Описание картины ивана аргунова «автопортрет»

О замечательном крепостном художнике аргунове. | волшебная сила искусства

                  Иван Петрович Аргунов родился в 1729 году в исключительно талантливой семье, давшей русскому искусству целое созвездие прекрасных художников и архитекторов. Аргуновы были крепостными князя Алексея Михайловича Черкасского, а с 1743 года — графа Петра Борисовича Шереметева, к которому перешли в качестве приданого его жены Варвары Алексеевны Черкасской.

           Иван Петрович вырос в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова. Его дядя был  дворецким князей Черкасских, а позднее управляющим в доме  графов Шереметевых. Вся юность будущий художник должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Он стал  управителем в  доме П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, а  позже в Москве.

Портрет графа Петра Шереметева.

              В отличие от многих русских художников, он  никогда не испытывал нужду, но  всю жизнь ощущал  двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.

 Великая княгиня Екатерина Алексеевна

  Специального художественного образование Иван не получил. По некоторым данным его учителями его двоюродные братья, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Они  оказали немалое влияние на формирование художественного мировоззрения своего младшего брата. Предположительно, в период с  1746 по 1749 года Аргунов учился у Г.Х.Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы.

Портрет Лобановой-Ростовской

           К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских. Портрет княгини потрясает. Некая жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом  придает портрету своеобразную хрупкую нежность.

Портрет графини Варвары Шереметевой

Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760-е г. В конце шестидесятых годов Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего Миллионного дома в Петербурге.

Из-за постоянной работы по дому, в качестве управляющего, художник пишет весьма редко. Но именно в эти годы он создал едва ли не самое знаменитое свое произведение, – «Портрет неизвестной в русском костюме».

Его картина стала первым полотном на крестьянскую тему в русском искусстве. 

 Портрет неизвестной в крестьянском костюме.

Его картина стала первым полотном на крестьянскую тему в русском искусстве. На картине изображена женщина в наряде крестьянки Московской губернии.

 Лицо неизвестной — с ясным и спокойным взглядом и легкой полуулыбкой, поза естественна. В этой простоте есть особая, прирожденная красота русской женщины, заключающаяся не только во внешности, но и в светлой гармонии ее внутреннего мира, чистоте и целомудрии.

    Свой незатейливый крестьянский наряд — расшитый кокошник, красный сарафан и красные бусы — носит она со скромностью и достоинством.

Художник с искренней симпатией и уважением изобразил эту крестьянку.

Строгая лепка черт лица, головы, фигуры, четкий рисунок, чистота цвета, столь свойственная живописи зарождающегося классицизма, служат художнику средством для передачи душевной цельности характера.

Портрет Екатерины Второй

 Важное место среди работ Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты. Аргунов являлся придворным портретистом Шереметевых и поэтому   неоднократно писал портреты Шереметевых 

Портрет Толстой.

В 1768 г. Аргунов создает «Портрет Толстой». На ней изображена  женщина в летах,  с умным спокойным лицом. В руках её спицы и пряжа, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.

«Портрет калмычки Аннушки» 1767 год

С годами искусство художника приобретает большую глубину, становится более совершенным, тонким, что особенно выражается в детском портрете «Портрет калмычки Аннушки».

            Любимая воспитанница В. А. Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат. 

Портрет Хрипуновой.

Портрет Лазаревой.

             В 1790-е годы и в начале нового столетия Аргунов больше не работает как художник, занимаясь исключительно хозяйственными делами. В 1788 году Шереметев назначает его управителем своего московского дома и членом крепостной коллегии. Аргунов вынужден покинуть Петербург, в котором вырос, сформировался как художник, творил без устали, и переехать в Москву. 

Портрет Шлыковой.Худ.Николай Аргунов ( сын)

                 Аргунов, помимо живописного, имел и педагогический талант. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко(бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович) (академик).

Обучал И. П. Аргунов и собственных сыновей: Павла, ставшего архитектором, и Якова и Николая, будущих живописцев.

Умер художник в начале 1802 года.

Источник: http://maxpark.com/community/6782/content/2424299

Иван Аргунов. Интимные портреты

   Интерес к человеку привёл талантливого живописца, в конце концов, к созданию замечательных по силе вложенного в них чувства, выразительных интимных образов. К этому Аргунов пришёл не сразу. Шли годы, менялись вкусы и отношение художника к своей модели.

Почти восторженное отношение в начале творческого пути, теперь становится более углубленным и сложным. Художник научился видеть не только внешний облик человека, но и приблизиться к пониманию его внутреннего мира.

Теперь он находит время для написания портретов людей, глубоко ему симпатичных, стараясь полнее и глубже высказать своё отношение к ним. Интимные портреты поэтому являются вершиной творчества Ивана Аргунова.

В этих работах он был менее скован условными нормами парадного изображения, в них полнее раскрылись индивидуальные особенности творчества мастера — правдивость, непосредственность и глубокая человечность.

    В конце 1757 года  Иван Аргунов написал портреты мужа и жены Хрипуновых, воплотив в них своё представление о человеческой личности, связанное с идеалами просветительства.

Хрипуновы принадлежали к немногочисленной в середине XVIII века русской интеллигенции и жили в Петербурге, снимая квартиру в доходном доме графа Шереметева на Миллионной улице, «по найму», там же, где проживал и сам художник.

Супруги были намного старше художника, но, видимо их сближали общие духовные интересы.

Портрет К.А. Хрипунова

    Козьма Аксентьевич Хрипунов был переводчиком и секретарём Коллегии иностранных дел. Он не был богат, но известен графу Шереметеву и, возможно, пользовался его благосклонностью. Аргунов изобразил его в домашней обстановке, с журналом, или газетой, в руке. Художник явно не случайно, выбрал небольшого размера холст, простую композицию и скромную гамму тонов. Хрипунов сидит, слегка откинувшись назад, отчего его полная фигура кажется ещё более массивной. Взгляд маленьких глаз с тяжелыми веками, задумчив, лоб нахмурен, он что-то обдумывает. Художник сумел увидеть и раскрыть в этом пожилом и некрасивом человеке его внутренний мир. Бугристое, чуть красноватое лицо с большим мясистым носом, маленькие глаза и толстые губы, написаны очень убедительно. В повороте головы, в жесте руки, во всей осанке хорошо чувствуется достоинство умного и образованного человека. 
    Той же выразительностью отличается портрет жены Хрипунова. Сидя на стуле с книгой в руках, она внимательно смотрит на зрителя. Серо-голубоватое платье с большим беличьим воротником скрывает очертание фигуры.

Портрет Хрипуновой

    Во внешнем облике (старательно зачесанные назад волосы) и манере себя держать, нет ни тени кокетства. Это внутренне подтянутая, волевая и решительная, пожалуй, суховатая женщина.

Хрипунова посвящает свой досуг чтению, и это занятие ставит её в особое положение среди женщин её круга, так как в середине XVIII столетия такое времяпровождение не было типичным для её современниц.

