Описание картины джованни беллини «моление о чаше»

Журнал — Интернет-журнал «Филолог» — 1540470329

Главная > Выпуск № 11 > Евангельские сюжеты в зеркале искусства: Моление о чаше

Галина Толова

Евангельские сюжеты в зеркале искусства

Ты вечно новой, век за веком, За годом год, за мигом миг, Встаешь – алтарь пред человеком,

О Библия! о книга книг!

В.Я.Брюсов

После Тайной вечери Христос, исполненный предчувствий, отправился с учениками в Гефсиманский сад. Этот момент запечатлел на своей картине Н.Ге.

Николай Ге. 19 век

То, что мы называем садом, в те времена было долиной у подножия Елеонской горы. Сегодня там, действительно, сад, совсем небольшой, но в котором сохранилось несколько очень старых оливковых деревьев, считается, что им 2 тысячи лет.

Здесь, взойдя на камень, Иисус предавался молитве, в то время как его ученики погрузились в сон. Молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, или моление о чаше, описана в Евангелиях.

«Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Евангелие от Луки, 22:40-46).

Евангельские описания различаются в деталях, например, Матфей и Марк обращают внимание на троекратную молитву Христа и троекратное обращение к апостолам.

«Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.

И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников.

Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня» (Евангелие от Марка, 14:33-42).

Однако различия не влияют на суть излагаемого сюжета, но предоставляют художникам, к нему обращающимся, вариативные возможности.

Фра Беато Анжелико. 15 век Джорджо Вазари. 16 век
Франсиско Гойя. 19 век Генрих Гофман. 19 век
Эль Греко. 17 век Федор Бруни. 19 век

Сюжет моления Иисуса в Гефсиманском саду, по сути, демонстрирует двойственную природу Христа: божественную и человеческую. Божественная сущность влекла Иисуса к жертвенности, повелевала принять страдание и смерть «во имя всех». Плотская же, человеческая – находилась в страхе, отрекалась от страдания и жертвенности.

Данный сюжет весьма популярен в живописи в силу содержащихся в нем психологических и изобразительных возможностей. Одни художники традиционно следовали повествовательной линии: рисовали молящегося Христа и спящих учеников, окружали их любопытными бытовыми и пейзажными подробностями.

Сандро Боттичелли. 15 век

Джованни Беллини. 15 век

Других привлекало религиозно – духовное освещение сюжета, без лишних подробностей, отвлекающих от главного – образа Иисуса и идеи, которую он воплощает: идеи горячей молитвы, проникающей в ум и в сердце.

Михаил Нестеров. 19-20век

Николай Рерих. 19-20 век

Христова молитва имеет важное, можно сказать, основополагающее значение в аскетической практике борьбы с греховными помыслами.

Библейские толкователи считали, что дьявол вновь принялся искушать Иисуса, пытаясь отвратить его от добровольного принятия крестных страданий во имя человечества.

Пример Христа способствовал формированию молитвенных обычаев и ритуала: коленопреклонение, жестикуляция и т.п. Живописные изображения сыграли в этом не последнюю роль.

Денни Калверт. 17 век Рафаэль Санти. 16 век

И все же наиболее интересны произведения, в которых передано психологическое состояние Иисуса. Поставленные в ряд очень непохожие работы демонстрируют разнообразие чувств и переживаний Христа.

Педро Беругетте. 16 век Джованни ди Паоло. 15 век

Ганс Гольбейн младший. 16 век

Александр Иванов. 19 век

Растерянность – у Беругетте, мольбы о помощи – у ди Паоло, страх и надежда – у Гольбейна, отчаяние – у Иванова…

Трагическое одиночество –- вот главная тема «Моления о чаше».

С потрясающей силой выражена она в картине В.Перова.

 

Василий Перов. 19 век

Эта не слишком известная картина ассоциативно отсылает к «Гефсиманскому саду» Б.Пастернака:

Он отказался без противоборства, Как от вещей, полученных взаймы, От всемогущества и чудотворства,

И был теперь, как смертные, как мы.

Композиционно и семантически близка работе Перова картина Джеймса Тиссота. Однако выполнена она в обобщенно-символистском стиле, и художник трактует идею противостояния телесного и духовного иными изобразительными средствами.

Джеймс Тиссот. 19 век

Все стадии душевной борьбы Христа и его молений в Гефсиманском саду можно проследить в работах живописцев.

   Карл Блох. 19в.

«Отче, если это может Меня миновать – да минет!»

   Вильгельм Котарбинский.19в.

«Если не может миновать, Отче, пусть будет».

   Фридрих Овербек. 19в.

«Да будет воля Твоя…»

Сюжет моления о чаше, как и другие библейские сюжеты, нашел воплощение в поэзии. Из лучших в русской литературе – стихотворения Ивана Бунина «В Гефсиманском саду» и Бориса Пастернака «Гефсиманский сад» (из цикла стихотворений Юрия Живаго).

Источник: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_11_206

Джованни Беллини (Ок. 1430 — 1516)

04.07.2008

Публикации

Джованни Беллини был сыном основоположника венецианской ренессансной школы Якопо Беллини и младшим братом живописца Джентиле Беллини; с семьей Беллини был связан родственными узами один из ведущих мастеров Северной Италии Андреа Мантенья, женатый на Николозии, сестре Джентиле и Джованни и оказавший существенное влияние на творческое формирование последнего. Немаловажное значение для творческого становления Джованни имело знакомство с живописью Антонелло да Мессина, работавшего в Венеции в 1475—1476 годах и способствовавшего распространению здесь техники масляной живописи. Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа.

Моление о чаше. 1460

Необычно долгий творческий путь Джованни Беллини, дожившего до восьмидесяти шести лет, охватывает более шести десятилетий.

Оставленное им наследие включает более двухсот работ — монументальные алтарные картины, небольшие композиции на религиозные темы, портреты современников, аллегорические и мифологические композиции.

Вместе с братом Джентиле он выполнил серию монументальных настенных панно для зала Большого Совета Дворца Дожей, посвященных полулегендарным событиям венецианской истории: эти многофигурные композиции, подробно описанные в «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари, погибли в 1577 году во время пожара. В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле).

