Описание картины жоржа сёра «пудрящаяся женщина»

Художник Жорж-Пьер Сёра

 Творческая деятельность Жоржа Сёра насчитывает менее десяти лет: он родился в 1859 году, а в марте 1891 года он внезапно кончался в возрасте тридцати одного года. Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи.

  Жорж Пьер Сёра  (Seurat Georges) родился в Париже 2 декабря 1859 года в зажиточной, но несколько необычной семье. Его отец, Антуан Кризостом, был министерским чиновником.

Рано выйдя в отставку, он большей частью жил один в своем втором доме в Ренси, под Парижем.

В погребе дома Антуан обустроил молельню, где отдавал дань своей набожности, совершая богослужения (с садовником в качестве служки).

 Жорж видел отца только по вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу семьи и «исполнять супружеские обязанности». Между ними не было особой близости, что не помешало сыну унаследовать отцовские черты характера — замкнутость, независимость и скрытность.

 В детстве Сёра ничем не отличался от своих сверстников. Чуть повзрослев, заинтересовался искусством.

В местной школе живописи под руководством скульптора Жюстена Лекьена он осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и репродукции с картин старых мастеров.

У Лекьена он нашел себе первых друзей. Ими стали Эдмон Аман-Жан и Эрнест Лоран, позже получившие известность как художники-символисты.

 В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств. Здесь он учился у Анри Лемана. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, -это может многое сказать о его педагогических приоритетах. По сохранившимся студенческим работам Сёра тоже видно, как старательно молодой художник копирует линейную манеру Энгра.

При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. В 1879 году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнами Моне и Дега. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам.

Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.

 Голова девушки 1879

 Свободой художник наслаждался недолго. Вскоре его призвали на военную службу, и весь следующий год Сёра провел в 119-м пехотном полку, расквартированном в портовом Бресте. Служба оставляла время для досуга, и он продолжал настойчивые штудии, совершенствуя свое мастерство рисовальщика.

 В ноябре 1880 года Сёра демобилизовался и возвратился в Париж. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. О самой работе нам мало что известно, потому что до 1883 года Сёра не выставлялся.

Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен.

Материальная поддержка со стороны родственников позволяла художнику спокойно доучиваться по собственной программе, не думая о куске хлеба.

 Поначалу Сёра вплотную занялся рисунком. Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. Период 1881-82 годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре. В эти же годы Сёра написал несколько портретов. Один из них («Портрет Аман-Жана»), выставленный в Салоне 1883 года, удостоился сдержанных похвал.

Камнедробильщики 1883

  Помимо живописи, Сёра много читал, жадно интересуясь новейшими теориями и открытиями в области оптики и стараясь проследить, как использовали законы оптики старые мастера. В частности, он внимательно изучил творчество Эжена Делакруа (1798-1863). В 1850-х годах Делакруа экспериментировал с цветом — наносил параллельными мазками чистые дополнительные цвета, не смешивая их друг с другом.

 Молодой Сёра предпочитал писать не на холсте, а на деревянных досках, делая небольшие этюды маслом. В 1883 году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне.

Видимо, сыграл свою роль и тот факт, что Аман-Жан и Лоран, вместе с которыми он начинал как художник, уже успели не без успеха выставить свои картины в Салоне. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа.

Эти места привлекали многих импрессионистов -отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд.

Купание в Аньере

  На «Купание в Аньере» Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых).

Вскоре состоялась его выставка, где Сёра, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике. В отзывах о выставке царил разнобой.

Один из критиков даже назвал работы «независимых» «неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными». И все равно Сёра был счастлив. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.

  После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». Посещая их собрания, он тихо сидел в сторонке, посасывал свою трубку и наблюдал за происходящим. Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании.

Наиболее яркой личностью в ней был Поль Синьяк, художник-самоучка, выросший на традициях импрессионизма. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» (или — «дивизионизму») Сёра. Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал новаторские идеи Сёра.

И в немалой степени именно благодаря его усилиям Сёра впоследствии признали основателем нового течения в живописи.

Точка.
Точка. Рядом точка.
Вышел облака кусочек.
Синий цвет на землю тенью
Лег в среде земных растений.
Точки в небе.
Точки в почве.
Точки в солнце,
В черной ночи.
Этот радостный «Канкан»
— Был художник, видно, пьян.
Он игру придумал эту.
Сам судьбу свою сыграл.

