Описание картины ивана билибина «суд во времена русской правды»

Лабораторное занятие по «Русской Правде»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Добрый день!!!

2 слайд Описание слайда:

Сиротина Татьяна Геннадьевна Кандидат исторических наук, учитель истории МАОУ «СОШ №21» г. Стерлитамак РБ

3 слайд Описание слайда:

«Не быть подчинённым никакому закону – значит быть лишённым самой спасительной защиты не только от других, но и от себя самих»… Генрих Гейне 1797—1856

4 слайд Описание слайда:

Жозеф Жюбер: «Лучшие законы рождаются из обычаев». Что являлось основой норм поведения до принятия письменных законов? Почему Жюбер считает, что законы, рождённые из обычаев, лучшие?

5 слайд Описание слайда:

«Русская Правда» как исторический источник

6 слайд Описание слайда:

В.Н. Татищев В. Н. Татищев обнаружил в 1738 году первый список «Русской Правды».

7 слайд Описание слайда:

«Русскую Правду» по содержанию принято делить на три редакции: Краткую Пространную Сокращённую

8 слайд Описание слайда:

Заслугой Ярослава стало начало оформления письменного законодательства на Руси. В 1016 г.

появился «Устав новгородцев» (другое название «Правда Ярослава»), сыновья князя составили «Правду Ярославичей» (1072), которую дополнили Владимир Мономах (внук Ярослава) и более поздние князья.

Все эти законы составили первый древнерусский кодекс — «Русскую Правду». Здесь собраны обычаи и судебные решения, позволяющие нам узнать о жизни и быте людей того времени. Создание «Русской Правды»

9 слайд 10 слайд Описание слайда:

Выделить категории населения Руси: Зависимое население Полусвободное население Временно зависимое население Свободное население

11 слайд Описание слайда:

Выделить категории населения Руси: Зависимое население Полусвободное население Временно зависимое население Свободное население Холоп Смерд Закуп Князь Челядь Тиун Рядович Боярин Раб Огнищанин Наймит

12 слайд 13 слайд 14 слайд Описание слайда:

А. Д. Кившенко «Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава»

15 слайд Описание слайда:

И.Я. Билибин «Суд во времена «Русской Правды»

16 слайд Описание слайда:

«Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона» Цицерон

17 слайд Описание слайда:

Спасибо за работу!!!

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=41160

Кубанское агенство судебной информации

Статья опубликована: Судебные ведомости. 2015. № 3-4 (53-54). На сайте pro-sud-123.ru статья размещена с согласия редакционной коллегии названного журнала

И.В. Пальцева, кандидат юридических наук, судья арбитражного суда Северо-Кавказского округа в отставке.

И правовед опять садится в сани, захлестнув шинель…

Я подолгу могу смотреть на Ивана Билибина, каким его изобразил в 1901 году художник Б.М. Кустодиев во времена совместной с ним учебы в мастерской Репина. На портрете Билибину 25 лет. Он бесспорно красив, элегантен. Красный цветок в петлице на фоне черного сюртука и белоснежной сорочки говорит о его творческой натуре.

Такое ощущение, что проницательные карие глаза рассматривают нас сегодняшних и вопрошают, помним ли мы его творчество, способны ли восхищаться искусством, проникать в его тайны, осознавать неразрывную связь с прошлым.

Мы с детства знакомимся с творчеством Ивана Яковлевича Билибина, погружаясь в красочный мир русских сказок, созданный его творчеством. Художник выполнил иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», к сказкам А. С.

Пушкина – «Сказка о царе Салтане» (1904-1905), «Сказка о золотом петушке» (1906-1907), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1939) и многим другим.

Иван Яковлевич Билибин происходил из старинного купеческого рода. В Эрмитаже есть портреты его предков работы известного художника Д. Г. Левицкого. На одном из них изображен Иван Харитонович Билибин, купец и промышленник высшей гильдии, губернатор Калуги в 1795 – 1798 и 1804 – 1807 годах (1).  Дед художника и его тезка И.Я.

