Описание картины василия перова «проводы покойника»

Сочинение-описание по картине В.Г.Перова «Проводы покойника» Подготовила урок учитель русского языка МБОУ «Икковская ООШ» Красавцева Наталия Сергеевна. — презентация

1 Сочинение-описание по картине В.Г.Перова «Проводы покойника» Подготовила урок учитель русского языка МБОУ «Икковская ООШ» Красавцева Наталия Сергеевна<\p>

2 Всего хлебнул в юности художник: и бедности и бездомья. Не потому ли понятней становились ему все те, кто пришел потом в его картины? А жизнь была подлинной школой, и Перов мог бы повторить слова своего предшественника, Павла Федотова: «Моего труда в мастерской немного… Главная моя работа — на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза. Мои сюжеты раскиданы по всему городу, и я сам должен их разыскивать…»<\p>

3 Творчество Перова оставило глубокий след в истории русского искусства. Тема народных страданий, искусство реалистического психологического портрета развивались современниками и последователями Перова, членами Товарищества передвижных художественных выставок, одним из основателей и руководителей которого был Перов.<\p>

4 Период расцвета творчества Перова относится к середине шестидесятых-семидесятых годов. В эти годы им были созданы особенно значительные по глубине и остроте социальной характеристики, наиболее разнообразные по содержанию и художественно самые совершенные произведения — «Монастырская трапеза», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», «Охотники на привале», а также ряд первоклассных портретов.<\p>

5 Можно с уверенностью сказать, что среди работ художника картина «Проводы покойника» занимает центральное место. Она была создана Перовым в 1865 году, вскоре после того, как художник, увлеченный страстным желанием служить своим искусством родине, раньше срока вернулся из пенсионерской поездки за границу.<\p>

6 Картина «Проводы покойника» — итог глубокого изучения Перовым крестьянской жизни, ставшей отныне главной темой его искусства.Несомненно, сюжет картины был подсказан художнику самой действительностью. «Холод, пустыри, засыпанная снегом глушь, забвение и навеки безвестность, словно какая-то из миллионов птичек замерзла на дороге и никто о ней не знает и не будет никогда знать, никому ни жизнь ее, ни смерть ее не были интересны…»<\p>

7 Сани движутся медленно, преодолевая подъем на небольшой пригорок. Согнутая спина женщины в тулупе. Это не плавный изгиб от усталости, линия спины надломлена. Дети, прижавшиеся к гробу, лишь дополняют и разъясняют глубокое горе матери. Собака слева приостановилась и не то лает, не то воет, обратясь к виднеющейся вдали окраине деревни.<\p>

8 Тщательно прорисован круп лошади, ее ноги, опущенная голова, в целом передающие известное усилие, необходимое для того, чтобы везти перегруженные сани. Усилию лошади отвечает напряжение согнутой спины женщины в тулупе. Хмурый зимний ландшафт, тощая, понурая лошаденка, с трудом вытягивающая на пригорок тяжелые сани, придавленная несчастьем крестьянка, дети, с двух сторон прижавшиеся к грубо сколоченному гробу… С детства запоминается этот образ беспросветного народного горя, с огромной, обобщающей силой воплощенный в картине В.Г.Перова «Проводы покойника» «Эти похороны еще безотрадней и печальней, чем у Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос», там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова — никого».<\p>

9 Возница молодая вдова, везущая в санях страшный груз, в котором соединилось все: и смерть кормильца, и сиротство малых детей, и обездоленность семьи. Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы.<\p>

10 Настроение в картине не было бы столь мрачным, если бы тяжелая свинцовая туча не давила с низкого неба на всю группу, если бы не был пустынен и безрадостен пейзаж, если бы не создавал он своими серыми тонами ощущения мертвящего холода. Пожалуй, одна только бегущая слева собачка не разделяет общего тягостного настроения. Она не случайно выделена художником из тусклой тональной гаммы интенсивным темным пятном, и поэтому сразу бросается в глаза. Перов ввел ее в холст для контраста, чтобы еще более подчеркнуть скорбное молчание людей.<\p>

11 Опорный конспект Природа: хмурый ландшафт, холод, пустырь, подъём, свинцовые тучи, пустынный пейзаж, серые тона. Возница-вдова: тулуп, согнутая спина, платок, Лошадь: тощая, понурая, гнедая<\p>

12<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/605283/

Перов Василий Григорьевич (1833 — 1882)

Перов Василий Григорьевич

Внебрачный сын чиновника, вышедшего в отставку и служившего управляющим имением, он провел детство в деревне. Свою фамилию получил за умение чисто, красиво писать пером. В 1860 году закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Был наиболее выдающимся его выпускником, а впоследствии и профессором этого училища. За успехи в училище получил Большую золотую медаль.

