного паралича ног. Однако, как пишет Игорь Грабарь, «болезнь не только не сокрушила его энергии, не только не подкосила его сил, а, напротив того, казалось, удвоила их».

Самые известные произведения художника относятся к послеоперационному периоду, когда он уже лишился возможности свободно двигаться. В этих работах зритель не заметит даже тени печали. Его творчество характеризуют яркость красок, изображение народных увеселений и явное любование своими типажами.

https://www.youtube.com/watch?v=J3sJpP8Nb3g

Самый узнаваемый кустодиевский образ — изображение «русской красавицы». Свой идеал красоты художник нашел в родной среде купечества, к которой принадлежало большинство его родственников.

Свои детские впечатления о прекрасном он сохранил на протяжении всей жизни и воплотил в серии женских портретов. Его купчихи — это светлые, радостные женщины с пышным станом и округлым румяным лицом.

Они всегда безмятежны и бездейственны.

Для картины «Красавица» 1915 года художнику позировала актриса Московского художественного театра В.Ф. Шевченко, исполнявшая на момент написания картины роль Настасьи Фурначевой (по пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина») — ленивой и вечно скучающей дочери купца-старообрядца.

Безмятежная красавица помещена художником в характерный для купеческой среды интерьер: постель на сундуке с расписными железными пластинами, воздушное атласное одеяло и подушки с кружевными наволочками.

Ее образ — воплощение народного представления о красоте: тело — «кровь с молоком», щечки — «яблочки наливные», «губки-вишенки». Красочная материя лубочного интерьера и женская плоть представлены художником равноценно, образуя слитность бытовой картины.

По воспоминаниям сына художника Кирилла Кустодиева, «в этой картине он наконец-то нашел свой стиль, так долго ему не дававшийся».

Найденный женский идеал художник использовал неоднократно. Картина «Девушка на Волге» 1919 года — диалог с европейскими идеалами женской красоты. Подобный прототип изображения женского образа на лоне природы можно найти в работе «Венера» итальянского художника эпохи Ренессанса Джорджоне.

В этой картине Кустодиева, как и в «Купчихе», изображена женщина, исполненная покоя и чувства победоносной величавости. Томная нега красавицы рифмуется с неспешным ритмом пейзажа на втором плане, где художник изобразил широкие берега Волги, белоснежные церковки с зеленой кровлей и молодую пару, распевающую песни под аккомпанирование гармони.

Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его «Купчиха за чаем» 1918 года. Прекрасное пышное тело купчихи поэтизируется предзакатным пейзажем с легкими розовыми облаками, а разнообразие снеди на столе с гигантским арбузом венчают это торжественное чаепитие.

Кажется, что ничто не может разрушить величавое спокойствие героини картины, рядом с которой художник поместил ласкающегося кота. Однако при детальном рассмотрении можно увидеть кавалера, явно составляющего зримую цель чувственных мечтаний героини.

Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать. А позади него виднеется пожилая купеческая пара. Они, так же как и купчиха, разогрели самовар, чтобы выпить чаю после сладкого полуденного сна.

И в этом гротескном повторении ситуации угадывается ироничная характеристика автора мира интересов своей красавицы.

Еще один излюбленный сюжет Кустодиева — русская Масленица.

«Масленица» 1916 года — радостное и феерическое зрелище. Лошади с бубенцами, карусель, балаганы и веселое бурление толпы изображены художником на фоне фантастического зимнего пейзажа. Художник словно вводит зрителя в мир сказки, где все действо развивается в предзакатный час и небо окрашивается всеми цветами радуги.

Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность.

А композиция картины, ее организация открытого пространства напоминают знаменитое произведение «Охотники на снегу» нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, чье творчество особенно ценил Кустодиев.

В 1919 году художник пишет новую «Масленицу». В отличие от картины 1916 года пространство здесь ограничено, словно кулисами, изображением двух зданий, и зритель словно выглядывает из-за них и рассматривает оттуда все происходящее в глубине картины. 