Долгий творческий путь Джованни Беллини отмечен существенной эволюцией его стиля — от написанных в более жесткой манере ранних работ до поздних картин, близких к величественному обобщенному стилю Высокого Возрождения. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность.

Это мастер гармонического склада, наделенный даром поэтического восприятия мира, тонким чувством его красоты, счастливой полноты физического и духовного бытия.

Он был наделен врожденным даром колориста; техника масляной живописи, к которой он перешел во второй половине 1470-х годов, позволила ему сообщать цвету глубину и полнозвучность, добиваться гармонии красочных сочетаний.

Та полнота жизни, которую излучают его картины, — это плод не только гармонического склада его таланта, его мироощущения, но и того, как он передает мягкими, чуть приглушенными красками зелень лугов, зеркальную поверхность вод, голубизну неба, какие полные гармонии красочные аккорды образуют тона одежд, оттеняющие нежность лиц его Мадонн и живую теплоту обнаженных прелестных младенцев.

Преображение. Ок. 1455

Гармонический строй дарования Джованни Беллини проявляется уже в ранних, отмеченных влиянием Мантеньи, композициях художника. Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — «Преображении» (ок. 1455, Венеция, Музей Коррер).

О любимых мотивах Мантеньи напоминает место действия — скала с плоской вершиной, спускающаяся подобными гигантским ступеням уступами к первому плану, где скудный покров почвы составляет россыпь камней и редкие кустики жестких трав.

Стоящие на плоской вершине скалы Христос и два апостола подобны величественным статуям; нарочито сложны и угловаты позы трех пробуждающихся от сна апостолов на одном из нижних уступов скалы.

И в то же время в композиции картины есть гармоническое равновесие: облик Христа и стоящих рядом с ним старцев величав и ясен, тона серебристо-белых одежд Христа и рубиново-красных и сиреневых одеяний старцев образуют полнозвучный, праздничный аккорд. Пейзаж, расстилающийся на заднем плане, ничем не напоминает каменистые пустыни в работах Мантеньи этого времени — к горизонту уходят зеленые луга, вьется сельская дорога, мерцает зеркальная гладь воды, легкая дымка облаков затягивает высокое небо.

Коронование Марии (Алтарь Пезаро) Ок. 1471—1475

Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок. 1471—1475, Пезаро, Городской музей). В этом алтаре еще сохраняется некоторая жесткость моделировки форм, характерная для ранних работ венецианского мастера.

В то же время в этой монументальной композиции впервые во всей полноте раскрывается присущее дарованию Беллини гармоническое начало.

Эта гармония не заключает в себе ничего умозрительного, она естественна, как бы сама собой рождается из плавных очертаний фигур склонившихся друг к другу Марии и Христа, восседающих на невысоком троне.

Эту гармонию подчеркивают прекрасно уравновешенные фигуры апостолов Петра и Павла слева от трона и Святых Иеронима и Франциска справа, хотя их позы и жесты отнюдь не являются зеркальными. Особенное очарование придает этой спокойной, ясной, полной гармонии композиции необычный для алтарной картины фон — пейзаж.

Великолепный трон, чуть приподнятый над уровнем украшенного мраморными плитами пола, и стоящие у трона святые предстают на фоне голубого неба, где в облаках порхают херувимы, а высокая спинка трона превращена Беллини в огромную мраморную раму, в просвете которой предстает написанный в мягких, чуть приглушенных тонах пейзаж города Пезаро с крепостью на вершине холма.

Cвятое Собеседование. Ок. 1487

Святое Собеседование (Алтарь Сан Джоббе). Ок. 1487

«Святые Собеседования» Джованни Беллини принадлежат к лучшим из алтарных композиций этого типа, созданным в Италии XV века. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. 1487, Венеция, Галерея Академии), очевидно, послужила созданная в Венеции Антонелло да Мессина алтарная картина, от которой сохранилось несколько фрагментов.

Но, следуя традиционной схеме решения таких композиций, Джованни Беллини вносит в нее чисто венецианскую праздничность. Великолепен архитектурный фон — огромная алтарная ниша с покрытым золотом мозаики сводом, тонкой каменной резьбой, украшающей пилястры, и трон, на котором сидит Мадонна.

Величав ее облик и жест благословляющей нас руки, прекрасны ангелы, музицирующие, сидя на ступеньках трона.

Но если в подобных композициях святые обычно неподвижно стоят у подножия трона в торжественных статичных позах, то у Джованни Беллини Святой Франциск патетически обращается к нам, стоящий рядом с ним Иов погружен в молитву, склоняет голову прекрасный обнаженный Святой Себастьян, погружен в чтение Святой Доминик; торжественный алтарный образ наполняет дыхание жизни.

Святое Собеседование (Алтарь Сан Дзаккарио). 1505

В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов.

В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование», и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа).

Эта композиция, не уступающая в размерах первому алтарю, пленяет полнотой жизни и естественностью персонажей. Мадонна тихо склоняет голову, стоящий на ее колене Младенец шаловливо перебирает ножками, в тихую задумчивость погружены стоящие у подножия трона святые.

В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина.

Она написана в свойственной поздним работам Беллини широкой живописной манере, дымка светотени смягчает очертания лиц, контуры очерченных широкими, плавными линиями фигур, рисунок складок, объединяет звучание сине-голубых, ультрамариновых, карминных, розово-красных, бледно-розовых пятен одежд. Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. Богатство и праздничность цветовой гаммы, смягченной дымкой светотени, сближает эту композицию Беллини с работами мастеров Высокого Возрождения.

Преображение. Ок. 1485

Мадонна с грушей. 1480

Если заказы, выполненные Джованни Беллини для венецианских церквей были сравнительно немногочисленными, то с начала 1470-х годов он постоянно получал заказы на сравнительно небольшие, поясные или поколенные изображения Мадонны с Младенцем.

Читайте также:  Описание картины рафаэля санти «бриджуотерская мадонна»

С именем Джованни Беллини связывают около шестидесяти таких композиций, хотя принадлежность некоторых из них его кисти сомнительна.

