Описание картины василия поленова «автопортрет»

Художник Поленов В.Д

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отец был археологом и библиографом, мать писала книги для детей, занималась живописью. В семье уделяли большое внимание искусству и наукам, поэтому дети также проявляли к этому интерес. На формирование художественного вкуса Поленова оказала большое влияние и его бабушка В.Н. Воейкова.

Интерес к живописи проявили Василий и его сестра Елена. Чтобы развивать эти способности, семья пригласила преподавателей. Наставником Поленовых стал П.П. Чистяков, студент Академии художеств. Именно он дал будущему художнику необходимые знания по азам живописи.

Большую роль в становлении творческой манеры Поленова сыграла его поездка в имение Имоченцы Олонецкой губернии. Именно в это время он стал особенным почитателем красоты русской природы. После этого Поленов отправляется на учебу в Петрозаводск, а затем в Петербург.

По настоянию отца Поленов поступает в Санкт-Петербургский университет на физико-математический факультет. Параллельно он посещает уроки в Академии художеств. По окончанию университета Поленов получает диплом юриста. В это же время он был награжден большой золотой медалью за картину «Воскрешение дочери Иаира».

Получение такой награды дает художнику право на путешествие за границу. 1872-1876 годы Поленов проведет в Европе. Он посещает Францию, Италию, Германию. Поленов изучает творчество зарубежных мастеров, сам развивает свое мастерство. В Париже художник знакомится с Репиным. За границей Поленов пишет полотно «Арест графини д’Этремон».

Эта картина принесла ему впоследствии звание академика.

В 1876 году, вернувшись на родину, Поленов становится официальным художником при наследнике-цесаревиче во время русско-турецкой войны.

В 1877 году Поленов переезжает в Москву. В 1878 году он становится членом Товарищества Передвижных Художественных Выставок. На одной из экспозиций Поленов представляет свою работу «Московский дворик». В этом городском пейзаже художнику удалось передать атмосферу умиротворенности и покоя.

Любовь к жизни подчеркивается живыми яркими красками. Череду поэтичных полотен продолжили картины «Ранний снег», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». В них мастеру удалось совместить ощущение уюта и покоя со свежестью пленэрного взгляда.

Характерными чертами всех выдающих работ Поленова были непосредственность восприятия, светотеневая контрастность, легкий мазок и яркие оттенки.

В галерее работ художника видное место занимают и полотна на восточную и библейскую темы. Вдохновение Поленов черпал во время поездок 1881-1882 годов, а также путешествия 1899 года, после которых появился цикл картин «Из жизни Христа».

В 1890 году Поленов покупает имение на берегу Оки в Тульской области. Именно здесь художник и скончался 18 июля 1927 года.

Лучшие картины Поленова В.Д.

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/polenov-v-d/

Василий Полено­в: картины, биография мастера пейзажа

Портрет кисти Репина художника Василия Дмитриевича Поленова.

«Он всегда поражал своей внутренней силой: она чувст­вовалась в разговоре, в походке, в том, как пронзительно оглядывал Василий Дмитриевич собеседника. Помню, зна­комые всегда подчеркивали необычайный ум и образован­ность Василия Дмитриевича.

Едва ли не самая характерная черта Поленова — работо­способность. Труд любил он самозабвенно и, помнится, на­зывал глубоко несчастными тех людей, которые не любили или не умели трудиться».

Так вспоминал в свое время о Поленове известный художник Василий Васильевич Мешков.

Имя Полено­ва знают миллионы людей. Без его картин теперь немыс­лимо представить себе русское искусство. Доступные и понятные каждому, они несут в народ высокие эстетические и этические идеалы, убеждают нас в том, что подлинно художественные произведения никогда не стареют.

Василий Дмитриевич Поленов родился в Петербурге в семье ученого-археолога, большого любителя и знатока ис­кусства. В 1863 году, по окончании гимназии, Поленов по­ступил в Академию художеств. Занимаясь здесь у П. П. Чистякова, он одновременно учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Получив универ­ситетское и академическое образование, Полено© как пен­сионер Академии выехал за границу. Пробыв некоторое время в Италии он направился во Францию и обосновался в Париже в кругу своих близких друзей — И. Е. Репина, В. М. Васнецова, А. П. Боголюбова и других русских ху­дожников.

