Описание картины виктора борисова-мусатова «гармония»

Картины художника Борисова-Мусатова

«Весна» 1901

Факты биографии Борисова-Мусатова

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов  (1870-1905), — известный русский живописец, один из самых значительных и ярких  представителей русского символизма. Родился художник в Саратове 2  апреля 1870 года в семье Мусатовых, бывших крепостных,  но приписавшихся к мещанскому сословию.

Отец был железнодорожным служащим. Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), затем в петербургской Академии художеств у Павла Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил в основном в Саратове, с 1903 располагался в Подольске и Тарусе.

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Борисов-Мусатов, неудачно упав со скамейки, травмировал позвоночник. В результате этого несчастного случая у маленького мальчика начал расти горб; проблемы со здоровьем на протяжении всей его жизни не прекращались у художника .

С 1899 Борисов -Мусатов становится членом и, можно сказать, одним из лидеров Московского товарищества художников,   1904 — член Союза русских художников. Борисов-Мусатов  выставлял свои картины на выставках Товарищества московских художников и «Мира искусства».

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905 года. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу Оки.

Творчество Борисова-Мусатова

В зрелый период творчества Борисов-Мусатов выработал собственный живописный стиль, сочетавший глубоко индивидуальную переработку принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом общего решения картины (так называемый «декоративный пленэризм»).

В проникнутых элегическим чувством картинах, как бы подёрнутых дымкой нереальности, главная роль отдана  насыщенному эмоциональным содержанием красивому пейзажу.

Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины Борисова-Мусатова выражают мечту о гармонии человека и природы.

В своём творчестве Борисов-Мусатов  соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение  в поле миражей и ностальгических грез.

Основным мотивом, сквозь который для Борисова- Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и  Слепцовка  ).

Плавные, «музыкальные» ритмы картин раз за разом воспроизводят излюбленные мотивы художника: это уголки парка и отвлеченные фигуры женщин, которые кажутся образами человеческих душ, заблудившимися в  неком потустороннем царстве сна.

В большинстве своих работ художник предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь неповторимой,  особой, «тающей» легкости мазка.

Наследие

Из произведений Борисова-Мусатова наиболее известны: «Майские цветы» (1894), «Агава» (1897), «Гобелен» (темпера, 1901), «Водоём» (1902), «Изумрудное ожерелье» (темпера, 1903-04), «Куст орешника» (пастель, 1905), «Кавалер, читающий стихи » (1899).

Влияние творчества Борисова-Мусатова

Борисов-Мусатов оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в., на становление символизма в отечественном искусстве и особенно на творчество художников объединения «Голубая роза«, которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.

Современники о художнике

«Он был трогателен, мил и сердечен», — вспоминает  И. Грабарь о своём близком друге

«Борисов-Мусатов был  болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, — писал М. Добужинский, — очень изысканно одевался и носил золотой браслет».

«Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики,» — говорил Андрей Белый.

«Тончайшим и нежным горбуном» называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.

Автопортрет

«Автопортрет с сестрой» 1898

«Гобелен» 1901

«Осенний мотив» 1899

«Водоём» 1902

«Дама у гобелена» (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903

«Дама в голубом» 1902

«Окно»

«Натюрморт. Цветы» 1902

Куст орешника

«Колокольчики» 1903

Женщина на солнце

В ожидании гостей

«Женщина в голубом» 1905

За вышиванием

«Кавалер, читающий стихи» 1899

Майские цветы

«Парк погружается в тень» 1904

«Прогулка при закате» 1903

«Реквием» 1905

Прогулка

«Осенний мотив» 1901

«На балконе»

Молебен на станции железной дороги

Капуста и ветлы

Девушка с агавой

Девушка на балконе

Девушка в ожерелье

Девушка в желтой шали

Картина Борисова-Мусатова «Дафнис и Хлоя» 1901

Дама в кресле-качалке

«Призраки» 1903

«Изумрудное ожерелье»

«Агава» 1897

«Мотив без слов» 1900

«Гармония» 1900

«Дама в голубом» 1904

«Розы и сережки» 1901

«Цветы» 1894

Сон божества

Info:
Внимание художникам: на портале есть уникальная возможность продать картину. Выставляйте свои работы!

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/351-borisov-musatov.html

Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ, Московская область, Одинцовский район (часть 3)

?deadOKey (deadokey) wrote,
2014-01-16 14:07:00deadOKey
deadokey
2014-01-16 14:07:00Заканчиваю свой рассказ об усадьбе Введенское картинами Марии Якунчиковой и Виктора Борисова-Мусатова. Мария Якунчикова провела детство во Введенском, усадьбе своего отца.

