Описание советского плаката «пьём воду родного днепра»

Иванов Виктор Семенович (1909–1968)

Выдающийся советский график, живописец, художник кино. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Член-корреспондент АХ СССР (1958). Награжден Государственными премиями СССР (1946, 1949). Наиболее известен как мастер политических плакатов, за свою жизнь создал более 300 листов на различные темы, многие из которых вошли в золотой фонд советского плаката.

Виктор Семенович Иванов учился в Московском изотехникуме памяти 1905 года (1926–1929) у Е. Н. Якуба, в студии Д. Н. Кардовского в Москве (1928–1929), в 1933 году окончил отделение кино ленинградского ИНЖСА по специальности художник-постановщик, учился у М. П. Бобышова, Б. В. Дубровского-Эшке.

Художник Иванов, начиная с 1933 года, оформлял кинофильмы на студиях «Мосфильм» и «Межрабпомфильм»: «Честь» Е. В. Червякова (1938), «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма (1939, совместно с Дубровским-Эшке), «Парень из Тайги» О. И. Преображенской, И. К. Правова (1941), «Дорогой бессмертия» (1957).

С середины 1930-х годов жил и работал в Москве, с 1934 – участник многих крупных выставок; занимался главным образом, агитационно-политическими и социальными плакатами: «Вырастим здоровый молодняк» (1935), «Рабы разгибают спину» (1938), «Подать руку помощи братским народам Западной Украины и Западной Белоруссии – наша священная обязанность», «Из уст в уста передается лозунг национальной войны: «Падет в бою отец, сын ыстанет на его место, брат сменит погибшего брата, жена сменит убитого мужа» (оба 1939), «Социалистической промышленности и транспорту – трудовые резервы!» (1940).

Во время войны выполнил более ста плакатов, несколько работ в соавторстве со своей женой – художницей Ольгой Буровой.

 В 1941–1943 годах участвовал в выпуске знаменитых оборонных плакатов «Окна ТАСС» («Чтоб скорее дрогнули враги, чтоб росли свинцовые удары» №522, «Все силы на разгром врага» №529, №558, «Умножим нашу славу» №582, №622, «Моряки не подведут» №630, «Салют героям» №699, «Восстановительный фронт №720, «Смерть немецким оккупантам! №729, «Связистка» №751, №798).

Лучшие плакаты Иванова отличаются публицистической страстностью, конкретным раскрытием темы: «Бей, коли, гони, бери в полон!», «Вперёд! На Запад!» (оба 1942), «Да здравствует единый фронт свободолюбивых народов против фашистких захватчиков!» (1942), «Пьём воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943), «Ты вернул нам жизнь!» (1943), «Водрузим над Берлином знамя победы!» (1945), «Так оно и будет!» (1945), «Враг коварен – будь на-чеку!» (1945), «Они вернули свое счастье!» (1946).

По своей пронзительной эмоциональности, острой характерности героев и трагическому восприятию действительности: «Каждый рубеж – решающий!» (1942), «Смерть детоубийцам!» (1942, в соавторстве с О.

Буровой), «Вся надежда на тебя, Красный воин!» (1943), «Мсти за горе народа!» (1943), «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния! Смерть фашистам – детоубийцам!» (1944), военные плакаты Виктора Иванова близки работам своего коллеги и приятеля, другого замечательного художника Алексея Кокорекина.

Произведения этих выдающихся плакатистов и технически решаются близкими живописными средствами. Плакаты Иванова скорее напоминают жанровые картины военного времени, но благодаря большей лаконичности, в том числе и цветового строя, всё-же остаются плакатами.

В послевоенные годы продолжил успешно работать в качестве художника-плакатиста, создавал плакаты на темы политики, индустрии и спорта: «Матери всего мира, боритесь за мир!» (1949), «Бдительность – наше оружие!» (1953), «Наш путь – путь коммунизма!» (1956), «Упорство и труд к успеху ведут!» (1956), «К новым успехам во славу Родины!», «Народ и партия – едины!» (оба 1957), «Работай по-коммунистически!» (1958).

Занимался живописью, выполнил ряд станковых произведений, – портретов и историко-революционных картин: «Актриса Е. А. Максимова» (1935), «Портрет О. Б.

» (1937), «Штурм Зимнего Дворца» (1938), «На освобожденной земле» (1945), «Патриотка» (1946–1947), «Ленин на субботнике» (1965), «Портрет художницы В. И.

