Описание картины федора решетникова «за мир»

Ф. Решетников: картины

Ф.П. Решетников

Фёдор Павлович Решетников (1906 — 1988) – советский художник. Один из главных представителей направления социалистического реализма. Народный художник СССР (1974).

Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года.

Ф. Решетников «За мир»

Родился Федор Павлович Решетников в украинском селе Сурско-Литовском. Когда ему было 3 года, родители его умерли. Федя стал жить со старшим братом, который был художником – он ходил по деревням и расписывал церкви. Маленький Федя помогал брату: мыл кисти, растирал краски и пытался сам рисовать тайком от всех.

Шла гражданская война – время было тяжелое, голодное. И Федор, чтобы не быть в тягость семье брата, решил уйти из дома. Везде, где только можно, он пытался найти работу. Был он маляром, плотником и шахтером.

Гражданская война закончилась. Через несколько лет он решил поехать в Москву и вскоре стал студентом Художественного института. С этих пор он начал серьезно заниматься любимым делом.

В студенческие годы славился мастером графического шаржа, это и помогло ему стать – в качестве художника-репортера – участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933–1934). Зарисовки, привезенные им, имели огромный успех, в особенности на фоне триумфального завершения знаменитой «челюскинской эпопеи».

Ф Решетников «Достали «языка»»

Неожиданно Решетников во время войны открыл для себя детскую тему.

Приехав из Севастополя в Москву, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный черноморец», однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. На роль «фашиста», естественно, идти никто не хотел.

На эту удочку попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Им здорово попадало, потому что ребята входили в роль и крепко поколачивали «фрицев». Художника этот сюжет заинтересовал.

Ребятишки мечтали о том же, о чем и все вокруг: о победе. Решетников словно увидел готовую композицию будущего полотна. С большим подъемом он взялся за работу и написал «Достали «языка»». Картина была показана в 1944 г. на выставке «Героический фронт и тыл».

Ф. Решетников «Прибыл на каникулы!»

Фёдор Решетников темы многих своих картин брал из повседневной жизни. После войны он довольно часто видел около метро, как суворовцев встречают родные.

Все вместе шли домой, и ребята так бодро шагали – просто красота! Художник представлял, как один из них приходит домой и докладывает деду, кадровому военному, по всей форме: «Прибыл на каникулы!» Паренек – уже маленький солдат, видно, как он этим гордится.

Дедушка, принимая рапорт, тоже стоит навытяжку… Соотнесение двух фигур – старого и малого – раздвинуло рамки прошлого и будущего, придало сценке полушутливый характер. Вместе с тем картина серьезна. В суворовские училища брали тогда мальчишек, чьи родители погибли на фронте.

Ф. Решетников «Опять двойка!»

История создания картины «Опять двойка!»

Решетников задумал написать картину про отличника, который докладывает матери об очередной пятерке, и пошел в школу искать такого ученика. Учителя посадили художника в конце класса, он потихоньку наблюдал и зарисовывал. Ребята смущались, потому что думали: «Этот дядя с проверкой из гороно».

Учитель вызвал к доске одного отличника и дал несложную задачу. Растерявшись, мальчик не мог решить задачу. От испуга он не понимал подсказок из класса. Стоял, молча крутя мел в руках, опустив голову. Этот случай помог изменить тему замысла.

Героем получившейся картины «Опять двойка» художник сделал парнишку – живого и неглупого.

Первый рисунок к картине

Вместо учителя — учительница

Сначала художник нарисовал учителя-мужчину, а потом подумал, что в школе ведь в большинстве работают женщины, так вместо учителя появилась учительница.

Но Решетникову что-то не нравится в этом наброске. Ему кажется, что получается скучно. А если перенести действие из класса в семью? Ведь двойка – неприятная отметка для всей семьи, вот в картине и надо показать, как относятся к этому дома. Можно было нарисовать девочку, получившую двойку, но ведь с мальчиками это случается чаще!

Множество подготовительных рисунков-эпизодов сделал Решетников, прежде чем приняться за картину.

Решетников подбирал для героя своей картины натурщиков-людей, похожих на тех, каких он видел. Во дворе однажды он увидел лопоухого вихрастого мальчишку-вратаря футбольной команды.

Вот такой-то ему и был нужен! Он позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Но про двоечника на всякий случай ничего не рассказал.

Возможно, вратарь тогда бы не согласился позировать.

Пес

Вскоре художник решил ввести еще один важный персонаж. Это был пес, который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, вставая на задние лапы, с охотой за ней тянулся. А художник в это время рисовал. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.

В следующих эскизах появились сестренка и младший брат. Подготовительная работа, наконец, была закончена. На подрамник натянут холст и поставлен мольберт. Углем наносит художник на холст рисунок.

Все действующие лица находят свои места. Теперь можно начинать писать масляными красками. Они выдавлены на палитру из тюбиков. Художник берется за кисть.

С каждым днем картина становится все ярче и выразительнее.

На переднем плане – мальчуган с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки, и верный дружок, ласково бросившийся к хозяину. Чуть поодаль сидит у стола мама, братишка на велосипеде. И еще дальше – сестренка в пионерском галстуке. Нарисованы и часы на стене, и дверь. И окно – вся комната. И картина была готова.

Мальчишки на картинах Федора Павловича Решетникова – это всегда увлеченные чем-то непоседы, из которых потом вырастают настоящие мужчины.

