Описание картины жоржа сёра «цирк»

Художник Жорж-Пьер Сёра

 Творческая деятельность Жоржа Сёра насчитывает менее десяти лет: он родился в 1859 году, а в марте 1891 года он внезапно кончался в возрасте тридцати одного года. Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи.

  Жорж Пьер Сёра  (Seurat Georges) родился в Париже 2 декабря 1859 года в зажиточной, но несколько необычной семье. Его отец, Антуан Кризостом, был министерским чиновником.

Рано выйдя в отставку, он большей частью жил один в своем втором доме в Ренси, под Парижем.

В погребе дома Антуан обустроил молельню, где отдавал дань своей набожности, совершая богослужения (с садовником в качестве служки).

 Жорж видел отца только по вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу семьи и «исполнять супружеские обязанности». Между ними не было особой близости, что не помешало сыну унаследовать отцовские черты характера — замкнутость, независимость и скрытность.

 В детстве Сёра ничем не отличался от своих сверстников. Чуть повзрослев, заинтересовался искусством.

В местной школе живописи под руководством скульптора Жюстена Лекьена он осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и репродукции с картин старых мастеров.

У Лекьена он нашел себе первых друзей. Ими стали Эдмон Аман-Жан и Эрнест Лоран, позже получившие известность как художники-символисты.

 В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств. Здесь он учился у Анри Лемана. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, -это может многое сказать о его педагогических приоритетах. По сохранившимся студенческим работам Сёра тоже видно, как старательно молодой художник копирует линейную манеру Энгра.

При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. В 1879 году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнами Моне и Дега. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам.

Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.

 Голова девушки 1879

 Свободой художник наслаждался недолго. Вскоре его призвали на военную службу, и весь следующий год Сёра провел в 119-м пехотном полку, расквартированном в портовом Бресте. Служба оставляла время для досуга, и он продолжал настойчивые штудии, совершенствуя свое мастерство рисовальщика.

 В ноябре 1880 года Сёра демобилизовался и возвратился в Париж. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. О самой работе нам мало что известно, потому что до 1883 года Сёра не выставлялся.

Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен.

Материальная поддержка со стороны родственников позволяла художнику спокойно доучиваться по собственной программе, не думая о куске хлеба.

 Поначалу Сёра вплотную занялся рисунком. Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. Период 1881-82 годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре. В эти же годы Сёра написал несколько портретов. Один из них («Портрет Аман-Жана»), выставленный в Салоне 1883 года, удостоился сдержанных похвал.

Камнедробильщики 1883

  Помимо живописи, Сёра много читал, жадно интересуясь новейшими теориями и открытиями в области оптики и стараясь проследить, как использовали законы оптики старые мастера. В частности, он внимательно изучил творчество Эжена Делакруа (1798-1863). В 1850-х годах Делакруа экспериментировал с цветом — наносил параллельными мазками чистые дополнительные цвета, не смешивая их друг с другом.

 Молодой Сёра предпочитал писать не на холсте, а на деревянных досках, делая небольшие этюды маслом. В 1883 году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне.

Видимо, сыграл свою роль и тот факт, что Аман-Жан и Лоран, вместе с которыми он начинал как художник, уже успели не без успеха выставить свои картины в Салоне. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа.

Эти места привлекали многих импрессионистов -отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд.

Купание в Аньере

  На «Купание в Аньере» Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых).

Вскоре состоялась его выставка, где Сёра, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике. В отзывах о выставке царил разнобой.

Один из критиков даже назвал работы «независимых» «неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными». И все равно Сёра был счастлив. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.

  После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». Посещая их собрания, он тихо сидел в сторонке, посасывал свою трубку и наблюдал за происходящим. Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании.

Наиболее яркой личностью в ней был Поль Синьяк, художник-самоучка, выросший на традициях импрессионизма. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» (или — «дивизионизму») Сёра. Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал новаторские идеи Сёра.

И в немалой степени именно благодаря его усилиям Сёра впоследствии признали основателем нового течения в живописи.

Точка.
Точка. Рядом точка.
Вышел облака кусочек.
Синий цвет на землю тенью
Лег в среде земных растений.
Точки в небе.
Точки в почве.
Точки в солнце,
В черной ночи.
Этот радостный «Канкан»
— Был художник, видно, пьян.
Он игру придумал эту.
Сам судьбу свою сыграл.

Стал поэтом средь поэтов —
Точкой жизнь нарисовал.
Рвутся связи.
Рвутся нити.
Все друзья ушли в обитель,
Где нет красок,
Нет кистей
Для разлития страстей
По холсту
И на палитре,
Нервной нотой на пюпитре
Точка в точке расцвела.

