Описание картины александр герасимова «гимн октябрю»

«Веласкес Сталина. Александр Герасимов и aлхимия власти»

Галерея Леонида Шишкина, 1 ноября — 5 декабря 2012
Сейнт Джорджес Хаус,
24 Куинз Роуд, Вейбридж,
KT13 9UX Лондон

В лондонском филиале галереи Леонида Шишкина открыта выставка «Веласкес Сталина. Александр Герасимов и aлхимия власти», представляющая произведения А. М. Герасимова из частных европейских коллекций.

«Вероятно, это самая знаменитая картина из всех, когда-либо созданных в Советском Союзе…»

«В ней всё символично. Сталин здесь — сакральный центр Советского Космоса.

Это подчеркивается размером его фигуры по отношению к башне Кремля, неподвижностью (центр, по определению, не должен двигаться), отсутствием декоративных элементов в одежде, в то время как военная форма маршала Ворошилова пестрит красными нашивками. Сталин не нуждается в украшении, он уже укоренен в коллективном воображении страны, как ее сакральный центр…»

«Картина распахнута на зрителя, как бы вовлекает его в действие, рождая чувство близости к вождю…»

«Сталин воплощает в себе государство, Ворошилов — Красную Армию. Следовательно, Советский народ, персонифицированный в Сталине, защищен армией, воплощенной в Ворошилове. Ограда является дополнительным символом защиты.

Разрыв в ней, за фигурой Ворошилова, режет глаз, но открывает вид на Москву-реку и, что еще более важно, на колонны народа на противоположном берегу… Таким образом, в картине присутствует мотив соединения лидера и народа».

Ян Плампер. Культ Сталина. Исследование алхимии власти
Yale University Press, 2012

«“Гимн Октябрю” — выдающееся в своем роде произведение. Вымысел и действительность, их взаимопроникновение составляли суть реализма эпохи».

Алиса Любимова. «Большая картина». Альманах
Государственный Русский музей, 2006

 Праздничное заседание, посвященное 25-й годовщине Октябрьской революции, состоялось в Москве 6 ноября 1942 года. В эти дни немецкие войска в Сталинграде вышли на берег Волги, а на Кавказе взяли пригород Орджоникидзе, что открывало им путь к нефтяным промыслам Грозного и Баку. Нужна была немалая смелость и уверенность в победе, чтобы так праздновать этот юбилей Советской власти.

На полотне, в интерьере Большого театра, показаны более 200 человек: партийные деятели, ученые, писатели, деятели культуры и искусства, в том числе и сам художник. Цвет и свет играют самостоятельную содержательную роль и создают свою пластическую драматургию, кульминация которой — относительно небольшая фигура вождя на трибуне, сияющая в золотых лучах света.

За эту работу Александр Герасимов получил в 1943 году свою вторую Сталинскую премию.

Однако только через 67 лет, с выходом в 2010 году книги «Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны», открылся удивительный факт: о том, что заседание состоится в Большом театре, было объявлено 3 ноября, но 6-го в целях конспирации оно было перенесено в Большой Кремлевский Дворец и прошло там в узком кругу. Тем не менее позднее Герасимову было поручено создать зрительный образ легенды, с чем он и справился блестяще.

Александр Михайлович Герасимов (1881–1863)

1881: родился в полукрестьянской-полукупеческой семье в маленьком городке Козлове (сейчас Мичуринск) недалеко от Тамбова. С детских лет стал помогать отцу в работе: ездил с ним покупать и продавать скот, коммерческое училище заканчивал экстерном. Рисовать начал лет с пятнадцати, но в семье это занятие считалось бесполезным и малопочтенным;

1903: в возрасте 22-х лет поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества. Через пять лет из натурного класса перешел в мастерскую Валентина Серова и Константина Коровина.

