Описание картины василия поленова «воскрешение дочери иаира»

Беседа о художниках. » Воскрешение дочери Иаира». Василий Поленов и Илья Репин. Творческое соперничество

Беседа о художниках.

« Воскрешение дочери Иаира».

Творческое соперничество. Василий Поленов и Илья Репин.

1863 год. После долгих колебаний талантливый юный дворянин Василий Поленов становиться студентом сразу двух высших учебных заведений.

По разумному выбору, одобренному родителями и друзьями семьи, Василий вместе с братом Алексеем поступил на математический факультет Петербургского университета. Однако по совету друга семьи, Чистякова П.П.

, Поленов записался вольнослушателем в Академию художеств, студентом которой был сам Чистяков, впоследствии ставший знаменитым педагогом и профессором Академии.

Через год интенсивного обучения  Поленов решает оставить университет и держать экзамены в действительные студенты Академии художеств на второй курс. Вместе с ним из вольнослушателей в это же время переводился Илья Репин, с которым Поленов тогда познакомился.

Среди экзаменов были не только рисунок и живопись, но и общеобразовательные предметы. И если у дворянина Поленова начертательная геометрия или история искусств являлись любимыми предметами, то бывшему иконописцу Репину они давались с трудом.

В результате юноши попали на один курс: Илью зачислили в действительные студенты, но обратно на первый, а Василия перевели на второй.

Студент натурного класса Поленов, целиком погрузившийся в свои занятия живописью, сразу  продемонстрировал удивительные способности.

Вскоре он уже был обладателем нескольких серебряных медалей за рисунки и этюд, а в 1867 блестяще окончил ученический курс. Теперь Василий решил участвовать в академическом конкурсе на золотые медали по классу исторической живописи.

Этот же жанр избрал для себя и Репин, также заявивший о своём намерении непременно добиться золотых медалей.

В 1869 Поленов получил от Академии малую золотую медаль за свою первую картину. Вскоре такой же награды за работу на аналогичную тему удостоился и Репин. Одинаковые задания приняли художники и на выполнение своих главных конкурсных полотен.

Заданным сюжетом оказалось « Воскрешение дочери Иаира».

На полотне Поленова на переднем плане мы видим Спасителя у постели ожившей девочки. От девочки словно исходит свечение. Чудо только- только свершилось, и это уже не мертвенная бледность, но сияние вернувшейся жизни.

 Христос написан художником благоговейно, но без излишнего пафоса. Сам Спаситель в земной жизни любил называть Себя « Сын человеческий». Но в то же время Он оставался всесильным Богом, второй Ипостасью святой Троицы.

И все свои чудеса Господь совершал не из-за стремления  произвести впечатление на окружающих, а от любви к людям, жалости к ним, стремления облегчить их страдания и подарить Свет.

Таким вот Человеком, понимающим горе матери, сопереживающим, но и Богом, могущим изгнать саму смерть, предстаёт Христос на картине Поленова.  В поленовском образе дочери Иаира, протянувшем худенькую ручку к Христу, чувствуется теплота и  трогательность.

Картина несёт впечатление искренности, тёплые мягкие цвета передают ощущение радости, которая постепенно охватывает всех людей, ставших свидетелями великого чуда, произошедшего в простом доме бедной еврейской семьи.

Мать девочки, словно боясь спугнуть, не смеет приблизиться к воскресшей дочери, но судорожно сжимает руки, переживая величайшую радость в своей жизни. Кажется, мы сейчас увидим, как через мгновение она броситься к ногам Спасителя со слезами счастья и благодарности. За ней стоит обрадованный отец, из-за его спины выглядывают домочадцы.

Главная особенность этой картины заключается в обыденности и естественности, как драпировок, так и изображенных на ней действий. Именно это производит впечатление на зрителя. Глядя на картину, становится ясно, что чудеса на Земле случаются.

Илья Репин тоже стремился сделать своё произведение возвышенным и одухотворённым. Его работа более продумана и выверена по всем  академическим канонам. Но  в картине чувствуется определённая напряжённость.

Художник мастерски передал необыкновенное удивление и испуг родителей. Они все еще надеются на чудо. Изображенная сцена передана так, что возникает ощущение важности и значительности события.

Репину очень долго не хотелось браться за этот сюжет.

Он предполагал, что эта тема ему чужда. И лишь тогда, когда он вспомнил свою сестру, смог проникнуться этой темой и представить ее, как действительно реальную ситуацию, произошедшую в жизни.

Справа и в глубине все нарочито затемнено, что передает необыкновенную тишину и вызывает чувство томительного ожидания. Родственники девушки изображены в тени, так как они второстепенные персонажи.

Девушка и пришедший Иисус Христос с невероятной выразительностью выделены светом. Этот прием верно расставляет акценты, а также направляет наш взгляд на главное место в картине.

