Описание картины жана-оноре фрагонара «купальщицы»

Жан Оноре Фрагонар (Fragonard). Стиль рококо в живописи

Галерея картин Фрагонара

«Качели» (Счастливые случайности качания на качелях)

Жан Оноре Фрагонар (фр. Jean-Honoré Fragonard;  1732, Грасс — 1806, Париж) — знаменитый французский художник,  живописец и график, яркий представитель стиля рококо. Один из крупнейших живописцев Франции второй половины XVIII в. В своём творчестве продолжая и развивая традиции художественного стиля рококо, создавал картины с галантными сценами,  игриво-эротическими мотивами.

После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Творчество Фрагонара — утонченный и яркий цветок искусства рококо и всей французской культуры второй половины века.
Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж.

Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение к Франсуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскую Жана Батиста Шардена.

Время, проведенное у великого живописца, не прошло для Фрагонара даром — но это скажется позднее; пока ему не пришлись по вкусу ни прозаические сюжеты Шардена, ни его кропотливые штудии натуры. Через полгода начинающий художник снова отправился к Буше, который проявил на этот раз большую благосклонность.

За сравнительно короткий срок Фрагонар перенял стилевые приемы своего учителя и в 1752 году был удостоен Римской премии за картину на библейский сюжет. После трехлетней стажировки в Париже у академического живописца Ванлоо Фрагонар уезжает в Рим в качестве стипендиата учрежденной там еще в XVII веке французской Академии.

В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.

Этой метаморфозе способствовала дружба Фрагонара с просвещенным меценатом Сен-Ноном и впоследствии знаменитым автором пейзажных панно — Юбером Робером, но, прежде всего — встреча с искусством и природой Италии.

Фрагонар создает в этот период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время вторичного посещения Италии в 1773—1776 годах. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях.

На этих рисунках, выполненных бистром или сангиной, изображены тенистые аллеи, напоминающие своды соборов, величавые зонты пиний, целые каскады зелени, гроты, ступенчатые террасы с балюстрадами и статуями. Все это отличается архитектурной стройностью композиции и проникнуто почти космическим чувством природы, роднящим Фрагонара с мастерами XVII века. Собственно «фрагонаровское»— в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Его кисть и карандаш передают бесчисленное множество оттенков черного и белого, градаций размытых и четких форм. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики — в ее светоносности. Свет в его пейзажах то мерцает, то струится широким потоком, вспыхивает в листве, таинственно озаряет дали…

На заметку: За работой на компьютере удобно слушать онлайн музыку с iPlayer.fm. Хорошо тонизирует. Там сделан удобный и быстрый поиск музыки. Сегодня слушал ремиксы 2013, пока готовил публикацию.

Автопортрет

После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика, и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы д'Эсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам.

Однако почетной и бесплодной карьере академического живописца он предпочитает свободное творчество. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара, и духу времени. Его картины украшают отели знати (в числе заказчиков художника — любовница короля, знаменитая Дюбарри), будуары актрис и апартаменты богатых любителей искусства.

Фрагонар порой уступал вкусам заказчиков, но в большинстве работ оставался неизмеримо выше их. «Пикантные» сюжеты, которые в работах посредственных мастеров казались пошлыми и пустыми, у него, сохраняя легкость, наполняются поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией, чистотой и свежестью.

Таковы его знаменитые «Похищение рубашки Амуром», «Счастливое мгновение», «Жимблет». Иногда он создавал произведения, захватывающие широким музыкальным ритмом и подлинно вакхическим, в духе Рубенса, порывом (например, луврские «Купальщицы»).

Отличительные черты фрагонаровского стиля — динамичный, скользящий мазок, букет свежих и ярких красок, богатство оттенков и одновременно смелое построение формы чистыми тонами. Но наряду с этим Фрагонар работал и в более «отделанном» стиле, одним из лучших образцов которого являются знаменитые «Качели» (полное название: «Счастливые случайности качания на качелях»).

Фрагонар писал много портретов, среди которых выделяется серия с моделями в полумаскарадных «исторических» костюмах. Здесь напрасно искать глубины психологической характеристики, но зато с неподражаемой силой переданы жизненный порыв, грация и красота.

Портреты написаны стремительным и острым «хальсовским» мазком, динамичны по композиции и декоративны (многие из них служили украшениями интерьера, «десюдепортами»). Среди наиболее известных работ — портрет Сен-Нона, «Вдохновение» и словно излучающая солнечное сияние «Читающая».