Араловой-Петерсон» (1966); серии: «Подмосковье» (1955), «За рубежом» (1956, 1958, 1961, 1962) и другие. Создал цикл антивоенных графических работ «Проклятие фашизму» (1961).

Участвовал практически во всех крупных выставках: «ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота» (1934), Всесоюзные художественные выставки (1945–1950, 1952, 1954, 1955, 1957, 1958, 1961, 1965), «30 лет Советских Вооруженных Сил» (1948), «Советские художники в борьбе за мир» (1952), «Советская Россия» (1960), выставки произведений московских художников (1961, 1963, 1964); рисунка, иллюстраций, плаката (1940), советского плаката (1948) в Москве и Ленинграде; «Плакаты о Красной Армии» (1942) в Перми, Всесоюзные выставки плаката в Киеве и Москве (1959, 1963) и других. Участник многих зарубежных выставок, в том числе в Лондоне (1934), Вене (1948), Хельсинки (1950).

Удостоен десяти Почетных дипломов на Международных выставках плаката в Италии (1948), серебряной медали Академии художеств СССР (1964), золотой медали Академии художеств СССР за серию плакатов (1967).

Автор книги «Как создается плакат» (Москва, 1963), ряда статей о советском политическом плакате и искусстве кино.

Выпускались марки с плакатами художника: «Наше знамя – знамя победы!» (1965), «На запад!» (1968).

В 1970 году В. Иванов за серию плакатов «В. И. Ленин» (1963–64) был награждён посмертно специальной премией на Всесоюзном конкурсе политического плаката к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.

Живописные работы и плакаты художника В. С. Иванова находятся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Государственном Русском музее, Российской государственной библиотеке (бывшей им. В. И.

Ленина), Центральном музее Вооруженных Сил и Центральном музее Великой Отечественной войны, Научной библиотеке Российской Академии художеств, Белорусском государственном музее Великой Отечественной войны, Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Одесском художественном музее, фондах Самарского областного историко-краеведческого музея и Саратовского художественного музея, во многих частных собраниях России, Великобритании, Германии, Франции.

*О друге и собрате по оружию (воспоминания В. Иванова).

Источник: http://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/60-ivanov-viktor-semenovich-1909-1968.html

Советские политические плакаты Великой Отечественной войны

В начало страницы

Все дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но люди всегда будут помнить беспримерный подвиг советского народа, который в 1941-1945гг. одержал великую победу и на фронте и в тылу. Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям войны, и огромное спасибо им. В этом разделе мы освещаем основные даты и события тех страшных лет.
 Советский политический плакат в годы Великой Отечественной войны получил громадный толчок развития. Плакаты издавались как в тылу, так и на фронте. Они приобрели особую популярность. Через плакаты события боев с немецкими захватчиками приобретали особый колорит. Плакаты вывешивались не только на специальных плакатных досках, но ими украшали фасады домов и дверей.                                                                  

