Описание картины фриды кало «сломанная колонна»

Жизнь и боль: «читаем» работы Фриды Кало

6 июля 1907 года родилась самая известная мексиканская художница — Фрида Кало, полюбившаяся всему миру своим бесспорным талантом и невероятной силой духа

Изначально, мы хотели лишь составить подборку интересных фактов о жизни и творчестве Фриды, но быстро поняли, что в рамках одного поста — это практически невозможно. Потому что вся ее жизнь – один большой «интересный факт», состоящий из взлетов и сокрушительных падений. Судьбу драматичнее сложно себе представить.

Красота и талант, тяжелая болезнь в детстве, страшная авария в юности, постоянная боль, огромное количество перенесенных операций, страстная любовь, измены мужа, потеря ребенка, предательство, признание, дружба с революционерами – это все о Фриде. Сегодня, в день рождения художницы, предлагаем погрузиться в ее творчество и поближе познакомиться с несколькими известными картинами.

Фрида Кало написала около 145 картин маслом, 60 из них — автопортреты. Художница была достаточно успешна еще при жизни: уже на первой своей выставке в нью-йоркской галерее она продала практически все работы, но после ее смерти в 1954 году наступил период некоторого забвения.

Интерес к ее творчеству заново возник в 1970-х, когда началось активное изучение женского искусства,и одновременно с этим большой рывок сделали исследователи латиноамериканской культуры.

Казалось бы, эта картина о жизни разного и многоликого мексиканского общества. На одной остановке ждут автобуса домохозяйка, рабочий, мать-индианка, богатый бизнесмен гринго и молодая девушка.

Однако на самом деле картина имеет еще одно значение. Люди на ней ждут именно тот автобус, который врезался в трамвай в 1925-ом году и изменил жизнь художницы. Она чудом спаслась, получив чудовищные травмы.

Молодая девушка на этой картине – сама Фрида.

Существует испанская поговорка – «кормить из воронки». По значению эта фраза близка нашей «вешать лапшу на уши». Именно это «кормление из воронки» изображено на пугающей картине Фриды. Из-за постоянных измен мужа Диего Риверы Кало очень страдала.

Он лгал, и она прекрасно знала об этом. В 40-е годы у художницы усилились проблемы со здоровьем. Но отношения с супругом при этом оставались прежними.

Уставшая от лжи и привыкшая выплескивать всю свою боль на полотно, Фрида написала тогда эту картину – «Без надежды».

Портрет Лютера Бербанка, 1932 год

Лютер Бербанк был талантливым селекционером-самоучкой. Он создал около 800 новых сортов ягод, фруктов и овощей. Картофель сорта «Рассет Бербанк» до сих пор один из самых распространенных в США. Фрида и Диего Ривера никогда не встречались с ним лично, но очень интересовались его работой, восхищались им.

Ривера даже поместил Бербанка на фреску «Аллегория Калифорнии» в башне Фондовой биржи в Сан-Франциско. Когда Фрида писала этот портрет, селекционера уже не было в живых. Он покоился в саду собственного поместья, Кало и Ривера посещали однажды его могилу. На картине ученый изображен проросшим из земли гибридом человеком и дерева, обретшим бессмертие в своих делах.

Дерево с гигантскими плодами справа символизирует результаты работы Бербанка. А слева мы видим обычное дерево с обычными плодами. Но самая, пожалуй, интересная деталь на этой картине – растение, которое держит в руках Бербанк. Это куст филодендрона. Фрида отлично разбиралась в ботанике и знала многое о растениях, их свойствах и символике.

Филодендрон в ацтекской культуре ассоциировался с плодородием. Но в то же время некоторые представители этого семейства ядовиты и могут вызывать галлюцинации. Как же это связано с Бербанком? Дело в том, что ученый верил в евгенику. Он считал, что раз культивация так хорошо работает с растениями, можно применить этот подход и к человечеству.

Фрида не разделяла этих взглядов и считала их очень опасными. И поэтому на картине изобразила Бербанка именно с филодендроном – потенциально опасным растением, являющимся при этом символом плодородия.

«Больница Генри Форда», 1932 год

Фрида Кало мечтала стать матерью. Вскоре после свадьбы с Диего Риверой в 1929 году она забеременела, но по медицинским показаниям вынуждена была сделать аборт. Вторая беременность случилась в 1932 году и тоже закончилась трагически – был выкидыш.

Именно тогда Фрида пишет картину «Больница Генри Форда». Между прочим, эта работа стала первой в истории мировой живописи картиной, посвященной потере не родившегося ребенка. Пять символов изображено здесь. И все они имеют огромное значение. Ребенок – потерянный сын, о котором так мечтала Фрида.

Улитка – время, которое в больнице ползло так мучительно медленно. Кости таза, раздробленные в той давней аварии, — причина, по которой Кало не смогла выносить ребенка. Орхидея – символ сексуальности, женственности и материнства.

Странное механическое устройство – бесчеловечность, холодность и жестокость медицинских процедур.

«Моя кормилица и я», 1937 год

Обычно эту работу объясняют, опираясь на известный факт из жизни художницы. Через пару месяцев после рождения Фриды ее мать забеременела четвертой дочерью, потеряла молоко и вынуждена была обратиться за помощью к кормилице-мексиканке.

Однако, если проанализировать картину с точки зрения символизма, можно увидеть и другой, гораздо более глубокий ее смысл. Куколка и бабочка в правой части картины – это традиционные для европейской живописи символы смерти и воскресения души. Однако давайте обратим внимание на насекомое слева.

Это палочник из семейства привиденьевых. Эти насекомые выживают благодаря мимикрии. В какой-то степени Фрида Кало тоже выживала благодаря мимикрии, прячась за экстравагантный образ и отмечаемое многими современниками чувство юмора. Лицо кормилицы скрыто под ритуальной маской.

Да и сама ее фигура напоминает идол. Фрида Кало очень трепетно относилась к своим индейским корням, и даже на многих фотографиях ее можно видеть в традиционной индейской одежде.

Исследователи творчества художницы делают вывод, что кормилица на этой картине – сама Мексика, которая держит на руках младенца, но одновременно взрослую Фриду, питает ее и защищает.

«Сломанная колонна», 1944 год

Пожалуй, самая известная картина Фриды Кало. Она не нуждается в подробном разборе. Это очень выразительная метафора стойкости перед лицом судьбы. Сломанная колонна символизирует сломанный позвоночник художницы. Гвозди – физические и душевные страдания. А фоном для автопортрета служит Педрегальское плоскогорье, пустынный вулканический пейзаж к юго-западу от Мехико.

