Описание картины жака луи давида «сафо и фаон»

Сафо и Фаон

Живопись эпохи классицизма
Картина французского живописца Жака Луи Давида «Сафо и Фаон». Размер картины 225 x 262 см, холст, масло.

Жак Луи Давид — основоположник и глава неоклассицизма, художественного течения, опиравшегося на античное наследие и господствовавшего в конце XVIII — начале XIX столетий. Картина «Сафо и Фаон» характерна для зрелого творчества Давида.

В ней изображены Сафо и ее возлюбленный Фаон. Амур, протягивающий Сафо лиру, символизирует любвь как источник творческого вдохновения.

Сафо (или Сапфо) (Σαπφώ, Ψαπφω, Ψάπφα) — знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница мелической, музыкально-песенной лирики, современница Алкея, уроженка лесбийского города Эреса; жила в конце VII и первой половине VI века.

В одах Сафо не встречается имя Фаона, лодочника из Митилены, которого Венера наделила неувядаемой молодостью и пленительной красотой. Легенда о безответной любви поэтессы Сафо к прекрасному юноше Фаону, из-за которой она бросилась в море с Левкадской скалы, возникла много позднее. Впервые эта история появилась в сочинении Менандра «Левкадия».

Давид взял эту легенду за основу, что ощущается даже в деталях (гора, изображенная в глубине картины, вероятно, содержит намек на самоубийство Сафо).

В качестве же главного сюжета художник выбрал эпизод, когда поэтесса слагает оду в честь своего возлюбленного. Появляющийся в этот момент Фаон нежно касается рукой ее лица. Сафо оставляет игру на лире, поддерживаемой Амуром. Ее поэтическое вдохновение сменяется любовным экстазом.

К числу гадательных эпизодов жизни Сафо относится ее любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, вследствие чего она бросилась в море с Левкадской скалы.

Выражение броситься с Левкадской скалы стало в обыденном языке равнозначаще с выражением кончить жизнь самоубийством и означало также угрозу наложить на себя руки под влиянием отчаяния.

По-видимому, Давиду были известны не только отдельные строки Сафо, но и так называемое письмо Сафо, адресованное Фаону и сочиненное Овидием («Героиды»). На свитке, лежащем на коленях Сафо, стихи на древнегреческом языке гласят: «Счастлив, кто подобится в блаженстве богам, Кто близко от тебя сидит и по тебе воздыхает».

Это первые строки I-й оды Сафо. Над текстом оды, поясняя сюжет, художник поставил имя Фаона.

Историко-археологическая достоверность в изображении античной одежды, обуви и деталей обстановки сочетается у Давида с идиллической интерпретацией любовной гармонии: томной негой поз, а также такими традиционными метафорами любви, как пара целующихся голубков и два дерева в пейзаже.

История искусства периода классицизма. Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artclassicism/david_18.html

David Jacques-Louis. Давид Жак Луи

В 1780–1790-е годы Жак Луи Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве конца XVIII века, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII столетия культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (“Смерть Сократа”, 1787, Метрополитен-музей; “Ликторы приносят Бруту тела его сыновей”, 1789, Лувр, Париж).

Купидон и Психея

В греческой мифологии Психея (Ψυχή) является олицетворением человеческой души, которую любит Купидон. Психея представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями; Купидон то ее преследовал, то временами Психея мстила Купидону за преследования, то между ними была нежнейшая любовь. От брака Купидон и Психеи родилось Наслаждение (Voluptas).

Эта картина также известна под названиями «Телемах и Эвхарида» и «Прощание Телемаха и Эвхариды». Эвхарида (греч. Eucharis, очень изящная), в древнегреческой мифологии, была одной из нимф, спутниц Калипсо.

Во французском романе «Путешествие Телемаха» (1699), основанном на гомеровской истории Одиссеи, автор Фенелон, описывает как Телемах, сын Одиссея, неистово полюбил прелестную нимфу Эвхариду. Однако, Телемах был вынужден прервать их романтические отношения, чтобы продолжить поиски своего пропавшего отца Одиссея.