Стал поэтом средь поэтов —
Точкой жизнь нарисовал.
Рвутся связи.
Рвутся нити.
Все друзья ушли в обитель,
Где нет красок,
Нет кистей
Для разлития страстей
По холсту
И на палитре,
Нервной нотой на пюпитре
Точка в точке расцвела.

Оказалось —
Жизнь прошла…Александр Макаренков

Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт

  Тем временем сам художник приступил к работе над еще одним большим полотном: «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт». Он писал картину на маленьком островке рядом с Аньером — как всегда, очень тщательно и методично. На ее создание художник потратил почти два года. В 1886 году Сёра показал свой шедевр на восьмой (и последней) выставке импрессионистов.

  «Гранд-Жатт» произвел форменный фурор. Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы». Это положение развил Феликс Фенеон.

Фенеон стал подарком судьбы для Сёра — он лучше других понял значение его поисков в контексте всей истории живописи. Фенеон писал, что старое течение (импрессионизм) исчерпало себя, и на смену ему приходит новая волна художников, названных им неоимпрессионистами.

Лидером и душой неоимпрессионистов критик «назначил» Сёра. Тут, на его взгляд, и спорить было нечего.

  Триумфальное шествие полотна «Гранд-Жатт», между тем, продолжалось.

Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке «Группы двадцати», собравшей бельгийских художников-новаторов.

Синьяк писал: «Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой успех для нас. Картину Сёра невозможно было рассмотреть, ее всегда окружали тучи зрителей».

Белая собака 1884-1885

  Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать «пуантилистскую» манеру Сёра. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, — вызывало ревность. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех «товарищами».

Поле люцерны в Сен-Дени 1885-1886 Мост в Корбевуа1886-1887 Парад-алле 1888Воскресенье в Порт-ан-Бессен 1888 Эйфелева башня 1889Пудрящаяся женщина1889-1890

Читайте также:  Описание картины константина сомова «зима. каток»

  Скрытность Сёра распространилась и на его личную жизнь. В 1888 году он влюбился в белошвейку Мадлен Кноблох. Сёра скрывал роман и от друзей, и от родных. В феврале 1890 года Мадлен родила мальчика. Сёра дал ему имя, зеркально отражавшее его собственное, — Пьер Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали.

  В марте 1891 года художник заболел во время подготовки к очередной выставке Общества независимых. Буквально за три дня Сёра «сгорел» — как предполагается, от менингита. Похоронили его в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез.

 Цирк1890-1891   В последних произведениях Сёра еще больше чувствуется стремление к синтетизму и стилизации. Упругая гибкость криволинейных силуэтов свидетельствует о влиянии модерна.

Жорж Сера: Landscape with a Boat.

Жорж Сера: Seurat Port-en-Bessin- Entrance to the Harbor, 1888,

Жорж Сера: Seurat The Eiffel Tower, 1889

Жорж Сера: Seurat The Seine at Courbevoie, 1885

Жорж Сера: Seurat The Seine at Le Grande Jatte, 1888

,

Жорж Сера: Seurat Boats, Low Tide, Grandcamp

Жорж Сера: Seurat Entrance to the Port of Honfleur

Жорж Сера: Seurat Georges The Bec du Hoc at Grandcamp Sun

Жорж Сера: Seurat The Channel at Gravelines, Evening, 1890
Жорж Сера: Seurat End of the Jetty, Honfleur, 1886,

188132 x 40Холст, маслоНью-Йорк. Частное собраниеПуантилизм (дивизионизм)

Анжелика у скалы

1878 

Улица Сен-Винсент, Монмартр, Весна

1883-1884

Рисунки

После возвращения из армии Сёра в течение нескольких лет оттачивал свое искусство рисовальщика. Он делал множество набросков и эскизов к картинам, есть у него и самостоятельные рисунки. Художник очень любил сочетание черной пастели с бумагой «мишле». Пастель он предпочитал, потому что она не крошилась, а бумагу «мишле» ценил за ее фактуру.

Если нанести на такую бумагу тонкий слой пастели, сквозь краску будет проступать белая сетка. 
На лучших рисунках Сёра нельзя рассмотреть ни линий, ни контуров. Этого художник добивался за счет втирания пастели в бумагу или нанесения разнонаправленных пересекающихся штрихов.

Очень часто изображенные Сёра фигуры находятся в каком-то странном, загадочном окружении, что является данью очень модному в то время символизму.

