Описание картины юрия пименова «дороги»

Художник Юрий Иванович Пименов | Картины

Рубрика: картины и живописьОпубликовано 07.07.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 4 мин   ·   Просмотры:

Новая Москва, 1937 год

Художник Юрий Иванович Пименов – живописец из СССР, Лауреат большого количества советских премий, Народный художник СССР, сценограф и театральный художник, профессор.

Как-то так сложилось в «современных» головах, что если начинается разговор о советских художниках, да ещё о Народных художниках, лауреатах Сталинских и Ленинских премий, то моментально рисуются образы каких-то придворных псевдоживописцев, которые творили красные стяги, бесконечные трудовые подвиги и портреты вождей в угоду правящей элите СССР.

Разная была живопись. Не только вождей писали. Был, например, такой художник Юрий Иванович Пименов…

Юрий Пименов

Биография художника Юрия Ивановича Пименова

Художник Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве, в семье юриста. Учился в 10-й Московской гимназии, с 1920 по 1925 годы обучался во ВХУТЕМАСе. С 1923 года трудился художником в различных журналах. В 1925 году участвовал в образовании Общества станковистов.

В начале своего творческого пути Юрий Иванович «попал под влияние» немецкого импрессионизма и написал несколько острых драматических полотен: «Инвалиды войны», «Даешь тяжелую индустрию!», «Солдаты переходят на сторону революции», которые моментально попали в Третьяковскую галерею.

Инвалиды войны

Даёшь тяжелую индустрию!

Со временем художник перешёл к обновленному импрессионизму, в основе которого лежит «прекрасное мгновение» и артистический лёгкий образ. Много работал в театрально-декоративном искусстве, писал рекламные кино-плакаты.

В 1954 году Пименова избрали членом-корреспондентом, в 1962 году – действительным членом Академии художеств СССР.

Юрий Иванович всегда стремился быть художником современности, воплощать в своем творчестве настоящее, соответствующее духу времени, ощущению жизни.

И ещё:

Умер художник 6 сентября 1977 года в Москве.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию небольшую галерею работ художника, которые, как мне кажется, много расскажут о советской живописи тем, кто считает, что живопись СССР – это только вожди и флаги.

Картины художника Юрия Ивановича Пименова

Дождь в Советском Союзе

Начало любви

Огни университета

Ожидание

Клубника с молоком

Новый год

Бумажные цветы и первоцветы

Широкие пути

Проливной дождь

Первые модницы нового квартала

Женщина в гамаке

Работницы Уралмаша на заводе

Калининград. Дождь

Лирическое новоселье

Спор

Стюардесса

Свадьба на завтрашней улице

Натюрморт с тыквой и сковородой

Сумерки

Цветочница

Окраина Москвы

В комнатах

Весеннее окно

Обыкновенное утро

Венеция. Лавка соломенных шляп

Сотворение мира

Утренние покупки

Кижи. Старинная красота

Токийское окно

Почта пришла

Богато накрытый стол

Прозрачный зонтик

Утренние окна

Портрет Татьяны Самойловой в роли Анны Карениной

Болгарский этюд

Ливень

л

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-yurij-pimenov-liricheskaya-zhivopis.html

Праздник к нам приходит: 10 новогодних картин от русских художников

Новый год — это не только подарки, вкусная еда и поздравления. За одним из самых ярких праздников стоит целый ряд символов и атрибутов, делающих его таким сказочным и ожидаемым.

Русские художники в своих работах неоднократно пытались передать колоритность елочных базаров, приготовления к празднику, а также атмосферу новогодней ночи.

Корреспондент «ЮГ» подготовил подборку из 10 картин, отражающих всю прелесть Нового года.

Как приятно в очередной раз, в канун Нового года, открыть коробку с игрушками и обнаружить любимых солдатиков, колокольчики, разноцветные шары, стеклянные фигурки и самые разные украшения для елки, радующие не только детей, но и взрослых. Старые игрушки на полотне запечатлел русский художник из Омска Петр Козлов.