Примечательно, что в этой обширной, создававшейся на протяжении трех с лишним десятилетий серии Джованни Беллини никогда не повторяется, хотя эти небольшие, полные жизни и гармонии композиции построены на одном и том же мотиве — Мадонна предстает перед нами крупным планом на фоне далекой, полной спокойствия и тишины пейзажной панорамы; она задумчива и серьезна, бережно поддерживает прелестного и тоже полного серьезности малыша. Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. 1475—1480, Венеция, Галерея Академии) Богоматерь строга и чуть печальна, поза благословляющего нас Младенца торжественна. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш.

Мадонна с деревцами. 1487

В «Мадонне с деревцами» (1487, Венеция, Галерея Академии) она задумчива, горделива и царственно спокойна. Удивительны и необычны для искусства XV века та гармония и счастливая полнота физического и духовного бытия, которыми проникнуты эти небольшие картины.

Портрет Фра Теодоро да Урбино

Портрет дожа Леонардо Лоредана Ок. 1501

В середине 1470-х годов, видимо, под впечатлением от работ Антонелло да Мессина, Джованни Беллини обратился к портретному жанру. Созданная им портретная галерея — одна из самых обширных в Италии XV века — насчитывает около двадцати портретов.

Как и Антонелло да Мессина, Беллини пишет небольшие погрудные портреты, изображая свои модели в трехчетвертном повороте, но они более праздничны и эффектны, а персонажи Беллини наделены большей внутренней активностью больше обращены к нам, их неповторимый характер, индивидуальность, раскрываются более остро и энергично.

Нейтральному одноцветному фону Беллини предпочитает голубизну неба, по которому скользят легкие облака. В «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (ок. 1501, Лондон, Национальная галерея) погрудный формат не мешает Беллини создать некое подобие великолепного парадного портрета.

Сияющая синева фона и великолепие затканной золотом парчи создают ослепительно-праздничное обрамление для полного жизни, энергичного лица правителя Венеции.

Джованни Беллини — единственный венецианский художник XV века, в картинах которого никогда не появляется Венеция; исключением были его погибшие во время пожара исторические композиции в Дворце Дожей.

Больше того — в его композициях вообще нет панорам городов или каких-то городских построек. Уже в первых его картинах фон действия составляют пейзажные панорамы с зелеными лугами, сельскими дорогами, речками и озерами, скалами и синеющими на горизонте горами.

Мирная, полная спокойствия природа становится для него гармонической средой человеческого бытия.

На фоне спокойных, мирных ландшафтов предстают у него евангельские эпизоды, изображения мертвого Христа, Мадонны, святые в многостворчатых алтарях, на фоне природы — голубого неба и легких серебристо-белых облаков предстают персонажи его портретов.

Священная аллегория. 1490-е

Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. Некоторые исследователи полагают, что она навеяна средневековой поэмой о паломничестве души; отсюда и второе название картины — Души Чистилища.

Однако может быть предложена и другая интерпретация. Среди персонажей, предстающих на вымощенной разноцветными мраморными плитами площадке на фоне окруженного горами озера, наиболее важны те, кто находится в левой ее части. Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна.

Ее осеняет необычной формы балдахин: зонтик, поддерживаемый длинным изогнутым стержнем — один из символов власти дожа. Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. Символом богатства и процветания являются, видимо, и золотые яблоки, которыми играют в центре площадки маленькие дети.

Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. Как живое воплощение Венеции предстает стоящая рядом с троном золотоволосая венецианка в черной шали. Покой Венеции оберегает апостол Павел; его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов.

Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения).

Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. Это Фиваида, пустыня, куда удалялись отшельники, чтобы предаваться молитвам и где один из них повстречал странное существо — кентавра. Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника.

Это и Святая Земля: пещера, где укрылся пастух, напоминает о другой пещере — в Вифлееме, где родился Христос и куда пришли поклониться ему пастухи.

И Фиваида, и Святая Земля находятся у Беллини в особом пространстве — гладь воды отделяет их и от ближнего, и от дальнего берега озера, где нагромождения скал расступаются, открывая вид на зеленый склон холма, увенчанного замком; у подножия холма — занятые повседневными делами крестьяне; возможно, это Терраферма, материковые владения Венеции.

Таким образом, картина может быть истолкована как аллегория Венеции, богатой и процветающей, оплота христианства и защитницы христианских святынь — недаром слева, за пределами площадки, где находятся главные персонажи, по берегу озера удаляется турок. «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе.

Все изображенное объединяет у него жизнь природы, ее гармония, царящие в ней покой и тишина. С необычной для живописи XV века тонкостью переданы ее краски, серебристая гладь голубого озера, светлые, охристые тона скал и темная зелень горных склонов.

Мадонна в лугах. Ок. 1505

Тема природы особенно привлекает Джованни Беллини в поздние годы. На фоне широких, полных идиллического спокойствия пейзажных панорам предстают теперь его задумчивые Мадонны. Такова «Мадонна в лугах» (ок. 1505, Лондон, Национальная галерея).

Праздник богов. 1514

В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Это большое полотно, созданное восьмидесятичетырехлетним художником, демонстрирует удивительную молодость его души.

Заказанное феррарским герцогом Альфонсо д’Эсте для украшения его кабинета, оно входило в серию мифологических композиций, продолженную в 1516 году Тицианом. Мир, предстающий в последней картине Джованни Беллини, не менее прекрасен и полон жизненных сил, чем мир Вакханалий Тициана.

Но если в полотнах последнего все пронизано стремительным движением, бурной экспрессией, то в последней работе Джованни Беллини перед нами предстает прекрасный мир, полный спокойствия и тишины.

Боги и богини Джованни Беллини величавы и прекрасны, их облик и пластика движений иногда напоминают античные статуи. И в то же время они естественны и полны жизни; карминно- и розово-красные, мшисто-зеленые, сине-голубые тона их одежд образуют полнозвучный, праздничный аккорд.

Эта пленительная композиция завершает долгий творческий путь Джованни Беллини, органично вписавшегося в своих последних работах в стиль новой эпохи — Высокого Возрождения.