Сёра, Жорж
Античная голова
Около 1875
310 x 240 мм
Уголь на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Сэмюелс
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Античная статуя: Сатир с козой
Около 1877
636 x 484 мм
Уголь на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Розенберг
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Обнаженный
Около 1877
213 x 118 мм
Перо и коричневыe чернила на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Женщина с ребенком
Около 1880-1881
159 x 102 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Льюит
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Полулежащая женщина
Около 1880-1881
180 x 230 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Вуднер
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Мужчина возле дерева
1884-1885
615 x 475 мм
Соус на бумаге
Вупперталь. Музей фон дер Хейдт, Собрание графики
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Стоящая мoдель
Около 1887
297 x 225 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Музей Метрополитен, Отдел рисунка
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Портрет Поля Синьяка
1890
345 x 280 мм
Соус на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Маленький Форт Филипп
1890
220 x 280 мм
Соус на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Райский концерт
1887
297 x 229 мм
Соус на бумаге
Амстердам. Государственный музей (Рейксмузеум) Крёллер-Мюллер
Неоимпрессионизм
Франция

Ужин. Портрет отца (Жорж Пьер Сёра)

Жорж Сера: Seurat Woman Seated by an Easel, ca 1884-88

Жорж Сера: Seurat Georges Castle in park Sun

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43821605314/next

Сёра Жорж (1859 — 1891)

Сёра Жорж

Жорж Сёра — основоположник и главный представитель течения неоимпрессионизм — недолгого продолжения и логического завершения импрессионизма. Он родился в 1859 году в Париже. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка, посещал Школу изящных искусств, копировал произведения Энгра и античную скульптуру.

Большое влияние на его становление оказало творчество Рембрандта и Франсиско Гойя. Много времени он отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу.

Он выработал особый систематизированный точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова «пуант» — точка).

Первые картины его были выставлены на официальнои салоне в 1883 году на Первой выставке «Группы независимых». Здесь он познакомился в 1894 году с Полем Синьяком, который горячо поддержал Сёра в его художественных поисках. Вместе с Синьяком Жорж Сёра разработали новую технику живописи — пуантилизм.

Цветовые сочетания в его картинах основаны на точном оптическом анализе и тщательно выстроенной линейной композицией. В картинах Сёра есть близкое импрессионизму трепетное ощущение света и чувства массы.

Однако общий принцип строгой регуляции точек, из которых создается иллюзия предметной формы лишь на расстоянии, в расчете на восприятие человеческого глаза, придал всем произведениям неоимпрессионистов некую одинаковость.

Как обычно, при жизни творчество Сёра не было оценено в должной мере. Умер Жорж Сёра молодым, в возрасте 32 лет от тяжелой инфекции.

Преграда (1882)

Женщины на берегу

Заросший склон (1881)

Лошадь в упряжке (1883)

Цветная юбка (1884)

Вечер на острове Гранд — Жатт (1885)

Купальщики в воде (1883)

Канал в Гравелине (1890)

Цирк (1891)

Парад — алле (1881)

Пара (1884)

Пудрящаяся женщина (1888 — 1889)

Перед нами портрет Мадлен Кноблох, написанный зимой 1888-1889 года. Эта ничем на примечательная женщина растопила сердце художника, который даже для близких друзей оставался больше художником, чем просто человеком. Влюбленность заставила Сёра сосредоточить все усилия в новом для него жанре, и он рисует Мадлен, пудрящуюся за маленьким туалетным столиком с изогнутыми ножками.

Надо сказать, что это была весьма неожиданная подруга для такого интеллектуального человека, как Сёра.

Она была его полной противоположностью и, несмотря на яркую красоту, обладала довольно посредственным умом.

Все подчеркивает ее сущность: мощная шея, округлые плечи и пухлые руки, набухшие груди, выпирающие из тесного корсета. Она сама плоть, тогда как тяжеловатые черты лица лишены всякой одухотворенности.

Изображенные также на картине стол и стоящее на нем овальное зеркало с розовой лентой отличаются дурным вкусом, но благодаря мастерству художника приобретают яркий декоративный эффект.

Интересно, что в первоначальном варианте Сёра поместил и себя на заднем плане, как отражение в зеркале, висящем на стене. Он показал картину одному из своих друзей, и тот, ничего не зная о Мадлен, предположил, что автопортрет может вызвать насмешки. Тогда в отражении зеркала художник поставил горшок с цветами.

