Описание картины виктора васнецова «весна-красна»

Виктор Михайлович Васнецов

М.Нестеров Портрет Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) прожил большую жизнь, он знал успех и полное неприятие своего творчества. Очень часто понимание значимости личности художника и его творчества приходит позже.

Сейчас он считается родоначальником «национального» направления в русском искусстве. Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, это было время перехода от эпохи передвижничества к искусству начала XX века, — рассказывает библиотекарь Центральной библиотеки им.А.С.

Пушкина Галина Глазырина.

Васнецов был одним из мастеров русской живописи, работавший не только в области «высокого искусства». Интересы были разнообразны: театральные декорации, архитектура, иллюстрация и прикладное искусство, что в то время считалось как «разменивание таланта». Но приближался век 20 и очень скоро искусство выйдет за строгие академические рамки.

«Десятки русских выдающихся художников, — писал в 1916 году Михаил Нестеров, — берут свое начало из национального источника — таланта Виктора Васнецова».  Источник: www.smr.ru

Художник родился в 1848 г., 15 мая (3 мая по старому стилю) в селе Лопьял Вятской губернии. Сын священника. Образование получил в Вятской духовной семинарии. Художественное образование получил в Петербургской Академии художеств, где пробыл с 1868 года по 1875 год. В первые годы пребывания в Петербурге исключительно занимался рисунками карандашом и пером и вообще иллюстрациями.

1874 – На 3-й выставке передвижников выставил картину «Чаепитие».

1876 – Картина «С квартиры на квартиру». Поездка в Париж.

1877 – Участие на выставке Салона в Париже с картинами «Акробаты», «Чаепитие в трактире».

1880 – Картина «После побоища».

1881 – «Аленушка». Начинает работу над картиной «Три богатыря».

1881-1882 – Декорации и костюмы для домашнего театра С. И. Мамонтова к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка».

1882 – «Витязь на распутье».

1885 – Переезд в Киев, работа во Владимирском соборе.

1889 – «Иван Царевич на Сером Волке».

1893 – Избран действительным членом Петербургской академии художеств.

1896 – Завершение работ в Киевском Владимирском соборе.

1897 – Картина «Царь Иван Васильевич Грозный»

1898 – Завершение «Богатырей».

1899 – Иллюстрации к «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Персональная выставка в Академии художеств.

1900-1901 – Исполнил проекты фасада здания Третьяковской галереи и ряда других сооружений в Москве.

1905 – Отказ от академического звания.

1910 – «Баян».

1918-1926 – Создание цикла картин «Симфония семи русских сказок».

1926 – Последняя работа – портрет М. В. Нестерова.

1926, 23 июля – Смерть от болезни сердца.

Иллюстрация к поэме Лермонтова Песня о купце  Калашникове

Эскиз костюма. Весна-Красна. 1885

Портрет В.С. Мамонтовой 1896

Микула Селянинович 1920

Портрет Т. Мамонтовой 1884

Дубовая роща в Арамцеве 1883

«Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

В.М. Васнецов

Источники: www.vasnecov.ru, www.smr.ru

Приглашаем в библиотеки за книгами:

Бахревский, В. А. Виктор Васнецов / В. А. Бахревский. — Москва: Мол. гвардия, 1989. — 368 с.: ил + 24 л. ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.). — Библиогр.: с. 367. – В Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина, библиотеках №№ 1, 14, 22, 26.

В. Васнецов: из собрания Государственной Третьяковской галереи / авт.-сост. Л. И. Иовлева. — Москва: Изобр. искусство, 1986. — 48 с. : ил. – В Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина, библиотеках №№ 14, 22.

Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / авт. предисл., сост. Н. А. Ярославцева. — Москва: Искусство, 1987. — 496 с. : ил., портр. — (Мир художника). — Библиогр.: с. 338-339. – В Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина.

Виктор Михайлович Васнецов, 1848-1926 / [главный редактор А. Барагамян; автор текста С. Королева]. — Москва: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2010. — 48 с.: цв. ил.; 32 см. — (Великие художники; т. 30 ). – В библиотеках №№ 8, 14, 17.

