Описание картины алексея боголюбова «петербург при заходе солнца»

Алексей Боголюбов: морские пейзажи

Маринист Алексей Боголюбов

Вид в Нормандии. 1870

Об Алексее Боголюбове. Картины Алексея  Боголюбова

Алексей Петрович Боголюбов   (16 марта 1824 — 27 октября 1896) —известный русский живописец, маринист, работал в технике рисунка и акварели, исполнял литографии и гравюры.

Искусный пейзажист, мастер русской батальной марины. Участвовал в выставках «Товарищества передвижников». Внук А.Н. Радищева. Был основателем рисовального училища (1897) и Художественного музея имени А.Н.Радищева (1885) в Саратове.

Алексей Боголюбов родился в селе Померанье (Новгородская губерния) в семье помещика, отставного полковника. Рано лишившись отца, был отдан в Алексеевский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус (в Петербурге).

 По окончанию обучения  Алексей Боголюбов служил на флоте в звании мичмана (1841); плавал в разные страны, побывав, в частности, в Лондоне, где его вдохновила живопись Джозефа Уильяма Тёрнера, и на Мадейре, где он познакомился с Карлом Брюлловым. Решив посвятить себя искусству, учился в петербургской Академии художеств (1850–1853) у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде.

Испытал влияние Ивана Айвазовского. Будучи «пенсионером» Академии художеств за границей, работал в мастерских Э.Изабе в Париже и А.Ахенбаха в Дюссельдорфе (1854–1860).

Как художник Главного морского штаба (с 1853) исполнил большую серию полотен на темы истории русского военного флота,  завоевав славу выдающегося живописца-историографа, великолепного мариниста.   С 1873 Алексей Боголюбов жил преимущественно в Париже, систематически приезжая в Россию.

Творчески сблизившись с мастерами барбизонской школы,  Алексей Боголюбов сам стал настоящим «русским барбизонцем»: его мотивы и ракурсы становились все проще и непритязательней, зато цветовые гаммы, объединенные общим тоном, – еще изысканней (пейзажи Нормандии, Шевенинга (Голландия) и др.; 1870–1880-е годы).

При этом он параллельно сохранял и прежнюю манеру, создавая в один и тот же период более академичные и студийные, как бы окутанные прозрачной дымкой воображения композиции (Устье Невы, 1872, Третьяковская галерея, Москва), и пленэрные картины, передающие природу «как она есть» (Лес в Вёле.

Нормандия, 1871, там же); последние вещи уже вплотную примыкают к передним рубежам импрессионизма.

Федоров-Давыдов А.А.

Сочетание в творчестве  Алексея Боголюбова двух направлений, одного, связанного с традициями Академии художеств, и другого — с реализмом и пленэром, заставляет сопоставить его творчество в какой-то мере с такой же двойственностью искусства В. Д. Поленова.

На заметку: Компания «Рент Премиум» (сайт: v-prokate.ru) осуществляет прокат автомобилей. В Москве без водителя вы можете взять в аренду автомобиль. Предоставляются надежные немецкие и американские автомобили (Volkswagen, Ford, Chevrovet). На этих автомобилях можно отправиться в путешествие в страны Европы. Автомобили для аренды находятся в идеальном рабочем состоянии.

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/295-aleksey-bogolyubov.html

Боголюбов А.П

Для увеличения — нажмите на изображение

Репин Илья Ефимович. Портрет А.П. Боголюбова

 Внук писателя А.Н.Радищева, Алексей Петрович Боголюбов родился в селе Померанье в Новгородской губернии 16 (28) марта 1824 года в семье помещика, отставного полковника Петра Гавриловича Боголюбова и Фёклы Александровны Радищевой (1795-1845). 

Рано лишившись отца, был отдан в Александровский малолетний кадетский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус в Петербурге, окончив в звании мичмана в 1841 году. Служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова.

Ещё будучи кадетом, Боголюбов начал заниматься живописью. В 1849 году был в числе офицеров корабля «Камчатка», на котором отправился на Мадейру герцог Максимилиан Лейхтенбергский.

Познакомившись с рисунками Боголюбова, герцог посоветовал молодому офицеру посвятить себя искусству.

В 1850 году Боголюбов поступил в Академию художеств. Своим художественным образованием он по преимуществу обязан М. Н. Воробьёву и Б. П. Виллевальде.

Обратил на себя внимание двумя видами Кронштадтской гавани и картиной «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.».

В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: «Вид Смольного монастыря с Охты», «Бой брига „Меркурия“ с двумя турецкими кораблями» (из турецкой войны 1828 года) и «Отбытие е. и.в. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».

Боголюбов закончил Академию в 1853 году с первой золотой медалью и был назначен художником главного морского штаба. Оставив морскую службу, он в течение семи лет путешествовал по Европе.

В Женеве пользовался советами знаменитого Калама; в Париже работал в мастерской Изабэ; в течение двух лет учился у Андреаса Ахенбаха.

В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем.

Сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России и делал зарисовки. 

По возвращении получил звание академика, а в 1860 году — профессора живописи. Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников.

На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме».

Император Александр II поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого.

По поручению гидрографического департамента Морского министерства Боголюбов плавал по Финскому заливу и шхерам, изображая берега и промеряя глубины в районах портов и шхерных проходов. Такой же атлас был им выполнен и в Каспийском море.

В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.

Был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А.Н. Радищева 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ.

Последние годы жил в Париже, только изредка навещая Россию. Благодаря его инициативе, в Париже устроилось Общество взаимного вспомоществования русским художникам.

В Саратове им устроен Музей имени Радищева, которому он приходился внуком. 

Умер Боголюбов в Париже 7 ноября 1896.

*   *   *

Галерея (183 изображения)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/bogolyubov-a-p

Моряк. Художник. Прсветитель. Меценат. И это всё о нём — о Боголюбове Алексее Петровиче!

Алексей Петрович Боголюбов

Очень трудно писать о таком мэтре, коим, безусловно, является Алексей Петрович Боголюбов: творчество его изучено, дифирамбы спеты – казалось бы.

Правда… прошлый век был не слишком благосклонен к нему, потому предлагаю вспомнить этого потрясающего человека и художника — прекрасно образованного, свободно говорящего на четырёх европейских языках, удивительно деятельного (друзья называли его «пчелой»). 

Алексей Петрович не только маринист, которого можно поставить в один ряд с лучшими европейскими мастерами этого жанра. Не только прекрасный баталист — моряк по профессии, он досконально знал корабли, не допуская дилетантских просчётов ради внешних эффектов при изображении мачт и парусов.