Оказалось —
Жизнь прошла…Александр Макаренков

Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт

  Тем временем сам художник приступил к работе над еще одним большим полотном: «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт». Он писал картину на маленьком островке рядом с Аньером — как всегда, очень тщательно и методично. На ее создание художник потратил почти два года. В 1886 году Сёра показал свой шедевр на восьмой (и последней) выставке импрессионистов.

  «Гранд-Жатт» произвел форменный фурор. Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы». Это положение развил Феликс Фенеон.

Фенеон стал подарком судьбы для Сёра — он лучше других понял значение его поисков в контексте всей истории живописи. Фенеон писал, что старое течение (импрессионизм) исчерпало себя, и на смену ему приходит новая волна художников, названных им неоимпрессионистами.

Лидером и душой неоимпрессионистов критик «назначил» Сёра. Тут, на его взгляд, и спорить было нечего.

  Триумфальное шествие полотна «Гранд-Жатт», между тем, продолжалось.

Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке «Группы двадцати», собравшей бельгийских художников-новаторов.

Синьяк писал: «Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой успех для нас. Картину Сёра невозможно было рассмотреть, ее всегда окружали тучи зрителей».

Белая собака 1884-1885

  Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать «пуантилистскую» манеру Сёра. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, — вызывало ревность. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех «товарищами».

Поле люцерны в Сен-Дени 1885-1886 Мост в Корбевуа1886-1887 Парад-алле 1888Воскресенье в Порт-ан-Бессен 1888 Эйфелева башня 1889Пудрящаяся женщина1889-1890

  Скрытность Сёра распространилась и на его личную жизнь. В 1888 году он влюбился в белошвейку Мадлен Кноблох. Сёра скрывал роман и от друзей, и от родных. В феврале 1890 года Мадлен родила мальчика. Сёра дал ему имя, зеркально отражавшее его собственное, — Пьер Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали.

  В марте 1891 года художник заболел во время подготовки к очередной выставке Общества независимых. Буквально за три дня Сёра «сгорел» — как предполагается, от менингита. Похоронили его в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез.

 Цирк1890-1891   В последних произведениях Сёра еще больше чувствуется стремление к синтетизму и стилизации. Упругая гибкость криволинейных силуэтов свидетельствует о влиянии модерна.

Жорж Сера: Landscape with a Boat.

Жорж Сера: Seurat Port-en-Bessin- Entrance to the Harbor, 1888,

Жорж Сера: Seurat The Eiffel Tower, 1889

Жорж Сера: Seurat The Seine at Courbevoie, 1885

Жорж Сера: Seurat The Seine at Le Grande Jatte, 1888

,

Жорж Сера: Seurat Boats, Low Tide, Grandcamp

Жорж Сера: Seurat Entrance to the Port of Honfleur

Жорж Сера: Seurat Georges The Bec du Hoc at Grandcamp Sun

Жорж Сера: Seurat The Channel at Gravelines, Evening, 1890
Жорж Сера: Seurat End of the Jetty, Honfleur, 1886,

188132 x 40Холст, маслоНью-Йорк. Частное собраниеПуантилизм (дивизионизм)

Анжелика у скалы

1878 

Улица Сен-Винсент, Монмартр, Весна

1883-1884

Рисунки

После возвращения из армии Сёра в течение нескольких лет оттачивал свое искусство рисовальщика. Он делал множество набросков и эскизов к картинам, есть у него и самостоятельные рисунки. Художник очень любил сочетание черной пастели с бумагой «мишле». Пастель он предпочитал, потому что она не крошилась, а бумагу «мишле» ценил за ее фактуру.

Если нанести на такую бумагу тонкий слой пастели, сквозь краску будет проступать белая сетка. 
На лучших рисунках Сёра нельзя рассмотреть ни линий, ни контуров. Этого художник добивался за счет втирания пастели в бумагу или нанесения разнонаправленных пересекающихся штрихов.

Очень часто изображенные Сёра фигуры находятся в каком-то странном, загадочном окружении, что является данью очень модному в то время символизму.