Пастон, Э. Виктор Васнецов: альбом / Пастон Э. — Москва: Слово, 1998. — 96 с.: ил. — (Картинная галерея). – В Центральной библиотеке им.А.С.Пушкина.

Галина Глазырина

Источник: http://vokrugknig.blogspot.com/2018/05/blog-post_15.html

Весна в живописи

Адольф Вильям Бугро.
«Весна».
1858.
Частная коллекция.

Весна: 1. Время года между зимой и летом.

Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. (И. Никитин. Полно, степь моя, спать беспробудно.)

2. Пора расцвета, молодости.
[Я] увидел чудесную красавицу, для которой едва настала первая весна. (Достоевский. Ёлка и свадьба.)

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1981 год.

* * *

Адольф Вильям Бугро.
«Весна».
1886.
Художественный музей Джослина, Омаха.

Адольф Вильям Бугро.
«Видение весны».
1901.
Частная коллекция.

Адольф Вильям Бугро.
«Дуновение весны».
1895.
Частная коллекция.

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы, Эти капли – эти слёзы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

Афанасий Фет.
1881.

* * *

Адольф Вильям Бугро.
«Песня весны».
1899.
Частная коллекция.

Аймо (Илмари) Канерва.
«Весенний пейзаж».
1971.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось, Всё нудит Зиму вон – И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Ф. Тютчев.
Не позднее апреля 1836.

* * *

Александр Витальевич Оболенский.
«Весна на Утрое».
2005.

Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега            Сбежали мутными ручьями        На потопленные луга.            Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют…

Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».

* * *

Александр Витальевич Оболенский.
«Северная весна».
2006.

Весна легко объясняется однокорневым словом «ясная».

«Наука и жизнь» №10 1969 год.

* * *

Александр Григорьевич Стройло.
«Тригорское. Весна».
1999.

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

А. Н. Плещеев.

* * *

Александр Максович Шилов.
«Весна».
1992.

Александр Николаевич Иванов.
«Весна. Заречье».
2006.

Весенние воды.

Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт, весна идёт! И тихих, тёплых, майских дней Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Ф. Тютчев.
Не позднее 1830.

* * *

Александр Семёнович Андреев.
«Весна».
1993.

— Весна дальнего севера, — брезгливо сказал Гангулин, — не очень приятна. Бледное солнце, изморозь, сырость, чахоточная и нудная эта весна здесь.

— Весна в наших краях, — заговорил, помолчав, проезжий, — весна сильная, такая веселая ярость, что ли.

В один прекрасный день всходит весеннее солнце и толчет снег; он загорается нестерпимым блеском, сердится, пухнет, проваливается и вот: черная с прутиками земля, зеленые почки, белые облака, вода хлещет потоками, брызжет, каплет, звенит; так вот некоторые у рукомойника женщины утром — смокнут до нитки. Потом земля сохнет, — тоже быстро, появляется трава, коровы с бубенчиками и вы, — в белом костюме, на руке же у вас висит нежно одна там… шалунья. Ей-богу.

Александр Грин. «Зимняя сказка».

* * *

Алексей Гаврилович Венецианов.
«На пашне. Весна».
Середина 1820-х.

Андрей Андреевич Мыльников.
«Весна».
1975.

Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она

Читайте также:  Описание картины теодора жерико «скачки в эпсоме»

И ей невольно улыбнулась.

Ф. И. Тютчев

* * *

Андрей Андреевич Мыльников.
«Весна».
1976.

Вскрываются почки, как реки! Такая стоит трескотня! Тяжёлые сонные веки Весна наконец подняла!

Г. Новицкая.

* * *

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Аллегория. Весна Жизни.».
1883.

Антон Керн.
«Лето и Весна».
1747.
Серия «Времена года».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Борис Лиханов.
«Предчувствие весны».
2012.

Позывные  Лютуют ночные морозы, Холодные ветры свистят. Осины, дубы и берёзы Под зябкими звёздами спят. Но в воздухе есть перемены, Они разбудили сосну: Иголочки, словно антенны, Уже уловили весну.

В. Орлов

* * *

Борис Михайлович Козмин.
«Ганнибалова липа. Весна».
1985.

