Описание картины василия кандинского «москва. красная площадь»

Константин Рылёв: Василий Кандинский. Царь абстракционизма |

4 декабря (22 ноября по старому стилю и 16 декабря по Википедии – демократично оставляем выбор за вами) родился художник Василий Кандинский, который изобрел абстрактную живопись

Василий Кандинский (1866-1944) сделал переворот в изобразительном искусстве. И сначала он сделал его буквально: вернувшись поздно из мастерской, он обнаружил в полумраке своего дома неизвестную чудесную картину.

Когда он приблизился к ней, оказалось, что это его собственная работа, случайно (случайно?) повешенная вверх ногами. Было совершенно непонятно, что за предмет изображен на картине, и это поразило художника. На следующий день он захотел испытать те же ощущения, но особого восторга не почувствовал.

Да и предмет на полотне теперь можно было узнать даже вверх тормашками. Художник решил: долой предмет и саму «предметность»!

Вряд ли, правда, мастер был трезв в тот судьбоносный вечер (это объясняет и почему утром он был несколько разочарован), но так или иначе – открытие было сделано. Хотя вообще-то Василия Васильевича отличает, я бы сказал, рафинированная трезвость. Достаточно посмотреть его карандашные эскизы, поражающие филигранностью.

Поэтому забавно сейчас читать, как некоторые современные исследователи его творчества упирают на знание Кандинским шаманских практик Сибири (откуда был родом его отец). И различают на его холстах «галлюциногенные грибы, инкрустированные узорами».

Так сказать, нажравшегося поганок Василия Васильевича (ни дать не взять – пелевинский герой), регулярно глючило, а как отпустит – сразу за кисть! Ведь разве нормальный человек способен узреть такое?

А вот представьте себе!<\p>

Кандинский напечатал десятки статей, рефератов, эссе и автобиографическую повесть. Где довольно подробно изложил свой художественный метод и мировоззрение. Конечно, «специалисты» презрительно хмыкнут: так он и опишет запретное. Но Берроуза или Хаксли такие резоны не останавливали. Художника вообще мало что может остановить, ежели ему «песня крылья расправит».

Кандинский, в частности, говорил, что избавиться «от внешнего» ему помогали болезни. Еще в детстве, из-за большой температуры, он наблюдал парочку видений. И позднее случались рецидивы (в рамках здоровой психики). А при развитом воображении он добивался точного воспроизведения виденных «духовных пейзажей».

Кандинский, как художник, эволюционировал постепенно, меняя стили и техники. «Долгие годы я себе казался обезьяной, запутавшейся в сети, – откровенничал он. – И только после больших усилий мне удалось опрокинуть эту «стену на пути к искусству».

Развитие искусства, подобно развитию нематериального знания, не состоит из новых открытий, вычеркивающих старые истины и провозглашающих их заблуждениями.

Его развитие состоит во внезапных вспышках, подобно молнии, из взрывов, подобно «букету» фейерверка, разрывающемуся высоко в небе и рассыпающему вокруг себя разноцветные звезды…»

Результаты его усилий таковы, что только два русских художника в рейтинге мирового искусства проходят по разряду «тяжеловесов»: Кандинский и Малевич. Когда в 2007-м году организаторы самой крупной премии (40 тыс.

евро) в области российского contemporary art решали, чьим именем её назвать, выбирали исключительно между этими двумя авангардистами.

В пользу Кандинского, как было заявлено, были такие аргументы: он «гражданин мира» (жил в Германии и Франции) и его картина «Фуга» (1914) удерживала ценовой рекорд 17 лет – она была продана в 1990 году на аукционе Sotheby’s за $19 млн.

Однако уже в 2008 «Супрематическая композиция» Малевича была продана за $60 млн. «Логика денег» в искусстве – вещь хоть и влиятельная, но сомнительная. Как сказал другой российско-французский классик, художник-эмигрант Оскар Рабин: «Если мои картины в 60-е стоили на порядок меньше, они что были хуже? Или когда цена поднялась на мои работы – они «улучшились»?»

Но вернемся к основателю абстракционизма.

Кандинский пришел к своему призванию только в тридцать лет. Он был доцентом на юридическом факультете МГУ. В 1895 Кандинский отказывается от должности профессора Дерптского университета в Тарту и решает стать художником-профи. И отправляется в «царство модерна» – в Мюнхен.

Этому решению предшествовали несколько событий.

Во-первых, этнографическая экспедиция в Вологодскую область в 1889 году. «Помню, как я впервые вошел в крестьянский дом, – вспоминал экс-юрист, – остановился на пороге, как вкопанный.

Стол, лавки, печь – всё сплошь было покрыто простыми, наивными орнаментами разнообразных цветов. На стенах – народные картины. Красный угол был заставлен образами и заклеен репродукциями икон.

Когда наконец я прошел внутрь избы, сам оказался в Картине».

Узоры в народном творчестве несут символическое и магическое значение. Под влиянием этой экспедиции Кандинский обратится к фольклору, былинам. Героями его полотен временно станут богатыри, драконы и красавицы в кокошниках. Но выполнять эти работы Кандинский будет в «мозаичном» стиле Климта.

Во-вторых, Кандинского потряс пейзаж Моне «Стог сена» на выставке импрессионистов в Москве. В.В. (как в случае с перевернутой картиной) понял, что там изображено, только прочитав название.

Позднее он переосмыслил новую французскую живопись, отражающую распад цельной картины мира: от точек пуантилиста Сера до широких мазков Моне и геометризированных холстов Сезанна.

На картинах самого прогрессивного тогда австрийского модерниста Густава Климта мир напоминал мозаику. Как сказали бы сейчас: Кандинский узрел Точку Сборки. Дополнительное впечатление на В.В. произвело открытие деления атома.

Материальный мир стремительно терял прочность! Оказывается, его можно было «разобрать». Но что там дальше?

В-третьих, Кандинского поразила опера Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре: тогда в сознании московского доктора права вдруг возникла феерическая панорама московского закатного вечера. Он так описал ее: «Солнце растворяется над Москвой пятном, заставляющим вибрировать струны души.

