Описание картины рафаэля санти «дама с единорогом»

Пять загадок «Дамы с единорогом» Рафаэля

Один из трех первых портретов, написанных Рафаэлем Санти, имеет не менее загадочную историю своего создания, нежели знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.В каталогах римской Галереи Боргезе портрет числится с 1682 года.

Картину «Дама с единорогом» Рафаэль, предположитиельно, написал в первые годы жизни во Флоренции (1504 — 1506 годы). Образ молодой женщины, нежной и чистой, перекликается с волшебным существом на ее коленях — единорогом, символизирующим женское целомудрие.

Слева: Рафаэль Санти, автопортрет

По мнению экспертов, полотно — часть собрания старинного флорентийского рода Альдобрандини, которое вошло в коллекцию Боргезе в 1682 году. Позже, в инвентории Галереи Боргезе за 1760 год она упоминается как «Святая Екатерина Александрийская» кисти Перуджино.

В разное время авторство картины приписывали также Ридольфо Гирландайо, Франческо Граначчи, Андреа дель Сарто. И только в двадцатом веке, при проведении реставрационных работ (1934 — 1936) предположения, сделанные ранее историком Роберто Лонги, подтвердились: картина действительно принадлежит кисти Рафаэля. И тут ученые столкнулись со следующей загадкой.

Так выглядела картина Рафаэля до ее первой реставрации. В 1916 году итальянский искусствовед Джулио Канталамесса установил, что традиционные атрибуты Святой Екатерины — мученическое колесо и пальмовая ветвь, а также мантия, покрывающая плечи святой, и ее руки — дописаны поверх оригинала.

Что же скрывалось под слоями краски?
После того, как слои более поздней записи были сняты, реставраторы увидели дивную картину: Святая Екатерина превратилась в милую, нежную девушку, на коленях которой восседал… крошка-единорог, символ непорочности.

Следующая реставрация была проведена в 1959 году.

«Дама с единорогом» стала первым в истории полотном, для изучения которого был использован рентген. В процессе обнаружилось, что единорог также был дописан позднее. А изначально картина представляла собой изображение юной дамы с собачкой на руках.

Во времена Рафаэля изображение собаки на портрете считалась символом супружеской верности, а подобные портреты обычно заказывали по случаю свадьбы. Поскольку состояние картины было не самым лучшим, в 1959 году реставраторы решили оставить единорога нетронутым.

Для кого была написана картина и кто на ней изображен — остается неясным. Предполагают, что это молодая Маддалена Строцци, жена Аньоло Дони. Рисунок Рафаэля, хранящийся ныне в Лувре, искусствоведы рассматривают как набросок к портрету Маддалены.

  • Набросок Рафаэля из собрания Лувра — как предполагают, для портрета Маддалены Дони
  • Сам «Портрет Маддалены Дони» — один из трех первых написанных Рафаэлем во Флоренции

На наброске присутствуют колонны и парапет, чего нет на окончательном варианте портрета Маддалены Дони. Зато эти элементы есть на картине «Дама с единорогом» (или все-таки с собачкой?).

Так к какому же произведению был сделан этот набросок?По еще одной версии, моделью Рафаэля была Джулия Фарнезе, любовница папы Александра VI Борджиа. Историки ссылаются на то, что родовой эмблемой семьи Фарнезе был именно единорог.Обучаясь в мастерской Пьетро Перуджино, Рафаэль перенимал все новые веяния в живописи того времени.

Микеланджело и Леонардо да Винчи, безусловно, оказали свое влияние на молодого Санти — он стал изображать тела людей, соблюдая анатомические пропорции. Но вот что касается сравнения «Дамы с единорогом» и «Моны Лизы» — а многие отмечают схожесть колонн, парапета, пейзажа на заднем плане — тут реставраторы сказали свое веское слово.

Оказывается, сам Рафаэль колонны и парапет не писал. Он выполнил фигуру женщины, пейзаж и небо. А дополнительные детали и собаку дописывал другой живописец. Предполагают, что это был Джованни Сольяни (1492 — 1544), ученик Лоренцо Креди.

Еще несколько десятков лет спустя собачка стала единорогом, и только в конце XVII века неизвестная дама превратилась в святую Екатерину.

  • «Мона Лиза» Леонардо да Винчи датируется 1503-1505 годами — тем же временным промежутком, когда была создана «Дама с единорогом».
  • «Айзелуортская Мона Лиза» — картина, на которой изображена та же женщина, что и на знаменитой «Моне Лизе».

В 2013 Фонд Моны Лизы в Цюрихе заявил, что «Айзелуортская Мона Лиза» — это не поздняя копия (как считалось ранее), а ранняя версия знаменитого полотна, написанная самим Леонардо. Как видим, колонны и парапет очень похожи на дополнения, внесенные в картину Рафаэля. Но сам Рафаэль их не делал, утверждают искусствоведы.В 2015 году «Дама с единорогом» гастролировала по США. Ранее, в 2011 году знаменитую работу из собрания Галереи Боргезе показывали в в ГМИИ имени Пушкина, и к выставке был подготовлен видеоролик с рассказом о картине.Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Источник: https://artchive.ru/publications/1159~Pjat_zagadok_Damy_s_edinorogom_Rafaelja

Уникальный портрет Рафаэля.Дама с единорогом. | Волшебная сила искусства

             Обсуждая женские портреты Леонардо да Винчи,нельзя обойти вниманием этот знаменитый портрет Рафаэля «Дама с единорогом.»1506г .

Считается, что Рафаэль создал этот портрет  не   без   влияния «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, который в те годы тоже работал во Флоренции.

Однако, по мнению историков искусства,  «Дама с единорогом» напоминает о Джоконде лишь некоторыми композиционными приемами.

    Несколько слов о художнике. Рафаэль (1483-1520), один из величайших мастеров эпохи Возрождения.

Его имя еще при жизни стало легендарным, современники называли его «божественным Санцио», а его искусство – воплощением ясной гармонии, уравновешенности, чистоты стиля.

Рафаэль, как истинный сын Возрождения, был разносторонним художником: архитектором, живописцем, рисовальщиком, мастером монументальных росписей. 

                  Портреты Рафаэля составляют самостоятельную и законченную область творчества художника. Профессор Борис Робертович Виппер дал такое определение Рафаэлю – портретисту: «Рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов во всей истории европейской живописи».

 Рафаэль.Дама с единорогом.1505г(размер картины 65 x 51)

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

             Портрет «Дама с единорогом» был написан художником в период его пребывания во Флоренции. Созданный им образ молодой прекрасной женщины полон очарования и чистоты юности.

Это впечатление связано так же с таинственным зверьком на ее коленях – единорогом, символом женского целомудрия. Незнакомка, изображенная Рафаэлем,  пребывает в полной гармонии с окружающим ее миром.