Сёра, Жорж
Античная голова
Около 1875
310 x 240 мм
Уголь на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Сэмюелс
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Античная статуя: Сатир с козой
Около 1877
636 x 484 мм
Уголь на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Розенберг
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Обнаженный
Около 1877
213 x 118 мм
Перо и коричневыe чернила на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Женщина с ребенком
Около 1880-1881
159 x 102 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Льюит
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Полулежащая женщина
Около 1880-1881
180 x 230 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Вуднер
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Мужчина возле дерева
1884-1885
615 x 475 мм
Соус на бумаге
Вупперталь. Музей фон дер Хейдт, Собрание графики
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Стоящая мoдель
Около 1887
297 x 225 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Музей Метрополитен, Отдел рисунка
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Портрет Поля Синьяка
1890
345 x 280 мм
Соус на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Маленький Форт Филипп
1890
220 x 280 мм
Соус на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция

Сёра, Жорж
Райский концерт
1887
297 x 229 мм
Соус на бумаге
Амстердам. Государственный музей (Рейксмузеум) Крёллер-Мюллер
Неоимпрессионизм
Франция

Ужин. Портрет отца (Жорж Пьер Сёра)

Жорж Сера: Seurat Woman Seated by an Easel, ca 1884-88

Жорж Сера: Seurat Georges Castle in park Sun

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43821605314/next

Жорж-Пьер Сёра — основатель неоимпрессионизма, французский художник

Жорж-Пьер Сёра  (фр.

Georges-Pierre Seurat; 2 декабря 1859 года, Париж — 29 марта 1891 года, Париж) — основатель неоимпрессионизма, французский художник, который ввел в живопись метод создания картин посредством нанесения на холст множества рядом расположенных точек чистых контрастных цветов (пуантилизм, или дивизионизм).

Неоимпрессионизм оказал влияние на многих известных живописцев того времени.

Особенности творчества художника Жоржа Сёра: «точечный» метод создания картин, монументальность и вневременность его полотен, что кардинально отличает неоимпрессионизм от импрессионизма, призванного запечатлеть мгновение.

У Сёра мгновение скорее становится вечностью.  

Научный подход к созданию картин, отрицающий ключевую роль художника, но провозглашающий основой живописи сформулированные им законы пуантилизма (по крайней мере, в теории — на практике заменить художника методом Сёра не смог). Работа в мастерской, а не на пленэре.

Известные картины Жоржа Сёра: «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»,

Описание картины «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»

«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» был впервые показан на последней, восьмой выставке импрессионистов в 1886 году. Картину сразу же признали одним из величайших произведений современности. Работа над этим огромным полотном заняла у Сёра два года.

Художник наносит цвет в виде точек или пятен контрастных цветов, и это позволяет создать особенно яркий и светлый рисунок.

От импрессионизма не осталось и следа, картина четко структурирована, композиция упорядочена и продуманна, фигуры кажутся монументальными. Они лишены индивидуальности, зато обладают вневременностью, вызывая мысль о древних фресках. Импрессионистическое мгновение у Сёра застыло и превратилось в вечность.

«Купание в Аньере»

Описание картины «Купание в Аньере»

Целый год Жорж Сёра писал «Купание в Аньере». Когда жюри Салона картину отвергло, он порвал с Салоном и, подобно множеству других художников, ушел в Салон отверженных. Отзывы о картине оказались кардинально противоположными, но незамеченной работа точно не осталась, а художнику это и надо было.

«Купание в Аньере» отлично демонстрирует подход Сёра к живописи. Теоретически она могла бы быть импрессионистской. В пользу этой версии говорит и выбор темы – любовь импрессионистов к водным пейзажам общеизвестна. Но отношение к изображаемому у Сёра отнюдь не импрессионистское. Здесь нет легкости, мимолетности и элементов случайности.

Напротив, композиция картины строго продумана, прежде чем перейти к окончательному варианту, Сёра написал не один набросок

***
А если бы Жорж Сёра прожил не 31 год, а хотя бы раза в два больше?  

Неоимпрессионизм вспыхнул и погас, но внёс неотменяемые изменения в мировую живопись.  

И дело не только в технике нанесения точек, которую с легкой руки Сёра применяли многие известные художники, но и в том, что Сёра (как и Ван Гог) вышел из импрессионизма и при этом знаменовал завершение его эпохи. Да что вы знаете об интровертах?

Далеко не все художники отличались дружелюбным нравом и общительным характером. Более того, признаем честно, это скорее исключение в среде художественной богемы. Но Сёра даже на этом фоне выделялся чрезмерной замкнутостью и нелюдимостью.  

К примеру, о наличии у человека сына и жены, как правило, окружающие узнают несколько раньше, чем он помирать изготовится.   А вот Сёра свое семейство представил родителям именно в этот момент.

Ему шел 31-й год, у него обнаружили менингит, он «сгорел» буквально за три дня и перед смертью рассказал, что модель Мадлен Кноблах, изображенная на картине  «Пудрящаяся девушка», родила ему сына. Ребенок умер вскоре после отца.

