Описание картины энтони ван дейка «карл 1»

Что делал человек с картины Ван Дейка «Молодой человек» перед остановкой?

Секреты старых мастеров: 6 художников и один меценат, у которых есть чему поучиться накануне Дня дур Грамотный розыгрыш — это искусство.

Вспомните, к примеру, Орсона Уэллса, объявившего по радио о марсианском вторжении. Но что делать, если под… История одного шедевра: “Поцелуй Иуды” Джотто Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг.

Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия “Поцелуй Иуды”. История вероломного…

Подробнее: vakin.livejournal.com

Старая Пинакотека (нем. Alte Pinakothek) — одна из лучших картинных галерей в мире.

В 19 залах и 49 кабинетах, представлено около 700 произведений живописи XIV-XVIII столетий, среди которых есть шедевры да Винчи, Рафаэля, Дюррера, Босха, Альтдорфера, Тициана, Боттичелли, Эль Греко, Гойи и многих других известных художников. В запасниках хранится ещё около 9 000 картин, принадлежащие кисти 1400 мастеров. Галерея открыта в 1836 году.

Подробнее: tisamsebegid.ru

В эти дни в ГМИИ им. А. С.

 Пушкина открыта выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея», на которой экспонируются 10 крупноформатных групповых портретов второй половины XVI — конца XVII века, отражающие все основные стилистические и хронологические стадии развития голландской портретной живописи. Однако в экспозиции не увидеть ни самого известного произведения этого жанра — «Ночной дозор» Рембрандта, ни работ самого известного голландского (фламандского) портретиста эпохи — сэра Антониса ван Дейка.

Подробнее: artinvestment.ru

Антонис ван Дейк был обласкан монаршими особами. Его кисть ценили и щедро оплачивали многие королевские особы. Писал он и правда знатно. Но из галереи его работ, очевидно, выделяется «Тройной портрет Карла I». Зачем так много короля на одном полотне, рассказывает Снежана Петрова.

Подробнее: diletant.media

Эта картина – одна из ярких в творчестве живописца. Но она таит в себе некую загадку. Достаточно сложно сопротивляться обаянию этого чудесного портрета. Его сила действительно интригует. Он помогает пробудить воображение, желание домыслить характеры. Зрителю хочется придумать историю жизни этой семьи.

Подробнее: opisanie-kartin.com

В годы работы художник создает королевский портрет и несколько портретов придворных аристократов из Англии.

Карл I им был изображен в полный рост на фоне природы, он занял царственную позу и был одет в красивую одежду.

Портрет хотя и был приукрашен, но присущее для творца ощущение меры и его отличные способности спасли произведение от впечатления грубоватой лести.

Подробнее: sochinenie-o.ru

Эрмитаж располагает прекрасной коллекцией произведений одного из величайших мастеров европейской живописи XVII века – Антониса Ван Дейка (1599–1641). В зале 246 Эрмитажа находится 26 картин, выполненных Ван Дейком в различные периоды творчества, написанных в разных странах – во Фландрии, Италии и Англии.

В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологические и христианские. Но главным жанром ван Дейка становится портрет.

В первый, антверпенский период, он пишет богатых бюргеров или своих товарищей по искусству, пишет в строго реалистической манере, с тонким психологизмом.

Но по приезде в Италию этот тип портрета уступает место другому. Ван Дейку заказывают множество парадных портретов генуэзской знати.

И вот к полотну подходит 16-летний юноша. Движения его легки и изящны, длинные белокурые волосы в грациозном беспорядке падают на шею и большой белый воротник, голубые глаза полны блеска. Он внимательно осматривает картину, смешивает краски и накладывает их на поврежденное место. Не прошло и часа, а юноша кладет уже последние мазки.

Подробнее: www.nearyou.ru

Ограблением века ныне называют похищение из Роттердамской художественной галереи Kunsthal картин выдающихся мастеров конца XIX — начала XX века. Последнее столь резонансное ограбление произошло в 2012 году, когда из Национальной художественной галереи в Афинах вынесли картину Пикассо и полотно Пита Мондриаана.

1. Портреты английского короля Карла I vyn_dyck_self_portrait.jpg История картины так же загадочна, как судьба человека, как жизнь самого художника. Каждое произведение искусства имеет свою историю. Оно рождается в творческих муках художника, стремящегося сделать свое творение бессмертным. Творческая энергия художника, взлет его вдохновения не исчезают, они живут веками в его произведениях.

Подробнее: www.chayka.

org

Произведения мастеров живописи прошедших веков, созданные во времена, когда еще не был изобретен фотоаппарат, являются одним из наиболее достоверных источников информации о быте, нравах, внешности, вкусовых предпочтениях и других подробностях жизни наших предков. Нередко они ставят исследователей в тупик и вызывают споры, которые не утихают в течение десятилетий. Одним из таких полотен является картина, которую написал фламандский живописец Ян ван Эйк.

Эта картина на нашей репродукции одна из наиболее ярких страниц в творчестве Ван Дейка. И вместе с тем — одна из наиболее загадочных. Трудно сопротивляться властному обаянию «Семейного портрета», его интригующей силе, он будит воображение, заставляет домысливать характеры, думать об участи молодой семьи, которую Ван Дейк изобразил с таким мастерством и сочувствием.

            Известный фламандский живописец Антонис Ван Дейк принадлежал к знаменитой художественной школ Антверпена 17 века. За свою не очень длинную жизнь (1599-1641), он написал огромное количество работ – его наследие составляет около 900 полотен.

Подробнее: 2mir-istorii.ru

Источник: http://www.chsvu.ru/chto-delal-chelovek-s-kartiny-van-dejka-molodoj-chelovek-pered-ostanovkoj/

Неповторимый стиль Ван Дейка

 Самым выдающимся учеником и последователем Рубенса искусствоведы признают  Антониса Ван Дейка.

Младший современник Рубенса,  крупнейший  фламандский живописец  Антонис Ван Дейк родился в Антверпене  22 марта 1599 г семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка.  Начал получать   художественное образование с 10-ти лет, и с 1618 года уже имел собственную мастерскую. Тогда же начался его творческий союз с Рубенсом.

Однако в мастерской своего прославленного земляка Ван Дейк работает только помощником. Положение второго живописца Фландрии  не удовлетворяло талантливого и честолюбивого юношу.

Дело в том, что Ван Дейк, будучи выходцем из зажиточных слоёв буржуазии, всю жизнь стремился войти в избранные круги аристократического общества, в которое был принят его великий учитель. Но происхождение подкачало.

Питер Пауль  Рубенс был сыном крупного юриста — Яна Рубенса, блестяще образованного и, по-видимому, неотразимого мужчины. В пользу этого предположения говорит то обстоятельство, что у него была любовная связь с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого.

 
А это, прямо скажем, не шуточки, если учесть, что Вильгельм Молчаливый был правителем Голландии. К тому же последствием этой связи оказалась нежелательная беременность Анны Саксонской.