            Рафаэль создает новый тип ренессансного портрета. Огромную  роль играет в его портрете колористическое решение. Прославленному «сфумато» (итал.

sfumato- затушеванный, буквально – исчезающий, как дым) Леонардо Рафаэль противопоставляет красочную палитру, построенную на градации чистых светлых цветов, и придающую пейзажу ясную прозрачность, которая подчеркивает чистоту и цельность изображенного на его фоне женского образа. 

Женщина изображена сидящей в лоджии на фоне озерного пейзажа. Она одета как благородная дама, в платье с низким вырезом и с широкими рукавами (практически идентично наряду на картине «Донна Гравида»).

На шее у нее надета золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. На голове — небольшая диадема, почти скрытая волосами.

Однако, что странно, на ее пальцах нет колец, включая обручальных — это необычно, так как женские портреты того времени создавались как правило по случаю свадьбы.

        В руках дама держит небольшого единорога — символ целомудрия. Согласно средневековым легендам, приручить его могла только девственница.

          Две главные черты этого портрета: «грациозное изящество, которому трудно противостоять, и загадочный характер этой таинственной дамы, которая все также продолжает избегать опознания»

 СЛОЖНАЯ СУДЬБА.Вопрос об авторстве.

            В прошлом она была сильно повреждена. Реставрация картины позволила вернуть шедевру его подлинный облик. Лишь в ХХ столетии реставраторы избавили живопись от позднейших дописок и привели ее в первоначальный вид. В 1930-е гг. были обнаружены позднейшие записи, открывшие сложный процесс искажения созданного Рафаэлем первоначального образа.

Рисунок из Лувра

           В ХIХ веке, когда портрет попал в картинную коллекцию виллы Боргезе, его автором считался Перуджино. И только в 1928 г. авторитетный историк искусств Роберто Лонги атрибутировал портрет как произведение Рафаэля Санти, относящийся к самому началу ХVI века.

Догадку подтвердили радиографические исследования проведенные в 1927 г., впервые в истории итальянской науки. Они выявили несколько живописных слоев и много любопытных деталей. Выяснилось, что сначала это была «Дама с собачкой», а потом поверх собаки появился единорог.

Несколько раз переписывались и руки дамы.

       Однако картина не была закончена. Рафаэль вернулся к этой вещи лишь спустя несколько лет, и тогда уже дописал руки дамы, которая теперь обнимала уже единорога. Таким образом, символический смысл картины менялся: единорог — знак чистоты и непорочности.

                  В конце XVI века «Дама с единорогом» превратилась в святую Екатерину Александрийскую: неизвестный художник прикрыл ей плечи плащом и изобразил на заднем плане колесо, символ мученичества святой. И только во время реставрации 1935-1936 гг. картине вернули прежний вид.

 Впоследствии некоторые ученые предположили, что «Дама с единорогом» является портретом Джулии Фарнезе (Giulia Farnese) — любовницы Папы Римского Александра VI (Родриго Борджиа), представительницы династии Фарнезе, однако впоследствии гипотезу сочли необоснованной.

 Таким образом, сейчас предполагается, что работа велась в несколько стадий:

      Собственно Рафаэль написал фигуру до талии, небо и пейзаж. Женщина на этой стадии была намного более зрелой, чем сейчас.

  1. Затем другой художник написал колонны, парапет, рукава, собаку и руки. Возможно, этот сделал Джованни Сольяни, ученик Лоренцо Креди Следом был положен еще один слой краски — на колонны и парапет, увеличен объем волос, дописаны рукава и собака.
  2. Потом, несколько десятилетий спустя, собачка была превращена в единорога. Тогда же были переписаны обе руки.
  3. И, наконец, уже намного позже неизвестная дама была превращена в святую Екатерину путем добавления плаща и атрибутов. Это могло произойти в конце XVII века.

КТО ПОСЛУЖИЛ МОДЕЛЬЮ?

               Существует предположение, что моделью была Джулия Фарнезе, любовница папы Александра VI Борджиа, поскольку единорог являлся родовой эмблемой ее фамилии. Ортолани указывает на рисунок в Лувре, который вероятно является подготовительным к портрету, и предлагает идентифицировать модель как Маддалену Дони, предмет другого портрета кисти Рафаэля.

Маддалена Дони кисти Рафаэля

Эта идентификация сейчас отвергается. Любопытно, впрочем, что украшение на шеи Маддалены Дони имеет изображение единорога.

Ла Донна Гравида.Рафаэль.1516г.

             В живописи Ренессанса есть очень немного примеров портретов беременной женщины. Рафаэль с большим чувствстом показывает будущую мать, её спокойную гордость. Левая рука, мягко подчеркивает выпуклость живота, пристальный взгляд направлен на зрителя.

                 Наряду с «Донной Гравида» и «Маддаленой Дони» входит в число 3-х первых женских портретов Рафаэля. Оберхубер считает, что это был первый настоящий «живой человек», написанный художником.

Большинство исследователей предполагают, что эта картина является результатом переосмысления Рафаэлем находок портретной живописи, предложенных в «Моне Лизе».

            В своих портретах Рафаэль стремится в конкретном облике каждой модели показать человека таким, каким он должен быть при полном развитии своих физических и духовных сил..В его портретах привлекает благородство идеала человека, воплощенного в конкретном, узнаваемом облике людей эпохи Возрождения. 

Источники.

http://www.rafaelsanti.ru/txt/5portr1.shtml

http://ria.ru/spravka/20110321/356218874.html

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2011/03/raffaello/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B0_%D1%81_%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0​%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%​BB%D1%8F)

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/2469045

Картина «Дама с единорогом» Рафаэля Санти: описание, история

Картина «Дама с единорогом», автор которой Рафаэль Санти, демонстрирует один из самых притягательных и загадочных шедевров гения. Она впервые была упомянута в 1652 году в коллекции Galleria Borghese в Риме.

Флорентийский период молодого Рафаэля

Пройдя обучение у Перуджино и наработав свой стиль, юный Рафаэль отправляется во Флоренцию, где предположительно в 1504 году появляется в мастерской великого Леонардо и видит портрет Моны Лизы. Эта работа производит на юного живописца огромное впечатление.

Он тщательно изучает технические приемы опытного мастера, делает зарисовки с картин Леонардо и с еще большим упорством начинает работать над своей техникой. Во Флоренции в 1506–1507 гг. была создана картина «Дама с единорогом».

Рафаэль Санти и предположить не мог, что через несколько столетий она вызовет дискуссии и споры, сколько изменений с ней произойдет, прежде чем она откроется всем в своем первоначальном варианте. Исследователи предполагают, что портрет создан с натуры.

Спустя два года, уже закончив картину «Дама с единорогом», Рафаэль навсегда переедет в Рим.

Утонченный стиль юного живописца

Всего 36 лет было отведено «божественному Санцио», как звали его современники, для превращения из даровитого ребенка в истинное дитя Возрождения, который обладал даром художника, мастера монументальных росписей, и архитектора. Его стиль покоряет ясностью, уравновешенностью и чистотой.

