Описание картины василия максимова «больной муж»

Максимов Василий Максимович ( 1844 — 1911)

Максимов Василий Максимович

Выходец из крестьянской среды, он поступил в Академию художеств после нескольких лет учения в иконописной мастерской. Но из разногласий с руководством отказался, от конкурсной работы на золотую медаль и оставил Академию.

Максимов справедливо полагал, что ни к чему ехать в Италию, когда совершенно не изучена и не отражена в искусстве жизнь крестьян. Все свое творчество он посвятил теме крестьянской жизни. Он принимал активное участие в передвижничестве.

Его картины отличаются созерцательной искренностью, теплотой.

Бабушкины сказки. (1867)

Знаменитая картина Максимова. В центре деревенской избы, освещенной лучиной, сидит старушка и рассказывает сказки. Заслушались деревенские ребятишки.

Если приглядимся к лицам слушателей, — а они здесь разного возраста,-то увидим, какие разные чувства и эмоции они выражают! Вот лица ребят, сидящих слева -на них выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания продолжения событий. А вот вдумчиво переживают мальчик с девочкой, что рядом с бабушкой.

А вот с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины погрузились под влиянием сказки в свои теплые детские воспоминания.Тихая сосредоточенность в лицах приостановивших работу мужчин.

Художник показывает в картине не действие, а состояние. Отключенность от будничности трогает простодушным лиризмом.

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. (1875)

Автор картины передает самобытную поэзию крестьянской жизни. Перед нами скромная горница, украшенная вышитыми полотенцами, развешанными по стенам и обрамляющими иконы. Художник любуется молодой парой, видимо, влюбленной друг в друга.

Нельзя не залюбоваться невестой, чувствуется ее поэтическая натура. Собрались гости, местные крестьяне, дьячок. Вдруг из сеней, засыпанный снежными хлопьями, зашел сельский колдун, зловещая фигура, не вызвавшая, однако, смятения и страха.

А вот невеста напугана: к добру ли пришел колдун? Хозяева, конечно же, сами пригласили колдуна, как и деревенского дьячка, чтобы обезопасить себя на всякий случай. Тревогу невесты рассеивает шепот матери, сообщившей дочери, что колдун приглашен на свадьбу ими.

В успокаивающем жесте протянул руку к девушке дьячок, словно заявляя, что в присутствии его духовной особы бессильны «бесовские чары».

В картине сочетаются гамма теплых темно-коричневых и ярких, праздничных тонов. Самым светлым пятном выделены жених с невестой, по контрасту с другими гостями.

Все в прошлом (1889)

В картине запечатлен облик уходящего помещичьего быта. Можно сказать, что картина стала символом пореформенной эпохи 60-70 годов.

Старый господский дом с колоннами стоит заколоченный. Некогда знающий лучшие времена, он сильно обветшал, жизнь в нем замерла. Старуха, барыня, переселилась в бревенчатый домик своей бывшей крепостной.

У его крыльца две одинокие женщины, погруженные в свои воспоминания, коротают последние дни: одна немощная, но величественная, другая, полная грустной покорности судьбе, уныло проводит время возле барыни.

На столе остатки ушедшего благополучия — изящный фарфор, собранный из разных сервизов.

Тема гибели дворянских гнезд, смены поколений, питавшая творчество Тургенева, Гончарова, Чехова, нашла в в лице Максимова своего тонкого продолжателя.

Больной муж

В крестьянской избе на лежанке тяжело больной мужик, опора семьи, работник. В углу, перед иконами, на коленях стоит жена — ее хрупкая фигурка выражает отчаяние. Она молит бога о помощи, потому что более просить некого.

Семейный раздел (1876)

Перед нами типичное явление — распад патриархальной семьи. Братья не ужились под одной крышей после смерти отца. Каждый пожелал иметь свое отдельное хозяйство, сбывать на рынке свой товар. К сожалению, дележ проходит отнюдь не полюбовно: старший обделяет меньшего брата. Тщетно взывая к совести, обиженный с укоризной разводит руками.

Корыстолюбию и алчности с одной стороны художник противопоставляет беззащитность и кротость с другой. Эта вечная тема также выражена в ярких образах обездоленной, обманутой младшей невестки и жадной, вздорной жены старшего брата.

Игра в шашки (1895)

С дипломом (1890)

Сборы на гулянье

Мальчик-механик

Примерка ризы

Слепой хозяин. (1884)

Источник: http://cvetamira.ru/maksimov-vasiliy-maksimovich-1844-1911

Максимов Василий Максимович

  • Искусство | Живопись

    Художник, передвижник, живописец-жанрист

    Василий Максимов родился 29 января 1844 года в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии. Его родители были государственными крестьянами, и до десяти лет Максимов рос в деревне. Как у большинства русских художников, круг его ранних художественных впечатлений стал определяющим.

    Максимова окружали устоявшийся веками уклад крестьянской жизни, красочные обряды свадеб и земледельческих праздников, избы с красивой резьбой, костюмы, домашние ткани, вышивки на них. В мальчике рано проснулась поэтическая чуткость и умение видеть красоту.

    В своих «Автобиографических записках» Максимов восхищался чудесным видом на противоположный берег Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем, садами усадьбы помещика А.Г.Томилова. Позднее Максимов побывал в его доме, где впервые увидел живопись А.П.Лосенко, В.Л.Боровиковского, О.А.Кипренского и удивился живости нарисованный людей.