Влияние последнего на становление молодого художника было колоссальным, он привил ему интерес к творчеству Андерса Цорна и Клода Моне, в которых Коровин ценил, по словам Герасимова, искренность, поэтичность и цельность живописного ощущения;

1911: закончил курс училища, но, чтобы продолжить работать в мастерской Коровина, не стал писать дипломную картину, а поступил на второй курс уже архитектурного отделения;

1915: успешно защитил сразу две дипломных работы — на звание художника и на звание архитектора. Это единственный случай в истории Училища, когда один учащийся получил одновременно два звания.

После окончания учебы был мобилизован в действующую армию; демобилизовался только через три года.

Не найдя общего языка с художниками левых течений, которые главенствовали тогда в Москве, уехал на семь лет в родной Козлов; работал художником в местном театре, построенном, кстати, в 1913 году по его проекту;

1925: вернулся в Москву и вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), собравшую в свои ряды приверженцев реалистического направления;

1927: написал портрет Ворошилова, для которого Наркомвоенмор терпеливо позировал Герасимову сам. На Девятой выставке АХРР этот портрет был приобретен Музеем Революции;

1930: написал картину «Ленин на трибуне», которую приобрело издательство Изогиз и в течении 50 лет печатало с нее репродукции миллионными тиражами;

1933: 6 июля вместе с Бродским и Кацманом провел целый день, до позднего вечера на даче Сталина, привезенный туда своим главным покровителем Ворошиловым. Они разговаривали, играли в городки, обедали, ужинали. Герасимов в своем блокноте сделал наброски Сталина;

1934: совершил длительную поездку, путешествуя по Германии, Франции, Италии и Турции;

1936: персональная выставка в Москве, отметившая 25-летие работы художника, награжден Орденом Ленина, присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР;

1937: Гран При Всемирной выставки в Париже за картину «Первая Конная Армия». До этого создал несколько работ на тему «Выступление товарища Сталина», в которых его архитектурная выучка и живописное мастерство помогли нащупать элементы, сложившиеся впоследствии в «большой стиль» эпохи, получивший одобрение самого вождя;

1939: Гран При Всемирной выставки в Нью-Йорке за картину «На страже мира. Сталин и Ворошилов в Кремле», ГТГ. Через два года за нее же Герасимову будет присуждена первая Сталинская премия (советский аналог Нобелевской премии).

Он единственный в стране художник, которому Сталинская премия присуждалась четырежды. Еще в 1943 году — за картину «Гимн Октябрю», ГРМ; в 1946 — за «Портрет четырех старейших художников», ГТГ; 1948 — за картину «Сталин у гроба Жданова», ГРМ.

1947: при назначении первого Президента Академии художеств СССР главными претендентами были Игорь Грабарь и Александр Герасимов. Предпочтение было отдано Веласкесу Сталина, который руководил изобразительным искусством страны последующие десять лет, когда приверженцам нового западного искусства в СССР приходилось несладко;

1957: смещен с должности Президента Академии художеств, после разоблачения Хрущевым «культа личности Сталина» работы Герасимова из экспозиционных залов музеев стали перемещаться в запасники. Когда в начале 1960-х одна знакомая художника, художественный критик, спросила его: как дела, он ответил ироничной фразой: «В забвении. Как Рембрандт».

Источник: пресс-релиз «Галереи Леонида Шишкина»

Источник: https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121106_shishkin_gerasimov.html

Александр Герасимов. К 135-летию художника

Государственный исторический музей представляет проект, посвященный классику соцреализма. «Александр Герасимов.

К 135-летию художника» — это попытка отбросить штампы и объективно представить творчество лауреата четырех Сталинских премий и президента Академии художеств СССР на его первой за 60 лет выставке.

Герасимов был сыном прасола, торговца быками и лошадьми.

В 22 года юноша, тянувшийся к рисованию, покинул провинциальный Козлов (нынешний Мичуринск) и отправился в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там преподавали выдающиеся мастера — Архипов, Серов и Коровин.

Последний повлиял на будущего художника: Герасимов на всю жизнь сохранил широкую, этюдную манеру письма. Кроме того, у именитого учителя он перенял любовь к изображению пышных букетов. По воспоминаниям современников, рядом с домом уже пожилого Герасимова обязательно цвели розы и пионы, с которых он писал натюрморты.