Скандал в благородном семействе! Эта любовная история могла дорого обойтись Яну Рубенсу, он даже попал в тюрьму, но после просьб его жены был выпущен, скорее всего, из-за нежелания скандала. Так что у Питера Пауля Рубенса вполне мог быть сводный брат или сестра из венценосной фамилии.

Кроме того сам художник получил прекрасное образование и на протяжении всей жизни не только был первым художником Фландрии, но и нередко выполнял сложные дипломатические поручения.

Ван Дейк же мог рассчитывать только на свой талант художника. Ни происхождение, ни иные заслуги или обстоятельства не могли помочь ему стать признанным в аристократических кругах.

К тому же в 16-17-х веках профессия художника вовсе не делала человека кем-то избранным, она всего лишь обеспечивала или не обеспечивала ему доход, а, в сущности, считалась ремеслом, а не искусством. Многие живописцы всю свою жизнь оставались неизвестными подмастерьями у своих прославленных современников, как, например, у Рубенса.

Так что Ван Дейку было просто необходимо выйти из тени своего великого учителя, и в конце 1620 года он уезжает в Англию, где работает при дворе английского короля Якова I. Здесь, наконец,  его талант портретиста проявляется в полной мере.

В Англии того периода живопись находилась в полном упадке, и появление такого талантливейшего художника как Ван Дейк, оживило аристократическое общество, стремившееся запечатлеть свои высокородные черты на память потомкам.

Таким образом, английская знать и Ван Дейк, можно сказать, нашли друг друга и образовали удачный альянс – художник писал аристократов, аристократы принимали его в своём кругу. Антонис Ван Дейк создал свой неповторимый стиль портретного искусства, завоевавший широкую популярность в высших кругах многих европейских стран.

Заказчиков привлекало не только блестящее мастерство художника , но и его индивидуальный подход в решении аристократического парадного портрета. Самым притягательным в искусстве Ван Дейка было его представление об идеале, которому он следовал во всех своих произведениях. Его портреты как бы приподняты над повседневностью, лишены отпечатка заурядности, внутренне облагорожены. Художник стремиться передать духовную утончённость каждого человека, не впадая в поверхностную идеализацию, он создаёт романтические и изысканные образы, обладающие поэтической привлекательностью

Семья Ван Дейка. Автопортрет

 

Автопортрет с сэром Эндимионом Портером. 1633

 Рубенс и Ван Дейк. Неизвестный художник.

В 1627 года художник снова работает на родине, в Антверпене. Дело в том, что в этот период Рубенс уезжает в длительную дипломатическую поездку и Ван Дейк фактически становится первым художником Фландрии. Но после возвращения Рубенса в 1632 году снова уезжает в Англию и становится придворным художником Карла 1.

Здесь, наконец – то полностью осуществляются его честолюбивые мечты. Он получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря, становится королевским  художником. Живописец получает солидное жалование, удачно  женится. Благодаря женитьбе на Мэри Расвен, происходившей из обедневшей, но очень древней фамилии, Ван Дейк становится членом высших кругов чопорной английской аристократии.

И вот уже всё это высшее общество добивается чести позировать сыну фламандского торговца тканями. Это ли не «сбытие мечт»?Художник  остаётся верен своему стремлению облагородить своих аристократов, сделать их ещё более одухотворёнными и утончёнными.

Он даже возит с собой слепки идеальных рук, все его модели  на портретах- обладатели этих самых рук – тонких, изящных, с удлинёнными пальцами. Такие же изящные, холёные и нежные руки и на автопортретах Ван Дейка. Всю свою жизнь он служит своему внутреннему идеалу красоты. Однако портреты английской знати, которые художник пишет в эти годы, достаточно однотипны.

Эффектные костюмы и украшения не могут скрыть невыразительность характеров. Возможно, это вызвано надменной замкнутостью заказчиков – благородные дамы и господа никого  не желали допускать в мир своих чувств. 

Зато Ван Дейку открылся мир их детей. В Англии художник написал замечательные детские портреты, то забавно важные, то обаятельно непосредственные, эти портреты стали образцом совершенства для художников и предметом восхищения ценителей жанра детского портрета.

Пятеро детей карла 1

 Столь блестяще начатый путь закончился для Ван Дейка драматично. В 1641 году художник отправился в Париж для того, чтобы выполнить декоративные работы в Лувре. Для чего ему это было нужно? Ведь Ван Дейк не был обделён заказами и при английском дворе. Однако в этот период в Англии назревали политические перемены, и художник искал более спокойное место для работы.

Но за свой труд в Лувре Ван Дейк запросил непомерную, по мнению заказчиков, цену, и ему было отказано. Такой удар по самолюбию художника сказался на его здоровье, и  без того подорванном долгой дорогой. В Англию он вернулся тяжело больным.

Карл 1 пообещал поистине царское вознаграждение лекарю, который сумел бы вылечить любимого королевского живописца, но все было тщетно. Ван Дейк умер неделю спустя после рождения дочери, 9 декабря 1641 г. в Лондоне, и был погребен в Соборе святого Павла. Художнику были устроены пышные похороны, по желанию Карла Первого на могиле Ван Дейка был воздвигнут памятник.

Сам король пережил Ван Дейка всего на несколько лет. В 1649 ему отрубили венценосную голову.  Две его дочери, увековеченные художником, умерли  от горя, а королева бежала из Англии. Да и большинство высокородных заказчиков сэра Антониса Ван Дейка разорились или пали на полях сражений.

И в довершение этой драматической истории в разразившемся в 1666 году в Лондоне пожаре сгорел собор Святого Павла, а вместе с ним могила Ван Дейка с его останками,  и памятник, надписанный королем Карлом Первым.

Но память о выдающемся художнике не могли уничтожить ни пожар,  ни время, остались его прекрасные картины, и сэр Антонис Ван Дейк остаётся одних из лучших мировых портретистов. А созданный художником тип идеализированного парадного портрета стал образцом для многих живописцев последующих веков.

Источник: http://svetart.by/portretnoe-skhodstvo/nepovtorimyj-stil-van-dejka

История одного шедевра: «Тройной портрет Карла I» ван Дейка

Антонис ван Дейк был обласкан монаршими особами. Его кисть ценили и щедро оплачивали многие королевские особы. Писал он и правда знатно. Но из галереи его работ, очевидно, выделяется «Тройной портрет Карла I». Зачем так много короля на одном полотне?

«Тройной портрет Карла I», Антонис ван Дейк (1636)

СюжетАнтонис ван Дейк начал писать портрет во второй половине 1635 года, когда король был в самом расцвете сил. Стоит честно признать, что художник был не первый, кто на одном полотне изобразил человека в нескольких ракурсах. Собственно, он даже не отрицал, что позаимствовал идею у венецианца Лоренцо Лотто, чей «Портрет мужчины в трех ракурсах» находился в Королевском собрании.