Источник: http://www.palitra.co/post/51

Ответы@Mail.Ru: PAIX что за надпись, кто написал, где написал?

`”*°•.✿ Катруся ✿•°*”` Высший разум (167344) 7 лет назадРешетников, Федор Павлович За мир! 1950. Холст, масло. 100 х 85 Государственная Третьяковская галереяВ советской живописи послевоенного периода стали актуальны картины на так называемую «тему борьбы за мир и интернациональной солидарности трудящихся» .

В идейно выдержанных произведениях должна была освещаться борьба «всего прогрессивного человечества» против империализма и угрозы новой войны, а также развитие национально-освободительного и рабочего движения за рубежом.

Эта тематика, которую можно было бы назвать международной, впервые получила интенсивное развитие в ангажированной русской живописи с начала Холодной войны.

Первые живописные подступы к новой тематике были связаны с созданием жанровых полотен, сюжеты которых черпались из советских газетных сообщений о забастовках и демонстрациях за границей. Примером такого подхода может служить известная картина Решетникова «За мир!» , удостоенная в 1951 году Государственной премии СССР.

С присущим Решетникову умением наглядно передавать жизненную достоверность художник изобразил улочку рабочего предместья Парижа. Вдали — демонстрация с красным знаменем. Значит, демонстрация идеологически правильная, и не зря ее разгоняют полицейские. На первом плане — группа ребятишек.

С бесстрашием, подобно Гаврошу и Павлику Морозову, они пишут на стене заветное слово «Мир» . Картина Решетникова За мир! оказалась в авангарде живописных поисков. Ее идеологическая ценность была отмечена в 1951 году Сталинской премией третьей степени.

http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=17574&ob_no=18893

http://webstarco. narod. ru/ussr/big/reshet2.html

Комментарий удален

тормоз Мастер (1003) 7 лет назад

Комментарий удален

Cheery Высший разум (199484) 7 лет назадРешетнииов Федор Павлович — «За Мир! » 1950 года Есть картины, которые могут послужить темой литературного произведения. Такова картина Ф. П. Решетникова «За мир! » Это произведение посвящено одной из самых острых проблем современности — борьбе за мир. Писатель, взявшийся за рассказ на сюжет картины художника, воссоздал бы страницы послевоенной забастовки французских докеров, отказавшихся грузить оружие для новой войны. Он рассказал бы о том что мир на земле отстаивают не только взрослые, но и дети. И, может быть, свой рассказ он начал бы с истории жизни маленького Этьена или Франсуа — современного Гавроша. Прошло много лет с тех пор, когда на парижских баррикадах погиб маленький Гаврош, но он не умер, этот отчаянный и дерзкий, веселый и добрый мальчишка. Горящее сердце Гавроша озаряет путь к счастью, свободе и справедливости миллионам людей. Искорка сердца парижского гамена — в сердце Павлика Морозова и Сережи Тюленина, маленького кубинца или грека, жителя Хиросимы или Леопольдвиля. Искорка сердца Гавроша и в сердце Франсуа. Может быть, его звали и не так, но он был сыном французского докера и потомком славного Гавроша. За свои десять или двенадцать лет жизни он видел много горя. Не огорчение от того, что сломалась любимая игрушка или ветер унес бумажного змея, а взрослое, большое горе — война, нужда, тяжелые и невозвратимые утраты.. . И Франсуа стал старше своих десяти или двенадцати лет. Он узнал истинную цену войны и мира и встал рядом со взрослыми под развевающееся знамя с изображением голубя. Он отлично знал теперь, что голубь — это не просто красивая птица, предмет восхищения всех мальчишек, это символ мира. Поэтому и нарисовал белую голубку на стене дома его младший товарищ. А другой, чуть постарше, забравшись на спину приятеля, пишет большие буквы «Paix!». Малыш держит ведерко — в нем не песок для игры, а краска для лозунга, для призыва, для борьбы. Самому младшему из этой мальчишечьей компании очень страшно, но он полон мужества, этот малыш, и жест его, которым он протягивает свое ведерко, бесконечно трогателен и выразителен. Франсуа старший в этой группе. Он весь внимание, весь напряжение. Недетски серьезны и проницательны его глаза, плотно сжат маленький рот. Вся фигура — олицетворение тревоги и напряженности. Эти ребята отлично понимают, что их занятие не невинные детские шалости, а серьезная политическая борьба, помощь, которую они оказывают своим отцам и старшим братьям, вышедшим на демонстрацию. Демонстранты здесь же рядом, за углом на площади, где небо просвечивает сквозь пустые глазницы окон разрушенного еще во время войны огромного здания. А в подворотне трусливые и злобные господа. «Скорее, разогнать, дубинкой их», — кажется, кричат они полицейскому. Не сдобровать ребятам, если полицейские застанут их здесь, лозунги полицейские сотрут, но эти мальчишки будут писать их снова и снова до тех пор, пока не победит мир.. . Дети — любимые герои картин Решетникова. Кто не знает его работ «Прибыл на каникулы» (1948), «Опять двойка» (1952). В этих картинах другой мир, другие дети, другие радости и забавы. Все они: не по-детски серьезный французский мальчик из картины «За мир»; жизнерадостный и бравый суворовец, приехавший на каникулы в родной дом; маленький постреленок, незадачливый конькобежец, в который раз «схвативший» двойку в школе, — все это сверстники, но какие они разные, эти ребята! За судьбами мальчишек — судьбы поколений, страницы сегодняшней жизни, волнующие и многозначительные!

