Описание картины жана огюста энгра «купальщица»

Энгр Жан Огюст ДоминикКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean Auguste Dominique, 1780–1867), французский живописец и рисовальщик. С 1796 учился у Жака Луи Давида в Париже.

в 1806–1824 годах работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля; в 1834–1841 был директором Французской академии в Риме.

Энгр писал картины на литературные, мифологические, исторические сюжеты (“Юпитер и Фетида”, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс; “Обет Людовика XIII”, 1824, собор в Монтобане; “Апофеоз Гомера”, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики (портрет Л.Ф. Бертена, 1832, Лувр, Париж), идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню (“Купальщица Вольпенсон”, 1808, “Большая одалиска”, 1814, – оба в Лувре, Париж).

Послы Агамемнона у Ахиллеса,

1801, Школа изящных искусств, Париж

Наполеон Бонапарт, первый консул,

1804, Музей изящных искусств, Льеж

Наполеон на императорском троне,

1806, Дворец Инвалидов, Париж

Портрет Филибера Ривьера,

1805, Лувр

Купальщица, 1807, Музей

Бонна-Эллей, Байонна, Аквитания

Франсуа Мариус Гране,

1807, Музей Гране, Экс-ан-Прованс

Произведения Энгра, особенно ранние, отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство – в Музее Энгра в Монтобане).

Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида.

Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (“Обет Людовика XIII”, 1824, Собор Монтобан, “Апофеоз Гомера”, 1827, Париж, Лувр).

Портрет мадам Девосе,

1807, Музей Конде, Шантильи, Уаз

Портрет мадам Ривьер,

1805, Музей Лувр

Сон Оссиана,

1813, Монтобан, Музей Энгра

Купальщица Вольпенсон

1808, Лувр, Париж

Ромул, победитель Акрона,

1812, Школа изящных искусств, Париж

Ты станешь Марцеллом,

1811, Музей августинцев, Тулуза

Примечание. Ты станешь Марцеллом (Tu Marcellus eris). Это пророческие слова, которые сказал Анхис своему сыну Энею, указав среди его потомков на Марка Клавдия Марцелла, сына Октавии, сестры первого римского императора Октавиана Августа (Вергилий, Энеида, VI, 883).

В ночь падения Трои Эней вынес старого и немощного Анхиса на своих плечах из горящего города. Анхис умер и был похоронен в Аркадии. Эней вновь увидел своего отца на Елисейских полях, когда посетил Аид.

В основе пророчества – легенда о том, что именно потомки Энея основали Рим.

Если историческая живопись Энгра представляется традиционной, то его великолепные портреты и зарисовки с натуры составляют ценную часть французской художественной культуры 19 века.

Одним из первых Энгр сумел почувствовать и передать не только своеобразный облик многих людей того времени, но и черты их характеров – эгоистический расчет, черствость, прозаизм личности у одних, и доброту и одухотворенность у других.

Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиена, 1813, Музей Уолтерса, Балтимор
Рафаэль и Форнарина, 1814, Музей университета Гарварда, Массачусетс
Король Франциск I у ложа умирающего Леонардо да Винчи, 1818, Музей Пети-Пале, Малый дворец, ПарижПортрет мадам де Сенонн,

1814, Музей изящных искусств, Нант

Большая одалиска,

1814, Лувр

Руджиеро освобождает Анжелику,

1819-1839, Нац. галерея, Лондон

Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Филибера Ривьера, 1805; портрет госпожи Ривьер, 1805, обе картины – Париж, Лувр; госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде).

Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника, хотя именно в области портрета создал самые значительные свои произведения.

С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах “Большая одалиска” (1814, Париж, Лувр), “Источник” (1820–1856, Париж, Лувр); в последней картине Энгр стремился воплотить идеал «вечной красоты».

