Описание картины тициана вечеллио «наказание марсия»

Наедине с Тицианом. В Риме собрали все шедевры великого венецианца

© Ministero per i Beni e le Attivita Culturali

В отличие от работ многих предшественников, произведения Тициана Вечеллио всегда оставались и остаются в центре внимания его последователей, специалистов и публики. «Красота великого Вечеллио не подвластна времени», — писал его первый биограф Карло Ридольфи в 1648 году и оказался прав.

На протяжении пяти столетий каждое следующее поколение заново открывает для себя венецианского мастера, благодаря в первую очередь его редким и потому становящимся важными событиями выставкам.

Нынешняя выставка в Скудерие дель Квиринале открылась спустя десять лет после экспозиции в лондонской Национальной галерее и по прошествии 20 лет после масштабного проекта Век Тициана в Лувре.

В Италии только две выставки Тициана могут сравниться по размаху с римской. Обе прошли на родине художника, в Венеции: в Ка’Пезаро в 1935 году и в палаццо Дукале в 1990-м.

Объясняя необходимость еще одной выставки, ее куратор Джованни Вилла, в частности, сослался на историка искусства Родольфо Паллуккини, который в своей монографии о Тициане (1969) писал о важности прямого контакта с произведениями художника.

«В век передовых технологий, — говорит Вилла, — мы привыкли к тому, что посредником между зрителем и произведением выступает Интернет. Однако лишь благодаря непосредственному впечатлению и изучению мельчайших деталей можно в полной мере осознать гениальность Тициана».

При этом Вилла уверен, что показывать надо лишь лучшие и бесспорные полотна мастера. «За последние десятилетия прошло много выставок Тициана, выстроенных вокруг двух-трех неубедительных атрибуций, картин из частных коллекций с непонятным провенансом, произвольного сопоставления великого мастера с менее значимыми художниками.

Эта же выставка, которая очерчивает всю его карьеру, прежде всего позволяет увидеть Тициана, свободного от проблем атрибуции. Цель здесь в том, чтобы дать зрителю возможность познакомиться с художником, основываясь на его шедеврах. Они представлены в хронологическом порядке, что позволяет нам лучше понять его личность, которая порой трудно поддается реконструкции», — рассказывает куратор.

По этим шедеврам можно также проследить эволюцию стиля мастера.

«Творчество Тициана стало поворотным в целой традиции живописи — от ранних его работ с использованием ярких цветовых вспышек для получения потрясающих световых эффектов до картин зрелого и позднего периодов, где с темные, приглушенные цвета, чередование прозрачности и плотности красочного слоя помогают достичь абсолютной гармонии между образом и техникой письма», — говорит Вилла. Неудивительно, что влияние Тициана-новатора на художников последующих поколений было столь сильным и длительным — от Рубенса и Веласкеса вплоть до Пикассо.

Излюбленный жанр Тициана — портрет — представлен на этой выставке его ранней поэтичнейшей Флорой (ок.

1515–1520) из галереи Уффици во Флоренции, Рануччо Фарнезе (1542) из Национальной галереи искусств в Вашингтоне, который считается одним из лучших детских портретов в истории искусства, великолепным портретом Карл V с собакой (1533) из музея Прадо и двумя автопортретами из Прадо и Галереи старых мастеров в Берлине, датируемыми 1546–1547 и 1560 годами соответственно. Тонкую интерпретацию мифологических тем демонстрируют Даная (1544–1545, Национальный музей Каподимонте в Неаполе) и поздний шедевр Наказание Марсия (1570–1576, Картинная галерея в Кромержиже, Чешская Республика).

В Риме, в отличие от лондонской выставки Тициана 2003 года, много работ на религиозные и библейские темы.

Большинство из них никогда не покидало Италию, как, например, Алтарь Гоцци (1520) из Городской пинакотеки Анконы или Мученичество Святого Лаврентия (1558) из церкви Джезуити в Венеции.

«У Тициана божественное всегда в диалоге с человеческим и земным. Это территория красоты и гармонии», — поясняет Вилла.

Один из кульминационных акцентов выставки — представленные в одном пространстве три его Распятия.

Одно, где распятый Христос изображен в полном одиночестве (1555), привезли из испанского Эскориала, второе, где он в окружении Девы Марии, Святого Доминика и Святого Иоанна (1556–1558), происходит из церкви Сан-Доменико в Анконе и третье, вероятно неоконченное, Христос на кресте с благоразумным разбойником (ок.

