Описание картины маурица эшера «день и ночь»

Мауриц Эшер – мастер оптических иллюзий

Мауриц Эшер (Maurits Escher) — выдающийся голландский художник-графист известен во всем мире своими работами.

В центре Гааги, в музее, открытом в 2002 году, и названном в его честь «Escher in het Paleis», открыта постоянная экспозиция из 130 работ мастера. Вы скажите, что графика — это скучно? Возможно…

возможно, так можно сказать о работах художников, занимающихся графикой, но только не об Эшере. Художник, известен своим необычным видением мира и игрой с логикой пространства.

Фантастические гравюры Эшера, в буквальном смысле, можно воспринимать, как графическое изображение теории относительности. Работы, на которых изображены невозможные фигуры и перевоплощения буквально завораживают, они не похожи ни на что другое.

Мауриц Эшер был настоящим мастером головоломок и его оптические иллюзии показывают то, чего на самом деле не существует. На его картинах все меняется, плавно перетекает из одной формы в другую, лесницы не имеют начала и конца, а вода течет вверх. Кто-то воскликнет — этого не может быть! Смотрите сами.
Знаменитая картина “День и ночь”

“Восхождение и спуск”, где люди все время идут по лестнице вверх… или вниз?

“Рептилии” — здесь аллигаторы из нарисованных превращаются в объемных…

“Рисующие руки” — на которой две руки рисуют друг друга.

“Встреча”

“Рука с отражающим шаром»

Главной же жемчужиной музея является 7-метровая работа Эшера — “Метаморфозы”. Эта гравюра позволяет испытать связь между вечностью и бесконечностью, где время и пространство объединяются в единое целое.

Музей, расположился в бывшем Зимнем дворце королевы Эммы — прабабушки, правящей ныне королевы Нидерландов Беатрикс. Эмма купила дворец в 1896 году и жила в нем до самой своей смерти, в мае 1934 года. В двух залах музея, которые называют “Королевские комнаты”, сохранилась мебель и фотографии королевы Эммы, а на шторах – информация о внутреннем интерьере дворца тех времен.

На последнем этаже музея расположилась интерактивная выставка “Смотри, как Эшер”. Это настоящий волшебный мир иллюзий. В магическом шаре появляются и исчезают миры, стены двигаются и изменяются, а дети выглядят выше родителей. Чуть дальше находится необычный пол, который оптически проваливается под каждым шагом, а в серебряном шаре можно увидеть себя глазами Эшера.

А, еще в музее восхитительные люстры, созданные по эскизам художника, из Роттердама, Хансома ван Бентем. Художник сделал их дизайн специально для музея, под впечатлением работ мастера графики и они, как нельзя лучше, дополняют невероятный мир, который создал Мауриц Эшер.

Видео «Метаморфозы»
А, так могло бы выглядеть рабочее место Маурица Эшера

Источник: http://elligo.ru/muzei_i_dostoprimechatelnosti/mauric-esher-kartiny.html

Загадки Эшера..

«Полюбите эту красотку 
и она непременно ответит вам взаимностью»

Слова эти принадлежат моему институтскому преподавателю высшей математики Нине Константиновне Артмеладзе..

Видимо желая пробудить интерес предмету говорила  она их нам, своим  нерадивым студентам,    имея ввиду эту самую математику.

Сказать что мы тогда понимали реальный смыл этих слов не могу  однако то, что математика может доставлять истинное удовольствие можно было по ней самой,  сидя и наблюдая как экспрессивно, увлеченно  и темпераментно она  вела нам  свой предмет.

 Вероятно, Нины Констаниновны уже давно нет в живых, однако ту сухонькую старушку лет 70-ти  с  горящими  не по годам глазами,  я помню до сих пор, и это, одно  из многих  других  ее ярких изречений, которое вывела в эпиграф, вспомнила совсем недавно…после посещения выставки Маурица Корнелиуса Эшера….

Итак Эшер. Сказать по правде имя это хоть и было мне знакомо, не говорило  практически ни о чем. Собралась идти на выставку больше за компанию и даже подумать не могла, что придется прикладывать усилие чтоб оттуда уйти…К некоторым  его работам я возвращаюсь и по сей день и все, о чем пойдет мой рассказ ниже, узнала  спустя время… …

Интерес Эшера к рисунку был отчасти делом случая. Родители маленького мальчика, далеко не бедные люди,  мечтая видеть  в сыне  архитектора отдают его в частную школу,  где  среди прочих предметов он занимался рисованием.

Ничего явно выдающегося и выделяющего его среди сверстников им в то время создано не было, однако его учителем был художник Самуэль де Мескита, оказавший на молодого человека огромное влияние.

Эшер поддерживал дружеские отношения с Мескитой  на протяжении всей жизни последнего.   Здоровье не позволило Эшеру получить архитектурное образование, его семья  поселяется на юге Италии.

Он был очарован природой  и красотой здешних мест.

Любимым занятием становятся пешие  многочасовые прогулки во время которых делаются  зарисовки.

По наставлению учителя,  Эшер уделяет  гравюрам особое внимание.

Здесь, в Италии, он проявляет интерес к перспективе трехмерного пространства в рисунке, обращает внимание на математическую точность схождения линий, для придания видимости перспективы.

Особенно вдохновляла его в этом смысле Флоренция, где он посетил галерею Уффици, знакомясь с мастерством живописи древних мастеров. Произведения Микеланджело, работы Леонардо да Винчи привлекали пристальное внимание Эшера.  Со временем, уже будучи женатым человеком, он поселяется в вечном городе.

Это может показаться странным, но днем он не видит в Риме ничего для себя интересного. И совсем другое дело ночь…

Долгие часы он проводил в соборе Св. Петра работы великого Микеланджело. Здесь он пытался осмыслить глубину архитектурного пространства. Так постепенно зарождается его увлечение  зрительными парадоксами. То, что было скрыто для большинства постепенно открывалось Эшеру благодаря его тонкой наблюдательности, и, думаю, именно это  качество стало залогом успеха многих его картин.

Эшер был человеком замкнутым даже с родными. Иногда он черпал вдохновение в своих снах.

При всей кажущейся любви к уединению Эшер любил путешествовать.  Путешествуя  из Испании в Италию  на грузовом  судне VERDI  Эшер посещает Сицилию и Мальту.

Был и такой этап в жизни Эшера, когда ему удалось убедить одну из итальянских  круизных компаний «Адрия» взять его с супругой пассажирами на борт корабля, в ответ он обязался изображать корабли и гавани, в которые те заходили, для рекламных буклетов компании.