Апофеоз Гомера,

1826-1827, Лувр

Карл X в коронационном одеянии,

1829, Музей Бонна-Эллей, Байонна

Дон Педро де Толедо,

вассал Генриха IV, 1832, Лувр, Париж

Эдип и Сфинкс,

1827, Лувр, Париж

Зевс и Фетида,

Музей Гране, Экс-ан-Прованс

Антиох и Стратоника Сирийская,

1840, Музей Конде, Шантильи

Одалиска и рабыня,

1842, Музей Уолтерса, Балтимор

Луиза де Бройль, графиня Оссонвиль,

1845, Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Посол Аретино и Шарль V,

1848, Музей изящных искусств, Лион

Венера Анадиомена

1825-1850, Лувр

Мадонна перед чашей с причастием, 1852, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Жанна д'Арк на коронации Карла VII, 1854, ЛуврИсточник,

1856, Музей Орсе, Париж

Плененная Анжелика,

1859, Музей искусств, Сан-Паулу

Турецкая баня,

1862, Лувр, Париж

Закончив в старости это начатое в ранние годы произведение, Энгр подтвердил свою верность юношеским устремлениям и сохранившееся чувство прекрасного.

Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами», используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела. Позднее творчество Энгра с характерной для этого периода холодной отвлеченностью образов оказало значительное воздействие на развитие академизма во французском искусстве XIX века.

Источник: http://smallbay.ru/ingres.html

Доминик Энгр – Dominique Ingres

Наполеон на императорском троне. 1806

ДОМИНИК ЭНГР – DOMINIQUE INGRES

Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres 1780-1867. Французский художник,один из ярких представителей неоклассицизма в живописи.

Энгр родился в южно-французском городе Монтабане, в семье талантливого скульптора и живописца. В детстве он посещал классы Тулузской Академии живописи и одновременно учился игре на скрипке, однако музыкальность художника гораздо полнее проявилась позже в мелодичных и гибких линиях его картин и рисунков.

В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами.

Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841).

В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как «наследник» Давида, продолжатель классических традиций конца предыдущего столетия.

Однако холодный и строгий классицизм учителя в творчестве ученика превращается в утонченный и самобытный стиль, свободно сплавляющий классические, романтические и реалистические веянья начала века.

Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества.

В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы («Эдип и сфинкс», «Зевс и Фетида», «Сон Оссиана», «Паоло и Франческа», «Роже и Анжелика», «Въезд дофина в Париж» и др.), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи.

Образы Энгра глубоко поэтичны и при всем своем классицизме зачастую более «странны» и загадочны, чем образы его романтических антиподов Делакруа и Жерико.

Вместе с его произведениями в живопись нового времени впервые входят открытый и чистый цвет готических и персидских миниатюр, плоскостность и деформация формы, подчиненной не только законам анатомии и классическим нормам, но также эмоциональному порыву художника.

Стремясь к ритмической выразительности и чисто пластической экспрессии, Энгр порой смело нарушал анатомические пропорции — и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии таких «неканонических» мастеров, как Одилон Редон и Пабло Пикассо.

Однако начиная с 1820-х годов в тематических произведениях Энгра под влиянием живописи Рафаэля начинают звучать академические ноты. В таких работах, как «Обет Людовика XIII», «Апофеоз Гомера», «Святой Симфорион, идущий на казнь» или «Мадонна с причастием», свободный творческий порыв мастера и оригинальность его видения ослабляются и гаснут, подчиняясь требованиям академической догмы.

Высшие достижения Энгра были связаны не с этими холодными холстами, а с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры. Здесь он не был скован официальными требованиями, не пытался достичь монументального величия Рафаэля и не подражал его мадоннам.

Читайте также:  Описание картины осипа браза «портрет антона павловича чехова»

В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты. В отличие от своего антагониста Делакруа, искавшего красоту в непрестанном движении, в порыве и трагическом противоборстве страстей, Энгр воплощал ее в гармонических, устойчивых, скульптурно-четких, масштабных и одновременно филигранных образах. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Его обнаженные целомудренно строги и чувственно полнокровны, интимны и экзотичны, загадочны и классически ясны по форме — и при этом окружены не менее прекрасными вещами — драгоценной утварью, узорными цветными тканями и т. д. Для живописной манеры художника характерны плотная лепка, гладкая фактура, воссоздающая как бы твердую оболочку предметов, и утонченная красота колорита. Но хотя Энгр владел тайной гармонических отношений цветовых масс, главным средством его выражения оставалась линия. В изображениях обнаженной натуры она кажется особенно чистой и музыкальной, поистине поющей — передающей в своих ритмах не застывшие черты модели, но саму жизнь и движение формы.

