Описание иконы андрея рублева «сретение»

Сретение владимирской иконы божией матери

Православные праздники

С тех пор, как народ Руси принял крещение, Божья Матерь считается покровительницей нашей страны.

И это не голословно, поскольку от икон Пресвятой Богородицы наши соотечественники получали чудодейственную помощь в самых трудных ситуациях, когда на кон были поставлены не только свобода целой нации, но и жизнь массы людей. Одним из таких почитаемых образов является Владимирская икона Божией Матери.

8 сентября — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395) 

История иконы

По церковному преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.

Долгое время икона эта пребывала в Иерусалиме (примерно до середины V века н.э.).

Позже она была перенесена из Иерусалима сначала в Константинополь, а в начале XII века из Византии попала в Россию, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха.

Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. 

Покинув Вышгород, князь Андрей Боголюбский повез икону в Ростов. В 11 верстах от Владимира, кони, везшие икону, вдруг остановились, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Все сочли это чудесным предзнаменованием.

Отслужив молебен, решили здесь заночевать.

Ночью во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.

Храм Рождества Богородицы и остатки замка Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни) в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области

Ко всеобщей радости жителей князь Андрей возвратился во Владимир вместе с чудотворной иконой. Образ Божией Матери занял почетное место в Успенском соборе. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

История праздника 8 сентября — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату – 1395 год. Слово «сретение» означает «встреча». И действительно, в указанном году в Москве произошла встреча святого образа Богородицы москвичами. Позже на месте случившегося сретения был возведен Сретенский монастырь. Обитель сия дала название улице Сретенке.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю и достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

Тамерлан

Великий князь Василий I Димитриевич, старший сын Дмитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность войск Тамерлана в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью.

Войско Тамерлана

Великий князь Василий Димитриевич молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве.

Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы.

Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве икону встретили 26 августа (8 сентября по новому стилю).

Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка), Тамерлан дремал в своем походном шатре.

Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения.

Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

После этого события чудотворная Владимирская икона Божией Матери осталась в Москве навсегда. Ее поместили в кремлевском Успенском Соборе Московского Кремля. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители.

Успенский Собор Московского Кремля

В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею. Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м.«Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9).

Храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее

Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году.

3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный. Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»

 Престол уготованный (греч. Этимасия) — богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:

  • церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы);
  • закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова — Откр.5:1);
  • орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом;
  • голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда).

Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

  Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
О, Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд. 

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/pravoslavnye_prazdniki/view/id/1201029

Андрей Рублёв. «Сретение»

А потом Андрей напишет «Сретение». Этот праздник был известен уже в IV веке. В Риме, в церкви Марии Великой, сохранилось до наших дней древнейшее из дошедших изображений, относящееся к V веку. Сретение по смыслу тесно связано с Рождеством. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств.

На Руси в первые дни февраля, по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Стояла глубокая зима. Не начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Дни еще короткие. Тихое, располагающее к раздумьям время. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния.

Рублевское «Сретение» получилось сложным, глубоким по смыслу и вместе с тем настолько законченным и цельным, что на первый взгляд могло показаться очень простым. Да, это и есть зрелый плод высокого творчества, та кажущаяся простота, за которой стоит столько мысли и знания, труда.

Взглянет кто на икону, и первое впечатление, что изображен исполненный торжества и значительности обряд. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному.

В самом храме их встречает, отсюда и название события «сретение» — встреча, старец Симеон, которому давно уже дано обетование, что он не вкусит смерти, пока не узрит и не примет на руки рожденного на земле Спасителя мира. И сейчас он узнает, ясно чувствует, что миг этот настал…

На иконе, мерно ступая, движутся навстречу Симеону на одинаковом расстоянии друг от друга мать с младенцем на руках, Анна, за ней обручник.

Высокие стройные их фигуры Рублев изобразил так, что они видятся соединенными, перетекающими одна в другую.

Их мерному движению, торжественному, неуклонному и неотменимому, как бы указывая на его значительность, вторит легко изгибающаяся стена, которая изображает преддверие храма.

А навстречу младенцу в глубоком, смиренном поклоне протягивает благоговейно покровенные одеждами руки ветхий служитель ветхозаветного храма. Сейчас он приемлет на руки… собственную свою смерть.

Дело его на земле окончено: «Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром…» На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. И ему, этому новому, — таков всеобщий и всеобъемлющий закон жизни — придется укорениться в мире только через жертву. Юное «отроча» ждет позор, поругание, крестная мука.

В сдержанном настроении, в лицах, как бы подернутых дымкой печали, Рублев выразил это будущее, жертвенное, смертное. И с особой силой пережил это художник, когда писал лицо Богоматери.

Для Андрея — и здесь он не расходился с традицией — ясно было, что Мария знает о судьбе сына, прозревает и собственное страдание, «оружие», которое «пройдет ее сердце». Трепетное это материнское чувство хорошо видно, но дано с редкой и благородной мерой сдержанности. Все, чему суждено свершиться, нужно для людей, для всего мира.

Безупречно цветовое построение иконы, сильные, мужественно и твердо соотнесенные сочетания сгармонизированы художником, смягчены точным и тонким ритмом их расположения на иконной плоскости.

Язык, которым Рублев говорит здесь со зрителем, сдержан, но очень емок. Художник не спешит раскрыться, поразить внешним движением, взрывом чувств.

Надо вживаться, всматриваться неторопливо и раздумчиво в эту икону, постигать, открывать, углубляться в мерцающие красками ее «образы и смыслы».

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360 — 1428)

Источник: http://aria-art.ru/0/R/Rubljov%20A.%20Sretenie/1.html

Сретение – Встреча Вселенского масштаба. Митрополит Антоний – О высшем смысле праздника

Чему может научить современника событие встречи ветхозаветного старца и новозаветного Богомладенца? Иконы, фрески, стихи, множество произведений искусства посвящены Сретению, в чем их особенность? Об этом и многом другом — в интервью порталу “Православная жизнь” управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского и Броварского Антония.

