Описание картины алексея венецианова «автопортрет»

Лучшая картина Венецианова. Биография и творчество Алексея Гавриловича Венецианова :

Алексей Гаврилович Венецианов – известный русский художник XIX века. Его новаторское творчество оказало огромное влияние на отечественную живопись указанного столетия.

Ему принадлежит заслуга разработки нового, до сих пор совершенно не развитого в российском искусстве жанра бытовых сцен. Именно он первый обратился к изображению простых крестьян, их труда и быта.

Кроме того, художник основал собственную школу, многие представители которой развили заложенные им традиции.

Ранние годы

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве в 1780 году в купеческой семье. Его отец был записан в церковных книгах греком. Родственники будущего знаменитого художника были выходцами из Греции.

Родители мальчика занимались торговлей ягодными и плодовыми кустами.

Однако сохранилась запись, что они перепродавали картины, что, несомненно, повлияло на ребенка, который уже во время своей учебы в частном московском пансионате обнаружил тягу к живописи.

Поначалу отец не одобрял его увлечений, однако, видя настойчивость сына к обучению рисованию, в конце концов смирился.

Биография Венецианова Алексея Гавриловича отныне была связана с живописью, хотя он в молодости и служил некоторое время чиновником.

Сохранились сведения, что уже в юношеском возрасте его обучал живописи некий мастер Пахомыч, так что ко времени своего переезда в Петербург Алексей обладал необходимыми навыками художника.

Начало карьеры

В столице Алексей попытался начать зарабатывать с помощью своего искусства. Однако его первые попытки заявить о себе в обществе как о художнике не увенчались успехом. Тогда он на некоторое время поступил на службу чиновником. Однако Алексей Гаврилович продолжал брать уроки живописи у известного художника В. Боровиковского, самостоятельно копировал картины в Эрмитаже.

Первая картина Венецианова была написана в 1801 году. Это был портрет его матери, в котором были заложены основные принципы его живописной манеры: мягкость и светлость красок, лиричность образа, простота и естественность поз, выражения лиц.

Художник начинал именно как портретист. Он активно рисовал портреты своих близких, знакомых, родственников и на этом поприще получил признание. Картина Венецианова «Портрет К.И. Головачевского с воспитанниками» принесла ему популярность. В 1811 году он получил звание академика, что дало ему возможность всецело посвятить себя любимому делу.

Портреты живописца

Несмотря на успех этого полотна, оно тем не менее несколько уступает другим работам художника, выполненным в более естественной, простой манере, в то время как изображение Головачевского характеризуется некоторой дидактичностью, что, впрочем, объяснялось статусом последнего. Автопортрет художника получился более мягким, душевным и проникновенным. В нем Венецианов позволил себя писать в очень свободной манере, не сковывая себя академическими правилами.

Среди портретов художника следует отдельно упомянуть изображение его жены, проникнутое тем тонким лирическим духом, который впоследствии станет главной отличительной чертой его произведений.

«Жница»

В указанное десятилетие произошли важные перемены в жизни и творчестве Венецианова. В 1819 году он оставил службу, купил имение в Тверской губернии, где и начал разрабатывать новый жанр крестьянской темы.

Первая картина Венецианова, посвященная простым бытовым сценам, называется «Жница». Полотно было создано в середине 1820-х годов.

Оно примечательно тем, что открыло новый этап в творчестве автора, отныне взявшегося воспроизводить с максимальной точностью картины деревенских трудовых будней и русскую природу.

На холсте нарисована молодая девушка в праздничном крестьянском наряде. У нее в руках серп, который указывает на род ее занятий.

Образ изображен художником с особенной торжественностью: поза и выражение лица девушки дышат спокойствием и умиротворением. Таким образом, новый этап в карьере художника открыла картина «Жница». Венецианов с тех пор стал активно разрабатывать тему жанровых крестьянских сцен в живописи.

«На пашне. Весна»

Это произведение считается, пожалуй, наиболее известным и лучшим в творчестве мастера. По крайней мере, его имя ассоциируется именно с данным полотном, написанным в первой половине 1820-х годов.

Особенность этого произведения состоит в том, что оно реалистично и аллегорично одновременно. Дело в том, что многие критики указывают на явную непропорциональность центральной фигуры женщины по отношению к лошадям, которых она ведет с необычной легкостью, что не совсем правдоподобно.

Вместе с тем картина Венецианова удивительно точно воспроизводит красоту русской природы, которую до него никто не изображал. В рассматриваемое время художники предпочитали рисовать итальянские пейзажи, если требовалось изобразить российские просторы, то ограничивались условными зарисовками на заднем фоне.

Автор же правдиво и с большой любовью показал русское поле и тех, кто на нем трудится. Несмотря на указанные диспропорции крестьянской фигуры, с большой теплотой и любовью изобразил свою натурщицу Алексей Гаврилович Венецианов. «На пашне.

Весна» — полотно, воспевающее простой сельский труд и красоту деревенского пейзажа.

«На жатве. Лето»

Данная картина является своеобразным продолжением вышеописанного полотна. На ней автор показал крестьянку на отдыхе во время сбора сена. Композиция залита ярким светом, что передает спокойный, умиротворенный дух, которым дышит эта картина. Художник снова показал колорит русской природы.

https://www.youtube.com/watch?v=7wq9BMuBiNk

Основную часть полотна занимает безбрежное поле жатвы, залитое ярким солнечным светом. Остальную половину холста занимает вид чистого неба с легкими облачками.

На этом фоне особенно хорошо выделяется фигура крестьянки в живописном костюме: красная юбка, белая кофта великолепно гармонирует с окружающим пейзажем.

«Сенокос»

Это картина показывает крестьянку уже не за работой, а на отдыхе. В центре полотна (которое также было написано в середине 1820-х годов) – фигура женщины, прислонившейся к большому стогу сена.

