Описание картины тициана вечеллио «пьета»

Пьета Картина Тициана

Картина Тициана Пьета является последним произведением великого художника, которая была не закончена автором. Картина Тициана Пьета считается последним произведением мастера.

В центре картины Тициана Пьета изображены люди, находящиеся в неистовом отчаянии, они объединены единой скорбью. Среди наиболее известных: скульптура Пьета (Микеланджело) картины Пьета Козимо Туры, Пьета (картина Тициана), Пьета (картина Ван Гога).

Картина Тициана «Пьета» считается последним произведением мастера.

Описание картины Тициана Вечеллио «Пьета»

Но избежать своей участи он все же не смог. Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.

Затем следуют заказы от императора Карла V, который назначает Тициана придворным живописцем и для кого тот выполнил ряд картин. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.

Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Это, словно, мощный скорбный крик в совершенной тишине мира. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.

Знаменитая картина Тициана Пьета

Статуя Моисея, высеченная из камня, действительно впечатляет. Причиной этого была во многом слава его портретов. Тонко продуманные цветовые соотношения позволяют непревзойденному мастеру колорита передать атмосферу интимной теплоты, чувственности, радости земного бытия. Художник воплощает здесь свое представление о красоте.

Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал.

Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».

Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.

К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Во 20-х годах творчество Тициана больше обращается к портрету и мифологическим сценкам кабинетного размера, выполняя заказы высоких чиновников республики, покровителей искусств герцога Альфонсо Феррарского, Фредерико Гонзага.

Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки.

Тициан наделил героиню античного мифа земной красотой, подчеркнув привлекательность молодой женщины живописным сопоставлением с обликом старухи служанки.

И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.

Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.

Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества.

Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ).

Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана).

Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.

История написания картины Пьета

Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре.

Миф повествует о том, что аргосскому царю Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука.

1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).

Зато известно, что мальчик Тициано Вечеллио был родом из небольшой горной деревеньки, откуда он приехал в Венецию обучаться живописи вместе с братом.

Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияние на него оказал Джорджоне (Тициан работал вместе с ним и завершил некоторые картины, оставшиеся незаконченными после преждевременной смерти Джорджоне).

Итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс).

Живопись Тициана (картины, фрески, гравюры)

Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Единственное, что указывает на святость изображённых – нимбы над головами. Прозрачными, «вплавленными» друг в друга мазками Тициан передает его нежную упругость, тепло золотистой кожи, розовеющие колени и ступни.

Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Одна из самых сложных задач в искусстве — изображение обнаженного человеческого тела — решается Тицианом виртуозно.

Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.

О его личной жизни известно мало, говорят, что он был скуп и специально увеличивал свой возраст, чтобы добиться у покровителей сочувствия (а следовательно и денег).

Обнаженное тело Данаи написано живо и пластично. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Глава венецианской школы. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.

Характерно, что Тициана привлекает в рассказе о Данае момент, который позволяет ему прославить силу любви, разрушающей все преграды, воспеть красоту человеческого тела.

В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г.

, отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.

Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Но Даная спокойна.

Напишите отзыв о статье Пьета (картина Тициана)

Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция).

«Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Она прекрасна как олимпийская богиня и как богиня без удивления, без суеты, без подобострастия принимает как должное знак небесной любви.

Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.

Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».

Ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень. Эту манеру художник разработал совместно с Луи Анкетеном тремя годами ранее. Глаза, подернутые слезами, устремлены к небу, губы слегка приоткрыты, будто она шепчет молитву.

Отрывок, характеризующий Пьета (картина Тициана)

Когда Беллини умер (1516г. ), стал официальным художником Венецианской республики, где и оставался общепризнанным первым живописцем до самой смерти. Несомненно, Пьета считается одной из величайших картин мирового художественного наследия.

В Венеции создал великолепные монументальные алтарные образы («Вознесении Марии», около 1516-1518 гг., церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари). Он поднял до новых высот традиционное для венецианских живописцев искусство колорита. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения.

Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия.

На грунт первым всегда наносился подмалевок, по которому художник мог накладывать слой лессировок. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Тогда царь заключил свою единственную дочь Данаю в башню и обрек ее на одиночество.

Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Ниспадающие одежды плохо прикрывают её грудь, которую она стыдливо прячет за пышными волосами, мягко очерченными светом. Тициан в равной степени известен своими портретами и картинами на религиозные сюжеты, например «Оплакивание Христа» (около 1573-1577 гг. ).

Читайте также:  Описание скульптуры феодосия федоровича щедрина «венера»

Акрисий впоследствии действительно погибает из-за своего внука.

Необычно исполнение картины. Выражение лица скорбно и одновременно гневно. Обращают на себя внимание лица героев – худощавые и схематичные. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек.

Тускло-красные, ржавые, сиреневатые, песочные тона в изображении пейзажа и занавеса, многообразные оттенки зеленовато-коричневого в одежде служанки рождают ту неповторимую колористическую гармонию, которую поэт и художник М.

Волошин называл «осенней и медной».

Они лишены наброска святости, смирения, традиционных для религиозных полотен. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Об охватившем ее сладком томлении «говорит» не лицо, а тело.

Пьета (картина Тициана) Информация о

Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201805/peta-kartina-ticiana/

Описание картины Тициана Вечеллио «Пьета». Картина пьета

Главная » Картины » Картина пьета

Пьета — один из типов католической иконографии Богородицы, который достаточно часто встречается в искусстве Западной Европы. Сцена, изображающая Богоматерь с мертвым Христом на коленях, запечатлена на полотнах многих выдающихся мастеров. Среди них и картина Ван Гога «Пьета» — произведение, сюжет которого совершенно не характерен для художника.

По-итальянски «пьета» означает «жалость». Название полностью соответствует изображению фигуры матери возле мертвого сына, скорбящей и отрешенной.

Главным отличием от сцены Оплакивания Христа, имеющей, казалось бы, идентичный сюжет, является количество действующих лиц и положение тела умершего в пространстве.

Пьета подразумевает отсутствие свидетелей, а также то, что Христос лежит на коленях Девы Марии.

В картинах Ван Гога, несмотря на глубокие религиозные убеждения живописца, редко находилось место сценам библейской тематики, таким, как Пьета. Право же писать Христа он признавал за очень немногими: по мнению Ван Гога, таким мастерством обладали только Рембрандт, Делакруа и Милле. Свой собственный набросок, посвященный Христу, Винсент Ван Гог уничтожил.

Художник, всю жизнь стремившийся к духовности, изучению религиозной концепции и проповедничеству, не нашел сил и возможности идти по наиболее доступному для него пути — передаче своих убеждений через живопись. Однако он в полной мере овладел направлением, наиболее ярко передающим мысли и чувства автора, раскрывающим его индивидуальность — постимпрессионизмом.

Основой для картины Ван Гога «Пьета» послужила одноименная литография с работы кисти Делакруа — живописца, чью работу с цветом Винсент считал гениальной. Поводом к созданию произведения стало для Винсента небольшое происшествие: литография по неосторожности была испачкана краской и маслом. Это расстроило художника и побудило сделать копию.

Сюжет картины Ван Гога «Пьета» полностью идентичен сюжету произведения Делакруа. Однако цветовая гамма, выбранная Винсентом — тревожная, сине-желтая. Подобное сочетание оттенков свидетельствует об эмоциональной подавленности живописца, склонности к депрессиям, ранимости.

Именно в таком состоянии, по всей вероятности, Ван Гог находился в последние месяцы своей жизни. «Пьета» написана почти за год до самоубийства художника, но признаки необратимых изменений в психике были заметны уже тогда.

Многие исследователи творчества Винсента Ван Гога считают, что в образе Христа на своем единственном религиозном полотне живописец изобразил себя — одинокого, непонятого и страдающего, посвятившего жизнь Богу и искусству.

artchive.ru

Знаменитая картина Тициана «Пьета»

«Пьета» — это картина Тициана Вечеллио, художника из города на северо-востоке Италии. Данное произведение было написано в 1575 — 1576 годах. Впоследствии оно стало последним творением известного художника.

