Описание картины виктора васнецова «автопортрет»

Васнецов В.М. «Богатыри». Описание картины

1881 г. Холст, масло. 295 x 446 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Васнецова В.М. «Богатыри» 

Около 30 лет жизни и творчества Виктор Васнецов посвятил созданию картины, впоследствии ставшей самой узнаваемой его работой. Защитники и стражи русского народа – «Богатыри» — каждый знает их именно такими, какими они предстали на полотне великого мастера былинных сюжетов.

В чистом поле, на границе земли русской, богатыри пристально следят – не притаился ли где враг коварный и не обижают ли где слабого. Это они – три главных героя эпических сказаний — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

В центре изображен Илья Муромец. Могучий и сильный, он осматривает родные просторы, выискивая недруга, которому всегда готов дать отпор. Богатырь силен настолько, что, кажется, не ощущает тяжести сорокапудовой палицы, висящей на поднесенной ко лбу руке. Недюжинная сила удивительно сочетается в нем с широтой души и добротой открытого людям сердца.

Илья Муромец – реальная историческая личность, а сказания о его небывалых подвигах – подлинная хроника жизни. Позднее богатырь стал монахом Киево-Печерской лавры и сейчас его имя можно найти среди всех святых.

Васнецов писал Илью Муромца с простого крестьянина Ивана Петрова, человека сильного и высокорослого, доброго и душевного – каким был сам богатырь.

По правую руку от Ильи Муромца изображен образованный и мужественный Добрыня Никитич. Он всегда готов защитить родной край от супостата – его меч уже наполовину вынут из ножен. Только на нем надет золотой крест.

Этим Васнецов напоминает, что его Добрыня связан с легендарным воеводой войска Владимира, князя киевского и крестителя Руси. Богатырь стал для художника воплощением собирательного образа рода Васнецовых: себя, своего отца и дяди.

Не случайно исследователи творчества мастера отмечали сходство внешности Добрыни и художника.

Самый младший – Алеша Попович. Храбрый и ловкий стройный юноша может побороть врага силой, хитростью и даже обманом. Прототипом ему послужил умерший в раннем возрасте сын Саввы Мамонтова. Этот веселый и общительный человек подарил свой озорной нрав молодому богатырю – художник перенес эти черты его характера на картину.

Каждый из богатырей в любой момент готовы отразить нападение врага – Илья Муромец крепко держит копье, Добрыня Никитич – меч, а Алеша Попович уже вложил стрелу в лук. Шлемы на их головах подобны куполам православных церквей и выступают символом правого дела, благословенных подвигов на благо народа.

Кони – под стать всадникам. Огромного воронка Ильи способна удержать лишь металлическая цепь. Мощный и сильный, он дополняет величие образа своего хозяина, которому будет предан до конца. У Добрыни – горделивый, исполненный достоинства конь, тревожным ржанием предупреждающий наездника о возможной опасности. А огненный конь Алеши готов ринуться в бой, кипит молодым задором и энергией.

Неспроста объединили силы былинные герои. Приближается буря. Облака, издалека гонимые порывистым ветром, колышущееся разнотравье, развевающиеся гривы лошадей не сулят ничего доброго. Но защитники здесь, они готовы встреться с врагом.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-v-m/vasnecov-v-m-bogatyri/

Виктор Васнецов

Русский художник Виктор Васнецов, истинный патриот своей страны, стал родоначальником «русского стиля» в рамках символизма, присущего европейскому искусству конца 19 века. В его творчестве соединились исторические мотивы с поэтической атмосферой сказок, оставив в русской и мировой культуре яркий след.

Детство и юность

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьяле Вятской губернии. Отец, священник Михаил Васильевич Васнецов, всю душу вкладывал в шестерых детей.

Он не просто воспитывал детей в соответствии с религиозными правилами, но делал все, чтобы они выросли разносторонне развитыми, в том числе и в области науки.

Но маленький Витя рос в окружении сказаний, поверий, легенд, в изобилии бытовавших на вятской земле, и предпочитал науке сказку.

Автопортрет Виктора Васнецова

С раннего детства Виктор рисовал, и в работах мальчика чувствовался талант. Но семья Васнецовых не отличалась большим достатком, и потому отец не смог отправить сына в художественную школу. Вместо этого Витя в 1858 году поступил в Вятское духовное училище, где, как сын священника, имел право учиться бесплатно.

Следующей ступенью в образовании для юного Васнецова стала семинария. Но это учебное заведение юноша бросил с благословения отца ради петербургской Рисовальной школы, куда поступил в 1867 году.

Одновременно с поступлением в художественную школу Виктор умудрился сдать экзамен в Академию художеств, но заниматься там начал только через год.

В художественной школе преподавателем живописи у юного художника был Иван Крамской.

Творчество

Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.

Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре.

Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс».

Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.

В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.

«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.

Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»

Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.

Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.

Картина Виктора Васнецова «Аленушка»

Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.

Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру.

«Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси.

С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».

Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.

Дом музей Виктора Васнецова

После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.

Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.

Картина Виктора Васнецова «Варяги»

Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам.

Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та.

Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.

Личная жизнь

Жена Виктора Васнецова, Александра Рязанцева, происходила из большого вятского купеческого рода, окончила вятскую гимназию и первые женские врачебные курсы медико-хирургической академии в Петербурге.

Женился художник на Александре Владимировне в 1878 году, и почти полвека супруги прожили душа в душу. У четы Васнецовых родились пятеро детей – дочь Татьяна и сыновья Борис, Алексей, Михаил и Владимир.

Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым

Аполлинарий Васнецов, младший брат живописца, тоже известный художник. В селе Рябово Кировской области (Вятской губернии), где семья священника Васнецова прожила более 20 лет, расположен музей обоих братьев-художников.

Смерть

Завершилась биография Виктора Васнецова 23 июля 1926 года, когда тому было 78 лет. Скончался художник от инфаркта в московской мастерской. Похоронили Васнецова на Лазаревском кладбище, а когда оно было уничтожено, прах перезахоронили на Введенском кладбище.

Интересные факты

  • Виктору Михайловичу Васнецову в 1912 было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
  • Самолет «Airbus A320» компании «Аэрофлот» носит имя Васнецова.
  • В 1998 году Банк России посвятил 150-летию со дня рождения Васнецова две серебряные двухрублевые монеты.

Виктор Васнецов на юбилейных монетах России

  • Картины Васнецова и сам живописец появлялись на почтовых марках России и Советского Союза. В России в 1998 году вышли две марки и купон с картинами «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889).
  • По воспоминаниям коллеги по цеху Михаила Нестерова, он однажды спросил у Васнецова, не прячется ли тот от жизни за сказочными сюжетами. Художник ответил так:

Произведения

  • 1876 – «С квартиры на квартиру»
  • 1879 – «Преферанс»
  • 1878 – «Витязь на распутье»
  • 1880 – «После побоища Игоря Святославича с половцами»
  • 1880 – «Ковер-самолет»
  • 1881 – «Аленушка»
  • 1881 – «Три царевны подземного царства»
  • 1889 – «Иван-Царевич на Сером Волке»
  • 1890 – «Крещение Руси»
  • 1897 – «Царь Иван Васильевич Грозный»
  • 1897 – «Баян»
  • 1897 – «Гамаюн – птица вещая»
  • 1898 – «Сирин и Алконост»
  • 1898 – «Богатыри»
  • 1899 – «Снегурочка»
  • 1899 – «Гусляры»
  • 1904 – «Страшный суд»
  • 1909 – «Варяги»
  • 1914 – «Поединок Пересвета с Челубеем»
  • 1918 – «Царевна-лягушка»
  • 1926 – «Спящая царевна»
  • 1926 – «Кощей Бессмертный»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/5480-viktor-vasnetsov.html

Васнецов В.М

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет. 1873

 Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) — русский живописец. Одним из самых горячих почитателей творчества Виктора Васнецова был выдающийся русский певец Федор Шаляпин.

Однажды он сказал: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри.

Такими именно были братья Васнецовы. Не мне, конечно, судить, кто из братьев, Виктор или Аполлинарий, первенствовал в живописи. Лично мне был ближе Виктор.

Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу древней Руси, вселяли в меня ощущение великой мощи — физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». 

Один из членов Товарищества передвижных художественных выставок, Виктор Васнецов создал немало жанровых картин, на которых были запечатлены сцены из жизни купцов, бедноты, чиновников и крестьян.

Он делал эскизы декораций, писал портреты и картины на историческую тему.

Однако в истории русского искусства он навсегда останется прежде всего художником-сказочником, художником-сказителем, который с психологической достоверностью оживлял на своих полотнах страницы самих любимых в народе легенд, былин и сказок.

Родился Виктор Михайлович Васнецов 15 мая 1848 года в селе Лапьял Вятской губернии в семье священника. Рисовать начал рано. Пришло время, и отец отправил его, как и старшего сына Николая, учиться в Вятское духовное училище. Там его талант заметил преподаватель рисования Чернышев.

Читайте также:  Описание картины рембрандта «фауст»

Он пригласил мальчика к себе в иконописную мастерскую и стал заниматься с ним дополнительно. На каникулах, приезжая домой, Виктор делал зарисовки, начал писать и картины. Две из них — «Жница» и «Молочница» — были замечены и отмечены.

В 1867 году Виктор Васнецов, отказавшись от сана священника, отправился в Петербург, где учился сначала два года в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Крамского, потом в Академии художеств. Зарабатывал на жизнь он тем, что делал рисунки для гравюр.

В самых разных изданиях время от времени появлялись циклы его иллюстраций, вышли в свет и проиллюстрированные им азбуки: «Солдатская», «Народная», «Русская азбука для детей». В Академии художеств Васнецову посчастливилось учиться у Чистякова, там же он сдружился с Репиным.

