Описание барельефа микеланджело буанарроти «мадонна у лестницы»

Читать

Биографический очерк С. М. Брилианта

С портретом Микеланджело, гравированным в Петербурге К. Адтом

Шекспир и Данте, Рафаэль и да Винчи, Колумб и Гутенберг, Савонарола, Лютер, Галилей и многие другие герои и гении разных веков и наций – одна обширная семья в человечестве. Части ее умирают, оставляя живые побеги, и целое растет, подобно коралловому рифу среди необозримого океана.

Творения этих людей служат все одной цели – благу, счастью человека, но характеры их различны. Богатое творчество Рафаэля, Гете, да Винчи отвечает характеру эпохи, они – лучший цвет или плод своего времени, но личная жизнь их почти не соприкасается с жизнью народа.

Савонарола, Данте, Микеланджело, напротив, всеми фибрами своего существа принадлежат своему народу и живому организму человечества.

Микеланджело прежде всего – характер. Непримиримый и гордый, мрачный и суровый, он воплотил в себе все муки возрожденного человека – его борьбу, страдание, протест, неудовлетворенные стремления, разлад идеала и действительности.

В семье знаменитых людей он один из тех, которым не современники и не история только дают название «великих», но характер которых сам по себе вызывает изумление и почти божественное почитание. Имя Виттории Колонна, знаменитой «дочери Возрождения», окружено целым рядом славных имен ученых, поэтов и мучеников.

Они оставили огромное наследство будущим векам, но со смертью их угасло Возрождение. На этом Олимпе XVI века, среди полубогов и титанов Средних веков, среди лучших сподвижников прогресса того времени, Микеланджело занимает видное место.

Недаром во дворе монастыря, где жила Виттория Колонна, на Монте-Кавалло в Риме, в кругу избраннейших лиц эпохи встречали его появление с глубоким почтением и внимали его словам, как речам пророка.

Микеланджело – предшественник и преемник Рафаэля в искусстве. Как творец нового искусства он заслуживает название Прометея XVI века. Тайно изучая анатомию в монастыре Сан Спирито, он, используя науку, похитил у природы священный огонь правдивого творчества.

Его страдания – те же, что страдания скованного Прометея. Его характер, его речи, его вещее творчество и вдохновение, его протест против рабства тела и духа, его стремление к свободе напоминают библейских пророков.

Подобно им он был бескорыстен, независим в отношении к сильным, добр и снисходителен к слабым.

Угрюмый, нелюдимый странник в жизни, он останавливался на улице, чтобы по просьбе ребенка сделать рисунок, и нередко отказывал в этом королям.

Одинокий, не испытав ни женской любви, ни нежного сочувствия, ни ласки, почти не зная искренней дружбы до 60 лет, до встречи с Витторией Колонна, он твердо шагал по избранному пути, влагая в свой труд силы и волю титана, мысли пророка и полубога.

«Моисей» Микеланджело в самом деле видел Бога. «Я не могу созерцать природу столь широко открытыми глазами», – говорит о нем такой гений, как Гете.

Живопись и скульптура, сонеты Микеланджело и купол собора Св. Петра, его отношения к друзьям, к слуге, к народу и женщине – все говорит о глубоком содержании его души, о высоком уме и поэзии сердца.

Глубина содержания в его характере прикрывается одиночеством, сдержанной волей, суровой внешностью, ревностью к собственной славе и в то же время святым недовольством своим трудом. Все это придает особый таинственный, суровый, но необыкновенно интересный и прекрасный колорит его характеру и личной жизни.

В личной жизни Микеланджело отражается весь характер эпохи Возрождения гораздо глубже, чем в знаменитых мемуарах Челлини, которые являются, однако, непременным дополнением его биографии.

Сами события его жизни так тесно сплетаются с жизнью его эпохи, что отделить их друг от друга почти невозможно, и, несмотря на краткие размеры очерка, нам придется в нем отвести довольно значительное место истории.

«Единственная цель изучения истории – это одушевление», – говорит Гете. Изучение Возрождения дает особенно много в этом смысле, и история жизни Микеланджело – один из лучших эпизодов тогдашней эпохи.

В жизни Микеланджело есть общее с жизнью всей Италии.

Эта страна вечно давала всему миру идеал прекрасного; на ее почве рождались и росли семена истины, справедливости, гуманности и красоты, сама же она до сих пор не принадлежит к числу счастливых.

Детство.

В понедельник 6 марта 1475 года, около 4 или 5 часов утра, родился ребенок мужского пола у подесты Кьюзи и Капрезе в замке того же имени, в горах Ареццо, в Италии. В семейных книгах старинного рода Буонарроти во Флоренции находится подробная запись об этом событии счастливого отца, скрепленная его подписью – ди Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони.

В восьмой день того же месяца совершен был обряд крещения, причем дитя получило имя Микеланджело, или – по флорентийскому правописанию – Микеланьоло.

Рождение ребенка – это событие в семье, в доме – было, конечно, незначительным явлением для мира, для современников. Мать покрывала поцелуями крошечные ручки, не зная, что впоследствии люди как святыню будут чтить каждый кусок камня или клочок бумаги, которых они когда-либо касались.

Улыбаясь, слушали окружающие громкие крики ребенка, недовольного теми насилиями, которым обыкновенно подвергаются маленькие дети, но никто не думал, что это слабое существо явилось в мир живым протестом, пророком свободы, что тяжелый молот будет его орудием и его резец глубокими чертами запечатлеет в камне и мраморе вечный завет борьбы и протеста, любви к красоте и стремления к свободе.

Не странный ли случай, что два величайших гения в искусстве нового мира получили имена, вполне отвечающие их характерам. Один – Рафаэль. Под этим именем мы знаем ангела с пальмовою ветвью – воплощение кротости, сострадания и любви; другой – подобно архангелу Михаилу с его карающим мечом – апостол правды, мужества и справедливого гнева.

В трех милях от Флоренции лежит в горах селение Сеттиньяно. Здесь находилось небольшое поместье дома Буонарроти, и отец передал ребенка на руки кормилице, жене одного «скарпеллино» (каменотеса), когда сам он по окончании срока должности подесты Кьюзи и Капрезе вернулся с семьей во Флоренцию.

Сеттиньяно было богато каменоломнями, и местные жители славились своим искусством обрабатывать камень; их вызывали на постройки в города и замки всей Италии, архитекторы и художники являлись в Сеттиньяно за материалом. «Рука Провидения видна во всем в жизни великого человека». Визг пилы, шум и звон молота заменяли Микеланджело колыбельные песни.

Его руки рано окрепли, играя камнями и пробуя молот, когда он стал подрастать в Сеттиньяно.

Великий художник говорил впоследствии, смеясь, что любовь к своему «ремеслу» он всосал с молоком кормилицы.

Недаром с молоком кормилицы всосал ты

Резец и молоток; недаром от отца,

От почестей, тебе обещанных, бежал ты,

Манимый призраком волшебного резца.

Отмеченный Творцом и думами обилен,

Нося уж их следы на девственном челе,

Недаром с детских лет, как молот, был ты силен

И твердостью своей подобен был скале.

_________________

[1]

В самом деле, приблизилось время, когда в ребенке стал сказываться будущий гений. Наступила пора учения. Какой-то непонятный инстинкт у отцов, говорит А. Дюма, какая-то страсть – толкать детей на те дороги, которые им наиболее ненавистны.