Читайте также:  Описание картины федора байкова «у кузницы»

— Сретение Господне — один из двунадесятых праздников, и, пожалуй, самый загадочный, понимание которого требует глубинного проникновения в библейскую историю. Почему встреча благочестивого старца Симеона с Богомладенцем Христом в Иерусалимском храме стала великим христианским праздником?

— В образе ветхого старца Симеона нашли свое выражение многовековые чаяния всего человечества. Об этом томительном ожидании Спасителя апостол Павел говорит, что «вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим. 8, 22).

И мы понимаем, какой долгий и многотрудный путь совершило ветхозаветное человечество от закрытых врат потерянного рая до радостной минуты встречи с Тем, Кто должен положить конец этому страшному разделению между Небом и землей, между Богом и человеком.

Думаю, не нужно объяснять, что означает для человека радость встречи после долгой разлуки. Усталость долгого ожидания, вера в исполнение пророчеств, длительный томительный путь жизни, и вот, наконец, – встреча. Мессия, Спаситель человеческого рода на трепетных руках седого старца.

Это встреча двух эпох, двух миров – Ветхого и Нового – это самая главная и долгожданная встреча в истории человечества.

Эта великая Встреча Творца со своим творением содержит в себе важный урок для каждого из нас. Она учит нас верности и терпению. Вера Ветхозаветных праведников, преданность Божественным обетованиям, исполнившимся в тот святой день, свидетельствует, что слово Божие всегда истинно, и Его любовь к человеку безгранична. Нужно только уметь ждать и верить.

Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница)

— Показать и прямой, и высший смысл события старалось не одно поколение иконописцев, живописцев, поэтов. Например, икона «Сретение», мастерская Андрея Рублева, 1408г. Здесь, на мой взгляд, удалось передать и прямой, и высший смысл события.

— Не случайно икона в православной церкви называется богословием в красках. Творчество преподобного Андрея Рублева и его учеников яркое тому подтверждение. Образы, написанные этим великим подвижником и колоссально одаренным человеком, вот уже более шестисот лет освящают наш мир своим неземным светом.

Один писатель сказал, что настоящий художник должен своим искусством превращать эту плачевную землю в преддверие Неба. И каждый раз, когда мы любуемся красотой иконописных ликов на древнерусских иконах, молимся перед ними, то отчетливо понимаем и чувствуем, что Небо стало ближе к нам.

Икона «Сретение» поражает своей монументальностью и, одновременно, лаконизмом композиционного решения. Ее особый иконографический язык, действительно, передает глубокий богословский смысл изображенного события. Потому что истинное богословие – это не слова и формулировки, а вера и жизнь.

Через свое творчество великие древнерусские иконописцы передали нам свой духовный опыт. Они открыли нам то, что сами чувствовали в своем сердце. Прекрасный духовный мир автора живет в его творчестве, открывая человечеству красоту мира горнего. В этом и заключается непреходящее значение великого духовного и культурного наследия преподобного Андрея Рублева и древнерусских иконописцев.

1408 г. Мастерская Андрея Рублева. Из иконостаса Успенского собора Владимира

— А возьмем, к примеру, фреску Капеллы дель Арена «Сретение» Джотто, художника Проторенессанса.

— Эта фреска по-своему прекрасна. Я против того, чтобы противопоставлять друг другу различные эпохи, стили, жанры и течения в искусстве. В произведениях Ренессанса своя удивительная красота и гармония, свой особый язык и индивидуальный подход к видению мира.

Конечно, если говорить честно, данное произведение искусства вызывает у меня только лишь эстетическое чувство. В то время, как творчество преподобного Андрея Рублева – это, в первую очередь, духовность и Божественное откровение, выраженное в его великом таланте.

Фреска капеллы дель Арена в Падуе, 1304—1306 гг. Джотто ди Бондоне

Христианская культура воистину многогранна и разнообразна.

Множество различных жанров и направлений, подаривших миру бессмертные шедевры, свидетельствуют о том, какое важное место занимало христианство в умах и сердцах людей и какую огромную роль оно сыграло в формировании нашей цивилизации.

Наша задача — сохранить наследие христианского мира, не потерять эту важную нить, которая связывает нас с истоками нашей культуры и истории.

— В честь праздника Сретение поэт Иосиф Бродский, живший в Петербурге неподалеку от храма святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в марте 1972 года написал своё удивительное стихотворение «Сретение». Приведу четверостишие из стихотворения:

…И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма…
Удалось ли Бродскому показать высший смысл праздника в своём стихотворении? Близко ли Вам творчество Бродского?

— Поэзия Иосифа Бродского настолько же прекрасна, насколько и необычна. Меня всегда удивляло умение этого автора в столь особенном ракурсе раскрывать глубокую философскую суть вещей, не впадая при этом в пафос. Талант Бродского – говорить о высоком просто и ненавязчиво.

«Сретенье» я впервые прочитал в студенческие годы, несмотря на то, что найти творчество Бродского в те годы было фактически невыполнимой задачей. Стихотворение произвело на меня огромное впечатление.

Оно, несомненно, выделяется из всего корпуса библейских стихов поэта своей проникновенностью.

Примечательно, что его содержание абсолютно точно следуют первоисточнику – Евангелию. Я думаю, поэт не ставил перед собой задачу показать именно высший смысл праздника в этом стихотворении. Наверное, этого в данном случае и не требуется. Главное — что ему удалось передать особую атмосферу великой Встречи Бога и человека.

«Сретение» – это поэтическое переложение евангельского повествования, которое поэт пропускает через призму своих чувств и удивительного таланта. Читая это стихотворение, понимаешь – так бьется сердце поэта.

— Можно ли назвать встречу Симеона с младенцем Христа – переменой закона? Симеон олицетворяет Ветхий завет, а Христос есть Новый завет. И слова Симеона: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…” – можно понимать не только буквально, но и как добровольную перемену каждого из нас. Так ли это?

— Событие Сретения, действительно, отмечает границу между Ветхим и Новым Заветами. Настало, наконец, время, когда Ветхий Завет с его прообразами и обрядовыми установлениями должен уйти, уступив место новозаветным свершениям. И вот, праведный Симеон в молитве «Ныне отпущаеши» исповедует радость по поводу окончания времени ожидания.