Христос очень естественен, его лицо спокойно и мудро в собственном величии. Его руки совершенно обычны, как у простого человека. Жесты невероятно просты, но при этом действительно наполнены торжественностью. Девушка словно спит, а не умерла. Здесь зритель вновь соприкасается со столь излюбленной темой для Репина, как тема пробуждения. Во многих творениях мы видим спящих.

Также невероятно значим на картине отец. Психологизм Репина наиболее полно отражается именно в нем. Также ощущается красота и скорбность старости. Все краски невероятно сдержанны и при этом максимально гармоничны.

Все это подходит к той полной драматизма сцене, которая стала темой полотна. Репин создавал эту картину, находясь под сильнейшим впечатлением Бетховена и его «Лунной сонаты», поэтому и творение получилось таким мощным.

Именно это полотно названо полным тайн и загадок.

За картину « Воскрешение дочери Иаира»  Поленов был удостоен золотой медали и права бесплатной пенсионерской поездки за границу. Надо ли говорить, что Репин получил такую же награду…

Для меня же лично более близок образ Спасителя с картины Поленова. Впоследствии художник не раз вернётся к Нему. « Христос и грешница», известная ещё под названием

« Кто без греха?», « Среди учителей», где изображён Божественный Отрок в двенадцатилетнем возрасте, « Марфа приняла Его в дом свой», и, наконец, моя любимая-

« Мечты», где Христос сидит на камне, погрузившись в созерцание не просто открывавшейся пред ним панорамы Генисаретского озера, но и будущего спасённого им от плена греха и смерти человечества.

Любящий, всё понимающий, прощающий, но не слабый, а остающийся при всей казавшейся мягкости всесильным Творцом и Богом- Словом, Которым создавался мир, Христос Господь в один из моментов Своей Божественной Силы — в простом бедном доме , держащий за руку воскрешенную им еврейскую девочку.

Эпилог.

У одного еврейского старшины, начальника синагоги, по имени Иаира, была при смерти единственная дочь, двенадцатилетняя девица.

Иаир пришел ко Иисусу Христу, пал к ногам Его и усиленно просил Его, говоря: «дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива».

Видя веру Иаира, Иисус Христос пошел с ним. На пути встречает их посланный из дома Иаира и говорит ему: «дочь твоя умерла; не утруждай учителя».

Но Иисус, услышав это, сказал Иаиру: «не бойся, только веруй, и будет спасена».

Когда они подошли к дому, то увидели там большое смятение: все плакали и рыдали.

Господь сказал им: «не плачьте; девица не умерла, но спит».

Они же не поняли Его слов и стали смеяться над Ним, зная, что она умерла.

Но Иисус Христос, выслав из дома народ, взяв с Собою только родителей умершей и трех апостолов Своих — Петра, Иакова и Иоанна, вошел в комнату, где лежала умершая девица. Он взял ее за руку и сказал: «талифа куми«, что значит; «девица, тебе говорю, встань!»

И возвратился дух ее; девица тотчас встала и начала ходить. Обрадованные родители ее были в великом изумлении.

Иисус Христос велел дать ей поесть и строго запретил им разглашать в народе о происшедшем. Но слух об этом разнесся по всей стране.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 9, 18-26; от Марка гл. 5, 21-43; от Луки, гл. 8, 41-56.

Используемая литература:

« Великие художники. Поленов».

Издательство « Директ- Медиа».

Беседа о художниках.

« Воскрешение дочери Иаира».

Творческое соперничество. Василий Поленов и Илья Репин.

1863 год. После долгих колебаний талантливый юный дворянин Василий Поленов становиться студентом сразу двух высших учебных заведений.

По разумному выбору, одобренному родителями и друзьями семьи, Василий вместе с братом Алексеем поступил на математический факультет Петербургского университета. Однако по совету друга семьи, Чистякова П.П.

, Поленов записался вольнослушателем в Академию художеств, студентом которой был сам Чистяков, впоследствии ставший знаменитым педагогом и профессором Академии.

Через год интенсивного обучения Поленов решает оставить университет и держать экзамены в действительные студенты Академии художеств на второй курс. Вместе с ним из вольнослушателей в это же время переводился Илья Репин, с которым Поленов тогда познакомился.

Среди экзаменов были не только рисунок и живопись, но и общеобразовательные предметы. И если у дворянина Поленова начертательная геометрия или история искусств являлись любимыми предметами, то бывшему иконописцу Репину они давались с трудом.

В результате юноши попали на один курс: Илью зачислили в действительные студенты, но обратно на первый, а Василия перевели на второй.

Студент натурного класса Поленов, целиком погрузившийся в свои занятия живописью, сразу продемонстрировал удивительные способности.

Вскоре он уже был обладателем нескольких серебряных медалей за рисунки и этюд, а в 1867 блестяще окончил ученический курс. Теперь Василий решил участвовать в академическом конкурсе на золотые медали по классу исторической живописи.