Он ещё и замечательный пейзажист, в совершенстве знающий русскую природу — едва ли не им первым берега Волги были воспроизведены на самом высоком художественном уровне. Равно как и многие береговые местности Финляндии и Финского залива, Каспийского и Чёрного морей.

Кроме того, Алексей Петрович оставил после себя несколько литературных произведений (факт, который известен далеко не всем), в частности, «Записки моряка-художника». И, наконец (а, возможно, это — главное), не меньше восхищает его преданность русской культуре, определившая жизненную и общественную позицию.

29 июня 1885 года состоялось торжественное открытие первого в России провинциального художественного музея в городе Саратове, который основал Алексей Петрович Боголюбов – кстати, музею и художественному училищу он завещал всё своё состояние.

Можно себе представить, сколько сил нужно было потратить художнику, чтобы добиться высочайшего разрешения на название музея «РАДИЩЕВСКИМ» — в высших кругах долгое время не могли успокоиться: на каком основании в Саратове музей назван именем революционера! Благодаря инициативе Алексея Петровича в Париже было создано «Общество взаимного вспомоществования русским художникам», которое давало приют и возможность молодым художникам работать в общественной мастерской без всяких личных затрат.

«Взморье». 1854 год

«Атака турецкого парохода миноносной лодкой Шутка»

Утром 8 июня 1877 года на Дунае катер «Шутка»  под командованием лейтенанта Н.И. Скрыдлова атаковал турецкий вооружённый колёсный пароход «Эреюш», мешавший постановке русских минных заграждений.

«Лидо. Венеция»

«Дорожка. Экуэн»

«Пароход на Доне»

«Трепор. Нормандия»

«Парусник в море». 1864 год

«Аллея. Фреденсборг». 1867 год

Итак, Алексей Петрович Боголюбов.

Он родился 16 марта 1824 года в селе Померанье бывшей Новгородской губернии. Отцом его был отставной полковник Пётр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью — Фёкла Александровна Радищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века Александра Николаевича Радищева (знаменитый опальный автор «Путешествия из Петербурга в Москву»).

Боголюбов рано лишился отца, вместе с братом он поступает в Санкт-Петербургский пажеский корпус (мальчиков приняли, поскольку они — дети, вернее, сироты заслуженного человека). Затем были морская рота Александровского Царскосельского корпуса, Морской кадетский корпус.

Закончил учёбу в звании мичмана (1841) — весельчак, кутила, баловень начальства, любимец сослуживцев. Его ждала блестящая карьера моряка.

Он ходил в разные страны, побывав, в частности, в Лондоне, где его вдохновила живопись Джозефа-Маллорда-Вильяма Тёрнера, и на Мадейре, где он познакомился с Карлом Павловичем Брюлловым.

И вот почти в тридцать лет Боголюбов резко и неожиданно для многих меняет жизнь: он решает посвятить себя искусству.

Поступает в Петербургскую Академию художеств (1850-1853), учится у Максима Никифоровича Воробьёва (русский живописец, мастер пейзажа, представитель романтизма) и у Богдана Павловича Виллевальде (русский живописец, академик, профессор батальной живописи).

В этот период времени на Боголюбова очень сильное влияние оказал Иван Константинович Айвазовский, пожалуй, более сильное, чем его непосредственные педагоги))) В своих «записках» Алексей Петрович пишет «… я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тёрнера. Синие, жёлтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили.»

Получил несколько золотых медалей за свои студенческие работы, успешно закончил академию (1853) и был назначен художником Главного морского штаба.

А поскольку закончил академию с золотой медалью, Боголюбов имел право на зарубежный пенсион за государственный счет.

В Париже он брал уроки живописи у разных художников; у известного немецкого художника-пейзажиста и мариниста Андреаса Ахенбаха завершил художественное образование.

«Вид на Смольный монастырь с Большой Охты». 1851 год

«Берег близ Сорренто»

«Венеция ночью». 1850-е годы

«Венеция со стороны Лидо». 1855 год

«Вид в Нормандии». 1870 год

«Золотой рог в Константинополе»

«Петербург при заходе солнца». 1850 год

«Устье Невы». 1872 год

Обширные композиции морских сражений Боголюбова навсегда останутся в истории русского изобразительного искусства. Картины, выполненные по поручению императоров Николая I и Александра II, образуют целую галерею, составляющую почти полную историю нашего военного флота.

Некоторые из них (как пример, морское сражение при Синопе) обнаруживают и зрелую композицию, и прекрасное распределение деталей (напоминаю, художник отлично знал корабли и не допускал просчётов, изображая мачты и паруса), и великолепный колорит, и превосходный рисунок.

«Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года». 1866 год

Морское сражение, произошедшее 24 мая 1719 года на заключительном этапе Великой Северной войны между эскадрами боевых кораблей России и Швеции.

«Сражение при Гангуте». 1877 год

Первая в Российской истории морская победа русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут.

«Бой парохода «Веста» с турецкими кораблями»

«Веста» — российское торговое судно, построенное в 1858 году. Стало известно после того, как в ходе Русско-турецкой войны 11 июля 1877 года приняло бой с военным турецким броненосным корветом «Фетхи-Булендом». С началом Русско-турецкой войны на пароходе установили несколько пушек и орудий, превратив его в пароход-фрегат. Командовал судном капитан-лейтенант Николай Михайлович Баранов.

«Взрыв турецкого броненосца «Люфти-Джелиль» на Дунае 29 апреля 1877 года»

Броненосец «Лютфти Джелиль» — первый турецкий корабль, который был уничтожен на Дунае. Остается невыясненной причина гибели — мина ли заграждения или же снаряд.

«Бой 44-пушечного фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года». 1854год

«Афонское сражение». 1850 год

Афонское сражение, произошедшее 19 июня 1807 года у полуострова Афон в Эгейском море, в ходе которого русская эскадра вице-адмирала Д. Н. Сенявина (10 линейных кораблей, 754 орудия) атаковала и разбила турецкую эскадру капудан-паши Сейит-Али (10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 3 шлюпа и 2 брига, 1196 орудий).

«Синопский бой 18 ноября 1853 года». 1857-1859 годы

Синопское сражение — разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом 18 ноября 1853 года под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова. Сражение произошло в гавани города Синоп (около 300 км от Севастополя), на черноморском побережье Турции.

Читайте также:  Описание картины фернана леже «курильщики»

Мастерство Боголюбова ставит его работы на одно из первых мест среди произведений батально-исторического жанра второй половины XIX века.

Правда, Алексей Петрович не обладал той мощью фантазии, которая присуща полотнам Айвазовского, художника-импровизатора, писавшего преимущественно по памяти и практически никогда не делавшего этюдов, но зато картины Боголюбова хорошо обдуманы и хорошо нарисованы.