Святитель Кирилл Иерусалимский в гомилии на праздник Сретения пишет: «Да радуется Адам, чрез Симеона ко Христу говорящий: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк. 2, 29); ныне разрешаешь меня от вечных уз; ныне разрешаешь меня от тления; ныне разрешаешь меня от смерти; ныне разрешаешь меня от печали, о Сыне мой и Боже!»

Молитва святого Симеона Богоприимца поется или читается на каждой вечерне, чтобы уходящий день напоминал каждому верующему о вечере его жизни, который закончится исходом из этой временной жизни. Надо прожить жизнь в мире с Богом и исполнении евангельских заповедей, чтобы, как святой старец Симеон, с радостью встретить нескончаемый светлый день в Царствии Небесном.

И люди, которых сроднил друг с другом приход Бога, с великой радостью почитают событие, ставшее одним из величайших моментов истории спасения мира.

Архимандрит Рафаил (Карелин) очень поэтично описывает значение этого события: «В день Сретения Бог, невидимо пребывающий в храме Своей благодатью, видимо вошел в него. Закрываются последние пророческие книги.

Ветхий Завет уступает место Новому Завету. Так бледнеют и меркнут алмазные звезды – краса ночного небосвода – в лучах восходящего солнца.

Скоро будет разрушен Иерусалимский храм, но от его основания, как молодые побеги от корня, раскинутся по всей земле христианские общины».

— Что самое главное для Вас в этом празднике? Что связано с этим праздником? Может, есть какие-то особые традиции?

— С этим праздником у меня связано ожидание весны, некие надежды на новую жизнь нашего общества.

Сретение – это еще и напоминание о нашей личной встрече с Богом, которая должна состояться в жизни каждого из нас.

Мы живем в ожидании этой встречи и в Церкви мы находим все, что приближает эту радость, делает ее реальностью, дает нам силы на новую жизнь в единстве с Богом, в мире и единомыслии с ближними.

Также с этим праздником связана традиция освящать в храмах свечи. Очевидно, эта традиция возникла в ознаменование слов праведного Симеона Богоприимца, который называет Богомладенца «Светом во откровение языков» (Лк. 2, 30-31). Принесенные в этот день домой сретенские свечи возжигают во время молитвы.

Главное для нас в этот день — посетить храм, исповедаться, причаститься и от всей души помолиться Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери за себя и своих близких, за мир в Украине.

Всех православных верующих я от всей души поздравляю с этим замечательным праздником и желаю мирного неба над головой и духовной радости в душе. Пусть Бог хранит наш народ и «благословит люди Своя миром» (Пс. 28, 11).

Портал “Православная жизнь”

Источник: http://news.church.ua/2015/02/15/sretenie-vstrecha-vselenskogo-masshtaba-mitropolit-antonij-o-vysshem-smysle-prazdnika/

26 августа / 8 сентября — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395)

Молитва перед Владимирской иконой Божией Матери о спасении державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений (составлена во время кровавых событий октября 1993 года) 

Господи Боже, Спасителю наш!

К тебе припадаем сокрушенным сердцем и исповедуем грехи и беззакония наша, ими же раздражихом Твое благоутробие и затворихом щедроты Твоя.

Отступихом бо от Тебе, Владыко, и заповедей Твоих не соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам.

Сего ради нестроением поразил еси нас, и дал еси нас на попрание врагом нашим, и умалихомся паче всех язык, и быхом в притчу и поношение соседом нашим.

Боже великий и дивный, каяйся о злобах человеческих, возводяй низверженныя и утверждаяй низпадающия! Небесную Твою силу с небесе ниспосли, уврачуй язвы душ наших и воздвигни нас от одра болезни, яко наполнишася расслабления чресла наша, яко болим неправдою и рождаем беззаконие.

Утоли шатания и раздоры в земли нашей, отжени от нас зависти и рвения, убийства и пианства, разжжения и соблазны, попали в сердцах наших всяку нечистоту, вражду и злобу, да паки вси возлюбим друг друга и едино пребудем в Тебе, Господе и Владыце нашем, якоже повелел еси и заповедал еси нам.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко исполнихомся уничижения и несмы достойни возвести очеса наша на небо. Помяни милости, яже показал еси отцем нашим, преложи гнев Твой на милосердие и даждь нам помощь от скорби.

Молит Тя Твоя Церковь, представляющи Тебе ходатайство Другов Твоих: преподобных и богоносных отцев наших Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Петра, Алексия, Ионы, Иова, Филиппа, святителей Московских, священномученика Ермогена, наипаче святителя Тихона, Патриарха Московского, и всех святых, в земли нашей просиявших, изряднее же Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии от лет древних покрывавшия и заступавшия страну нашу.

Вразуми всех, иже во власти суть, и возглаголи в них благая о Церкви Твоей и о всех людях Твоих. Силою Креста Твоего укрепи воинство наше и избави их от всякого навета вражия. Воздвигни нам мужей силы и разума и даждь всем нам духа премудрости и страха Божия, духа крепости и благочестия.

Господи, к Тебе прибегаем, научи нас творити волю Твою, Яко Ты еси Бог наш, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя во веки веков. Аминь. 

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

.Вторая половина XVII в.Москва.128 х 99.ГТГ. Инв. 23095.

Икона происходит из московской церкви Митрополита Алексия в Глинищах. 

На верхнем поле иконы из Третьяковской галереи вязью выполнена надпись: «Сретение чудотворныя иконы Владимирския Богородицы власти московския».

Справа из ворот Кремля навстречу чудотворному образу исходит многочисленный крестный ход с крестами и кремлевскими святынями: образом Богоматери Одигитрии и Спаса «оплечного» из Успенского собора. На первом плане слева два иерея несут Владимирскую икону Пресвятой Богородицы.

К чудотворной иконе подвешена шитая пелена с красной узорчатой каймой и Голгофским крестом с орудиями страстей. В соответствии с обликом иконы в XVII в. показаны серебряный оклад и венцы.

Справа перед Владимирской иконой изображен в предстоянии митрополит Киприан, который стал инициатором перенесения всероссийской святыни из Успенского собора Владимира в Москву. См. также икону из собрания ЦМиАР (Музей имени Андрея Рублева. КП 2640): . 

