Описание картины джона уотерхауса «одиссей и сирены»

Одиссей, сирены, Сцилла и Харибда (краткое содержание мифов с иллюстрациями)

Перед расставанием с Одиссем Цирцея поведала, какие дальнейшие опасности таятся в пути:Прежде всего ты сирен повстречаешь, которые пеньемВсех обольщают людей, какой бы ни встретился с ними.Кто, по незнанью приблизившись к ним, их голос услышит,Тот не вернется домой никогда.

Ни супруга, ни детиНе побегут никогда ему с радостным криком навстречу.Звонкою песнью своею его очаруют сирены,Сидя на мягком лугу. Вокруг же огромные тлеютГруды костей человечьих, обтянутых сморщенной кожей.Мимо корабль твой гони.

Залепи товарищам уши,Воск размягчив медосладкий, чтоб их ни один не услышалСпутник. А если ты сам пожелаешь, то можешь послушать.Пусть лишь товарищи, руки и ноги связав тебе крепко,Стоя привяжут концами тебя к основанию мачты,Чтоб наслаждаться ты мог, обеим внимая сиренам.

Если ж ты станешь просить и себя развязать им прикажешь,Пусть они еще больше ремней на тебя намотают.

(Гомер «Одиссея», песнь 12-я)

В древнегреческой мифологии сирены — демонические существа, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз (от матери сирены унаследовали божественный голос). Сирены были полуптицами-полуженщинами (или же полурыбами-полуженщинами).

Первым кораблём, который благополучно проплыл мимо острова сирен, был «Арго» с аргонавтами, среди которых был Лаэрт — отец Одиссея. Аргонавтов спас плывший с ними Орфей, который заглушил пение сирен своим пением и игрой на лире.

Чтобы спастись от гибели, Одиссей сделал так, как советовала Цирцея: залепил воском уши своим спутникам, а сам велел привязать себя к мачте. Одиссей услышал такую песнь сирен:К нам, Одиссей многославный, великая гордость ахейцев!Останови свой корабль, чтоб пение наше послушать.

Ибо никто в корабле своем нас без того не минует,Чтоб не послушать из уст наших льющихся сладостных песенИ не вернуться домой восхищенным и много узнавшим.Знаем все мы труды, которые в Трое пространнойВолей богов понесли аргивяне, равно как троянцы.Знаем и то, что на всей происходит земле жизнедарной.

Одиссей приказал развязать себя, однако его спутники лишь сильнее связали его. После этого корабль Одиссея благополучно отплыл от острова сирен.

Джон Уильям Уотерхаус — Одиссей и сирены

Leon Belly — Одиссей и сирены

Alan Lee — Сирены

W. Etty — Одиссей и сирены

Одиссей и сирены. Древнегреческая роспись, 5 век до н.э.

Густав Шваб — Одиссей и сирены

H.J. Draper — Одиссей и сирены

Victor Mottez — Одиссей и сирены

Willy Pogany — Одиссей и сирены

Джон Флаксман — Одиссей и сирены

Одиссей и сирены. Римская мозаика, 2 век

Одиссей и сирены

Одиссей и сирены

Одиссей и сирены

 После острова сирен на пути Одиссея была новая опасность — Сцилла и Харибда, о которых также предупреждала Цирцея:Два на дороге второй есть утеса. Один достигаетОстрой вершиною неба, вокруг нее тучи теснятсяЧерные. Прочь никогда не уходят они, у вершиныВоздух ни летом, ни осенью там не бывает прозрачным.Смертный не мог бы взойти на утес иль спуститься обратно.

Даже когда двадцатью бы руками владел и ногами, -Так этот гладок утес, как будто отесанный кем-то.Мрачная есть в середине утеса большая пещера.Обращена она входом на мрак, на запад, к Эребу.Мимо нее ты направь свой корабль, Одиссей благородный.Даже сильнейший стрелок, с корабля нацелясь из лука,Полой пещеры не смог бы достигнуть своею стрелою.

Страшно рычащая Сцилла в пещере скалы обитает.Как у щенка молодого, звучит ее голос. Сама же -Злобное чудище. Нет никого, кто б, ее увидавши,Радость почувствовал в сердце, — хоть если бы бог с ней столкнулсяНог двенадцать у Сциллы, и все они тонки и жидки.

Длинных шесть извивается шей на плечах, а на шеяхПо голове ужасающей, в пасти у каждой в три рядаПолные черною смертью обильные, частые зубы.В логове полом она сидит половиною тела,Шесть же голов выдаются наружу над страшною бездной,Шарят по гладкой скале и рыбу под нею хватают.Тут — дельфины, морские собаки; хватают и большихЧудищ, каких в изобильи пасет у себя Амфитрита.

Из мореходцев никто похвалиться не мог бы, что мимоОн с кораблем невредимо проехал: хватает по мужуКаждой она головой и в пещеру к себе увлекает.Там и другую скалу, Одиссей, ты увидишь, пониже,Близко от той. Отстоит от нее лишь на выстрел из лука.Дико растет на скале той смоковница с пышной листвою.Прямо под ней от Харибды божественной черные водыСтрашно бушуют.

Три раза она их на дню поглощаетИ извергает три раза. Смотри же: когда поглощает -Не приближайся! Тебя тут не спас бы и сам Земледержец!К Сциллиной ближе держися скале и как можно скорееМимо корабль быстроходный гони. Несравненно ведь лучшеШесть людей с корабля потерять, чем всех их лишиться.

Одиссей спросил Цирцею, возможно ли отразить нападение Сциллы, чтобы не потерять шестерых товарищей, на что получил ответ:Знай же: не смертное зло, а бессмертное Сцилла. Свирепа,Страшно сильна и дика. Сражение с ней невозможно.Силою тут не возьмешь. Одно лишь спасение в бегстве.

Когда корабль Одиссея оказался неподалеку от Сциллы и Харибды, Одиссей сказал кормчему избегать водоворота, порождаемого Харибдой, а гребцам приказал грести изо всех сил, при этом Одиссей скрыл от товарищей существование Сциллы, боясь, что узнав подстерегающую их опасность, они спрячутся внутри корабля и откажутся грести. Когда корабль проплыл мимо пещеры Сциллы, чудовище схватило шестерых моряков, но корабль с остальными спасся.

 Джон Флаксман. Сцилла

H. J. Ford  — Сцилла

Приключения Одиссея в хронологическом порядке:

Роль Одиссея в Троянской войне

Одиссей и циклоп Полифем (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Одиссей и Цирцея (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Одиссей, сирены, Сцилла и Харибда (краткое содержание мифов с иллюстрациями)

Одиссей и Калипсо (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Одиссей и Навсикая (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Возвращение Одиссея к Пенелопе (краткое содержание мифа с иллюстрациями)

Источник: http://top-antropos.com/mythology/greek/item/98-odissej-i-siren

Картины великих художников: «Одиссея»

?doctalovtyz (doctalovtyz) wrote,
2012-09-08 17:22:00doctalovtyz
doctalovtyz
2012-09-08 17:22:00Картины великих художниковIgor Levitas, 07-09-2012 14:09Легенды и мифы Др.Греции и Рима.Часть 15 «Одиссея»
История странствий царя Итаки Одиссея после окончания Троянской войны.