На данный момент картина находится в Венеции, в Галерее Академии. Данный музей считается хранилищем самой впечатляющей коллекцией живописи венецианских художников, который жили и творили в XIV — XVIII веках.

Тициан Вечеллио является крупнейшим представителем эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Его имя ставят в один ряд с такими великими мастерами, как Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Тициан прославился не только картинами на библейские и мифологические темы, но также были высоко оценены его портреты.

В число заказчиков входили короли, представители католической церкви, герцогини и многие другие богатые слои населения.

Произведение Тициана «Пьета»: описание

Перед нами предстает ниша, которая сложена из камней. По обеим сторонам находятся две статуи. В центре картины Тициана «Пьета» изображены люди, находящиеся в неистовом отчаянии, они объединены единой скорбью.

Тело Иисуса Христа покоится на коленях у его матери — Девы Марии. Она походит на статую, которая замерла, печально разглядывая лицо умершего сына, лежащего перед ней. Иисус изображен не как святой или аскет, а как героический персонаж, падший в бою с силами, которые были ему неподвластны.

Слева виднеется фигура Марии Магдалины, которая подняла руку в знак горя и отчаяния, этот жест символизирует крик скорби. Ее развевающиеся волосы выделяются на фоне всего полотна.

Даже согбенная фигура старца, которая видна со спины, пронизана печалью о великой утрате человечества.

Что касается колорита картины, то здесь преобладают мрачные коричневые оттенки. Картина Тициана «Пьета» демонстрирует мастерство художника в использовании тонов и полутонов. Творец прорисовывает каждую складку в одежде и изгибы фигуры. Любой изображенный фрагмент пропитан тяжелыми чувствами героев картины.

История написания картины «Пьета»

Картина Тициана «Пьета» является последним произведением великого художника, которая была не закончена автором. Мастер заразился чумой от собственного сына и умер в 1576 году. Он был найден мертвым с кисточкой в руке.

Работу над произведением продолжил Джакомо Пальма-младший – родственник итальянского художника Джакомо Пальма-Старшего.

Картина была предназначена для гробницы самого художника. Тициан Вечеллио был похоронен в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции, вопреки предписанию обязательно сжигать тела умерших от чумы.

Заключение

Произведение Тициана «Пьета» считается грандиозной картиной, которая является итогом творчества Тициана Вечеллио. «Пьета» или «Оплакивание Христа» — одно из глубочайших произведений мастера, оно максимально точно передает горе, отчаяние, скорбь и гнев изображенных героев.

В этой картине мы наблюдаем вершину мастерства Тициана, он создал настоящий шедевр при помощи композиционных и колористических приемов. Несмотря на трагизм картины, художник демонстрирует красоту человеческого тела, натуралистично прорисовывая каждую линию и изгиб.

Несомненно, «Пьета» считается одной из величайших картин мирового художественного наследия.

fb.ru

Знаменитая картина Тициана «Пьета»

Искусство и развлечения 18 мая 2018

«Пьета» — это картина Тициана Вечеллио, художника из города на северо-востоке Италии. Данное произведение было написано в 1575 — 1576 годах.

Впоследствии оно стало последним творением известного художника. На данный момент картина находится в Венеции, в Галерее Академии.

Данный музей считается хранилищем самой впечатляющей коллекцией живописи венецианских художников, который жили и творили в XIV — XVIII веках.

Тициан Вечеллио является крупнейшим представителем эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Его имя ставят в один ряд с такими великими мастерами, как Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Тициан прославился не только картинами на библейские и мифологические темы, но также были высоко оценены его портреты.

В число заказчиков входили короли, представители католической церкви, герцогини и многие другие богатые слои населения.

Произведение Тициана «Пьета»: описание

Перед нами предстает ниша, которая сложена из камней. По обеим сторонам находятся две статуи. В центре картины Тициана «Пьета» изображены люди, находящиеся в неистовом отчаянии, они объединены единой скорбью.

Тело Иисуса Христа покоится на коленях у его матери — Девы Марии. Она походит на статую, которая замерла, печально разглядывая лицо умершего сына, лежащего перед ней. Иисус изображен не как святой или аскет, а как героический персонаж, падший в бою с силами, которые были ему неподвластны.