С госпожой Хрипуновой молодой художник мог много и с удовольствием говорить на ученые темы. 

    Интимный портрет XVIII века имеет свои отличительные особенности, в нём ещё сильно сказывается сословное представление о человеке. 

     Большой творческой удачей Иана Аргунова является портрет калмыцкой девочки Аннушки. Она была любимой воспитанницей графини Варвары Алексеевны Шереметевой. Это один из самых проникновенных портретов художника, написанных с большой теплотой. 

Портрет калмычки Аннушки

    В портрете Аннушки художник передал обаяние её детской непосредственности, общительный и живой характер и правдиво, без экзотики, показал национальное своеобразие её облика. Смуглое личико, жгучие, живые, раскосые, чёрные глаза миндалевидного разреза, по-восточному приподнятые к вискам.

Графиня Варвара Алексеевна образно называла их — «глазушки-таракашки». Детское очарование передано в чистых очертаниях лба, в рисунке бровей, в нежном овале лица с пухлыми щеками и ямочками в уголках губ. Девочка одета в нарядное красное платьице, украшенное кружевами и кружевной чепец с голубыми бантами.

На смуглой ручке — браслет из коричневых бархоток. В ушах серёжки. В окружении барыни её любят и лелеют. Среди богачей бытует мода брать к себе в услужение   калмычат, что было связано с вниманием к ним со стороны императорского двора, желавшего добиться полного присоединения калмыков к России.

Калмыцких детей часто прихватывали с собой казаки, приезжая из далёких степей в столицу  и дарили царице и её приближенным, как, например, рыбу, икру, кибитки, лошадей. Таковы были причуды мудрого и жестокого столетия.

Попадая в русские семьи, девочки-калмычки получали русские имена, но обычно их называли просто, «калмычка графини такой-то». Например, нашей Аннушке на письме указывали адрес: «Петербург. Анне Николаевне, калмычке графини Шереметевой». Обязанности Аннушки были довольно разнообразны и зависели от изобретательности хозяйки.

Портрет написан после смерти Варвары Алексеевны. Видимо, граф Шереметев пожелал таким образом увековечить память супруги и прославить её воспитательную и благотворительную деятельность. В руках Аннушка держит портрет госпожи, демонстрируя его зрителю. 

    Портрет калмычки написан с большой любовью и вниманием художника к модели, искренностью и теплотой. Видимо, Аннушка была в числе ближайших друзей художника.
    В 1785 году Иван Аргунов создал одну из лучших своих работ — портрет неизвестной крестьянки. Выбор модели, по-видимому, не был для художника случайным. В искусстве второй половины XVIII века возник большой интерес к крестьянской тематике. В это время на страницах книг и журналов, в драматических произведениях находили отражение благородный нравственный облик крестьянина, его честность и трудолюбие, противопоставленные лености и праздности дворянства. Аргунов создал привлекательный облик русской женщины из народа, запечатлев её душевную чистоту, приветливость и скромность. 

Портрет неизвестной крестьянки

        Лицо женщины с мягкими чертами и небольшие серые глаза полны сердечности и доброты. В её образе художник выразил своё представление о красоте и духовном благородстве крестьянки. Её фигура немного смещена к левому краю, пластические формы молодого крепкого тела переданы с почти скульптурной осязаемостью.

Высокая точеная шея переходит в плавные контуры головы и расшитого золотом головного убора. Колорит тёплый, сочный: сочетания красного с золотом головного убора, телесных тонов лица, нитки красных бус на шее, белой рубахи и красного сарафана с золотым шитьём, создают нарядную и, в то же время, строгую гамму, придавая портрету ясную гармоническую завершенность.

Красный цвет господствует в портрете: поблескивает в камнях серьги с длинными подвесками, в пуговке у ворота. Спокойствие, величавость, внутреннее достоинство русской женщины из народа воплотил художник в облике неизвестной модели.
    Кто она? Время не сохранило имени красавицы.

Однако с уверенностью можно сказать, что это не крепостная актриса и не светская львица, переодетая в русский костюм крестьянки Московской губернии. Единственная деталь её наряда не соответствует крестьянской привычной одежде — это слишком большой вырез рубахи и цветной поясок. Скорее всего, наша героиня — не сельская жительница, а горожанка, живущая у господ кормилица.

Похожие изображения кормилиц есть на картинах, или семейных портретах, принадлежавшим кисти других живописцев, живших приблизительно в одно время с Иваном Аргуновым. Ему же посчастливилось создать возвышенный, опоэтизированный образ русской крестьянки, которого не знало ещё искусство XVIII века.

    В 1790-е годы и в самом начале нового столетия, Аргунов почти перестаёт творить. Это связано опять с его подневольным, рабским положением. В 1788 году его назначают управителем «Московского дома» Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа.

Перебравшись из Петербурга в Москву и, видимо, чувствуя, что проходит его время и на смену является новое поколение молодых талантливых живописцев, Аргунов повиновался воле хозяина, которым теперь стал, после смерти отца, Николай Петрович Шереметев.

 
    Из многочисленных сохранившихся документов известно, как неинтересна и, порой унизительна стала жизнь художника, превратившегося в «управителя Аргунова». Кисть, выпавшую из отцовской руки, поднял сын художника, Николай, однако,  создав красивые портреты интересных личностей, он не превзошёл своего отца. 
    Умер Иван Петрович Аргунов в начале 1802 года в возрасте 73 лет, крепостным человеком графов Шереметевых.
     

Читайте также:  Описание картины михаила ларионова «отдыхающий солдат»

Источник: https://biblioiskusstwo.blogspot.com/2013/05/blog-post_27.html

Аргунов Иван ПетровичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Аргуновы – русские живописцы и архитекторы из крепостных графа Шереметева. Старейший из них, Федор Леонтьевич Аргунов (1716–1754, Москва), учился в петербургской Канцелярии от строений, входил в круг мастеров художника Андрея Матвеевича Матвеева.

Княгиня Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская, 1754, ГРМ
Портрет князя И.П. Голицына, 1760, Самарский художественный музей
Портрет графа Н.П. Шереметьева в детстве, 1750-е годы, музей Кусково
Портрет Екатерины II, 1762, Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет княгини Варвары Алексеевны Шереметьевой, 1760, усадьба Останкино
Портрет графа Петра Борисовича Шереметьева, 1760, музей Останкино

Несравнимо более известен его двоюродный брат Иван Петрович Аргунов (1729–1802, Москва), который учился у Федора Леонтьевича, а также у немецкого живописца Георга Грота, долго работавшего в России.

Вместе с последним в 1747 году Аргунов писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

Занимал видное положение при графе Петре Борисовиче Шереметеве, будучи управляющим его дворцов в Петербурге и Москве.

С 1750-х годов, когда Иван Петрович Аргунов был еще совсем молод, его мастерская играла и важную педагогическую роль (среди учеников были его сыновья, и многие другие мастера).