Весна

Посвящается Коле Трескину

Уходи, Зима седая! Уж красавицы Весны Колесница золотая

Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной, С ней – царицею цветов, С целой армией воздушной

Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья, Тёплых ливней и лучей, И чиликанья, и пенья!..

Уходи себе скорей!

У неё не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь – и ты, Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты!..

Да найдут и по оврагам! Вон – уж пчёл рои шумят, И летит победным флагом

Пёстрых бабочек отряд!

Аполлон Майков.
1880.

* * *

Василий Владимирович Сухов.
«Весеннее утро».
1995.

Василий Игоревич Нестеренко.
«Весна в Нью-Йорке».
1992.

Василий Игоревич Нестеренко.
«Времена года. Весна на Афоне».
1996.

Виктор Михайлович Васнецов.
«Весна-Красна».

Когда-то на всё на Руси начиналось с весны. Даже Новый год. Христианские святцы легко уживались с приметами языческого календаря, чуть не на каждый день имелась своя пословица:

6 марта – Тимофей–весновей. 12 марта – Прокоп – увяз в сугроб. 13 марта – Василий-капельник.

14 марта – Евдокия – замочи подол.

В. Белов. «Лад». Москва. «Молодая гвардия». 1982 год.

* * *

Винсент Ван Гог.
«Сад священника в Нейнене, весна».
1884.
Гронингенский музей, Гронинген.

Винсент Ван Гог.
«Берег Сены с мостом Клиши весной».
1887.
Музей искусств, Даллас, Техас.

Владимир Тигранович Айвазян.
«Весна в садах».

Георг Якоб Иоганн ван Ос.
«Букет цветов в греческой вазе (Аллегория весны)».
1817.

Григорий Григорьевич Мясоедов.
«Лесной ручей. Весной».
1890.

Джованни Больдини.
«Весна».
1873.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Весна идет полна чудес — Христос воскрес! Христос воскрес!».

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Времена года. Весна идет, тепло несет.».

Теперь уж скоро! Март настанет, Грачи к нам с юга прилетят, Растает снег, теплом потянет,

И новый примет всё наряд.

М. П. Чехов.

* * *

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Пробудилась весна».

Ефим Волков.
«В лесу. По весне.».
1877.

Весна

Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый,

Последний снежок…

Последние слёзы О горе былом И первые грёзы

О счастье ином…

Аполлон Майков.
1857.

* * *

Жорж Руо.
«Весна».
1911.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Жорж Руо.
«Весна».
1911.
Эрмитаж. Санкт-Петербург.

… 2

ВЕСНА

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

Источник: http://aria-art.ru/0/V/Vesna/0.html

Виктор Михайлович Васнецов — Страница 16

Страница 16 из 21

АЛЕНУШКА

Главный свой багаж человек выносит из детства, и что бы ни случилось, как бы потом ни распорядилась судьба, детские впечатления остаются точным указателем при выборе пути.

Дом в деревне Рябово Вятской губернии, где провел свое детство Виктор Васнецов, был наполнен сказками.

Рассказывала их стряпуха — долгими зимними вечерами, когда за окнами не видать ни зги, в кухне топится печь, и дети, расположившись вокруг стряпухи, слушают ее тихий старческий голос. Сколько она знала этих сказок! Это была вторая Арина Родионовна.

Не мудрено, что, став художником, Виктор Васнецов обратился к сказке. Он раскрывал в своих полотнах узорчатость, нарядность, фантазию, вековую народную мудрость, и, облаченную в поэтическую форму, мечту. Это было новое направление в живописи, поэтому Васнецова приняли не все и не сразу.

«Трудно будет Виктору Михайловичу пробить рутину художественных вкусов», — говорил художник Крамской. И критик Стасов замечал то же: «Русское искусство точно барич навыворот воспитанный: оно было дрессировано так, чтобы говорить и на один манер и на другой: как угодно, только бы не по-своему, не своим языком и голосом. Да еще этим же и гордиться».

Случалось, у Васнецова опускались руки. Что требовало от него общество, он делать не мог, а что делал — того не требовалось. Однажды возле деревни Ахтырка под Москвой, Виктор Михайлович встретил крестьянскую девочку- подростка.