Читайте также:  Описание картины михаила шибанова «крестьянский обед»

На Карле I три камзола разного цвета, но один и тот же кружевной воротник. Слева он придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, правая рука держит плащ. Однако все это — мелочи жизни.

Главной задачей ван Дейка было изобразить максимально точно голову монарха.

За счет техники — художник писал жидкими красками, не обводя контуры линией, а свободно означая их игрой света и тени — создано то эмоциональное напряжение, которое потом отметят многие.

Лоренцо Лотто «Портрет мужчины в трех ракурсах»

В чем, собственно, дело, спросите вы? Почему так важна голова? Раскрываем секрет: портрет был написан специально для изготовления бюста Карла I.

Находчиво, не правда ли? Сам монарх не мог присутствовать в мастерской, фотографии тогда, как вы понимаете, не было. Остается портрет. Полотно отослали в Рим скульптору и архитектору Лоренцо Бернини.

Последний, увидев портрет, заметил «некоторую горестную обречённость, читающуюся в чертах государя». Как в воду глядел — через несколько лет Карла I казнили.Летом 1636 года бюст был готов, через год его доставили заказчику.

Представленный в Оутлендском дворце, бюст вызвал восхищение английского общества. Но, вероятно, не очень его ценили, если не уберегли при пожаре в 1698 году. Сейчас в Виндзоре хранится копия, выполненная, возможно, Томасом Эйди со слепка.

Контекст

О Карле I стоит сказать отдельно. Он был королем Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Он был у власти 20 лет, и все это время совершал фатальные ошибки.

Конечно, как настоящий король Карл хотел усиления своей власти, а также церкви, которая, ясно-понятно, в благодарность поддерживала бы его.

На алтарь своих амбиций он готов был положить традиционные права сословий и принцип неприкосновенности частной собственности подданных.

«Карл 1, король Англии, на охоте», Антонис ван Дейк

Действовал король решительно: рубил реформами направо и налево, вводил новые налоги, отнимал у дворян земли, ставил на высшие государственные должности епископов. Карл I всячески хотел сблизить шотландское пресвитерианство с англиканством, а Шотландия этого никак не хотела. Так начались «Епископские войны».

За 20 лет ван Дейк написал более 900 картинВ Ирландии тоже были недовольны Карлом и подняли восстание. После окончательного разрыва с парламентом Карл в 1642 году фактически начал гражданскую войну.Однако и тут у монарха не заладилось. В конце концов, схваченного Карла судили, признали виновным как тирана, изменника и врага отечества, приговорив к казни.

30 января 1649 года Карл был обезглавлен в Уайтхолле.

Судьба художника

Ван Дейк за всю свою жизнь ничем, кроме живописи, не занимался. Уже в 14 лет он писал портреты, за которые люди были готовы платить. А в 16 лет открыл свою мастерскую. Бизнес пошел в гору. В какой-то момент стало понятно, что самый добротный заказчик — монархи. Так художник оказался при дворе Якова I.

У короля Англии и Шотландии живописец пробыл недолго — несколько месяцев на рубеже 1620−1621 годов. Сложно сказать, почему прекратилось сотрудничество, но примечательно, что к работе с монархами ван Дейк вернулся только в 1627 году, когда стал придворным художником испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении.

Незадолго до ее смерти ван Дейк покидает двор и отправляется в Лондон, где с 1632 года всецело посвящен Карлу I. Можно сказать, они нашли друг друга — муза и художник. На руку художнику играл и тот факт, что в те времена в Лондоне совершенно отсутствовали художественные традиции.

И кто знает, по какому пути пошла бы английская живописная школа, если бы не ван Дейк. Глядя на его портреты, художники Англии учились уму-разуму. Например, как написать официальный парадный портрет, показав заказчика благородным, утонченным интеллектуалом.

В итоге в XVIII веке английская живопись переживала бум мастеров жанра.

Антонис ван Дейк. Автопортрет

Что же до Карла I, то он принадлежал к тем немногим монархам Англии, кто признавал развивающее влияние искусства на народ и поощрял творцов всех мастей. В картинах ван Дейка монарх увидел черты итальянской живописи, и это особенно пленяло его.

Король и королева постоянно заказывали фламандцу свои портреты. 35 изображений Карла I (из которых 7 — конных), 35 — королевы Генриетты, бесчисленные портреты королевских детей — все это ван Дейк.

В благодарность монарх посвятил художника в рыцари и пожаловал статус королевского художника, что было не только почетно, но и, как вы понимаете, прилично оплачивалось.

В Лондоне ван Дейк и закончил свои дни. За 40 с небольшим лет своей жизни он написал (внимание!) около 900 полотен. Секрет здесь не только в том, что художник работал быстро и легко. Дело в том, что у него была армия помощников — художники, которые делали всю грязную работу: писали задние планы, драпировки и тому подобные вещи.

Источник http://diletant.media/articles/29184158/

Источник: https://www.colors.life/post/700925/

Казнь Карла I

фото: Казнь Карла I глазами свидетелей, Джон Висоп

Стюарты – династия, происходившая из старинного шотландского дома. Её представители, не раз занимая английский и шотландский престол, как никто другой оставили след в истории государства.

Их возвышение относится к началу XIV века, когда граф Вальтер Стюарт (Steward) женился на дочери короля Роберта I Брюса.

Едва ли этому браку предшествовала романтическая история, скорее всего, английский монарх счёл за благо укрепить этим союзом свою связь с шотландской аристократией.

Карл Первый, о трагической судьбе которого пойдёт разговор в этой статье, являлся одним потомков достопочтенного графа Вальтера, и так же как и он, принадлежал к династии Стюартов. Своим рождением он «осчастливил» будущих подданных 19 ноября 1600 года, появившись на свет в старинной резиденции шотландских монархов – Денфермлинском дворце.

Для последующего восшествия на престол маленький Карл имел безупречное происхождение – его отцом был король Шотландии Яков VI, а матушкой королева Англии Анна Датская. Однако, дело подпортил старший брат Генри, принц Уэльский, появившийся на свет шестью годами раньше, и потому имевший приоритетное право на корону.

Вообще судьба не была особенно щедра к Карлу, разумеется, если это можно сказать об отроке из королевской семьи.

В детстве он был болезненным ребёнком, несколько задержавшимся в развитии, и потому позже, чем его сверстники начавшем ходить и говорить.

Даже когда в 1603 году его отец унаследовал английский престол, и переехал в Лондон, Карл не мог последовать за ним, так как придворные медики опасались, что он не перенесёт дороги.

Надо отметить, что физическая слабость и худосочность сопутствовали ему всю жизнь. Даже на парадных портретах художникам не удавалось придать этому монарху хоть сколько-нибудь величественный облик. Да и ростом Карл 1 Стюарт был всего лишь 162 см.