«Батюшка пламенно желал сделать из меня превосходного флейтиста», – говорил Бенвенуто Челлини – современник Микеланджело, также скульптор от Бога.

Отец взял его из мастерской Бандинелли, где он делал большие успехи, и «снова, к величайшей своей горести, он принужден был приняться за флейту и не оставлял ее до 15 лет». «Я сделал большие успехи в проклятой игре на флейте», – пишет он приятелю. Флейта становится каким-то ужасным призраком в его жизни.

Год, который он прожил без нее в Пизе, «показался ему раем». Даже во сне он видит отца, приказывающего ему принять место флейтиста при папском дворе, и он решается на это в ущерб своему искусству – в то время родительские права были еще священны.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=114164&p=4

Жизнь и творчество великого Микеланджело

ПодробностиКатегория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс)Опубликовано 11.12.2016 18:59Просмотров: 1438

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) – знаменитый итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Его произведения ещё при жизни были признаны наивысшими достижениями искусства Возрождения и всей мировой культуры. 

Его жизнь протянулась на целую эпоху (89 лет). Он пережил 13 римских пап, а для 9 из них выполнял заказы.
О его биографии можно говорить с определённой долей уверенности, т.к. сохранились многие свидетельства современников Микеланджело, его письма и записи, также при жизни была написана и его биография. 

Из биографии Микеланджело Буонарроти

Полное его имя – Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни.

Даниеле да Вольтерра «Портрет Микеланджело»

Детство и ранняя юность

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Вскоре семья переехала во Флоренцию.В семье было много детей, поэтому Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет).

Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец… Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 г. стал учеником художников братьев Гирландайо, познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо.

Чезаре Дзоччи «Юный Микеланджело высекает голову фавна» (утрачена)

Начав работать над скульптурами для коллекции Медичи, он привлёк внимание Лоренцо Великолепного. В 1490 г. он поселился в палаццо Медичи и оставался там до смерти Лоренцо в 1492 г.

Лоренцо Медичи окружил себя выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, и сам Лоренцо был поэтом.

Предположительно в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» (смотрите здесь).

«Мадо́нна у ле́стницы» («Мадо́нна на ле́стнице») – мраморный барельеф, созданный Микеланджело около 1491 г. Это первое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера – ему было всего 15-16 лет.

Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов).

Нимб вокруг её головы указывает на то, что это Богоматерь.На коленях у Марии – сонный ребёнок, его правая ручка заброшена за спину. Мать прикрывает головку ребёнка. Младенец изображён без нимба.

Поза мадонны слегка расслабленная, со скрещёнными ногами.

Юный Микеланджело изобразил Мадонну в образе физически крепкой женщины, хотя в то время было принято изображать Богоматерь хрупкой, задумчивой, исполненной внутренней боли молодой женщиной.

Юность

В 1494-1495 гг. Микеланджело создаёт скульптуры для Арки святого Доминика в Болонье, а затем возвращается во Флоренцию. В это время там правил доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, который имел сильное влияние на религиозные взгляды Микеланджело.

Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский живописец, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности, имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый»; биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Свою давнюю связь с Савонаролой, неостывающую память о доминиканском бунтаре и неистовце, пошедшем походом во главе флорентийского плебса против стяжательства, тунеядства, хищничества, угнетательства, разврата, роскоши имущих и правящих классов купечества, патрицианства и церкви, Микеланджело сберёг на всю жизнь. Он сберег эту связь не пассивно, а действенно, внеся её в свое гражданское поведение, когда оружием отстаивал флорентийскую демократию, и в свое творчество – в искусство и поэзию» (А.М. Эфрос «Поэзия Микеланджело»).
В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. В 1496-1501 гг. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету».

Микеланджело «Бахус» (1497). Мрамор. Высота 203 см. Барджелло (Флоренция)

Вакх (Ба́хус, Дио́ни́с) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.Скульптурная группа предназначена для кругового обзора.

Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. Взгляд бога обращен на чашу с вином.

Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект.

По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.

Зрелые годы

В 1501 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию. Он работает по заказу: создаёт скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давида».

Микеланджело «Давид» (1501-1504). Мрамор. Высота 5, 17 м. Академия изящных искусств (Флоренция)

Это изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом.
Статуя предназначена для кругового обзора. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом.

В этом состояло новшество, поскольку Донателло и другие предшественники Микеланджело изображали Давида в момент торжества после победы над гигантом.Юноша готов к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены.

Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука.

В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора.

Микеланджело «Святой Пётр». Мрамор. Высота 124 см. Сиенский собор (Сиена)

Апостол Петр ( нём читайте здесь) изображён держащим книгу в левой руке, а правой рукой поддерживает тяжелые складки плаща. Правая нога чуть согнута, будто он собирается делать шаг. У апостола короткие вьющиеся волосы и борода.
Скульптура расположена на нижнем ярусе алтаря, слева.

Алтарь Пикколомини (Сиена)

В 1503-1505 г. мастер создаёт «Мадонну Дони», «Мадонну Таддеи», «Мадонну Питти» и «Мадонну Брюгге».

Микеланджело «Мадонна Брюгге». Мрамор. Высота 128 см. Церковь Богоматери (Брюгге)

Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. По многим параметрам она отступает от церковных канонов.

Мадонна не прижимает к себе сына и даже не смотрит на него, её взгляд устремлён в сторону, как бы размышляя над предначертанной ему судьбой. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей.

В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».

С 1505 по 1508 гг. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

Микеланджело «Лия» (1542). Мрамор. Высота 1,97 м. Сан-Пьетро-ин-Винколи (Рим, Италия)

Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Она задумчива, полна благородства и тихого величия. В левой руке она держит зеркало, чтобы наблюдать за действиями людей, а в правой – гирлянду цветов, что символизирует добродетели человеческие при жизни и прославление их после смерти
В феврале 1508 г.

Читайте также:  Описание картины густава климта «золотая рыбка»

Микеланджело возвращается во Флоренцию и вскорости едет в Рим по просьбе Юлия II для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 г. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда.

Микеланджело считал себя прежде всего скульптором, а не живописцем, ему никогда не приходилось ещё осуществлять такую огромную работу в технике фрески.

Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы (фрагмент)

А в 1536-1541 гг. по заказу папы Павла III Микеланджело расписывал алтарную стену – фреска «Страшный суд» (подробнее здесь).

Микеланджело «Страшный суд». 1370х1200 см. Сикстинская капелла. Музей Ватикана (Ватикан)

Ещё в июле 1514 г. Микеланджело получил заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции. В 1516-1519 гг. состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо.
В 1520-1534 гг. скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина.

Библиотека Лауренцина. Читальный зал

С 1546 г. начинается период жизни великого мастера, больше связанный с архитектурой. Наиболее значительные архитектурные заказы были сделаны именно в это время: для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия.

Палаццо Фарнезе

Но самым важным заказом для Микеланджело было его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Собор святого Петра

Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Вместимость собора около 60 000 человек и ещё 400 тыс. человек на площади.
Интересно, что Микеланджело почти не писал портретов. Вазари это объясняет так: «…ему претила мысль рисовать живого человека, если тот не наделён необычайной красотой».