Читайте также:  Описание картины джона констебла «телега для сена»

Так в отдельной, будто невзначай выхваченной из жизни сценке художник умеет показать глубокий и серьезный смысл, умеет стать летописцем дней и событий, активным участником которых является он сам. Он рассказывает о советской действительности, о новом в укладе жизни и быта советских людей, о воспитании человека нового общества.

Источник: .ru/books/item/f00/s00/z0000010/st045.shtml

Источник: https://otvet.mail.ru/question/65105762

Решетников Федор Павлович – художник, биография

Решетников Федор Павлович – художник, биография и творчество. Родился художник в селе Сурско-Литовское (нынешняя территория Днепропетровской области, Украина), в июле 1906 года.

Его отец – потомственный иконописец, но Федору не суждено унаследовать эту профессию.

Трехлетний мальчик теряет обеих родителей, а его воспитанием занимается старший брат Василий, бросивший ради этого учебу в художественном училище.

Чтобы заработать на хлеб, Василию приходится подрабатывать. Он занимается росписью церквей, а в свободное время пишет иконы.

Федор же, хоть и является еще ребенком, по мере возможности помогает брату, выполняя работу подмастерья. Немного повзрослев, он начинает зарабатывать самостоятельно.

Молодой Решетников берется за любую работу, начиная с применения имеющихся навыков в украшении зданий, и заканчивая работой спортивным инструктором.

Но, без образования он не может найти хорошую работу, поэтому едет в Москву, и поступает на рабфак. Желая продолжить практику с кистью, он выбирает художественный факультет. Начиная с 1929 года, Федор учится в Высшем художественно-техническом институте.

Он будет учиться там по 1934 год, набираясь знаний у таких художников, как Герасимов и Моор. Уже в студенческие годы Решетников начинает рисовать, а его графические работы с восторгом принимаются публикой.

Самого же художника называют виртуозом графического шаржа.

Благодаря своему таланту молодой художник получает возможность принять участие в заполярных экспедициях. Его берут туда художником-репортером, а за экспедицию 1932 года на ледоколе «Сибиряков», 24-х летний студент будет награжден орденом. Кроме того, в экспедиции он много рисует, и в частности, делает наброски для своей первой живописной работы.

В 1933 году он снова отправляется в путешествие в составе другой экспедиции, теперь на ледоколе «Челюскин». В этот раз плавание оказалось более сложным.

В экспедиции Федора ждет множество испытаний, и только в 1934 году, вместе с другими моряками, его найдут на дрейфующей льдине, откуда и доставят домой. Но, несмотря на все лишения, по возвращении Решетникова ждет слава.

Зарисовки, сделанные в путешествии, пользуются огромным успехом, а позже, в 1973 году, он нарисует картину «Гибель «Челюскина»», которая станет шедевральным завершением «челюскинской эпопеи».

В 1934 году новоиспеченный выпускник художественного института, приступает к самостоятельной работе. Сначала он пишет ряд успешных картин, посвященных исторической тематике патриотической направленности.

Позже, желая закрепиться в качестве художника, он рисует несколько станковых картин. Правда, в этой области он не проявляет особых способностей, и издает работы среднего уровня.

Но, его полотно «Генералиссимус Советского Союза Сталин И. В.», изданную в 1948 году, все равно назовут шедевром.

Самого же художника за эту картину и полотно «Прибыл на каникулы», изданное в течении этого же года, в 1949 г. наградят государственной премией.

Также художник издает несколько жанровых композиций, среди которых стоит отметить картину «За мир!» 1950 года, за которую он годом позже получит вторую премию. Кроме того, в 1952 году художник издает полотно «Опять двойка», ставшей одной из наиболее известных его работ.

Но истинным призванием художника остается сатира. Решетников – ярый приверженец соцреализма, он не признает ни один другой жанр. В его работах чувствуется жесткий стёб, а в 1950-1970 годы он создает целый ряд шаржей, высмеивающих признанных мэтров живописи.

В 1960 году художник пишет уникальную картину «Тайны абстракционизма». Это единственное полотно, в котором Решетников Федор Павлович воплотил карикатурный триптих собственного изобретения. Работа настолько нравится художнику, что в 1963 году он издает одноименную книгу, которая дополняет картину.

В 1953 году Решетников стал членом Академии художеств Советского Союза, а в 1973 его повышают до вице-президента.

Помимо этого, в период 1953-1962 годов, он работает преподавателем.

В 1974 году Решетникова удостаивают звания народного художника СССР. За свою жизнь он получил и несколько других наград, среди которых еще один орден и несколько медалей.

Решетников Федор Павлович ушел из жизни в возрасте 82 лет, 13 декабря 1988 года.

Умер творец в Москве, и был похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1990 году, в родном селе художника был открыт народный музей его имени.

Источник: http://www.art-portrets.ru/art20veka/hudozhnik-reshetnikov.html

Картина «Опять двойка» Решетникова Федора Павловича. История создания и описание картины

Ф. П. Решетников — чрезвычайно талантливый художник. Его картины очень яркие и реалистичные. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Детская тема в творчестве художника занимает значительное место. Это: «Достали языка», «На побывку», «За мир», «Прибыл на каникулы». Особо выделяется картина «Опять двойка». Решетников создал запоминающееся и интересное произведение.