Одна из последних картин художницы. В 1953 году Фриде Кало по колено ампутировали ногу. Она стала много пить и заглушала боль сильными болеутоляющими. Конечно, все это не могло не отразиться на манере письма. Исчезло внимание к деталям, появилось больше хаотичности. На этой картине мы видим искалеченную фигуру, словно растворяются в пространстве.

Нет ни цветов, ни растений, ни каких-то узнаваемых форм. Очень страшная и очень эмоциональная работа. В том же 1954 году Фриды Кало не стало.

Однако последней картиной художницы считается не депрессивный «Круг», а яркая, жизнеутверждающая «Viva la vida».

«Надеюсь, что мой уход будет удачным, и я больше не вернусь», — написала Фрида Кало в своем дневнике незадолго до смерти.

Поделиться постом в соцсетях:

Не пропустите анонсы и новости проекта!

Источник: http://hudozhnik.online/frida

Улитки, растения и скелеты: куратор объясняет работы Фриды Кало

В петербургском Музее Фаберже открылась выставка Фриды Кало — она продлится до 30 апреля, и уже сейчас на нее стоят очереди. «Афиша Daily» рассмотрела 10 работ с куратором Екатериной Лопаткиной и кратко изложила историю жизни одной из самых ярких художниц XX века

Екатерина Лопаткина

кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа

«Ретроспектива Фриды Кало — большая удача, за ее выставками музеи стоят в очереди. Все ее наследие — 143 живописные работы, с графикой около 250. При этом значительная их часть отрезана от международной выставочной карьеры.

Дело в том, что коллекция Фонда Кало — Риверы — а это все, что хранилось у ее мужа Диего Риверы, — по уставу не может покидать пределы Мексики; видеть эти вещи можно главным образом в музее, устроенном в родовом гнезде Фриды, так называемом «Голубом доме».

На этом фоне 34 работы, приехавшие в Петербург, выглядят очень солидно.

Ажиотаж вокруг творчества Кало возник на наших глазах: в 2000-х вышел байопик с Сальмой Хайек, Мадонна, в коллекции которой есть две картины Фриды, объявила ее своей любимой художницей, модные журналы стали печатать ее фотографии.

На самом деле Фрида была достаточно успешна еще при жизни: уже на первой своей выставке в нью-йоркской галерее она продала практически все работы, но после ее смерти в 1954 году наступил период некоторого забвения.

Интерес к ее творчеству заново возник в 1970-х, когда началась активное изучение женского искусства и одновременно большой рывок сделали исследователи латиноамериканской культуры.

Сейчас много говорят о том, что она опередила свое время: была протофеминисткой, работала с неудобной темой тела и поднимала вопросы, которые даже сегодня кажутся слишком личными и болезненными для изображения и восприятия.

Главное в творчестве Фриды Кало — сила духа. Это искусство стойкости. Все свои страдания и беды она выплескивала на холст, для нее это служило своего рода арт-терапией.

Меня как куратора часто спрашивают: действительно ли она была глубоко несчастна? Если почитать письма Фриды, то она искрит остротами — у нее было прекрасное чувство юмора, всегда смотрит в будущее, всегда хочет работать. Мне кажется, она была счастлива».

Авария, 1926

17 сентября 1925 года автобус, в котором 18-летняя Фрида ехала со своим ухажером, столкнулся с трамваем.

Многие погибли, она выжила, но получила страшные травмы — многочисленные переломы, в том числе позвоночника, и повреждения внутренних органов: железный прут, вспоровший ей живот, лишил Кало возможности иметь детей.

После аварии девушка год была прикована к постели — именно тогда она начала регулярно рисовать. Подрамник, позволяющий заниматься этим лежа, сконструировал для нее отец, немецкий эмигрант, зарабатывавший на жизнь фотографией.

Он в каком-то роде повлиял и на ее художественную манеру: Фрида Кало — очень детальный художник, тщательно прописывающий былинки, зубки, кружавчики. Дотошность она, видимо, вынесла из отцовского фотоателье, где помогала раскрашивать снимки — такое занятие требует большой сосредоточенности и мелкой кисточки.

Спустя ровно год после аварии Кало создала связанное с катастрофой ретабло — типичный для Мексики лубочный образ с изображением трагического происшествия и святого-заступника. Но на этом рисунке небесного заступника нет — Фрида одинока в своей боли и будет одинока в ней всю оставшуюся жизнь.

Портрет Вирджинии, 1929

Два события, определивших жизнь Фриды Кало: страшная авария и встреча с Диего Риверой. Впервые она увидела его еще подростком, когда Ривера расписывал школу, где она училась. В 1929 году Фриде двадцать два, он на двадцать лет ее старше — они поженились.

Он всячески поддерживает ее как художника, и по его совету Фрида обращается к теме коренного населения Мексики: рисует четыре портрета индейских женщин, в том числе девочки Вирджинии. Кстати, другой портрет из этой серии стал первой работой, которую Кало продала.

Здесь использована более яркая, чем на ее ранних полотнах, гамма, а на обороте из экономии художница набросала свой автопортрет. Он был закончен на другом холсте, получил название «Время летит» и в 2000 году ушел с Sotheby's в частную коллекцию за 5 миллионов долларов — с этого момента Фрида Кало стала самим дорогим художником Мексики, обойдя в том числе Риверу.

Внимание к традиционной культуре, в общем-то, не чужой Фриде (ее мать — индейских кровей), отразилась и на ее манере одеваться. На своих автопортретах она нередко предстает в костюме теуаны, то есть жительницы региона Теуантепек, населенном индейцами-сапотеками.

В этих общинах заведен строй, близкий к матриархату: женщины владеют деньгами и ресурсами, могут торговать, пока мужчины работают в полях. Кало как натура свободолюбивая не могла этого не оценить. Кроме того, длинные юбки удачно скрывали ее хромоту — после перенесенного в детстве полиомиелита, одна нога художницы была короче другой.

В Мехико такие наряды не казались чем-то удивительным — мексиканская элита тогда ратовала за возрождение традиций, но в Нью-Йорке Фрида смотрелась экстраординарно и немедленно прослыла иконой стиля. На выставке в Музее Фаберже мы показываем два традиционных костюма теуаны — они не принадлежали Фриде, но происходят из той же мастерской, где она шила свои платья.

Читайте также:  Описание картины рембрандта «отречение петра»

(На подлинные вещи художницы, в том числе корсет с изображением серпа и молота и изукрашенный протез, можно посмотреть, например, здесь. — Прим. ред.)