Впрочем, Александр Михайлович чутко ощущал разницу между своим и коровинским даром: «Константин Алексеевич Коровин, конечно, делал это лучше меня! В его розах больше нежности, поэзии, воздушности. У меня, как у степняка, в розах другое: мощь и изобилие земных сил черноземного плодородия».

Картины Герасимова действительно особенные: фактурный, пастозный мазок, яркие насыщенные цвета — оттенки желтого, малинового, зеленого, сиреневого, синего. Его полотна полны земной жизни — будь то тяжелые, сочные «Розы на столе» (1938) или пестрые «Полевые цветы» (1945).

Впрочем, Александр Герасимов прежде всего прославился как создатель канонических изображений советских вождей. Поздно перебравшийся в столицу (после училища он на несколько лет вернулся в родной Козлов), Герасимов стал известным почти в пятьдесят, когда нарисовал Владимира Ильича («В.И. Ленин на трибуне», 1930).

Эту работу, самую тиражируемую в СССР, можно увидеть на нынешней выставке.

Кроме того, здесь представлены изображения Сталина (Герасимов считался любимым художником вождя), а также Ворошилова (с живописцем их связывала крепкая дружба). Гвоздь экспозиции — гигантское полотно «Гимн Октябрю» (1942), за него мастер получил свою вторую Сталинскую премию.

Финальный аккорд выставки — «Половецкие пляски», созданные в 1955-м: яркие и сочные, одна из безусловных вершин творчества. Попавший в хрущевские времена в опалу, Герасимов сравнивал себя с Рембрандтом, умершим в бедности и забвении. Уместна такая аналогия или нет, предстоит решить потомкам.

Впрочем, с великим голландцем их точно роднило одно: работа художников шла по нарастающей всю жизнь, и поздние «осенние» полотна порой не на шутку превосходили ранние.

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Источник: http://portal-kultura.ru/articles/exhibitions/128817-rastsvet-imperii/

Источник: https://www.risunoc.com/2016/08/135.html

На ВДНХ стартовала реставрация картины Герасимова

На ВДНХ началась реставрация самой масштабной картины Александра Герасимова — любимого художника И.В. Сталина, первого президента Академии художеств СССР.

Живописное полотно, которое многие считали утраченным, было найдено год назад в павильоне №1 «Центральный» в ходе контраварийных работ.

На картине изображены делегаты II Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда 1935 года, на котором было принято решение создать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ставшую впоследствии ВДНХ.

Картина была создана в 1953 году авторским коллективом под руководством Александра Герасимова. Помимо первого президента АХ СССР, народного художника СССР, лауреата четырех Сталинских премий над полотном трудились Г. Горелов, Н. Денисовский, Н. Дрючик, Р. Зенькова, А. Папикян.

Картина исполнена маслом на холсте и имеет размеры 6,75 на 11 метров. Для сравнения — самая знаменитая работа Герасимова «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», экспонируемая в Третьяковской галерее, имеет размеры 2,96 х 3,86 метра.

Это произведение является, по сути, символом своей эпохи. На полотне изображены делегаты II Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда 11–17 февраля 1935 года, которые выступили с инициативой создания в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, ставшей впоследствии ВДНХ.

Со времен глобальной смены экспозиции павильона №1 в 1967 году живописное полотно Александра Герасимова многие считали утраченным. Произведение удалось обнаружить в 2014 году благодаря противоаварийным работам, которые начали проводиться на ВДНХ в рамках программы возрождения Главной выставки страны, осуществляемой при поддержке Правительства Москвы и лично Мэра Москвы Сергея Собянина.

Поскольку состояние живописного слоя картины специалистами было признано аварийным, а состояние холста — удовлетворительным, реставрация будет проходить на ВДНХ. В ходе реставрации будут осуществлены работы по удалению загрязнений с поверхности картины и укреплению красочного слоя.