1566) — из Национальной пинакотеки в Болонье. Сопоставление этих трех произведений свидетельствует о том, что Тициан, возвращаясь к одной и той же теме в разные периоды своей жизни, искал к ней новый подход.

Выставка Тициана — одна из серии монографических выставок ведущих мастеров венецианской школы, которые проходят в Скудерие дель Квиринале на протяжении последних лет: Антонелло да Мессины, Джованни Беллини, Лоренцо Лотто и Тинторетто.

Цель этого проекта — вернуть Венеции ее исключительно важную роль в культуре Италии и остальной Европы. «Это был город встреч, сравнения и обмена идеями, куда более свободного, чем в остальных городах Италии, которые находились под патронажем дворов», — говорит куратор.

Тициан закрывает эту серию — напоследок музей выставил, бесспорно, лучшего из великих венецианских мастеров.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/24/

15 знаменитых картин, которые могут напугать до смерти

Очень часто искусство и красота идут рука об руку. Но не все завораживающие шедевры живописи могут быть приятны вашему глазу: есть очень сильные картины, на которых изображено что-то странное, депрессивное, пугающее и даже жуткое. Мы предлагаем взглянуть на некоторые из таких картин — но предупреждаем: вы делаете это на свой страх и риск.

Иоганн Генрих Фюссли (Генри Фюзели), «Ночной кошмар», 1781 г.

Художник, вероятно, опирался на германские сказания о демонах и ведьмах, которые овладевали людьми, спящими в одиночку. К таким людям являлась нечистая сила — незрячая кобыла и демоны.

Изображенная на картине женщина то ли спит, то ли лежит без сознания, а на ее грудь давит инкуб, не дающий ей прийти в себя и навевающий ночные кошмары.

В прорези штор мы видим голову слепой кобылы, которая увозит человеческую душу во время сна (английское слово «nightmare» в дословном переводе — «ночная кобыла»).

Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1480-1505 гг.

Это самый известный триптих Иеронима Босха и посвящен он греху сладострастия. На левой створке мы видим знакомство Адама и Евы в Раю.

Центральная часть — это, собственно, сад наслаждений, в котором люди предаются греху сладострастия. Но мы предлагаем внимательнее рассмотреть правую створку триптиха под названием «Музыкальный Ад».

Тут есть и чудовища, и пыточные механизмы (грешник распят на арфе, лютня используется как орудие пытки), и сцены мучений.

Вот несколько фрагментов правой части триптиха

Гюстав Моро, «Диомед, пожираемый своими конями», 1865 г.

Сюжет картины заимствован из древнегреческой мифологии («12 подвигов Геракла»). Царь Эврисфей поручил Гераклу отправиться во Фракию и украсть у царя Диомеда его великолепных и свирепых коней.

Диомед кормил этих животных человеческим мясом. Геракл силой завладел конями-людоедами и расправился с Диомедом, бросив его им на растерзание. Именно этот момент запечатлен на картине.

А на заднем плане сидит сам Геракл и наблюдает за происходящим.

Питер Пауль Рубенс, «Сатурн, пожирающий своего сына», 1636 г.

Еще одна картина на мифологическую тему. Да, папа из этого Сатурна как-то не очень. Напомним: Сатурн (римское имя для Кроноса), король Титанов, завидовал власти своего отца Урана, поэтому сверг его.

Настал Золотой век, и все было мирно и хорошо — пока Сатурн не узнал из пророчества, что его сыновья, повзрослев, свергнут его — как он сверг своего отца. Чтобы пророчество не свершилось, Сатурн сжирал каждого своего сына после его рождения.

Заметим, что Сатурн здесь абсолютно хладнокровен и уверен в правильности того, что делает.

Артемизия Джентилески, «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1620-1621 гг.

Сюжет картины основан на Книге Юдифи — второканонической книге Ветхого Завета, в которой рассказывается история прекрасной и благочестивой израильтянки, спасающей свою родину от Олоферна, военачальника Навуходоносора.

Чтобы помешать Олоферну разрушить ее родной город, Юдифь соблазнила его своей красотой и проникла в его палатку. Когда Олоферн напился и уснул, Юдифь с помощью своей служанки обезглавила его.