Слева виднеется фигура Марии Магдалины, которая подняла руку в знак горя и отчаяния, этот жест символизирует крик скорби. Ее развевающиеся волосы выделяются на фоне всего полотна.

Даже согбенная фигура старца, которая видна со спины, пронизана печалью о великой утрате человечества.

Что касается колорита картины, то здесь преобладают мрачные коричневые оттенки. Картина Тициана «Пьета» демонстрирует мастерство художника в использовании тонов и полутонов. Творец прорисовывает каждую складку в одежде и изгибы фигуры. Любой изображенный фрагмент пропитан тяжелыми чувствами героев картины.

История написания картины «Пьета»

Картина Тициана «Пьета» является последним произведением великого художника, которая была не закончена автором. Мастер заразился чумой от собственного сына и умер в 1576 году. Он был найден мертвым с кисточкой в руке.

Работу над произведением продолжил Джакомо Пальма-младший – родственник итальянского художника Джакомо Пальма-Старшего.

Картина была предназначена для гробницы самого художника. Тициан Вечеллио был похоронен в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции, вопреки предписанию обязательно сжигать тела умерших от чумы.

Видео по теме

Заключение

Произведение Тициана «Пьета» считается грандиозной картиной, которая является итогом творчества Тициана Вечеллио. «Пьета» или «Оплакивание Христа» — одно из глубочайших произведений мастера, оно максимально точно передает горе, отчаяние, скорбь и гнев изображенных героев.

В этой картине мы наблюдаем вершину мастерства Тициана, он создал настоящий шедевр при помощи композиционных и колористических приемов. Несмотря на трагизм картины, художник демонстрирует красоту человеческого тела, натуралистично прорисовывая каждую линию и изгиб.

Несомненно, «Пьета» считается одной из величайших картин мирового художественного наследия.

Читайте также:  Описание памятника зайцу в санкт-петербурге

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-peta.html

Тициан

Тициан — итальянский художник, чей вклад в мировую живопись невозможно переоценить. Творчество Тициана нередко ставят в один ряд с картинами Рафаэля и Микеланджело, а подробности биографии художника до сих пор интересуют и искусствоведов, и просто ценителей прекрасного.

Тициан. Автопортрет (фрагмент)

Уже к 30 годам живописец заслужил славу самого талантливого творца в Венеции, а через некоторое время стал известен и на весь остальной мир как непревзойденный мастер.

Детство и юность

Тициан Вечеллио — таково полное имя художника — родился в итальянском городке Пьеве-ди-Кадоре.

О точном годе рождения мастера до сих пор идут споры: исходя из разных источников, Тициан появился на свет в период с 1488 по 1490 годы.

Кроме того, сохранилось письмо Тициана испанскому монарху Филиппу II, в котором уже пожилой художник называет годом своего рождения 1474-й. Однако наиболее вероятными датами признаны 1488 и 1490 годы.

Тициан. Автопортрет

Талант Тициана проявился с раннего детства, а уже в 10-летнем возрасте отец отправил сына в Венецию на обучение к Себастьяно Цуккато, именитому мастеру-мозаичисту.

Через некоторое время юноша перешел на обучение в мастерскую семьи живописцев и скульпторов Беллини, где и познакомился с талантливыми мастерами того времени, а также постепенно начал оттачивать собственный стиль живописи.

Дом, где родился Тициан Вечеллио

Известно, что близким другом и вдохновителем для Тициана в тот период стал художник Джорджоне, и первые серьезные работы (речь идет о фресках для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески) молодой человек выполнил совместно с ним. К сожалению, от этих фресок в сохранности остались только небольшие фрагменты.

Живопись

С самых ранних работ Тициан много внимания уделял церковным и мифологическим сюжетам. Наиболее известными произведениями начального периода творчества мастера стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком». Обе картины написаны в промежутке с 1509 по 1511 годы.