Перов был одним из первых художников, кто смело разрушил все преграды, отделявшие русскую живопись от действительной жизни простого человека, правдиво обрисовал нищую послереформенную деревню в России, жалкое существование городской бедноты.

Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. После окончания училища со своим другом, художником Прянишниковым, они бродили по окрестностям Москвы, наблюдали и обдумывали темы для своих картин.

Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер.

Чаепитие в Мытищах (1862)

Как-то забрели они (Перов с Прянишниковым) в Мытищи.

И увидели под тенью деревьев, за столом сидит откормленный, краснорожий иеромонах, отдуваясь, пьет чай с блюдечка; у ног его саквояж, из которого торчит горлышко бутылки.

За ним служка-чернец, стоя, пьет пустой чай, он не смеет сидеть в присутствии «святого отца». «Святой отец уже выпил целый самовар, а молодая девушка доливает еще. Так родилась картина «Чаепитие в Мытищах».

Рядом с блаженствующим попом стоит нищий калека-солдат — тянет руку за подаянием.

Мы видим приколотую к его шинели медальку, — быть может, под Севастополем оставил ногу горемыка-солдат? Служанка отталкивает прочь его руку, неприязненно скосил взгляд поп, а мальчонка-поводырь стоит, не смея протянуть за милостыней отцовский картуз.

Какая горькая нота сочувствия к детям звучит в картине! Нет горше обиды, чем обида ребенка, и нестерпимо видеть эту робкую фигурку мальчишки — голодного и босого — рядом с равнодушным обжорством!

Проводы покойника (1865)

Самое , вероятно, примечательное произведение Перова, очень созвучное с поэмой Некрасова «Мороз, Красный нос».

В последний раз везет Савраска своего хозяина на погост, тяжело, медленно везет в гору розвальни с гробом хозяина. Гроб покрыт рогожей. К нему прижались двое детей, ошеломленных страшной потерей.

Опустив поводья, сгорбившись, на передке саней сидит вдова, мать. Сколько скорби в ее склоненной голове, в руках, согбенной спине! Горько у нее на душе, давят невеселые думы.

Умер кормилец, муж — как ей теперь жить, как поднять детей!? Безотрадна судьба детей, так же, как и в произведении Некрасова:

«…Савраска увяз в половине сугроба — Две пары промерзших лаптей Да угол рогожей прикрытого гроба Торчат из убогих дровней. …Ребята с покойником оба

Сидели, не смея рыдать…»

Савраска плетется, понурив голову. Остановилась, подняв голову, завыла собака. Не только животные, но, кажется, сама природа переживает с людьми их горе. Холод, ощущаемый в природе, печальные краски зимних сумерек, сдержанная гамма серо-желто-коричневых тонов подчеркивают сиротливость, суровую трагедию крестьянской семьи.

Тройка (1866)

Еще не закончив писать картину «Проводы покойника», Перов задумал другую — показать только детей, детей мастеровых, детей московской улицы.

Перов представил зимнюю, вьюжную улицу, как бы отгороженную от людей , от уличной суеты угрюмой монастырской стеной. Вдоль стены, по улице вверх трое детей везут на салазках огромную обледенелую бочку с водой.

Два мальчика и девочка выбились из сил, ветер рвет их дырявую одежонку, а они все тянут и тянут свои сани, вот-вот соскользнет бочка с обледенелых саней, но какой-то случайный прохожий удержал бочку сзади и помогает ее везти.

Невозможно без сострадания смотреть на эти изможденные лица детей, видеть эти глаза, наполненные горечью, страданием, мукой. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины.

Перов быстро написал двоих крайних детей, но долго не мог найти «коренника», мальчика в центре «Тройки». Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов — старушку с мальчиком. Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины.

Перов с трудом уговорил старушку-мать позволить написать сына, та все боялась, что это великий грех. После долгих уговоров она согласилась.

Мальчик сидел спокойно; Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая оказалась при ближайшем рассмотрении гораздо моложе, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа, детей и остался у нее только единственный сын Васенька, единственная ее радость. Картина была написана.