«Старые игрушки». Художник: Петр Козлов

Разглядывать игрушки — хорошо, а наряжать ими елку — еще лучше. На картине петербургской художницы Елены Хмелевой настоящая предновогодняя идиллия.

«Новый год». Художник: Елена Хмелева

Загадочность и фантасмагоричность праздника отразила в своей работе художница Тамара Бессонова, добавившая в натюрморт куклы, маски и вееры.

«Новый год». Художник: Тамара Бессонова

Еще одна картина посвящена предпраздничной суматохе. Краснодарский художник Сергей Белов изобразил всем понятную и известную будничную сцену: метро и люди, везущие домой елки, мандарины и праздничное настроение…

«Желтая ветка». Художник: Сергей Белов

На полотне Филиппа Кубарева милый сердцу натюрморт: салат оливье, шампанское, красная икра, — все, чтобы сердце забилось в трепетном ожидании Нового года.

«Традиционный Новый год». Художник: Филипп Кубарев

А вот подготовка к празднованию в деревенском доме.

«Новогодняя елка». Художник: Ирина Рыбакова

В Новый год особенно приятно встретиться за одним столом со всеми близкими, родными и друзьями. На картине Юрия Пименова эта атмосфера передана как нельзя хорошо.

«С Новым годом». Художник: Юрий Пименов

Говорят, не все коту масленица… В общем-то, это действительно так. Иногда и Новый год!

«31 декабря». Художник: Александр Мохов

Картина художника Александра Левченкова напоминает нам о том, что в Новом году всегда должно быть место чуду. И не только 1 января, но и в каждом из 364 оставшихся дней.

«Утро Нового года». Художник: Александр Левченков

Говорить об этом удивительном празднике можно очень долго, но главное всегда помнить, что не он приносит изменения в нашу жизнь, а мы сами.

«Новый год. Площадь Революции». Художник: Семен Кожин

Источник: http://www.ugorizont.ru/2017/01/06/prazdnik-k-nam-prihodit-10-novogodnih-kartin-ot-russkih-hudozhnikov/

Стихи ~ Размышляя у картины Юрия Пименова «Новая Москва» (Михаил Акимов)

Прозрачны утром на асфальте лужи, Чернеет первый «эмками» затор. На площади пока ещё не нужен Ни людям, ни машинам светофор.

У них по ситуации решенья, Притормозил водитель: «Проходи!» Другой жмёт на гудок до исступленья: «Не видишь, еду? Значит, стой и жди!» Ах, как хитры художника уловки! Ну, что ни ход – то неисповедим: Стоим толпою в зале Третьяковки, А кажется, что в «эмке мы сидим.

Комфортно зрителю в такой картине! Ещё бы, всё же не пешком идём: Мы словно едем по Москве в машине С красивой женщиною за рулём… Небрежно развалившись на сиденье, С улыбкой я гляжу по сторонам, Мне по душе неспешное движенье И этот уличный невнятный гам.

Ленясь, в часы слагаются минутки… Но вдруг недоумённые слова: Художник, это что ещё за шутки? Какая ж это «новая» Москва? Она тогда тебе казалась новой, Когда писал её в тридцать седьмом. Но разве ты не знал, что это слово Не так уж и надолго. А потом? Потом чредой пойдут десятилетья, И в каждом будет новою — своя. Ведь города – не люди: не стареть им, А молодеть положено живя.

Они и умирают молодыми… Нет. Хватит. Философию – долой. А хочешь, расскажу, какая ныне Москва, любимый город твой? …Арбат весёлой музыкой облаян! Но странно: просто серый от тоски Брожу среди матрёшек, балалаек – Кругом ларьки, ларьки, ларьки, ларьки… Вот площадь у Казанского вокзала. Кольцом милиция, народищу – не счесть: Одна тут… позвонила и сказала, Что в здании, мол, где-то бомба есть.