Ирина Смирнова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=510

Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше)

Выход после Тайной вечери А. А. Иванов. 1850 г. 26х40. Москва, Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда». Евангелие от Иоанна 

***

Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад. Эскиз. Н. Н. Ге. 1888 г. Холст, масло. 65,3х85. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. Н. Н. Ге. 1889 гг. Холст, масло. 142х192

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

***

Христос в Гефсиманском саду. А. И. Куинджи. 1901 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1882 году, будучи на вершине грандиозного мирового триумфа, Куинджи вдруг ушел в затворничество и никогда больше, вплоть до самой смерти (а прожить ему ещё предстояло почти тридцать лет), не выставлялся.

Лишь однажды, почти случайно, осенью 1901 года он на две недели приоткрыл для избранного круга посетителей двери своей мастерской, чтобы показать картину, над которой он трудился долгие годы — «Христос в саду Гефсиманском».

***

Моление о чаше. А. Л. Витберг. Начало XIX века. Холст, масло.

Государственный музей истории религии 

***

Моление о чаше. Алексей Егоров. 1820-е.Холст, масло. 58х39. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Пост. из Андреевского собора в 1925 г. № Ж-3331 

***

Моление о чаше. Ф. А. Бруни. Середина 1830-х. Холст, масло. 246х134,5 Государственный Русский музей

Моление о чаше. Ф. А. Бруни. 1834–1836 гг. Холст, масло. 246х134,5

Государственная Третьяковская галерея 

***

Моление о чаше. С. А. Живаго. 1845–46 гг. Холст, масло. Картина, завершающая композицию третьего яруса главного иконостаса Исаакиевского собора, расположена в центральной части над аркой главного алтаря.

Построена на контрастах яркого луча света в левой верхней части и затемненной правой 

***

Христос в Гефсиманском саду. (Явление Ангела) А. А. Иванов. 1850 г. 26×40.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

…и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Евангелие от Луки

Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше). А. А. Иванов. 1840-1857 гг.

Государственная Третьяковская галерея, Москва  

***

Моление о чаше. И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2х21,2

Государственная Третьяковская галерея 

***

Христос в Гефсиманском саду. В. Г. Перов. 1878 г. Холст. Масло. 151,5х238. Государственная Третьяковская галерея. Москва 

Христос в Гефсиманском саду. Василий Григорьевич Перов. Холст, масло, 30, 5х53, 5 Ульяновск

***

В Гефсиманском саду. Н. Н. Ге. 1869–1880 гг. Холст, масло, 258х198,5. Государственная Третьяковская галерея

В Гефсиманском саду.

Н. Н. Ге 

***

Моление о чаше. Николай Шаховской. 1883-1907 гг. 72,5×51,5. Эскиз для мозаики храма «Спас-на-крови». Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Моление о чаше. Худ. Н. П. Шаховской. Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург

Источник: блог rusmosaic.wordpress.com

***

Христос в Гефсиманском саду. М. А. Врубель. 1887–1888 гг. Бумага на картоне, уголь. 140,5х52,5.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

***

Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше). Кошелев Николай Андреевич. Кон. XIX в. Эскиз. Бумага, масло, 31х16,8. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Воскресный день

https://www.youtube.com/watch?v=ju_MoT_U8bY

Моление о чаше («Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его»). Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Картон, масло. 40,4×26,4/ Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Воскресный день

***

Моление о чаше. B. E. Маковский. 1895 год (?). Металл, масло. 64,5х47. Эскиз для собора Преображения г. Сумы. Дар Троице-Сергиевой Лавре 14 октября 1964 г. Троице-Сергиева Лавра, церковно-археологический кабинет

Подпись справа внизу кистью темно-коричневым пигментом: «В. Маковскш 189(5) (?)», дата, вероятно, закрыта рамой.

Представленная композиция является эскизом к живописному образу «Моление о чаше». Изобразительная трактовка сюжета близка традиции русской реалистической живописи передвижников, отказавшихся от академической трактовки религиозных мотивов.

Христос стоит на коленях на краю Гефсиманского сада у камней («И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился», Лк. 22: 41). Лицо Его обращено к небу, голову осеняет легкое свечение в форме нимба, руки протянуты перед собой ладонями вверх — Христос вопрошает Отца, присутствие Которого как бы отмечает слабый просвет в ночном небе слева вверху.

В целом образ Спасителя решен очень драматично. Маковский неоднократно обращался в своем творчестве к религиозным сюжетам. В 1870-е годы художник участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, в 1894 г. работал над убранством храма Христа Спасителя в Борках (под Харьковом) на месте крушения поезда Александра III.

В числе исполненных им икон указывается и «Моление о чаше» (в алтаре). Также эта композиция была исполнена художником для собора Преображения в г. Сумы. К. Николаев. Галерея на Карповке 

***

Христос в Гефсиманском саду. В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло. 67,5х98,5. Подпись справа внизу кистью темным пигментом: «ВПоленов» (буквы «В» и «П» переплетены), дата, возможно, закрыта рамой. Холст дублирован и набит на новый подрамник. На обороте холста кистью № 702. Отмечаются незначительные потертости красочного слоя в правой части изображения.

Христос в Гефсиманском саду. Фрагмент В.П. Поленов

Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890—1900-е годы). Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки мотива, известного по сюжету «Моление о чаше».

Читайте также:  Описание картины эдгара дега «площадь согласия»

Христос, возносящий молитву под сенью старой кряжистой оливы в Гефсиманском саду, изображен стоя на коленях, устремившим взор к небу и поднявшим правую руку к лицу, а левую — прижавшим к груди. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой.

Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34). Эти евангельские слова были выбраны Поленовым для названия картины, под которым экспонировался один из вариантов на выставке «Из жизни Христа» в 1909—1910 гг.

Известны авторские варианты-повторения на этот сюжет: работа под названием «Прискорбна душа Моя» упоминается в собрании Чарльза Крэна, США. (К. Николаев. Галерея на Карповке)

Прискорбна душа моя. В. Д. Поленов. Выставка 1909–1910 гг.

Упоминается в собрании Чарльза Крэна, США 

***

Моление о чаше. М. В. Нестеров. 1898 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза 34х27,5. Эскиз росписи южной стены храма св.князя Александра Невского в Абастумани.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

***

Моление о чаше.

Е. Сорокин. 1904 г. 

***

Моление о чаше. И. К. Айвазовский. 1897 г. Холст, масло, 94×72. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Композиционно и при помощи света выделен Христос в «Молении о чаше». Слева внизу изображены спящие ученики, вверху воины и служители иудейские с фонарями и оружием. Полотно создавалось для церкви св. Сергия.