Розовые, желтые, голубые, фисташково-зеленые, пылающие красным дома, глубокое тремоло деревьев, тысячеголосая песня снега, аллегро голых ветвей, упругое красное кольцо кремлевских стен, а наверху, подобно хоралу, возвышается длинная, изящная стрела колокольни Ивана Великого.

Я полагаю, что написать эту симфонию было бы величайшим счастьем для любого художника».

Кандинскому удастся изобразить эту «симфонию», спустя полтора десятка лет, на полотне «Москва. Красная площадь» (1916).

Оно, возможно, будет не таким брызжуще ярким, как видение, но приобретет дивную завершенность, многоуровневую глубину и космический размах.

Сам феномен, когда человек способен видеть цвет звуков или ощущать вкус букв называется синестезией (от греч. syn?isthesis — совместное чувство, одновременное ощущение).

По схожему с Кандинским пути двигался голландец Пит Мондриан. Так же, как Кандинский, он был увлечен французскими живописными новациями и модными мистическими учениями: теософией и антропософией.

Но в отличие от пластичного, восприимчивого к музыке Кандинского, Пит был холодным философом. Под его «распадающимися» пейзажами обнаружилась структура мира, его «скелет»: в виде крестов и квадратов.

Холсты Мондриана похожи на конструктор LEGO. Этот мир созерцательно-статичен.

Кандинского же увлекала динамика: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы создать новый мир, который зовётся произведением. Каждое произведение технически возникает, как возник космос, – путем катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой – музыка сфер. Создание произведения есть мироздание».

То есть при помощи красок художник моделирует космические процессы, которые сравнимы с симфониями. И наоборот.

На пересечении живописи и музыки Кандинский-теоретик сделал важный вывод: для художника отпала обязательная необходимость рисовать с натуры.

Он может творить, повинуясь внутренним импульсам: «Произведение возникает целиком «из художника», что известно в музыке в течение нескольких столетий. В этом смысле живопись догнала музыку».

Продолжая линию «звучащих» картин Кандинский свои работы называет «Композициями», «Импровизациями» и «Фугами». К концу десятых годов XX века он начинает выдавать подлинные шедевры.

Из полуабстрактных – это «Деталь композиции IV» или «Казаки» (1910). Художник утверждал, что её сюжет навеян казаками, спускающимися по улице в 1905-м году.

В верхнем левом углу картины двое казаков дерутся на саблях. Справа внизу – стоят с пиками. Вдалеке синий холм с дворцом. От зрителя к замку ведет мост в виде радуги. Этот мотив, близок будущей поэме Блока «Двенадцать»: пройдя горнило революции, наши граждане поднимутся по радуге-мосту в духовные чертоги…

В это время Кандинский опубликовал труд «О духовном в искусстве» (1912) и составил (вместе со своим другом, немецким художником Францем Марком) альманах «Синий всадник» (1912).

Была торжественно объявлена эпоха Великого Духовного, когда произойдет синтез искусств, потому как при внешних различиях налицо «внутренняя тождественность звука, цвета, слова».

(В русле этих идей – цветомузыкальные симфонические поэмы Александра Скрябина).

Уже сложившимся мастером Кандинский в 1914 возвращается на Родину.

Франц Марк убит на Первой Мировой осколком снаряда.

Уже поменьше «радужных» красок в программной картине Кандинского «Москва. Красная площадь» (1916). По существу на полотне – теософская планета Москвы (вроде планет-миров в сказке Экзюпери «Маленький Принц»).

В центре холста мужчина и женщина, вокруг них несколько сфер, на которых расположились высотки, соборы, кладбища, река. Из верхнего угла сквозь облака бьёт солнце, из правого – готова проклюнуться луна. За пологом желто-голубого неба – открывается звёздная бездна. Это лирико-мистическое полотно, словно иллюстрация к ещё не написанному Булгаковым роману «Мастер и Маргарита».

О любимом городе Кандинский напишет: «Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва – мой живописный камертон».

Октябрьскую революцию Кандинский воспринял без восторгов, свойственным авангардистам, но приветствовал желание большевиков поддерживать левые течения в искусстве. Да и как ему было сильно радоваться, если у него экспроприировали многоэтажный дом с башней-мастерской, построенный на деньги из отцовского наследства. «Швондеры» оставили художнику только одну из квартир.

Социальные катаклизмы вдохновили художника на создание ярких апокалипсических холстов, на которых, кажется, борьба идёт на разных планах реальности («Смутное», 1917, «Импрессия», 1917, «В сумерках», 1919).

Кандинский попытался сотрудничать с советской властью (работал в Наркомате просвещения, организовал Институт художественной культуры, открыл 22 новых галереи), но вскоре понял, что ему, потомку дворян и космополиту, не по пути с диктатурой пролетариата. Чувственно-экспрессивное творчество В.В. все меньше вписывалось в идеологические установки. В 1921 он отправляется обратно в Германию.

За границей он продолжает развивать принципы беспредметной живописи: его картины спокойны, медитативны и сбалансированы. Он преподает в Веймаре в академии Баухауз. В 1933 Баухауз был объявлен «опасным гнездом большевизма» и закрыт нацистами.

Кандинский эмигрирует в Париж.

В 1937 пятьдесят работ Кандинского попадут на выставку в Мюнхене «Дегенеративное искусство». Во Франции же ему респект: в гости часто наведываются знаменитости, но у публики к В.В. интерес сдержанный. Перед войной он получил французское гражданство.

Его картины конца тридцатых становятся холодны и безжизненны. С 1940 года он «населяет» полотна существами, смахивающими на планктон. Возможно, в этих простейших организмах Кандинский видел наиболее точное воплощение законов космической гармонии (как, к примеру, в раковине моллюска).

Умер художник в своем доме в западном предместье Парижа Нейи-Сюр-Сен 13 декабря 1944 года.

Бум абстрактного искусства начнётся в 50-е, но уже в США.

