Описание картины юлия клевера «в поле»

Образовательный портал

Разработка урока по русскому языку в 6 классе

Художественное описание картины Герасимова А.М.

(Натюрморт. Полевые цветы)

Тираспольская Алла Юрьевна, Учитель русского языка и литературы

лицея № 470 Санкт-Петербурга

Цели урока:

1. Образовательная – подготовить учащихся к самостоятельному (аналогичному теме картины) сочинению на основе жизненного опыта;

2. Развивающая — развитие познавательных способностей и интеллектуального мышления;

3. Воспитывающая – воспитание бережного отношения к природе, формирование эстетического вкуса учащихся.

Задачи:

— научить шестиклассников собирать и систематизировать материал к сочинению, использовать его при описании изображенного на картине;

— научить учащихся систематизировать материалы и использовать их в своем сочинении;

— развивать внимание, наблюдательность;

— научить школьников пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи.

Ход урока:

— Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Какова цель таких уроков?

(развивать свою речь, используя изобразительно-выразительные средства языка , учиться составлять текст)

— Сегодня нам предстоит непростая задача. Мы будем учиться рассматривать картину и составлять свой собственный текст.

— Скажите, а вы любите цветы? А какие цветы ваши любимые?

(розы, лилии, хризантемы)

— А я вот люблю полевые цветы. Вы знаете, какие цветы называются полевыми?

(те, что растут в поле)

— А какие это цветы?

(ромашки, васильки, колокольчики, клевер)

— Верно. А теперь обратимся к картине Герасимова Александра

Михайловича «Натюрморт. Полевые цветы» – слайд 1.

— Ребята, а что вы знаете о художнике Герасимове?

(подготовленный ребенок рассказывает кратко о художнике) – слады 3,4

Герасимов Александр Михайлович
(12.08.1881 – 23.07.1963)

Народный художник СССР, доктор искусствоведения, четырежды лауреат Сталинской премии, первый президент Академии художеств СССР. В 1915 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и получил звание художника первой степени и архитектора. Народный художник СССР А.М.

Герасимов вошел в историю русского и советского изобразительного искусства как автор известных портретов, тематических картин, пейзажей. Им создано около трех тысяч произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства.
Произведения А.М.

Герасимова находятся во многих художественных музеях и картинных галереях бывшего СССР: Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, Музее Вооруженных Сил, в Историческом музее и др.

— Ребята, на слайдах 5, 6, 7, 8 представлены самые известные картины Герасимова А.М.

— А теперь давайте рассмотрим картину «Натюрморт. Полевые цветы».

— Нам встретилось слово, требующее пояснения. Что такое натюрморт?

(подготовленный ученик отвечает: натюрморт — в переводе с французского языка «мёртвая природа» — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве) – слайд 9

— Разберемся в картине. Скажите, что изображено на первом плане? – слайд 10<\p>

(банка с водой, в которую поставили клевер).

— Клевер какого цвета?
(сиреневый с зелеными листочками)

— Что изображено на втором плане?

(позолоченное зеркало и такой же подсвечник)

— Каких цветов больше всего в букетах?

(это ромашки)

— Ребята, обратите внимание, что это не садовые, большие ромашки, а именно полевые, некрупные.

— Скажите, а еще какие цветы изображены на картине?

(синие колокольчики вместе с желтыми цветами, похожими на лютики)

— Ребята, обратите внимание, как изображены букеты. Они изображены в четырех стеклянных вазах разнообразной формы и цвета. Еще букеты расположены так, чтобы большие цветы не загораживали маленькие. Второй план выполнен в темных и холодных тонах, чтобы акцентировать внимание на вазах с цветами.

Слайд 11. Чтобы избежать повторов слов, давайте подберем синонимы к словам:

художник — живописец, автор картины, мастер;

картина — полотно, холст, натюрморт, произведение живописи

Слайд 12. Давайте составим план творческой работы:

План сочинения

I. Вступление

1.1. Общие сведения о художнике.

II. Основная часть

2.1. Изображение баночки

с клеверами на первом плане

2.2. Ромашки – главные героини
картины.

2.3. Общая цветовая гамма картины

III. Заключение

3.1 Настроение от картины

— Мы закончили подготовительную работу. Ваша задача – написать сочинение по картине. Для создания творческого настроения я включу вам музыку Антонио Вивальди «Эльфийская песня».

Источник: http://ext.spb.ru/2010-12-05-22-03-56/8297-khudozhestvennoe-opisanie-kartiny-gerasimova.html

Васнецов В.М. «Жница». Описание картины

Холст, масло. 1867 г.

Описание картины Васнецова В.М. «Жница» 

Виктор Васнецов известен в первую очередь как художник, на картинах которого оживали персонажи русских народных сказок, притч и былин.

Знаменитые «Богатыри» и «Аленушка», «Ковер-самолет», «Садко», «Витязь на распутье» — эти картины знакомы с детства каждому русскому человеку.

Но начинал свой творческий путь «сказочный» художник с написания вполне реалистичных, жизненных работ, изображавших быт простых русских крестьян. Одна из таких картин – «Жница», написанная в 1867 году.