В 1670-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве. Теперь в его живописи преобладают идиллические семейные сцены, в которых художник как бы соревнуется с вошедшим в моду Грезом.

Однако в работах Фрагонара нет слащавости Греза и его плоского, с оттенком ханжества, морализаторства. Особенно удавались ему сцены с детьми, написанные с необыкновенной нежностью и юмором. В живописном стиле художника ощущаются уже влияния не столько Рубенса, сколько малых голландцев, хотя Фрагонар как всегда далек от подражания.

Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»). Театральное и игровое начало, которым проникнуто все искусство Фрагонара, здесь выражено, пожалуй, с наибольшей силой. Его картины, одновременно реалистичные и откровенно условные, напоминают прекрасную грезу. В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни. Вместе с тем в образах Фрагонара нет и свойственной Ватто глубины проникновения в духовную жизнь человека.

В 1680-е годы в искусстве Фрагонара происходит некоторый спад; однако наряду с шаблонными заказными произведениями он создает необыкновенно утонченные по живописному языку работы («Воспоминание», «Любовная записка»), заканчивает начатые прежде циклы графических иллюстраций к Лафонтену и Ариосто.

В его позднем творчестве есть предвосхищение романтизма и даже классицизма следующего столетия («Фонтан любви»). Однако героический и чеканный классицизм Давида — художника наступившей революции — имел мало общего с утонченно-гедонистическим и чувственным искусством мастера эпохи рококо.

После революции Фрагонар лишается заказчиков и славы. Благодаря протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по 1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков; затем лишается и этого места.

Умер Фрагонар почти в полной безвестности, в скупых некрологах упоминалось о «художнике старой Академии, которому удавались галантные и эротические сюжеты». Однако его творчеству была суждена долгая жизнь.

Жизнерадостное, поэтическое и несравненное по красоте живописного и графического языка искусство Фрагонара вдохновляло многих живописцев XIX и XX веков — от Делакруа и Коро до Ренуара, Боннара и Шагала.

The Love Letter 1770

The lock 1776-79

Psyche and Her Two Sisters

The Fountain of Love.1785.Wallace Collection, London

A Young Scholar.1775-1778.Wallace Collection, London

Дени Дидро

Blind man's bluff game

Diana and Endymion, c. 1753-1755

Coresus Sacrificing himselt to Save Callirhoe.1765.Musйe du Louvre, Paris

Comite revolutionnaire

Captured kiss

Adoration of the Shepherds.1775.

A Young Girl Reading.1776.National Gallery of Art, Washington

A Boy as Pierrot.1776-1780.Wallace Collection, London

The Fountain of Love 1785

Visite à la nourrice

The Faithful Dog

The Bathers.1772-1775.

Portrait of a Man called 'The Warrior'

Урок музыки

The Shady Walk

Мечтания 1768

Девушка, играющая с собачкой 1772

Девочка в постели, играющая с собачкой, Мюнхен,

Венец возлюбленному 1771-73

Танец сатиров Четвертый лист

Свидание 1771-73

Поцелуй украдкой

На заметку:

В преддверии Евро-2012 представляем стадионы Чемпионата Европы по футболу: Польша, Вроцлавский стадион  (город Вроцлав)

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/495-fragonar.html

Жан Оноре Фрагонар

 Живопись Фрагонара  наполнена  трепетной эмоциональностью, чувственной негой, ощущением радости бытия, отличается декоративностью колорита, легкостью живописной манеры.  Связь с рококо проявляется в пикантных и вместе с тем иронических ситуациях .

 Художнику удалось  передать  интенсивную красочность реального мира в  теплой  золотистой  гамме,  в игре света. В портретах  современников запечатлел  творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний.
Дени Дидро.

В «Портрете  Дени Дидро» он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. За пределы портретного жанра выходит образ «Вдохновения», подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.

Экспрессивная живописная манера и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете, «Портрет Дени Дидро». 

В интимно-лирических портретах Фрагонара характерные черты  романтизма XIX века.

«Поцелуй украдкой»

Жан Оноре Фрагонар родился на юге Франции, в городе Грасе, расположенном в провинции Прованс. Его отец – Франсуа Фрагонар – был перчаточником, занимаясь коммерцией, он потерял все свое небольшое состояние и вынужден был определить сына-подростка в конторские служащие.