Чудотворная Владимирская икона была свидетельницей последних дней Русской православной монархии. Во время Первой мировой войны Владимирский чудотворный образ Пресвятой Богородицы был привезен в Ставку Государя в субботу перед праздником Пресвятой Троицы 28 мая 1916 г.

по желанию Императрицы Александры Феодоровны и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в сопровождении протопресвитера московского Успенского собора Н.А. Любимова, протоиерея Н. Пшенишникова и протодиакона К.В. Розова. Вскоре всероссийская святыня прибыла на фронт в район сосредоточения IV Армии.

С военной точки зрения предстоявшая в 1917 г. неминуемая победа Русской армии была очевидна. Но предательский февральский переворот с изменническим требованием большинства генералитета об отречении Государя лишил армию и государство Божией помощи.

По возвращении Владимирская икона оставалась в Ставке в храме Пресвятой Троицы до апреля 1917 г., когда по приказу генерала Алексеева была возвращена в Москву.Согласно благочестивому преданию, чудотворную Владимирскую икону по распоряжению Иосифа Сталина возили на самолете над линией фронта в 1943 г.

, что переломило ход страшной войны.

Читайте также:  Описание картины тициана вечеллио «пьета»

Во время кровопролития в Москве в октябре 1993 г. Русская Православная Церковь вновь обратила свои взоры и моления к чудотворной Владимирской иконе Пресвятой Богородицы.

Святейший Патриарх Алексий, чью недавнюю страдальческую кончину оплакивала вся убитая горем паства, в свое время сказал, что он никогда не забудет тяжкие дни осени 1993 г. (см. видео внизу). Узнав о событиях в Москве, Предстоятель, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на Родину.

1 октября 1993 г. в Свято-Даниловом монастыре по инициативе депутатов российского парламента начались переговоры при участии представителя Конституционного суда В.И. Олейника и при посредничестве Патриарха, митрополита Кирилла и митрополита Ювеналия. Главные участники со стороны Ельцина — С.А. Филатов, Ю.М. Лужков, О.Н. Сосковец; от парламента — зампредседателя ВС Ю.М.

Воронин, председатель Совета национальностей ВС Р.Г. Абдулатипов, депутат В.А. Домнина. В тот же день Синод Русской Православной Церкви сделал грозное предостережение: «Властью, данной нам от Бога, мы заявляем, что тот, кто поднимет руку на беззащитного и прольет невинную кровь, будет отлучен от Церкви и предан анафеме» (Официальная хроника. М., 1993.

С. 11-12).

2 октября 1993 г., на второй день переговоров в Свято-Даниловом монастыре, было опубликовано обращение к Патриарху Алексию II видных патриотических деятелей русской культуры: «Мы обращаемся к Вам как к Главе Русской Православной Церкви с убедительным призывом в час тяжелейшего испытания прийти на помощь нашему народу, на помощь миллионам Ваших прихожан.

Призываем встать во главе всей страны в борьбе за восстановление Конституции России и гражданского мира… Мы знаем, что Церковь не любит вмешиваться в мирские дела, отдавая себя заботам о возвышенном и вечном. Но, если бы Ваш предшественник — Святой Патриарх Гермоген не пришел бы на помощь своему Отечеству, России уже не было бы более трех веков.

Ведь если прольется кровь и погибнут сотни героических защитников демократии в Доме Советов, в том числе и трое православных священников, то их кровь окажется на Вашем белоснежном облачении… Помните, что приказ о развязывании бойни и, следовательно, кровавой гражданской войны, могут отдать только двое — Б. Ельцин и Ю.

Лужков, которых Вы недавно благословляли в храме Христовом на глазах десятков миллионов телезрителей.
… Как же душа, исполненная христианской любви, может примириться с тем, что народные избранники находятся в нечеловеческих условиях (лишенные тепла, света, воды и продовольствия)! А ведь именно они недавно приняли закон в защиту прав Православной Церкви.

Они же выступили против страшного обнищания народа, против чудовищного роста преступности, против развала российской государственности. И как странно видеть, что только трое православных священников — истинных подвижников — несут тяжесть креста страданий защитников Дома Советов

Уже озверевшие омоновцы, подкупленные двухкратным повышением зарплаты накануне путча, избивая безоружных демонстрантов, пролили первую кровь патриотов… Подписи: писатели Ю. Власов, В. Распутин, А. Проханов, Д. Бородин, Ю. Беляев, В. Сорокин, С. Куняев, В. Крупин, академик И. Шафаревич, народные артисты и режиссеры Н. Бурляев, С. Говорухин, И. Горбачев, Т. Доронина, С.

Бондарчук, Л. Зайцева, М. Ножкин, В. Овчинников, народный художник А. Шилов, вице-президент Пушкинской академии В. Легентов, композитор Г. Свиридов и др.» («Советская Россия», 2.10.1994).

Когда страна находилась на грани гражданской войны, Русская Церковь обратилась к руководству Третьяковской галереи с просьбой установить чудотворную Владимирскую икону Пресвятой Богородицы в кафедральном Богоявленском соборе для всеобщего молитвенного поклонения и обращения.

Святейший Патриарх Алексий позвонил Лужкову с такой просьбой, и мэр Москвы поручил обеспечить техническое исполнение. Тогда подписи под разрешением вывезти спасительную для России икону Владимирской Божьей матери в Елоховский собор поставили мэр Юрий Лужков и Святейший Патриарх Алексий.

Хранители Третьяковской галереи тогда в 1993 году (вотличие от 2008 года: ) пошли против всех правил и отдали величайшую ценность без формального решения на уровне правительства и целой цепочки согласований с привлечением Росгосимущества. Предстоятель вспоминал, как множество людей со слезами на глазах молились 3 октября 1993 г.

перед Владимирской иконой о предотвращении еще больших бед. А когда икону вынесли из Елоховского собора, то перед ней пали на колени тысячи верующих, собравшихся на площади.

4 октября 1993 г.