1897—1898 годы — кульминация творческого развития Якунчиковой, время создания таких шедевров, как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы». Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет.

Усадьба Введенское также становится декорацией для нереальных девушек Борисова-Мусатова, призрачных как туманное марево. Русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд», здесь он пишет такие полотна, как: «Отблеск заката»,  «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества». Известный хужожник В.Д.

Поленов был правнуком архитектора Введенского Н.А. Львова. Поленов хотел выкупить имение, которое проектировал его прадед, но его опередил Шереметев…

УсадьбаВВЕДЕНСКОЕЧасть 3.Старые фотографии, карты и картины Марии Якунчиковой и Виктора Борисова-Мусатова.Пожарские, Милославские, Головины, Лопухины,Якунчиковы, Шереметевы, ГудовичиМ О С К О В С К А Я о б л а с т ь … … р а й о н О Д И Н Ц О В С К И Й

Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 1. Главный дом и Введенская церковь, история усадьбы.
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 2. Архитектор Николай Львов и усадьба Введенское.
Усадьба ВВЕДЕНСКОЕ. Часть 3.

Старые фотографии, карты и картины Марии Якунчиковой и Виктора Борисова-Мусатова.


Начало XX века. Из собрания Звенигородского музея.
Мария Васильевна Яку́нчикова (в замужестве Вебер; 19 января 1870, Висбаден, Германия — 27 декабря 1902, Шен-Бужери, близ Женевы, Швейцария) — русская художница.Родилась 19 января 1870 г. в немецком городе Висбадене, где в то время находились на отдыхе её родители. Отец — Василий Иванович Якунчиков, известный в то время предприниматель и меценат, коммерции советник, владелец усадеб «Черёмушки» и «Введенское». Мать — Зинаида Николаевна, урождённая Мамонтова.Уже в детстве увлеклась рисованием, для её обучения отцом был приглашен художник Н. А. Мартынов. В 1882 году её сестра Наталья вышла замуж за художника В. Д. Поленова.
Начало XX века. Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.
1916 г. Источник: журнал «Столица и усадьба», №59, 1916 год.
1916 г. Источник: журнал «Столица и усадьба», №59, 1916 год.
1916 г. Вид на реку Москва. Источник: журнал «Столица и усадьба», №59, 1916 год.
Васи́лий Дми́триевич Поле́нов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926).Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н. А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г. Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказыватьУже впоследствии Поленов хотел выкупить Введенское, имение, которое проектировал его прадед, но ему «помешал» Шереметев.
1916 г. Источник: журнал «Столица и усадьба», №59, 1916 год.
1919 г. Из собрания Звенигородского музея.
1925-1950 г. Из собрания Звенигородского музея.
У Марии Якунчикой завязалась крепкая дружба с сестрой Поленова — Еленой Дмитриевной. В 1885 году Якунчикова стала вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.В 1888 году врачи обнаружили у Якунчиковой туберкулёз и порекомендовали сменить климат. Мария уезжает в Европу — через Вену в Италию, а годом позже во Францию. В последующие годы она живет в Париже, приезжая на лето в Россию. Осенью 1889 Якунчикова поступила в парижскую академию Жюлиана, где обучалась на протяжении четырех лет. В России Мария Васильевна работает в имениях отца, у Мамонтовых в Абрамцеве и вблизи Звенигорода. В Абрамцеве Якунчикова принимала участие в работе керамической мастерской, а ее панно «Молчание» находилось на въездных воротах завода «Абрамцево» в Бутырках.С 1894 Якунчикова оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне. В 1895 г. начинается особый период в её творчестве. Мария Васильевна много и плодотворно работает, особенно увлекаясь декоративно-прикладным искусством: деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Особенно активно Мария Васильевна работала в технике выжигания по дереву. Она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и ее ближайшая подруга Е. Д. Поленова, Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. Народные, «неорусские» мотивы звучат в ее панно «Городок» (1896).
В 1896 году М. Якунчикова вышла замуж за студента медицинского факультета в Сорбонне Леона Вебер-Баулера — русского по паспорту, большую часть своей жизни проведшего за пределами России и позднее получившего французское гражданство. В 1898 году у них родился сын Степан.1897—1898 годы — кульминация творческого развития Якунчиковой, время создания таких шедевров, как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы». Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом «The Studio», оказали влияние на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой. Члены объединения «Мир искусства» пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899 г. созданная Якунчиковой обложка.Мария Васильевна приняла активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 г. в Париже. На этой выставке экспонировалось огромное панно Якунчиковой «Девочка и леший» (3х3,6 м), выполненное в технике вышивки и аппликации. Оно было удостоено серебряной медали выставки. Эти последние работы были исполнены в мастерских Абрамцева, где художница сама руководила их изготовлением.
Читайте также:  Описание картины питера брейгеля «крестьянская свадьба»