«Тройку» впоследствии купил Третьяков П.М. Однажды на квартиру художника пришла какая-то старушка. Он не узнал ее, она напомнила ему о себе и долго не могла успокоиться — все плакала.

Потом сказала, что сын ее умер, она, похоронив его, распродала все, собрала немного денег и вот пришла купить картину, где «был списан ее сынок». Перов объяснил, что картина ему уже не принадлежит и повел ее в Третьяковскую галерею.

Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно подошла к той картине, где изображен ее милый Вася. «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» — и с этими словами, как подрезанная, повалилась на пол.

Много времени провела мать у картины Перова, никто ее не тревожил, и только дежурный наполненными слез глазами смотрел не нее. «Море слов, а горя реченька, горя реченька бездонная!,,»

Это бездонное человеческое горе всегда и везде умел видеть и видел Перов своим большим и щедрым сердцем.

Приезд гувернантки в купеческий дом (1866)

В этой картине художник поднимает один из самых острых вопросов общественной жизни России 60-х годов — бесправное тяжелое положение женщины.

На картине изображено первое знакомство купеческой семьи с приехавшей работать гувернанткой. Молодая девушка, потупив взор, стоит посреди комнаты и вытаскивает из сумки рекомендательное письмо. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает «товар».

Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты.

Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье.

Последний кабак у заставы. (1868)

Несколько лет спустя после картины «Проводы покойника» Перов написал «Последний кабак у заставы».

Вся как бы погруженная в тоскливо-туманную мглу надвигающегося зимнего вечера, она производит неотразимое впечатление: вдали желтовато-рыжая полоска тумана, в окнах чуть светятся красноватые огни, а у заставы стоят столбы с двуглавыми орлами и куда-то вдаль уходит заснеженная, изрезанная полозьями саней дорога. У входа в кабак «Расставание» понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Вот у последней заставы у кабака, в санях сидит, закутавшись в платок, одинокая русская женщина и думает свою горькую думу. Она, должно быть, уже много часов сидит и ждет своего мужа, ждет безропотно, терпеливо, может быть, даже жалеет его. Потом, пьяного, повезет его домой и так же безропотно будет терпеть его побои, молчать и работать, не разгибая спины до самой смерти.

«…Доля ты! -русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать! Немудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!»

Гитарист — бобыль 1865.

Совсем небольшая картина. Написана превосходно, с суровой простотой, без всяких лишних подробностей. У деревянного стола, покрытого вместо скатерти какой-то блекло-розовой тряпицей, сидит человек. На столе недопитый стакан вина, бутылка,картуз. В руках человека гитара; он перебирает струны. Кто он, этот некрасивый, сгорбленный человек с такими печально-унылыми глазами?

Портрет А.Н.Островского, писателя. (1871)

Среди портретов, написанных Перовым, особенно выделяется портрет писателя А.Н.Островского. Перов любил пьесы Островского, часто смотрел их в Малом театре, бывал и у самого Островского, которого хорошо знал. И он написал его таким, каким привык видеть дома,- в стареньком беличьем тулупчике. Он сидит на стуле, чуть наклонившись вперед, и смотрит на зрителей умными и добрыми глазами.

Охотники на привале (1870)

На опушке леса расположились на отдых охотники. Их трое.

Один из них, по-видимому старый барин-помещик, рассказывает о своих фантастических приключениях на охоте; охотник помоложе жадно слушает его рассказ, забыл даже закурить приготовленную папиросу; в центре ямщик-крестьянин недоверчиво почесывает за ухом — он-то хорошо знает, что такое эти охотничьи рассказы! Рядом на земле — ружье, охотничья сетка, битая дичь.

Рыболов (1870)

В этой картине художник запечатлел редкие минуты отдыха простого человека, радость от общения с природой…

Птицеловы (1870)

Поэтическая картина, которую как-то подглядел Перов, гуляя по лесу. …Старик лежит на траве на опушке леса и тихонько насвистывает на дудочке — приманивает птиц; рядом мальчик держит клетку. Лица у обоих серьезные, напряженные — вот-вот попадет в силок первая птица…

Портрет Ф.М.Достоевского (1872)

Крамской так сказал об этом портрете Перова:» Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще…» На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского.

Высокий лоб, полуопущенные, смотрящие в одну точку глаза, скорбно сжатый рот, ссутулившаяся под бременем забот фигура, жест рук, обхвативших колено тонкими, нервными пальцами, убедительно передают сложный душевный мир писателя, горечь его раздумий.