Тяжелый, напряженный труд подорвал здоровье художника. В 1871 году Виктор Васнецов был вынужден поехать на некоторое время в родные места. В это время он познакомился с курсисткой Сашей Рязанцевой, которая поразила его своей необыкновенной добротой и непосредственностью. Именно Саша в будущем стала его невестой, а потом и женой.

В Петербург Виктор Васнецов вернулся со своим братом Иполлинарием, который уже очень здорово писал пейзажи. Он тоже хотел стать художником.

В 70-е годы Васнецов сблизился с передвижниками. Товарищество передвижных художественных выставок было образовано по инициативе Мясоедова, Перова, Ге в 1870 году. Васнецов вступил в него в 1876 году.

Но еще до этого у него появлялись картины, в которых звучали любимые передвижниками социальные мотивы. Это написанные в 1872 году «Нищие певцы», «Чаепитие».

В 1876 году на V выставке передвижников экспонировалась картина Васнецова «С квартиры на квартиру», которую очень высоко оценил известный критик Стасов. Васнецов сблизился с живописцами Куинджи, Поленовым, скульптором Антокольским.

После окончания Академии художеств он вместе с Поленовым отправился в Париж, где не только знакомился с полотнами старых мастеров, но и изучал жизнь простого французского народа. Там он написал картину «Балаганы в окрестностях Парижа» («Акробаты»), сделал много зарисовок.

В 1877 году, вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался со своей любимой Сашей Рязанцевой. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, Васнецов полюбил бродить по старым московским улочкам.

А возвратясь домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!» Именно в это время в творчестве Васнецова впервые зазвучала сказочная, былинная тема. Быстрый на перо Стасов высоко оценил акварельный рисунок Васнецова «Витязь на распутье» (1878) (в 1882 г. появился живописный вариант этого сюжета).

Это он, Стасов, подсказал Васнецову сделать на камне, перед которым остановился витязь, сказочную надпись:

Как прячу ехати,

Живу не бывати —
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.

Мох, поросший на камне, прячет последние две строки:

На праву ехати — женату выти,

На леву — богатым быти.

В 1880 году появилось полотно «После побоища», где почти каждая деталь имеет аналогию в тексте «Слова о полку Игореве».

В 80-е годы Виктор Васнецов часто бывал в доме известного мецената Саввы Мамонтова. А потом вместе с братом Аполлинарием они начали наезжать и в его имение Абрамцево, где в то время собиралась вся русская художественная элита. Здесь увлеченно изучали традиционное русское искусство, слушали классическую музыку.

В 1881 году появилась картина Васнецова «Аленушка», в 1889 — «Иван-царевич на сером волке». В 1881-1898 годах Васнецов работал над, пожалуй, самым известным своим полотном — «Богатыри».

Именно эти произведения сделали Васнецова знаменитым. В сказочных, былинных образах он сумел воплотить саму суть русской истории, дух, таинственную, так и не понятую до конца, неразгаданную русскую душу.

Русский поэт Дмитрий Кедрин написал о картине Виктора Васнецова «Аленушка»:

Стойбище осеннего тумана,

Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна —
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой столицы во лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только все ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь…
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!.

Изумительны были созданные Виктором Васнецовым в 1881-1882 годах декорации и костюмы к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка». Работу над ними Васнецов завершил в 1885- 1886 годах — к премьере одноименной оперы Римского- Корсакова. Особенно яркой, феерической получилась палата Берендея, созданная Васнецовым на основе переосмысления поэтики традиционного русского деревянного зодчества.

В 1883-1885 годах Виктор Васнецов работал над панно «Каменный век» для Исторического музея, которое высоко оценили его друзья-художники. Чистяков, например, сказал: «Васнецов дошел в этой картине до ясновидения. В ней выражено все будущее развитие человечества, все, для чего стоит лить».

Очень много дало Виктору Васнецову путешествие по Италии, которое он совершил в 1885 году. «Во время путешествия — вспоминал позже художник,- весь итальянский Рафаэль мной воспринимался как музыка Моцарта, а Микеланджело был, без сомнения, чистейшей воды Бетховен…» В это время архитектор Прахов пригласил Виктора Васнецова сделать роспись для киевского Владимирского собора.

Васнецов согласился и переехал вместе с семьей в Киев. Работал он над росписью с небольшими перерывами на протяжении 1885-1895 годов. Вместе с ним в росписи собора принимал участие и Врубель.

За десять лет (шесть из них Васнецов жил в Киеве) художник с помощниками расписал около трех тысяч квадратных метров, сделал пятнадцать больших композиций, выписал 30 отдельных фигур и еще множество мелких деталей.

По рисункам В. Васнецова были построены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве, а в 1902 году — сделан фасад Третьяковской галереи.

В 1893 году Виктор Васнецов был избран действительным членом Санкт-Петербургской академии художеств, а в 1899 году прошла его персональная выставка, на которой зрители впервые увидели полные необъяснимой тревоги картины «Гамаюн» и «Сирин и Алконост».