По приказанию императрицы Елизаветы Петровны к нему отданы были в ученье художеству придворные певчие. Среди них были А.П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К.И.

Головачев (инспектор Академии художеств), И.И. Саблучок (академик) и другие.

Портрет Б.В. Шереметева в конногвардейском мундире, 1775, ГТГ
Портрет неизвестной в русском костюме, 1784, Третьяковская галерея, Москва
Татьяна Александровна Ветошникова, 1786, Третьяковская галерея

Аргунов вошел в историю прежде всего как видный мастер барочного портрета (с легкими элементами простодушного, как бы «провинциального» рококо).

Его парадные композиции, сперва несколько жестковатые, а позднее все более мягкие и живописные по колориту («И.И. Лобанов-Ростовский» и «Е.А. Лобанова-Ростовская», 1750–1754 годы; «П.Б. Шереметев» и «А. П.

Шереметева», 1760-е годы; посмертные портреты Б.П. и А.П. Шереметевых, 1768), достаточно эффектны, но не эпохальны.

Автопортрет, конец 1750-х годов, Государственный Русский музей
Портрет императрицы Елизаветы Петровны, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Более значительны его камерные произведения, выделяющиеся своим тонким задушевно-лирическим обаянием (автопортрет и портрет жены, которые раньше считались картинами кисти «неизвестного скульптора» и его жены, 1760-е; «Девочка-калмычка Анна Николаевна», 1767; «Неизвестная в русском костюме», 1784); последний образ «барышни-крестьянки», подкупающе-простой, чуждой сословного лоска, но в то же время удивительно грациозной, принадлежит к числу самых популярных картин русского «века Просвещения». В поздние годы Иван Петрович Аргунов занимался исключительно хозяйственными делами, принимал участие в строительстве Останкинского дворца.

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/argunov.html

Русские крепостные живописцы Аргуновы

ПодробностиКатегория: Искусство России XVIII векаОпубликовано 17.02.2018 16:31Просмотров: 438

Начало славы династии Аргуновых положил отец – Иван Аргунов.

Его сыновья Яков и Николай тоже были художниками, а сын Павел – архитектором. А был ещё и двоюродный брат, Фёдор Леонтьевич Аргунов, художник, у которого учился Иван Аргунов. 

Ива́н Петро́вич Аргуно́в (1729-1802)

Русский живописец-портретист, крепостной графов Шереметевых. Став управителем в доме П.Б. Шереметева в Петербурге, а позже в Москве, он не знал нужды, но тяготился двойственностью своего положения: признанный художник, но крепостной…

И.П. Аргунов. Автопортрет
Его учителями живописи были двоюродный брат Фёдор Аргунов и немецкий живописец Георг Христофор Гроот, живший в России, с которым он создавал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе.

Интерьер церкви
Иван Аргунов – один из родоначальников светского портрета в России. Писал в стиле барокко. Владел западноевропейской и русской иконописной манерой живописи, что делало его произведения оригинальными.
К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских.

Иван Аргунов. Портрет княгини Е.А. Лобановой-Ростовской (1754)Портрет создан в необычном колорите из холодных цветов, которые придают образу нежность и хрупкость.

«Портрет неизвестной в русском костюме» – самое известное произведение художника, созданное им в Москве. До Аргунова в русском искусстве не было портретов крестьян. Изображённая им женщина в наряде крестьянки Московской губернии предстаёт спокойной и величавой, полной внутреннего достоинства.

Иван Аргунов. Портрет неизвестной в крестьянском костюме (1784)
В середине XVIII в. Иван Аргунов создал серию заказных парадных портретов. Конечно, среди них больше всего портретов Шереметевых, т.к.

он был их придворным портретистом. Но в парадных портретах художник не старался льстить модели, он не идеализировал внешность портретируемого.

Так, на портрете графа Шереметева он смело изобразил его косящие глаза.

Иван Аргунов. Портрет графа Петра Шереметева
Светский портрет он стремился создать в непринуждённой атмосфере, поэтому изобразил графа на условном пейзажном фоне, в свободной позе.

Иван Аргунов. Портрет графини Толстой (1768)Это также парадный портрет. Но и здесь художник создаёт особую, домашнюю атмосферу. В руках у графини спицы, пряжа и почти готовое изделие. Она спокойно смотрит на зрителя. В её лице отражается жизненный опыт, ум и несуетность.

Писал Аргунов и особ царского двора.

Иван Аргунов. Портрет императрицы Екатерины Второй (1762)На этом парадном портрете Екатерина изображена в подчёркнуто монаршей позе, взгляд её направлен на зрителя сверху вниз. Пышный антураж выписан очень тщательно: фрагмент колонны, роскошные драпировки, золочёные детали мебели, регалии императрицы.

С 1788 г. Аргунов состоял в должности управляющего Московского дома Шереметевых, это отнимало у него много времени, писал он мало. Но зато больше времени он смог уделять свои сыновьям: Николая и Якова он учил живописи, а вместе с Павлом участвовал в строительстве дворца-театра в Останкино, выстроенного по его проекту.

Иван Петрович Аргунов был также замечательным педагогом. Он воспитал много талантливых учеников, среди них А. П. Лосенко (ставший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский, И.С. Саблуков (академик).

Павел Иванович Аргунов (1768-1806)

Русский архитектор, сын Ивана Аргунова, крепостной графа Н. П. Шереметева.Рисованию и черчению учился у отца, Ивана Петровича Аргунова, крепостного художника. Архитектуре учился у дяди, крепостного архитектора Федора Аргунова, а затем у В.И. Баженова, русского архитектора, художника, теоретика архитектуры и педагога.

В 1793 г. был главным архитектором строительства дворца-театра в Останкино, построенного в стиле классицизма XVIII в.

Дворец-театр в ОстанкиноАнсамбль усадьбы был построен при графе Николае Шереметеве на рубеже XVIII-XIX вв. Останкинский дворец-театр – единственное сохранившееся в России театральное здание конца XVIII в. со сценой, зрительным залом, гримировальными комнатами.Театр поражал гармонией бело-голубого зрительного зала и устройством сцены.

В дневнике путешествий польского короля Станислава Понятовского было записано: «Дворец с таким искусством отделан и украшен, что никогда нельзя подумать, что он сделан из дерева».Павел Аргунов работал над проблемой театральных зданий – оптической видимостью сцены, конструированием зрительного зала.В 1804 г.

он разработал проект для строительства дома в усадьбе Жихарево под Москвой.

Умер крепостным в 1806 г.

Николай Иванович Аргунов (1771-1829)

Николай Аргунов. Автопортрет (?). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Русский крепостной живописец-портретист, сын Ивана Аргунова. Вольную он получил в 1816 г., после смерти Н. П. Шереметева. Зарабатывал на жизнь своим ремеслом.

