Описание картины ивана хруцкого «портрет мальчика в соломенной шляпе»

Хруцкий Иван ФомичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Хруцкий Иван Фомич – российский живописец белорусско-польского происхождения, художник-портретист, мастер натюрморта и пейзажа.

Родился в 1810 году в семье греко-католического священника из старинного рода белорусской мелкопоместной шляхты герба «Лелива».

Иван Хруцкий получил превосходное образование в Полоцком лицее католического ордена пиаров.

Портрет мальчика, 1834, НМРБ
Портрет мальчика в соломенной шляпе, 1830-е годы, НМРБ
Портрет неизвестной, середина 1830-х, НМРБ
Портрет неизвестной с цветами и фруктами, 1838, НМРБ

В 1827 году он прибыл в Санкт-Петербург. В столице до 1833 года Иван Хруцкий занимался и работал в мастерской английского живописца Джорджа Доу, также копировал в Эрмитаже мировые шедевры живописи.

В 1833 году Хруцкий поступил в Императорскую Академию Художеств в качестве «постороннего» ученика.

Он обучался в пейзажной мастерской Михаила Воробьева, кроме этого посещал портретный класс Александра Варнека.

В 1836 году за картину «Цветы и плоды» Хруцкий был награжден академическим Советом большой серебряной медалью. В том же году ему было присвоено звание свободного художника.

Картина Хруцкого «Старуха, вяжущая чулок» (1838) близка по стилю к работам художников, не имевших академического образования, к картинам Алексея Венецианова и Василия Тропинина.

В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награжден малой золотой медалью.

В 1839 году Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика.

Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества («Вид на Елагином острове в Петербурге», 1839; «Вид в имении», 1847; «К святому месту», 1849).

В 1839 году в связи со смертью отца Иван Фомич Хруцкий покинул Санкт-Петербург.

Иосафат Булгак, митрополит греко-униатской церкви Российской империи, 1838
Девочка в голубом платье, 1840-е, Национальный музей Республики Беларусь
Портрет неизвестной дамы, 1843, Третьяковская галерея, Москва

В 1844 году художник приобрел имение Захарничи неподалеку от Полоцка, где по собственному проекту построил дом и заложил сад. С 1845 по 1855 годы Хруцкий выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя – литовского митрополита Иосифа Семашко.

Он писал иконы для Александро-Невского собора в Ковно, для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе, пещерной церкви Трех Мучеников в Вильно.

Для архиерейского дома в Вильно художником был исполнен цикл из 32 портретов лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов).

Цветы и фрукты, 1840
Плоды и свеча, 1839
Битая дичь, овощи и грибы, 1854

Все три натюрморта находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь в Минске

Для городской и загородной резиденций митрополита художник исполнил множество картин по мотивам произведений религиозной тематики великих мастеров живописи, а также городских видов.

В последующие годы Хруцкий продолжал писать портреты духовных лидеров греко-униатской церкви Российской империи, семейные портреты, интерьеры своей усадьбы, городские и деревенские пейзажи, иконостасы для униатских церквей.

Умер Иван Фомич Хруцкий в 1885 году, похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи.

Миколай Малиновский, 1847, Национальный музей, Варшава
К святому месту, конец 1840-х годов, Государственная Третьяковская галерея
Иеромонах Викентий Лисовский, 1847, Национальный музей Беларуси

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/hruzky.html

Хруцкий Иван Фомич – замечательный русский художник: энциклопедия аукциона антиквариата и предметов старины ARTLOT24

Хруцкий Иван Фомич

мастер натюрморта

Хруцкий Иван Фомич (1810-1885) – замечательный русский художник середины XIX века, мастер натюрморта.

В истории изобразительного искусства натюрморту выпала особая роль, которая чаще всего соответствовала нравам и обычаям того времени. В зависимости от той или иной эпохи, изображению фруктов, овощей, дичи и предметов на холсте придавали разнообразное значение. Долгое время натюрморт был лишь дополнением образа главного героя, или становился частью интерьера.

Чаще всего изображение отдельных предметов помогало автору раскрыть символический замысел произведения. В XVII столетии, достигнув своего наивысшего расцвета, натюрморт становится самостоятельным жанром. Изображению важных атрибутов художники по-прежнему продолжали придавать особую роль, расставляя в картине нужные смысловые акценты.

Мастера голландского натюрморта чувствовали особую склонность к демонстрации «жизни» вещей.

На протяжении XVII века натюрморт в Голландии претерпевает заметную эволюцию: из скромного изображения окружающих человека предметов он превращается в пышное зрелище.

Достаточно вспомнить знаменитые натюрморты Франса Снайдерса, Биллема Калфа, Яна Давидса де Хема или произведения малых голландцев.

В середине XIX века интерес к классическому натюрморту возникает снова, позволяя художникам нового поколения возродить в своих произведениях великолепие и роскошь блистательной традиции.

В европейском искусстве эта тенденция получила большое развитие, а в русской живописи имен гораздо меньше. Иван Хруцкий стал одними из блистательных мастеров натюрморта, выполненного в духе голландской живописи. Он знал искусство голландцев в совершенстве. И. Хруцкий был сыном священника старинного польского рода.

Родился в 1810 году в Полоцке, учился в местной гимназии, а в 1827 году прибыл в Петербург. Благодаря старинным семейным связям и доброму участию его земляка Езефу Олешкевичу, Хруцкому разрешили посещать Эрмитаж в качестве ученика-художника.

Возможно, что в начале 1830-х годов Хруцкий работал подмастерьем у прославленного английского живосца Джорджа Доу, подносил и смешивал краски, наблюдал за работой мастера, копировал картины старых мастеров. В 1833 году Хруцкий стал студентом Императорской Академии художеств.

Он учился у М. Воробьева, П. Брюллова, А. Варнека.

В 1836 году художник получил серебряную медаль за картину «Цветы и плоды» и звание свободного художника, а в 1839 году – звание академика. Говоря о раннем творчестве И.

Хруцкого, необходимо отметить, что композиции его натюрмортов отличались простотой построения, а сама живопись некоторой условностью: «Натюрморт с вазой», «Натюрморт с птицей». Его знания живописи старых мастеров и подражание их манере исполнения были очень заметны.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на портреты Хруцкого, которые он выполнял в конце 1830-х годов, находясь в стенах Академии, и после 1840-го года, когда по семейным обстоятельствам уехал из Петербурга на Родину.

Для портретов Хруцкого характерна точность портретного сходства, удачны композиционные решения, но в манере письма явственно звучит мотив «парсуной живописи», так характерной для польского искусства XVIII века.

Вот некоторые из произведений: «Девочка в голубом платье », «Портрет мальчика в соломенной шляпе», «Портрет старухи, вяжущей чулок».

В такой манере писали свои портреты и польские художники, современники Хруцкого, такие, например, как Павел Колендас.

Источник: https://artlot24.ru/article/hruczkij-ivan-fomich-264

К 200-летию и.ф. хруцкого

В историю белорусской и русской живописи И.Ф. Хруцкий вошел, прежде всего, как мастер натюрморта, хотя за свою долгую творческую жизнь художник создал немало портретов, пейзажей, интерьеров, писал иконы.

Иван Хруцкий был тесно связан с Беларусью: родился в 1810 году в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии в семье униатского священника Фомы Хруцкого, учился в Полоцком высшем пиарском училище, которое окончил около 1827 года и где, вероятнее всего, получил первые профессиональные навыки. Возможно, уже в детские годы у И. Хруцкого проявился интерес к живописи, а возможно, это определилось в годы учебы в училище.

В Беларуси не было учебных заведений, где можно было получить высшее художественное профессиональное образование, и талантливая молодежь вынуждена была уезжать учиться в С.-Петербург, в Москву или в Европу.

Когда в 1827 году Иван Хруцкий приехал в С.-Петербург, он уже неплохо владел рисунком и поступил вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, а также начал брать уроки живописи у Джорджа Доу (1781–1829), английского живописца, работавшего в 1818–1828 годах в России.