    Отец и мать Максимова были единственными грамотными людьми в деревне. Прадед Василия также славился в деревне как грамотей. Отец рано стал учить сына читать. Столь же рано мальчик начал рисовать. Мать поощряла эту его склонность.

    Благоприятные для развития юного художника моменты — семейная грамотность, твердые нравственные устои и обычаи трудовой крестьянской семьи — очень скоро сменились противоположными, пытающимися сломать поэтическую душу мальчика. В шесть лет Василий пережил смерть отца, а в десять — смерть матери. Но мать успела определить сына в монастырскую школу, а затем в послушники Николаевского монастыря.

    В доме иеромонаха Антония Бочкова протекала вся его «монастырская духовная жизнь». Послушников, кроме пения, ничему не учили, и Максимов решил самовольно уйти из монастыря, уехал в Петербург и поступил в иконописную мастерскую Пошехонова, где столкнулся с невиданной жестокостью в обращении с учениками. Он убежал из этой мастерской к иконописцу К.А.

    Ярыгину, который преследовал его за чтение, сжигал книги, но Максимов оставался у него пять лет, поскольку на второй год работы разрешалось поступать в рисовальную школу при петербургском Технологическом институте. Мальчик жил мечтой учиться в Академии художеств. Чтобы заработать деньги на одежду, он успевал писать иконы и портреты местных мелких торговцев.

    Чтобы выстоять в таких условиях и не затеряться, Максимову нужно было обладать огромным упорством и внутренней устремленностью.Осенью 1862 года Максимов сдал вступительные экзамены в Академию художеств, получив за рисунок отличную оценку, а 7 января 1863 года Максимов в качестве вольнослушателя (поскольку не имел отпускной от сельского общества) начал занятия в Академии.

    К занятиям Максимов приступил с благоговением и восторгом. Для него началось время стремительных успехов. Сначала за рисунок в головном классе он получил последний 69 номер, но уже в ноябре 1863 года первым номером за рисунок «Бойцы» был переведен из класса гипсовых фигур в натурный.

    Затем, в продолжение всего обучения, среди талантливых соучеников, среди которых были Савицкий, Поленов и Репин, Максимов был одним из самых первых.18-20 декабря 1863 года Максимов написал автопортрет, показанный на выставке 1877 года. Этот холст был многоплановым по своему содержанию. Он знакомил зрителей с личностью автора, вводил их в мир художника, говорил о его взаимоотношениях с миром.

    Луч света делал различимыми во тьме лицо и фигуру сидящего художника. Свет скользил и словно запутывался в копне его непокорных кудрей, создавая свечение вокруг юного с мягкими чертами лица. Динамика светового построения, подвижный мазок, незамкнутая объемная форма сообщали образу эмоциональную взволнованность.

    Осанка юноши была горделива, голова в смелом полуобороте смотрела на зрителя, в выражении лица были чистота и открытость. Небрежно запахнутый халат и не застегнутый ворот рубашки дополняли характеристику романтической раскованности. Художник был молод. С автопортрета на зрителей смотрел человек, осознающий свою внутреннюю незаурядность, натура которого тянулась ко всякого рода творчеству.

    Максимов увлекался офортом, самозабвенно занимался столярной работой — мастерил стулья, блюда и чаши. Наряду с романтической приподнятостью в его портрете присутствовала интимность. Художник не скрывал мягкость своего характера, открывал уязвимость легко ранимой натуры.

    В этой несколько намеренной демонстрации независимости и уверенности в себе был виден момент самоутверждения и желание скрыть беззащитность перед миром, судьбой и жизнью.Создание автопортрета совпало с «бунтом четырнадцати». В ноябре группа выпускников Академии, осознав устарелость многих академических норм для русского искусства, во главе с И.Н.

    Крамским отказалась от условий конкурса на золотые медали и вышла из Академии, основав Артель свободных художников по типу бытовой коммуны. Как подтверждение широкого устремления к обновлению художественной жизни весной 1864 года в Петербурге появилась еще одна артель художников, руководимая П.А.Крестоносцевым. В эту артель входил юный Максимов. Артель Крестоносцева просуществовала немногим более года и не имела большого значения как идейное и организационное объединение. Молодые художники начала 1860-х годов, осваивая эстетику революционных демократов, впервые обратились к воспроизведению русской жизни, к поискам прекрасного в реальной действительности. Молодое поколение живописцев в обстановке общедемократического подъема прониклось гражданственными идеалами, уверилось в своем общественном и нравственном призвании. Максимов был непосредственным свидетелем всех этих событий.

    Автопортрет.

    В своей первой картине «Больное дитя», написанной через полтора года пребывания в Академии и удостоенной золотой медали, Максимов использовал взволновавший его подлинный факт.

    Проводя первые каникулы летом 1863 года в родной деревне, художник оказался свидетелем того, как скоропостижно скончалась его десятилетняя племянница. Интерьер избы, предметы крестьянского быта, лица крестьян — все было им написано с натуры.

    Картина известна лишь по офорту, но и он позволял отметить, что в этой работе Максимов — пока лишь добросовестный ученик Академии.

    Академическая условность — идеальность лиц, предметная иллюстративность, полог у кровати, как торжественная академическая драпировка — снижала значительность жизненного факта.