Но работа над заказными портретами тормозит творческий рост художника, потому что заказчики хорошей считают работу по их понятиям, а не по истинному качеству.

Кроме того, он делал на заказ копии картин известных художников в ущерб собственному творчеству, хотя уже в 17 лет работал как профессионал.

Николай Аргунов. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой, крепостной Шереметевых (1789)Всмотритесь в лицо этой прекрасной молодой женщины. Как естественно она изображена! Всё в её облике живёт и дышит молодостью, красотой, какой-то детской наивностью и непосредственностью.

В живых её глазах читается счастье, любовь, доброта – всё то, чем полна её душа.Но истинный талант рано или поздно всё равно будет оценен по достоинству.

Со временем стало очевидно не только то, что Николай Аргунов – самобытный, своеобразный мастер, но и то, что он оказал определенное влияние на развитие в русском портрете реалистических тенденций.

Его творчество было признано Академией художеств, а в 1818 г. он был избран академиком.

Николай Аргунов. Портрет Г.Р. Державина (ок. 1800)
В портрете Державина молодой художник стремится передать особенности личности поэта, подчеркивает его величественную манеру держаться, насмешливый ум.

Николай Аргунов. Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)Ковалёва-Жемчугова – русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых. Н. П. Шереметев, не дождавшись императорского разрешения на неравный брак, получил благословение митрополита Платона и обвенчался с ней в московской церкви.

Она родила ему сына Дмитрия, но беременность и роды подорвали её здоровье – она умерла через три недели. Ей было 34 года.Этот портрет написан уже настоящим профессионалом, которого считают одним из лучших портретистов своего времени. Он решительно отказывается следовать сентиментальным, идеализированным образцам портретной живописи.

Умение создать психологическую характеристику изображаемого персонажа – редкое явление среди художников той эпохи.

А для нас, современных зрителей, портреты кисти Николая Аргунова являются историческим документом эпохи. Но они привлекают и сами по себе – своей художественной самобытностью. Они подтверждают одаренность русских крепостных художников, чей талант был замечен и развит их хозяевами.

Николай Аргунов. Портрет Н.П. Шереметева (1801-1803)

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xviii-veka/785-russkie-krepostnye-zhivopistsy-argunovy

РЕСТАВРАЦИЯ

РАЗВИТИЕ ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА В ЖИВОПИСИ. И.П.АРГУНОВ

АРГУНОВ Иван Петрович (1729(?) – 1802, Москва)

Живописец, портретист, иконописец.

до 1743 — Крепостной князя Черкасского.

1743 – крепостной графа П.Б.Шереметева

1746-1749 – обучение живописи у немецкого художника Г.К.Гроота

1750 – картина «Умирающая Клеопатра». Характерна барочно-рокайльная стилистика.

1750 – портрет И.И.Лобанова – Ростовского

1754 – портрет Е.А.Лобановой-Ростовской (парный к портрету Лобанова-Ростовского). Постановкой фигуры и жестко написанными складками платья напоминает работы Гроота.

1753-1758 – по просьбе Елизаветы Петровны обучение живописи четырех молодых людей: А.П.Лосенко, К.И.Головачевского, И.С.Саблукова (фамилия четвертого не сохранилась).

1757 – изображение четы Хрипуновых

1767 – изображение калмычки Аннушки

1768 – изображение Н.Толстой, урождённой Лопухиной

1769 – парные портреты Л.Н. и А.А.Лазаревых, а также М.Л. и А.В.Лазаревых

Кон.1750-х – нач.1760-х – парные изображения неизвестного художника и его жены, предположительно автопортрет Аргунова и его супруги Марфы Николаевны. Работы эти исключительно важны для развития русской живописи XVIII в., так как предвосхищают появление камерных портретов.

1753 – «Портрет графа П.Б.Шереметева с собакой». Композиционно повторяет изображение князя А.В.Куракина кисти Ж.-М.Натье, в свою очередь заимствовавшего эту схему у Ф.Депорта.

1760-е – парадные портреты графа и графини П.Б. и В.А.Шереметевых. Мастерски переданы фактуры разнообразных материалов.

1766 – портрет Варвары Петровны, младшей дочери Шереметевых. Превосходно написано свежее девическое лицо с открытым приветливым взглядом.

1753,  1760-е – два ретроспективных (исторических) конных портрета генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева.

1760 –е – ретроспективный поколенный портрет графа Б.П.Шереметева в латах

1768 – ретроспективный поколенный портрет графа Б.П.Шереметева в голубой мантии

1768 – портрет жены графа Анны Петровны (парный к портрету генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева в голубой мантии)

Кон. 1760-х – парные посмертные портреты князя и княгини Черкасских.

Работая над историческими портретами, Аргунов применял единый метод. Как правило, он брал за основу два изображения, выполненные другими художниками, причем только одно из них являлось прижизненным. Другим был парадный портрет (живописный или гравированный), который использовался для решения композиционной работы.

1784 – «Портрет неизвестной в русском костюме». Одно из лучших произведений. Работа созвучна эстетическим воззрениям мыслителей эпохи Просвещения на красоту и благородство простых людей. Последнее значительное произведение Аргунова.

Главные работы:

«Портрет князя И.И.Лобанова-Ростовского (1750, ГРМ)

«Портрет княгини Е.А.Лобановой-Ростовской» (1754, ГРМ)

«Портрет графа П.Б.Шереметева с собакой» (1753, ГЭ)

Изображение на данный момент отсутствует*

«Портрет генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева верхом на коне» (1753, Музей-усадьба «Кусково»)

«Портрет неизвестного в бархатном кафтане» (1755, ГРМ)

Читайте также:  Описание скульптуры венеры милосской

«Портрет К.А.Хрипунова» (парный к портрету Х.М.Хрипуновой, 1757, Музей-усадьба «Останкино»)

«Портрет Х.М.Хрипуновой» (парный к портрету К.А.Хрипунова, 1757, Музей-усадьба «Останкино»)

«Портрет неизвестного художника (автопортрет?)» (конец 1750-х — начало 1760-х, ГРМ)

 «Портрет неизвестной (портрет жены художника?)» (конец 1750-х – начало 1760-х, ГРМ)

«Портрет графини В.П.Шереметевой» (1766, Музей-усадьба «Кусково»)

«Портрет калмычки Аннушки» (1767, Музей-усадьба «Кусково»)

«Портрет генерал-фельдмаршала графа Б.П.Шереметева в голубой мантии» (1768, Музей-усадьба «Кусково»)

«Портрет графини А.П.Шереметевой» (1768, Музей-усадьба «Кусково»)

«Портрет Н.Толстой, урожденной Лопухиной» (1768, КМРИ)

«Портрет А.А.Лазаревой» (1769, Музей-усадьба «Останкино»)

Изображение на данный момент отсутствует*

«Портрет графини В.А.Шереметевой» (1760-е, Музей-усадьба «Останкино»)

