Описание картины алексея даниловича кившенко «военный совет в филях (1812)»

Война 1812 года в архитектуре , медальерном искусстве и живописи

Слайд 1

Мусоянц Нелли Георгиевна, ученица 8а класса с углублённым изучением русского языка, обучающаяся в МБОУ «СОШ №4 с углублённым изучением отдельных предметов». Руководитель: Герасимова Любовь Степановна, учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Война 1812 года в архитектуре , медальерном искусстве и живописи. Искусство и история Идут рука об руку, Без одного другого не будет… Н. Новосельский .

Слайд 3

Цели и задачи: Узнать, что из себя представляет медальерное искусство, и в честь каких исторических событий они были отчеканены. Познакомиться с канонами построения триумфальных арок; в честь каких исторических событий были воздвигнуты и где они находятся.

Познакомиться с историей создания и воссоздания Храма Христа Спасителя, подробнее изучить внешнее и внутреннее убранство Храма. Ознакомиться с фрагментами полотна Бородинской панорамы, изучить экспонаты, представленные в музее, понять уникальность такого искусства, которое создавал А.Рубо .

Сопоставить колонны, воздвигнутые в честь военных побед, подробнее изучить создание Александровской колонны.

Слайд 4

Храм Христа Спасителя Триумфальные арки Медальоны Бородинская панорама Александровская колонна

Слайд 5

. Фер – Шемпенуазе — поселение во Франции, около которого 25 марта 1814 года произошло сражение во время войны с Наполеоном . МЕДАЛЬОНЫ В ЧЕСТЬ ВОЙНЫ 1812 ГОДА Арсис-сюр-Об — старинный город во Франции около которого 20-21 марта 1814 г. произошло сражение между союзными войсками и французами во главe с Наполеоном.

Бой под Бриенном — сражение 29 января 1814 года между армией Наполеона и русскими корпусами под командованием прусского фельдмаршала Блюхера за французский город Бриенн . Сражение при Бриенне . Бой при Арсис-Сюр-Об .

На переход за Рейн Фёдор Петрович Толстой 1873, Санкт-Петербург (10 (21) февраля 1783 — русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор . 1 января 1814 г. союзные части начали переход через Рейн и вступили во Францию. Начался завершающий этап войны против Наполеона…

Сражение при Фер-Шемпенуазе Патриотический подъем времени Отечественной войны 1812 года нашел отзвук в лучших памятниках медальерного искусства. Наиболее яркие страницы медальерного искусства XIX века связаны с именем Федора Петровича Толстого.

Слайд 6

БОРОДИНСКАЯ ПАНОРАМА Музе́й-панора́ма « Бороди́нская би́тва » открыт в 1962 году на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект).

Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях, восстановленная после пожара в 1887 году, и сама панорама Бородинской битвы, завершенная Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году.

Франц Алексе́евич Рубо ́ (17 июня 1856 — 13 марта 1928) — русский художник-панорамист , академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго ».

Основоположник отечественной школы панорамной живописи, автор около двухсот монументальных полотен. Памятник Кутузову у Бородинской панорамы. На постаменте расположена надпись: «Михаилу Илларионовичу Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 г». А по сторонам памятника стоят скульптуры офицеров, солдат и ополченцев, участвующих в Отечественной войне 1812 года.

Слайд 7

ПОЛОТНО ПАНОРАМЫ «БОРОДИНСКАЯ БИТВА» К столетию Отечественной войны 1812 года по заказу императора Российской империи Николая II художник Франц Рубо написал панораму «Бородинская битва». Размеры холста: высота 14 метров, длина — 115 метров.

Мимо горящих изб проходят две колонны Московского и Астраханского полков. Начала переправу 7-я тяжелая кавалерия дивизионного генерала Ж. Г. Лоржа . Артиллерия дивизионных генералов Панетти , Фуше и Сорбье обрушила огонь из 400 пушек.

От холма движется группа всадников – штаб Великой Армии и свита Наполеона. Кирасиры русской бригады генерал – майора Н. М. Бороздина — второго контратакуют саксонцев. Ближе к деревне Горки расположились второй и третий резервные кавалерийские корпуса.

Даву выстроил значительную часть своей кавалерии в подкрепление генералу Фриану .

Слайд 8

МУЗЕЙ «БОРОДИНСКАЯ ПАНОРАМА » Музей «Бородинская панорама» — уникальный музей в своем роде. Это единственный музей, где экспозиция посвящена только одной войне — Отечественной войне 1812 года, войне русского народа с французами.

В первом зале можно полюбоваться на военную технику и солдат в миниатюре, посмотреть на настоящую форму русского солдата. В музее можно посмотреть на тактические схемы ведения боя при Бородинском сражении, поглядеть на карту отступления французов. В музее можно увидеть личные вещи офицеров, предметы, которые побывали в том бою.

Место для музея выбрали неслучайно . Именно здесь располагалась деревня Фили , в которой М.И.Кутузов держал военный совет . Битва под Смоленском предшествовала сражению в Бородино. Ведь Наполеон не хотел идти дальше Смоленска, но почему-то принял решение идти вглубь России.