Этот же жанр избрал для себя и Репин, также заявивший о своём намерении непременно добиться золотых медалей.

В 1869 Поленов получил от Академии малую золотую медаль за свою первую картину. Вскоре такой же награды за работу на аналогичную тему удостоился и Репин. Одинаковые задания приняли художники и на выполнение своих главных конкурсных полотен.

Читайте также:  Описание картины федора васильева «возвращение стада»

Заданным сюжетом оказалось « Воскрешение дочери Иаира».

На полотне Поленова изображена компания людей, каждый из которых испытывает разные чувства и эмоции. Ожившая девушка выглядит красиво и естественно, но бледность ее лица и кожи говорит о том, что жизнь покидала ее тело. Христос написан художником благоговейно, но без излишнего пафоса. Сам Спаситель в земной жизни любил называть Себя « Сын человеческий».

Но в то же время Он оставался всесильным Богом, второй Ипостасью святой Троицы. И все свои чудеса Господь совершал не из-за стремления произвести впечатление на окружающих, а от любви к людям, жалости к ним, стремления облегчить их страдания и подарить Свет.

Таким вот Человеком, понимающим горе матери, сопереживающим, но и Богом, могущим изгнать саму смерть, предстаёт Христос на картине Поленова. В поленовском образе дочери Иаира, протянувшем худенькую ручку к Христу, чувствуется теплота и трогательность.

Картина несёт впечатление искренности, тёплые мягкие цвета передают ощущение радости, которая постепенно охватывает всех людей, ставших свидетелями великого чуда, произошедшего в простом доме бедной вдовы.

https://www.youtube.com/watch?v=xh18o4UiJXY

Мать девочки, словно боясь спугнуть, не смеет приблизиться к воскресшей дочери, но судорожно сжимает руки, переживая величайшую радость в своей жизни. Кажется, мы сейчас увидим, как через мгновение она броситься к ногам Спасителя со слезами счастья и благодарности.

Главная особенность этой картины заключается в обыденности и естественности, как драпировок, так и изображенных на ней действий. Именно это производит впечатление на зрителя. Глядя на картину, становится ясно, что чудеса на Земле случаются.

Илья Репин тоже стремился сделать своё произведение возвышенным и одухотворённым. Его работа более продумана и выверена по всем академическим канонам. Но в картине чувствуется определённая напряжённость.

Художник мастерски передал необыкновенное удивление и испуг родителей. Они все еще надеются на чудо. Изображенная сцена передана так, что возникает ощущение важности и значительности события.

Репину очень долго не хотелось браться за этот сюжет. Он предполагал, что эта тема ему чужда.

И лишь тогда, когда он вспомнил свою сестру, смог проникнуться этой темой и представить ее, как действительно реальную ситуацию, произошедшую в жизни.

Справа и в глубине все нарочито затемнено, что передает необыкновенную тишину и вызывает чувство томительного ожидания. Родственники девушки изображены в тени, так как они второстепенные персонажи. Девушка и пришедший Иисус Христос с невероятной выразительностью выделены светом. Этот прием верно расставляет акценты, а также направляет наш взгляд на главное место в картине.

Христос очень естественен, его лицо спокойно и мудро в собственном величии. Его руки совершенно обычны, как у простого человека. Жесты невероятно просты, но при этом действительно наполнены торжественностью. Девушка словно спит, а не умерла. Здесь зритель вновь соприкасается со столь излюбленной темой для Репина, как тема пробуждения. Во многих творениях мы видим спящих.

Также невероятно значим на картине отец. Психологизм Репина наиболее полно отражается именно в нем. Также ощущается красота и скорбность старости.Все краски невероятно сдержанны и при этом максимально гармоничны. Все это подходит к той полной драматизма сцене, которая стала темой полотна.

Репин создавал эту картину, находясь под сильнейшим впечатлением Бетховена и его «Лунной сонаты», поэтому и творение получилось таким мощным. Именно это полотно названо полным тайн и загадок.

За картину « Воскрешение дочери Иаира» Поленов был удостоен золотой медали и права бесплатной пенсионерской поездки за границу. Надо ли говорить, что Репин получил такую же награду…

Для меня же лично более близок образ Спасителя с картины Поленова. Впоследствии художник не раз вернётся к Нему. « Христос и грешница», известная ещё под названием

« Кто без греха?», « Среди учителей», где изображён Божественный отрок в двенадцатилетнем возрасте, « Марфа приняла его в дом свой», и, наконец, моя любимая-

« Мечты», где Христос сидит на камне, погрузившись в созерцание не просто открывавшейся пред ним панорамы Генисаретского озера, но и будущего спасённого им от плена греха и смерти человечества.