Финансирование реставрационных работ осуществляется за счет средств бюджета города Москвы и реализуется Департаментом культурного наследия города Москвы. Реализует проект реставрации ООО «Реставратор».

Практические работы начались в сентябре и закончатся в 2016 году. Посетители Выставки смогут пошагово наблюдать за восстановлением картины.

СПРАВКА

Александр Михайлович Герасимов Александр Михайлович Герасимов (1881–1963) — советский живописец. Первый президент АХ СССР. Народный художник СССР (1943). Лауреат четырех Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Член ВКП(б) с 1950 года. Александр Герасимов родился 19 (31) июля 1881 года в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье.

В 1903–1915 годах обучался в МУЖВЗ у К.А. Коровина, А.Е. Архипова и В.А. Серова. В 1915 году был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. После демобилизации, в 1918–1925 годах, жил и работал в Козлове. В 1925 году переезжает в Москву, вступает в АХРР, преподает в Училище памяти 1905 года. В 1939–1954 годах был председателем оргкомитета СХ СССР.

В 1943 году передал свои личные сбережения (50 000 рублей) в фонд обороны. С 1947 года — член АХ СССР, в 1947–1957 годах — первый президент АХ СССР. 1951 год — доктор искусствоведения. Один из крупнейших советских художников 1930–1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Картины А.М.

Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории. Был любимым художником И.В. Сталина. Портреты Сталина работы А.М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими. Дружил с Ворошиловым, который бывал у А.М. Герасимова в гостях в Мичуринске. Герасимов написал много портретов К.Е. Ворошилова. Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н.В.

Читайте также:  Описание картины константина маковского «боярский свадебный пир»

Гоголя). С началом правления Н.С. Хрущева был постепенно освобожден от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций. В городе Мичуринске Тамбовской области существует музей-усадьба А.М. Герасимова и функционирует картинная галерея, крупнейшая в Российской Федерации среди городских картинных галерей. Именно в этой усадьбе А.М.

Герасимовым был написан известный пейзаж «После дождя (Мокрая терраса)», иллюстрация которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка. По его проекту построен Мичуринский драматический театр в 1913 году. Александр Герасимов умер 23 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок №8).

Награды и премии: заслуженный деятель искусств РСФСР (1936); народный художник СССР (1943); Сталинская премия первой степени (1941) — за картину «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле»; Сталинская премия первой степени (1943) — за картину «Гимн Октябрю»; Сталинская премия первой степени (1946) — за групповой портрет четырех старейших советских художников И.Н. Павлова, В.Н. Бакшеева, В.К.

Бялыницкого-Бирули, В.Н. Мешкова; Сталинская премия второй степени (1949) — за картину «И.В. Сталин у гроба А.А. Жданова»; орден Ленина; орден Трудового Красного Знамени (1961);

медали.

Избранные полотна: 1929–1930 — «Ленин на трибуне», Москва, Исторический музей. 1935 — «После дождя» («Мокрая терраса»), Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1938 — «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», Москва, Государственная Третьяковская галерея. В народе картину в шутку прозвали «Два вождя после дождя». 1938 — «Баня», Мичуринск, Дом-музей А.М. Герасимова.

1939 — «Портрет балерины О.В. Лепешинской». 1939 — «И.В. Сталин и А.М. Горький в Горках». 1942 — «Гимн Октябрю», Санкт-Петербург, Государственный Русский музей 1944 — «Портрет старейших советских художников», Государственная Третьяковская галерея. 1945 — «Тегеранская конференция руководителей трех великих держав» 1948 — «И.В. Сталин у гроба А.А.

Жданова», Государственная Третьяковская галерея.

1949 — «Есть метро!»

Телефон: +7(495)544-34-00Эл. почта: info@vdnh.ru Телефон: +7(495)748-34-20Эл. почта: press@vdnh.ru

Источник: http://vdnh.ru/news/na-vdnkh-startovala-restavratsiya-kartiny-a-gerasimova/

Александр Герасимов. К 135-летию художника

На прошлой неделе в Историческом музее открылась большая ретроспективная выставка Александра Герасимова – живописца, архитектора, лауреата четырех Сталинских премий, Народного художника СССР, Академика и первого президента Академии художеств СССР.