В ситцевом дырявом сарафане шла она, погруженная в какие-то думы, одинокая, замкнутая. И столько тоскливой печали выражали ее глаза, что художник припомнил родную Вятку. Там дети тоже рано узнавали тяготы жизни.

Отцы уходили на заработки в далекие горы на шахты, где, проработав зиму (их так и называли зимогорами), возвращались домой, рассчитывая гроши, чтобы хватило на всё — на подати и на жизнь. Случалось, не возвращались, гибли в шахтах, оставляя сиротами семерых по лавкам.

Не раз видел Витя, как плакали в лесу крестьянские женщины, в голос причитая над своей участью, обняв руками березоньку, грудью прижимаясь к ней и качаясь вместе с ней из стороны в сторону.

У Васнецова явилась мысль написать картину «Аленушка», и неясный еще образ девочки-сиротиночки стал обретать живые, волнующие черты. Он сделал несколько этюдов с крестьянских девочек, несколько пейзажных этюдов, и, собрав материал, приступил к работе.«Камушком на камушке» сидит Аленушка у самого омута, вглядываясь в его темную, зовущую глубину.

С милой детской неуклюжестью поджаты ее босые, натоптанные ноги, печально склонилась голова, руки обняли колени. Давно выцвела ее когда-то голубая кофточка, в дырках старенький сарафан. Разметались золотисто-рыжие волосы. Почти некрасиво ее заплаканное лицо. Печален и день без солнышка. Как слезы, падают на темную поверхность омута осиновые листочки.

Картина появилась в 1881 году на московской выставке, полюбилась зрителям своей задушевностью и простотой, но, видя в ней только сказочную Аленушку, публика была несколько в недоумении. По сюжету сказки, Аленушка должна лежать на дне омута, с камнем на шее, а на берегу должен бегать козленочек.

Кто же не знает его предсмертного моления о помощи: «Сестрица Аленушка, выплынь, выплынь на бережок! Костры горят горючие, котлы кипят кипучие. Хотят меня зарезати!» Но Виктор Михайлович отбросил игру народной фантазии, бережно сохранив лишь существо сказки — грустное повествование о девушке-сироте. Пейзаж тоже незамысловат: несколько молоденьких осинок и елочек, осока да серые камни. И все же.

как много в этом пейзаже нежного, светлого! Как и в образе Аленушки, оплакивающей свою участь.

Произведения такого скорбного, и в то же время светлого единства еще не знала русская живопись. Это был не жанр, не сказка. Это была нежная лирическая поэма.

Простая до последней степени, она вся вылилась из чистого чувства

«Ясное солнышко», — назвал Васнецова художник Крамской, сумевший понять своеобразие его характера, и почувствовать, как бьется в Васнецове особая струнка.

СНЕГУРОЧКА

Большое значение в жизни Виктора Михайловича Васнецова имело знакомство с заводчиком, строителем железных дорог, капиталистом и меценатом Саввой Мамонтовым. Мамонтов хорошо чувствовал талантливых людей. Всю жизнь прожил среди них, да и сам был исключительно даровит.

В своем подмосковном имении Абрамцево он объединил большую семью русских художников, музыкантов, артистов, создав тем самым центр художественной жизни России. Здесь интересовались русской историей, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, были организованы мастерские живописи, керамики и резьбы по дереву.

Абрамцево стало очагом возрождения лучших традиций русской национальной культуры.

В имении Мамонтова месяцами жили и работали Левитан, Серов, Репин, Врубель, Коровин, Поленов. Писали картины и декорации, и просто отдыхали среди красивой природы. В 1881 году Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову написать декорации.

Сказку о девочке-снегурочке Васнецов знал с детства, но лишь взрослым человеком понял, как много вложено в этот нехитрый сюжет. Начать с того, что Дед Мороз и Николай Чудотворец — одно и то же лицо.

Почитание Николая Чудотворца пережило в России многие столетия; простодушие народа перенесло на Николу черты Деда Мороза из древних славянских верований — и так сложился единый образ.

Сама же Снегурочка — это, пожалуй, одушевленная народной фантазией елочка в зимнем лесу, где вместо коряг -медведи; елочки — как боярышни в шубках и круглых шапочках; вокруг -избушки, снеговики, зверушки. И по этому сказочному миру бриллиантовые россыпи.