Тициан, «Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский»

Святые для «Мадонны с младенцем» были выбраны не случайно — Антоний Падуанский и Рок, по убеждению современников художника, оберегали от чумы. В 1510 году из-за этой страшной болезни умер Джорджоне, друг и наставник Тициана. После его смерти Тициан несколько месяцев дописывал картины, которые не завершил Джорджоне.

Творчество Тициана того периода посвящено женской красоте: художник написал десятки мадонн и портретов симпатичных горожанок. Дамам с полотен мастера присущи спокойствие и внутренняя умиротворенность.

Из особенностей стиля искусствоведы отмечают чистоту красок и пространственную глубину картин.

Самыми известными работами середины 1510-1520 годов до сих пор остаются «Цыганская мадонна», «Женщина с зеркалом», «Любовь земная и Любовь небесная».

Тициан, «Цыганская мадонна»

Со смертью Джорджоне, который считался лучшим венецианским живописцем, это звание перешло к Тициану. К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль.

Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства.

Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро».

Тициан, «Вакх и Ариадна»

В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. В это время художник писал в основном портреты. Мастер не отказывался от заказов обыкновенных горожан и знати, однако рисовал и по собственному выбору.

Тициану с легкостью удавалось ухватить главное в образе человека — характер, настроение, доброту или, напротив, лживость и лицемерность. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах.

Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати.

Тициан, «Бегство в Египет»

Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Именно при помощи ярких красок, резких или плавных переходов между оттенками, светом и тенью Тициан достигал психологизма картин.

Каждый герой полотен мастера кажется одушевленным, художнику удавалось передавать даже мимолетные эмоции людей.

Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина».

Тициан, «Флора»

Талант Тициана позволил мастеру много путешествовать: художник побывал во многих итальянских городах.

Приглашения знатных людей, желавших получить портрет кисти Тициана, стали постоянными. Также мастер выезжал и в другие страны.

Так, в 1545-м художник удостоился чести писать портрет папы Павла III, а тремя годами позднее, в 1548-м, отправился в Германию, чтобы увековечить облик Карла V.

Сохранилась легенда, что во время работы над портретом этого монарха Тициан однажды неловко повернулся и выронил кисть. Тогда император Карл V сам нагнулся, чтобы подать кисть художнику и сказал, что считает честью услужить самому Тициану.

Тициан, «Аллегория благоразумия»

Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи».

Библейские мотивы по-прежнему доминировали в работах художника, однако главным мотивом стала красота человеческого тела — такого, каким его задумал бог. Тициану удавалось передавать жизнелюбие, эмоциональность и душевную красоту в чертах лица, одухотворенных позах, застывших жестах.

Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.

Тициан Вечеллио, «Даная»

1550-1560 годы в творчестве Тициана отмечены картинами «Аллегория благоразумия», «Портрет мужчины в военном костюме», «Девушка с веером», мифологическими сюжетами «Венеры и Адониса» и «Дианы и Актеона», а также библейскими «Кающаяся Мария Магдалина» и «Несение креста». В эти же годы художник нарисовал и автопортрет, на котором изобразил собственный образ с кистью в руке.

Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» (фрагмент)

Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Тициан придавал значение оттенкам цвета, их смешению, плавным или контрастным переходам.

С помощью ювелирной работы с цветами мастер передавал то, что хотел сказать зрителю: эмоции изображенных людей, погоду, настроение сюжета картин. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем.

Такие мазки ложились неровно, кое-где оставался виден чистый холст, однако эта техника помогала мастеру создавать картины, полные драмы и эмоций.

Тициан, «Венера Урбинская»

Самыми известными творениями того периода стали «Положение во гроб», «Венера, завязывающая глаза Купидону», «Коронование терновым венцом» и, конечно, «Пьета».

Последняя названная картина стала и последней работой в жизни великого живописца. Композицию и игру цвета, которые продемонстрировал Тициан на этом холсте, до сих пор ставят как пример живописи «тициановской» эпохи.

К сожалению, «Пьета» так и осталась неоконченной из-за смерти художника.

Личная жизнь

О личной жизни Тициана известно немногое. Художник был женат, супругу мастера звали Чечилия Сольдано. Женщина подарила возлюбленному двоих сыновей и двоих дочерей. К сожалению, во время четвертых родов, в 1530-м, Чечилия скончалась.