…Ох, как усадьба Лунина красива! Дворянский дух, породистая стать! Она за тем щитом- с рекламой пива, Поэтому её и не видать. Что там за звуки? – это перестрелка. Вон, одному накладывают жгут, Но нас не тронут – у бандитов «стрелка». Вот разве что случайно попадут… Что скажешь? Как тебе Москва такая? Та или эта лучше? Выбирай! Ответ понятен.

Читайте также:  Описание картины жана огюста энгра «эдип и сфинкс»

Но не стоит хаять: В тридцать седьмом ведь тоже был не рай! Но в годы тех чудовищных репрессий Сумел ты (может, думая о нас) Москву изобразить как город-песню! Как облик милой! Как свиданья час! И с самых молодых лет и доныне, Когда душой испытываю гнёт, Я каждый раз спешу к твоей картине, Где женщина меня в машине ждёт. Я, торопясь, запрыгну на сиденье, И женщина — как в самом дивном сне! — Чуть-чуть приобернётся на мгновенье, И может даже улыбнётся мне. В манящем последождевом просторе, Сквозь дымку различимое едва, В себя нас примет ласковое море –

Столица наша. Новая Москва.

Михаил Акимов    (30.05.2017 в 19:08)
Я вам ответил, но ответ улетел. Заново писать лень. особенно вам. Очень коротко перескажу то, что написал в первом варианте: с Борисом Стругацким общались по почте. Это было уже после смерти Аркадия и незадолго до его собственной. Я его поблагодарил. что на одном из очень важных конкурсов он, будучи председателем жюри, отдал первое место моему рассказу. Я ему написал (недословно) :» С детства читал и перечитывал Стругацких. Очень рад, что Стругацкий читал меня — пусть и по обязанности» Я не знаю, где вы выкопали фразу. что я себя со Стругацкими сравниваю. Пикник на обочине мне написать не дано.

просьба к вам: давайте закончим нашу переписку. Я вам не нравлюсь как автор, вы мне тоже — на хрена нам друг друга читать да ещё и писать? прощайте, Григорий

Спасатель.     (21.10.2015 в 03:36)
Трудно полюбить сейчас Москву, Стала нынче будто не родной, Чем-то так похожа на вдову, Взгляд её какой-то ледяной. Вдруг свалились новые заботы, Нервным стал сегодняшний народ, Будто бы идёт на эшафот, Многие остались без работы. Много на дорогах иномарок, Много у дороги проституток, Свет рекламный, как и прежде ярок,

Мало в разговоре стало шуток.

Михаил Акимов    (18.10.2015 в 00:09)
Да. Мне многие в отзывах на моё стихотворение пишут про картину, а не про моё стихотворение. Я к этому давно привык, и никаких дискомфортов не чувствую. Потому что стихотворение написано на картину, а не наоборот. Действительно, картина замечательная. И я даже после того, как написал на неё стихотворение (пытаясь разобраться), может, и не всё в ней понял.

Всего вам доброго!

Михаил Акимов    (18.10.2015 в 00:26)
Призёр — это, наверное, хорошо. Проблема в том, что никогда не признавал и не признаю любого места, кроме первого. Это могли бы бы быть чисто мои личные проблемы: есть много авторов, кто пишет лучше меня в фантастике — Хайнлайн, Стругацкие, Саймак — я никогда не в претензии. В поэзии тем более: я — не поэт. Но когда первое место завоёвывает откровенно слабое стихотворение Карпентера — в любом плане: в воплощении идеи, смысле и пр., я снова задумываюсь: неужели я опять не на тот сайт попал? Если бы моё стихотворение уступило Светлане Севриковой — я бы молча кивнул — и всё. Но почему это? Теперь мне здесь не нравится, несмотря на текстовый редактор. Наверное, завтра уйду. Честно, удивлён.