Круг его знакомых в Петербурге нам почти неизвестен, но установлено, что билет на право копировать в Императорском Эрмитаже в 1830 году он получил «по рекомендации г-на академика Олешкевича»[1].

Практика копирования, как форма обучения, была широко распространена в России, в том числе и в Академии художеств. И.Ф. Хруцкий успешно копировал произведения европейских мастеров XVII–XVIII вв.

, осмысливая опыт европейского классического искусства, усваивая навыки, приемы письма, законы композиции.

Можно также предположить, что через своих товарищей по учебе в Академии художеств (например, А. Тыранова), молодой художник знакомится с методикой преподавания известного русского художника и педагога А.Г.

Венецианова (1780–1847). С венециановской манерой живописи Хруцкого сближает такое же трепетно-внимательное отношение к окружающему предметному миру, изображаемому художником во всех мельчайших подробностях.

Очень многое в творчестве И.Ф. Хруцкого обусловлено учебой в Академии художеств. Гладкая, лессировочная манера письма, доминирующий локальный цвет, статичная фронтальная композиция в натюрмортах, в центре которой, как правило, пышный букет ярких, иллюзорно выписанных, садовых цветов.

Композиционное и колористическое решение, живописная иллюзионистическая манера воспроизведения предметов в его натюрмортах идет, прежде всего, от академических «штудий цветов и плодов».

В 1836 году Иван Хруцкий закончил учебу  в Академии художеств, получив звание неклассного (свободного) художника и большую серебряную медаль за картину «Цветы и плоды» (ныне в ГТГ, вариант в НХМ РБ).

В 1837 году художник был отмечен императором Николаем I часами на золотой цепочке «в поощрение к дальнейшим трудам». В 1838 за картины «Цветы и плоды» и «Старуха, вяжущая чулок» (обе в ГТГ) И.Ф. Хруцкого наградили малой золотой медалью Академии художеств.

Работы Ивана Хруцкого в 1830–1840-е годы экспонировались на выставках Академии художеств, разыгрывались в лотереи Петербургского Общества поощрения художников, пользовались большой популярностью у зрителя, привлекая ярким колоритом, праздничностью, репрезентативностью.

Художник получал много заказов, отсюда такое обилие вариантов и повторений его натюрмортов. И. Хруцкий нашел свою тему в искусстве и был в первой половине XIX века в этой теме лучшим и наиболее востребованным.

Он самый известный и самый “покупаемый” Мастер натюрморта XIX века в Российской империи.

Полотно И. Хруцкого 1839 года «Натюрморт с биноклем» было настолько популярно у современников, что художник неоднократно повторял его. На сегодня известно восемь повторений под разными названиями: «Плоды и свеча» (НХМ РБ), «Натюрморт с биноклем», «Натюрморт со свечой».

Традиционный кувшин в центре холста сопровождают знакомые нам по другим полотнам плетеная из лозы корзинка с виноградом, лыковый короб с яблоками.

Дымящаяся сигара и бинокль на переднем плане, зажженная свеча будто указывают на присутствие человека в околокартинном пространстве.

В выработке новых принципов живописи натюрмортов И.

Хруцкий, безусловно, ориентировался и на определенные образцы европейской живописи XVII – XVIII веков, например, традиционный мотив голландских натюрмортов – полуочищенный лимон со срезанной цедрой, спиралью свисающей со столешницы, стакан, наполовину наполненный водой.

Дар художника органично соединять впечатления от классических натюрмортов с новыми смысловыми акцентами наиболее ярко проявился в натюрмортах 1830-х годов – «Плоды и дыня», «Цветы и фрукты» (1839), «Розы и плоды». (1839).

Иван Хруцкий, который формировался как художник в традициях русского искусства первой половины XIX века, в то же время создавал новое для искусства прочтение натюрморта, трансформируя в нем навыки европейского натюрморта.

В 1839 году И. Хруцкий получил звание академика Императорской Академии художеств «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей»[2] и каждым новым произведением подтверждал уже сложившееся у любителей искусства отношение к нему как к высокопрофессиональному мастеру.

Тогда же он создает ряд женских портретов, отличающихся тонким сочетанием душевной теплоты и достоинства в трактовке образов. В этих портретах свое представление о женской красоте художник органично соединил с характерным для времени романтическим представлением идеала. Значительная роль в этих портретах отводилась натюрморту («Портрет неизвестной». Середина 1830-х).

«Портрет неизвестной с цветами и фруктами» 1838 года – почти парадное по композиции, настроению и колористическим акцентам полотно, в котором И.Ф. Хруцкий добивается картинной полноты и законченности. Именно эта картина стала визитной карточка не только коллекции художника в НХМ РБ, но и музея в целом.

Определенное влияние на творчество И. Хруцкого оказало искусство европейского бидермейера. В культуре эпохи бидермейера был востребован новый тип художника, сохраняющего связи с академическим искусством и отвечающего своим творчеством на запросы широкой публики.

Живописи бидермейера присущ интерес к миру ребенка. Этой теме отдал дань и художник Иван Хруцкий. В «Портрете девочки в голубом платье» середины 1840-х годов художник соблюдает каноны репрезентативного салонного портрета.

Девочка изображена в полный рост, в нарядном платье, на фоне парка. Рядом собачка, неизменный спутник, чьё присутствие вносит оживление в композицию.

Портрет «Мальчика в соломенной шляпе» (конец 1830 – начало 1840-х) отличается большей композиционной и колористической сдержанностью.

Одним из определяющих мотивов в творчестве мастеров бидермейера были семейные сцены и портреты в интерьере. В полотне Хруцкого «В комнатах усадьбы художника.

Дети перед мольбертом» (1854–1855) в тщательном изображении деталей обстановки, подробностей быта, жизни, естественности изображенного пространства, органичного присутствия в нем детей ощущается искренняя любовь к семье, домашнему очагу.

В эти же годы – с конца 1830-х – художник востребован и как портретист. Ему заказывают свои портреты многие известные персоны Беларуси, России, Литвы. В 1838 году написан «Портрет Иосафата Булгака», униатского митрополита, жившего в это время в С.-Петербурге, в 1843 – один из лучших в наследии И. Хруцкого «Портрет И.И. Глазунова», крупнейшего петербургского книгоиздателя.

В 1839 году умер отец художника. На Ивана Хруцкого, как старшего сына, легла ответственность за судьбу матери, братьев и сестер. Он вынужден покинуть Петербург, где уже был широко известен и востребован, и уехать на родину, в Беларусь. В 1844 году И.Ф.

Хруцкий приобрел имение Захарничи недалеко от Полоцка, построил дом, выбирая анфиладное расположение комнат, принятое в архитектуре первой половины XIX века, в 1845 женился на Анне Ксаверьевне Бембновской (1822 – 18…).

С этого времени и до конца жизни он жил и творил на родине, за исключением десятилетия с 1846 по 1854–55 год, когда работал в Вильно по заказам архиепископа (с 1852 – митрополита) Иосифа Семашко.

Читайте также:  Описание картины константина коровина «на берегу моря»

Известно, что в Вильно Хруцкий писал иконы для иконостасов Александро-Невского собора в Ковно (Каунасе), пещерной церкви трех мучеников в Вильно, церкви Св. Иосифа Обручника в Тринополе. Кроме того, он исполнял для И. Семашко копии с произведений европейских художников, пейзажи Вильно и окрестностей. По заказу архиепископа И.

Хруцкий написал 32 портрета (все одного размера) лиц духовного звания, в их числе единственно сохранившийся на сегодняшний день, «Портрет Викентия Лисовского» (1847), иеромонаха, духовника И. Семашко, портрет самого архиепископа, а в 1854 году его же портрет в интерьере – «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (ныне в ГРМ).

В эти годы, живя в Вильно и Захарничах, он пишет портреты, пейзажи, натюрморты, интерьеры. В натюрморте 1954 года «Битая дичь, овощи и грибы», сохраняя традиционное композиционное решение, художник стремится к большей предметно-бытовой конкретности, меньшей помпезности; можно предполагать, что натюрморт написан с натуры.