Мечтая посвятить себя «исторической живописи, Поленов создал картины: «Право господина» (1874), «Арест гугенотки» (1875), за последнюю он получил зва­ние академика.

Вскоре, однако, Поленов понял, что его призвание «всего ближе к пейзажному, бытовому жанру». И действительно, написанные им в Нормандии этюды «Белая лошадка. Нор­мандия», «Отлив», «Черная лодка», «Пруд в Веле» явились высшим достижением периода пенсионерской поездки.

Вернувшись в Россию раньше положенного срока, Поле- нов вскоре отправился в качестве художника на фронт русско-турецкой войны. За участие в боевых действиях он был награжден медалью и крестом. Его фронтовые рисун­ки, частично печатавшиеся в журнале «Пчела», до сего дня не утратили интереса.

В 1878 году Поленов, поселившись (В Москве, /впервые вы­ступил на выставке Товарищества передвижников со своей картиной «Московский дворик». Это произведение принесло художнику заслуженную славу. Вслед за /ним появились составившие целую эпоху в развитии русского пейзажа картины «Бабушкин сад» (1879) и «Заросший пруд» (1879).

В пейзажах Поленова все было просто, естественно и пре­красно. Интимная задушевность, тонкая пленерная переда­ча воздуха и света сочеталась в них с завершенностью ком­позиции, точным, четким рисунком.

В начале 80-х годов Поленов задумал создать серию кар­тин на библейские сюжеты. С целью изучения природы и обстановки, среди которых протекало действие библейских легенд, художник совершает путешествие в Египет, Сирию и Палестину.

Во время путешествия он пишет множество этюдов пейзажного и этнографического характера. Эти этюды были восприняты знатоками искусства как новое слово в русской живописи.

Никогда еще до них не было та­кой мастерской передачи световоздушной среды, такой тон­кости отношений, богатства бесчисленных оттенков разных цветов.

Однако большая картина «Христос и грешница» (1887), ради создания которой было совершено путешествие на Восток, не стала бесспорным достижением Поленова. Она несла на себе печать отвлеченных «нравственно-утопических представлений и академической условности.

Параллельно с созданием полотна «Христос и грешница», Поленов писал лирико-эпические пейзажи русской природы и работал над картиной «Больная» (1886).

Новый подъем в творчестве Поленова наступает с его переселением в имение «Борок» (ныне Поленово), распо­ложенное неподалеку от Тарусы. Здесь одно за другим воз­никают полотна, отражающие «расоту могучей и скромной русской природы («Ранний снег», 1891; «Летом на Оке», 1893; «Золотая осень», 1893; «Стынет», 1893; «Ока с высо­кого берега», 1898 и др.)»

В январе 1905 года узнав, что великий князь Владимир Александрович, бывший президентом Академии художеств, командовал расстрелом демонстрации, Поленов вместе с Серовым отказался от академического звания.

Уже стари­ком, в 1910 году, Поленав начал в Москве широкую про­светительскую деятельность в области народного театра.

Он сам ставил спектакли, писал декорации, сочинял музы­ку, читал лекции о театральном искусстве.

Много сил и внимания уделял художник педагогической работе. Еще в 1882 году Поленов заменил в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества А. К. Саврасова по пейзажному классу и преподавал там многие годы. Среди учеников Поленова были И. Левитан, К. Коровин, И. Остро­ухое, А. Головин, С. Иванов, В. Бакшеев, В. Бялыницкий- Бируля, В. Мешков и другие.

В 1918 году художник со­здал один из лучших своих эпических пейза­жей «Разлив на Оке». Эта картина воспринимается как обобщенный, поэтически выразительный образ России.

За многолетнюю плодотворную художественную и общественную деятельность Поленову одному из первых было присвоено почетное звание народного художника республики.

Картины Поленова

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1409-polenov.html

Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец

        2 ноября 2009 года

Автопортрет. Начало 1900-х

Кол-во 240 | Формат JPG | Разрешение 1000+ по б.с.| Размер 36,56 Mб

Поленов Василий Дмитриевич (1844–1927), русский художник и деятель театра. Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 в семье археолога Д.В.Поленова. Учился в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета.

Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в 1872–1876 Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств.

Еще не выработавший свой стиль Поленов, получает массу впечатлений от посещения Европы и сделав множество этюдов и зарисовок окончательно склоняеться к пейзажному жанру.

Искусственность есть, по моему мнению, один из злейших врагов искусства. Поленов В.Д.

Гугенот. 1870 г

В 1877 году возвращаеться в Санкт-Питербург, а в 1878 году исполняет свой давний замысел — переезд в Москву. В Москве принялся за создание картин «пейзажного, бытового жанра», вдохновляемый пришедшейся ему по сердцу старой Москвой.

Параллельно с этим Поленов начал работать над этюдами к картине «Пострижение негодной царевны», замысел которой возник у него еще в Петербурге (в начале 1877 г.).

Читайте также:  Описание картины маурица эшера «относительность»

Замысел этот не был осуществлен, но зато в связи с ним Поленовым было создано несколько чудесных этюдов кремлевских соборов и теремов, принадлежащих к числу лучших творений художника первого года его жизни в России по возвращении из-за границы («Золотая царицына палата. Окно», «Верхнее золотое крыльцо», «Успенский собор.

Южные врата», «Теремной дворец»,»Выход из покоев на золотое крыльцо»). Мастерство пленэрной живописи, проявленное Поленовым в кремлевских этюдах, это пейзажное восприятие архитектуры позволило художнику несколькими месяцами позже создать замечательный пейзажный образ старой Москвы — «Московский дворик». «Московский дворик» — первая картина Поленова, экспонированная у передвижников, делу которых он давно сочувствовал.

Дом из путешествия по Германии. 1872 г

В дальнейшем Поленову предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за «Московским двориком» произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства — картинах «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».

В эти годы Поленов окончательно определяеться в жанре своих работ.

Но в марте 1881 года Поленова постигло глубокое горе — умерла его любимая сестра Вера Дмитриевна Хрущова, которая перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «серьезно» работать, то есть писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница».

Зима в Риме. 1872 г

Осенью 1881 года он отправляеться в Египет, Сирию и Палестину, это путешествие продлиться до марта 1882 года.

Из священных мест Василий Дмитриевич привезет множество этюдов и зарисовок, которые потом лягут в основу целого цикла картин про жизнь Христа.

Своеобразным отчетом художника о путешествии, о всех увиденных и поразивших его достопримечательностях явились этюды, исполненные во время поездки. Они были показаны на Передвижной выставке 1885 года и прямо с выставки приобретены Третьяковым.

Итальянский пейзаж с крестьянином. 1874 г

Путешествие на Восток дало Поленову богатый запас наблюдений, познакомило его с природой и архитектурой Палестины, с жизнью восточных городов, с обычаями, обликом и одеждой их жителей.

Все это, несомненно, помогло в дальнейшем Поленову представить евангельскую легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед Иерусалимским храмом. И в этом смысле восточное путешествие сыграло свою роль в создании картины.

Картина была выставлена на XV Передвижной выставке 1887 года. Александр III, осматривавший выставку до ее открытия, приобрел полотно Поленова для своей коллекции, опередив в этом Третьякова, который вел с художником переговоры о покупке картины.

После этого преобретения, все критики тут же прекратили все дебаты «о невозможности изображения Христа в столь неканоническом виде».

Нормандский берег. 1874 г

Пейзажной живописью в эпоху 80-х годов Поленову удавалось заниматься только урывками — полотно «Христос и грешница» в течение долгих лет поглощало все внимание художника, поэтому большая часть пейзажей 80-х годов была создана либо в начале этого периода, до увлечения работой над картиной, либо в конце его, по ее завершении.

Ливень. 1874 г

В 1890 году Поленов покупает имение «Бехово» на берегу Оки, где строит дом с мастерскими для друзей. Исполнив давнее желание, поселиться на природе, в Поленове снова просыпаеться пейзажист. Среди пейзажей Поленова этого периода заметное место занимают изображения русской деревни.

Первые картины Поленова с изображением русской деревни исполнены в том же пейзажно-бытовом жанре, что и картины «Московский дворик», «Бабушкин сад».