Для начала подожду: пусть мне кто-нибудь объяснит, чем хорошо стихотворение Карпентера про Европу.

Источник: https://www.litprichal.ru/work/211843/

Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) часть VI — c 1960 по 1966 годы

Previous Entry | Next Entry

mixail_shagurinОригинал взят у kykolnik в Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) часть VI — c 1960 по 1966 годы.

1961 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) эскиз костюма Снежинки к балету «Снегурочка»
1961 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Отдыхающая балерина»
1961 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Раннее утро в Москве»

1962 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Ночь в Джайпуре»
1962 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «Шахматная партия»Запорожский областной художественный музей
1966 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Паяцы» из серии «Актеры в ролях»
1962 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Свадьба на завтрашней улице»

1963 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Ливень»
1966 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Кусок стекла»
1966 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Сумерки»

Оригинал взят у kykolnik в Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) часть VII — c 1967 по 1969 годы.

Снова о нём. И это ещё не конец 🙂

И да, репродукции ужаснейшего качества. Но что уж есть.
1968 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Калининград. Дождь»Сумской художественный музей

1968 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Дороги»Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Снег идет»Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «Сидящая в купальнике»Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «В кафе»

Оригинал взят у kykolnik в Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) часть VIII — 1970-е годы.

Хоть и получается с перерывами из-за большого объёма иллюстраций, но я продолжаю.

1970 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Балетная Снегурочка»Из серии «Таинственный мир зрелищ»1971 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Любовь к трём апельсинам»
1971 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Тихое кафе»Закарпатский художественный музей. Ужгород
1971 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «В кафе»
1973 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Воспоминание о военном пайковом хлебе» 1963
1973 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Краков»

Читайте также:  Описание картины жоржа сёра «цирк»

1970 Пименов Юрий Иванович (Россия 1903-1977) «Завтрак»
Ю.И.Пименов: «И воспоминания этого голубого неба возвращали мою память к сегодняшнему, но уже солнечному и душистому лесу, дорога через который выходила на заливные луга и подходила к большой реке. На реке развели понтонный мост, и номерной буксир тащил тяжелые, груженные камнем и песком баржи. На другом берегу тонкие фигуры мальчиков прыгали с мостков в воду, стараясь попасть в волну от движения судов.

1970-е Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) «Кижи. Старинная красота»Курская картинная галерея

Оригинал взят у kykolnik в Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903-1977) часть IX. Музы

Источник: https://mixail-shagurin.livejournal.com/644904.html

Образ дороги

 По такой дороге не шли — странствовали — и странствовали вечно. В поисках пути: к храму или к смерти (И.Е.Репин. «Под конвоем. По грязной дороге». 1876).

И, только пережив это вечное странствование, ощутив бездорожье и распутицу как неизъяснимую красоту, можно было выйти на другую дорогу — «широкую, ясную». Дорога, как мечта о счастье, гармонии, покое и воле в картинах «Рожь» И.И.Шишкина,

«Радуга» А.К.Саврасова (1875),

«Зреющие нивы» Г.Г.Мясоедова (1892).

По шумной, широкой, ухоженной дороге возвращаются с ярмарки 

селяне в одноименных холстах «Возвращение с ярмарки»А.П.Рябушкина (1886)

и И.М.Прянишникова.

Апофеозом всех исканий русской живописи стала картина И.И.Левитана «Владимирка».

Вобрав в себя социально-мистические порывы В.Перова, национальный пантеизм Ф.Васильева, А.Куинджи, А.

Саврасова, впитав опыт французского импрессионизма и постимпрессионизма, соединив пространство и время, страдание и сострадание, левитановское полотно оказалось главной «дорогой» в отечественной живописи.

По такой дороге мог идти и «народ-богоносец», и просто человек — странник. «Владимирка» стала образом дороги в ее абсолютном значении.<\p>

Дорога была детищем реализма.