Биографические сведения о советском художнике

Решетников Федор — художник яркий и самобытный, необычайно даровитый. Он относится к представителям социалистического реализма. Родился Федор 15 (28) июля 1906 года в с. Сурско-Литовском (Украина). Его отец был иконописцем, поэтому тяготение к искусству живописи было заложено в нем с самого рождения.

В три года мальчик остался сиротой. Его воспитанием занимался старший брат Василий, который бросил Киевское художественное училище ради семьи. Во второй половине 20-х годов Решетников Федор Павлович поступил на Московский художественный факультет рабфака. В период 1929-1934 годов он учился в высшем художественно-техническом институте.

В студенческую пору большое влияние на его творчество оказали Кукрыниксы. Уже в это время Решетников был известен как мастер графического шаржа. Он был активным пропагандистом системы социалистического реализма. Иные художественные направления не принимал, вел с ними борьбу. Федор Павлович скончался 13 декабря 1988 года.

Его могила расположена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Многогранный талант художника

Благодаря своему таланту он отправился в полярные экспедиции на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933-1934) в качестве художника-репортера. Большой успех имели его работы с этих мест. Он обладал особым даром в области сатиры. Являясь превосходным карикатуристом, Решетников Федор Павлович сотворил значительное количество талантливых скульптурных шаржей.

Часть его работ располагается в Третьяковской галерее. Известен он также и как создатель композиций академического бытового жанра в области станковой живописи. В этом плане наблюдается тесная связь работ Федора Павловича с творениями художников-передвижников. Решетников создал удивительные картины в «пленэрном» пейзаже.

Однако эти произведения остались неизвестными для широкой публики.

Педагогическая деятельность. Звания, премии, награды

Федор Павлович занимался педагогической деятельностью. С 1953 по 1957 он преподавал в МГХИ имени В. И. Сурикова. С 1956 по 1962 годы работал в педагогическом институте имени В. И. Ленина в Москве. За свою плодотворную творческую деятельность Решетников был удостоен высоких званий и премий.

В 1949 году за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы» он получает звание лауреата Сталинской премии 2-й степени. В 1951 году за картину «За мир!» был награжден Сталинской премией 3-й степени. В 1974 году он получает высокое звание Народного художника СССР.

Секрет успеха творчества Решетникова

Яркие произведения художника очень запомнились советскому зрителю. Смотря на картины Федора Решетникова сейчас, мы словно переносимся в прошлое, сквозь них чувствуется дух того времени. Совершенно не удивительно, почему его картины завоевали широкую популярность. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Художник много внимания уделяет деталям в изображении людей.

Перед тем как рисовать портрет того или иного человека, он пристально его рассматривает, отмечает для себя индивидуальные и ярко выразительные черты каждого из них. Поэтому его портретный жанр невероятно успешен. Картины Федора Решетникова воплощают цельность мировоззрения художника-реалиста.

В его пейзажах и портретах чувствуется большая любовь к родине, верность собственным принципам и убеждениям. Одновременно с этим мастеру присуща необыкновенная острота взгляда, замечательное чувство наблюдательности и юмора. В связи с этим раскрылась еще одна сторона его творческого дарования.

Решетников, помимо успешной деятельности в области живописи и графики, преуспел в создании превосходных скульптурных композиций сатирически-юмористического характера.

Детская тема в творчестве художника

В период Великой Отечественной войны им была создана жанровая картина «Достали языка» (1943). Поводом к ее написанию послужил один случай. Как-то раз он прибыл из Севастополя в Москву и увидел, как дети на улице играют в войну.

Его это заинтересовало, и он остановился посмотреть на ребятишек. Никто из них не соглашался быть в роли «фашиста». На эту удочку попадались только малыши, которые ничего не понимали в политике. «Фрицев» хорошенько колотили ребята, быстро вошедшие в роль.

Решетникова заинтересовал этот сюжет, и он написал картину «Достали языка». Она открыла детскую тематику в его творчестве, ставшую одной из главных в послевоенный период.

Также им были созданы такие произведения: «На побывку» (1947), «За мир» (1950) и, возможно, самая популярная картина — «Опять двойка». Решетников ее написал в 1952 году.

Читайте также:  Описание картины ивана билибина «суд во времена русской правды»

Сюжет еще одной картины — «Прибыл на каникулы» (1948) — также взят из повседневной жизни.

После окончания Великой Отечественной войны Федор Павлович часто видел, как суворовцев встречают родственники. Все счастливые и довольные шли домой, а мальчишки бодро шагали.

Решетников представлял, как один из них возвращается в родной уголок и докладывает по всей форме деду (кадровому военному): «Прибыл на каникулы!» Парень очень гордится тем, что он уже маленький солдат.

Дед весь стоит «навытяжку», принимая рапорт от любимого внука. Сценка имеет несколько шутливый и одновременно серьезный характер.

Ф. Решетников, «Опять двойка». История создания

Изначально художник хотел написать картину про круглого отличника, который сообщает маме об очередной пятерке. В поисках такого ученика Федор Павлович отправился в школу.

Учителя посадили художника на «галерку», откуда он внимательно за всеми наблюдал и потихоньку зарисовывал. Дети явно смущались и немного волновались, так как подумали, что этот мужчина пришел из гороно с проверкой.