Постепенно люди начинают исчезать из пейзажей Поленова, но последние некоторое время все еще носят на себе следы их повседневной жизни и деятельности, и только в эпоху 90-900-х годов «чистая», нетронутая природа окончательно утверждается в пейзажной живописи Поленова. Вместе с этим, естественно, обрывается и тема русской деревни.

Но самым любимым временем года Поленова в эту пору все-таки является золотая осень. Ее красоту он сумел передать, как никто другой в русском искусстве. Вслед за картиной «Осень в Абрамцеве» Поленов создает большое полотно, которое так и называет — «Золотая осень».

Право господина. 1874 г

Со второй половины 90-х годов занятия пейзажной живописью все больше начинают отходить на второй план, вытесняемые новым серьезным замыслом Поленова — его циклом картин из жизни Христа. Второе путешествие на Восток было предпринято в 1899 году.

Путь лежал через Константинополь, Афины, Смирну, Каир, Порт-Саид, Иерусалим. В Иерусалиме был снаряжен караван на Тивериаду, Тир, Сидон, Бейрут. Бейрут был конечным пунктом путешествия.

Посетив места, которые евангельская легенда связывает с именем Христа, Поленов собрал большой этюдный материал для своего евангельского цикла. Написание картин шло успешно. В 1909 году огромный труд по созданию цикла «Из жизни Христа» был завершен.

Как и в прежних своих картинах на евангельские темы, Поленов рассматривает Христа как реально существовавшую историческую личность и потому совершенно не изображает в своем цикле «Из жизни Христа» приписываемых ему чудес.

При этом Поленов стремится запечатлеть не столько драматические эпизоды и события его жизни, сколько показать Христа, природу, которая его окружала, людей, которые вставали на его пути. «Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события», — писал Поленов о своем цикле Л. Толстому.

Одалиска. 1875 г

Особый раздел творчества художника составляет его деятельность в театре. Увлечение Поленова театром и работа над формлением спектаклей начались буквально с первых шагов его самостоятельного творчества.

Есть еще одна область общественной деятельности, в которую Поленовым был внесен большой и значительный вклад.

Это — его преподавательская работа или, вернее, воспитание им молодого поколения художников, ибо преподаванием основ профессионального мастерства не исчерпывается роль Поленова-педагога. Из его мастерской вышли такие замечательные колористы, как К.

Коровин, Левитан, Архипов, Головин и ряд других. Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки. Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.

Золотая царицина палата. 1877 г

Теремной дворец. Наружный вид. 1877 г

Московский дворик. 1878 г

Бабушкин сад. 1878 г

Заросший пруд. 1879 г

Источник девы Марии в Назарете. 1882 г

Константинополь. 1882 г

Мечеть Омара. Харам-эш-Шериф. 1882 г

Портик кариатид. Эрехтейон. 1882 г

Христос и грешница. 1888 г

Воря. 1882 г.

Пруд в Абрамцеве. 1883 г

Русская деревня. 1889 г

Осень в Абрамцеве. 1890 г

Осень золотая. 1893 г

За кого меня почитают люди. 1890 — 1909 гг

Возвестила радость плачущим. 1899 — 1909 гг

Решили идти в Иерусалим. 1899 — 1909 гг

Привели детей. 1890 — 1900-е гг

Палестина. Нагорная проповедь. 1890 — 1909 гг

Мечты (На горе). 1890 — 1900-е гг

Яков и Иоанн. 1890 -1900-е гг

Был в пустыне. 1909 г

Кол-во 240 | Формат JPG | Разрешение 1000+ по б.с.| Размер 36,56 Mб

Скачать подборку репродукций можно по ссылке Depositfiles

Источник: http://www.arteveryday.org/vasilij-dmitrievich-polenov/

Поленов Василий Дмитриевич

Лирик пейзажист, писал библейские сюжеты, новатор. Поленов В.Д. научил художников по-новому обращаться с красками.

Отец Василия Поленова историк, археолог, библиограф. Дмитрий Васильевич участвовал в подготовке реформы, освободившей крестьян. Мать Мария Александровна Ваейкова, внучка архитектора Н.

Львова, писала портреты под руководством академика живописи К. Молдавского (ученика К. Брюлова), была автором детских книг.