Агитационно-пропагандистские плакаты

Советский политический плакат «В небесах, на земле и на море»-создан в 1941 году художником Кочергиным Н.М. Плакат, даже в начале войны, отображает решимость советского народа уничтожить врага в небе, на суше и на море. Плакат выполнен в красно-черных тонах, что усиливает уверенность в праведности борьбы и уничтожения черной силы — немецко-фашистских захватчиков. 
 Советский политический плакат «Водрузим над Берлином знамя Победы!»-создан в 1945 году художником В.Ивановым. Плакат ознаменовал победоносную совместную борьбу против фашизма стран антигитлеровской коалиции. 
Советский рисунок 1941 года под названием «Вон!»-издан на обложке журнала «Крокодил» от 12 июня 1941 года. На рисунке изображен в красных тонах советский солдат, который стоит на территории СССР, на земном шаре. Солдат вышвырнул Гитлера вон из земного шара. Этот рисунок свидетельствует о том, что советские люди ещё в самом начале войны были уверены в победе над врагом. 
Советский политический плакат «Завоеваний Октября не отдадим!»- создан в 1941 году художникамиАввакумовым М. и Щегловым В.На плакате изображен советский солдат, колющий штыком фашиста. На дальнем плане плаката показаны символические строения советской страны, олицетворяя Родину, которую защищает солдат. 
    Советский политический плакат «Клянемся защищать до последней капли крови великие завоевания Октября!»-На плакате изображен солдат, держащий в одной руке красный флаг, а в другой руке автомат. За ним Герб Советского Союза и строения советской страны. Солдат, стоя на одном колене клянётся защищать свою Родину. Плакат создан в 1942 году художником Н.А.Павловым.
 Плакат «Красной Армии — слава!» — это советский политический плакат, созданный в 1945 году художником Л.Головановым. Художник рисовал снайпера Голосова, который впоследствии стал героем плаката «Дойдём до Берлина». И вот на плакате «Красной Армии — слава!» на переднем плане опять появился советский солдат-победитель Голосов с боевыми наградами, который стоит на фоне стены рейхстага, где нацарапано — Дошли!! Берлин 2/5 45 и далее Слава Русскому народу, а сзади на стене плакат «Дойдём до Берлина». Очень праздничный и светлый плакат, выражающий в себе всю радость Победы в этой страшной и кровопролитной войне с немецким фашизмом. А трагизм здесь заключается в том, что сам герой плаката снайпер Голосов погиб в 1944 году. 
   Плакат «На земле и над землей мы зажмем врага петлей!» — советский политический плакат, созданный в 1941 году художником П.П.Соколов-Скаля, олицетворяющий в себе уверенность в победе советского народа. На плакате показаны советские истребители, которые мертвой петлёй обвили немецкий бомбардировщик и уничтожили его. В плакате выражается уверенность в победе над врагом в воздухе. 
 Плакат «Наше дело правое враг будет разбит!» является политическим плакатом Великой Отечественной войны, созданным в самом её начале художником Р. Гершаником. Плакат обращен к советскому народу с уверенностью, что враг будет разбит. На плакате показан советский солдат, устремляющийся в бой, а на заднем плане атака советских солдат и танков БТ. На красном флаге надпись — Наше дело правое. Плакаты начального этапа войны передавали стремительное движение атаки на врага, единоборство советского солдата с немецким оккупантом. 
     Плакат «Наши силы неисчислимы» является советским агитационным плакатом созданным художником В.Корецким в 1941 году. Плакат выполнен путём наложения фотографии на картинку. Плакат нёс идею создания всенародного ополчения против врага. На переднем плане плаката — пожилой человек с бородой, поднявший винтовку, символизирующий простой советский народ. На заднем плане памятник «Минин и Пожарский» — символ российского патриотизма в борьбе с врагами Родины. Внизу плаката — плотные шеренги ополченцев, готовых встать на защиту Отечества. 
 Советский политический плакат«Вперед! На запад!» — создан в 1942 году художником Виктором Ивановым.На плакате изображен краснофлотец с автоматом и гранатой в руках,который призывает к атаке на врага.Плакат пронизан уверенностью,что враг будет разбит.        
 Советский плакат Великой Отечественной войны 1941-45 гг. «Нет такой силы, которая поработила бы нас!»  был создан художником В.С. Ивановым и О. Буровой в 1942 г. Тираж плаката 30000 экземпляров. На плакате изображёны советские солдаты, идущие в бой. Но также здесь присутствует и второй план, символизирующий исторические параллели, где Кузьма Минин возглавил борьбу российского народа против польских захватчиков в древнее смутное время. Слова Кузьмы Минина «Нет такой силы, которая поработила бы нас» стоят во главе плаката. Как бы в добавление, на плакате написан тезис из выступления Сталина, обращённый к советскому народу: » Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков!»
 Советский политический плакат«Отстоим завоевания Октября!»создан художником Ивановым Виктором Семеновичем в 1942 году. Плакат создан в традициях 1941-42 годах, где часто на втором плане изображались исторические события или герои прошлого.На переднем плане изображен советский солдат с оружием в руках, а на заднем плане — события октябрьской революции, когда матросы солдаты и рабочие устремлялись в атаку на врага. 
Советский политический плакат«Под знаменем Ленина —вперед к победе!»- создан в 1941 г. художником Волошиным А. в стиле хромолитографии.Плакат призывает советских граждан сплотиться вокруг партии Ленина в борьбе против фашистских захватчиков. Плакат выполнен в красно-черных тонах. 
 Советский политический плакат«Красной Армии грозен шаг!» создан в 1945 году. Автор плаката художник В.Дени (Денисов). Плакат несет политическую направленность. На плакате изображена разрушенная колоннада Рейхстага, на колоннах которой помещены имена лидеров фашистской Германии: Геринг, Геббельс, Гиммлер, Гитлер. На куполе в виде шлема с рогами сломан флаг, на котором помещена надпись «Покорение мира». Под колоннадой множество человеческих черепов. На плакате помещена надпись: «Красной Армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг!«.Плакат заставляет задуматься над злодеяниями немецкого фашизма против человечности.  