Пришла осенняя пора, а вместе с ней и время собирать урожай. Все крестьяне, от мала до велика, в этот час трудились, не покладая рук. Своя работа была и у молодой крестьянской девушки, запечатленной Васнецовым в центре полотна. На ней – белая вышитая рубаха и синий сарафан.

Рукава рубахи присобраны до локтя, подол сарафана подобран и заткнут за пояс – одежда не должна мешать тяжелому труду. Волосы жницы убраны под красный платок. Наряд девушки аккуратен и опрятен, выглядит свежо и празднично, и это не удивительно.

Согласно старой славянской традиции на уборку урожая полагалось надевать только новую, чистую, и даже праздничную одежду.

Тонкая и худощавая, юная босоногая крестьянка не боится работы. Только что окончив жать свой участок поля, она, повесив серп на плечо, приготовилась вязать снопы.

Лицо девушки выдает ее усталость, но осознание важности труда скрашивает светлой радостью часы нелегкой работы в поле.

Кажется, она замерла лишь на один миг, и через секунду после того, как художник заметил ее, девушка снова продолжит жать зерно и вязать снопы.

На втором плане картины, окутанные утренней дымкой, изображены деревянные крестьянские избы. Уютны и опрятны дома в этой небольшой деревушке. У ног девушки – простой деревянный жбан с холодным квасом.

В жару он поможет ей и другим жнецам утолить жажду. Утреннее голубое небо не омрачают тучи – лишь легкий дымок нарушает его ясность.

Расстилаются позади крестьянки золотые пшеничные поля, склоняются к земле желтые, налитые солнцем, колосья.

Картина пронизана любовью и трепетным отношением художника к простому русскому народу и его тяжелому труду. Нелегкая жизнь крестьян, широта души народа, завораживающая красота родной природы – все это сложилось воедино в скромной по размеру, но богатой по смыслу работе В. Васнецова.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/vasnecov-v-m/vasnecov-v-m-zhnica/

Такие разные ромашки

 
Скрипченко Людмила «Ромашки»

Ромашка, излучая свет,На солнышко похожая,Спешит везде за нами вслед,

Своя, неперехожая.

М.Дудин

Словно белые звёзды зажигаются среди пёстрого разнотравья — это цветут ромашки. Крупные, глазастые, с аккуратно уложенными лепесткамии и с солнышком в самой серединке.

Любимый всеми цветок ромашки — это символ любви, чистоты, верности. И он по праву является главным цветком праздника семьи, отмечаемого 8 июля. Ромашки очень любят рисовать художники. И у каждого художника ромашки свои, неповторимые.

Давайте посмотрим, как это делают современные художники.. 

Панов Эдуард

Поле ромашек.
Натюрморт летний

Грохотова Светлана

Васильки и ромашки
Ромашки и васильки в лукошке

Воробьева Ольга

Гость
Летний десерт

Скрипченко Людмила

Черешни и полевые ромашки
Утренний букет

Сидоренко Жанна

Аромат летнего кофе
Свежесть летнего утра

Гунин Александр

Натюрморт ромашки с клевером
Натюрморт с васильками
Котенок с букетом

Кравченко Оксана

Ромашки
Ромашки

Кулишенко (Попенюк) Юлия

Ромашки и васильки
Красавицы ромашки

Попов Олег

Летний букетКартина написана подушечками пальцев
Моя вечерняя грусть…Картина написана подушечками пальцев

Горбатенькая Татьяна

Маки и ромашки
Дельфиниум

Лановая Анна

Цветочки
Ромашечки

Балтина Евгения

Свежие ромашки
Луговая симфония

Рязанова Галина

Ромашки
Ромашки в круглой бутылке

Баландина Людмила

Летний букет с ромашками
Вечерний букет. Ромашки

Кроповинский Сергей

Ромашки
Ромашки в поле

Сипович Татьяна

Нежность
Ромашки
Полевые

Горцевич Антон

***
Воскресный полдень

Заведеева Татьяна

Ромашки
Ромашки

Гребенюк Юрий

Ромашки
Ромашки

Гайфуллина Елена

Ромашки
Букет с ромашками

Панцырев Юрий

Букет из цветущих трав
Букет на фоне неба

Павлова Мария

Бело-синее настроение
Ромашки и васильки

Базанова Елена

Васильки и ромашки

Самарская Елена

В ромашковом краю
Натюрморт с синичкой

Логинова Аннет

Солнышко в ромашках

Рыбак Наталия

Полевой букет

Асанов Виктор

Ромашки

Пирогова Татьяна

Ромашки

Островский Александр

Ромашки

Алимасов Андрей

Ромашки и вишня

Пожидаев Олег

Ромашки в вазе

Луканова Инна

Букет для Золушки
Хорошее настроение

Источник: https://samozvetik.ru/blog/43245799150

Клевер луговой

Клевер луговой (красный): особенности этого растения из рода Клевер (Trifolium). О применении клевера лугового в хозяйстве и кулинарии, о его лечебных свойствах.

Здравствуйте, дорогой читатель!