Поэзия Микеланджело

Эта сторона творчества великого мастера известна гораздо меньше. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело. Основные темы — воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника. Любимые поэтические формы — мадригал и сонет.

«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз, и он держал ее на положении Золушки. Он не любил пускать свои стихи в свет. Даже по сей день потомство мало знает их: они наименее раскрыты и наименее ценимы из всего наследия Микеланджело. Современники же почти не знали их совсем.

Сборник, подготовленный было под давлением друзей к печати, так и остался неизданным; по рукам ходило несколько стихотворных посланий житейского назначения; несколько философических сонетов вызвали отклик комментаторов академий; одно ответное четверостишие получило широкую огласку. Вот, собственно, все, что просочилось наружу.

Когда внучатый племянник Микеланджело – Буонарроти-младший – решился, после смерти деда, опубликовать его стихи, он прежде всего стал их переделывать. Он предпринял это из того же почтения, какое побудило его издавать их: в подлинном, природном своем виде они, по его разумению, не могли бы быть приняты светом.

На гробнице во флорентийском Санта-Кроче бюст Микеланджело высится над тремя аллегорическими статуями – Ваяния, Живописи и Архитектуры; о поэзии не напоминает ничто. Но он писал стихи всю жизнь, до самых преклонных лет.

Поэзия была для него делом сердца и совести, а не забавой и не ключом в свет. Он боготворил Данте и любил Петрарку.

Мне сладко спать, а пуще камнем быть,
Когда кругом позор и преступленье…

Он обращался со словом с той же непреклонностью, как с мрамором, с красками, со строительным камнем, и ощущал свой стих так же весомо и плотно.

Ее основная часть, наибольшее количество стихотворений, дошедших до нас, приходится на вторую половину его жизни, на её преклонные годы Наиболее ранние из дошедших до нас стихов Микеланджело относятся к началу 1500-х годов, между 30 и 40 годами его жизни. Они насчитывают около десятка вещей.

Все остальное – около 200 стихотворений – написано им между 45 и 80 годами; в последнее двадцатилетие, после шестидесяти лет от роду, он писал больше всего.

Первый период (1537-1547 гг.) связан с Витторией Колонна – микеланджеловской любви к ней и создания стихов для нее».

Себастьяно дель Пьомбо «Портрет Виттории Колонна»

Здесь мы добавим, что Витто́рия Коло́нна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г.

, когда они сблизились, и до дня её смерти). Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу.Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 — 1556 гг.

) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело.

«Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека; но только человек этот был великаном, умирал как великан, и слова смерти вырывались у него по-великаньи».

До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Но они догнали его искусство в 1540-х годах и даже перегнали в 1550-х годах, когда с угасанием и кончиной Виттории Колонна стали главным глашатаем микеланджеловских раздумий.

Теперь они повели борьбу с верховным промыслом из-за болезни и смерти подруги и из-за собственных недугов и близящегося ухода из жизни.

Они наполнены противоречиями: в них покорность борется с сопротивлением, признание благостности возврата в божье лоно перебивается нежеланием расстаться со счастьем жить.

А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело, и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А.М. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело).

А теперь – стихи Микеланджело.

50Вот так же, как чернила, карандашТаят стиль низкий, средний и высокий,А мрамор – образ мощный иль убогий,Под стать тому, что может гений наш,Так, мой Синьор, покров сердечный вашСкрывает, рядом с гордостью, истокиУчастливости нежной, хоть дорогиМне к ней еще не открывает страж.Заклятья, камни, звери и растенья,Враги недугов, — будь язык у нихО вас сказали б то же в подтвержденье;И, может быть, я впрямь от бед моих

У вас найду защиту и целенье…

63Надежная опора вдохновеньюБыла дана мне с детства в красоте,Для двух искусств мой светоч и зерцало.Кто мнит не так, – отдался заблужденью:Лишь ею влекся взор мой к высоте,Она резцом и кистью управляла.Безудержный и низкопробный людНизводит красоту до вожделенья,Но ввысь летит за нею светлый ум.Из тлена к божеству не досягнутНезрячие; и чаять вознесенья

Неизбранным – пустейшая из дум!

88В ком тело – пакля, сердце – горстка серы,Состав костей – валежник, сухостой,Душа – скакун, не сдержанный уздой,Порыв – кипуч, желание – без меры,Ум – слеп и хром и полн ребячьей веры,Хоть мир – капкан и стережет бедой,Тот может, встретясь с искоркой простой,Вдруг молнией сверкнуть с небесной сферы.Так и в искусстве, свыше вдохновлен,Над естеством художник торжествует,Как ни в упор с ним борется оно;Так, если я не глух, не ослепленИ творческий огонь во мне бушует,

Повинен тот, кем сердце зажжено.

(этот сонет посвящён Томмазо Кавальери)

Микеланджело умер 18 февраля 1564 г. в Риме. Перед смертью он продиктовал завещание: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».Тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли.

В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 г. в францисканской церкви Санта-Кроче.

Собор Санта-Кроче (Флоренция)

 Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-Кроче

На гробнице Микеланджело в церкви Санта-Кроче изображены три аллегорические статуи муз живописи (Джованни Баттиста Лоренци), скульптуры (Валерио Чоли) и архитектуры (Джованни Баттиста Лоренци), которые оплакивают смерть гения.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/644-zhizn-i-tvorchestvo-velikogo-mikelandzhelo

Картины и работы Микеланджело Буонарроти с названиями. Краткая биография

Микеланджело Буонарроти – один из самых гениальных людей, живших когда-либо. Творил он в эпоху Ренессанса, которая породила множество шедевров и уникальных личностей. Однако никто не мог в то время достичь тех высот, что достиг Микеланджело. Он был талантлив во всем: одинаково хорошо владел скульптурой и живописью, был гениальным архитектором и поэтом.

Микеланджело Буонарроти годы жизни

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Его отец был градоправителем, или по-другому подеста.

В тринадцать лет юный Буонарроти получает работу в мастерской Доменико Гирландайо, который в то время был известным флорентийским мастером живописи. Это решение юноши совершенно не устраивает его отца и братьев, которые прочили ему другое будущее.

Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи.

Вскоре юный художник попадает в дом Лоренцо и знакомится там с великими представителями той эпохи: архитекторами, живописцами, учеными и поэтами. Именно здесь, Микеланджело изучает шедевры античной культуры и начинает постигать мастерство скульптуры и живописи.

Самыми его ранними работами считаются рельефы «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы». Уже в них начинает прослеживаться тема высоко одухотворенных личностей, физически крепких людей. Эти две работы наполнены различными символами.

Битва кентавров, мраморный барельеф / МикеланджелоМадонна у лестницы ,1490 г.–1492 г. автор Микеланджело

В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее.

На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы, и играющие вокруг нее дети. Сюжет близок к бытовому жанру. Однако стоит приглядеться к деталям. Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью. Публика видит сильную и крепкую женщину, которая способна родить и воспитать настоящего героя.

Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры.

В 1501 году Микеланджело возвращается домой после поездки в Рим. Он полностью охвачен политическими и общественными идеями, становится ярым защитником своей родины, пытается всеми силами противоборствовать тирании и диктату. Примерно в это время Микеланджело создает одну из своих знаменитых скульптур – «Давида». В ней воплощен идеал защитника отечества.