Картина «Дама с единорогом» Рафаэля: описание

На полотне мы видим портрет неизвестной красавицы. Композиция создана явно под влиянием Леонардо.
Юная дама с единорогом сидит на лоджии, которую обрамляют с двух сторон, как и произведение его великого предшественника, две колонны. Ее руки, также как и руки «Джоконды», сложены полукольцом.

Она также слегка уводит свой взгляд в сторону. Но она нам ничего не сообщает, как это делает «Мона Лиза». Если Леонардо изобразил молодую мать семейства, то Рафаэль в картине «Дама с единорогом» создал пленительный, чистый и невинный образ юной девушки, на коленях которой сидит маленький единорог.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «три возраста»

По поверьям того времени, он может быть приручен только девушкой, сохранившей свое целомудрие.

Мы продолжаем описание картины Рафаэля Санти «Дама с единорогом». Аккуратно убранная головка с золотистыми волосами украшена маленькой диадемой, которая, возможно, связывает волосы сзади.

Дева изображена на фоне ясного чистого неба, где вдали виднеются невысокие голубеющие холмы Тосканы, в которых нет таинственности.

Платье с низким вырезом и пышными съемными рукавами, украшение из золотой цепи с рубином и жемчужиной, которая имеет форму капли, показывают, что это состоятельная элегантная благородная дама. Есть только одна странность, которую замечают все: на пальцах неизвестной нет ни одного кольца.

Этот женский образ полностью гармоничен и целен. Он написан на переходах чистых и светлых тонов.

Изящество и утонченность, а также таинственность души этой юной незнакомки – две главных тайны, которые скрывает портрет. Это один из идеалов красоты женщины начала XVI столетия.

Кого считали автором?

История портрета уникальна. Ее авторство приписывали Перуджино, Гирландайо и еще многим другим живописцам, а Вазари не давал описания этого произведения. Д. Канталамессо впервые приступил к исследованиям в 1916 году. Он был первым, кто засомневался в авторстве картины «Дама с единорогом».

Очень внимательно к ее атрибуции подошли в тридцатые и сороковые годы прошлого века. Она была исследована рентгеновскими лучами. С 1935 года началась реставрация. На картине до этого все видели святую Екатерину Александрийскую, на плечи которой был наброшен плащ. Даже руки она держала иначе.

Очень помог рисунок из Лувра, где мы видим первоначальную стадию создания портрета.

Метаморфозы святой Екатерины

Рентген выявил несколько слоев позднейших дописок, а также то, что первоначально на руках модели сидела маленькая собачка (символ верности супругов), которую сам автор заменил единорогом.

Это узнали в 1959 году, когда еще раз исследовали произведение и выяснили, что в ходе позднейших доработок живописец сам изменил смысл картины от преданности до чистоты. Картина была сильно повреждена.

Реставраторы, осторожно снимая слой за слоем, вернули шедевру первоначальный вид.

Сейчас предполагают, что картина прошла несколько этапов работы:

  • Модель, державшая собачку, была менее юной, и Рафаэль написал только озерный пейзаж, небо и фигуру на его фоне.
  • Положение рук, рукава, собачку, колонны дописывал другой художник. Возможно, он был близок к школе Леонардо.
  • Спустя несколько десятков лет собачка стала единорогом, что потребовало переписать руки.
  • Через столетие неизвестный художник превратил этот образ в святую Екатерину.

Выяснить, кто послужил моделью, до сих пор не удалось. Это загадка портрета.

Выставка одной картины

Жемчужину Ренессанса «Дама с единорогом» (картина Рафаэля) музей Пушкина выставил в экспозицию в 2011 году. Картина была привезена в Россию в ознаменование года культуры Италии и ее языка в нашей стране. Произведение крайне редко покидает родину.

Р. Водре, глава музеев Рима, сообщила, что подготовка картины к путешествию в Российскую Федерацию шла три месяца. Первоначально создали полностью герметичный контейнер. Именно в нем должен сохраниться необходимый для полотна микроклимат.

После этого изготовили наружный деревянный ящик, в который поместили контейнер, который не может передвинуться ни на один миллиметр.

В аэропорт Рима контейнер привезли на специальном автомобиле и потом поместили на правительственный самолет для доставки в Москву.

В музее Пушкина обеспечили сохранность шедевра, поместив его под пуленепробиваемое стекло.

Опыт моновыставок в Пушкинском музее уже имеется, так как в него в 70 х годах привозили «Джоконду». На просмотр шедевра зрителю отводилось сорок пять минут. Очереди, конечно, неизбежны, но любители искусства дождались встречи с полотном Рафаэля Санти.

Источник: https://autogear.ru/article/322/263/kartina-dama-s-edinorogom-rafaelya-santi-opisanie-istoriya/

Тайна картины Рафаэля «Дама с единорогом» раскрыта. Вот что на самом деле скрывает легендарное полотно

Рафаэль Санти — великий итальянский художник, архитектор, график, представитель умбрийской школы. Мог ли он подумать, что его картина «Дама с единорогом», которая входит в золотой фонд живописного искусства Высокого Возрождения, через несколько веков станет неузнаваемой и породит споры об авторстве?

Искусствоведы отмечают, что именно эта картина отличается увлекательной историей. Их мнение единодушно: Рафаэль был почитателем творчества Леонардо да Винчи, своим творением он подражал известной «Моне Лизе». Выбран тот же ракурс, использованы схожие технические приемы, присутствуют общие сюжетные линии.

Ранняя копия «Моны Лизы» с сохранившимися колоннами очень напоминает женский портрет кисти Рафаэля, произведение, написанное около 1505–1506 годов.

Эту же теорию косвенно подтверждает сохранившаяся в Лувре одна из зарисовок будущей картины «Дама с единорогом».

В начале прошлого века эту картину знали под названием «Святая Екатерина Александрийская» и выглядела она немного по-другому. Что же произошло? Были даже предположения, что картину мог рисовать на самом деле Гирландайо, Перуджино или Граначчи.

Полотно просветили рентгеновскими лучами и положили спорам конец. Оказалось, «Дама с единорогом» несколько раз перерисовывалась. В XVII веке плечи девушки стал целомудренно прикрывать плащ. Вместо единорога позже появилось изображение мученического колеса святой Екатерины. Рог животного превратился в пальмовую ветвь мученичества.

Далее интереснее. Более глубокие исследования показали, что изначально у дамы в руках был вовсе не единорог, а собака. Это уже проделки самого Рафаэля.

Собаку в те времена принимали за символ верности. Изображенная на руках у девушки, она пророчила скорое замужество. Единорог — более утонченный символ. Существовало поверье, что это мифическое животное идет в руки только к девственницам. Художник сместил акцент с преданности на целомудрие.

В 1959 году началась реставрация картины. Она была в ужасном состоянии. Специалисты сняли дорисованные слои, и «Дама с единорогом» обрела почти первоначальный вид. Мастерство реставраторов восхищает.

Рафаэль Санти создавал шедевры. И эта картина одна из них. Его Мадонны передают восприятие женской красоты в эпоху художника, отношение к религии и талант мастера. Нравится ли тебе творчество художника? Пиши в комментариях и делись статьей в соцсетях.