Первоначально у него было 400 тысяч солдат против примерно 200 тысяч русской армии. Наши армии были разрознены и не смогли соединиться полностью. Кутузов является центральной и самой узнаваемой фигурой картины А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях 1812 года».

Кроме самого Кутузова в совете участвовали такие видные военачальники, как Барклай-де-Толли, Беннигсен , Дохтуров, Толь, Остерман-Толстой, Уваров, Коновницын, Раевский, Ермолов и Кайсаров . Все одиннадцать человек изображены на картине.

Алексей Данилович Кивше́нко (10(22) марта 1851 года, ныне Венёвский район Тульской области — 2 октября 1895 года, Гейдельберг, Германия) — русский живописец. Автор знаменитой исторической картины «Военный совет в Филях», запечатлевший один из важнейших моментов Отечественной войны 1812 года. В музее есть картина о битве под Смоленском.

Слайд 9

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Храм Христа Спасителя строился с 1839 по 1883 гг.

Замысел возведения в Москве грандиозного храма в честь победы над французами и изгнания их из России возник уже в 1812 году, а 12 октября 1813 года была совершена торжественная закладка фундамента храма Христа Спасителя на Воробьевых горах Крест “ накупольный ” с полумесяцем Крест четырехконечный с полукружием в виде полумесяца внизу , где концы полумесяца обращены вверх ,— очень древний вид Креста . Чаще всего такие кресты ставились и ставятся на куполах храмов . Константи́н Андре́евич Тон 1794 —1881— русский архитектор. Автор многочисленных архитектурных проектов во многих городах России, придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств. Особенно он известен своими работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле Ризалит – выступающая часть здания. Восьмерик – восьмигранный куб. Аркада – ряд арок, опирающихся на колонны. Главка – церковный купол в виде луковки. Портал – архитектурное оформление входа в здание. Наличник – обрамление дверного проема. Звонница – верхняя часть колокольни,в которой подвешивают колокола.

Слайд 10

РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР . На этом заседании было принято решение « Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москва со сносом самого храма и с необходимым расширением площади ».

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания , однако разобрать его до основания не удалось , и тогда было решено его взорвать . 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого храм устоял .

Только для разборки обломков понадобилось почти полтора года ВОССОЗДАНИЕНИЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. Проект восстановления храма подготовил Зураб Церетели.

1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника . «…

взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России» Владимир Солоухин . Зура́б Константи́нович Церете́ли (4 января 1934, Тбилиси) — российский художник и скульптор. Народный художник СССР (1980), Народный художник Российской Федерации (1994), Президент Российской академии художеств (с 1997 года), Почётный член Российской академии образования.

Слайд 11

ПЛАН И УБРАНСТВО ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Храм Христа Спасителя крестово-купольный тип христианского храма . Эта устойчивая система взаимосвязанных пространств, ячеек обусловливает стройную композицию Главную роль в ней играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже — угловые помещения.

В наши дни Храм Христа Спасителя почти восстановлен.

Теперь он стоит во всем своем великолепии, сверкая золотыми куполами, поражая величием и красотой! Храм Христа Спасителя принадлежит к числу замечательнейших не только в России, но и во всем мире зданий и кроме колоссальности и высокого архитектурного достоинства имеет для России важное историческое значение: он сооружен в память событий 1812 года и в благодарность к Промыслу Божию за спасение России. Надлежало, чтобы каждый камень и все вместе были говорящими идеями религии Духовный, круглый по форме, освещенный множеством окон, и потому светлый и радостный. Основание храма представляет квадрат, имеющий с каждой стороны выступ и образующий таким образом равноконечный крест. Фасад одинаков со всех четырех сторон. Все это здание увенчано пятью главами, из которых средняя своими размерами превосходит все остальные и придает единство и полноту всему строению. Круглая стена этой главы лежит на восьмигранном основании и обведена, словно венцом, рядом красивых столбиков, соединенных арками, под которыми через одну пробиты окна. Все же здание освещается шестнадцатью окнами в главном куполе и тридцатью шестью под хорами, причем все они имеют однообразную, узкую, сверху закругленную форму. Коридор освещается восьмью окнами по нижнему ряду. Внутри четыре колоссальных столпа поддерживают здание. От расположения этих столпов и выступов образуются двойные стены, а между ними — коридор, идущий по обычаю древних христианских церквей вокруг всего храма. Над коридором помещаются пространные хоры. Внешняя часть храма украшена двойным рядом горельефов, исполненных из русского мрамора известными скульпторами. Все входные двери, числом 12, выполнены из бронзы, и украшающие их изображения святых отлиты по моделям известного скульптора графа Толстого. Паперти очень эффективно выделяются из общего, так как они сделаны из финляндского мелкозернистого гранита темно — красного цвета, которым облицован и наружный цоколь всего храма.Вся внутренняя облицовка выполнена из двух сортов русских камней — лабрадора и шошкинского порфира — и пяти сортов разноцветных итальянских мраморов. Но замечательная мозаика, как стен, так и пола при всех своих достоинствах не может отвлечь зрителя от других красот храма, данных ему художественным творчеством. Алтарь – восточная возвышенная часть храма. Плафон – вид потолка с росписями. Рельеф – выпуклое изображение на плоскости. Пророк Даниил. Праотец Ной. Пророк Давид. Богоматерь. Знамение. Одигитрия – в древнерусском искусстве изображения Богоматери с младенцем на руках назывались « Одигитрия ».