О документальных свидетельствах и художественных произведениях, кроме «Автопортрета» 1884 года, хранящегося в ГРМ (С.-Петербург), и натюрморта «Цветы и фрукты» (1869) из художественного музея г. Вятки, созданных в последние годы жизни Ивана Хруцкого, нам неизвестно.

В 1985 году в НХМ РБ (тогда ГХМ БССР) была организована первая и пока единственная персональная выставка произведений И.Ф. Хруцкого из крупнейших музеев Беларуси, России, Литвы, Польши, Латвии, из частных собраний.

Был опубликован альбом-каталог[3], ныне ставший библиографической редкостью, в который помимо статьи с новыми биографическими сведениями и анализом творчества, были включены практически все известные на тот момент произведения художника.

В 2009 году в Национальном художественном музее Республики Беларусь была открыта расширенная экспозиция произведений Ивана Хруцкого, самого крупного мастера натюрморта в живописи Беларуси и России ХІХ века. “Именно Иван Хруцкий отстоял честь натюрморта как жанра большого искусства, именно он сохранял живыми в русской художественной среде идеалы высокого натюрморта классических эпох” 4.

[1] Т.В. Алексеева. Художники школы Венецианова. – М., 1982. – С. 132.

 Иосиф Иванович Олешкевич (1777–1830) – белорусский, литовский и русский живописец, портретист, академик ИАХ. Входил в ближайшее окружение А.С. Пушкина, А. Мицкевича.

3 Указатель к «Сборнику материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет существования» / Составитель А.Е. Юндолов. С.-Петербург, 1887. – С. 333.

[3] Іван Хруцкі. 1810 – 1885. Альбом — каталог / Аўтары – складальнікі І.М. Паньшына, А.К. Рэсіна. Мінск, 1990.

4 Болотина И.С. Натюрморт в русской живописи XVIII–XIX веков. Автореферат дисс. … кандидата искусствоведения. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1971.

Плоды и дыня. Вторая пол. 1830-х.    

Вариант-повторение картины «Цветы и плоды» 1836 г., находящейся в ГТГ, за которую   художник получил серебряную медаль.   

Холст, масло. 49 х 67. Справа по краю стола: И. Хруцкій

Пост. В 1955 г. из фондов ДХВП. Ранее собрание В.М. Мазова.                                                                                                                  ЖБ–5

Натюрморт. Цветы и фрукты. 1839.

Вариант-повторение картины под названием «Цветы и фрукты» находится в ГРМ.  

Холст, масло. 49 x 66,4. Слева внизу:  1839    Хруцкій

Приобр. в 1964 г. у М.Д. Цирешкина. М.                          ЖБ–9

Плоды и свеча. Конец 1830 — нач. 1840-х.

 Вариант-повторение картин 1839 г. «Натюрморт с биноклем» (Национальный  музей. Варшава) и «Натюрморт со свечой» (собрание Л. Цуркиса. Л.) Картина неоднократно повторялась.

Холст, масло. 66,5 х 87,7.  Справа внизу: И. Хруцкій

Приобр. в 1957 г. у О.К. Трескиной. М.                            ЖБ–11

Цветы и фрукты. 1840.

Вариант-повторение под названием «Фрукты» находится в ГРМ.

Холст, масло. 71,5 х 89. Слева на столешнице: И. Хруцкій  1840

Приобр. в 1968 г. у Ф.Е. Вишневского. М.                        ЖБ–13

Битая дичь, овощи и грибы. 1854.

Холст, масло. 54,2 х 71,7.  Слева внизу: И. Хруцкій  1854.

На подрамнике надпись: собр. Хруцкой-Макеевской.

Приобр. в 1963 г. у Б.Н. Грибанова. М. Ранее собрание Е.И. Мацеевской. Л.                                                                                                        ЖБ–21

Портрет неизвестной с цветами и фруктами.   1838.

Холст, масло. 80,2 х 112. Справа внизу: Хруцкій 1838

На обороте: надпись: Изъ собранія Стан. Ант. Бильвинъ ; наклейка с текстом:

Собств. Строгановой Кл. М.

Приобр. в 1960 г. у К.М. Чулановой. Л. Ранее собрание С.А. Бильвина. П.   ЖБ–6

Портрет  И.  Булгака.  1838.

Холст, масло. 100,7 х 80. Справа внизу: M:  Jan Chrucki   1838 Приобр. в 1957 г. у А.М. Шустера. Л.    ЖБ–7

Портрет мальчика в соломенной шляпе. Конец 1830 – нач. 1840-х.

Холст, масло. 66 х 53. Слева внизу: И. Хруцкій Приобр. в 1957 г. у Ю.В. Невзорова. М. ЖБ–12 

Портрет И. И. Глазунова. 1843.

Холст, масло. 83,8 х 67. Слева внизу:   И. Хруцкій  1843

На обороте надпись: Глазуновъ Илья Ивановичъ род. 13 іюля 1876 г. + 20 фев. 1849. Репродуцированъ въ словар± Ровинскаго Томъ И й стр. 567.

Приобр. В 1954 г. у А.В. Гордона. М.                                    ЖБ–16

Изображен Илья Иванович Глазунов (1786 – 1849), один из представителей крупнейшей торговой и издательской фирмы Глазуновых в Москве и Петербурге, просуществовавшей с 1782 до 1917 г.

Портрет В. Лисовского. 1847.

Холст, масло. 45 x 35. Слева внизу на рукаве: pinxit Joan Chrucki 1847

На обороте дублировочного холста надпись: На оригинальном холсте написано: Викентій Лисовскій писал Іванъ Хруцкій. 1847 годъ.

 Приобр. в 1987 г. у А.П. Иванченко. Л. Ранее собрание Л.М. Розенфельда. Л.                                                                                       ЖБ–19

 Изображен Викентий Лисовский, иеромонах, духовник архиепископа Иосифа Семашко. Жил в Троицком монастыре в Вильно. 

Вернуться >>

Источник: http://www.artmuseum.by/ru/vyst/virt/k-200-letiyu-i.f.-xruczkogo

Художники из Беларуси

Когда разговор заходит об известных белорусских художниках, то редко продвигается дальше пары-тройки фамилий.

И не потому, что не было в нашей стране больше талантливых мастеров, просто не так много мы говорим о белорусском искусстве. В трендах держатся всемирно признанные творцы, а лидеры национального искусства остаются в тени.

Адукар решил исправить эту оплошность и рассказать о прекрасных белорусских художниках, знать о которых стоит.

Иван Хруцкий (1810—1885) — известен своими натюрмортами и групповыми портретами, работал в русле русской академической школы. Родился на Витебщине в семье греко-католического священника. Среднее художественное образование получил в Полоцке. В 17 лет переехал в Санкт-Петербург, где брал уроки английского живописца Джорджа Доу, одновременно занимаясь в Императорской Академии художеств.

Известнейшее полотно художника — «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (1838), фрагмент которого изображён на купюре в 1000 рублей 2000 года

После смерти отца Хруцкий вынужден был уехать из культурной столицы, ведь без главной опоры осталась его мать и пятеро младших братьев и сестёр.

Мальчишек художник забирает в Петербург, где сам продолжает трудиться в поте лица, зарабатывая на жизнь написанием портретов. А после возвращается в родные места и покупает под Полоцком землю, где по своему проекту строит дом и разбивает сад.

Если ознакомиться с дальнейшими событиями в жизни живописца, можно сделать вывод, что множество тайн его биографии так и не было раскрыто.

Иван Хруцкий. «Портрет мальчика в соломенной шляпе»

Леон Бакст (1866—1924) — художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, один из законодателей европейской моды на экзотику, участник знаменитого объединения «Мир искусства». Произвёл в своё время настоящий фурор во Франции. А родился в Гродно, в ортодоксальной еврейской семье.

После окончания гимназии уехал в Санкт-Петербург, был вольнослушателем в Академии Художеств. В свободное время подрабатывал созданием книжных иллюстраций.