«Пудрящаяся девушка» 1890 г.

О его жизни вообще известно немного.

В отличие от большинства импрессионистов, Сёра не пришлось столкнуться с финансовыми проблемами, он — выходец из обеспеченной семьи, мать его обожала и готова была оплачивать любые увлечения сына.

  В детстве Жорж с матерью жил в Париже, а отец, бывший министерский чиновник — в загородном доме, где в молельне, устроенной в собственном погребе, совершал богослужения. Семью он навещал раз в неделю. Странный был человек… Сын пошел в него характером.

Преодолевать сопротивление семьи, чтобы учиться живописи, Сёра не пришлось, поскольку спорить с его желанием или придумывать «достойное дело жизни» родители не стали. Трудиться ради заработка ему тоже не было нужды.  

Азы искусства Жорж Сёра осваивал под началом скульптора Жюстена Лекьена. Сложностей с поступлением в Школу изящных искусство тоже не возникло. Благополучный отпрыск богатого семейства, обожаемый маменькой и щедро снабжаемый отцом деньгами, по логике, должен был стать традиционным художником.

Возможно, так бы и случилось: он учился у Лемана,

Анри Леман «Портрет Мари»

***

восхищался Энгром и в совершенстве овладел академическими навыками.

Жан Огюст Доминик Энгр «Зевс и Фетида»1811, 327×260 см

Об истоках пуантилизма

Учился Сёра вовсе не блестяще и Школу изящных искусств оставил через два года. Главным плюсом учебы для него был доступ к научной литературе. В частности, Сёра тщательно проштудировал работу тогдашнего директора школы Шарля Бланка  «Грамматика искусства рисования».

Бланк описал законы цвета и света, из которых Сёра вывел свой метод — пуантилизм  (фр. pointillisme, от «точечность», point — точка). Он тесно переплетен с дивизионизмом (фр. divisionnisme, от deviser — делить), часто их определяют как синонимы.

  Этот метод включает разложение сложного цвета на чистые цвета, которые наносятся на холст в виде близко расположенных точек, в результате чего возникает особенная глубина цвета и всевозможные цветовые эффекты. На Сёра оказал значительное влияние труд Шевреля о сочетании расположенных рядом контрастных цветов.

Жорж Сёра невысоко ценил значение индивидуальности, считая, что искусство нужно теоретизировать, вычленить определенные закономерности, а дальше абсолютно любой сможет создавать шедевры. С этим он, конечно, ошибся, равно как и с научным, как ему казалось, подходом к цвету и линиям, но ошибка удалась на славу.

Неоимпрессионизм: одна, но пламенная страсть

Поворотным моментом стала четвертая выставка импрессионистов.

Жорж Сёра посетил ее в 1879 году и был очарован картинами Моне и Дега.

 Клод Моне «Завтрак на траве» 1865, 130×181 см • Масло, Холст

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» 1898, 65×65 см • Пастель, Картон

Это подтолкнуло к собственным исканиям.

Мы знаем, что Сёра служил в армии и совмещал это с уроками рисования, что по возвращении он снял мастерскую со своим другом Аман-Жаном.

  Известно также, что впервые выставился Сёра в 1883 году с картиной  «Купание в Аньере», в которой он применил свой метод нанесения цветных точек.

Салон отклонил картину, а обидчивый Сёра навеки отклонил официальный Салон, не желая больше никогда о нем слышать и, как неоднократно случалось с отверженными Салоном, подался к «независимым».

Современники сходятся в одном: нелюдимый и необщительный Сёра мог на протяжении всего вечера в шумной компании молчать, отвлеченные разговоры его вообще не интересовали.

Но едва затрагивалась тема живописи, он становился агрессивным, даже диким, и в далеко не тактичной манере пояснял окружающим, «как оно на самом деле», а любые альтернативные мнения считал неуместными и приходил от них в настоящую ярость.

Свой подход он полагал научным и был художником-интеллектуалом, его кистью управляли разум и метод, а не инстинкт и сердце.

Изложением теоретических основ своего метода Сёра не занимался, эту задачу выполнил сначала его товарищ и соратник Поль Синьяк, позже — арт-критик Феликс Фенеон, которому принадлежит термин  «неоимпрессионизм».  

Верный друг и почитатель Жоржа Сёра,Поль Синьяк был обезоружен внезапной, преждевременной смертью предводителя неоимпрессионизма.

Он сделал очень много для того,чтобы Сёра не забыли — разобрал его работы,устроил несколько ретроспективных выставок,а вскоре написал исследование «От Делакруа к неоимпрессионизму».