Слайд 12

Читайте также:  Описание иллюстрации ивана билибина «василиса прекрасная»

ТРИУМФАЛЬНЫЕ АРКИ ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В МОСКВЕ Триумфальная арка — архитектурный памятник, состоящий из больших портиков.

Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий Триумфальная арка Каррузель была построена в 1806-1808 годах.

Триумфальная арка в Москве возводилась с 1829 по 1834 год Проект арки подготовили: Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Возведена перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806—1808 годах.

Сооружена в 1829—1834 годах в Москве в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Шарль Персье . Пьер Фонтен . Основу памятника составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн весом 16 тонн каждая.

У арки есть три сводчатых прохода; самый больший, центральный, составляет 6.5 Место на фасаде заняла четверка коней, где повозкой правит символическая фигура Мира, а по бокам стоят позолоченные статуи Победы. Четвёрка коньей — типичный символ мощной власти. В мифологии колесница ,запряжённая шестёркой боевых коней, символизирует четыре элемента и их богов.

Слайд 13

Триумфальная арка в Риме. Сходство и различие с арками в Париже и Москве. Одна из самых известных достопримечательностей Рима – знаменитая Арка Константина, которая известна нам под названием Триумфальная арка.

Она находится между улицей Палатин и Колизеем , у дороги по которой проходят торжественные шествия. Триумфальные арки Константина и Каррузель — трёхпролётные арки. Традиционные фигуры трубящих о победе словно парят в простенках над изгибами Римской, Парижской и Московской арок.

На вершине каждой колонны Римской и Парижской арок находятся фигуры. У всех арок имеются колонны.

Слайд 14

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба , которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года . Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси . Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник.

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о « незабвенном брате ». [2] Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска , но этот вариант был отклонён императором.

Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение « Plans et details du monument consacr è à la mémoire de l’Empereur Alexandre », но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона ) Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н ( 23 января 1786 , Шайо , предместье Парижа — 28 июня ( 10 июля ) 1858 , Санкт-Петербург ).ар хитектор, строитель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу.Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела — скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман.

В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг, шишаков и щитов, хранящихся в Оружейной палате в Москве, в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку, а также броня XVII века царя Алексея Михайловича, и что, несмотря на утверждения Монферрана , совсем сомнительно, щит Олега X века, прибитый им ко вратам Царьграда.

Елисавета Кульман Александр I БАРЕЛЬЕФ (франц. basrelief ), низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема. Общая высота сооружения 47,5 м. Высота ствола (монолитной части) колонны 25,6 м. Высота пьедестала 2,85 м Высота фигуры ангела 4,26 м, Вес каменного ствола колонны около 600 тонн.

Общий вес навершия колонны около 37 тонн Размеры ограды 16,5×16,5 м Общий вес сооружения 704 тонны. Размеры барельефов — 5,24×3,1 м. Размер постамента — 6,3×6,3 м. Нижний диаметр колонны 3,5 м (12 футов) Верхний диаметр колонны 3,15 м. Навершие-верхушка какого-нибудь сооружения, устройства Постамент- возвышенное основание колонны , монумента.

ВАНДО́МСКАЯ КОЛО́ННА, на Вандомской пл. Парижа, установленная в 1806-10 (архитекторы Ж. Б. Лепер и Ж. Гондуэн ) в честь побед Наполеона I . Согласно декрету Парижской Коммуны разрушена в 1871. Восстановлена в 1875. Кто больше похож на фигуру ангела?

Слайд 15

Список литературы: Барская. Н. А. «Сюжеты и образы древнерусской живописи» Москва « Просвящение »,1993. Бескровный. Л.Г. Отечественная война 1812 года. — М.: изд-во АН СССР, 1962. Богданов Л. П. Русская армия в 1812 г. Организация, управление, вооружение. — М.: Воениздат, 1979. Гусаров А.Ю. «Памятники воинской славы Петербурга» , 2010. Дмитриева. Е.

В «Мировая художественная культура России» С – П. : Корона принт,2007. Жилин П.А. Отечественная война 1812 года. — М.: Наука, 1988. Орлик О. В. «Гроза двенадцатого года…». — М. Просвещение, 1987. Кириченко, Е. И. Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели 1813-1931. Сост. Г. А. Иванова. М. 1992. Монахов. Л.А.