На картине Давида несчастные влюбленные прощаются в гроте на острове Калипсо. Юноша с пристальным и мечтательным взглядом, светловолосый Телемах убирает правую руку с бедра Эвхариды, держа вертикально в левой свое копье, символ борьбы. Синяя туника Телемаха ниспадает, обнажая его юношески мускулистый торс.

Эвхарида, изображенная в профиль, мягко приникла своей головой на плечо Телемаха в прощальном объятии. В романе Фенелона «Путешествие Телемаха», импровизации на темы эпопеи Гомера, Телемах, в поисках своего отца Одиссея потерпел кораблекрушение на острове Калипсо, и там влюбился в нимфу Эвхариду, но должен был оставить ее, чтобы продолжить поиски отца.

Таким образом, Жак-Луи Давид противопоставляет необходимость выполнения сыновнего долга любви и женской привязанности. Телемах (греч.

Telemachos) — сын Одиссея и Пенелопы; при отъезде отца на Троянскую войну был еще младенцем; выросши, получил от богини Афины совет отправиться к Нестору в Пилос и к Менелаю в Спарту за известиями о своем отце; в этом путешествии Телемаха сопровождала сама Афина в образе Ментора.

В Спарте Телемах узнал от Менелая о предсказании Протея относительно возвращения Одиссея. Вернувшись домой, Телемах встретил своего отца у свинопаса Евмея в образе нищего; Одиссей открылся ему, и Телемах помогал ему при убийстве женихов Пенелопы, а затем сопровождал его к старцу Лаэрту.

По послегомеровским сказаниям, Телемах впоследствии женился на Поликасте, дочери Нестора, или на Навзикае, дочери Алкиноя. По другим сказаниям, Телемах женился на Цирцее, от которой имел сына Латина. История Телемаха послужила темой знаменитого романа Фенелона «Путешествие Телемаха» (русский перевод в стихах Тредьяковского «Телемахида»). Эвриклея (греч. Euryclia) — дочь Опа, рабыня отца Одиссея Лаэрта, воспитательница Одиссеева сына Телемаха. Когда Одиссей после долгих странствований возвратился, наконец, на родной остров и в образе нищего прибыл в свой дворец, Эвриклея узнала его по рубцу на ноге и была деятельной его союзницей в борьбе с женихами якобы вдовы Пенелопы.

«Клятва Горациев» ярче всего воплощает принципы революционного классицизма. Она раскрывает непримиримые и трагические противоречия между гражданским долгом и личными чувствами людей. Сюжет картины заимствован из древнеримской легенды.

В период борьбы Рима с Альба-Лонгою трем римлянам, братьям из рода Горациев, предстояло пойти на смертельный поединок, чтобы решить исход распри между враждовавшими городами. Противники Горациев — друзья их детства. Один из них помолвлен с сестрой Горациев.

Отправляясь на смертельный бой, братья дают клятву отцу защитить отечество. Непоколебимы и решительны они в своем благородном порыве, подчеркнутом единством широких энергичных жестов. Отец благословляет их на подвиг. Герои Давида свободны от противоречий и сомнений.

Их страсти подчинены воле и разуму. Они идут на бой, веря в торжество справедливости.

Картина «Сафо и Фаон» характерна для зрелого творчества Давида. В ней изображены Сафо и ее возлюбленный Фаон. Амур, протягивающий Сафо лиру, символизирует любвь как источник творческого вдохновения.

Читайте также:  Описание картины исаака левитана «поля»

Сафо (или Сапфо) (Σαπφώ, Ψαπφω, Ψάπφα) — знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница мелической, музыкально-песенной лирики, современница Алкея, уроженка лесбийского города Эреса; жила в конце VII и первой половине VI века. В одах Сафо не встречается имя Фаона, лодочника из Митилены, которого Венера наделила неувядаемой молодостью и пленительной красотой.