Источник: https://deadokey.livejournal.com/79738.html

Виктор Борисов-Мусатов: биография, картины, личная жизнь художника

В поисках своего стиля художник Виктор Борисов-Мусатов из Саратова отправился сначала в Москву, затем в Петербург и Париж, но обрел его, лишь вернувшись в родной город.

Живописец создал немного картин, но каждая из них определила важный этап его творчества.

Впоследствии работы Борисова-Мусатова вдохновили художников объединения «Голубая роза» и повлияли на развитие символизма в русской живописи.

Поиски собственного стиля

Виктор Мусатов родился в 1870 году в Саратове. В три года мальчик ушиб спину, и у него начал расти горб. «Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие.

Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал о ребенке саратовский литератор Александр Федоров. Преодолевать жизненные трудности Мусатову всегда помогала живопись.

Позднее он писал: «Когда меня пугает жизнь — я отдыхаю в искусстве».

В 1884 году Виктора Мусатова отдали в Саратовское реальное училище. Точные науки мальчику плохо давались, но по рисованию всегда были отличные оценки. Художники-педагоги Василий Коновалов и Федор Васильев отмечали талант юного ученика и советовали ему отправиться в Москву. В 1890 году Виктор Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Юноше не нравилось в Москве: все, чему учили местные преподаватели, он мог узнать и в Саратове. Поэтому через год он перевелся в Петербургскую академию художеств.

При поступлении начинающий живописец представился Борисовым-Мусатовым: вторая фамилия была производной от имени деда — Бориса Мусатова. С тех пор он так и подписывал свои картины.

Кроме занятий в Академии он посещал частную мастерскую художника Павла Чистякова, где совершенствовал технику рисунка.

В 1893 году из-за переменчивого климата у Борисова-Мусатова усугубилась болезнь позвоночника — ему пришлось вернуться обратно в Москву.

Через год на XVII Московской ученической выставке он представил несколько своих полотен. Одно из них, «Майские цветы», купила великая княгиня Елизавета Федоровна.

На полученные средства живописец отправился на Кавказ и в Крым, где написал цикл натурных этюдов.

После южного путешествия в 1895 году Борисов-Мусатов уехал в Париж, где поступил в мастерскую Фернана Кормона. Здесь молодой художник провел три зимы, он учился классическим приемам рисования и правильной технике. В музеях и галереях Парижа он изучал произведения искусства маститых художников.

Летом Борисов-Мусатов возвращался в Саратов. В родном городе у художника появилась идея создать масштабную картину. Первые попытки он предпринял в 1896 году в портрете сестры Елены Мусатовой. По цветам и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов.

В более поздних работах — этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года — проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова. В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками.

Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года.

Появление «мусатовской девушки»

Сложное финансовое положение вынудило Виктора Борисова-Мусатова окончательно вернуться в Россию.

За время его отсутствия творческая жизнь на родине преобразилась: в литературе свои положение упрочил символизм, а в живописи на место передвижников пришли Исаак Левитан, Михаил Врубель и Валентин Серов.

Молодые художники, которыми восхищался Борисов-Мусатов, ратовали за обновление искусства. Было невозможно не поддаться настроению перемен.

В 1898 году Виктор Борисов-Мусатов приехал в Саратов, «туда, где меньше людей, где все проще и чище». Путешествия помогли мастеру найти свой живописный язык. В это время начался его самый плодотворный период — все увиденное, пережитое и наработанное художник воплотил в серии работ.

На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов.

На заднем фоне художник изобразил лес с необычными растениями. Когда его спросили, где он видел такую природу, тот ответил: «В своем саду. Я писал его с точки зрения мыши. Я лег ничком на землю, и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим».

Сине-зеленые тона автопортрета впоследствии появлялись и в других произведениях мастера.