Александр Блок, которому в ту пору было всего девятнадцать лет, увидев картину «Гамаюн», написал:

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар…
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..

И после Октябрьской революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1918 году он написал «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Царевну-лягушку», начал работать над «Поэмой семи сказок». Последней работой Васнецова был портрет М. Нестерова.

23 июля 1926 года Виктора Васнецова не стало. Но до сих пор именно благодаря его картинам оживает для нас таинственный, загадочный мир русского сказочного фольклора.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

*   *   *

Галерея (111 изображений)

*   *   *

Историко-биографический фильм «Виктор Васнецов. «Я только Русью жил» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)

Год выпуска: 2009

Продолжительность: 00:26:12
Формат: avi
Размер: 173 Мб

Режиссер: Г. Иванова

«…Я, как был, так и доселе остаюсь убежденным монархистом на исконных русских началах, т.е. стою за Православную Веру, за Самодержавного неограниченного Царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему «credo» не нахожу нужным прибавлять никакого «constitutio que» [конституционного поpядка (лат.)]». Виктор Васнецов

 Виктор Михайлович Васнецов создавал свои картины на темы русской истории, былин, народных сказок. «В них сказывается весь облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим» — писал он про свои работы. Он сам был воплощением лучших черт русского народа.

 Об образе Царя Иоанна Грозного у художника-патриота возник спор с лукавым Репиным, явившим миру «царя»-безумца. У Васнецова Царь грозен (для врагов России), но отнюдь не безумен.

Скачать для ознакомления: Виктор Васнецов. «Я только Русью жил»

Источник: http://gorenka.org/index.php/vasnetsov-v-m

Картина Васнецова «Аленушка». История создания картины, описание :

Картина Васнецова «Аленушка» — это работа, которую знает сегодня большинство наших соотечественников. Сочинение по ней входит в обязательную школьную программу. Рассказ по картине Васнецова «Аленушка», возможно, писали в свое время и вы. Однако мы все-таки напомним сюжет этого полотна.

Картина Васнецова «Аленушка» вкратце может быть описана следующим образом. Уставшая от бесполезных поисков своего брата, героиня сидит на большом камне в сиротливой позе у мрачного пруда.

Голова склонена к коленям. Не покидают Аленушку тревожные мысли о брате. Она тоскует — не уследила за ним. Кажется, окружающая природа вокруг разделяет эти чувства…

Картина Васнецова «Аленушка» подробнее будет описана в этой статье.

Как все начиналось?

Идея этой работы была навеяна автору одноименным образом из русской сказки под названием «О сестрице Аленушке и ее братце Иванушке». Прототипом для этой картины послужила реальная девушка. Художник встретил ее, когда летом 1880 года находился в усадьбе Ахтырка.

Васнецов увидел в случайной девушке, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. Первый набросок был сделан с нее. Васнецов решил практически сразу концепцию будущей своей работы. Несмотря на то что сюжет был незамысловат, интересную историю имеет картина Васнецова «Аленушка».

Автопортрет художника представлен ниже.

Этапы работы над картиной

В 1880 году Виктор Михайлович начал работу над этим полотном. История создания картины «Аленушка» Васнецова следующая.

Сохранилось до нашего времени несколько этюдов, сделанных автором в данный период, которые предшествовали созданию интересующей нас работы. Это «Осока», «Аленушкин пруд», «Пруд в Ахтырке».

Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне.

Художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова.

Зимой 1881 года была закончена работа, после чего отправил ее на проходившую в Москве выставку художников-передвижников Васнецов Виктор Михайлович. Картина «Аленушка», однако, сначала большой популярностью не пользовалась.

Она приобрела ее несколько позже.

Как называлась картина «Аленушка» Васнецова первоначально?

Полотну было дано несколько другое имя — «Дурочка Аленушка». Словом «дурочка», по некоторым источникам, называли в то время юродивых или сирот. Не сразу Васнецов упомянул о том, что его работа имеет сказочный сюжет.

Как дорабатывалась картина?

История картины Васнецова «Аленушка» включает в себя несколько доработок. Известно, что художник ее неоднократно корректировал, изменяя некоторые детали. Специалистами были сделаны рентгеновские снимки этой работы.

Удалось установить в результате, что были переработаны плечо, шея и лицо девушки, а также в целом цветовая гамма картины. В первом варианте, по всей видимости, «Аленушка» в свой адрес вызвала множество критических замечаний коллег и знакомых художника.

Портрет Васнецова работы Куинджи представлен ниже.

Где хранится «Аленушка» (художник Васнецов)?

Картина «Аленушка» выставлена в настоящее время в Третьяковской галерее. Но Третьяков во время первой выставки, на которой была представлена эта работа, не удостоил ее, несмотря на старания Васнецова, вниманием. За пятьсот рублей была куплена Мамонтовым эта картина.