Билибин окончил юридический факультет Московского университета и поступил на государственную службу, а отец Яков Иванович Билибин (1838 – 1904) участвовал в войне с Турцией 1877 – 1878 годов, прошел путь от младшего судового врача до помощника главного доктора Санкт-Петербургского морского госпиталя, а затем главного доктора Либавского морского госпиталя и одновременно медицинского инспектора Порта Императора Александра III в Курляндской губернии. Однако для сына он избрал профессию юриста. Так, по родительской воле, в 1896 году Иван попал в число студентов юридического факультета Санкт-Петербургского университета, который пользовался особой популярностью у интеллигенции того времени, его нередко выбирали те, кто и не собирался заниматься правоведением. Факультет расширял общее образование, давал возможность по его окончании служить в различных учреждениях и, что немаловажно, оставлял время для любимых занятий. Неслучайно этот факультет окончили многие художники и литераторы — будущие коллеги Билибина по «Миру искусства»: Александр Бенуа, Сергей Дягилев, Дмитрий Философов, Вальтер Нувель, Николай Рерих, Мстислав Добужинский (2). Иван выполнил волю отца и, несмотря на увлечение рисованием, добросовестно завершил учебу, получив в 1900 году диплом об окончании университета. Благодаря сохранившимся архивам известно, что студент Билибин написал дипломную работу по римскому праву. Его научным руководителем был профессор В.В. Ефимов, который состоял в комиссии при сдаче государственных экзаменов на юридическом факультете Николаем Рерихом в 1898 году. Профессор спросил тогда Рериха, пригодится ли ему римское право, ведь выпускник юридического факультета Н. Рерих уже приобрел известность как художник своей картиной на тему истории Древней Руси. Знал ли профессор о творческих успехах своего дипломника, который к моменту окончания университета проиллюстрировал несколько сказок. Книги в оформлении Билибина, включавшем не только рисунки, но и орнаменты, шрифт, были отпечатаны в лучшей русской типографии Экспедиции Заготовления Государственных бумаг (нынешнее ОАО «Гознак»), щедро финансировавшейся государством, что позволило выпустить их по умеренной цене и большим тиражом, принеся известность художнику. Кстати сказать, двуглавый орел, который используется сейчас на монетах «Банка России», принадлежит кисти мастера и поэтому выглядит сказочным. Среди профессоров, которых мог слушать студент Билибин на юридическом факультете, судя по подаваемым им каждое полугодие заявлениям, видные юристы, социологи и экономисты: А. А. Исаев, Н. М. Коркунов, И. Я. Войницкий, Ф. Ф. Мартенс, И. А. Ивановский, В. М. Сергеевич, Н. Л. Дювернуа. Впрочем, в какой мере воспользовался Билибин этой возможностью, остается вопросом, поскольку все силы отдавал искусству. Позанимавшись два месяца в студии А. Ашбе в Мюнхене, Билибин по возвращении в Петербург поступил в мастерскую, руководимую И. Е. Репиным. «Я теперь поступил в мастерскую Репина (частную), и работы у меня масса. По вечерам же надо и слегка юриспруденцией заниматься, а также репинскими уроками «на дом», так что дел, дел, дел — куча», (3) — писал Билибин в сентябре 1898 года одной из своих знакомых. К этому времени решение стать художником было принято окончательно. Важным для него стало сотрудничество с обществом «Мир искусства», которое объединяло известных мастеров и играло важную роль в русской культуре рубежа XIX-XX веков. Общество выпускало одноименный журнал, регулярно проводило собрания, выставки. Постепенно определилась творческая специальность Билибина как книжного графика, иллюстратора русских сказок. Чтобы быть исторически правдивым в своих рисунках, художник много ездил по России. В 1903-1904 годах он имел поручение этнографического отдела Русского музея Александра III на сбор коллекций, для чего посетил Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую губернии, собирал предметы крестьянского обихода, национальную одежду, образцы вышивки и резьбы. Во время путешествий он делал многочисленные зарисовки, фотографии, что давало материал для творчества. Помимо книжной графики Билибин занимался созданием декораций и костюмов для театра. Этот опыт пригодился для выполнения заказа на эскизы росписи стен и потолка Нижегородского банка, построенного в стиле «русского модерна».

Следует особо остановиться на одной из лучших работ художника «Суд во времена Русской правды», которая выполнена им по заказу книгоиздателя И.Н. Кнебеля и вошла в серию брошюр «Картины по русской истории» (1908—1913), выполненных в жанре школьного пособия с иллюстрациями, оригиналы для которых выполнили художники Серебряного века.

Главной особенностью издания было привлечение для создания картин лучших художников того времени, таких как С. В. Иванов, братья Васнецовы, Кустодиев, Бенуа, Кардовский, Лансере, Добужинский, Чемберс.

Заслуга Кнебеля как издателя заключается в том, что он сумел поместить заказ на печать репродукций в первоклассную европейскую типографию, которая максимально приблизила репродукции к подлинникам. Кстати, размер репродукций (66х88 см) почти соответствовал размеру оригиналов, то есть они были удобны для классных занятий.

Русская педагогическая критика начала века высоко оценила новое школьное пособие. К каждой исторической картине прилагалась брошюра с объяснительным текстом историкаС. А. Князькова, которая служила хорошим подспорьем для преподавателей истории.

В многочисленных рецензиях не раз отмечалось, что красочные репродукции с исторических картин привлекали внимание преподавателей и учащихся не только сюжетом, но и своей художественной стороной.

Последнее обстоятельство сыграло заметную роль в том, что «Картины по русской истории», выпущенные тиражом 3 500 экземпляров, приобретались не только учебными заведениями, но и частными лицами. Владельцы картин нередко вставляли их в рамы и вешали в кабинете или в гостиной (4). Сегодня листы из «Картин русской жизни» представляют собой чрезвычайную редкость.

Небольшой тираж и подчеркнутая декоративность сделала хромолитографии из этой серии привлекательными для коллекционеров. При этом большая часть тиража из-за высокой цены листов оставалась нераспроданной на складе издателя, где и погибла во время антинемецкого погрома 1915 года, когда был подожжен склад, типография и магазин Кнебеля.