Главные отличительные признаки растений рода Клевер (Trifolium) семейства Бобовых: соцветие головка, в которое собраны характерные мотыльковые цветки, и сложные тройчатые листья. Латинское слово «trifolium», ставшее названием рода, и означает в переводе «трилистник».

В природе средней полосы Европейской России насчитывают 13 видов клевера. Самый многочисленный (и знакомый) из них – клевер луговой (Trifolium pratense), еще иногда называемый клевером красным.

Это европейское растение еще в 14 веке было введено в культуру в Северной Италии, и за века широко расселилось по миру. В России выращивается в качестве кормовой культуры с 18 века. И сейчас уже сложно сказать, объясняется ли появление клевера лугового в нашей природе естественными причинами, или же это результат хозяйственной деятельности человека. Ведь растение легко дичает.

Читайте также:  Описание картины ефима волкова «лесное озеро»

В России клевер луговой растет практически повсеместно, кроме районов Крайнего Севера. Освоил он уже и Сибирь, добрался до Дальнего Востока, вплоть до Камчатки (это уже, понятно, результат «бегства в природу»). Растет на пойменных и суходольных лугах, лесных опушках, в зарослях кустарников, по обочинам дорог.

Красный клевер луговой: описание и фото

Клевер луговой – многолетняя трава с разветвленными приподнимающимися стеблями, стержневым корнем, от которого отходят многочисленные боковые корешки. Иногда, впрочем, растет, как двулетник.

Клевер луговой в поле

Листья тройчатые, с широкояйцевидными и эллиптическими листочками. На верхней, гладкой стороне листочков, обычно бывает рисунок в виде беловатого пятна, напоминающего треугольник. Край листа мелкозубчатый, с мягкими ресничками.

Листья черешковые, растут на стебле в узлах, прикрытых пленчатыми прилистниками. Располагаются листья очередно.

На верхушке стебля, начиная со второго года жизни, образуются одна или две рыхлых цветочных головки шаровидной формы, в которые собраны мотыльковые цветки с венчиками от розового до темно-красного цвета. Своеобразным «основанием» соцветия-головки служат два самых верхних тройчатых листа.

Цветущий клевер луговой на летнем лугу

Цветки у клевера лугового, как и других бобовых, двусторонне симметричны. Чашелистиков пять. В венчике можно рассмотреть крупный верхний лепесток («парус»), два боковых («вёсла»), и два сросшихся нижних («лодочка»). Тычинок десять, из них девять сросшихся основаниями, одна свободная. Пестик один.

Только рассмотреть эти подробности можно лишь с помощью лупы. Чего, понятно, большинство из нас никогда не делает. Венчик клевера лугового представляет собой узкую и довольно длинную трубочку.

Зацветает клевер луговой в конце мая – начале июня. Массовое цветение этого растения фенологи считают одним из признаков наступившего лета. Но цветущие головки красного лугового клевера вполне можно встретить и в сентябре.

И в сентябре можно увидеть цветущий клевер луговой

Сначала распускаются самые нижние цветки в головке, затем цветение распространяется выше. Опыленные цветки буреют, на их месте созревают плоды – односемянные бобы яйцевидной формы.

Цветки клевера лугового богаты нектаром. Думаю, многие, как и автор, в детстве обрывали цветки клевера и высасывали из них «мед». Но вот медоносом клевер луговой считают достаточно «средним».

Дело в том, что извлечь нектар из цветка большинство пчел не могут. Не хватает длины хоботка! И главными опылителями клевера лугового служат не пчелы, а шмели, хоботок которых значительно длинней.

Чарльз Дарвин в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» в свое время утверждал, что урожай клевера лугового зависит от числа кошек в округе. Логика такова: клевер опыляют шмели, гнезда шмелей разоряют полевые мыши, кошки ловят мышей и регулируют их численность.

Один из первых последователей Дарвина, Томас Гексли, продлил «логическую цепочку» и объявил, что на урожай клевера влияет число старых дев. Мол, данная категория населения чаще всего любит содержать кошек. Впрочем, это был уже своеобразный английский юмор.

Изощрялись в остроумии и более поздние авторы, утверждавшие, что от числа старых дев зависит даже боеспособность английского флота. Они продлевали «цепочку» в другую сторону: клевер – овцы – котлеты.

Тем не менее, хороший урожай семян клевера лугового действительно возможен лишь в случае благоденствия в местах его произрастания шмелей. Применение же человеком химических «средств защиты растений», а также весьма излюбленное в нашей стране весеннее выжигание сухой травы ставят на этом благоденствии большой «крест». А как же с котлетами?

Растение хорошо переносит выкашивание. После скашивания из почек возобновления, расположенных у поверхности почвы, вырастают новые побеги («отава»), на которых до осени еще вполне могут появиться соцветия, и даже успеют созреть плоды.

На корнях клевера лугового (как и на корнях большинства бобовых) образуются многочисленные вздутия – так называемые «клубеньки». В них поселяются бактерии, способные усваивать азот прямо из воздуха. В результате клевер не только не нуждается в соединениях азота из почвы, но и значительно обогащает ее этими веществами. Служит естественным зеленым удобрением.