В 1897 году церковь была восстановлена ее будущим настоятелем Хареном Вардапетом. Айвазовский сообщал: «… на днях будет освящение, и по этому случаю написал образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду».

Крымская картинная галерея  

***

Моление о чаше.

Неизвестный автор. До XX века 

***

Моление о чаше   Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). 1885–1896 гг. Фреска

Владимирский собор, Киев

В. А. Котарбинский, поляк по происхождению, получивший классическое художественное образование в Италии, живший в своем имении под Минском, познакомился в Италии с русскими художниками — братьями Сведомскими, с их помощью выучил русский язык.

Они же и пригласили его расписывать Владимирский собор в Киеве. Котарбинский работал в паре с Павлом Сведомским, их тандем получился настолько удачным, что порой трудно различить их авторство, т. к. Котарбинский свои работы не подписал.

Вместе они создали 18 огромнейших картин и 84 отдельные фигуры. Работая над росписями собора в течение 8 лет, Котарбинский создал прекрасные фрески, потрясающие своей красотой.

В 1905 году Императорской Академией художеств был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». Единственный из творцов Владимирского собора умер и похоронен в Киеве. 

Моление о чаше.

В. А. Котарбинский. Вторая половина 1880-х — первая половина 1890-х гг. Холст, масло. 

***

Моление о чаше. Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг. Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» — все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма. 

***

Моление о чаше. Мозаика по эскизу В. М. Васнецова

Храм «Спас-на-водах», Санкт-Петербург

К В. М. Васнецову с просьбой о работе над мозаиками храма обратился инженер-строитель С. Н. Смирнов. Художник предоставил свои эскизы, и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик. Три сюжета: «Несение Креста», «Моление о Чаше» и «Нерукотворный Спас». Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. «Спаса» установили над воротами звонницы.

С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма (15 мая 1910 г.). Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 «николаевских» рублей. Для сравнения: мост через Ново-Адмиралтейский канал обошелся храмостроителям на целую тысячу меньше.

Спас-на-водах

Источник: http://www.ippo.ru/christian-culture/evangelie/str/3

Картины Беллини Джованни с описанием

Джованни Беллини (1433 1516 гг.) выдающийся живописец эпохи Возрождения, младший сын венецианского художника Якопо Беллини. Первым наставником Джованни выступил его отец, какое то влияние на творчество начинающего рисовальщика оказывал и старший брат Джентиле.

Родство с мэтром

Наиболее существенную роль в становлении молодого художника сыграл знаменитый живописец Андреа Мантенья, который вошел в семью Беллини в 1453 году, став мужем сестры Джованни, Николозии.

Личные отношения между новоиспеченными родственниками быстро переросли во взаимный профессиональный интерес, связанный с живописью.

Андреа как ярчайший представитель тосканской и флорентийской школы живописи сумел передать Джованни весь свой опыт.

После того как в 1460 году Андреа стал придворным художником герцога Гонзага, его уроки приняли периодический характер, однако влияние мэтра оставалось по прежнему существенным.

Тематика

Картины Беллини Джованни первого периода его творчества отличаются особой направленностью сюжетной тематики. Он выбрал «Мадонну с младенцем».

Впоследствии художник напишет множество мадонн в венецианском стиле, все они будут изображаться задумчивыми и погруженными в свои мысли.

Практически все картины Беллини Джованни отмечены печатью углубленного самосозерцания персонажей. Лучшей «Мадонной», написанной им в 1460 году, считается «Греческая Мадонна».

Полотно размером 82х62 сантиметра создано с элементами иконописной классики, Мадонна напоминает Деву Марию, но с большей жизненной выразительностью. Младенец в ее руках изображен в более материальном измерении.

Картины Беллини Джованни, посвященные Мадонне, хоть и носили оттенок святости, все же были вполне земными.

Художник не стремился придать своим персонажам библейский дух, это получалось поневоле, так как тема изображений достаточно тесно переплеталась с канонами богословия.

К тому же во времена средневековья религиозные убеждения доминировали во всех сферах общественной жизни, и востребованы были только те художники, которые следовали церковным законам. Все прочие объявлялись еретиками.

Сакральность

В 1462 году Джованни приступил к созданию четырех больших триптихов для церкви в Венеции, которые были установлены на фамильных алтарях скуолы.

Картины Беллини Джованни к тому времени уже утратили жесткость изображения, свойственную начинающим художникам, композиция стала мягче, более плавной.

И хотя его главный наставник Андреа Монтенья проповедовал именно жесткость рисунка, Джованни отошел от этого постулата. Он выработал собственную манеру письма.

Голландские методы

В период с 1470 по 1480 гг. Беллини находился под влиянием знаменитого мастера портретного рисунка Антонелло да Мессина, известного своей техникой использования чисто масляного метода живописи.

Эту манеру Да Мессина перенял у нидерландских художников. Он отрицал темперу, отдавая предпочтение масляным краскам, которые, по его мнению, способны передать глубину светонасыщенности в полной мере.

Беллини Джованни, картины которого уже содержали цветные тени, стал последователем учения Антонелло. Полотна «Оплакивание Христа» (1480 г.) и «Мадонна со святыми» (1476 г.) являются примером трагического величия, отраженного в манере масляной живописи. В искусстве Беллини того времени прослеживается переход от раннего Ренессанса к эпохе Высокого Возрождения.

«Мадонна со святыми»

Картина была написана для церкви Сан Джоббе в Венеции и являлась алтарным образом Sacra Conversazione.

В изображении заметны элементы иконографии, Мадонна возвышается на троне перед церковной апсидой, окружающие ее святые пребывают в состоянии задумчивого созерцания.

Глубоко продумано расположение персонажей, налицо взаимосвязь святых. Мадонна находится вне пространства, отданного другим – у нее свой уровень.

Церковный образ картины Беллини Джованни «Мадонна со святыми» отличается равновесной композицией, просветленной одухотворенностью персонажей, погруженных в раздумье. Художник старается совместить святость сюжета с красочными нарядами, и это ему удается в полной мере содержание полотна органично и подчиняется замыслу автора.