Билибин исполнил для Кнебеля лишь один лист, но при этом «Суд во времена Русской правды» по справедливости считается одним из достойнейших его произведений и несомненной жемчужиной кнебелевской серии. Сюжет картины восходит к одному из жестоких обычаев древнерусского судопроизводства – испытанию огнем.

Суть его в том, что по распространенному верованию того времени, если несправедливо обвиняемого поставить в гибельные для него условия, то Бог вмешается и не допустит смерти невиновного. Обвиняемого либо заставляли держать руку на огне, либо проходить через костер в одной рубашке, либо держать в руках раскаленное железо.

Если человек испытывал при этом явные физические страдания, то он признавался виновным. Можно предположить, что при выборе темы картины сказалось юридическое образование художника.

Читайте также:  Описание картины рембрандта «христос в эммаусе»

Его стремление к исторической точности в передаче событий в этой сфере могло обрести свое разрешение благодаря лекциям Николая Львовича Дювернуа (1836-1906), выдающегося русского юриста, заявления на посещение которых студентом Билибиным сохранились в архивах. Н.Л.

Дювернуа является автором замечательного научного исследования «Источники права и суд в Древней России», одна из глав которого называется «Суд в эпоху Русской Правды», почти как и картина Билибина. У нас есть основание думать, что художник-правовед изучил монографию своего преподавателя для воссоздания достоверной сцены суда.

Сравнивая древнерусский и древнегерманский процессы, Дювернуа отмечает стремление древнерусского суда к материальной, т. е.

фактической истине, приоритетное использование доказательств, приводящих к установлению такой истины (в первую очередь – показаний свидетелей, вплоть до показаний рабов, которые в отдельных случаях также могли свидетельствовать в суде) и, соответственно, значительно меньшем, по сравнению с германским процессом, хотя и сохранявшемся значении формальных доказательств (ордалий – испытаний огнем и водой…) (5). В Древней России сила законодателя ничтожна. Здесь не закон утверждает силу веры, а сила веры освящает власть закона. Сосуществование общинного строя и княжеской власти, языческих нравов и влияния христианства и Церкви как характерные черты русского права на самом раннем этапе развития (6) образно и ярко представлены на картине. Во время революционных событий 1917 года, когда обстановка в Петрограде накалилась, художник переехал в Крым, а затем в 1920 году эмигрировал за границу. «С волною беженцев отплываю на пароходе в неизвестном направлении», – написал Билибин. Жил он в Каире, Александрии. Довольно быстро преодолев положение бедного эмигранта, заработал известность среди богатых греческих колонистов, обосновавшихся в Египте, выполняя панно для их частных особняков. В эти годы сложилась семейная жизнь художника. В феврале 1923 года он женился на своей ученице, художнице по фарфору А.В. Щекатихиной-Потоцкой, которая приехала к нему в Египет в феврале 1923 года со своим сыном и привезла в подарок из холодной России полотняный мешочек с гречкой, выменяв его на свою лучшую картину. К.И. Чуковский вспоминал в своем дневнике: «Вчера вечером был у Замирайло. Я поговорил с ним о Щекатихиной: «Да ей Билибин присылает такие теплые письма и телеграммы, что в Питере становится оттепель: все начинает таять. Вот она вчера уехала, и сегодня впервые – мороз!» (7) Александра Васильевна – третья жена И.Я. Билибина. Так случилось, что все его жены — художницы. От первого супружества с М.Я. Чемберс у Билибина два сына: Александр и Иван, отношения с которыми он поддерживал, особенно с Александром, будущим художником театра и кино. Гражданский брак со второй женой, красавицей Р.Р. О’Коннель, также оказался непрочным. А вот с А.В. Щекатихиной-Потоцкой художник не расставался до конца жизни. В 1925 году Билибин с семьей уехал во Францию. Без работы он не сидел, заказы поступали. Его мастерство пользовалось спросом. С большим успехом художник иллюстрировал французские сказки. Издатель предлагал Билибину изменить фамилию, придав ей французское звучание. Однако Иван Яковлевич отказался. Он мечтал о Родине. Духовно приблизиться к далекой России ему помогала работа над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: «Сказка о царе Салтане» и «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. И только знакомство с В.П. Потемкиным, российским послом во Франции, помогло реализовать мечты. Кстати, художник создал прекрасное панно для здания, в котором размещалось советское посольство в Париже. Благодаря хлопотам В.П. Потемкина, в 1936 г. И.Я. Билибин с семьей вернулся на родину. Он был хорошо принят, получил место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, в 1939 г. стал доктором искусствоведения. Началась война. В сентябре 1941 года В.П. Потемкин, теперь народный комиссар просвещения РСФСР, предложил Билибину с семьей эвакуироваться в глубь страны, но художник отказался. Он мужественно переносил холод и голод той зимы. Из своей полуразрушенной квартиры Иван Яковлевич с женой перебрался в здание Академии художеств, в бомбоубежище, так называемый «профессорский дот». Есть воспоминания о той блокадной зиме И.А. Бродского: «Обратно в Академию мы ехали на военном газике. Где-то возле Мойки, рядом с красивым арочным мостиком, наша машина остановилась. Заглох мотор, и, пока шофер возился с ним, мы вышли на тротуар немного размяться. Вокруг было мрачно и безлюдно; силуэтом смотрелись темные громады домов, сиротливо стоял пустой трамвай, засыпанный снегом, у ног валялась сломанная решетка набережной. Вдали в небе сверкали отсветы багрового пламени. Мимо промчалась пожарная машина, ухнул выстрел… Стояла какая-то мерзлая тишина, только снег поскрипывал под ногами. Эти места были памятны Ивану Яковлевичу. – Где-то неподалеку жил Александр Блок. Давайте читать его стихи… Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек… Читал он тихо, размеренно, сбиваясь и повторяя отдельные строчки и слова… Потом прочел я: Над желтизной правительственных зданий Крутила долго мутная метель, И правовед опять садится в сани, Рукою захлестнув шинель… – Это чье? – как бы играя в литературные загадки, спросил я. – Осипа Эмильевича… Иван Яковлевич сказал это так, как будто и я, как и он, хорошо знал Мандельштама. – А знаете, чертовски красив сейчас город. Страшно красив. Нужно запомнить его таким и когда-нибудь написать… Ну что ж, давайте садиться в сани… Стихи как будто про меня. Я ведь тоже правовед, окончил факультет права в Петербургском университете. Поехали!..(8) Билибин не дожил до Победы. Он умер в феврале 1942 года, в первую блокадную зиму в осажденном городе. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств.