Портрет Лютера Бербанка, 1932

Лютер Бербанк — американский Мичурин, талантливый селекционер-самоучка, создавший около 800 новых сортов ягод, фруктов и овощей. Картофель сорта «Рассет Бербанк» — до сих пор один из самых распространенных в США, именно его используют в «Макдоналдсах».

Фрида и Диего интересовались идеями Бербанка (Ривера поместил даже поместил его на фреску «Аллегория Калифорнии» в башне Фондовой биржи в Сан-Франциско), читали его программную автобиографию «Жатва жизни», но никогда не встречались с ним лично.

Более того, к моменту, когда Фрида задумала написать этот портрет, селекционера уже несколько лет как не было в живых. Впрочем, супруги съездили в калифорнийское поместье Бербанка, в саду которого он упокоился согласно завещанию.

Так он и изображен — проросшим из могилы гибридом человеком и дерева, обретшим бессмертие в своих делах. Справа от фигуры — результат экспериментов Бербанка, дерево с гигантскими плодами, слева для контраста обычное.

В руках Бербанк держит куста филодендрона, и это не случайная деталь. Фрида отлично разбиралась в ботанике: в ее библиотеке хранилось много книг и атласов по естественным наукам, она ухаживала за огромным садом при доме.

Флора на ее полотнах никогда не носит условный характер — художница не только знала все эти растения, но и была знакома с их символикой. Филодендрон в ацтекской культуре ассоциировался с плодородием: он легко и быстро пускает воздушные корни, демонстрируя неистребимую жажду жизни.

В то же время некоторые представители этого семейства ядовиты и могут вызывать галлюцинации. Дело в том, что частью веры Бербанка в прогресс была теория о создании нового человека: если культивация так успешно работает с растениями, то почему не применить тот же метод к людям.

Фриде соображения евгеники была чужды и неприятны, и по мнению некоторых исследований, именно это она подчеркивает, включив в композицию потенциально ядовитый филодендрон. То, что два листа изображены со светлой, изнаночной стороны также может указывать на оборотную сторону идей Бербанка.

Больница Генри Форда, 1932

Вскоре после свадьбы с Риверой Фрида забеременела, но по медицинским показаниям была вынуждена сделать аборт. Вторая беременность тоже закончилась трагически: в 1932 году в Детройте, где Ривера расписывал двор Института искусств, у нее случился выкидыш.

Пытаясь осмыслить произошедшее, она впервые в истории искусства обратилась к теме потери ребенка. На картине обнаженная Фрида лежит в луже крови на больничной койке, а предметы, соединенные с ней нитями-пуповинами, так или иначе рассказывают о пережитом.

Плод — потерянный ребенок, мальчик, что было особенно горько, потому что маленький Диего в отличие от Диего большого принадлежал бы ей безраздельно; улитка — мучительно ползущее в больнице время; кости таза, раздробленные в аварии, — причина, по которой она не могла выносить.

Орхидея отсылает к женской сексуальности и репродуктивной системе, а с помощью изображения механического устройства художница, по ее словам, хотела передать механику медицинских процедур, их холод и жестокость.

Из-за образности этой и других зрелых работ, Фриду Кало часто причисляют к сюрреалистам. Собственно, в их ряды художницу настойчиво пытался записать сам Андре Бретон, называвший ее искусство «ленточкой, завязанной на бомбе». Сама она всячески открещивалась от связи с этим течением.

Если сподвижники Бретона хотели освободиться от сознательного, давая прорваться наружу обрывкам снов и кошмаров, то Фрида напротив пыталась рационализировать свои чувства. В этом смысле ее подход диаметрально противоположен сюрреализму.

Искусство Фриды Кало — это кодировка, шифрование, все то, в чем много мозга.

К слову, с важной работой Фриды «Раненый стол»Раненый стол, 1940, впервые показанной на организованной Бретоном выставке сюрреалистов, приключилась странная история. В 1955 году «Стол» отправился на выставку в Москву и загадочным образом исчез по дороге. Достоверно известно только то, что картина прибыла в Россию, и последний год я занимаюсь поиском ее следов в архивах.

Несколько царапин, 1935

Дословно название работы переводится как «Несколько маленьких уколов», но я позволила себе адаптировать его для выставки — уколы вызывают больничные ассоциации, а здесь речь о ранах, которые кто-то считает пустяком. Раны Фриде наносил Диего.

С ее стороны это была всепоглощающая страсть — достаточно послушать, как она говорит о муже (текст, написанный Фридой, начитывает артистка. — Прим. ред.). Несмотря на то что Кало постоянно находилась в круговороте любовных историй, Ривера был для нее центром мира.

Диего же, неисправимый лгун и бабник, бережно относился к ее таланту, но небрежно — к ее чувствам. Изменять Фриде он начал немедленно после свадьбы. Она быстро поняла, что поделать с этим ничего невозможно, надо просто закрыть глаза.

Но чаша терпения переполнилась, когда она узнала о его связи с Кристиной, своей любимой младшей сестрой. Фрида была оскорблена, унижена, опозорена.

На этом эмоциональном фоне была написана картина, импульсом к созданию которой послужил заметка о женщине, убитой мужем из ревности. На суде он заявил: «Всего-то несколько царапин!». Хотя считалось, что мексиканская революция освободила женщину, дав ей больше прав, общество того времени оставалось глубоко патриархальным, и то, что сейчас называют домашним насилием, было делом обыденным.

В первом наброске, который Фрида сделала к этой картине, она следует фактуре заметки: мужчина усат, рядом с ним стоит его плачущий маленький сын. В итоговом варианте убийце приданы черты злодея — Диего Риверы: это его пропорции, его любимая шляпа. Он одет, в то время как жертва изображена обнаженной, окровавленной.

Это, безусловно, Фрида — растерзанная и раздавленная. Ее тело — кровавый «натюрморт», выставленный на всеобщее обозрение. Даже раму Кало покрыла кроваво-красными пятнами краски, чтобы усилить чувство ужаса от этого преступления. Несмотря ни на что, с Кристиной Фрида помирилась.

Ривера и не думал прекращать ей изменять, и в 1939 году они развелись — только для того, чтобы спустя год снова пожениться.

Моя кормилица и я, 1937

Традиционное истолкование работы опирается на подробности детства художницы: буквально через пару месяцев после рождения Фриды ее мать забеременела четвертой дочерью (той самой Кристиной) и, потеряв молоко, бросила девочку на няню-мексиканку.

Отсюда довольно распространенная психоаналитическая трактовка: отчуждение и одиночество, которые испытывает оторванный от материнской груди ребенок. Гораздо интереснее проанализировать эту картину с точки зрения персональной символической системы Фриды.