Сестра Поленова также стала известной художницей и участвовала в утверждении нового искусства на рубеже XIX-XX веков.

С 1859 года студент Академии художеств П. Чистяков обучал будущего художника азам живописи. П. Чистяковым воспитаны едва ли не все знаменитые русские художники второй половины XIX века. Он предвещал Поленову известность: «Они колорист, — говорил он, — так составляют тона, что и мне не составить».

Поленов, преданный природе, её обожатель и служитель. Первое знакомство с природой состоялось в десятилетнем возрасте, когда родители привезли его в имение Имоченцы в Олонецкой губернии.

В 1861 году Поленов едет учиться в Петрозоводск, а в 1863 году в Петербург, где поступает на физико-математический факультет Петербургского университета.

В это же время Поленов посещал занятия в Академии художеств, когда в Академии был переломный момент (И. Крамской с единомышленниками покинули Академию в знак протеста против академизма).

В то самое время, когда зародилась реалистическая живопись.

В 1871 году русский художник, продолжая посещать натурный класс (в качестве штатного студента), окончил университет, только уже на юридическом факультете, защитил диссертацию «О значении искусства в его применении к ремёслам».

Читайте также:  Описание картины теодора жерико «портрет сумасшедшей» (умалишенной)

Так Поленов получил степень кандидата прав. Тогда же он получил и Большую золотую медаль в Академии художеств, представив на конкурс картину «Воскресение дочери Иаира», — такой же медалью в том же году наградили и выпускника Академии И. Репина.

Большая золотая медаль давала право на заграничную стажировку.

В 1872-76 годах Поленов обучается за границей – в Германии, Италии и Франции. За это время русский художник выбрал направление в живописи, его любимым художником был Паоло Веронезе (Венеция), в Париже и Вёле писал картины, здесь же он близко сошёлся с И. Репиным.

В Риме Поленов познакомился с меценатом С. Мамонтовым, позднее он стал активным участником абрамцевского кружка. В Абрамцеве Поленов написал многие свои картины, оформлял любительские спектакли, а в мамонтовской Частной опере – профессиональные. Русский художник сам писал оперы, в качестве архитектора предложил свой проект церкви Спаса Нерукотворного.

В 1882 году в Абрамцеве Поленов встретил свою вторую половину – Н.В. Якунчикова, двоюродная сестра Е.Г. Мамонтовой. Жена Поленова увлекалась живописью, посещала Училище живописи, ваяния и зодчества, всегда разделяла художественные интересы мужа. Из её переписки с сестрой известно много фактов о работе русского художника.

В 1876 году, вернувшись в Россию, русский художник отправляется на сербско-черногорско-турецкую войну, затем – на русско-турецкую. На последней он состоял художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича (в будущем – императора Александра III).

В 1877 году Поленов переезжает в Москву. В 1878 году становится членом Товарищества передвижных выставок. На VI передвижной выставке увидела свет картина художника – «Московский дворик» — она принесла художнику славу и стала открытием нового жанра «интимного» пейзажа.

В 1881-82 годах, для того чтобы написать картину «Христос и грешница», Поленов едет на Восток, где делает множество эскизов картин, они отличаются свободой исполнения и искрящимися красками.

В 1882 году Поленов – руководитель пейзажного и натюрмортного классов в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. 12 лет Поленов обучал молодые дарования, среди них были и знаменитости – К. Коровин, И. Левитан, М.

Нестеров, А Головин, И. Остроухов, А. Архипов, С. Малюгин. Ученики души не чаяли в своём учителе. «Его картины, — вспоминал А. Головин, — восхищали нас своей красочностью, обилием в них солнца и воздуха.

Это было настоящее откровение».

В 1899 году Поленов снова едет на Восток. Там он собирает материалы для создания цикла картин «Из жизни Христа». А в 1909 году представил эту серию зрителю, выставка стала крупнейшим художественным событием предреволюционных лет.

В 1892 году Поленов переезжает в усадьбу «Борок» на берегу Оки, её построили по проекту художника, там он прожил 40 лет.

Художник мечтал о том, что она станет «гнездом художников» и первым провинциальным музеем. В соседнем Бехове построил для крестьян церковь, основал народный театр.