Читайте также:  Описание скульптуры сергея коненкова «паганини» (1908)

Однако же предложение Мамонтова озадачило Васнецова. Во-первых, он никогда не писал декораций, а во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка — это девушка, которую отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам в дремучем лесу, куда ни пешему, ни конному нет дороги.

И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля, слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, когда они устраивают игры на берегу реки. и любопытно ей. Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке жить надо. Играть в горелки с подружками, гулять с ребятами до полуночи. А там — полюбится один.

На свете всё живое должно любить!» Но именно этого Мороз боится. Полюбит дочь и сгорит в любовном огне. Нет, пусть уж лучше живет в лесу, играет с белками и зайчатами, прядет снег, бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает. Однако Весна настаивает, и Мороз отпускает Снегурочку.

Познает Снегурочка и человеческую тоску, и ревность, и пламя любви.

Подлинное искусство предполагает в творческой личности два главных свойства: природный талант и сильный характер, без которого ничего не будет, все пройдет впустую.

Васнецов обладал тем и другим, и принялся за работу. Написал к спектаклю четыре декорации. Как удалось, и сам не понимал.

И вот — поднялся занавес. Зрители глянули, и дыхание перехватило. Нежная зимняя лунная ночь, искры инея на сугробах, влажный ветер на деревьях. От засыпанной снегом коряги отделилась странная фигура, и все тотчас поняли — Леший.

Конец зиме пропели петухи,
Весна-Красна спускается на землю…

Зрители перевели дух и улыбнулись, приветствуя и принимая сказку.

Через четыре года в Москве, в Частной опере Саввы Мамонтова была поставлена опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Эскизы декораций и костюмов выполнил Васнецов, создав изумительную галерею древнего русского народа, во всем его чудесном и красивом облике.

Спустя полвека, художник Грабарь скажет: «Рисунки к «Снегурочке», находящиеся в Третьяковской галерее, в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия отделяет их от наших дней».

Постановка имела исключительный успех у московской публики. А милый образ Снегурочки еще много лет не покидал Васнецова.

В 1899 году он изобразил ее на опушке леса. Чуткая ночная тишина вокруг, слышно, как позванивают березки обледенелыми веточками. Под горой река, а за ней — огни Берендеева посада.

Манят Снегурочку эти огни, хочется к людям, но.

словно чувствуя, что ей суждено погибнуть, не вернуться в свои холодные края, она прощается и со снегами, и с елочками; и сама она, как елочка в пышной шубке, украшенной тончайшими узорами.

И столько в ней естественного, застенчивого, что. поистине — это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз».

ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ

С племянницы Саввы Мамонтова Васнецов написал этюд к будущей картине «Иван-царевич на сером волке». Но непосредственно приступил к полотну лишь через несколько лет, уже работая в Киеве над росписью Владимирского собора.

Виктор Михайлович считал работу в соборе главным делом своей жизни и любил повторять, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Хотя не сразу принял приглашение Киева.

Знал, какие сложности предстоят.

Ведь даже расписывая церковь в Абрамцеве, он измучился в поисках образа Богородицы, пока этот образ сам не явился к нему: жена стояла на ступенях веранды, а маленький сын у нее на руках доверчиво потянулся к веткам цветущей черемухи!

Художник представил этот образ в огромном Владимирском соборе, — теплый, искренний, смелый. И — решился. Отправил в Киев телеграмму о своем согласии.

Когда приехал и представил там эскизы алтарного образа Богоматери, ответственный за внутреннюю отделку собора Адриан Прахов извлек и показал Васнецову сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сходство этих зарисовок и собственных эскизов, сделанных с жены и сына, настолько поразило художника, что он утратил дар речи. Через несколько минут с расстановкой произнес:

— Это был заказ Божий.

В общей сложности Виктор Михайлович выполнил в соборе пятнадцать композиций и тридцать отдельных фигур, не считая медальонов. Это четыре тысячи квадратных метров! Десять лет упорного труда. Грандиозная работа Васнецова не имела аналогов в русском искусстве XIX века, и стала самым значительным в жизни художника монументально-декоративным свершением.