Эта первая и масштабная монографическая выставка живописца в России за последние шестьдесят лет. В экспозиции выставлено около 90 произведений Александра Герасимова, в которых можно проследить весь долгий путь художника: от совсем еще ранних легкомысленных работ до официальных портретов вождей советского государства.

На выставке также представлены импрессионистические натюрморты и пейзажи, проницательные портреты и монументальные полотна, благодаря которым Александр Михайлович вошел в историю искусства как основоположник канона социалистического реализма, мастер картин сталинской эпохи, главной темой которых был образ «вождя, счастливого счастьем народа».

Когда речь заходит о соцреализме, полотна Александра Герасимова можно считать главными символами этого направления. Его программные и знаменитые произведения – «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» (1938 г.

) − в народе более известная под названием «Два вождя после дождя», «Гимн октябрю» (1942 г.), бесчисленные портреты В.И. Ленина и «Отца народов» являются как бы отражением эпохи – властной, монументальной и полной исполинского величия.

Во всех вышеперечисленных картинах с необычайной яркостью проступает исторический контекст и реалии того времени, которые бесконечно сложно отбросить. Впрочем, это, наверное, и не нужно.

Данные полотна, как и многие другие подобные вещи, мифологизируют советскую действительность, передают идеальные образы вождя, народа и просто человека, архетипы демиурга и его творений.

И в этом нет ничего удивительного: c конца 1930-х годов Герасимов – уже не просто живописец, но и официальный руководитель художественной жизни страны, занимающий высшие должности в главных творческих организациях: председатель правления Московского отделения Союза художников, председатель оргкомитета Союза советских художников, президент Академии художеств СССР. На этих постах он выступал как своеобразный рупор власти, которая диктовала, что и как должно изображать. Александр Герасимов проводил довольно жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма, был ярым и ревностным сторонником тех требований, которые власть предъявляла искусству.

Советский реализм называется социалистическим, но квалификация эта относится не к искусству, а к пропаганде, производимой посредством искусства.

Как известно, в постановлении ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года были сформулированы основные принципы этого очень специфического художественного течения: «Социалистический реализм требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии.

Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма». «Правдивость и конкретность» − это реализм, а «переделка и воспитание» − его социалистичность. Ею определена задача реализма, но не его характер или качество.

Это искусство, в первую очередь, должно было обладать предельно внятной и четкой идеей, неукоснительной дидактикой. В официальных произведениях Герасимова как нельзя ярко проступает эта установка.

Рассматривая его монументальные полотна, всегда невероятно трудно абстрагироваться от их идейного наполнения, от сюжета и повествования, заключенного в них.

Особенно сложно эти вещи не осуждать, зная горькую и подчас чудовищную историю нашей страны и понимая, что все эти картины, живописующие светлую и радостную жизнь, заведомо лживы и приукрашены.

Именно поэтому говорить об искусстве и художниках соцреализма бывает непросто, как непросто бывает рассуждать о произведениях, созданных по идеологической указке.

Но все-таки, когда речь заходит об искусстве, надо всегда, по возможности, стараться вырвать вещи из контекста, посмотреть на них непредвзято, мысленно очистив ото всей идеологической шелухи, и в итоге обнаружить или не обнаружить за всем этим подлинное искусство.

Нельзя забывать, что в то непростое время многим талантливым художникам пришлось приспосабливаться ко все более точно формулируемым требованиям, но талант, как его не приспособляй, все-таки всегда найдет возможность себя проявить.

И лучше всего талант Герасимова проступает не в его портретах или монументальных репрезентативных полотнах (все-таки в них живопись слишком заслонена идеологией), а в совершенно очаровательных пейзажах с видами московских двориков и парижских улочек, путевых акварелях, сделанных во время путешествий по Индии и Китаю, лиричных, залитых солнечным светом натюрмортах.