«Путеводитель по Музею — панораме «Бородинская битва» ИФ «СОРЕК — ПОЛИГРАФИЯ»,2004. Никитин Н. П. «Огюст Монферран , Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны» — Ленинград, 1939 Орлик О. В. «Гроза двенадцатого года…». — М. Просвещение, 1987. Раскин А. Г. «Триумфальные арки»— « Лениздат », 1977. Холодковский . Н.Н.

«Нумизматические памятники Отечественной войны. Описание медалей и жетонов 1812-1912 гг.» «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2013/10/15/voyna-1812-goda-v-arkhitekture-medalernom

Анализ эпизода военный Совет в Филях 1812 по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

В своем произведении “Война и мир” Л. Н. Толстой проводит мысль о предопределенности событий.

Автор считает, что личность не играет в истории решающей роли, но может влиять на историю тогда, когда ее роль в судьбе государства предначертана свыше.

Так, во время Бородинского сражения “нравственная” победа была за русскими, на следующий день они были готовы продолжить битву, но оказалось, что до половины войска было потеряно.

Часть из него была убита, часть – ранена.

Все здравомыслящие военные еще до совещания в Филях понимали, что нового сражения не должно быть, но это надо было услышать от Кутузова. Сам главнокомандующий постоянно спрашивал себя о том, когда же он допустил Наполеона до Москвы.

Во время совета в Филях Кутузов ведет себя таким же образом, как и во время сражения под Бородино. Он кажется безучастным, но его ум непрестанно работает. Кутузов пытается отыскать единственно правильное решение. Он верит в то, что его миссия – спасти Россию.

Толстой подробно описывает сцену принятия решения по поводу Москвы. Бенигсен высказывает свое мнение, начиная с высокопарной фразы, в которой неприкрыто проступает его ложный патриотизм. Никто не может опротестовать позицию Бенигсена, боясь обвинения в трусости.

Лишь Кутузов может высказаться, видя фальшь в словах выступающего.

Кутузов выбран главнокомандующим народом, в то время,

как государь был против. Он, как истинный патриот, не любит позерство. Главнокомандующий совершенно уверен в том, что в Бородинском сражении победу одержали русские войска, но в то же время он считает необходимым оставить Москву. Он полагает, что спасение России в армии, поэтому ею нельзя рисковать. Выгоднее оставить Москву, чем потерять солдат.

Кутузову чисто по-человечески очень сложно произнести вслух приказ об отступлении из Москвы. Однако мужество и здравый смысл побеждают, и он отдает приказ.

Интересно, что сцену совета в Филях мы видим глазами ребенка, шестилетней девочки Малаши, внучки Андрея Савостьянова, которая осталась в горнице, где собрались на совет генералы. Малаша – совсем еще ребенок, она способна воспринимать все происходящее лишь на подсознательном уровне.

По она дала участникам совета определения, которые как нельзя лучше отражают их сущность. Кутузова она назвала “дедушкой”, а Бенигсена – “длиннополым”. Дедушка симпатичен девочке, он спорил с длиннополым и “осадил его”. Сложившееся положение дел успокоило Малашу, она рада, что в споре верх одержал дедушка.

Этот сложнейший эпизод автор вкладывает в уста ребенка, с одной стороны, чтобы показать истинность слов девочки, а с другой стороны, потому что Кутузов выбирает единственно верное решение, он не может поступить иначе.

При этом главнокомандующий ищет свою вину в том, что произошло, но он абсолютно уверен в победе над французами.

Сцена совета в Филях является одной из самых важных в романе. Благодаря ему, мы ощущаем весь драматизм ситуации, понимаем, что потому что это был единственно правильный выход. Автор восхищается мудростью и прозорливостью Кутузова, тем, как он умеет вникнуть и понять любую, даже, на первый взгляд, неразрешимую ситуацию.

Главнокомандующий является истинным патриотом, ему не нужен дешевый популизм, он думает только о благе России, поэтому и его решение становится единственно возможным.

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/analiz-epizoda-voennyj-sovet-v-filyax-1812-po-romanu-epopee-vojna-i-mir-tolstoj-lev-n/

«Война и мир» как роман-эпопея

Цели: Обучающие:

  • формирование мировоззрения студентов;
  • формирование понятия романа-эпопеи;
  • определение характерных черт романаэпопеи в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»;
  • повторение знаний об исторических событиях, отраженных в романе «Война и мир»;

Развивающие:

  • формирование умения определять жанровые особенности произведения;
  • развитие логики мышления, устной речи, навыков выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение;
  • формирование умения видеть связь литературы с историей, живописью и кинематографом;
Читайте также:  Описание картины константина васильева «князь игорь»

Воспитательные:

  • воспитание вкусовых пристрастий в чтении;
  • воспитание в студентах патриотизма, интереса к истории Отечества и искусству.