Впрочем,отдавая дань своему наставнику,сам художник вскоре после смерти Сёра простился с неоимпрессионизмом.

«Я всё больше и больше ненавижу мелкую точку и сухость», — пишет он уже через несколько лет.

Пройдя через технику пуантилизма и отказавшись от нее, Синьяк обретет свой стиль. Он чаще всего продолжает следовать теории сочетаний контрастных цветов как способу создания света, но точки ему заменяют мазки.

Впрочем,отличие не только в замене точки на мазок.

Эмоциональному,чувствительному, легкому Синьяку был чужд научный, рассудочный подход Сёра. 

Он говорил, что подчиняет краски и линии тому душевному движению,которое хочет передать,а не воплощает научную теорию сочетания контрастных цветов.

***

А Камиль Писсарро называл метод Сёра «научным импрессионизмом» в противоположность интуитивному и романтическому импрессионизму как таковому.

«В Париже есть сейчас только один молодой человек, который пишет так же хорошо, как я, — Жорж Сёра», — говаривал Гоген.  

Сёра же вообще предпочитал никого не хвалить. Да и распространение его методики автора отнюдь не радовало.

С одной стороны, он, конечно, ратовал за научный подход и высказывался насчет того, что личность не имеет значения. С другой — очень злился на последователей за то, что они «воруют» его метод.

В технике пуантилизма писали Писсаро, Синьяк, Матисс, Ван Гог, Дерен, Гоген, Лотрек и другие. Хотя единственно верным последователем неоимпрессионизма оставался исключительно сам Сёра.

Прочь от импрессионизма и вершина славы

Жоржа Сёра не устраивала мимолетность импрессионизма, он не хотел воспевать сиюминутные радости, а желал ухватить нечто постоянное, незыблемое.

Работы Сёра выделяет серьезное, тщательное просчитанное отношение к композиции.

Он писал множество набросков и этюдов, прежде чем перейти к окончательному варианту. Из его картин изгнано всякое движение — воздуха, времени, человека.

Они монолитны и неподвижны.

Даже когда речь идет об изображении плящуших канкан девиц, они словно замерли в моменте.

Жорж СёраЭтюд для «Кабаре»  1890, 169×141 см • Масло, Холст

Описание картины «Этюд для «Кабаре»»

Канкан на картине Сёра отплясывают в клубе «Японский диван». Это заведение находилось недалеко от его судии в Париже. Сёра вознамерился продемонстрировать одну из теорий, которым не столько следовал, сколько пытался ими пояснить свое искусство.

Сёра хотел превратить живопись в науку, контролировать зрительное восприятие и создать алгоритм, по которому писать шедевры сможет каждый. Честно признаем, у него это не получилось. Но до чего хороши попытки!

Прежде чем приступить к написанию окончательного варианта, Сёра сделал несколько этюдов

***

Импрессионисты — большие любители водных пейзажей.

Но даже в этом Сёра пошел своим путем. Писать море он отправлялся не на благословенный красочный юг Франции, а в северные края, где море холодное и суровое, а природа чрезвычайно сдержанна.

Жорж Сёра.»Вышки и вид на море в Пор-ан-Бессене», 1888, 66×81 см • Масло, Холст 

Жорж Сёра .»Рейд в Гранкане», 1885, 65.4×81.2 см • Масло, Холст

Жорж Сёра 1882, 32×39 см

На последней, восьмой выставке импрессионистов, в 1886 году Сёра ожидал самый громкий в его жизни триумф.

Картина  «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», над которой он работал в течение двух лет, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Критики говорили, что в ней объявлен манифест новой живописной школы.

Потом  «Остров» можно было увидеть на Салоне независимых осенью 1886 года и на выставке бельгийской  «Группы Двадцати».

Везде к работе Сёра невозможно было пробиться из-за многочисленных зрителей.

 Жорж Сёра.»Дробильщик камней» 1882

Неоимпрессионизм стал популярен, Сёра по этому поводу очень злился и даже старался впредь уклоняться от участия в выставках, чтобы коллеги художники не похищали его идеи. Это, конечно, не сработало — волна неоимпрессионизма окатила многих и схлынула.

Но вопрос, что бы изменилось в живописи, если бы Сёра прожил не 31 год, а раза в два больше, остаётся. Однако и за столь короткую жизнь произвести революцию в искусстве он успел.

И кубисты, и абстракционисты признавали неотменяемое влияние, которое на их становление оказали «цветные точки» Жоржа Сёра.

Жорж Сёра.»Цирк», 1891, 185×152.5 см

Описание картины «Цирк»

«Цирк» остался незаконченным.