Другой полюс искусства французского мастера — портретная живопись. Энгр ценил ее значительно меньше сюжетной и в юности зачастую обращался к ней в поисках заработка, а в расцвете своей славы — уступая просьбам знатных заказчиков. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства.

К числу наиболее известных его портретов относятся портреты семьи Ривьер, издателя Л. Бертена, пейзажиста Ф. Грене, графа Гурьева, г-жи Зенон, г-жи Девосей, баронессы Джеймс Ротшильд.

Энгр создавал парадные изображения Наполеона I, в которых есть нечто от ван-эйковского великолепия, и трезвые, но полные внутренней силы образы буржуазных деятелей времен Июльской монархии, типа знаменитого Луи Бертена, однако все его произведения отмечены печатью классического статуарного величия.

Характерное для XIX века иллюзионистическое правдоподобие в изображении модели сочетается в них с несравненной утонченностью эстетической интерпретации, с яркостью деталей, изысканностью линейных ритмов и смелостью цветовых сочетаний. Особенно декоративны женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие своей красочностью Огюста Ренуара.

Особая область искусства Энгра — его графический портрет, в котором он наследовал лучшие традиции французского карандашного портрета XVI века.

Здесь поражает умение художника передать средствами чистой графики ощущение внутренней жизни модели и все пластическое и фактурное разнообразие окружающей действительности.

Для рисунков Энгра характерны каллиграфическая точность, изящество деталей и смелое противопоставление подробно прорисованной головы модели обобщенному абрису ее фигуры. В его образах запечатлено конкретное и при этом как бы очищенное, вневременное и гармоническое бытие мира.

Они кажутся непосредственными и идеальными, чеканно-твердыми и музыкально легкими, лишенными тяжести материи. Именно в карандашном портрете в полной мере проявился высший дар Энгра — его почти магическое владение линией, которое вдохновляло в XIX веке Дега, Сера и Ренуара, а в XX веке обрело в творчестве Пикассо и Матисса.

Принцесса де Брогли. 1851

Мадам Муатессьё 1856

Графиня Луиза де Оссонсвиль 1845

Мадам Паула Сайгисберт 1851

Баронесса Ротшильд. 1848

SAHALLIN

Источник: https://sahallin.livejournal.com/25504.html

ЭНГР, ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК

ЭНГР, ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК (1780–1867) (Ingres, Jean Auguste Dominique), французский художник-неоклассицист. Родился в Монтабане 29 августа 1780. В 1791 поступил в Тулузскую Академию, был учеником Г.Ж.Рока и Вигана, сотрудничал с Ж.Брианом.

Занимался музыкой, подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. В 1797 приехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида, а спустя два года был принят в Школу изящных искусств.

В 1801 был награжден Большой (Первой) Римской премией за картину Послы Агамемнона у Ахилла (однако так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание).

В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили негативную оценку критиков. Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил студию.

В этот период Энгр, зарабатывая на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них хранится в музее Энгра в Монтабане).

В 1808 Энгр создал картины Купальщица Вальписон (Лувр), Эдип и Сфинкс, в 1811 – Фетида, умоляющая Зевса (Монтабан, музей), в 1814 – Дон Педро Толедский (полное название – Дон Педро Толедский, испанский посол, целующий шпагу Генриха IV). В 1819 выставил в Салоне полотна Большая одалиска (1814, Лувр), Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью (1818, Мадрид); Роже, освобождающий Анжелику (1819, Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию.

Первый и шумный успех Энгр завоевал, выставив в Салоне картину Обет Людовика XIII, после чего переехал в Париж, получил из рук Карла X орден Почетного легиона. В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную мастерскую (1825).