    Сюжет из крестьянской жизни наметил главную тему его искусства, но художнику предстояло еще выработать художественное мышление, противоположное академическому. Этот процесс шел неразрывно с гражданственным возмужанием художника. О том, как трудно было Максимову преодолеть нормы академической эстетики, свидетельствовали картины «Крестьянская девочка» в 1865 году и «Бабушкины сказки» в 1867 году.

    «Крестьянская девочка». 1865 год.«Больное дитя». 1864 год.

    Читайте также:  Описание картины рафаэля «автопортрет»

    «Заслушались». 1864 год.

    В формировании нового художественного видения нельзя недооценивать пребывание совсем юного Максимова в артели Крестоносцева, когда в квартиру для совместной работы и жизни съехались помимо Максимова Н.А.Кошелев, А.А.Киселев, В.А.Бобров, А.К.Дамберг, А.Ф.Калмыков, а позднее А.И.Шурыгин.

    Некоторые из них были запечатлены Максимовым в групповом не законченном портрете 1864 года, написанном в близкой манере к автопортрету. В артели, в среде единомышленников, впервые появилась мысль, отрицающая традиционность пути художников-выпускников Академии. Художники артели потянулись к жанровым сюжетам.

    Автопортрет и портреты товарищей. 1864 год.

    Как и другие артельщики, Максимов писал сценки из быта людей среднего достатка: «Маленькая кокетка» в 1864 году, «По примеру старших» в 1864 году, «Семейный чай» и «Дед-судья» в 1865 году. Такие сюжеты были в то время в новинку для русской публики.

    Названия этих работ говорили о том, что бытовые картины артельщиков были пассивно-созерцательными, отличными от критической направленности московской школы. Петербургский жанр расширял тематику и осваивал сюжеты обыденности.

    В работах Максимова проявлялись отголоски поэтического реализма 1830-х и 1840-х годов. Художник легко вел бытовой рассказ.

    Он обращал внимание зрителя на выразительность жестов и лиц, рассматривал предметы, населяющие интерьер: сбитые коврики на полу, обои, картинки в рамах на стенах, столы и кресла.

    «По примеру старших». 1864 год.

    Самую значительную картину из своей серии городского жанра Максимов написал в 1868 году — «Мечта о будущем». В ней забавный бытовой рассказ картин периода артели перерастал в мягкое поэтическое переживание повседневности. Молодая женщина приостановила шитье, задумалась, отключившись от будничного, уходила в свои мысли и чувства.

    Зрителей пленяло ее юное, но уже женственно очаровательное лицо. Приближение к традиции поэтического реализма проявлялось в том, как любовно был написан интерьер и предметы. Неяркий свет лился сквозь прозрачные занавески, выявляя зеленый ажур цветка, наполняя уютным полусумраком петербургскую квартиру.

    В глубине стоял комод с зеркалом в резной овальной раме; мягко поблескивали полированное дерево и подсвечники, на резные ножки столика, стоящего против света, падали светлые блики, а кожаная обивка стула отливала голубоватыми отсветами.

    Рассказ был достаточно подробен, но не было ощущения натуралистического перечисления, все было словно освещено и приподнято лирическим настроем молодого, влюбленного художника. Отсутствие цветовых контрастов в колорите картины соответствовало состоянию счастья, покоя и тихого проникновенного ожидания радости.

    Из этой темы вытекало любование «вещной» красотой, сказавшееся в трактовке формы и фактуры предметов быта. Соединение белого и желтовато-серого в костюме не совсем удалось художнику, но в живописи картины жило трогательное стремление к красоте и поэтизация повседневности.

    Этой картиной художник подводил к концу тему городского жанра в своем творчестве, чувствуя ее второстепенность и неактуальность для русской живописи второй половины 1860-х годов.

    «Шитье приданого». 1866 год.«Мечты о будущем». 1868 год.«Материнство». 1871 год.

    «В комнатах».

    Развивая одну из главных тем искусства передвижников — крестьянскую, Максимов не изменил себе, сохранив присущее ему дарованию поэтическое чутье. В последние годы пребывания в Академии у него появлялось все больше рисунков и небольших живописных этюдов из деревенской жизни. Максимов окунулся в деревенский быт, зажив одной жизнью с крестьянами.

    Это произошло после решения покинуть Академию, отказа от конкурса на золотую медаль и поездки за границу. Решения эти созревали давно. Лето 1866 года Максимов провел в Шубино Тверской губернии, проработав там домашним учителем рисования в доме П.П.Голенищевой-Кутузовой. Максимов завел знакомства среди дворовых и земледельцев, присматривался и раздумывал.

    Шубино — заметная веха в творческом становлении художника. Там зародились темы всех его значительных картин, и был получен толчок к нравственному мужанию. По его словам, ему больше не хотелось писать портреты городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих мало знакомых людей. Отныне свое творчество Максимов посвящал русскому крестьянству.

    «Крестьянская девочка».

    1865 год.«Девочка». 1866 год.«Голова крестьянина».«Портрет старика».

    «Старик-крестьянин».

    Осенью 1866 года Максимов получил аттестат со званием художника 3-й степени и чин 14-го класса, после чего поселился в родной деревне. Он жил в избе, носил русскую рубаху и шаровары, брат-портной шил ему дубленый полушубок с вышивкой. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим.