Статуя «Давид» Микеланджело Буонарроти

Статуя выполнена из мрамора, и впервые была показана широкой публике во Флоренции 8 сентября 1504 года. На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом.

Впоследствии эта скульптура станет символом Флорентийской республики, а современники признают эту работу верхом человеческого гения. Изображение Давида перед боем можно считать новаторским, так как многие художники и скульпторы предпочитали изображать его уже после победы над врагом.

Лицо героя спокойно, но в то же время он сосредоточен на поединке, тело Давида напряжено, брови грозно сдвинуты. Его тело наполнено смелостью и отвагой.

Мадонна Дони (Святое семейство)

Станковое произведение Микеланджело Буонарроти, 1507 г.

Подписание договора с папой Юлием II

В 1508 году Микеланджело Буонарроти подписал договор с папой Юлием II, согласно которому он должен был  расписать потолок Сикстинской капеллы.

Потолок Сикстинской капеллы, автор Микеланджело

Роспись потолка Сикстинской капеллы, созданная в 1508- 1512 г. является настоящим шедевром искусства эпохи Ренессанса.

Панорама Сикстинской капеллы

Микеланджело не раз использует образ мудрого и сильного борца за справедливость в своем творчестве. Эта тема проглядывается в статуи Моисея, созданной в 1515 году.

Моисей. Скульптура Микеланджело

Скульптура являет собой фрагмент гробницы Юлия II, которая так и не была достроена из-за финансовых трудностей. В фигуре Моисея заложена великая сила человеческого духа, этот человек может повести за собой целые народы.

Он являет собой образ человека-борца. Именно такого героя не хватало Италии в то время, когда ее раздирали внутренние конфликты и междоусобицы. Достаточно вспомнить, что в 1527 году произошел практически полный разгром Рима германскими войсками.

Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера.

К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал.

Капелла Медичи

В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи. Выполнена она по его личному архитектурному проекту. Это сооружение представляет собой памятник одному из сильнейших семейств Италии, грозному роду Медичи.

Микеланджело делал капеллу по подобию Пантеона в Риме, он захотел создать его малую копию в своем родном городе. Внешне здание оставляет довольно неприятное впечатление: стены его ничем не украшены, монотонную поверхность разбавляют окна и купол.

Микеланджело собирался украсить внутреннюю часть капеллы большим количеством скульптур, однако, замысел так и не был воплощен в жизнь полностью. Работа над внутренним убранством не доставляла никакого удовольствия Буонарроти, на процесс также повлиял конфликт с Медичи в 1527 году.

Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы.

Вскоре мастер уезжает из Флоренции в Рим, где остается до конца своих дней, и над зданием уже работают его ученики.

Панорама Капеллы Медичи

Микеланджело Буонарроти скончался 18 февраля 1564 года, а 14 июля его тело перевозят на его родину, во Флоренцию и погребают в местной церкви Санта-Кроче.

(Нет оценок)
Загрузка…

(Нет оценок)
Загрузка…

Источник: https://MirItaly.ru/borba-za-spravedlivost-mikelandzhelo-buonarroti/

Мадонна у лестницы

мадонна у лестницы микеланджело
«Мадо́нна у ле́стницы» (итал. Madonna della scala; также «Мадо́нна на ле́стнице») — мраморный барельеф, созданный Микеланджело ок. 1491 года.

Это первое независимое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера.

Фриц Эрпель писал, что в этом произведении «…уже узнается зрелый Микеланджело, в захватывающем контрасте между благородной шеей и грудью Мадонны и атлетическим плечом младенца Христа, между линеарной перегруженностью спины мадонны и бегущей игрой складок ее одежды».

Шильяно назвал барельеф «загадочным, преждевременным». По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника», «присоединился к большой скульптурной традиции».

Читайте также:  Описание картины архипа куинджи «север»

Содержание

  • 1 История произведения
  • 2 Описание
    • 2.1 Мадонна
    • 2.2 Младенец
    • 2.3 Дети
    • 2.4 Лестница
  • 3 Техника исполнения
  • 4 Интерпретации
  • 5 Образ в искусстве
  • 6 Примечания 1
  • 7 Примечания 2
  • 8 Ссылки
  • 9 Литература

История произведения

Донателло. «Мадонна с дитям» («Мадонна в облаках»)
(ок. 1430) Тондо «Мадонна и ангелы»
(мастерская делла Роббиа)

(…) Маэстро Бертольдо удивлённо глянул на мою работу, начал изучать линию наклона головы и могущественность осанки. (…) Младенец не благословляет, он спит (…). Все привыкли к тому, что ребёночек всегда благословляет, да, все к этому привыкли … Он долго изучал выражение лица Марии. Перечислял мне художников, от которых я уклонился. Называл имена: Бенедетто да Майяно, мессер Росселино, Лука делла Роббиа, называл и другие. Сказал, что самое главное, чего недостаёт моей Мадонне, это улыбки. Привыкли, чтобы она улыбалась, да, все к этому привыкли … Мария снисходительна к человеческой боли. А моя Матерь Божия не снисходительна. Она — повелительница и царица. И всё же сидит на лестнице (…)В эти страшные времена неуверенности и смятения Матерь Божия — на лестнице. Это означает, что уже скоро конец света — Карел Шульц, «Камень и боль», с. 193 —194
(…)Мария будет доминантой фигурой барельефа. Она будет центром композиции (…) Насколько ему было известно, никто из скульпторов или живописцев не изображал Иисуса спиной к зрителю. Хотя его драма и начнется лет через тридцать. А сейчас же было время его матери, поэтому и ее портрет Оригинальный текст  (англ.)  (…)Mary would dominate the marble. She would be the center of the composition (…) As far as he knew, no one had sculptured or painted Jesus with his back turned. Yet his drama would not be begun for some thirty years. This was the mother's time, and the mother's portrait— Ирвинг Стоун, «Муки и радости», с. 137 —138

« Лоренцо II Медичи»
(ок. 1521 —1534) «Пьета Ронданини»
(ок. 1555 —1564) Александр Шарпантье. «Материнство» (ок. 1883—1893) «Мадонна Дони» (ок. 1506 —1508) «Деметра на троне» (Элевсинская гидрия, фрагмент, ок.430 до н. э.)

Образ мадонны с младенцем — был очень распространён в итальянском искусстве конца 15 столетия. Он разрабатывался и художниками, и скульпторами.

В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал.

 Francesco Pesellino), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал.  Neri di Bicci) и др. В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал.

 Desiderio da Settignano), Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna), Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole) и другие. С барельефов — «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других.

С 1490 по 8 апреля 1492 Микеланджело, который с 1489 года был учеником в художественной школе Лоренцо Великолепного в саду Казино Медичео (сад монастыря Сан Марко или Медицейських садах ), жил в палаццо Медичи.

Мрамор для учеников, а также все другие необходимые материалы закупались за деньги Лоренцо, но готовое произведение становилось собственностью художника.

В отличие от его более позднего «Вакха», и «Мадонна у лестницы», и «Битва кентавров» сделаны из каррарского мрамора.

«Мадонна у лестницы» оставалась в семье Микеланджело до самой смерти художника в 1564 году.