 Советский агитационный плакат художника Виктора Иванова — «Пьем воду родного Днепра» создан в 1943 году после взятия Киева. Плакат изображает повседневную фронтовую обстановку, но с какой-то торжественностью и уверенностью в непобедимость советского солдата. В образе пьющего днепровскую воду из каски солдата каждый воин Красной Армии мог легко представить себя. Плакат направлен на повышение боевого духа советского солдата и придания ему уверенности в полной победе над врагом. Слова на плакате — Пьем воду родного Днепра, и будем пить из Прута, Немана и Буга,- дают уверенность в полном изгнании врага из советской земли. 
 Советский политический плакат художника Соловьёва М. М. «Слава защитникам Москвы!»,созданного в 1944 году изображает на переднем плане рабочего-ополченца, а в дали идущую колонну красноармейцев, показывая, что лишь в единстве народа и армии удалось отстоять Москву в кровопролитной битве с немецкими войсками. Плакат венчает медаль «За оборону Москвы». 
 Советский политический плакат«Слава освободителям Украины! Смерть немецким захватчикам!»- создан в 1943 году художником Д.Шмариновым. На переднем плане плаката изображен солдат Красной Армии в объятиях украинской женщины, а на заднем плане — памятник Богдану Хмельницкому, украинскому гетману, воссоединившему Украину с Россией. Это символизирует освобождение Киева, столицы Украины, и дальнейшее продвижение Красной Армии к западным границам СССР и полное освобождение всей территории Украины. 
 Советский политический плакат под названием»Смерть фашистской гадине!»вышел из печати к концу июня 1941 года, сразу после начала Великой Отечественной войны. Художник произведенияА. Кокорекин. Плакат выполнен двумя цветами — черным и красным, в традициях плаката гражданской войны и карикатурных произведений 1930-х годов. На белом фоне листа видны четкие фигуры и надпись на плакате. Ещё в начале войны художникА. Кокорекин выразил уверенность всего советского народа в победе над врагом.На плакате красноармеец протыкает черного змея, изогнувшегося в виде фашистской свастики. 
 Советский политический плакат«Ты вернул нам жизнь!» создан художником В.С. Ивановым в 1944 г. Плакат — жизнеутверждающая работа, показывающая всю радость освобожденного народа, в образе женщины, обнимающей солдата. На плакате изображен солдат-освободитель с автоматом в руке, которого обнимает женщина. В этом тонко передана вся тревога пережитого на оккупированных территориях и весь трепет освобождения от фашистов советского народа. Безграничная радость жителей освобожденных территорий и благодарность воинам красноармейцам избавивших их от ненавистных оккупантов. 
 В начале Великой Отечественной войны художник Моор Дмитрий Стахиевич (Орлов) в 1941 г. создал плакат«Ты чем помог фронту?».Плакат был выполнен в стиле своего же раннего плаката 1920-х «Ты записался добровольцем?», но популярности такой, как предыдущий плакат не получил. Плакат Ты чем помог фронту? выполнен в красно-черных красках с изображением воина Красной Армии, обращающегося к зрителю. На заднем плане дымящиеся трубы завода — намек на ударный труд во имя фронта, во имя Победы. 
 Советский политический плакат «Урал — фронту», художника П. Караченцева, созданный в 1942 году. На плакате изображен литейный ковш, выливающий сталь, капля которой летит в виде бомбы на вражеский танк. Плакат направлен на патриотические чувства и сознание трудового народа, наглядно показывающий, во что превращаются трудовые свершения в тылу для фронта. Плакат создан в годы массовой эвакуации предприятий на Урал и в Сибирь. Это плакатное произведение применялось в качестве политического материала на заводах и фабриках советской страны. 
 Советский политический плакат «Немецкий танк здесь не пройдет» создан художником Николаем Николаевичем Жуковым в 1943 году. На плакате изображена ситуация на фронте, где на первом плане — красноармеец, ползущий с гранатой в руке, а на заднем плане — проволочное заграждение. Плакат показывает героизм советского воина и внушает зрителю уверенность в стойкости защитников Отечества, солдатам же — силы для борьбы и смелости в бою. 
 Художник В. Дени (Денисов) в 1945 году создал политический плакат«Что посеял, то и пожнешь,от суда не уйдешь».Плакат показывает неизбежность возмездия Гитлеру за его преступления. На плакате изображен Гитлер, повешенный на букве сорок пятого года. Ведь уже стало ясно, что фашистскую Германию и её главарей ничего спасет от возмездия и суда. После повешения Гитлера пали виселицы, топоры палача, оковы и террор с рабством для народов. 
 В 1945 году художник А.Горпенко создал политический плакат«Слава сталинской гвардии!»Плакат растиражировало Государственное издательство «Искусство» тиражом в 30000 экземпляров. На плакате изображены счастливые победители в страшной Великой Отечественной войне — пехотинец, летчик и моряк. На переднем плане нагрудный знак «Гвардия» и георгиевская ленточка. Гвардейские представители войск стоят на фоне лучезарной звезды с серпом и молотом. Плакат выполнен с преобладанием красных тонов, что придает ему праздничную атмосферу, атмосферу Победы над фашизмом. Плакат прославляет героические войска, одержавшие такую тяжелую победу — гвардейские войска. 
 Советский политический плакат«Прицел у нас один — Берлин» создан в 1945 году художником В.Б. Корецким. Плакат выполнен методом фотомонтажа. На время 1945 года уже чувствуется, что в настроении народа уже отчетливо звучит уверенность в скорейшей победе над немецким фашизмом. В плакате это настроение стало также преобладать. Советский народ, измученный кровопролитной войной, стремиться окончить войну и приблизить время мира. На плакате изображены улыбающиеся солдат и женщина-труженица, держащие снаряд, которым будет заряжена пушка, нацеленная на Берлин — логово фашизма. Впереди последняя атака Великой Отечественной войны — взятие Берлина. 
 Советский политический плакат«Я ждал тебя воин-освободитель!»создан художником В.И. Ладягиным в 1945 году. Плакат посвящен освобождению подневольных людей из фашистского рабства. На плакате изображен воин Красной Армии, освободивший соотечественника из немецкого рабства. Плакат обнадеживает и утверждает, что все советские люди, попавшие в немецкое рабство будут, освобождены и отправлены домой, на Родину. Надпись под плакатом тому подтверждение: «Освободим всех советских людей из фашистской неволи». 
 Информация с сайта — http://softsalo.com/index.html