Источник: https://ofigenno.com/tayna-kartiny-rafaelya

Загадка «Дамы с единорогом»

В рамках года Италии в России в Государственном Музее Изобразительных Искусств им. Пушкина в Москве выставлена картина классика эпохи Возрождения Рафаэля Санти – «Дама с единорогом». О впечатлении от картины и загадке ее создания в 1504 году великим художником рассказывает побывавшая на выставке наша журналистка.

Рафаэль Санти (автопортрет) 1506 г.

Увидеть картину Рафаэля – это не то же, что много раз услышать о нем на парах по искусству Возрождения.

И хотя в рамках года Италии в Россию привезли не «Сикстинскую мадонну» (1513) — признанный шедевр художника – в непосредственном соприкосновении с картиной становится понятно, о чем твердят критики всех времен, выделяя из ряда многочисленных итальянских мастеров трех гениев, одним из которых является Рафаэль Санти.

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» 1512-1513 гг.

На формирование таланта Рафаэля повлияло в первую очередь обучение в мастерской Пьетро Перуджино. А позже, увидев картины Леонардо и Микеланджело, Рафаэль взял от них достижение того времени – анатомически правильное изображение человеческого тела.

В «Даме с единорогом» особенно видно сильное влияние «Моны Лизы»: в позе модели, в обрамляющих фигуру колонах лоджии. Обе картины объединяет также и аура таинственной истории.

Однако, если «Мона Лиза» будоражит умы на протяжении столетий характерной для Леонардо размытостью черт, которая создает неясную смесь улыбки с мечтательностью в лице изображенной женщины, то женщины Рафаэля поражают женственной чистотой, отраженной в их лицах.

«Сикстинскую мадонну» принято называть символом материнства и самоотречения. Изображенная художников Дева Мария — наивная тревожная девушка, и одновременно любящая мать.

Именно такое восприятие женщины, характерное для Рафаэля, и дало возможность искусствоведам однозначно аттрибутировать «Даму с единорогом».

Некоторое время картина считалась принадлежащей кисти Перуджино и называлась «Святая Екатерина Александрийская».

В 1934—1936 году «Святая Екатерина» была подвержена реставрации, когда и было обнаружено, что картина написана Рафаэлем.

Оказалось, что поверх единорога были написаны традиционные атрибуты святой Екатерины: мученическое колесо и пальмовая ветвь, а поверх плеч сидящей женины — мантия.

Картина приобрела современный вид. Но вслед за этим было сделано еще одно потрясающее открытие. Реставрация 1959 года, в ходе которой применили рентгеновское излучение, показала, что под единорогом была изображена собачка – символ супружеской верности.

Рафаэль Санти «Дама с единорогом» 1504 г.

Стоит ли говорить, что именно единорог делает картину такой интересной и впечатляющей. Может быть, поэтому никто не стал восстанавливать более древний слой с собачкой. Между тем, правда в том, что Рафаэль единорога не рисовал. При скептическом взгляде, то, что единорог – это поздняя дорисовка, может заметить даже не специалист.

«Дама с единорогом» — это пример так называемой озонной живописи Рафаэля. Блондинка с голубыми глазами, с почти детским незамутненным взором написана этим мастером изображения женской красоты на безупречно лазурном фоне.

Мифическое существо – единорога — принято было представлять диким и необузданным зверем, приручить которого может лишь девственница. На картине же маленький, «ручной» единорог послушно сидит на коленях белокурой девушки. Именно единорог придает всему ее облику особенную трогательность, неожиданно подчеркивает какую-то наивную неосознанную красоту в ее взгляде и во всей ее позе.

Кроме грациозного изящества, «Даму» Рафаэля с «Мона Лизой» роднит загадка личности изображенных женщин. Существует рисунок Рафаэля, хранящийся в Лувре, который, по мнению критиков, лег в основу портрета.

На рисунке изображена модель Маддалена Дони, с которой Рафаэль написал другой портрет. Исследователей особенно воодушевил тот факт, что на этом другом портрете на шее у Маддалены Дони висит украшение в виде единорога.

Предполагают также , что Рафаэль писал Джулию Фарнезе — любовницу папы Александра VI Борджиа, поскольку единорог являлся родовой эмблемой ее фамилии.

Рафаэль Санти рисунок хранящийся в Лувре

Если учесть, что по изначальной рафаэлевской версии портрета на руках у дамы сидит все-таки собачка, то скорее всего это был предсвадебный портрет какой-нибудь молодой флорентийки, так как собачку изображали как знак супружеской верности.

Кто бы ни была незнакомка, изображенная Рафаэлем в 1504 году, портрет ее считается первым портретом Рафаэля, на котором совершенно изображен настоящий живой человек.

Конечно, зрителям ХХI века, привыкшим к разнообразию жанров и выхолощенным формам женских тел, «Дама с единорогом» Рафаэля может показаться несколько простоватой, или даже несовершенной, что не отменяет ее значение в истории искусства, а также ее загадочности.

Анна Ландихова

Источник: http://artukraine.com.ua/a/zagadka-damy-s-edinorogom/

Мадонна со щегленком — 1507 Рафаэль Санти картины

Сентябрь 27, 2012

„Художники не должны видеть вещи такими, какими они являются на самом деле, ведь им дано смотреть на мир иначе — более полно и, одновременно, более просто. А для этого им нужно сохранять в своей душе вечную молодость и чувство упоения от общения с природой” Фридрих Ницше, 1889

Мадонна со щегленком

1507; 107х77 см; дерево, масло
Галерея Уффици, Флоренция

Эту картину Рафаэль написал в 1507 году во Флоренции. Работа была заказана неким Лоренцо Нази и приурочена ко дню его бракосочетания. Ровно сорок лет спустя, в 1547 году, при обвале дома Нази картина была сильно повреждена.

Впоследствии Ридольфо Гирландайо (1483-1561), сын известного художника и страстный почитатель творчества Рафаэля, попытался восстановить этот шедевр. Благодаря его самоотверженному труду, работа вновь заиграла всеми красками, однако следы повреждений заметны и сегодня…

«Мадонна со щегленком» считается одной из лучших картин Рафаэля флорентийского периода. Здесь художник моделирует формы преимущественно цветом, практически не прибегая к использованию светотени.

Композиция этой работы выстроена в форме треугольника: фигуры Мадонны и Младенца, а также маленького Иоанна Крестителя идеально вписываются в эту композиционную конструкцию, позаимствованную в свое время Рафаэлем у Леонардо да Винчи.

Погруженная в лирическую атмосферу теплого летнего вечера, представленная сцена дарит ощущение светлой радости, тишины и покоя. Фигура женщины в алом платье и синей накидке написана энергичными, решительными мазками — может быть, поэтому в ней столько жизненных сил, она мало похожа на традиционно бледных Мадонн, гораздо больше напоминая пышущих здоровьем молодых крестьянок.