Вся эта история получила название «Одиссея» и давно уже стало именем нарицательными стало обозначаться любое долгое странствие.Написал «Одиссею» полумифический древнегреческий поэт Гомер.

Итак, Троя взята, греческие герои возвращаются на родину и Одиссей отплывает в родную Итаку,

где не был уже больше 10-ти лет.

Первая остановка.

Корабли Одиссея причаливают к острову лотофагов, обретающих забвение в поедании лотоса.Согласно Гомеру — это остров находился у берегов Северной Африки.Предположительно — это остров Джерба.Употреблять в пищу лотос первыми стали египтяне, и в Греции были об этом наслышаны, но на острове лотос не растет.А вот чего на Джербе в изобилии, так это колючих кустов ююбы.

Осенью они покрываются яркими сладкими плодами.Ими лакомятся дети, а целители готовят из этих плодов обезболивающие снадобья.Кроме того, ююбу называют еще лотосовым деревом или африканским лотосом.Островитяне угостили чужеземцев лотосом, и у тех пропало желание возвращаться на родину.Одиссею пришлось силой загонять их на корабль; при этом он теряет часть команды.

Французкая гравюра 18 века неизвестного автора.

Вторая остановка. Корабли Одиссея причаливают к острову циклопов и устраивается на ночлег в пещере,оказывающейся жилищем великана Полифема.Предполагается, что это Юра — греческий необитаемый остров в Эгейском море.

Природа острова точно соответствует описанию Гомера:  «Плоский есть там ещё островок, в стороне от залива, Не далеко и не близко лежащий от края циклопов, Лесом покрытый.В великом там множестве водятся козы Дикие. Их никогда не пугают шаги человека; Нет охотников там, которые бродят лесами, Много лишений терпя, по горным вершинам высоким.

Стад никто не пасет, и поля никто там не пашет. Ни пахоты никакой, ни сева земля там не знает, Также не знает людей; лишь блеющих коз она кормит. …Быстро достигли мы близко лежащего края циклопов. С самого боку высокую мы увидали пещеру Близко от моря,над нею — деревья лавровые.

Много Там на ночевку сходилось и коз и овец»(Одиссея)Есть на острове и «пещера циклопа»,в которой жил Полифем и куда случайно зашел Одиссей со спутниками.Циклоп обнаруживает пришельцев, берёт их в плен, запирает в пещере и пожирает три пары спутников Одиссея.Одиссей дожидается, пока Полифем уснет, и во сне выкалывает колом единственный глаз циклопа.

Пленникам удаётся покинуть пещеру разъяренного, но слепого Полифема, спрятавшись в стаде овец.Джон Флаксман «Одиссй у Полифема» 1810 год.Аннибале Карраччи «Полифем» 1605 годАрнольд Бёклин «Одиссей и Полифем» Конец 19векаЯкоб Йорданс «Одиссей в пещере Полифема» первая половина 17 века

Третья остановка.

Одиссей оказывается на острове Эола, царя ветров; тот даёт ему мех,куда заключены ветра и приказывает не развязывать его, пока не покажутся берега Итаки.Эолов остров (а также Эоловы острова) — группа островов вулканического происхождения к северо-востоку от Сицилии.

Упоминаемая у Гомера Эолия уже в древности отожествлялась с одним из этих островов — Стронгилой (Стромболи),и позднейшие поэты приурочивали к этому острову местопребывание бога ветров Эола.

Ныне называются по имени самого большого из островов Липари — Липарскимо островамиКоманда думала, что царь одарил Одиссея сокровищами, и пока тот спал, тайком развязывает мех.Ветра вырываются и в мгновение ока относят корабль от уже появившейся Итаки.

Эжен Делакруа «Юнона(Гера) уговаривает Эола уничтожить флот Улисса(Одиссея)» 1863 год

Четвертая остановка.

Остров лестригонов-каннибалов.

Одного из посланных Одиссеем на разведку спутников проглотил царь лестригонов Антифат.Потом Антифат позвал других лестригонов, которые стали уничтожать корабли, бросая в них со скал огромные камни. Людей они нанизали на колья и унесли на съедение в город.

У Одиссея из 12-ти остается только один корабль.»Одиссей и листригоны» Сборник «Обработанные греческие сказания о героях для молодежи”.Берлин, 1902 год.Реконструкция работы анонимного римского мастера. 125 год до н.э.А вот и сама работа

Пятая остановка.

Корабль Одиссея причаливает к острову волшебницы Кирки (Цирцеи).По Гомеру, она жила на острове Ээе (Aiaia, местоположение острова в сказаниях о Кирке географически неопределимо). Либо с острова Энария, или острова Меония.

Местопребывание Кирки позднее было перенесено с востока на запад, к Тирренскому побережью:именем её был назван мыс на Италийском берегу (в Лации).

Когда часть спутников Одиссея, отправившаяся для исследования острова, была обращена Киркой в свиней,Одиссей отправился один к дому волшебницы и с помощью данного ему Гермесом чудесного растения победил чары богини, которая, признав в отважном госте Одиссея, предложила ему остаться с ней на острове и разделить её любовь.

Одиссей склонился на предложение богини, но прежде заставил её поклясться, что она не замышляет против него ничего дурного, и вернуть человеческий образ его спутникам, обращённым в свиней.

Прожив год на острове в неге и довольстве, Одиссей, по настоянию товарищей,стал просить Кирку отпустить их на родину и, получив согласие богини, отправился сперва, по её совету, в область Аида, чтобы узнать от прорицателя Тиресия о предстоящих ему испытаниях.Доссо Досси «Пейзаж с Киркой и ее любимцами» 1516 годДжованни Бенедетто Кастильоне «Кирка» 1650 год.

Ян ван Бейлерт «Кирка и Одиссей» первая половина 17 века.Одиссей спускается в подземное царство, чтобы поговорить с прорицателем Тиресием и узнать,что ему нужно сделать, чтобы попасть домой.

Помимо всего прочего, получает от Тиресия предсказание:«Покинь свою объятую волнами Итаку, возьми весло и странствуй,пока не встретишь людей не знающих моря и среди них учреди почитание владыки морской стихии».

Иоганн Генрих Фюссли «Одиссей у Тиресия» 1785 годПрожив у Цирцеи год, Одиссей отправляется дальше, мимо острова сирен,влекущих своим чарующим пением моряков на гибель.Они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв.

Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв всё на свете,подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями.Сам Одиссей избежал коварных сирен лишь благодаря предостережению Цирцеи:он залепил уши своих спутников воском, а самого себя велел привязать к мачте.Так они минуют угрозу.

Сиренам было предсказано,что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению.Джон Уильям Уотерхаус «Одиссей и сирены» 1891 год.Герард де Лересс «Одиссей и сирены» 17 векГерберт Джеймс Дрейпер «Одиссей и сирены» Конец 19 векаПроплывает между Сциллой и Харибдой, страшным шестиголовым чудовищем и колоссальным водоворотом.

Скилла — в латинской транслитерации Сцилла.Харибда в древнегреческом эпосе — олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины.Вот как описывает Сциллу Гомер:»Скала Скиллы высоко подымалась острой вершиной до неба и вечно была покрыта тёмными облаками и сумраком;доступ к ней был невозможен вследствие её гладкой поверхности и крутизны.