Применение клевера лугового

Клевер луговой – прекрасное кормовое растение, богатое не только углеводами, но и белками. Применяют его как свежим, так и в виде сена, сенажа, силоса.

Однако грамотные животноводы при содержании крупного рогатого скота всегда знали, что для коров свежий клевер представляет серьезную опасность.

Объевшиеся этим растением животные могут даже погибнуть! Особенно если клевер влажный – от росы или дождя.

Трава, попавшая в первый отдел коровьего желудка – рубец, частично там сбраживается в результате деятельности бактерий, чтобы позже быть отрыгнутой для повторного пережевывания (за что коровы и получили статус «жвачных животных»). Клевер луговой коровам весьма нравится, и, попав на такое поле или луг, они едят жадно и много.

Но клевер сбраживается в рубце очень сильно, с выделением огромного количества газов и даже пены. Называется это явление тимпанией, и она приводит к вздутию желудка, заболеванию и даже гибели животного.

Подобное действие может оказать не только клевер, но и другие бобовые (например, люцерна), а также молодые всходы злаков – пшеницы, ржи, кукурузы. Владельцам коров не мешает об этом помнить. В сухом виде клевер луговой для животных не опасен, напротив – весьма полезен.

Съедобен он и для нас. Молодые листья вполне можно использовать в витаминных салатах. Чаще же их применяют (вместе со щавелем) для приготовления зеленых щей.

Листья клевера лугового вполне можно заготовить впрок. Их подсушивают на воздухе, затем досушивают в сушилке или открытой духовке. Протерев сухие листья через сито, получают порошок. Его добавляют в супы (из расчета 1 столовая ложка на порцию), используют для приготовления приправ, соусов.

Цветущие головки клевера лугового используют для приготовления напитка. Свежие соцветия опускают в кипящую воду (200 г на литр воды), отваривают 20 минут и настаивают до остывания.

Соцветия клевера лугового чаще всего используют в лечебных целях

В голодные годы (например, во время войны) головки клевера лугового сушили, толкли, смешивали с мукой и пекли лепешки. В наших краях сей продукт называли «клеверной хивой», а лепешки – «хивными колобками».

Не были эти колобки ни особенно вкусны, ни слишком полезны. По воспоминаниям отца, чье детство пришлось на годы войны, знаю, что они «царапали горло». А по рассказу мамы, один из ее соседей, пятилетний пацан, после блуждания по весенним проталинам пришел к своей бабушке с заявлением: «Бабуска! Я колобков насол!». И гордо предъявил высохшие прошлогодние … «коровьи лепешки».

В общем, далеко не деликатес, а всего лишь средство для выживания в условиях полуголодной жизни…

О не слишком богатых медосборах с клевера лугового я говорил выше. Но «клеверный мед», тем не менее, существует. Правда, основной сбор пчелы проводят все-таки с цветков других видов клевера. Прекрасным медоносом служит, к примеру, клевер ползучий (белый).

А еще клевер луговой применяется в качестве сидерата. И не только как «зеленое удобрение», что само по себе немаловажно – растение обогащает почву соединениями азота.

Большинство из нас осведомлено о пользе севооборотов, даже на небольших приусадебных участках.

Интенсивное «выкачивание» из почвы плодородного слоя при выращивании различных овощей, особенно без их регулярной смены («картошка по картошке» из года в год) приводит к ее деградации и разрушению.

Почве тоже необходим отдых. И дать его можно, посеяв на некоторых участках огорода клевер луговой. Он удобрит почву, только для большего эффекта скошенную траву нужно возвращать на грядки для перегнивания.

Сейчас ради ускорения процесса обрабатывают траву препаратами типа «Байкал М» – это концентрат почвенных бактерий.

Помимо удобрения почвы, разросшаяся трава клевера глушит большинство сорняков, препятствует доступу их семян к почве.

Сам же клевер луговой, вопреки некоторым мнениям, сорняком, тем более «злостным», никоим образом не является. Распашите «заклеверённый» участок, взрыхлите его… и всё! Вегетативно, «от корней», растение не размножается.

Это ведь не бодяк полевой все же, не пырей ползучий. Но вот регулярно скашивать траву клевера, используемого в качестве сидерата, не позволяя ей давать семена, все же следует.

Семена этого растения весьма живучи, они способны не терять всхожесть до 20 лет.

Лечебные свойства клевера лугового

Химический состав растения неплохо изучен. Это понятно, учитывая его большое хозяйственное значение.

В составе клевера лугового имеются эфирное масло, дубильные вещества, витамины (С, Е, В1, В2, каротин), органические кислоты, белки и свободные аминокислоты, гликозиды, флавоноиды, некоторые другие соединения.

Препараты на основе клевера лугового обладают противовоспалительным, кровоостанавливающим, болеутоляющим, противоопухолевым, отхаркивающим, жаропонижающим, мочегонным и желчегонным действием.

Лечебные свойства клевера лугового использует, главным образом, медицина народная.

Применяют растение при самых разнообразных заболеваниях: при простуде и кашле, при воспалительных процессах в мочевом пузыре, при болезненных менструациях, воспалении яичников, при низком содержании гемоглобина в крови (малокровии), при атеросклерозе с нормальным артериальным давлением, при некоторых других болезнях.