Она кормит маленького ребенка и смотрит на девочку, которая, в свою очередь, за ней наблюдает.

В этот раз автор изобразил крестьянскую труженицу не беззаботной работницей, а усталой женщиной, которая вынуждена помимо сбора сена одновременно заботиться о своем грудном ребенке. Поэтому ее лицо выглядит усталым.

Как никто другой умел передать простые чувства простых деревенских работников Венецианов. «Сенокос» — картина, которая показывает зрителю типичную сцену деревенской жизни.

«Гумно»

Это произведение также считается одной из лучших работ художника. От вышеназванных картин он отличается тем, что теперь в центре внимания автора – коллективный труд группы крестьян.

Венецианов придавал большое значение реалистичному изображению наблюдаемых явлений, поэтому на полотне трудовой процесс передан почти с фотографической точностью. В середине картины – рабочее помещение крестьян, которые на некоторое время прервали обработку зерна.

Картина залита светом, который падает на сцену с обеих сторон. Позы и лица крестьян дышат спокойствием и умиротворением, что так характерно для творчества художника. Таким образом, начало изображению простых будней обычных людей положил Венецианов. «Гумно» — полотно, которое выполнено в лучших традициях русской живописи.

«Захарка»

Это произведение является портретом простого деревенского мальчика.

Его лицо изображено крупным планом, автор очень детально прорисовал его одежду, в то время как задний фон в данном случае показан весьма условно, поскольку теперь художника интересовала в первую очередь психологическая характеристика ребенка. Выражение лица мальчика не по-детски взрослое.

Глядя на его сдвинутые брови, упрямый и прямой взгляд, твердо сжатые губы, зритель сразу понимает, что он с малых лет привык к суровой трудовой жизни, о чем говорит древко инструмента, которое он сжимает в своей руке.

Не зря столь подробно показал одежду мальчика Венецианов. Захарка одет в грубый полушубок, на нем шапка и варежки, которые явно велики мальчику. Это показывает зрителю, что он получил эту одежду от взрослого родственника.

Картина отличается от вышеперечисленных тем, что художник обратился к анализу личности крестьян.

Автор показал душевную твердость, ум и уверенный характер мальчика, весь вид которого говорит о том, что ему предстоит нелегкий жизненный путь.

Общественная деятельность

Венецианов мечтал создать собственную живописную школу. Однако ему так и не удалось получить на это официального одобрения, хотя его картины представлялись императору. Тогда он открыл школу в своем имении, где воспитал несколько десятков учеников. Среди его воспитанников были крепостные крестьяне, многие из которых по его рекомендации получили свободу от крепостной зависимости.

Также следует упомянуть о попытках Венецианова создать свой собственный журнал карикатур. Однако первый же выпуск с довольно смелыми сатирическими зарисовками автора был конфискован, а его экземпляры сожжены. Скончался знаменитый художник в 1847 году в результате несчастного случая и был похоронен в Тверской губернии.

Источник: https://www.syl.ru/article/299834/luchshaya-kartina-venetsianova-biografiya-i-tvorchestvo-alekseya-gavrilovicha-venetsianova

Картины художника А. Венецианова

А. Венецианов «Вот те и тятькин обед…»

Особенностью творчества А. Венецианова было стремление «ничего не изображать иначе, как только в натуре». Так работать он учил и своих учеников.

А. Венецианов предпочитал также писать на полотне сразу красками, без предварительного наброска.

Началом творческой деятельности художника считается портрет его матери, А.Л. Венециановой, написанный в лирическом стиле.

А. Венецианов «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1801). Холст, масло, 74х66 см. Государственный Русский музей

В дальнейшем он не оставлял жанр портрета, но работал и в других жанрах: графическом, в жанре иконописи, в технике пастели по бумаге и пергаменту, занимался литографией, писал теоретические статьи и заметки о художественном творчестве.

Но самую большую популярность имели его картины на сюжеты из крестьянской жизни. Венецианов первым из русских художников сделал своим героем народ.

А. Венецианов «Встреча у колодца» (1843). Холст, масло, 66х50 см. Национальный музей искусств Азербайджана (Баку)

Биография Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847)

Предки Венецианова были греками, перебравшимися в Россию в XVIII в. Их прозвище Венециано впоследствии трансформировалось в фамилию Венециановы.

Отец художника был мелким купцом, из этого же сословия была и мать.

А. Венецианов «Автопортрет» (II вариант) (1811). Холст, масло, 67,5х56 см. Государственный Русский музей

А. Венецианов начал свою взрослую жизнь службой землемером при лесном департаменте. Живописью начал интересовать с детства, первые художественные опыты делал самостоятельно, а затем учился у известного портретиста В.Л. Боровиковского.

Об этом художнике Вы можете прочитать на нашем сайте: В. Боровиковский: портреты

В 1811 г. А. Венецианов был признан кандидатом в Академию художеств и в этом же году стал её академиком – ему для этого надо было написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. С этим заданием художник блестяще справился.

А. Венецианов «Портрет К. И. Головачевского» (1811). Холст, масло, 143,5х11 см. Государственный Русский музей

Художник изобразил Головачевского в окружении трёх мальчиков. Каждый из мальчиков символизировал представителя «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры. Портрет также являлся символом единства старой Академии с новой.

Центр композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. В ней – главная  идея. Эта щедро раскрытая ладонь – длань дарующего детям тепло сердца и тайную премудрость знания.

Головачевский чуть-чуть повернулся к будущему архитектору с большой, не по росту, папкой под мышкой и с серьёзным вниманием слушает его ответ на заданный вопрос. Лицо Головачевского значительно, оно выражает некую тайну смысла бытия.