В 1913 году он работал в качестве председателя секции народных театров при московском Обществе народных университетов.

В 1926 году Поленов получает звание народного художника РСФСР, через год он умирает в собственной усадьбе.

Известные произведения Поленова Василия Дмитриевича

Картина «Московский дворик» датируется 1878-м годом и находится в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. С этой картиной происходит творческий перелом в жизни русского художника, в это же время в 1877 году он переезжает в Москву, открывшую в нём самобытного живописца.

Картина предстала перед зрителем на VI передвижнической выставке в 1878 году. Автор картины считал, что картина не несёт в себе «идеологической» выдержки, о чём он сообщил в письме И.

Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи – мне хотелось бы ступить на передвижную с чем-нибудь порядочным…» В это время художник занимался поиском квартиры, создав картину между делом, запечатлев вид из окна.

«Московский дворик» — городской пейзаж с элементами жанровой живописи – наполнен теплотой будничной жизни. Если говорить о стиле написания картины, то можно отметить, что фон и передний план картины глубоко контрастируют.

Фон является торжественной частью картины, на нём изображены храмы, колокольни, особняки. На переднем плане в ином цветовом решении раскрывается «частная» жизнь. Академизм картины заключается в противопоставлении переднего и заднего планов картины.

Плавный переход от неба к зелени достигнут приёмом колориста – светло-голубые крыши с зелёным оттенком. Глядя на эту картину, кажется, будто ты сам выглядываешь из окна, где возникает сцена брошенного другими детьми, плачущего ребёнка.

Композиционное решение картины в расположении участников картины – лошади, куры, люди – ведут взгляд от одной «вехи» к другой.

В 1879 году Поленов пишет другое известное произведение – «Заросший пруд» — шедевр мастера-колориста. Картина «Заросший пруд» — повествовательный пейзаж – заключает в себе несколько впечатлений художника. Эту картину Поленов начал писать до отъезда на русско-турецкую войну. В деревне Петрушки под Киевом он сделал этюд к картине (лето 1877 год).

Осенью 1878 художник переезжает с Арбата на московскую окраину, в Хомовники. Здесь он переносит в свой этюд всю прелесть старого сада. Так в 1879 году картина увидела свет на VII передвижнической выставке. Тема картины имела продолжение. Ученик Поленова И. Левитан написал свой «Заросший пруд». Работа Поленова оказалась успешной и плодотворной.

Моделью фигуры женщины была сестра художника В.Д. Хрущёва. В картине присутствуют ностальгические нотки, которые подчёркнуты старыми мостиками с вытоптанной тропинкой.

  Тут также прослеживается академическое звучание картины в композиции, построении заднего и переднего плана. Передний план выписан с особой тщательностью – яркие кувшинки и другие детали.

В применении художником в разной градации одного и того же зелёного цвета заключается мастерство Поленова-колориста.

Одна из знаменитых работ русского художника, написанная в 1886 году – «Больная». Второе название картины «Элегия». Эта картина имеет 13-и летнюю предысторию. Первый эскиз был сделан художником в 1873 году. В пенсионерской поездке от Академии художник познакомился с русской студенткой Е. Богуславской, безнадёжно больной девушкой. Живописца потряс образ угасающей юности.

Им был сделан эскиз, к которому он вернулся в 1881 году, потрясённый смертью сестры В.Д. Хрущёвой. В это же время умирает душа абрамцевского кружка Маруся Оболенская, в которую Поленов был влюблён. В 1886 году умер первенец художника. Так в 1886 году было закончено полотно и отправлено на передвижническую выставку.

Эта была последняя картина написанная Поленовым на жанровый сюжет.

Всепоглощающая тьма окружает и затягивает девушку, символизирует  смерть, почти навязчива. Чтобы подчеркнуть безнадёжное состояние девушки – художник помещает её в глубь пространства, скрыв лицо в тени и уточнив его печальное выражение. Цветовым центром колористической композиции выступают предметы на столике, как образ жизни.

Знаменитая картина Василия Поленова «Христос и грешница» (1886-87). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Поленов написал целый цикл произведений «Из жизни Христа». Название каждой картины соответствует цитате из Евангелия. Полотно «Христос и грешница» открыло серию картин библейских сюжетов.