В 1566 году Леонардо, племянник Микеланджело, подарил барельеф Козимо I Медичи, предварительно сделав бронзовую копию. Новый герцог Медичи в 1616 году вернул скульптуру семье.

Позднее его передали в коллекцию музея Каза Буонарроти (1617). В музее барельеф находится на соседней стене с «Битвой кентавров».

В 1930 году сделан гипсовый прототип барельефа, а в 2010 году из него было сделано ещё восемь бронзовых копий (литье — Fonderia Marinelli).

В 2008 году вышла книга фотографий произведений скульптора «Микеланджело: Рука мастера» (итал. «Michelangelo: La Dotta Mano»). Точная копия барельефа «Мадонна у лестницы», выполненная из мрамора, стала обложкой этого издания.

Начальная цена за книгу составляла около 100 тыс. евро (сама книга, чехол и подставка для неё, а также 500 лет гарантии). Выход книги был приурочен к празднованию 500-летия начала работ Микеланджело над фресками потолка Сикстинской капеллы.

Всего было запланировано выдать 33 экземпляра книги.

Вопрос авторства

Про это произведение Микеланджело не упоминает Асканио Кондиви, но оно упоминается во втором издании «Жизнеописаний» Вазари (1568). Колин Айслер (англ. Colin Eisler), профессор Института искусств Нью-Йоркского университета, полностью отрицал аутентичность барельефа.

Описание

По композиции «Мадонна у лестницы» и напоминает живопись, но отличается от неё. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Рядом с ней играют четверо детей — трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за ее плеча. Изображенное близко к бытовому жанру, отсюда и лестницы, и озорники-дети.

Мадонна

Микеланджело отказался от фронтального ракурса. Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя. Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это — Богоматерь. Круг сияния несколько выступает за плоскость и частично заходит на необработанную часть мрамора.

К Марии льнет сонный ребенок, правая ручка которого заброшена за спину. Мать нежно прикрывает головку любимого ребенка, чтобы не разбудить его. Младенец изображен без нимба. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами.

Мария задумана, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына.

Мадонна юного Микеланджело (в то время ему было 15 −16 лет) — это крепкая и мощная женщина, а не хрупкая, вялая или простоватая, как в произведениях других тогдашних художников.

Его мадонна отличается и от мадонн Донателло, и Джованни Пизано, которые изображали их полными боли. Она способна родить богатыря и воспитать героя.

Нечто подобное встречается в Мазаччо, произведения которого тщательно изучал и зарисовывал молодой Микеланджело.

По Саймондзу, уже в этой мадонне прослеживаются намеки на «волшебное величие» дальнейших его работ.

Марсель Брион писал, что фигура женщины создает впечатление монументальности произведения, несмотря на его небольшие размеры, а голые лестничные марши и каменный куб контрастируют с мягкими линиями ее одежды. По мнению Либмана, эта внутренняя монументальность проявляется «даже у крутых ступень, высоких для простых смертных».

Младенец

Иисус изображен очень необычно — спиной к зрителю. С одной стороны — это просто ребенок, уснувший у матери на груди, с другой — его правая рука, мускулистая, совсем недетская, подчеркивает божественность его природы.

Безволие запрокинутой правой руки также использовалась Микеланджело как символ сна или смерти. Так изображены «Лоренцо II Медичи», Иисус «Флорентийской Пьеты».

Также впервые в истории искусства взгляды матери и ее ребенка не обращены друг на друга или в одну сторону.

Уже в этом барельефе проявляется его желание изображать сильное, подтянутое тело, а его дальнейшие скульптуры будут излучать амбивалентность и противоречия.

Дети

В произведениях художников Возрождения и барокко часто изображались маленькие мальчики, иногда с крыльями. Их еще называют «путти» (итал. putti, множественное число от итал.

 putto — «маленький мальчик», «амур»). Этот элемент также использовал Донателло. У Микеланджело изображены дети играют не только декоративную роль.

Они могли трактоваться как внутренние символы, художественное выражение концепции нервов.

Дети держат длинную ткань. Возможно — плащаницу, которой со временем будет закутано тело Христа.

Лестница

По мнению Гери Радке (англ. Gary Radke), профессора истории искусства, «Мадонна у лестницы» предназначена для созерцания снизу вверх, стоя на коленях.

Тогда появляется перспектива, которая кажется несколько примитивной, если смотреть на барельеф на уровне глаз.

Этого эффекта Микеланджело достиг за счет специфической резьбы линий ступенек, и это подчеркивается также правой ногой мадонны, которая несколько выше выступает над поверхностью чем другие элементы барельефа, а следовательно является ближайшей к зрителю.

Техника исполнения

Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. rilievo schiacciato), характерный для произведений Донателло.

Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи еще молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, потому что эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка».

Айнем пишет, что эта работа Микеланджело очень напоминает древнегреческие работы 4 века, но не считает, что можно это утверждение проследить далее. Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров».

Интерпретации

Существуют различные трактовки образа «Мадонны у лестницы».

По Фрицу Эрпели, перила лестниц и линия спины Иоанна Крестителя, склонившегося на них, образуют крест, который выходит или заканчивается правой ладонью Богоматери. Пять ступеней напоминают о лестницах палача. Эрпель также обращает внимание на то, что детей четверо, и четверо евангелистов было среди апостолов Христа.

Говард Бенджамин Гиббард (англ. Howard Benjamin Hibbard), американский искусствовед, профессор Колумбийского университета, считал, что куб, на котором сидит Мадонна, может символизировать герметичное совершенство. Также Христос является краеугольным камнем церкви, а именно его Мария держит на коленях.

Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ. Robert S. Liebert), который считал, что барельеф «является собирательным образом кормилицы и биологической матери Микеланджело, который был навсегда утрачен для него.

Стремление найти это утраченное ощущение счастья в симбиотическом сочетании с грудью было мощной движущей силой для Микеланджело, на что намекают и шутки про кормилицу, приведенные в Вазари и Кондиви».

Шильяно считает, что этим может объясняться такое разительное отличие мадонн с младенцем Микеланджело, от матерей того же Рафаэля или Филиппино Липпи. Мадонны Микеланджело — «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние».

Шильяно проводит параллель между самым ранним произведением «Мадонна у лестницы» и последней известной скульптурой «Ронданини Пьета», как своеобразное воссоединение матери и уже взрослого сына, судьбу которого она знала еще когда тот был младенцем.

По мнению искусствоведа Саймона Абрахамса (англ. Simon Abrahams), Микеланджело изобразил себя как Христа, а спиной он повернут к зрителю, чтобы не было видно, что в руке он держит «резец и молоток», извлеченные из молока матери.

По его прочтению сама Мария является камнем, из которого скульптор-младенец делает свою статую.

Дети — это тоже Микеланджело, его «alter ego», которое помогает ему-скульптору добраться до его статуи-мадонны или композиционно связывают его с ней.

Образ в искусстве

Барельеф «Мадонна у лестницы» стал иконографическим образцом для произведения «Материнство» (фр. Jeune mère allaitant son enfant; дословно — «Молодая мать кормит младенца») французского скульптора Александра Шарпантье (фр. Alexandre Charpentier).