Учитель вызвал к доске одного отличника и дал решить ему абсолютно несложную задачу. Но мальчик очень растерялся, не мог сосредоточиться и решить заданный пример. Из класса учащиеся ему шептали подсказки, но из-за испуга он их совершенно не понимал.

Он опустил голову и молча стоял с мелом в руках. И тогда родилась у художника новая тема, и появилась картина «Опять двойка». Решетников сделал главным героем парнишку неглупого и живого.

Как создавалась картина?

Сначала мастер решил нарисовать учителя мужского пола. Но так как в школе работают практически одни женщины, то нарисовал учительницу. Но первоначальный набросок художнику не понравился. Ему он показался неинтересным и скучным.

Потом у него возникла идея перенести место действия: из школьного класса — в дом. Ведь плохая отметка — это неприятное событие для всей семьи. Прежде чем появилась картина «Опять двойка», Решетников создал немалое количество подготовительных рисунков.

Федор Павлович тщательно подбирал натурщиков для своей композиции. Главным героем стал мальчик-вратарь, которого он встретил во дворе. Еще одним важным персонажем стал пес. Чтобы он стоял на задних лапах, художник купил ему колбасы, а хозяин кормил его, пока тот рисовал.

В заключительных эскизах появилась мать, старшая сестра и младший братик.

Ф. П. Решетников, «Опять двойка» (описание)

На переднем плане картины изображен мальчик с грустным лицом и опущенной головой. Его опечаленый вид связан с полученной в школе двойкой. Он знает, что его сейчас будут ругать, поэтому он очень расстроен. Из его портфеля предательски выглядывает причина плохой отметки — это коньки, которыми школьник увлекся. Его верный дружок чувствует, что маленький хозяин чем-то огорчен.

Виляя хвостиком, он бросился к парнишке, всем своим видом показывая, что жалеет его. Чуть поодаль сидит разочарованная мать, которой очень неприятно, что ее сын получил очередную плохую отметку. Рядом с ней изображен маленький братишка на велосипеде. Он не совсем понимает, что происходит. Он просто доволен, что старший брат вернулся из школы и сейчас с ним поиграет.

На заднем плане изображена сестра. Ее строгий и осуждающий взгляд невозможно не заметить. Ей непонятно, почему мальчишки так безответственно относятся к учебе. Нарисованы настенные часы, окно и дверь в комнату. Вот и вся картина «Опять двойка».

Решетников не только в этой композиции, но и в других произведениях изображал мальчишек увлеченными непоседами, из которых непременно вырастут настоящие мужчины.

Таким образом, Федор Павлович Решетников — личность яркая, самобытная и необычайно даровитая. Это был превосходный художник, карикатурист и скульптор. Из существующих направлений его волновал социалистический реализм. Значительное место занимает детская тема в его творчестве. Это картины «Достали языка», «На побывку», «За мир», «Опять двойка» и многие другие.

Источник: http://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/kartina-opyat-dvojka-reshetnikova-fedora-pavlovicha-istoriya-sozdaniya-i-opisanie

Федор Павлович Решетников — советский художник

Произведения Федора Павловича Решетникова хорошо знакомы советскому зрителю. Его картины «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» завоевали широкую популярность теплотой и искренностью в изображении советской детворы, чувством современности в характеристике нового быта и отношений.

Пристально всматриваясь в изображаемых людей, художник подмечает в каждом черты ярко индивидуальные, выразительные. Отсюда — удачи портретного жанра Решетникова. В его жанровых картинах, портретах, пейзажах проявляются цельность мировоззрения художника-реалиста, верность его своим убеждениям, горячая любовь к родной стране.

И, вместе с тем, необычайная острота взгляда, чувство наблюдательности и юмора позволили раскрыть ему другую сторону своего дарования.

Решетников — один из самых выдающихся советских сатириков, мастер шаржей и карикатур, работающий не только в области живописи и графики, но и создатель замечательных скульптурных произведений сатирическо-юмористического характера.

Федор Павлович Решетников родился в 1906 году в селе Сурско-Литовском Днепропетровской области. Он рано осиротел и должен был с юных лет думать о заработке. Сначала он помогал старшему брату, занимавшемуся иконописью и альфрейным делом, а с четырнадцати лет начал самостоятельную трудовую жизнь.

Юноша брался за любую работу в жестяных, плотницких, малярных мастерских. Несмотря на все трудности жизни, проявившееся у него с детства страстное стремление к искусству не уходило. Он рисовал, работая на шахтах Донбасса и Подмосковья, оформлял праздничные демонстрации, газеты, спектакли, расписывал стены клубов.

В 1926 году рудничный комитет командировал Федора Решетникова в Москву на учебу.

С этого времени начинаются годы упорного освоения мастерства художника сначала на художественном факультете рабфака, а затем на графическом факультете ВХУТЕИНА и в Московском художественном институте у Д. С. Моора и С. В. Герасимова.

С первых же творческих шагов проявилась тяга молодого художника к поиску, эксперименту. Стремление быть полезным народу, родине ведет его в самую гущу жизни.

Он делает зарисовки на заводе «Серп и молот», создает антирелигиозный плакат к молодежной выставке 1930 года, на которой дебютирует своими работами.