Первоначальное название картины – «Кто без греха?». Цензор XV передвижнической выставки заменил название на – «Христос и блудная жена». Удивительно, что цензура вообще пропустила эту картину на выставку. Дело решил царь Александр III, купивший эту картину. Эта картина «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа.

Поленов очеловечил Его. Христос у него – не Бог, а странник, мудрец, гуманист. Образ был продиктован тогдашним этическим исканиям, под влиянием книг Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого. В.

Версаев после выставки писал: «Картина даёт такого Христа, — каким мы Его теперь только и можем мыслить, — не Бога, а человека с огромной душой».

Христос Поленова предельно приземлён, сидит в усталой позе, одет в простые одежды, какие русский художник видел на Востоке.

Задний план картины с одной стороны соответствует колоритным восточным пейзажам, а с другой, соответствует академической стилистике, напоминая театральную декорацию.

Симон Киринеянин, едущий на осле, олицетворяет – вкупе с учениками Христа, помещёнными слева, — момент ожидания. Для их написания были использованы эскизы, привезённые с Востока.

Шедевр Поленова В.Д. – картина «Бабушкин сад»

Данное произведение написано в 1878 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Шедевр Поленова «Бабушкин сад» вышел из трилогии Поленова, созданной в 1878-79 годах. Её составляют картины: «Заросший пруд», «Московский дворик».

Поленов пишет старое дворянское здание (только с разных сторон) на картинах «Московский дворик» и «Бабушкин сад». Это дом Брумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате.

Читайте также:  Описание памятника бабушке в белгороде

Картина была выставлена на VII передвижнической выставке в 1879 году и принесла огромный успех Поленову. Эта картина соединяет в себе пейзаж и жанровую картину. 1861 год знаменовался окончанием дворянского быта, чему послужила проводимая тогда Крестьянская реформа.

Тема разрушающихся «дворянских гнёзд», символизирующих конец целой исторической эпохи, прочно вошла в русскую живопись второй половины XIX века.

На картине изображён дворянский особняк, какими Москва была застроена после страшного пожара 1812 года. Особняки в то время строились в основном деревянные, а сверху наносилась штукатурка под камень. Поленовский особняк изображён с облупившейся краской, обнажившей деревянные брёвна.

Облупившаяся лестница, ржавый карниз – всё это знаки безжалостного времени. Запущенный сад, разросшийся и «отпущенный на волю» живо участвует в картине. В картине ярко отражена антитеза старости и молодости. И это не только шествующие бабушка с внучкой, но и сама их одежда, буйная молодая зелень и старые деревья.

Картина поражает своей колористической гаммой. Здесь нет ничего лишнего.

  • Константинополь. Золотой рог
  • Олива в Гефсиманском саду
  • Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия
  • Переправа через реку Оять
  • Сказитель былин Никита Богданов
  • Старые ворота. Вель. Нормандия.

Источник: http://rus-artist.ru/2013-06-04-15-02-38.html

Поленов Василий Дмитриевич ( 1 июня 1844 года – 18 июля 1927 года) — презентация

1 Поленов Василий Дмитриевич ( 1 июня 1844 года – 18 июля 1927 года)<\p>

2 Когда вы задумали писать, то, уже стоя перед мольбертом и глядя на чистый лист, непременно думаете, что это будет ваша лучшая работа — только тогда, крепко веруя в свое начинание, приступайте к делу. В.Д. Поленов<\p>

3 Василий Дмитриевич Поленов — фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока.<\p>

4 Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью.<\p>

5 Когда Поленову было около 10 лет, родители приняли решение отвезти сына в имение Имоченцы в Олонецкой губернии, это место можно назвать местом встречи маленького Поленова и природы. С этого момента, Поленов становиться преданным служителем и обожателем природы на всю оставшуюся жизнь.<\p>

6 В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, попечитель Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, «московский» и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим».<\p>

7 С 1872 по 1876 года Поленов провел заграницей, он побывал и в Германии, и в Италии, и во Франции. Для молодого художника это было временем самоопределения. Здесь ему, наконец-то, удалось познакомиться с творчеством своего любимого живописца — Паоло Веронезе, познакомиться с искусством импрессионистов и барбизонцев. Для Поленова особо продуктивным оказалось время пребывания в Нормандии, ведь именно там были написаны картины, на которых уже ощущалась кисть будущего живописца.<\p>