министр иностранных дел РФ Андрей Козырев сообщил прессе, что ни от одного министра иностранных дел, ни от одного руководителя государств, с которыми ему в течение 5 дней пришлось встречаться в США, он не слышал ни одного замечания относительно мер, которые были приняты: «Вчера уже многие мне звонили и говорили «Давайте порешительнее«». Тогда же в прессе сделал заявление генерал армии Константин Кобец, руководитель оперативной группы правительства, что, по его мнению, для Патриарха Русской Православной Церкви развитие событий в воскресенье явилось неожиданным и вряд ли возможно продолжение переговоров под его эгидой.
Патриархия тут же опровергла слухи об инфаркте у главы РПЦ Алексия II, которому был назначен врачами постельный режим. Действительно, в конце утреннего богослужения 3 октября 1993 г. у Патриарха Алексия возникли боли в сердце, однако он принимал участие в дневном заседании примирительной комиссии.

В течение всей ночи на 4 октября 1993 г. Представители Русской Православной Церкви стремились установить посреднический контакт между исполнительной властью и распущенным по указу Ельцина Верховным Советом РФ.

Когда Московской Патриархии стало известно о готовящемся штурме здания Дома Советов, митрополит Кирилл от имени Патриарха и Священного Синода РПЦ обратился к премьер-министру Виктору Черномырдину с просьбой, чтобы «те люди в Белом доме, которые не повинны в пролитой крови и которые оказались заложниками ситуации, не пострадали при штурме».

Утром 4 октября председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и митрополит Кирилл возобновили согласованные действия с целью остановить эскалацию насилия в Москве.

В телефонных переговорах с премьер-министром Виктором Черномырдиным и Александром Руцким представители Патриархии и Конституционного суда исходили из того, что в Доме Советов России находятся народные депутаты, гражданские служащие, в том числе женщины и священнослужители, прибывшие накануне с миротворческой миссией.

Патриархия и Конституционный суд настоятельно призывали субъектов Российской федерации, президента, все противоборствующие силы приложить максимум усилий к тому, чтобы остановить кровопролитие, урегулировать кризис мирными средствами, как сообщала пресс-служба Конституционного суда РФ.

Однако переговоры представителей противоборствующих сторон в Даниловом монастыре при посредничестве Священноначалия Русской Церкви не привели к соглашению, и пролилась кровь… «Данный материал был составлен по инициативе Александра Черкасова на базе общества «Мемориал» сразу после  расстрела Российского Парламента в сентябре-октябре 1993г.. Я являлась живым участником и свидетелем всего происходящего.

Прошло уже три недели, прежде чем я нашла в себе силы написать этот очерк о крушении парламентаризма в России. Белый Дом. После четвертого октября я пришла туда только в воскресенье. Ни ОМОНа, ни оцепления. На камне — свечка, цветы. Маленький поминальный алтарик. На столбе записка ФНС — обвинение режима в кровавом воскресенье.

С противоположной стороны стадиона тоже цветы: здесь лежали убиенные, а здесь раздавили и протащили священника, который вышел к танкам с иконой. Его раздавили и протащили метров 100, превратив в кровавый сгусток… А у дерева целый алтарь и плакат: «Защитникам Белого Дома от студентов МГУ».

Потом здесь возникнут горы цветов, а пока робкая попытка почтить погибших. Сколько их — никто из собравшихся не знает. Где депутаты, неизвестно. Разговоры о горах трупов, о расстрелах на стадионе, о странном запахе и баржах — как это похоже на Баку-90.

И я буду ходить сюда ежедневно, влекомая невиданной силой и я знаю точно, что; октября в подземный переход нас уходило примерно 1500 человек, а вышло со мной только 100-300, включая раненых. Где остальные? Какова судьба тех, кто при первых залпах БТРов бросился к дырке в заборе скверика П.Морозова? Среди них были дети — дошкольники.

И что значит это объявление на стене: «Ищу Леночку 4 лет?».

Мы были разбросаны по разным местам во время этой убийственной атаки, что пережили другие? Что же произошло и как составить полную картину расстрела в центре Москвы на Краснопресненской набережной? Мне довелось прочитать материалы «Постфактума», опубликованные в спецвыпуске «Век ХХ и мир» под редакцией Глеба Павловского по ок­тябрьским событиям 1993 г.

Некоторые «Постфактумские» материалы критики не выдерживают не только из-за тенденциозности преподнесения материала, с этим легко бороться и снять данный эффект, возмущает прямая неточ­ность и подтасовка материалов, тех ,свидетелем которых я была напря­мую — и время начала расстрела, и наличие неких мифических БТРов под красными флагами на нашей площади у костров в ту ночь, когда я там сиднем сидела, и якобы громкое сообщение о начале огня 4го октября и целый ряд иных нюансов». (c) Ростовская Марина Николаевна (rostowskaja@yandex.ru)

Источник: https://expertmus.livejournal.com/38970.html

​Богодухновенный живописец. Семнадцать вопросов об Андрее Рублеве

Распечатать

Фото: rublev.com

***

Главный факт об Андрее Рублеве: документально подтвержденных данных о жизни прославленного русского иконописца сохранилось чрезвычайно мало. Не известны ни точные даты рождения и смерти, ни место рождения и место жительства; нет никаких сведений о родителях, неизвестно, как звали иконописца в миру, до пострига.

При таком дефиците информации у любого, кто заинтересуется личностью Андрея Рублева, возникает множество вопросов. Мы попытались ответить на самые распространенные из них.

1. Откуда взялась фамилия «Рублев»?

Происхождение фамилии, как и многие другие факты из жизни великого иконописца, вызывает споры в среде ученых. По мнению некоторых исследователей, прозвище произошло от слова «рубель» — так назывался инструмент, употреблявшийся для накатки кож.

2. Кто был Андрей Рублев по происхождению?

Существуют предположения о происхождении Андрея Рублева из ремесленного сословия.

3. Где жил Андрей Рублев?

Вероятно, в Московском княжестве: все сохранившиеся работы так или иначе связаны именно с этим уделом. Исключение — росписи во Владимире; но там преподобный Андрей мог работать по приглашению, временно.

4. Откуда известно, что Андрей Рублев был монахом?

Летописи называют его «чернецом». Сохранившиеся изображения Андрея Рублева также представляют его в монашеском одеянии.

5. Были ли у Андрея Рублева друзья?