Вслед за автопортретом Виктор Борисов-Мусатов создал серию картин: «Осенний мотив», «Мотив без слов» и «Гармония». Мастер запечатлел на этих полотнах лирические сюжеты из жизни дворян XVIII века: неудачное признание в любви, декламацию стихов. На эти работы художника вдохновили летние поездки в имение Слепцовка в окрестностях Саратова.

В 1901 году Борисов-Мусатов написал картину «Весна». На ней художник отказался от сюжетности и просто изобразил девушку, гуляющую среди цветущих деревьев и одуванчиков. Ему удалось выразить настроение с помощью состояния природы — полотно буквально дышало весной, легкостью и светом. Эта работа обозначила новый этап в творчестве художника.

Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова

В 1901 году Виктор Борисов-Мусатов посетил Зубриловку — старинное имение князей Голицыных-Прозоровских. Хозяева редко приезжали сюда, поэтому усадьба и парк постепенно запустевали. Художник чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха.

После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен». На ней он нарисовал двух женщин-аристократок в усадебном парке — мастер запечатлел последние дни жизни помещичьего дома.

На IX выставке Московского товарищества художников современники высоко оценили эту работу, а автора наградили поощрительной премией.

Спустя год Борисов-Мусатов написал полотно «Водоем» в этом же имении. Для эскизов и самой картины позировали сестра художника Елена Мусатова и его невеста Елена Александрова.

По словам сестры, Борисов-Мусатов «усиленно работал, пользуясь теплыми днями лета и своими натурами, безотказно идущими в его желании для намеченных картин».

Столичные художники и критики признали «Водоем» шедевром русской живописной школы.

В 1903 году Борисов-Мусатов, вдохновленный саратовскими окрестностями и заброшенными усадьбами, написал еще два полотна: «Прогулка при закате» и «Призраки».

На них девушки со старомодными прическами и в старинных платьях гуляли по пустынному усадебному парку. При этом художник изображал не какую-то определенную эпоху, а просто ностальгировал по прошлому.

«Да никакая это эпоха! Это, знаете ли, просто красивая эпоха», — говорил он.

Через год Виктор Борисов-Мусатов создал панно «Изумрудное ожерелье». Первые этюды к нему появились в Черемшанах Саратовской области, где Мусатовы проводили лето. На них он изобразил яркую траву и листья деревьев, а на фоне этой буйной зелени — женские фигуры. Прототипом для центрального образа картины стала Надежда Станюкович, близкий друг художника со времен Московского училища.

Выполненные в пастельных тонах полотна «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье» рассказывали об эпохе, уходившей в прошлое прямо на глазах Борисова-Мусатова. Эти работы на целое десятилетие определили развитие отечественного искусства: они повлияли на становление русского символизма в живописи и на творчество художников объединения «Голубая роза».

В конце 1903 года Борисов-Мусатов переехал в Подольск, поближе к Москве и Санкт-Петербургу. Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. В этот период он написал пейзажи «На балконе. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества».

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «портрет гала с носорогическими признаками»

Но его работы приходились по вкусу не всем. В России его картины мало выставляли и редко покупали, поэтому материальное положение художника было плачевным. Зато в Европе его полюбили и даже избрали членом французского Национального общества изящных искусств. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович.

В 1905 году Виктор Борисов-Мусатов скоропостижно скончался. Похоронили художника в городе Тарусе, на берегу Оки.

«Он умер, оставив нам тихие образы, и над его величавыми созданиями тихо несется время, но они остаются. У времени и у них одно общее — вечность.

Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребн», — сказал позднее писатель Владимир Станюкович.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8259/viktor-borisov-musatov

Prezentacii.com. Биография Виктора Борисова- Мусатова (1870 — 1905) Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье. — презентация

1 Prezentacii.com<\p>

2 Биография Виктора Борисова- Мусатова ( ) Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожником. Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов. Впоследствии художник присоединит его фамилию к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера Борисов-Мусатов. Родители безумно любили своего сына. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия.<\p>

3 . Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. В результате травмы у него стал расти горб. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.<\p>

4 В шесть лет он начал рисовать. В одиннадцать стал учеником второго класса Саратовского реального училища и художественных классов при саратовском Радищевском музее. Мальчику нравилось учиться, особенно любил черчение и рисование. В училище у него появилось огромное количество друзей.<\p>

5<\p>

6<\p>

7 Эта поездка оказала на него огромное влияние. Он занимался в мастерской у прекрасного педагога Ф. Кормона, внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов. После окончания школы Борисов-Мусатов жаждет продолжить свое художественное образование. Осенью 1895 года он отправляется в Париж. Борисов-Мусатов живет в Париже до 1898 года.<\p>