Смерть

Чума, свирепствовавшая в то время в Европе, не щадила никого. В 1576 году «страшный мор» унес жизнь сына Тициана. Вскоре мастер понял, что и сам заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. 27 августа 1576 года художника не стало. Считается, что мастера нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.

Тициан, автопортрет

Несмотря на закон, который предписывал предавать тела умерших от чумы огню, Тициана похоронили в земле. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, в родной Венеции. На надгробном камне увековечена надпись: «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио — соперник Зевсов и Апеллесов».

Собор Санта-Мария деи Фрари. Гробница Тициана

Работы художника сильно повлияли на творчество последующих поколений европейских мастеров. Необычность его поздней техники не нашла отклика у современников, однако позднее на десятилетия стала популярной во многих художественных школах.

Австрийский писатель Гуго фон Гофмансталь настолько проникся творениями мастера, что написал пьесу, получившую название «Смерть Тициана». Кроме того, в литературе нашла отражение и картина «Динарий кесаря», под впечатлением от которой Федор Достоевский написал главу в романе «Братья Карамазовы».

Произведения

  • 1515 «Женщина перед зеркалом»
  • 1516 — «Динарий кесаря»
  • 1520 — «Венера Анадиомена»
  • 1533 — «Портрет Карла V с собакой»
  • 1538 — «Венера Урбинская»
  • 1542 — «Коронование терновым венцом»
  • 1543 — «Се человек»
  • 1556 — «Девушка с веером»
  • 1562 — «Похищение Европы»
  • 1565 — «Несение креста»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/16146-titsian.html

Мастера эпохи Возрождения. Тициан

?izobragarium (izobragarium) wrote,
2014-02-05 16:17:00izobragarium
izobragarium
2014-02-05 16:17:00У художников, как и у всех остальных людей, очень разные судьбы (знать бы — почему и кто это решает).

Один преодолевает многочисленные препятствия, отказывается от множества милых человеческих мелочей – вроде семьи, нормального дома и достатка, социальной реализации и уважения себе подобных. И все – только для того, чтобы делать то, для чего родился, с каждым днем все лучше и свободнее.

Читайте также:  Описание картины эдварда мунка «отчаяние»

Другой получает все и сразу: возможность заниматься любимым делом, понимание близких, идеальные условия для развития собственного дара, любовь, семью, друзей, учеников,  прекрасное здоровье и удачливость, признание таланта и успех, заслуженное богатство и славу еще при жизни. Как, например, Тициан.

 Его сочная и богатая событиями жизнь, напрочь лишена мелкой суеты, словно написана крупными уверенными мазками, в той же яркой и глубокой палитре, что и его картины.  Один из самых плодовитых художников, он оставил огромное творческое наследие, не знавший спадов творческий гений Тициана мужал из года в год, раскрывая все новые грани.
«Автопортрет», 1567 г.


Тициан Вечеллио (которого иногда называют Тициан да Кадоре) родился между 1474 и 1490 годами (точная дата не известна) в семье видного государственного и военного деятеля Венеции.  Жизнь Тициана совпала с расцветом Венецианской республики, годами ее славы, блеска, могущества и роскоши.

Венеция эпохи Тициана — самый населенный город Европы, город в который приезжают, чтобы черпать вдохновение Данте и Петрарка, Дюрер и Гольбейн, Микеланджело и Леонардо да Винчи.  С юности Тициан учится у признанных мастеров Венецианской живописной школы.

Среди его ранних работ много мадонн и женских портретов,  его картины насыщены сочным и жизнерадостным колоритом, яркими мажорными сочетаниями красок. Наиболее известные из работ Тициана того времени – «Любовь земная и Любовь небесная», написанная в 1514 году. Кстати такое название картина получила почти 2 века спустя после своего рождения.

Названия менялось постепенно: «Красота приукрашенная и неприукрашенная»  в 1613 году, «Три типа любви» в 1650 (не очень ясно, почему вдруг три типа), «Божественная и светская женщины»  в 1700, и, в конце концов, «Любовь небесная и Любовь земная» в 1792.