На удивление Эшера его предложение было принято. Среди множества городов, которые он посетил, Сенглеа на Мальте приглянулся ему особенно. Здесь, на острове с богатой историей, родились многие его зарисовки и замыслы. Одна из известных- «Балкон», где  Эшер впервые применяет эффект лупы, с помощью которого можно разглядеть цветок на балконе на отдаленном расстоянии.

Этот прием можно будет рассмотреть и в других его работах.

Математические открытия вдохновляли Эшера на создание некоторых картин. Однако  его искусство, в свою очередь, являлось притягательным для  математиков. Они признавали его математический дар. Предметом восхищения было  то, как ему, человеку далекому от математики, удавалось отобразить суть математических задач.

Его картины разбирали и обсуждали  на математических симпозиумах и конгрессах. «Когда я увидел впервые его гравюру «День и ночь», я лишился дара речи»— вспоминает  математик и физик Роджер Пенроуз ,  «у него был явно математический талант зрительно изображать свою интуицию на листе бумаги».

Эшер был человеком интересующимся всем необычным. если его что то сильно увлекало, он старался докопаться до сути  явления и мастерски делал это в своих работах, изображая рукой художника то, как он это себе представлял.

Так работы Эйнштейна вдохновили Эшера на создание гравюры «Относительность». Посмотрите как меняется картинка , если на нее смотреть под разными углами . Три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой. Три объекта прорезают друг друга под прямым углом и каждый населен людьми.

Обитатели соседних маленьких миров не могут ходить, сидеть или стоять на одном и том же полу поскольку у них разные представления о горизонтали и вертикали. Однако они могут пользоваться одной и той же лестницей.

Мы видим, как наверху два человека идут рядом по лестничным ступенькам как будто в одном направлении, тем не менее один движется вверх, а другой вниз. Контакт между ними невозможен, т.к. они живут в разных мирах и не подозревают о существовании друг друга.

В литографии «Вверх и вниз» одна и та же картина представлена дважды, но рассматриваем ее с двух разных точек.

Верхняя часть – вид, который откроется наблюдателю, если он поднимется тремя этажами выше, нижняя- то, что он увидит стоя на земле,т.е. на площадке выложенной плитками. Подняв голову наверх, он увидит тот же самый плиточный пол, повторенный как потолок в центре композиции, однако он в тоже время служит полом верхней сцены.

Вверху плиточный потолок повторяется, на этот раз как настоящий потолок. Эшер  все чаще обращается к теме так называемых «невозможных пространств». Его привлекают зрительные парадоксы.Одна из ранних  работ в этом направлении –«Вавилонаская башня».

Она иллюстрирует библейский миф о трудностях перевода и невозможности коммуникаций.

Фигура невозможного треугольника, придуманного математиком Роджером Пенорузом , мы можем наблюдать в картине «Водопад». Здесь два невозможных треугольника соединены в невозможную фигуру, создается впечатление, что  вода снизу поднимается наверх, по типу вечного двигателя, а разноэтажные башенки смотрятся почти вровень.

Статья английского математика Роджера Пенроуза о невозможных фигурах была опубликована в британском журнале психологии в 1958 году  «ожила»  в картине  Эшера   «Спускаясь и поднимаясь».

Сама иллюзия  для обывателя вряд ли будет заметна, скорей вы отметите здесь некий визуальный абсурд: монахи неизвестного ордена совершают нескончаемую прогулку про круговой галерее на крыше своего монастыря, те кто идет во внешнем ряду все время взбираются вверх, а те, кто шествует во внутреннем ряду, постоянно спускаются вниз.

Как такое может быть?  Для математиков картина представляла колоссальный интерес наглядностью решаемых ими задач.

Ничего удивительного, но и психологи свою очередь находили в картинах Эшера нечто для себя интересное.  «Столкновение» — вот прекрасный пример того, как одно и тоже изображение или явление может восприниматься по-разному, т.е.  наглядно изображен принцип двоякости нашего сознания в зависимости от того, на чем концентрировать  внимание…

Фигура ( в центре картины) или, если хотите, «проблема» может быть «плоской» т.е. не выделяющейся и  мало значимой на общем фоне и посмотрите что с ней происходит если концентрироваться на чем то одном,  это «одно»  выходит на первый план  становится «объемным» т.е.

захватывает нас целиком…Здесь же у нас есть  выбор, на чем концентрироваться, на черном или на белом, и это тоже зависит от конкретного человека, от его настроя на восприятие мира….

Картина в некоторых источниках называется «Оптимист и пессимист» и это наиболее точно, как мне кажется, обозначает суть рисунка…

Еще одна из известных работ Эшера –«Рептилии». Здесь мне видится схожий эффект.  Плоская и ничем не привлекающая картинка, может «ожить» если на ней сосредоточится. Рептилии путешествуют из мозайки в реальную жизнь и обратно  транзитом через учебник зоологии.

Эмоциональное наполнение произведений Эшера уникально. Почти каждую его работу, мне хотелось охарактеризовать как «пограничное искусство». Пограничное по исполнению, по восприятию и по ощущению которое она оставляет..

Погранично оно и в том, как мастерски переплелись в его работах архитектура, математика, психология и даже биология.  Говорят, что постощущения и эмоции  от  картин Эшера  сродни эмоциям математиков.

Недаром они видели в нем «родственную душу».

Юг Испании и в частности  Альгамбра, оставляет свой след в творчестве Эшера. Дворцы Альгамбры и великолепное мавританское искусство пробуждают в нем интерес к симметрии. Принцип симметрии, который так любили математики, теперь захватывает и Эшера. Различные симметричные построения, путем заполнения плоскости тождественными фигурами становится темой многочисленных его работ.

Пиком этого увлечения, как мне кажется, являются его  многочисленные метаморфозы.

От них вообще нереально оторваться…насколько это просто по идее и совершенно непостижимо по исполнению…

Правильные многогранники и многоугольники имели особое очарование для Эшера. Но часто они встречаются лишь в качестве вспомогательных элементов.На литографии «Хаос и порядок» изображен малый звездчатый додекаэдр, один из четырех многогранников Кеплера-Пуансо а вокруг предметы выброшенные за ненадобностью…

На гравюре «Звезды» мы видим объединение тетраэдров, кубов и октаэдров и для сложности восприятия всей этой и без того громоздкой фигуры,  Эшер поместил внутрь хамелеонов.

Чтобы представить картину целиком нам надо отвлечься от привычного восприятия …

Невозможный куб можно встретить в картине «Бельведер». Ребра куба скрещиваются самым невероятным образом, оно невозможно в трехмерном пространстве

Бесконечные мозайки наглядно демонстрировали  любовь Эшера к геометрии. Элементы начертательной,  проективной геометрии явно просматриваются в его рисунках.