Дальше Бакста ждала целая вереница событий: художественные выставки, жизнь в Париже, общение с единомышленниками, преподавание живописи детям великого князя Владимира, брак с дочерью основателя знаменитой Третьяковской галереи и связанное с этим принятие другой веры, развод и возвращение к иудаизму…

Леон Бакст. «Древний ужас» (1908). Одна из наиболее известных картин художника

С 1910 года Бакст живёт в Париже, где раскрывает свой талант в создании театральных декораций.

Эскиз к балету Сергея Дягилева «Шахерезада» (1910)Эскиз костюма Жар-птицы к балету «Жар-птица» (1922). Одно из немногочисленных произведений художника, возвращённых на родину, в Беларусь

Язеп Дроздович (1888—1954) — один из самых необычных белорусских мастеров ХХ века. Родился в бедной дворянской семье на хуторе Пуньки Глубокского района.

Учился в Виленской рисовальной школе у профессора живописи Ивана Трутнева. Служил в армии, работал учителем рисования в столичной женской гимназии, как иллюстратор активно сотрудничал с журналами и газетами. Писал ковры, собирал народные песни и обрабатывал для словарей лексику народного языка.

Издал популярную книгу по астрономии «Нябесныя бегі», написал графическую серию картин на космическую тему.

Язеп Дроздович «„Сатурнианский“ пейзаж» (1931)

Вышеперечисленные факты дают право утверждать, что Язеп Дроздович был всесторонне развитой личностью. В наши дни его сравнивают с Константином Циолковским, Микалоюсом Чюрлёнисом и даже Леонардо да Винчи. Тем не менее, необычный и многогранный талант художника был не понят его современниками. Он умер в возрасте 65 лет в крайней нужде.

Витольд Бялыницкий-Бируля (1872—1957) — живописец-пейзажист конца XIX — первой половины XX века, представитель лирического направления. Уроженец Могилёвщины. Родился в семье мелкого арендатора.

Отец мальчика работал в днепровском пароходстве и часто брал его на плавание по Днепру, Припяти и Сожи. Бялыницкий-Бируля учился сначала в Киевском кадетском корпусе, а затем перешёл в Киевскую рисовальную школу. Позже поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В Москве познакомился с Исааком Левитаном, работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлёкся пейзажем.

Витольд Бялыницкий-Бируля. «Зимний сон» (1911)

Художник постепенно набирал популярность, демонстрируя свои картины на различных выставках, удостаиваясь высоких званий и наград.

Большую часть своей жизни мастер провёл в небольшой усадьбе в Тверской губернии под названием «Чайка», которую сам и отстроил.

Белорусским писателем Виктором Карамазовым была написана повесть «Крыж на зямлі і поўня ў небе», посвящённая жизненному и творческому пути живописца.

Витольд Бялыницкий-Бируля. «Ранняя весна» (1913)

Виталий Цвирко (1913—1993) — белорусский живописец и педагог, лауреат Государственной премии БССР. Родился на Гомельщине в семье сельских учителей.

Отец будущего художника во многом содействовал формированию художественного вкуса у своего сына: стены дома семьи Цвирко были увешаны репродукциями работ таких русских художников, как Василий Перов, Илья Репин, Иван Крамской.

Когда они переехали в Минск, рисунки Виталия Цвирко были замечены школьными педагогами, которые стали давать ему частные уроки. Особое влияние на развитие творческой личности художника, к слову, оказал белорусский писатель, поэт и драматург Кондрат Крапива.

Виталий Цвирко. «Зимний пейзаж» (1976)

В 1929 году будущий художник поступил в Витебский художественный техникум, по окончании его жил и работал в Минске.

Колоссальный успех на выставке в Москве приводит его в Московский Художественный институт имени Сурикова, где он учится у известных мастеров русского пейзажа.

В 1944 году Цвирко вернулся в Минск и активно занялся творчеством и преподавательской деятельностью.

Виталий Цвирко. «Бабье лето» (1980)

Михаил Савицкий (1922—2010) — культовая фигура в белорусском искусстве. Родился в деревне Звенячи Толочинского района Витебской области. Юность будущего Народного художника Беларуси совпала с кровавыми событиями Великой Отечественной войны.

В возрасте 20-ти лет он участвовал в боях за Севастополь, прошёл несколько концлагерей — эти события оказали мощное влияние на мировоззрение Савицкого, что и отразилось позже в его творчестве. Художественное образование он получил после демобилизации: окончил Минское художественное училище в 1951 году, затем учился в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова.

Жил и работал в Минске. Первым в стране награждён орденом Франциска Скорины (в 1997 году).

Савицкий — создатель уникальной серии картин «Цифры на сердце», посвящённой узникам концлагерей. «Проклятие фашизму» (1979) — одна из картин этой серии)Михаил Савицкий. «Партизанская мадонна» (1978).

Одна из известнейших работ мастера

Многие работы Михаила Савицкого получили мировую известность. В центре творчества художника были как исторические, так и современные темы. Раскрывал он их публицистически, с экспрессией.

В 2012 году в Минске была открыта Художественная галерея Михаила Савицкого, с экспозицией которого Адукар советует ознакомиться.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Источник: https://adukar.by/news/belorusskie-hudozhniki-1

Trojden | Литература и искусство в первой половине ХІХ в.: Морозова С. В. — 9 класс

Вспомните. Что такое белорусоведение?

Учебная задача. Определить, какие исторические сюжеты и личности отечественной истории нашли отражение в произведениях белорусской литературы и искусства.

Польско-белорусские культурные деятели. Белорусские земли в конце XVIII — первой половине XIX в. после разделов Речи Посполитой и присоединения к Российской империи находились под польским и русским влиянием. Отличительной чертой культурной жизни первой половины XIX в. стало творчество польско-белорусских деятелей культуры.

Выдающимся их представителем был Адам Мицкевич. Свои произведения он писал на польском языке, а сюжетами для них становились белорусские народные предания и исторические события на землях бывшего Великого Княжества Литовского, а также его романтическая любовь (**1).

Белорусский язык поэт считал «самым гармоничным и из всех славянских языков меньше всего измененным».

К числу польско-белорусских культурных деятелей относится известный литератор, уроженец Минщины Владислав Сырокомля.

В. Сырокомля оценивал роль белорусского языка так: «…Пекная гэта галіна славянскай мовы… і старая! Бо гэта мова нашага Літоускага статута і заканадауства на працягу двух стагоддзяу — XVI і XVII. I пашыраная! Бо смела можна сказаць, што на ёй размаулялі тры чвэрці дауняй Літвы, народ, шляхта і паны…»

Белорусское крестьянство выполняло великую культурно-историческую миссию, сохраняя родной разговорный многодиалектный язык. И среди местной шляхты не исчезла полностью связь с родной землей.

Ее патриотизм связан был с бывшим Великим Княжеством Литовским, и многие из шляхты считали себя литвинами. Жило, хоть часто и подсознательно, чувство исторической обособленности, любви к Отечеству — литвинский патриотизм.

Он находил проявление и в интересе к истории ВКЛ, которая исследовалась в Виленском университете.

Игнатий Домейко, находясь за границей, называл себя литвином, имея в виду, что его родина когда-то входила в состав Великого Княжества Литовского.

Мицкевич на скале Аюдаг. Художник В. Ванькович. 1828 г.

В то же время он называл себя поляком как потомок Речи Посполитой, но слово «Польша» писал по-белорусски через «шч», так как язык знал с детства.

Уроженец Могилевской губернии историк и публицист Адам Киркор писал: «Разве Литва для того, чтобы быть с Польшей, должна перестать быть Литвой? Нет! Я литвин, — и никогда это чувство во мне не будет уничтожено. Я люблю свою Родину со всем юношеским энтузиазмом, со всем мужским самопожертвованием».

Становление нового белорусского языка и литературы. В первой половине XIX в. начался процесс формирования нового белорусского литературного языка. В его основу легли наречия Центральной Беларуси.