Например, фон из зеленых листьев — часто встречающийся у Кало охранительный мотив.

https://www.youtube.com/watch?v=4MiTqk0bvJI

Куколка и бабочка с правой стороны — традиционное для европейских натюрмортов олицетворение смерти и воскресения души, но в левой части можно видеть более необычное насекомое, палочника из семейства привиденьевых.

Привиденьевые выживают за счет того, что умеют мимикрировать, прикидываясь веточками и побегами. Желание спрятаться за экстравагантным поведением было в какой-то мере свойственно самой Кало.

Кроме того, палочники вылупляются уже взрослыми, так же как и Фрида, изображенная одновременно и младенцем, и взрослой.

Мощная фигура кормилицы напоминает индейского идола, а ее лицо прикрыто ритуальной маской.

Помня о том, как трепетно художница относилась к своим корням, насколько важно было для нее наследие доколумбовой эпохи, в этом легко читается намек на связь с традициями.

Кормилица-Мексика бережно держит Фриду на руках, сверху льется живительный молочный дождь, одним словом, родина — это то, что дает Кало защиту и силу.

Сломанная колонна, 1944

Это одна из самых известных и растижированных работ Фриды Кало. Возможно, потому что она не нуждается в дополнительных разъяснениях — это выразительный манифест стойкости перед ударами судьбы, образ силы.

Фоном для автопортрета служит Педрегальское плоскогорье, пустынный вулканический пейзаж к юго-западу от Мехико. Эта сухая бесплодная земля появляется в многих работах Кало 1940-х годов: трещины в почве рифмуются с трещинами в ее душе и теле.

В это время из-за многочисленных операций Фриде пришлось носить ортопедические корсеты.

На автопортрете на месте сломанного позвоночника Фрида изображает сломанную колонну, края раны прописаны алым, гвозди, воткнутые в тело, символизируют не только физическую боль, но и душевные страдания. Тем не менее она стоит прямо и открыто смотрит на зрителя.

Портрет инженера Эдуардо Морильо Сафы, 1944

Этому человеку мы во многом обязаны выставкой в Музее Фаберже: агроном и дипломат Эдуардо Морильо Сафа был большим другом Фриды и коллекционировал ее картины. Всего он купил около 35 ее работ, которые впоследствии перешли в Музей Долорес Ольмедо, это собрание и предоставило костяк для петербургской выставки.

В какой-то момент Морильо Сафа заказал Кало портреты членов своей семьи — матери, жены, сына, двух дочерей — и свой собственный. Любопытно, что в этой работе Фрида не использует никаких символов, раскрывающих личность изображенного человека. Это типично для всех сделанных художницей мужских портретов — лицо, костюм, на этом все.

Символическое мужчинам, видимо, не присуще. Особенно это очевидно в сравнении с портретом матери дипломата, доньи Роситы Морильо, насыщенном визуальными подпорками: ее статус матриарха подчеркнут множеством деталей, например — донья Росита вяжет полотно судьбы своей семьи.

Собственно, на этой выставке портрет Морильо Сафы висит между портретом его матери и автопортретом Фриды — опять же, судьба мужчины.

Автопортрет с обезьянкой, 1945

Диего снова обижает Фриду, она грустит — и защищает себя ожерельем из любимых существ и вещей. Обезьянка — заместитель ребенка, которого она не могла иметь.

В «Голубом доме» всегда было много животных: обезьян, попугаев, лысых собачек породы шолоицкуинтли, одна из которых изображена на картине.

Ацтеки держали этих собак при храмах как священных животных и подавали их мясо на церемониальных пирах, а в первой половине XX века, на волне подъема национального самосознания, шолоицкуинтли стали модными питомцами у мексиканской элиты.

И шолоицкуинтли, и индейский божок связывают художницу с ее корнями, традициями древней Мексики. Обереги, отгораживающие Фриду от страданий, обвиты желтой лентой, но начинается все с гвоздя, который, вероятно, отсылает к выражению estar clavado — «быть обманутым» (clavo, «гвоздь» по-испански).

Круг, 1954

Печальная точка выставки. В 1953 году Фриде по колено ампутировали правую ногу, чтобы остановить начавшуюся гангрену. Физические страдания она заглушала алкоголем и сильными болеутоляющими, что отразилось на ее манере письма.

Ушло внимание к деталям — растворение искалеченной фигуры в пространстве передано рваными, хаотичными мазками. В дневнике в это время она пишет «Я есть дезинтеграция».

И это уже не естественное возвращение к земле — как на автопортрете середины 1940-х, где растения мирно прорастают через ее плоть, а болезненное разложение. В том же году, когда был написан «Круг», Фрида Кало умерла.

Источник: https://daily.afisha.ru/brain/501-ulitki-rasteniya-i-skelety-kurator-obyasnyaet-raboty-fridy-kalo/

Сломанная колонна

Зинаида Арсеньева

Пабло Пикассо назвал Фриду Кало «заокеанской орхидеей». Идеолог сюрреалистов Андре Бретон сравнил ее с «лентой, обернутой вокруг бомбы». Вся ее жизнь – пример преодоления боли и страданий, стойкости духа и силы воли. В Музее Фаберже в Шуваловском дворце на Фонтанке открылась ретроспектива самой знаменитой художницы Мексики.

На выставке представлено 35 картин и графических листов, включая «Автопортрет с обезьянкой», который демонстрировался до 20 января в Эрмитаже, а также костюмы и фотографии.

ФОТО предоставлено пресс-службой Музея Фаберже

Национальное достояние

Конечно, всех интересовала причина, по которой Музей Фаберже организовал выставку Фриды Кало, как она вписывается в его направленность.

– Нам хотелось показать то, что в России еще никто не видел. Здесь видели почти все. А вот выставки Фриды Кало никогда не было, – ответил директор Музея Фаберже Владимир Воронченко.

Выставку готовили год. Это было сложно. Творчество художницы объявлено в Мексике национальным достоянием. Основная часть наследия хранится в фонде Фриды Кало и Диего Риверы в Мехико. И, по законам Мексики, вещи из этой коллекции не могут быть вывезены из страны. Больше того: их даже нельзя перемещать в пределах Мехико.

Коллекция Музея Долорес Олмедо – одна из немногих, экспонаты которой могут путешествовать по миру. Перевозить коллекцию можно только небольшими партиями, не более десяти картин в каждой.

Поэтому в Петербург их доставили четырьмя самолетами, потом, из Финляндии, до музея везли на четырех машинах в присутствии сопровождающих – мексиканских специалистов. Часть работ предоставила галерея «Арвил».