Представители американского абстрактного экспрессионизма (Арчил Горки, Марк Ротко, Виллем де Куниг) назовут Кандинского своим учителем.

Напоследок, хотелось бы процитировать некоторые высказывания Мастера. Уж больно хороши!

Принципы ответственности художника за свои творения, сформулированные Кандинским в книге «О духовном в искусстве» не потеряли актуальности. А показанная им ситуация в арт-среде, будто списана с наших современников.

«Конкуренция» растет. Дикая погоня за успехом делает искания всё более внешними. Маленькие группы, которые случайно пробились из этого хаоса художников и картин, окапываются на завоеванных местах. Оставшаяся публика смотрит, не понимая, теряет интерес к такому искусству и спокойно поворачивается к нему спиной».

«Иногда художник пользуется своей силой для потворства низменным потребностям: в якобы художественной форме он изображает нечистое содержание, он привлекает к себе слабые элементы, постоянно смешивает их с дурными, обманывает людей и помогает им обманывать себя, убеждая себя и других, что они жаждут духовно и удовлетворяют эту жажду из чистого источника. Такого рода произведения не помогают движению ввысь, они тормозят, оттесняют назад стремящихся вперёд и распространяют вокруг себя заразу».

Читайте также:  Описание картины питера брейгеля «крестьянская свадьба»

«Художник – служитель высшим целям, обязательства которого точны, велики и святы. Он должен воспитывать себя и научиться углубляться, должен прежде всего культивировать душу и развивать её, чтобы его талант стал облачением чего-то, а не был бы потерянной перчаткой с незнакомой руки – пустым и бессмысленным подобием руки».

«Художник несёт троякую ответственность, по сравнению с не-художником: 1) он должен продуктивно использовать данный ему талант, 2) поступки, мысли и чувства его, как и любого другого человека, образуют духовную атмосферу, очищая или заражая окружающую среду, и 3) поступки, мысли и чувства являются материалом для его творений, которые, в свою очередь, воздействуют на духовную атмосферу. Художник – «царь».

Текст подготовлен для .

Источник: http://www.peremeny.ru/blog/3656

10 неизвестных: беспредметные шедевры Василия Кандинского

Василий Кандинский «Композиция VII», 1913

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.

ru запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.

Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

В 2016 году весь мир отмечает юбилей Василия Васильевича Кандинского (1866–1944) – основоположника и теоретика абстрактного искусства, одного из самых влиятельных художников ХХ века. Третьяковская галерея совместно с петербургским Эрмитажем подготовила выставку, куда войдут главные шедевры художника. Она откроется в здании на Крымском валу 13 апреля.

Василий Кандинский «Кохель – Аня и Дэйзи», 1902

Василий Кандинский «Кохель – Аня и Дэйзи», 1902

Новаторство Кандинского в сфере живописи по своему влиянию на искусство сопоставимо с важностью открытия атома для научного мира. И даже сам Кандинский отмечал, что это событие невероятно потрясло его. Беспредметное искусство мастера стало основой важнейших направлений живописи ХХ столетия.

Василий Васильевич Кандинский родился 16 декабря 1866 года в Москве в обеспеченной культурной семье коммерсанта. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой.

Там, наряду с посещением классической гимназии, мальчик учился игре на фортепиано и виолончели и занимался рисованием с частным преподавателем.

«Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности», – вспоминал он.

Василий Кандинский «Рапалло – Лодки», 1905

Василий Кандинский «Рапалло – Лодки», 1905

Однако родители Василия в будущем видели его юристом. В 1886 году он едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чемякиной.

В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать.

В 1896 году знаменитый Дерптский университет в Тарту, где в то время происходил процесс русификации, и предлагает 30-летнему Кандинскому место профессора юриспруденции, но именно в это время он решает оставить многообещающую карьеру и полностью посвятить себя живописи.

Впоследствии Кандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году, где он был потрясен картиной Клода Моне «Стога сена», и впечатление от оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре.

Василий Кандинский «Ригзее, деревенская церковь», 1908

Василий Кандинский «Ригзее, деревенская церковь», 1908

В 1903 году Кандинский расстается со своей женой Анной Чемякиной. Следующие пять лет он путешествовал по Европе, занимаясь живописью и участвуя в выставках. Вернувшись в Баварию, он поселилился в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. Знакомство с европейской живописью, с картинами импрессионистов и экспрессионистов очень заметно в работах Кандинского этого периода.

Василий Кандинский «Вид Мурнау», 1908

Василий Кандинский «Вид Мурнау», 1908

Игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности. Очертания предметов смазываются, границы расплываются в красочных переливах. Цветовые гаммы построены на резких сочетаниях: впоследствии влияние цвета на восприятие зрителя станет крайне важной особенностью творческих поисков Василия Кандинского.

Василий Кандинский «Импровизация 14», 1910

Василий Кандинский «Импровизация 14», 1910

В 1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник». По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, такие, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».

Василий Кандинский «Композиция IV», 1911

Василий Кандинский «Композиция IV», 1911

«Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, – писал один из исследователей творчества художника М.К. Лакост.

– Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для салонной живописи – веера, кринолины, всадники.

Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение».

Василий Кандинский «Композиция VII», 1913

Василий Кандинский «Композиция VII», 1913

Трудно узнать руку одного и того же художника в предметных картинах начала 1900-х и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII» 1913 года, несмотря на то, что уже в тех произведениях чувствуется преобладание роли цвета над формой. В итоге, цвет разрывает очертания и заполняет собой всю поверхность холста, а зрителю остается следить за линиями и наслаждаться тональными переходами и игрой миллионов оттенков.

Василий Кандинский «Москва. Красная площадь», 1916

Василий Кандинский «Москва. Красная площадь», 1916

С началом мировой войны Кандинский как гражданин России, вынужден покинуть Германию. Он переезжает в Швейцарию, а затем возвращается в Москву, где проникается авангардистско-художественной атмосферой.

Но в то же время его живописные концепции идут вразрез с набирающими силу художниками, такими как Александр Родченко, Варвара Степанова и Наталья Гончарова.