Ему чужды преувеличения Айвазовского, его эффекты, чужды и его ошибки (предвижу недовольство любителей творчества Айвазовского – высказала своё мнение))) Кстати… работы Ивана Константиновича мне импонируют. Одно несомненно: оба «считали не превосходимым по совершенству мастером само море» (выражение не моё, но очень нравится – Малик, приветствую Вас), оба были его певцами!

«Прибой в Ментоне». 1880 год

«Побережье». 1889 год

«Лунная ночь. Петергоф». 1887 год

«Вечер на взморье»

«Прибой». 1885 год

«Прибытие русской эскадры в Тулон». 1893 год

По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов в 1860-е годы начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана второго ранга Н.А. Ивашенцева.

И в связи с необходимостью побывать на Каспийском море Алексей Петрович совершает три поездки по Волге. Великая русская река поразила его красотой берегов, своей широтой и мощью.

Именно тогда в произведениях Боголюбова, на мой взгляд, появляется интерес к состоянию природы, её эмоциональному содержанию и новое эпическое звучание.

«Крестный ход в Ярославле»

«Ипатьевский монастырь близ Костромы»

«Радищевская усадьба Боголюбовых (усадьба Аблязово)». 1860-е годы

«Зима в Борисоглебске»

Из «Записок моряка-художника». «1861 год: На Каспии:…По пути к Баку чертил разные берега… Наконец, мы пристали к бакинской пристани.…Город Баку очень мне понравился. Тут стоит дивная башня древняя на берегу моря и, конечно, легендарная. Говорят, что какая-то красавица царица с неё угораздила в море. Теперь башня уже стоит на суше, ибо уровень воды понизился.

Здесь есть красивый базар, хотя и небольшой, мечети, и вообще колорит востока чувствуется вполне. Но что тут всего драгоценнее, это ханский дворец с его изразчатою древнею входною аркой. Плохо его берегут и сильно грабят. Я сам стащил изразец, в чём чистосердечно каюсь.

Но ведь он в Радищевском музее, а потому хотя бы и более украсть следовало для такого почтенного дела».

«Баку. Набережная»

«Баку. Улица в полдень». 1861 год

Парижский период жизни Боголюбова начинается с 1873 года. Вынужденный покинуть родину из-за серьёзной болезни сердца, художник оставался за границей до конца своих дней. Но почти каждое лето Боголюбов приезжал в Россию. Он сохранил верность родине и жил интересами русского искусства.

Алексей Петрович сумел сделать свой парижский дом культурным центром. Вокруг Боголюбова собирались русские художники и вообще русские, жившие в Париже, близкие к искусству.

В его просторной мастерской на Рю де Рома, 95, каждый находил то, в чём нуждался: совет, материальную поддержку, временный кров, общение с художниками, писателями, актерами и музыкантами. Очень популярными были зародившиеся в 1874 году «боголюбовские вторники», на которых бывали И.С.Тургенев, А.К.Толстой, И.Е.

Репин, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, А.А. Харламов, французские художники Жан-Поль Лоран, Жан-Леон Жером, Леон Бонна, Камиль Коро.

Живописное дарование Боголюбова наиболее полно раскрылось в пейзажах 1880-х годов.

Творчески сблизившись с мастерами барбизонской школы, художник сам стал настоящим «русским барбизонцем»: его сюжеты становились всё проще и непритязательней, колорит, объединённый общим тоном — изысканней.

Он стремится к обобщённости форм, а цвет, выступающий как самодовлеющая величина в ранних пейзажах, в поздних — важный элемент, помогающий художнику выразить свои чувства в образе природы.

«Лес в Велё»

«Ферма в Шамбодуане». 1880 год

«В окрестностях Парижа. Экуэн»

«Мельница в Велё»

«Шевенинген. Голландия». 1884 год

Не менее интересна, чем картины Боголюбова, его графика — рисунки, акварели.

Это самостоятельная и очень значительная область в творчестве Алексея Петровича, о размерах которой можно судить хотя бы уже по тому, что только в собраниях Русского музея в Санкт-Петербурге и Саратовского художественного музея хранится до двух тысяч его рисунков. Конечно, они далеко не все равноценны.

И, конечно, мастерство пришло к художнику не сразу: это — результат упорной работы в течение десятилетий, поскольку Алексей Петрович почти не расставался с карандашом, фиксируя свои наблюдения на всём, что оказывалось у него под рукой.

«Венеция»

«Венеция»

«Вечер у Савицкого в Париже»

«Набережная»

«Днепр. Киев»

А.П. Боголюбов скончался в своей парижской мастерской 7 ноября 1846 года. Гроб с телом художника был перевезен на Родину и захоронен в Петербурге.

Ой, какой минор в конце! Нет, давайте оптимистичнее закончим. Творческий путь Боголюбова — замечательный пример самоотверженного труда и служения своей Родине на всех поприщах: искусство… просветительство… защита Отечества. 

Вот — это то, что нужно! Дорогие любители изобразительного искусства и просто посетители сайта! Всех служивших или причастных к армии с праздником! Всего вам самого-самого-самого доброго)))

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/comments/42792526875/page

Русские художники-маринисты — PORUSSKI.me

Любовь к морю имеет огромную историю. Тысячи лет оно не раз становилось центром, началом и отправной точкой для создания самых знаменитых шедевров, которые и по сей день восхищают зрителя. Мы хотим рассказать вам о самых известных русских маринистах, чьи работы восхищают весь мир.

Примерно в 17 веке в Голландии зародился новый жанр живописи. В нем главным героем изображения был не человек, не ваза с цветами или фруктами, а нечто, что очень сложно передать словами, но что испокон веков влечет к себе людей — стихия.

Россия окружена 15-ю морями, а наши реки – невероятно широки и полноводны, поэтому неудивительно, что именно русские маринисты стали известны на весь мир.

Конечно, все знают Ивана Айвазовского, но он был не единственным нашим художником, предпочитавшим море всему остальному.

Завистники любили распускать слухи про Айвазовского. Говорили, что для создания своих картин он использует особые краски, а на выставках помещает за полотном лампу, чтобы добиться фирменного свечения воды и неба на своих картинах. Конечно же, это было не так, и художник не раз это доказывал, рисуя на публике и удивляя всех огромной скоростью и четкостью работы.

Поражать людей маленький Иван начал с детства. Сначала тем, что научился самостоятельно играть на скрипке, а потом обнаружил недюжинные художественные способности. Талантливому, но небогатому мальчику начали помогать меценаты – дарили ему карандаши и краски, хлопотали, чтобы его зачислили на обучение за казенный счет.