В эпоху же импрессионизма — когда новое поколение художников было озабочено в первую очередь проблемами пленера, а не выбора пути, дорога отходит на сюжетную обочину, скрываясь в «зимках» и осенних «элегиях». Мотив пути оставался популярным и в искусстве символистов, которые наполняли его особой таинственностью и тревогой.

https://www.youtube.com/watch?v=iEN2u9bk8y4

Двадцатый век принес новое восприятие темы. Полубезумный «крестный ход», обреченной на хождение по мукам русской интеллигенции запечатлен в картине И.Е.Репина «17 октября 1905 года» (1907).

Остановился на скрещении трех дорог, раздумывая о выборе пути, «Витязь на распутье» В.А.Васнецова (1882).

«Русь, куда ж несешься ты? — этот вопрос становится актуальным все чаще. 

Ответ последует в композиции-притче К.С.Петрова-Водкина «Полдень» (1917).

Великая дорога человеческой жизни — рождение, детство, юность, труд, отдых, любовь, материнство, старость, смерть — проходящая на прекрасной, вечно юной земле. Философско-художественный текст, где речь идет о планетарной модели земного бытия.

Однако, новые дороги чаще всего не уходят вдаль, не пересекаются с реальностью — они параллельны ей и никогда не сойдутся. Бездушное пространство-время, в котором несутся «в светлое будущее» хрупкие красные всадники, замерло в «Красной коннице» К.Малевича (1932).

А стремительно, устрашающе надвигающийся на зрителя черный состав в композиции А.Лабаса «Поезд идет» (1929)  выглядит приговором «дореволюционной» дорожной поэтике.

Новая интерпретация дороги — как пути, одновременно и к смерти, и к светлому будущему, появляется в работах военных лет и в произведениях военной тематики.

Радость мирного труда, жизни без войны, дороги «на работу и домой» запечатлены в работах художников первых послевоенных лет (Ю.И.Пименов. «Садовое кольцо».1957).

Автострады, водохранилища, железные дороги опоэтизированы блестящим мастером индустриального пейзажа Г.Г.Нисским.

В искусстве последних десятилетий холстов, в которых дорога предстает 

как предмет пластического постижения, практически нет. Зато есть желание найти «тропинку к самому себе». 

Человек всегда оставляет след, память о том, что он здесь был — 

это и есть дорога, данная нам судьбой (Д.В.Шагин «Дорога домой». 1982)

А значит и тема остается, остается вечной. Дорога рождается, как выход 

из небытия и тут же превращается в путь-лабиринт, из которого надо снова искать выход (А.Г.Поздеев.»Композиция №1″1984).

При создании страничек были использованы материалы с сайтов: http://www.museum.ru/ , http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница,

http://www.artdiana.ru/, сайты с картинами русских художников

Источник: http://olgadoroga.ucoz.ru/index/stranica_2/0-12

Юрий Пименов: «Человек и Завтра» советского мастера

Анастасия Громова, 26 ноября 2016, 13:38 — REGNUM  

26 ноября 1903 в Москве родился советский художник Юрий Иванович Пименов. В его творчестве можно увидеть отголоски самых различных художественных течений, однако известен он в первую очередь как импрессионист.

Пименова нередко называют мэтром советского импрессионизма, тогда как сам он считал себя «реалистическим импрессионистом». В его работах было и то, и другое: и четкая графичность, и дымка, скрывающая людей, предметы, дороги и здания его любимой Москвы.

Охватить творчество Пименова в одной статье практически невозможно, даже если опустить биографические подробности.

Если говорить о его циклах — 20-е и период «Общества станковистов (ОСТ)», 30-е с «Новой Москвой» и театральными работами, 40-е с дорогами Великой Отечественной войны, 50-е с натюрмортами «Вещи каждого дня» и 60-е с их «Новыми кварталами» — то видна история страны, несколько эпох, которые запечатлел художник.

Пименов Юрий Иванович.