Легенда о безответной любви поэтессы Сафо к прекрасному юноше Фаону, из-за которой она бросилась в море с Левкадской скалы, возникла много позднее. Впервые эта история появилась в сочинении Менандра «Левкадия». Давид взял эту легенду за основу, что ощущается даже в деталях (гора, изображенная в глубине картины, вероятно, содержит намек на самоубийство Сафо).

В качестве же главного сюжета художник выбрал эпизод, когда поэтесса слагает оду в честь своего возлюбленного. Появляющийся в этот момент Фаон нежно касается рукой ее лица. Сафо оставляет игру на лире, поддерживаемой Амуром. Ее поэтическое вдохновение сменяется любовным экстазом.

К числу гадательных эпизодов жизни Сафо относится ее любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, вследствие чего она бросилась в море с Левкадской скалы. Выражение броситься с Левкадской скалы стало в обыденном языке равнозначаще с выражением кончить жизнь самоубийством и означало также угрозу наложить на себя руки под влиянием отчаяния.

По-видимому, Давиду были известны не только отдельные строки Сафо, но и так называемое письмо Сафо, адресованное Фаону и сочиненное Овидием («Героиды»). На свитке, лежащем на коленях Сафо, стихи на древнегреческом языке гласят: «Счастлив, кто подобится в блаженстве богам, Кто близко от тебя сидит и по тебе воздыхает». Это первые строки I-й оды Сафо.

Над текстом оды, поясняя сюжет, художник поставил имя Фаона. Историко-археологическая достоверность в изображении античной одежды, обуви и деталей обстановки сочетается у Давида с идиллической интерпретацией любовной гармонии: томной негой поз, а также такими традиционными метафорами любви, как пара целующихся голубков и два дерева в пейзаже.

Новый стиль, то есть ранний стиль Империи во всей его изначальной простоте, представляет портрет обольстительной и беспокойной жены и дочери банкира мадам Рекамье, заказ на портретирование которой Давид получил в 1800 году. Декор в этой картине воссоздан с неспешной и взвешенной продуманностью всех элементов нового стиля.

Канапе, скамеечка, светильник были специально изготовлены и уже потом перенесены в картину. В работе со своими моделями Давид больше всего времени тратил на написание головы и прически. Аксессуары, возможно, исполнены Энгром, который в то время был учеником в мастерской Давида.

Одежда мадам Рекамье, с минимумом простых текучих складок, кажется намеренно незаконченной. Весь фон выполнен очень бегло, широкой кистью, сквозь мазки которой кое-где просвечивает белый грунт. Это впечатление крайней обобщенности, ставшей типичной чертой в исполненных Давидом портретах, на самом деле заключает в себе много смысла и особую красоту.

Чувствуется творческое нетерпение, этот ускоренный темп заставляет сильнее ощущать сам ток жизни, будто пронизывающий все полотно. Естественность сочетания босых ног мадам Рекамье и небрежно струящейся туники создает впечатление вечной красоты изображенной двадцатитрехлетней женщины.

Исполнилось желание мадам Рекамье — стать неувядающей нимфой, и она действительно ею была, когда спустя годы очаровала и увлекла великого французского писателя виконта де Шатобриана.

«Смерть философа Сократа».  Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре. Лица опечаленных учеников выражают гамму разнообразных драматических чувств.

Учительская философская деятельность Сократа, состоявшая в беседах со всеми, кто его хотел слушать, кончилась для него весьма трагично: борьба Сократа против софистов и всевозможных проявлений софистических учений не спасла его от того, что его же приняли за главу софистической школы и обвинили во вредной, антигосударственной деятельности. Обвинение заключалось в том, что Сократ развращает юношество, не верит в богов, признаваемых городом Афины, и вводит новые божества. Новое божество, коему, якобы, покланялся Сократ, это его демон, о котором Сократ часто упоминает в своих беседах. Процесс над Сократом кончился осуждением деяний философа и вынесением Сократу смертного приговора.  В мае 399 года до нашей эры Сократ выпил кубок цикуты.