Увлеченный романтикой больших открытий, в 1932 году Решетников отправляется с экспедицией ледокола «Сибиряков» в арктический поход. Впервые за одну навигацию ледокол прошел Великий Северный морской путь с Запада на Восток.

Суровые условия похода, непосредственная близость с участниками его оказали громадное воздействие на художника. «В этой экспедиции я понял, что мне предстоит серьезный экзамен перед народом, — писал позже Решетников, — я должен был отчитаться своим искусством в том, что видел. А видел я настоящих людей, преданных своей Родине».

Таким отчетом художника оказались его портреты полярников и картины, посвященные историческому рейсу «Сибирякова». Значительную ценность представили зарисовки, сделанные с натуры во время похода,—виды портов, зимовок, портретные наброски. Через год, в 1933 году, Решетников принял участие в экспедиции ледокола «Челюскин».

В сложнейших условиях работы на «Челюскине», а затем во время дрейфа на льдине, после гибели ледокола, проявились замечательные качества всех участников экспедиции. Равный член коллектива Решетников нес службу простого матроса, и вместе с тем он продолжал работать как художник.

Он оформлял стенгазету «Не сдадимся», живыми юмористическими рисунками поднимал боевой дух коллектива.

Сложнейшие арктические экспедиции, за которые Решетников был отмечен правительственными наградами, укрепили в нем решимость и мужество, жажду постоянного поиска и неуемную энергию, которые отличают всю его дальнейшую творческую деятельность.

Он продолжает учиться, осваивая новые, неведомые ему ранее области живописи. Учителем его становится замечательный пейзажист Н. П.

Крымов, вместе с которым Решетников пишет этюды, совершенствуя свое мастерство живописца.

Одновременно он продолжал разрабатывать тему Севера, делал иллюстрации, сатирические рисунки и карикатуры для «Крокодила», пробовал свои силы в области монументальной живописи.

Боевые качества искусства Ф. П. Решетникова, и прежде всего его графики, снова проявились в годы Великой Отечественной войны. Художник с первых же дней войны ушел в армию.

Получив направление в Севастополь в качестве военного корреспондента газеты «Красный черноморец», он делал рисунки, рассказывающие о героизме моряков-черноморцев, защитников Севастополя, создавал плакаты, мобилизующие на борьбу с врагом, рисовал карикатуры, разоблачающие омерзительный облик фашистских головорезов.

В конце войны им была написана небольшая жанровая картина «Достали языка» (1943), открывающая ряд картин на детскую тему, которая становится одной из основных в творчестве художника на протяжении значительного послевоенного периода.

Живая наблюдательность, мягкий юмор отличают незатейливую композицию, написанную по непосредственным впечатлениям, показывающую, как большие события военных лет нашли свое преломление в сознании ребятишек.

Впоследствии им были созданы картины, посвященные детям: «На побывку» (1947), «Прибыл на каникулы» (1948), «За мир» (1950) и, может быть, самая популярная — «Опять двойка» (1952). Это целый рассказ о незадачливом ученике, получившем двойку.

Коньки в его раздувшемся портфельчике, весь его смущенно растрепанный вид явно объясняют причину плохой отметки.

Укоризненно-сожалеющий взгляд матери, строгий — старшей сестры, озорной — младшего братишки, радость верной Жучки, приветствующей хозяина, — все здесь схвачено точно, все соответствует тому определению задач жанровой картины, о которых писал сам автор: «Жанровую картину можно сравнить с коротким рассказом; та. же конкретность сюжета, выпукло очерченные характеры, точность композиции. Художник захватывает зрителя, так же как писатель делает это с читателем. …Картина дает лишь один конкретный момент из жизни героев. Все остальное дано домыслить самому зрителю».

За картины «Прибыл на каникулы» и «За мир» Ф. П. Решетников был дважды удостоен звания лауреата Государственной премии. В 1953 году он был избран действительным членом Академии художеств СССР, в 1966 году получил звание народного художника РСФСР. Казалось бы, Решетников нашел свой творческий путь, но он не успокаивается на достигнутом.

В 1959 году Решетников выступил в новом жанре: в триптихе «Тайны абстракционизма» он создал своего рода сатирический памфлет в живописи, язвительный в обличающем пафосе, броско декоративный. А через некоторое время появились серии дружеских шаржей, исполненные в карандаше, акварели и даже в скульптуре.

Читайте также:  Описание серии картин винсента виллема ван гога « два срезанных подсолнуха»

Прекрасно зная своих коллег-художников, многократно рисуя их во время дружеских встреч, собраний, Решетников сумел создать гротескные портреты, остро характерные в жесте, мимике, движениях. Он нашел разнообразные композиционные приемы, остроумные метафоры, положения, детали. В шаржах на скульптора С. Т. Коненкова, художников Н. Н.

Жукова, А. М. Каневского и др. Решетников сочетал остроту характеристик с глубоким проникновением в человеческую сущность. Не менее остроумны, необычайны в своей пластичности шаржи-скульптуры: Кукрыниксы, А. А. Дейнека. Выполненные с профессиональным блеском, эти произведения раскрывают замечательный дар Решетникова-скульптора.

В скульптуре им были исполнены композиции на гоголевские темы.

К середине 60-х годов Ф. П. Решетников вновь обратился к эксперименту. На этот раз его увлекли возможности применения в монументальной живописи прочных эпоксидных смол.