Ответить однозначно невозможно. На раннем этапе творчества он работал вместе с Феофаном Греком. Многие свои работы он создавал в сотрудничестве с Даниилом Черным, которого называли «сопостником» Рублева.

Среди лиц, с которыми Андрей Рублев был или мог быть знаком, — преподобные Андроник Московский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский, Афанасий Высоцкий, московские митрополиты святители Фотий и Киприан, ученый инок Епифаний Премудрый.

6. Сколько сохранилось творений Андрея Рублева?

Вопрос до сих пор вызывает споры в искусствоведческой среде, так как приписать ту или иную икону или фреску кисти Андрея Рублева сегодня можно лишь на основании анализа характера письма — а это не самый надежный, с научной точки зрения, метод. В древней Руси не создавали авторские каталоги икон, и ни в одной из дошедших до нас летописей нет сводного списка творений преподобного Андрея.

С большей или меньшей степенью вероятности кисти Андрея Рублева приписывают следующие работы:

• Звенигородский чин: Спаситель, архангел Михаил, апостол Павел. Были написаны для Успенского собора на Городке (Звенигород). Открыты в 1918 году. Хранятся в Третьяковской галерее. Предположительно, весь чин составляли либо 7, либо 9 икон. Авторство документально не подтверждено, но специалисты почти единодушно относят к творениям Андрея Рублева.

• Фрески Благовещенского собора в Кремле (1405 г.) не сохранились. Семь икон праздничного ряда (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим) приписывают Андрею Рублеву, но мнения экспертов расходятся, т.к. по свидетельствам летописей 21 июня 1547 г. убранство собора уничтожил пожар.

• Фрески Успенского собора во Владимире (1408 г.) сохранились частично. Иконостас — предположительно связывают с именем Андрея Рублева. Сохранились 13 икон деисусного чина. Из праздничного ряда, в который изначально входили 25 икон, сохранились лишь пять: Благовещение, Сошествие во ад, Вознесение, Сретение и Крещение. Из пророческого ряда — две: пророки Софония и Захария.

• «Троица» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Почиталась как чудотворная, авторство подтверждалось современниками и позднейшими документами.

• Фрески Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, сделанные Андреем Рублевым и Даниилом Черным, не сохранились.

• Спасский собор Андроникова монастыря: сохранились лишь небольшие фрагменты орнамента.

• Ему приписывают также миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (ок. 1400 г.), а также фрагменты фресок Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря.

7. Где можно увидеть творения Андрея Рублева?

Большая часть из них собрана в Третьяковской галерее в Москве, несколько икон хранятся в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге. В Успенском соборе во Владимире можно увидеть сохранившиеся фрески.

8. Почему «Троица» Андрея Рублева считается вершиной древнерусского искусства?

Объяснить это сложно. Но еще в XVI веке на так называемом Стоглавом соборе было признано, что это изображение является эталоном и образцом для всех иконописцев. Многие современные авторы считают рублевскую «Троицу» высочайшим творением не только древнерусского, но и мирового изобразительного искусства. Это памятник всемирного значения.

9. Почему Андрей Рублев был причислен к лику святых?

Правила Православной церкви, относящиеся к канонизации новых святых, предполагают несколько условий.

«Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его», — говорится в «Постановлении Священного собора Православной российской церкви о порядке прославления святых к местному почитанию» (21 августа (3 сентября н. ст.) 1918 года). 

Исторические документы не сохранили свидетельств о чудесах по молитвам самому Андрею Рублеву, однако с древности такие случаи происходили от икон, написанных им.

«Строгановский иконописный подлинник», свод правил для иконописцев, составленный в конце XVI века, называет Андрея Рублева преподобным: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные».

Кроме того, церковное предание сохранило глубокое почитание Андрея Рублева как «богодохновенного», «пресловущего» живописца, чей творческий гений стал отражением высочайшей духовной жизни, молитвенного подвига.

10.Когда и как произошла канонизация Андрея Рублева?

Прославление состоялось на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году. Заседания собора проходили в Троице-Сергиевой лавре.

В первый день работы собора, 6 июня митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви».

В докладе отмечалось, что прославление Андрей Рублева в лике святых предполагается за «аскетический подвиг и творчество иконописания».

Читайте также:  Описание картины алексея саврасова «могила на волге»

Источник: http://rublev.com/novosti/bogoduhnovennyy-zhivopisecz-semnadczat-voprosov-ob-andree-rubleve

Загадка иконы «Пресвятая Троица» (по иконе преп. Андрея Рублева)

Некоторое время назад я был в Московской Третьяковской галерее.
Зал, который я более всего желал посетить, был заломдревнерусской иконописи.

И вот, оставив позади классиков, передвижников и абстракционистов, я попал в вожделенный отдел Третьяковки. С интересом, который показался подозрительным бабушкам-охранницам, так, что те на всякий случай не отходили от тревожной кнопки, я рассматривал великолепные византийские и древнерусские иконы.

Сознание с грустью фиксировало: у нас прихожане не понимают и не любят традиционную каноничную икону именно из-за плохих подделок «под каноничную икону», которые часто висят в наших храмах. Вроде все на месте, а жизни, внутренней энергии, огня в такой иконе нет…

Тогда как настоящая икона несет в себе такое множество смысловых пластов, такое богословие, такую религиозную поэзию…

Настоящая икона просто завораживает, заставляет остановиться и мысленно прикоснуться к Тайне, которую она излучает.

Впрочем, сейчас о иконах вообще говорить не будем.

Меня интересует лишь одна икона, а именно икона преп. Андрея Рублева «Троица». Это одна из самых прекрасных икон, созданных человеком, а, по мнению ряда богословов и искусствоведов, и вообще самая прекрасная икона из всех известных нам.

Остановившись перед ней, я минут пятнадцать не мог отойти. Ушел, потом вернулся и еще стоял и впитывал сияние, покой, мудрость, исходящие из нее. Икона просто поражала.

Лики – одновременно спокойные, одновременно задумчивые и трагичные… Позы, в которых выражены как идея Божественного могущества и таящейся силы, так и мирности, абсолютной согласованности всех замыслов и действий между персонажами. А какой цвет у иконы! Икона написана почти на белом (чуть желтоватом) фоне.