^ Урок изучения нового материала

Вид урока: Рассказ с элементами беседы

Метод: Информационно-рецептивный

Оборудование: Компьютер, проектор

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания (найти развернутое определение романа-эпопеи, приступить к чтению романа) Вопросы для проверки:

  1. Дайте определение романа-эпопеи;
  2. Перечислите ее характерные черты

Роман-эпопея – это большое по объему произведение, включающее описание исторических событий, исторических личностей. В эпопее много действующих лиц, она охватывает большой промежуток времени

  1. Мотивационный. Тема, цель. (Тема проецируется на доске). Слайд 1.
  1. Изучение нового материала
    1. Формулирование определения романа-эпопеи. (Преподаватель говорит, определение проецируется на доске, студенты записывают).

Итак, из сказанного вами следует, что роман-эпопея (от «эпос» и греч. Poieo – творю) это большое по объему художественное произведение эпического характера. Одним из самых известных примеров эпопеи служит «Илиада» Гомера. Слайд 2. — А что такое эпос? (один из трех родов литературы, отличающийся объективно-повествовательным характером). Характерные черты эпопеи:

  • в центре повествования решающее историческое событие, которое важно для всей нации в целом, а главной движущей силой его является народ;
  • повествует о великих деяниях народных героев, исторических личностей;
  • одной из характерных черт эпопеи считается многосюжетность, сюжеты накладываются на судьбы различных личностей, семей, в произведении много действующих лиц;
  • изображает большой промежуток времени, целую эпоху в жизни народа. Слайд 3.

4.2. Черты эпопеи в романе «Война и мир».

  1. Большое по объему произведение

«Война и мир» — очень большое по объему произведение, включает в себя 4 тома. Слайд 4.

  1. Решающее историческое событие

— В романе изображено немало событий, повлиявших на мировую историю. Это и Шенграбенское сражение, и Аустерлицкая битва, и Тильзитский мир, и пожар Москвы, и партизанское сражение. — Какие еще исторические события, имевшие огромное значение для русского народа, описаны в романе?

— мОчень скоро вся страна будет отмечать 200-тлетие со времени победы в Отечественной войне 1812 года. Одним из величайших сражений не только в этой войне, а вообще в истории России является Бородинское сражение, описанное в романе Толстого.

(Кстати и сам Наполеон называл его самым великим и самым ужасным в своей карьере). Оно состоялось 26 августа на западе от Москвы. Считавшаяся до тех пор непобедимой, наполеоновская армия столкнулась с могучим боевым духом русского народа. Слайд 5.

Император Бонапарт назвал после этой битвы русский народ непобедимым. Хотя сражение стало самым кровопролитным из известных тогда, исход его был неясен. Каждая из сторон приписывала победу себе. Самым главным для Кутузова М.И стало тогда то, что французы не смогли разгромить нас, понеся большие потери, что давало время и возможность для восстановления людских потерь.

Толстой большое внимание придает тому, что в этом сражении решительно стираются грани между сословиями, в войне участвует русский народ. В Москве памятник — мемориал «Панорама Бородинского сражения» Её автор Франц Алексеевич Рубо. Давайте посмотрим фрагменты Бородинской панорамы. Показ слайдов «Бородинская панорама».

— Какие моменты сражения изображены на фрагментах? Бой за деревню Семеновскую, бой во ржи.

^ .

Вопрос: Кто такие гренадеры и кирасиры?

Индивидуальное сообщение:

  • Гренадерыэлитные войска, созданные преимущественно для атаки. Они были в основном высокими, т. к. должны были метать в противника гренады – предшественницы современных гранат.
  • Кирасиры военнослужащие частей тяжелой кавалерии, носившие кирасу в парадной форме. Кираса – латы, металлический панцирь на спину и грудь).

Акцентология

^

Посмотрите на иллюстрации. В какой момент сражения они изображены?. Слайд 6.

История и роман

— Нужно отметить, что точки зрения историков и Л.Н. Толстого на события не всегда совпадают. Да, писатель не удовлетворен объяснением историками причин наполеоновских войн, не согласен он и со взглядами историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения.

^

— Вот как сам Толстой отвечает на этот вопрос в послесловии к роману: «Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков не случайное, а неизбежное. Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет неправ, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом. Историк обязан иногда, пригибая истину, подводить все действия исторического лица под одну идею, которую он вложил в это лицо. Художник, напротив, старается понять и показать не известного деятеля, а человека. В описании самих событий различия еще резче и существеннее. Итак, задача художника и историка совершенно различна, и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге не должно поражать читателя». — В романе изображено много знаменитых людей. Это и императоры государств, и главнокомандующие армиями, и прославленные генералы. Какие две великие исторические личности противопоставляются в романе?

— Это Кутузов и Наполеон. Французский полководец завоеватель изображен эгоистичным карьеристом, который собственные амбиции ставит выше человеческих жизней, автор вообще считает его случайным человеком в истории.

Кутузов же, наоборот, дорожит каждым своим солдатом, ради спасения Родины готов терпеть критику и упреки. Мучительно тяжело было ему принять решение оставить Москву врагу, но тогда это был единственный возможный выход. Слайды 7, 8.