Читайте также:  Описание картины ивана шишкина «в лесу графини мордвиновой»

Посредине её, на высоте, недосягаемой даже для стрелы, зияла пещера, обращённая тёмным жерлом на запад:в этой пещере обитала страшная Скилла.Без умолку лая (Σκύλλα — «лающая»), чудовище оглашало окрестности пронзительным визгом.Спереди у Скиллы двигалось двенадцать лап, на косматых плечах подымалось шесть длинных гибких шей,и на каждой шее торчало по голове; в пасти у неё сверкали частые, острые, расположенные в три ряда зубы.Вдвинувшись задом вглубь пещеры и выставившись грудью наружу, она всеми головами выслеживала добычу,шаря лапами кругом по скале и вылавливая дельфинов, тюленей и других морских животных.Когда проходил корабль мимо пещеры, Скилла, разинув все пасти, разом похищала с корабля по шесть человек.»Харибда, напротив, у Гомера не имеет индивидуальности:это просто морской водоворот, тревожимый незримой водяной богиней,которая три раза в день поглощает и столько же раз извергает морскую воду под второй из упомянутых скал.Так Одиссей потерял 6 человек съеденными.Иоганн Генрих Фюссли «Одиссей проплывает под Сциллой» 1796 годБыки Гелиоса

Шестая остановка.

На острове Гелиоса, а это — Родос, спутники Одиссея убивают быков солнечного бога.Быков было семь стад по пятьдесят голов. Они символизировали триста пятьдесят дней в году по летоисчислению греков. В наказание Зевс посылает бурю, уничтожающую корабль, в которой выживает один Одиссей.Пеллегрино Тибальди «Спутники Одиссея похищают быков Гелиоса» 1556год.

Седьмая остановка.

Одиссея выбрасывает на остров нимфы Калипсо,Огигия, где Одиссей провёл семь лет.Слово «Огигия» может быть понято и как существительное, и как определение.В «Одиссее» остров назван «лесистым» и «пупом широкого моря», говорится о его безлюдности(там живут лишь Калипсо, её рабыни и Одиссей) и лесистости.Среди флоры названы черный тополь, ольха, кипарис и фиалки, связанные с культом мёртвых.

Согласно описанию Гомера, Одиссей плывет с Огигии на восток , и достигает его на двадцатый день плавания.Эти данные позволяют локализовать Огигию где-то в Западном Средиземноморье.Калипсо тщетно желала соединиться с Одиссеем навеки, предлагая ему бессмертие и вечную юность.Одиссей не переставал тосковать по родине и жене.

Наконец боги сжалились и послали к ней Гермеса с приказанием отпустить Одиссея.Калипсо против воли вынуждена была его отпустить,предварительно оказав ему помощь в строительстве плота, на котором он и пустился в дальнейшее плавание.

Арнольд Бёклин «Одиссей и Калипсо» 1883 годГерард де Лересс «Гермес, приказывающий, чтобы Калипсо выпустила Одиссея» 1670 годЯн Брейгель старший «Фантастическая пещера с Одиссеем и Калипсо» 1616 год

Седьмая остановка.

Источник: https://doctalovtyz.livejournal.com/1307640.html

Легенды и мифы Уотерхауса

?igorinna (igorinna) wrote,
2010-04-12 22:08:00igorinna
igorinna
2010-04-12 22:08:00Легенды и мифы Уотерхауса.

Дама из Шалот

Уотерхаус Джон Уильям (1849—1917)(Waterhouse John William),

английский художник. Джон Уильям Уотерхаус родился в 1849 в Риме, в семье художника. В 1850-х семья вернулась в Англию. В начале 1870-х годов перед поступлением в Королевскую академическую школу Уотерхаус помогал отцу в его студии.

Живописи и скульптуре Уотерхаус учился под руководством художника Пикерсгила.

Ранние работы Уотерхауса на классические темы в духе сэра Лоренса Альмы-Тадема и Фредерика Лейтона, были показаны в Королевской Академии искусства, Обществе британских художников и галерее живописи Дадли.

В конце 1870-х и 1880-х Уотерхаус совершил несколько поездок в Италию. После брака с Эстер Кенуорти в 1883 Уотерхаус обосновался в Студиях Примроз Хилл. Там же проживали художники Артур Ракхэм и Патрик Колфилд.

В 1884 Уотерхаус добивается признания, его картина «Леди из Шалот» (1884, Галерея Тэйт, Лондон) была приобретена сэром Генри Тэйт, после выставки в Академии.

Живописные работы этого периода показывают рост интереса Уотерхауса к темам связанным с прерафаэлитами, особенно к созданию образов трагических или властных роковых женщин («Цирцея Инвидиоза», 1892; «Клеопатра», 1890; «Цирцея, завлекающая Одиссея», 1891 и другие картины), а также к живописи пленэра. В 1885 году Джон Уильям Уотерхаус был избран в Королевскую Академию, академиком стал в 1895. Дипломной работой Уотерхауса стала картина «Нереида» (доработана мастером, окончательный вариант картины в 1901).

В середине 1880-х Уотерхаус много выставляется в галерее Гросвенор, Новой галерее, а также на провинциальных выставках в Бирмингеме, Ливерпуле и Манчестере. Картины этого периода широко показывались в Англии и за границей как часть международного движения символистов.

В начале 1890-х Уотерхаус начинает писать портреты. С 1900-х годов принимает активное участие в различных общественных организациях художников и деятелей искусств Англии.

Живопись художника часто относят к прерафаэлитам, хотя Уотерхаус формально и не принадлежал к этому течению.

За свою жизнь Уотерхаус написал более двухсот картин на мифологические, исторические и литературные сюжеты. Уотерхаус разделял интерес прерафаэлитов к сюжетам, заимствованным из поэзии и мифологии.

Он безошибочно передавал драматизм момента, демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой.

Однако своей непреходящей популярностью художник обязан более всего очарованию его задумчивых моделей (считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была жена художника).

Написано Эльвин Прочитать цитируемое сообщение

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://igorinna.livejournal.com/162375.html

Уотерхаус Джон УильямКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Уотерхаус Джон Уильям (1849-1917) (Waterhouse John William), английский художник. Джон Уильям Уотерхаус родился в 1849 в Риме, в семье художника. В 1850-х семья вернулась в Англию.

В начале 1870-х годов перед поступлением в Королевскую академическую школу Уотерхаус помогал отцу в его студии. Живописи и скульптуре Уотерхаус учился под руководством художника Пикерсгила.

Ранние работы Уотерхауса на классические темы в духе сэра Лоренса Альмы-Тадема и Фредерика Лейтона, были показаны в Королевской Академии искусства, Обществе британских художников и галерее живописи Дадли.

Дама из Шалот,

1884, Галерея Тейт, Лондон

Прекрасная Розамунда,

1916, Частная коллекция (Sotheby's)

Нереида, 1901 год, Королевская академия искусства, Лондон

В конце 1870-х и 1880-х Уотерхаус совершил несколько поездок в Италию. После брака с Эстер Кенуорти в 1883 Уотерхаус обосновался в Студиях Примроз Хилл. Там же проживали художники Артур Ракхэм и Патрик Колфилд. В 1884 Уотерхаус добивается признания, его картина «Леди из Шалот» (1884, Галерея Тэйт, Лондон) была приобретена сэром Генри Тэйт, после выставки в Академии.