Осенью 1916 года Кандинский знакомится с Ниной Андреевской, дочерью русского генерала на которой он женится в феврале 1917 года.

Василий Кандинский «Композиция VIII», 1923

Василий Кандинский «Композиция VIII», 1923

В России Кандинский находится в русле послереволюционного культурно-политического развития, сотрудничает с художественными организациями, но постоянные нападки коллег-художников, считавших его работы «изуродованным спиритизмом», являются решающим фактором для отъезда Кандинского из Москвы в декабре 1921 года. Давление социалистической идеологии на искусство, начавшееся после 1922 года и приведшее впоследствии к появлению соцреализма, послужило причиной тому, что живопись Кандинского стала расцениваться как «буржуазное» искусство, а его картины на долгие годы были убраны из советских музеев.

Василий Кандинский «Композиция X», 1939

Василий Кандинский «Композиция X», 1939

Кандинский уезжает в Германию, а затем во Францию. Но его работы этих лет намного более сдержаны. Иностранные коллеги не признают его абстрактного искусства и холодно оценивают творческие поиски.

Тем не менее Василий Васильевич старался принимать активное участие в художественной жизни Парижа. В 1939 году он принял французское гражданство.

Умер Василий Кандинский 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен и был похоронен на Новом кладбище Нейи, расположенном под Парижем.

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

Источник: https://www.m24.ru/articles/102277

Кандинский Василий ВасильевичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Кандинский Василий Васильевич (Kandinsky Wassily Wassilyevich), русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века; вошел в число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 года. Еще в гимназические годы начал активно заниматься музыкой и живописью. С 1885 года Кандинский изучал юриспруденцию в университете в Москве, но в дальнейшем решил посвятить себя искусству.

Волжская Песнь,

1906, Центр Помпиду, Париж

Пара, едущая верхом на коне, 1906, Ленбаххаус, МюнхенПестрая жизнь,

1907, Ленбаххаус, Мюнхен

Выбор Кандинского стать художником определили два момента: во-первых, яркие впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в 1889 году в этнографической экспедиции по Вологодской губернии, во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картинами Клода Моне. С 1897 года жил в Мюнхене, где занимался в местной Академии художеств под руководством Франца фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Марнау (Баварские Альпы).

Лунная ночь,

1907, Третьяковская галерея

Осень в Баварии, 1908, Музей современного искусства, Париж
Кладбище и дом священника в Кохеле 1909, Ленбаххаус, Мюнхен

От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов художник перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины «Пестрая жизнь», «Дамы в кринолинах» и другие).

В 1910 году Кандинский создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат «О духовном в искусстве» (книга была опубликована в 1911 на немецком языке).

Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов.

Моя столовая,

1909, Ленбаххаус, Мюнхен

Импровизация 7,

1910, Третьяковская галерея

Церковь в Марнау,

1910, Ленбаххаус, Мюнхен

В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелью строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.).

День Всех Святых II,

1911, Ленбаххаус, Мюнхен

Композиция, 1913,

Эрмитаж, Санкт-Петербург

Москва I, 1916,

Третьяковская галерея

В 1914 Василий Кандинский вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения в искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер («Москва.

Красная площадь», 1916, Третьяковская галерея; «Смутное», там же; «Сумеречное», Русский музей; «Серый овал», Картинная галерея, Екатеринбург; все работы – 1917). В 1918 году Кандинский издал автобиографическую книгу «Ступени».

Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, не приняв коммунистическую идеологию, навсегда покинул Россию в 1921 году.

Казаки, 1917,

Третьяковская галерея

Синий гребень, 1917, Русский музей, Санкт-Петербург
Поперечная линия, 1923, Музей земли Северный Рейн-Вестфалия

Уехав из России, Кандинский проживал в основном в Германии.

Его космологические фантазии (графическая серия «Малые миры», 1922) обретают в этот период более рационально – геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность («В черном квадрате», 1923; «Несколько кругов», 1926; обе картины – в Музее Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1924 мастер образовал вместе с А.

Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» в театре Дессау (1928). После прихода нацистов к власти в 1933 году художник переехал во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен.

Смутное, 1917,

Третьяковская галерея

Серый овал, 1917,

Художественный музей, Екатеринбург

В сером, 1919,

Центр Жоржа Помпиду

Испытав значительное воздействие сюрреализма, Кандинский все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте («Доминирующая кривая», 1936, «Голубое небо», 1940, Центр Жоржа Помпиду, Париж; «Разнообразные действия», 1941, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой оккупации (1939) художник намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен 13 декабря 1944 года.

Читайте также:  Описание картины константина коровина «за чайным столом»

Маленькие Миры,

1922, частная коллекция

Точки, 1920, Художественный музей Охара, Япония
Жена художника Нина Кандинская, 1917, частная коллекция

Источник: http://smallbay.ru/kandinsky.html

Кандинский Василий Васильевич. Картины и биография

Россия всегда порождала на свет множество талантливых людей, которые совершали большие прорывы в науке и искусстве. Первооткрыватели, изобретатели и первопроходцы двигают культуру вперед. Среди этого ряда выдающихся гениев можно назвать и художника по имени Василий Кандинский. Картины и биография этого выдающегося человека определенно заслуживают особого внимания.

Кто такой Кандинский Василий Васильевич?

Кандинский В.В. является очень важной фигурой в русской культуре. Дело в том, что он был не просто художником, но признанным лидером авангардизма. Позднее именно этот человек стал одним из основателей абстракционизма.

Ему принадлежат также заслуги по созданию нескольких творческих обществ. Поэтому русский худжоник широко известен не только в России, но и за рубежом. Давайте обратимся к жизненному пути, который прошел Кандинский Василий Васильевич.

Картины этого замечательного художника теперь находятся во многих музеях по всему миру.

Жизнь за рубежом

Впервые художник отправился за границу еще в 1897 году. Он много путешествовал по Европе и Северной Африке, а также создал несколько значимых в мире искусства обществ. Самое известное его объединение «Синяя четверка».