Противопоказан клевер луговой при сердечно-сосудистых заболеваниях, при инсультах и тромбофлебитах, при беременности. Если применение препаратов из клевера вызывает желудочные боли или понос, то его следует прекратить.

В лечебных целях используют соцветия-головки, траву клевера (листья, стебли и соцветия), в некоторых случаях – его корни. Заготовку соцветий проводят в фазе полного цветения, в сухую погоду, обрывая или срезая цветочные головки вместе с верхушечными листьями. Аналогично проводят сбор травы, выбирая для этого молодые побеги с неповрежденными листьями, без темных пятен.

Читайте также:  Описание картины казимира малевича «пезаж»

Сушат в тени, в проветриваемом помещении или под навесом. При использовании сушилок температура не должна превышать 50 – 60°. Правильно высушенное сырье сохраняет естественные цвета: листья должны быть зелеными, а соцветия приобретают фиолетовый оттенок.

Основные формы лекарственного применения клевера лугового – отвар и настой цветочных головок, настой травы.

При воспалении придатков употребляют в пищу уже сами отваренные корни. Съедают по одной столовой ложке корней в день, или добавляют их в супы и каши.

Как Вы уже, видимо, поняли, достаточно часто клевер луговой применяется в лечебных целях для женщин.

При диабете заваривают 2 – 3 цветочных головки стаканом кипятка и пьют, как чай.

Настои соцветий и травы применяют также наружно – для лечения ран, гнойников, язв, ожогов. В этом случае настои делают более концентрированными. Летом вместо настоев для наружного применения используют и кашицу из листьев.

Масляный настой соцветий используют для натираний при болях в суставах, а при водянке – принимают внутрь по 1 столовой ложке 3 – 4 раза в день до еды.

Большинство советов по лечебному применению клевера лугового привожу по книге Рима Ахмедова «Растения – твои друзья и недруги». Интересующимся советую найти и прочесть книгу – много полезного. Есть еще одна книга того же автора – «Одолень-трава».

И все же мой блог – не о лечении, а о растениях и их свойствах. Все рецепты на блоге приводятся исключительно в ознакомительных целях. Рекомендации по лечению болезней должен давать врач!

Клевер луговой – широко распространенная трава с интересными свойствами и разнообразнейшим применением. Но есть у нас и другие, не менее интересные виды клевера. Читайте блог «Лесная кладовая»!

С уважением, Александр Силиванов

Подписаться на новости? Кликните по картинке!

Нажимая на картинку, Вы даете согласие на рассылку, обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Источник: http://lesnoy-dar.ru/lesnye-travy/klever-lugovoj.html

Белоруссия в творчестве Ю.Ю.Клевера

There are no translations available.

Сообщение это было инициировано изучением произведений Ю.Ю.Клевера из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь, которые охватывают период с 1875 по 1920 год. Наличие картин этого художника в музее неслучайно, Клевер много работал в этих краях.

Мы расскажем (и, по возможности, покажем), что было им исполнено в Белоруссии. Нужно сказать, что исторические границы, как и названия, подвергались изменениям, таким образом, в поле зрения попадают работы художника, созданные в «Северо-Западном крае Российской Империи».

     «Маститый профессор», как называла его местная пресса, Ю.Ю.Клевер бывал в Белоруссии наездами, первое зафиксированное свидетельство относится к 18900 году, подтверждением этому является пейзаж с авторской надписью «Смоленск. 1890»

( напомним, что в это время Смоленск входит в состав Белорусского генерал-губернаторства). Спустя несколько лет художник исполнил большую серию пейзажей Витебских земель.

Некоторые из этих картин сохранили авторские надписи с указанием времени и места создания – «Аллея. Абросовичи» (ГРМ), «Абросовичи. В поле» (Гос.Владимиро-Суздальский ИАМЗ), «Абросовичи» (Витебский музей), «Жатва.

Абросовичи» (ч.с.), все они датированы 1899 годом.

      Встречаются пейзажи Ю.Клевера 1918 года, изображающие небольшую речушку с надписью «Плисса». Это название реки в Невельском уезде Витебской губернии (сейчас это южные окраины Псковской области), и означает оно «болотная река».

     Скажем немного о том, что представлял собой Витебск времен Клевера.

     Витебская губерния была создана в 1802 году. К тому времени Витебск уже находится в широких деловых отношениях со Смоленском, Харьковом, Петербургом, Москвой, Воронежем, Якобштадтом, Липецком. Ко времени приезда Ю.

Клевера в Витебск – это большой город с десятками промышленных предприятий, публичными библиотеками, кинематографом, музеями и художественными школами. Здесь с 1871 года производятся художественные выставки. Клевер принимает в них участие: в 1899 году состоялась выставка картин И.

Е Репина, Ю.М.Пэна, А.К.Саврасова, Ю.Ю.Клевера и других художников.

     «Витебский вестник» за 1901 год рассказывает: «Порадовал март и любителей искусства. В доме Гуревича была открыта выставка произведений любителей изящных искусств.