Возврат к списку

Кемеровская областная научная библиотека им. В.Д. Фёдорова © 2015

Источник: http://fhw.kemrsl.ru/semhron/content/events/?ELEMENT_ID=751

Плакаты. Более 2500 плакатов советской пропаганды, агитации, рекламы

Более 2500 плакатов. Дореволюционные и советские произведения наглядной агитации. Большая коллекция военных постеров 1941 — 1945.

Коллекции плакатов по темам: агитация и пропаганда, выборы, спорт, техника безопасности, борьба с алкоголизмом, олимпиада, кино и театр и, конечно же реклама.

Биографии знаменитых художников-плакатистов таких как Моор, Бисти, Дейнека, Родченко, Иванов, Лебедев, Лисицкий, коллектива «Кукрыниксы». Статьи и книги об плакатном искусстве и различных техниках создания плаката.

Советский плакат появился в годы пролетарской революции; он нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.

Кто не помнит плакат Д.С.Моора «Ты записался добровольцем?».

Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября. В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение.

В эти тяжелые дни выходило мало газет.

Очень часто газету заменял плакат. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст — лозунг, сопровождавший изображение, — запоминался и призывал к действию.

Агитационные плакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение белогвардейских генералов и иностранных интервентов.

Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат — делает контрреволюционное дело«. Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.

Среди первых революционных плакатов выделялись работы Д.С.Моора, Маяковского, М.М.Черемных и В.Н.Дени. Каждый из этих художников своими, только ему присущими средствами и приемами создавал агитационные произведения большой выразительной силы.

Телеграммы, приходившие с фронта, за несколько часов превращались в плакаты — знаменитые «Окна РОСТА». Душой этого дела был Маяковский. Он писал на тексты последних телеграмм стихи и сопровождал их рисунками.

Так же активно работал Черемных.

За одну ночь создавались и размножались вручную десятки плакатов, а утром на улицах в витринах пустующих магазинов уже висели «Окна РОСТА», в наглядной и остроумной форме рассказывающие о последних новостях.