«Озерная Мадонна»

На рубеже пятнадцатого и шестнадцатого столетий Беллини Джованни, картины которого уже считались примером высокого искусства, создал одно из самых своих значительных произведений. Это была «Озерная Мадонна», которая производила впечатление неуловимого соприкосновения жизни и смерти.

Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. «Священная аллегория» (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника.

Это Богоматерь, возвышающаяся на мраморном троне; женщины; старцы; Себастьян, пронзенный стрелами; младенцы на мозаичном полу. За перилами стоят апостолы Павел и Петр.

Беллини Джованни, «Мадонна с младенцем»

Одна из наиболее известных картин художника в настоящее время находится в крупнейшем музее мира «Метрополитен» (в Нью Йорке). Холст размером 89х71 сантиметр представляет эпоху Ренессанса. Картина сопоставима по популярности только с «Джокондой» Леонардо да Винчи, которая находится в парижском Лувре.

«Распятие»

На полотне, созданном в 1503 м году, художник изобразил казненного Иисуса Христа. В картине доминирует строгая перспектива, переходящая в расширенное пространство. Органичное взаимодействие объемов смягчает напряжение сюжета. В картине Беллини Джованни «Распятие» прослеживаются живописные приемы «чиквеченто», к которым не раз будет обращаться художник в дальнейшем своем творчестве.

https://www.youtube.com/watch?v=ns3hxDuhckI

Распятие Христа отражено на фоне атрибутики ислама, вдали видны минареты и постройки в восточном стиле. Крест врыт среди заброшенных кладбищенских памятников, на земле внизу находятся человеческие черепа. Общая обстановка удручающая, вокруг ни души. Иисус, распятый на кресте, подчеркнуто одинок.

Живопись как культурное наследие

Картины Беллини Джованни с описанием сюжета, указанием периода создания и другими данными находятся в крупнейших музеях мира. Все они являются частью мирового культурного наследия и принадлежат всему человечеству. Даже те полотна, которыми владеют частные коллекционеры, опосредованно входят в списки ЮНЕСКО как неотъемлемая часть мировой культуры.

Специальные издательства выпускают музейные каталоги, представляющие творчество Джованни Беллини, картины (с названиями, датой происхождения, хронологией и условиями хранения). Книги также содержат биографические данные о живописце, историю его жизни и смерти.

Шедевры

За свою долгую жизнь художник написал тридцать девять произведений, многие из которых входят в коллекции музеев с мировым именем.

Вот какие создал картины Беллини Джованни. Список впечатляющий:

  • «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами», 1460 г., Венеция, музей Коррер.
  • «Мадонна с младенцем», 1455 год, находится в музее города Павия.
  • «Святой Иероним проповедует льву», 1450 год, Бирмингем, институт Барбера.
  • «Греческая Мадонна», 1460 г., галерея Брера, Милан.
  • «Моление о чаше», 1455 год, Лондон, Национальная галерея.
  • «Пьета», 1455 год, Бергамо, Академия Каррара.
  • «Принесение во храм», 1460 г., Венеция, галерея Кверини Стампалья.
  • «Преображение», 1455 г., Венеция, музей Коррер.
  • «Пьета», 1458 г., Милан, галерея Брера.
  • «Триптих Святого Себастьяна», 1464 г., Венеция, галерея Академии.
  • «Полиптих Святого Винченцо Феррера», 1466 г., Венеция, церковь Санти Джованни Паоло.
  • «Алтарь Пезаро», 1480 год, находится в музее города Пезаро.
  • «Коронование Марии», 1479 г., Пезаро.
  • «Святой Теренций», 1480 г., Пезаро.
  • «Святой Георгий», 1481 г., Пезаро.
  • «Мадонна со святыми. Алтарь Сан Джоббе», 1478 г., Венеция, галерея Академии.
  • «Мадонна», 1475 г., Венеция, музей Коррер.
  • «Мадонна», 1479 г., Нью Йорк, музей «Метрополитен».
  • «Мадонна», 1483 г., Бергамо, Академия Каррара.
  • «Мадонна», 1487 г., Венеция, Галерея Академии.
  • «Триптих Фрари», 1488 г., Венеция.
  • «Святой Марк», 1465 г., Мурано.
  • «Святое собеседование», 1490, Венеция.
  • «Портрет юноши в красном», 1490, Вашингтон.
  • «Портрет молодого человека», 1500, Вашингтон.
  • «Портрет кондотьера», 1487, Вашингтон.
  • «Портрет Дожа Лоредано», 1501 год, Лондон, Национальная галерея.
  • «Священная аллегория (Озерная Мадонна)», 1498, Флоренция, галерея Уффици.
  • «Мадонна на лугу», 1505 год, Лондон.
  • «Пьета», 1514, Венеция.
  • «Мадонна на троне», 1506, Венеция, церковь Сан Заккария.
  • «Святые», 1513, Венеция, церковь Сан Джованни Кризостомо.
  • «Обнаженная у зеркала», 1516, Вена.
  • «Оплакивание Христа», 1510, Венеция.
  • «Пиршество богов», 1514, Вашингтон.
  • «Портрет Теодоро де Урбино», 1515, Лондон.

В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. Нет картин знаменитого художника в Риме.

Это, видимо, связано с тем, что во время Высокого Ренессанса папский престол пользовался услугами более маститых живописцев, а Джованни только начинал свою карьеру.

Кроме того, его картины хоть и несли в себе элементы иконописного искусства, все же были вполне земными, а Ватикану требовались фрески для церквей и соборов в библейском стиле.

Некоторые работы Джованни Беллини находятся в крупнейших музеях мира, таких как «Метрополитен» в Нью Йорке или в Вашингтоне. Шедевров много и в Лондоне.

Источник: https://autogear.ru/article/176/218/kartinyi-bellini-djovanni-s-opisaniem/

Моление о чаше

Произведение»Моление о чаше»
Автор: Джованни Беллини
Дата создания: 1459 г.
Живописец изображает на фоне низких облаков ангела. Он держит чашу. Она является символом страданий. Сосуд этот должен искупить все грехи людей. Христос должен выпить ее всю.