Сена у Курбевуа (1885)

Эйфелева башня (1889)

Источник: http://cvetamira.ru/syora-zhorzh-1859-1891

Жорж сера (2.12.1859-1891)

Автор: cocktail at воскресенье, 4 декабря 2011 г.

Французский художник Жорж Сера вошел в историю живописи как основатель 

течения неоимпрессионизма (пуантилизма). Художник изучал научные аспекты восприятия света и цвета и разработал на их основе живописную технику письма мелкими точечными мазками.

В глазах зрителей, находящихся на некотором расстоянии от картины, мазки сливались, образуя яркое красочное полотно. Увы, в те времена, когда Сера изучал свои законы цвета, были очень тяжелыми для импрессионизма. Течение затухало.

Среди стариков шла борьба за право называться первооткрывателями. Один критик написал, что именно Сера и его последователи, Синьяк и кавалерист-художник Дюбуа-Пйлье, являются авангардом импрессионизма.


Эдгар Дега, прочитав эту статью, заявил:
— У них не импрессионизм, а пуантилизм. Он не воспринимал  письмо мелкими точечными мазками, называя их клопиными точечками.

 Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт

НЕ ТЕ АКЦЕНТЫ

На первой прогремевшей картине Сера “Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт” все отмечали статичность фигур. — Это египетская фантазия! Парад фараонов! — писали одни критики.

— Халтурные манекены, деревянные куклы, выставка игрушек из Нюрнберга! — подхватывали другие. Сера только удивился: — Что они так разволновались? Подумаешь, фигуры! Ведь это живопись, а не театр.

Главное — что все написано по-научному.

Эйфелева башня

УСТАРЕВШИЕ ВЗГЛЯДЫ

Сера однажды решил показать свою картину старику-художнику из академистов.- Что-то у меня с глазами. Староват я стал. Не вижу, — добродушно заскрипел старичок.- Вам не нравится? — высокомерно спросил Сера.- Не то чтобы…

Все кажется, будто точками нарисовано.- Так и есть!- Точками??? Это зачем? — старичок рассердился.

— Это, знаете, как будто мухи разных красок наелись, переварить не смогли и вывалили на ваш холст — где придется!

Лодки в Гранкане

И ПОЛЕЗНО, И ПРИЯТНО

Сера рисовал эскизы для картины “Лодки в Гранкане”. Начал он ранней весной, и за время работы уже выросла трава. Как-то Сера взял с собой на этюды одного молодого художника. Они шли по берегу реки прогулочным шагом, любуясь красотами.

— Смотрите, как зеленые верхушки деревьев приобретают розовый ореол на фоне серого неба! — показывал юноше Сера.Наконец они дошли до той излучины, где стояли лодки — “натурщики” Сера.- А здесь, смотрите, как разрослась трава на берегу, — грустно показал мэтр пуантилизма, — невозможно писать, все загораживает.

Юный почитатель его таланта сразу все понял и подрезал траву.

Купание в Аньере

НЕГАДАННОЕ ПРОРОЧЕСТВО

Камиль Писсарро увлекся пуантилизмом и стал убеждать Эдгара Дега, что работы Сера открывают новое направление в живописи. Разговор происходил на очередной выставке Салона Независимых. Дега скептически усмехался.

Наконец, желая покончить со спором, он ехидно спросил, указывая на первое попавшееся полотно: — Да? Ну если так, то вот он станет художником будущего! То была картина Таможенника Руссо, которого тогда никто не признавал, а все импрессионисты считали просто дурачком.

Цирк

НАУЧНАЯ КОРРЕКТУРА

Эмиль Золя написал роман про художников “Творчество”. Очень многих возмутило, что автор явно осуждает главного героя, прототипом которого был друг Золя, Поль Сезанн. Золя писал про бесплодность поисков Сезанна. Всех возмутило это, а Сера только заметил своему другу и последователю Синьяку: — У него есть строки, написанные с нарушением цветовых законов.

Вот: “Красный цвет знамени переходит в фиолетовый, потому что он выделяется на фоне голубого неба”. Ретивый Синьяк тут же написал письмо Золя. Писатель прислушался. В следующем издании романа стояло: “Красный цвет знамени блекнет и чернеет, потому что он выделяется на фоне голубизны неба, дополнительный цвет которого, оранжевый, сочетается с красным”.