Во всем его облике чувствуется и значительность, и трагизм, та скорбная поэзия, которая есть в произведениях самого Перова. Темный, сумеречный фон , на котором выделяется фигура писателя, создает ощущение горестной тишины и одиночества.

Старики-родители на могиле сына. (1874)

Печальная поэтическая картина, навеянная романом Тургенева «Отцы и дети».

Источник: http://cvetamira.ru/perov-vasiliy-grigorevich-1833-1882

Проводы покойника. Описание картины Перова

Василий Перов. Проводы покойника.
1865. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В 1864 году Перов вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.

Живописное мастерство художника стало совершеннее, художественный язык богаче, сюжеты разнообразнее. Направленность его искусства осталась неизменной.

Новые картины Перова не потеряли своей обличительной силы, — изменилась несколько лишь форма обличения.

От сатиры художник переходит теперь к выражению тех драматических коллизий, которыми была переполнена тогдашняя социальная действительность.

Первая же картина, созданная после возвращения, -«Проводы покойника» (1865) — сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения — формирующегося идейного реализма.

«Перед нами сани с женщиной и детьми, — говорил Д.В. Григорович, — как сделал художник, мы не знаем, — это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать».

Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В.В. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны».

Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями.

…Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе».

Всего лишь через несколько месяцев после приезда в Москву, где навсегда поселилась семья художника, появилась его картина «Проводы покойника» (1865), где впервые он избирает для себя в качестве темы картины не событие как таковое, а производное от него состояние.

Темные, свинцовые тучи, закрыв полнеба, тяжело зависли над землей, погасив сияние обильного снега, растворив его белизну в рефлексах серого. Резкий контраст темного и светлого, данный мощным аккордом в верхней части картины, постепенно смягчается, отзываясь глухим, тусклым эхом в живописном поле холста.

Разбежавшийся по нему тенями различной интенсивности серый цвет, холодный, безжизненный, главенствует в колорите картины, определяя ее тональное звучание. Тощая лошадь, еле перебирая ногами, медленно бредет к погосту, от которого, словно души умерших, отлетают птицы в небесную высь.

Возница— молодая вдова, везущая в санях страшный груз, в котором соединилось все: и смерть кормильца, и сиротство малых детей, и обездоленность семьи.

Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы.

Художник избирает диагональное построение композиции, всегда предполагающее динамику, обоснованную здесь самим контекстом действия.

Но в данном случае Перов создает неожиданную коллизию, когда композиционный центр картины выдержан в обратном движении ритма, прямо противоположном естественной динамике взятого ракурса.

В этом пластическом противостоянии двух сил, сдерживающих и, можно сказать, нейтрализующих друг друга, и возникает столь необходимая Перову статика. Именно она — главный нерв художественного образа картины, в которой нет ропота, бурного, страстного движения чувств, но только тихое смирение.

В отечественном искусстве это, вероятно, первая картина, в которой тонко и деликатно раскрылось, может быть, самое сокровенное в русском человеке — его самоотречение в терпении скорбей. Такое «самоотвержение, — писал святитель Игнатий Брянчанинов,— основывается на вере во Христа».

Воспетое Перовым «самоотвержение» придает всей картине высокий духовный смысл, в котором раскрывается святая святых русской души— ее покорное, смиренное приятие Божией воли.

И если в более ранних своих произведениях Перов оставался сторонним, хотя и неравнодушным, наблюдателем, то здесь он соучаствует в происходящем своим душевным движением, тем сердечным откликом, в котором и боль, и искреннее сострадание. Качество, впервые проявившееся с такой силой в искусстве мастера, ознаменовав собою начало его внутреннего обновления.

Марина Владимировна Петрова.

Источник: http://www.tanais.info/art/perov13more.html

Источник: http://rstroy.com.ru/provody-pokojnika-opisanie-kartiny-perova

Василий Перов. Биография художника

Василия Перова один из его учеников называл «подлинным певцом скорби». И не зря: постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников. Однако кисти Перова принадлежат не только социальные работы, но целая портретная галерея и картины на исторические сюжеты.

Наследник художественных традиций

Василий Перов родился в 1834 году в сибирском городе Тобольске. Он был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криндера — просвещенного, свободомыслящего человека, который принимал у себя в доме ссыльных декабристов.