Есть картины из собрания Хуана Коронела Риверы, внука Диего Риверы. Диего был любовью всей жизни Фриды.

Читайте также:  Описание картины питера брейгеля старшего «падение мятежных ангелов»

Не все работы удалось получить. Владимир Воронченко выразил сожаление, что публика не увидит гипсовый корсет Фриды, который она разрисовала в больнице. Он хранится в США – помешали санкции.

«То, что нам удалось в конце концов сделать выставку, – это маленькое чудо», – заключил директор музея.

Дерево надежды, стой прямо!

Экспозиция сделана, как это сейчас модно, театрально. В зале – полумрак, экспонаты освещены точечно.

Самая известная работа из всех, что приехали в Петербург, по мнению куратора выставки научного сотрудника Эрмитажа Екатерины Лопаткиной, – автопортрет «Сломанная колонна» (на снимке).

Автопортрет демонстрируется в центре зала, на специальном стенде, окрашенном в алый цвет. Он напоминает алтарь – по бокам две вазы с белыми цветами: сирень и каллы, ниспадающие вниз. Фрида на портрете подобна святому Себастьяну, пронзенному стрелами.

Только вместо стрел – гвозди, повсюду вбитые в живое тело. Вместо позвоночника, который был поврежден в страшной аварии, Фрида изобразила сломанную колонну.

Тело стянуто железными обручами от металлического корсета, который она носила после аварии и множества операций.

Две катастрофы

Картины Фриды Кало – это дневник, до крайности откровенный. Чтобы понять их, необходимо знать факты ее биографии. В 18 лет она попала в страшную автокатастрофу, которая ее искалечила. «В тот день Смерть танцевала вокруг моей постели», – записала Фрида в своем дневнике. Она год пролежала в больнице, закованная в гипс.

Чтобы не сойти с ума, Фрида рисовала себя, сохранив страсть к автопортретам на всю жизнь. Второй катастрофой стал Диего Ривера – известный мексиканский художник, за которого она вышла замуж. Он был некрасив, одни говорили, что он похож на слона, другие сравнивали с людоедом. К тому же он постоянно изменял ей.

Лев Троцкий, роман с которым приписывают Фриде, написал о нем: «Диего ужасен. По складу души он хуже Сталина».

Почему такая современная женщина, феминистка, не могла избавиться от человека, который так мучил ее? Ответ на этот вопрос – перед нами. Двойной портрет «Диего и я» (1944), созданный к 15-летию брака. У существа на портрете половина лица – мужская, это Диего, половина – женская, Фрида. Они не просто вместе, они один организм, с переплетенными кровеносной и нервной системами.

Ленты, кружево, ботинки

Об экстравагантном внешнем облике Фриды, ее манере одеваться зрители могут судить по двум костюмам, выполненным в национальных традициях Мексики, и подборке фотографий. На одной из них она запечатлена в брюках, которые стала носить одной из первых в Мексике. Образ Фриды Кало отразился в коллекциях многих европейских модельеров, в частности, Жан-Поля Готье.

Художница вдохновляла модельеров и при жизни. В конце 1930-х она побывала в Париже. Знаменитая модельерша Эльза Скиапарелли, сотрудничавшая с сюрреалистом Сальвадором Дали, сочинила тогда платье «Мадам Ривера». А Пикассо подарил ей сюрреалистическую серьгу в виде кисти руки.

Любопытно, что костюмы стали показывать совсем недавно: Диего Ривера завещал, что их можно будет демонстрировать только спустя 50 лет после смерти Фриды. Они были спрятаны в ванной комнате в знаменитом «Синем доме», который Диего Ривера после смерти Фриды превратил в музей.

Одна девушка пришла на пресс-показ в образе Фриды Кало: широкая многослойная юбка из цветастой ткани, в пол, широкая блузка, шелковая шаль, длинные серьги, прическа с косами, увенчанная цветами. Она даже нарисовала себе брови, сделав их сросшимися, как у Фриды.

«Страшная красота»

Так назвал свою книгу, посвященную Фриде Кало, французский писатель Жерар де Кортанз.

Так можно определить и ее живопись, в которой перемешались влияния искусства доколумбовой Америки и сюрреализм, культы древних богов, в жертву которым жрецы приносили молодых юношей и девушек, вырывая у них, еще живых, сердце, и католицизм.

Боль, страдания, эротика, жестокость, кровь… Вечный танец со Смертью. Организаторы выставки приняли решение не допускать к просмотру посетителей моложе 18 лет.

Очередь на Фриду

Не повторится ли московская история с очередью на Серова, толпами и выбитыми дверьми? Наверное, нет. Все-таки «кровавое» творчество Фриды Кало, демонстрация страданий – на любителя. Однако на всякий случай в музее приняли меры.

Отменили групповые экскурсии. Но в зале будут постоянно находиться экскурсоводы, которые ответят на все вопросы. Для тех, кто приедет из других городов, по предварительной договоренности будут проводить экскурсии после закрытия музея. В день будут продавать не более 2000 билетов.

Билеты можно приобрести на сайте Музея Фаберже, предварительно выбрав желаемую дату посещения. Билеты в кассе продаются только на текущий день. Выставка продлится до 30 апреля.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5636) от 04.02.2016.

Источник: https://spbvedomosti.ru/news/culture/slomannaya_kolonna/

Фрида Кало: знаменитые работы художницы

Мексиканская художница Фрида Кало известна даже тем, кто далек от мира живописи. Тем не менее, мало кто знаком с сюжетами её картин и историей их создания. Исправляем эту ошибку публикацией материала о знаменитых полотнах художницы.

Автопортреты

В детстве и юности Фрида столкнулась с серьезными проблемами со здоровьем. В 6 лет она заболела полиомиелитом, а спустя 12 лет попала в аварию, в результате которой долгое время оказалось прикованной к постели. Вынужденное одиночество и врожденный талант художницы воплотились во множество полотен, на которых Фрида изображала саму себя.

В творческом наследии Фриды Кало больше всего автопортретов. Сама художница объясняла этот факт тем, что лучше всего она знает себя и свои состояния, тем более, что находясь наедине с собой, волей-неволей изучишь свой внутренний и внешний мир до мелочей.

На автопортретах лицо Фриды всегда имеет одинаковое задумчивое и серьезное выражение: никаких очевидных признаков эмоций и чувств на нем не прочтешь. Но глубину эмоциональных переживаний всегда выдает взгляд женщины.