    Авторитет художника был так велик, что крестьяне шли к нему за советом, его приглашали на семейные разделы, со многими крестьянами он переписывался потом долгие годы. Жизнь в деревне и написание крестьянских картин стало настоящим подвижничеством глубоко убежденного и сильного духом художника.

    Знаменитая картина Василия Максимовича «Бабушкины сказки» была закончена в ноябре 1867 года, но ее эскиз был сделан в Шубине по воспоминаниям детства — когда-то в их избе долгими вечерами собирались соседи послушать сказки матери Максимова. В центре деревенской избы, освещенной лучиной, сидела старушка и рассказывала сказки.

    Ее заслушались деревенские ребятишки. Выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания событий у ребят, сидящих слева, оттенялось задумчивым переживанием рассказанного у мальчика и девочки.

    Находящиеся с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины уравновешивали и одновременно усугубляли это состояние погруженности в обдумывание, в теплое и задушевное воспоминание. Тихая сосредоточенность в лицах была видна у приостановивших работу мужчин.

    Переживание услышанного оправдывало отключенность от будничного и бездействие героев. В картине был поставлен акцент не на действии, а на состоянии, причем длительном – художником создавалось впечатление, что люди надолго останутся в одном настрое.

    «Бабушкины сказки». 1867 год.

    В картине «Бабушкины сказки» присутствовал предметный натюрморт.

    Это было видно в том, как добросовестно художником были перечислены полка с посудой, хомут с седелком, жердь для зыбки, связки сушеных грибов, одеяло у печи и шаль, ощущается не поэтическая, а скорее прозаическая тенденция грядущего аналитического искусства передвижников, когда предметы быта выступали как знак конкретной социальной среды. Стремясь к бытовой достоверности, художник все писал с натуры – избу и ее убранство. Ему позировали племянники, деревенские ребятишки, брат Алексей, невестка Варвара, а рассказчицу сказок он написал со старушки Юдишны. Он хотел отразить различные характеры детей, но хотя он и работал с натуры, в их лицах была заметна некоторая идеализация и одинаковость черт. Максимов находился в процессе перехода от одного периода искусства к другому, и было видно взаимодействие и противодействие различных методов искусства. Новой важной работой стала работа 1869 года «Сборы на гулянье». В ней на праздник наряжались две крестьянские девушки, что-то обсуждая между собой. В их действиях не было суеты, сценка была наполнена светлым лиризмом. В лицах девушек была видна целомудренная несмелость и тихая радостность, в жестах и пластике фигур — мягкость и неспешность движений, истинно русская напевная грация.

    «Сборы на гулянье». 1869 год.

    Максимов внутренне был почти готов к исполнению большого замысла, у него было радостное состояние, выразившееся в тематике картин 1869 года. Сказался ряд удач в жизни художника. За выставленную в начале 1868 года в Обществе поощрения художников картину «Бабушкины сказки» Максимов получил премию, а Академия художеств продлила ему стипендию. Но главное — ее купил П.М.

    Третьяков для своей галереи. С этого времени между ними установились близкие дружеские отношения. В ноябре 1870 года Академия художеств за картину «Мечта о будущем» присудила Максимову звание классного художника первой степени. И произошло еще одно радостное событие – женитьба на Лидии Александровне Измайловой, ставшей его большим другом.

    26 ноября 1872 года Максимов был единогласно принят в Товарищество передвижных художественных выставок. Все это наполнило его желанием работать, наделило уверенностью в себе и на несколько лет обеспечило творческой энергией.

    «Внутренний вид избы». 1869 год.«Внутренний вид избы». 1869 год.«Красный угол в избе». 1869 год.«Крестьянская изба». 1869 год.«Мальчик-механик».

    1871 год.

    «Девушка у амбара». 1874 год.

    Официальной датой написания картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» считается период 1871-1875 годов, но работа фактически была начата в 1868 году. С весны этого года, поселившись в деревне Чернавино, Максимов напряженно работал над этюдами, накапливал материал и творчески преображал его.

    Чтобы окончательно созреть для написания эпического полотна и отойти от некоторой камерности предшествующего периода, художнику нужно было проехать по России, ощутить ее просторы и увидеть ее народ. И весной 1871 года Максимов с В.М.Васнецовым отправился в Киев.

    Художники наблюдали собравшийся со всех сторон на богомолье люд, ездили по деревням, изучая типы и характеры, слушали пение, смотрели танцы, зарисовывали костюмы.

    «Новая Ладога. Успенский монастырь». 1875 год.

  • Источник: http://chtoby-pomnili.net/3325-3322.html

    Максимов В.М

    Для увеличения — нажмите на изображение

    Крамской Николай Иванович. Портрет художника В.М. Максимова

     Русский художник Василий Максимович Максимов родился 17(29) января 1844 года в деревне Лопино, близ Новой Ладоги в крестьянской семье. Рано остался сиротой, после чего в 1855 году пошел обучаться в иконописную мастерскую в Петербурге, где получил первые уроки живописи. 

    В 1863 году Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств. С 1864 года стал членом Художественной артели П.А. Крестоносцева, которая просуществовала немногим более года. В этот период Максимов написал картину «Больное дитя» (1864), которая была удостоена золотой медали Академии Художеств «за экспрессию».