Нотариус, у которого работал Жан Оноре, заметил склонность мальчика к рисованию и посоветовал отцу отдать его в обучение к художнику. В возрасте восемнадцати лет Фрагонар уехал из Граса в Париж, где поступил в мастерскую к прославленному живописцу Франсуа Буше.

Читайте также:  Описание картины карла кривелли «мадонна с младенцем»

В  творчестве  Буше Фрагонара привлекали артистизм, свобода живописной манеры, богатство воображения, что соответствовало его собственному дарованию.

«Качели». Фрагонар. 

Первые полотна написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше.

Сценки с изображением хорошеньких крестьянских девушек и юношей в окружении цветов и плодов, занятых сельским трудом или играми, праздничны, нарядны и жизнерадостны.

 Значительную роль в творчестве Фрагонара сыграла и его дружба с живописцем Юбером Робером. Именно от него передались Фрагонару увлеченность изучением античной и ренессансной архитектуры, интерес к жанру пейзажа.

В период пребывания в Италии Фрагонара, по-видимому, были созданы и первые полотна с изображением бытовых сцен из крестьянской жизни в интерьере.

Они написаны совершенно в духе эстетических взглядов Дени Дидро, утверждавшего, что «в живописи следует сохранять изящество даже в изображении нужды и забот» и что «всякая картина, достойная похвалы, во всем и везде соответствует природе. Нужно, чтобы я мог сказать: “Я не видел этого, но верю, что это существует”». 

Воспоминанием об Италии явились офорты из серии «Вакханалии, или Игры сатиров» (1763). Свободный штрих и смелые контрасты черного и белого в листах «Семейство сатира», «Нимфа, сидящая на руках двух сатиров», «Танцы сатиров» (все – 1763) заставляют вспомнить графические работы Дж.Б. Тьеполо. 

     Совершенно в духе Франсуа Буше исполнены Фрагонаром два полотна овальной формы на пикантные сюжеты – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох».

Критики отметили  не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета.

В теплой золотистой гамме, в блестящей феерии изображенных женских тел, напоминающих живые цветы в отблесках солнечного света и искрящихся в его лучах капель воды, ощущается увлеченность произведениями Питера Пауля Рубенса.  

 Похищенная Амуром рубашка.

В период 1761–1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков» в манере Рембрандта. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках, иногда с книгой.

Их лики, фигуры, одежды написаны широкими отрывистыми мазками, а красновато-коричневая гамма картин, свет, подчеркивающий формы лиц, напоминают манеру Рембрандта.

Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств», им даже давались имена некоторых исторических или легендарных персонажей. 

     Именно Рубенс и Рембрандт оставались его любимыми мастерами на протяжении всей жизни. Полотна «Колыбель» и «Меркурий и Аргус» (оба – 1766–1770) явились «вариациями» на тему известного полотна Рембрандта на сюжет «Святое Семейство».

В Салон 1769 года Фрагонар представил полотно овальной формы «Группа детей в небе» (1767) с изображением парящих в небе фигурок пухлых розовых амуров.

Дени Дидро дал весьма строгую оценку этой работы, очень красочно и с сарказмом описав ее.

«Вот прекрасная, огромная яичница из детских фигурок; их тут целые сотни, они слипаются между собой, все смешано: головы, бедра, тела, руки, и притом с совершенным искусством; но все это лишено силы, красок, глубины, различных планов… так как картина похожа на эскиз для плафона либо для купола, следовало бы повесить ее горизонтально над головой и смотреть на нее снизу вверх.

Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах, написано пушисто.

Быть может, это слово еще не употреблялось, но оно хорошо передает мою мысль: эту картину можно принять за кусок прекрасной, очень чистой, но от времени пожелтевшей овчины, из спутавшихся завитков которой случайно получилось что-то похожее на хоровод детей… Господин Фрагонар, это чертовски пресно. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». Дидро назвал живопись Фрагонара «пушистой», имея в виду сложившуюся манеру работы мастера размашистыми «широкими» мазками, придававшими картинам вид этюдов. 