В тоже время в его мозайке биологи видят с молекулярные модели, с их тождественностью вирусных соединений сфер и многогранников, а кристаллографы  находят в них нечто близкое себе, связанное с описание идеальных кристаллов.

Читайте также:  Описание картины поля сезанна «дом повешенного»

Стремление Эшера создать на плоскости иллюзии трехмерного пространства, которого на самом деле нет, создание искусственной перспективы и зрительной головоломкой привлекало и привлекает  по сей день … Его любимая тема – бесконечность…Она была у него внутренней( плоской)

внешней(объемной) –«Предел круга»

циклической – «Рисующие руки»

Однако  пикового эффекта  тема  бесконечности  достигла в его «Выставке гравюр» Самая непостижимая, самая загадочная из его картин, явилась воплощением тайны, она многими считается шедевром….

Художник пытался создать в ней эффект бесконечности,  который наблюдал в парикмахерских при наведении зеркал и одновременно использовал уже известный свой прием-«картинка в картинке». Подобная «анфилада» картинок называется «эффектом Дросте» по названию голландской марки какао Droste которая впервые использовала этот эффект в своей рекламе.

Помимо этого, в своей картине он пытается исказить пространство по типу бутылки Клейна, чтобы создать эффект постоянного движения. Эшер решил замкнуть две плоскости в единое целое.

Человек на переднем плане любуется гравюрой, висящей в галерее, в которой изображен он сам…Он видит себя, смотрящего на себя, смотрящего на себя, смотрящего на себя….

и так до бесконечности…это явление находится  на грани возможного, его трудно охватить глазом, но оно очень понятно математикам и Эшер  этот эффект четко представлял.

Он создал галерею, в которой череда картин является зрительным противовесом череде зданий , но замкнуть рисунок по периметру невозможно не исказив его и не выйдя за рамки …Картина словно представляла дефект, а пустой центр только разжигал любопытство многих. …Одни видели в ней  т.н. поверхность Римана —абстрактную поверхность с отверстием внутри, другие основу концепции инь и янь, а третьи — черную дыру.

Работой Эшера заинтересовался голландский математик Хендрик Ленстра. Анализируя «Выставку гравюр», он, как математик, решил «закончить незаконченное», но для этого попытался разложить деформированную решетку кручения т.н решетку Эшера  пошагово …

В этой решетке Эшер помимо кручения сохранил  квадраты канвы … «Решетка основана на повторяемости— дает пояснение  математик– деформированный квадрат будет выглядеть квадратом только в том случае, если углы его будут равны 90 град, но эффект этот достигается еще и за счет вращения вокруг оси».

 Ленстра объясняет то, что  изобразил Эшер в своей гравюре, сложно воспринимать человеческим глазом, поскольку изображение и при повторении изменяет свои размеры в 256 раз, но очень просто понять математику. Понять можно, но изобразить математику это оказалось не под силу  и на помощь пришли мощные компьютеры.

Рисунок оказалось возможным развернуть и тогда пустой центр принял форму спирали, берущей начало в центре литографии и идущей до ее рамки… Но решение заключалось не только в этом, а еще и в бесконечной мозайке Эшера с соблюдением двойной симметрии, со смещением оси….

Рисунок  оказался выполнен как на карандашной стружке, которая заворачивается при  точении и как если бы мы эту стружку распрямили…Но математик задался еще одним вопросом- «случайно ли Эшер применил кручение вправо?»  Команда Ленстра попыталась «раскрутить рисунок» в обоих направлениях и тут открылась тайна во всей эшеровской красе- «рисунок в рисунке». Думаешь что можешь разглядеть центр, но уходишь  все «глубже» и так до бесконечности….к тому же проблема заполнения центра, тождественная заполнению пространства вокруг изображения- т.е. она невозможна…Интуиция Эшера пришла к этому безо всяких компьютеров и математических исследований не позволила ему заполнить центр оставив его незаполненным.  Здесь нужен был механизм более совершенный чем карандаш…Мы  же можем погрузится в рисунок с помощью компьютера.

Гениальному Эшеру удалось ближе всего наглядно подобраться к  бесконечности . Когда он пришел к выводу, что рисунок не может быть закончен, он поставил в центре свою монограмму.

«Ничего более странного я в жизни не делал» пишет Эшер своему сыну по завершению работы..

И здесь он приходит к выводу-«возможно это и есть искривленное пространство, о котором говорил Эйнштейн».

По материалам статьи Геометрия Эшера

фильма «Мауриц Эшер. Закончить незаконченное»

многочисленных статей из сети….

Источник: https://alisha-96.livejournal.com/163223.html

Художник недели: Мауриц Корнелиус Эшер

11 декабря в главном здании ММСИ на Петровке, 25, в рамках Года Нидерландов в России — 2013 открылась масштабная (более 100 работ) выставка Маурица Корнелиуса Эшера. Творчество этого художника вдохновило многие идеи современного дизайна и анимации и, как следствие, повлияло на окружающую нас действительность, во многом этими дизайнерами и созданную.

  • Мауриц Корнелиус ЭШЕРАвтопортрет. 1943ЛитографияИсточник: wikipaintings.org

Мауриц Корнелиус Эшер родился 17 июня 1898 года в Леевардене, административном центре провинции Фрисландия в Голландии. Третий, младший сын инженера-гидравлика Г. А.

 Эшера и его второй жены, Сары Гличман (у отца Эшера было еще 2 сына от первого брака, так что для него Мауриц был пятым ребенком), Мауриц с самого раннего детства имел возможность развивать свои природные таланты. И хотя учеба не давалась Маурицу совсем, заниматься тем, что ему было интересно, ему никто не запрещал.

Так, с 1907 года Мауриц учился плотницкому делу и игре на пианино в небольших мастерских города Арнема, куда его семья переехала из Леевардена в 1903-м.

Общее образование, по-видимому, не числилось в списке приоритетов будущего художника, раз он так и не смог нормально сдать выпускные экзамены средней школы (в которой проучился с 1912 по 1918) и даже, если верить некоторым источникам, завалил рисование.

Хотя вне школы искусство, очевидно, занимало его вполне серьезно: известна, например, линогравюра 1916 года «Портрет отца художника», которую 18-летний Эшер исполнил самостоятельно и на вполне достойном уровне.

В 1917 году Эшер посещал мастерскую художника Герта Стигемана, в которой он впервые встал за станок, конечно, не догадываясь, что так или иначе простоит за ним всю жизнь.