    Окончив Академию Художеств в 1866 году, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, получив звание классного художника 3-й степени. «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».

    Максимов отправился в Тверскую губернию в деревню Шубино. Там он устроился на должность домашнего учителя рисования в имение Голенищевых-Кутузовых.

    Летом 1866 года художник совершил путешествие по Волге, которое оставило массу ярких впечатлений о русской деревни.

    Его картина «Бабушкины сказки», написанная в 1867 году, показанное на выставке ОПХ, была премирована и куплена Третьяковым для картинной галереи.

    Читайте также:  Описание картины константина юона «автопортрет»

    Наиболее ярко талант Максимова раскрылся в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», написанной в 1875 году. В этом произведении с множеством персонажей, отмечено глубокое знание быта крестьян.

    Образы жениха и невесты, колдуна, выразительные типы стариков, написанные с конкретных людей, характеризуются большой жизненной правдой.

    Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: «Ты наш, если и напишешь, то не для смеху».

    После художник продолжил близкую для него тему быта русской деревни.

    В эти годы Максимов написал серию картин, посвященных жизни крестьян: «Слепой хозяин» (1884), «Бедный ужин» (1879), «Аукцион за недоимки» (1880), «Лихая свекровь» (1893), «Заем хлеба» (1882), «У своей полосы» (1891). В картине «Больной муж» (1881) он изобразил больного деревенского мужика и его несчастную жену, склонившуюся у икон.

    В произведении «Семейный раздел», написанном в 1876 году, Максимов изобразил дележ имущества между родными братьями, показав разложение патриархального быта в пореформенной деревне, где с одной стороны господствует алчность, а с другой — беззащитность и кротость. Наиболее сильно это выразилось в противопоставлении женских образов: обездоленной младшей невестки и жадной и вздорной жене старшего брата.

    В 1872 году Максимов принят в ряды Товарищества передвижных художественных выставок. На первой передвижной выставке художник все свое творчество посвятил изображению простого народа.

    Среди наиболее значительных произведений Максимова стоит отметить картину «Всё в прошлом», написанную в 1889 году. В этой картине видны ностальгия по дореформенным временам, мотив вымирающих «дворянских гнезд».

    Здесь изображена сцена в заброшенном поместье, с заколоченным барским домом, теперь лишь напоминающем о лучших временах бывшей хозяйке, перебравшейся в крестьянский домик, которая отдыхает в кресле под его окнами вместе со старой крестьянкой.

    Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.

    После этого в жизни Максимова наступает период угнетающей нужды и лишений. Художник продолжал рисовать сцены крестьянского быта и почти не находил заказчиков и покупателей.

    Незадолго до смерти Максимов начал картину «Прощеное воскресенье», но так ее и не успел закончить: бедность и болезни сломали художника. Он умер 18 ноября (1 декабря) 1911 года.

    Однако в истории русской живописи Максимов навсегда займет достойное место как «летописец» крестьянской жизни.

    *   *   *

    Галерея (46 изображений)

    *   *   *

    Источник: http://gorenka.org/index.php/maksimov-v-m

    Художник Василий Максимович Максимов..

    Художник Василий Максимович Максимов родился 17(29) января 1844 года в деревне Лопино,близ Новой Ладоги в крестьянской семье.Рано остался сиротой,после чего в 1855 году пошел обучаться в иконописную мастерскую в Петербурге,где получил первые уроки живописи.

    В 1863 году Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств.С 1864 года стал членом Художественной артели П.А.Крестоносцева,которая просуществовала немногим более года.В этот период Максимов написал картину «Больное дитя»(1864),которая была удостоена золотой медали Академии Художеств «за экспрессию.

    Окончив Академию в 1866 году,художник отказался от конкурса на большую золотую медаль,получив звание классного художника 3-й степени.Максимов отправился в Тверскую губернию в деревню Шубино.Там он устроился на должность домашнего учителя рисования в имение Голенищевых-Кутузовых.

    Летом 1866 года совершил путешествие по Волге,которое оставило массу ярких впечатлений от  русской деревни.Его картина «Бабушкины сказки»,написанная в 1867 году,показанная на выставке ОПХ,была премирована и куплена Третьяковым для картинной галереи.

    Наиболее ярко талант художника раскрылся в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»,написанной в 1875 году.После художник продолжил близкую для него тему быта русской деревни.В 1872 году Максимов принят в ряды Товарищества передвижных художественных выставок.

    На первой передвижной выставке художник все свое творчество посвятил изображению простого народа.Среди наиболее значительных произведений Максимова стоит отметить картину «Все в прошлом»,написанную в 1889 году.Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.

    После этого в жизни Максимова наступает период угнетающей нужды и лишений.Художник продолжал рисовать сцены крестьянского быта и почти не находил заказчиков и покупателей.

    Незадолго до смерти Максимов начал картину «Прощенное воскресенье»,но так ее и не успел закончить:бедность и болезни сломали художника.Он умер 18 ноября(1 декабря)1911 года .

    Однако в истории русской живописи навсегда займет достойное место как «летописец» крестьянской жизни.