Если присмотреться, то можно увидеть вдали целый отряд римских воинов, которые идут сюда для того, чтобы арестовать Христа. Впереди отряда идет ни кто иной, как сам Иуда. 

Художник изображает все детали пейзажа, которые упомянуты в Библии. При этом именно природа придает всей сцене особое звучание. Солнце восходит, и небо окрашивается розовыми бликами. Рассвет по-настоящему кровавый. Вся сцена залита причудливым светом, отливающим золотом. Это свидетельствует о том, что ночь прошла. Совсем скоро наступит новое время, которое подарит всем спасение.

Читайте также:  Описание картины рембрандта харменса ван рейна «даная»

Джованни Беллини «Моление о чаше» (ок. 1460) 
Холст, масло. 81 x 127 cм
Национальная галерея, Лондон, Великобритания 

Эта картина – один из ранних шедевров Беллини. Центром композиции является фигура коленопреклоненного Христа. Ниже зритель видит трех спящих учеников Спасителя – Петра, Иакова и Иоанна. Они должны были бодрствовать, но погрузились в сон.

На небе разгорается заря, предвещающая конец долгой ночи и начало нового дня – дня крестных мук Господа. На фоне облаков художник изобразил ангела, держащего в руках чашу. Эту чашу страдания, искупающего грехи человечества, Спасителю предстоит испить до дна.

По дороге (на заднем плане) уже движется направляющийся арестовать Иисуса отряд римских солдат, предводительствуемый Иудой. 

Окружающий пейзаж соответствует упомянутым в Библии деталям и одновременно помогает художнику придать необходимое эмоциональное звучание всей сцене. Восходящее солнце окрашивает края облаков розоватыми бликами (кровавый рассвет) и заливает всю сцену золотистым светом, говорящим о том, что беспросветная ночь духовного ослепления позади. Наступает новая эпоха спасения и надежды. 

Беллини был одним из первых итальянских художников эпохи Возрождения, начавших использовать пейзаж для усиления реалистического звучания картины. Извилистые, убегающие вдаль тропинки уводят взгляд зрителя к раскинувшемуся на вершине холма итальянскому городу, вид которого позволяет живописцу подчеркнуть универсальность и непреходящую значимость изображенного события. 

Тщательно продуманный пейзаж помогает Беллини добиться нужного ему освещения сцены и, следовательно, создать необходимое настроение. Пейзаж на картине Беллини залит светом зари.

Тона здесь меняются от холодных и прозрачных на заднем плане до теплых, золотистых на переднем плане.

Полагают, что, работая над «Молением о чаше», Беллини первым из итальянских художников написал восход солнца на основе непосредственных («пленэрных») наблюдений за атмосферой. 

Искусствовед Пол Хиллз отмечает «необычную пластичность изображенных Беллини каменных образований и холмов». Он проводит любопытную аналогию между этим пейзажем и изделиями венецианских мастеров-стеклодувов XV столетия.

В частности, Хиллз вспоминает о так называемом «халцедоновом стекле», с помощью которого стеклодувы имитировали различные камни (например, халцедон и агат), и сравнивает с ним мягкие, кажущиеся «оплывающими» формы беллиниевского пейзажа.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Molenie_o_chashe5/

Описание Картины Моление О Чаше

Эта аллегория указывает на добровольную жертву Христа ради спасения человечества, ради нравственного воскресения людей. Моление о чаше дает людям надежду на скорую помощь в самых трудных и неразрешимых случаях. 2263 Мастерская Бассано).

С неба Ему являются ангелы. Везде пролегли глубокие, прозрачно написанные тени. И воскресшаго в третий день по Писанием. По скале от молящегося Богочеловека убегают кролики — символ робости и плотских похотей.

Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455

И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. Почему им так важно изображение такого сна. (Федор Антовович Бруни 1799-1875 гг. Но верующие всегда узнают ее по характерной изобразительной композиции.

«Моление о чаше» неоднократно копировалось другими авторами, с картины были сделаны гравюры С. Л. Захарова и Н. И. Уткина в альманахе «Утренняя заря» и литография А. Петровского и С. Кружкина в издательстве А. А.

Козлова (1847).

Но Христос освещен ярким светом исходящим с небес. Вся проблема христиан, да и наверное всех людей, в том, что все они, независимо от направлений, определяют Христа как сущность, не важно, как человека ли, как сына Божьего, как Господа или как самого Бога (Я и Отец – одно). Христос сказал им: «Душа моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф.

Он сам сказал – «Я есть Путь, Истинна и Жизнь. Так было и в случае с бесноватым. Это характеризует учеников Христа: они будут верны Его учению, обретут вечную жизнь. Картина «Моление о чаше». Сон — символ духовной смерти. Вариант из Галереи Палатина в Палаццо Питти во Флоренции (инв.

Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом. Копия с картины Ф. А. Ночной сумрак охватывает и человека.

Потом усмирил бурю. У Эль Греко действие картины происходит также ночью, при луне. Христос сказал им: «Душа моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. Куинджи А. И. » (Мф. Скала бесплодна.

Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века.

Художник неизвестен.

22:44). Цветовые тона (ярко-красное одеяние Христа с синей накидкой и блистающие золотистые одежды Ангела) призваны подчеркнуть основные смысловые акценты картины.

Картина из собрания ГМИИ восходит к подписной композиции Франческо Бассано (Художественный музей Ринглинг, Сарасота Arslan 1960, I, p. 222), относящейся к циклу Страстей Христовых, выполненному в середине 1580-х годов для церкви Сант Антонио в Брешии.

Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят Спаситель.

Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта. Его взор обращён к небесам. 22:44). Возле них три что-то грызущих кролика. Придя после Тайной вечери в Гефсиманский сад со Своими учениками, чтобы помолиться там, Иисус отошёл вместе с Петром, Иоанном и Иаковом и «начал ужасаться и тосковать» (Мар.

416 предположительно Леандро), Национальной галерее, Парма (инв. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. У третьего ангела — колонна, символ Страстей Господних.

Согласно преданию, пеликан вскармливал своих мёртвых птенцов кровью, после чего они воскресали, а сам он умирал. Это одна из немногих тематических картин в творчестве пейзажиста Куинджи.