В шестнадцать лет он приехал в столицу, где поступил, как сейчас говорят, на бюджетное отделение Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга. В Академии у юного дарования тоже все складывалось отлично. Признание публики на выставках, серебряная медаль за два пейзажа, поступление в помощники к известному и модному художнику Филиппу Таннеру.

И тут карьера Айвазовского, которая взмывала вверх, как чайки на его картинах, оказалась под угрозой.

«Вид на взморье в окрестностях Петербурга»

Дело в том, что Филипп Таннер был человеком завистливым и не терпел покушений на свою славу. Мысль, что ученик может превзойти своего учителя, была ему невыносима. Поэтому он запретил своему одаренному подмастерью писать собственные картины и выставлять их где бы то ни было. Айвазовский смешивал краски и бегал на посылках у ревнивого француза.

Таннер расслабился, и в этот момент Айвазовский представил на осенней выставке Академии художеств 1836 года целых пять своих работ, которые очень восторженно встретили и критики, и публика.

Учитель не стерпел такой обиды и пожаловался царю, который распорядился за ослушание снять картины Айвазовского с выставки, а юному художнику запретил работать на полгода.

“Штиль”

Эта история сыграла роль черного пиара для восходящей звезды русской живописи. Его картины и до этого восхищали публику, а слава запрещенного художника еще сильнее подогрела интерес.

На него посыпались золотые медали, а потом Академия художеств приняла решение выпустить талантливого юношу из своих стен на два года раньше и отправить в Крым с заданием написать несколько пейзажей.

С этим Айвазовский справился, как всегда, блестяще, поэтому за счет Академии его посылают уже в Европу.

“Вид Венеции со стороны Лидо”“Неаполитанский залив”“Побережье Амальфи”

Там он очень много пишет и знакомится с интересными людьми, общается с Гоголем, а его выставки проходят с неизменным успехом. Картину “Хаос” — одну из цикла его полотен, основанных на библейских сюжетах, даже покупает Папа Римский. Гоголь пишет по этому поводу Айвазовскому: “Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане”.

“Хаос”

Все хотят заполучить картину от того же художника, чьи работы украшают стены Ватикана! Так Айвазовский становился все более и более популярным.

Его картины продавались очень хорошо, несмотря на то, что некоторые критиковали его за композиционные и колористические штампы. Но художник находился в постоянном поиске. Он рисовал много и быстро.

За всю жизнь он создал более шести тысяч картин, что кажется невероятным, если не присматриваться к ним внимательно.

Если вы придете, скажем, в Третьяковскую галерею и детально рассмотрите несколько работ мастера, то заметите, что все они имеют много общего. Каждую картину Айвазовский начинал рисовать с яркого зрительного центра. Это мог быть гребень волны, корабль или плот.

Он прорисовывал его подробно и четко, а вот остальное — море, небо, объекты вдалеке — прописано очень легко и схематично, немного в импрессионистской манере.

После того, как картина выглядела более или менее завершенной, художник добавлял к ней точные и яркие штрихи и детали. Пену на волнах и на поверхности воды, блики света, детали кораблей он прорабатывал скрупулезно и реалистично.

Благодаря этим приемам мы воспринимаем картины Айвазовского так, как наш глаз видит действительность, — в общем, но отмечая мелкие интересные нам детали.

“Буря”“Радуга”

Рисуя в такой манере, невозможно создать, например, портрет, и, быть может, по этой причине Айвазовский не любил рисовать людей. Даже на знаменитом потрете его кисти «Прощание Пушкина с морем» поэта написал Илья Репин.

“Прощание Пушкина с морем”

Впрочем, потом Айвазовский не раз писал Пушкина самостоятельно, правда, тоже на берегу моря, потому что невероятно восхищался поэтом и часто вдохновлялся его стихами.

“Пушкин на берегу моря”

Несмотря на славу и богатство, художник всю жизнь продолжал работать упорно и с огромной самоотдачей. Он был уверен, что лучшая его картина — та, над которой он работает прямо сейчас. Именно поэтому его живопись настолько вдохновляет.

Всю вторую половину жизни Айвазовский занимался благотворительностью. Он поддерживал молодых художников материально, обучал их (если не вспоминать неприятную историю с Архипом Куинджи, которому Айвазовский пробовал запретить писать, как в свое время его учитель поступил с ним), открывал музеи и занимался благоустройством родного города.

В наше время работы Айвазовского по-прежнему любимы, как и при его жизни. Они успешно продаются на аукционах, и в 2012 году на торгах Sotheby’s картина «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.

“Вид Константинополя с Босфора»Николай Гриценко и Павел Третьяков.

Все детство Николай Гриценко мечтал о путешествиях. На его сохранившихся детских рисунках — кораблики и море. Поэтому в 19 лет он поступил в Техническое училище морского ведомства, окончив которое, стал служить инженером на корабле. Именно там, глядя на бескрайние морские просторы, он воплотил свою страсть и понял, что хочет делиться ею с людьми.

Поэтому, не отрываясь от морской службы (как же покинуть любимое море?!), он стал учиться в Академии Художеств. Став живописцем, он повидал много стран и часто путешествовал по России. И из всех своих путешествий он привозил восхитительные морские пейзажи.

Когда его назначили художником морского министерства, он поехал в морское плавание в Азию с Цесаревичем Николаем, будущим Николаем II.

За время путешествия Гриценко сделал больше 300 рисунков, выполняя работу, которой сейчас занимаются фотографы официальных лиц.

Он изображал торжественные встречи, которые организовывали Цесаревичу в зарубежных портах, рисовал памятники, фиксировал детали костюмов и внешнего вида людей.

Он настолько блестяще справился с этой задачей, что позже еще не раз его приглашали в свиту высочайших персон для такой работы.

Всю вторую половину жизни Гриценко прожил в Европе, работая художником-маринистом и участвуя в выставках. Его работы часто покупали военные в отставке, скучавшие по морской службе и кораблям. Перед смертью художнику был пожалован французский орден Почетного Легиона.

В его работах нет столько страсти и порыва, как . Скорее в них видится любование спокойной стихией моря, гигантскими величественными кораблями и мощными пароходами. Он настолько был внимателен к деталям, что по его работам можно изучать все подробности внешнего вида морских кораблей того времени.

Читайте также:  Описание картины александра бубнова «утро на куликовом поле»

“Броненосный крейсер I ранга «Адмирал Корнилов» во время постройки в Сен-Назере, в Бретани.”“Клипер «Крейсер» в Суэцком канале”

Так называл сам себя Алексей Боголюбов. И неспроста: вся его жизнь была связана с морем и живописью.