Общее настроение полотна

Сегодня одной из самых известных работ Васнецова, написанных по мотивам народной сказки, является эта. Репродукция картины Васнецова «Аленушка» представлена ниже.

Сидящая на берегу реки на камне юная девушка привлекает естественной красотой и простотой. В грустных глазах героини можно прочесть глубокие переживания.

Это печаль, но вместе с тем и мечта о том счастливом времени, которое наступит когда-то, девичьи грезы и, конечно, тоска по пропавшему младшему брату.

Мастерски удалось художнику передать общее настроение в картине, печально-умиротворенное, усиленное образами природы — облаками, плывущими медленно над головой, неподвижными деревьями.

Читайте также:  Описание картины рембрандта харменса ван рейна «лукреция»

Роль фрагментов полотна

Мастер в своей работе великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине.

Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его. Картина Виктора Васнецова «Аленушка» полностью сосредоточена на образе девушки.

На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна.

В чем заключалась заслуга васнецова?

Множество сказок, передаваемых из поколения в поколение, написано русскими писателями и русским народом. Заслуга Васнецова — в том, что он создал с помощью средств живописи убедительные образы, которые пропитаны русским духом.

Художник, работая над сюжетом своей картины, решил поместить юную беззащитную девушку в место, по-настоящему гиблое. Видимо, Васнецов таким образом стремился вызвать в сердцах зрителей устойчивое щемление. Удачно использовал художник сказочный сюжет. Картина В.М. Васнецова «Аленушка» не случайно основана на нем.

Хотя Васнецов не буквально следует сюжету — в сказке, по которой была написана картина, нет описания тоскующей у лесного омута босоногой девушки. Виктор Михайлович в своей работе стремился раскрыть эмоциональный характер и смысл фольклорного образа.

Этот сюжет служит для того, чтобы раскрыть в полной мере сложный и неоднозначный русский характер.

Образ Аленушки

Ребенка с трудной судьбой выдает внешний облик представленной на картине девушки. У нее рыжие неубранные волосы, пухлый алый рот и темные глаза. В облике этой девушки на самом деле полностью отсутствует фантастическое и сказочное.

В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета — группой сидящих над головой Аленушки ласточек. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды.

Таким необычным приемом художник воспользовался для того, чтобы уравновесить образ главной героини, полный тоски, и привнести в сюжет надежду на то, что сказка окончится счастливо.

Создается впечатление, что Аленушка находит у пруда утешение. Она как будто растворяется в красках картины, становясь частью пейзажа. Смирение героини, ее израненные ноги привлекают и завораживают. Это чистый девичий образ. Очень взрослая грусть у этой девочки. В ее глазах печаль граничит с отчаянием.

Со всех сторон обступил ее лес и не хочет выпускать из плена. Прямо в пруд падают слезы Аленушки. Что же хотел сказать этим художник? Скорее всего, это предостережение об опасности, которая может произойти или уже произошла с Иванушкой. Аленушка думает о том, что Баба-Яга могла оборотить в козленочка ее брата. Богатую почву для размышлений предоставляет каждая деталь этой картины…

Пейзаж картины Васнецова

Окружающая природа особенно важна в картине. В основе своей он является натурным, созданным также в Абрамцеве. Камыши, камень, стволы берез, упавшие в воду осенние листья как будто одушевлены автором. Словно вторит грустным жалобам героини природа. Тонкие ветви осинок склонились над девушкой, листья водяной травы поникли в одном ритме с ее фигурой.

Тревожной тайны полна темная гладь омута, лес насторожился в сумраке. Ласточки трогательно умостились над головой Аленушки на ветке, как будто совещаясь, как можно помочь ей. Реален этот пейзаж, но наполнен в то же время мягкой задушевностью и таинственной настороженностью. Васнецов здесь предвосхищает «пейзаж настроения» М.В. Нестерова и И.И. Левитана.

Атмосфера тишины и грусти

Описание картины Виктора Васнецова «Аленушка» было бы неполным, если бы мы не отметили общую атмосферу полотна. Мастерски наполнил художник пейзаж тишиной и грустью. Васнецову отлично удалось в своей работе изобразить неподвижную водную гладь пруда, ели и осоку. Спокойствие и тишина присутствуют во всем — даже пруд лишь едва заметно отражает главную героиню.

Молодые деревца слегка трепещут, немного хмурится небо. С нежным румянцем на лице девушки контрастируют темно-зеленые оттенки окружающего пейзажа, а осенняя печаль — с выписанными художником яркими цветами на стареньком сарафане Аленушки.

Согласно преданиям русского народа, на исходе дня природа оживает и обретает удивительную способность переживать синхронно с человеком. Такой волшебный талант существовать в резонансе с ней присущ был и самому Васнецову. Поэтому чувства Аленушки в картине так согласованы с состоянием леса, окружающего ее.

У всматривающегося в полотно зрителя возникает ощущение, что сказка продолжится через мгновение… Таково описание картины Васнецова «Аленушка», основанное на общем впечатлении от картины.