Больница Генри Форда, 1932

В 1929 году Фрида сочеталась браком с художником Диего Ривера. После отъезда молодоженов в США Кало не раз находилась в состоянии беременности. Но каждый раз женщина теряла ребенка из-за прежних травм, перенесенных ею еще в юности.

Свои страдания и эмоциональный упадок художница передала на полотне «Больница Генри Форда».

На картине изображены рыдающая женщина на залитой кровью кровати, окруженной символическими элементами: улиткой, зародышем ребенка, розовой анатомической моделью женского седалища и пурпурной орхидеей.

Автопортрет на границе между Мексикой и США, 1932

Изображая себя в центре полотна, стоящей на границе Мексики и Соединенных Штатов, Кало передала свою растерянность и отстраненность от реальности. Героиня картины раздвоена между технологичным миром Америки и естественной жизненной силой, свойственной Мексике.

Левая и правая часть картины представляют собой контрастное сочетание: дым из труб индустриальных гигантов и светлые чистые облака, электрооборудование и буйная растительность.

Автопортрет «Рама», 1937

Первая работа художницы, приобретенная Лувром, после успешной выставки Фриды Кало в Париже. Притягательная красота мексиканской женщины, спокойное задумчивое лицо, обрамленное узором из птиц и цветов, пестрая цветовая гамма — композиция этого полотна считается одной из наиболее гармоничных и самобытных во всем творческом наследии художницы.

Две Фриды, 1939

Картина, написанная художницей после развода с мужем Диего Риверой, отражает внутреннее состояние женщины после разрыва отношений с любимым.

На полотне изображены две сущности художницы: мексиканская Фрида с медальоном и фотографией мужа и новая, европейская Фрида в белых кружевах.

Сердца обеих женщин соединены артерией, но европейское альтер эго художницы страдает от кровопотери: с потерей любимого женщина теряет часть самой себя. Если бы не хирургический зажим в руке Фриды, женщина, вероятно, истекла бы кровью.

Сломанная колонна, 1944

В 1944 году состояние здоровья художницы резко ухудшается. Уроки живописи, которые Фрида давала в Школе живописи и скульптуры, теперь она ведет только на дому. К тому же, врачи рекомендуют ей носить стальной корсет.

На картине «Сломанная колонна» художница изображает своё тело сломанным пополам. Единственная опора, помогающая ей удерживаться в положении стоя — стальной корсет на ремешках. Лицо и тело женщины изрешечены гвоздями, а бедра обернуты белой плащаницей – эти элементы являются символами мученичества и перенесенных страданий. 

Источник: https://pre-party.com.ua/content/entry/frida-kalo-znamenitye-raboty-hudoznicy.html

Фрида – что скрыто за мифом

  • VLVmag — эко-информационный портал
  • Рубрики
  • Культура
  • Фрида – что скрыто за мифом
  • Это стало настоящим культурным событием для Италии.

    Такой полной выставки ещё никогда не было в Италии, да и в мире уже 15 лет не вывозили всю коллекцию Музея Dolores Olmedo (Мехико) и Jacques and Natasha Gelman Collection – два самых главных музея по Фриде Кало. Были коллекции из нескольких других музеев, которые также никогда не были в Италии.

    Эту выставку собрали после шести лет тщательных исследований архивов Фриды Кало.   Неопубликованные ранее удивительные архивные материалы дают новую интерпретацию фигуры Фриды, и стараются избегать принудительных реконструкций, стандартных интерпретаций или банальной привязки к её биографии.

    Такой полной выставки Фриды Кало ещё никогда не было в Италии, фото © mudec.it

    Её биографию знают многие – она полна боли и страданий. В 6 лет заболела полиомиелитом, в результате которого одна нога осталась частично парализованной.  Девочка уже с детства начала хромать.

    В 17 лет она попала в жуткую аварию, получив переломы позвоночника, множественные переломы всего тела – два года её собирали по частям, и уже удивительно, что она выжила. В её жизни было всё: боль, отчаяние, преодоление трудностей, любовь, страсть, предательство и позднее признание.

    В биографии Фриды много боли и страданий, фото © mudec.it

    Много написано о её жизни с Диего Ривера и о встречах с Львом Троцким. Выходили фильмы и песни, посвященные ей. Её жизнь стала легендой, мифом. Потому эта выставка и пытается заглянуть в мир Фриды, скрытый за мифом.

    Фрида Кало и Диего Ривера, фото © mudec.it

    Главное, на выставку можно идти, совершенно не зная, кто такая Фрида Кало. Там очень много фотографий, писем, материалов о её жизни, и конечно её рисунков и картин. Экспозиция состоит из четырех больших частей: «Женщина», «Земля», «Политика» и «Боль».

    Картины Фриды Кало, фото © mudec.it

    Фрида Кало была первой художницей, которая сделала свое собственное тело манифестом. Она выражает свою женственность прямым, явным, а иногда и жестоким образом, революционизируя роль женщины в истории искусства.  

    Во многих своих работах Фрида Кало сосредотачивается на своем состоянии и на своем собственном теле, которое становится ключом, знаком и жестом. С помощью этого рушатся мифы традиций, гендерной идентичности и женственности, растворённой в общественной сфере.

    Экспозиция состоит из четырех больших частей, фото © mudec.it

    Тело Фриды Кало, брошенное под беспощадный взгляд общественности, является жертвенным и политическим актом. Её автопортреты и картины становятся поэтическим знаком, направленным на то, чтобы подчеркнуть хрупкость, страдания и сильные эмоции человеческого рода.

    Её автопортреты становятся поэтическим знаком, фото © mudec.it

    Как поясняет куратор выставки Диего Силео, «тело Фриды Кало само по себе является писанием, системой знаков, которые представляют поиск человека, его страхи, его тревоги, его бессознательные желания, его отношение с временем».

    Характерный «язык тела», таким образом, описан в серии работ, например, в «Сломанной колонне» или «Госпиталь Генри Форда», в которых Фрида Кало пытается затронуть глубинные чувства человека через анатомический показ страданий и лишений.

    «Сломанная колонна» (слева) и «Госпиталь Генри Форда» (справа), фото © mudec.it

    Несмотря на пронизывающую боль, на выставке очень много светлых моментов, например, видео, где Фрида вместе с мужем Диего Ривера, которому она в своем «Дневнике» посвятила такие строки:

    «Диего — принцип

    Диего — строитель

    Диего — мой ребенок

    Диего — мой парень

    Диего — художник

    Диего — мой любовник

    Диего — мой муж

    Диего — мой друг

    Диего — моя мать

    Диего — мой отец

    Читайте также:  Описание картины исаака левитана «лесистый берег»

    Диего — мой сын

    Диего – это я

    Диего – вселенная»

    «Моя жизнь — это серьезная история. Мое творчество — словно проводник боли», —написала Фрида в том же «Дневнике». И эта выставка, посвященная ей – очень серьезная история, которую стоит пережить.