Это последняя картина Сёра. В конце 90-х он увлекся темой зрелищ и отображения ночной жизни Парижа. «Цирк» был выставлен в марте 1891 года на Салоне независимых, буквально за несколько дней до смерти художника.

Он перекликается с другими работами Сёра – «Канканом» и «Парадом». Увеселительное зрелище, искусственное освещение, использование теории «эмоциональных линий» объединяют эти работы в один цикл.

Фигура клоуна на переднем плане сопоставима с контрабасистом из «Канкана».

Кто он здесь?

С одной стороны, он кажется вообще организатором всего этого зрелища, с другой – очевидно, что это всего лишь исполнитель.  

В его фигуре словно соединились коварный искуситель и грустный мем, вызывающий хохот.

Теория линий и эмоционального воздействия цвета оказывается несостоятельной.

Направленные вверх линия подбородка клоуна, его руки, вихры и даже кончик вздернутого носа, рыжий цвет волос и красный – одежды совершенно не возбуждают радостных ощущений.

  Впрочем, гимнастка на лошади и акробат действительно создают чувство некоторой приподнятости, увлеченности. Великолепно продумана геометрия картины.

Перекличка линий, углов и наклонов демонстрирует отличное владение Сёра законами композиции.

Как правило, в картинах Сёра начисто отсутствует движение.

Здесь же перед нами запечатлен момент движения, то есть говорить о его отсутствии точно не получится.

Пожалуй, в данном случае имеет место эффект остановившегося мгновения – движение есть до и после, а в изображении оно застыло, словно замершая в янтаре муха.

Зрители кажутся пришедшими в цирк с других полотен Сёра.

Не посетителей ли острова Гранд-Жатт мы видим в партере? А вот парни с «Купания в Аньере», пожалуй, заняли галерку.

Автор всей статьи : Алена Эсаулова  

Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/14831573

Презентация по ИЗО, МХК на тему: «Художники-импрессионисты. Творчество Жоржа Сёра»

Жорж-Пьер Сёра́ (1859 — 1891) — французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «пуантилизм». В своей короткой жизни Сёра создал только семь больших полотен, так трудоемка и сложна была им же созданная техника рисования.

Жорж Сёра родился 2 декабря 1859 года в Париже в богатой семье. Учился в Школе изящных искусств в 1878—1879 годах у ученика Энгра Анри Лемана. Большое влияние на становление молодого художника оказало творчество Рембрандта и Франсиско де Гойя.

После учебы в школе, художник служил в армии в Бресте. В 1880 году вернулся в Париж. Сперва Сёра работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую.

В поиске своего стиля в искусстве Сёра изобрёл так называемый пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.

Работая с натуры, Сёра любил писать на небольших дощечках.

Твердая, не поддающаяся давлению кисти поверхность дерева, в отличие от вибрирующей натянутой плоскости холста, подчеркивала направленность каждого мазка, занимающего четко определённое место в красочной композиционной структуре этюда. Сёра обратился к отброшенному импрессионистами методу работы: на основе этюдов и эскизов, написанных на пленэре, создавать в мастерской картину большого формата.

Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). В течение следующих двух лет художник осваивал искусство черно-белого рисунка. Он много читал, живо интересуясь научными открытиями в области оптики и цвета. Как утверждали его друзья, настольной книгой Сёра была «Грамматика искусства рисунка» Шарля Блана.

В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Представленная на суд жюри Салона картина была отвергнута. Сёра показал её на первой выставке Группы независимых художников в 1884 году в павильоне Тюильри.

После того, как его живопись была отклонена Парижским салоном, Сёра предпочел индивидуальное творчество и союзы с независимыми художниками Парижа. В 1884 он и другие художники сформировали творческое общество «Сосьете де Артиста Индепендэнтса».

Там он знакомится с художником Полем Синьяком, который впоследствии также будет использовать метод пуантилизма. Летом 1884 года Сёра начал работу над своей самой знаменитой работой — «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Картина была завершена через два года.

Сёра сделал множество рисунков для неё и несколько пейзажей с видами Сены.

Далеко не все импрессионисты приняли неоимпрессионистическое творчество Сёра. Так Дега в ответ на слова Камиля Писсарро, также увлёкшегося пуантилизмом, о том, что «Гран-Жатт» очень интересная картина, едко заметил: «Я заметил бы это, но уж очень она велика», намекая на оптические свойства пуантилизма, от которых вблизи картина кажется цветовым месивом.

Характерной особенностью стиля Сёра был его ни на кого не похожий подход к изображению фигур. Враждебные критики непременно заостряли внимание на этом элементе картин Сёра, называя его персонажей «картонными куклами» или «безжизненными карикатурами». Сёра шёл на упрощение формы, разумеется, совершенно осознанно.