В 1833 выставил в Салоне Портрет г-на Бертена (Лувр). В 1834, после того как осталась незамеченной его картина Св.

Симфорион, идущий на казнь, которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора французской Академии в Риме, однако в 1841 возвратился в Париж (полотна этого периода – Одалиска и рабыня, Кембридж, музей Фогг; Антиох и Стратоника,Шантильи, музей Конде; Портрет герцога Орлеанского, собственность семьи Орлеанских). В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841–1847, Железный век и Золотой век, обе не были закончены в связи со смертью жены художника).

В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была заказана картина Мадонна с остией (Москва, музей им. Пушкина), по сторонам мадонны стоят святые Николай и Александр.

В России полотно сочли латинским по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854, Лувр).

Для творчества Энгра вообще характерны реплики ряда его известных картин, часто незначительно отличающиеся друг от друга.

В 1853 художник выполнил плафон Триумф Наполеона I для городского замка (разрушен в 1871, в дни Коммуны), в 1855 выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже. В 1862 получил звание пожизненного сенатора. Умер Энгр в Париже 14 января 1867.

См. также ИСКУССТВО – КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»

Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ENGR_ZHAN_OGYUST_DOMINIK.html

«Энгр»/Выставки в Европе/Выставки

название выставки: «Энгр»
время проведения: 24.11.2015-27.03.2016
место проведения: Национальный музей Прадо, Paseo del Prado s/n. 28014, Мадрид, Испания
сайт музея: www.museodelprado.es

В залах музея Прадо разместилась первая в Испании крупная ретроспектива работ великого французского художника Жана Огюста Доминика Энгра. Экспозиция построена на точной хронологической презентации его творчества и включает около 70 оригинальных работ Энгра, логически завершаясь последним автопортретом художника в возрасте 79лет.

Жан Огюст Доминик Энгр

Творчество Энгра по-разному оценивалось современниками и потомками из-за типологической неоднородности его работ: картины художника экспонировались на выставках классицизма, романтизма и даже реализма. Стиль у Энгра во многом определяется темой и захватывает пространство от чистого классицизма до маньеризма с его изящным искажением форм, от сверхреализма фламандцев до ренессансной живописи.

Жан Огюст Доменик Энгр родился 29августа 1780г в городе Монтобане недалеко от Тулузы в семье преуспевающего художника и скульптора Жана Мари Жозефа Энгра. К своим шестерым детям мастер относился прохладно, но, к счастью, оказался хорошим педагогом.

Именно отец преподал в детстве Энгру Младшему первые уроки рисования (один из дошедших до нас рисунков будущего живописца датирован 1789г). В 1791г отец отдал 11-летнего Доменика в тулузскую Академию изящных искусств, где юноша провёл следующие 6лет.

Летом 1797г Энгр уехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида (1748-1825), лидера художественного направления «неоклассицизм». Современники восхищались уровнем подготовки учеников Давида: его мастерская выпустила целое поколение талантливых живописцев-таких, как Луи Жироде и Франсуа Жерар.

Читайте также:  Описание картины маурица эшера «день и ночь»

Энгр стал одним из любимых учеников Давида, и прославленный мэтр даже привлекал молодого художника к работе над некоторыми своими произведениями (например, в «Портрете мадам Рекамье» Давида Энгр написал скамеечку возле кушетки).

Преподавание в мастерской Давида строилось на принципах «героического» неоклассицизма и оказало огромное влияние на Энгра: молодой живописец страстно увлёкся искусством античной Греции.

«Обет Людовика XIII», Энгр. 1824г.

В 1801г на конкурсе студенческих работ, проводимом Французской академией, картина Энгра «Послы Агамемнона у Ахилла» была награждена Большой римской премией, которая давала право художнику на четырёхлетнее обучение во Французской академии в Риме.

Итальянский период творчества Энгра отмечен созданием таких известных картин, как «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Эдип и Сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида» (1811).