Замечательный мастер политической карикатуры тех лет Дени принес в советский плакат разящую сатиру. Плакаты, созданные Дени, беспощадно высмеивали капиталистов, политических дельцов и всяческих соглашателей.

Когда в стройках первых пятилеток поднималось величественное здание социализма, на строительных площадках, полях первых колхозов, башнях элеваторов, бетонных массивах Днепрогэса, словом, по всей нашей стране — всюду — можно было встретить агитационный плакат. И если сейчас просматривать плакаты тех лет, покажется, будто листаешь художественную летопись перестройки.

Не было ни одного крупного события в жизни советского народа, на которое не отзывался бы плакат.

Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился первый военный плакат «Родина-мать зовет!». Бедствия первого периода войны прекрасно переданы в плакате В.

Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», изображавшем в пламени пожарищ мать с ребенком на руках, в грудь которой направлен кровавый фашистский штык. Страстью борьбы был наполнен плакат А.Кокорекина «За Родину!», на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату. Советская Армия остановила, а затем отбросила врага, и когда В.

Иванов в плакате «Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга» создал прекрасный образ бойца, зачерпнувшего каской священную воду освобожденного Днепра. Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы. Вместе с победоносными войсками в освобожденные польские, чешские, венгерские, румынские города входил плакат Д.А.

Шмаринова «Красная Армия несет освобождение». А когда победой окончилась Великая Отечественная война, Л.Ф.Голованов изобразил советского воина героя-победителя, простого русского парня на фоне берлинского рейхстага. Как лозунг звучит победная надпись «Дошли!», которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии, изображенной на плакате.

За время Великой Отечественной войны художники создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами. Опять начали выходить «Окна», теперь называвшиеся уж не «Окнами РОСТА», а «Окна ТАСС».

В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек. На листе плаката обычно помещались одна-две фигуры, их действие подчеркивалось характерным движением.

Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркие и в своем сочетании усиливали выразительность изображения.

Теперь художники научились внимательней вглядываться в лица людей, предавать их характеры и психологию — это сделало плакат еще более активным и впечатляющим.

После окончания войны основной темой плаката стала борьба за мир, за дружбу между народами. Интересные и остроумные композиции на тему мира наряду с опытнейшим мастером плаката В.Говорковым создали молодые художники Н.Трещенко, О.Савостюк и Б.Успенский.

В послевоенные годы добился выдающихся успехов и советский кинопрокат. Лучшие мастера киноплаката — В.Кононов, М.Хейфиц, Б.Зеленский, И Хазановский и другие — отказались от простого оповещения о выходе того или иного фильма и приступили к углубленному раскрытию в художественных образах идейного содержанию кинокартины.

Работы этих художников не раз завоевывали на международных конкурсах ведущие места.

Грандиозная программа семилетнего развития народного хозяйства, намеченная 21 съездом партии, потребовала от агитации в том числе и от плаката, новых усилий.

Снова на целинных станах, на гигантских новостройках семилетки появлялись яркие и темпераментные плакаты, побуждающие энтузиазм масс, зовущие трудящихся на выполнение намеченных партией планов.

Советский плакат шагал в ногу со временем. Он создавал образы наших предков, совершающих трудовые подвиги, разоблачал поджигателей войны и сражался за мир во всем мире.

Русский плакат
Шрифт в наглядной агитации

Источник: https://www.davno.ru/posters/%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D0%BC-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%83-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B0-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BC-%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%B7-%D0%BF%D1%80%D1%83%D1%82%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B8-%D0%B1%D1%83%D0%B3%D0%B0-%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BC-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8E.html

Как советские художники приближали славный день Победы? Часть 1

Великая Отечественная война мобилизовала деятелей искусства на отпор врагу всеми возможными для них средствами.

Многие из созданных в годы войны произведений по накалу патриотических чувств, художественному мастерству, выразительности и эмоциональности по праву считаются непревзойденными.

Наиболее значительные из них вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового искусства.

Стоит отметить, что многие художники встали на защиту Родины с оружием в руках. Более 900 из них ушли на фронт. Они были свидетелями, а то и непосредственными участниками происходящих драматических событий.

Верные своему профессиональному и нравственному долгу, они между боями успевали в походных альбомах, на клочках бумаги, сделать наброски прошедшего боя, нарисовать портрет сослуживца или выпустить боевой листок с броскими карикатурами. Многочисленные зарисовки и этюды, созданные в перерывах между боями В. Богаткиным, О. Верейским, Н.