Густые седые волосы зачёсаны назад, открыв чистый и высокий лоб. Взгляд его полон молодой живости, строгой доброты и сердечности.

Дети на картинах Венецианова всегда написаны с большой любовью. Их лица одухотворены и полны той внутренней чистотой, что свойственно детям вообще, но что не каждый художник может выразить. Венецианову, изображавшему всё «только в натуре», это удавалось всегда. В этом отношении с ним можно сравнить только В. Тропинина.

В 1819 г. художник оставил службу и поселился с семьей в деревне Сафонково Тверской губернии. Здесь он полностью посвятил себя творчеству, создавая в основном картины бытового (крестьянского) жанра. Здесь он организовал собственную художественную школу (её называют «венециановской»), в которой обучал всех желающих, в том числе крестьян. Эту школу прошли более 70 человек.

Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. В судьбе школы деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Школу посещала и дочь Венецианова, Александра. Она является автором портретов, жанровых картин, натюрмортов. Её работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее.

Она оставила также воспоминания о своём отце.

Читайте также:  Описание картины микеланджело буанарроти «леда и лебедь»

Александра Венецианова «Почтовая станция»

В этой картине очевидно влияние творческой манеры отца в построении композиции, цветовой гамме, содержании.

А. Венецианов «Портрет А. А. Венециановой, дочери художника» (1825-1826). Холст, масло, 41х33,2 см. Государственная Третьяковская галерея

На портрете Александре 13 лет. Мы видим детское миловидное лицо с признаками живого ума и детской насмешливости.

Художники школы изображали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры, натюрморты. Их произведения отличаются поэтической непосредственностью и представляют значительный этап в становлении реализма в русском искусстве.

В 1829 г. Венецианов получил звание придворного живописца.

Жизнь художника оборвалась трагически. Во время поездки в Тверь 4 декабря 1847 г. лошадь понесла сани по скользкой дороге, кучера выбросило, а Венецианов пытался остановить лошадей…

Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Памятник Венецианову недалеко от Сафонково

Творчество А.Г. Венецианова

Прежде всего следует сказать о его портретной галерее. С неё началась творческая деятельность художника.

Одним из самых известных работ художника в этом жанре является портрет историка Н.М. Карамзина.

А. Венецианов «Портрет Н.М. Карамзина» (1828). Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Это более поздний портрет Венецианова, когда он отошёл уже от романтической живописи. Особенностью портрета является то, что Венецианов, приверженец натуры, должен был писать этот портрет через два года после смерти Карамзина – по заказу Российской академии русского языка и словесности.

В то время в России работали и другие известные портретисты, но Академия обратилась именно к Венецианову. Для Венецианова создание портрета не с натуры было несвойственно, но он всё-таки заказ принял. Почему? Скорее всего, причина в его отношении к личности Карамзина.

Карамзин в его глазах был воплощением просветительских идей. В личной библиотеке художника, насчитывавшей около тысячи томов, хранились и труды Карамзина.

Венецианов знал о том, как говорили в обществе о гражданственной смелости историка, который  нелицеприятно говорил императору Александру I о самых больных вопросах: о Польше, о непосильных налогах, о некоторых должностных лицах на важных постах.

Историк Карамзин изображён на полотне Венецианова очень реалистически. Глядя на него, невозможно поверить, что писался он без натуры. Хотя портрет и не до конца завершен, но схвачено мимолетное движение лица: чуть сведенные над переносьем брови, приоткрытый рот, спокойный и проницательный взгляд.

Полагаясь на свою память, художник передавал на полотне те черты Карамзина, которые казались ему наиболее характерными. Самого историка Венецианов видел всего раз в жизни.

Остальное черпал из портретов других художников, но сумел создать собственный образ Карамзина, в чём-то похожий, но в чём-то особенный от других портретных изображений писателя.

Особое место в творчестве художника занимает картина «На пашне. Весна». Это несколько странная картина, если внимательно вглядеться в неё. И даже загадочная.

А. Венецианов «На пашне. Весна» (1820). Холст, масло, 51,2х65,5 см. Государственная Третьяковская галерея

Почему реалист Венецианов изобразил крестьянку так нереалистично? Она высоковата в отношении к лошадям. Играючи ведёт их за собой. Походка у неё совсем не тяжёлая, как будто идёт она не по пашне, а по дорожке в саду. Впрочем, и крестьянкой её трудно назвать. И одежда её совсем не рабочая.

Если продолжать внимательно вглядываться в картину, то количество вопросов увеличивается. Вот ребёнок на краю поля, на холодной ещё земле он сидит в одной тонкой рубашонке. И откуда в эту пору васильки, которые разбросаны вокруг?

Да, Венецианов сумел увидеть гармонию среднерусских полей. Но назвать эту картину реалистическим изображением крестьянского труда невозможно.

Тогда что или кого изображает художник? Может быть, своё представление о крестьянском труде? Венецианова нельзя заподозрить в незнании крестьянского быта – он сам жил в деревне и был хотя и небогатым, но всё-таки помещиком, имевшим 12 душ.

Тогда напрашивается вывод о том, что эта картина – правда, которую видел Венецианов – правда красоты труда. Почему обязательно реальность должна быть грубой, некрасивой и низменной? Художник видит правду совсем другой. В русских чертах женщины он видит античный её прообраз.

Её кокошник – это диадема богини весны. В её фигуре сочетаются одновременно лёгкость и монументальность. И дитя своё она доверила земле, а не просто бездумно посадила его на непрогретую обочину.

А. Венецианов «Спящий пастушок» (1823-1826). Дерево, масло 27,5х36,5 см. Государственный Русский музей

Это попытка изображения человека в мирном согласии с природой. Но искусствоведы отмечают, что фигура пастушка вышла слишком велика и что мальчик не просто естественным образом спит, а прилег к дереву и крепко зажмурил глаза по просьбе художника.