Несколько раз от усталости он едва не срывался с лесов, что могло стоить ему жизни. Но Матерь Божия, судя по всему, оберегала его.

Работа была напряженной, с огромной затратой духовных и душевных сил, и художник, давая себе передышку, изредка брался за другое занятие, где можно отдохнуть и пофантазировать кистью.

Так появилась картина «Иван-царевич на сером волке». Для образа Елены Прекрасной Васнецов использовал готовый этюд с Натальи Анатольевны Мамонтовой.

Виктор Михайлович выбрал для картины самый драматический момент повествования, когда волк, выручая Ивана-царевича, похищает Елену Прекрасную, и все вместе они спасаются от погони.

Елена, еще не опомнившись от пережитого потрясения, бледная, доверчиво прильнула к царевичу. Природа вторит тревожному настроению беглецов: великаны-деревья насторожились, тьма, болота, мхи.

Но юная яблонька на переднем плане усыпана бело-розовыми цветами!

Картина была написана быстро, на едином порыве, легко. Виктор Михайлович смело соединил несоединимое — заповедный дремучий лес и цветущую яблоню, указав этим на византийскую красоту Ивана-царевича и его суженой.

Особенно пленительной получилась Елена — в своем великолепном царственном убранстве. Изящество, благородство, очарование сквозит в ее чудесном образе. Васнецов выступил как блестящий колорист и тонкий психолог.

Картина была показана в Москве на очередной передвижной выставке, и Мамонтов горячо высказал Васнецову: «Все это мое, родное, хорошее. Вот где поэзия!..

Молодец!» А те, кто не понял сказочной условности, обвинили художника в неправдоподобии.

Виктор Михайлович не принял хулы близко к сердцу, он был захвачен поэзией национальной красоты, выражение которой считал возможным находить и в высоких образах русской истории, и в сказочных персонажах.

ТРИ БОГАТЫРЯ

Муром. Былинное сердце России. Первые поселенцы обосновались здесь в 862 году, были очень привержены своим славянским богам, и когда князь Глеб пришел в Муром с христианской миссией, они убили его. Однако в сложные для русской земли моменты, муромцы отбрасывали все свои пристрастия и неприязни и шли сражаться против врага вместе с христианами.

Не для ради князя Владимира, Не для ради княгини Апраксии, А для бедных вдов и малых детей

Я иду служить…

Не скакать ворогам по нашей земле, Не топтать на конях землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

В мирное же время муромцы оставались непокорными, признавая только Перуна, Даждь-бога, Ярилу, жреца Богомила, который тридцать лет сидел на тридцати дубах Соловьем-разбойником, и прочих славянских богов.

Ни одно русское княжество не создало столько былин, как Муромо-Рязанское. Много в них особенного, выпуклого, поэтичного.

В городах и деревнях из уст в уста передавались муромские былины о подвигах богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и других.

Муромские богатыри стали любимыми героями русского народа, поскольку славны не только физической силой, но и пониманием другой силы — добрососедства.

Мысль написать «Богатырей» появилась у Васнецова в 1867 году, то есть, в тот самый год, когда он с шестьюдесятью рублями в кармане, но с огромным желанием учиться в Академии художеств, приехал из Вятки в Петербург, где первое время только и делал, что справлялся с нуждой.

Питался одной буханкой хлеба в день, и чем бы кончилась такая жизнь, не известно, да на счастье, встретил брата своего учителя, с которым познакомился, когда тот приезжал в Вятку.

Он взял Васнецова к себе на квартиру, помог найти работу и посоветовал поступить в Рисовальную школу, где по воскресениям преподавал Крамской.

В это сложное для Васнецова время, как спасительная доска над бурлящим потоком, являлось детство: отчий дом, родители, братья, стряпуха, рассказывающая былины и сказки при свете свечи: «Муромец — сила, Попович — святость, Добрыня — доброта. Охраняют они землю русскую, и никакой ворог их одолеть не может!»