«Портрет графа П.Б.Шереметева (1760-е; Музей-усадьба «Останкино»)

«Портрет князя А.М.Черкасского» (1760-е, Музей-усадьба «Кусково»)

Изображение на данный момент отсутствует*

«Портрет С.К.Грейга» (1772/1773?, ГРМ)

«Портрет неизвестной в русском костюме» (1784, ГТГ)

«Портрет Т.А.Ветошниковой» (парный к портрету М.Н.Ветошникова, 1786, ГТГ)

«Портрет М.Н.Ветошникова (парный к портрету Т.А.Ветошниковой, 1787, ГТГ)

_________________________________________________________________________

Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ XVIII-XIX вв. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008

Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/razvitie_portretnogo_zhanra_v_zhivopisi_a_p_argunov/14-1-0-66

Династии России: Аргуновы, Колокольниковы, Брюлловы, Клодты, Маковские, Бенуа, Иогансоны, Коржевы

Портретисты Аргуновы и Колокольниковы, скульпторы и художники Брюлловы, жанристы и пейзажисты Маковские. Вспоминаем, какие семьи составили славу русской культуры, вместе с Софьей Багдасаровой.

Самые бесправные

У графов Шереметевых крепостных было больше, чем у иных европейских монархов — подданных. И образование в области искусств они давали им профессиональное, «на государственном уровне».

Причем на протяжении нескольких поколений (эхо этой практики прозвучало даже в ХХ веке: из их крестьян происходила пианистка — мать и первый учитель Сергея Прокофьева).

Учили артистов всем жанрам — музыка, театр, архитектура, живопись.

В последнем больше всего прославилась семья Аргуновых.

Основателем династии считается портретист Иван Петрович Аргунов, однако не стоит забывать, что он, в свою очередь, учился у своего двоюродного брата, Федора Леонтьевича Аргунова — архитектора, одного из авторов ансамбля Кусково и петербургского Фонтанного дома. У Ивана было трое сыновей — художники Николай и Яков, а также Павел, который также стал архитектором. Еще в роду был Алексей Аргунов — «урных дел мастер», то есть скульптор.

Самые примитивистские

А вот семья провинциальных художников Колокольниковых — пример более скромной школы живописи.

Основателем династии был крепостной мастер Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Тверской губернии — Мина Лукич Колокольников, который получил вольную в 1753 году и был подручным Антропова.

Также он работал с другими прославленными мастерами XVIII века — Никитиным, Караваком и Вишняковым, в том числе над оформлением Царскосельского дворца, триумфальных арок и т. д.

Художниками, хотя и не такими успешными, были его братья — Иван Большой, Иван Меньшой, Федот и Михаил. Известно, что они работали иконописцами. Его племянник Яков Михайлович Колокольников-Воронин писал портреты, жанровые картины и иконы, по его рисункам отливали ворота для Нило-Столбенской пустыни.

Еще он в 1805 году основал Осташковский театр и сам в нем играл. Три его сына — Александр, Иван и Михаил — также работали в Осташкове как художники. А внучка Валентина Александровна стала детской писательницей.

В Тверской галерее хранится портрет семьи Якова Михайловича, который был куплен у его прямых потомков аж в 1937 году.

Самые изящные

Семья Брюлло, которая дала России знаменитого автора «Последнего дня Помпеи», по фамильному преданию, бежала из Франции во время борьбы с гугенотами (теми самыми, из Ла-Рошели).

А в Петербург из саксонского Люнебурга основатель русской ветви Георг Брюлло приехал в 1773 году, начав работать на Императорском фарфоровом заводе как скульптор (автор моделей).

Его внук, Павел Иванович Брюлло, также трудился как скульптор и живописец-миниатюрист и воспитал нескольких сыновей — графика Федора, живописца Карла, акварелиста и архитектора Александра, а также умершего молодым художника и композитора Ивана.

Зятем ему приходился создатель портретной галереи пушкинских современников — Петр Соколов, женившийся на Юлии Павловне. Сын Федора Николай также стал архитектором. Кстати, конечную букву «-в» братьям Александру и Карлу пожаловал сам император.

Самые родовитые

Баронский род Клодт фон Юргенсбург обосновался в Лифляндии еще в 1515 году, а до этого его домом была Вестфалия. Титул баронов семья получила из рук шведского короля Карла XII, неудачливого противника Петра Великого. В том же XVIII веке Клодты оказались на русской службе.

Из членов рода первым известным художником стал, пожалуй, герой войны 1812 года генерал Карл Федорович, который рисовал карты (дело для военного человека нормальное) и баловался живописью как любитель.

Его сын Константин также дослужился до генерала, но увлекся гравюрой по дереву и стал одним из первых русских ксилографов, причем преподавал это искусство в Академии художеств.

Его внук Евгений Александрович стал профессиональным художником, занимался прикладными искусствами, работал на фирме Фаберже и умер уже в советское время. Его внук Георгий и правнук Евгений трудились живописцами и книжными графиками в СССР и умерли один в 1994-м, второй в 2012 году.

Более известна другая линия потомков художника-любителя: сын Петр Карлович прославил фамилию как скульптор-анималист, любитель лошадей (сказалась военная закалка). Его сын Михаил писал жанровые картины, а внуки Николай, Евгений и Константин Александровичи стали живописцем (пейзаж, театральное искусство), мастером декоративно-прикладного искусства и скульптором.

Самые историчные

Родоначальником художественной династии Маковских был Егор Иванович, коллекционер и любитель искусств, один из основателей Московского училища ваяния и зодчества.

Сам он работал бухгалтером в Экспедиции кремлевских строений, писал по-любительски — миниатюры и копии с картин в Кремле.

Жена его, Любовь Корнеевна, — дочь фабриканта музыкальных инструментов, прекрасно пела и даже была приглашена в консерваторию преподавать.

Их дети стали художниками; больше всего прославился мастер исторических картин Константин, его брат Николай был пейзажистом и жанристом, в жанровой живописи также работал Владимир.

А сестра Александра — одна из первых русских женщин-художниц — писала акварелями пейзажи.

В третьем поколении людьми искусства были скульптор Елена Константиновна Лукш-Маковская (первая женщина в Венском сецессионе — объединении венских художников); поэт, критик, издатель Сергей Константинович; живописец Александр Владимирович.

Самые серебряные

Наиболее многочисленным по количеству деятелей искусства является, пожалуй, фамильное древо Бенуа и родственная ему семья Лансере.

Помимо Александра Николаевича Бенуа — прославленного художника и критика, это его отец Николай Леонтьевич — известный архитектор; братья Альберт и Леонтий — художники и архитекторы; его племянники Зинаида Серебрякова и ее родной брат Евгений Лансере.

Его кузены Алексей Леонтьевич и Юлий Юльевич также были архитекторами, а сын Николай — художником, в том числе художником кино и сценографом.