Сохранившиеся этюды показывают, что он, когда это требовалось, умел писать вполне «живых» людей. Но художник стремился достичь эффекта вневременности и намеренно стилизовал фигуры в духе плоских древнегреческих фресок или египетских иероглифов.

Однажды он написал своему другу: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии».

В работе «Пудрящаяся женщина» (1888—1889) Сёра изображает модель Маделин Ноблох. Эта женщина представлена в плане той же отрешенности и созерцательности, как и персонажи других его картин. Влияние распространенного в те годы «японизма», вероятно, сказалось в изображении туалета Мадлен.

Так же как «Парад» и «Канкан», к миру зрелищ и представлений по своему сюжету относится и последняя, незаконченная картина Сёра — «Цирк» (1890—1891). Но если в первых двух дана точка зрения из зала на сцену, то в последней акробаты и публика показаны глазами того, кто выступает на арене, — клоуна, который изображен со спины на первом плане картины.

Умер художник в Париже 29 марта 1891. Ему было всего 32 года. Причиной смерти была тяжелая инфекция, от которой также спустя две недели умер его маленький сын.

Сёра не получил официального признания при жизни. Когда он умер, многие критики утверждали, что он не успел реализовать свои возможности. Но его друг Синьяк был уверен, что Сёра «писал всего семь лет, а его творчество охватило все: черное и белое, цвета, линии, даже рамы; он все изучил и все довел до полного успеха».

ОПИСАНИЕ КАРТИН ЖОРЖА СЁРА

«БЕРЕГ РЕКИ»

Картина написана маслом в 1884 году. Сёра написал данное полотно во Франции. Работать над ним он начал еще в 1883 году. Стиль полотна –импрессионизм.

Сёра один из художников, который обожал природу, что можно увидеть в его работах. Он много рисовал пейзажей, простую жизнь людей, животных. Его полотна наполнены легкостью и светом.

Еще одной особенностью Жоржа Сёра было, то, что некоторые свои работы он рисовал не на холстах, а на деревянных дощечках. Но и это не все умения художника.

Сёра искал и мечтал создать свой индивидуальный стиль и это ему удалось. Он стал рисовать при помощи передачи цвета точками. Данный стиль он назвал пуантилизм.

Отдельно стоящие цветовые точки, играли каждая свою роль, но не были видны при общем обзоре.

Берег реки выполнен во Франции в технике темпера. Картина написана мазками, которые ложатся один на другой. Художник всегда говорил, что цветами можно управлять.

И это ему удавалось, Сёра умело передал световые эффекты, грамотно сочетал цвета, что дает картине неповторимый колорит. Хотя полотно и выполнено мазками, но все равно оно выглядит реалистично.

Художник смог изобразить водную гладь, и отражающиеся в ней тени и солнечные блики очень натурально.

Небольшие волны создаются легким ветерком от стоящих деревьев на берегу. Бело-голубой цвет небосклона говорит нам об облаках на небе, но они были в тот день незначительными, и не мешали солнцу переливаться бликами в воде. Желто-зеленые деревья говорят нам о приближающейся осени.

Яркие и сочные тона на воде точно объясняют то, что день, когда художник создавал это полотно, был очень солнечным. На картине изображена река Сена. Еще одной особенностью данного художника было, то, что он писал только то, что видел, прописывая все детали с особой тщательностью.

Картина находится на хранении в музее Нью-Йорка. США.

«ЛОШАДЬ»

Создав такую оригинальную технику письма, Сёра сам и страдал от этого, так как она была очень сложной и трудоёмкой. В связи с этим, художник за всю свою короткую жизнь сотворил всего лишь семь крупных полотен, на многих из которых были изображены лошади – они были его самым любимым животным.

Так, на этом полотне изображена одинокая лошадь, запряжённая, возможно, телегой, которую зритель не видит. И это не случайность. У Сёра не было случайностей, всё несло свой смысл.

На картине одинокое животное отображает внутреннюю сущность автора, его переживания и одиночество, несмотря на то, что у художника была семья и маленький ребёнок. Но внутренние комплексы, которые зародились в нём, были не беспочвенны.

Его угнетало тривиальное отношение к его картинам, непонимание экспертами в области живописи нововведённой им техники письма.

«РЫБАК»

Круг сюжетов, связанных с водой – один из любимейших в небогатом творчестве Сёра. Причём небогатом по количеству работ, но не по их значению и содержанию. Необычная техника написания картины «Рыбак» выделяет её из целого ряда работа как в целом импрессионистов, так и самого Сёра.