«Дама с единорогом»

Дама с единорогом

1505-1506; 65х51 см; дерево, масло
Галерея Боргезе, Рим

Интересна история «Дамы с единорогом». Современный вид этого произведения является результатом его расчистки в 1935 году.

Представьте себе удивление реставраторов, которые в процессе обработки одной из картин Рафаэля (на ней была изображена святая Екатерина Александрийская со всеми традиционными атрибутами), внезапно обнаружили портрет светской особы — молодой женщины, сжимающей в руках единорога.

Читайте также:  Описание картины джемса уистлера «портрет матери»

Полагаясь на авторитет выдающегося историка искусств Роберто Лонги (1890-1970), специалисты отнесли «Даму с единорогом» к флорентийскому периоду в творчестве Рафаэля, а точнее, к 1505 году, поскольку именно в это время Рафаэль увлекался фоновыми пейзажами в духе Леонардо. Тем не менее, здесь нет леонардовской «затуманенности» очертаний: пейзажи Рафаэля по-рафаэлевски ясны.

(1483-1520) Рафаэль

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Источник: http://www.filoli.ru/artists/038-raphael/madonna-i-dama.php

Дама с единорогом (картина Рафаэля)

О средневековых шпалерах см. Дама с единорогом

Рафаэль Санти

Дама с единорогом, ок. 1506

итал. Dama col liocorno

дерево, масло. 65 см?61 см см

Галерея Боргезе, Рим

«Дама с единорогом» (итал. Dama col liocorno) — известный женский портрет кисти Рафаэля, написанный около 1505—1506 годов, произведение Высокого Ренессанса.

Описание

Композиция портрета, судя по всему, создана под влиянием «Моны Лизы», написанной Леонардо да Винчи в 1505—1506[1]. В частности, речь идет об обрамляющих фигуру колоннах лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» — обрезаны), а также позитуре модели.

Женщина изображена в поколенном срезе, в трехчетвертном повороте сидящей в лоджии на фоне озерного пейзажа. Она одета как благородная дама, в платье с низким вырезом и с широкими рукавами (практически идентично наряду на картине «Донна Гравида»).

На шее у нее надета золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. На голове — небольшая диадема, почти скрытая волосами.

Однако, что странно, на ее пальцах нет колец, включая обручальных — это необычно, так как женские портреты того времени создавались как правило по случаю свадьбы.

В руках дама держит небольшого единорога — символ целомудрия. Согласно средневековым легендам, приручить его могла только девственница.

Две главные черты этого портрета: «грациозное изящество, которому трудно противостоять, и загадочный характер этой таинственной дамы, которая все также продолжает избегать опознания»[2].

    «Донна Гравида» кисти РафаэляРанняя копия «Моны Лизы» с сохранившимися колоннами

История

У Вазари этот портрет не упоминается. Есть вероятность, что он был частью наследства Альдобрандини, которое в 1682 году влилось в коллекцию Боргезе, где и остается до наших дней. Против этого свидетельствует то, что в той описи упоминается картина гораздо меньшего размера, и хотя там фигурирует единорог, к этому моменту единорога на полотне, возможно, уже не было (см. ниже).

Несколько раз картина была переатрибутирована. В инвентории Галереи Боргезе за 1760 год она упоминается впервые — под названием «Святая Екатерина Александрийская» кисти Перуджино и считалась портретом неизвестной дамы с атрибутами святой мученицы. Это ее первое упоминание. В число ее авторов также записывали Ридольфо Гирландайо, Франческо Граначчи, Андреа дель Сарто.

Записи

Картина до реставрации 1930-х годовРентгеновский снимок собачки

В 1934—1936 году «Святая Екатерина» была подвержена реставрации, которая подтвердила гипотезу историка искусств Роберто Лонги о том, что она написана Рафаэлем. Одновременно с этим был снят слой записи, идентифицированной как позднее добавление в 1916 году исследованием Джулио Канталамесса.

Записи были таковы: поверх единорога был написан традиционный атрибут святой Екатерины — мученическое колесо и пальмовая ветвь мученичества, а плечи прикрывала мантия. Кисти рук также были переписаны[1].

Следующая реставрация 1959 года, при которой впервые в науке искусствознания было применено просвечивание рентгеновским излучением, показала, что до единорога это место занимала собака, символ супружеской верности.

Однако, поскольку тут красочный слой был намного сильнее утрачен, восстанавливать собаку, убрав единорога, не стали.

Таким образом, сейчас предполагается, что работа велась в несколько стадий:

Собственно Рафаэль написал фигуру до талии, небо и пейзаж. Женщина на этой стадии была намного более зрелой, чем сейчас. Затем другой художник написал колонны, парапет, рукава, собаку и руки. Возможно, этот сделал Джованни Сольяни, ученик Лоренцо Креди[2].

Следом был положен еще один слой краски — на колонны и парапет, увеличен объем волос, дописаны рукава и собака. Потом, несколько десятилетий спустя, собачка была превращена в единорога. Тогда же были переписаны обе руки.

И, наконец, уже намного позже неизвестная дама была превращена в святую Екатерину путем добавления плаща и атрибутов. Это могло произойти в конце XVII века.

Модель

Для кого была написана картина, и кто послужил ее моделью, — не выяснено[1].

Существует предположение, что моделью была Джулия Фарнезе, любовница папы Александра VI Борджиа, поскольку единорог являлся родовой эмблемой ее фамилии[3].

Ортолани указывает на рисунок в Лувре, который вероятно является подготовительным к портрету, и предлагает идентифицировать модель как Маддалену Дони, предмет другого портрета кисти Рафаэля. Эта идентификация сейчас отвергается[2].

Любопытно, впрочем, что украшение на шеи Маддалены Дони имеет изображение единорога.

Собачка позволяет предположить, что изначально это был предсвадебный портрет какой-нибудь молодой флорентийки.

    Артемизия Джентилески, «Портрет дамы в образе св. Екатерины Александрийской» — обратите внимание на ветвь и колесо.Доменикино (?), «Девушка и единорог», фреска в Палаццо Фарнезе, ок. 1602 — возможное посмертное Джулии Фарнезе с единорогом.Маддалена Дони кисти РафаэляРисунок из Лувра«Дама с собачкой» кисти Лоренцо Коста — пример изображения женщины с символом супружеской верности.

Место в творчестве Рафаэля

Наряду с «Донной гравида» и «Маддаленой Дони» входит в число 3-х первых женских портретов Рафаэля. Оберхубер считает, что это был первый настоящий «живой человек», написанный художником[2]. Большинство исследователей предполагают, что эта картина является результатом переосмысления Рафаэлем находок портретной живописи, предложенных в «Моне Лизе».

Выставки

    С 26 марта по 10 мая 2011 года «Дама с единорогом» прибыла в Москву в ГМИИ им. А. С. Пушкина в рамках проекта «Выставка одной картины» и перекрестного года Россия-Италия[4].