Хотя родители мальчика и обвенчались вскоре после его рождения, ребенок все равно считался незаконнорожденным, не имел права на титул и фамилию отца. В документах он числился как Васильев — по фамилии крестного.

А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании.

В 1843–1846 годах Василий Перов учился в арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием. После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина.

Мальчик усердно учился и даже начал писать масляными красками — раньше, чем другие ученики.

В 1840-х годах он уже написал несколько портретов и жанровых полотен: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик».

В 1853 году Перов решил продолжать образование — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он попал в интересную и разнородную творческую среду: его товарищами стали начинающие художники со всей России, близким другом — молодой пейзажист Иван Шишкин, преподавателями — Михаил Скотти, Николай Рамазанов и Аполлон Мокрицкий, ученик Венецианова.

Годы обучения стали для молодого Перова нелегкими: вначале ему было негде жить, он все время испытывал финансовые трудности. Начинающий художник даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил его в собственной квартире.

В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» — большую серебряную медаль.

Критики того времени считали его прямым наследником художественных традиций Павла Федотова, который писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды.

«Подлинный певец скорби»

В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». Дремлющий помещик и удрученные своими мыслями крестьяне, воркующая парочка и дети, которые внимательно слушают священника… Художник показал на полотне своеобразный социальный срез — грубое невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору.

В том же году Перов написал еще одну картину со схожим сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». В ней показана русская деревня 1860-х годов с нищими невежественными крестьянами и безнравственными священниками.

Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие были до крайности возмущены таким углом зрения. Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России.

Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. За покупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, а Перову — ссылкой в Соловецкий монастырь.

Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга.

В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу.

Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города.

Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа».

Перов тяготился заграничной жизнью и страстно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию.

Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ».

После возвращения на родину художник продолжал создавать полотна на социальные сюжеты. На картинах 1860-х годов появлялись угнетенные крестьяне, изможденные городские дети, безвольные служащие у богатых господ. Позже Михаил Нестеров, ученик Василия Перова, называл живописца «подлинным певцом скорби».

Портреты и историческая живопись

В 1869 году Перов объединился с группой художников, и вместе они основали Товарищество передвижных художественных выставок. На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов.

Параллельно с участием в товариществе Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве. Он писал рассказы о своем художественном опыте — «Тетушка Марья», «На натуре (Фанни под № 30)».

В 1870-е годы остросоциальных работ у Василия Перова стало меньше. В этот период он писал полотна со сценками из жизни русской провинции — «Птицелов», «Охотники на привале», «Ботаник» — и портреты. Его работы получались простыми и реалистичными, со строгой композицией и сдержанным колоритом.

Александра Островского Василий Перов изобразил в непринужденной домашней обстановке, Ивана Тургенева — задумчивым и погруженным в собственные мысли. Одним из самых известных портретов стало полотно с Федором Достоевским. Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты.

Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности — картину оживляют лишь красные крапинки на черном галстуке писателя.

Портретная галерея

В последние годы жизни Перов обратился к новому жанру — исторической живописи. Он планировал написать три полотна о Пугачевском восстании, но успел лишь завершить несколько этюдов для последней части трилогии — «Суд Пугачева».

Остальные полотна остались на стадии набросков. Это «Осада Пскова», «Пимен и Григорий», «Михаил Тверской в Татарской орде» и «Пытка боярыни Морозовой».

Последней работой мастера стало масштабное полотно 1881 года со множеством персонажей — «Никита Пустосвят».

Василий Перов умер от чахотки в 1882 году, ему на тот момент было 48 лет. Его похоронили в Даниловом монастыре, а позже перезахоронили на кладбище Донского монастыря. На могиле художника установлен памятник работы скульптора Алексея Елецкого.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8740/vasilii-perov

Василий Перов Проводы Покойника Описание Картины

Картина Василия Перова Проводы покойника: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Описание картины Василия Перова «Проводы покойника»

После этих работ юность художника закончилась, а над его головой нависли неприятности. Вэтот период онписал полотна сосценками изжизни русской провинции— «Птицелов», «Охотники напривале», «Ботаник»— ипортреты.

Это особенно подчеркивают приоткрытые губы. Она рассказала, что давно барин писал портрет ее Васи. Увидев образ сына, мать упала на колени и стала молиться.

Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе». Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское.