На них он предстает перед нами истинным импрессионистом, настоящим преемником художественного наследия своих великих учителей – Константина Коровина и Валентина Серова.

В этих работах Александр Герасимов раскрывается перед зрителем как тонкий живописец и непревзойденный мастер. Бесконечное обаяние герасимовских натюрмортов и пейзажей не только в их камерности и живой непосредственности, но еще и в том, что в них мы обнаруживаем подлинное искусство, ничем не замутненное.

В пейзажах и натюрмортах как нигде отчётливо проступает живописное мастерство автора − то, что в официальных полотнах заслонено идеологией и пропагандой. На эти произведения мы можем взглянуть просто и непредвзято: увидеть не само высказывание, не риторику картины, а ее предметность и вещность − увидеть то, как это сделано.

Пейзажи и натюрморты тем и хороши, что это вечные жанры, не призванные документировать и описывать эпоху, время, приукрашать или же, наоборот, очернять его.

В них, в сущности, полностью отсутствует какая-либо идея, но, несомненно, есть действительно чистое, ничем не заслоненное дыхание искусства, которое выражается в живости мазка, светотеневых моделировках, сочетаниях тех или иных цветов, гармоничности композиции и подлинной силы художественного чувства.

Источники фотографий:

01 – Автопортрет художника.

Остальные изображения предоставлены Государственным историческим музеем:

02 — Гимн Октябрю. Эскиз. 1942

03 – Художники на даче у Сталина.1951

04 — Ленин на трибуне. 1929-1930

05 – Портрет дочери.1951

06 – Натюрморт с букетами роз.

Источник: http://synotechestva.com/public/rubrik/item/333-aleksandr-gerasimov-k-135-letiyu-khudozhnika.html

Выставка работ Александра Герасимова – любимого художника Сталина

ПодробностиКатегория: Выставки Опубликовано: 16 февраля 2016 Просмотров: 7351

В Государственном историческом музее 10 февраля открылась выставка, посвященная 135-летию Александра Герасимова — известного советского и русского живописца, пожалуй, одного из самых ярких представителей социалистического реализма.

https://www.youtube.com/watch?v=Ad8aGpg8pQ0

В экспозицию вошли полотна всех жанров, в которых художник когда-либо работал.

Здесь и ранние пейзажи начала века, сочные натюрморты, акварели из путешествий по Индии и Китаю, парижские зарисовки, а также портреты вождей, благодаря которым Герасимов и стал столь знаменит.

Не нужно быть ни политиком, ни историком, ни искусствоведом, чтобы понять, какие картины сделали художника знаменитостью своей эпохи, лауреатом 4 Сталинских премий и кавалером ордена Ленина.

Творческий путь Герасимова начался в 1903 году, когда он поступил в Московское художественное училище. Под влиянием своих учителей, среди которых были Серов и Коровин, начинающий художник обратил внимание на стиль импрессионистов.

На выставке можно видеть эти ранние, совсем не похожие на последующие, работы Герасимова: «После весенней грозы», «Ню», «Волчий голос в поле».

На картинах 1912 — 1913 года мазки несколько грубоватые, но умение художника передать атмосферу цветовым решением бесспорно.

После весенней грозы 1913 г.

После войны, в которой художник принимал участие в качестве служащего санитарного поезда, он вернулся в 1925 году в Москву, где и вступил в ряды Ассоциации художников революционной России. Можно сказать, что путь к социалистическому реализму начинался именно там. Участники этого движения творили в стиле классического реализма, но своей тематикой выбирали сюжеты, понятные народу.

В экспозицию вошел стенд, на котором размещены документы и фотографии из частных коллекций, имеющие отношение к жизни художника и его «карьерной лестнице».

Здесь и депутатский билет Герасимова, и его орденская книга, поздравительное письмо от Ворошилова. Ворошилов К.Е. в принципе сыграл не последнюю роль в судьбе художника. А за известную картину, в народе получившую название «два вождя после дождя» — «И.