    Шитье приданного.1866 год

    С дипломом .1890 год

    Все в прошлом .1889 год

    Семейный раздел. 1876 год

    Примерка ризы .1878 год

    Бабушкины сказки. 1867 год

    Аукцион за недоимки. 1880-1881 год

    Бедный ужин .1879 год

    Крестьянская изба .1869 год

    Внутренний вид избы .1869 год

    Приход колдуна на крестьянскую свадьбу 1875 год

    У ограды скита.

    Лесной сторож .1896 год

    После обедни .1891 год

    Сад при доме Третьяковых .1877 год

    У своей полосы. 1891 год

    Добредет ли?1896 год

    Мечты о будущем .1868 год

    Залом ржи.1903 год

    Красный угол в избе.1869 год

    По примеру старших.1864 год

    Заслушались.1864 год

    В комнатах.

    Мальчик-механик.1871 год

    Пережил старуху.1896 год

    Кто там?1879 год

    Девушка у амбара.1874 год

    Материнство.1871 год

    Больной муж.1881 год

    Слепой хозяин.1884 год

    Сборы на гулянье.1869 год

    Цитата сообщения Валентина_Шиенок

    Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Художник Максимов Василий Максимович(1844-1911)

    Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43294422447/next

    Василий Максимович Максимов

    ?Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote,
    2015-01-29 08:05:00Василий Сергеев
    vasily_sergeev
    2015-01-29 08:05:00Цитата сообщения Bo4kaMeda
    Сборы на гулянье 1869холст масло 67 х 85

    Государственный музей искусств им. Кастеева Республики Казахстан

    Кто же, как не сын крестьянский, рано потерявший родителей, смог бы описать жизнь и нравы деревенской жизни, ее боли и проблемы. Естественно, что к знаниям и опыту необходим талант. Всем этим и владел Василий Максимович Максимов, который после окончания иконописной мастерской и обучения в Академии художеств (1863—1866) посвятил себя крестьянской теме. Свое кредо он изложил после отказа в Академии от выпускного конкурса на большую золотую медаль и потенциальную поездку за границу: «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс. Я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».Его работы: Бабушкины сказки (1867), Сборы на гулянье (1869), Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (1875), Семейный раздел (1876), Больной муж (1881) — лишь небольшая часть из выполненного художником по своей главной теме. Естественно, что В. Максимов — один из наиболее стойких и последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок. Его картины — желанные цели для собрания П. М. Третьякова. Не обойден художник и официальным признанием — в 1878 году ему присваивают звание академика. Картина Все в прошлом (настолько популярная с момента написания, что В. М. Максимов по просьбам и заказам неоднократно повторял ее) стоит в стороне от основного творческого направления художника. Но она чрезвычайно важна и для понимания последующей судьбы живописца, ибо к изменениям жизни в стране и в искусстве В. М. Максимов не приспособился (да, видимо, и не мог приспособиться). Он умер, истощенный нуждой, болезнями, отсутствием заказов. Как умирали некоторые герои его полотен. В них и остался для русского искусства наш замечательный, с обостренным отношением к жизни живописец.

    Приход колдуна на крестьянскую свадьбу 1875

    холст масло 116 х 188 ГТГ

    Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (фрагменты)

    Русская крестьянка 1896холст масло 343.5 х 34Национальная галерея республики Коми, Сыктывкар«Заслушались» 1864Холст, маслоНиколаевский художественный музей им. В.В.ВерещагинаКрестьянская изба 1869Внутренний вид избы 1869холст масло37 х 45.

    2ГРМВнутренний вид избы 1869Красный угол в избе 1869холст на картоне маслоГРМАукцион за недоимки 1880-1881холст масло 122 х 191Бердянский художественный музей им. И. И. БродскогоБабушкины сказки 1867холст, масло 67 х 92ГТГБедный ужин 1879холст маслоИркутский областной худ-й музей им.

    СукачеваБольной муж 1881 холст маслоГТГВ комнатаххолст маслоВоронежский областной худ. музейВид города Рыбинска 1886холст масло 20 х 53ГРМВсе в прошлом 1889холст масло 72 х 94ГТГЕдинственный учительХерсонский областной худ. музей имени А.А. ШовкуненкоЗалом ржи 1903Злая свекровьКто там? 1879холст маслоРязанский гос. обл. музей имени И.П.

    ПожалостинаМальчик-механик 1871холст масло 56.5 х 78Национальный художественный музей республики Беларусь, МинскМужской портрет 1888холст масло 38 х 32.2

    Вологодский гос. историко-архитектурный и худ. музей-заповедник

    1. Опять на родине
    2. Торговка. 1881 г. ГТГ
    Пережил старуху 1896холст маслоЛьвовская картинная галереяПо примеру старших 1864холст масло 43 х 36

    Иркутский обл. худ. музей им. Сукачева

    1. Максимов Василий«Автопортрет. Рука. Мужская фигура» 1863Бумага, графитный карандаш, растушка, мел(?) 32,4 х 21,2

    Государственный Русский музей

    2. Максимов Василий«Портрет В.А.Боброва» 1863Бумага, соус, сангина, белила, пастель 32,8 х 19,3Государственный Русский музейПримерка ризы 1878холст масло 35.5 х 44Кировский обл. худ. музей им. ВаснецовыхС дипломом 1890холст маслоПолтавский худ. музейСемейный раздел 1876холст масло 106 х 148ГТГСлепой хозяин 1884Шитье приданого 1866холст масло 65 х 79