Все на смотр! 1929

В своем эссе о Пименове художник Игорь Долгополов пишет: «Мне на миг показалось, что на меня глянуло строгое лицо ценителя искусства, и я услышал слова: «Ведь это полотно — всего лишь репортаж» (речь идет об известнейшей работе Пименова «Свадьба на завтрашней улице» 1962 года). «Да, — мысленно отвечаю я. — Если хотите, это репортаж на высокую заданную тему: Человек и Завтра!».

Пименов действительно был художником очень советским. Бывает ли вообще живопись, особенно большая, без того, что додумываешь и прочувствуешь вслед за автором? В работах Пименова всегда был не просто дух времени, быстрого, строящегося, новаторского, но были и «человек», и «завтра». Образ будущего менялся с десятилетиями в его картинах и графике, живых, динамичных и светлых.

В «станковой живописи» с ее статикой и графикой будущее лязгало машинами, меняющими окружающий мир. В «Новой Москве» и «Работницах Уралмаша» это уже осязаемое будущее: перестроенный Охотный ряд, молодая женщина в летнем платье за рулем автомобиля, девушки-рабочие в театре как символ нового времени с его отсутствующими классовыми предрассудками.

Читайте также:  Описание картины игоря грабаря «рябины»

Пименов Юрий Иванович.

Физкультурный парад. 1939

Панно «Новая Москва» (оно же — «Физкультурный парад в Москве), созданное в 1939 году для заключительного зала Советской части на Всемирной выставке в Нью-Йорке, посвященного архитектуре и градостроительству, демонстрирует это будущее во всей его монументальности. Театр, ставший сначала хлебом Пименова в тяжелое время, а затем и любовью, — это тоже 30-е. И все же 1930-е годы — это уже Москва, ее улицы, стройки, новые люди, молодые и жизнерадостные.

На смену новой жизни, нежными и быстрыми мазками нанесенной на полотно, приходит суровый военный быт, где человек — серьезен и собран, а окружающий мир — разбит и разорен.

Вспоминая военные годы, Пименов пишет о поземке, и она есть на всех его картинах. Например, «Ночная улица» 1942 года. Метет поземка, слышно, как воет ветер по улице, покрытой льдом.

Какое будущее видит женщина, идущая по ночной Москве? У нее суровое лицо, на котором изображена решимость и спокойствие — впереди только победа.

Пименов Юрий Иванович.

Ночная улица. 1944

«Я очень хорошо помню московские улицы — пустые, с поземкой. Вот такая поземка с тех пор осталась для меня воспоминанием войны. Такая острая поземка по асфальту — как она проходит быстро, быстро…» — рассказывает Пименов. Он не забыл и героиню своей хрестоматийной картины, теперь, в 1944 году, она ведет грузовик по разбитой дороге, по обочине которой лежат разбитые фашистские танки.

Ее волосы, коротко стриженные по моде 30-х, теперь спрятаны под шапку, впереди у нее еще тысячи километров до Берлина.

Пименов Юрий. Летнее утро в военной Москве (огороды).

1943

После войны Пименов начал преподавать на художественном факультете ВГИКа, позже он оформляет фильм «Кубанские казаки», ставший гимном послевоенного восстановления страны.

В живописи у него преобладают пейзажи, вновь улицы Москвы, и, особенно, женские персонажи — прохожие, цветочницы. Пименов как будто ненадолго замер, чтобы в «оттепель» разразиться новыми буйными красками, пришло другое время.

«Я страстно, органически не люблю абстрактных вещей. Они мне кажутся скучными, необыкновенно скучными. А вот все то, что лежит вокруг… Вот я выхожу утром, я вижу город.

Я вижу людей, которые идут на работу… Вот я вижу парки, солнце, пятна солнца. Этот вот мир, который лежит кругом. Для того, чтобы его изобразить нужен реализм.

Именно реализм, настоящий реализм он больше всего похож на натуру, на действительность своего времени», — говорит Пименов.