Это цвет Божественного сияния, света Фаворского, света Божественного присутствия. Краски наложены слоями: на одну накладывалась другая, поверх нее следующая. Потом еще и еще. Этим приемом мастер достигал того, что из-под одного живописного слоя просвечивал другой и икона обретала объем, становилась словно живой.

А отметьте, как мало лишних деталей… Икона ни на миллиграмм не перегружена. Я имею в виду другие иконы Троицы такого типа. На них и Авраам, встречающий путников, и Сарра, и бык, и что-то еще. Не так у Рублева. Абсолютный минимум персонажей и предметов.

Аскетизм, заставляющий все внимание сосредоточить на фигурах, которые словно парят на ней в спокойствии, силе, любви и гармонии. (Кстати, фигуры вписаны в невидимый круг, что подсознательно нас вводит в какой-то особый ритм и режим восприятия иконы.) А обратите внимание на стол, перед которым сидят Ангелы Он имеет вид гроба, того гроба, в который был положен Христос после смерти. Однако гроб этот наполнен светом. Почему? Он блистает Пасхальным светом Воскресения.

А… впрочем, остановимся.

Эта икона – поистине окно в иной мир, из которой и нам, грешным, что-то сверкнуло. И, сверкнув, не погасло, но рукой подвижника и молитвенника преп. Андрея оказалось зафиксированным и оставленным нам.

В Третьяковской галерее разрешается фотографировать (без вспышки). Это позволило мне сделать интересные снимки, которыми я с вами уже делился. Вот и сегодня, кроме нескольких других фотографий икон, я рад представить вам рублевскую икону Троицы в хорошем разрешении. В таком разрешении, что вы сможете, увеличив ее, рассмотреть какие-то подробности…

Сегодня я хочу с вами поговорить об этой чудесной иконе. Давайте попытаемся разгадать ее главную тайну, а именно: попытаемся определить, Кто есть Кто на иконе. Ведь, если три изображенных Ангела являют нам Отца, Сына и Святого Духа, то Андрей знал, кого из Ангелов он подразумевает под Отцом, кого под Сыном, кого под Духом Святым, верно?

…Однажды, когда я служил в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, я был свидетелем необычного спора. Там у жертвенника висит копия рублевской «Троицы». И вот однажды у батюшек разгорелся спор: кто из изображенных на иконе Ангелов, по замыслу Андрея Рублева, является Отцом, кто Сыном, а кто Духом Святым.

Сошлись на том, что определенно об этом сказать никто ничего не может. «Раз Андрей Рублев не надписал, кто есть кто, то этим самым он подал намек: любого Ангела можно интерпретировать как любого из Лиц Пресвятой Троицы», – сказал один священник. Помолчав, с ним согласились.

А что делать, другого-то ответа нет…

Правда ли нет ответа? Или мы просто его не знаем?

Но прежде, чем мы поразмышляем над этим, я хотел бы попросить вас внимательно посмотреть на икону и подумать вот над чем: Кто из изображенных на этой иконе Лиц – Отец? Кто Сын? Кто Святой Дух?

А теперь давайте поговорим об этом.

Когда я стоял перед иконой и думал об этом, я поражался, как черты Сына узнаются мною то в одном, то в другом Ангеле. В чем дело? Ведь не может же быть у нас два или три Сына Божия?

Иконы, на которых изображен сюжет явления Трех Ангелов (а на самом деле – Трех Лиц Пресвятой Троицы) Аврааму, известны и до Андрея Рублева, и после.

Но надписи над нимбами (то есть пояснения, где Отец, где Сын, а где Дух Святой) встречаются крайне редко. Это единичные случаи. Ни у одного настоящего мастера такой надписи нет, потому что это противоречит богословию.

Как откровение неизобразимого Троичного Бога явление Аврааму может быть передано только символически, в виде трех безличных Ангелов.

На Стоглавом Московском соборе 1551 года это подтверждено следующими словами: «У Святой Троицы пишут перекрестье (в нимбах): иные у среднего, а иные у всех трех. А в старинных иконах и в греческих подписывают “Святая Троица”, а перекрестья не пишут ни у кого.

А некоторые подписывают у среднего “IС ХС Святая Троица”. Итак, повелеваем: Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии, а подписывать “Святая Троица”. А от своего замышления ничего не предпринимать» (рус.

пер.)

Напомню, что перекрестье – это «крестчатый нимб». Он пишется только на иконах Иисуса Христа.

Процитированный документ Собора гласит, что можно рисовать крестчатый нимб либо у центрального Ангела, либо у всех трех. То есть получится, что Иисус Христос, кроме Себя Самого, являет Собою и Отца, и Духа.
Но отдельно указывать: Отец или Дух – нельзя. Всю Тайну Лиц Пресвятой Троицы нам являет только Сын – Господь Иисус Христос.

Все это так, «…и все же в рублевской иконе эти Лица, символизируемые Ангелами, как бы стремятся к личностному Своему проявлению: образы Их не лишены известной, пусть и “прикровенной”, конкретности в выражении ипостасных взаимоотношений и потому могут быть “определены” если и не как однозначная религиозная “Богозрачная” данность, что, разумеется, невозможно, то хотя бы как данность художественно-символическая. Апофатически признавая вообще всякую условность любого изображения Пресвятой Троицы, душа человеческая, так сказать, на уровне катафатическом все же стремится хотя бы прикоснуться – через откровение “художественного Боговидения” – к Божественно-Личностной тайне Триипостасного Бога…» (диак. Г. Малков)

Это правда. Вот и я, стоя в Третьяковской галерее перед иконой Троицы, силился отгадать: Кто же из этих Ангелов, по замыслу преп. Андрея Рублева, изображает Отца? Кто – Сына? А Кто – Духа Святаго?