«Аленушка» сегодня

Источник: https://www.syl.ru/article/178852/new_kartina-vasnetsova-alenushka-istoriya-sozdaniya-kartinyi-opisanie

Русская слава

В.Васнецов. Автопортрет

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный».

Виктор Михайлович Васнецов – русский художник, основоположник русского стиля и модерна. Родился 15 мая 1848 года в семье священника в селе Лопьял Вятской губернии. Образование получил в Вятской духовной семинарии.

Васнецов начал рисовать в раннем детстве, но родители не придавали этому значения. Молодой Виктор Васнецов решил отдать свою жизнь изобразительному искусству, вопреки желанию родителей, которые видели в сыне будущего священника.

Живописи Васнецов обучался вначале у Крамского, а потом в Петербургской Академии художеств. Свои картины Виктор Михайлович начал выставлять с 1869 г., сначала на академических, а после и на Передвижных выставках.

Среди картин раннего творчества известны зарисовки, которые изображают жизнь простых рабочих, крестьян, детей и нищих. Позже Васнецов в своем творчестве изображает героев  русских сказок и былин.

Творчество Васнецова делится на два периода. В первом, раннем периоде своей творческой жизни Васнецов рисует исторические картины, следуя принципам передвижнического социально-критического жанра.

Второй, поздний период его творчества наполнен мрачными переживаниями и тревожными раздумьями по поводу свершившейся социальной катастрофы.

Из исторических и былинных картин Виктора Михайловича Васнецова можно выделить:

  • «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880г.),
  • «Витязь на распутье» (1882г.),
  • «Царь Иван Васильевич Грозный»(1897г.),
  • «Баян» (1910г.)

Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слово о полку Игореве»)

«После побоища Игоря Святославича с половцами»

«Слово о полку Игореве» вдохновило художника для написания этой исторической картины. Виктор Михайлович Васнецов изобразил торжественное безмолвие на поле после битвы. Бескрайняя степь всюду покрыта телами убитых русских воинов и половцев. Безмолвная луна восходит и озаряет убитых воинов мягким светом, от которого создается впечатление, что воины спят.

В пафосе смерти художник хотел показать величие чувств, которые овладели воинами. Русские воины, сражаясь до последнего вздоха, падали и, умирая, раскидывали свои могучие руки, прикрывая своим телом и как бы защищая родную землю.

Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с раскинутыми руками, и юноша, сердце которого пронзила стрела.

Эта картина вызывает чувства величия, мужества, благородства и патриотизма.

Картина «Витязь на распутье»

«Витязь на распутье»

Тема этой картины возникла под влиянием былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Васнецов изобразил образ витязя на великолепном белом коне. Витязь остановился перед изъеденным временем древним камнем. Его поза выражает спокойную готовность идти по выбранному трудному пути. По необъятным просторам поля разбросаны валуны, а на тёмной зелени белеют черепа и кости погибших витязей.Чёрные вороны вещают об опасности и выражают тревогу каждому, кто идет прямым путем.

Картина «Баян»

«Баян»

Картина «Баян» создана по мотивам «Слова о полку Игореве» и посвящена фольклорно-исторической теме. Эта работа стала завершающей в цикле исторических картин.

Картина «Баян», повествует о неудачном походе в 1185 году русских князей на половцев. Справа – седой старик – это певец-сказитель Баян. Во время недолгого отдыха он развлекает князя и его воинов.

На картине Виктор Михайлович Васнецов певца Земли Русской «Баяна» изобразил в тунике и лаптях, подчеркивая этим его связь с простым народом.

Князь Игорь на картине легко узнаваем по шапке, в его глазах грусть и сомнения. В то время была феодальная раздробленность на Руси. Войско Игоря не смогло дать отпор половцам. Через некоторое время князья поймут, что их сила в объединении, а пока у них на лицах горечь поражения и  суровые думы от песен и речей «Баяна».

Картина «Царь Иван Васильевич Грозный»

«Царь Иван Васильевич Грозный»

Картина была написана Васнецовым после окончания работ в Киеве во Владимирском соборе.  Образом Ивана Грозного Васнецов «болел» давно, о чем свидетельствуют разновременные наброски к картине.

Многие ее детали, видимо, являются эхом роковых предчувствий, мучивших художника в конце XIX века.

И сам Иоанн, на котором прервался род Рюриковичей на русском троне, и общая застылостъ (как над бездной) композиции, и двуглавый орел на ковровой дорожке, на который вот-вот наступит нога грозного царя, и многое другое – все это говорит в пользу высказанного предположения.

Источник: http://www.russlawa.info/post/1

«Три богатыря» описание картины

«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 годаона была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

«Три богатыря» описание картины Васнецова

Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».

На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины — 295х446 см.

Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица.  Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике.

У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем.

Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени.

Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова, тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно.

Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой.