В 1769 году Фрагонар женился на Марии Анне Жерар, которая, так же как и он, была родом из Граса. В этом же году ему была предоставлена мастерская в Лувре, которую посещали многие известные люди. У них было двое детей – дочь Розали, скончавшаяся в октябре 1788 года в возрасте девятнадцати лет, и младший сын Александр Эварист, ставший впоследствии художником и занимавшийся у Жака Луи Давида.

Маргарита Жерар

Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»).

Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769; «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х; «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е).

Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».

 «Чтение»

Маргарита Жерар – тот редкий случай, тем более для 18 века, когда женщина добилась успеха и признания на художественном поприще.

Еще в молодости Маргарита стала довольно популярной художницей, талант которой был отмечен даже Королевской Академией живописи.

За свою жизнь написала большое количество картин, принимала активное участие в выставках. Удостаивалась наград, одну из которых получила из рук Наполеона.

Излюбленными темами Маргариты Жерар стали идиллические сцены из жизни богатых семей.

      Фрагонар всячески поддерживал и продвигал свою способную протеже. Ходили даже слухи, что между мастером и его ученицей установились не совсем рабочие отношения.

Что бы там ни было, по всей вероятности, некоторые картины Фрагонар писал вместе с Маргаритой.

         В статье сайта La Tribune de l’Art  (естественно, с помощью переводчика) я прочла версию, согласно которой одна из самых известных работ Фрагонара «Украденный поцелуй» принадлежит не только его кисти, но и Маргариты.

Кроме того, плодом их совместного творчества, возможно, стали картины «Подарок», «Спи, мой ребенок» и «Портрет г-на Клоса».

Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765–1769). Бравурные зигзагообразные мазки темпераментной кисти Фрагонара вторят резкому повороту фигуры аббата.

Его яркий красно-коричневого цвета костюм и шляпа с пером освещены потоком резкого холодного света.

Фрагонару удалось передать незаурядность личности этого видного деятеля культуры века Просвещения, автора прекрасных литературных описаний своих путешествий в Италию, которые он иллюстрировал гравюрами по рисункам Ж.О. Фрагонара и Г. Робера.

Три излюбленных краски в палитре Фрагонара – коричневая, желтая и белая – преобладают в колорите его портретов 1765–1770 годов. На обороте полотен сохранились подписи самого художника и сделанная им надпись о том, что картины написаны за час.

 «Портрет женщины, держащей собачку» (1765–1769). На нем, возможно, изображена Розали Фрагонар, тетя художника.

Стоячий гофрированный и накрахмаленный воротник платья почтенной дамы напоминает такую же деталь в портрете Марии Медичи на одной из картин Галереи Медичи в Люксембургском дворце. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой –«Читающая».

  Не такой массивный, но тоже стоячий накрахмаленный воротничок ее желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. 

Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен.

Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы, известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765–1769). Другая парижская красавица – мадам Дю Барри, новая фаворитка короля Людовика XV, сменившая маркизу де Помпадур, тоже была заказчицей Фрагонара.

В июле 1770 года она заказала ему четыре десюдепорта для интерьеров Старого павильона замка в Лувесьенне, полученного ею в 1769 году в подарок от короля.

В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи XVII века: обнаженные купальщицы, подобные речным божествам, страстные любовные объятия, любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины.

Почти все картины художника — небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа.

Фрагонар был виртуозом в графике, использовал тушь, акварель, обращался к сангине, создавал офорты, книжные иллюстрации.
Жарким днём 22 августа 1806 года Фрагонар зашёл в обычную парижскую кофейню, где был завсегдатаем, и заказал мороженое.

Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит, и не стал его будить. Спохватились лишь пару часов спустя… Великому художнику была уготована лёгкая смерть.

Картины Фрагонара:

Венера и купидонВенераРождение ВенерыАврора и КефалКефал и ПрокридаСелена и ЭндимионПсихея показывает сестрам подарки АмураЖрица Корезус жертвует собой, чтобы спасти КаллироюНимфыИероним поклоняется идоламПоклоннение пастуховИгра в жмуркиИгра в жмуркиПогоняСвиданиеВенец возлюбленномуПризнание в любвиМузыкальный конкурсМечтанияКачелиПраздник в РамбуйеВыигранный поцелуйЗадвижкаКонтрактСувенирЛюбовное письмоДевочка, играющая с собачкойМальчик ПьероСестрыМолодая ученицаУрок для всехУрок музыкиВизит медсестрыВдохновениеОбучение

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/8688832.html

Художник Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honore Fragonard)

Рубрика: картины и живописьОпубликовано 08.08.2018   ·   Комментарии: 2   ·   На чтение: 5 мин   ·   Просмотры:

Пастушка

Художник Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honore Fragonard) – великий французский живописец, в стиле рококо, и гравёр, который написал около 600 картин (если не считать гравюры и рисунки).