 1 http://nearyou.ru/levitsk/3bilibin1.html 2 С. В. Голынец. Художник сказки и былины. Знаменитые универсанты. СПб, 2005. Т. 3. С. 4 http://detc.ls.urfu.ru/courses/ccult0021/external/0102.pdf 3 Письмо И. Я. Билибина О. В. Яфа от сентября 1898 г. // Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. С. 170. Цит. по: С. В. Голынец.

Художник сказки и былины. Знаменитые универсанты. СПб, 2005. Т. 3. С. 5 http://detc.ls.urfu.ru/courses/ccult0021/external/0102.pdf 4 Я. Юниверг «Картины по русской истории» http://www.websib.ru/fio/works/112/knebel/ 5 Источники права и суд в Древней России: Опыты по истории русского гражданского права/Предисловие канд. юрид. наук А.В. Коновалова. — науч.

, [репринт.] изд.. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. ISBN 5-94201-345-4. С.18. 6 Там же. С.14 7 Чуковский К.И. Дневник 1901-1929.-2-е изд., испр.-М.: Совр. Писатель, 1997. Цит.по: Иван Билибин. По материалам собрания Е.П. Климова. Изд. «Терра». М. 1999. С.23 8 Г.В. Голынец, С.В. Голынец. Иван Яковлевич Билибин. Изд. «Изобразительное искусство». М.

1972. С. 287

Портрет Ивана Билибина

Художник Кустодиев, 1901

Картина: Суд во время Русской Правды

Художник исполнитель: Иван Билибин

Дата завершения картины: 1890

Стиль картины: Ар Нуво (Модерн)

Жанр исполнения: историческая живопись

Источник: http://pro-sud-123.ru/tribune/khudozhnik-ivan-yakovlevich-bilibin-/

Иван Яковлевич Билибин. (1876–1942)

Русский художник Иван Яковлевич Билибин родился в поселке Тарховка недалеко от Петербурга. В 1895 году девятнадцатилетний Иван поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников. Здесь он проучился три года. С 1898 года Билибин посещал школу-мастерскую М. К. Тенишевой, где его учителем был И. Е. Репин.

С 1900 по 1904 год Билибин в качестве вольнослушателя учился в Высшем художественном училище при Академии художеств. В 1900 году его приняли в члены объединения «Мир искусства».

И. Я. Билибин. «Суд во времена „Русской правды“», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

Начало творчества Билибина приходится на 10-е годы XX столетия. Художник начал интересоваться созданием книжных иллюстраций. Для их выполнения он использовал всевозможные мотивы народных вышивок, резьбы по дереву, народного лубка и древнерусской миниатюры.

Он создал новый графический стиль с четким, хорошо проработанным контуром, который впоследствии стали называть «билибинским». В большинстве случаев мастер раскрашивал рисунки акварельными красками.

Первые же его работы — иллюстрации к сказкам «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902) и «Вольга» (1904) — принесли автору популярность.

В 1904 году по заказу Пражского национального театра мастер выполнил декорации для оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

Во время революции 1905–1906 годов художник начал сотрудничать с сатирическими журналами «Адская почта» и «Жупел». Он публиковал в них рисунки-карикатуры, которые являлись его откликом на политические события, происходящие в то время в стране. В свободное от работы время Билибин занимался иллюстрированием книг революционного содержания.

После поражения революции художник вернулся к созданию декораций. С 1907 года он занимался оформлением спектаклей в Старинном театре в Петербурге, а затем в оперном театре С. И. Зимина в Москве. Некоторое время мастер выполнял эскизы для декоративных росписей и иллюстрации к былинам и сказкам А. С. Пушкина («Сказка о золотом петушке», 1910 и др.).