Следуя воле отца, желавшего, чтобы его сын имел диплом о высшем образовании и приличную профессию, созвучную, впрочем, талантам сына, Мауриц Эшер в 1919 году поступил на отделение архитектуры Школы архитектуры и орнамента в Харлеме.

Однако натура взяла свое, и уже спустя несколько месяцев он перевелся в класс графического дизайна под руководством Самюэля Джесерана де Месквита. Впоследствии Эшер вспоминал, что, «как и большинство его учеников, я долго находился под влиянием могучей индивидуальности художника».

Можно даже сказать, что на раннем этапе творчества Эшера это влияние было определяющим для формирования его художественного стиля.

Однако искусство Эшера формировалось не только и не столько под влиянием академической школы и творчества де Месквита. Лето1921 года семья Эшера провела на побережье итальянской Ривьеры, и неожиданно для себя молодой художник нашел источники вдохновения в южной природе: итальянские виды заворожили Маурица — и он бесконечно рисовал все что видел вокруг.

Тогда же, в 1921 году, окрыленный новыми эмоциями и впечатлениями, Эшер начал экспериментировать с новой для себя ксилографией — гравюрой по дереву. Одна из серий таких гравюр, «Цветы Пасхи», даже была опубликована в журнале.

Италия настолько поразила художника, что он уже самостоятельно вернулся туда после окончания колледжа в 1922 году. А в сентябре того же года Эшер впервые посетил испанскую Альгамбру — шедевр мавританской архитектуры. Пораженной красотой декора Альгамбры, он отмечал его «колоссальную сложность и математическо-художественный смысл».

1920-е — начало 1930-х годов в творчестве Эшера — время многочисленных экспериментов.

Он много и продуктивно работает в тиражной графике, экспериментируя как со стилем, так и с техниками: «…с 1922 года приблизительно до 1935…я выполнил около семидесяти ксилографий (продольных и торцовых) и более сорока литографий».

Позже Эшер писал: «…многолетнее изучение техники графических искусств пошло мне на пользу; ремесло стало не только второй моей натурой, но и крайней необходимостью при переходе к репродукционной технике, открыв мне возможность одновременно общаться с широкой публикой, чего, собственно, я и добивался».

Уже в 1923 году состоялась его первая персональная выставка в Сиене, а в 1924 году — в Гааге. В том же 1924-м Эшер женился на Джетте (Jetta Umiker), которую встретил годом ранее в Италии. Вообще, Италия с ее мягким климатом, живописными видами и разнообразной и сложной архитектурой на долгое время стала домом для художника.

Здесь он жил и работал, здесь родились его старшие сыновья. В 1926 году родился Георг, в 1928 году появился Артур. Мотивы итальянского пейзажа и архитектуры раз за разом возникали на листах его работ. Эшер работал над орнаментикой, выполнял иллюстрации для различных изданий, занимался разными видами коммерческой графики.

Однако его настоящий творческий интерес лежал совсем в другой области.

Еще со времен учебы и чем дальше, тем больше Эшера захватывала идея выхода за границы: за границы жизни — тема смерти, за границы привычных понятий — мистические и сюрреалистические мотивы, за границы реального пространства — различные оптические и пространственные эффекты.

Его работы, наполненные оптическими иллюзиями, такие завораживающе необычные и явно опередившие свое время (термин оп-арт — от opticalart — появился лет через тридцать), быстро набирали огромную популярность. Одна за другой проходили выставки в Италии, только в 1929 году в Голландии и Швейцарии прошло сразу пять его персональных выставок; открылась постоянная экспозиция в одном из музеев Голландии.

До 1935 года он много путешествовал: проехал по Европе, в очередной раз побывал в Испании, совершил поездку в Тунис; в основном его интересовали арабески, местные традиционные орнаменты и узоры, архитектура.

В 1935 году, несмотря на былое благоволение Муссолини, жить в Италии, где фашисты все больше набирали силу, стало опасно; Эшер был вынужден переехать в нейтральную Швейцарию, где жизнь и благополучие семьи были практически гарантированы.

Это событие не только оказалось важным для Эшера — отца семейства, но и стало поворотным моментоv в развитии Эшера-художника.

После залитой солнцем Италии природа и архитектура северных стран его совсем не вдохновляли, и он вновь обратился к идеям, почерпнутым еще во время изучения итальянской архитектуры и мавританских орнаментов.

Изначально довольно простые, в новых работах Эшера они, продуманные и просчитанные, воплощались в сложных композициях, детально разработанных схемах.

Таким образом, от оп-арта Эшер перешел к имп-арту (от impossibleart — изображению невозможных с точки зрения геометрии пространственных фигур и объектов, оптических иллюзий) и от конкретного сюжета — к часто абстрактным или сюрреалистичным мотивам.

Существует легенда, что однажды он показал одну из своих абстрактных работ своему брату Биру, профессору геологии, занимавшемуся проблемой конструирования и выращивания кристаллов.

Брат был настолько впечатлен сложностью конструкции, композиции и совершенством симметрии рисунка, что решил использовать его идеи в кристаллографии. (На этом, к слову, связь творчества М.

 Эшера с миром науки не оборвалась: в 1959 году художник выступал на международном конгрессе кристаллографии в Англии с докладом на тему симметрии, а в 1965-м вышла книга «Аспекты симметрии в творчестве М. К. Эшера».)

Переезд в Швейцарию и близость войны не сделали Эшера домоседом. Уже в 1936 году он снова отправился в Испанию. Сложность орнаментики и узоров Альгамбры не отпускала художника долгое время, и он снова погрузился в изучение и копирование мавританских изразцов.

Прием правильного периодического деления плоскостей на пропорциональные части, веками используемый в прикладных целях — для построения орнаментов, узоров, — Эшер одним из первых перенес в графику и создал самостоятельные изображения, напоминающие сложные мозаичные симметричные картинки калейдоскопа, практически предвосхищая в них идею фракталов.

К 1938 году, когда на свет появился третий сын, Ян, Эшер практически полностью сосредоточился на решении сложных композиционных задач. Более того, он усложнял свои композиции, используя в качестве элементов орнамента максимально упрощенные фигуры реального мира.

Так возник мотив двух летящих навстречу друг другу птиц — черной и белой (вообще, они могли быть двух любых контрастных цветов). Этот сюжет лег в основу его знаменитой работы «День и ночь», а позже птицы трансформировались в рыб в работе «Небо и вода» (1938).

В 1941 году Эшер с семьей переехал на родину, в Голландию, и с этого времени жизнь художника обрела видимую оседлость. Погруженный в решение пространственных задач и логические построения, он больше не нуждался во вдохновляющей натуре в такой степени, как раньше.