Картина Проводы покойника пользовалась и пользуется большой популярностью. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Вдокументах ончислился как Васильев— пофамилии крестного. Портреты Перова отличаются удивительной простотой искренностью и правдивостью.

Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер. Через некоторое время полотно сняли свыставки идаже запретили демонстрировать вРоссии. Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, – у Перова никого. Линия силуэта, прекрасно найденная художником, необычайно выразительна.

«Тройка» считается одной из самых пронзительных социальных картин Перова. Он едва не бросил Училище и не уехал из Москвы, но счастливый случай спас художника. Написано полотно на холсте масляными красками.

По широкому снежному полю понуро шагает рыжая крестьянская лошадка. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВасилий Перов Годы жизни: 02 января 1833 — 29 мая 1882Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВасилия Перова один изего учеников называл «подлинным певцом скорби».

Перов был одним из первых художников, кто смело разрушил все преграды, отделявшие русскую живопись от действительной жизни простого человека, правдиво обрисовал нищую послереформенную деревню в России, жалкое существование городской бедноты.

У входа в кабак Расставание понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Жизнь на чужбине тяготила Перова, его тянуло на родину. Нетвердо ступает по лужам баба с иконой Богоматери.

Серые тучи на бледном небе нагнетают обстановку, а вместе с темной линией горизонта создают психологическое давление на смотрящего.

Проводы покойника, Василий Григорьевич Перов, 1865

От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. Он несет перевернутую икону. В. Г. Перов родилу него один за ся в Тобольске 23 декабря 1833 года.

Перова привлекают люди с яркой индивидуальностью, богатым внутренним миром. Ему принадлежит ряд рассказов, таких, как Тетушка Марья, Под крестом, На натуре.

Описание картины «Проводы покойника»

В тенистом саду расселся под деревом толстый монах. Тема города еще сильнее прозвучала в картине Утопленница. В дровнях – грубо сколоченный гроб, перехваченный веревкой и прикрытый рогожей.

Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны».

Он уговорил мать разрешить ему написать портрет мальчика.

Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого.

Самая дальняя фигура, отвернувшаяся от зрителя, скорбно склонила голову. Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую.

Продолжая развивать эту же тему, он завершает картину Сельский крестный ход на Пасхе (1861, ГТГ) – одно из наиболее обличительных и смелых полотен в русской живописи.

Небольшие грустные картины Василия Григорьевича Перова, написанные им во второй половине 1860-х годов: «Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», — это лирические новеллы, повествующие о несчастной судьбе бедных людей.

Не спеша, с удовольствием он тянет с блюдца горячий чай. Она настолько обессилена горем, что физически не может даже сидеть. Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано. Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье.

Совсем недавно солдат, не жалея себя, сражался за родину: на его ветхой шинели – Георгиевский крест, высшая награда за храбрость в бою. Он сумел воплотить в художественных образах подлинно народные типы.

Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями.

В 1865 году из-под его кисти одна за другой вышли картины «Тройка» и особенно популярная работа «Охотники на привале».

Перов представил зимнюю, вьюжную улицу, как бы отгороженную от людей, от уличной суеты угрюмой монастырской стеной. Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». На нем богатая шелковая ряса, высокая шапка – клобук.

Но подлинной вершиной портретного творчества является портрет Федора Михайловича Достоевского (1872, ГТГ). Однако художника мнение критиков несмущало ив1862 году оннаписал следующее социальное полотно «Чаепитие вМытищах».

С удивительной тонкостью и особой проникновенностью написаны художником портреты видных деятелей: доктора В. В. Бессонова (1869, ГТГ), поэта А. Н. Майкова (1872, ГТГ), писателей И. С. Тургенева (1872, ГТГ) и В. И. Даля (1872, ГТГ).

Перов выступил здесь подлинным поэтом скорби, как назвал его художник М. В. Нестеров.

Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи.

Картина Проводы покойника Василия Перова

Хозяйка дома обливает холодной водой мужа, напившегося до полного бесчувствия. Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. (1868). После долгих уговоров она согласилась.

Картина была закончена в 1865 году. Первая картина, написанная в новом для автора жанровом стиле и сразу же успех у публики. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины. Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов.

Портрет этот не только лучший портрет Перова, но один из лучших портретов русской школы вообще, – писал Крамской. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов – старушку с мальчиком.

Какой ваше мнение о картине проводы покойника Василия Григорьевича Перова

По некоторым версиям, картину однажды облучили рентгеном, чтобы разгадать ее тайны. Перов тяготился заграничной жизнью истрастно желал вернуться домой. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты.

Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. Картина была написана. Ссутулившись иобхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит вугол комнаты. Мать сидит в санях спиной к зрителям.

Он тупо смотрит перед собой, волосы иборода всклокочены.

Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. Среди зимнего поля лошадка понуро тянет дровни с дощатым гробом, прикрытым рогожей. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка.

Проводы покойника — Василий Перов

В 1861 году, уже сложившимся мастером бытовой живописи, Перов заканчивает Училище и получает Большую золотую медаль за картину Проповедь в селе (ГТГ), принесшую ему известность.

В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Из избы вывалила пьяная процессия богомольцев с хоругвями иконами ираспятиями. Фигура испытывает наиболее сильное потрясение.

В1870-е годы остросоциальных работ уВасилия Перова стало меньше.

Даже они оказываются погружены в атмосферу бессилия и отчаяния. Осторожно спускается по ступенькам пьяный священник, придерживаясь за столб крыльца. Втомже году Перов написал еще одну картину сосхожим сюжетом— «Сельский крестный ход наПасхе». Ее хмурое лицо с потерянным взглядом выглядит крайне эмоционально.

Василий Перов — Проводы покойника, 1865

Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе».

Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы.

Ученые считали, что картина полна пророчеств, но можно ли верить этим теориям, – не известно. Начинается тихое раннее утро. Одним изсамых известных портретов стало полотно сФедором Достоевским.

Около крыльца валяется пьяный мужик. Невозможно без сострадания смотреть на эти изможденные лица детей, видеть эти глаза, наполненные горечью, страданием, мукой.

По окончании училища Перов написал картины «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе» и «Чаепитие в Мытищах», которые вызвали большой интерес в обществе, так как каждая воспринималась как контрольный «выстрел» в человеческое малодушие и лицемерие.

Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. В простой домашней обстановке изображен А. Н. Островский (1871, ГТГ).

Проводы покойника, Перов – обзоры картин

Рядом примостились дети. В январе 1862 года Перов на средства Академии художеств был отправлен за границу. Каждая из них раскрывает новую грань образа, помогая живее ощутить изображенное явление. Он побывал во многих музеях Берлина, Дрездена, Парижа изучал полотна старых мастеров. Они естественны по композиции, строги и скупы по колориту.

Таков Фомушка-сыч (1868, ГТГ). Фанни под 30 и других, в которых художник повествует об истории создания многих своих картин. Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В. В. Изображенная на фоне снежного пейзажа, эта группа замкнута в своем силуэте, представляя как бы затерявшийся маленький мирок, отделенный в своем несчастье от остального мира.

Сюда же, в сад, забрел нищий – слепой, безногий солдат с мальчиком-поводырем. Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает товар.

Запокупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, аПерову— ссылкой вСоловецкий монастырь.

Не пробыв и двух лет за границей, художник обращается в Совет Академии художеств и просит разрешения на досрочное возвращение из заграничной командировки.

Василий Перов родился в1834 году всибирском городе Тобольске. Спотыкаясь, бредет старик, ослабевший от вина. Еще глубже по психологической характеристике портрет Странника (1870, ГТГ).

В его фигуре – надломленность и внутренняя сила: ссутулившаяся спина, втянутая в плечи голова и крепкие большие нервные руки, цепко обхватившие колени. Это прежде всего крестьянские портреты.

Мальчик пригрелся и затих, убаюканный ровным движением саней, скрипом полозьев. Девочка обнимает гроб замерзшей ручонкой без рукавицы.

Такой поворот весьма не свойственен творчеству художника, ведь до возвращения в Москву Василий Перов (1864 год) писал сатирические изобличающие сюжеты. В последний путь провожает семья родного человека – мужа, отца, кормильца. На мальчике большая отцовская шапка до бровей и ношеный отцовский тулуп. На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского.

В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. Такое «самоотвержение, — писал святитель Игнатий Брянчанинов, — основывается на вере во Христа». Картина вызвала вПетербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора засмелость ихудожественное мастерство, другие были докрайности возмущены таким углом зрения.

В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Перов сам был свидетелем изображенной трагедии.

Проводы покойника Перов обзоры картин

Источник: http://aquareller.com/wdr/201807/vasiliy-perov-provody-pokoynika-opisanie-kartiny/

Ссылка на основную публикацию