К этому же времени относятся его первые работы в историческом жанре. Среди прочих можно отметить композицию «Суд во времена „Русской правды“», вошедшую в цикл «Картины по русской истории» И. Кнебеля, изданный в Москве в 1908–1913 годах.

На картине художник изобразил древнерусский суд. На пороге терема сидит князь, ведущий суд, рядом с ним находятся его советники и дружина. Перед костром, опустившись на одно колено, стоит, закатав рукав, подсудимый.

По обычаю, принятому в Средние века, ему предстоит пройти испытание раскаленным железом.

Стиль Билибина отличается контурным, тщательно проработанным, подробным рисунком, раскрашенным акварелью. Этот стиль художник применял и при работе в театре, создавая эскизы декораций и костюмов. Как театральный художник Билибин известен оформлением спектаклей «Золотой петушок» (1909) и «Садко» (1914) Н. А. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1913).

Вскоре после революции 1917 года художник переехал в Крым, где прожил три года. Затем он посетил Египет. Там Билибин присоединился к труппе Анны Павловой, выполняя обязанности декоратора. В свободное время он выполнял эскизы для росписей православного храма.

Читайте также:  Описание картины паоло веронезе «триумф венеции»

Переехав в Париж, художник продолжал работать декоратором в театре. Самыми удачными его работами этого периода являются декорации для опер Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Сказание о граде Китеже и деве Февронии» (1934), А. П. Бородина «Князь Игорь» (1930) и М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1930).

И. Я. Билибин. «Половецкий стан». Эскиз декорации ко второму действию оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», 1930, Русский музей, Санкт-Петербург

Живя во Франции, мастер выполнял книжные графические иллюстрации (рисунки к сказке «Поди туда — не знаю куда», 1935). После возвращения в Россию в 1936 году Билибин был назначен профессором графической мастерской Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, а через два года ему было присвоена степень доктора искусствоведения.

В СССР Билибин продолжал заниматься оформлением декораций и костюмов (спектакли «Сказка о царе Салтане», 1937; «Полководец Суворов», 1939). В конце 1930-х годов он вернулся к созданию произведений на исторические сюжеты. Первыми его работами в этом жанре стали иллюстрации к роману А. Н. Толстого «Петр I» и поэме М. Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова».

Иван Яковлевич Билибин умер от голода в блокадном Ленинграде в возрасте шестидесяти шести лет.

Источник: http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=296322

Методическая разработка по истории на тему: Урок истории по теме «Русская правда»

ТЕМА УРОКА.

«Русская Правда» — первый свод законов Древней Руси.

Цели и задачи урока: выяснение истоков отечественного права, анализ становления правовой базы государственности; воспитание патриотизма через изучение письменных источников и традиций; развитие логического и сравнительного мышления, умения анализировать, делать выводы и обобщения; развитие монологической и диалогической речи.

Тип урока: лабораторное занятие.

Форма проведения: комбинированный урок с элементами обобщения, систематизации и практической деятельности.

Основные понятия и термины: закон, право, гривна, чепядин, огнищанин, холоп, закуп, рядович, тиун, смерд, мир, изгой, «Русская Правда».

План: 1) повторение ранее изученного материала;

            2) вступление к новой теме;

            3)работа с источником;

             4)закрепление.

Ход урока.

1. Повторение ранее изученного материала.

Опрос: на тему « Основные черты, указывающие на процесс образования ранне-феодального государства у восточных славян в IX — XI вв.» (учащиеся называют объединение территорий и племён; организацию оборонительных укреплений; усиление княжеской власти; введение государственной религии; принятие законов).

Вопросы: с именами и делами, каких киевских князей связаны эти нововведения? Что такое государство? Каковы главные задачи государства?

Задание. О каком историческом событии идёт речь: «В лето 6453 г. в Киевском государстве было совершено преступление, за которое его виновники расплатились совсем иначе, чем это могло быть в

конце XI в.»? ( Убийство Игоря древлянами в 945 г. от Рождества Христова в ходе полюдья).

Вопросы: вспомните, как Ольга наказала преступников, и какой характер носило её наказание. Что такое закон и чем он отличается от обычая? Почему в процессе развития государства возникает потребность в выработке и письменном оформлении законов?

2. Вступление к новой теме.

В конце X-XI в. Во главе Руси, как и прежде, стояли великие князья, уже не «первые среди равных», а полноправные властители страны.

Князь, дружина, бояре, наряду с городским вечем олицетворяли собой важнейшие государственные институты Киевской Руси. Княжеская власть должна была защищать интересы всего общества в целом.

Но вместе с тем она защищала и интересы верхушки общества — бояр, дружинников, духовенства, купечества. Они в первую очередь были заинтересованы в сильной власти.

           Важнейшим источником по истории Древней Руси является «Русская Правда» — письменный свод законов, который составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах жизнь общества.

Перерастание родовой общины в соседскую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости.

Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что, в свою очередь, укрепляло его престиж, а следовательно, и власть.