В 1940-х годах в творчестве Эшера возник объем. Двухмерное пространство, изученное и покоренное, стало ему уже не так интересно, куда больше его стало занимать противоречие между плоскостью и пространством. Эшер снова выходит за границы. Теперь это границы плоскости листа.

Его рисунки теперь объемно вторгаются в наш мир, споря в своей реалистичности с предметами реального пространства. Симметричность его работ теперь дополнена и усложнена сферичностью пространства.

Читайте также:  Описание иллюстрации к сказке «конек-горбунок» работы юрия васнецова

Сфера как геометрическая фигура и сферичность пространства как прием становятся важнейшими элементами его композиций; именно в этот период появляется одна из самых известных его работ, «Рисующие руки» (1948).

В 1948 году Эшер начал читать лекции о симметрии и сложном пространстве своих работ, и к 1950 году его выступления вполне серьезно воспринимала не только публика, но и научное сообщество. В том же 1950-м с успехом прошла первая персональная выставка Эшера в США.

В творчестве 1950-е — время, когда трехмерные элементы его работ обретают перспективу. Художник использует перспективное сокращение фигур, достигая эффекта «ухода в бесконечность» — уменьшения до точки. Первая работа, в которой был использован этот прием, получила название «Меньше и меньше» (1956).

Интересно, что до 1958 года объекты в работах Эшера уменьшаются по мере приближения к центру картины, а после 1958 — наоборот, по мере удаления от него.

Начиная с 1956 года Эшер применяет этот прием практически в каждой своей работе, включая листы из последней серии «Змеи», над которой он работал в 1969 году.

Эшер работал до самого конца жизни, хотя ее последнее десятилетие потребовало от него мужества и напряжения всех сил. В 1964 году он решил навестить сына, живущего в США, однако в поездке заболел и вынужден был вернуться с дороги.

В следующие 8 лет Эшер с переменным успехом перенес несколько серьезных операций; в периоды улучшений он работал.

Однако в марте 1972 года состояние 73-летнего художника резко ухудшилось, и 27 марта 1972 года Маурица Корнелиуса Эшера не стало.

Эшер — редкий пример художника, имевшего при жизни профессиональное признание как среди «физиков» — научного математического сообщества, так и среди «лириков» — в мире искусства. А наше время, когда дизайнерские решения все реже обходятся без цифровых технологий, по-видимому, создало идеальные условия для восприятия, понимания и оценки творчества этого незаурядного художника.

Его работы неизменно завораживают и интересуют и публику, и специалистов — искусствоведов, галеристов и т.п. А количество графики Эшера на выставках, в музеях и галереях вполне соизмеримо с ее количеством на арт-рынке. Работы Эшера немногим более тысячи раз выставлялись на открытые торги, а самые высокие результаты были показаны в последние десять лет, с 2002 по 2012 год.

Наибольшим успехом на рынке пользуются серии «Метаморфоза» (1939–1940). Каждый лист в них представляет собой гравюру размером 20–30 на 400 см (есть даже почти семиметровые работы), на которой изображен единый, неразрывный ряд изменяющихся, перетекающих друг в друга органических и геометрических (живых и неживых) форм, расположенных в определенном четком ритме.

Все три самые дорогие работы Эшера принадлежат к одной и той же серии «Метаморфоза II». Рекордная продажа отмечена 2 октября 2008 года, когда на торгах Sotheby’s (Лондон) лист 1940 года был продан за 115 000 фунтов (при эстимейте 40 000–60 000 фунтов).

Следующие результаты скромнее: 100 000 евро за лист, датированный периодом с октября 1939 по март 1940 года, на Sotheby’s (Амстердам) 13 декабря 2010 года и 90 000 за лист 1939 года на торгах аукционного дома Ketterer Kunst (Мюнхен) 4 июня 2008 года.

Эшер частый гость аукционных каталогов и в этом году: только за последние 30 дней, с 17 ноября по 17 декабря, на торгах появилось 11 его работ, большая часть которых была продана.

Мария Кузнецова, AI

Источники: mcesher.ru; escher.ru; academic.ru; wikipaintings.org; artprice.com; artinvestment.ru

Источник: https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20131219_echer.html

Математическое искусство Морица Эшера

Математическое искусство Морица Эшераkukina_kat28 февраля, 2014Сделала для жж нашего матфака пост про Мориса Эшера. Хочу поделиться с любимыми френдами, потому что, как мне кажется, Эшер интересен не только математикам.

Оригинал взят у imit_omsu в Математическое искусство Морица Эшера

«Математики открыли дверь, ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней».(М.К.Эшер)Литография «Рука с зеркальной сферой», автопортрет.Мауриц Корнелиус Эшер — известный каждому математику голландский художник-график.Для сюжетов произведений Эшера характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов.Известен, в первую очередь, работами, в которых он использовал разные математические концепции — от предела и ленты Мебиуса до геометрии Лобачевского.Ксилография «Красные муравьи».Специального математического образования Мауриц Эшер не получал. Но с самого начала творческой карьеры интересовался свойствами пространства, изучал его неожиданные стороны.»Узы единства».Зачастую баловался Эшер с сочетаниями 2-мерного и 3-мерного мира.Литография «Рисующие руки».Литография «Рептилии».

Замощения.

Замощением называют разбиение плоскости на одинаковые фигуры. Для изучения такого рода разбиений традиционно используют понятие группа симметрий. Представим себе плоскость, на которой нарисовано некоторое замощение. Плоскость можно вращать вокруг произвольной оси и сдвигать. Сдвиг определяется вектором сдвига, а поворот — центром и углом.

Такие преобразования называются движениями. Говорят, что то или иное движение — симметрия, если после него замощение переходит в себя. Рассмотрим для примера плоскость, разбитую на одинаковые квадраты — бесконечный во все стороны лист тетради в клетку.

Если такую плоскость повернуть на 90 градусов (180, 270 или 360 градусов) вокруг центра любого квадрата, замощение перейдет в себя. Также оно переходит в себя при сдвиге на вектор, параллельный одной из сторон квадратов. Длина вектора при этом должна быть кратна стороне квадрата.