Барельеф упоминается в биографическом романе «Камень и боль» Карела Шульца (1943). В нем Мадонна изображена царицей грядущего Царства Небесного, которая сидит на лестнице как нищенка и охраняет свое дитя .

Также на произведение написано в романе «Муки и радости» Ирвинга Стоуна (1961).

По Стоуну, этот образ является синтезом греческой (языческой) и христианской философий: сюжет христианский, но присутствует героизм и отстраненность, характерные именно для аттических скульптур.

Примечания 1

а. ^ среди исследователей также бытовало мнение, что барельеф мог быть создан позже, ближе к 1495, или значительно раньше (например, Саймондз писал, что произведение «…было создано перед барельефом „Битва кентавров“») б. ^ то есть до смерти Лоренцо Великолепного, его покровителя в.

^ реставрацией произведения занималась Аньезе Парронки (итал. Agnese Parronchi) г. ^ к этому периоду относятся его карандашные копии с фресок Джотто («Вознесение Святого Иоанна Богослова») и Мазаччо («Чудо с денариям») д. ^ Charles Dempsey. Inventing the Renaissance Putto. — UNC Press Books, 2001. — 277 с. — ISBN 0-807-82616-2.

 (англ.) е. ^ лестницы (также — лифостротон, каменный двор или площадь, выложенная плитами), на которую его вывели по приказу Пилата, чтобы услышать приговор народа) (возможный архетип — лестница Иакова) ж. ^ «(…) каменем став Він наріжним!» (Библия)  (укр.) и. ^ Liebert, Robert S.

Michelangelo: A Psychoanalytic Study of His Life and Images. — New Haven: Yale University Press, 1983. — 447 с. к.

^ все его мраморные мадонны («Мадонна Брюгге», «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти», «Мадонна с младенцем») или смотрят сторону от ребенка, или мимо, это касается и его картины «Мадонны Дони» — не совсем понятно, передает отрока Иосифу, или принимает его от него л. ^ Эрпель сравнивает ее с греческой богиней плодородия и земледелия Деметрой

Примечания 2

  1. Шульц, 2006, с. 171
  2. Wallace, 2010, с. 8
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Эрпель, 1990, с. 16
  4. 1 2 3 Scigliano, 2005, с. 42
  5. Scigliano, 2005, с. 52
  6. 1 2 Einem, 1973, с. 12
  7. Irving Stone.

    The Agony and the Ecstasy (англ.) 151 —152. www.scribd.com. Проверено 1 июня 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.

  8. Шульц, 2006, с. 111
  9. 1 2 Микеланджело. Поэзия. Письма, 1983, с. 6
  10. 1 2 Scigliano, 2005, с.

    54

  11. 1 2 Madonna della Scala (Madonna of the Stairs) (англ.). www.michelangeloexperience.com (9 сентября 2010). Проверено 1 июня 2012. Архивировано из первоисточника 10 января 2014.
  12. 1 2 Marina Melchionda. Michelangelo. La Dotta Mano: When the Renaissance Genius Becomes a Work of Art (англ.). www.i-italy.

    org (9 декабря 2009). Проверено 8 июня 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.

  13. Elisabetta Povoledo. Michelangelo for Readers With Deep Pockets (англ.). The New York Times (31 мая 2008). Проверено 8 июня 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.
  14. Carolyn Kellogg.

    The learned (and pricey) hand of Michelangelo (англ.). Los Angeles Times (11 ноября 2008). Проверено 8 июня 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.

  15. Einem, 1973, с. 273
  16. 1 2 Symonds, 1893, с. 19
  17. Брион, 2002, с. 34
  18. Либман, 1964, с.

    9

  19. 1 2 3 4 Simon Abrahams. Michelangelo’s Madonna of the Stairs (англ.) (PDF) (2008). Проверено 29 июня 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.
  20. Scigliano, 2005, с. 101
  21. Scigliano, 2005, с.

    280

  22. 1 2 «Мадонна на лестнице» мраморный барельеф (1490-1492). www.mikelangelo.ru. Проверено 8 июня 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.
  23. Gary Radke: Dean's Professor of the Humanities, Professor of Art History (англ.). Syracuse University: The College of Arts and Science.

    Проверено 8 июня 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.

  24. Вазарі, 1970, с. 499
  25. Вазарі, 1970, с. 304
  26. Einem, 1973, с. 13
  27. 1 2 Scigliano, 2005, с. 34
  28. Scigliano, 2005, с. 302 —303
  29. Вазарі, 1970, с.

    298

  30. Alexandre Charpentier. Young Mother nursing (англ., франц.). www.musee-orsay.fr. Проверено 12 июня 2012. Архивировано из первоисточника 8 августа 2012.
  31. Шульц, 2006, с. 194
  32. Стоун, 1991, с. 146 —147
  33. Scigliano, 2005, с. 35

Ссылки

  • «Мадонна у лестницы» в Каза Буонарроти (инв. 190)  (итал.)
  • «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» у Каза Буонарроти (3D)  (итал.)

Литература

  • Брион Марсель. Микеланджело / Пер. с фр. Г. Г. Карпинского = фр. Michel-Ange. — М.: Молодая гвардия, 2002. — ISBN 5-235-02487-7.
  • Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-140234.html

Сош 8 подольск, творчество микеланджело

Портреты Микеланжело Буонарроти

Портрет Микеланжело

работы Марцелло Венусти

Бюст Микеланжело Буонарроти

работы Даниеле да Волтерра

Делакруа, Микеланджело

в своей мастерской, 1850

Вазари, Памятник Микеланджело, 1570

Работы Микеланджело Буонарроти
на мифологические и античные сюжеты:

Леда и лебедь, 1530 Леда с лебедем
Похищение Ганимеда, 1533 Битва кентавров
Атлант (Пленник), 1536 Похищение Ганимеда Аполлон (Давид), 1530
Фаэтон, 1533 Дионис (Бахус), 1497 Фаэтон, 1533
Брут, 1540 Голова Клеопатры

Работы Микеланджело Буонарроти на библейские сюжеты:

Давид, фрагмент Давид Давид, фрагмент
Гробница Юлия II, церковь Сан-Пьетро Гробница Юлия II, Моисей, 1515, церковь Сан-Пьетро Гробница Юлия II, Рахиль и Лия, 1515, церковь Сан-Пьетро
Мадонна Дони Мадонна у лестницы, 1490 Мадонна Тондо Питти, 1505
Манчестерская мадонна, 1497, Национальная галерея, Лондон Мадонна Брюгге, 1505, Собор Нотр-Дам, Брюгге Пьета, 1550, Флорентинский собор
Пьета, собор Святого Петра, Ватикан Пьета, собор Святого Петра, Ватикан Пьета из Палестрины, Галерея Академии, Флоренция
Святой Петроний, Церковь Сан-Доменико, Болонья Христос, церковь Санта Мария сопра Минерва, Рим Святой Прокл, Церковь Сан-Доменико, Болонья
Распятие Святого Петра,

1550, Ватикан

Распятие Святого Петра,

1550, Ватикан

Обращение

Святого Павла, 1545

Капелла Медичи
(Новая Сакристия церкви Сан Лоренцо во Флоренции):