Любящий, всё понимающий, прощающий, но не слабый, а остающийся при всей казавшейся мягкости всесильным Творцом и Богом- Словом, Которым создавался мир, Христос Господь в один из моментов Своей Божественной Силы — в простом доме бедной вдовы, держащий за руку воскрешенную им еврейскую девочку.

Эпилог.

У одного еврейского старшины, начальника синагоги, по имени Иаира, была при смерти единственная дочь, двенадцатилетняя девица.

Иаир пришел ко Иисусу Христу, пал к ногам Его и усиленно просил Его, говоря: «дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива».

Видя веру Иаира, Иисус Христос пошел с ним. На пути встречает их посланный из дома Иаира и говорит ему: «дочь твоя умерла; не утруждай учителя».

Но Иисус, услышав это, сказал Иаиру: «не бойся, только веруй, и будет спасена».

Когда они подошли к дому, то увидели там большое смятение: все плакали и рыдали.

Господь сказал им: «не плачьте; девица не умерла, но спит».

Они же не поняли Его слов и стали смеяться над Ним, зная, что она умерла.

Но Иисус Христос, выслав из дома народ, взяв с Собою только родителей умершей и трех апостолов Своих — Петра, Иакова и Иоанна, вошел в комнату, где лежала умершая девица. Он взял ее за руку и сказал: «талифа куми«, что значит; «девица, тебе говорю, встань!»

И возвратился дух ее; девица тотчас встала и начала ходить. Обрадованные родители ее были в великом изумлении.

Иисус Христос велел дать ей поесть и строго запретил им разглашать в народе о происшедшем. Но слух об этом разнесся по всей стране.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 9, 18-26; от Марка гл. 5, 21-43; от Луки, гл. 8, 41-56.

Используемая литература:

« Великие художники. Поленов».

Издательство « Директ- Медиа».

Источник: https://multiurok.ru/files/biesieda-o-khudozhnikakh-voskrieshieniie-dochieri-iaira-vasilii-polienov-i-il-ia-riepin-tvorchieskoie-sopiernichiestvo.html

Евангелие в живописи. «Воскрешение дочери Иаира»

Евангелие в живописи. «Воскрешение дочери Иаира» 

erdes
1871 год, Петербургская Академия художеств. Тема выпускной конкурсной работы — «Воскрешение дочери Иаира». Главными претендентами на победу (то есть на Большую золотую медаль и на право шесть лет жить за границей за казённый счёт) были Илья Репин и Василий Поленов.
(В полном размере — см. ниже, под катом)Этот эпизод в Евангелии:

Эту тему Репин и Поленов решили совершенно по-разному.

Репин выбрал для картины момент до того, как произошло чудо. Вначале он хотел изобразить само чудо, как и Поленов, вот первоначальный эскиз:Но работа почему-то «не шла».

Репин писал: «Нельзя ли эту же тему – «Смерть дочери Иаира» — на этом же большом холсте сейчас же, то есть завтра, и начать по-новому, по живому, как мерещится у меня в воображении эта сцена? Припомню настроение, когда умерла моя сестра Устя, и как это поразило всю семью. И дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило».

И дальше: «Итак, я перед большим холстом, который начинает втягивать меня своим мрачным тоном. Смелая постановка реальной сцены обуревала меня ускоренным темпом, и к вечеру я уже решил фиксировать уголь Утро. Краска – простая черная кость (Beinschwarz) – особенно отвечает моему настроению, когда по зафиксированному углю я покрывал ею темные места на холсте.

К вечеру картина моя была уже так впечатляюща, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине». Репин даже просил играть ему Бетховена во время работы, чтобы проникнуться нужным настроением.Эскиз нового варианта:И картина:
И.Е.Репин.

Воскрешение дочери ИаираПомню, в детстве эта картина Репина всегда казалась мне немного странной — в том смысле, что в воскресение девочки именно здесь, на этой картине, упорно не верилось… А сейчас, глядя на неё, я понимаю, что она действительно не даёт зрителю веры — она показывает смерть, но ещё не воскресение. Просто в самом сюжете заложено чудо.

Его можно либо почувствовать, «достроить» собственной верой — либо нет.В композиции, гамме и светотеневом решении очень заметно влияние Рембрандта. Также в период работы над «Воскрешением дочери Иаира» Репин находился под сильным влиянием Крамского (ярого противника академизма, автора знаменитой картины «Христос в пустыне»), в том числе под философским, мировоззренческим влиянием.

Крамской писал: «Мой Бог – Христос, величайший из атеистов, человек, который уничтожил бога во вселенной и поместил его в самый центр человеческого духа и идёт умирать спокойно за это». В то время, в конце XIX века, вообще был популярен социально-политический взгляд на Иисуса, и за всем этим брезжили демократы, народовольцы, ХХ век…

*А на картине Поленова изображено именно чудо: девочка воскресла. Здесь всё другое — цветовая гамма, свет, настроение, здесь много воздуха и прохлады. Если у Репина эмоции драматические, даже несколько мистические, потусторонние, то доминанта Поленова — простота и открытость.