Судя по картине, процесс обезглавливания прошел не совсем гладко и не был быстрым.

Ганс Мемлинг, триптих «Тщета земная и Божественное спасение», ок. 1485 г.

Еще один пример триптиха, подобного «Саду земных наслаждений». На центральной панели изображена обнаженная женщина, смотрящаяся в зеркало. Левая створка — это Смерть. Правая — Дьявол. То есть самолюбование, тщеславие и страсть к земным удовольствиям — прямая дорогая в Ад. Также тут прослеживается намек Memento mori («Помни о смерти).

Дьявол

Отвратительный рогатый Дьявол, из живота которого проглядывает человеческое лицо, топчущий грешников, приговоренных к пожиранию огнедышащим монстром, — таков итог человека, не заботящегося в течение жизни о своей праведности.

Фрэнсис Бэкон, «Этюд к портрету Иннокентия Х», 1953 г.

По правде сказать, английский художник-экспрессионист Фрэнсис Бэкон не имел ничего против Папы Римского Иннокентия X — он просто творил в таком художественном стиле.

Его работа — это своеобразное прочтение картины Диего Веласкеса «Портрет Иннокентия X», созданной в 1650 году.

Бэкон никогда не видел оригинала этой картины, но видел бессчетное количество ее репродукций в книгах. Его видение этой картины поражает.

Тициан Вечеллио, «Наказание Марсия», 1570-1576 гг.

Читайте также:  Описание картины аполлинария васнецова «расцвет кремля. всехсвятский мост и кремль в конце xvii века»

Мифологический сюжет, легший в основу картины этого знаменитого художника Возрождения, таков: сатир по имени Марсий бросил вызов самому богу Аполлону, предложив устроить музыкальное соревнование.

Он хотел доказать, что кифара Аполлона не идет ни в какое сравнение с его флейтой, но был жестоко наказан за гордыню. Аполлон принял его вызов, но с одним условием: победитель выбирает наказание для проигравшего.

На картине мы видим, что с сатира Марсия заживо сдирают кожу.

Вильям-Адольф Бугро, «Данте и Вергилий в аду», 1850 г.

Это изображение Ада навеяно первой частью поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия», а конкретнее — показан восьмой круг ада, место для фальсификаторов и фальшивомонетчиков.

Спустившиеся в ад Данте и Вергилий наблюдают бой между двумя проклятыми душами: еретик и алхимик Капоккио атакует и кусает в шею Джанни Скикки, который выдавал себя за покойного богача, чтобы обманом завладеть его наследством.

За этой сценой с явным удовольствием наблюдает крылатый демон.

Франсиско Гойя, «Сатурн, пожирающий своего сына», 1819-1823 гг.

Узнаете? Снова тот же сюжет, что и у Рубенса, но на этот раз Сатурн изображен совершенно безумным и кровожадным монстром. Интересный факт: эта картина была в 1881 году подарена музею Прадо, так как не привлекала покупателей.

Сальватор Роза, «Искушение святого Антония», 1645 г.

Легенда об искушении святого Антония вдохновляла на творчество многих живописцев: картины с таким названием есть у Иеронима Босха, Поля Сезанна, Сальвадора Дали и многих других. Каждый привносил что-то свое и каждая картина по-своему интересна.

По легенде, святой Антоний — набожный христианин — стал паломником и ушел странствовать в пустыню, чтобы жить там в уединении. На пути его подстерегали всякого рода злые искушения и отвратительные демоны, пытающиеся сбить его с истинного пути.

Демон в исполнении Сальватора Розы похож на какое-то инопланетное существо. Даже не верится, что картина написана в 17 веке.

Франсиско Гойя, гравюра из серии «Бедствия войны», 1810-1820 гг.

Франсиско Гойя создал серию из 82 гравюр, на которых, как вы уже поняли, тщательно отобразил все ужасы войны.

Это был протест против жестокого подавления французами восстания на Пиренейском полуострове, за которым последовала война. Представленная гравюра значится под номером 39 и имеет подпись «Героическая борьба! С мертвецами!».

На гравюре изображены подвешенные к дереву трупы. Все они кастрированы, у одного отрублены руки и голова.

Теодор Жерико, «Отрубленные головы», 1818 г.