«Леонид I при Фермопилах».  Леонид I — царь Спарты в 480-е годы до нашей эры.

Когда персидский царь Ксеркс летом 480 года до нашей эры со своим огромным войском наступал на Грецию, Леонид I повел 300 спартанцев и 7000 других греков в Фермопилы с намерением защищать как можно долее этот узкий горный проход в ущелье.

Персы в течение двух дней безуспешно пытались пройти этой горной дорогой в Фермопилах, но безрезультатно, пока изменник Эфиалт не провел ночью большой отряд персов горной тропинкой, в обход позиции спартанцев Леонида.

Тогда, отправив большую часть своего войска внутрь страны, сам Леонид I, чтобы прикрыть отступление, устремился навстречу персам и задерживал их наступление до тех пор, пока он сам и все его спартанские воины не погибли на поле брани. Собственно, аллегорическое полотно «Леонид I при Фермопилах» должно было прославлять походы Великой наполеоновской армии.

«Антиох и Стратоника».  Другое название картины «Врач Еразистрат обнаруживает причиной болезни Антиоха страсть к своей мачехе Стратонике».  Антиох — имя многих царей Сирии из династии Селевкидов, македонского происхождения.

Сын первого известного под этим именем македонянина и полководца царя Филиппа, Селевк, сделался родоначальником царей Сирии. Сын Селевка и согдианской княгини Апамы, Антиох I Сотер (т. е. спаситель), родился в 323 году до нашей эры.

Любовь к своей мачехе Стратонике повергла Антиоха в опасную болезнь; постигши причину последней, царский лейб-медик Еразистрат открыл ее отцу, и последний уступил сыну свою молодую и прекрасную жену Стратонику.

Иной, идиллической, линии в европейском классицизме второй половины 18 столетия созвучно полотно «Любовь Париса и Елены». Эта картина начинает в творчестве художника серию анакреонтических сюжетов, в которых прославляются любовь, наслаждение земными радостями жизни, гармонией природы.

Велизарий — полководец византийского императора Юстиниана Великого (490—565). По мнению некоторых историков, он был родом славянин и звался Величар. Начав службу простым солдатом императорской гвардии, Велизарий впервые является в сане полководца во время войны с персами, которых принудил к миру в 532 году.

В 533 году, начальствуя войском, посланным в Африку против вандалов, Велизарий разбил их в битве при Трикамероне, занял Карфаген, взял в плен вандальского короля Гелимера, и тем положил конец Вандальскому королевству. После этого ему поручено было изгнать готов из Италии и разрушить Остготское королевство.

В 534 году Велизарий покорил Сицилию и, переправившись в Италию, взял Неаполь и Рим; но война этим не кончилась, а затянулась еще на несколько лет. Наконец, остготский король Витигес, преследуемый войсками Велизария, был захвачен в плен и отвезен пленником в Константинополь. Между тем, возобновилась война с персами.

Победы, одержанные персидским царем Хозроем, заставили Юстиниана послать Велизария в Азию, где полководец, действуя с неизменной удачей, победоносно закончил и эту войну. Из Азии Велизарий опять был послан в Италию, где остготский король Тоттила нанес жестокие поражения византийским войскам и снова овладел Римом.

Велизарий, прибыв в Италию, быстро поправил там положение дел, но опять был отозван и, вследствие разных придворных интриг, в течение 12 лет должен был оставаться бездеятельным. В 559 году, во время нашествия болгар, Велизарию снова было поручено начальство над войсками, и действия его были по-прежнему успешны.