Левая ладонь, доверчиво раскрытая, акцентирует внимание зрителя. Замечателен и пейзаж полотна. Собственно говоря, этот пейзаж является началом русской национальной пленэрной живописи.

 Венецианов смог увидеть и так изобразить родную природу, как никто из его современников не умел.

Как показывают картины художника, более всего мила его сердцу пора жатвы.

А. Г. Венецианов «Жнецы» (около 1825). Холст, масло, 66,7х52 см. Государственный Русский музей

На картине изображены мать и сын в минуту отдыха.

Венецианов сумел передать на холсте и донести до нас чувство двойной красоты, поразившее художника в ту минуту, когда его глаза наткнулись на крестьянку и её сына, поражённых красотой, но и сам художник очарован их восхищением и душевным волнением.

Много раз видели они этих бабочек, но вот бывает миг, когда красота вдруг открывается по-особенному, это момент возвышенного состояния души. Мальчика захватило только это чувство, а мать, как и художника, – двойное чувство: восхищение красотой и радость за чувства сына. Она сопереживает ему.

А. Венецианов «Гумно» (около 1823). Холст, масло, 66,5х80,5 см. Государственный Русский музей

В этой картине единственный и неповторимый Венецианов смог выразить себя в полной мере. Желая, чтобы внутренность гумна была освещена потоком естественного света, он просит крестьян выпилить его переднюю стенку.

Художник мог бы края свежеспиленных бревен оставить за пределами холста. Но он этого не хочет.

Ему понравилась эта случайная неожиданность: остатки спиленных бревен, с трех сторон окружающие изображаемые предметы, образуют как бы естественную раму, жёстко и чётко отделяют изображённую сцену от потока повседневной жизни.

Картина наполнена атмосферой покоя и равновесия. Венецианов не пытается проникнуть в психологию людей, чтобы особо выделить их на фоне вещей. Суть полотна в том, что здесь почти всё является главным: люди, кони, хлеб, серп, грабли, хомуты…

В картине нет бурных движений. Можно было бы упрекнуть художника в позировании персонажей, но таков его замысел: передать остановившееся мгновение. Венецианов сознательно избегает суеты. Он хочет показать спокойное величие, духовную красоту и физическую силу своих героев.

В поэтическом воссоздании будничной сцены художнику удалось построить линейную перспективу. Свет, идущий широкой полосой через распил, в глубине холста постепенно затухает, но ему на помощь приходит свет, льющийся из боковых ворот.

Но и этого света художнику мало – он открывает задние ворота гумна, и из них идёт встречный поток света.

А. Венецианов «Девушка в платке» (1830). Холст, масло, 40,4х31,1 см. Государственный Русский музей

Совсем юная девушка, почти девочка, смотрит на зрителя спокойным внимательным взглядом. Её милое лицо обрамляет яркий платок, цвет которого перекликается с цветом губ и глаз девочки.

Кажется, что она собралась выйти из дому по какому-то неотложному делу, и её вдруг окликнули. Она приостановила своё движение и полностью с доверчивостью переключила своё внимание на окликнувшего.

Иногда мимолётно брошенный взгляд запоминается надолго – как взгляд этой девочки. 

Источник: http://www.palitra.co/post/680

Венецианов Алексей Гаврилович

Исполнял портреты и пейзажи, один из первых мастеров бытового жанра. Первым создал целую галерею крестьянских портретов, переданных правдиво, однако, с долей синтементальности. Пейзажи, на фоне которых изображались портреты, предвосхитили искания будущих пейзажистов.

Венецианов родился в небогатой семье греческого рода Венециано. Его отец был купцом 2-й гильдии. О первоначальном художественном образовании художника мало что известно. Любовь к рисованию, талант и увлечение портретом рано проявились у мальчика и не остались незамеченными. В 1790-х годах Алексея Венецианова направляют учиться в Московский честный пансион.

Окончив учёбу, Венецианов поступает на службу чертёжником. В начале 1800-х гг. был переведён в Петербург, в почтовое ведомство. Выполняя службу в Канцелярии директора почт Трощинского Д.П., Венецианов продолжал обучаться живописи самостоятельно, копируя картины в Эрмитаже итальянских и немецких мастеров. В это же время он берёт уроки у известного портретиста В.Л.

Боровиковского.

В поисках средств на существование русский художник решил издавать «Журнал карикатур в лицах», запрещённый, в последствии, указом Александра I. Тогда художник пробует себя в качестве портретиста, дав объявление в газету о том, что художник, «списывающий предметы с натуры настелем», готов принять заказы. Но и это не дало результата.

В 1811 году Венецианов написал автопортрет, за который совет Академии художеств присвоил ему звание назначенного академика. В этом же году, представив картину «Портрет инспектора Академии художеств Головачевского с тремя учениками», художник получает звание академика.

В 1819 году Венецианов купил в Тверской губернии село Сафонково с 70 душами крепостных, построил дом и оставил службу, чтобы посвятить себя искусству.

Во время Отечественной войны 1812 года русский художник занимался графикой. Он вместе с И.И. Теребеневым и И.А. Ивановым издавал сатирические листки военно-патриотического  содержания.

Помимо графики Венецианов обращался к такому новому изобретению, как литография. В 1818 году стал одним из первых членов Общества учреждения училищ по методике взаимного обучения – легальной организации декабристского Союза благоденствия.

Перед Обществом стаяла задача повысить грамотность простого народа.

В 1824 году, состоялась выставка работ русского художника в Академии художеств, имевшая несомненный успех. После чего Венецианов написал работу, которая должна была дать ему право преподавания в Академии художеств в классе перспективной живописи.