    Евгений Уткин, Милан, Италия

    ИНФОРМАЦИЯ

    Выставка открыта для посещения с 01 февраля 2017 по 3 июня 2018 года в Музее Культур мира MUDEC

    Адрес: Милан, ул. Тортона, 56

    Сайт: www.mudec.it

    Здесь может быть Ваша реклама!

    Источник: https://vlv-mag.com/rubriki/kultura/frida-kalo-chto-skryito-za-mifom

    Детство Фриды Кало: мексиканская драма

    История Фриды – это 2 больших трагедии, 33 операции и 145 картин. Это летопись бесконечной борьбы с неумолимой действительностью, людской жестокостью, физическими и душевными муками. Это неженская стойкость, экзотическая красота и пылкий характер.

    «Моя няня и я»: строгое воспитаниеФрида Кало родилась на окраине Мексики в небольшом городке Койоакане. Ее отец, сын венгерских евреев Карл Вильгельм Кало, еще будучи молодым фотографом переехал в эту солнечную страну из Германии и прожил там большую часть жизни. Мать Фриды, Матильда Кальдерон-и-Гонсалес была второй женой Вильгельма. Эта женщина, в жилах которой текла кровь испанских конкистадоров, была очень набожной католичкой. Она воспитывала Фриду и двух ее сводных сестер (дочерей Вильгельма от первого брака) согласно строгим религиозным канонам. Будущей художнице было сложно любить эту чересчур строгую и склонную к истеричным выпадам женщину, она то и дело бунтовала против ее строгих устоев и насаждаемого католицизма.Частые депрессии матери начались после того, как она потеряла сына: мальчик умер через несколько дней после рождения. Следующей на свет появилась Фрида, и здоровье Матильды не позволило кормить новорожденную самостоятельно – вместо нее за ребенком ухаживала няня-индианка. Картина 1937 года «Моя няня и я» повествует нам об этом этапе жизни Кало – на ней Фрида изобразила себя со взрослым лицом и телом ребенка, и здесь она мало похожа на убаюканное дитя. Индейскую посмертную маску няни можно воспринимать как отсылку к ритуальным обычаям древних мексиканцев. Маленькая Фрида находится под защитой няни и одновременно будто бы приносится ею в жертву. 2. «Алехандро Гомес Ариас»: первая любовьПервым сложным испытанием в жизни Фриды был полиомиелит, которым девочка заболела в шесть лет. Болезнь иссушила правую ногу, отчего та стала тоньше левой. Прихрамывающей девочке сверстники дали прозвище «peg-leg Frida» («Фрида – деревянная нога»). Но ее было сложно обидеть этим: Фрида не хуже мальчишек играла в футбол, много плавала и даже увлекалась боксом. Чтобы нога выглядела как здоровая, Фрида надевала на нее по три-четыре чулка и прятала под джинсами, а в зрелом возрасте – под длинными юбками национальных мексиканских платьев. В 15 лет Фрида поступила в престижную Национальную подготовительную школу в Мехико. Отец был убежден, что там она получит лучшее для жителей Мексики образование и сможет стать врачом.Девушка подчинилась воле любимого отца, но вскоре ей наскучили учителя и одноклассники, она стала пропускать занятия, охладела к медицине. Чтобы как-то себя развлечь, вместе с группой единомышленников она основала социал-националистический кружок «Cachuchas» (исп. – фуражка») – назывался он так по типу шляпы, которую носили все участники. Можно предположить, что острый интерес к идеям социализма и будущая преданность коммунистической идеологии (в 1928 году Фрида вступила в компартию) зародились в сознании Кало именно в этот период. Лидером группы назначили Алехандро Гомеса Ариаса, студента юридического факультета, который вскоре стал бойфрендом Фриды. 3. «Сломанная колонна»: автокатастрофаЕсли вы смотрели фильм Джули Тэймор с Сальмой Хайек, то наверняка помните, что Алехандро был вместе с Фридой в тот злополучный сентябрьский день 1925 года. Навстречу автобусу мчится трамвай и ударяется ему в бок, осколки оконных стекол летят в разные стороны, стальной поручень пронзает хрупкое тело девушки. Фрида приходит в себя уже в госпитале.

    «Это было страшное столкновение. Оно было не сильное, довольно тихое, медленное. Но пострадали все, и я больше всех», — так уже состоявшаяся художница описывает тот трагический день в своем дневнике, который вела последние десять лет жизни.

    Врачи, предполагавшие, что Фрида не выживет, буквально собрали ее по частям: позвоночник был сломан в трех местах, как и тазобедренные кости, почти все внутренние органы оказались повреждены. Алехандро повезло больше, он отделался контузией.

    После аварии Фрида год пролежала в больнице практически в полной неподвижности, раны плохо заживали из-за грибковой инфекции, а на правой ноге появились первые признаки гангрены. Впереди девушку ждали тридцать три операции, бесконечная смена корсетов и мольберт с зеркалом, который смастерил отец, чтобы дочери было удобно рисовать, лежа в постели.

    Так и пришло желание заниматься живописью: по воле случая и как бы вопреки. Фрида всего лишь попросила отца принести ей в больницу краски. И не было никаких многолетних метаний и душевных терзаний от незнания того, в каком жанре нужно работать. Его определила сама судьба Фриды: из 145 ее картин 60 являются автопортретами.

    Необходимость чуть ли не постоянно носить стальной корсет, который не снимал боли, а только поддерживал тело, подтолкнула Фриду к созданию картины «Сломанная колонна» (1944). Травмированный позвоночник изображен в виде ионической колонны, треснувшей в нескольких местах.

    Как и на всех остальных автопортретах, здесь нет улыбки, и лицо помимо грусти не выражает каких-либо ярких эмоций. Тело, пронзенное гвоздями, напоминает об образах библейских мучеников, что создает особое трагическое ощущение.

    Нетрудно представить, как мексиканка с густыми бровями часами всматривалась в свое печальное отражение, а потом писала на холсте историю всеохватывающей боли, которая терзает ее тело ежеминутно. 4. «Фрида и Диего Ривера»: брак между слоном и голубкойВ 20-е годы XX века в Мексике происходил культурный подъем: это время сегодня принято называть «мексиканским Ренессансом».