«Любовь небесная и Любовь земная», 1514 г.

Считается, что Тициан вырабатывает собственный индивидуальный стиль, лишенный влияния выдающегося художников того времени Джордоне, а также крупнейших работ Рафаэля и Микеланджело, только к середине 20-х годов 16 века. Однако задолго до этого, (художнику всего 30 лет), Тициана уже признают лучшим живописцем Венецианской республики. К этому моменту определяются основные жанры, в которых художник не знает себе равных — религиозная тема, портрет и аллегорические композиции на мифологические сюжеты. Много внимания Тициан уделяет пейзажу, одним из первых среди венецианских живописцев он пишет пейзажи с натуры, показывая, насколько природа преображается в зависимости от времени суток и как краски вибрируют под воздействием света, меняя очертания предметов и раскрывая богатство светотеневых градаций.

Расцвет творчества мастера связан с непревзойденной портретной живописью, позировать ему считают за честь многие итальянские князья и коронованные особы Европы. Запечатлевая современников, художник с удивительной точностью изображал самые характерные черты своих персонажей, не опуская, однако, свойственных человеку противоречий. Художник не только проникает в самую душу своих моделей, но и наполняет  особой одухотворенностью. Стараясь изобразить в каждом портрете идеального героя своего времени, Тициан следует гуманистическим идеалам эпохи Возрождения.

В 1543 году Тициана приглашают в Рим для создания портрета папы Павла III, «последнего Папы Ренессанса».

Получившийся портрет так нравится понтифику, что художник получает предложением вступить в должность хранителя папской печати, а также новый заказ – семейный портрет Павла III с двумя его внуками.

Однако эта работа получается совсем другой: вместо заказанного папой парадного портрета, Тициан изображает ненавидящих друг друга людей, не скрывающих свои истинные чувства, полную интриг атмосферу, которой пронизан весь папский двор.  На этом отношения папы и художника заканчиваются.

«Портрет Павла III», 1543 г.

Примерно в этот период, Тициан знакомится с Микеланджело – другим любимцем папского двора в зените своей славы. Оба мастера испытывают взаимное уважение и восхищаются работами друг друга. И, хотя Микеланджело и критикует свойственную Тициану технику рисунка, пальма первенства в искусстве портрета безоговорочно принадлежит Тициану.

Тициан всю жизнь испытывает безоговорочное восхищение работами непревзойденного Микеланджело — росписи Сикстинской капеллы, «Страшный суд» производят на него огромное впечатление. Кажется, что его собственные работы недостаточно хороши и требуют переделки. После знакомства с Микеланджело, полотна Тициана наполняются новыми смыслами и поиском новой манеры — более совершенной и отточенной.

В 1548 (художнику почти под 70) Тициан едет в Германию по приглашению императора Карла V: последний император священной римской империи, официально коронованный Римом, крупнейший европейский политический деятель, реформатор, объединивший огромные земли на территории Франции, Германии, Испании, Италии — этот могущественнейший из людей своего времени давний заказчик и поклонник художника. Своим благосостоянием и репутацией мастер во многом обязан Карлу V, история взаимоотношений короля и мастера насчитывает чуть меньше десятка картин, среди которых множество выдающихся портретов императора.

Во время этой поездки Тициан создает конный портрет Карла V. Этот образ Карла – соединение полноты огромной власти, сосредоточенной в руках у монарха и человеческого одиночества, подчеркнутого безлюдным пейзажем и растворяющимися в бесконечности далями.  

«Конный портрет Карла V», 1545-1548 г.

Император испытывает к Тициану неподдельную личную симпатию и уважение, известна такая легенда: однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». Добрые чувства, которые сам художник испытывает к коронованному заказчику, очень хорошо иллюстрирует  последний портрет императора, проникнутый печалью и тонким психологизмом.

Карл изображен на фоне унылого безлюдного пейзажа, от которого веет зимней стужей. Император сидит в кресле в партикулярном черном одеянии с тростью. Ему зябко, одна рука в перчатке. Сочный красный цвет напольного покрытия еще сильнее выщеляет черноту одежды и головного убора. В отличие от героического образа во всеоружии на коне, император показан во власти дум и тихой грусти.