У Боголюбова очень много общего с Николаем Гриценко, хотя на манеру его письма огромное влияние оказал Айвазовский.

( картина слева – Илья Репин. «Портрет художника Алексея Петровича Боголюбова”)

Как и Гриценко, Боголюбов с детства проявил художественный талант, но первое образование получил другое, хотя тоже связанное с морем. Он окончил Морской Кадетский корпус, после этого много путешествовал, что дало ему возможность наблюдать океаны и корабли во всей их красе.

По протекции президента Академии Художеств, с которым талантливый офицер познакомился прямо у себя на корабле, он поступил учиться живописи.

А закончив Академию, как и Гриценко, стал художником в Главном морском штабе, поехав в морское путешествие с будущим императором Александром III.

“Петербург при заходе солнца”

Всегда восхищавшийся Айвазовским, в начале своего творческого пути Боголюбов писал яркими и сочными красками, а композиции его были немножко театральными. Но при этом он научился передавать глубину моря, свет, лежащий на волнах, а воздух на его картинах как будто слегка колышется.

“Кораблекрушение”

Во время путешествий по Европе Боголюбов много писал и искал свой собственный стиль и манеру письма. Его виды Венеции — города, который изображал, пожалуй, каждый второй живописец — отличаются от традиционных. Каналы и палаццо он пишет эмоционально и выразительно.

«Италия. Венеция ночью»

Часто художник обращается к теме морских сражений. Он изображает их во всех подробностях, но при этом, в отличие от Айвазовского с его поэзией морского боя, картины Боголюбова рассказывают о баталиях сухо и документально, а композиции в них часто критикуют за излишнюю статичность и усложненность.

«Синопское сражение 18 ноября 1853»«Афонское сражение 19 июня 1807 года»

Однако эти работы имели большой успех на выставке, поэтому император поручил Боголюбову написать цикл картин, посвященных морским сражениям Петра I.

С каждым годом совершенствуясь в искусстве, Боголюбов начинает писать все более реалистично. Исчезают схематичность и сухость, за которые его порой критиковали. Теперь художник приобретает тонкость и лиризм.

Его все больше начинают интересовать эмоциональное содержание работ, он пишет пейзажи настроения, интересуется природой в разное время суток. Композиции становятся более обдуманными и цельными, свет и тень — тонкими и естественными.

Боголюбов становится зрелым автором, публика это ценит и признает. С 1871 года он активно участвует в выставках передвижников.

“Вёль. Нормандия”«Крушение фрегата «Александр Невский»

Но в отличие от Айвазовского, которого всегда больше всего притягивало море и стихия, Боголюбов во всех своих работах интересуется людьми. Он часто пишет рыбаков, семьи, прогуливающиеся по набережным, человека, созерцающего море. Для него человек и море – это части природы, поэтому они неотделимы друг от друга.

Как невозможно представить Россию без её морей и рек, так и наше искусство было бы неполным без потрясающих полотен русских маринистов. Лето – отличное время, чтобы насладиться морскими видами не только в отпуске, но и в стенах музеев и галерей.

Источник: https://porusski.me/2016/07/03/011-kultura-russkie-hudozhniki-marinisty/

Маринисты. Боголюбов | Волшебная сила искусства

В океане только рёв стихии. Океан не знает языка. 
Только ведь стихия, как стихи нам. Океан их распевает морякам. 
Распевает их на все лады. Слушай их моряк среди воды, 
Посреди безбрежья океана, Где валы похожи на курганы.

 
Как орган поют там небеса И стальные плачут корпуса 
Кораблей в шпангоутах — корсете. В такелаже застревает ветер. 
Из души подпевкой рвётся стон Прямо в жернова стотонных волн. 
Но молчи моряк, не смей стонать.

 Океану нет напарника под стать. 

http://flot.com/blog/submarina/802.php 

фрегат «Разбойник»

Впервые с творчеством Алексея Петровича Боголюбова я столкнулся поступив в высшее военно — морское училище имени Фрунзе. Мы приехали из лагеря в училище в конце августа 1985 года. Две недели адаптации, подготовка к присяги.

Наверное, сотни раз я проходил по Картинной галерее училища в Зал Революции, где мы тренировали ритуал принятия присяги и не замечал полотен, висевших на стенах. Первый курс, какое там искусство. Кто прошёл военную систему, тот меня поймёт.

Но вот, уже в сентябре, я был отправлен в наряд дневальным по Картинной галерее. Днём рассматривать картины было некогда, надо было стоять на посту, а вот ночью…. Ночью я бродил и открывал для себя новые имена. Имена, о которых никогда и не слышал….

Боголюбов, Рылов, Айвазовский, известный, конечно, но всё же. больше по фамилии, Волэр, Верне, Блинова, Гросса. Круговихина и многих других. Я смотрел и понимал, что не ошибся с выбором профессии…

Алексей Петрович Боголюбов родился в селе Померане Новгородской губернии 16 марта 1824 года в семье армейского офицера. Его дедом, по материнской линии был Радищев, написавшего «Путешествие из Петербурга в Москву».

В 1827 году тринадцатилетним мальчиком Боголюбов был принят в Морской кадетский корпус. Уже в период обучения он начал рисовать морские пейзажи.

В 1841 году мичман Боголюбов был назначен на девяносто двух пушечный корабль «Вола», а затем — на бриг «Усердие», который занимался гидрографической съёмкой берегов Балтийского моря.

Рисунки, сделанные Боголюбовым вошли в лоции и навигационные пособия для мореплавателей.

В период службы на корабле «Император Александр» и пароходо — фрегате «Камчатка», молодой художник заявил о себе как о перспективном художнике — маринисте.

Подражая Айвазовскому, он написал несколько прекрасных морских пейзажей с кораблями «Камчатка», «Севастополь» и другими….

пароходо — фрегат «Камчатка ведет на буксире фрегет «Илья Муромец»

В 1848 году император Николай I дал разрешение лейтенанту Боголюбову на учёбу в Академии Художеств, без увольнения от службы. К 150 — летию Морского корпуса он создаёт одну из своих первых исторических батальных картин «Афонское сражение».

 

Афонское сражение 19 июня 1807 года

Афонское сражение — одна из самых замечательных страниц в истории русского Флота. В Афонском сражении турецкий Флот потерпел крупное поражение. Турки потеряли два линейных корабля и три фрегата, а один корабль был был захвачен. Русские моряки, под командованием адмирала Д. Сенявина, показали в этом бою беспримерную храбрость, выносливость и умение. На картине изображён момент, когда линейный корабль «Твёрдый» под флагом вице — адмирала Сенявина сбив передние корабли турецкой эскадры, преградил путь турецкому флагманскому кораблю «Сэд — Эль — Бахр», обстреливая его продольным огнём

В 1853 году Боголюбов завершил работу над тремя картинами с видами Ревеля, за которые был удостоен Большой золотой медали Академии Художеств и трехлетней командировки в Западную Европу для совершенствования мастерства.