Все произведение кажется переполненным многочисленными деталями: со всех сторон пестрят афиши, вихрем несется по дороге тройка лошадей, а позади них открывается уже столь типичный кустодиевский зимний пейзаж — пушистые от снега деревья и черные купола монастыря с колокольней. В этом мельтешении можно не заметить, как Кустодиев с присущим ему озорством помещает свою подпись над витриной магазина, где продают сыры и икру. 

Спустя еще два года, в 1921 году, художник изобразил Федора Шаляпина на фоне того же самого масленичного гулянья. Огромная фигура в меховой шапке и шубе нараспашку словно парит над шумным народным празднеством.

Торжественная монументальность образа артиста, вышедшего из провинциальной России и теперь словно возвышающегося над ней, сочетается с праздничным характером веселого гулянья. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца.

Праздничный фон представлен очень пестро и ярко: на открытом балконе виднеются народные актеры, и среди них особенно выделяется фигура черта, а ближе к переднему плану прогуливаются две дочери Шаляпина и его секретарь — певец И. Дворщин.

Но главное действие еще лишь намечается — за фигурой артиста можно разглядеть афиши о его грядущих гастролях.

Этот портрет буквально вырос из театра: первая встреча Кустодиева и Шаляпина произошла еще в 1919 году во время создания художником эскизов для оперы А.Н. Серова «Вражья сила». Шаляпин тогда исполнял партию Еремки.

Читайте также:  Описание картины иеронима босха «искушение святого антония»

Как описывает сын художника, после премьеры «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет».

Сразу после окончания работы Шаляпин выкупил свой портрет со всеми предшествующими ему эскизами. Так сильно он был дорог артисту.

Еще одной сюжетной линией в творчестве Кустодиева стало изображение революционного Петрограда. Картины, которые он посвятил этой теме, так же как и ранние работы о быте купечества, проникнуты особым оптимизмом.

Революцию художник принял радостно и с открытым сердцем.

В письме своему другу Василию Лужскому он сообщал: «Как будто все во сне и так же как во сне, или, лучше, в старинной «феерии», все провалилось куда-то старое, вчерашнее, на что боялись смотреть, оказалось не только страшным, а просто испарилось яко дым!»

Первым художественным откликом на события стала картина «27 февраля 1917 года», написанная в том же 1917 году. Изображенную сцену в день утверждения Временного комитета Государственной Думы мастер увидел из окна собственной мастерской на Введенской улице в Петрограде.

Все действие развертывается вокруг машины: на ней солдаты с красным знаменем окружены толпой радостно встречающего их народа. Охваченные революционным энтузиазмом люди показаны художником на сверкающем под лучами утреннего солнца снегу. Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник.

Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому.

Немного иной по своему значению является картина «Большевик» 1920 года. По сути из привычной жанровой картины художник создает политический плакат: исполин большевик проходит триумфатором по заполненной людьми улице. В его руках развевается красный флаг, который буквально покрывает весь город.

В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции. Поэтому фигуру большевика можно рассматривать и как олицетворение мощи победившего народа, и как воплощение грубой силы, сметающей все на своем пути.

Есть еще одна важная деталь — дальнейший путь большевика преграждает церковь, именно на нее герой картины направляет свой неистовый взгляд, словно пытается устранить это препятствие на своем пути.

Как пишет современник и биограф Кустодиева Всеволод Воинов, первоначально за барабаном храма прятались фигурки священника и дьячка, но затем художник решил избавиться от них, о чем впоследствии сильно сожалел: тогда бы «его картина была совсем пророческой».

В советское время мастер смог сохранить свою духовную независимость, затворяясь от реальных событий в мире прекрасного. Но широкая известность художника повлекла неизбежные политические заказы.

Благодаря высокой оценке его творчества А. Луначарским Кустодиев был причислен к живым классикам.

Выполняя заказ на написание «Ночного праздника на Неве» 1923 года, художник исполняет сюжет с истинно классическим размахом.