Натурщицы

СТРОГИЙ ОТЗЫВ

Брат художника Сера Эмиль писал пьесы. Но Жорж мало когда обращал внимание на людей, его окружавших. Когда его спросили, а чем занимается его брат, он задумчиво ответил: — Не могу сказать. — Да ведь он драматург! — объяснили ему. — Да? Он всегда любил прифрантить, — заметил Сера. Все, кроме живописи, казалось ему никчемным.

 Парад

(Сера обожал карнавалы и цирковые представления, ставшие темой нескольких его картин. На этом знаменитом полотне изображен парад в цирке Корви. Парадом назывались небольшие интермедии, разыгрываемые артистами перед входом в цирк

с целью привлечения зрителей.)

ВЕРНЫЙ АПОСТОЛ

У Сера начисто отсутствовало воображение. Поэтому он мог писать только то, что видел, и для него всегда было большой проблемой найти то, что он мог написать так, как хотел.

Слава Богу, что его ближайший друг и последователь Поль Синьяк был заядлым любителем лодочных путешествий. Он всегда по весне проплывал ближайшие к Парижу реки, а после привозил мэтра к найденным красотам.

В результате практически ни на одной из своих картин Сера не погрешил против мельчайших подробностей пейзажа.

Пудрящаяся женщина

СЕМЕЙНЫЕ ТАЙНЫ

Однажды Сера влюбился в некую Марию Кноблох, которая впоследствии стала его женой.Это была полногрудая, болтливая и глупая женщина, любившая разные безвкусные безделушки. Трудно было представить себе существо, более несовместимое с молчуном-интеллектуалом Сера.

Художник изобразил ее в картине “Пудрящаяся женщина”: вместе с туалетным столиком с изогнутыми ножками и овальным зеркальцем, украшенным розовой лентой. Он даже решился изобразить себя — в отражении зеркала.

Один его знакомый, увидев картину в таком виде, заметил:- Ваш автопортрет в подобном обрамлении может вызвать насмешки, — сказал он, не зная, кем приходится художнику изображенная женщина.

Сера не только стер себя, но и сделал выводы на будущее.

И почти до самой смерти художника только двое-трое из его многочисленных знакомых знали, что он не только женат, но и имеет сына.

Источник: http://cocteil.blogspot.com/2011/12/2121859-1891.html

Еще материалы по теме: Постимпрессионизм. Анри Тулуз-Лотрек Постимпрессионизм. Поль Гоген Постимпрессионизм. Винсент Ван Гог Постимпрессионизм. Поль Сезанн Неоимпрессионизм Импрессионизм

Неоимпрессионизм (франц. neo-impressionnisme) — течение в живописи, возникшее во Франции около 1885, когда его главные мастера, Ж. Сера и П. Синьяк, разработали новую живописную технику дивизионизма.

Событием последней выставки импрессионистов в 1886 г.

стали не картины уже известных публике мастеров, а полотно «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» молодого художника Жоржа Сёра, приглашённого Камилем Писсарро.

Новое течение в живописи, которое представлял Сера, вначале причислили к импрессионизму, а позднее назвали неоимпрессионизмом, пуантилизмом и дивизионизмом.

В книге «От Эжена Делакруа к неоимпрессионистам», посвященной памяти Жоржа Сёра и опубликованной в 1899 г., живописец Поль Синьяк писал: «Неоимпрессионистами называются художники, которые ввели и начиная с 1886 года развивали технику так называемого разделения, пользуясь приёмом оптического смешения тонов и цветов.

Эти художники, которые придерживались неизменных законов искусства: ритма, чувства меры и контраста, пришли к новой технике, желая достигнуть наибольшей силы света, колорита и гармонии, что им казалось невозможным ни при каком другом способе… Их метод, подвергшийся такому осуждению, — это метод традиционный и логично вытекает из прошлых методов…

живопись неизбежно должна была к нему прийти после метода импрессионистов».

       Жорж-Пьер Сёра
         Georges Seurat

Главными представителями неоимпрессионизма были Жорж Сёра и Поль Синьяк. Жорж Сёра (1859— 1891) происходил из среды парижских буржуа.

Закончив Школу изящных искусств, он предложил Салону в 1884 г. своё первое большое (два на три метра) полотно — «Купание в Аньере» (1883—1884 гг.).