Поленов писал: «Я несказанно люблю Евангельское повествование, люблю этот наивный правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа». Поленов не ставил себе задачи изобразить нечто заведомо неземное, его картина выдержана в духе простоты, с которой ведётся сам евангельский рассказ.

Поэтому и переход от смерти к жизни у него не показан — чудо уже совершилось — а лишь условно обозначен через эмоции героев. Поленов не собирался пугать зрителя, вызывать у него потрясение — он просто говорит о любви, свете и милосердии как о естественных качествах Христа, показывая проявление этих качеств. Эскизы:И сама картина:
В.Д.Поленов. Воскрешение дочери ИаираЗа свои картины и Репин, и Поленов получили награды — медали и шесть лет жизни за границей на казённый счёт. Искусствоведы часто сравнивают их выпускные картины и, как правило, отдают предпочтение Репину — а мне гораздо ближе вариант Поленова.

В посте использованы репродукции с сайта graphic.org.ru.

________________________________________А в качестве дополнения, для настроения — сцена воскрешения дочери Иаира из фильма Франко Дзеффирелли «Иисус из Назарета»:

  • 2 комментария
  • Оставить комментарий
  • Ссылка

Оставить комментарий к записи

This page was loaded окт 25 2018, 6:28 pm GMT.

Источник: https://erdes.livejournal.com/358403.html

Василий Поленов: «Искусство должно давать счастье и радость»

Он был народным художником, по сути – вместе со своим народом переживал то, что стало общим уделом.

В бодром духе

Холодная и мрачная выдалась осень в 1920-м. Беспощадный зной минувшего лета во многих районах уничтожил посевы. За реквизициями начался массовый голод. 76-летний художник жил в бывшей своей усадьбе Борок. По неделям не вылезал из толстого пиджака, не снимал шапки и рукавиц. Чтобы как-то подкрепить себя, пек яблоки и с утра до вечера работал.

Чем поддержать людей, когда так трудно, тоска подступает? И тут-то родилась идея – показать красоту Божиего мира, дать хоть немного радости.

На этот раз Поленов задумал нечто сказочное: устроить световой театр с подсвеченными картинами, на которых бы изображалось путешествие по разным уголкам земли.

«Вы подумайте только, как живут крестьяне», – говорил Василий Дмитриевич, – «Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира… С тоски можно умереть…И вдруг кругосветное путешествие!» [1].

Для создания картин художник использовал свои ранние этюды, привезенные из поездок. Он сам сконструировал и изготовил переносной складной ящик для диорамы. Голод и работа понемногу подорвали его здоровье – писал он стоя.

Когда диорама была, наконец, готова, он собрался ехать в Страхово, чтобы лично участвовать в показе, и тут ноги предательски отказались служить – распухли так, что валенки надеть было невозможно. Но не так-то просто было удержать Василия Дмитриевича на месте – он велел разрезать валенки сверху и все-таки поехал.

Диораму открыли при местном музее, а ее создатель скромно сидел на крыльце при входе и любовался улыбающимися лицами выходящих зрителей.

Стремление приносить людям радость он сохранил до конца своей жизни, а в 80 лет – получил известие о присвоении ему звания народного художника. Он и был народным художником, по сути – вместе со своим народом переживал то, что стало общим уделом.

Многие люди отмечали присущий Поленову аристократизм. Пастернак писал о нем: «Это был единственный, в полном и лучшем смысле слова, джентльмен – европеец и аристократ» [2].

Поленова же такие определения смущали. Как-то он заметил родным: «Здесь почему-то все считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую.

Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу…Близкие мне люди все работники» [3].

Поленов, действительно, всю жизнь трудился, но все же, связь с дворянской культурой выделяла его из среды художников и во многом определила своеобразие его творчества.

Истоки таланта

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, в 1844 году в родовитой семье. Отец его был крупным чиновником и дипломатом, и одновременно – известным историком и археологом. В доме Поленовых собирались художники, профессора, музыканты, ученые, и Василий рано приобщился к интеллектуальной и художественной атмосфере. С этим были связаны и трудности при выборе жизненного пути.

С юности ему многое удавалось, и он никак не мог выбрать между наукой и искусством. Наконец, в семье было решено, что университетское образование ему не помешает, и Василий Дмитриевич поступил на физико-математический факультет университета, не оставляя и занятий на ученическом курсе в Академии художеств.

Правда, живопись уже тогда больше увлекала его, и он даже на время ушел из университета.

Интерес Поленова к искусству во многом был обязан тому, что его учителем оказался один из лучших педагогов той поры, воспитавший целую плеяду великих художников – П.П. Чистяков.