После 13 лет флотской службы, Боголюбов был отпущен в отставку с назначением его художником Главного Морского Штаба.

Боголюбов много путешествует по России и Европе и много пишет. В течении четырёх лет он работает над картинами о Крымской войне. Выставка его картин и этюдов в Петербурге имела грандиозный успех, а их автору присвоено звание профессора Академии Художеств.

Александр II заказывает художнику серию картин по истории морских сражений России, начиная от Гангута. В 1865 году он начинает работу и пишет картины «Гангутский бой», картины, посвящённые Гренгамскому, Эзельскому, Ревельскому, Выборгскому  и другим сражениям.

В 1877 году, после начала очередной русско — турецкой войны, Боголюбов едет на фронт. Там он пишет картины «Атака минного катера «Шутка», «Взрыв турецкого монитора на Дунае» и другие. В последние годы жизни Алексей Петрович, из — за болезни, живёт во Франции. Там же, в Париже, он и умирает  в своей мастерской в 1896 году. Гроб с его телом перевозят на Родину и хоронят в Санкт — Петербурге.

В формате данной статьи, я смогу показать только несколько работ великого мастера. Всем, кого заинтересует творчество художника, рекомендую http://art19.info/bogolubov/gallery.html http://art-assorty.ru/806-bogolyubov-aleksey-petrovich.html  http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/281-veneciya-bogolyubov.​html 

атака турецкого парохода миноносным катером «Шутка» 16 июня 1877 года

Лунная ночь на море

крейсер

Дарданеллы

Санкт — Петербург при заходе солнца

бухта Золотой Рог. Константинополь

Взморье

Антверпен

 

Севастополь

Бой фрегата «Флора» с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года

Взятие в плен пароходо — фрегатом «Владимир» турецкого вооружённого парохода «Перваз — Бахри» 5 ноября 1853 года

Лунная ночь. Большой канал в Венеции

виды Венеции

Это всего лишь маленькое знакомство с творчеством замечательного мастера. Буду очень рад, если творчество Боголюбова покажется вам интересным и вызовет желание ознакомиться с его работами.

Источники: http://www.proza.ru/2010/12/08/1257 

                   http://art19.info/bogolubov/gallery.html 

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/3236464

Художник Алексей Петрович Боголюбов

Вид в Нормандии. 1870

Боголюбов Алексей Петрович (16 марта 1824 — 27 октября 1896) —известный русский живописец, маринист, работал в технике рисунка и акварели, исполнял литографии и гравюры.

Искусный пейзажист, мастер русской батальной марины. Участвовал в выставках «Товарищества передвижников». Внук А.Н. Радищева. Был основателем рисовального училища (1897) и Художественного музея имени А.Н.Радищева (1885) в Саратове.

Лунная ночь. Большой канал в Венеции. 1850-е

Алексей Боголюбов родился в селе Померанье (Новгородская губерния) в семье помещика, отставного полковника. Рано лишившись отца, был отдан в Алексеевский корпус, а оттуда переведен в Морской кадетский корпус (в Петербурге).

По окончанию обучения  Алексей Боголюбов служил на флоте в звании мичмана (1841); плавал в разные страны, побывав, в частности, в Лондоне, где его вдохновила живопись Джозефа Уильяма Тёрнера, и на Мадейре, где он познакомился с Карлом Брюлловым.

Вид Венеции. Дворец дожей.

Решив посвятить себя искусству, учился в петербургской Академии художеств (1850–1853) у М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. Испытал влияние И.К. Айвазовского. Будучи «пенсионером» Академии художеств за границей, работал в мастерских Э.Изабе в Париже и А.Ахенбаха в Дюссельдорфе (1854–1860).

Венеция. Около железной дороги. Полдень. 1872

Как художник Главного морского штаба (с 1853) исполнил большую серию полотен на темы истории русского военного флота,  завоевав славу выдающегося живописца-историографа, великолепного мариниста.

С 1873 Алексей Боголюбов жил преимущественно в Париже, систематически приезжая в Россию.

Творчески сблизившись с мастерами барбизонской школы,  Алексей Боголюбов сам стал настоящим «русским барбизонцем»: его мотивы и ракурсы становились все проще и непритязательней, зато цветовые гаммы, объединенные общим тоном, – еще изысканней (пейзажи Нормандии, Шевенинга (Голландия) и др.; 1870–1880-е годы).

При этом он параллельно сохранял и прежнюю манеру, создавая в один и тот же период более академичные и студийные, как бы окутанные прозрачной дымкой воображения композиции (Устье Невы, 1872, Третьяковская галерея, Москва), и пленэрные картины, передающие природу «как она есть» (Лес в Вёле. Нормандия, 1871, там же); последние вещи уже вплотную примыкают к передним рубежам импрессионизма.

Балтийское море. 1880-е

Атака турецкого парохода миноносной лодкой Шутка 16 июня 1877 года. Не ранее 1881

Дьепп. 1882

Константинополь. 1860-е

Лунная ночь на море. 1871

Шторм

Петербург при заходе солнца

Пейзаж с парусником. 1867

Пассажирский пароход Император Николай у Черноморского побережья. 1840–1850-е

Палермо

Отлив в Трепоре. 1876

Остров Сен-Маркуф около Северной Нормандии

На Неве у Адмиралтейства. 1860

Морской вид

Морской бой. 1859

Лоцманы Бискайской бухты. 1857–1859

Крейсер. 1880-е

Константинополь. 1856–1857

Императорская паровая яхта Александрия 1852 года

Золотой Рог в Константинополе. 1864

Захват катером Меркурий шведского фрегата Венус 21 мая 1789 года. 1845

Закат (Лодка с парусом у берега моря). 1857

Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае. 1881

Выход из реки Тахо фрегата Илья Муромец на буксире пароходофрегата Камчатка. 1860-е

Возвращение в порт Трепор в полую воду. Франция, Нормандия. 1876

Вид Баку. 1874

Взрыв турецкого броненосца Люфти-Джелиль на Дунае 29 апреля 1877 года. 1877

Читайте также:  Описание картины джона констебла «телега для сена»

Взморье. 1854

Бой русского брига с турецкими кораблями. 1857

Бой пароходофрегата Владимир с турецко-египетским военным пароходом Перваз-Бахри 5 ноября 1853 года. 1850-е

Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фетхи-Бутленд в Черном море 11 июля 1877 года. 1878

Афонское сражение 19 июня 1807 года. 1853

Антверпен. 1854

Амстердамская пристань

12-пушечный пароходофрегат Камчатка. 1848

Фрегат Разбойник

Трепор. Нормандия

Смотр Балтийского флота Николаем I на пароходе Невка в 1848 году. 1850–1860-е

Цитата сообщения ЯННА_КОТ

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Боголюбов Алексей Петрович

Источник: https://classic-art-ru.livejournal.com/230044.html

Даниил Ильченко. Русский навигатор. Часть 2 / Православие.Ru

Часть 1

Подвиг первый

«Схимник» – такое прозвище дали сокурсники Феде Ушакову за его принципиальное равнодушие к разгульным пирушкам и обществу легкомысленных женщин.