— Давайте сравним, как показано это событие у писателя и у художника. Ведь Алексей Данилович Кившенко писал картину под впечатлением романа Льва Толстого «Война и мир». Слайд 9. — Прочитайте 4-ю главу и выпишите из нее слова и обороты, относящиеся к Кутузову. (Выразительное чтение 4-й главы). — Каким изображен главнокомандующий у Толстого? Выпишите нужные слова и предложения («светлейший», «.приласкав ее», « дедушка», «сидел от них особо, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука»; «некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой»; «сердито замахал ему рукой, выдвинулся из своего угла», « и сердитое кряхтенье и покашливанье»; «вдруг заговорил он», «сердитым голосом», « медленно приподнявшись», «он подошел к столу»; « долго сидел, облокотившись на стол», «прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу»).

Черты характера Кутузова М.И.

Доброта, страшные переживания за судьбу Родины, злоба ко всем, кто против России. Беседа о картине Алексея Даниловича Кившенко «Совет в Филях 1812 года».

^

Кутузов является центральной и самой узнаваемой фигурой картины А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях 1812 года». Взгляды всех присутствующих устремлены на него

^

На лавке Ермолов, Кайсаров, Толь. Под образами Барклай де Толли, рядом Уваров. Кроме самого Кутузова, в совете участвовали такие видные военачальники, как Барклай-де-Толли, Беннигсен, Дохтуров, Толь, Остерман-Толстой, Уваров, Коновницын, Раевский, Ермолов и Кайсаров. Все одиннадцать человек изображены на картине.

Прямо в центре, спиной к зрителю сидит начальник штаба главнокомандующего Беннигсен — один из главных вдохновителей нового сражения. Через его плечо перекинута лента ордена Андрея Первозванного, полученная им за битву при Пресиш-Элау (ныне город Багратионовск, Калининградской области).

Отношения между ним и Кутузовым были довольно натянутыми, поэтому главнокомандующий отправил Беннигсена в отставку сразу после оставления Москвы. Главным противником сражения был Барклай-де-Толли. На картине он сидит прямо под иконой. Он считал, что главная задача — это сохранить армию.

В самой правой части картины за столом стоит горячий и решительный Алексей Ермолов, человек который просто не мог даже допустить мысль об отступлении и оставлении столицы. Карл Толь, генерал-квартирмейстер армии, стоит прямо за спиной Кутузова с блокнотом в руках. Его мнение совпадало с мнением большинства: Москву необходимо оставить).

Как вы думаете, для чего автор изобразил маленькую девочку? Это Малаша, глазами которой описаны события в избе Фролова

^

— В романе – более 500 действующих лиц. Сюжетные линии связаны с семьями Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных. Причем, последние соотносятся с образом Наполеона. Семьи Ростовых и Безруковых, показанные в эпилоге, писатель считает своим идеалом. Слайд 10.

— Посмотрите на иллюстрации. На первой изображены дети семьи Ростовых. Это самое начало романа, Наташа, Вера и Петя – еще совсем юные. На следующем фото – их родители граф и графиня.

Они танцуют на семейном празднике. Это тоже начало произведения. На последней иллюстрации изображена уже взрослая Наташа со своей семьей. Она жена Пьера и мать семейства.

Это семья Безуховых, изображенная в эпилоге романа.

  1. Большой промежуток времени

— Мы наблюдаем, как в романе одно поколение сменяет другое. В эпопее показан большой промежуток времени с 1805 по 1820 годы. Толстой показал целую эпоху. Чтобы нам было легче ощутить это, посмотрим фрагменты прекрасного фильма С. Бондарчука, снятого 50 лет назад. В картине задействованы великие актеры, сам режиссер (он же сыграл Пьера) считал своей целью максимальное сходство фильма с романом Толстого. Фрагменты фильма. Слайд 11.

V. Итоги.

— Почему роман Толстого «Война и мир» называется эпопеей?

VI. Оценки с комментариями, домашнее задание.

Подготовиться по теме «Этапы духовных исканий Андрея Болконского». Том 1, часть 3, глава 16 Том 2, часть 2, глава 12; часть 3. Глава 1-3, глава19 Том 3, часть 2, глава 37; часть 3, глава 31,32 Том 4, часть 1, глава 16

Слайд 14.

Источник: http://dmee.ru/docs/100/index-33539.html

Совет в Филях: дата, события и значение. Когда произошел военный совет в Филях?

Так распорядилась судьба, что России, население которой всегда отличалось миролюбием и гостеприимством, на протяжении всего своего существования приходилось много воевать. Были и захватнические войны, но большую часть времени Российское государство отчаянно защищалось от желающих покуситься на ее территорию недружественных стран.

На войне приходится иногда делать сложный выбор, от которого зависит судьба страны. Военный совет в Филях 1812 года наглядный тому пример.

Отечественная война 1812 года

Ни одно столетие не проходило мирно для России. Каждое несло в себе угрозу тяжелой войны. Так было и в начале XIX века.

Читайте также:  Описание картины данте россетти «прозерпина»

Амбиции французского императора Наполеона Бонапарта толкнули его на безумный шаг – начать войну с Российской империей, которая одна не оказалась под влиянием Франции, не считая Великобритании.