Магический круг,

1886, Галерея Тейт, Лондон

Ясон и Медея,

1907, Частная коллекция

Психея, вступающая в сад Амура, 1903, Музей Харриса, Престон

Живописные работы этого периода показывают рост интереса Уотерхауса к темам связанным с прерафаэлитами, особенно к созданию образов трагических или властных роковых женщин («Цирцея Инвидиоза», 1892; «Клеопатра», 1890; «Цирцея, завлекающая Одиссея», 1891 и другие картины), а также к живописи пленэра. В 1885 году Джон Уильям Уотерхаус был избран в Королевскую Академию, академиком стал в 1895. Дипломной работой Уотерхауса стала картина «Нереида» (доработана мастером, окончательный вариант картины в 1901).

В середине 1880-х Уотерхаус много выставляется в галерее Гросвенор, Новой галерее, а также на провинциальных выставках в Бирмингеме, Ливерпуле и Манчестере.

Картины этого периода широко показывались в Англии и за границей как часть международного движения символистов. В начале 1890-х Уотерхаус начинает писать портреты.

С 1900-х годов принимает активное участие в различных общественных организациях художников и деятелей искусств Англии.

Сирена,

1900, Частная коллекция

Эхо и Нарцисс,

1903, Галерея Уокера, Ливерпуль

Нимфы, увидевшие голову Орфея, 1900, Частное собрание

Живопись художника часто относят к прерафаэлитам, хотя Уотерхаус формально и не принадлежал к этому течению. За свою жизнь Уотерхаус написал более двухсот картин на мифологические, исторические и литературные сюжеты.

Уотерхаус разделял интерес прерафаэлитов к сюжетам, заимствованным из поэзии и мифологии. Он безошибочно передавал драматизм момента, демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой.

Однако своей непреходящей популярностью художник обязан более всего очарованию его задумчивых моделей (считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была жена художника).

Диоген, 1882, Галерея Нового Южного Уэльса, Сидней, АвстралияДанаиды,

1903, Частная коллекция

Цирцея, завлекающая Одиссея, 1891, Галерея Олдхэм, Манчестер, АнглияПророчество Оракула,

1884, Галерея Тейт, Лондон

Ариадна,

1898, Частное собрание

Гилас и нимфы,

1896, Галерея, Манчестер, Англия

В 1908-1914 годах Уотерхаус создает ряд картин, основанных на литературных и мифологических сюжетах («Миранда», «Тристан и Изольда», «Психея», «Персефона» и другие).

В этих картинах художник пишет свою любимую модель, недавно идентифицированную исследователями творчества Уотерхауса, Кеном и Кэти Бейкр, как мисс Мюриэл Фостер.

Очень немного известно о частной жизни Уотерхауса – только несколько писем сохранилось до нашего времени и, собственно, много лет персоналии его моделей оставались тайной.

Пандора, открывающая ларец,

1896, Частная коллекция

Борей,

1903, Частное собрание

Одиссей и сирены, 1891, Галерея Виктории, Мельбурн, АвстралияОфелия,

1910, Частное собрание

Миранда,

1916, Частная коллекция

Ламия, 1905, Художественная галерея, Окленд, Новая Зеландия

Из воспоминаний современников также известно, что Мэри Ллойд, модель шедевра лорда Лейтона «Пылающий июнь», позировала и для Уотерхауса.

Несмотря на страдания от наступившей болезни, Уотерхаус в течение последних десяти лет жизни продолжал активно заниматься живописью вплоть до своей смерти от рака в 1917 году.

Жена художника Эстер Уотерхаус пережила мужа на 27 лет, скончавшись в частном санатории в 1944 году.

Пенелопа и поклонники, 1912 год, Галерея, Абердин, Шотландия
Фавориты императора Гонория, 1883, Галерея Южной Австралии, АделаидаНимфа и спящий Гилас,

1893, Частная коллекция

Клеопатра,

1888, Частная коллекция

Святая Евлалия,

1885, Галерея Тейт, Лондон

Мариамна, покидающая суд царя Ирода, 1887, Частное собрание (Christie's)Тристан и Изольда,

1915, Собрание Фреда и Шерри Росс

Фисба,

1909, Частная коллекция

Печаль леди Шалот,

1915, Галерея Онтарио, Торонто

Источник: http://smallbay.ru/waterhouse.html

Бриллиантовое семизвездие стожар – плеяды

Перечитывала на досуге рассказы Ивана Алексеевича Бунина…

«Антоновские яблоки», Иван Алексеевич Бунин, 1900 год
«Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь…»

Заинтересовалась… о каком таком бриллиантовом семизвездии Стожар идёт речь. Провела небольшое исследование по этому вопросу и теперь… предлагаю читателям зелёных страничек познакомиться с некоторыми, весьма познавательными, интересностями 😉

Плеяды – звёздное скопление в созвездии тельца

Бриллиантовое семизвездие Стожар это Плеяды – самое известное и эффектно рассеянное звёздное скопление в созвездии Тельца (астрономическое обозначение – M45).

Самая яркая звезда – Альциона (Alcyone – η Taurus / Эта Тельца). В пространстве звёздное скопление Плеяд занимает область диаметром около 15 световых лет и содержит более 500 очень горячих и голубых звёзд, многие из которых являются кратными.

Общая масса звёзд скопления примерно оценивается в 800 масс Солнца.

В средних широтах России Плеяды становятся видимыми только в конце лета – восходя на востоке перед рассветом. Наилучшие условия для наблюдения Плеяд приходятся на осень и зиму, когда они поднимаются высоко над горизонтом. Старинное русское название звёздного скопления Плеяд – Стожары или Волосожары (Висажары).

Звёздное скопление Плеяд (Pleiades) на загривке ТельцаСозвездие Тельца (Taurus)Зеркало Урании (Urania's mirror), 1824 год

Зеркало Урании (Urania's mirror) набор из 32 карт звёздного неба с иллюстрациями 79 созвездий, созданного на основе небесного атласа Александра Джеймсона.

В Плеядах невооруженным глазом можно различить от 6 до 9 наиболее ярких звёзд. Интересно, что в древнегреческой мифологии плеяды – это семь сестёр, вознесённых на небо вместе с их родителями, то есть греки насчитывали в Плеядах 9 видимых звёзд, которым и дали собственные имена. Предлагаю читателям познакомиться с ними поближе 🙂

Алпиона, Альциона (Alcyone) – η Tau / Эта Тельца / 25 Тельца. Видимая звёздная величина: 2,85m Альциона – кратная звезда. Ярчайшая из звёзд в рассеянном скоплении Плеяд.
Электра (Electra) – 17 Тельца.

Видимая звёздная величина: 3,70m Третья по яркости звезда и самая горячая из 10 основных звёзд рассеянного звёздного скопления Плеяд.
Майя (Maia) – 20 Тельца. Видимая звёздная величина: 3,85m
Меропа (Merope) – 23 Тельца. Видимая звёздная величина: 4,10m
Тайгета (Taigceta) – 19 Тельца.