Наверное, можно сказать, что Теодора Жерико восхищали мертвые. Он частенько заимствовал (по знакомству) в морге тела и конечности, чтобы рисовать их с натуры. Жерико коллекционировал головы и различные части тела трупов в своей мастерской и наблюдал за тем, как они постепенно разлагаются, перенося свои впечатления на художественные полотна.

Ханс Рудольф Гигер, «Некроном IV», 1976 г.

Шведского художника-сюрреалиста Ханса Гигера мучили ночные кошмары и в своей работе он отобразил бесплодные попытки борьбы с бессоницей и все, что с этим связано. Именно эта картина Гигера и вдохновила его на создание ксеноморфов для фильма «Чужой».

Сальвадор Дали, «Лицо войны», 1940 г.

На картине мы видим пустынный пейзаж, в центре которого находится гигантская голова, не имеющая тела. Лицо высушено палящим солнцем и кажется очень печальным.

Такие же лица расположены в пустых глазницах и во рту, а в них — еще лица, и так до бесконечности…

Сальвадор Дали написал эту картину после окончания Гражданской войны в Испании, чтобы показать, что смерть несет с собой только смерть — бесконечно.

http://fishki.net/2271390-15-znamenityh-kartin-kotorye-mogut…

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43936897175/next

Читать

Тициан Вечеллио — величайший художник всех времен и народов, являющийся наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело одним из четырех титанов итальянского Возрождения.

Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Велика роль Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа, он был крупнейшим портретистом, оказаться запечатленным кистью которого являлось высшей наградой.

Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Образы, созданные им, отличает хрупкость, торжественность, сочетание одухотворенности и обыденной реальности, трагизм.

Несмотря на то, что мастер прожил почти сто лет, до последнего дня сохраняя ясность восприятия, мышления, ума, зоркость зрения и удивительную трудоспособность, благодаря чему он не выпускал кисть из рук до конца своих дней. Тициан оставил обширное художественное наследие. Его творчество приходится на период наивысшего расцвета Венеции, ее могущества и славы, время глобальных исторических событий.

Портрет мужчины в платье с синими рукавами (Людовико Ариосто). Около 1510

Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Способности к рисованию мальчик проявил в возрасте десяти лет, и был отправлен родителями в Венецию на обучение.

Он постигал основы изобразительного искусства в мастерской Джованни Беллини, который познакомил его с уже известным тогда живописцем Джорджоне. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции.

Именно это событие послужило тому, что о художнике заговорили очень рано, тем более уже первые его работы отличает весьма реалистическая передача деталей, что в молодом возрасте редко кому удавалось.

Первый период творчества Тициана приходится на время, когда Венеция, благодаря мощному флоту, прочным торговым связям и довольно развитой экономике, жила в спокойствии и благополучии.

Поэты, писатели, музыканты и художники изображали счастливого человека на лоне безмятежной природы, а основными темами произведений искусства, представленными в аллегорической форме, что было особенно близко молодому Тициану, стали любовь, красота, поэзия отношений.

Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T.V». С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана.

Впрочем, неважно на самом деле, кто именно изображен на холсте, поскольку внимание здесь нужно обратить именно на манеру письма молодого художника и мастерство исполнения. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична.

Постепенно произведения Тициана наполнялись повествовательностью, динамикой, напряжением и драматизмом. Природа на них не молчалива и статична, а полна жизни, как и люди, населяющие ее, переполнены чувств и движения. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам.

Выбирая для работы время суток, он отдавал предпочтение часам перед закатом, когда небо озарено густым цветом, а любимым временем года для него была осень с буйством и многоцветием красок. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета.

Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира.

В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать.

На переднем плане, обратившись к зрителю спиной, расположилась обнаженная женщина с флейтой в руке. Скорее всего, — это Муза. В левой части композиции стоит еще одна обнаженная дева, собирающаяся набрать воды в сосуд. Нагота героев выглядит весьма гармонично, поскольку является частью окружающей природы и важной аллегорией выражения целомудренных чувств.

Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого.

Однако в этой удивительно поэтичной атмосфере есть место прозе жизни, от которой невозможно укрыться: на заднем плане справа, под густыми кронами деревьев, бредет пастух со своим стадом овец. В глубине виднеются также крыши домов, в которых живут люди, не подозревающие о существовании такого райского уголка природы.

Хотя герой еще не начал играть на лютне, создается ощущение, что чарующие звуки уже успели заполнить пространство. В картине прослеживается влияние приемов Джорджоне — изображение идеального мира, наполненного иллюзиями и как будто существующего вне времени.

Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти.

Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе.

В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Тот неохотно отрывается от своего занятия: хоть он и повернул голову в сторону, однако пальцы его продолжают трепетать над клавишами.

Лицо мужчины сурово и вот, почему: слева изображен юноша в шляпе с надменным пустым взглядом, обращенным на зрителя, и застывшей на губах ироничной улыбкой. Видимо, мужчина, что постарше, понял, что этому слушателю абсолютно все равно, как они играют, он совершенно далек от мира музыки и безразличен к происходящему.

Читайте также:  Описание картины игоря грабаря «рябины»

Рассердившись и не желая ласкать слух молодого человека, не способного воспринять глубину и прелесть мелодии, он решил незамедлительно прервать своего напарника. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона.

Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными».

Сельский концерт. Окало 1510

Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки, и читать его необходимо справа налево. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца.

Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии.

На заднем плане сидит старец с черепами в руках. Его жизнь прошла, близится неминуемая смерть, он в печали опустил голову на грудь, выражая всем своим видом безысходность старости. Два черепа в его руке говорят о том, что недолог век молодой пары, ее ждет то же, что и все человечество: мы рождаемся, чтобы потом умереть.

К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах.

Прерванный концерт. Около 1510

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=564857&p=7

(no title)

            Тициано Вечеллио,  часть 3

Тициано Вечеллио

Картины и биография

Часть 3

  В картинах Тициана часто присутствует пейзажныйфон, его персонажи предстают в них в счастливой гармонии с природой.Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается внаписанных по заказу правителя Феррары Альфонсо д’Эсте Вакханалиях —«Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна»(1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых,видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Этот цикл, вкотором античный мир предстает полным праздничности, ликующей радостибытия, чувственной прелести, воплощает новое для Италии прочтение

античности.

Празднество Венеры (1516-1518 г.г.)

читать целиком

Вакханалия, 1524, Музей Прадо, Мадрид

«(Бахус) Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея)

В поздний периодсвоего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописноммастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозныхи мифологических тем.

Жизнеутверждающая красота человеческого тела,полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведенийхудожника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (“Даная”, около1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург; “Венера перед зеркалом”,1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон; “Диана иАктеон”, 1556, и “Диана и Каллисто”, 1556-1559, обе картины в

Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).

Даная (1554г.)

Венера перед зеркалом, (1550 г.)

Диана и Актеон, (1556-1559)

Диана и Калисто (1556-1559)

               Манераписьма художника становится исключительно свободной, композиция, формаи цвет строятся с помощью смелой пластической лепки, краскинакладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и дажепальцами.

Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местамиобнажают зернистую фактуру холста. Из сочетания гибких мазков рождаютсяобразы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.

               В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется,нарастает драматическое начало в его религиозных композициях(“Мученичество святого Лаврентия”, 1555, церковь Джезуити, Венеция;“Положение во гроб”, 1559, Прадо).

В то же время он вновь обращается кмифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты (“Сизиф”,1549-1550; “Даная”, 1554; “Венера и Адонис”, 1554, все — Прадо, Мадрид;“Персей и Андромеда”, 1556, Собрание Уоллеса, Лондон). К этим образам

близка также горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне.

Венера и Адонис, (1554 г.)

Сизиф, (1549-1550 г.г.)

                    Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже1550-1560-х годов.

Полным динамики, смятения, сильных порывов страстейпредстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз»Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: “Диана и Актеон” и “Диана иКаллисто” (1559, Национальная галерея, Эдинбург), “Похищение Европы”(1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), “Охота Дианы” (около1565, Национальная галерея, Лондон). В этих полотнах, пронизанныхстремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент такназываемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана(“Святой Себастьян”, 1565-1570, Эрмитаж; “Пастух и нимфа”, 1570, Музейистории искусств, Вена; “Наказание Марсия”, 1570-е годы, Картиннаягалерея, Кромержиж; “Оплакивание Христа”, 1576, Галерея Академии,Венеция). Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытостьграницы между формами и фоном; поверхность холста как бы соткана изналоженных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенкидополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тоновобразуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенныемерцающие краски.                Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианскойшколы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников 17века от Рубенса и Веласкеса до Пуссена. Живописная техника Тицианаоказала исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до 20 века,

развитие мирового изобразительного искусства.