В 1612 году произошло событие, определившее всю дальнейшую судьбу Карла. В тот год в Лондоне разразилась страшная эпидемия тифа, от которой невозможно было укрыться даже в стенах королевского замка.

По счастью, сам он не пострадал, так как находился в то время в Шотландии, но жертвой болезни стал его старший брат Генри, которого с рождения готовили к управлению страной, и на которого всё высшее общество возлагало большие надежды.

Эта смерть открыла Карлу путь к власти, и едва в Вестминстерском аббатстве, где упокоился прах Генри, завершились траурные церемонии, он был возведён в ранг принца Уэльского – наследника престола, и в течение последующих лет его жизнь наполнилась всевозможными приготовлениями к исполнению столь высокой миссии.

фото: Портрет Карла I, Антонис ван Дейк

Когда Карлу исполнилось двадцать лет, отец озаботился устройством его будущей семейной жизни, поскольку брак наследника престола является делом сугубо политическим, и Гименея к нему на выстрел не подпускают.

Свой выбор Яков VI остановил на испанской инфанте Анне. Такое решение вызвало возмущение членов парламента, не желавших династического сближения с католическим государством.

Забегая вперёд, следует отметить, что будущая казнь Карла 1 будет иметь во многом религиозную подоплёку, и столь опрометчивый выбор невесты стал первым шагом к ней.

Однако в тот момент ничто не предвещало беды, и Карл отправился в Мадрид с желанием лично вмешаться в брачные переговоры, а заодно и взглянуть на невесту.

В поездке жениха сопровождал фаворит, а точнее, любовник его папаши – Джордж Вильерсом.

По свидетельству историков, король Яков VI имел большое и любвеобильное сердце, в котором умещались не только придворные дамы, но и их достопочтенные мужья.

К разочарованию английского двора, переговоры в Мадриде зашли в тупик, так как испанская сторона требовала от принца принятия католичества, а это было совершенно не приемлемо.

Карл и его новый друг Джордж были настолько уязвлены строптивостью испанцев, что по возвращении домой потребовали от парламента разрыва отношений с их королевским двором, и даже высадки экспедиционного корпуса для ведения боевых действий.

Неизвестно, чем бы всё кончилось, но, к счастью, в тот момент подвернулась более сговорчивая невеста – дочь короля Франции Генриха IV Генриетта-Мария, ставшая его женой, и отвергнутый жених успокоился.

фото: Карла I и Генриетта-Мария.

Карл 1 Стюарт взошёл на престол после смерти своего отца, последовавшей в 1625 году, и с первых же дней начал конфликтовать с парламентом, требуя от него субсидий на всевозможные военные авантюры.

Не получив желаемого (экономика трещала по швам), он дважды его распускал, но каждый раз был вынужден созывать заново. В итоге необходимые средства король добыл, обложив население страны незаконными и весьма обременительными податями.

История знает немало подобных примеров, когда недальновидные монархи затыкали бюджетные дыры, ужесточая налоги.

Последующие годы также не принесли улучшений. Его друг и фаворит Джордж Вильерсом, после смерти Якова VI окончательно переселившийся в покои Карла, был вскоре убит. Этот мерзавец оказался нечист на руку, за что и поплатился, занимаясь сбором налогов.

Не имея ни малейшего понятия в экономике, единственным путём пополнения казны король, всегда считал новые и новые поборы, штрафы, введение различных монополий и тому подобные меры.

Казнь Карла 1, последовавшая на двадцать четвёртом году его правления, стала достойным финалом такой политики.

В скором времени после убийства Вильерсома, из круга придворных заметно выделился некий Томас Уэнтворт, сумевший сделать в годы правления Карла Первого блестящую карьеру.

Ему принадлежит идея установления в государстве абсолютной королевской власти, опирающейся на регулярную армию.

Став впоследствии наместником короля в Ирландии, он с успехом претворил в жизнь этот план, огнём и мечом подавляя инакомыслие.

фото: Томас Уэнтуорт, 1-й граф Страффорд. Портрет графа Страффорда работы Ван Дейка.

Карл Первый не проявил дальновидности и в религиозных конфликтах, раздиравших страну. Дело в том, что население Шотландии в большинстве своём состояло из последователей пресвитерианской и пуританской церквей, принадлежавших к двум из многочисленных направлений протестантизма.

Это часто служило поводом для конфликтов с представителями англиканской церкви, главенствовавшей в Англии и поддерживаемой правительством. Не желая искать компромисса, король попытался насильственными мерами повсеместно установить её господство, что вызвало крайнее возмущение шотландцев, и в итоге привело к кровопролитию.

Однако главной ошибкой, следствием которой стала гражданская война в Англии, казнь Карла 1 и последовавший затем политический кризис, следует считать его крайне непродуманную, и бездарно проводимую политику в отношении Шотландии. На этом единодушно сходится большинство исследователей столь печально закончившегося правления.

Основным направлением его деятельности являлось укрепление неограниченной королевской и церковной власти. Такая политика была чревата крайне негативными последствиями. В Шотландии с давних времён сложились традиции, закреплявшие права сословий и возводившие в закон неприкосновенность частной собственности, а на них-то в первую очередь и покусился монарх.

Ко всему прочему, следует заметить, что биография Карла 1 сложилась трагически не столько из-за преследуемых им целей, сколько из-за путей их реализации. Его действия, как правило, чрезмерно прямолинейные и плохо продуманные, неизменно вызывали народное возмущение и способствовали усилению оппозиции.

В 1625 году король настроил против себя подавляющее большинство шотландского дворянства, издав указ, вошедший в историю под названием «Акт о ревокации».

Согласно этому документу, аннулировались все постановления английских королей, начиная с 1540 года, о передаче во владение дворянам земельных участков.

Для их сохранения собственники обязаны были внести в казну сумму, равную стоимости земли.

Читайте также:  Описание картины александры сайкиной «детская спортивная школа»

Кроме того, этот же указ предписывал вернуть англиканской церкви её земли, находившиеся на территории Шотландии, и изъятые у неё в период Реформации, установившей в стране протестантство, что коренным образом затрагивало религиозные интересы населения.

Не удивительно, что после обнародования столь провокационного документа королю было подано множество петиций протеста от представителей самых различных слоёв общества.

Однако он не только демонстративно отказался от их рассмотрения, но и усугубил положение введением новых налогов.

С первых дней своего правления Карл I начал выдвигать на высшие государственные посты англиканских епископов. Им же было предоставлено большинство мест в королевском совете, что значительно уменьшило представительство в нём шотландского дворянства, и дало новый повод для недовольства. В результате шотландская аристократия оказалась отстранённой от власти и лишённой доступа к королю.

Опасаясь усиления оппозиции, король с 1626 года практически приостановил деятельность парламента Шотландии, и всеми мерами препятствовал созыву генеральной ассамблеи шотландской церкви, в богослужение которой по его распоряжению был введён целый ряд чуждых им англиканских канонов. Это была роковая ошибка, и Казнь Карла 1, ставшая печальным завершением его правления, явилась неминуемым следствием подобных просчётов.