Выдающимся образцом их литературной обработки стала анонимная поэма «Тарас на Парнасе» (наиболее вероятным автором исследователи считают Константина Вереницына).

Она вместе с анонимной поэмой «Энеида навыворот» (автором считают Викентия Ровинского) положила начало новой белорусской литературе.

Одним из основоположников новой белорусской литературы был выпускник Полоцкой иезуитской академии Ян Барщевский, который писал и по-белорусски, и по-польски. Он — автор 4-томного сборника «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», изданного в 1844—1846 гг.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «жаклин рок»

Современники сравнивали это произведение со знаменитым собранием арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Прототипом главного героя фантастической повести Барщевского «Душа не в своем теле», по мнению исследователей, стал Франц Савич — руководитель Демократического общества.

Первым классиком новой белорусской литературы был уроженец Бобруйщины шляхтич Винцент Дунин-Марцинкевич. В своих стихотворных повестях и рассказах он отразил сельскую жизнь, духовную красоту и трудолюбие крестьян. В двуязычной комедии-опере «Селянка» («Идиллия»)

Дунин-Марцинкевич показал тогдашнюю жизнь, когда паны разговаривали по-польски, а мужики — по-белорусски. Создание произведений на «мужицком» языке требовало немалого мужества, поскольку их не поддерживали царские власти и враждебно встречали ополяченные помещики.

Я. Барщевский

В. Дунин-Марцинкевич

В. Дунин-Марцинкевич, сделав мужика полноправным героем своих произведений, смело заявил ополяченной шляхте:

«…Ваш суд мне не страшны, хай злосна скавыча

У будцы сабака, увагі на пса не звярну я.

Як раіць пясняр Сыракомля, пішу я

Цяпер, як заусёды, на мове мужычай…».

Крепостные крестьяне не имели возможности реализовать свои писательские таланты. Известно, например, что писал стихи 15-летний крестьянский парень Павлюк Багрим. Его обвинили в распространении запрещенных произведений, отняли две тетради собственных стихотворений, а самого отдали в рекруты. До нас случайно дошло только одно его стихотворение «Заиграй, заиграй, хлопче малый…»:

…Каб я коршуном радзіуся,

Я бы без паноу абыуся:

У паншчыну б не пагналі,

У рэкруты б не забралі…

Творчество А. Мицкевича, В. Сырокомли, Я. Барщевского, В. Дунина-Марцинкевича являлось образцом литературы стиля романтизма. Романтизм был общим идейным и художественным направлением в европейской литературе и искусстве конца XVII — первой половины XIX в. Для него были характерны внимание к внутреннему миру человека, идеализация природы и действительности, поэтизация героических личностей.

Развитие искусства. Характерным для развития искусства в конце XVIII первой половине XIX в. стало сочетание классицизма и романтизма. Последний основывался на национальных чувствах, устном народном творчестве, традициях и обрядах.

Блестящим мастером портретного жанра в изобразительном искусстве являлся Иосиф Олешкевич, чье творчество было связано с художественной жизнью Беларуси, России, Литвы и Польши. Он автор портрета А. Чарторыйского, «Группового портрета» и др.

Много картин исторического жанра создал живописец Ян Дамель, творчество которого сформировалось под влиянием классицизма. Среди них — «Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильну в 1812 г.».

И. Олешкевич. Групповой портрет. 1813 г.

И. Хруцкий. Портрет неизвестной с цветами и фруктами. 1838 г.

Как ведущий мастер классического натюрморта и бытовой живописи в общероссийском масштабе прославился белорусский художник, уроженец Витебщины Иван Хруцкий. Его картины «Портрет неизвестной с цветами и фруктами», «Портрет мальчика в соломенной шляпе», «Цветы и фрукты» пользуются популярностью и сегодня.

Ярким представителем романтизма в живописи являлся художник европейского уровня, уроженец Беларуси Валентин Ванькович (**2). Он работал в историческом жанре.

Художник создал картины «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году», «Наполеон у костра», портрет А. С. Пушкина. К лучшим произведениям Ваньковича относится картина «Мицкевич на скале Аюдаг».

 На ней поэт изображен в кавказской бурке на фоне Медвежьей горы в Крыму, где он отбывал ссылку за участие в Обществе филоматов.

Уроженец Беларуси композитор Станислав Монюшко написал музыку к комедии-опере В. Дунина-Марцинкевича «Селянка», которая в 1852 г. была поставлена в Минске. С. Монюшко является основателем польской классической музыки, в его произведениях использованы белорусские народные мотивы.

Первые попытки создания музыкальных произведений на основе белорусских народных песен и танцев принадлежат композитору с Витебщины Антону Абрамовичу.

Среди его произведений — музыкальная поэма «Белорусская свадьба».

В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы, в том числе «Прощание с Родиной», Михал Клеофас Огинский — автор так и не реализованного проекта возрождения Великого Княжества Литовского.

В архитектуре конца XVIII — начала XIX в. господствовал стиль классицизма. Памятниками этого стиля в Беларуси стали губернаторский дворец в Витебске, соборы Святого Иосифа в Могилеве и Святых Петра и Павла в Гомеле, дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей в Гомеле (**3). В Бобруйске и Бресте в первой половине XIX в. были построены крепости.

Тугановичи. Рисунок Н. Орды

Понятия и термины, которые нужно усвоить: литвинский патриотизм.

Культурно-историческая среда

** 1. На многае годы музой творчества Адама Мицкевича стала Марыля Верещака. С ней поэт познакомился, когда вместе с другом Т. Заном приехал летом в имение Верещак — Тугановичи (теперь Барановичский район).

Любовь вспыхнула с первой встречи. Но Адам в то время был простым бедным учителем, а Марыля — дочерью богатых родителей. Еще до встречи с Мицкевичем девушку обручили с графом В. Путткамером.

и она не могла пойти против воли семьи.

Марыля Верещака была очень образованным человеком: знала несколько языков, современную литературу, играла на фортепиано, красиво пела, особенно белорусские песни.

Воспоминания о первой любви не покидали Мицкевича всю жизнь. О ней он рассказал в драматической поэме «Дзяды».

Теперь о любви и местах встреч Марыли и Адама напоминает старая липовая «беседка», что сохранилась в тугановичском парке.

**2. В самом центре современного Минска (ул. Интернациональная) находится дом-усадьба Валентия Ваньковича, который был построен в конце XVIII — начале XIX в. в стиле классицизма. В нем собирались друзья художника: писатель В. Дунин-Марцинкевич, композитор С. Монюшко, художник Я. Дамель.

Ванькович дружил также с Адамом Мицкевичем. В 1998 г. в здании дома открылся столичный музей — Дом Ваньковича — филиал Национального художественного музея. А в 2010 г. рядом с этим домом-музеем состоялось открытие скульптурной композиции «Утро художника». В памятнике воплощен образ молодого и романтичного В. Ваньковича.

Большая часть картин художника, хранящихся в основном в музеях Польши, была написана в родительском имении Малая Слепянка (сейчас неподалеку от здания Национальной библиотеки Беларуси).

По решению ЮНЕСКО — учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — 1999 и 2008 годы были объявлены соответственно годами С. Монюшко и В. Дунина-Марцинкевича.

Дом-усадьба В. Ваньковича

**3. Гомельский дворец был заложен в 1777 г. на правом берегу реки Сож генерал-фельдмаршалом П. А. Румянцевым-Задунайским, которому Екатерина II подарила Гомель. Почти 30 лет владельцем дворца был его сын Н. П. Румянцев. При нем построен собор Святых Петра и Павла. Н. П. Румянцев собрал во дворце уникальную коллекцию произведений искусства, книг и монет. В 1834 г.

дворец перешел к генерал-фельдмаршалу графу И. Ф. Паскевичу, который также собрал в нем большую коллекцию произведений искусства. При Паскевиче была возведена часовня (мемориальная усыпальница) князей Паскевичей. Дворец является частью ансамбля, куда входит парк. Сейчас в отреставрированном дворце Румянцевых-Паскевичей размещен Гомельский областной краеведческий музей.

Дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле. На первом плане — памятник Н. П. Румянцеву

Вопросы и задания

1. Приведите примеры архитектурных памятников в Беларуси, построенных в стиле классицизма. 2. Определите, каким образом в живописи художников Беларуси отразился стиль романтизма. 3.

Закончите заполнение в тетради таблицы «Достижения в развитии науки и культуры Беларуси в первой половине XIX в.». 4. Докажите, что в первой половине XIX в. происходил процесс становления белорусского литературного языка, и объясните, почему он считался новым.

При ответе напомните, какой статус имел старобелорусский язык в Великом Княжестве Литовском.



Источник: https://trojden.com/books/world-history/world-history-9-class-morozova-2011/11

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью

Родился он в небольшом городе Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста было лесная – Шишкин. И звали то его по-русски Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Шишкин в лесу на этюдах. “Царем лесов” называли художника его друзья. В нашей картинной галерее находится несколько его картин-репродукций.

Затем педагог предлагает начать путешествие с картины “Корабельная роща” — самой крупной по размерам в творчестве Шишкина. Вначале педагог дает детям возможность самостоятельно рассмотреть репродукцию, затем задает следующие вопросы:

— Как вы думаете прохладный  или теплый день изобразил  художник?

— Хотели бы вы оказаться в  этом лесу?

— Где здесь можно спрятаться  в тени?

— А где погреться на солнышке?

— Захотелось ли вам побегать  по воде босиком, приложить ладошку  к камням? Какие они, холодные  или теплые?

— Какие цвета помогают художнику  передать ощущение теплоты камня, нагретой воды?

-Почему картина называется “Корабельная роща?

В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет:

 очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся  от ветра ветви похожи на  паруса. Рядом с такими гигантами  все кажется маленьким и незначительным. Пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.

Затем педагог предлагает детям представить, что они оказались в самой роще:

— Смотрите, какой чудесный летний  день! Разогретые на солнце деревья напоили воздух удивительным ароматом сосновой смолы и хвои.

— Чем бы вы занялись, оказавшись  в этом лесу? (собирали ягоды, цветы, рассматривали красивых бабочек, плели венки из цветов в  тени под деревом, слушали пение  птиц, жужжание шмелей, журчание воды, увидели бы белочку, ежика и многое другое).

Вот как хорошо нам с вами было в этом лесу! А потом мы пошли по тропинке, и пришли в ещё более дремучий лес, (педагог подводит детей к репродукции “Русский лес” И.И. Шишкина)

— Кого мы здесь повстречали? / Старичка-лесовичка в стареньком зипуне и шапке, с длинным посохом в руке. Он нам рассказал, как надо беречь лес/.

В этом лесу солнечного света мало, его загораживают высокие деревья, не только сосны, но и могучие дубы. Чувствуете, здесь прохладнее и художник использует холодные зеленые оттенки и темные цвета.

— Что мы можем увидеть в  этом лесу? (Огромные мухоморы, берлогу  медведя, избушку Бабы-Яги и т.д.)

Долго бродили мы среди великанов-деревьев, совсем забыли о времени и вдруг, неожиданно погода испортилась. Солнце скрылось за тучей, подул холодный ветер, верхушки деревьев тревожно зашумели.

Скорее попрощались мы со стариком-лесовиком и побежали по узкой песчаной тропинке, которая вывела нас прямо к реке. (Одновременно с этими словами педагог подводит детей к репродукции с картины И.И.

Шишкина “Перед грозой”).

Посмотрите, ребята, как вдруг потемнело. Ветер затих (звучит музыка А. Бетховена: симфония 4 часть “Гроза”). И вдруг темный небосвод озарила яркая вспышка молнии, и загремел гром.

— Куда же мы побежим: вперед  или назад? Почему?

— Что вас больше всего пугает  на картине? Почему?

— Какие цвета и оттенки художник  взял, чтобы показать тревожное  грозовое небо, состояние в природе  перед грозой? (серый, в некоторых  местах почти черный, фиолетовый, синий, сиреневый)

— Как называются такие цвета? (холодные)

Педагог обращает внимание детей на оттенки желтого цвета, такого теплого и ласкового на предыдущей картине, здесь же они, гармонируя, с зеленым, воспринимаются как холодные.

Детям предлагается поспешить дальше к картине “Перед дождем Ф.А. Васильева. Педагог обращает внимание детей, что эта картина написана другим художником.

— Названия картин одинаковые, но  работы отличаются друг от  друга. Чем? (техникой исполнения, манерой)

Опять зашумел ветер. Как сильно он наклоняет верхушки деревьев! Через речку хозяйки гонят своих гусей домой. Они торопятся успеть до дождя. Поспешим и мы за ними. За деревьями виднеется дом и дымок под крышей. Попросим художника впустить нас в дом переждать грозу. Побежали (звучит музыка дождя). Хорошо успели. Хозяюшка добрая оказалась, напоила нас чаем с пирогами.

Но вот дождь закончился. Попрощаемся с гостеприимной хозяйкой и поспешим дальше. (Педагог подводит детей к следующей картине-репродукции “Мокрый луг” Ф.А. Васильева):

— Ах, как свежо и чисто стало  в природе! Посмотрите, далеко почти  за горизонт уплыли черные  тучи. Перед нами луг, умытый дождем. Сквозь легкие облака светит  солнышко.

Оно отражается во всем: в образовавшемся после дождя  небольшом озерце и на мокрых травинках и листочках. Все краски свежи. Художнику опять понадобились теплые, ласковые, желтые оттенки.

С помощью их он показал, как быстро просыхает и нагревается земля и воздух.

— Как вы думаете, какое время  суток здесь изобразил художник? (Ближе к вечеру).

Да долго мы сегодня путешествовали и не заметили, как вечер приблизился. Пора домой! Но мы с вами ещё много совершим увлекательных путешествий в страну живописных полотен. До скорой встречи, ребята, в нашей картинной галерее.

Конспект занятия по ознакомлению

 с портретом И.Ф. Хруцкого 

«Портрет мальчика в соломенной шляпе»

Программное содержание: Расширить знания детей о жанре (портрет); Продолжать знакомство детей со средствами выразительности; Развивить способность внимательно всматриваться в произведение живописи, понимать его содержание.

Оборудование: репродукция картины И.Ф. Хруцкого «Портрет мальчика в соломенной шляпе», альбом «Иван Хруцкий»

Методический приемы: Рассматривание картины. Разговор-диалог (по наводящим вопросам). Уточнение ответов. Рассказ. Обобщение воспитателя.

Ход занятия:

Педагог акцентирует внимание детей интересном занятии, которое сейчас будет проходить. Показывает репродукцию. Вместе вспоминают, в каком альбоме ее видели. Предлагают внимательно рассмотреть картину. Воспитатель задает вопросы:

-» Кого мы видим на картине? » Как одетый мальчик?

-«Когда, на ваш взгляд, написана эта картина? «почему вы так считаете?

-«Похожа ли одежда мальчика на вашу?

— Какое у мальчика настроение?

— Как вы думаете, почему отдельные части картины с правой стороны светлее, чем с левой?

— Что помогло художнику так натурально изобразить кисти винограда?

— К какому жанру принадлежит картина?

После ответов детей воспитатель предлагает послушать свой рассказ «На темном, почти черном фоне мы видим прекрасный портрет мальчика в соломенной шляпе.  Картина так и называется «Портрет мальчика в соломенной шляпе».

Мальчик одет необычно: он в шляпке, украшенной пером павлина; в  светлой рубашке, белый воротничок выпущен наверх… В руках мальчик крепко держит корзину с виноградом. Мальчик смотри прямо на нас. Взгляд ясный, теплый, но задумчивый и не радостный. О чем думает мальчик?

У мальчика красивое лицо, маленький вздернутый носик, пухлые губы.

Художник с такой любовью написал портрет, что мальчик кажется живым. Хочется дотронутся до его руки, взять кисть сладкого, сочного винограда.

Так написать портрет мог только великий художник, который очень умело, владеет красками, чтобы передать оттенки, объемы, солнечные блики… и все это с помощью красок и кисти.