Наказание Марсия, (1570 г.)

Похищение Европы, (1559-1562)

Адам и Ева, (1550г.)

Венера, выходящая из океана, (1525 г.)

 Продолжение следует…  

 

Источник: https://alindomik.livejournal.com/1142918.html

ТИЦИАН

Веласкес о Тициане: «В Венеции – все совершенство красоты! Я отдаю первое место ее живописи, знаменосцем которой является Тициан».

Работы Тициана отличаются богатой цветовой гаммой, изобретательной композицией. Помимо композиций на темы Священного Писания и античной мифологии, художник писал портреты, и его считают лучшим портретистом XVI века.

Тициано Вечеллио родился в Пьеве ди Кадоре, маленькой деревне в Доломитовых Альпах, в семье Грегорио Вечелли. Год рождения Тициана точно не известен. В самом начале нового века мальчик переезжает в Венецию и поступает в мастерскую мозаичиста Цуккато, а затем учится у Джентиле и Джованни Беллини, самого популярного живописца Венеции того времени.

Первые работы Тициана выдают влияние Беллини, а также Дюрера, с гравюрами которого его познакомил учитель. В 1507 году Тициан переходит в мастерскую Джорджоне, где остается до смерти последнего в 1510 году. В 1508 году, по свидетельству Дольче, Тициан и Джорджоне расписывают фасад Фондако деи Тедески в Венеции.

В 1511 году Тициан делает росписи в Скуола ди Санто в Падуе. Здесь он предстает как настоящий монументалист. Его фрески обретают особую весомость, собранность, значительность. В других ранних работах Тициана, таких как «Цыганская мадонна» (около 1511–1512), «Св.

Собеседование» (около 1512–1514), «Три возраста» (около 1513–1514), еще проступают мотивы, унаследованные у Джорджоне. Но уже в аллегорической композиции «Любовь земная и небесная» (около 1514–1515) лирическая мягкость интонаций, идиллический образ природы уступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучию красок.

Это одно из первых произведений художника, в котором ярко раскрывается его своеобразие.

«Цель Тициана – передать определенное душевное состояние, – пишет Ю.Д. Колпинский. – Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита – результат времени) создают впечатление спокойной радости. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Спокойные ритмы расстилающегося позади пейзажа как бы оттеняют естественность и благородство движения прекрасных человеческих тел».

В 1513 году Тициан получает приглашение от друга Рафаэля, прославленного гуманиста кардинала Пьетро Бембо поступить на службу к папе Льву X, но отвергает его. Он начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. По свидетельствам документов, в это время Тициан уже имеет собственную мастерскую и двух помощников.

В 1516 году от приора монастыря Санта Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516–1518). Расписывать этот огромный семиметровый алтарь Тициан закончит через два года. То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. На полотне изображено вознесение мадонны.

«Полная мощи, – пишет Бернсон, – вздымается Богоматерь над покорной ей Вселенной… Кажется, во всем мире нет силы, которая могла бы противостоять ее свободному взлету на небо. Ангелы не поддерживают ее, а воспевают победу человеческого бытия над бренностью, и их ликующая радость действует на нас подобно восторженному взрыву оркестра в финале «Парсифаля» Вагнера».

После смерти Джованни Беллини в 1517 году Тициан получает «Сенсерия» Фондако деи Тедески – привилегию писать портрет правящего дожа и годовое содержание в 100 дукатов. Работы Тициана 1515–1520 годов («Мадонна с вишнями», «Мадонна с четырьмя святыми», «Динарий кесаря») отличает энергия светотеневой лепки и цветового звучания.

По заказу феррарского герцога Альфонсо д'Эсте, своего влиятельного покровителя, Тициан пишет серию мифологических композиций: «Приношение Венере» (1518), «Вакханалия» (1518–1519), «Вакх и Ариадна» (1523) – большие по формату многофигурные композиции, отличающиеся напряженной динамикой. В них чувствуется влияние сочинений Катулла и Филострата.

Примерно с 1519 года по 1522 год художник работает над полиптихом для церкви Санти Надзаро э Чельсо в Брешии. «Великолепная фигура св. Себастьяна в «Вознесении Христа» предстает перед нами в титаническом напряжении всех сил, пытаясь, подобно «Рабу» Микеланджело, разорвать связывающие ее путы, – пишет И.А. Смирнова.