Жуковым и другими фронтовиками, представляют собой бесценный художественно-документальный материал. Неслучайно на художественных выставках произведений тех лет их работы всегда представлены и вызывают неизменный интерес зрителей.

Первыми художественный «залп» по фашистам произвели Кукрыниксы, уже на третий день войны издавшие плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Вскоре Н. Тоидзе создал самый известный плакат военных лет «Родина-мать зовет!».

Этот плакат потрясающе выразителен, недаром он считается лучшим произведением жанра. На него и сегодня трудно смотреть без волнения. Плакат «Родина-мать зовет!» и песня «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.

Александрова), рожденные в первые дни Великой Отечественной войны, стали её своеобразными художественными символами.

Естественно, что в годы войны особо ценилась оперативность в художественном освещении событий на фронте и в тылу. Были созданы тысячи плакатов, листовок, открыток.

При этом использовались не только художественно обобщенные образы, но и фотографии — ставшие документальным свидетельством тех событий. Так, одним из лучших плакатов того времени стал созданный В.

Корецким плакат «Воин Красной Армии, спаси!», основу которого составила удивительная по выразительности фотография.

Фронтовики вспоминают, что эмоциональные плакаты В. Иванова «Пьем воду родного Днепра, Будем пить из Прута, Немана и Буга» и Л. Голованова «Дойдем до Берлина» помогали укреплять веру в свои силы и неизбежность разгрома агрессоров.

Особую роль выполняли сатирические плакаты. Нередко броские листы «Окон ТАСС», выполненные от руки буквально через несколько часов после произошедших событий и размноженные с помощью трафарета, становились первыми художественными свидетельствами побед Красной Армии. Именно оперативность «Окон» была их главным преимуществом по сравнению с печатными плакатами и листовками.

В выпуске плакатов активное участие принимали лучшие отечественные художники: Кукрыниксы, Б. Ефимов, М. Черемных, Г. Нисский и многие другие. Наши военные плакаты пользовались поразительной популярностью не только в СССР, их выставки в годы войны с большим успехом проходили в Англии, США, Швеции, Иране, Китае.

Наряду с оперативными художественными произведениями в годы войны создавались потрясающие по глубине эмоционального воздействия на зрителей полотна. Одной из первых таких картин стала работа А. Пластова «Фашист пролетел».

В ней нет боя и сражающихся солдат, а только осенний пейзаж, разбредающееся стадо, убитый мальчик-подпасок и силуэт улетающего фашистского самолета.

В картине протест художника против жестокого, бессмысленного убийства сливается с болью за родную землю, над которой надругался враг.

В первые годы войны было создано немало картин, на которых изображалось именно варварство фашистов: превращение в руины мирных городов и сел, зверские казни и издевательства над людьми, творимые захватчиками. Таковы, например, полотна Г. Ряжского «В рабство», Я. Николаева «За что?», В. Серова «Расстрел».

Неизгладимое впечатление на зрителей оказывала картина С. Герасимова «Мать партизана», показывавшая, что моральное превосходство даже перед лицом смерти остается на стороне советских людей. На картине крупным планом изображены только две фигуры: простая русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел, и палач-эсэсовец, который не в силах сломить дух русской женщины.

Одной из первых работ, в которой художник показал неумолимость всенародного сопротивления захватчикам, стала картина К. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года».

Художник с документальной точностью запечатлел легендарный парад, с которого бойцы уходили прямо на фронт.

Редко кому из участников этого парада удалось дожить до победы, но свой долг перед Отечеством они исполнили до конца.

Пожалуй, одной наиболее эмоциональных картин того времени стало полотно А. Дейнеки «Оборона Севастополя», в которой автор смог передать яростную ожесточенность последнего рукопашного боя моряков-черноморцев на набережной города русской морской славы. Несмотря на всю трагичность сюжета, зритель понимает, что этих людей можно убить, но победить их невозможно.

Показательно, что уже в наши дни большой плакат с репродукцией этой картины Дейнеки и лаконичной надписью «Здравствуй, НАТО», встречал в Севастополе американские корабли.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/16072/

История, роль и значение советского плаката

#187;, изображавшем в пламени пожарищ мать с ребенком на руках, в грудь которой направлен кровавый фашистский штык. Страстью борьбы был наполнен плакат А. Кокорекина За Родину!, на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату. Советская Армия остановила, а затем отбросила врага, и когда В.