До 1921 года Кандинский В.В. бывал за рубежом лишь недолго, однако после переехал насовсем. В эти годы он занялся искусством, писательством, а также преподаванием в университете.

В 1933 г. художник отправился во Францию и жил там довольно длительное время. Несколько месяцев он провел в Соединенных Штатах, однако в 1944 г. Кандинский В.В. умер во Франции.

Благодаря своим путешествиям стал всемирно известным художник Кандинский Василий Васильевич. Картины описание критиков в лучшем свете вполне заслуживают, ведь они на самом деле выполнены рукой мастера. Художник смог совершить прорыв в мире искусства и действительно внести в него новое мышление.

Искусство

Профессионально живописью художник начал заниматься в 1900 году, когда поступил в Академию художеств в Мюнхене. В начале XX века художник творил в стиле аванградизма.

После ярких молодых работ Кандинский В.В.

перешел больше к фольклорным темам, где русский модернизм самым интересным образом сочетался со средневековыми легендами и усадебными мотивами, например как на картине «Пестрая жизнь».

Мастер любил творить с помощью масла и акварели, однако при этом немалое значение уделял графике и гравюре по дереву.

Возвращение в Россию в 1914 г. наложило сильный отпечаток на его творчество. Теперть в картины добавились трагические черты из российской реальности.

Более поздний период, после 20 х гг. и отъезда из России, привел Кандинского В.В. к более геометрическим построениям картин и космическим темам, которые присущи конструктивизму, однако при этом мастер сохранил яркие цвета. Это хорошо видно в картинах «В черном квадрате» и «Несколько кругов».

Жизнь во Франции ввела больше сюрреализма в работы художника, и теперь на них стали появляться биоморфные изображения, как на полотнах «Доминирующая кривая» или «Голубое небо».

Знаменитые картины Василия Кандинского

Известен на весь мир этот талантливый человек. Много трудился над своими произведениями художник Кандинский Василий Васильевич. Картины его имеют особый символизм и смысл, именно поэтому его так мало понимали в его время и так ценят сейчас. Другого слова даже не подобрать, ведь в 2012 году картину «Эскиз к импровизации №8» продали за 23,4 млн долларов.

Известными стали практически все работы, которые создал Кандинский Василий Васильевич. Картины его авторства «В сером», «Москва. Красная площадь», «Вибрация» и «Казаки» можно назвать одними из самых популярных его работ, однако довольно сложно сделать выбор, поскольку они все поражают взор и мысли почитателей.

Другие таланты

Говоря о Кандинском В.В., нельзя забывать, что он был не только художником. Еще с молодости у него была страсть к писательству, и он даже публиковал свои статьи из Берлина об искусстве. Позднее художник издал целую серию своих книг, где подробно описал свой подход к искусству, мировоззрение, а также стиль создания картин. Также он писал стихи.

Книги «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости» написал именно Кандинский Василий Васильевич.

Картины живопись долговечная, именно поэтому художник вкладывал в них всю свою душу и говорил, что он не рисует их, а размышляет о мире в процессе написания. Поэтому Кандинский В.В.

считал, что в работе надо передавать лишь духовное восприятие, не должно быть конкретных предметов, иначе они будут отвлекать от высокого смысла.

Источник: https://autogear.ru/article/176/394/kandinskiy-vasiliy-vasilevich-kartinyi-i-biografiya/

Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских художников (внеклассное занятие для 6–7 класса)

Ионкина Н. А. Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских художников (внеклассное занятие для 6–7 класса) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 139-146. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9900/ (дата обращения: 26.10.2018).



Занятие знакомит учащихся с архитектурой Москвы XVII века, запечатленной на картинах русских художников, показывает красоту города в разные исторические периоды. Материал можно использовать на уроке или для внеклассных мероприятий.

Ключевые слова: Москва, архитектура, XVII век, Аполлинарий Васнецов, Кремль, Красная площадь, Китай-город.

Цель: Познакомить учащихся с архитектурой Москвы XVII века, запечатленной на картинах русских художников.

Задачи:

 Познакомить учащихся с видами московских улиц, особенностями архитектуры города XVII века.

 Познакомить учащихся с бытом москвичей того времени.

 Сравнить, как изображенные на картинах улицы выглядят сейчас.

 Показать красоту исторического облика Москвы.

 Воспитание любви и почтения к своей Родине и столице.

 Привитие любви к искусству и знакомство с работами русских художников.

 Развитие чувства прекрасного.

Оборудование:

Компьютер, проектор, репродукции картин, карта Москвы современная и карта Москвы XVI-XVIII века, «флажки» для отметки мест на карте.

Орг. момент.

Здравствуйте.

  1. Подведение к теме занятия.

Сегодняшнее занятие посвящено временам далеким, но от этого не менее интересным.

Кто из вас родился в Москве? А кто приехал из других городов? А вам интересно было бы увидеть, какой была Москва много лет назад?

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое нашего прекрасного города. Благодаря собственной фантазии и научным исследованиям, мы попадем в далекий, дикий и красивый XVII век.

Для путешествия нам понадобится карта Москвы. Даже две карты, современная и старинная.

На карте мы будем отмечать места, которые посетим, этими «флажками».

  1. Знакомство с новым материалом.

Часто ли вы бываете в центре города?

Вам нравится город Москва сейчас, как он выглядит, какие улицы и здания нас окружают?

А вы знаете, откуда начиналась Москва? Где находились самые старые постройки города? (Кремль и вокруг кремля)

Кто начинал строить город Москву и считается его основателем? (Юрий Долгорукий)

Посмотрите на карту. Найдем Кремль на современной и старинной карте. Вот он, в самом центре. Начиналась постройка города с Кремля. Вокруг строились жилые дома, лавки, церкви и множество других сооружений.

Посмотрите на картину «Стрелецкая слобода» художника Аполлинария Васнецова.

Несмотря на то, что картина — это всего лишь эскиз декораций к опере, художник постарался максимально реалистично передать панораму города. Высокие деревянные терема, низенькие домишки.