Жан Оноре Фрагонар. Начало творческого пути

Jean-Honore Fragonard родился в апреле 1732 года в семье торговца галантереей, на юге Франции в Грассе. Однако, отец будущего художника неудачно вложил капитал, разорился и семья была вынуждена перебраться в Париж. Мальчик увлекался живописью с ранних лет, но был устроен родителями на должность клерка в нотариальную контору.

Читайте также:  Описание картины василия поленова «воскрешение дочери иаира»

Очень скоро нотариус обратил внимание на явный талант своего юного клерка и порекомендовал родителям отдать сына в обучение именно художественному ремеслу.

Вскоре Жану удалось познакомиться с великим живописцем Франсуа Буше, который изучил работы юноши и вынес свой вердикт – работы неплохие, но Жану ещё рано мечтать о работе в мастерской и будет лучше, если молодой человек обратится к Жану-Батисту Шардану.

Однако, Жан Оноре Фрагонар твёрдо решил учиться именно у Буше и после шести месяцев обучения у Шардана снова пришёл к Буше.

Молодой художник был просто очарован лёгкой и весёлой живописью Буше.  В первых работах Фрагонара настолько чувствуется любовь к творчеству Буше, что даже специалисты не могли точно сказать, кто является автором картины.

Румяные весёлые селянки с обнажённой грудью, в окружении букетов изысканных цветов, пухлые резвые младенцы, яркая южная природа – таковы были первые работы молодого художника.

В те времена рококо было в моде, публика охотно приобретала работы молодого художника, что позволяло юноше жить достаточно безбедно и стимулировало к дальнейшему совершенствованию своих работ.

В это время Жан Оноре Фрагонар вдруг увлёкся творчеством Рембрандта и начал изучать стиль великого живописца.

Новый этап в творчестве Jean-Honore Fragonard

Новое увлечение молодого художника вскоре заметил Буше и посоветовал Жану принять участие в предстоящем римском академическом конкурсе.

Именно для этого конкурса Фрагонар написал полотно «жертвоприношение Иеровоама». Картина получила первый приз, что дало возможность Жану Оноре Фрагонару жить и работать в Риме.

Однако, эту награду можно было получить только после обучения в школе Карла Ванло.

Во время обучения во Французской Академии Рима молодой художник с особым интересом изучал искусство античности и ренессанса. Однако, в академии молодому художнику не разрешили совершенствовать свой стиль – ученики академии были обязаны заниматься исключительно копированием работ великих мастеров.

В этот период художник познакомился с Юбером Робером и Сен-Ноном – дальнейшее сотрудничество с этими великими живописцами буквально пробудило дремавший в Фрагонаре талант – художник увлёкся гравюрой, написал несколько больших полотен с пейзажами, объектами архитектуры, уличными сценками.

Вернувшись в Париж Жан Оноре Фрагонар представил публике картину «Смерть Кортеса». Это полотно произвело настоящий фурор и стала входным билетом для вступления художника в Королевскую академию художеств.

В этот временной период художник много времени отдаёт гравюре, пишет знаменитые французские парки. Будучи увлечённой личностью Фрагонар часто меняет стиль изображения и жанры в своём творчестве. Наполненные чувством и страстью «Качели» и тут же строгие портретные произведения.

Последний этап в творчестве художника Жана Оноре Фрагонара

Впрочем, очень скоро художник решил последовать за модой своего времени – в ту пору во Франции, которая слыла законодательницей вкуса, в моде были идеалистические пасторали в стиле великого Буше.

И Фрагонар решил последовать за модой.

Критики ругали художника, а публика покупала всё, что выходило из мастерской живописца – пасторали, картины с интимным подтекстом… Всё покупалось по очень выгодной цене.

Художник занимался гравюрой, писал портреты и миниатюры. Это была живопись для души. Но на эту живопись не было спроса.

А потом случилась французская революция. Во время революции художник стал хранителем Национального музея Лувра и одним из членов жюри художественных выставок. А в моду входил классицизм. И эта новая мода сделала Фрагонара невостребованным. А потом и разорила.