Выставка занимала пять комнат, где экспонировались произведения любителей-фотографов, любителей-художников, произведения скульптурной резьбы, выжигания по дереву и гальванопластики. Всего было выставлено свыше 160 работ.

Порадовали посетителей и работы профессионалов: «Усадьба помещика Голембиевского» Ю.Ю.Клевера, натюрморт Клевера-сына, портрет витебского бродяги работы Пэна».

     Местонахождение картины «Усадьба помещика Голембиевского», упомянутой здесь, неизвестно.

     В этих краях Клевер проводит почти два плодотворных года и пишет более 70 этюдов

и картин, о чем есть упоминание в архивных документах:

     «Гостящий у нас в Смоленске знаменитый художник-пейзажист профессор Юлий Юльевич Клевер усиленно работает теперь над пополнением многочисленной серии этюдов нашего Северо-Западного края, до сих пор совершенно забытого художниками-пейзажистами.

До приезда в нашу губернию маститый художник около двух лет прожил в соседней Витебской губернии, где он успел написать до семидесяти этюдов в разное время года, которые вместе взятые, дают яркую и всестороннюю картину природы, а отчасти и быта Северо-Западного края.

Насколько нам известно, профессор Клевер первый, по крайней мере, из известных художников-пейзажистов, посвятил свою кисть нашему краю и воспроизвел его природу во всей ее прелести…»

     В новых произведениях пейзажиста, исполненных на рубеже веков (1899-1903), нашли отражение виды указанных мест. Пейзажи эти экспонируются на выставках, к которым он привлекает и работы своего сына Юлия. Картины Ю.

Клевера участвуют также в благотворительных аукционах и лотереях в помощь художественным школам и другим общественным заведениям: « Кстати заметим, что пожертвованная Ю.Ю.

Клевером в пользу смоленского дома трудолюбия картина разыгрывается в конце текущего сентября: непроданных билетов осталось уже немного».

     Неутомимость кисти пейзажиста и его неуемный темперамент наверняка обеспечили многих жителей и Смоленска, и Витебска возможностью насладиться его творчеством не только в выставочных залах, но и личных апартаментах. И примеры этому мы видим.

     Хотя Ю.Ю.Клевера нельзя назвать певцом усадеб, так как большая часть его творческого наследия связана с пейзажами, изображающими лесные дебри, еловые чащи, одинокие избушки в лесу, деревушки рыбаков, тем не менее, встречаются и изображения уголков усадебных парков, загородных домов и дворцов, принадлежащие его кисти, кроме упомянутой усадьбы Голембиевского.

Это «Шувалово» 1879 год, «Вид Ревеля из Рока-аль Маре, имения Барона Жираръ де-Сукантонъ» 1878 год, панно из дворца А.Г.

Кузнецова в Крыму «Уголок старой усадьбы» 1888 год, картина с изображением самого дворца на этапе строительства 1888 год, «Дачный дом» 1903 год, «Вилла Бергмана», отмеченная в каталоге выставки в Берлине 1907 года, и еще одна белорусская усадьба «Дречелуки», к которой мы еще вернемся.

     Клеверу и раньше доводилось писать панно для оформления парадных интерьеров усадебных домов. И в расположенном неподалеку от Абросовичей имении, принадлежащем с 1904 года агроному и публицисту А.П.

Мещерскому, Герчики, которое входило в состав Краснинского уезда Смоленской губернии, «профессор Клевер расписывает клеевыми красками стены и панно громадной залы в стиле «эмпиръ».

Как нам передавали, на стенах будут изображены весна, лето, осень, зима, а также одинокая сосна (на мотив стихотворения Лермонтова)…».

     Где располагались эти панно, как они выглядели, где они сейчас? Судьба их, в отличие от судьбы усадьбы, неизвестна. Бывшая усадьба Герчиково превратилась в деревню Герчики, население которой еще недавно составляло 19 человек. Расположена она в западной части Смоленской области в 30 км к югу от Смоленска, на левом берегу реки Упокой.

     История этого места ведет свое начало с 1769 года, оно принадлежало потомку шотландского дворянского рода, смоленскому дворянину И.В.Лесли, в 1790-х годах усадьбой владеет зять Лесли – М.А.Корбутовский. В 1800-х годах он строит кирпичный двухэтажный дом в классическом стиле, который и предстояло оформить Клеверу при новом владельце.

В 1918 году имение было национализировано, разграблено, церковь закрыта, в усадебном доме разместилась школа, с 1986 года – пионерский лагерь, который просуществовал до конца 1990-х годов. В наше время здесь планируется разместить санаторий, сейчас ведутся работы по восстановлению здания. И, конечно, предполагать, что в нем сохранились картины Ю.Ю.

Клевера, довольно безнадежно.

     Живописное кредо, очень точно выраженное самим Клевером, объясняет и успех его расхожих сюжетов, и их обилие: «Нужно в жизни одно что-нибудь изучить. И изучить подробно, хорошо. Изучить так, чтоб лучше вас никто не знал и не умел делать то, что вы умеете.