И это мы еще не всех перечислили: по женской линии потомками Бенуа являются даже актер Питер Устинов и художник Илья Глазунов.

Самые несгибаемые

При советской власти с крепкими художественными династиями стало труднее: войны, репрессии. Однако есть семьи, в которых изобразительным искусством занимались несколько поколений подряд.

Например, Борис Иогансон — автор хрестоматийных «Допроса коммуниста» и «На старом уральском заводе» был отцом графика Андрея Иогансона, создателя, по одной из версий, классической этикетки водки «Столичная», который, кстати, страшно пил и в конце концов попал в тюрьму за убийство.

В третьем поколении известен Игорь Андреевич — скульптор, художник и основатель арт-пространства Spider & Mouse.

Самые стойкие

Членом художественной династии был и Гелий Коржев — советский мастер, творчество которого сейчас заново открывают в Третьяковской галерее.

Его дед Петр Васильевич, живший еще в Российской империи, был художником-любителем, а работал архитектором-землеустроителем; отец Михаил Петрович был учеником Щусева и основоположником советской ландшафтной архитектуры (даже к ЦПКиО Горького руку приложил).

Художницей была жена Гелия — Кира Владимировна и дочь Ирина, которая вышла замуж за живописца Владимира Надеждина. Их сын Иван, который взял фамилию деда по материнской линии, в наши дни работает как художник и скульптор.

Источник: https://www.culture.ru/materials/105156/priroda-ne-otdykhala-khudozhestvennye-dinastii-rossii

Биография художника Аргунов Иван Петрович

Живописец

Родился в семье крепостных князя А. М. Черкасского, которые затем отошли к графу П. Б. Шереметеву, сыну фельдмаршала Б. П. Шереметева. Воспитывался в Петербурге в семье своего дяди С. М. Аргунова, дворецкого «Миллионного дома», принадлежащего сначала князю Черкасскому, затем Шереметевым. Приблизительно в 1746–1749 учился у Г.-Х. Гроота.

Работал в области портретной и религиозной живописи. Писал иконы для Воскресенской церкви Царскосельского дворца, Благовещенской церкви Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме. Неоднократно приезжал в Москву по поручениям П. Б. Шереметева. В 1750-х — 1760-х выполнял портреты для фамильной галереи графов Шереметевых в усадьбе Кусково. Работал по частным заказам.

В конце 1760-х был назначен управителем «Миллионного дома» в Петербурге. В 1788 переехал в Москву и стал управителем московского дома Н. П. Шереметева. В последние годы живописью почти не занимался, сосредоточившись на хозяйственной деятельности.

Учениками Аргунова были его сыновья — Павел (архитектор), Николай и Яков (живописцы). В 1753–1758 по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны обучал живописи четырех учеников — А. П. Лосенко, И. С. Саблукова, К. И. Головаческого; имя четвертого ученика не известно.

Выставки произведений художника были организованы в Москве (1952, 1975).

Аргунов — выдающийся русский живописец второй половины XVIII столетия. В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754)), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны.

Расцвет творчества художника приходится на конец 1750-х — 1760-е годы и связан с эстетикой рококо. Созданные в этот период работы, развивающие в основном типы парадного и полупарадного портрета, необычайно разнообразны по художественным и техническим приемам.

Наряду с консервативными по композиционному и образному решению произведениями, в творчестве Аргунова появляются работы, которым присущи новаторские черты, в частности интерес к внутренней жизни модели.

Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е)), исторического портрета (изображения Б. П. и А. В.

 Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е)). Если в портретах современников живописец стремился создать атмосферу изысканной и в то же время непринужденной светскости, свойственную рококо, то в посмертных портретах, напротив, преобладающими являлись барочные черты.

В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали». Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х.

В целом работы художника обозначили начало нового этапа в процессе освоения общеевропейских принципов портретного искусства и послужили связующим звеном между живописью середины XVIII века и творчеством выдающихся портретистов второй половины столетия — Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского.

Произведения Аргунова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Государственном Эрмитаже, Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века» и других.

Источник: https://artinvestment.ru/auctions/6133/biography.html

Пустая страница

Ондержится с большим достоинством. Война ломает его, превратив в жестокого мстителя, ненавистника кавказцев. Равного пишет равный. Очевидно, художнику удалось найти душевный контакт с моделью.

После этого митрополит Платон благословил брак графа Николая Шереметьева с Прасковьей Жемчуговой и они тайно обвенчались в ноябре 1801 года в храме Симеона Столпника в Москве. Об этом достаточно убедительно свидетельствует портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыкова-Гранатова, тоже крепостной Шереметевых (хранится в Музее-усадьбе Кусково в Москве).

Выйдя замуж за графа П. Б. Шереметева, она перевезла в дом мужа и воспитанниц. Весь свой капитал Шереметьев положил на выдачу приданого бедным невестам.

А сие емудостоинством служило и он. у двора, не взирая на разные перемены врассуждении его особы, был особливо уважаем». Они владели огромным состоянием им принадлежало много земельных угодьев и крепостных душ.

Идеализацияобраза Шереметева, присущая портрету, созданному Аргуновым в ранний периодтворчества, в портрете графа 1760 года уступает место стремлению к большейдостоверности в передаче его внешнего облика и характера.

А то было все как-то некрасиво: Шлыкова, Ковалева Прасковья покорила зрителя своим актерским мастерством и вокальными данными, легко исполняя роли от беззаботной болтушки до глубоко трагедийной героини, а в 19 лет к ней пришел настоящий триумф славы со знаменитой ролью возлюбленной в опере «Самнитские браки», которая не сходила с театральной сцены на протяжении 12 лет. Ему удалось в значительной мере преодолеть условностьи идеализацию ранних работ.

И. Новиков, А. Н. Радищев. Об этом достаточно убедительно свидетельствует портрет балерины Т. В.

Параша прекрасно знала, как поступают с детьми помещиков от крепостных девушек: их выносят на задний двор и отдают какой-нибудь крестьянке из дальней вотчины и вскоре они умирают или сливаются с серой массой крепостных (возможно, так поступали и с прежними детьми Параши от графа). Фон портретов темный, нейтральный.

Охваченная паникой, она потребовала от мужа, чтобы тот выставил охрану у дверей детской. Но конце концов все-таки его психика не выдерживает и он ломается. В 1797 году графу Шереметьеву император пожаловал почетное звание обергоф-маршала.

Когда Паша повзрослела, в нее самозабвенно влюбился молодой граф Николай Шереметев. И на 34-м году жизни после рождения сына она скончалась от чахотки. Что предчувствовал художник.

Композиция работ Аргунова становится более спокойной иуравновешенной, объемы — четче, пластичнее, колорит — монохромнее, красочнаяповерхность — глаже.

(Nikolay Argunov) (1771-1829) — русский крепостной художник-портретист, автор парадных и камерных портретов.