    ГТГ

    1. Новая Ладога. Успенский монастырь 18752. «Крестьянская девочка» 1865Холст, масло 42 х 32

    Государственный Русский музей

    Автопортрет и портреты товарищей 1864холст масло 43 х 53,5 ГТГтакже изображены:

    Балицкий Иван (служащий сената)

    Бобров Виктор Алексеевич (ученик ИАХ)
    Волков (ученик ИАХ)
    Дамберг Александр Константинович (ученик ИАХ)
    Еремеевский Иван Федорович (ученик ИАХ)
    Калмыков Александр Федорович (ученик ИАХ)
    Мотвочевский Константин Михайлович (ученик ИАХ)«Сад при доме Третьяковых» 1877Холст, масло. 33.7 x 28.5 смГосударственная Третьяковская галерея«Старик-крестьянин».Girl with book SunМаксимов Василий МаксимовичБудущий художник 1899холст масло 46.6 х 22.1Национальный худ. музей республики Беларусь, МинскВзятие Владимира монголамиГолова крестьянинаЭтюдхолст масло 47.5 х 37Севастопольский худ.музей им. М.П. КрошицкогоГород Макарьев на Унже (1893 г.)Девочка 1866холст масло 31 х 27ГРМДевушка у амбара 1874холст масло 41 х 27.5Пермская государственная картинная галереяДобредет ли? 1896картон масло 26 х 17.5Иркутский областной художественный музей им. В. П. СукачеваКрестьянская девушка 1865Лесной сторож 1893холст масло 207 х 134Одесский худ. музейМаксимов Василий (1844-1911)У своей полосы. 1891Максимов Василий«Будущий кормилец» 1869Холст, масло 52 х 66,8Государственная Третьяковская галереяМаксимов Василий«На берегу. Набросок» 1865Бумага, сепия 16,7 х 20,8Государственный Русский музейМаксимов Василий«Пойман с поличным» 1867Бумага, сепия 14,2 х 15,3Государственный Русский музейМаксимов Василий«Портрет В.А.Боброва» 1863Бумага, графитный карандаш 32,4 х 19,6Государственный Русский музейМатеринство 1871Мечты о будущем 1868холст масло 58 х 44ГРММужской портретПортрет задумавшейся девушки 1880холст на картоне масло 45.5 х 33.6Гос. худ. музей Алтайского края, БарнаулПортрет старикаПосле обедни 1891картон маслоОмский обл. худ. музей изобр. искусства им. М. А. ВрубеляСтарик 1881холст маслоГТГУ колыбелиГосударственный Русский музейУ ограды скита 1898холст масло 34 х 26Луганский обл. худ. музейУ своей полосы 1892холст масло 76.5 х 51.5Одесский худ. музейШвейцар (старый служака) 1880Холст, масло. 33 х 26,5Свердловская картинная галереяБольное дитя. 1864Чувашский государственный художественный музейChouvashia State Art MuseumВиктор Алексеевич Бобров (1842—1918)Портрет В. М. Максимова 1864холст, масло 44,6 х 34,2 см (овал)Государственная Третьяковская галерея, МоскваПортрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)watercolor and gouache on brown paper29.4 × 22 cm

    Читайте также:  Описание картины эдварда мунка «созревание»

    ПРАВДА НАРОДНАЯ
    (И. Репин Далекое близкое)

    Кремень “передвижничества”, самый несокрушимый камень его основания — Василий Максимович Максимов немыслим без России, неотделим от своего народа.

    Даже судьба Василия Максимовича всю жизнь колотила его, как злая мачеха, — точно так же, как она беспощадна к исключительно даровитому народу русскому и с какой-то тайной завистью не дает ему ни отдыху, ни сроку — дубасит его в самые больные места.

    Так и наш бытописатель, — в живых картинах, полных любви и смысла, весь свой век был заглушаем за беззаветную преданность, кровную любовь и неизменную службу своему великому народу.

    В этом служении было единственное счастье Максимова, и его назначение определилось в самой ранней юности. В самом искреннем искании веры в свое дело он встретил учение о величии и значении своего обездоленного народа.Картины его можно назвать перлами народного творчества по характерности и чисто русскому миросозерцанию.

    Они скромны, не эффектны, не кричат своими красками, не вопиют своими сюжетами; но пройдут века, а эти простые картины только чем-то сделаются свежее и ближе зрителю будущих времен. А чем? — Это вовсе не загадка и не таинственный символ, — это самая простая русская вечная правда.

    Она светит из невычурных картин Максимова: из каждого лица, типа, жеста, из каждого местечка его бедных обстановок, бедной жизни.Какой бы культуры ни достиг в будущем русский гражданин, каких палат ни понастроил бы он впоследствии для развлечений, обучений и общежитии своим молодым орлятам, во всех этих великолепных хоромах и обширных чертогах картины В. М.

    Максимова займут почетное место; и из поколения в поколение будет традиционно переходить к ним любовь и сердечный интерес к бедным формам бедного быта предков; а имя автора будет вспоминаться и чествоваться, и будет бессмертен скромный художник со своею простою наружностью.

    И все реальнее и знакомее будут казаться возвеличившемуся потомству его дорогие черты, и все дороже будут ценить его правдивые картинки. Их будут любить и вечно ими любоваться.Вот награда художнику.И это не фантазия к случаю, не утешение в горькой юдоли.