В 1924 году геометр Джордж Полиа (до переезда в США Дьердь Пойа) опубликовал работу, посвященную группам симметрий замощений, в которой доказал замечательный факт (правда, уже обнаруженный в 1891 году российским математиком Евграфом Федоровым, а позже благополучно забытый): существует всего 17 групп симметрий, в состав которых входят сдвиги как минимум в двух разных направлениях. В 1936-м Эшер, заинтересовавшись мавританскими орнаментами (с геометрической точки зрения, вариант замощения), прочитал работу Полиа. Несмотря на то, что всей математики, стоящей за работой, он, по его собственному признанию, не понял, Эшер сумел ухватить ее геометрическую суть. В результате на основе всех 17 групп Эшер создал более 40 работ.Мозаика.Ксилография «День и ночь».»Регулярное замощение плоскости IV».Ксилография «Небо и вода».Замощения. Группа-то простая, породающие: скользящая симметрия и параллельный перенос. А вот плитки замощения — чудесные. И в сочетании с Лентой Мёбиуса это все.Ксилография «Всадники».Еще одна вариация на тему плоского и объемного мира и замощений.Литография «Волшебное зеркало».Эшер дружил с физиком Роджером Пенроузом. В свободное от физики время Пенроуз занимался тем, что решал математические головоломки. Однажды ему пришла в голову такая идея: если вообразить замощение, состоящее более чем из одной фигуры, будет ли его группа симметрий отличаться от описанных у Полиа? Как оказалось, ответ на этот вопрос утвердительный — так на свет появилась мозаика Пенроуза. В 1980-х выяснилось, что она связана с квазикристаллами (Нобелевская премия по химии 2011 года).

Однако Эшер не успел (а, может, и не захотел) использовать в работе эту мозаику. (Но есть совершенно чудесная мозаика Пенроуза «Куры Пенроуза», их нарисовал не Эшер.)

Плоскость Лобачевского.

Пятым в списке аксиом в «Началах» Евклида в реконструкции Гейберга значится такое утверждение: если прямая, пересекающая две прямые, образует внутренние односторонние углы, меньшие двух прямых, то, продолженные неограниченно, эти две прямые встретятся с той стороны, где углы меньше двух прямых.

В современной литературе предпочитают эквивалентную и более изящную формулировку: через точку, не лежащую на прямой, проходит прямая, параллельная данной, и притом только одна.

Но даже в такой формулировке аксиома, в отличие от остальных постулатов Евклида, выглядит громоздко и запутанно — именно поэтому на протяжении двух тысяч лет ученые пытались вывести это утверждение из остальных аксиом. То есть, фактически, превратить постулат в теорему.

В XIX веке математик Николай Лобачевский попытался сделать это от противного: он предположил, что постулат неверен, и попытался обнаружить противоречие. Но его не нашлось — и в результате Лобачевский построил новую геометрию. В ней через точку, не лежащую на прямой, проходит бесконечное множество различных прямых, не пересекающихся с данной.

Лобачевский был не первым, кто обнаружил эту новую геометрию. Но он был первым, кто решился заявить о ней публично — за что, разумеется, его подняли на смех.

Посмертное признание работ Лобачевского состоялось, среди прочего, благодаря появлению моделей его геометрии — систем объектов на обычной евклидовой плоскости, которые удовлетворяли всем аксиомам Евклида, за исключением пятого постулата.

Одна из этих моделей была предложена математиком и физиком Анри Пуанкаре в 1882 году — для нужд функционального и комплексного анализа. Пусть есть круг, границу которого назовем абсолютом. «Точками» в нашей модели будут внутренние точки круга. Роль «прямых» исполняют окружности или прямые, перпендикулярные абсолюту (точнее, их дуги, попавшие внутрь круга).

То, что для таких «прямых» не выполняется пятый постулат, практически очевидно. То, что для этих объектов выполнены остальные постулаты — очевидно чуть менее, однако, это так и есть. Оказывается, в модели Пуанкаре можно определить расстояние между точками. Для вычисления длины требуется понятие римановой метрики.

Ее свойства таковы: чем ближе пара точек «прямой» к абсолюту, тем больше расстояние между ними. Также между «прямыми» определены углы — это углы между касательными в точке пересечения «прямых». Теперь вернемся к замощениям. Как они будут выглядеть, если разбить на одинаковые правильные многоугольники (то есть многоугольники со всеми равными сторонами и углами) уже модель Пуанкаре? Например, многоугольники должны становиться тем меньше, чем ближе они располагаются к абсолюту. Эта идея и была реализована Эшером в серии работ «Предел-круг». Впрочем, голландец использовал не правильные разбиения, но их более симметричные версии. Тот случай, где красота оказалась важнее математической точности.Ксилография «Предел — круг II».Ксилография «Предел — круг III».Ксилография «Рай и ад».

Невозможные фигуры.

Невозможными фигурами принято называть особые оптические иллюзии — они как будто являются изображением некоторого трехмерного объекта на плоскости. Но при внимательном рассмотрении в их строении обнаруживаются геометрические противоречия.

Невозможные фигуры интересны не только математикам — ими занимаются и психологи, и специалисты по дизайну. Прадедушка невозможных фигур — так называемый куб Некера, привычное всем изображение куба на плоскости. Оно было предложено шведским кристаллографом Луисом Некером в 1832 году.

Особенность этого изображения в том, что его можно интерпретировать разным образом. Например, угол, обозначенный на этом рисунке красным кругом, может быть как ближним к нам из всех углов куба, так и, наоборот, самым дальним.

Первые настоящие невозможные фигуры как таковые были созданы другим шведским ученым Оскаром Рутерсвардом в 1930-х. В частности, он придумал собрать из кубиков треугольник, который не может существовать в природе.

Независимо от Рутерсварда уже упоминавшийся Роджер Пенроуз вместе со своим отцом Лайонелом Пенроузом опубликовали в журнале British Journal of Psychology работу под названием «Невозможные объекты: Особый тип оптических иллюзий» (1956).

В ней Пенроузы предложили два таких объекта — треугольник Пенроуза (цельную версию конструкции Рутерсварда из кубов) и лестницу Пенроуза. Вдохновителем своей работы они назвали Маурица Эшера. Оба объекта — и треугольник, и лестница — позже появились и в картинах Эшера.Литография «Относительность».Литография «Водопад».Литография «Бельведер».Литография «Восхождение и спуск».

Другие работы с математическим смыслом:

Звездчатые многоугольники:Ксилография «Звезды».Литография «Кубическое деление пространства».Литография «Поверхность, покрытая рябью».Литография «Три мира»

На основе этого обзора, материалов Википедии и книжки М.Гарднера «Математические новеллы» (глава 11).

Источник: https://kukina-kat.livejournal.com/283253.html

Математика Эшера

Математика Эшера alena37877November 26th, 2012

Источник http://www.artdesign21.narod.ru/matematika_3.html

Статья подготовлена по материалам, взятым из открытых источников интернета.