Вкратце варианты попыток подобной идентификации Лиц (с указанием сторонников тех или иных вариантов) можно представить следующим образом (перечислены специалисты, которым принадлежат исследования в этом вопросе, или авторитетные богословы):

1-й вариант: слева (от зрителя) – Бог Сын, в центре – Бог Отец, справа — Святой Дух (Такой версии придерживались: Ю.А. Олсуфьев, полностью согласная с ним В. Зандер, Д.В. Айналов с к концу своей научной деятельности, Н.М. Тарабукин, П. Евдокимов, Н.А. Демина, А. Ванже, Г.И. Вздорнов, прот. А. Ветелев);

2-й вариант: слева (от зрителя) – Бог Отец, в центре – Бог Сын, справа – Святой Дух (Н. Малицкий, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, В.И. Антонова, монах-иконописец Григорий (Круг), Л.А. Успенский и В.Н. Лосский, Р. Майнка, К. Онаш, Г. фон Хеблер, прот. Л. Воронов, прот. А. Салтыков, Э.С. Смирнова);

3-й вариант: слева – Бог Отец, в центре – Святой Дух, справа – Бог Сын (архиеп. Сергий (Голубцов), Л. Кюпперс, прот. И. Цветков);

4-й вариант: слева – Святой Дух, в центре – Бог Отец, справа – Бог Сын (архиеп.Сергий (Голубцов), Л. Мюллер).

Последние две трактовки (3-й и 4-й варианты) предельно субъективны и не выдерживают серьезной критики: за ними, по сути, нет сколько-нибудь общепринятых традиций – ни богословской, ни иконографической.

В целом вопрос сводится к тому (если уж решиться задавать его) – кто же изображен преподобным Андреем (по замыслу иконописца) в центре иконы: Бог Отец или Бог Сын?

Определив, Кто изображен в центре, мы, возможно, получим ключ к вопросу, Кто находится справа, а Кто – слева от центральной фигуры.
Секрет в том, что древние иконописцы (и Андрей Рублев, и другие), действительно, изображая Отца или Духа Святаго, изображали Их через призму изображения Сына Божия.

Мы помним знаменитые слова: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Или другое: на просьбу Апостола Филиппа показать ему Отца Иисус ответил: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14:9–10).

Именно поэтому Ангел, изображавший Отца, рисовался с чертами Сына, Сын – открывает нам Отца… Вот тебе и древнерусская темнота и простота, как порой приходится слышать…

Правый от зрителя Ангел рублевской «Троицы» – несомненно, Дух Святой. С этим согласно большинство исследователей иконы.

«В центре же (и символически это вполне оправдано) нам явлен образ Отца, но образ Его художественно целомудренно “замещен” и репрезентируется “ангелоподобным” образом Сына: поэтому центральный Ангел и изображен в каноническом для иконописи одеянии Спаса – в вишневом хитоне и голубом гиматии.

Но одновременно этот символически явленный Ангел – как подразумеваемый под образом Сына Сам Отец – благословляет жертвенную чашу Сына со Святым Агнцем (ибо Сын есть “Приносяй и Приносимый” – в соответствии со словами тайной молитвы Херувимской песни на Литургии верных).

Причем Ангел этот как бы вопросительно-призывно обращен к Ангелу, находящемуся по правое плечо от него, то есть к собственно образу Сына, “сопрестольного” Отцу. И здесь будет вполне уместным вспомнить слова Псалмопевца: “седи одесную (то есть справа) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Пс.

109, 1), или же, например, своего рода вариацию на ту же тему у Апостола Павла — его слова о Сыне, Который “воссел одесную престола” (Евр.1:3).

Сын есть “Приносяй и Приносимый”. Надо пояснить, что значат эти слова.

В Византии были споры: Кому из Лиц Пресвятой Троицы приносится Евхаристическая Жертва во время совершения Литургии? Только ли Богу Отцу или, например, еще и Богу Сыну? Богословы ответили так: и Богу Сыну тоже. Как же так? Неужели Он Сам Себя Себе же и приносит в Жертву? Да.

И об этом именно говорит молитва, читаемая священником тайно во время пения Херувимской песни: «Ты еси приносяй и приносимый…» То есть Ты – и Тот, Кто приносит, и Тот, Кому приносится эта Жертва.

Этот левый Ангел, непосредственно представляющий Сына, “прежде всех век” согласного во всем с волей Отца (а точнее – всей Святой Троицы) о необходимости принесения Себя в жертву за падший человеческий род, сдержанно — трепетно-осторожно и покорно — также благословляет искупительную евхаристическую чашу, выражая тем самым Свою готовность пострадать “за жизнь мира”…» (диак. Г. Малков)

Только одно это размышление над тайной иконы Пресвятой Троицы вскрывает огромный пласт православного богословия:

А. Христос добровольно приносит Себя в Жертву для спасения человечества.

Б. Он приносит Себя всей Троице и Самому Себе как Второму Лицу Святой Троицы.

В. Его Жертва есть исполнение воли Отца. Однако и Сам Сын – властен над своею Жизнью. Как Он сказал: «Имею власть отдать ее (жизнь) и власть имею опять принять ее» (Ин. 10:17–18).

Таким образом, Его жертва – добровольное деяние. В этом смысле можно сказать, что Он вместе с Отцом благословляет Себе Самому жертвенную смерть.

(На иконе мы как раз и видим, что Ангел, сидящий слева от зрителя, а мы определили, что это Сын, сложил пальцы правой руки в благословляющем жесте.)

То, что левый (к зрителю) Ангел есть Сын Божий, можно понять и по Его одежде, которая есть, по сути, багряница, одежда мученика. Эта багряница светится небесным светом, потому что Пострадавший и Умерший за нас также и Воскрес, и преобразился.

Г. Дело искупления, совершенное Сыном, есть не просто частный факт истории – это дело исполнения Замысла Божия о мире, того, что святые отцы, вслед за Ап. Павлом, называли Домостроительством нашего спасения. На то, что Сын исполнил дело Домостроительства Божьего, намекает дом, находящийся за ним.

О многом еще можно было бы сказать, однако на этом закончим. Посмотрите еще на прекрасную икону преподобного Андрея Рублева. Теперь мы с вами знаем, Кто из Ангелов на иконе изображает Отца, Кто – Сына и Кто – Святого Духа.

Священник Константин Пархоменко

Просмотры (391)

Источник: http://hram-stolypino.cerkov.ru/2014/06/zagadka-ikony-presvyataya-troica-po-ikone-prep-andreya-rubleva/

Ссылка на основную публикацию