Такая независимая позиция самой могущественной северной страны не устраивала Наполеона, и он планировал нанести в первой же битве поражение русской армии, чтобы потом диктовать Александру I свои условия.

Главное сражение в этой войне между русскими войсками, которыми к тому времени командовал назначенный Александром I Михаил Кутузов, и наполеоновской армией состоялось у деревни Бородино 26 августа (7 сентября). Одержать победу над Наполеоном не удалось, но в Бородинской битве русская армия, самое главное, выполнила основную свою задачу – нанесла серьезный урон силам противника.

Отступление к Москве

8 сентября, пытаясь сохранить армию, Кутузов приказал отступать в сторону Можайска. После Бородинского сражения все офицеры горели желанием вступить в новую битву с Наполеоном. Об этом же неоднократно говорил и сам Кутузов. Но из личного письма императора он узнал, что не получит необходимого подкрепления.

13 сентября армия из селения Мамонова подошла к выбранным для нее генералом Беннигсеном позициям в нескольких километрах от Москвы.

В ходе осмотра места будущего сражения, на Поклонной горе, Барклай де Толли и Ермолов высказали главнокомандующему объединенными армиями категоричное мнение о его полной непригодности. Позади русских войск оказались река, овраги и огромный город.

Это полностью исключало возможность любого маневра. Обескровленная армия не могла сражаться на такой неудачной позиции.

Совет в Филях – дата и участники

Для того чтобы принять окончательное решение о судьбе сражения и столицы, вечером 13 сентября Кутузов созвал военный совет в Филях. Проводился он секретно, в избе крестьянина Фролова.

Количество и имена присутствующих на нем офицеров известны нам только со слов очевидцев этих событий, поскольку ввиду секретности протокол не велся. Известно, что на нем присутствовало до 15 человек, кроме находящегося в арьергарде генерала Милорадовича. На совет в Филях не был приглашен прибывший накануне губернатор Москвы граф Ростопчин.

Мнение участников совета

Из писем и воспоминаний участников известно, что первым взял слово генерал Л. Л. Беннигсен, который задал вопрос: «Примет армия сражение или сдаст Москву?» Сам он был решительно настроен на новое сражение.

Его поддержало большинство присутствующих офицеров, которые жаждали получить реванш за Бородино.

Беннигсен делал упор на то, что новое сражение нужно для поддержания морального духа армии, сдача же столицы подорвет его.

Следом взял слово бывший командующий армиями Барклай де Толли, который сказал, что позиция для битвы у русских войск самая непригодная, а потому предложил двинуться к Владимиру. Про Москву же он сказал, что сейчас для спасения страны важна не столица, а армия, и именно ее и нужно всеми силами сохранить.

Мнение Барклая де Толли поддержали только Остерман Толстой, Толь и Раевский. Остальные офицеры или поддерживали Беннигсена, или предлагали самим двинуться навстречу армии Наполеона.

Тяжелый выбор – удел командующего

Совет в Филях не позволил прийти к общему мнению. Голосования тоже не было. Вся тяжесть ответственности за принятие решения ложилась на плечи М. Кутузова. И он сделал выбор, изумивший Беннигсена, который был уверен, что главнокомандующий станет на его сторону.

Кутузов приказал оставить столицу и отступать к Тарутино. Как впоследствии вспоминали участники совета, от этого решения все были в ужасе. Сдача столицы врагу – такого еще не было в истории Российского государства. Чтобы пойти на это, нужно было немалое мужество.

К тому же, Кутузов не мог знать заранее, как отнесется к его решению император.

Ночь Кутузов провел в избе, где состоялся совет в Филях. По словам очевидцев, он не спал, ходил по комнате. Слышно было, как командующий подходил к столу, где находилась карта. Говорят, что из комнаты доносилось также глухое рыдание. Никому не было так тяжело в эти часы, как главнокомандующему.

Военный совет в Филях – историческое значение

Беспрецедентное по тем временам решение – сдача древней столицы врагу, имело огромное значение для последующего течения войны. Наполеоновская армия застряла в Москве, русские же военные силы удалось сохранить.

В Тарутинском лагере армия отдохнула и окрепла. А французы замерзали в горящей столице. Сдача Москвы – это начало конца Великой армии.

Наполеон так и не дождется от Александра I слов о мире, и совсем скоро русские войска погонят захватчиков назад, к границе.

Если бы Кутузов согласился с большинством офицеров, скорее всего, его армия полегла бы у стен Москвы, и оставила всю страну без защиты.

Военный совет в Филях почему то довольно скудно представлен в искусстве. Что, кстати, удивительно. Из живописных полотен самое известно произведение это знаменитая картина «Совет в Филях» баталиста А. Кившенко. За основу своего творения художник взял сцену совета из романа Толстого «Война и мир».