За деревянной стеной возвышаются каменные постройки: дома и храмы, башни и мосты, торговые палаты и хозяйственные постройки. Это Белый город и Кремль.

Рис. 1.

Стрелецкая слобода — место, где жили стрельцы. А кто такие стрельцы? Стрельцы составляли первое регулярное войско на Руси. Они были конными или пешими, обязательно были вооружены. В мирное время выполняли в Москве функции полиции и пожарных. Посмотрите, в центре площади колокол, чтобы созывать стрельцов в случае опасности. К середине XVII в.

в Москве было свыше 20 стрелецких слобод, которые располагались в пределах Белого города и Земляного города. Значительное число стрелецких слобод находилось в южной части Замоскворечья. Стрелецкие слободы назывались по именам полковников — Зубова, Пыжова, Вишнякова и др.

(отсюда названия современных Зубовских улицы, площади, бульвара, Пыжевского, Вишняковского переулка и др.).

Какое настроение у этой картины? Какие чувства она вызывает? (тревога, опасность, предчувствие войны и беды)

Рис. 2.

Начало XVII века на Руси было очень неспокойным. Смутное время, нашествие на Москву поляков и последующее народное ополчение. Что вам известно о Смутном времени? (После смерти Ивана Грозного на Руси фактически не было реального законного правителя.

Появлялись то Лжедмитрий 1 и 2, то другие претенденты на престол. Разные слои населения поднимали бунты и восстания. Затем борьба с иноземными захватчиками — поляками и народное ополчение в 1612 г.

) Кто был организатором народного ополчения? (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский)

Отметим это место на карте.

Конец Смутного времени был положен избранием на царство Михаила Романова в 1613 г. За период смуты страна находилась в ужасном положении, казна разорена, ремесла и торговля в упадке.

Вот еще одна картина Апполинария Васнецова «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900 год). Знаком ли вам район Китай-город? Кто был там? Какие достопримечательности там расположены? (Политехнический музей, Детский мир)

Посмотрите, как выглядел этот район много лет назад. Похоже чем-либо на район сегодня? Что сразу бросается в глаза? (Собор Василия Блаженного на заднем плане).

Рис. 3.

Посмотрите, узкая улочка, зажатая со всех сторон невысокими деревянными домами и строениями. Вдоль нее расположились торговцы. Вот воины, которые торопятся куда-то с оружием в руках.

Вот глашатай оглашает какую-то грамоту. Вся улочка полна людьми, шумно, неспокойно в Китай-городе.

Сам колорит картины, тревожное оранжевое небо, темные очертания куполов создают ощущение беспокойства, напряженности, тревоги.

Отметим это место на карте.

Такое же настроение в картине «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века» (1913). Этот еще один эпизод из истории Смутного времени. Ранее утро. Все ворота и ставни наглухо закрыты. На заборах, ощетинившись, лежат острые ветки. Скульптура оскалившегося зверь на переднем плане. Тревожно оглядывающиеся всадники. Стаи воронов в небе. Все предвещает беду, тревогу, перемены.

Рис. 4.

Апполинарий Васнецов — младший брат известного всем художника Виктора Васнецова. Он был не только художником, но и искусствоведом и историком. Его чрезвычайно привлекала тема старой Москвы.

Создавая свои произведения, художник очень тщательно изучал старинные планы, отражающие разные эпохи существования города, принимал участие в раскопках. А.

Васнецов старался отразить в картинах многогранную жизнь старого города с его архитектурой, бытом, обычаями и нравами [1, c. 21].

Рис. 5.

А вот совсем другой вид города «Старая Москва. Разъезд после кулачного боя» (А. Васнецов, 1900-е).

Рис. 6.

Какое настроение у этой картины? Когда устраивались кулачные бои? (По праздникам) А какие праздники москвичи зимой так весело отмечают? (Масленица, конец зимы) Действительно, картина передает веселое, задорное настроение людей, провожающих зиму и ожидающих теплую весну. Даже стены, башни и купола церквей поддерживают приподнятое праздничное настроение. И небо, розоватое, светлое, обещающее скорую весну.

А вот картина А. Васнецова «Москва. Конец XVII века» (1902 год). Город окружен стеной. Да не одной стеной. Несколько стен опоясывают город. Небольшие ворота с решетками.

Чтобы пропускать торговых людей, конных и пеших. Толстые стены и решетки препятствуют попадаю в город неприятеля в случае нападения. Но в картине нет тревоги. Наоборот.

Снег делает все постройки нарядными, а также скрывает грязь городских улиц.

Рис. 7.

Во всех работах А. Васнецова, посвященных старой Москве, на первый план выходит архитектура. Она задает тон картины, определяет настроение. И, конечно, помогает зрителю окунуться в исторические события. Пусть даже самые обычные и повседневные для персонажей картины.

Читайте также:  Описание памятника «петр и феврония муромские» в муроме

«Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке» (1902 год).

Рис. 8.

Посмотрите на эту картину. Спокойствие и умиротворение повседневной жизни. Лавки с книгами, неторопливые покупатели и прохожие. Нарядные белые стены Кремля. Спасские (Фроловские) ворота были главными воротами Кремля. Над воротами висела икона Спаса Смоленского, которой всякий входящий должен был поклониться, а мужчинам полагалось еще и снять шапку.

Через Спасские ворота в Кремль въезжали великие князья, цари, императоры и иностранные послы с многочисленной свитой.

В дни больших церковных праздников через Спасские ворота на Красную площадь проходило церемониальное шествие высшего духовенства и совершались крестные ходы.

Торговля книгами и печатными изданиями процветала на Спасском мосту вплоть до 1812 года. Здесь всегда было шумно и многолюдно.

Отметим это место на карте.

Давайте войдем в Кремль через знаменитые Спасские ворота и посмотрим, что же за этими белокаменными стенами?

«Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век» (1903).

Рис. 9.

Так в XVII веке выглядела площадь рядом самый высоким, на тот период, строением в Москве — колокольней Ивана Великого. Она сохранилась до наших дней.