Академия художеств не одобрила картину, художник, не прошедший академической выучки оставался «чужим». Но, несмотря на это, у Венецианова к середине 1820-х годов сложилась группа учеников из простого сословия. У Венецианова был прирождённый талант педагога.

Однако, обучение молодых художников дорого обходилось Венецианову, в 1829 году ему пришлось заложить имение, чтобы расплатиться с многочисленными долгами.

В 1830 году Николай I назначил Венецианова придворным живописцем, что спасло от безденежного положения. Это звание давало в год 3 000 рублей.

Продолжая обучать молодёжь, Венецианов делал упор на работу с натурой, на изображении реальной окружающей жизни. Однако, он не отвергал академизм. Некоторые из его учеников посещали академические классы, получая признание Академии художеств, награды. Всего у Венецианова прошло обучение около 70 учеников.

С конца 1830-х годов русский художник всё реже бывает в Петербурге. Его новая попытка пробиться в Академию художеств была безуспешной. Он продолжает писать, но его картины стали приобретать некоторую слащавость.

Тщетными были и попытки художника писать картины в историческом и мифологическом жанре.

Пожилой, но еще достаточно бодрый человек, Венецианов погиб в результате несчастного случая, когда кони понесли его сани с крутого спуска.

Читайте также:  Описание картины густава климта «ожидание»

Известные произведения Венецианова Алексея Гавриловича

Картина «Спящий пастушок» написана в 1823-1824 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге.

Венецианов был первым художником в русской живописи, который не просто изображал быт крестьян, а создавал поэтических образ русского человека, в гармонии с окружающим миром.

«Спящий пастушок» одна из самых поэтичных картин в творчестве Венецианова. Крестьянские дети изображались им с особой теплотой и лирической приподнятостью.

На картине крестьянский мальчик, уснувший в поле, на берегу узкой речки. Спит, прислонившись к стволу старой берёзы. На заднем плане – русский пейзаж с покосившейся избушкой, редкими ёлочками и бескрайними, уходящими до самого горизонта полями.

Художник стремился передать умиротворение и покой, лирическую любовь к природе и человеку. В «Пастушке» нет и следов нарочитого позирования, напротив, весь облик спящего мальчика отмечен чертами живой и непринужденной естественности.

Венецианов с особенной тщательностью подчеркивает в нём национальный русский тип и придает его лицу выражение неподдельной и трогательной душевной чистоты.

Критика иногда упрекала Венецианова за несколько манерную позу пастушка, но этот упрек несправедлив – именно поза спящего мальчика с её своеобразной оцепенелостью, хорошо передающей состояние сна, свидетельствует о меткой наблюдательности художника и о близости его образов к живой натуре.

Картина «Захарка» исполнена русским художником в 1825 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Венецианов показывал крестьян в их повседневной жизни. Трудовым людям в его картинах свойственны черты собственного достоинства и благородства. В то же время художник старается передать натуру в соответствии с реальностью.

На картине Венецианов изобразил портрет мальчика, Захарки – сына крестьянина Федула Степанова, взятого Венециановым из отдалённой деревни Сливнево. Крестьянский мальчик, хоть и маленький, но вид у него важный, деловой. Образ Захарки очень близок некрасовским образам крестьянских детей; это их предшественник в русском искусстве. Ну, прямо мужичок с ноготок!

Большие живые глаза смотрят из под огромной шапки, наползающей на лицо. В лице крестьянского мальчика читается энергия, ум. Волевой характер Захарки говорит зрителю о том, что это уже настоящий работник в семье.

Картина «На пашне. Весна» исполнена в первой половине 1820-х годов, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин Венецианова, была написана вскоре после картины «Гумно».

Первоначальное название картины – «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей». Картину называли «Деревенская женщина с лошадьми».

Своё конечное название картина приобрела, когда была создана серия Венецианова «Времена года», в которую было включено полотно «На пашне. Весна».

Картина выглядит странно, если говорить о её сельской действительности. Это видно из высокого роста женщины по сравнению с лошадьми, её необычайного изящества. Казалось бы весеннее время года и в то же время перед нами ребёнок в тонкой рубашке, и венки из цветов необычайной для этой поры года васильковой синевы.

Все эти «странности» необыкновенно звучат на фоне русского пейзажа. Это уже не просто фон. Венецианов первым предвосхитил события истории пейзажа, увидел гармонию русских полей, передал состояние весеннего неба, с редкими облаками, летящими к горизонту. И всё это дополняют лёгкие силуэты деревьев.

Несколько пар таких крестьянок с лошадьми изображены на картине, замыкающие круг. На поле совершается великое таинство мирового круговорота.

Шедевр Венецианова А.Г. – картина «Гумно»

Проживая в имении, в Тверской области русский художник часто совершал наезды в Петербург по делам. В одной из таких поездок, посетив Эрмитаж, Венецианов был потрясён картиной Ф. Гране, а именно иллюзионистической передачей пространства церковного интерьера.

У него возник замысел, используя ту же технику, написать произведение «Гумно». Цель была достигнута – Венецианов показал окружающую его действительность такой, какая она есть, ничего не выдумывая. В 1820-х годах русский художник исполнил целый ряд картин, следуя этому намерению.

Это были годы творческого подъёма Венецианова. В это время он внёс неповторимый вклад в искусство.

Картина «Гумно» исполнена в бытовом жанре. Сюжет картины – крестьяне, трудящиеся и отдыхающие на деревенском гумне. Необычайно точно переданы позы крестьян, их естественная красота лиц.

Зрителю интересно всматриваться в различные предметы крестьянского обихода. Это и запряжённые в телеги лошади, и заботливо развешанная на стенах упряжь.

Освещение вместе с перспективой создаёт глубину, объединяя пространство гумна с пейзажем.