Интерьер Капеллы

Медичи, 1533

Мадонна с покровителями семьи Медичи —

Святыми Косьмой и Дамианом

Святой Косьма Мадонна Медичи Святой Дамиан
Гробница Лоренцо Медичи, 1531 Фрагмент капеллы Медичи, 1534 Гробница Джулиано Медичи, 1533
Гробница Лоренцо Медичи, Вечер Гробница Лоренцо Медичи, Статуя Лоренцо Гробница Лоренцо Медичи, Утро
Гробница Джулиано Медичи,

День

Гробница Джулиано Медичи,

Статуя Джулиано

Гробница Джулиано Медичи,

Ночь

Ночь! сладкая, хоть мрачная пора, От всех забот ведущая к покою! Как зорок тот, кто чтит тебя хвалою, Как та хвала правдива и мудра! Ты тяжесть дум снимаешь до утра, Целишь их жар прохладою ночною, И часто я, влеком своей мечтою, Во сне взлетаю на небо с одра. О сумрак смерти, знаменье предела Всех вражеских душе и сердцу бед, Конец печалей, верное лекарство, — Ты можешь врачевать недуги тела, Унять нам слезы, скинуть бремя лет И гнать от беззаботности коварство.
Этот сонет (одно из наиболее известных стихотворений Микеланджело) составляет поэтический комментарий художника к его статуе «Ночь» на гробнице Джулиано Медичи. А вот комплиментарная эпиграмма на «Ночь» флорентийца Джованни ди Карло Строцци:
Вот эта Ночь, что так спокойно спит Перед тобою, — Ангела созданье. Она из камня, но в ней есть дыханье: Лишь разбуди, — она заговорит.
Ответное четверостишие Микеланджело последовало тут же:
Отрадно спать — отрадней камнем быть. О, в этот век — преступный и постыдный — Не жить, не чувствовать — удел завидный… Прошу: молчи — не смей меня будить.

                  (перевод Тютчева)

Мне сладко спать, а пуще — камнем быть, Когда кругом позор и преступленье: Не чувствовать, не видеть — облегченье. Умолкни ж, друг, к чему меня будить?

                  (перевод Эфроса)

Сикстинская капелла:

Внешний вид капеллы Вид на алтарную стену Страшный суд

Алтарь Вид от алтарной стены

Дверь Ложа Вход

Фрески потолка, 1511-1512

Чтобы узнать, кто изображен на фресках, наведи курсор на фигуру (можно приблизить!!!)

Другие работы Микеланджело:

Победа, 1533, Палаццо Веккио, Флоренция Победа, 1533, Палаццо Веккио, Флоренция Пленник (Умирающий раб), 1513, Лувр, Париж
Пленник (Восставший раб), 1513, Лувр, Париж Скорчившийся мальчик, Эрмитаж, Санкт-Петербург Пленник (Бородатый раб), Галерея Академии, Флоренция
Вестибюль библиотеки Лауренциана, Флоренция Вестибюль библиотеки Лауренциана, Флоренция Читальный зал библиотеки Лауренциана, Флоренция
Читальный зал библиотеки Лауренциана, Флоренция Купол собора Святого Петра, Ватикан Купол собора Святого Петра, Ватикан
Порта Пиа, Рим Порта Пиа, Рим
Капитолий, Рим Капитолий, Рим
Капитолий, Рим Капитолий, Рим

Из статьи Эфроса «Поэзия Микеланджело»

Стихи Микеланджело:

*************************** Спокоен, весел, я, бывало, делом Давал отпор жестокостям твоим, А ныне пред тобой, тоской язвим, Стою, увы, безвольным и несмелым; И ежели я встарь разящим стрелам Метою сердца был недостижим, — Ты ныне мстишь ударом роковым Прекрасных глаз, и не уйти мне целым! От скольких западней, от скольких бед, Беспечный птенчик, хитрым роком годы Храним на то, чтоб умереть лютей; Так и любовь, о донна, много лет Таила, видно, от меня невзгоды, Чтоб ныне мучить злейшей из смертей. *************************** Высокий дух, чей образ отражает В прекрасных членах тела своего, Что могут сделать Бог и естество, Когда их труд свой лучший дар являет. Прелестный дух, чей облик предвещает Достоинства пленительней всего: Любовь, терпенье, жалость, — чем его Единственная красота сияет! Любовью взят я, связан красотой, Но жалость нежным взором мне терпенье И верную надежду подает. Где тот устав иль где закон такой, Чье спешное иль косное решенье От совершенства смерть не отведет? *************************** Ночь! сладкая, хоть мрачная пора, От всех забот ведущая к покою! Как зорок тот, кто чтит тебя хвалою, Как та хвала правдива и мудра! Ты тяжесть дум снимаешь до утра, Целишь их жар прохладою ночною, И часто я, влеком своей мечтою, Во сне взлетаю на небо с одра. О сумрак смерти, знаменье предела Всех вражеских душе и сердцу бед, Конец печалей, верное лекарство, — Ты можешь врачевать недуги тела, Унять нам слезы, скинуть бремя лет И гнать от беззаботности коварство. *************************** Дерзну ль, сокровище мое, Существовать без вас, себе на муку, Раз глухи вы к мольбам смягчить разлуку? Унылым сердцем больше не таю Ни возгласов, ни вздохов, ни рыданий, Чтоб вам явить, мадонна, гнет страданий И смерть уж недалекую мою; Но дабы рок потом мое служенье Изгнать из вашей памяти не мог, —

Я оставляю сердце вам в залог.

*************************** Нет радостней веселого занятья: По злату кос цветам наперебой Соприкасаться с милой головой И льнуть лобзаньем всюду без изъятья! И сколько наслаждения для платья Сжимать ей стан и ниспадать волной, И как отрадно сетке золотой Ее ланиты заключать в объятья! Еще нежней нарядной ленты вязь, Блестя узорной вышивкой своею, Смыкается вкруг персей молодых. А чистый пояс, ласково виясь, Как будто шепчет: «не расстанусь с нею…» О, сколько дела здесь для рук моих! *************************** Скажи, Любовь, воистину ли взору Желанная предстала красота, Иль то моя творящая мечта Случайный лик взяла себе в опору? Тебе ль не знать? — Ведь с ним по уговору Ты сна меня лишила. Пусть! Уста Лелеют каждый вздох, и залита Душа огнем, не знающим отпору. Ты истинную видишь красоту, Но блеск ее горит, все разрастаясь, Когда сквозь взор к душе восходит он; Там обретает божью чистоту, Бессмертному творцу уподобляясь, — Вот почему твой взгляд заворожен. *************************** Лишь вашим взором вижу сладкий свет, Которого своим, слепым, не вижу; Лишь вашими стопами цель приближу, К которой мне пути, хромому, нет. Бескрылый сам, на ваших крыльях, вслед За вашей думой, ввысь себя я движу; Послушен вам — люблю и ненавижу, И зябну в зной, и в холоде согрет. Своею волей весь я в вашей воле, И ваше сердце мысль мою живит, И речь моя — часть вашего дыханья. Я — как луна, что на небесном поле Невидима, пока не отразит В ней солнце отблеск своего сиянья. *************************** Природа сотворила Все чары девушек и донн, Чтоб дать их той, кем я воспламенен, Но кто и сердце мне оледенила. Ни разу не томила Кого-либо скорбь, горшая моей! Смятенье, страх, унылость дней Не ведали прочнее основанья; Но также ликованья

Сильней не знало ни одно созданье.