Он опровергает несторианскую мысль монофелитов, что человеческая составляющая воли Иисуса Христа проявляла себя не с момента его воплощения, а только в момент моления о Чаше и была отвергнута Божественной составляющей его единой богочеловеческой воли: «Разве есть противление, когда (Христос) молится и добровольно воспринимает плотскую немощь через тесноту (sustolhv) и абсолютно не противится, но говорит: Если возможно и Не что Я хочу, но если что Ты и присоединяет к стесненности сильный порыв против смерти. С ним были Пётр и братья Заведеевы — Иоанн и Иаков. Повторял знаменитую композицию и сам Бруни. Но при сравнении, например, картин «Моление о чаше» Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Альтдорфера и Эль Греко (вариант, находящийся в Испании, в церкви Санта Мария города Андухар) видно, как не похожи картины друг на друга, хотя изображено одно и то же событие, случившееся в одном и том же месте и с одними и теми же действующими лицами.

Моление о чаше (Христос на горе Елеонской)

Спаситель здесь изображен лежащим ничком (именно это положение Христа во время молитвы в Гефсиманском саду описано в Евангелие от Матфея). 8:26). 26:38).

И с неба сошёл к Нему ангел Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его. Какое-то ослепительное, непостижимое видение» Иероним Ясинский. А энергичный и деятельный брат его Иаков был казнён отсечением головы.

Описание картины «Моление о чаше (Христос на горе Елеонской)»

Слева – ни о чём не подозревающие спящие ученики Христа. У третьего ангела колонна, символ Страстей Господних. Картина горизонтального формата на холсте из Городского музея в Бассано дель Граппа (инв. если возможно, да минует Меня чаша сия впрочем не как Я хочу, но как Ты. Холст, масло.

Но есть и значительные отличия от картины Мантеньи. Некоторые из них приписываются Леандро, но чаще – мастерской Бассано. – русский художник итальянского происхождения.

Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше)

Мрачное грозовое небо. Другие варианты этой темы находятся в Галерее Эстензе, Модена (инв.

Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана. Это означает, что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало. Он заимствовал у мужа своей сестры некоторые элементы композиции и символики. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

ХХ век. Он — сын и посланец Бога, но он и человек, рожденный земной женщиной. Презентауия содержит большой иллюстративный материал по представленной теме. о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. В прозрачном и сияющем облаке к нему спускается чудесный Ангел с чашей в руке.

Картина Эль Греко «Страсти в саду (Моление о чаше)» (краткое описание)

Плющ, обвивающий камень справа от учеников, символизирует вечную жизнь и верность. 26:38). Данная икона имеет множество версий изображения.

Но чаще Христос на ней один. Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят Спаситель. 329) в каталоге музея приписывается Леандро (Magagnato, Passamani 1978, p. 36) того же мнения ранее придерживался и Арслан (Arslan 1931, р. 276), позднее принявший авторство Франческо Бассано (Arslan 1960, I, p. 214). «. Оно подчёркивает духовный сон учеников.

Моление о чаше / Страсти Христовы

В картине В. Г. Справа – неумолимо приближаются стражники с мечами и копьями. Сон символ духовной смерти. На высоком полусухом дереве сидит пеликан — символ Бога Отца и жертвенной смерти Христа.

Позади Него, на дальнем плане, видны римские стражи вместе с Иудой идущие арестовать Христа, а на переднем плане спящие ученики, — словом, вокруг Него либо враждебность, либо непонимание и только с небес несёт Ему ангел неотвратимую чашу. По скале от молящегося Богочеловека убегают кролики символ робости и плотских похотей.

Бруни 1830г. Воскресение из мёртвых Иисуса Христа стало поворотным событием в судьбах апостолов. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на зелёном холме. С неба Ему являются ангелы. 17:20).

14:33). На ней изображен сам Господь, молящийся Богу и окутанный небесным светом. Это означает, что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало. 22:42). Христос в Гефсиманском саду. «Моление о чаше» Андреа Мантеньи обильно символами.

Икона моление о чаше — в чем помогает, значение

А что из этого сделали люди. Вихревые потоки ветра пригнули к самой земле небольшие деревья и кустарники. Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878) нет изображения лица Христа.

о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана. Душа Его мечется, скорбит и страдает. Популярная икона Моление о чаше передает важный библейский урок. впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 393, 395), Эрмитаже, Санкт-Петербург (инв. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна. 1901г.

Картина Моление о чаше Андреа Мантенья

Земное и небесное сосуществуют в нем, вызывая жесточайшие душевные муки.

Этим художник выразил мысль, что новое христианское учение уже дало ростки в душах учеников и обещает их преображение в апостолов, проповедников новой веры.

Мост, соединяющий два берега, символизирует переход из одного мира в другой: от мира смертных и смерти к миру вечной жизни, бессмертия. Христос не был сущностью и это надо осознать, Он – воплощение пути.

У подножия крепко спят трое Его любимых учеников. «Моление о чаше» Андреа Мантеньи обильно символами. Аминь. И с неба сошёл к Нему ангел Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его. С ним были Пётр и братья Заведеевы Иоанн и Иаков.

Разработка может быть использована на уроках МХК, ОРКСЭ, на тематических классных часах, во внеурочной работе (в кружке по Основам православной культуры, для бесед в группе прдленного дня).

Он же сказал им: «Что вы так боязливы, маловерные. У подножия крепко спят трое Его любимых учеников.

Он всему человечеству показал на личном примере, как надо жить, куда идти, к чему стремиться и главное как поступать.

На высоком полусухом дереве сидит пеликан символ Бога Отца и жертвенной смерти Христа. Это напоминает слова Христа о том, что он дверь и входящий через эту дверь спасётся. Что надо ещё говорить, о чём спорить. Возле них три что-то грызущих кролика. 476 предположительно Франческо), Галерее Академии, Венеция (инв. И, отойдя немного, пал на лицо Своё, молился и говорил: Отче Мой.

Они успокаивают и помогают найти духовные силы для выхода из кризиса. впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. Лунный свет ночи.

Моление о чаше и библейский сюжет

Иногда на иконе изображают и ангелов рядом с Иисусом. 22:42).

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/opisanie-kartiny-molenie-o-chashe/

Ссылка на основную публикацию