Источник: http://vv-travel.ru/warticle/dama-s-edinorogom-kartina-rafaelya

Тайна «Дамы с единорогом»

В начале XVI века Рафаэль Санти создал картину «Дама с единорогом», вошедшую в «золотой фонд» живописного искусства Высокого Возрождения. Автор и представить себе не мог, что через несколько столетий его полотно изменят до неузнаваемости, а искусствоведы будут спорить, чьему авторству оно принадлежит.

Дама с единорогом. Рафаэль, ок. 1506 г. 

«Дама с единорогом» имеет увлекательную историю. Искусствоведы сходятся во мнении, что эту картину юный Рафаэль написал под впечатлением от увиденного им полотна Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Художник изобразил девушку в том же ракурсе, что и великий мастер, и использовал те же технические приемы. Одна из зарисовок Рафаэля, чудом сохранившаяся в Лувре, косвенно подтверждает эту догадку.

Рисунок из Лувра.

Святая Екатерина Александрийская. Картина Рафаэля до реставрации.

Рафаэль написал «Даму с единорогом» в 1506 году, а вначале ХХ века ее знали уже как Святую Екатерину Александрийскую. Исследователи спорили, чьей кисти принадлежала картина – Перуджино, Гирландайо, Граначчи?Разногласиям пришел конец после просвечивания полотна рентгеновскими лучами.

Как оказалось, картина имела несколько дописок. В XVII веке девушке дорисовали плащ, целомудренно прикрывавший плечи, а на месте единорога неизвестный художник изобразил разбитое мученическое колесо Святой Екатерины и пальмовую ветвь мученичества.

Рентгеновский снимок картины Рафаэля.

Дальнейшие исследования раскрыли еще одну тайну. Оказывается, первоначально дама держала на руках не единорога, а собачку. Некоторые считают, что животное переписал сам Рафаэль.

Bestiaire d’Amour. Иллюстрация.

В те времена собака считалась символом верности, и ее появление на картине свидетельствовало о скором замужестве. Единорог же олицетворяет чистоту. Согласно древним убеждениям, единорога может поймать только девственница. Итак, автор сам изменил символы, вместо преданности он акцентировал внимание на целомудрии.

Женщина с единорогом. Фреска Studiolo of Giulia Farnese, Италия. 

В 1959 году картина находилась в ужасном состоянии, и было принято решение о ее реставрации. Специалисты решили снять дорисованные слои. Таким образом, был убран плащ и колесо с пальмовой ветвью. Реставраторы попытались восстановить собачку, но потом отказались от этой мысли. Слишком велик был риск порчи картины.

Источник

Кристина созерцательКристина созерцатель

Источник: https://obiskusstve.com/1249943561208596583/tajna-damy-s-edinorogom/

Тайна картины Рафаэля «Дама с единорогом» раскрыта

Рафаэль Санти — великий итальянский художник, архитектор, график, представитель умбрийской школы. Мог ли он подумать, что его картина «Дама с единорогом», которая входит в золотой фонд живописного искусства Высокого Возрождения, через несколько веков станет неузнаваемой и породит споры об авторстве?

Искусствоведы отмечают, что имена эта картина отличается увлекательной историей. Их мнение единодушно: Рафаэль был почитателем творчества Леонардо да Винчи, своим творением он подражал известной «Моне Лизе». Выбран тот же ракурс, использованы схожие технические приемы, присутствуют общие «сюжетные линии».

Ранняя копия «Моны Лизы» с сохранившимися колоннами очень напоминает женский портрет кисти Рафаэля, произведение Высокого Ренессанса, написанное около 1505—1506 годов.

Эту же теорию косвенно подтверждает сохранившаяся в Лувре одна из зарисовок художника будущей картины «Дама с единорогом».

В начале прошлого века эту картину знали под названием «Святая Екатерина Александрийская» и выглядела она немного по-другому. Что же произошло? Были даже предположения, что картину мог рисовать на самом деле Гирландайо, Перуджино, или Граначчи.

Полотно просветили рентгеновскими лучами и положили спорам конец. Оказалось, «Дама с единорогом» несколько раз перерисовывалась. В XVII веке плечи девушки стал целомудренно прикрывать плащ. Вместо единорога позже появилось изображение мученического колеса Святой Екатерины. Рог животного превратился в пальмовую ветвь мученичества.

Далее интереснее. Более глубокие исследования показали, что изначально у дамы в руках был вовсе не единорог, а собака. Это уже проделки самого Рафаэля.

Собаку в те времена принимали за символ верности. Изображенная на руках у девушки, она пророчила скорое замужество. Единорог — более утонченный символ. Существовало поверье, что это мифическое животное идет в руки только к девственницам. Художник сместил акцент с преданности на целомудрие.

В 1959 году началась реставрация картины. Она была в ужасном состоянии. Специалисты сняли дорисованные слои. «Дама с единорогом» обрела почти первоначальный вид. Их мастерство восхищает.

Рафаэль Санти создавал шедевры. И эта картина одна из них. Его Мадоннах передают восприятие женской красоты эпохи художника, отношение к религии, и талант мастера. Нравится ли тебе творчество художника? Пиши в комментариях и делись статьей в соцсетях.

Источник: http://newrezume.org/news/2017-10-02-23503

Рафаэль Санти «Дама с единорогом» и его несовременные коллеги

Previous Entry | Next Entry

witchvailКто ещё не знает: в Пушкинском музее изобразительных искусств до 10 мая обосновался один-единственный Рафаэль. Дама, конечно, хороша, а вот с единорогом, по-моему, проблемы.Я специально ничего не читала и не слушала про картину прежде, чем посмотреть на неё. Неизвестная флорентийка голубым взором встречае посетителей прямо сразу от ковровой лестницы входа. Что меня всегда удивляет, стоит только бросить первый взгляд на оригинал картины, ранее известной мне только по репродукциям — это цвета. Такого чистого, лазурного, воздушного цвета неба ни на одной репродукции никогда не получится. Голубой цвет слоямми, но невидимым градиентом, восходит в вышину, по пути становясь всё темнее, но даже в самой насыщенности он прозрачен. Интересно, что картина очень параллельна, созвучна Джоконде Леонардо. И, наверно, вспомнив о ней, я стала пытаться поймать взгляд загадочной Дамы. Кстати, её лицо напомнило мне русский тип, особенно если смотреть до шеи (на видео, которое я, конечно, смотрела после картины, есть такой кусочек — почему-то там Дама мне сильно напомнила мне портреты русских графинь). Безмятежный индифферентный взгляд Дамы обращён вправо, в ту сторону я и передвинулась. И тут вдруг, не описать словами, но действительно вдруг — я увидела её, в объёме, живую, настоящую: оборот 3-4, складки одежд, тень от цепочки на груди, лёгкая вуаль — всё задышало. Недавно (то ли santagloria, то ли shakko_kitsune простите, не помню) была выссказана идея, что музеям бы помечать место, с которого выгоднее всего раскрывается картина (понятно же что для разных стилей, они будут разные). Так вот, мне кажется, что Даму с единорогом стоит смотреть с 1,5-2 метров, чуть справа от центра, пытаясь поймать взгляд. Ну теперь, про единорога. Вот он мне почему-то не понравился. То что он не принадлежит кисти Рафаэля, даже мне сразу стало ясно: животное как будто приклеено к сюжету, а кроме того стреножено и напуганно, и ножки ему по наследству, видимо, достались от собачки. Вот информация подробнее.Ну, и поскольку единственный Рафаэль — это хорошо, но недостаточно, чтобы утолить ум, алчущий прекрасного, я решила заглянуть в музей личных коллекций (раньше почему-то не доводилось)В основном, это Сезанн-Ван Гог-Гоген-Пикассо-Мане-Моне… два Гойи, один Мунк. но понятен ряд, да? не моё абсолютно. хотя некоторые зацепили.