         Таким образом, разложение рода, появление социальных изгоев, увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в самом появлении «Русской Правды», пришедшей на смену традиционному, неписаному (устному) праву. Она состоит из тех редакций(Краткая, Пространная и Сокращённая) и делится на три основные части: «Правда Ярослава» (около 1016 или 1026 г.); «Правду Ярославичей» (около 1072г.); «Устав Владимира Мономаха»

(1113г.). В первой статье Краткой редакции «Русской Правды» ( «Правде Ярослава») говориться о праве кровной мести за убийство свободного мужа. С одной стороны, эта норма свидетельствует о

сохранении значительных элементов родоплеменных отношений . Но, с другой, некоторые положения данной статьи ( ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного денежного штрафа за убийство) отражают их распад и усиление власти князя.

          В «Правде Ярославичей» кровная месть уже запрещена. Кроме того, она фиксирует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. Помимо рабов (челяди), о которых говорилось ещё в договоре Олега с Византией (907 г.), это смерды и холопы. Их жизнь в отличие от свободных (40 гривен) защищается вирой всего в 5 гривен.

Княжеские люди- тиуны, огнищане (управители хозяйств, которые могли набираться и из числа холопов -рабов)- оценивались в 80 гривен. В «Правде Ярославичей» есть статья, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений. Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси.

            В «Уставе Владимира Мономаха», входящем в состав Пространной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей — закупов. Там же содержиться ряд законов, ограничивающих ростовщичество, что свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.

3. Работа с источником.

Задание:

1)начертить таблицу в тетради;

2)заполнить правый столбец, подтвердив выводы ссылками на конкретные статьи «Русской Правды»;

3)составить в тетради словарь понятий.

Ниже приведена таблица ( в заполненном виде, примерный вариант ответов в правом столбце).

Выводы Законы
1. В правде ЯрославаСохранилисьтрадиции родовоймести Ст.1Представление права мстить за убийство свободного родственника членами семьи(но кровная месть может быть заменена денежной компенсацией)
2. Юридически оформлено деление на свободных и несвободных Ст.1.»Если убьет свободный человек свободного…»Ст.21-27.Предусматриваются различные денежные выплаты за представителей свободного и несвободного населения в случае убийства.Ст.28.Различные денежные выплаты за кражу коня свободного и несвободного человека.
3. Среди свободного населения закрепляется социальное (правовое) неравенство Ст.21-27.Предусматривают различные денежные выплаты за представителей свободного и несвободного населения.
4. В экономии Древней Руси преобладало сельское хозяйство (какие занятия существовали?) Ст.26.33.Земледелие,скотоводство.Ст.36.Птицеводство
5. Феодальной вотчине в XI в. Противостоит сельская община Ст.19.Коллективная ответственность за преступление(убийство)

4. Закрепление.

Обобщение результатов лабораторной работы.

Вопросы: интересы каких слоёв общества защищал первый русский свод законов? (Ответ подтвердите примерами из документа.) Чем объяснить сохранение родовой мести в судебнике XI в. И её полное исчезновение в документах конца XII в.? Почему за убийство знатных людей в «Русской Правде» предусматривались штрафы, разорявшие всю общину?

        Если в распоряжении учителя есть репродукция картины И.Я. Билибина «Суд во времена Русской Правды», можно попросить учеников описать то, что происходит на княжеском дворе.

Свидетельством родового обычая или писаного права является происходящее?

В более сильных и подготовленных классах при наличии времени можно расширить рассказ учителя с небольшим изменением плана урока. Необходимо обратить внимание на вопрос о природе социального строя в Древней Руси. Различные формы и степени зависимости, существовавшие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нём свободных людей свидетельствуют о его сложном переходном характере.

Цели и задачи, которые были поставлены выполнены.

                                                     Учитель: Зайцева О.И

                                                      МОУ — СОШ №14

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/02/15/urok-istorii-po-teme-russkaya-pravda

Юриспруденция в красках

А давайте посмотрим на картины, которые, в той или иной мере, затрагивают юриспуденцию.

Лукас Кранах «Суд Париса», 1540

Никакой, конечно не суд — это, скорее конкурс красоты. Но со времен античности называют судом, так что нам подходит вполне. Организацией мероприятия занималась богиня раздора Эрида, обиженная тем, что ее не позвали на корпоратив свадебный пир. Из трех красавиц надо было выбрать лучшую, ей полагалось вручить яблоко с надписью «Прекраснейшей».

Даже Зевс оказался быть судьей, ведь одной из участниц была его жена Гера, второй — дочь Афина, а третью, Афродиту, он побаивался и очень уважал, поэтому в судьи выбрали человека нейтрального, сына Троянского царя, Париса. Все богини наперебой предлагали судье взятку — одна власть, другая — деньги, а Афродита предложила любовь Елены Прекрасной, на что молодой дурак судья и согласился.

В результате разыгралась Троянская война, и все умерли.

Правда у Рубенса картина по этому поводу посимпатичнее)))) 1605. Музей Прадо, Мадрид.

Картин по этому сюжету — масса, так же как и по сюжету о царе Соломоне, представленному ниже.

«Страшный суд» Ханс Мемлинг, 1460-70-еНемножко вот таких вам судов. Смотрите вот и думайте, кто себя и как ведет.