Художник стремился к идеальной красоте, гармонии линий и тонов, возвышающей простое событие до ритуального действа. Отвергнутое Салоном, полотно было выставлено в «Салоне независимых» и стало первым значительным произведением Сёра.

В течение двух следующих лет Сёра работал над полотном «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» (1884 г.).

Множество рисунков с натуры и живописных эскизов запечатлели поиски моделей и пейзажа. Законченная работа, впервые показанная на восьмой выставке импрессионистов, вызвала недоумение, восторг и споры. Главное отличие этой картины от «Купания в Аньере» было в изменившейся манере письма.

Написанная мелкими мазками, она словно выткана из огромного количества оттенков. Все фигуры расположены лицом к зрителю или в профиль. Позы скованны, лица не видны, однако бросаются в глаза детали: обезьянка, собачки, зонтики, трости, трубка и сигара.

Застывший, словно по мановению волшебной палочки, пейзаж окружён странным, нереальным воздухом.

Жорж-Пьер Сёра. Крестьянин с мотыгой

«Порт-ан-Бессен, воскресенье» 1888 Музей Кроллер-Мюллера, Оттерло

«Сена у Курбевуа» 1885, Собрание Кашен-Синьяк, Париж, Франция
«Пудрящаяся женщина» 1888-1890


«Канкан» 1889

«Цирк» 1890-1891

В последующие шесть лет Сёра показал одну за другой несколько картин, отметивших этапы развития созданного им течения. «Натурщицы» (1886—1888 гг.) — большое полотно, на котором изображены три натурщицы в разных позах.

Композиция статична, а цветовое решение картины построено на основе дивизионизма: поверхность покрыта маленькими пятнышками краски чистых тонов.

В отличие от импрессионистов Сёра переносил на холст не мгновенное впечатление от увиденного; цирковые артисты и зрители объединены в целостную, тщательно продуманную композицию.

Жорж Сёра внезапно умер через девять дней после открытия Салона. За несколько лет творчества он собрал вокруг себя маленькую группу единомышленников и поклонников. Самым рьяным его приверженцем стал Синьяк. С ним связано дальнейшее существование неоимпрессионизма. Этот художник был его пропагандистом, написал несколько статей и до конца жизни остался верен его принципам.

Поль Синьяк (1863—1935) был родом из состоятельной семьи. Он рано начал заниматься живописью, увлёкся импрессионизмом. Синьяк одновременно с Сёра выставил в «Салоне независимых» пейзажи, написанные в импрессионистической манере. Знакомство художников положило начало неоимпрессионизму.

После посещения в 1879 Четвертой выставки импрессионистов и выставок Моне (в 1880 и 1883), произведших на него сильное впечатление, Синьяк начинает всерьез заниматься живописью, подражая импрессионистам. Энергичный и общительный, он в 1884 принимает деятельное участие в организации Общества независимых художников, девиз которого: «ни жюри, ни наград».

Знакомится с Сёра и с энтузиазмом воспринимает его стремление сочетать открытия импрессионистов с научнообоснованными закономерностями взаимоотношения цвета и света. Становится пропагандистом и теоретиком идей «неоимпрессионизма», основанного на научных открытиях XIX в. в области теории цвета, гармонии и т. д. Изучает труды Э. Шеврейля, Г. Л. Ф.

Гельмгольца и др.

Удостоверившись в том, что звучность и яркость цвета усиливается в том случае, когда краски не смешиваются друг с другом на палитре, а, наложенные на холст мелкими мазками, дают нужный тон, оптически сливаясь в глазу зрителя, художники начинают писать раздельными точками чистого цвета.

Отсюда другие названия подобного художественного метода — «пуантилизм» (от франц. point — точка) или «дивизионизм» (от франц. division — разделение).

В 1886 Синьяк показывает 18 работ на Восьмой, последней, выставке импрессионистов, выставляется в Салоне «Общества независимых» (бессменным председателем которого он был с 1908).

Поль Синьяк. Сен-Бриак. Крест моряков

От полотен, выполненных под впечатлением произведений импрессионистов (Сен-Бриак.

Крест моряков, 1885, Париж, частное собрание; Сена в Аньере, 1885, Париж, частное собрание), Синьяк с 1886 переходит к пуантилистической технике (Резервуары для газа в Клиши, 1886, Мельбурн, Нац. галерея; Анделиз.