Через несколько лет, по настоянию родителей Поленов вернулся на университетскую скамью (на этот раз в качестве студента юридического факультета), но внутренний выбор, по-видимому, уже состоялся. Однако о получении высшего образования художник никогда не жалел – оно расширило круг его представлений, что было важно и для творчества.

В годы учебы он с удовольствием посещал самые разные курсы: по праву, анатомии, по строительному искусству и начертательной геометрии и, наконец, по истории изящных искусств.

Две медали

1871 год в жизни начинающего художника был особенным. Впереди были выпускные испытания в университете и в Академии художеств, практически, одновременно. Экзаменовка не была для Василия Дмитриевича пустой формальностью. Он держал экзамены с честью. Большую часть предметов в университете Поленов сдал на «отлично», а между тем, в Академии его ожидало не менее серьезное испытание.

В качестве темы работы для выпускного конкурса они с И.Е. Репиным – его однокурсником – получили евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Известная история о том, как Христос воскресил скоропостижно умершую 12-летнюю дочь начальника синагоги.

По окончании работы на суд Академии были представлены две замечательные, но совершенно разные по стилю и по настроению картины. Репину удалось передать величие и таинственность чуда воскресения. В репинском образе Спасителя была и божественная сила, и мощь, и доброта, и Его безмерное одиночество среди мира.

При взгляде на этот образ вспоминались слова пророчества о Христе: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 54:3; Мф. 8: 17). «Мужем скорбей» был Христос на картине Репина.

И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

Иное художественное решение предложил Поленов. Его работа выглядела более простой, почти жанровой, чудо было, как бы, растворено в повседневности, а при взгляде на его образ Спасителя вспоминалось другое пророчество – «нет в нем ни вида, ни величия» (Ис.53:2). Усталым путником, самоотверженным врачом представил Господа художник.

Картина служила напоминанием о том, что, придя в мир, Сын Божий по смирению«принял зрак (т.е. образ) раба», уподобился нищим земли.

И сколько теплоты и надежды было во взгляде девочки, которую держал за худенькую, прозрачную от болезни руку Христос! Оба выпускника Академии получили за свои картины большие золотые медали и право на заграничные поездки для совершенствования своего таланта.

В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

От европейского романтизма – к русской лирике

Путешествуя по Европе, Поленов искал свой «стиль», свою дорогу в искусстве. Он привез из заграницы две значительные исторические картины – «Арест гугенотки» и «По праву господина». Обе были высоко оценены знатоками живописи, однако еще слишком напоминали работы европейских мастеров, а Поленов не хотел идти путем простого подражания.

«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875.г.)

Прошло несколько лет, и Василий Дмитриевич, наконец, нашел свою «нишу». В те годы он сближается с передвижниками [4] – художниками нового поколения, противопоставившими суховатому академизму с его строгими канонами – более живое, реалистическое изображение действительности.

Поленов с его стремлением к простоте встраивался в это направление. И тогда один за другим появились на свет его «тургеневские» пейзажи. Прежде русские художники часто подражали итальянским мастерам, искали особые виды, необычное освещение.

Казалось, что из «бедной русской природы» нельзя извлечь ничего особенного. Поленов же опрокинул стереотипы, смог передать красоту привычного.

Работы его были то радостными, как «Московский дворик», пронизанными солнцем, то немного грустными, передающими неброскую прелесть, застенчивость поросших травой и кустарником старинных усадеб.

«Московский дворик» (1878 г.)

«Бабушкин сад» (1878 г.)

Глядя на его «Бабушкин сад» или «Заросший пруд», хотелось погрузиться в неторопливую, размеренную жизнь, где все – уютный дом с историей, мостки и лодка, укромные уголки сада и лилии на воде – радовало сердце, было близко и соразмерно человеку. Успех картин Поленова был полным, и если прежде друзья, подшучивая над его увлечением Европой, называли его «Доном Базилио», то теперь ему присвоили почетное «звание» – «рыцаря передвижничества».

«Заросший пруд» (1879 г.)

Дорогами Христа

Художественное наследие Поленова – это не только пейзаж, историческая и жанровая живопись.

Еще в юности под впечатлением работы Иванова «Явление Христа народу», художник задумал создать цикл картин о жизни Спасителя.

С этой целью Василий Дмитриевич много путешествовал, изучал природу, быт, этнографические детали, пока, наконец, не воплотил свой замысел. При этом ему удалось сохранить ту же простоту, что и в русском пейзаже.

Одна из известных работ поленовского цикла – «На горе». Мы знаем, что Господь – Создатель мира, но как просто передает это Поленов! – Христос здесь – путник, находящийся в полной гармонии с природой. Он – источник ее красоты и совершенства.

«На горе»

Та же будничность, то же отсутствие внешних эффектов – и в работе В.Д, Поленова «Христос и грешница», где главной является тема милосердия и правосудия.