Читайте также:  Описание картины пауло веронезе «пир в доме левия»

– Картина эта свидетельствует и о том, что, стремясь изображать человеческую фигуру в сложных позах и ракурсах, Тициан начинает изучать ее более внимательно, тщательно штудировать натуру, его рисунок теперь приобретает особую крепость и уверенность». В 1526 году Тициан завершает «Мадонну Пезаро» для бокового алтаря церкви Санта Мария Глариоза деи Фрари в Венеции.

Отказавшись от традиционного центрического построения алтарного образа, Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравновешенную композицию, полную яркой жизненности. Острыми портретными характеристиками наделены предстоящие перед Марией заказчики – семейство Пезаро. В феврале 1523 года художник едет в Феррару. Он получает первые заказы от Федериго Гонзага, маркиза Мантуи.

По заказу дожа Андреа Гритти пишет его портрет и фреску «Св. Христофор» во Дворце дожей. В 1525 году Тициан женится на Чечилии, от которой у него уже родились сыновья Помпонио и Орацио. Еще через три года мастер в очередной раз работает в Ферраре и занимает первое место в конкурсе на написание для церкви Санти Джованни э Паоло картины «Убиение Петра мученика».

С 1530 года Тициан начал работать для императора Карла V, который испытывал к художнику глубокое уважение.

Как пишет Вазари: «Искусство Тициана настолько пришлось по душе этому непобедимейшему императору, что он после первого же портрета не пожелал больше быть изображенным каким либо другим художником; и каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. Он был произведен в рыцари его величеством с пенсией в двести золотых, выплачиваемых ему неаполитанским казначейством.

Когда же он подобным образом написал портрет Филиппа, короля испанского, сына Карла, то и от него получил он двести золотых пожизненной пенсии. Таким образом, если считать те триста или четыреста золотых, которые он получил от венецианского правительства с Немецкого подворья, – он имеет, не утруждая себя, семьсот золотых твердого дохода ежегодно.

Портреты Карла V и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной. Он написал также портрет Фердинанда, короля римского, впоследствии императора, и его обоих сыновей, Максимилиана, ныне императора, и его брата. Написал он и королеву Марию, а равно и императора Карла, герцога Саксонского, когда тот был в заточении. Однако что за потеря времени все это перечислять. Не было такого именитого человека, властителя или знатной дамы, которые не были бы изображены Тицианом, живописцем по этой части действительно отличнейшим».

В 1540 е годы Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» – в больших полотнах, изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины («Обращение Альфонсо д'Авалос к солдатам», 1540–1541; «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1546; «Семья Вендрамин», до 1547; «Карл V», 1548; «Карл V под Мюльбергом», 1548). Вообще тридцатые–сороковые годы, наверное, самый успешный период творческой деятельности Тициана. Художник живет всей полнотой интересов своего времени. Что позволило Лодовико Дольче сказать: «Он великолепный, умный собеседник, умеющий судить обо всем на свете». Тициан создает в это время несколько шедевров, где человек и мир, сохраняя свою титаничность, приобретают и все большую неповторимость. В композиция «Введение во храм» (1534–1538) яркие и сильные характеры выступают во всей своей определенности и образуют целостную группу, объединенную общим интересом к происходящему событию. На вершине огромной серой лестницы стоят первосвященник и священники. А на середине ступеней маленькая девочка, голубая, в желтом ореоле, поднимается, придерживая свое платье. В ней нет ничего возвышенного, она выхвачена из жизни. Она протягивает свою руку к первосвященнику, как бы настораживаясь и спрашивая его, чего он от нее хочет.

Пышная процессия женщин и мужчин в длинных одеждах развертывается внизу лестницы. Зритель ощущает себя в реальном городе, населенном горожанами и крестьянами, но в городе, украшенном древностями, грандиозном своими постройками, разубранном искусством, озаренном солнцем, заключенном в благородный и богатый пейзаж. Счастливый Тициан любит мир, понимает его и воспроизводит его, улучшая, но не пересоздавая и не уничтожая.

Самое прославленное произведение Тициана создано на светский сюжет – это «Венера Урбинская» (1538). Мифологическая тема не более чем предлог для изображения женщины, гордящейся красотой своего обнаженного тела. «Пожалуй, в истории европейской живописи нет более свежего, соблазнительного и притягательного образа обнаженной женщины, – пишет Н. Харрис.