8 Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину «Автопортрет с сестрой» (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание о прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.<\p>

9 Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины «Осенний мотив» (1899), «Гармония» ( ) выглядели как пышные изображения костюмированных сцен. Но вскоре он создал несколько произведений, которые принесли ему известность. Главными героями этих картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы. Самые общие приметы старины нужны были художнику для того, чтобы передать свое элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом.<\p>

10 В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Елена Владимировна стала для Мусатова не просто женой, она стала его другом, соратником, музой. Мы можем увидеть её на многих работах художника. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна. В этом же году художник с семьей покидает Саратов и перебирается в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами- символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника — символиста в живописи. Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова- Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.<\p>

11 Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях<\p>

12 Борисова- Мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика<\p>

13<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/457322/

Борисов-Мусатов : Мир искусства

Апрель 8, 2013

Высоко над Окой под березами лежит худенький мальчик, мальчик из камня. Кажется, будто живой он и лишь немного размечтался, услышав чудную сказку. Одну из тех, что умел создавать художник, на могиле которого спит каменный мальчик.

«Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов» — высечено на камне. Биография художника скромна. Нет в ней каких-то больших вех и разительных перемен. Слава, почести, звания, награды минули его.

Он жил тихо, работал уединенно, умер рано, не признанный широкой аудиторией.

https://www.youtube.com/watch?v=_gllnsDSkcU

Родина Борисова-Мусатова (1870-1905) Саратов. 2 апреля 1870 года в семье служащего управления железной дороги Эльпидифора Мусатова праздновали рождение сына Виктора. А через три года мальчик неудачно упал и сломал позвоночник. Выправить начавший расти горб оказалось невозможно. С несчастьем явилась потребность к уединению.

Реквием

Виктор часто уезжал на тихий волжский островок Зеленый, названный им таинственным. Там делал первые опыты с палитрой. Девяти лет подарил отцу на день рождения свою первую картину «Паровозы».

Подолгу любил сидеть около матери, искусной рукодельницы, и смотреть, как появлялись из-под ее пальцев удивительные узоры, шитые нитью и бисером.

Это мать зародила в мальчике любовь к красивым мелочам, к различным деталям.

Реальное училище, куда отдали Виктора, он не закончил. Бросил, чтобы уехать в Москву и поступить там в Училище живописи, ваяния и зодчества. К этому подготовили его школьные учителя.

В художественных учебных заведениях Москвы и Петербурга проводит Борисов-Мусатов пять лет, с 1890 года. Потом небольшая поездка на Кавказ и три года в Париже, в мастерской Кормона. Правда, плохое здоровье несколько раз заставляет его покидать столицу Франции и отправляться на лечение. Но он опять и опять возвращается в Лувр — «лучшую школу для художников».

Водоем

Трудолюбие его поражает друзей-живописцев. Вечная борьба с учителями за свою самобытность удивляет более слабых и посредственных. Непризнание на выставках вызывает сочувствие. Но Борисов-Мусатов не приемлет его. Он точно знает, что работает, как должен и как может именно он один.

Увлекается Мусатов русским художником Ге и французскими импрессионистами. Пишет картины, как итальянские фресковые живописцы XV века. Пейзаж и костюмы берет из русской помещичьей старины, вне определенной исторической эпохи.

Уединенность изображаемого места, тихая музыка, которую словно ощущаешь на его полотнах, и светлый образ Женщины — вот те непременные условия, посредством которых художник выражает свое мироощущение языком красок.

Во всех картинах главная цель — создание единой красочной гармонии.

Наиболее значительные произведения Мусатова: «Гармония» (1900), «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903), «Реквием» (1905) и небольшие по размерам, неповторимые по красоте красок акварельные эскизы фресок последнего года жизни: «Куст орешника», «Весенняя, Летняя и Осенняя песни».

Гобелен

Почему талантливейший художник Борисов-Мусатов не сразу открывается зрителю? Видимо, оттого, что нет на его картинах обычного завлекающего сюжета. Мир его творений — это выраженное в красках мусатовское философское обобщение красоты.

Художник записал однажды: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски… Я импровизирую на фоне фантазии… Мечты мои всегда впереди… Они мне создают целые симфонии…»

Эти музыкальные живописные симфонии трудно охватить сразу во всей полноте, как нельзя тотчас проникнуть в глубину классической музыки. Так же как должно учиться слушать музыку, необходимо учиться видеть, чувствовать, понимать живопись.