Видимая звёздная величина: 4,30m Тройная звёздная система.
Келено, Целено (Celino) – 16 Тельца. Видимая звёздная величина: 5,45m
Астеропа (Asterope) – 2 звезды: 21 Тельца с видимой звёздной величиной 5,75m и 22 Тельца с видимой звёздной величиной 6,40m
Атлант, Атлас (Atlas) – 27 Тельца.

Видимая звёздная величина: 3,60m Тройная звёздная система.
Плейона (Pleione) – 28 Тельца. Видимая звёздная величина: 5,05m Двойная переменная звезда.

Обратите внимание, что на карте Зеркала Урании, звезда Меропа «стоит» поодаль от сестёр и своих родителей Атланта и Плейоны, интересно, что она единственная связала свою судьбу со смертным, выйдя замуж за коринфского царя Сизифа. Все другие Плеяды стали возлюбленными бессмертных богов.

Читайте также:  Описание картины паоло веронезе «триумф мардохея»

Древнегреческие астрономы рассматривали Плеяды как отдельное созвездие. Плеяды упоминаются Гомером в его неподражаемых «Одиссее» и «Илиаде».

Иллюстрация к поэме Гомера «Одиссея»Одиссей и сирены (Ulysses and the Sirens)Джон Уильям Уотерхаус, 1981 год

Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse; 06.04.1849–10.02.1917) – английский художник, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма.

«Одиссея», Гомер, VIII–VII вв. до н. э. (в переводе Василия Жуковского, 1849 год) В описании плавания Одиссея от нимфы Калипсо к острову Схерия говорится:

«…Радостно парус напряг Одиссей и, попутному ветру Вверившись, поплыл. Сидя на корме и могучей рукою Руль обращая, он бодрствовал; сон на его не спускался

Очи, и их не сводил он с Плеяд, с нисходящего поздно

В море Воота, с Медведицы, в людях ещё Колесницы Имя носящей и близ Ориона свершающей вечно

Круг свой, себя никогда не купая в водах океана…»

§ Как впервые в истории применили противошумы – средства, охраняющие орган слуха от пагубного воздействия шума? Читайте на зелёной страничке «Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук»

Древнегреческая мифология: плеяды – семь сестёр

В древнегреческой мифологии Плеяды – сёстры Гиад – семь дочерей Титана Атланта и Океаниды Плейоны: Алпиона, Электра, Майя, Меропа, Тайгета, Келено, Астеропа. Неизвестно, за какие такие провинности Плеяд стал преследовать охотник-гигант Орион… Сёстры умоляли богов спасти их от преследования, и те превратили их сначала в голубей, а затем в звёзды.

В другом варианте мифа Зевс поручил Плеядам относить амброзию на Олимп. Дорога к Олимпу была тяжёлой, и в каждом таком походе одна из сестёр погибала. Но Зевс не допускал, чтобы число сестёр уменьшалось. По возвращении он заменял умершую сестру новой. Поэтому и численность звёзд в Плеядах оставалась неизменной.

Семь сестёр – семь дочерей Титана Атланта и Океаниды ПлейоныПлеяды (The Pleiades)Илайхью Веддер, 1885 год

Илайхью Веддер (Elihu Vedder; 26.02.1836–29.01.1923) – американский художник-символист, книжный иллюстратор и поэт.

БИБЛИЯ: ПЛЕЯДЫ (В СИНОДАЛЬНОМ ПЕРЕВОДЕ – ХИМА)

Плеяды (в синодальном переводе – Хима) упоминаются в Библии (Книга Иова, 9:8-9, 38:31).

церковнославянский …простры́й еди́нъ не́бо и ходя́й но мо́рю, я́ко по земли́: творя́й плiа́ды и еспе́ра, и Аркту́ра и сокро́вища ю́жная:

Разумѣ́лъ же ли еси́ соу́зъ плiа́дъ, и огражде́нiе орiо́ново отве́рзлъ ли еси́?

синодальный …Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря;

Сотворил Ас, Кесиль и Хима и тайники юга;

Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?

Современные названия созвездий, упомянутых в библии:
Ас – созвездие Большой Медведицы.
Кесиль – созвездие Ориона.
Хима – Плеяды – рассеянное звёздное скопление.

Предлагаю Вашему вниманию иллюстрацию «Созвездие Тельца» из книги «Свидетельства звёзд» (The witness of the stars) доктора богословия и библеиста Уильяма Буллингера.

Звёздное скопление Плеяд (Pleiades) на плечах ТельцаСозвездие Тельцаиз книги Уильяма Буллингера «Свидетельства звёзд», 1893 год

«…В первом упоминании о небесных телах в Библии нам открывается назначение, которое предустановил для них Творец.

Книга Бытия, 1:14-19 (синодальный перевод): И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов;…» «Свидетельства звёзд» (The witness of the stars), Уильям Буллингер, 1893 год.

Этельберт Уильям Буллингер (Ethelbert William Bullinger; 15.12.1837–06.06.1913) – англиканский священнослужитель, доктор богословия, библеист.

Легенды курской губернии: висажары – плеяды

И на последок предлагаю читателям отправиться в небольшое путешествие по звёздной мифологии народов России с удивительной книгой «Под сводом хрустального неба», Даниила Святского, вышедшей в свет в далёком 1913 году.

Звёздная мифология народов России. Глава II: Плеяды
«Пора вставать молотить – Висажары уже высоко на небе» говорят крестьяне средней России осенью, вставая по утрам и поглядывая на звёздное небо. «Висажары» – это Плеяды, второе созвездие после Медведицы, из пользующихся известностью в народе.

Великорусское название его является, по-видимому, испорченным малороссийским названием того же созвездия «Волосожары» или «Стожары». Стожар это стог сена; стожарить значит – нагромождать, наваливать. Волосожары – это пук, копна волос.

Плеяды, действительно, представляют собою группу тесно скученных звёзд на небольшом участке неба.

Название Плеяд Волосожарами очень старинного происхождения. Русские книжники допетровских времён в тех случаях, когда надо было перевести греческое название созвездия , употребляли название власожельцы, власожелищи

Относительно Висажар у русских крестьян существовали разные поверья и легенды. Так в Курской губернии говорят, что Господь сотворил сначала все звёзды такими частыми, как Висажары и вид на звёзды был восхитительный.

Но вот однажды ночью ехали по дороге люди и заговорили между собою: «так эти Висажары мы с дедушкой сажали» и потом во время этого разговора они попадали в глубокий овраг и искалечились, а Господь начал бить их с неба кнутом, приговаривая: «не смотрите по небесам, в смотрите по колесам».

С тех пор и появились на свете калеки, а звёзды стали редкими, только одни Висажары оставил Господь частыми для памяти

Относительно Плеяд существует также поверье, что они населены духами и в последний день новолуния у них бывает праздник. Это поверье возникло вероятно потому, что в период новолуния, за отсутствием света луны, ослабляющего блеск звёзд, группа Плеяд в особенности отличается сильным блеском…»

Соловьиная ночьАфонин Александр Павлович

Афонин Александр Павлович – современный российский художник. Родился в Курске, в 1966 году. Заслуженный художник РФ. Профессор кафедры живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, руководитель мастерской пейзажа.