  • Портрет матери А.П. Васнецовой
  • Портрет К.И. Головочевского с тремя учениками
  • Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка П.А. Чичерина
  • Портрет молодого человека в испанском костюме
  • Портрет художника И.В. Бугаевского-Благодарного
  • Портрет М.А. Венециановой
  • Крестьянка с косой и граблями (Пелагея)
  • Крестьянская девушка с серпом во ржи
  • Два крестьянских мальчика со змеем

Источник: http://rus-artist.ru/2013-11-19-08-10-43.html

Алексей Венецианов: биография, картины, разбор картин, личная жизнь

Алексей Венецианов считается родоначальником русской жанровой живописи. Он стал одним из первых художников, которые ушли от академических канонов и традиций искусства, и стали писать повседневную жизнь людей с их бытовыми заботами и ежедневным трудом. Живописец долгие годы обучал молодых художников, а школа в его имении и ученики-последователи стали называться «венециановской школой».

Ученик Эрмитажа

Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в семье греческого происхождения. Его предки приехали в небольшой город Нежин в Черниговской губернии в 1730-х годах.

В России они получили прозвище Венециано, которое позже превратилось в фамилию Венециановы. Сначала они считались дворянами, но позже, когда перебрались в Москву, в праве на дворянство им отказали.

Семью записали в купеческое сословие.

Алексея Венецианова отдали учиться в Московский пансион. Мальчик очень рано заинтересовался живописью. Его первым учителем был художник-самоучка, имя которого неизвестно. А одной из самых ранних работ — портрет матери.

Когда Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление, и вскоре перевели в Санкт-Петербург — на должность помощника землемера. Параллельно он продолжал рисовать, особенно увлекался портретами, работал в основном пастелью.

В 1807 году Алексей Венецианов перевелся в Канцелярию директора почт Дмитрия Трошинского. У него наконец появилось свободное время: на новой должности не нужно было постоянно ездить в командировки.

Венецианов начал ходить в Эрмитаж — делал наброски, копировал картины. Художник говорил: «Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо».

Он познакомился с художником Владимиром Боровиковским и вскоре стал брать у него уроки.

В 1808 году Венецианов решил издавать «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» — первый российский юмористический листок. Но читатели его так и не увидели: кто-то показал карикатуры императору. Тираж конфисковали и сожгли, а художник еще долго отдавал долги.

В 1809 году Алексей Венецианов перевелся в Лесной департамент, потом — в Департамент государственных имуществ Министерства финансов. Но он мечтал о звании художника.

Для этого представил на суд в Академию художеств одну из своих лучших на тот момент работ — «Автопортрет». Совет присвоил живописцу степень «назначенного в академики» и дал задание написать портрет.

Художник написал профессора Головачевского с учениками, и ему присвоили звание академика.

В конце 1810-х Алексей Венецианов стал известен в столице и писал полотна на заказ.

Отставка и труды «в сельском домашнем роде»

В 1815 году Венецианов женился на Марфе Азарьевой, у них родились две дочери. Художник жил то в имении Сафонково, то в Санкт-Петербурге, в это время он писал в основном портреты. В 1818 году Венецианов создал целую серию, в которой изобразил известных государственных деятелей. Картины он подарил императрице Елизавете, а в благодарность получил от нее золотую табакерку.

15 марта 1819 года Венецианов подал прошение об отставке. Он мечтал окончательно переселиться в усадьбу, заниматься только живописью. Приезжая в Сафонково, художник писал картины новой тематики: он изображал повседневную жизнь крестьян и сельские пейзажи.

Люди для его портретов не наряжались и не позировали — они занимались бытовыми делами, обыденным трудом. Венецианов писал крестьянок за работой, матерей с детьми, девушек за гаданием. Для некоторых картин — «Утро помещицы», «На пашне.

Весна» — художнику позировала жена.

Считается, что русская бытовая живопись началась с полотна Венецианова «Очищение свеклы» (или «Чистка свекла»). В 1823 году император Александр I купил картину за 1000 рублей.

Во время жизни в Сафонково Алексей Венецианов написал картину «Гумно». Он создал ее в настоящем деревенском сарае, в котором молотили хлеб. Для хорошего освещения крестьяне по приказу художника спилили переднюю стену строения.

В апреле 1824 года живописец представил свою работу императору Александру I, и вскоре она заняла место в постоянной экспозиции Эрмитажа. Другие «крестьянские» работы Венецианова были выставлены в Академии художеств.

Зрителей восхищала их реалистичность, тонкости в передаче света, новизна подхода и свежесть сюжетов.

Венециановская школа

Деньги от продажи картин Алексей Венецианов решил потратить на обучение талантливых начинающих художников. Первые ученики появились в Сафонково уже в 1824 году.

Художник учил их писать с натуры — это было одним из его принципов. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной», — писал Венецианов.

Почти все время он с учениками проводил на улице, а в плохую погоду они работали над натюрмортами.

Художник говорил: «Имеющий истинное знание в живописи не станет определять себя к одному или другому роду». Его ученики не специализировались на одном жанре, они писали и натюрморты, и портреты, и пейзажи.

Многие из них были крестьянского происхождения: Венецианов часто уговаривал помещиков дать вольную талантливому крепостному или даже выкупал его за свои деньги.

Иногда Венецианов обращался за помощью в Общество поощрения художников или организовывал сбор средств в Петербурге. Однако в Академии художеств к его педагогической деятельности относились довольно прохладно.

Профессорам, воспитанным на античных традициях и высоких сюжетах, натурализм был чужд. Венецианов же учил молодых художников отражать на картинах жизнь в ее разных проявлениях — и не навязывал им академические каноны живописи.

Однако денег катастрофически не хватало. Художнику помогал князь Петр Волконский — министр императорского двора и уделов.