Великая княгиня Екатерина Алексеевна

Всего двадцать дней материнства было отведено судьбой графине Шереметьевой. Она жутко боялась, что новорожденного, плод тайного, но законного брака могут похитить. Ему предлагают устранить двух дагестанцев и он, не колеблясь, соглашается.

Читайте также:  Описание картины исаака левитана «последние лучи солнца»

То он планировал создать для кусковского пруда яхты с командами и пушками, то заботился о приобретении редких раковин для украшения кусковского грота. Только на 30-м году ей дали «вольную». дочь Анна. Шлыковой-Гранатовой, тоже крепостной Шереметевых (хранится в Музее-усадьбе Кусково в Москве). Не имело никакого значения, находишься ты дома или на светском приеме.

Описание картины Ивана Аргунова «Автопортрет»

Переезд в столицу с сырым климатом неблагоприятно повлиял на здоровье Прасковьи Жемчуговой (обострился наследственный туберкулез) и она потеряла голос.

Любовь была взаимной и страстной, но она не принесла счастья Паше Жемчуговой. Краскимерцают и искрятся, они радуют глаз. Он увековечил графиню-крестьянку в своем полотне.

Со временем в работах Аргунова индивидуальное начало усиливается еще больше.

Единственным утешением длянего были сыновья, достигшие замечательных успехов в искусстве. Великолепная коллекция произведений Николая Аргунова хранится в дворце-музее творчества крепостных в Останкино (Москва). Здесь-то ипрошла большая часть жизни Ивана Петровича Аргунова.

Начало славы династии Аргуновых положил отец Иван Аргунов, у которого учились многие будущие известные художники, в том числе Лосенко и недолгое время — Левицкий. Фигура Жемчуговой как бы выступает из темноты, мрака. В руке художник также держит перо или карандаш.

В 1788 году умер отец Николая, Петр Борисович Шереметьев.

Удивительно реалистически показано ееодутловатое, глуповатое лицо. Николай Шереметьев сделал свой выбор и принял решение жениться на Прасковье Жемчуговой. У девочки были необычайные вокальные данные, да и внешне она была очень мила.

Он возвращался с очередного задания. Наупомянутом выше портрете Шереметев показан на фоне зелени парка. Все это создает впечатление обычности и достоверности изображенного на картине. Одним из увлечений графа Петра Шереметьева было театральное искусство. Он оставляет Петербурги поселяется в Москве.

Род Шереметьевых был одним из самых знатных и богатых в России. Художник изображает себя в домашнем костюме, золотисто-коричневый цвет которого сливается с общим фоном.

Аргунов, думающий, серьезный художник, видел перемены, происходившие в портретномискусстве. Семейство Ивана Петровича принадлежало семье Шереметьевых. Колорит впроизведениях Аргунова играет существенную роль в раскрытии образа.

В завещании графа написано: «В жизни у меня было всё.

Вподобного рода портретах, как и в поэтических одах, создавался образ монарха, носителя власти вообще. В1750—1760-е годы жизнь Аргунова складывается довольно благоприятно. Через два года Шереметев заказал крепостному художнику Николаю Аргунову портрет жены.

На портрете тревожное сочетание красок. Вскорехудожник создает парный к этому портрет жены Лобанова-Ростовского ЕкатериныАлександровны (1754). Аргунов прославился, благодаря своим многочисленным портретам.

Боже благослови путь ваш и дай боже в радости тебявидеть. Он долгие годы ведалпринадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Шереметеву «Миллионнымдомом».

Театр не может оставить равнодушным никого. Изглубины темно-оливкового фона возникает перед нами фигура молодого человека. На голове у главного героя лежит парик, который в те времена были обязаны носить все.

Тогда же и мелькнула в мозгу странная мысль: «а тот козёл, что остался лежать возле своей тачки, уже никогда не увидит ничего подобного.

» На мой взгляд название рассказа – сентиментальный убийца – не совсем соответствует характеру главного героя, хладнокровно убивающего массу людей.

Впервые услышав очаровательный голос Прасковьи, он навеки проник в сердце графа, который в одном из своих писем писал: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен».

Его характер, повадка ускользают от нас. Основные произведения художника 1770-х годов — портретыконтр-адмирала С. К. Грейга (первая половина 1770-х годов), Б. В. Шереметева (1775), П. В. Шереметева (1770-е), Е. А.

Мельгуновой (1777).

Аргунов Артём 8212 171Сентиментальный убийца187

Первые же спектакли с её участием привлекли внимание театралов. По всем законам того времени их брак был просто не возможен. Кроме того, он по-прежнему незаменим во всех касающихся искусстваделах графа.

В1790-е годы и в начале нового столетия Аргунов больше не работает как художник, занимаясь исключительно хозяйственными делами. Отслужив около года, он попадает на Кавказ, где в тяжёлых боях теряет трёх своих друзей.

Мягкие жемчужно-серые и розоватые краски портрета сведены кизысканной гамме. Она была обучена музыкальной грамоте, хорошо играла на арфе, владела иностранными языками. Ненависть и жажда мести не проходят и по возвращению на гражданку. Черный фон — тяжелый бархатный занавес и алая накидка на плечах актрисы.

Он обладал лучшим театром и оркестром в России. Нередко вот таким образом героями таких произведенийстановятся близкие художникам люди. Но вскоре и этой весьма относительной свободе художникаприходит конец. Неожиданноеи своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768).

Из них следовало, что один из её предков попал к русским в плен и стал крепостным. Она изображена в величавой, преисполненной горделивости позе, в великолепном наряде — серебристом парчовомплатье, затканном белыми цветами, корсаж которого расшит золотом, на грудиприколот усыпанный бриллиантами портрет императрицы.

Дебютировала будущая великая русская актриса в одиннадцатилетнем возрасте в маленькой роли служанки в комической опере Грети «Испытание дружбы». 23 февраля 1803 года ее не стало. Взгляд ее, обращенный назрителя, холоден и надменен. Всеми этими средствамихудожник создает образ идеального вельможи, аристократа.

Ему позировали самые видные деятели культуры и политики.

Праздничное зрелище для глаз представляетблестяще написанный костюм графа — превосходно передана тяжесть и мягкостьбархата кафтана, мерцание золотого шитья, блеск орденской звезды, тонкостькружева.

Как буд-то от него ничего не зависит и при желанинии так можно поступить с любым.

В этом плане типичен портрет Ивана Якимова в костюме Амура (Государственный Русский музей), вполне отвечающий вкусам своего времени.

И только через 3 года наконец Паша Жемчугова и Николай Шереметев тайно обвенчались.

Портрет, созданный Аргуновым, замечателен отсутствием всякой идеализации и слезливойумиленности которые так режут глаз в крестьянских портретах той эпохи (например, «Лизынька и Дашенька» Д. Г.

Левицкого, 1794 портрет торжковскойкрестьянки Христины В. Л. Боровиковского, 1795). Он рисовал так, как видел все на самом деле.