– В ее чувственности нет ничего грубого. На протяжении столетий поза «Венеры Урбинской» и окружающая ее обстановка неоднократно воспроизводились и варьировались: достаточно вспомнить скандально известную, «слишком современную» «Олимпию» французского импрессиониста Эдуара Мане». В сороковые годы Тициан много путешествует.

Так в 1543 году художник едет в Болонью по случаю встречи императора Карла V и папы Павла III. Он пишет портрет Павла III по его заказу. Через два года Тициан посещает Рим, где его принимают кардинал Алессандро Фарнезе. В сопровождении художника Себастьяно дель Пьомбо он осматривает художественные памятники Рима. Микеланджело вместе с Вазари посещают Тициана в его мастерской.

Получив 19 марта 1646 года диплом почетного гражданина Рима, художник возвращается в Венецию. Тициан получил много подарков от своих заказчиков и, как сообщает Вазари, «церковную бенефицию с хорошим доходом для сына своего Помпонио».

В пятидесятые годы Тициан продолжает обращаться к мифологической тематике и воспеванию женской красоты («Даная», 1553–1554; «Венера и Адонис», 1554; «Венера перед зеркалом», около 1560). К этим образам близка знаменитая «Кающаяся Мария Магдалина» (1560).

В то же время характер творчества художника меняется, в его религиозных композициях начинает доминировать драматическое начало («Мученичество св. Лаврентия», 1555; «Положение во гроб», 1559). «Существенный перелом происходит на рубеже 1550–60 х годов, – пишет И.А. Смирнова.

– Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1559), «Похищение Европы» (1562), «Охота Дианы» (около 1565).

В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана («Св. Себастьян», 1565–1570; «Пастух и нимфа», около 1570; «Наказание Марсия», 1570 е годы; «Оплакивание Христа», 1576).

Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время».

В последний период своего творчества Тициан вновь обратился к религиозной тематике. Такие шедевры, как «Коронование терновым венцом» (1570–1576) и «Пьета» (1570–1576), достигают вершин драматической экспрессии.

О методе работы в этот период рассказал венецианский писатель Марко Боскини со слов ученика Тициана Пальмы Младшего.

Тициан «…поворачивал холсты лицом к стене и оставлял их так в течение нескольких месяцев; а когда снова брался за кисти, он изучал их так сурово, будто они были его смертельными недругами, чтобы обнаружить в них ошибки; и, обнаружив что либо, не соответствовавшее его замыслу, он как благодетельный хирург… начинал прибавлять и убавлять… Работая так, переделывая фигуры, он доводил их до высшего совершенства, какое может дать Природа и Искусство. И затем, дав краскам просохнуть, он снова повторял ту же работу. И так постепенно он облекал фигуры в живую плоть, снова и снова повторяя тот же процесс, пока им, казалось, не хватало только дыхания; никогда не писал он фигуры alla prima… Последние мазки он накладывал, объединяя пальцами цвета, сближая их с полутонами и объединяя одну краску с другой; иногда он пальцем накладывал темный штрих где либо в углу, чтобы усилить его, иногда – мазок красного, подобный капле крови… И Пальма заверял меня, что оканчивал он картины больше пальцами, чем кистью». Замечательны два автопортрета (около 1562 и 1567), где художник изобразил себя старцем, исполненным высочайшего достоинства и мудрости, приходящей с годами. Тициан вовсе не был аскетом. Его переписка с Аретино показывает веселого человека, который охотно ест и пьет, который любит музыку, роскошь и общество женщин легкого поведения. Гениальность сочеталась у Тициана с холодной расчетливостью. Благодаря такому редкому сочетанию он быстро разбогател – он владел многими поместьями, виллами, домами. Финансовые операции художник вел с немецким банкирским домом Фуггеров. «Тициан – наиболее алчный из людей, когда либо созданных природой», – писал придворный герцога Урбинского. «Ради денег он сделает все что угодно», – вторил ему испанский посол. Однако великолепный дом Тициана всегда был открыт для друзей.

Тициан умер 27 августа 1576 года. На следующий день его торжественно похоронили в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.

Источник: http://megaznanie.ru/index.php/encyclopedia/art/1121-2010-07-09-09-05-44.html

Ссылка на основную публикацию