    Нет, счастье художника как художника, несомненно, заключается в этой счастливой находке своей “зеленой палочки”; только она и укажет ему путь в его “царство небесное”.Может показаться, что Максимову просто и без борьбы пришлось достигнуть своей художественной вечности.

    Нет, в действительности на пути его было много искусов и соблазнов, много заманчивых дорог и более блестящих перспектив.В Академии художеств Максимов шел одним из самых первых, в первом десятке.

    Профессора считали его кандидатом на все высшие отличия академического курса, на серебряные и золотые медали и, наконец, на самую большую награду: поездку в Европу на шесть лет для окончательного усовершенствования в искусстве, чтобы возвратиться достойным звания и деятельности профессора.

    Как! Имея в виду такую блестящую художественную карьеру, Максимов отрекся от нее и остался в России для своих бедных мужичков?!— Вот простота!..— Да, простота и правда, — можно ответить на это недоумение эстета… Эстет равнодушен и к России, и к правде мужицкой, и даже к будущему своей родины… Кто там ее разберет!.. Искусство для искусства, совершенство — одно всем.

    И наконец: эта “бедность да бедность, да несовершенство нашей жизни”… Все это так тяжело… Так рассуждает эстет, купаясь глазами, как сыр в масле, в героических историях Горациев и Куриациев, мучеников в колизеях и Юлиев Цезарей и т. д.Эстет опьянен этим абсентом; он давно уже алкоголик этих холодных экзерсисов на исторические темы.

    Что ему, что родина иронически нема на его долголетние ухищрения в техниках “последнего слова” искусства… Он никогда не задумывался, сколько стоили отечеству все эти никчемные совершенства…Да, никчемные. Разверните “Войну и мир” Л. Н.

    Толстого, начните читать эту великую книгу жизни, которую написал русский человек, и вы невольно сконфузитесь перед величием искусства, воплощающего русскую правду.И художнику, желающему стать живым, сбросить весь хлам и пошлость, прививаемые методически курсами авторитетных учреждений, предстанет колоссальный, самостоятельный и трудный путь искусства правды и жизни; чтоб идти по этому пути, нужно беспощадно отречься от усвоенной пошлости общих мест, готовых форм (как в литературе — от литературности, навевающей скуку). Нужно стать подвижником, как Александр Иванов, преодолевавший ложные, мертвые формы искусства в течение двадцати семи лет.И Василий Максимович понял с юных лет этот путь правды и жизни в живописи.Ничто не дается даром. И ему долго надо было отучаться от шаблонных условностей — и работать, трудиться наново: видеть, чувствовать, искать и, что всего важнее, уметь перенести на холст свое новое, излюбленное. Много было труда, и бессмертие нелегко достигнуто им.

    Максимов Василий «Автопортрет» 1863Холст, масло80,5 х 62

    Государственный Русский музей

    Bo4kaMeda

    Источник: https://vasily-sergeev.livejournal.com/6900959.html

    Максимов Василий Максимович (1844-1911)

    Родился В. М. Максимов в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи.

    В 1863 г. Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств вольнослушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели, возглавляемой П. А. Крестоносцевым. Артель была организована «для совместной работы и жизни», подобно артели , но просуществовала немногим более года. Написанная Максимовым в то время картина «Больное дитя» (1864) была удостоена золотой медали АХ «за экспрессию».

    Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа «четырнадцати» во главе с . «Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, — говорил он, — я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя».

    Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, Максимов покинул стены АХ и отправился в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года совершил поездку но Волге, которая оставила массу ярких впечатлений о жизни народа.

    Позднее он говорил П. М. Третьякову, что «не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни».

    Его произведение «Бабушкины сказки» (1867), показанное на выставке ОПХ, было премировано и тогда же куплено Третьяковым для картинной галереи.

    Однако наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875). Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей, создающих «хоровое начало», отмечено глубоким знанием деревенского быта.

    Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой.

    Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: «Ты наш, если и напишешь, то не для смеху».

    В картине «Больной муж» (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика па лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка.

    В эти годы Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле: «Бедный ужин» (1879), «Аукцион за недоимки» (1880), «Заем хлеба» (1882), «Слепой хозяин» (1884), «У своей полосы» (1891), «Лихая свекровь» (1893). О подобных работах художника И. Н. Крамской сказал: «Да, да, сам народ написал свою картину. Вот, жанристы, у кого учитесь».

    Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал Максимов в произведении «Семейный раздел» (1876), изобразив дележ имущества между двумя братьями. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость — с другой.

    Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов , художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата. «Кремень передвижничества», «самый несокрушимый камень его основания» — так называл Максимова .

    Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в ноябре 1872 г. в ряды ТПХВ, художник все свое творчество посвятил изображению народа. Среди значительных произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина «Всё в прошлом» (1889).

    Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих «дворянских гнезд».

    Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами.

    Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки — старой крестьянки, уныло коротающей дни возле барыни. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.

    Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений.

    Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину «Прощеное воскресенье», но не закончил ее. Бедность, истощение, болезни свели художника в могилу. Однако в истории русского искусства Максимов занял достойное место как бытописатель и знаток народной жизни.

    Источник: http://shetihin.narod.ru/jps/hudozhniki/maksimov.html

    Ссылка на основную публикацию