Среди этих произведений художника-«посылок» (так назывались студенческие работы, которые каждый студент должен был отправлять профессорам в Париж), выделяется романтичный римский пейзаж «Дом Рафаэля» (1806-07)-признание Энгра в любви к гению эпохи Возрождения.

«Дом Рафаэля», Энгр. 1806-1807гг.

Энгр всегда коленопреклонённо относился к живописи эпохи Возрождения и считал, что своего апогея она достигла при Рафаэле. Религиозные полотна Энгра свидетельствуют о мощном влиянии Рафаэля, которое особенно ярко проявилось в образах Богоматери и Младенца в алтарной картине «Обет Людовика XIII», выполненной, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моём духе».

«Купальщица Вальпинсона», Энгр. 1808г.

«Купальщица Вальпинсона» (это название связано с именем коллекционера, купившего эту картину, её другое название-«Большая купальщица»)-первая из знаменитых ню Энгра. Картина отличается удивительным балансом классической формы и реалистических подробностей. Одним из главных мотивов творчества Энгра была красота женской спины.

Спина «Большой одалиски»-гимн изгибу позвоночника, образует центральную ось композиции. Чтобы сконцентрировать внимание на спине героини, художник лишает образ индивидуальности, повернув её спиной к зрителю. Красоту женского тела подчёркивают «декорации»: складки тёмных занавесок-вертикальное положение спины купальщицы, а складки тюрбана «перекликаются» с линией её уха и локонов.

Идея красоты обнажённого тела звучит и в «Большой одалиске» Энгра.

«Большая одалиска», Энгр. 1814г.

Турецкие мотивы пользовались огромной популярностью во французской живописи XVIIIвека. Экзотический мир гарема был закрыт для любопытных глаз. Исключением стал художник-романтик Эжен Делакруа (1798-1863), который в составе дипломатической миссии в 1832г побывал в Северной Африке и был допущен султаном Марокко в собственный гарем.

Прекрасная картина Делакруа «Алжирские женщины» (1834) передала впечатления восхищённого художника. Но европейским мастерам, обратившимся к теме восточного гарема, приходилось фантазировать, «сочиняя» жизнь гарема. Вероятно, этим объясняется факт, что в европейской живописи женщины из гарема наделены европейской внешностью.

Но, необходимо также напомнить, что турецкий султан получал с подвластных ему территорий «дары»-европейских уроженок, которые становились одалисками. Само слово «одалиска» происходит от турецкого «одалик», которое буквально переводится как «комнатная женщина».

Наложница султана, европейская женщина в итальянском головном уборе (копией головного убора с картины Энгра «Рафаэль и Форнарина») изображена на картине Энгра «Большая одалиска», показанной в Салоне 1819года.

В страстном стремлении создать идеальный женский образ Энгр использует приём соединения предельной точности с умышленным искажением форм тела. В частности, критики упрекали художника за то, что желая удлинить линию спины одалиски, он «добавил» ей лишний шейный позвонок, а невозможно вытянутую правую руку написал так, словно она лишена костей.

И правая рука, и веер из фазаньих перьев расположены таким образом, чтобы скрыть неправильную линию правого бедра одалиски. При всём внешнем академизме картины эти нарушения пропорций человеческого тела свидетельствуют о предромантических веяниях в творчестве мастера.

«Юпитер и Фетида», Энгр. 1814г.

Если сравнивать произведения Энгра с картинами романтиков того времени, например, Жерико или Делакруа, то может показаться, что ему не хватает страсти и непосредственности. На самом деле, всё обстоит наоборот.

Пространственные искажения перспективы и обнажённой натуры делают работы Энгра более радикальными по сравнению с Делакруа, произведения которого в своё время считались в искусстве крайне революционными. Творчество Энгра начало переосмысливаться только в конце XIXв, когда пришло понимание его длящегося воздействия на новейшее искусство.

Импрессионисты преклонялись перед великим французским живописцем, потому что Энгр первым из художников свёл проблему искусства к своеобразию художественного видения. Дега считал, что Энгр первым доказал первостепенное значение формы и, таким образом, сформулировал один из важнейших законов импрессионизма.