Когда шла речь об ущемлении политических прав дворянства, то подобные действия вызывали протест лишь в их, узко сословном кругу, но в случае попрания религиозных норм – король восстанавливал против себя целый народ.

Это вновь вызвало поток возмущений и протестных петиций.

Как и в прошлый раз, король отказался их рассматривать, и подлил масла в огонь, казнив одного наиболее активных петиционеров, предъявив ему обычное в таких случаях обвинение в государственной измене.

Искрой, взорвавшей пороховой погреб Шотландии, стала попытка провести 23 июля 1637 года в Эдинбурге богослужение, построенное на основе англиканской литургии.

Это вызвало не только возмущение граждан, но и открытый бунт, охвативший большую часть страны, и вошедший в историю, как Первая гражданская война. Ситуация накалялась с каждым днём.

Лидерами дворянской оппозиции был составлен, и направлен королю протест против чуждой народу церковной реформы, и повсеместного возвышения англиканского епископата.

Попытка короля разрядить обстановку, насильно удалив из Эдинбурга наиболее активных оппозиционеров, лишь усугубила всеобщее недовольство. В результате под давлением своих противников, Карл I был вынужден пойти на уступки, удалив ненавистных народу епископов из королевского совета.

Результатом всеобщих волнений, стал созыв Национального Конвента Шотландии, состоявшего из делегатов всех социальных слоев общества, и возглавляемого представителями высшей аристократии.

Его участниками был составлен и подписан манифест о совместных действиях всей шотландской нации против попыток вносить какие-либо изменения в их религиозные устои. Копию документа вручили королю, и тот был вынужден, смириться.

Однако это было лишь временным затишьем, и урок, преподанный монарху его подданными, не пошёл впрок. Поэтому казнь Карла 1 Стюарта стала логическим завершением цепи его ошибок.

Этот самонадеянный, но весьма незадачливый правитель оскандалился и в другой части подчинённого ему королевства – Ирландии. Там он за определённую и весьма солидную мзду обещал покровительство местным католикам, однако, получив с них деньги, тут же обо всём забыл.

Оскорблённые таким к себе отношением, ирландцы взялись за оружие, чтобы с его помощью освежить память короля.

Несмотря на то что к этому времени Карл I окончательно потерял поддержку собственного парламента, а вместе с ним и основной части населения, он попытался с небольшим количеством верных ему полков, силой изменить сложившуюся ситуацию. Так, 23 августа 1642 года началась Вторая гражданская война в Англии.

Надо отметить, что полководцем Карл I был столь же бездарным, как правителем. Если в начале военных действий ему удалось одержать несколько довольно лёгких побед, то 14 июля 1645 года его войско было наголову разбито в сражении при Несби.

Мало того, что король оказался в плену у собственных подданных, так еще и в его лагере был захвачен архив, содержавший массу всякого компромата.

В результате достоянием гласности стали многие его политические и финансовые махинации, а также обращения за военной помощью к иностранным государствам.

фото: Судебный процесс над Карлом Первым

До 1647 года Карл I содержался в Шотландии на положении узника.

Однако и в этой незавидной роли он продолжал делать попытки договориться с представителями различных политических группировок и религиозных течений, щедро раздавая направо и налево обещания, которым никто уже не верил.

В конце концов тюремщики извлекли из него единственно возможную выгоду, передав (продав) за четыреста тысяч фунтов стерлингов английскому парламенту. Стюарты – династия, много повидавшая на своём веку, но такого позора ей испытывать ещё не приходилось.

Оказавшись в Лондоне, низложенный король был помещён в замок Гольмби, а затем переведён во дворец Хэмптон-корт, под домашний арест. Там у Карла появилась реальная возможность вернуться к власти, приняв предложение с которым к нему обратился видный политический деятель той эпохи Оливер Кромвель, для которого казнь Карла 1, ставшая к тому времени вполне реальной, была невыгодна.

В условиях, предложенных королю, не содержалось каких-либо серьёзных ограничений монарших полномочий, но и тут он упустил свой шанс.

Желая ещё больших уступок, и затеяв тайные переговоры с различными политическими группировками страны, Карл уклонялся от прямого ответа Кромвелю, в результате чего тот потерял терпение и отказался от задуманного. Таким образом, казнь Карла 1 Стюарта была лишь вопросом времени.

Трагическую развязку ускорил его побег на остров Уайт, расположенный в проливе Ла-Манш, недалеко от британского побережья.

Однако и эта авантюра закончилась неудачей, в результате чего домашний арест во дворце сменился заключением в тюремной камере.

Оттуда своего бывшего монарха пытался вызволить барон Артур Капель, которого Карл когда-то сделал пэром и возвёл на самый верх придворной иерархии. Но, не имея достаточных сил, тот вскоре сам оказался за решёткой.

фото: Хэмптон-Корт

Нет сомнения, что наиболее характерной чертой этого отпрыска рода Стюартов была склонность к интригам, которая в результате его и погубила.

Например, давая туманные обещания Кромвелю, он одновременно вёл закулисные переговоры с его противниками из парламента, а получая деньги у католиков, на них же поддерживал англиканских епископов.

И сама казнь короля Карла 1 была во многом ускорена из-за того, что, даже находясь под арестом, он не переставал рассылать повсюду призывы к восстанию, что в его положении было полным безумием.

В результате большинство полков подало в парламент петицию с требованием суда над бывшим королём. Был 1649 год, и давно ушли в прошлое надежды, с которыми британское общество встречало его восхождение на престол. Вместо мудрого и дальновидного политика, оно получило самолюбивого и ограниченного авантюриста.

Для ведения суда над Карлом I парламент назначил сто тридцать пять комиссаров, которых возглавлял видный юрист того времени Джон Брэдшоу.

Казнь короля Карла 1 была предрешена заранее, и поэтому вся процедура не заняла много времени. Бывший монарх, человек, ещё вчера повелевавший могучей державой, был единогласно признан тираном, изменником и врагом отечества.

Понятно, что единственно возможным приговором за столь тяжкие преступления могла быть смерть.

фото: Короля Карла ведут на казнь. Художник Эрнст Крофтс (Crofts).

Казнь английского короля Карла 1 состоялась ранним утром 30 января 1649 года в Лондоне. Надо отдать ему должное – даже взойдя на эшафот, он сохранил присутствие духа, и обратился к собравшейся толпе с предсмертной речью.

В ней осуждённый заявил, что гражданские вольности и свободы обеспечиваются исключительно наличием правительства и законов, гарантирующих гражданам жизнь и неприкосновенность имущества. Но в то же время это никак не даёт народу право претендовать на управление страной.

Монарх и толпа, по его словам, – это совершенно разные понятия.