Названия работ переводила сама, поэтому заранее прошу извинения если где -то вкралась неточность.
Для сюжетов «классических» произведений Эшера («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т. д.) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками. В то же самое время работы Эшера подчёркнуто относятся к элитарному искусству.В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, «невозможных фигурах», логике трёхмерного пространства, считается, что его творчество следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности.

Мауриц Эшер одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы. Во время XII Всемирного Математического Конгресса в Амстердаме в 1954 году была открыта выставка работ Эшера. Математическое описание фракталов было предложено только в 1970-е годы (термин «фрактал» был введён в 1975 году).

Сам Морис Эшер, как многие гении и до и после него, утверждал: «Все мои произведения — это игры. Серьезные игры». Однако в этих играх математики всего мира вот уже несколько десятилетий рассматривают абсолютно серьёзные, материальные доказательства идей, созданных с помощью исключительно математического аппарата.

Творчество Эшера оказало огромное влияние на несчетное количество художников в разных странах мира. Среди них и Жос де Мей, и Сандро дель Пре, и Иштван Орос.

В 2002 году в Гааге, в бывшем королевском дворце, ранее использовавшемся как выставочный зал (нидерл.

 Het Paleis), открылся музей Эшера, в котором выставлены его наиболее известные графические работы.

В 1968 году, за 4 года до смерти, Эшер создал фонд The M. C. Escher Foundation для того, «чтобы сохранить его наследие». The M. C. Escher Foundation продолжает организовывать выставки работ художника, выпускать книги и фильмы о нём и его работах.

Регулярное разбиение плоскости, называемое «мозаикой» — это набор замкнутых фигур, которыми можно замостить плоскость без пересечений фигур и щелей между ними. Обычно в качестве фигуры для составления мозаики используют простые многоугольники, например, квадраты или прямоугольники. Но Эшер интересовался всеми видами мозаик — регулярными и нерегулярными (прим. перев. нерегулярные мозаики образуют неповоряющиеся узоры) — а также ввел собственный вид, который назвал «метаморфозами», где фигуры изменяются и взаимодействуют друг с другом, а иногда изменяют и саму плоскость.Математики доказали, что для регулярного разбиения плоскости  подходят только три правильных многоугольника: треугольник, квадрат и шестиугольник. (Нерегулярных вариантов разбиения плоскости гораздо больше. В частности в мозаиках иногда используются нерегулярные мозаики, в основу которых положен правильный пятиугольник.) Эшер использовал базовые образцы мозаик, применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются симметрией, отражение, смещение и др. Также он исказил базовые фигуры, превратив их в животных, птиц, ящериц и проч. Эти искаженные образцы мозаик имели трех-, четырех- и шестинаправленную симметрию, таким образом сохраняя свойство заполнения плоскости без перекрытий и щелей.Интерес к мозаикам проявился в 1936 во время путешествия в Испании под влиянием геометрических орнаментов Альгамбры.

Художник не только интересовался нерегулярным заполнением плоскости, называя это игрой, он совмещал эксперименты с заполнением плоскости с экспериментами с переходами плоскости в объём и наоборот — «Рептилии».