Постимпрессионисты учились у Энгра необычной перспективе и умению «декорировать» картину. Гоген писал: «Язык Энгра изящный и логичный. Он опирался на греческую традицию и впечатления природы. Никто вокруг его не понял. Сейчас он стоит во весь рост».

«Портрет господина Фореста», Энгр. 1823г.

Энгр рано получил признание в качестве талантливого портретиста. По словам Шарля Бодлера, Энгр был «единственным человеком во Франции, способным по-настоящему писать портреты». В иерархии искусства Энгр занимает высокое место именно как выдающийся портретист.

Но сам художник считал портретную живопись досадной «помехой», которая отвлекала его от «настоящих» картин. Однажды он даже посетовал: «Это ужасно, что я должен постоянно рисовать чьи-то лица». В Италии Энгр вынужден был зарабатывать на жизнь карандашными портретами богатых туристов-аристократов.

Эти карандашные портреты художника, гармонично сочетающие национальные и высокие классические традиции, стали уникальным явлением в искусстве Франции XIXвека. Портреты друзей и родственников Энгр писал бесплатно, в подарок, а основным источником доходов были серии заказных портретов.

Портреты Энгра не только отражают особенности стилистической манеры художника в определённые периоды его творчества, в них он запечатлел меняющееся лицо эпохи. Вершиной художественных достижений художника были женские портреты. «Портрет мадам Муатессье»-одна из лучших работ художника, созданных в последний период его жизни.

Мадам Муатессье была женой богатого торговца сигарами. Необычная красота этой женщины, которая многих сводила с ума, привлекла и Энгра. Художник создал портрет современной женщины, созвучный с античным искусством, обязывающим придавать женскому образу величественную силу.

Энгр работал над портретом целых 12лет, постоянно исправляя и переделывая композицию, добавляя и убирая детали. Платье мадам Муатессье поначалу было жёлтым.

Но в то время, когда портрет был почти готов, в моду вошёл цветастый лионский шёлк, и художник «переодел» героиню в новое платье-образец тогдашней высокой моды, пожалуй, слишком вычурное со всей этой бахромой, вышивкой и лентами. При создании последних портретов Энгр часто прибегал к помощи учеников своей мастерской. Так, Арман Камбон часто занимался тканью и световыми бликами на портретах, и в музее Энгра в Монтобане можно увидеть его наброски к «Портрету мадам Муатессье».

«Портрет мадам Муатессье», Энгр. Завершён в 1856г.

Декоративность женских портретов Энгра впоследствии восхищала Огюста Ренуара своей красочностью и обилием мелких деталей.

Даже «идеологические» оппоненты Энгра—художники-романтики во главе с Эженом Делакруа всегда отдавали дань гению Энгра, называя художника «непревзойдённым мастером линии».

Энгр получил полное и совершенное признание своего таланта ещё при жизни: в 1825г лично Карлом X художник был награждён орденом Почётного легиона, год спустя он стал академиком французской Академии изящных искусств, а в 1862г Наполеон III сделал Энгра пожизненным сенатором.

Феномен творчества Энгра заключается в том, что всегда оставаясь в рамках академических традиций, он совершил настоящую художественную революцию. Его творчество и высочайшее живописное мастерство оказали большое влияние на развитие искусства XIX и XX веков.

автор: Людмила Велигорская

Источник: http://2queens.ru/Articles/Vystavki-Vystavki-v-Evrope/Engr.aspx?ID=3159

Художник Жан Огюст Доминик Энгр

Жан Огюст Доминик Энгр – французский художник, приверженец неоклассицизма. Родился Жан Огюст Энгр в 1780 году в Монтобане, Франция. Пойдя по стопам своего отца, маленький Жан Огюст учился рисованию и искусству игры на скрипке. Талантливый мальчик выбрал своим будущим поприщем живопись.