Художник едет в родной город Грасс, живёт в провинции, а потом решает вернуться в Париж. Но очень скоро, 22 августа 1806 года, умирает.

Картины художника Жана Оноре Фрагонара (Jean-Honore Fragonard)

В пшенице

Выигранный поцелуй

Психея показывает своим сёстрам дары Купидона

Поцелуй украдкой

Желанное мгновение

Три грации

Задвижка

Аврора, торжествующая над Ночью

Купальщицы

Прокрида и Кефал

Диана и Эндимион

Счастливое семейство

Счастливые влюблённые

Бублик (Девушка, играющая с собачкой)

Игра в парке

Венок возлюбленному

Фонтан любви

Качели

Свидание

Две девушки, играющие с собакой

Запланированное бегство

Игра в жмурки

Качели

Мечтания

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/velikij-xudozhnik-fragonar-zhan-onore.html

Фрагонар Жан Оноре. Картины и биография. Fragonard Jean-Honore

Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре ФрагонарФрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский живописец и график. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761); работал в Париже.

В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.

Произведения художника, исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами («Качели», 1766, собрание Уоллес, Лондон; «Праздник в Сен-Клу», 1775, Французский банк, Париж; «Поцелуй украдкой», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара — штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра, иногда сепии. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня», 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму, игру света.

Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка!», 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето — воздушных эффектов. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности, из интимной сферы жизни. Художник Жан Оноре Фрагонар смело разрушал каноны аристократического портрета восемнадцатого столетия.Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, ЛондонМузыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, МадридЖан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине «Портрет Дени Дидро» (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры.

За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века.

Счастливые возможности качелейЖрец Корез жертвует собой ради КаллироиПортрет Дени Дидро 1769Девушка, играющая с собачкой, 1768Портрет дамы в образе музы НаукиПортрет воина 1769Купальщицы 1772Портрет музыканта 1769Посещение детской комнаты, 1775Портрет певицы, держащей нотный лист В 1773-1774 годах Фрагонар путешествовал по Италии, сопровождая в качестве художника богатого откупщика Бержере.

В Генуе, Флоренции, Риме Фрагонар делает много зарисовок уличных сцен, пейзажей, архитектуры, типов. Рисунки второго путешествия исполнены в технике бистра с размывом (лавис), сангиной, акварелью, свинцовым и итальянским карандашами, тушью.

В них Фрагонар проявил себя одним из самых блестящих графиков 18 века. По сравнению с более продуманными зарисовками виллы Д'Эсте эти листы легки и воздушны, насыщены светом.

Вдохновение 1769Девочка в постели, играющая с собачкойМолодая читательница 1776Источник Любви 1785Любовное письмо 1770-е Найденные в графике возможности передачи тонального богатства света и цвета Фрагонар использовал в созданной по возвращении из Италии серии видов французских парков.

Свежесть передачи непосредственного впечатления соединена в них с фантастическими элементами («Игра в жмурки», 1773-1776, Национальная галерея, Вашингтон; «Праздник в Рамбуйе», середина 1770-х, Художественный музей, Лиссабон).

Творческая активность художника в этот период снижается.

В серии аллегорических полотен 1780-х годов («Источник любви», Собрание Уоллес, Лондон), перекликающейся с серией галантных празднеств, проявилось влияние стилистики классицизма второй половины 18 столетия.

Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете («Жак Луи Давид», частное собрание; «Портрет жены», Копенгаген, Музей искусств).

Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует».

Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Огромный диапазон деятельности Фрагонара, его живописная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения.

Искусство художника Фрагонара завершало восемнадцатый век, оно было камерно, но не было предназначено лишь для будуаров и альковов. Оно предвосхищало потенциальные возможности живописи последующего времени.

И поэтому наследие Фрагонара было близко всем мастерам 18 и 19 столетий, которые ощущали внутреннюю связь с его живописью и графикой, воспевавшими красоту и радость бытия, приподнимающими искусство над обыденностью.

Примечание. 1.

Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%. 2. Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.