Купальня, 1886, Париж, частное собрание), добиваясь удивительной свежести цвета, ощущения трепета жизни, мерцающих струящихся вод, зыбких отражений в воде и скользящих теней.

Мазки чистого красящего пигмента разнообразны по размеру и форме, по густоте слоя, все это придает цветовой фактуре выразительность и живописность.

Особенно хороши пейзажи Синьяка, пишет ли он царственно-прекрасную сосну, игольчатая крона которой и красный ствол пламенеют в лучах заходящего солнца, переливаясь всеми цветами спектра (Сосна в Сен-Тропезе, 1909, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С.

Пушкина), или наполненные воздухом и светом марины.

Художник мастерски передает тончайшие оттенки лучезарно-голубого, светлеющего к горизонту неба, бесконечно подвижную, искрящуюся разноцветными бликами и рефлексами стихию воды, паруса, надутые ветром, изменчивые, неуловимые очертания облаков.

Песчаный берег моря, 1890, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Все исполнено красоты и увидено глазами живописца, влюбленного в жизнь (Песчаный берег моря, 1890, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Тартаны, разукрашенные флагами, 1893, Вупперталь, Гор.

музей; Красный буй, 1895, Париж, музей Орсе; Сен-Тропез, 1897, Сен-Тропез, Музей Аннонсиад; Папский дворец в Авиньоне, 1900, Париж, музей Орсе; Константинополь. Ени-Джани, 1909, Брюссель, частное собрание; Порт Роттердама, 1907, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена; Марсельский порт, 1907, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).

В пейзаже Синьяк непосредственнее и искреннее, чем в фигурных композициях, где его живописный темперамент в большей степени скован программными установками и теориями.

Завтрак (1886—1887, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер

Фигуры людей в картине Завтрак (1886—1887, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер) кажутся навеки застывшими в своих позах, здесь все неподвижно, даже свет и воздух, и само время словно остановилось.

Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном тактами и углами, тонами и красками . 1890—91

Напротив, Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном тактами и углами, тонами и красками (1890, Нью-Йорк, частное собрание) — так подписал его автор, исполнен динамики завихряющихся орнаментальных узоров (Фенеон — критик, выступавший в защиту многих художников-новаторов и написавший статью о Синьяке в 1890). Портрет Фенеона свидетельствует об интересе Синьяка к проблемам монументально-декоративного искусства. Художник много путешествовал, посетил Голландию, Италию, Россию. Работал в литографии, акварели.

Женщины у колодца . 1892

Он был неутомимым тружеником, и даже последние его произведения исполнены необыкновенной свежести и живописного мастерства (Канал Сен-Мартен, 1931—1933, Париж, частное собрание).

Канал Сен-Мартен, 1931—1933, Париж, частное собрание

Французские неоимпрессионисты и их последователи (Т. ван Рейселберге в Бельгии, Дж. Сегантини в Италии и др.

), развивая тенденции позднего импрессионизма, стремились приложить к искусству современные открытия в области оптики, придав методичный характер приемам разложения тонов на чистые цвета; одновременно они преодолевали случайность, фрагментарность импрессионистической композиции, прибегали в своих пейзажах и многофигурных картинах-панно к плоскостно-декоративным решениям.

Отойдя от импрессионизма, неоимпрессионизм превратился в художественное течение, отразившее одну из сторон творческих поисков конца XIX в. Интеллектуальность и новый подход к технике живописи не только превратили его в значительное явление искусства, но и позволили ему влиять на художественную жизнь начала XX столетия.

Тео ван Рейссельберг. Мужчина в шторм (Предполагаемый автопортрет) 1892 г.


Тео ван Рейссельберг Портрет Матильды Верикен, мадам Октавия ван Рейссельберг 1891 г.

Тео ван Рейссельберг. Прогулка Женщины на пляже 1901 г.

Тео ван Рейссельберг Маленькая Дениза 1889 г.                      Тео ван Рейссельберг Портрет Алисы Сете 1888 г.

Дж. Сегантини. Натюрморт с овощами. 1886 г.
Дж. Сегантини. Девушка у источника
Дж. Сегантини. Купальщица
Дж. Сегантини. Богиня любви

Источники:

http://smallbay.ru/

http://www.bibliotekar.ru/

http://dic.academic.ru/

http://territa.ru/
http://pintura.aut.org/

Источник: http://nik191-1.ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_iskusstva/neoimpressionizm/10-1-0-4237

Ссылка на основную публикацию