Читайте также:  Описание картины ивана айвазовского «гроза»

В 1791 году Энгр поступил в Академию искусств в Тулузе, где параллельно играл в оркестре театра из соображений заработка, так как семья не была богатой. После окончания Академии Энгр становится учеником известного художника Жака Луи Давида в 1797 году.

Давид отмечает успехи ученика и прочит ему перспективное будущее, но в 1800 году Энгр покидает мастерскую учителя из-за разногласий между ними и начинает рисовать самостоятельно.

С 1806 по 1820 год Энгр работает в Италии, где обнаруживает крайний интерес к искусству эпохи Возрождения. Античные фрески, роспись Сикстинской капеллы, весь внешний облик Вечного города произвёл неизгладимое впечатление на художника, оставив свой след на его работах того периода.

Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура. Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков.

Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску.

Римский период, а особенно 1812-1814 годы — самый продуктивный период в жизни художника. Он работал над несколькими полотнами сразу, часто возвращаясь к определённым сюжетам.

В 1813 году мастер женится на родственнице своих друзей в Риме. Девушку звали Мадлен Шапель и она стала верной и любящей женой Энгру, сделав его счастливым.

В 1824 году Энгр решает вернуться в Париж, где открывает свою собственную художественную студию. По завету Давида он учит подопечных видеть прекрасный идеал, совершенство форм. В 1825 году ему присуждается титул академика, Энгр превращается в уважаемую и значимую фигуру в мире живописи. Будучи назначенным на пост директора Французской Академии в Риме, Энгр возвращается обратно в Италию.

В 1849 году мастера подкосила смерть горячо любимой супруги. Из-за большого горя в этот год он не создал ни одной картины, хотя до конца своей жизни оставался работоспособным и активным деятелем. В 1867 году, в возрасте 87 лет, он работал над новым полотном «Христос у гроба», но так и не закончил его, скончавшись от тяжёлой простуды 14 января.

В 1869 году создан Музей имени Энгра в его родном городе Монтобане. Всего работ автора насчитывается 584, если верить каталогу парижской Школы искусств. Сегодня многие его работы хранятся в разнообразных музеях мира.

Имя Энгра тесно связано с совершенством форм и композиций женских портретов. Его особым талантом было не преувеличить красоту женщины в картине, но найти в ней и передать то неповторимое очарование, которое присутствует в каждой женщине.

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/2999594.html

Энциклопедия живописи — Французская школа — Жан Огюст Доминик Энгр

Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд»
(перевод А.Курошевой)

Песнь VIII

45

Отшельник видел, стоя на вершине Скалы, ввысь поднимавшейся, крутой, Анджелику, в испуге и в кручине Достигшую долины под скалой. Уже шесть дней он пребывал в пустыне : Не торной бес его принёс тропой. И к ней сошёл, святых, казалось, правил

Держась, как встарь Илларион и Павел.

46

Лишь старика завидела она, В неведеньи утешилась немного, И, хоть была ещё лицом бледна, В ней постепенно улеглась тревога. И молвит : «Отче, я в беде, одна. О, сжалься надо мною, ради бога!» И повесть, всхипывая, повела,

Что новостью для старца не была.

47

Благочестивым словом и умелым Отшельник деве утешенья лил; То влажных щёк, то персей между делом Касаясь дерзко, он своё твердил; Вот обнимает, становяся смелым. Полна негодованья, из всех сил Монаха в грудь отталкивает дева,

Вся зарумянясь от стыда и гнева.

48

Тогда раскрыл отшельник свой мешок И вынул фляжку с жидкостью оттуда; И в очи дивные, — в чьём взоре жёг Амура яркий факел, — из сосуда Он брызнул зельем тем, которым мог Свершить над нею усыпленья чудо. Вот навзничь уж в песке лежит она,

Желаньям хищным старца предана.

62

Для низких и безжалостных людей — Добыча слишком ценная святая! Кто дал тебе, Фортуна, власть над ней, Дела людские всё тебе вверяя? В пасть обрекла ты зверю из зверей Красу, из-за которой, в край Катая От дальних врат Кавказа к ней прибыв,

Пал Агрикан и не один с ним скиф.