«Портрет Карла V в кресле», 1548 г.

Сын и наследник Карла V, испанский король Филипп II, также становится преданным почитателем и поклонником таланта художника.

Их знакомство начинается с парадного портрета, написанного Тицианом для представления будущей невесте Филлипа — Марии Тюдор.

У Филиппа не очень привлекательная внешность — невыразительное вялое лицо с выделяющимися крупными белками глаз, укороченный торс на тонких ногах, чрезмерно длинные руки.

Однако художнику удается показать  благородство и внутреннюю силу наследника императора. На нем полукираса с золотой насечкой и богатый костюм. Выдвинутая немного вперед фигура принца преисполнена легкости, а во взгляде, обращенном к зрителю, чувствуются воля и незаурядная решимость. Льющийся слева свет освещает слегка повернутое лицо и тонкие в светлых чулках ноги с непомерно большими ступнями. Блики света рассеяны на металлических доспехах и малиновой скатерти стола. Понимая, что портрет должен завоевать сердце разборчивой английской королевы, поэтому по моде тех лет постарался подчеркнуть в костюме молодого наследника и жениха весьма фривольную деталь, говорящую о его мужском достоинстве. 

«Портрет Филиппа II Испанского», 1551 г.

В дальнейшем по заказу Филиппа II Тициан написал целую серию выдающихся полотен на мифологические сюжеты.

С 1554 по 1562 он создал семь полотен по «Метаморфозам» Овидия: знаменитая «Даная», «Венера и Адонис», «Диана и Актеон», «Смерть Актеона» «Диана и Каллисто», «Персей и Андромеда» и «Похищение Европы».

Картины считались настолько откровенными, что в присутствии дам их закрывали занавесью. К концу жизни отношения с Филиппом у художника разладились из-за многочисленных неоплаченных работ мастера.

«Даная», 1554 г.

Последний период творчества мастера отличает большая противоречивость. В работах Тициана соединяются эмоциональное напряжение и внутреннее спокойствие, яркий колоризм и монохромность, беспорядочная техника письма и строгая композиция.

 Перед лицом приближающейся смерти, художник испытывает подлинное вдохновение и небывалый всплеск творческой энергии. Это годы горьких утрат, тягостных раздумий и разочарований.

Тициан использует новую технику: поверхность холста покрывается красочной массой, которая служит основанием для дальнейшей работы. Затем, окуная кисть то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывает рельеф освещенных участков…

По мере обнаружения не соответствующих замыслу деталей, он действует как заправский хирург, безжалостно удаляя опухоли, отрезая лишнее мясо и вправляя руки и ноги… Затем повторными мазками мастер доводил фигуры до состояния, когда, казалось, им недоставало только дыхания.

Последние ретуши наводятся мягкими ударами пальцев, сглаживая переходы от ярких бликов к полутонам. Иногда теми же пальцами художник наносит густую тень или лессирует красным тоном, точно каплями крови, дабы оживить расписанную поверхность… К концу жизни он пишет только пальцами.

Это время создания настоящих шедевров – «Положение во гроб» (1559), «Благовещение» (около 1564-1566), «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560-1565), «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1569-1571), «Св. Себастьян» (около 1570), «Коронование терновым венцом» (около 1572-1576), «Пьета» (середина 1570-х).

«Пьета», 1576 г.

В 1575 году в Венеции начинается эпидемия чумы.

Тициан, до последнего оставаясь в своей мастерской и не желая покидать охваченный болезнью город, умирает 27 августа 1576 года, заразившись чумой от своего сына. Его находят на полу мертвым с кистью в руке.

В знак уважения к великому мастеру, тело Тициана не сжигают, в соответствии с традициями, а хоронят в венецианском соборе Санта Мария Глориоза дей Фрари.

при использовании материалов http://titian.ru/mahov.php

Источник: https://izobragarium.livejournal.com/1920.html

Ссылка на основную публикацию