    Спонсируемые правительством местные художники активно рисовали фрески в церквях, школах, библиотеках и общественных зданиях. Именно тогда юная Фрида впервые узнала о художнике Диего Ривере, своем будущем муже, любовь к которому будет вдохновлять и испепелять ее, делать счастливой и несчастной одновременно.

    Диего пришел в Национальную школу, чтобы выполнить очередной заказ, и Фрида незаметно наблюдала за его напряженной работой в течение нескольких часов. Буквально на следующий день она заявила одноклассникам, что хочет иметь ребенка от «этого толстяка», чем, безусловно, шокировала их.

    Именитый художник-монументалист был старше девушки на 21 год и внешне абсолютно непривлекателен: толстый, грузный, с выпученными глазами – удивительно, что с такой внешностью он имел репутацию ловеласа. В 1929 году Фрида и Диего поженились. Родители Кало не одобрили брак и охарактеризовали союз дочери с Риверой «браком между слоном и голубкой». Ему было 43 года, ей — 22.

    Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения.В доме супругов на книжных полках стояли не раз прочитанные тома Маркса, Ленина, работы Сталина, публицистика Гроссмана о Великой Отечественной войне. Известно, что Фрида начинала работать над портретом вождя советского народа, но не успела закончить его.

    Время после свадьбы – тот редкий момент в жизни художницы, когда она чувствовала себя по-настоящему счастливой. Здоровая, любимая и непременно рядом с Диего – такой Фрида изобразила себя, к примеру, на картине 1931 года «Frida and Diego Rivera». Здесь нет ни намека на искалеченную душу и тело.

    5. «Всего лишь несколько царапин»: измена мужа

    «В моей жизни было две трагедии, — говорила Фрида. — Первая — трамвай, вторая — Диего».

    Когда Диего сделал предложение, он сразу предупредил свою возлюбленную, что не сможет быть верным, но любить будет только ее. Кало и не догадывалась, что неверность мужа станет для нее настолько нестерпимым мучением. Когда она узнала об измене мужа с ее младшей сестрой Кристиной, на полотна вылился трагизм особой силы.

    Переживания, связанные с предательством двух любимых людей, Фрида воплотила в картине «Всего лишь несколько царапин» (1935). Кало прочла в криминальных хрониках заметку об убийстве неверной женщины ревнивым любовником. Мужчина, нанесший множество ножевых ранений, заявил в суде: «Но ведь это были всего лишь несколько царапин!».

    Этой притворной, циничной фразой и стала называться картина, на которой Фрида изобразила себя израненной и запятнанной кровью. Фраза написана на белой ленте, которую держат черный и белый голуби – возможно, так художница хотела показать светлую и темную стороны любви.

    Картина наделена особой жутковатой экспрессией, поскольку художница в буквальном смысле вышла за рамки: несколько раз она проткнула раму картины ножом и нанесла на нее «пятна» красной краски. 6. «Больница Генри Форда»: выкидышНа картине «Больница Генри Форда» обнаженная Фрида лежит на железной кровати, живот вздут, волосы в беспорядке.

    Слезы заливают щеки, а кровь – белую простыню. Рука удерживает «клубок» из нитей красного цвета, тянущихся к шести символам. Таким метафорическим способом художница выразила свои глубокие переживания, связанные с невозможностью иметь детей: все три беременности Фриды закончились выкидышем.

    В верхнем ряду мы видим кости таза, оказавшиеся чересчур хрупкими для беременности, эмбриона с закрытыми глазами и улитку – символ медленного течения времени и его цикличности. Из деталей нижнего ряда особенно выделяется увядающий цветок светло-фиолетового оттенка. Известно, что фиолетовый цвет в некоторых культурах обозначает смерть.

    В данном случае он может символизировать исчерпанность жизни, ее тусклые цвета и редкие проблески счастья. 7.

    «Да здравствует жизнь!»: первая выставка и последняя картина

    Работы Фриды Кало традиционно относят к сюрреалистической живописи: причудливые формы и тревожные темы будто бы получены из снов и подсознания, но сама художница не раз объясняла, что сюжеты и образы ее картин не выдуманы, а автобиографичны: «Я рисую себя, потому что почти всегда нахожусь в одиночестве и я – тот объект, который я по-настоящему хорошо знаю».

    О связи своих картин с традицией сюрреализма Кало впервые услышала от Андре Бретона, который в 1938 году посетил Мексику: «Я никогда не думала, что я – сюрреалистка, пока Андре Бретон не приехал в Мексику и не сказал мне об этом».

    В 1953 году в Мексике открылась первая персональная выставка Фриды Кало. К тому времени здоровье уже не позволяло ей встать с постели: часть правой ноги пришлось ампутировать из-за развившейся гангрены. Но художница не могла не приехать на собственный вернисаж. В итоге сирена «скорой помощи» и рев мотоциклетного эскорта возвестили о прибытии Кало.

    В выставочный зал ее, как живой автопортрет, внесли на носилках, которые поместили на подготовленную кровать. В тот вечер, как в принципе и всегда на публике, Фрида много и непристойно шутила, пила свою любимую текилу и пела песни под аккомпанемент марьячи.

    Казалось, что пылкая мексиканка – это все еще тот юный сорванец, который гонял с мальчишками футбольный мяч во дворе и не позволял считать себя инвалидом.Несмотря на физическую боль и душевные терзания, Кало знала, что судьба дает ей возможность быть счастливой.

    Поэтому она предпочитала жить на полную катушку, хорошо осознавая, что этот карточный домик может в любой момент сложиться пополам. Неслучайно ее последняя картина называется «Да здравствует жизнь!»: радостный натюрморт с сочно-яркими арбузами кажется попыткой уцепиться за этот мир и не покидать его так рано.

    «Катастрофа столько определила в моей жизни: от живописи до умения любить.

    Страстное желание выжить породило большую требовательность к жизни. Я очень многого ждала от нее, каждую минуту сознавая, что могу все это внезапно потерять. Для меня не существовало полутонов, я должна была получить все или ничего. Отсюда эта неутомимая жажда жизни, жажда любви», — так говорила Фрида.

    Когда Кало было три года, началась Мексиканская революция. Однако позже она любила повторять, что родилась в 1910 году, надеясь на то, что таким образом люди будут непосредственно связывать ее с революцией.

    Так и получилось: тело умершей от воспаления легких Фриды перед погребением было завернуто в знамя мексиканской компартии, а на похоронах, помимо именитых деятелей искусства, присутствовал бывший президент Мексики Ласаро Карденас.

    Поделитесь этим постом с друзьями

    Источник: http://interesno.cc/article/2838/detstvo-fridy-kalo-meksikanskaja-drama

    Ссылка на основную публикацию