63

Краса, которая для сакрипанта Ценней, чем трон и честь его была, Которая властителю Англанта На славу светлую пятном легла; Краса, которая царей Леванта Всех друг на друга властно подняла, — Теперь, средь одиночества такого,

Не слышит ободряющего слова.

64

Красавицу, что в сон погружена, — Не дав очнуться ей, цепь оковала. С ней взяли и монаха-колдуна На тот корабль, где много жён рыдало. И всех их, парусом окрылена, На остров гибельный ладья помчала, Где в башню деву заперли, храня

До рокового для пленённой дня.

65

Но красотою, над сердцами властной, Она разжалобила злых людей, И смерти медлили предать ужасной, Щадя её, в теченье многих дней. Когда ж не стало ни одной несчастной, Чья гибель смерть отсрочила бы ей, — К чудовищу была она однажды

Отведена, и вслед ей плакал каждый.

66

Кто описал бы плач, тоску, испуг И к небу возносившиеся пени? Дивлюсь, как берег не разверзся вдруг, Когда осталась на скале без тени Ждать гнусной смерти средь ужасных мук, В цепях, без помощи, без утешений… Я промолчу о том : велит печать

Стихи направить мне в иную даль.

Источник: http://leosart.narod.ru/fra-engr.htm

Жан Огюст Энгр — «Купальщица Вальпинсона»

Жан Огюст Энгр. «Купальщица Вальпинсона». Исполнено в 1808 году. 146 х 97 см; масло, холст.

Лувр, Париж

Из книги «Великие художники» Роберта Камминга:

Родившийся во Франции в последние старорежимные годы, Энгр был свидетелем Революции, якобинского террора, взлета и падения Наполеона Бонапарта, реставрации монархии и переворота Луи Наполеона.

В каждый из этих периодов он стремился остаться столпом общества и поддерживать традиционные ценности. Он был сыном рядового художника и преданным учеником Давида. Вслед за учителем он отстаивал классицизм, а его утонченный стиль был под стать его нраву: честному, методичному, последовательному и преданному. При этом он не терпел критики.

Его ранние работы были плохо приняты в Париже, поэтому он уехал в Италию и жил там, пока вкусы парижан не изменились. В целом Энгр провел в Италии 25 лет. Окончательно он вернулся в Париж лишь в 1841 г., когда упорство принесло ему желанное признание. Он умер богатым, знаменитым и боготворимым многочисленными учениками.

КУПАЛЬЩИЦА ВАЛЬПИНСОНА 

Эта картина названа в честь ее первых владельцев. Вальпинсоны были хорошими друзьями Дега, и полотно оказало на него сильное влияние. Безупречная техника Энгра повлияла также на Уистлера и Пикассо.

Простота работ Энгра обманчива. Он тщательно просчитывал соотношения всех деталей. В классической традиции обнаженные фигуры считались верхом мастерства и духовной экспрессии. Изучая слепки с древних статуй, художники стремились усовершенствовать природу и воплотить идеал человека. Купальщица Энгра — современное толкование этой традиции.

Тонкие искажения 

За кажущейся естественностью этого нагого тела скрываются тонкие и сознательные искажения: спина и шея слишком длинны, а плавный наклон плеч преувеличен. Художник стремился не к воссозданию реальности, а к гармонии формы и цвета, порядка и рисунка.

Восточные мотивы 

Здесь, как и во многих других работах Энгра, драпировка передает чувственность и декадентство турецкого гарема. Хотя Энгр восхищался Рафаэлем и классическим идеалом, его влек мистицизм Востока.

Безупречная поверхность 

Энгр создавал свои продуманные шедевры медленно и методично: безупречной техникой он добивался безупречно гладкой поверхности.

Эротические намеки 
 Многие работы Энгра почти откровенно сексуальны. Здесь взгляд зрителя привлекают скрещенные над туфелькой стопы и затененное лицо.

См. также:

Жан Огюст Энгр — «Мадам Муатесье»

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2017/09/blog-post_4.html

Ссылка на основную публикацию