В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» А.М. Герасимов получил свою первую Сталинскую премию.

Герасимова действительно можно было назвать любимым художником Сталина. Живописец долгое время создавал образ любимого народом, мудрого и великого вождя.

Современники отмечали, что Герасимов был энтузиастом во всем, что было связано с делами КПСС, включая борьбу с «инакомыслием» среди держащих в руках кисти; он критиковал «поверхностное» зарубежное искусство и безоговорочно льстил вождю, как на картинах, так и на словах.

В 1938 году Герасимов возглавил правление Союза художников, а в 47 году стал (по настоянию того же Ворошилова) первым президентом Академии художеств СССР.

Его работы «Выстрел Авроры», «Ленин на трибуне»,  и многие другие стали образцовыми для советского зрителя, на них было изображено то, «во что верили они, и мы верили» — по словам старшего поколения, посетившего экспозицию.

Ленин на трибуне 1929-1930 гг.

Посетители выставки также отмечают, что на картинах Герасимова действительно видно «как менялся этот всесильный, казалось бы, человек» — Сталин. От «Портрета И.В.

Сталина на XVII съезде ВКП(б)», написанного в 1934 году к изображенному в полный рост, «героическому» образу вождя с военным биноклем в 1944 году, к полотну «Похороны Сталина».

Смотря на эти работы, кажется справедливым вопрос: «Кем бы был Герасимов без Сталина…и Сталин без Герасимова?».

Портрет И.В. Сталина на XVII съезде ВКПб 1934 г.

Герасимов, в отличие от многих советских людей искусства, не был невыездным. А потому в его творчестве есть период, который можно смело назвать «зарубежными акварелями».

Так на выставке посетители могут видеть парижскую серию 1934 года, стиль письма которой чем-то напоминает Дега, среди которой такие работы как «Ночной Париж», «Париж ночью», «Париж. Кабаре».

Очень атмосферными являются также восточные акварели художника 50-х годов: сцены из индийской и китайской жизни – «Набережная в Шанхае», «Могила императора в Нанкине», «Ночная лавка в Бомбее».

Действительным шедевром по цветовому решению и колориту видится картина 1934 года «Айя София», пропорции храма в Константинополе ясно показывают зрителю, что рисовал ее не только художник, но и архитектор, знающий и чувствующий здание и его пропорции.

Париж ночью 1934 г.

Странное чувство охватывает зрителя, когда от ярко-алой, поистине монументальной работы «Гимн Октябрю» (за нее художник также получил Сталинскую премию в 1943 году) переходишь в зал натюрмортов.

«Полевой букет» 1952 года, «Розы на столе» 1938, потрясающе атмосферная, буквально дышащая весной «Цветущая яблоня» 1953, и многие другие полотна, на контрасте с социалистическим реализмом создают странное чувство.

Читайте также:  Описание картины сальвадора дали «меланхолия»

Вот что художник писал о работе над такими картинами: «Какое огромное наслаждение – писать цветы, особенно полевые, они приносят с собой в мастерскую аромат родной природы, вызывают в памяти прекрасные воспоминания… Натюрморты “прочищают” глаз художника. Пишешь цветы – будто отдыхаешь после утомительной дороги с ухабами и выбоинами».

Розы 1948 г.

Герасимов был не только художником, но и иллюстратором, в экспозицию включены его работы по оформлению повести Гоголя «Тарас Бульба» в 1952 году: «Приезд Остапа и Андрия», «Стой! Выпала люлька с табаком!».

В этом же зале можно видеть этюды и саму картину, ставшую визитной карточкой выставки 2016 года – «Половецкие пляски».

Здесь смешение эротики, буйства танца и грубоватых ярких мазков, художнику «хотелось бы, чтобы у меня на палитре краски горели, как огонь, как звезды, как блеск моря…» — так писал Герасимов о своей работе в 1955 году. Смотря на нее, хочется спросить: «Как же могло такое полотно оказаться в частной коллекции?».

Половецкие пляски 1955 г.