Настоятельно прошу учесть, что в соловьиную ночь полюбоваться Плеядами никак не получится 🙁 Ночью в летнее время Плеяды (Висажары) не видны! На звёздном небе Курска они появятся только в конце лета – восходя на востоке в преддверии рассвета. Наилучшие условия для наблюдения Плеяд в Курске приходятся на осень и зиму, когда Плеяды поднимаются высоко над горизонтом и сияют во всём своём бриллиантовом великолепии!

Раз уж мы с Вами загуляли в этой статье от Греции до Курской губернии 🙂 и побаловали себя прелестями курской соловьиной ночи, предлагаю читателям заглянуть на зелёные странички:
§ Живописная прогулка по Курску (картины художников галереи «АЯ»)
§ Курская антоновка – символ Курской области. Антоновка обыкновенная аромата необыкновенного 😉
§ Фестиваль детского творчества «Наш Курск: Дети рисуют храм» – архитектура и фасады православных храмов Курска и Курской области.

Творческое домашнее задание по астрономии

И в заключение три задачки, посвящённые Стожарам – Плеядам, из замечательной книги «300 вопросов по астрономии» Василия Фёдоровича Орлова.

Задача №1
Участник похода Александра Македонского в Индию (326 г. до н.э.) писал: «Рис разводится в Индии на грядках, затопляемых водою… созревает он к времени, когда заходят Плеяды». Когда созревал рис в Индии?

Ответ: В современную эпоху Плеяды заходят в апреле. В 2290 лет тому назад это было примерно на месяц позже, то есть в мае.

Задача №2
«По чёрному пологу неба приплясывали жёлтые крапинки звёзд, Стожары тлели над самой головой. «Полночь», – подумал Ефим, трогая щеколду…» – говорится в рассказе «Смертный враг» Михаила Шолохова. Действие рассказа происходит в Ростовской области, средняя широта которой 47°. Бывают ли в Ростовской области Стожары (Плеяды) в зените?

Ответ: Склонение средней части Плеяд примерно +24°. Наибольшая высота их над горизонтом в средней части Ростовской области примерно 67°. В зените они быть не могут.

Задача №3
«…На берегу ручья она разобьёт сад и вспашет его весною, но не тогда, когда Плеяды зовут пахаря, как говорят старики, а в надлежащий день, указанный в календаре». Здесь речь идёт о провинции Наталь в Южной Африке (около 28° ю.ш.). Видны ли в этих местах весной Плеяды?

Ответ: Весна в южном полушарии бывает в сентябре – ноябре. Плеяды, находящиеся в созвездии Тельца, в эти месяцы видны до 66° ю.ш.

Желаю Вам успехов в самостоятельном изучении астрономии!

§ Отрывки из произведений Ивана Алексеевича Бунина, в которых отражены те или иные физические явления и являющиеся своеобразными условиями для сформулированных к ним вопросов по физике на зелёной страничке «Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)».

   Галина [15.09.2016, 12:46]

Бриллиантовое семизвездие! Восхительная магия числа семь! Семь дочерей Титана Атланта и Семь коварных обольстительниц сирен на картине Джона Уотерхауса «Одиссей и сирены».

Отличная статья! Очень, очень интересно и познавательно!

   читатель зелёных страничек [30.11.2016, 00:16]

Соловьиная ночь безумно хороша!

   Вероника [06.04.2017, 09:23]

Отличная статья – богатый материал к уроку астрономии. Очень понравились легенды курской губернии о плеядах. Творческое задание по астрономии на пять балов! «Плеяды», Бунин Иван Алексеевич Стемнело. Вдоль аллей, над сонными прудами, Бреду я наугад.

Осенней свежестью, листвою и плодами Благоухает сад. Давно он поредел, – и звёздное сиянье Белеет меж ветвей. Иду я медленно, – и мёртвое молчанье Царит во тьме аллей. И звонок каждый шаг среди ночной прохлады.

И царственным гербом Горят холодные алмазные Плеяды В безмолвии ночном.

1898 год

Рекомендуемая литература:
§ Бонов А.Д. Мифы и легенды о созвездияхАлма-Ата: издательство «Казахстан», 1985

§ Даниил Святский Под сводом хрустального неба

Санкт-Петербург: СПБ, 1913

§ Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции

Москва: издательство «Просвещение», 1975

§ Орлов В.Ф. 300 вопросов по астрономии

Москва: издательство «Просвещение», 1967§ Созвездие Лебедя Увлекательное путешествие по звёздному небу к созвездию Лебедя…

§ Календарь: Времена года

Юлианский календарь, Григорианский календарь; Русский Новый год: 1 марта, 1 сентября, 1 января и… Старый Новый год: 14 января.

§ Времена года: Весна

Небольшое путешествие в мир славянской мифологии: Комоедица – двухнедельное празднование дня весеннего равноденствия – начала астрономической весны. А также… стихи о весне, восхитительные весенние пейзажи и роскошные цветочные натюрморты…

§ Времена года: Лето

День летнего солнцестояния – день астрономического начала лета.

§ Времена года: Осень

День осеннего равноденствия – день астрономического начала осени.

§ Времена года: Зима

Небольшое путешествие в мир русской мифологии: Корочун – день зимнего солнцестояния. Ночь Корочуна гораздо круче :-))) иноземного… кельтского Хэллоуина 😉

§ Молодой или старый месяц?

§ Галерея государственных флагов с изображением ЛуныИзображение Луны на государственных флагах (Алжир, Коморские острова, Мавритания, Мальдивская Республика, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Тунис, Турция). Серп, какого месяца изображён на флаге – молодого или старого?

§ Луна в живописи

Гофмановская сказка, которая «приходит к людям только ночью».

§ Описание Луны в поэтических произведениях

Предлагаю читателям зелёных страничек отправиться в увлекательную прогулку по лунной поэзии и живописи. Вашему вниманию золотая классика мировой литературы и живописи: Пушкин, Есенин, Лермонтов, Байрон, Шекспир, Гёте…, Айвазовский, Орловский, Гримшоу…     

Источник: https://iralebedeva.ru/astra10.html

Легенды и мифы в живописи Уотерхауса

Дама из Шалот

Уотерхаус
Джон Уильям (1849—1917)(Waterhouse John William)
,

английский художник. Джон Уильям Уотерхаус родился в 1849 в Риме, в семье художника. В 1850-х семья вернулась в Англию. В начале 1870-х годов перед поступлением в Королевскую академическую школу Уотерхаус помогал отцу в его студии.

Живописи и скульптуре Уотерхаус учился под руководством художника Пикерсгила.

Ранние работы Уотерхауса на классические темы в духе сэра Лоренса Альмы-Тадема и Фредерика Лейтона, были показаны в Королевской Академии искусства, Обществе британских художников и галерее живописи Дадли.

Ариадна

В конце 1870-х и 1880-х Уотерхаус совершил несколько поездок в Италию. После брака с Эстер Кенуорти в 1883 Уотерхаус обосновался в Студиях Примроз Хилл. Там же проживали художники Артур Ракхэм и Патрик Колфилд.