Предельно насыщенная учебная программа Морского корпуса сочеталась с полнейшей свободой действий кадетов во внеурочное время. Не многие молодые дворяне находили в себе силы устоять пред соблазнами столичной жизни. Ушаков находил.

Не имеющий знатных покровителей и богатых родственников, он отчетливо понимал: пробиваться в жизни придется самостоятельно и с Божией помощью.

Поэтому, не растрачивая физического и духовного здоровья, он целиком отдался учебе, прерываясь лишь на посещение праздничных и воскресных богослужений. А на прозвище не обижался. Не обижались на Ушакова за его из ряда вон выходящее поведение и друзья-товарищи.

Природная доброта Фединого характера и крепкое телосложение позволяли ему эффективно решать «проблемы межличностной коммуникации».

Почти сказочный случай из жизни кадета Ушакова приводят биографы.

Теплым весенним вечером 1763 года случился в Петербурге небольшой пожар. На одной из улиц горел обывательский домик. Как водится, поглазеть на зрелище собралась толпа зевак, были тут и гардемарины Морского корпуса, располагавшегося неподалеку.

Пламя уже вырывалось из окон, а пожарных все не было. Но толпа реагировала спокойно: жильцы успели покинуть здание, прихватив с собой ценные вещи.

Плакала лишь одна маленькая девочка: в доме осталась клетка с ее любимым снегирем. В панике о ней забыли, и теперь никто не пытался спасти несчастную птицу.

Вдруг сквозь толпу протиснулся гардемарин, узнал, где находится клетка, и бросился в горящий дом.

– Сгорит! Рехнулся парень! – заголосили бабы.

Всеобщий вздох облегчения раздался через пару десятков секунд:

– Жив! И клетку принес!

Парня окатили холодной водой и хотели было осмотреть: не угорел ли. Но тот уже скрылся в толпе. Сокурсники бросились за своим героем, а он, наглухо закрывшись в «кубрике», в этот день больше не выходил и ни с кем не разговаривал. Встретили его лишь утром – за учебной скамьей…

Математика, астрономия, кораблестроение, такелажное дело, картография, танцкласс – вот неполный перечень дисциплин, штудируемых кадетами.

И, конечно, иностранные языки: французский, английский, немецкий – так как «и знание иностранных языков очень нужно для морского офицера, ибо морской офицер в своей службе имеет частые сношения с иностранцами и, кроме того, для достижения совершенства в своем искусстве должен читать иностранные книги о мореплавании, каких книг на русском языке, кроме самого малого числа их, вовсе нет», – объяснялось в методическом пособии того времени.

Корпус был разделен на три класса, составляющих три роты. Переходили из третьего класса во второй, из второго в первый «по знанию». Не окончившие курса пополняли корпус морской артиллерии, портовые службы, научные экспедиции.

В первом классе кадеты получали звание гардемарина («морского гвардейца» по-французски) и отправлялись на практику. Нередко это были суда иностранных компаний, бороздившие воды возле берегов Ост- и Вест-Индии и Америки.

После практики и «за высокие успехи в учебе» гардемаринам присваивалось офицерское звание мичмана.

В свое первое плавание Ушаков отправился на корабле «Евстафий» от Кронштадта к Гогланду. Погода была отвратительной, Балтику штормило. Гардемарин вдоволь смог насладиться всеми «прелестями» морского путешествия. Заплесневелая вода, вонючая солонина, подгнившие сухари. Выскальзывающая из-под ног, шатающаяся палуба.

Суровый капитан, мужики-матросы и пудовый боцманский кулак, который тут у них, матросов, «главный учитель». А еще изнурительные нескончаемые вахты под завывание «мордавинда» – так русские моряки окрестили крепкий лобовой ветер. Вот когда вспомнились службы в родном Богоявленском монастыре.

Благодаря им он умел выстаивать долгие часы, сконцентрировавшись на главном. И заступивший в ночную вахту Федор возносил молитвы в штормовое небо: лишь бы не сдрейфить, не растерять собранность и достойно дождаться ударов склянок – корабельного колокола.

«Тот Богу не молился, кто в море не ходил», – тогда он проникся этой старинной моряцкой поговоркой.

И вот на нем уже новенький зеленый кафтан мичмана, он стоит перед строем выпускников Морского корпуса. Плац залит слепящим майским солнцем, хлопает на ветру Андреевский флаг, левая рука Ушакова лежит на Евангелии:

«Аз, Феодор Ушаков, обещаю и клянусь Всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хощу и должен Ея Императорскому Величеству моей всемилостивейшей государыне императрице Екатерине Алексеевне, самодержице, и Ея Императорскаго Величества любезнейшему сыну государю цезаревичу и великому князю Павлу Петровичу, законному всероссийского престола наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови… В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий!»

Совсем скоро в составе команды трехмачтового транспортного судна под названием «Наргин» мичман Ушаков вышел в открытое море. Предстоял долгий путь: через северные моря, вокруг Скандинавии к городу русских корабелов, богатейшей торговой пристани империи – Архангельску.

То была отличная школа. Суровый корабельный быт и ледяные шквалы норд-оста закалили молодого офицера, помогли обрести спокойную уверенность и реальный опыт. Без свежего морского ветра ему уже плохо дышалось.

Изучение ролей

Начало карьеры Ушакова совпало с воцарением Екатерины II. С места и в карьер императрица предалась реформаторской деятельности.

Возрождение флота было, как сейчас принято говорить, одним из приоритетных направлений инновационной политики государства. Немка по происхождению, Екатерина II выражалась яснее и гораздо более по-русски: «Флотская служба знатна и хороша, то всем известно, но, насупротив того, столь же трудна и опасна, почему более монаршью милость заслуживает».

В Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Архангельске – в главных портах и верфях империи – закипела работа.

Стремительно увеличивается численность судов торгового флота, одна за другой снаряжаются научные экспедиции на поиски новых земель и морских путей.