Небо и вода. 1938 Птицы рыбы. 1938
День и ночь. 1938
Двойные птицы. 1938 Эволюция 3. 1939
Метаморфозы 2. 1939-40
Бабочки. 1950 Ящерицы. 1942
Метаморфозы 2. Фрагмент 5. 1939 — 40
Рептилии в цвете. 1943 Рептилии. 1943
Всадник. 1946 Бабочки в круге. 1950
Магическое зеркало. 1950
Всё меньше и меньше. 1956 Мозаика 2. 1957
Рыбы и чешуя. 1959
Правильные геометрические тела — многогранники — имели особое очарование для Эшера. Во его многих работах многогранники являются главной фигурой и в еще большем количестве работ они встречаются в качестве вспомогательных элементов. Существует лишь пять правильных многогранников, то есть таких тел, все грани которых состоят из однаковых правильных многоугольников. Они еще называются телами Платона. Это — тетраэдр, гранями которого являются четыре правильных треугольника, куб с шестью квадратными гранями, октаэдр, имеющий восемь треугольных граней, додекаэдр, гранями которого являются двенадцать правильных пятиугольников, и икосаэдр с двадцатью треугольными гранями. На гравюре «Четыре тела» Эшер изобразил пересечение основных правильных многогранников, расположенных на одной оси симметрии, кроме этого многогранники выглядят полупрозрачными, и сквозь любой из них можно увидеть остальные.
Многоугольники, как и сферы, используются в работах Эшера для создания перспективы. Последней литографией в серии многоугольников была «Гравитация». На ней изображён додекаэдр, образованный двенадцатью плоскими пятиконечными звёздами.
Звезды в цвете. 1948 Звезды. 1948
Этюд из 3везд. 1948 Контраст (порядок и хаос). 1950
2 планетоида в цвете. 1949 2 планетоида. 1949
Тетраэдр планетоид. 1954 414. 1959
Спирали. 1953 409. 1954
Кожура в цвете. 1955 Кожура. 1955
Объединяющее слияние. 1956 Спиральная сфера. 1958
Среди наиболее важных работ Эшера с математической точки зрения являются картины, оперирующие с природой самого пространства. Литография «Три пересекающиеся плоскости» — хороший пример для начала обзора таких картин. Этот пример демонстрирует интерес художника к размерности пространства и способность мозга распознавать трехмерные изображения на двухмерных рисунках. Как будет ниже, Эшер позже использовал данный принцип для создания изумительных визуальных эффектов.
Эшера волновали особенности перехода от плоскости к пространству, взаимодействие имеющих определённую форму двухмерных фигур и трёхмерных существ, способных передвигаться в пространстве. Эшер стремился иллюстрировать динамику явления, и видел абсурд в том, что несколько проведённых линий могут восприниматься глазом как объёмная фигура. Помимо этого, Эшер работал над заполнением пространства; на его взгляд, из созданных на эту тему работ идеальной по композиции может считаться третий «Предел круга» (рыбоподобные фигуры уменьшаются при удалении от центра круга, плотно заполняя при этом поверхность; подобное уменьшение может быть бесконечным; при этом картина демонстрирует один из видов неевклидова пространства, описанный Анри Пуанкаре: теоретически находящийся в этом пространстве человек не будет чувствовать ничего необычного, но не сможет нарисовать фигуры с четырьмя прямыми углами, соединёнными прямыми линиями, так как в этом пространстве не существует квадратов и прямоугольников).
Кроме особенностей евклидовой и неевклидовой геометрий Эшера интересовали визуальные аспекты топологии. Топология изучает свойства тел и поверхностей пространства, которые не изменяются при деформации, например,  растяжении, сжатии или изгибе. Единственное, к чему не должна приводить деформация — это к разрыву. Топологам приходится изображать множество странных объектов. Одним из наиболее известных является лента Мебиуса, которая встречается во многих работах Эшера. Это может показаться странным, но у этой поверхности есть только одна сторона и одна кромка. Если вы проследите путь муравьев на литографии «Лента Мебиуса II», то увидите, что муравьи ползут не по противоположным поверхностям ленты, а по одной и той же. Сделать лист Мебиуса очень просто. Надо взять полоску бумаги, изогнуть ее, и склеить противоположные края ленты клеем. Как вы думаете, что случится, если разрезать лист Мебиуса вдоль?
Змеи. Муравьи.
Предел круга 3. 1959 Три пересекающихся плана в цвете. 1954
Перетекание. 1956 Дракон. 1952
Два пересекающихся плана в цвете. 1952 Два пересекающихся плана. 1952
Для понимания любой картины Эшера требуется внимание и наблюдательность, а эта работа требует особого внимания. Каким-то образом Эшер завернуть пространство в кольцо, и получилось, что мальчик находится одновременно внутри картины и вне ее. Секрет этого эффекта состоит в том, каким образом преобразовано изображение. Понять это можно, анализируя карандашный набросок сетки, которым пользовался Эшер при создании картины. Эффект, который Эшер пытался достигнуть в этой картине, де Рийк объяснил как последовательное круговое распространение, «объекты в замкнутом круговом образовании не имеют ни начала ни конца.» Для создания точного каркаса картины Эшер сначала изобразил круговое распространение в виде сетки, делая размеры квадратов увеличивающимися в 256 раз по мере движения вокруг центра картины. Далее, начав с изображения обычной картины с домами на причале, помещенной в галерею, он наложил прямоугольную сетку на изображение и переносил картину с неискаженной сетки на искаженную квадрат за квадратом. Обратите внимание, что расстояние между линиями сетки увеличивается в направлении движения стрелки часов. Заметим еще, на чем основана хитрость картины — белое пятно в центре. Математики называют это пятно особым местом или особой точкой, где пространства не существует. Не существует способа изобразить этот участок картины без швов или наложений, поэтому Эшер решил эту проблему, поместив в центр картины свой автограф.
Трансформация исходной сетки в искаженную сетку, пободную сетке Эшера.
Картинная галерея. 1956 Версия «Картинной галереи» Эшера, полученная в Университете Лейдена. Наиболее значительное различие — заполненный участок картины, в том месте, где в оригинале находится белое пятное.
Под «логикой» пространства мы понимаем те отношения между физическими объектами, которые обычны для реального мира, и при нарушении которых возникают визуальные парадоксы, называемые еще оптическими иллюзиями. Большинство художников, экспериментирующие с логикой пространства, изменяют эти отношения между объектами, основываясь на своей интуиции, как, например, Пикассо.Художник создавал на своих картинах оптические иллюзии, в основном с помощью светотени. Например, на картине «Куб с полосками» невозможно определить, в какую сторону обращены объёмные «пуговицы», расположенные на ленте.Еще один из аспектов логики пространства — перспектива. На рисунках, в которых присутствует эффект перспективы, выделяют так называемые точки исчезновения, которые сообщают глазу человека о бесконечности пространства.  Изучение особенностей перспективы началось еще во времена возрождения художниками Альберти, Дизаргом и многими другими. Их наблюдения и выводы легли в основу современной геометрии проекций.Эшер работает с проблемами перспективы, начиная с ранних гравюр («Вавилонская башня»); спустя десятилетия после её создания работа над перспективой велась уже не ради интересных ракурсов, но и для создания полуабсурдных произведений, позволяющих рассмотреть один и тот же объект с разных точек в рамках единой картины. Вводя дополнительные точки исчезновения и немного изменяя элементы композиции для достижения нужного эффекта, Эшер смог изобразить картины, в которых изменяется ориентация элементов в зависимости от того, как зритель смотрит на картину. На картине «Cверху и cнизу» художник разместил сразу пять точек исчезновения — по углам картины и в центре. В результате, если мы смотрим на нижнюю часть картины, то создается впечатление, что мы смотрим вверх. Если же обратить взгляд на верхнюю половину картину, то кажется, что мы смотрим вниз. Чтобы подчеркнуть этот эффект, Эшер изобразил два вида одной и той же композиции.

Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры»; Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза). Водопад играет роль вечного двигателя, а башни кажутся одинаковой высоты, хотя в одой из них на этаж меньше, чем в соседней.

Куб с магической лентой. 1957 Другой мир. 1947
Бельведер. 1958 Бельведер фрагмент. 1958
Относительные линии. 1953 Вогнутый и выпуклый. 1955
Галерея. 1946 Водопад.
Подъём и спуск фрагмент. 1960 Сверху и снизу. 1947
Наиболее очевидна тема самовоспроизведения в литографии «Рисующие руки»: хорошо прорисованы кисти рук, выходящие из ещё лишь набросанных манжетов; каждая из кистей рук рисует манжет соседней руки. Возникает «странная петля», в которой уровни рисующего и рисуемого взаимно замыкаются друг на друге. Центральная идея самовоспроизведения, взятая на вооружение Эшером, обращается к загадке человеческого сознания и способности человеческого мозга обрабатывать информацию так, как не сможет обработать ни один компьютер. Литографии «Рисующие руки» и «Рыбы и чешуйки» используют эту идею разными способами. Самовоспроизведение является направленным действием. Руки рисуют друг друга, создавая самих себя. При этом сами руки и процесс их самовоспроизведения неразделимы. В работе «Рыбы и чешуйки» концепция самовоспроизведения представлена более функционально, и в данном случае она может быть названа самоподобием.
Углубляясь в изучение самовоспроизведения, можно его обнаружить в отражении и пересечении отражений реального мира. Такое пересечение встречается во многих картинах Эшера. Мы рассмотрим лишь один пример — литографию «Три сферы», на которой присутствуют три шаровидных тела, сделанных из разных материалов с различной отражающей способностью. Эти сферы отражают друг друга и художника, и комнату, в которой он работает, и лист бумаги, на котором он рисует сферы. Хофстадтер в своей книге написал «… каждая частица мира содержит в себе весь мир и содержится к во всех других частицах мира…»
Рисующие руки. 1948 Три сферы. 1946
Узлы
Сферы
Натюрморт с сферическим зеркалом. 1934 Рука с отражающей сферой. 1935
Три сферы 1 схема. 1945 Три сферы 1. 1945

Источник: https://alena37877.livejournal.com/52957.html

Ссылка на основную публикацию