Источник: https://autogear.ru/article/144/935/sovet-v-filyah-data-sobyitiya-i-znachenie-kogda-proizoshel-voennyiy-sovet-v-filyah/

Историческая Ханука в Филях

Оригинал взят у barmaleo в Историческая Ханука в Филях

Всем знакома картина А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях 1812 года», изображающая момент принятия решения об отступлении из Москвы после Бородинского сражения. Вот только мало кто знает, что в Русском музее находится второй, значительно измененный, экземпляр картины, первый же по личному приказу императора был конфискован и спрятан от глаз людских.

Дело в том, что при написании картины художник основывался на воспоминаниях некоей Феклы Фроловой, проживавшей в избе, где проходил тот самый совет. Она, кстати, тоже изображена на картине, в левом верхнем углу.

Всем присутствующим было категорически запрещено раскрывать подробности произошедшего, но о маленькой девочке забыли, так потомки и узнали, что же в действительности произошло в тот вечер.

По воспоминаниям Фроловой, после продолжительных споров, оставлять или не оставлять Москву, Кутузов заявил, что поскольку ситуация критическая, уповать можно только на чудо, а у них в семье чудеса всегда ассоциировались только с одним. Главнокомандующий приоткрыл дверь избы и жестом подозвал своего ординарца.

Через пару минут ординарец вернулся, неся в руке иудейский ханукальный светильник, найденный им в расположенной неподалеку Филевской синагоге. Не обращая внимания на удивленные и негодующие возгласы собравшихся, Кутузов привычно водрузил светильник на стол, быстро наполнил его маслом из висящей напротив иконы лампадки и, не отводя взгляда, резким движением зажег спичку.

Именно этот момент и изобразил Кившенко.

Фигура главнокомандующего (Михаэль бен Элиэзер Кутузман) является центральной на полотне. В его глазах решительность, он как бы говорит: «Я стар, мне плевать, что вы обо мне думаете». Ближе всего к главнокомандующему лицом к нам сидят генералы Коновницын и Раевский.

В их глазах презрение и даже ненависть — только что они вдруг поняли, что представляет из себя на самом деле полководец, которого они до сих пор так уважали. А вот на лице сидящего вслед за ними Остермана застыла грусть: он вспоминает детство и отца в штраймле, зажигающего ханукальную свечу.

Недвижен и задумчив в углу Барклай де Толли, сефардский еврей, еще в молодости, спасаясь от преследований на религиозной почве, он поступил на службу в русскую армию. В начале войны именно он был главнокомандующим, но император выбрал Кутузова, и только теперь Барклай понял, почему: опять ашкеназам отдают предпочтение перед сефардами.

Тем не менее, несмотря на племенные различия, в нынешнем вопросе Кутузов и Барклай де Толли выступают единым фронтом: вопреки мнению истинно русских генералов, требующих дать бой, еврейская осторожность победила и Москва была оставлена. Главный антисемит противник отступления — Ермолов, его мы видим стоящим по другую сторону стола, готовым выкрикнуть в лицо главнокомандующему заветное слово из трех букв. Он проклинает предателей евреев и требует стоять под Москвой до последнего. Однако Кутузов непреклонен: «Мы и так уже потеряли одного из наших лучших генералов, прямого потомка царя Давида!», — говорит он, объявляет совет закрытым и громко запевает гимн «Маоз Цур».

Еще один любопытный персонаж на картине: сидящий в правом углу генерал от инфантерии П.С.Кайсаров. На его лице маска учтивости и внимания, однако сразу заметно: он пишет донос императору. Александр I получил этот донос уже после того, как в войне наметился перелом в пользу российской армии.

Рассказывают, что он усмехнулся и сказал: «Да пусть хоть обрезание делает, лишь бы французов продолжал гнать!» — после чего порвал записку на мелкие кусочки.

Однако внучатый племянник Александра I, третий император, носящий это имя, оказался не настолько терпимым: сразу после вступления на престол, одним из первых указов он велел художнику перерисовать картину. Более того, он сам составил список изменений, которые требовалось внести.

Так, например, он потребовал «посадить» Кутузова, чтобы не было никакого воспоминания о выполняемой стоя заповеди. Кроме того, на новой картине совет происходит днем, а не вечером, когда следует зажигать ханукальные свечи.

Для сравнения, вариант из музея:

После Филей все успехи русской армии Кутузов называл чудесами и напрямую связывал их с зажженной им в избушке ханукией. Каким-то образом Наполеон прознал о том, что произошло в Филях и тут же повелел выписать из Парижа золотой ханукальный светильник. На картине А.Ю.Аверьянова изображен грустный Наполеон, наблюдающий за тем, как его адьютант зажигает свечи. Вот уже который день это происходит, однако положение французской армии с каждым днем все плачевнее. Откуда было знать императору, что по еврейскому закону заповедь исполняемая собственноручно ценится больше, нежели если она исполняется с помощью посланника. Именно это незнание закона предопределило судьбу русской кампании, а с ней и всей Французской империи.

Предыдущие записи из этой серии: 1,2, и там дальше по ссылкам.

Оставить комментарий

Источник: https://kashura.livejournal.com/959740.html

Ссылка на основную публикацию