По его ходатайству в 1830 году Венецианов получил звание «живописец Его Императорского Величества», ему назначили 3000 рублей жалованья и представили к ордену Святого Владимира IV степени. От полного разорения это спасло, но все равно пришлось продать часть земли и заложить поместье жены.

Венецианов пытался получить звание профессора в Академии художеств, чтобы преподавать там. Он специально создал серию картин, написанных почти по академическим канонам, но звания ему так и не присвоили.

В 1831 году во время эпидемии холеры умерла жена художника. Венецианов вместе с дочерьми надолго уехал в Петербург. Брал много заказов: писал портреты и иконы, участвовал в оформлении храмов. Художник хотел получить Демидовскую премию и создал конкурсную картину «Петр Великий. Основание Петербурга». Но конкурс не состоялся, а полотно художник подарил Санкт-Петербургской фондовой бирже.

В 1839 году Алексей Венецианов написал картину «Причащение больной женщины Святых Тайн». Этот сюжет — у постели больного или умирающего — позже стал классическим для бытовой живописи.

Вскоре Венецианов вернулся обратно в имение. Стареющий художник продолжал заниматься с учениками и работать. В сентябре 1847 года он завершал работу над образами для церкви калязинского Троицкого монастыря.

Читайте также:  Описание картины григория бобровского «озеро»

Через несколько месяцев Алексей Венецианов погиб по трагической случайности — выпал из саней. Его похоронили на сельском кладбище деревни Дубровской в Тверской области. Сейчас деревня называется Венецианово.

Старшая дочь живописца — Александра Венецианова — стала одной из первых русских художниц.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8226/aleksei-venecianov

Венецианов алексей гаврилович (1780-1847). венецианов — уникальное явление в русской живописи. он заложил основы целого направления в изобразительном. — презентация

1 ВЕНЕЦИАНОВ АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ ( )<\p>

2 Венецианов — уникальное явление в русской живописи. Он заложил основы целого направления в изобразительном искусстве — «венецианской школы», писал портреты и карикатуры. В любом направлении своего творчества он старался делать что-то новое. Непонятый современниками, он умер в бесславии, хотя при жизни получил звание «назначенного», академика, «художника государя императора».<\p>

3 Лишь спустя тридцать лет после смерти его художественное наследие и вклад в историю русской живописи были оценены по достоинству. Его полотна выставлены в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Тверской областной картинной галерее (Тверь). Лишь спустя тридцать лет после смерти его художественное наследие и вклад в историю русской живописи были оценены по достоинству. Его полотна выставлены в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Тверской областной картинной галерее (Тверь).<\p>

4 Русский художник, представитель романтизма (известный прежде всего своими сельскими жанрами). Родился в Москве 7 (18) февраля 1780 в купеческой семье. В молодости служил чиновником. Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В брал уроки живописи у В.Л.Боровиковского. Считается основоположником русской печатной карикатуры (впрочем, его сатирический листок,, появившись в 1808, был сразу же запрещен цензурой). Во время Отечественной войны 1812 создал (вместе с И.И.Теребеневым) серию агитационно-сатирических картинок на темы народного сопротивления французским оккупантам. Писал портреты, обычно небольшие по формату, отмеченные тонким лирическим воодушевлением (М.А.Венецианова, жена художника, конец 1820-х годов, Русский музей, Петербург; Автопортрет, 1811, Третьяковская галерея, Москва). В 1819 покинул столицу и с тех пор жил в купленной им деревне Сафонково (Тверская губерния), вдохновляясь мотивами окружающего пейзажа и сельской жизни. Русский художник, представитель романтизма (известный прежде всего своими сельскими жанрами). Родился в Москве 7 (18) февраля 1780 в купеческой семье. В молодости служил чиновником. Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В брал уроки живописи у В.Л.Боровиковского. Считается основоположником русской печатной карикатуры (впрочем, его сатирический листок,, появившись в 1808, был сразу же запрещен цензурой). Во время Отечественной войны 1812 создал (вместе с И.И.Теребеневым) серию агитационно-сатирических картинок на темы народного сопротивления французским оккупантам. Писал портреты, обычно небольшие по формату, отмеченные тонким лирическим воодушевлением (М.А.Венецианова, жена художника, конец 1820-х годов, Русский музей, Петербург; Автопортрет, 1811, Третьяковская галерея, Москва). В 1819 покинул столицу и с тех пор жил в купленной им деревне Сафонково (Тверская губерния), вдохновляясь мотивами окружающего пейзажа и сельской жизни.<\p>

5 Уже в этапной картине Гумно ( , Русский музей) сельский быт выглядит как непреложная основа художественного изучения натуры. Лучшие из картин Венецианова по- своему классицистичны, являя эту натуру в состоянии идеализированной, просветленной гармонии; с другой стороны, в них очевидно берет верх романтическое начало, обаяние не идеалов, а простых естественных чувств на фоне родной природы и быта. Среди наиболее известных произведений сельских жанров — На пашне. Весна (первая половина 1820-х годов), На жатве. Лето (1820-е года; обе работы — в Третьяковской галерее), Утро помещицы (1823), Спящий пастушок ( ; обе картины — в Русском музее). Его крестьянские портреты (Захарка, 1825; или Крестьянка с васильками, 1839) предстают фрагментами той же просветленно-естественной, классико- романтической идиллии Уже в этапной картине Гумно ( , Русский музей) сельский быт выглядит как непреложная основа художественного изучения натуры. Лучшие из картин Венецианова по- своему классицистичны, являя эту натуру в состоянии идеализированной, просветленной гармонии; с другой стороны, в них очевидно берет верх романтическое начало, обаяние не идеалов, а простых естественных чувств на фоне родной природы и быта. Среди наиболее известных произведений сельских жанров — На пашне. Весна (первая половина 1820-х годов), На жатве. Лето (1820-е года; обе работы — в Третьяковской галерее), Утро помещицы (1823), Спящий пастушок ( ; обе картины — в Русском музее). Его крестьянские портреты (Захарка, 1825; или Крестьянка с васильками, 1839) предстают фрагментами той же просветленно-естественной, классико- романтической идиллии<\p>