Под монаршим лозунгом «Чтоб флаг наш везде надлежащим образом уважен был» обновляется военный флот. Попутно увеличивается жалование морского офицера, повышается его статус в обществе.

Начиная с середины XVIII века взоры российских государственных стратегов все чаще обращаются к южным границам империи. С одной стороны, манят колоссальные экономические и геополитические перспективы выхода к Азовским и Черным морям. С другой – со стороны Дикого поля вновь повеяло угрозой.

14 октября 1768 года Турция объявила войну России. Находящаяся в вассальной зависимости от Османской империи Крымская орда огненным вихрем пронеслась по малоросским землям. Из-под одного только Харькова было угнано в плен 20 000 человек мирных поселян.

Участвовавший в набеге французский барон Франсуа де Тотт, представлявший Версаль в Бахчисарае, так описывает эти события: «Головы русских детей выглядывали из мешка. Дочь с матерью бегут за лошадью татарина, привязанные к луке седла.

Отец бежит возле сына на арканах… Впереди нас бегут угоняемые волы и овцы. Все в удивительном движении, и уже никто не собьется с пути под бдительным оком татарина, сразу же ставшего богачом». Несколько недель спустя «прилавки» рабовладельческого рынка Кафы (будущей Феодосии.

– Д.И.) ломились от «живого товара» из русских земель.

«Лучшая защита – наступление», поэтому на Особом военном совете при императрице решено было вести войну на многих направлениях сразу – Молдавия, Валахия, Крым, Кавказ, Балканы, Архипелаг. Нужно «подпалить турецкую империю со всех четырех углов» – поставила цель императрица и выпустила на волю своих «орлов»: Паниных, Голицыных, Орловых, Чернышевых, Румянцева, Потемкина…

6 марта 1769 года русские войска вновь овладели Азовом и Таганрогом. Когда-то здесь сгнил петровский флот. Петр I планировал присоединить Крым к России и даже сделать Азов столицей империи. Но Прутский поход 1711 года закончился неудачей – потерей завоеванных земель и едва зародившегося южного флота. Екатерина II, проведя «работу над ошибками», предприняла вторую попытку.

Пешие артели мастерового люда, кареты и брички с инженерами-судостроителями и откомандированными офицерами потянулись к воронежским верфям, где стартовало строительство первых кораблей нового Южного флота России.

Затем их сплавляли по Дону к Азовским берегам, где они становились на рейд у попутно возводимой крепости Таганрогского порта. Возглавлял так называемую Донскую экспедицию контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин.

Впервые будущий контр-адмирал зарекомендовал себя во время Семилетней войны (1756–1763) при взятии крепости Кольберг – пожалуй, самой эффективной совместной операции русской армии и флота в тот семилетний период. Под его командованием фрегат «Святой Павел» сделал бесстрашный рейд вдоль крепостных стен, посылая ядра и уничтожая прусские фортификации. Сенявин был контужен, но из боя не вышел.

Прошло время, когда долгом Сенявина было уничтожение вражеских укреплений  и флота, теперь он созидал морские силы Отечества. Зимой 1769 года в его распоряжение прибыл мичман Федор Ушаков.

Перед самым отъездом из Петербурга на квартире однокашника по Морскому корпусу Федор встретил девушку. Миловидная и скромная, она просила его передать письмо своей матери, проживающей в Воронеже. Она не успела договорить, а Ушаков уже был согласен. Он узнал в ней ту девчушку, для которой спас на пожаре снегиря…

Но времени предаваться амурам у Ушакова не было. Неугомонный Сенявин не давал продыху ни штатским, ни военным. От Таганрога до Воронежа, от Воронежа до Азова мотался он в своей кибитке: проверяя, наказуя, поощряя, воодушевляя.

– Поостереглись бы, Ваше превосходительство! Не дай Бог отряд турок аль татар в степи повстречаете, – переживали штабисты.

– Мне флот строить надобно, а не ждать, пока война кончится, – бурчал в ответ контр-адмирал.

И, заметив подле себя Ушакова:

– Вот что, Федор, встань-ка на Кутюрьме (река близ устья Дона. – Д.И.) дозором: не дай Бог турки две шлюпки пришлют и весь флот наш пожгут. Считай, приказ тебе до осени. Ну, давайте с Богом за дела!

Командуя прамом – плоскодонным парусным судном, вооруженным пушками крупного калибра для действия в прибрежных районах, – под № 5 Ушаков охраняет устье Дона. В стычках с турецкими диверсантами он получает боевое крещение. Лейтенантские погоны ложатся на плечи Ушакова летом 1769 года. После он руководит транспортными судами, доставляет провизию и лес в отстраивающийся Таганрог.

В это время из Петербурга переезжает в Воронеж та молодая особа, побывать почтальоном которой Ушаков посчитал за подарок свыше. Молодые встречаются и решают обвенчаться. Но долг службы заставляет отложить свадебные приготовления.

Весной 1771 года состоялась дебютная баталия Азовского флота. Корпус генерал-майора А.П. Щербатова армии князя В.М. Долгорукого ведет наступление со стороны Геничи и Арабата (сейчас это всем известные курортные места Азовского побережья: г. Геническ и так называемая Арабатская стрелка. – Д.И.) в тыл турецким войскам, находящимся в Крыму. Флот Сенявина поддерживает наступление.

Более 40 судов и галер у Еникале (турецкая крепость на берегу Керченского пролива. – Д.И.) насчитал Сенявин, глядя в окуляр своей подзорной трубы. И повел эскадру на сближение.

Османы дрогнули сразу. Чего-чего, но только не ощетинившихся пушками кораблей под Андреевским флагом ожидали они встретить на Азовском мелководье. За удивлением последовал страх: не приняв бой, турки отступили.

«Удивятся они и еще больше, как увидят на Черном море фрегаты и почувствуют их силы», – ликует Сенявин в письме графу Чернышеву от 23 июня 1771 года.

Встав на рейде у Еникале, русская эскадра вступила «сполна во владение Азовским морем».

В последующие годы Федор Ушаков курсирует вдоль крымских берегов. На палубном боте «Курьер» он выполняет посыльные поручения, швартуясь к причалам Керчи и Кафы.

Командуя 16-пушечниками «Модон» и «Морея», добывает разведданные, предотвращает высадку десанта, поддерживает с моря оборону первой русской морбазы в Крыму – Балаклавы. Ушаков тщательно изучает черноморский театр военных действий.

Вскоре ему предстоит играть на нем главную роль. Да так, что рукоплескать ему будет вся Отчизна.

(Продолжение следует.)

Источник: http://www.pravoslavie.ru/53790.html

Ссылка на основную публикацию