Нескончаемым потоком идут люди, гремят оркестры, трепещут на ветру транспаранты и красные знамена, в небе взрывается праздничный салют. Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир. Но от удивительной цельности прежних кустодиевских праздников не остается больше ни следа: живописная сказка уступила место фотографической реальности.

Правда, подобных примеров в его творчестве больше не встретить, в последующие годы жизни художник вновь и вновь обращается к тем образам милой старины, с которых и начинался отсчет его творческой деятельности.

Его ярмарки, Масленицы и купчихи с новой силой воссияли так, что оставшуюся часть жизни оставалось лишь регулировать это волшебное сияние новыми повторениями и вариациями.

ТАСС выражает благодарность Государственной Третьяковской галерее, Музею-квартире И.И. Бродского, Музею современной истории России, Санкт-Петербургскому государственному музею театрального и музыкального искусства и Кыргызскому Национальному музею изобразительных искусств имени Гапара Айтиева за предоставление репродукций картин

Источник: https://tass.ru/spec/kustodiev_140

Борис Кустодиев: жизнь и творчество художника

Борис Михайлович Кустодиев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский художник.

Содержание

Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах.

Родился в 1878 г. Брал уроки рисования у П.А. Власова, окончившего Московское училище живописи.

После двухлетнего пребывания в общих классах Академии Художеств поступил в мастерскую И.Е. Репина, которому помогал в писании картины «Заседание Государственного совета» (Кустодиевым написана вся правая сторона картины, с этюдами к ней).

Получил заграничную командировку за картину «Деревенская ярмарка».

Выставлял свои работы последовательно на «Весенних Выставках» в Академии Художеств, на выставках «Нового Общества», на выставках «Союза», в «Салоне», а с 1910 г. на выставках «Мира Искусства», за границей — в Париже, Вене, Мюнхене, Будапеште, Брюсселе, Риме, Венеции, Мальме и других городах.

Творчество Кустодиева

Кустодиев начал свой путь как художник-портретист.

Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста.

В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову.

Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).

В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»).

Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918).

В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен.

Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А.Серова «Вражья сила» (Академический (б. Мариинский) театр, 1921).

Работы художника

  • «Вступление. Москва» рисунок
  • «Утро», (1904, ГРМ)
  • «Балаганы»
  • «Ярмарки»
  • «Масленицы»

КрасавицаМасленицаЯрмарка

  • «Сирень» (1906)
  • автопортрет (1912, Галерея Уффици, Флоренция)
  • «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)
  • портрет А. И.

    Анисимова (1915, ГРМ)

  • «Красавица» (1915, Третьяковская галерея)
  • «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)
  • «Большевик» (1919—20, Третьяковская галерея)
  • «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1922, ГРМ)
  • «Московский трактир» (1919)
  • «Портрет А.Н.Протасовой» (1900)
  • «Монахиня» (1901)
  • «Портрет Ивана Билибина» (1901)
  • «Портрет С.А.

    Никольского» (1901)

  • «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)
  • «Автопортрет» (1904)
  • «Портрет женщины в голубом» (1906)
  • «Портрет писательницы А.В.Шварц» (1906)
  • «Ярмарка» (1906)
  • «Земская школа в Московской Руси» (1907)
  • «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)
  • «Монахиня» (1908)
  • «Портрет Н.И.

    Зеленской» (1912)

  • «Морозный день» (1913)

Библиография

  • Воинов В. Б. М. Кустодиев. — Л., 1925.
  • Князева В. П. Борис Михайлович Кустодиев: (1878—1927), каталог выставки / Государственный Русский музей; [авт. предисл.]. — Л.: Гос.

  • Русский музей, 1959. — 117, [2] с., [18] л. ил., портр.
  • Эткинд М. Б. М. Кустодиев. — Л. — М., 1960.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , ru.wikipedia.org

Борис Кустодиев: картины художника

Борис Кустодиев — все картины
Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Борис Кустодиев: жизнь и творчество художника

3.4 (67.27%) 11 голос(ов)

Источник: http://allpainters.ru/kustodiev-boris.html

Ссылка на основную публикацию