Читайте также:  Описание картины питера брейгеля «перепись в вифлееме»

Если вы думаете, что сплетничать, лениться, кричать на близких и подлизываться к начальству — это не такой уж грех, то я вас разочарую — судить нас всех будем не мы сами.

Наши души взвесит на весах суровый архангел Михаил, хороших (как, например, Томмазо Портинари, он сидит в левой чашечке, смирненький такой), отправят по хрустальным ступенечкам в рай вместе с остальными красивыми и приятными людьми, плохие же будут томиться в аду, страдая от повышенных температур и чудовищного нарушения индивидуального пространства.

«Суд Осириса». Древний ЕгипетПринцип почти тот же. Тут у нас суд присяжных из сонма богов, а прокурор — зеленоликий Осирис. Если в этом случае вы окажетесь плохим, вас просто съест чудовище — вот этот обаятельный полу-крокодильчик справа…
Жан Рау «Суд Соломона», 1710

Ну вот и подобрадись к суду царя Соломона, как и обещала выше. К царю Соломону привели двух дам и принесли двух младенцев — одного мертвого, второго живого. Обе дамы утверждали, что живой ребенок — именно ее чадо.

Соломон долго слушал галдеж, а когда ему надоело, он предложил разрубить младенца пополам и отдать матерям по половинке. Настоящая мать тут же вскричала: «Нет!!! Пусть она его забирает!» И все сразу поняли, что к чему.

Особенно удивился своей «мудрости» Соломон — он то предложил свое решение, просто потому, что его все достало.Н. Пуссен. Суд Соломона. 1649 г. Лувр, Париж

А если серьезно, то на картине Никола Пуссена «Суд Соломона» изо­бражены две женщины, охваченные сильнейшим вол­нением. Их лица искажены, движения резки и поры­висты. Но как различны их чувства! В позе и жесте одной, бросающейся на колени перед царём и прости­рающей к нему руки, — отчаяние и мольба о помощи.

В позе другой — гнев, ненависть и злость. Движением руки, протянутой к воину, уже выхватывающему из ножен меч, почти признание: «Руби!» Дав ей в руки мёртвого ребёнка, художник объяснил истинную при­чину её ожесточения и злобы. «Моё дитя мертво, так пусть же и её погибнет!»Вот еще одно полотно о суде. «Сусанна перед судом и пророк Даниил» Автор Риччи Себастьяно.

«Суд Траяна». Гобелен по картине Рогира ван дер Вейдена из Зала судей Брюссельской ратуши, 1436-39Сама картина погибла, а гобелен сохранился. Император Траян считался одним из пяти «хороших императоров» наряду с Марком Аурелием и Адрианом, прославился своими справедливыми судейскими решениями.

Картина — своего рода комикс, повествующий сразу о нескольких судах, которые возглавлял Траян.

«Суд Пилата» Мастер Бертрам из Миндена, 1415
Это вы должны знать. Пилату, похоже, было лениво не хотелось брать на себя ответственность и самому судить Христа, он вывел его на балкон и спросил обезумевшую толпу, что с ним делать, и сами соотечественники подсудимого заорали тысячами глоток: «Распни его!». Спорить Пилат не стал. С тех пор он — символ лицемерия и безответственности.

Н.Бодаревский «Апостол Павел в Кесарии» (Ужгородская картинная галерея)Апостола Павла судил Кесарийский правитель Феликс за то что он привел в Иерусалимский храм неиудеев. Павла продержали 2 года в темнице, в подвалах дворца Ирода, пока Феликс не умер. Тогда апостол подал апелляцию и добился нового суда в Риме. Там его, правда, в конечном итоге убили.
Эту картину вы знаете — «Суд Оттона». Дирк Боутс, 1468-75.
И вообще это диптих, который выглядит так:Жена императора Оттона влюбилась в некого графа и грязно к нему приставала. Когда он отказался от предложенных прелестей, она публично обвинила его в изнасиловании. Оттон, не долго думая, приказал графа обезглавить. Вдова графа согласилась пройти испытание каленым железом (вот она держит его в руке), чтобы обелить память казненного супруга. Графа посмертно оправдали (голову, правда, обратно пришить не удалось), а вероломную жену Оттона сожгли на костре.
«Суд Камбиса», Герард Давид, 1498Второе название — «Сдирание кожи с продажного судьи» — очень назидательно! К слову, писалась все для той же ратуши в Брюгге, только позже.Слева мы видим царя Камбиса, который на пальцах перечисляет случаи мздоимства, в которых был уличен судья Сисамн, самого Сисамна держат солдаты — это как раз момент ареста. Справа с Сисамна живьем сдирают кожу. Кожей потом обтянули кресло, на котором потом сидели следующие судьи — вон оно, справа вдалеке. Вроде, даже самого Сисамна сын, тоже судья, на нем сидел.Может, сейчас что-то такое ввести?
«Суд над Констанс де Беверли» Т.Э.Розенталь, 1880Судят беглую монахиню, героиню поэмы Вальтера Скотта «Мармион»
«Суд над Галлилеем» Ж.Н.Робер-ФлериЭто вы знаете.
«Суд над Сером Уильямом Уоллесом» В.Б. Скотт, 19 векСудят борца за независимость Шотландии 13 века. Казнили его зверски — повесили, выпотрошили и четвертовали. В кино его сыграл Мел Гибсон, который был и режиссером фильма («Храброе сердце»).
«Суд в Салеме»Томпкинс Харрисон Маттесон, 1855 г.26 жителей селения Салем были казнены по обвинению в колдовстве (в основном, женщины), началось преследование после доноса малолетних девочек. Например, Джорджа Якобса обвинила собственная внучка, и он был казнен (суд над ним мы как раз и видим). Видать, как-то дедушка не очень качественно внучечку баловал!
«Суд на Виклифом», Ф.М.Браун и Ф.Шилдс, 1878.
Суд этот случился в 14 веке, священника Джона Виклифа судили за резкие призывы избавиться от зависимости английской церкви от папы. Король поддержал его, и подсудимый избежал наказания.Шандор Бихари. «Перед судом». 1886 г.И. Билибин. Суд во времена Русской Правды