Работа относится к тем произведениям искусства, чья уникальная эстетическая составляющая видна лишь на расстоянии. Лишь сделав с десяток шагов от картины, перед зрителем чудодейственным образом раскрывается весь сюжет, написанный «раздробленными» мазками. Можно только удивляться, как автору удалось создать такой эффект, работая в непосредственной близости с картиной.

Создатель дивизионизма, Сёра в этой работе использовал более крупные мазки, в отличие от привычных микродвижений.

Возможно, это было вызвано специфическими материалами – шедевр написан маслом на дереве, а может техника пережила метаморфозу ввиду эстетических требований отображения воды. Действительно, водная гладь на картине создана филигранно.

Мерцающие частые волны, выполненные уверенными мелкими тесными мазками, близкое сочетание контрастных цветов – всё это создаёт неповторимый легко узнаваемый колорит.

Как и остальные работы Сёра, картина восхищает цветовым сочетанием, создание которого предвосхищал тщательный оптический анализ, и композиционным построением. Очень жаль, что молодой, полный творческих сил, художник оставил не такое уж большое наследие, но и этих работ хватило, чтобы навеки вписать себя в историю искусства.

Источник: https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-izo-mkhk-na-temu-khudozhniki-impr.html

Сёра Жорж (1859 — 1891)

Сёра Жорж

Жорж Сёра — основоположник и главный представитель течения неоимпрессионизм — недолгого продолжения и логического завершения импрессионизма. Он родился в 1859 году в Париже. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка, посещал Школу изящных искусств, копировал произведения Энгра и античную скульптуру.

Большое влияние на его становление оказало творчество Рембрандта и Франсиско Гойя. Много времени он отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу.

Он выработал особый систематизированный точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова «пуант» — точка).

Первые картины его были выставлены на официальнои салоне в 1883 году на Первой выставке «Группы независимых». Здесь он познакомился в 1894 году с Полем Синьяком, который горячо поддержал Сёра в его художественных поисках. Вместе с Синьяком Жорж Сёра разработали новую технику живописи — пуантилизм.

Цветовые сочетания в его картинах основаны на точном оптическом анализе и тщательно выстроенной линейной композицией. В картинах Сёра есть близкое импрессионизму трепетное ощущение света и чувства массы.

Однако общий принцип строгой регуляции точек, из которых создается иллюзия предметной формы лишь на расстоянии, в расчете на восприятие человеческого глаза, придал всем произведениям неоимпрессионистов некую одинаковость.

Как обычно, при жизни творчество Сёра не было оценено в должной мере. Умер Жорж Сёра молодым, в возрасте 32 лет от тяжелой инфекции.

Преграда (1882)

Женщины на берегу

Заросший склон (1881)

Лошадь в упряжке (1883)

Цветная юбка (1884)

Вечер на острове Гранд — Жатт (1885)

Купальщики в воде (1883)

Канал в Гравелине (1890)

Цирк (1891)

Парад — алле (1881)

Пара (1884)

Пудрящаяся женщина (1888 — 1889)

Перед нами портрет Мадлен Кноблох, написанный зимой 1888-1889 года. Эта ничем на примечательная женщина растопила сердце художника, который даже для близких друзей оставался больше художником, чем просто человеком. Влюбленность заставила Сёра сосредоточить все усилия в новом для него жанре, и он рисует Мадлен, пудрящуюся за маленьким туалетным столиком с изогнутыми ножками.

Надо сказать, что это была весьма неожиданная подруга для такого интеллектуального человека, как Сёра.

Она была его полной противоположностью и, несмотря на яркую красоту, обладала довольно посредственным умом.

Все подчеркивает ее сущность: мощная шея, округлые плечи и пухлые руки, набухшие груди, выпирающие из тесного корсета. Она сама плоть, тогда как тяжеловатые черты лица лишены всякой одухотворенности.

Изображенные также на картине стол и стоящее на нем овальное зеркало с розовой лентой отличаются дурным вкусом, но благодаря мастерству художника приобретают яркий декоративный эффект.

Интересно, что в первоначальном варианте Сёра поместил и себя на заднем плане, как отражение в зеркале, висящем на стене. Он показал картину одному из своих друзей, и тот, ничего не зная о Мадлен, предположил, что автопортрет может вызвать насмешки. Тогда в отражении зеркала художник поставил горшок с цветами.

Сена у Курбевуа (1885)

Эйфелева башня (1889)

Источник: http://cvetamira.ru/syora-zhorzh-1859-1891

Ссылка на основную публикацию