История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Узнать контакты официальных представительств и заводов трубопроводной арматуры ЗАО Аркор можно Здесь

Читайте также:  Описание картины рафаэля санти «преображение господне»

Источник: http://www.nitpa.org/fragonar-zhan-onore-kartiny-i-biografiya-fragonard-jean-honore/

Париж с Алексеем Тархановым: Фрагонары ходят парой

Игра в жмурки

Купальщицы

Задвижка

Поцелуй украдкой

Выигранный поцелуй

Качели

В музее в Люксембургском саду открыта выставка «Влюбленный Фрагонар», которая завлекает публику подзаголовком «Галантный распутник». На самом деле никакого распутства в залах нет, единственная порнографическая картинка принадлежит другому художнику и выставку особенно не украшает. Скорее, она показывает разницу во вкусах и подходах к сюжету.

Жан Оноре Фрагонар мог стать академическим художником и писать картины на разные драматические темы.

Именно с такой — «Жрец Корес жертвует собой ради Каллирои» — он был принят под аплодисменты в Королевскую академию.

Тем не менее он предпочел другие темы и других заказчиков, как правило частных, для которых изображал маленькие любовные истории, делая это тонко, соблазнительно и не грубо.

Как показывать любовь, причем не возвышенную, а вполне земную, и не прослыть при этом порнографом? Помог Оноре д’Юрфе, автор пасторали «Астрея», открывший обществу идиллию счастливых пейзан. Жизнь пастушки Астреи и ее возлюбленного Селадона — с этой безопасной дистанции можно было говорить о неизменных проблемах любви, соблазне, стыде, ухаживании, измене.

Перед Фрагонаром был пример Франсуа Буше с его манерой помещать реальные чувства в идеальные пейзажи. Он учился у Буше и продолжил его линию. Что в спальнях, что в салонах, что на пастушеских лугах юношами и девушки играют в игры, и, кто в них охотник, а кто жертва, непонятно.

Девушки, как в «Жмурках», робко бредут вслепую, зорко глядя из-под повязки. Любовники редко остаются одни. У этих игр всегда есть зрители: другие девушки, ангелочки-амуры, да хоть овечки.

Вот одна из них с чувственными губами и длинными ресницами смотрит на влюбленных с карикатурно-человеческим интересом, а вот другая отворачивается с видом «глаза бы мои не смотрели». Преодолеть робость и сдаться наконец-то мужчине (как в «Дебютах модели» или «Выигранном поцелуе») всегда помогает подруга. Сцены всегда театральны.

Закалываясь мечом, Корес позирует художнику. Позирует и дама на «Качелях» с развевающейся юбкой, и пара, сражающаяся у двери в «Задвижке», и даже любовник, застигнутый в «Шкафу» родителями его подружки.

Античные боги, к счастью, не были образцами морали, о чем было сказано его современником Эваристом Парни в «Войне богов». Мифы давали полную свободу.

Фрагонар изображает убийство Прокриды Кефалом, чтобы показать, как стрела Прокрида поражает обнаженное тело его неверной супруги.

Или Юпитера, отправляющегося в образе Дианы на любовное свидание с нимфой Каллисто — прелесть двойного обмана: измены и трансвестии.

Он берет сюжеты в «Метаморфозах» Овидия и пишет Психею, которая хвастается подарками Амура перед завистливыми, но красивыми сестрами. У него жизнь бессмертных полна смертными удовольствиями. Что говорит заодно и о том, что наши наслаждения делают нас на несколько минут равными богам.

В Лувре он делил мастерскую с Пьером Антуаном Бодуэном, автором жанровых картин и гуашей, которого то и дело обвиняли в непристойности.

Очень востребованные работы Бодуэна (за которые до сих пор бьются на аукционах) явно повлияли на Фрагонара, но не сделали его искусство примитивнее и доступнее. Его тема — не сам грех, а соблазн. Например, опасности чтения, губительные романы, которые смущают душу.

«Читательницы» впадают в экстаз над книжками, а Амур прямо на ухо диктует строки Сафо: понятно, чего она там понапишет.

«Неужели в России так страстно любят Фрагонара? — спросил меня молодой человек в кассе, который обязан уточнять (для украшения статистики), откуда посетитель. — Русские просто ломятся на Фрагонара».

Французы Фрагонара знают со школьных лет, как мы Шишкина и Левитана, и в Люксембургский музей приходят посмотреть вживую на национальную классику.

В подборке не хватает разве что нескольких сюжетов, хрестоматийных, хоть и не очень подходящих для «Родной речи», вроде «Девочки в постели, играющей с собачкой» из Мюнхена, эрмитажного «Поцелуя украдкой» или даже «Качелей», которые остались в Лондоне. Но рядом с главными работами можно наконец-то увидеть другие, не столь известные публике.