Таким образом, даже на пороге смерти Карл отстаивал принципы абсолютизма, приверженцами которого были все Стюарты. Англия должна была ещё пройти долгий путь, прежде чем во всей полноте утвердилась конституционная монархия, и народ вопреки его мнению получил возможность участвовать в управлении государством. Однако фундамент этому был уже заложен.

По воспоминаниям современников, казнь английского короля Карла 1 собрала огромную толпу народа, находившуюся на протяжении всего этого кровавого спектакля в состоянии, близком к шоковому.

Кульминация наступила, когда палач поднял за волосы отрубленную голову их бывшего суверена.

Однако традиционные в таких случаях слова о том, что принадлежит она государственному преступнику и изменнику, не прозвучали.

Так, 1649 год поставил кровавую точку в правлении этого короля. Однако минует ещё одиннадцать лет, и в истории Англии наступит период, названный Реставрацией Стюартов, когда вновь на престол взойдут представители этого древнего рода. Вторая гражданская война и казнь Карла 1 были его преддверием.

Источник: https://homsk.com/trombon/kazn-karla-i

«Тройной портрет Карла I» Антониса ван Дейка

Антонис ван Дейк был обласкан монаршими особами. Его кисть ценили и щедро оплачивали многие королевские особы. Писал он и правда знатно. Но из галереи его работ, очевидно, выделяется «Тройной портрет Карла I». Зачем так много короля на одном полотне, рассказывает Снежана Петрова.

«Тройной портрет Карла I», Антонис ван Дейк (1636)

Сюжет

Антонис ван Дейк начал писать портрет во второй половине 1635 года, когда король был в самом расцвете сил. Стоит честно признать, что художник был не первый, кто на одном полотне изобразил человека в нескольких ракурсах. Собственно, он даже не отрицал, что позаимствовал идею у венецианца Лоренцо Лотто, чей «Портрет мужчины в трех ракурсах» находился в Королевском собрании.

Тройной портрет написан для создания бюста Карла I

На Карле I три камзола разного цвета, но один и тот же кружевной воротник. Слева он придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, правая рука держит плащ. Однако все это — мелочи жизни.

Главной задачей ван Дейка было изобразить максимально точно голову монарха.

За счет техники — художник писал жидкими красками, не обводя контуры линией, а свободно означая их игрой света и тени — создано то эмоциональное напряжение, которое потом отметят многие.

Лоренцо Лотто «Портрет мужчины в трех ракурсах»

В чем, собственно, дело, спросите вы? Почему так важна голова? Раскрываем секрет: портрет был написан специально для изготовления бюста Карла I. Находчиво, не правда ли? Сам монарх не мог присутствовать в мастерской, фотографии тогда, как вы понимаете, не было. Остается портрет.

Полотно отослали в Рим скульптору и архитектору Лоренцо Бернини. Последний, увидев портрет, заметил «некоторую горестную обречённость, читающуюся в чертах государя». Как в воду глядел — через несколько лет Карла I казнили.

Семье Карла I ван Дейк посвятил десятки полотен

Летом 1636 года бюст был готов, через год его доставили заказчику. Представленный в Оутлендском дворце, бюст вызвал восхищение английского общества. Но, вероятно, не очень его ценили, если не уберегли при пожаре в 1698 году. Сейчас в Виндзоре хранится копия, выполненная, возможно, Томасом Эйди со слепка.

Контекст

О Карле I стоит сказать отдельно. Он был королем Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Он был у власти 20 лет, и все это время совершал фатальные ошибки.

Конечно, как настоящий король Карл хотел усиления своей власти, а также церкви, которая, ясно-понятно, в благодарность поддерживала бы его. На алтарь своих амбиций он готов был положить традиционные права сословий и принцип неприкосновенности частной собственности подданных.

«Карл 1, король Англии, на охоте», Антонис ван Дейк

Действовал король решительно: рубил реформами направо и налево, вводил новые налоги, отнимал у дворян земли, ставил на высшие государственные должности епископов. Карл I всячески хотел сблизить шотландское пресвитерианство с англиканством, а Шотландия этого никак не хотела. Так начались «Епископские войны».

За 20 лет ван Дейк написал более 900 картин

В Ирландии тоже были недовольны Карлом и подняли восстание. После окончательного разрыва с парламентом Карл в 1642 году фактически начал гражданскую войну.

Однако и тут у монарха не заладилось. В конце концов, схваченного Карла судили, признали виновным как тирана, изменника и врага отечества, приговорив к казни. 30 января 1649 года Карл был обезглавлен в Уайтхолле.

Судьба художника

Ван Дейк за всю свою жизнь ничем, кроме живописи, не занимался. Уже в 14 лет он писал портреты, за которые люди были готовы платить. А в 16 лет открыл свою мастерскую. Бизнес пошел в гору. В какой-то момент стало понятно, что самый добротный заказчик — монархи. Так художник оказался при дворе Якова I.

У короля Англии и Шотландии живописец пробыл недолго — несколько месяцев на рубеже 1620−1621 годов. Сложно сказать, почему прекратилось сотрудничество, но примечательно, что к работе с монархами ван Дейк вернулся только в 1627 году, когда стал придворным художником испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении.

Незадолго до ее смерти ван Дейк покидает двор и отправляется в Лондон, где с 1632 года всецело посвящен Карлу I. Можно сказать, они нашли друг друга — муза и художник. На руку художнику играл и тот факт, что в те времена в Лондоне совершенно отсутствовали художественные традиции.

И кто знает, по какому пути пошла бы английская живописная школа, если бы не ван Дейк. Глядя на его портреты, художники Англии учились уму-разуму. Например, как написать официальный парадный портрет, показав заказчика благородным, утонченным интеллектуалом.

В итоге в XVIII веке английская живопись переживала бум мастеров жанра.

Читайте также:  Описание картины питера брейгеля «крестьянская свадьба»

Антонис ван Дейк. Автопортрет

Что же до Карла I, то он принадлежал к тем немногим монархам Англии, кто признавал развивающее влияние искусства на народ и поощрял творцов всех мастей.

В картинах ван Дейка монарх увидел черты итальянской живописи, и это особенно пленяло его. Король и королева постоянно заказывали фламандцу свои портреты.

35 изображений Карла I (из которых 7 — конных), 35 — королевы Генриетты, бесчисленные портреты королевских детей — все это ван Дейк.

Задний план и драпировки за ван Дейка писали помощники

В благодарность монарх посвятил художника в рыцари и пожаловал статус королевского художника, что было не только почетно, но и, как вы понимаете, прилично оплачивалось.

В Лондоне ван Дейк и закончил свои дни. За 40 с небольшим лет своей жизни он написал (внимание!) около 900 полотен. Секрет здесь не только в том, что художник работал быстро и легко. Дело в том, что у него была армия помощников — художники, которые делали всю грязную работу: писали задние планы, драпировки и тому подобные вещи.