Таким образом, сегодня мы познакомились с «Портретом мальчика в соломенной шляпе», написанном художником И.Ф. Хруцким.

Источник: http://referat.yabotanik.ru/pedagogika/znakomstvo-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s/264078/248881/page11.html

Натюрморты и портреты И. Хруцкого. Конспект занятия по изобразительной деятельности детей (старшая группа). Тема: Картина И. Т. Хруцкого «Натюрморт с грибами

Автопортрет 1884 г.

Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий (27.01.1810 — 13.01.1885) — белорусский живописец, мастер натюрмортов. Родился в семье священника. Изюминка натюрмортов художника состояла в том, что он не писал свои натюрморты с натуры, а придумывал их в своей голове.

Читайте также:  Описание картины ильи репина «не ждали»

Именно поэтому на его натюрмортах можно увидеть много цветов и плодов сразу вместе те, которые не могут быть на натюрморте в одно и то же время, так как созревают и цветут в разное время года. Натюрморты Хруцкого выглядят не просто красивыми. Они выглядят сказочными! В Петербурге живописец имел огромный успех.

Его полотна пользовались большим спросом. Очень многие хотели иметь эти картины у себя дома в качестве украшения. В 1839 году, после смерти своего отца, Иван Хруцкий вынужден покинуть Петербург. В 1844 г.

он покупает себе имение Захарничи в Полоцком уезде, в 20 км от города Полоцка в Белоруссии, где и живёт до самой смерти. Здесь он заинтересовался написанием портретов. Причём не всегда это были выдуманные люди. Иногда это были реальные люди, но в таких одеждах и в такой обстановке, в которой они реально никогда не были.

Иван Хруцкий пишет портреты так, словно он какой-то сказочник, который сочиняет сказки про красивую сказочную жизнь, наполненную красотой, спокойствием и любовью. Это очень нереальный мир фантазий живописца. Но вместе с тем это очень добрый и красивый мир, где нет месту зла, войне, динамике, кризису и изменениям.

Но увы, портреты, созданные им не имели такого успеха у публики, как его натюрморты. И в истории русского искусства Иван Хруцкий остался прежде всего как нарядный радостный «Мастер живописи плодов и овощей».

Фрукты 1840 г.

Дыня и плоды 1830 г.

Натюрморт со сливами

Натюрморт со свечой 1830-е

Натюрморт с птичкой 1832 г.

Цветы и плоды 1839 г.

Натюрморт с овощами 1839 г.

Натюрморт Цветы и фрукты 1842 г.

Натюрморт с грибами 1842 г.

Цветы и фрукты 1855 г.

Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном

Мясо и овощи 1842 г.

Семейный портрет 1854 г.

Девочка с фруктами 1850 г.

Портрет мальчика в соломенной шляпе

Портрет мальчика

Портрет молодой женщины с корзиной 1835 г.

Портрет неизвестной с корзиной в руках 1830-е

Старуха, вяжущая чулок 1838 г.

Портрет неизвестной в белом платье с книгой 1840-е

Портрет неизвестной с цветами и фруктами 1838 г.

В комнате (мальчики, рассматривающие альбом с картинками) 1854 г.

В комнатах усадьбы художника Захарничи Полоцкой губернии 1855 г.

В этом пейзаже, вероятно, изображена Александровская площадь в Полтаве, в окрестностях которой в те годы жил художник. Крендовский хорошо усвоил уроки своего учителя А.

Венецианова: композиция пейзажа выстроена с учетом всех требований перспективы; люди на площади, занятые повседневными делами, включены в пейзаж. Как и Венецианов, Крендовский избегает ярких портретных и социальных характеристик людей.

Для него важно показать поэтическую сторону жизни, внести стройность, упорядоченность и вместе с тем уютность и жанровую увлекательность в видовую панораму площади обычного провинциального города.

ИВАН ХРУЦКИЙ. В комнате (Мальчики, рассматривающие альбом с картинками). 1854. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Жанр интерьера в творчестве Хруцкого появился после покупки в 1844 году имения Захарничи в Полоцком уезде, где художник по собственному проекту построил дом. В картине мальчики, вероятно, дети Хруцкого, изображены в уютном, светлом пространстве детской.

Стены комнаты украшены копиями с западноевропейских пейзажей, которые художник мог видеть в Эрмитаже во время обучения в Академии художеств. Уютная камерность в передаче частного жилья сочетается с классической ясностью построения пространства картины.

ИВАН ХРУЦКИЙ. Цветы и плоды. 1839. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Во время обучения в Академии художеств Хруцкий копировал в Эрмитаже произведения европейских мастеров XVII–XVIII веков, в том числе и фламандские и голландские натюрморты.

Продолжая традицию голландских живописцев, Хруцкий наполняет картину ощущением недавнего присутствия человека: лимон нарезан, в стакан налита вода, сочный персик разломлен пополам… Но в отличие от голландцев натура здесь не содержит символического смысла, она включена в бытовой контекст современной жизни.

Современников восхищали в натюрмортах Хруцкого классическая ясность и гармония композиции, тонкая и тщательная выписанность фактуры вещей – вплоть до иллюзорной «обманки».

ИВАН ХРУЦКИЙ. Натюрморт со свечой. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Традиционные предметы голландских «завтраков» с «приветливо» надрезанной кожицей лимона, недопитой водой в стакане, оставленными столовыми приборами и свисающей, словно второпях оставленной гроздью винограда художник повторял в натюрмортах много раз.

В центре таких композиций часто возвышается серебристый фаянсовый кувшин. Такие кувшины изготавливали в 1-й половине XIX века на петербургской фабрике С. Поскочина, они были распространены в быту горожан.

Среди цветов и плодов в этом натюрморте появляется бинокль – символ посредничества между реальным миром и «изображенным» живописцем миром вещей.

ИВАН ХРУЦКИЙ. Натюрморт с грибами. 1842. Музей русского искусства, Киев

В натюрмортах Хруцкого живет ощущение драгоценности неспешной усадебной жизни, связанной с годовым циклом природы, наполненной повседневными заботами: сбором урожая, подготовкой трапезы, походами в лес за грибами… Художник был непревзойденным мастером в передаче «ощутимых» физических свойств предметов. Грибы на натюрморте не просто узнаваемы, они «воспеты» художником как перл творения природы, изображены «вкусно» и одновременно классически совершенно.

ФЕДОР ТОЛСТОЙ. Ягоды красной и белой смородины. 1818. Акварель. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Толстой писал: «Каким рисунком выскажу я эту чистую радость, это светлое удовольствие, которыми наполняется моя душа и сердце в минуты, когда, отбросив все заботы, беспечно любуюсь я прелестью природы…» Одна из самых пленительных работ художника, натюрморт-«обманка» «Ягоды красной и белой смородины», имела особый успех у современников.

По воспоминаниям дочери Толстого, «целая семья питалась одной смородиной». Замираешь от восторга перед умением художника увидеть и передать на холсте прелесть изящных переплетений тонких веточек, сочных, спелых ягод – хранителей живительной влаги земли.

Ветки смородины словно парят в бесконечном пространстве мироздания, воспринимаются как гимн красоте и гармонии вселенной.

ФЕДОР ТОЛСТОЙ. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820. Коричневая бумага, акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Толстой рассказывал, что первые рисунки цветов он сделал по просьбе императрицы Елизаветы Алексеевны, которая стала его постоянной заказчицей.

Художник сам готовил особые водорастворимые краски из истолченных минералов, и спустя два столетия они по-прежнему сияют первозданной яркостью.

Были у Толстого и специальные художественные приемы (он упоминает об этом в своих мемуарах) – иначе не объяснишь «нерукотворность» перламутровых переливов оперения бабочки, иллюзорно выполненное нежно-шелковистое оперение птицы в его натюрмортах.

В тщательной прорисовке тончайшей кистью изящных изгибов цветочных лепестков, в иллюзорной передаче воды в стеклянной вазе художник не забывает о классической стройности композиции, об «античном» совершенстве формы, об очищенности рисунка от всего случайного, второстепенного.