Всего знать нельзя, надо что-нибудь одно знать и уметь, но уметь до конца. Я всякие пейзажи пишу, но по-настоящему знаю солнечный закат и корявые деревья, изогнутые непогодой и ветрами. Я потратил много времени, чтобы изучить цветовую гамму закатов солнца, многообразие вечернего освещения неба и предметов природы.

Такую картину я могу написать в любой момент и при любых обстоятельствах».

     Наверняка, Клевера во время его пребывания в Герчиках не могли не привлекать живописные виды здешнего парка и аллей. Ландшафтный парк отличался большим разнообразием растительности, в северной и западной части состоял из деревьев местных пород – липа, береза, дуб, ясень, клен.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «рождество»

По берегам пруда кроме них встречаются канадский и самаркандский тополь. Сейчас стволы древних ясеней главной аллеи около пяти метров в обхвате, думается, что и при Клевере они уже были довольно внушительных размеров.

У художника было предостаточно «художественного материала», чтобы заняться изучением анатомии местных деревьев, особенностей освещения и «набить руку» на этюдах.

    И мы находим этому подтверждение. Не только Клевер пишет пейзажи, но и о его пейзажах пишут: «На днях я имел удовольствие видеть несколько новых этюдов профессора Юлия Клевера, написанных в имении Герчиках Краснинского уезда. Это хорошо знакомые нам, смолянам, пейзажи».

     Картина, на которой изображена еще одна усадьба этих земель, имеет авторское название «Дречелуки» и дату «1901».

Она находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь с 1965 года, будучи приобретенной у Т.С.Шнеер в Ленинграде.

Написанный под Витебском пейзаж попал в Ленинград, а волею судеб и благодаря активной деятельности музейных работников снова вернулся в Белоруссию.

    Сам мотив и подача его для Ю.Ю.Клевера нетипичны. Во-первых, эта вещь вне традиций его привычной пейзажной живописи, где архитектура никогда не играет главенствующей роли. Во-вторых, на фоне белого двухэтажного дома изображен человек с тростью, в темно-синем пальто с большим запахом, черной шапочке, напоминающей феску.

Фигура его дана так крупно, что хорошо видны черты лица. Это, несомненно, портретное изображение. В-третьих, привлекают внимание такие детали, которые до этого никогда не встречались в картинах Клевера, — флагшток с бело-красно-белым полотнищем и красно-белые флюгера, расположенные над фронтоном.

Что это за знаки отличия и какова причина их нахождения там?

    Все это вызывает естественный вопрос о подлинности подписи и правильности атрибуции. И все-таки принадлежит она кисти Клевера.

     Итак, обо всем по-порядку.

     А.М.Горшман помог разобраться  с флагами и уточнить некоторые исторические аспекты: «Бело-красно-белый флаг на центральном флагштоке – это флаг, присвоенный Белорусскому генерал-губернаторству, в которое входили Минская, Могилевская и Витебская губернии. В ХVIII-начале ХIX столетия присоединенные к России западные губернии имели свои локальные флаги.

После Польского восстания 1831 года национальные флаги в Польском царстве и Виленской губернии были упразднены, хотя в Белорусском генерал-губернаторстве держались до Польского восстания 1862-1863 годов. К концу же ХІХ века царские власти не то чтобы сняли запрет на употребление национальных флагов, но уже не преследовали лиц, употреблявших эти флаги в своих целях.

Маленькие красно-белые флажки справа и слева от центрального флагштока – это так называемые флюгера, как назывались маленькие цветные флажки на уланских пиках. Флюгера, подобные написанным в картине «Дречелуки», — красные в верхней части и белые в нижней, — были на пиках в Лейб-гвардии Уланском Его Величества полку.

Полк этот стоял в Лазенках, около Варшавы, в нем служили польские, литовские и белорусские дворяне».

     На 1901 год владел имением православный дворянин, подпоручик Константин Иванович Шашковский, отец которого Иван Шашковский участвовал в польской кампании 1831 года, по всей видимости, в составе вышепоименованного Лейб-гвардии Уланского полка.

     Клевер увидел и зафиксировал флаг и флюгера, теперь они таят целую идеологическую программу, связанную с национальным самосознанием и сохранением семейных традиций.

     По нашему мнению, именно Константин Иванович и изображен на данной картине, так как мы видим здесь «средовика» — человека средних лет, виски и борода которого тронуты сединой, а роскошные темно-русые усы еще нет.

Кому принадлежало имение до Шашковских, как сейчас выглядит усадебный дом, что связывало владельца усадьбы с художником – все это остается пока загадкой. Судя по изображениям того и другого, они были почти ровесниками.

     «Клеверу за 50. Моложавый, подвижный. Пепельно-седая и коротко стриженая голова. Крохотные черные усы», пишет о нем Б-Б. в 1905 году. К этому времени он уже имеет огромные заслуги в области пейзажа, узнаваемую манеру, неимоверную востребованность, огромные гонорары, составлявшие 60-70 тыс. руб. в год.

Любовь к бурной светской жизни, азартным играм, женщинам спорила в нем с любовью к живописи. Усердие его ослабевало, популярность росла. Это привело к появлению мастерской-артели помощников, к многочисленным перепевам небольшого набора сюжетов. В прессе все чаще появляются критические отзывы, вплоть до утверждения о гибели таланта.