Прежде всего графика. Иллюстрации к «Сказкам» Лафонтена — тем, которые совсем не детские и совсем не басни.

Шутливые гравюры вроде «Фонтанов», где две обнаженные девушки испуганы струями, которые извергают на них два брандспойта, — понятно ли нам, на что здесь тонко намекал художник? Изумительные рисунки к «Неистовому Роланду» Ариосто и символическая живопись, в том числе воображаемый пейзаж, которого я не видел раньше, — «Остров Любви» (1770) из лиссабонского Фонда Галуста Гульбенкяна с великолепной природой, которая сама, вместо пастухов, пастушек, рыцарей и дам, полна нешуточной страсти.

В течение многих лет он работал не останавливаясь, его заказчиками были аристократки и аристократы, украшавшие Фрагонаром будуары и холостяцкие домики. Заказчиков-либертинов прикончили санкюлоты. Спас Давид, заслуженный художник революции, устроивший его в народный Лувр.

Фрагонару оставалась служба по ведомству музеев, старость и смерть в Париже за 200 с лишним лет до нынешней выставки. На которой ему не только воздают должное, но и защищают от упреков и сплетен.

Авторы выставки уверяют, что все бурные романы с куртизанками, пастушками и овечками приписаны ему позднейшими биографами, а сам он, добрый муж и хороший отец, черпал свои сюжеты в литературе, а не в жизни. В это можно поверить, глядя на гравюры «Игры сатиров» (1763).

На первой обнаженная нимфа хоть и садится, соблазнительно, на руки сатиров, зато потом добродетель торжествует, и изображается крепкая лесная семья, воспитывающая премилого сатиренка.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2263/

Фрагонар Жан Оноре

Краткая справка из БСЭ:

Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5.4.1732, Грае, Прованс, – 22.8.1806, Париж), французский живописец и график. Учился у Ж. Б. С. Шардена и Ф. Буше в Париже. В 1756–61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя).

Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи («Корез и Каллироя», 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Продолжая традиции «галантного» жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф.

вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф.

исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью («Качели», 1766, собрание Уоллес, Лондон, «Праздник в Сен-Клу», 1775, Французский банк, Париж; «Купающиеся наяды», Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей («Поцелуй украдкой», Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев («Бедное семейство», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Дети фермера», Эрмитаж, Ленинград). Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. Во время Великой французской революции Ф. – хранитель Национального музея и член жюри художественных выставок.

Цитаты:

Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно, и слишком ярко, и слишком цветисто, и слишком шаловливо. В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской.

 Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим, и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу».

Он пишет живописные повести во вкусе Грёза и всей своей живописи придает оттенок чего-то чистого, вымытого и прямо даже лощеного. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку.

Читать о Фрагонаре в тесте книги

Все творение Фрагонара, как и творение Ватто, посвящено жен ской любви и природе.

Но только в качестве героинь мы у него не встретим ни Лауры, ни Гретхен, ни даже сдержанных кокеток, кото рых любил Ватто, а почти исключительно на сцене у него des creatures faciles, и его роман всегда сразу переходит в страстный натиск, в сда чу и обладание. Но, в свою очередь, от Буше он отличается большей темпераментностью, большей страстностью.

Читать о Фрагонаре в тесте книги

Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. Характерно уже одно то, что здесь представлены как бы чертоги самого сладкого аромата, са мого женственного цветка.

И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу. Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться — до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты.

В то же время в этой сказочной картине веет чем-то похожим на тоску и, вглядываясь в нее, поддаешься соблазну нир ваны.

Читать о Фрагонаре в тесте книги

Картины:

Ж. О. Фрагонар. Музыкант. Лувр. ПарижЖ. О. Фрагонар. Самопожертвование первосвященника Кореза. Гравюра Данзеля с картины в ЛувреЖ.О. Фрагонар. Качели.Ж. О. Фрагонар. Аллея платанов. Рисунок в собрании Дютюи.Ж. О. Фрагонар. Купальщицы. Лувр. ПарижЖ. О. Фрагонар. Поцелуй украдкой. Императорский Эрмитаж

Источник: http://www.benua-history.ru/fragonar.html

Ссылка на основную публикацию