В 1884 Уотерхаус добивается признания, его картина «Леди из Шалот» (1884, Галерея Тэйт, Лондон) была приобретена сэром Генри Тэйт, после выставки в Академии.

Живописные работы этого периода показывают рост интереса Уотерхауса к темам связанным с прерафаэлитами, особенно к созданию образов трагических или властных роковых женщин («Цирцея Инвидиоза», 1892; «Клеопатра», 1890; «Цирцея, завлекающая Одиссея», 1891 и другие картины), а также к живописи пленэра.

В 1885 году Джон Уильям Уотерхаус был избран в Королевскую Академию, академиком стал в 1895. Дипломной работой Уотерхауса стала картина «Нереида» (доработана мастером,окончательный вариант картины в 1901).

В середине 1880-х Уотерхаус много выставляется в галерее Гросвенор, Новой галерее, а также на провинциальных выставках в Бирмингеме, Ливерпуле и Манчестере. Картины этого периода широко показывались в Англии и за границей как часть международного движения символистов. В начале 1890-х Уотерхаус начинает писать портреты. С 1900-х годов принимает активное участие в различных общественных организациях художников и деятелей искусств Англии. Живопись художника  часто относят к прерафаэлитам, хотя Уотерхаус формально и не принадлежал к этому течению.

Читайте также:  Описание картины густава климта «золотая рыбка»

Пенелопа и поклонники

За свою жизнь Уотерхаус написал более двухсот картин на мифологические, исторические и литературные сюжеты. Уотерхаус разделял интерес прерафаэлитов к сюжетам, заимствованным из поэзии и мифологии.

Он безошибочно передавал драматизм момента, демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой.

Однако своей непреходящей популярностью художник обязан более всего очарованию его задумчивых моделей (считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была жена художника).

Пандора, открывающая ларец.

Цирцея.

Цирцея,
завлекающая Одиссея.

Офелия.

Офелия.

Тристан и Изольда

Ламия

Миранда и буря.

Рыбак и Сирена

Магический круг

Нереида.

Декамерон

Одиссей и сирены

Данте и Беатриче

Император Гонорий

Диоген

Прекрасная Розамунда

Ясон и Медея

Сирена

Нимфы, увидевшие голову Орфея

Гилас и нимфы

Данаиды

Эхо и Нарцисс

Борей

Психея, вступающая в сады Амура

Источник: https://alindomik.livejournal.com/785717.html

Джон Уильям Уотерхаус

Джон Уильям Уотерхаус родился в апреле 1849 года в столице Италии. Родители его были довольно известными художниками. Когда мальчик немного подрос, семья приняла решение возвратиться в Лондон на постоянное место жительства, после нескольких лет пребывания в Италии.

С самого раннего детства Джон видел, как занимались живописью его родители, к ним в дом часто наведывались другие художники, поэты и музыканты.

Сама атмосфера Вечного города также навевала особые мечты, связанные с прекрасными скульптурами, изумительными фонтанами, величественными зданиями и архитектурными памятниками, которые украшали Рим, придавая ему особое очарование и отличая от многих европейских городов.

Именно совокупность всех обстоятельств детства Джона и привела его творчество к так называемому, позднему прерафаэлитизму. Однако, стоит отметить, что Уотерхаус формально никогда не принадлежал к этому течению.

Не вызывает никаких сомнений то, что образ Рима, навсегда запечатлелся в сердце художника. Героинь своих картин он часто писал на фоне итальянских пейзажей.

В основном художник изображал женские образы, заимствованные из древних мифов, легенд и некоторых произведений литературы мистического или исторического содержания, преимущественно эпохи Возрождения.

Уотерхаус считается одним из ярких представителей этого направления, которое проповедовало культ Прекрасной Дамы или женщины-богини, во многом стремившихся подражать творениям великого Рафаэля, по-своему интерпретируя женские образы.

Первые уроки живописи, композиции, перспективы и сочетанию цветовой гаммы, мальчик получил от отца. Искусство окружало его всю жизнь и он впитал любовь к нему буквально с молоком своей матери-художницы. Родные и близкие друзья часто называли его «Нино».

В 21 год Уотерхаус успешно выдержал экзамены в престижную британскую Королевскую Академию художеств, где, впоследствии, как и в галерее Гросвенор, организовал много выставок своих работ. Перед поступлением в эту школу юноша помогал отцу в его студии. Этот опыт очень пригодился молодому человеку. Живопись и скульптуру в Академической школе преподавал художник Пикерсгил.

Ранние работы молодого человека некоторыми деталями композиции и образов напоминают картины известного живописца сэра Лоуренса Альма-Тадемы, британского художника нидерландского происхождения, который был самым знаменитым и высокооплачиваемым художником викторианской эпохи.

Другим живописцем, который также оказал значительное влияние на раннее творчество Уотерхауса, был английский барон Фредерик Лейтон, являющийся ярким представителем викторианского академизма, так называемого салонного искусства, тоже в некоторой степени близкий к прерафаэлитам.

Но, подчеркнём, что подражание было относительно недолгим и уже очень скоро Джоном Уотерхаусом был развит свой собственный стиль, в котором гармонично сочетались классицизм, романтизм, фантазия и реальность. Некоторые произведения можно отнести к импрессионизму.

Картины на классические темы были выставлены не только по месту его учебы, но и в Обществе английских художников и галерее Дадли и имели большой успех, привлекая внимание романтическими и мечтательными сюжетами.

В двадцать пять лет (1874) Джон Уотерхаус представил на выставке своё первое крупное произведение «Сон и его сводный брат Смерть», встреченное, как отмечали многие современники, шумным восторгом всех зрителей. Картина заслужила прекрасные отзывы у многочисленных критиков, а художник получил популярность. Это полотно, в дальнейшем, было в составе практически всех его выставок.

На картине, созданной по мотивам древнегреческой мифологии, изображены двое юношей, которые лишь недавно играли на свирелях, так и оставшихся лежать в уголке на маленьком круглом прикроватном столике.

Музыка, по-видимому, оказала на них сильное гипнотическое воздействие и они задремали практически в той же позе, в какой занимались музыкой. Один из молодых людей держит в руках ещё не успевшие завянуть ярко-красные маки.

Скорее всего, этот юноша и является Сном, поскольку даже цветы, словно убаюканные красивой музыкой свирели, только уснули.

Странное название дал художник своей картине, ставшей его самой знаменитой – «Сводные братья». Уотерхаус долгое время искал наиболее подходящее название своему первому значимому произведению. Как установили исследователи его творчества, он перепробовал довольно много вариантов, в которых изменялась степень родства юношей.

Напомним, что в оригинале картина называется «Sleep and His Half Brother Death». В русском переводе можно встретить слова «родной», «единокровный» и даже «брат-близнец». В некоторых изданиях по зарубежному искусству встречается название этой картины как «Гипнос и Танатос». Согласно мифам Древней Греции, Сон и Смерть – близнецы-братья.

Их мать богиня ночи – Некта, а отец – бог мрака Эреб, который одновременно приходится им и родным дядей.

Джону Уотерхаусу в Туманном Альбионе явно не хватало вдохновения, и он неоднократно совершал поездки в любимую им неповторимую солнечную Италию, овеянную легендами и мифами Древнего Рима. Здесь художник жадно впитывал яркие образы итальянок и уникальность природы этого полуострова.