И сегодня, придя в Кремль, мы можем полюбоваться на ее старинные величественные башни.

Что можно сказать о людях на картине, о настроении картины? (Ясный зимний день, люди в основном небедные праздно гуляют, пешком или на санях; стрельцы следят за порядком; нарядные храмы и терема; спокойствие; безмятежность).

Отметим это место на карте.

А вот и главная площадь города — Красная площадь. Кто был на Красной площади? Что можно увидеть, находясь там? (Красные стены и башни Кремля, площадь выложена брусчаткой, окружают площадь Собор Василия Блаженного, ГУМ и здание Исторического музея, зимой на площади — каток).

«Красная площадь во второй половине XVII века» (А. Васнецов, 1925).

Рис. 10.

Посмотрите на Красную площадь XVII века и сравните. Какие отличия хорошо видно на картине? (Белые стены и башни; земля и трава; деревянные постройки возле стен и собора; рынок и торговцы).

А что сохранилось до нашего времени? (Спасская башня, часы, ворота; Собор Василия Блаженного; Лобное место).

Отметим это место на карте.

На картинах А. Васнецова улицы и площади старой Москвы выглядят аккуратными и нарядными. Но так было только в сухую погоду и зимой. Зимы раньше были морозными и снежными. К тому же не было никакого автомобильного транспорта. Но не было и асфальта, и тротуаров. Вдоль улиц выкладывали деревянные мостки и даже бревна.

Рябушкин А. П. «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895 год).

Рис. 11.

На картине А. Рябушкина хорошо видно, как нарядно одетые люди на одной из улиц пробираются по глубокой воде и грязи. И это не бедная окраина — вдоль улицы стоят добротные дома, виден большой ярко расписанный храм.

И на прощанье бросим взгляд на Москву с противоположного берега. Посмотрим, как грациозно возвышаются ее башни, как устремлены вверх купола храмов, как неприступно выглядят стены.

«Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века» (1922 год).

Рис. 12.

Слева на переднем плане Всехсвятский мост — первый каменный мост через Москва-реку, достроенный к концу XVII века. Мост соединял район Замоскворечье и Белый город и считался одним из чудес Москвы. Здесь и сейчас начинается один из старейших районов Москвы — Замоскворечье.

Отметим это место на карте.

Давайте еще раз посмотрим на карту. Где мы сегодня побывали? (Кремль, Китай-город, Стрелецкая слобода, Красная площадь, окрестности Белого города, Замоскворечье).

Интересно ли было заглянуть в старую Москву? Что вам понравилось в нашем путешествии? Хотелось бы вам посетить эти места еще раз, в современной Москве?

Теперь, гуляя по центру Москвы, помните, какой она была много лет назад. Наблюдай. Смотрите. Замечайте. Ведь до сих пор сохранилось немало зданий, напоминающих о том времени. И сохранилось немало улочек, попадая на которые, словно переносишься в старую Москву.

Литература:

  1. Апполинарий Михайлович Васнецов. Том 61. Издательство «Директ-Медиа», 2010. ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2010.
  2. Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992.
  3. Всехсвятский каменный мост. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %92 %D1 %81 %D0 %B5 %D1 %85 %D1 %81 %D0 %B2 %D1 %8F %D1 %82 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B9_ %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9_ %D0 %BC %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82
  4. Энциклопедии&словари. http://enc-dic.com
  5. Район Замоскворечье. Электронная Москва. http://mosopen.ru/region/zamoskvoreche
  6. Спасская башня. Moscow.org. Городской портал Мсоквы. http://www.moscow.org/moscow_encyclopedia/211_spasskaya_tower.htm

Основные термины (генерируются автоматически): Москва, старая Москва, Красная площадь, картина, Китай-город, Спасское, Смутное время, Кремль, Белый город, Замоскворечье.

Кремль с прилегающей к нему Красной площадью, является композиционным центром Москвы, с которым связаны архитектура города, его крупнейшие архитектурные ансамбли. Новые здания, мосты, облицованные камнем набережные…

«Москва — всем городам голова» Москва постепенно объединяла народы, жившие вокруг, для борьбы с разными врагами.

Достопримечательности Москвы. Соборная площадь Кремля.

Царь-пушка была установлена в Китайгороде перед Спасскими воротами для защиты…

− Прошло время. Москва росла, строилась, и перестраивался Кремль. Каким он стал потом?

− Какие профессии нужны были в старой Москве?

Я люблю твою Красную площадь. И кремлевских курантов бой. В городах и далеких станицах.

Что общего у триумфальных арок в Москве и в Париже? В этой статье я попытаюсь ответить

Чугунные же колонны ворот несколько лет пролежали на Миусской площади, пока во время

Сегодня уже трудно представить многие города без таких частичек прошлого, которые…

Южная часть территории парка занята старым фруктовым садом с красивым газоном, где в летнее время любят

Лодка была построена в 1980 году на заводе «Красное Сормово» в Горьком

В интервью 30.01.2014 каналу «Москва 24» руководитель службы маркетинга парка…

Потому что в результате этого сражения был разбит гетман Ходкевич, шедший на подмогу польскому гарнизону, удерживающему Китайгород и Кремль.

Москва XVII века на картинах русских… Смутное время, нашествие на Москву поляков и последующее народное ополчение.

…исторического района Замоскворечье, немало пострадавшего от реконструкций и новостроек советского и послесоветского времени.

Таковы механизмы, ведущие к реконструкции исторического центра Москвы и других старинных городов, к утрате и искажению…

Москва XVII века на картинах русских… (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский).

Именно за цикл картин о городе Муроме в октябре 1915 года И. С. Куликов получил звание академика живописи.

Причины и итоги Смутного времени на Руси | Статья в журнале…

И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва, как и какие люди бытовали в

Определённо, что одной из главных черт романа «Китайгород», если рассматривать его в…

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9900/

Art & More: шедевры и «пустячки» Василия Кандинского / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

Василий Кандинский. «Иматра», 1917 г. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Куратор выставки,

заведующая отделом личных коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Автономова рассказала Posta-Magazine о московском периоде художника, самой большой любви и музыке его жизни и творчества.