Раннее утро в Москве. 1961

И его реализм 50-х и 60-х годов — да, это повседневная жизнь, но не повседневность. Ушли в прошлое великие стройки и великие победы, пришла мирная жизнь, которую люди, ошпаренные войной, стремятся отстроить и насытить уютом.

Что ж, нет ничего плохого в выросших послевоенных детях, которых пытались посытнее накормить прошедшие войну и голод родители.

Это уже изящные и стройные девушки и юноши, спорящие в кафе, заселяющиеся в новые квартиры, еще романтичные, наивные, чистые и жизнерадостные.

Пименов рисует новые кварталы, по опять разбитым, но уже стройкой, дорогам которых идут молодожены, вещи людей, простые и ясные, быт, покупки, цветы и зонты. Его картины — это картины человеческого труда, созидания и нового быта.

«Эти новые комнаты знают уже хорошие детские игрушки, модную обувь и нарядные платья, хозяек в бигуди, распаренных предпраздничной готовкой, поездки в старинные театры и новые кино», — говорит художник, напоминая, что эти дома «не знают ночных бомбежек, не знают накрест заклеенных бумагой окон, замороженных комнат, обвалившихся от близких разрывов потолков, — они не знают войны и страха. И дай Бог им никогда их не узнать».

В 1960 году возвращается незнакомка за рулем автомобиля, мчащаяся по улицам Москвы — на этот раз она подъезжает к Крымскому мосту, уже с длинными волосами и в цветном платье, она вновь молода и энергична.

В целом, 60-е — это годы признания Пименова, он становится народным художником СССР, действительным членом Академии художеств СССР, кавалером ордена Трудового Красного Знамени и лауреатом Ленинской премии.

Он продолжает цикл работ о театре и кино, в частности пишет портрет Татьяны Самойловой в образе Анны Карениной, оформляет спектакли и книги, сам пишет книги и много путешествует.

В 1974 году, за три года до смерти, Пименов ответил одному из своих зрителей на выставке — а что он пишет для себя, если постоянно изображает девчонок в замазанных комбинезонах, дороги в колеях и какие-то вещи? «И этот зритель, вероятно, не поверил мне и был очень удивлен, когда я ему ответил, что, в общем-то, мне иногда и приходилось по заказу, скажем, для театра делать эскизы декораций красивых парков, рисовать какие-то озера, красивые такие вещи… А вот этих вот замазанных девочек, эти вот изъезженные дороги — вот это я делал для себя. Мне они казались настоящей поэзией времени».

Пименов Юрий. Свадьба на завтрашней улице. 1962

Возвращаясь к картине «Свадьба на завтрашней улице», ставшей поэзией времени, хочется вновь процитировать, и даже ответить Долгополову.

«Я явственно вижу нашего далекого потомка, человека двадцать первого века… Возможно, правнука этой невесты, задумчиво, неотрывно глядящего на холст и угадывающего в чертах пименовской картины ту удивительную эпоху, полную легенд, невероятных трудностей, блистательных взлетов, войн и борьбы, когда складывалась эта его другая, возможно, более счастливая и спокойная и, конечно, более комфортабельная жизнь».

Жизнь, которую изображал Пименов, которая, как он верил, станет светлой и чистой, с космосом и новыми городами в 21 веке совсем другая.

Не правнукам, а уже детям той невесты очень захотелось комфорта и они ради него отказались от скромного советского быта, от воспетой Пименовым «эпохи, полной легенд», от борьбы и подвигов.

Потомки, вглядывающиеся в картины советского мастера, видят свет, жизнь, оптимизм и веру в будущее, однако «завтра» этого «человека», каким его видел Пименов, так и не наступило.

Использованы цитаты из блога Армена Апресяна. http://zastris.livejournal.com/

Смотрите галерею к статье

Источник: https://regnum.ru/news/2210212.html

Ссылка на основную публикацию