Читайте также:  Описание картины рембрандта харменса ван рейна «синдики»

Вскоре Васнецов поступил в Академию художеств. Учеба, работа, творческие поиски, удачи и неудачи, участие в Передвижных художественных выставках, поездка во Францию, — вот и минуло чуть не пятнадцать лет.

Но все эти года не покидала мысль о «Богатырях». В Париже, когда мечталось о России, сделал небольшой эскиз картины, показав художнику Поленову.

Поленов пришел в восторг, и Васнецов решил подарить ему этот эскиз, но Василий Дмитриевич отказался:

— Нет, не возьму. Впрочем. возьму, но после того, как вы напишете картину.

Однако картина «Три богатыря» была написана только в 1898 году.

Россия. Спокойное могущество. Ей нечего бояться, она велика и не мстительна. Богатыри — ее застава. Они грозны для врага, но приветливы для друга. Их копья никогда не обратятся на беззащитного, их кони никогда не будут топтать мирные поля. В картине — высшая правда и высший человеческий закон.

На выставке к «Богатырям» было не протиснуться. Зрителям казалось, что этим богатырям тысячи лет, что они родились вместе с Россией. Все, кто смотрел на картину, видели незыблемость своей земли.

Сколько невзгод, войн, жутких лет знала эта земля, сколько пожарищ.

но она стоит, и будет стоять, потому что ни одна другая не рождала таких богатырей, ни один народ не имеет в своей основе такую духовную крепость.

Васнецова стали называть историком, но он возражал: «Я не историк, я — сказочник, былинник, гусляр живописи. «Богатыри» мои не историческая картина, а только живописно-былинное сказание о том, что лелеял в своих грезах мой народ».

Лев Николаевич Толстой, увидев «Богатырей» был поражен:

— Я никогда не задумывался, какими в жизни были наши богатыри, но, увидев картину, подумал, что именно такими и были защитники родной земли и никакими другими, в представлении народа, быть не могли.

Был поражен и Федор Иванович Шаляпин:

— Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой древней скифской почвы выделанные. Как духовно прозрачен при всей своей массивности Васнецов! Его богатыри, воскрешающие самую атмосферу древней Руси, вселили в меня ощущение великой мощи — физической и духовной.

В истории русской живописи «Богатыри» занимают одно из самых первейших мест. Язык этой картины-баллады прост, величав, могуч, его прочтет каждый русский с гордостью, каждый иностранец с опаской, если он враг; и с чувством спокойной веры в такую мощь — если он друг.

Источник: http://zapravdu.ru/19-elektronnaya-biblioteka/istoriya-rossii/328-istorii-znamenitykh-poloten-ocherki-o-russkoj-zhivopisi.html?start=15

Снегурочка Васнецова — единство небесного и земного

Снегурочка была написана Виктором Васнецовым благодаря его дружбе с предпринимателем и покровителем искусств Саввой Мамонтовым.

В 1881 году у Мамонтова появилась идея представить широкой публике постановку пьесы-сказки Алексея Островского «Снегурочка», появившейся из-под пера автора в 1873 году. Он предлагает Васнецову поработать над декорациями будущего спектакля.

Виктор Михайлович так увлекается темой, что после премьеры пишет портрет главной героини пьесы — сказочной девушки по имени Снегурочка.

    Снежная девушка, приходящая под Новый год – явление уникальное. В новогодней мифологии ни одной страны мира, кроме России, нет женского персонажа, слепленного от снега и сопровождающего Деда Мороза. И знаем мы её такой, какой нам представил Снегурочку писатель Александр Николаевич Островский. Его смело можно называть «приёмным папой» ледяной девушки.

   Корнями история Снежевиночки (одно из имен Снегурочки) уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда.

Особенно любимым был образ ледяной девочки, которая частенько оживала в преданиях тех времен. Русский фольклорист Александр Афанасьев собрал северные сказки, в том числе о девочке из снега, во втором томе «Поэтических воззрений славян на природу».

Эта книжка попала в руки Островскому и вдохновила его к написанию пьесы-сказки «Снегурочка». В этом произведении Александр Островский проливает свет на происхождение холодной красавицы. По версии драматурга, её родителями были Мороз и Весна-Красна.