6 Сюжет картины «Весна» является незатейливым. На картине изображена молодая крестьянка, которая боронит пашню. Но сюжет не показывает главную идею картины. Здесь наблюдается более глубокий смысл, который трудно заметить с первого взгляда. Венецианов ведет нас к главной загадке. Кажется, что и сам художник, когда начинал работать над картиной, не знал что хочет рассказать своему зрителю. Смотря на картину, мы может живо почувствовать весь трепет, который овладел художником. Он как – будто прикасается к тому, к чему нельзя прикасаться. Автор будто дотронулся и замер на секунду. «На пашне. Весна» Картина написана в середине 1820 года.<\p>

7 «Крестьянская девушка с телёнком». 1829(?). Третьяковская галерея. Москва.<\p>

8 «Жнецы» Картина написана в 1825 году. Размер полотна: 66.7 на 52 см. Полотно хранится в Государственном Русском музее.<\p>

9 «На жатве» — такое название носит ещё один шедевр знаменитого художника и новатора – Венецианова. Также можно назвать и важную основную тему в творчестве мастера. Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. Представленное полотно написано именно на эту тему. Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Но невозможно не заметить элемент неестественности в картине Венецианова. Она имеет элемент приглаженности, причиной этого стало долгое и постоянное позирование крестьян. Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему. Но ничего не мешает автору – великому художнику показать основную идею картины – мир прекрасен. Именно крестьяне могут чувствовать мир краше всех. В ту эпоху данное суждение было нетривиальным. Впервые в литературе ее высказал Карамзин, явившийся зачинателем нового литературного направления. «На жатве» — такое название носит ещё один шедевр знаменитого художника и новатора – Венецианова. Также можно назвать и важную основную тему в творчестве мастера. Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. Представленное полотно написано именно на эту тему. Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Но невозможно не заметить элемент неестественности в картине Венецианова. Она имеет элемент приглаженности, причиной этого стало долгое и постоянное позирование крестьян. Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему. Но ничего не мешает автору – великому художнику показать основную идею картины – мир прекрасен. Именно крестьяне могут чувствовать мир краше всех. В ту эпоху данное суждение было нетривиальным. Впервые в литературе ее высказал Карамзин, явившийся зачинателем нового литературного направления. Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет изображенного пейзажа. Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет изображенного пейзажа. Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник. Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник. На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это усталость не только после проделанной работы. На лице матери можно заметить и легкую улыбку, и усталость. И это усталость не только после проделанной работы. Естественно, бабочки улетели, как только автор картины приблизился: они писались с засушенных материалов. Мастер опять играет на цветовом контрасте и точности изображения, но легкая неестественность все равно заметна. Естественно, бабочки улетели, как только автор картины приблизился: они писались с засушенных материалов. Мастер опять играет на цветовом контрасте и точности изображения, но легкая неестественность все равно заметна.<\p>

10 Говорить о Венецианове нельзя без упоминания этой картины. После возвращения из Петербурга, где молодой художник увидел картину Гране, он приказал выпилить переднюю стенку гумна. Это было необходимо для того, чтобы помещение было освещено живым светом. Позже мастер приступил к написанию полотна. Работа была настолько занимающей, что к окончанию работы Алексей Гаврилович приболел. «Гумно» Написана в 1821 году. Размер картины – 66.5 на 80.5 см.<\p>

11 «Спящий пастушок» Написана в годах. Размер полотна: 27.5 на 36.5 см. Картина хранится и выставляется в Государственном Русском музее, Санкт – Петербург. На картине отлично заметна идея гармонии природы и людей. Природа спокойна, величава. Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идет по противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов – картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого раза.<\p>

12 Описание картины: Во многих работах живопись и краски Венецианова кажутся однообразными, но в данной работе живопись автора просто поражает. Художник последовательно строит цветовую гамму при помощи контраста красного и коричневого цвета, а также зеленых тонов. Художнику удалось отлично продемонстрировать свои колористические возможности. Утро помещицы»<\p>

13 «Купальщицы» Картина написана в 1829 году. Данное полотно было нечто новым в творчестве Венецианова. Обнаженных женщин писали многие живописцы в первой половине 19 века. Венецианов же создал что-то новое, не похожее на работы других авторов. Новаций художника никто не заметил, но Академия заплатила за данное полотно большую цену – 700 рублей.<\p>

14 «Сенокос» Картина была написана в 1820 году. До 1917 года картина, которая входит в цикл «времена года», находилась в частной коллекции в Риме. В советское время следы картины были утеряны. И только 1987 году полотно нашлось. В Третьяковскую галерею обратился некто Проваторов, который попросил подтвердить подлинность картины. В 1997 году Проваторов скончался, и согласно его завещанию картина вернулась на родину. В данное время картина находится в собрании Третьяковской галерее.<\p>

15 «Старая няня в шлычке» Картина написана в 1829 году. Данное полотно было написано в то время, когда Венецианов отправился в далекое путешествие. Венецианов ездил в Ставрополь к своему брату. У брата доживала свой век старая няня. Лицо женщины заинтересовало художника. Через несколько дней после приезда, Венецианов начал писать картину.<\p>

16 «Крестьянка с васильками» Картина была написана в 1830 году. В это время Венецианову удалось создать целую галерею портретов молодых крестьянок. Подобные работы можно было найти и у других портретистов. Очень часто Венецианов привносил в картину детали, которые создавали жанровые сцены.<\p>

17 Памятник художнику А.Г.Венецианову<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1028407/

Ссылка на основную публикацию