8 Средневековый период «Право господина»<\p>

9 В 1877 году Поленов меняет место жительства и переезжает жить в Москву. Следующий год стал рубежным для художника. Именно в этом году Поленов наряду с Репиным стал членом Товарищества передвижных выставок. В этом же году, Поленову удалось показать свою работу «Московский дворик» на VI передвижной выставке. Это принесло художнику огромную славу, а также стало началом нового веяния в живописи — «интимного» пейзажа, который вобрал в себя многие элементы жанровой картины.<\p>

10 Бабушкин сад<\p>

11 В 1899 году Поленову удается во второй раз отправиться на Восток с целью найти, как можно больше материала для своей грандиозной серии «Из жизни Христа». Цикл этих картин Поленову удалось завершить к 1909 году. Выставка этих картин вызвала довольно серьезный резонанс, а также стала одним из самых крупных событий тех лет.<\p>

12 Возвестила радость плачущим<\p>

13 О творчестве Творчество Василия Дмитриевича Поленова – одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор…<\p>

14 Этапы жизни 1844 (1 июня) родился в Петербурге в семье потомственных дворян Берет уроки рисования и живописи у П.П. Чистякова Переезжает с родителями в Петрозаводск, учится в гимназии Поступает одновременно на физико-математический факультет Петербургского университета и в Академию художеств – 1876 Пенсионерская командировка Женится на Наталье Васильевне Якунчиковой ( ) Входит в состав Комитета по созданию Музея изящных искусств имени императора Александра III 1903 Исполняет проект церкви для села Бёхово 1926 Поленову присвоено звание народного художника Республики (18 июля) Скончался в Борке. Похоронен на кладбище в Бёхове<\p>

15 Фотографии и автопортреты<\p>

16 Галерея шедевров<\p>

17 Заросший пруд (1879) Холст » 77×121.8 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галерею<\p>

18 Холст » 79×158 см Жанр: » Религиозный сюжет Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галерею На Тивериадском (Генисаретском) озере (1888)<\p>

19 Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Поленово, Тульская область В галерею В галереюЗолотая осень (1893)<\p>

20 Холст » 135×187 см Жанр: » Жанровая сцена Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галереюБольная (1886)<\p>

21 Холст » 64.5×80.1 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея В галерею В галереюМосковский дворик (1878)<\p>

22 Холст » 40.7×28 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галерею Успенский собор. Южные врата (1877)<\p>

23 Холст » 48×85 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галереюРанний снег (1891)<\p>

24 Холст » 325×611 см Жанр: » Религиозный сюжет Техника: » Масло Музей » Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В галерею В галерею Христос и грешница (Кто без греха?) (1888)<\p>

25 Холст » 43.5×30 см Жанр: » Религиозный сюжет Техника: » Масло Музей » Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В галерею В галереюМарфа приняла Его в дом свой ( е)<\p>

26 Холст » 29.8×43.3 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галереюПарфенон. Храм Афины-Парфенос ( )<\p>

27 Холст » 61×46 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В галерею В галереюВ парке Местечко Вёль в Нормандии (1874)<\p>

28 Последний период в творчестве Поленова был связан с разбитой им на берегу Оки усадьбой «Борок». В 1892 году Поленов переехал в собственный дом, который был построен по его же проекту. Поленов часто мечтал о том, как превратит свою усадьбу в «гнездо художников» и первый провинциальный общедоступный музей. Также он основал народный театр для крестьян и построил церковь. Поленов довольно интенсивно занимался театром, работал также в качестве председателя в народном театре.<\p>

29 Большой дом<\p>

30 Мастерская «Аббатство»<\p>

31 Столовая<\p>

32 Библиотека<\p>

33 Знаком оценки новой властью заслуг художника стало присвоение ему в числе первых звания народного художника РСФСР. Это случилось в 1926 году, а в следующем году, 18 июля, Поленов скончался в собственной усадьбе. Похоронили его на деревенском кладбище.<\p>

34 Часовня на месте захоронения В.Д.Поленова<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/265308/

Ссылка на основную публикацию