Читайте также:  Описание картины гилберта стюарта «портрет джорджа вашингтона»

Жан-Батист Камиль Коро «Купание Дианы»

На репродукции не видно, конечно, но это потрясающий лунный свет сквозь ветки деревьев.

Теодор Руссо «В лесу Фонтенбло»

Удивительно, правда? Красная Шапочка, или ещё что-нибудь такое же мрачно-сказочное, которое кстати складывается в что-то осмысленное, если смотреть с приличного расстояния.

Эжен Каррьер «Поцелуй матери»

Вуали и призраки, вышедшие из тумана. Ничего пока не знаю про эту картину, но, мнится мне, за ней стоит что-то трагическое.

Эдвард Мунк. Белая ночь. Осгардстран (Девушки на мосту)

Источник: https://witchvail.livejournal.com/240953.html

Картина Рафаэля Санти «Дама с единорогом»

Картина Рафаэля Санти «Дама с единорогом». Справка

Работу Рафаэля Санти «Дама с единорогом» привезли в Москву. До 24 марта она пробудет в особняке Берга в Денежном переулке, где располагается посольство Италии, а затем переедет в ГМИИ имени Пушкина и пробудет там до 10 мая. 

Работу Рафаэля Санти «Дама с единорогом» привезли в Москву. До 24 марта она пробудет в особняке Берга в Денежном переулке, где располагается посольство Италии, а затем переедет в ГМИИ имени Пушкина и пробудет там до 10 мая.   

Знаменитая картина художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти «Дама с единорогом» (Dama col liocorno) была написана художником в 1504 г. в период его пребывания во Флоренции.

Считается, что Рафаэль создал этот портрет не без влияния «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, который в те годы тоже работал во Флоренции. Однако, по мнению историков искусства,  «Дама с единорогом» напоминает о Джоконде лишь некоторыми композиционными приемами.

На портрете, написанном  на холсте маслом (размер картины 65 x 51) изображена молодая женщина, которая держит на руках крошечного детеныша единорога. Стилизованный единорог на картине Рафаэля больше похож на милого домашнего зверька.

По легенде же, единороги — это мифическое животное с телом быка, лошади или козла и одним длинным прямым рогом на лбу.

Согласно преданию, свирепого единорога, являющегося символом чистоты и девственности, может укротить лишь невинная девушка.

У картины  весьма сложная судьба. В прошлом она была сильно повреждена. Реставрация картины позволила вернуть шедевру его подлинный облик. Лишь в ХХ столетии реставраторы избавили живопись от позднейших дописок и привели ее в первоначальный вид. В 1930-е гг. были обнаружены позднейшие записи, открывшие сложный процесс искажения созданного Рафаэлем первоначального образа.

Относительно  недавно был снят вопрос об авторстве.

В ХIХ веке, когда портрет попал в картинную коллекцию виллы Боргезе, его автором считался Перуджино. И только в 1928 г. авторитетный историк искусств Роберто Лонги атрибутировал портрет как произведение Рафаэля Санти, относящийся к самому началу ХVI века.

Догадку подтвердили радиографические исследования проведенные в 1927 г., впервые в истории итальянской науки. Они выявили несколько живописных слоев и много любопытных деталей. Выяснилось, что сначала это была «Дама с собачкой», а потом поверх собаки появился единорог.

Несколько раз переписывались и руки дамы.

Однако  картина не была закончена. Рафаэль  вернулся к этой вещи лишь спустя несколько  лет, и тогда уже дописал руки дамы, которая теперь обнимала уже  единорога. Таким образом, символический  смысл картины менялся: единорог — знак чистоты и непорочности.

В конце XVI века «Дама с единорогом» превратилась в святую Екатерину Александрийскую: неизвестный художник прикрыл ей плечи плащом и изобразил на заднем плане колесо, символ мученичества святой. И только во время реставрации 1935-1936 гг. картине вернули прежний  вид.

Впоследствии  некоторые ученые предположили, что «Дама с единорогом» является портретом Джулии Фарнезе (Giulia Farnese) — любовницы Папы Римского Александра VI (Родриго Борджиа), представительницы династии Фарнезе, однако впоследствии гипотезу сочли необоснованной.

В начале ХХI века вновь возникла полемика относительно авторства Рафаэля. Сомнения по данному поводу высказал известный искусствовед, председатель научного комитета галереи профессор Пьер-Луиджи Де Веки, которого не убедил анализ стилистики портрета, сделанный после реставрации.

Однако  результаты многочисленных экспертиз  доказали, что «Дама с единорогом» написана именно Рафаэлем, о чем свидетельствуют определенные детали, свойственные творческой манере этого мастера.

Картина «Дама с единорогом» хранится в  Риме, в галерее Боргезе (Galleria Borghese) и покидает музей крайне редко.

  Картина Мадонна  с гвоздиками 

(ок. 1506—07 гг.)

Рафаэль Санти 
(1483—1520)

«Мадонна с гвоздиками» — одна из ранних и наиболее знаменитых картин Рафаэля, написанная приблизительно в 1506-1507 годах.

«Мадонна с гвоздиками» — миниатюрная (279 на 224 мм) картина с изображением Девы Марии и младенца Христа с 2004 года принадлежит Национальной галерее в Лондоне.

В основе композиции шедевра  вольная интерпретация сюжета «Мадонны Бенуа» Леонардо да Винчи, находящейся в Эрмитаже. Наиболее кардинально переосмыслена цветовая гамма.

Фигуры помещены в тускло освещенном интерьере, где за арочным окошком маячит руина, символизирующая крушение языческого мира с рождением Христа.

Мадонна и младенец держат в руках гвоздики, которые предвещают пролитую кровь и страсти Христовы.

Подобно «Пиру богов» и  другим полотнам из собрания Альдобрандини, картина прошла через руки Винченцо Камуччини, прежде чем попасть (в 1853 году) в замок Алник в собрание герцога Нортумберленда.

«Мадонна с гвоздиками» часто копировалась современниками и потомками. Поэтому долгое время картину считали лишь копией некоего утраченного произведения, и более столетия она пылилась в запасниках коллекции герцога Нортамберлендского.

Только в 1983 году картина была признана подлинником Рафаэля.