ФЕДОР ТОЛСТОЙ. Семейный портрет. 1830. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Толстой очень хорошо ощущал красоту интерьера и мира вещей, передавая ее в своих работах с истинно эллинской грацией и ритмом. По своей интимной прелести «Семейный портрет» Толстого напоминает лучшие работы Венецианова.

АЛЕКСАНДР ВАРНЕК. Портрет президента Академии художеств А. Н. Оленина.

Не ранее 1824. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург

Алексей Николаевич Оленин (1763–1843) – государственный деятель, историк, археолог, художник, автор работ по искусству и литературе, президент Академии художеств оставил о себе добрую память у современников.

Варнек был преподавателем Академии по классу миниатюрной живописи и хорошо знал Оленина. Поэт К. Батюшков в статье «Прогулка в Академию художеств» рассказывает, какое сильное впечатление производил этот портрет на людей, близко знавших Оленина.

Сходство было признано необыкновенно точным, и это «рождало в душе множество прекрасных воспоминаний».

СЕРГЕЙ ЗАРЯНКО. Портрет княгини М. В. Воронцовой. 1851. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет, вероятно, создавался в Петербурге в период помолвки Марии Васильевны Столыпиной (1819–1895) с князем С. М. Воронцовым. Работа отвечает всем принятым канонам салонного искусства. Перед нами холодновато-лощеный образ великосветской дамы в роскошном платье с непроницаемо-любезной маской на лице.

Модель «соблюдает дистанцию» и с изображающим ее художником, и со зрителем. Зарянко был мастером передачи фактуры: его одинаково занимает и лицо портретируемой, и каждый завиток вышивки на прозрачном кружеве, и блики на серебристом шелке платья, и мягкость красной бархатной накидки, подбитой мехом.

ФЕДОР МОЛЛЕР. Портрет Н. В. Гоголя. Начало 1840-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Жившие в Риме русские живописцы – пенсионеры Академии художеств иногда собирались на квартире у Гоголя, где, по воспоминаниям гравера Ф. Йордана, пили чай, вели философические беседы, «внимали каждому слову Гоголя».

На первом варианте портрета, написанном для матери писателя, М. И. Гоголь-Яновской, и утерянном во время войны, Гоголь был изображен в домашнем халате.

Увидев опубликованный в журнале «Москвитянин» портрет, он разразился гневным письмом: «Почему меня в таком виде, в халате, я не давал разрешения на публикацию». Возможно, это побудило Гоголя заказать Моллеру другой вариант портрета.

На нем писатель одет в сюртук и бархатную жилетку, на шее эффектно переливается дорогая золотая цепочка – атрибут признания и материального благополучия. Лукавый взгляд круглого лица выражает легкую иронию.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВ. Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1824. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Любовь Яковлева
Конспект занятия по изобразительной деятельности детей (старшая группа). Тема: Картина И. Т. Хруцкого «Натюрморт с грибами»

Програмное содержание :

1 Познакомить детей с творчеством художника И. Т. Хруцкого на примере картины «Натюрморт с белыми грибами». Дать детям информацию о том, где хранится картина.

2 Использованные средства : картина И. Т. Хруцкого «Натюрморт с белыми грибами»; Сборник стихов и загадок «Экология для детей»; Музыкальный диск с композицией «Звуки леса»; Краски, кисти и рисовальная бумага.

3 Вызвать у детей активный интерес и эмоциональный отклик на художественное произведение; желание с интересом рассматривать данный натюрморт; любоваться природной формой грибов, их цветом, поверхностью. Вызвать ассоциации с их собственным опытом пребывания в лесу и собирания грибов. Стимулировать эстетические оценки и суждения. Развивать мышление и память.

Предварительная работа :

Предложить родителям сходить с детьми в лес и посмотреть, как растут грибы (или освежить в памяти). Собрать их в корзинку, ощутить запах грибов и леса.

Принести фотографии растущих белых грибов в лесу и по возможности настоящие грибы (для детей, которые, возможно, не видели натуральных грибов вообще. Бывает и такое).

Очень хорошо, если родители приготовят из грибов кушанье, дадут попробовать детям.

Предварительное занятие :

Провести беседу о том, как дети ходили в лес, загадать загадки о грибах, о лесе вообще, рассмотреть иллюстрации и фотографии с изображением грибов. Вылепить из пластилина или сделать поделку с грибами. Можно сделать аппликацию.

Ход занятия :

На занятии звучит композиция «Звуки леса», чтобы создать эмоциональный настрой. Пусть дети пофантазируют, о том, какую картинку «рисует» им эта музыка. А также — пусть вспомнят, как они ходили в лес за грибами, как искали их.

Воспитатель рассказывает стихи о дарах природы (см. приложение).

После этого открывает натюрморт. Даёт детям возможность рассмотреть его.

В: Однажды художнику Хруцкому принесли корзиночку с продуктами для обеда. В ней лежали белые грибы, репчатый лук и огурчики. Грибов было так много, что несколько грибков упало. Корзиночка так красиво смотрелась, художник захотел нарисовать эти дары природы и изобилие леса.

Художник радовался, что натюрморт получился прелестный! Он взял кисти и краски и стал быстро-быстро рисовать… Эта картина, ребята, написана очень давно. Художника уже нет, а вот картина осталась и будет ещё долго-долго радовать людей, доставлять им радость и удовольствие.

А сейчас посмотрите на картину и скажите мне: а какие же грибы нарисовал художник?»

(Выслушать предположительные ответы).

В: «Эти грибы называются белыми. Это самые вкусные, самые ценные грибы. Расскажите мне о них. Какие они?

(Дети рассуждают глядя на картину и рассказывают).

В: Посмотрите, ребята, видно, что грибы хорошие: плотные, крепенькие; у них красно-коричневые шляпки и толстенькие белые, чуть желтоватые ножки. Поэтому грибы и называются белыми. А сейчас я вас спрошу: какой предмет, светлый или тёмный, на картине выделяется как самый крупный?

(Ответы детей)

В: Да, светлый предмет -корзина с грибами- на тёмном фоне. Видимо, художник рисовал картину на воздухе, около деревьев. А как он показал, что главное в этой картине?

(Выслушать варианты ответов детей)

В: Правильно, главное в ней — это корзинка с грибами, т. к. она поставлена в самом центре. А посмотрите, что лежит ближе к нам, на травке? Что это? Да, это огурчики и грибочки. Они очень украшают картину, делают её более нарядной. Ещё здесь лежат две головки лука. Они немного холоднее по цвету, чем корзиночка, светло-жёлтые.

Ребята, вам понравился натюрморт? А хотите такой же нарисовать?

Давайте каждый нарисует свой натюрморт про грибы!

Детям даются краски, и они рисуют. Всё занятие звучит музыка природы (Диск).

После того, как дети нарисуют картины, проводится выставка работ. Воспитатель с детьми разговаривают о натюрмортах, настроении, которое передали в своих работах дети.

(Приложение)

Стихи и загадки для предварительного занятия

Грибы Белый гриб

Мы идём дорожками, Белый гриб-боровик

Мы идём тропинками, Всех грибов отличнее.

Мы идём с лукошками, Богатырь, лесовик

Мы идём с корзинками С головой коричневой.

Прямо за опушками

Загадка

Вдруг нашли волнушки мы Шапочка да ножка

И пеньки с опёнками Вот и весь Ерошка.

Под рябинкой тонкою. (гриб)

Крепкий подберёзовик И на горке, и под горкой,

Вырос под берёзою. Под берёзой и под ёлкой

Красный подосиновик Хороводами и в ряд

Вырос под осиною. В шапках молодцы стоят.

(грибы)

Цыплятки гладки Он совсем-совсем зелёный

Привязаны к грядке. И овальный, удлинённый.

(огурцы) Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну конечно. (огурец)

Источник: https://tsiolkovsky.ru/stilllife-and-portraits-of-i-khrutsky.html

Ссылка на основную публикацию