Московский период

«В этом году весь мир отмечает 150 лет со дня рождения Василия Кандинского, и предстоящая выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков — одно из многочисленных юбилейных событий.

Родившись в Москве, он в пятилетнем возрасте из-за болезни отца вместе с родителями переехал в Одессу. Получив юридическое образование в Московском университете, он в тридцатилетнем возрасте решает посвятить себя искусству и переезжает в Мюнхен, где поступает в частную студию живописи Антона Ашбе.

Мюнхен — второй родной город Кандинского после Москвы, город прекрасной художественной школы и больших возможностей.

В 1914 году разразившаяся Первая мировая война вынуждает его вновь вернуться в Москву, где он останется вплоть до 1921-го. Московский период в творчестве Кандинского — поистине уникальное время. Особенно насыщенными были три послереволюционных года: он активно участвует в выставках, занимается педагогической работой.

В этот момент он, не отказываясь от абстракции, снова возвращается к предметной живописи — создает маленькие этюды и виды из окон своего дома. В 1916 году он пишет очень интересную картину «Москва.

Красная площадь», которая стала своего рода точкой отсчета его новой жизни: он встречает свою будущую вторую жену, Нину Андреевскую.

Их знакомство состоялось по телефону — она позвонила ему, чтобы передать какую-то книгу или посылку, и ее голос настолько его впечатлил, что после этого разговора он написал акварельную фантазию «Одному голосу». И это не случайно — Кандинский был чрезвычайно музыкален, с музыкой у него были особые отношения.

В детстве он играл на виолончели, прекрасно знал оперу, увлекался Вагнером и Скрябиным, общался с представителем Новой венской школы, революционером в музыке Арнольдом Шенбергом, которому он говорил, что тот делает в музыке то, что сам он воплощает в своих живописных произведениях.

Нина Андреевская и Василий Кандинский, Дессау. 1929 г.

Василий Кандинский. Композиция «Одному голосу», 1916 г. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

С Ниной Андреевской Кандинский прожил тридцать лет, несмотря на солидную разницу в возрасте (на момент их встречи Нине было 23, а Кандинскому — 50). Это была удивительная пара и любовная история. Подготавливая выставку, я стала искать какие-то их письма, но ничего не обнаружила: как вспоминает Нина, они „ни на день не расставались“».

«Багатели»

«Московский период интересен еще и тем, что Кандинский возвращается к живописи на стекле — старинной традиционной технике, которая была распространена в Баварии, Чехии, Словакии и на юге России.

Главными героями этих сюжетов были в основном почитаемые в народе святые. Кандинский заинтересовался этой техникой в Мюнхене, у него была целая коллекция баварских стекол, которую он собирал вместе со своей верной соратницей художницей Габриэле Мюнтер.

Он сам писал композиции на стеклах, которые сейчас хранятся в собрании мюнхенской галереи Ленбаххаус.

Наталья Кандинская. «Пейзаж с фаэтоном». Из собрания Национального музея искусств Азербайджана, Баку

И вот в 1917 году, когда он счастлив в новом браке, у него только родился сын, он снова обращается к подстекольной живописи. Возможно, причина в его эмоциональном состоянии, а может, он чувствовал необходимость в создании некоего интимного мира посреди голодного и холодного 1917-го.

Отсюда и фольклорные, сказочные сюжеты «багателей» (от французского bagatelle, что означает «безделушка», «пустячок»). Изначально Кандинский так называл акварели, которые он писал в 1916 году в Стокгольме.

Уже открыв к тому времени новые пространства в искусстве, он как бы играючи возвращается к своим старым привязанностям и темам, но уже на другом уровне и в очень свободной манере. Можно смело сказать, что это своеобразные шедевры в своем малом формате.

Василий Кандинский. «Всадник». Из собрания Национального музея искусств Азербайджана, Баку

Василий Кандинский. «Дама с цветком». Май 1917 г. Из собрания Национального музея искусств Азербайджана, Баку

Также на выставке мы показываем акварели 1915-1916 годов из небольшого города Яранска, что под Вяткой, нынешним Кировым. Там в краеведческом музее около десяти лет назад совершенно неожиданно обнаружили шесть акварелей и рисунков, которые попали туда в 1920-е годы.

Вообще многие вещи Кандинского московского периода оказались рассеяны по разным галереям и музеям России и бывших советских республик. Это связано с тем, что, покинув Россию в 1921 году, он оставил в Москве работы, которые впоследствии были национализированы и, в соответствии с распространенной в 1930-е годы практикой, разосланы по стране.

Так, на нашей выставке мы показываем три стекла из Национального музея Азербайджана в Баку, которые долгое время были известны исследователям лишь в черно-белых фотографиях».

Интеллектуал авангарда и человек XIX века

«Нина Николаевна в своих воспоминаниях пишет, что после революции Татлин обратился к Кандинскому, пригласив его принять участие в строительстве новой культуры.

У него появилось огромное поле деятельности: организация выставок, охрана памятников, строительство музеев, педагогическая деятельность в ГСХМ (Вторые государственные свободные художественные мастерские).

И хотя он аккумулировал эти веяния времени, надо понимать, что Кандинский все же был родом из XIX века, в нем не было радикализма Родченко, с которым они и не смогли найти общий язык, хотя и были дружны.

В отличие от Родченко, видевшего развитие живописи в союзе с архитектурой и дизайном, Кандинский, с его символистскими корнями, тяготел к музыке и поэзии. Вообще Василий Кандинский очень не прост для изучения — в его творчестве одинаково сильны интеллектуальная и интуитивная составляющие».

Детали от Posta-Magazine Выставка открыта с 20 декабря по 12 февраля ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—ХХ веков. Ул. Волхонка, 14

www.arts-museum.ru

Источник: http://posta-magazine.ru/culture/wassily-kandinsky-exhibition

Ссылка на основную публикацию