Иванов в плакате Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга создал прекрасный образ бойца, зачерпнувшего каской священную воду освобожденного Днепра. Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы. Вместе с победоносными войсками в освобожденные польские, чешские, венгерские, румынские города входил плакат Д.

А. Шмаринова Красная Армия несет освобождение. А когда победой окончилась Великая Отечественная война, Л.Ф. Голованов изобразил советского воина героя-победителя, простого русского парня на фоне берлинского рейхстага.

Как лозунг звучит победная надпись Дошли!, которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии, изображенной на плакате.

За время Великой Отечественной войны художники создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами. Опять начали выходить Окна, теперь называвшиеся уж не Окнами РОСТА, а Окна ТАСС.

В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек. На листе плаката обычно помещались одна-две фигуры, их действие подчеркивалось характерным движением.

Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркие и в своем сочетании усиливали выразительность изображения.

Теперь художники научились внимательней вглядываться в лица людей, предавать их характеры и психологию — это сделало плакат еще более активным и впечатляющим.

После окончания войны основной темой плаката стала борьба за мир, за дружбу между народами. Интересные и остроумные композиции на тему мира наряду с опытнейшим мастером плаката В. Говорковым создали молодые художники Н. Трещенко, О. Савостюк и Б. Успенский.

В послевоенные годы добился выдающихся успехов и советский кинопрокат. Лучшие мастера киноплаката — В. Кононов, М. Хейфиц, Б.

Зеленский, И Хазановский и другие — отказались от простого оповещения о выходе того или иного фильма и приступили к углубленному раскрытию в художественных образах идейного содержанию кинокартины.

Работы этих художников не раз завоевывали на международных конкурсах ведущие места.

Грандиозная программа семилетнего развития народного хозяйства, намеченная 21 съездом партии, потребовала от агитации в том числе и от плаката, новых усилий. Снова на целинных станах, на гигантских новостройках семилетки появлялись яркие и темпераментные плакаты, побуждающие энтузиазм масс, зовущие трудящихся на выполнение намеченных партией планов.

.2 Художественные средства выражения и приемы в создании плакатов как вида изобразительного искусства на примерах работ художников-плакатистов

плакат социальный реклама

Анализируя и сопоставляя работы известных плакатистов, можно судить как о разнообразии творческого метода, так и о различии приемов, применяемых при создании плакатов.

К примеру, работа художника А.П. Апсита Грудью на защиту Петрограда.

Какое социальное задание, продиктованное жизнью, стояло перед художником? — Дать агитационный плакат, обращенный к защитникам Петрограда.

Каково содержание плаката, его целевая установка? — Отстоять город, разгромить врага.

Каков материал плаката? — Образы рабочих, представителей разных национальностей, плюс активный лозунг-призыв.

Орудия производства? — Уголь и бумага.

Каковы художественные средства выражения, прием, примененный в решении плаката? — Плакат решен графически, скупыми средствами монохромного рисунка, композиционно активно и монолитно изображающего динамику атаки людей, объединенных пафосом порыва, решимости и воли.

Для тех лет этот плакат — шаг вперед в становлении реалистического плаката вообще и в творчестве самого Апсита в частности. Этому художнику свойственна была трактовка плаката главным образом в символико — аллегоричесмком духе.

Плакат Ты записался добровольцем художника Д.С. Моора — классический пример произведения исключительной идейно-художественной силы.

В чем же его особенность? В том, что ему в полной мере присущи идейная целеустремленность, политическая страстность, активность и выразительность формы.

Сопоставляя плакаты Моора и Апсита с точки зрения использования художественных средств, можно, на первый взгляд предположить, что между ними много общего. В основе тот же черный рисунок, только более обобщенный и энергичный.

Новым в плакате Моора является наличие красного цвета, введенного локально, без нюансов, как в фигуру первого плана, так и в фон. Однако красный цвет в данном плакате имеет не только декоративное значение, делая его более броским, но и смысловое.

Благодаря красному цвету, фигура Красноармейца и завод за его спиной приобретают еще более символическое и образное звучание. Герой плаката воспринимается как образ, олицетворяющий пролетариат молодой республики.

Завод-символ труда, рожденного революцией и находящегося в опасности. Художественное достоинство данного плаката не померкло и доныне.

В искусстве нет правил, но есть свои жесткие законы. Не случайно этот же плакат, почти полност

Источник: https://www.studsell.com/view/59709/10000

Ссылка на основную публикацию