Читайте также:  Описание картины рембрандта харменса ван рейна «мужчина в золотом шлеме»

Под конец жизни Велизарий подвергся опале: его громадные имения были конфискованы, и только по ходатайству императрицы Феодоры ему возвращена была половина прежнего состояния. Эта опала впоследствии в начале XII столетия послужила основой легенды об ослеплении Велизария и обреченности великого полководца на нищету и скитания.

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}

Ликторы приносят Бруту тела его сыновей.

Брут, Люций Юний (Brutus) — сын Марка Юния и дочери Тарквиния Древнего. Предание гласит, что при преследованиях Тарквиния Гордого, который старался истребить всех членов семейства Брута вследствие притязаний их на трон, Брут, спасся лишь тем, что притворился полупомешанным, отчего и получил прозвище brutus.

Во время моровой язвы, посетившей Рим, он сопровождал сыновей Тарквиния к Дельфийскому оракулу, которому принес в дар золотой жезл, скрытый внутри деревянного. При этом жрица на вопрос сыновей царя, кто будет господствовать в Риме по смерти их отца, дала ответ: «Тот, кто первый поцелует мать». Сыновья Тарквиния положили решить дело жеребьем.

Брут, однако, тут же бросился ниц и прикоснулся своими губами к матери земле.Когда Лукреция, жена Коллатина, вонзила себе в грудь кинжал, не желая пережить бесчестие, которому подверглась от сына Тарквиния Гордого. Брут, бывший свидетелем смерти Лукреции, дал обет мстить роду Тарквиниев и принудил присутствующих произнесть такую же клятву.

Поспешив в Рим, Брут созвал народ и настоял на низложении царя, находившегося в лагере вне города, и на изгнании царского семейства. Вместо царя высшею властью были облечены два консула, избиравшиеся на один год; Брут и Коллатин были первыми консулами (509 год до нашей эры).

Тарквиний Гордый, получив известие о своем низвержении, поспешил в Рим, но нашел ворота запертыми и встретил отпор со стороны войска. Тогда он послал в Рим послов, которые должны были потребовать его частное имущество. На это требование римляне согласились; посланные организовали, однако, заговор, в который были замешаны и оба сына Брута.

Но один раб, по имени Виндиций, раскрыл заговор. Брут присудил к смерти собственных сыновей наравне с другими заговорщиками, приказал ликторам исполнить приговор и сам присутствовал при исполнении его.

Согласно приказу Нерона Сенека кончил жизнь от собственной руки, вскрытием жил, окруженный почитателями, друзьями и домашними. Жена его Паулина хотела также кончить жизнь самоубийством, но Нерон в последний час перед кончиной Сенеки послал солдат, которые удержали ее от исполнения ее замысла.

Сенека был человек разносторонне образованный, мыслитель если не самостоятельный, то блестящий и необыкновенно остроумный.

Его речь лилась в тоне непринужденного свободного разговора, без торжественной периодизации, свойственной стилю Цицерона, без архаической грубости Саллюстия и нарядной манерности Мецената.

Сенека умел, не впадая в риторику, пользоваться обычным запасом слов, выбирая из него все наиболее характерное, придавая мысли неожиданные изгибы и эпиграмматическую краткость и выразительность. В этом отношении Сенека напоминает Овидия с его неистощимым остроумием и фантазией, с его неподражаемым изяществом формы.

«Марс, обманутый Венерой и тремя грациями» или же «Марс, обезоруженный хитростью Венеры и тремя грациями».

«Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернард» (1800, Версаль, Музей), где Бонапарт изображен на вздыбленном коне среди снегов и непогоды.

Источник: https://alindomik.livejournal.com/228206.html

Без заголовка

Жак-Луи Давид (1748-1825) – знаменитый французский художник, оказавший большое влияние на развитие классицизма.

Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. Его мать обеспечила ему прекрасное образование в одной из лучших школ, но Давид учился плохо: он всегда был больше поглощен рисованием.

Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Давид настоял на своем и обратился за помощью к Франсуа Буше, известному художнику, приверженцу стиля рококо.

Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр).

В последующем Давид пять раз претендовал на грант, для того чтобы поехать в Рим. Но каждый раз комиссия Академии отказывала ему в стипендии. Однажды он даже устроил голодовку в знак протеста. И, наконец, в 1774 году Давид получил этот грант и в 1775 он отправился в Италию.

За то время, что он проживал в Италии, Давид изучал руины Древнего Рима и античные произведения искусства. Жак-Луи сделал 12 альбомов эскизов, этот материал он будет использовать на протяжении всей своей творческой жизни.

В Риме он познакомился с великолепными художниками раннего классицизма (стоит отметить особое влияние Рафаэля). В 1779 г.

Давид посетил руины древней Помпеи, что его крайне впечатлило: после этого он задался целью произвести революцию в мире искусства, привнеся неумирающие принципы классицизма.

Антиох и Стратоника

Велизарий, просящий милостыню

После пяти лет работы в Риме Jacques-Louis David Давид вернулся в Париж, где стал членом Королевской Академии. Он представил две картины, и обе в 1781 году были включены в экспозиции, что являлось большой честью для любого художника. Его современники восхищались его новаторскими идеями, но члены Королевской академии считали его выскочкой.

Позже знаменитый французский художник женился на Маргарите-Шарлотте Пиколь. Этот брак принес ему небольшое состояние. Не смотря на востребованность своих работ в Париже, Давид стремится в Рим, считая, что только там он может полностью раскрыться как художник.

В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Клятва между тремя сыновьями и отцом – это акт сплочения народа с целью усиления государства. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна.

Картина разделена на две части, где изображение женщин сильно контрастирует с изображением мужчин: мягкие женские фигуры меньше по размеру в сравнении с мужскими, олицетворяющими силу и абсолютную дисциплину.

Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.

Читайте также:  Описание картины рембрандта «фауст»

Устройте фееричное мероприятие вместе с ДИАЛ – студия событий. Любые праздники, от юбилеев до свадьбы по высшему классу.

Клятва горациев

В 1787 году Давид претендовал на должность директора Французской Академии в Риме, но не получил ее.

В том же году Давид представляет картину «Смерть Сократа», который был приговорен к смерти, но был спокоен, рассуждая о бессмертии души. Знаменитые художники того времени оценили работу по достоинству, сравнивая точность ее образов с изображениями на древних барельефах. Картина была очень созвучна с назревающими политическими течениями.

В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».

Королевская цензура тщательно отбирала полотна для выставок, дабы избежать народного мятежа. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» — также была запрещена.

Все образы этого полотна – своего рода республиканский символ, и, очевидно, имели огромное значение для Франции. На картине изображен Луций Юний Брут, римский правитель, находящийся в глубокой тоске по своим сыновьям. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию.

Отец сам приговорил их к смерти, дабы защитить Республику, даже ценой жизни своих родных сыновей. Брут сидит в одиночестве, отдельно от своей жены и дочерей, зная: его поступок – лучшее, что он мог сделать для своей страны, — но все же напряженные ноги и пальцы на ногах выдают его внутреннее смятение.

Когда сообщили, что правительство не допускает к показу эту картину, люди были возмущены, и члены королевской семьи уступили. Картина была показана на выставке.

Смерть Сократа

Портрет господина Лавуазье и его жены

Ликторы приносят Бруту тела его сыновей

Давид был преданным сторонником революции, другом Робеспьера и членом Якобинского клуба. Давид, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов).

Некоторые полагают, что Давид именно в этот период создал свои лучшие работы в классическом стиле.

Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника).

Портрет графа Станислава Потоцкого

Андромаха у тела Гектора

Портрет доктора Альфонсо Леруа

Любовь Париса и Елены

В 1789 г. Жак-Луи Давид пишет картину «Клятва на поле для игры в мяч» (сохранился лишь эскиз этой картины) — символ национального единства против старого режима — это было попыткой запечатлеть исторический момент в истории будущей республики.