Жила она одна-одинешенька в тёмном холодном лесу, не показывая личика солнцу, но тосковала и тянулась к людям. И однажды вышла к ним из чащи…

   Пьеса по мотивам старой сказки была написана в имении Щелыково Костромской области. Картина родилась в подмосковном селе Абрамцево. Здесь же художник создавал декорации к театральной постановке по пьесе Островского, задуманной и поставленной на сцене домашнего театра Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Премьеру сыграли  в 1885 году — это была опера на музыку Николая Римского-Корсакова.

Искусство рождается в молчании

    Илья Ефимович Репин  писал: «Васнецов сделал для костюмов рисунки, он сделал такие великолепные типы – восторг!!!» Так для Васнецова «Снегурочка» стала не только самым задушевным произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декорационном искусстве.

На вопрос, откуда он брал такие чудесные краски, художник отвечал: «…От народных гуляний в Вятке, в Москве, на Девичьем поле, от переливчатой игры жемчугов, бисера, цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубках и прочем женском одеянии, которое видел у себя на родине, и которыми ещё была переполнена Москва восьмидесятых годов!».

  В светлом состоянии в счастливой тишине своей мастерской Виктор Михайлович написал чудесное полотно «Снегурочка». «Искусство рождается в молчании, оно требует долгой, одиноко и трудной работы», — утверждал Васнецов.

Моделью для Снегурочки послужила Саша Мамонтова

   Знаменитая картина была создана Виктором Васнецовым в 1899 году. Хрупкая фигурка юной девушки, моделью которой служила дочь Мамонтова Саша, застыла на краю зимнего леса.

Над её головой — тёмное ночное небо, кое-где искрящееся звёздами, вдалеке едва различимы огоньки деревенских окон.

Лёгкая позёмка дымчатой кисеёй скрывает очертания деревьев и избушек на заднем плане, на снегу отпечатались глубокие следы, идущие из леса.

  Лесная опушка ярко освещена лунным светом. Он позволяет разглядеть причудливые узоры на тёплой одежде красавицы, цепочку заячьих следов и слегка сдвинутые в тревожном раздумье девичьи брови.

Выросшую среди лесных обитателей девушку давно уже манят весёлые песни и смех, часто доносящиеся со стороны деревни. Она хочет познакомиться с этими людьми, стать одной из них.

Однако отец — суровый Мороз предостерегает дочь от необдуманного шага, убеждая в том, что в лесу ей будет безопаснее.

   Лицо героини отражает внутреннюю борьбу: ей очень хочется пойти к людям и в то же время она боится неизвестности. Вот и застыла в полуобороте, вопросительно разведя руки в стороны: продолжить ли опасный путь иль повернуть обратно?

Натуры мало, условности — много

    Для Виктора Михайловича Васнецова картина «Снегурочка» стала одной из важных работ. Он трудился над этим полотном на протяжении нескольких лет, желая перенести на холст знание глубины русской души, которое почерпнул из фольклора и своих поездок по стране.

   Реакция публики была в целом положительной. Современники художника восторгались мастерством художника, умением передать единство небесного и земного.

По словам критиков, никто из художников не смог бы так точно передать всю красоту русской женщины, как это удалось Васнецову. Однако некоторые всё же встретили произведение недоброжелательно.

Моменты поэтической условности в картине «Снегурочка» вызвали споры.

  Были опубликованы критические высказывания о недопустимости подобных свободных трактовок народных сюжетов. В вину живописцу ставили и нарочитость художественных приёмов. Апофеозом такой точки зрения стали слова критика Владимира Стасова, который писал: «Натуры очень мало, а условности — слишком много».

  Сегодня полюбоваться Васнецовской «Снегурочкой» можно в одном из залов Третьяковской галереи. Её считают образцом русской красоты и потрясающим соединением реальности и волшебства.

   Публикация по теме: «Христос у Ивана Крамского борется с искушением как обычный человек«

Наталья Швец

Репродукция картины «Снегурочка» Виктора Васнецова, эскизы костюмов и декорации Васнецова к спектаклю «Снегурочка»

Источник: http://www.vao-mos.info/territoriya-goroda/snegurochka-viktora-vasnetsova.html

Ссылка на основную публикацию