Безрадостны последние годы жизнимастера, не согретые теплом покинувшей его музы. Растет ее экономика, расширяется торговля.

Важнее всегобыло в то время, чтобы хозяин дома мог похвалиться и сказать: «Оно, правда, неочень хорошо писано, да писали свои крепостные мастера».

Все эти маленькие детали придают автопортрету живости, повседневности и достоверности. Родившийся Дмитрий по праву мог стать его единственным наследником.

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Эту фамилию ей придумал сам барин. Завершилсяпериод становления Аргунова как художника. Лицо Екатерины миловидное, очень мало индивидуализированное.

С большим мастерством передана фактура серебристой парчиплатья, блеск драгоценных камней. Художнику должно было претить приукрашивание.

И все же в этом раннем произведении Аргунова, близком по своему композиционному построению и эстетическим принципам искусствурококо и, в частности, творчеству Гроота, уже проступают аргуновскоесвоеобразие, только ему присущий подход к модели. И снова это не принесло им счастья, т. к.

Детские образы в творчестве Ивана Аргунова

Аргунов стремится создать нарядное, декоративноепроизведение. Молодойаристократ изображен таким, каким он хотел бы себя видеть. Оно превращается в своего родасимвол, воплощающий идею власти, величия, богатства. Ничего на изображении не выглядит неуместным, ненастоящим и обычным. Заходящее солнце окрашивало всё вокруг в красно-малиновые тона.

Эта картина: сине-красное небо и сверкающие на его фоне купола церкви – навсегда врезалась в его память. И это делает егопривлекательным.

  1. Картины – Аргунов, Иван Петрович
  2. Портрет графа Петра Шереметьева
  3. Портрет графини Варвары Шереметьевой
  4. Портрет императрицы Екатерины Второй

Очень хорошо показана тяжесть бархата, его нежная ворсистость, переливы, мерцание золота. Легенду о неумелости Николая Аргунова, его «топорности» убедительно опровергают и не без изящества сработанные им миниатюрные портреты.

Главное — внешний облик человека, его «я», его внутренний мир. Дистанции между художником и моделью не должно существовать. Было около семи часов вечера.

Аргунов назначается управителем«Миллионного дола» — огромного, занимавшего часть квартала, сдававшегося внаемособняка.

В это время было объявлено об их браке с Николаем Шереметьевым. В память о ней Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом на 100 мест для нуждаю173щихся, в котором должны были дать «бесприютным ночлег, голодным обед». Золушка — крепостная актриса Ковалева иногда — Кузнецова). Острая характерность не являлась целью художника.

  • Портрет императрицы Елизаветы Петровны
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Солнечные фото Леонида Балякина

Настоящий садист. Все это подорвало силы и здоровье Паши. Слава, богатство, роскошь. Приезжай, душа моя, к намскорей.

И еевеличество изволило сказать — для чего-де не сказали, мне-де самой надобносидеть. На нем красновато-розовый, расшитый золотомбархатный кафтан. Супругипредставлены в домашней обстановке за чтением. Любовь скрывали от всех, т. к. Кажется, что человек на минуту оторвался от своих дел, чтобы позировать для портрета.

Художник никогда не стремился приукрасить портрет своего заказчика, даже если это был монарх. И но оное его сиятельство доложил, что об этом не хотели утруждать еевеличество. Портреточень красив по ярким, насыщенным цветовым сочетаниям. Вот таким образом все портреты Аргунова такие красивые, живые и проникновенные. От своих принципов он не отступает, даже когда пишет свои автопортреты.

Вто время было очень модно брать в услужение к хозяйке дома маленьких калмычек. У князя А. М. Черкасского жили две девочки-калмычки, Екатерина Борисовна и АннаНиколаевна, воспитанием которых занималась его дочь. Это не было истерикой. Портретпредставляет собой типичное парадное изображение. Лик актрисы получился печальным.

Как-то раз он взял список актрис и переменил им фамилии на более благозвучные. Это событие потребовало отъезда в Петербург, куда граф забрал лучших актеров труппы.

Аргунов Иван Петрович являлся художником, специализировавшемся на портретах. Парадный портретдолжен был ошеломлять, вызывать восторженное чувство. Шереметев изображен вэнергичном повороте на фоне парка. Не отходит художник от своих принципов и при написании автопортрета.

Так появились «Бирюзова, «Гранатова, «Жемчугова». И в этомпортрете сочетанием сведенных в изумительной гармонии оливковых, коричневых, золотистых тонов он создает благородную гамму, отвечающую стилю произведения. Как и в предыдущих портретах, художник большое внимание уделяет передачематериальной осязаемости предметов. В родовом поместье Кусково он воплотил свою мечту о театре.

Злые языки не умолкали и тогда Николай Шереметьев, чтоб уберечь любимую женщину от сплетен и разговоров, построил для неё в подарок дворец-театр в Останкино, который был открыт в 1795 году оперой «Взятие Измаила», где главную роль турчанки Зельмиры исполняла Прасковья. Третий сын — Николай тоже продолжил дело своего отца.

Изображение человекаосвобождается от всего будничного и обыденного. С ними художник делился всеми своими познаниями и умением.

Очевидно, он и в деле преподавания, как и в остальном, был исключительнотерпелив, настойчив, добросовестен, так как пройдя обучение в его мастерской, ученики были зачислены в Академию художеств «подместерьями», а вскоре —назначены «адъюнктами», то есть ассистентами профессоров.

Но если бы так было на самом деле, сколько ублюдков было бына белом свете. Прасковья Ковалёва-Жемчугова по образованию и манерам ни чем не устала самым знатным дамам России. Затем в 1798 граф дал вольную ей и всей её семье.

она была запретной: хотя Паша была уже очень известной певицей, она продолжала оставаться крепостной.

Продолжил дело своего отца по собиранию в своей усадьбе Кусково картинной галереи портретов – вероятно, лучшей в России 18 века.

Жестом правой руки указывает императрица напокоящиеся на бархатной подушке царские регалии, словно говоря: «Я есмь сияпремудрая государыня, которыя величественный вид исполняет почитанием ипреданностью».

И мы сегодня можем полюбоваться на эту чудесную женщину на картине. Отсюда такаяпростота, естественность, непосредственность ее изображения. Взгляд у художника проникновенный, теплый, добрый и заинтересованный.

Это был строгий, ясный и определенный подход к задачам своего искусства. Особенно внимательные зрители смогут разглядеть, что художник показывает себя за письменным столом, на котором «творческий беспорядок».

Потрясенный событием молодой граф забросил все отцовские дела и пустился во все грешные. Её взяли в дворянскую усадьбу для обучения театральному мастерству. Он был рожден в семье обычных крестьян. Срок службы Дениса в армии припадает на вторую Чеченскую компанию.

Источник: http://gorod-el.ru/wdr/201706/ubiyca-s-kartiny-argunova/

Ссылка на основную публикацию