Но герои 1789 г. стали врагами в 1792 г. – произошел раскол между консерваторами и радикальными якобинцами. Художник отрекается от клятвы, данной на теннисном корте. С этих пор Давид оставляет радикальные методы выражения своих взглядов, и стремится к метафоричности.

Клятва на поле для игры в мяч

В 1793 г. Давид пишет картину «Смерть Марата». Марат – член Национальной Ассамблеи, журналист, друг Давида, был убит приверженкой оппозиционной партии Шарлоттой Корде ножом. Художник достаточно быстро выполнил эту картину, но образ убитого республиканца получился простым и мощным.

Смерть Марата

После казни французского короля разразилась война, революция был достаточно кровопролитной. Давид был арестован и помещен в тюрьму.

Именно там он задумал свою картину «Собинянки, останавливающие битву между римлянами и собинянами» (или «Вмешательство собинянок») – это идея преобладания любви над социальными вооруженными конфликтами.

Давид задумал создать новый стиль для этой картины — «греческий стиль», в отличие от «римского стиля» из его более ранних исторических картин.

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (Вмешательство сабинянок)

На закате революционного движения, его бывшей жене удалось добиться освобождения Давида из тюрьмы. Он вновь женился на ней в 1796 году. С этого времени он достаточно много времени проводил у себя в мастерской, занимался с учениками и по большей части ушел из политики.

Портрет маркизы де Сорси де Толлюсон

Портрет Пьера Серизиа

Портрет мадам Аделаиды Пасторе

Портрет тюремщика

Портрет голландского посланника в Париже Якобуса Блаува

Портрет Жан Бон Сент-Андре

Портрет мадам Эмили Серизиа и ее сына

Портрет мадам де Вернинак

Портрет Жоржа Руже

Портрет мадам Рекамье

Отдельной главой творчества Давида было его отношение к Наполеону Бонапарту — художник был его поклонником с их первой встречи. После провозглашения Империи в 1804 г. Жак-Луи Давид стал официальным придворным живописцем.

Наполеон на перевале Сен-Бернар

Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри

Зинаида и Шарлотта Бонапарт

Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года

После возвращения Бурбонов к власти, Давид отказался от работы при дворе, предпочтя изгнание в Брюссель. Там он спокойно прожил остаток своей жизни с женой. В то время он рисовал мифологические сюжеты, портреты граждан Брюсселя и наполеоновских сподвижников. Художник умер в 1825 г., перенеся инсульт.

После его смерти, некоторые работы были выставлены на аукцион в Париже, продаваясь за очень незначительные суммы.

Портрет папы Пия VII

Сафо и Фаон

Портрет Маргариты-Шарлотты Давид

Леонид I при Фермопилах

Портрет графини Вилаин XIII и ее дочери

Портрет Етьена Морриса Герра

Купидон и Психея

Портрет Эммануеля Жозефа Сийеса

Путешествие Телемаха

Марс, обезоруженный Венерой

Гнев Ахилла

Нужно отметить, что Жак-Луи Давид имел глубокую рану на лице, полученную при фехтовании. Это рана прорисована во многих автопортретах художника, она задевает некоторые ветви лицевого нерва.

Эта травма привела к тому, что художник имел трудности в проговаривании некоторых звуков, движении лицевых мышц, к тому же она привела к образованию нароста на щеке.

Это было препятствием в его активной социальной жизни, так как отличительной чертой социальной культуры Франции18 века была ораторское умение.

Не смотря на всю критику, что обрушилась на творчество Жак-Луи Давида после его смерти, его вклад в развитие изобразительного искусства 18 века бесценен.

Художник жил в эпоху перемен и был их непосредственным участником. Давид стал крупнейшим представителем французского классицизма, главной целью которого было выразить идеалы свободы через образы античности.

Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) знаменитый французский художник

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/2358453.html

Ссылка на основную публикацию