Источник: https://reworldart.ru/?page_id=1429

Ван дейк. біографія і картини художника ван дейка — електронна бібліотека бібліограф

У 1615-1616 Ван Дейк відкриває власну майстерню. До раннім роботам належить його Автопортрет (ок. 1615, Відень, Музей історії мистецтв), що відрізняється витонченістю та елегантністю. У 1618-1620 створює цикл з 13 дощок, зображують Христа і апостолів: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, приватне зібрання), Св. Матвій (ок.

1618, Лондон, приватне зібрання). Виразні обличчя апостолів написані у вільній мальовничій манері. Зараз значна частина дощок цього циклу розсіяна по музеях усього світу.

У 1618 Ван Дейк був прийнятий майстром в гільдію живописців Святого Луки і, вже маючи власну майстерню, співпрацює з Рубенсом, працює як помічник в його майстерні.

З 1618 по 1620 Ван Дейк створює твори на релігійні теми, часто в декількох варіантах: Коронування терновим вінцем (1621, 1-й берлінський варіант — не зберігся; 2-й — Мадрид, Прадо); Поцілунок Іуди (ок.

1618-1620, 1-й варіант — Мадрид, Прадо; 2-й — Мінеаполіс, Інститут мистецтв); Несення хреста (ок. 1617-1618, Антверпен, Сінт-Паулускерк); Св.

Мартін і жебраки (1620-1621, 1-й варіант — Віндзорський замок, Королівський збори; 2-й варіант — Завентем, церква Сан-Мартен), Мучеництво св. Себастьяна (1624-1625, Мюнхен, Стара Пінакотека).

Антоніс Ван Дейк зобов'язаний своєю славою жанру портрета, який в ієрархії жанрів європейської живопису займав низьке положення. Однак у Фландрії до цього часу вже склалася традиція портретного мистецтва. Ван Дейк написав сотні портретів, кілька автопортретів, став одним з творців парадного портрета 17 ст.

В портретах своїх сучасників він показував їх інтелектуальний, емоційний світ, духовне життя, жвавий характер людини. У ранніх портретах Ван Дейк пише заможних городян, художників з сім'ями. Тема зображення сімейств і подружніх пар, настільки поширена в мистецтві Нідерландів 16 ст., була підхоплена Ван Дейком: Портрет Франса Снейдерса з Маргаритою де Вос (ок.

1621, Кассель, Картинна галерея). У знаменитому Сімейному портреті (1623, Санкт-Петербург, Ермітаж) Ван Дейком передані природні рухи і жести, пози здаються випадковими, живі погляди спрямовані на глядача — всі ці нововведення він вносить у мистецтво портрета.

До знаменитих портретів цього періоду відноситься і Портрет Корнеліуса ван дер Геста (близько 1620, Лондон, Національна галерея), овіяний тонким психологізмом.

У 1920 з ініціативи королівського гофмаршала Томаса Хауэрда, графа Эрендела (1585-1646) Ван Дейк був запрошений в Англії в якості придворного живописця. Тут він знайомиться з творами Високого Відродження. Художник неодноразово писав портрети графа і членів його сім'ї, найкращий з яких Портрет графа Эрендела з онуком лордом Монтерверсом (ок. 1635, Эрендел-касл, Збори герцога Норфолка).

Ван Дейк провівши в Англії близько року, здійснює поїздку в Італію, ряд міст якій він відвідує в свиті леді Эрендел. По дорозі в Італію він заїжджає в Антветпен, де пише кілька картин, найвідоміша з яких портрет дружини Рубенса Портрет Ізабелли Брандт (ок. 1621, Вашингтон, Національна галерея мистецтв).

В Італії, в якій Ван Дейк провів з 1621 по 1627, він вивчає твори італійського живопису.

Захоплюючись творчістю Тиціана, Тінторетто, Веронезе (1528-1588), він робить замальовки з натури, ескізи картин знаменитих художників, що склало Італійський альбом (Лондон, Британський музей) Ван Дейка.

Влаштувавшись в Генуї, він довго жив у Римі, Мантуї, Венеції, Турині, Флоренції, продовжуючи писати портрети. Серед них підкреслено парадний Портрет кардинала Гвідо Бентівольо (1623, Флоренція, Галерея Пітті), поєднує зовнішню репрезентативність з розкриттям багатою внутрішньою життя.

У 1624 Ван Дейк отримує запрошення від віце-короля Сицилії відвідати Палермо, де він пише поколінний Портрет віце-короля Еммануїла Філіберта Савойського (1624), а також велику вівтарну картину для палермской церкви Ораторио дель Розаріо Мадонна чоток (1624-1627) — найбільший замовлення, отриманий Ван Дейком від церкви в італійський період.

Повернувшись до Генуї, Ван Дейк, вже відомий, модний портретист, пише блискучі портрети-картини. Він створює складні композиції парадного портрета, на яких постає дещо романтизований, величний світ аристократії. Він зображує портретованих у повний зріст на тлі розкішних палаців, відкритих терас, величних пейзажів, надає їм гордовиті ефектні пози і жести.

Пишність костюмів з блискуче прописаними тканинами, із струмуючими складками посилюють значимість образів. Портрет маркізи Олени Грімальді Каттанео зі слугою негреням (1623, Вашингтон, Національна галерея мистецтв), Портрет маркізи Бальбі (ок. 1623, Нью-Йорк, Музей Метрополітен), Портрет Паоли Адорно з сином (ок.

1623, Вашингтон, Національна галерея мистецтв), груповий портрет, Портрет сім'ї Ломелліно (1624-1626, Едінбург Національна галерея Шотландії).

В цей час він звертається до зображення літніх людей, відзначених печаткою прожитого життя: Портрет сенатора і Портрет дружини сенатора (1622-1627, Берлін, Державні музеї), а також до зображення дітей, створивши вперше в історії мистецтв перший парадний дитячий груповий портрет: Портрет дітей сім'ї де Франки (1627, Лондон, Національна галерея).

У 1627 Ван Дейк повернувся в Антверпен, в якому він пробув до 1632, вступив у володіння спадщиною після смерті батька. Популярність його величезна: він виконує замовлення на великі вівтарні картини для церков Антверпена, Гента, Куртрэ, Мелехена, портрети, картини на міфологічні теми.

Для церкви єзуїтів Ван Дейк пише велику вівтарну картину Бачення св. Августина (1628, Антверпен, Церква св. Августина), для бокового вівтаря Братства холостяків в антверпенської церкви єзуїтів — Богоматір і немовля Ісус св.

Розалією, Петром і Павлом (1629, Відень, Музей історії мистецтв), для церкви домініканців в Антверпені — Розп'яття зі св. Домініком і св. Катериною Сієнській (1629, Антверпен, Королівський музей витончених мистецтв).

Він створює багато полотен меншого розміру на релігійну тематику: Бачення Богоматері блаженному Герману Йосипу (1630, Відень, Музей історії мистецтв), Богоматір з куріпками (поч. 1630-х, Санкт-Петербург, Ермітаж), написана для англійської королеви.