Мусатов — живописец сложный, особенно для неподготовленного зрителя. Живописец еще не познанный, не раскрытый до конца. Каждое новое свидание с ним приносит новое открытие, дает возможность еще немного проникнуть в тайну его живописи.

Изумрудное ожерелье

Если бы судьба продлила жизнь Борисова-Мусатова, можно предположить, что тематика его полотен претерпела бы некоторые изменения. В последние месяцы своей жизни он непрерывно пишет в письмах и дневниках о растущем революционном движении, впервые регулярно читает газеты, с волнением и радостью следит за событиями. Но увидеть рождение нового, свободного мира ему не удалось.

Скончался Мусатов в 1905 году в Тарусе за чтением газеты. Там же и похоронен. Друг художника, скульптор Матвеев, сделал надгробие — каменного мальчика, и в 1912 году его установили на могиле. Памятник этот — изображение ребенка, тонувшего в Оке и спасенного художником,— олицетворение чуткой детской души Мусатова и символ его поэтических грез.

Весна

Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»

Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»

Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»

Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса

Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса

Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур

Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена

Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»

Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца

Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе

В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля

Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора

Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь

На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия

Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд

Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь

Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»

Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Источник: http://ourarts.ru/?p=1800

Виктор Борисов-Мусатов

    Только подлинные поэты владеют даром втягивать в заколдованный круг своих капризных и властных хотений, и Мусатов был, несомненно, подлинным поэтом.       И. Грабарь

https://www.youtube.com/watch?v=yB9h3-oNID8

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов  родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожником.  Родители безумно любили своего сына. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия.

Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. В результате травмы у него стал  расти горб. Но несчастье  не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии.  Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь.

Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.

   В шесть лет он начал рисовать. В одиннадцать стал учеником  второго класса Саратовского реального училища  и  художественных классов при саратовском Радищевском музее. Мальчику нравилось учиться, особенно любил  черчение и рисование.  В училище у него появилось огромное количество друзей.

Окно

   С четырнадцати  лет Виктор занимается  только живописью.  Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика.

Несмотря на слабое здоровье и на постоянные боли в спине, Виктор решает  связать свою жизнь с живописью.

Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней, «Окно» находится в Государственной Третьяковской Галерее.

Мальчик с собакой

Девушка, освещенная солнцем

Агава

    В шестнадцать лет он  бросает реальное училище и уезжает в Москву поступать в школу живописи и ваяния и в петербургскую Академию художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.

Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Петербург.

В Москве Виктор посещает кружок, где он встретил свою будущую жену художницу  Елену Владимировну Александрову.

Сидящий мальчик

   После окончания школы  Борисов-Мусатов жаждет  продолжить свое художественное образование. Осенью 1895 года он отправляется в Париж.

   Борисов-Мусатов живет в Париже до 1898 года.

   Эта поездка оказала на него огромное влияние. Он  занимался в мастерской у прекрасного педагога  Ф. Кормона,  внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.

Автопортрет с сестрой

   Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину «Автопортрет с сестрой» (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание о  прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.

   Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины «Осенний мотив» (1899),  «Гармония» (1899-1900) выглядели как пышные изображения костюмированных сцен.

Но вскоре он создал несколько произведений, которые принесли ему известность. Главными героями  этих картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы.

Самые общие приметы старины нужны были художнику для того, чтобы передать свое элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом.

Цветущие вишни

Весна

   В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Елена Владимировна стала для Мусатова не просто женой, она стала его другом, соратником, музой. Мы  можем увидеть её на многих работах художника. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.

   В этом же году художник  с семьей покидает Саратов и перебирается в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни.

Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника — символиста в живописи. Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т.

Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.

Две дамы

Гармония

За вышиванием

Осенний мотив

   Мусатов усердно работает. В год создавал по 6-9 законченных полотен. Но его картины приходится по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Но зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе. Но, к счастью, у него есть верные друзья. 

   Близкие друзья семьи —  Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюкович. Владимир Станюкович напишет первую биографию друга, а Надежда Юрьевна часто позирует  художнику.

Дама в голубом

Водоем

Колокольчики

На террасе

Девушка в ожерелье

Изумрудное ожерелье

Аллея

Женщина в голубом платье

Венки васильков

Реквием

Осенняя песнь

Девушка с агавой

Гобелен

Прогулка при закате

Одиночество

   Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.

   Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43689928461/next

Ссылка на основную публикацию