Увлеченно говорит художник о новом материале и его возможностях: «Материал трудный, но дает интересные декоративные эффекты»; за этими словами — твердая вера в возможности творца, несущего своим искусством радость людям, искателя, устремленного в завтра.

М. Кузьмина

Нарушитель
Опять двойка. 1952 г.

За уроками. 1952 г.

Прибыл на каникулы. 1948 г. Государственная Третьяковская галерея

Достали языка. 1943 г. Государственный Загорский музей

Н.Н. Жуков (дружеский шарж) 1961 г. Государственная Третьяковская галерея

Утро (интерьер) 1950 г.

Портрет Л.И. Бродской. 1948 г.

С.Т. Коненков (дружеский шарж). 1961 г.

А.А. Дейнека (дружеский шарж). 1961 г. Государственная Третьяковская галерея

Кукрыниксы (дружеский шарж). 1961 г. Государственная Третьяковская галерея

Ромашки. 1952 г.

Голуби мира

Болгарская девушка. 1960 г.

Ранняя весна. 1958 г.

За мир. 1950 г. ГТГ — Государственная Третьяковская галерея

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/01/blog-post_23.html

Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»

Сочинение по картине художника Федора Павловича Решетникова

«Опять двойка!»

Малыгина О.Н., учитель русского языка

и литературы

ГБОУ СОШ 88

г.Санкт-Петербург

Цель:

обучение составлению текста-описания по жанровой картине,

отработка общих принципов работы, стимулировать творческое воображение

РЕШЕТНИКОВ ФЕДОР ПАВЛОВИЧ 1906-1988

Живописец, народный художник СССР (1974), действительный член (1953), вице-президент (1974-87) АХ СССР. Жанровые картины («Опять двойка», 1952). Мастер шаржа. Государственная премия СССР (1949, 1951).

Познакомимся с репродукциями картин художника

Дочь художника Любаша

«Переэкзаменовка»

«Прибыл на каникулы»

«На побывку»

«За мир!»

«Опять двойка!» (1952 г.)

Как художник показал, что ученик — главный герой картины?

Школьник изображен на переднем плане картины. Он хорошо виден на фоне голубовато- белой стены комнаты, на него падает свет из бокового окна. Все присутствующие в комнате: мать, старшая сестра, братишка — смотрят именно на него и невольно обращают наше внимание на главного героя.

Определите возраст мальчика.

  • Что вы можете сказать о внешности мальчика?
  • Что вы можете сказать о выражении его лица и позе?
  • О чем говорит его «бывалый» портфель?

О многом говорит его портфель. Он потрепанный, весь в трещинах. Видно не раз он побывал в боях, служил мячом и санками своему хозяину. Из портфеля, небрежно перевязанного бечевкой, торчат блестящие коньки.

Они-то, пожалуй, явились причиной двойки мальчика. Увлекся, заигрался в хоккей и забыл про уроки. художник не случайно так отчетливо на переднем плане изобразил портфель. Эта деталь говорит о многом.

Взглянешь на портфель с коньками и сразу поймешь причину двойку мальчика.

  • Как относятся к появлению школьниками (с двойкой) сестра и мать?
  • Как художник показал огорчение матери?

Мать сидит на стуле, стиснув до боли руки. Она с немым упреком смотрит на сына. В ее взгляде выражается боль и отчаяние: мальчишка совсем отбился от рук, вот и сегодня- опять двойка!

  • Что выражает взгляд и поза сестры?

Осуждение, неодобрение. Она возмущена поведением брата. Ей непонятно, как можно так, спустя рукава, относиться к учебе. Аккуратная, подтянутая, в пионерском галстуке, она смотрит, чуть склонив голову, и внимательно, требовательно смотрит на брата.

В глубине комнаты, около стола, на фоне открытой двери, так, что свет, падая из окна, хорошо освещает ее фигуру. Из-за этого она хорошо видна, хотя и изображена на заднем плане картины.

Кто встречает ученика с радостью?

Каково отношение к мальчику младшего братишки?

Как вы думаете, есть ли у этого мальчика возможность учиться?

Конечно, есть. Это видно по обстановке в квартире. Дома у них чисто, уютно. Стол накрыт белой скатертью с желтой каймой, на полу большой бордовый ковер, у стены стоит кресло. В открытую дверь видна смежная комната, на стене которой висит большая географическая карта полушарий.

Подумайте, какова основная мысль картины?

Невесело приносить домой двойки — вот основная мысль картины.

План сочинения

  • Название картины, автор, тема, идея.

Вступление должно быть необычным!

  • Композиция картины (передний план, центр, задний план). Интерьер, герои.
  • Краски картины.
  • Впечатления о картине.
  • Мастерство художника.

Словарная работа :

С…мья

Отд…хнуть

С…дит

Ст…ит

Ог…рченно

Уд…вленно

Взгл…нула

Зам…лчали

П…ртфель

К…ньки

Скат…рть

В…л…сипед

Комн…та

Ост…новиться

С…бака

Сер…це

Пиши правильно:

С е мья

Отд о хнуть

С и дит

Ст о ит

Ог о рченно

Уд и вленно

Взгл я нула

Зам о лчали

П о ртфель

К о ньки

Скат е рть

В е л о сипед

Комн а та

Ост а новиться

С о бака

Сер д це

Желаю вам успехов, ребята и, конечно,

Н.Заболоцкий «Опять пятерка» (1954 г.)