Драматическая ситуация светской жизни вынудила Клевера покинуть Петербург.

     Белорусский период (примерно с 1899 по 1904 год – время относительно длительных пребываний художника в этих краях) принес Клеверу «выздоровление», он выработал новый для себя вид живописи – «большие этюды», как сам их называл, и, в отличие от работ картинного плана, они имели большую свободу в композиционном решении: часто применялось сильное смещение центральной оси и такой прием как кадрирование. Хотя и от наработанных методов художник не отказывается. К этому времени он уже использует в работе над картинами собственноручно сделанные фотографии.

     Зрители снова в восторге: «Прежнего Клевера с его традиционными рогатыми деревьями, кровавыми лунами и солнцами – нет и в помине. Новые мотивы, новая палитра.

Превосходно наблюденные и тщательно написанные марины, солнечные дни «без солнца», но ярким его светом на траве и деревьях.

Громадная заслуга – на шестом десятке лет, когда у художника все лучшее и молодое в прошлом – возродиться вдруг с такой свежестью и силой».

     Увы, но обстоятельства сложились так, что Клевер запомнился именно как певец старых парков, осенних березовых аллей, зимних закатов, это созданное им самим клише не отпускало его до конца жизни. В частности, в Минском музее хранится один из ярких примеров «позднего Клевера» — картина «Закат» 1920 года.

     «Дречелуки», пожалуй, единственной из произведений Клевера в НХМ Республики Беларусь, которое напрямую связано с этими землями, но не единственное, скрывающее в себе тайны.

     В картине «Грибы» авторство Клевера вызывало некоторые сомнения, несмотря на приобретение в 1972 году непосредственно из рук сына художника – Оскара Юльевича.

Настораживали выбор мотива, ракурс композиции, состояние сохранности: обилие кракелюра, несколько лаковых слоев, осыпи, вызванные ими реставрационные вмешательства, основа – холст на фанере – все это, казалось, невозможно для произведений Клевера…Тем не менее, картина «Грибы» определена нами как вариант композиции Ю.Клевера «Мир под ногами». Произведения с таким названием известны по выставкам и по современным художнику публикациям. Это выставка ОПХ 1883 года. В 1886 году «художник нашел нужным сделать ретроспективную выставку главнейших работ за 15 лет». Ф.Булгаков в книге «Наши художники» приводит не только оба названия этой композиции «Мир под ногами» и «У корней», но и дает ее изображение.

     П.П.Гнедич также упоминает «Мир под ногами» в своей классификации пейзажей Клевера в 1891 году: «Мир под ногами» — мир грибов, бабочек, водяных лилий. По силе и прелести этюды эти не имеют себе равных».

     Здесь нужно отметить, что под одним названием обозначено несколько этюдов с разными сюжетами. Наше произведение – один из первых вариантов, так как на поверхности холста были выявлены изменения, вносимые автором в процессе работы.

Так были изменено размещение ягод, листьев брусничника, чуть иначе предполагалось расположение ножки гриба.

Таким образом, выбор мотива не исключает авторство Клевера, а наличие творческих поисков в изображении мотива позволяют предположить, что это один из первых этюдов, вошедших в серию «Мир под ногами».

     При исследовании в МБС также были обнаружены в левой нижней части картины остатки подписи, частично утраченной, частично скрытой последующими реставрационными вмешательствами. Она была исполнена коричневой краской, использованной в колорите картины.

Более сохранно осталось имя «Юлій». Остальные буквы видны фрагментарно, и эти фрагменты укладываются в графологическую схему автографа Ю.Ю.Клевера, с вынесенными вертикалями и росчерком в конце.

Дату найти, к сожалению, не удалось, она бы многое прояснила.

     В данном случае авторство было подтверждено, но, к сожалению, иначе сложилась судьба атрибуции «Пейзажа» с типичным для Клевера сюжетом заката в еловом бору, не вызвавшего сомнений при приобретении из частной коллекции в 1984 году. В результате исследований он был признан работой неизвестного художника.

Написан пейзаж на повторно использованном холсте, ниже видимого слоя лежит другая композиция. Живописные приемы, использованные в видимом изображении, и типы замесов красочных паст не соответствуют живописи Клевера. Кроме того, подпись в правом нижнем углу не вполне удачно имитирует автограф Ю.Клевера-старшего.

Характер нанесения подписи, краска, которой она исполнена, аккуратные процарапывания, имитирующие кракелюр, — все свидетельствует против ее подлинности.

     Таким образом, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь находятся шесть картин кисти Клевера.

Из них четыре достаточно характерны для манеры художника по выбору мотива, композиционному и колористическому решению, для них были внесены большие уточнения каталожных данных, не затрагивающие существа атрибуции.

А две – уже названные «Дречелуки» и «Грибы» — со своим лицом, не типичные, но, как мы доказали, и не случайные в его творчестве.

           И.В.Рустамова

Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Т.А.Резник

Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Источник: http://art-lab.com.ua/index.php/en/2010-04-13-10-48-45/555-2015-03-13-15-02-15

Ссылка на основную публикацию