Яростная толпа с чувством мнимой правоты под крики и улюлюканье влачит к Иисусу обличенную в грехе молодую женщину, а Тот хранит удивительное спокойствие.

Еще минута, и после нескольких Его слов от этого множества народа не останется никого, а над головой этой несчастной, успевшей пережить и ужас позора, и угрозу расправы, – заплаканной, оцепеневшей, – прозвучит слово прощения и предостережения…

«Христос и грешница» (1887 г.)

В каком бы жанре ни работал Василий Дмитриевич Поленов, писал ли он интерьеры Московского Кремля или античные развалины, жанровые портреты или пейзажи, повествовал ли о жизни Христа, – все его творчество излучало мир, гармонию и добро. Так он понимал свое призвание, свое назначение художника.

«Теремной дворец» (1877 г.)

1 Цит. по : Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991. С. 105

2 Пастернак Л.О. В.Д. Поленов. Из моих воспоминаний. Г Т Г. О Р. ф. 54, ед. хр. 3415 (Цит. по : Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. С. 106)

3 Цит. по: Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961. С. 149

4 Название свое это направление получило, благодаря передвижным художественным выставкам, которые художники организовывали по разным городам России.

При работе над материалом были использованы следующие источники:

  1. Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991.
  2. Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961.
  3. Сахарова Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художника. – М., 1964.
  4. Любимые русские художники. Василий Дмитриевич Поленов. (http://www.bibliotekar.ru/kPolenov)
  5. Государственный музей усадьба В. Д. Поленова (http://polenovo.tula-oblast.ru)
  6. Поленов, Василий Дмитриевич. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. // ВикипедиЯ.

Источник: https://www.pravmir.ru/vasilij-dmitrievich-polenov-iskusstvo-dolzhno-davat-schaste-i-radost/

Василий Поленов: биография, фото, личная жизнь

Василий Поленов увлекался живописью с детства. Он окончил Академию художеств с Большой золотой медалью, путешествовал по Европе, изучая разные школы и стили живописи и посещая множество музеев и картинных галерей.

Художник долго искал свое направление — и уже в зрелом возрасте обрел известность как пейзажист и мастер жанровой живописи.

Благодаря картине «Московский дворик» Поленов стал родоначальником «интимной живописи», а его картину «Христос и грешница» приобрел для своей коллекции император Александр III.

Медалист Академии художеств

Василий Поленов родился в Петербурге в многодетной дворянской семье. Его отец Дмитрий Поленов — секретарь Русского археологического общества — изучал летописи и историю, увлекался искусством. Мать Мария Поленова (урожденная Воейкова) брала уроки живописи у художника Карла Брюллова. Благодаря портретам ее кисти известно, как выглядел Василий Поленов в детстве.

Родители поддерживали в своих детях интерес к искусству и нанимали им педагогов из Академии художеств. Павел Чистяков, в то время еще студент Академии, обучал рисунку и основам живописи Василия и его младшую сестру Елену. Чистякову удалось заложить в юноше осмысленное отношение к творчеству: «Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться», — советовал он.

Василий Поленов с удовольствием учился живописи и хотел поступить в Академию художеств. Однако его родители настояли на получении классического университетского образования.

В 1863 году, после окончания гимназии, Василий Поленов поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Петербургского университета. Однако вскоре оставил университет и стал заниматься только живописью.

Он посещал вечерние классы при Академии художеств, учился рисованию, анатомии, строительному искусству, геометрии и истории изящных искусств. В 1867 году Василий Поленов закончил ученический курс и получил серебряные медали за рисунки и этюд.

Позже художник все-таки решил окончить университет: он поступил на юридический факультет и в 1871 году успешно защитил диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремеслам».

В этом же году Поленов получил высшую награду — Большую золотую медаль — за картину «Воскрешение дочери Иаира». Эту же тему готовил его сокурсник Илья Репин, он тоже стал медалистом.

Также художники получили право на заграничную пенсионерскую поездку на шесть лет.

Европейское пенсионерство — Германия, Италия, Франция

В это время Василию Поленову было уже 27 лет, однако с художественной «специализацией» он пока не определился. Поэтому во время заграничной стажировки он часто бывал в музеях.

В Германии Поленов изучал искусство немецких художников — Карла Пилоти, Габриэля Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта. Как вспоминал живописец, их работы действовали на него как «опьянение опиумом».

Поленов посещал рыцарские замки и делал там эскизы — по ним он позже написал картину «Право господина», которую купил Павел Третьяков за большие деньги и даже не торгуясь.

После Германии Поленов отправился в Неаполь, Венецию и Флоренцию.

Это впечатление художника отразилось в его картине «Итальянский пейзаж с крестьянином». В Италии зародилась дружба Поленова с меценатом Саввой Мамонтовым и членами Абрамцевского кружка.