Илья – старший, без его приказа застава не сдвинется с места. Уберёт Илья копьё – значит, может Добрыня ринуться на врага.

Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. Безбородое лицо по-юношески миловидно.

 На боку у Алёши Поповича колчан, а стройная фигура опоясана широким золотым поясом.

 Рыжий конь, на котором сидит Алёша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждёт команды.  

Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением – не пропустить врага в пределы Руси.

Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

Картина В.М.Васнецова «Богатыри» – это памятник воинской славы русского народа. Художнику удалось передать в своём произведении народное понимание образов богатырей; в этом заключается сила и убедительность картины.

Читайте также:  Описание картины микеланджело меризи да караваджо «иоанн креститель» (юноша с овном)

Интересные факты «Три богатыря»

  • Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году.
  • В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.
  • Картина послужила поводом для большого количества анекдотов и сценических миниатюр

Источник: http://ktoikak.com/tri-bogatyirya-opisanie-kartinyi/

Васнецов Виктор Михайлович Портрет

Cлайд 1

Портрет. Составитель: Ларионова Г. А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 27, г. Тверь

Cлайд 2

Творческое наследие Виктора Михайловича Васнецова интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства.

Картины бытового жанра — и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей — и эскизы театральных декораций; росписи на исторические сюжеты — и архитектурные проекты; орнаментальное искусство — и портретная живопись — таков творческий диапазон художника.

Cлайд 3

Автопортрет. 1868. Дом – музей Васнецова

Cлайд 4

Автопортрет 1873г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. „Автопортрет»… 1873 год. Давно написан этот холст. Автору двадцать пять лет. Всмотритесь в репродукцию. Строго, немного грустно глядит на нас молодой человек.

Русые волосы обрамляют худощавое лицо. Резко обозначились желваки у острых скул. Впалые щеки бледны. Но это не означает немощь или вялость. Нет. Молодой вятич силен.

Это ему сказал Савва Мамонтов: „Если бы ты не был художником, из тебя бы вышел славный молотобоец».

Cлайд 5

В портретах Виктора Михайловича Васнецова есть что-то вдумчивое; особенно поражает передача внутреннего мира в глазах … Образам Васнецова как мужским, так и женским присущи строгость и своеобразная самодостаточность, особенный, сдержанный лиризм. Васнецов никогда не писал заказных портретов, но лишь людей близких ему, дорогих или интересных какой-то своей характерностью.

Cлайд 6

В.М. Васнецов Портрет отца М.В. Васнецова. 1870 г.

Cлайд 7

Портрет художника Максимова В. М., 1874 Портрет художника Куинджи А. И., 1869

Cлайд 8

В. М.Васнецов. Портрет брата, художника Аполлинария Михайловича Васнецова. 1878. ГТГ

Cлайд 9

Васнецов В.М. Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883г. Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине «Богатыри»

Cлайд 10

Портрет скульптора Марка Матвеевича Антокольского 1884г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Cлайд 11

Поисками типа национальной красоты характеризуются многие портреты художника 1880-1890-х годов: Даши, горничной в доме Мамонтовых — «В костюме скомороха» (1882), Наталии Анатольевны Мамонтовой (1883), Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884), Бориса Васнецова, сына художника (1889), Елены Адриановны Праховой (1894), Веры Саввишны Мамонтовой (1896), Татьяны Васнецовой, дочери художника (1897) и другие.

Cлайд 12

Портрет А.В.Васнецовой, жены художника 1878г, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова

Cлайд 13

В костюме скомороха. 1883г. Портрет Даши, горничной в доме Мамонтовых

Cлайд 14

Портрет Бориса Васнецова, сына художника 1889г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Cлайд 15

Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника 1897г, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Cлайд 16

Портрет Владимира Васнецова, сына художника 1899г, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова

Cлайд 17

Портрет Т.В.Васнецовой 1901г, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова

Cлайд 18

Портрет Елены Адриановны Праховой (1871-1948). 1894

Cлайд 19

Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. 1885 В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, и это стало немаловажным событием в жизни художника.

Cлайд 20

Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой 1884г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Cлайд 21

Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой 1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Этюд для фигуры Елены Прекрасной в картине «Иван Царевич на Сером Волке»

Cлайд 22

В Абрамцеве были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника. Здесь была написана и «Аленушка», картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа.

«Аленушка», — рассказывал впоследствии художник, — как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в «Аленушке» состояние природы с чувствами героини.

Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

Cлайд 23

«Не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку». Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!» В. М. Васнецов. Аленушка (этюд) 1881г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Cлайд 24

Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой) 1884г, холст, масло, Вятский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых Портрет Веры Саввишны Мамонтовой 1896г, холст, масло, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область

Cлайд 25

Алёнушка, Снегурочка, Елена Прекрасная — эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову «по духу» женщин — Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

Cлайд 26

http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasndolg1.html http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/vasnetsov_v_m/index.html http://www.emc.komi.com/03/03/016.htm http://mirizo.ru/izo/izo_2/izo_90.html http://www.artsait.ru/art/v/vasnecov/art2.php http://www.glinskie.ru/common/galery.php?num=7 http://www.fotodelo.ru/archive/asp/qa.asp-noparma=ziwk&infoGid=1500.4.htm http://www.centre.smr.ru/win/artists/vasnec_v/biogr_vasnec1.htm http://www.artsait.ru/art/v/vasnecov/art1.php http://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasn_tr2.html Источники информации:30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт

508785087950880508815088250883508845088550886508875088850889

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/mhk/6833-vasnecov-viktor-mihaylovich-portret.html

Русская сказка Виктора Васнецова

Автопортрет Виктора Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов (3 [15] мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Старший брат художника Аполлинария Васнецова.

Иван Царевич на сером волке, 1889

 
Три богатыря, 1898Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием. По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников. В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии художеств. После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби». В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени. В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877). Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира). После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем, 1913-18

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году, 1914

Баян, 1880

Бой славян со скифами, 1879Бой славян со скифами, 1881Три царевны подземного царства (1881)Три царевны подземного царства (1884)В царстве у Кощея Бессмертного (1926-27)Царевна у окна (Царевна Несмеяна), 1920Царевна Несмеяна (1916-26)

Царевна-лягушка (1918)

Васнецов изобразил волшебный ковер из наших сказок в виде громадной птицы с выгнутым вверх хребтом и широко раскрытыми крыльями.

Сейчас Иван несется на ковре-самолете через горы, моря, громадные безграничные равнины после смелого путешествия за тридевять земель в тридесятое царство, где он взял в плен и везет с собой чудесную жар-птицу.

В другой сказке Иван найдет в подземелье великие царства. Здесь воплощены прекрасные и реальные мечты человека о счастье, разгадка скрытых тайн природы.

Иван на ковре-самолете — олицетворение непреодолимого стремления человечества летать, творить и побеждать. Васнецову понравилась эта сказка потому, что в ней он увидел воплощенную в сказочно-наивной форме идею победы над бесконечными воздушными просторами.

Ковер на картине Васнецова плавно плывет в воздухе, величаво паря над землей, возносясь над туманами и лесными далями, разгоняя своими краями, как могучими крыльями, испуганных сов. Широки просторы необъятной страны, преодолеваемые ковром-самолетом, обладающим чудесной силой движения. Концы летящего ковра раскинуты по диагонали, его силуэт напоминает птицу.

Своеобразно и смело реалистическое сочетание написанного ковра, парящего в воздухе, с поэтичностью лирико-эпического пейзажа. Васнецов изображает чудеса сказки так же просто, как повествует о них народный сказитель. Отсутствие фантастичности в форме и в стилизации способствует убедительности образа. Мы любуемся полетом ковра и стоящего на нем смелого человека.

Васнецов сумел заставить зрителя поверить в материальность, весомость ковра, его быстрое движение ощущается благодаря зеркальной глади спокойно текущей далеко внизу речки.

Созданию этого впечатления помогает фон картины: вечернее небо с медленно плывущими облаками. Контрастирует с мощью ковра легкий серп месяца.

Самое яркое цветовое пятно — клетка со светящейся жар-птицей—доносит мысль сказки о счастье обладания немеркнущим светом.

Картина В. М. Васнецова «Ковер-самолет» — выражение веры в силы народа, его светлое будущее. Художник проявил большое чутье и любовь к глубокому содержанию мудрых народных сказок, найдя свои оригинальные способы его зрительного воплощения.

Иван Царевич на ковре-самолете (1880)

Ковер-самолет. Эскиз, 1926

Ковер-самолет (1919-26)

Сивка-Бурка (1926)

Песня радости и песня печали (1896)

Гамаюн (1898)

Вещий Олег и кудесник
Вещий Олег прощается с конем
Вещий Олег и кости коня (1899)
Тризна по Олегу (1899)
Витязь на распутье (1878)
Витязь на распутье (1882)
Наброски к картине Витязь на распутье (1870)
После побоища Игоря Святославича с половцами (1878)
После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880-90)
После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880)
Гусляры (1899)
Аленушкин пруд. Эскиз, 1880
Ахтырский пруд. Эскиз, 1880
Аленушкин пруд (Пруд в Ахтырке). Эскиз, 1880
Аленушка. Эскиз, 1880
Аленушка. Эскиз, 1881
Аленушка. Эскиз, 1881
Аленушка. 1881
Иван-царевич и лебедь
Отдых Владимира Мономаха после охоты
Бой Кирибеевича с Калашниковым. 1891
Черновой набросок к образу Ивана Грозного. Нач. 1880-х гг.
Иван Грозный. Набросок, 1884
Иван Грозный, 1897
Палаты царя Берендея, 1885
Заречная слободка Берендеевка. 1885
Подводный терем. 1884

Источник: https://telemax-spb.livejournal.com/197463.html

Ссылка на основную публикацию