Время, к которому относится сцена, изображенная на картине, принято называть киевским периодом нашей истории.

В этом периоде создавалась Русская земля, и в жизни ее вырабатывались те правила жизни, которыми обусловливается отношение людей друг к другу, всех к каждому и каждого ко всем на основе общей пользы и выгоды ради всеобщего мира и тишины; создавалось, другими словами, право страны, которое прежде всего и больше всего выражается в суде, разбирающем те столкновения отдельных лиц друг с другом, которые эти лица не в силах помирить своими средствами и обращаются к силе, власть и значение которой признают. Пока государства не было и люди жили отдельными родами и племенами, судьей всех споров и разногласий, карателем всех преступлений и проступков был: в роде — старейшина рода, в племени — старейшина племени — один или сообща с наиболее старейшими главами отдельных семей. Этот суд творился на виду у всех и сводился к тому, что устанавливал вину преступившего обычаи человека и отдавал его в распоряжение того, кто потерпел от обиды. Обычай установил и степень взыскания с виновного. Если виновный нанес кому-либо материальный ущерб, то должен был возместить сделанную им кражу, потраву, порчу скота или оружия равноценным из своего запаса; если виновный был убийцей, то сам платил жизнью, падая от руки родственников убитого. Таким образом, в суде древних времен участвовали и лица, всеми признаваемые за судей, и сами судившиеся, потерпевшие, получавшие от суда право взыскать свой ущерб с обидчика. На картине изображен княжой двор в тот момент, когда внутри его крепкой ограды происходит суд. Судятся люди давних времен, XI — самого начала XII века, как это видно по одеждам и обстановке.

«Суд Пугачева» Перов В.Г., 1879
Это вы знаете.Адриан Волков. «В суде».

Редкий для русской жанровой живописи сюжет картины «В суде», возможно, взят из непосредственных наблюдений художника в судебных присутствиях, где Адриан Волков набирал материал для сатирических зарисовок. Он был выпускником класса живописи народных сцен Академии художеств в 1860 году.

Михаил Иванович Зощенко (1857-1907). Волостной суд. 1888 год. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва.(кстати, это отец нашего знаменитого писателя). Ну тут сами все видите.

«Господа присяжные» Джон Морган 1864Характер картины явно сатирический: «А судьи кто?!»

«Нюрнбергский процесс», Лора Найт, 1946

«Суд над Джоном Скоупсом» Дж.Вильям Майерс
Фреска в здании Судейской школы в Нешвиле
Суд, проходивший в 1926-27 годах в Теннесси, США; обвинялся школьный учитель, рассказывавший ученикам на своих уроках Теорию Дарвина. В то время в штате запрещалось опровергать божественную природу происхождения человека. Приговорили парня к штрафу в 100 долларов, но потом, вроде, приговор отменили в результате юридической же путаницы.

И эти люди теперь пытаются учить нас жить!!!«Сусанна и пророк Даниил»

В то время как Сусанна обнажённая купалась в своём саду, за ней подглядывали два старика — уважаемые старейшины, которые евреями были избраны судьями, а затем, угрожая обвинить её в прелюбодеянии, пытались добиться от неё совокупления. Сусанна отказалась удовлетворить желание старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти, но в последнюю минуту благодаря пророку Даниилу, который допросил старцев раздельно, была спасена. Лжесвидетели были уличены во лжи и казнены. Надо же. Справедливость иногда торжествует. И то, благодаря пророку.Н.Н.Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»,1871.

Думаю комментарии излишни.Б.В.Иогансон – Советский суд. 1928.

«Самый гуманный в мире» — цитата)))Тот же художник. Не совсем суд, но той же серии: Допрос коммунистов. 1933На картине С. В.

Иванова изображена сцена уголовного суда, ведавшего преступлениями против церкви, государства и государя, порядка управления («воровство»: восстание, «скоп и заговор», смута, фальшивомонетничество и т. п.

), долж­ностными преступлениями, убийством, увечьем, разбоем, во­ровством («татьбой»), сводничеством и так далее.Николай Касаткин. Жанровые картины — В коридоре окружного суда, 1897

И это весьма незначительная часть картин, посвященных юриспуденции..

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43551028343

Ссылка на основную публикацию