Работы этого периода ясно показывают интерес живописца к темам прерафаэлитизма, изображения трагических моментов в судьбах властных женщин («Цирцея Инвидиоза», «Клеопатра», «Цирцея, завлекающая Одиссея», другие), а также к живописи пленэра.

Однако Уотерхаусом написано немало картин на сюжеты английских легенд, в том числе о знаменитом короле Артуре.

Одно из таких полотен «Леди из Шалот» (1888), повествующее об Элейне из Эстолата, которая умерла от своей любви к рыцарю Ланселоту, одному из персонажей легенды о короле Артуре и персонаже известной и русскому читателю поэмы Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот».

На девушке лежит проклятье: она должна всю жизнь провести в заточении в одной из неприступных башен на маленьком островке Шалот и непрерывно ткать гобелены. Ей запрещено выглядывать в окна, но на противоположной от окошка стене висит зеркало, где отражается все, что происходит за этими глухими стенами.

Элейн изредка смотрит в зеркало и на её прекрасных гобеленах появляются реальные картины, которые она видит в этом волшебном зеркале. Но один раз в зеркале она неожиданно видит прекрасного юношу, сэра Ланселота. Затворница нарушает условие и выглядывает из небольшого окошка.

Это невольное действие приводит к трагедии: зеркало трескается, но девушке каким-то загадочным образом удается совершить побег. На берегу маленькой речушки она видит лодку, забирается в неё и направляет в сторону, куда промчался на коне Ланселот. Печальная мелодия, которую напевает девушка, становится её «лебединой» прощальной песнью и она погибает.

Всего по мотивам этой поэмы Уотерхаус написал три варианта. На первом из них художник изобразил девушку в лодке. Её глаза печальны и устремлены в неизведанную даль. Возможно, там ждет её большая настоящая любовь к рыцарю, на мгновение мелькнувшему в окне.

Белое одеяние символизирует чистоту и невинность. На корме виден красивый, ещё не совсем законченный гобелен, часть которого находится в воде. Великолепный пейзаж, как напоминание об Италии, довольно сумрачен.

Отступая от перерафаэлитских традиций, живописец писал его без конкретизации отдельных деталей, все своё внимание, уделяя героине.

Впоследствии, живописец создает ещё два полотна на эту тему. В 1894 г. появилась картина «Леди из Шалот смотрит на Ланселота», где девушка изображается в тот момент, когда она выглядывает из окна и видит рыцаря. Нити обмотаны вокруг её бледно-палевого платья, а за спиной можно увидеть потрескавшееся зеркало. Лицо девушки выражает первые чувства к тому, чего она была лишена.

В 1911 году художник пишет третью версию этого сюжета «Меня преследуют тени». Отметим, что это совершенно другой образ, что подчеркивает её алое платье, в отличие от предыдущих вариантов. Здесь уже изображена не наивная девушка, а чувственная Леди.

Небольшая уютная комнатка освещается яркими лучами солнца. Поза героини, скорее напоминает скучающую барышню, которая не будет долго томиться взаперти, а поддастся искушению взглянуть на реальный, а не придуманный мир.

Возможно, для этой картины ему позировала жена.

В 1883 году женой Джона Уотерхауса стала художница Эстер Кенуорти, также получившая известность, её картины часто выставлялись в Королевской Академии художеств. В семье родилось двое детей.

К сожалению, они умерли в раннем возрасте. Но брак двух творческих людей, несмотря на эту тяжелую потерю, можно назвать счастливым. В 1885 г.

Джон Уотерхаус избирается членом Королевской академии, а спустя 10 лет становится академиком.

Другая любимая героиня художника – Офелия. В 1889 году живописец изображает её на лугу, в окружении травы и неярких полевых цветов. Почти всё пространство картины занимает образ стройной девушки. Видно, что автор любуется своей героиней.

На полотне 1894 г. – Офелия задумчиво сидит на берегу озера. В 1910 г. Уотерхаус изображает девушку около небольшой речушки. Она держится за дерево, и уже психологически готова сделать роковой шаг.

В это время он создаёт много портретов известных людей.

С начала XX столетия Уотерхаус принимает активное участие во многих общественных организациях деятелей искусства Великобритании.

За свою жизнь Уотерхаус создал более 200 картин. Его произведения побывали на многочисленных выставках в Англии и во всём мире, как часть движения символистов и везде имели оглушительный успех. Ими любовались не только приверженцы символизма или прерафаэлитизма, но и обычные зрители.

В этих полотнах есть что-то такое, что не может оставить равнодушным человека, даже впервые познакомившегося с творчеством знаменитого английского живописца. Каждый найдёт в них что-то близкое его мировоззрению и прочтёт сюжет по-своему.

Наверное, это и есть великая сила настоящего искусства.

Его женские портреты получили огромную известность практически во всех странах мира и ценятся не только как произведения искусства, но и приобретаются коллекционерами, как прибыльное вложение финансовых средств.

Живописец сумел с большой реалистичностью передать драматизм ситуации, продемонстрировать отличной владение композиционными приёмами и техникой большого мастера.

Но, всё-таки, по мнению многих критиков, свою популярность он обрёл благодаря дивному очарованию его моделей.

Если внимательно присмотреться к многочисленным полотнам художника, то мы заметим, что героинями его творчества часто становились не просто женщины из мифов и легенд, а именно властные женщины с трагической судьбой.

Именно эти обстоятельства заставляют Уотерхауса выбирать из подсознания ярчайшие образы.

К огромному сожалению, о его личной жизни известно очень мало – сохранились лишь несколько писем. Даже его натурщицы, позировавшие ему при создании картин, долгое время были неразрешимой загадкой для исследователей его творчества.

На некоторых полотнах, явно просматриваются черты одной и той же модели. Не так давно исследователи творчества этого великого художника идентифицировали её личность. Это мисс Мюриэл Фостер, которая была написана в образе Миранды, Изольды, Психеи и некоторых других. Позировала для художника и Мэри Ллойд, изображение которой можно увидеть на шедевре лорда Лейтона «Пылающий июнь».

Несмотря на сильные боли, вследствие тяжелой болезни, художник, последние десятилетие своей жизни, всё также активно занимался живописью. Он не выпускал кисти из своих рук до самого последнего часа.

Джон Уотерхаус скончался от онкологического заболевания в феврале 1917 года, похоронен в Лондоне на кладбище Kensal Green.

В 1992 г. его изображение появилось на почтовой марке Великобритании.

Эстер Уотерхаус пережила мужа на 27 лет и скончалась в 1944 году.

В наши дни Джон Уотерхаус – один из самых дорогих художников не только в Британии, но и во всём мире. Например, в 2006 г. полотно «Святая Цецилия» было продано на аукционе Christie’s за 6,6 миллионов фунтов стерлингов фонду Веббера.

«Гипноз и его брат Танатос» 1874

В 1880-х годах Уотерхаус совершил несколько поездок в Италию. В 1883 году, после брака с Эстер Кенуорти, Уотерхаус обосновался в Студиях Примроз Хилл.

Источник: https://obiskusstve.com/1295609331653544634/dzhon-uilyam-uoterhaus/

Ссылка на основную публикацию