К Джованни, что из Пистойи

Я получил за труд лишь зоб, хворобу (Так пучит кошек мутная вода, В Ломбардии — нередких мест беда!) Да подбородком вклинился в утробу; Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу, Полез к горбу; и дыбом — борода; А с кисти на лицо течет бурда, Рядя меня в парчу, подобно гробу; Сместились бедра начисто в живот, А зад, в противовес, раздулся в бочку; Ступни с землею сходятся не вдруг; Свисает кожа коробом вперед, А сзади складкой выточена в строчку, И весь я выгнут, как сирийский лук. Средь этих-то докук Рассудок мой пришел к сужденьям странным (Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!): Так! Живопись — с изъяном! Но ты, Джованни, будь в защите смел: Ведь я — пришлец, и кисть — не мой удел! *************************** О, было б легче сразу умереть, Чем гибелью томиться ежечасной От той, кто смерть сулит любви злосчастной! Увы, как сердцу не тужить, Когда его все горше дума губит, Что та, кого люблю, меня не любит? Как можно мне остаться жить, Когда она твердит, и это явно, Что ей себя не жаль, — меня ж подавно? Как мне внушить ей жалость, если впрямь Ей и себя не жалко? — О, проклятье! Ужели вправду должен смерть принять я? *************************** Любую боль, коварство, напасть, гнев Осилим мы, вооружась любовью. *************************** О память об ударе, что нанес Мне в грудь кинжал, отточенный любовью… *************************** Я тем живей, чем длительней в огне. Как ветер и дрова огонь питают, Так лучше мне, чем злей меня терзают, И тем милей, чем гибельнее мне. *************************** Когда раба хозяин, озлоблен, Томит, сковав, в безвыходной неволе, Тот привыкает так к злосчастной доле, Что о свободе еле грезит он. Привычкою смиряем тигр, питон И лев, в лесу родившийся для воли: Юнец, творящий вещь в поту и боли, Прибытком сил за труд вознагражден Но иначе огонь себя являет: Зеленых прутьев пожирая сок, Он мерзнущего старца согревает, Он юных сил в нем возрождает ток, Живит, бодрит, опять воспламеняет, — И вот уж тот любовью занемог. Кто в шутку или впрямь изрек, Что стыдно старцу пламенеть любовью К высокому, — тот предан суесловью! *************************** Увы, увы! Как горько уязвлен Я бегом дней и, зеркало, тобою, В ком каждый взгляд прочесть бы правду мог. Вот жребий тех, кто не ушел в свой срок! Так я, забытый временем, судьбою, Вдруг, в некий день, был старостью сражен. Не умудрен, не примирен, Смерть дружественно встретить не могу я; С самим собой враждуя, Бесцельную плачу я дань слезам. Нет злей тоски, чем по ушедшим дням! Увы, увы! Гляжу уныло вспять На прожитую жизнь мою, не зная Хотя бы дня, который был моим. Тщете надежд, желаниям пустым, Томясь, любя, горя, изнемогая, (Мне довелось все чувства исчерпать!) Я предан был, — как смею отрицать? Скрыв истину, меня держали страсти В своей смертельной власти; Но срок их царства мне казался мал. И, длись он дольше, — я бы не устал. Влачусь без сил, — куда? Не знаю я; Страшусь глядеть, но время, убегая, Не прячет явь, хоть отвращаю взгляд. И вот теперь мне годы плоть язвят, Душа и смерть, усилия смыкая, Мной доказуют бренность бытия; Когда догадка истинна моя (Стань, Господи, тому порукой!), Я буду мучим вечной мукой: Ведь вольной волей. Боже, я твой свет

Отверг для зла, и мне спасенья нет.

*************************** Спустившись с неба, в тленной плоти, он Увидел ад, обитель искупленья, И жив предстал для божья лицезренья, И нам поведал все, чем умудрен. Лучистая звезда, чьим озарен Сияньем край, мне данный для рожденья, Ей не от мира ждать вознагражденья, Но от тебя, кем мир был сотворен. Я говорю о Данте: не нужны Озлобленной толпе его созданья, — Ведь для нее и высший гений мал. Будь я, как он! О, будь мне суждены Его дела и скорбь его изгнанья, — Я б лучшей доли в мире не желал! *************************** Верните вы, ручьи и реки, взорам Поток не ваших и соленых вод, Чей быстрый бег сильней меня несет, Чем вы своим медлительным напором. И ты, туман, верни глазам, которым От слез невидим звездный небосвод, Их скорбь, и пусть твой хмурый лик блеснет В мой жадный зрак яснеющим простором. Верни, земля, следы моим стопам, Чтоб встать траве, примятой мной сурово, И ты, глухое эхо, — ропот мой; И взгляды, вы, — святой огонь очам, Чтоб новой красоте я отдал снова Мою любовь, не взятую тобой. *************************** Уж чуя смерть, хоть и не зная срока, Я вижу: жизнь все убыстряет шаг, Но телу еще жалко плотских благ, Душе же смерть желаннее порока. Мир — в слепоте: постыдного урока Из власти зла не извлекает зрак, Надежды, нет, и все объемлет мрак, И ложь царит, и правда прячет око. Когда ж. Господь, наступит то, чего Ждут верные тебе? Ослабевает В отсрочках вера, душу давит гнет; На что нам свет спасенья твоего, Раз смерть быстрей и навсегда являет

Нас в срамоте, в которой застает?

*************************** Лишь на огне кузнец чекан дарит Куску железа, мудрый труд свершая; И, золота огнем не расплавляя, Высоких форм художник не творит; И если Феникс прежде не сгорит, То не воскреснет, — так вот, умирая, Я льщусь мечтой ожить меж духов рая, Кому ни смерть, ни время не вредит. От действия огня, что на потребу Мне в благо дан, чтоб воскресить меня, — Я стал почти уж тенью гробовою; Но если он влеком природой к небу, Я ж сделался частицею огня, — Что ж не берет меня он ввысь с собою? *************************** Ужели, донна, впрямь (хоть утверждает То долгий опыт) оживленный лик, Который в косном мраморе возник, Прах своего творца переживает? Так! Следствию причина уступает, Удел искусства более велик, Чем естества! В ваяньи мир постиг, Что смерть, что время здесь не побеждает. Вот почему могу бессмертье дать Я нам обоим в краске или в камне, Запечатлев твой облик и себя; Спустя столетья люди будут знать, Как ты прекрасна, и как жизнь тяжка мне, И как я мудр, что полюбил тебя. *************************** Хоть и сулит мне вящее желанье К моим годам года додать не раз, — Смерть не замедлит шага ни на час; Чем больше ждешь, тем ближе с ней свиданье. Да и к чему на счастье упованье, Раз лишь в скорбях Господь приемлет нас? Скольженье дней, и все, что тешит глаз, Тем злостнее, чем ярче их блистанье. И ежели, мой Боже, я порой Весь отдаюсь могучему стремленью, Несущему покой душе моей, Но собственной ничтожному ценой, — Дай в тот же миг свершиться вознесенью!

Чем дольше срок, тем пыл к добру слабей.

Источник: http://sschool8.narod.ru/Masters/A_Michelangelo.htm

Ссылка на основную публикацию