Художник участвовал в их спектаклях и концертах, дискуссиях и карнавалах. Занятия живописью отступили на второй план: «Я попал в такую круговоротную струю, что совершенно завертелся в суете мирской, а об своем собственном аскетическом подвиге и забыл».

Позже Поленов не раз бывал в Абрамцево — в подмосковной усадьбе Мамонтова.

Большое влияние на творчество Поленова оказала поездка по Франции. Парижские художественные школы и стили живописи восхищали и вдохновляли живописца.

Здесь он ближе познакомился с представителями барбизонской школы, увидел картины пейзажиста Камиля Каро. Под влиянием барбизонцев Поленов создал картину «Ливень» в серой гамме, как вспоминал художник — он написал ее «для себя, для отдыха».

Однако полотно очень понравилось Ивану Тургеневу, с которым художник познакомился там же, в столице Франции.

По совету художника Алексея Боголюбова, вокруг которого в Париже образовался своеобразный кружок, Василий Поленов вслед за Ильей Репиным отправился на север Франции — в Нормандию, в небольшой город у моря Вёль. Здесь Поленов прожил несколько месяцев и написал множество пейзажей: «Белая лошадь», «Нормандия», «Старые ворота. Вёль», «Этрета. Нормандия» и многие другие.

Фронтовые зарисовки и пейзажи старой Москвы

За два года до официального окончания заграничной поездки, художник стал хлопотать о досрочном возвращении на родину. В Академию художеств он представил две картины — «Право господина» и «Арест гугенотки» — и 50 парижских этюдов. За свои работы Поленов получил звание академика.

Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Свои военные впечатления художник отразил в этнографических типах, архитектурных зарисовках, сценах из бивуачной жизни — эти иллюстрации с поля боя публиковал журнал «Пчела». Живописец не создавал батальных полотен.

В письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой он писал: «Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто».

В 1877 году Василий Поленов, как и хотел, поселился в Москве. Вдохновленный видами старой столицы, он начал работать над полотном «Пострижение негодной царевны». Картина так и не была написана, но Поленов создал зарисовки кремлевских соборов и старинных теремов, научился писать древнерусские интерьеры.

Этюд со Спаса на Песках лег в основу пейзажного образа старой Москвы — картины «Московский дворик». С ней Василий Поленов дебютировал на выставке Товарищества передвижников 1878 года.

Однако самому художнику полотно не нравилось, и он сетовал на то, что не уделил картине больше внимания: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время».

Однако «Московский дворик» имел огромный успех у критиков: работа выделялась на фоне подвижнической эстетики особой поэтичностью и элегическим тургеневским настроением. В выставках также участвовали картины Поленова «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».

Просветительский центр Василия Поленова

В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» — первой из будущего цикла о жизни Христа. Художник хотел «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».

Вместе с искусствоведом Адрианом Праховым и промышленником Семеном Лазаревым он отправился на Ближний Восток. Путешественники побывали в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции. Поленов вдохновлялся яркими восточными пейзажами и пестрыми одеждами местных жителей.

Этюды, привезенные из поездки, Павел Третьяков купил прямо с выставки передвижников в 1885 году.

Однако первая поездка по Ближнему Востоку отвлекла художника от первоначального замысла, и его зарисовки к задуманной серии о жизни Христа отношения не имели. Поэтому Поленов отправился на поиски натуры в Италию. Там он создал эскизы к полотну «Христос и грешница».

Художник делал наброски карандашом, маслом, углем. Саму картину Поленов писал в 1886–1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова. Впервые эта работа увидела свет на XV Передвижной выставке. Там картину купил Александр III.

Император опередил Павла Третьякова, который уже вел переговоры с Поленовым о покупке полотна.

Давно мечтая о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», Василий Поленов в начале 1890 года приобрел старую усадьбу. На ее месте по чертежам самого художника построили дом. Он, как и задумывал автор, стал важным просветительским центром.

Здесь поселилась семья Поленова, разместились музей и картинная галерея, в которой висели картины самого художника и его многочисленных учеников: Константина Коровина, Исаака Левитана, Ильи Остроухова и других.

В окрестностях села Бёхово Поленов построил две школы, а также диораму для крестьянских детей — кругосветное путешествие в картинках в виде маленького светового театра.

В 1905 году Поленов завершил работу над картинами евангельского цикла. Полотна выставляли по всей России, и они имели большой успех.

После Октябрьской революции Василий Поленов продолжил свою просветительскую деятельность: самостоятельно водил экскурсии по усадьбе, работал с крестьянской молодежью, организовывал театральные кружки, преподавал детям основы живописи.

Не забросил художник и творчество — в 1919 году он написал картину «Разлив на Оке». Критики признавали ее одной из лучших в позднем творчестве Поленова. В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка художника — в честь его 80-летия.

А через два года Поленову одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР.

В 1927 году живописец скончался в своей усадьбе.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9349/vasilii-polenov

Ссылка на основную публикацию