Источник: https://multiurok.ru/files/sochinieniie-po-kartinie-f-p-rieshietnikova-opiat-.html

Сочинение по картине Фёдора Павловича Решетникова «Мальчишки» 5 класс — VEKOR.RU — Образование для школьников и студентов

(урок русского языка в 5 классе)

подготовила Горохова Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы

Цель урока: подготовить учащихся к описанию изображённого на картине.

Задачи урока:

3. развивать ассоциативное мышление, воображение учащихся, письменную и устную речь.

Оргмомент

Сегодня на уроке нам предстоит написать сочинение по картине Фёдора Павловича Решетникова «Мальчишки». С этим художником мы встречаемся впервые. Давайте вспомним, что необходимо знать, чтобы в конце урока в ваших тетрадях появилась творческая работа. Напоминаю памятку «Как писать сочинение по картине»

(слайд 2)

Памятка «Как писать сочинение по картине»

1.Назовите автора картины и расскажите о художнике.

2.Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал художник?

3.Что автор передал на переднем плане? На какие объекты он обращает наше внимание? Почему? Опишите их, подбирая точные «рисующие» слова.

4.Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Почему?

5.Покажите своё отношение к картине: нравится ли она вам и чем?

(слайд 3)

Эпиграф:

Над Землёю ночью поздней,Только руку протяни,Ты ухватишься за звёзды:Рядом кажутся они.Можно взять перо Павлина,Тронуть стрелки на Часах,Покататься на Дельфине,Покачаться на Весах.Над Землёю ночью поздней,Если бросить в небо взгляд,Ты увидишь, словно гроздья,Там созвездия висят.Над Землёю ночью поздней,Только руку протяни,Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Аркадий Хайт

(слайд 4)

Федор Павлович Решетников родился в 1906 году в селе Сурско-Литовском Днепропетровской области. Он рано осиротел и должен был с юных лет думать о заработке. Сначала он помогал старшему брату, занимавшемуся иконописью, а с четырнадцати лет начал самостоятельную трудовую жизнь. Юноша брался за любую работу в жестяных, плотницких, малярных мастерских.

Несмотря на все трудности жизни, стремление заниматься искусством не уходило. Он рисовал, работая на шахтах Донбасса и Подмосковья, оформлял праздничные демонстрации, газеты, спектакли, расписывал стены клубов. В 1926 году рудничный комитет командировал Федора Решетникова в Москву на учебу. Он поступил в Высшие художественно-технические мастерские.

Необычайная острота взгляда, чувство наблюдательности и юмора позволили раскрыть ему одну сторону своего дарования. Решетников — один из самых выдающихся советских сатириков, мастер шаржей и карикатур, работающий не только в области живописи и графики, но и создатель замечательных скульптурных произведений сатирическо-юмористического характера.

Сложнейшие арктические экспедиции укрепили в нем решимость и мужество, жажду постоянного поиска и неуемную энергию, которые отличают всю его дальнейшую творческую деятельность. В 1941 — 1945 г.г. работал военным художником в осажденном Севастополе и Керчи. На основании личных фронтовых наблюдений Решетников создал картины «Немцы в Керчи», «Бронепоезд Железняк» и другие.

Во время войны Решетников неожиданно открыл для себя детскую тему.

Вернувшись в Москву из Севастополя, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный черноморец», однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну.

Естественно, на роль «фашиста» никто идти не хотел. На эту удочку попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Художника заинтересовал этот сюжет.

Юных романтиков-мечтателей показал художник в работе «Мальчишки» (1971). Герои картины всматриваются в ночное небо, грезя о космических полетах.

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчатся там и тут!

Так чудесно в космосе!

Так волшебно в космосе!

В настоящем космосе

Побывал однажды!

В настоящем космосе!

В том, который видел сквозь,

В том, который видел сквозь

Телескоп бумажный!

Оксана Ахметова

(слайд 14)

Картине Ф.П. Решетникова более сорока лет. На переднем плане мальчишки, каких немало вокруг. Мальчишки на картинах Решетникова – это всегда увлеченные чем-то непоседы, из которых потом вырастают настоящие мужчины.

(слайд 15)

Наступила тёплая летняя ночь. Мальчишки выбрались на крышу, чтобы полюбоваться звёздным небом.Всех троих художник поместил в центр картины. Один мальчик облокотился, почти лёг на парапет.

Второй стоит, держась за перила, а третий, стоящий в центре группы, положил руку на плечо своему другу и о чём-то увлечённо рассказывает, указывая рукойна звёзды.

Взгляды всех устремлены в таинственное небо.

(слайд 19)

План сочинения (рассказа)

I. Детская тема в творчестве художника Ф.П.Решетникова.

II. Описание картины «Мальчишки»:

  1. группа детей на переднем плане;

  2. мечты мальчишек;

  3. дальний план картины.

III. Настроение, передаваемое картиной.

2. Мальчик у ракеты

3. Космонавт в открытом космосе

4.<\p>

6.

7.Сочинение: описание картины Ф.П. Решетникова «Мальчишки»

Скачать оригинал

Источник: http://vekor.ru/russkij-yazyk/sochinenie-po-kartine-fyodora-pavlovicha-reshetnikova-malchishki-5-klass.html

Ссылка на основную публикацию