В 1991 году искусствовед Николас Пенни (ныне директор Национальной галереи) заявил о подлинности шедевра. Было проведено инфракрасное сканирование, благодаря которому под слоем краски был найден рисунок, характерный для Рафаэля. Кроме того, выяснилось, что художник изменил первоначальный замысел, что вряд ли произошло бы, если бы он был копиистом.

Так как Национальная галерея  не владела картиной, то провести анализ никак не удавалось. Когда герцог в 2000 году объявил о намерении  продать картину в музей Гетти, британское правительство сделало всё, чтобы сделку признали недействительной.

Национальная галерея  на своём сайте и в средствах  массовой информации забила тревогу: последний  оставшийся в частных руках шедевр Рафаэля может быть перекуплен иностранцем  и покинуть страну.

Благодаря спонсорской  помощи галерея договорилась о том, что герцог уступит полотно музейщикам за 22 млн фунтов.

Для того, чтобы окупить вложения, «Мадонну с гвоздиками» было решено отправить в турне по городам Британии.

Картину показали в Кардиффе, Манчестере, Эдинбурге и Глазго, а к октябрю «Мадонна» вернулась В Лондон, чотбы принять участие в крупной выставке Рафаэля в Национальной галерее.

Национальная  галерея ошиблась?

В 2004 году подлинность знамениой картины была поставлена под сомнение. Спустя неделю после того, как музей приобрел картину, считая, что ее написал Рафаэль в начале XVI века, профессор истории искусств Колумбийского университета в Нью-Йорке Джеймс Бек высказал сомнение в её подлинности. Профессор Джеймс Бек утверждал, что это подделка, изготовленная Винченцо Камуччини в 1827 году.

В ответ на эти утверждения  Джеймса Бека Национальная галерея  выступила с заявлением, чтоподлинность «Мадонны с гвоздиками» удостоверили 25 экспертов, хорошо знающих стиль Рафаэля.

Картину Рафаэля «Мадонна с гвоздиками» признали подлинной

В 2010 году была проведена экспертиза картины «Мадонна с гвоздиками», хранящейся в лондонской Национальной галерее.

Экспертиза картины развеяла последние сомнения в том, что её автор — Рафаэль Санти.

С части полотна, скрытой  рамой, были взяты пробы; их анализ показал, что картина не могла быть подделкой, изготовленной в XIX веке, как полагали некоторые эксперты. Анализ краски, дерева на раме показали, что картина  не могла быть подделкой, изготовленной  в XIX веке.

Рецепт желтой краски, в состав которой входил свинец, был утрачен  в XVII веке. Следовательно, художник XIX века не мог знать этот утраченный рецепт, а тем более пользоваться им для  копии. Ученые также исследовали  серо-серебряную краску рукаве Мадонны, уникальным рецептом которой пользовался художник.

Как выяснилось, пигмент основан на висмуте; известно, что он использовался редко, однако Рафаэль Санти им пользовался. 

Мадонна Бенуа 
(1478—1480)

Леонардо да Винчи 
(1452—1519)

«Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.

В 1912 году владельцы решили продать «Мадонну с цветком» и  с этой целью вывезли её в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил её в 500 тыс. франков. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени — Бернард Беренсон:

В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей.

Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка.

И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи…

Общественность хотела, чтобы  картина осталась в России. М.А. Бенуа  желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тыс. рублей. Сумма уплачивалась частями и последние платежи были совершены уже после Октябрьской революции.

До сих пор нет точных сведений о более ранней судьбе картины. Считается, что именно об этой картине  говорил М. Ф. Бокки в своей книге «Достопримечательности города Флоренции», выпущенной в 1591 году:

Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна  в высшей степени искусно и  старательно. Фигура Христа, представленного  младенцем, прекрасна и удивительна, его поднятое лицо единственное в  своём роде и поразительно по сложности  замысла и тому, как этот замысел  удачно разрешён.

Мадонна с цветком

«Мадонна с цветком» — одна из первых работ молодого Леонардо. В галерее Уффици во Флоренции хранится рисунок со следующей записью:

…бря 1478 года начал две Девы Марии Считается, что одной из них является «Мадонна Бенуа», а второй «Мадонна с гвоздикой» из Мюнхена.

Вполне вероятно, что обе  картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца. На тот момент ему было всего 26 лет  и уже шесть лет, как он покинул  мастерскую своего учителя Андреа Верроккьо.

У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем», исполненной его учителем в 1466-1470 годах.

Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев.

Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно.

Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа. Основную «работу» совершает свет, льющийся слева сверху.

Благодаря ему мастеру удаётся оживить картину игрой светотени и вылепить объём двух фигур.

В работе над «Мадонной  Бенуа» Леонардо использовал технику  масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто  не знал.

И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее  яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался  от традиционной для Флоренции пестроты красок.

Вместо этого он широко использует возможности масляных красок, чтобы  точнее передать фактуру материалов и нюансы светотени.

Голубовато-зелёная гамма  вытеснила с картины красный  свет, в который обычно облачали Мадонну. В то же время для рукавов  и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков.

В XIX веке «Мадонна с цветком» была успешно переведена с доски на холст, о чём существует упоминание в «Реестре картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленном в 1827 году»:

Первоначально писана на дереве, но поверхность того переложена на холст академиком Коротковым в 1824 году…При перекладке на холст оказался на рисунке абрис, обведенный чернилами, и у младенца три руки, чему снят литографический рисунок, который находится при ней.

Предполагают, что мастером, осуществившем перевод, был бывший сотрудник Императорского Эрмитажа и выпускник Академии Художеств Евграф Короткий. Нет ясности была ли на тот момент картина всё ещё в собрании генерала Корсакова или уже была куплена Сапожниковым.

«Мадонна» работы Леонардо была широко известна художникам того времени. И не только итальянские мастера использовали в своих работах приёмы молодого да Винчи, но и живописцы из Нидерландов. Считается, что не менее десятка работ выполнено под его влиянием.

Среди них картина Лоренцо ди Креди «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» из Дрезденской картинной галереи, а также «Мадонна с гвоздиками» работы Рафаэля. Однако затем её следы затерялись, и в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной.

Мадонна с гвоздиками Леонардо да Винчи 
1478

«Мадонна с гвоздикой» (итал. Madonna del Garofano) — картина, которую отдельные искусствоведы приписывают молодому Леонардо да Винчи. Предположительно, создана Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо. И действительно существуют параллели с работами учителя, однако в композиции и стиле уже чувствуется рука гения.

Рафаэль и Леонардо принадлежат  к тем художникам, которым мы должны быть благодарны за синтез и совершенство всех устремлений Ренессанса. Оба  были живописцами от бога, но их интерпретация  темы Мадонны в корне отличается друг от друга.

Для Рафаэля Богоматерь прежде всего живое существо, олицетворяющее в идеализированной форме радость и страдание людское.

Леонардо, напротив, видит её как осязаемое явление внеземной красоты, одухотворённые черты которой сверкают божественным величием.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_04/kartina-rafajelya-santi-dama-s/194210.2040112.page1.html

Ссылка на основную публикацию