Серед портретів Ван Дейка цього періоду переважали зображення представників правлячих кіл, знатних сімейств, духовенства, сановників, художників.

Він з любов'ю прописує деталі костюмів, прикрас, і разом з його живопис дуже вільна: динамічні мазки, широкий лист. Він блискуче передає внутрішній світ портретованого, вони повні життя, природні: Портрет Яна ван дер Ваувера (1632, Москва, ДМОМ їм.

Пушкіна), Портрет Мартіна (1630, Мадрид, Прадо), Портрет Марії-Луїзи де Тассіс (1628, Вадуц, Збори Ліхтенштейн).

З 1626 по 1633 він створює галерею графічних портретів видатних сучасників, що отримала назву Іконографія. Для офортної серії він виконав з натури підготовчі малюнки, частина була виконана офортів самим Ван Дейком, частина з допомогою граверів.

Портрети ділилися на три групи: монархи і полководці (16 портретів), державні діячі та філософи (12 портретів), художники і колекціонери (52 портрета). Одні малюнки Ван Дейк робив з натури, інші — з портретів, написаних ним самим або іншими художниками. Іконографія була видана у 1632 р. в Антверпені.

На титульному аркуші поміщався автопортрет Ван Дейка. Після його смерті Мартін ван Емден, гравер, печатавший ці офорти, продав початкові 80 дощок. До них було додано ще 15 дощок, вигравіруваних самим Ван Дейком, а також гравюри інших художників, так що загальне число було доведено до 100.

Це видання з'явилося в світло 1645 і стало відомо під назвою «Centum Icones» («Сто зображень»). Іконографія не тільки важливий історичний документ, але і має високохудожню цінність.

У 1632 р. на запрошення короля Карла і (1625-1649), якого Рубенс називав «найбільшим шанувальником живопису з усіх государів світу», Ван Дейк їде в Англію. Там він отримує посаду «головного живописця на службі їх величності», дворянський титул і золотий ланцюг.

В 1634 Ван Дейк відвідує Антверпен, а потім Брюссель, якому він пише портрети знаті: Портрет Кардинала-інфанта Фердинанда (1634, Мадрид, Прадо), Кінний портрет Томаса, принца Савойско-Кариньянского (1634, Турин, галерея Сабауда). Він отримав велике замовлення на виконання групового портрета в натуральну величину міських эшевенов (муніципальних радників) для залу ратуші. Від загиблої в 1695 картини збереглися лише підготовчі начерки маслом.

18 жовтня 1634 гільдія св. Луки р. визнала Антверпена Ван Дейка кращим серед фламандців, присудивши йому найвищу нагороду: він був обраний почесним деканом, його ім'я було внесено великими літерами список членів гільдії.

Незабаром Ван Дейк повертається до Англії, де він провів наступні 15 років.

Їм були написані картини на міфологічну тематику: Рінальдо і Армида (1628, Балтімор, Картинна галерея), Амур і Психея (1638, Лондон, Хептон-корт).

В Англії панівним жанром живопису був портрет, і робота Ван Дейка в цьому жанрі в Англії стала значною подією. Основними замовниками був король, члени його сім'ї, придворна знати. До шедеврів Ван Дейка відноситься Кінний портрет Карла I з сеньйором де Сент Антауном (1633, Бакингемский палац, Королівські збори). Виділяється парадний Портрет Карла і на полюванні (ок.

1635, Париж, Лувр), що показує короля в мисливському костюмі, у вишуканій позі на тлі пейзажу. Відомий т.зв. Потрійний портрет короля (1635, Віндзорський замок, Королівські збори), на якому король показаний в трьох ракурсах, оскільки призначався для відсилання в Італію, в майстерні Лоренцо Берніні (1598-1680), якому було замовлено створити бюст Карла I.

Після того, як в 1636 виконаний Берніні бюст (не зберігся) був доставлений в Лондон і викликав фурор при англійському дворі, королева Генрієтта Марія теж побажала мати власне скульптурне зображення.

Всього Ван Дейк писав королеву більше 20 раз, але для цього задуму він створив три її окремих портрета, серед яких самий значний Портрет Генрієти Марії з карликом сер Джефрі Хадсоном (1633, Вашингтон, Національна галерея мистецтв). Але, мабуть, вони так і не були відіслані, і ця ідея не була втілена в життя.

Ван Дейк в 1635 отримує замовлення на написання картини із зображенням дітей короля Троє дітей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), яка пізніше була відіслана у Турин, і вважається шедевром дитячого портрета. У тому ж році він повторює картину, а два роки через створює полотно П'ятеро дітей Карла I (1637, Віндзорський замок, Королівські збори).

У цей період Ван Дейк пише ефектні портрети придворних, створив портретну галерею молодих англійських аристократів: Принц Карл Стюарт (1638, Віндзор, Королівські збори), Принцеса Генрієтта Марія і Вільгельм Оранський (1641, Амстердам, Рейксмузеум), Портрет королівських дітей (1637, Виндзорзорский замок, Королівські збори), Портрет Філіпа Уортона (1632, Санкт-Петербург, Ермітаж), Портрет лордів Джона і Бернарда Стюартів (ок. 1638, Хемпшир, Збори Маунтбеттена).

До кінця 30-х їм створені чудові чоловічі портрети, чудові за рішенням психологічній характеристиці, строгі і правдиві: Портрет сера Артура Гудвіна (1639, Дербішир, Збори герцога Девонширскиго), Портрет сера Томаса Чалонера (ок. 1640, Санкт-Петербург, Ермітаж).

У 1639 році він одружився на Мері Рутвен, фрейліни королеви, в 1641 у них народилася дочка Юстиніана. У 1641 у Антоніса Ван Дейка погіршується здоров'я, і після довгої хвороби 9 грудня 1641 він помер у віці 42 років. Поховали його в соборі Святого Павла в Лондоні.

Ван Дейк написав близько 900 полотен, величезна кількість для людини, чия творча діяльність тривала близько 20 років. Він залишив грандіозну спадщину, не тільки тому, що працював швидко і легко, але і тому, що використовував численних помічників, художників з Фландрії і Англії, які писали задні плани, драпірування, використовував манекени для написання одягу.

Творчість Ван Дейка зробило величезний вплив на розвиток англійської та європейської портретного живопису. Він був засновником англійської школи портрета, традиції якого збережуться в мистецтві протягом століть.

Ван Дейк в портретах показував людей різних станів, різного соціального рівня, різних за душевним і інтелектуального складу.

Прихильник традицій фламандського реалізму він був творцем офіційного парадного портрета, тому числі аристократичного портрета, в якому показував благородного, витонченого, рафінованого людини, а також був творцем інтелектуального портрета.

Енциклопедія «КРУГОСВЄТ»

Источник: http://bibliograph.com.ua/Kdeyk/index.htm

Ссылка на основную публикацию