И такие вопросы действительно задаются посетителями. Стоит открыть книгу отзывов, чтобы понять, насколько разные впечатления оставляет выставка Герасимова. Кто-то просит выставлять больше работ советских авторов, так как именно в их полотнах кроется наше героическое прошлое, ностальгирует по ушедшей эпохе, а кто-то возмущен до глубины души попытками в XXIвеке навести позолоту на сталинизм.

Но почему же нам так свойственно замечать одно и абсолютно не рефлексировать о другом? Да, Герасимов был прямолинейным и властным президентом Академии художеств, его картины социалистического реализма с соответствующей тематикой – живая пропаганда в красках, но как же натюрморты? И ранний импрессионизм? Восточные и парижские акварели, неповторимый экстаз половецких плясок?

Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо своими глазами видеть работы художника, переходя от залы к зале. Выставка 2016 года, по сути, дважды юбилейная: исполняется 80 лет со дня первой выставки Герасимова в 1936 году, а экспозиция является также первой спустя 60 лет монографической выставкой забытого после «оттепели» живописца.

Выставка «Александр Герасимов. К 135-летию художника» пройдет в Государственном историческом музее

Адрес: Выставочный комплекс Исторического музея (площадь Революции, 2/3)

Режим работы выставки: 10 февраля — 11 апреля 2016

Ольга Давыдова

Источник: https://historyrussia.org/sobytiya/vystavki.html/aleksandr-gerasimov-lyubimyj-khudozhnik-stalina-k-135-letiyu-khudozhnika.html

Художник Александр Михайлович Герасимов | Картины

Рубрика: картины и живописьОпубликовано 10.10.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 5 мин   ·   Просмотры:

Семейный портрет

Сегодня я расскажу вам о творчестве и жизни русского и советского художника Александра Михайловича Герасимова.

Художник Александр Михайлович Герасимов родился в Тамбовской губернии, в городе Козлове, в купеческой семье. И случилось это событие 31 июля 1881 года. Маленький и уютный городок Козлов всю жизнь будет для Герасимова не только малой родиной, но и душевным убежищем – художник будет часто приезжать из шумной столицы в Козлов: отдыхать и набираться новых сил, писать для души.

Розы на столе

Но, про картины «для души» я расскажу несколько ниже.

А пока, одаренный юноша уезжает в Москву учиться живописи. Его учителями были В.А. Серов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов.

Потом случилась Первая мировая война и будущий художник отправляется на фронт – два года службы на санитарном поезде, который эвакуировал раненных и увечных с Южного фронта. В 1918 году Герасимов оставляет воинскую службу и уезжает на малую родину, и целых семь лет работает декоратором.

В 1925 году Александр Михайлович перебирается в Москву, вступает в АХРР и активно «включается в революционную живопись». Его полотно «Ленин на трибуне» пользуется большой популярностью – страна недавно потеряла вождя. А тут просто живой Ленин – на трибуне, на фоне красных знамен… 

Ленин на трибуне

Нужно сказать, что Александр Михайлович в этот период серьезно «увлекся» портретной живописью: портреты индивидуальные и портреты групповые. По сути, нет ни одного крупного политического события в стране, на которое бы художник не откликнулся очередной картиной. А кроме того, он активно работает в секретариате правления Союза Советских Художников. 

Всё чаще появляются портреты с первыми лицами государства – его работы считаются образцом советской портретной живописи. Именно так нужно писать вождей. И с этим нет желающих спорить, ведь художник считается любимым портретистом товарища Сталина.

Портрет И.В. Сталина

Награды сыпались просто дождем. Иногда дождь был золотым.

 Я бы не стал писать о творчестве художника и предлагать вашему вниманию его работы, если бы не было «других» картин. Очень часто художника представляет эдаким конъюнктурщиком, который с лакейской угодливостью малевал и малевал вождей. Глупость это. Герасимов был человеком своей эпохи, в которой гармонично сплетались и картины к годовщине Октября, и мокрые доски террасы после дождя.

После дождя. Мокрая терраса

После смерти товарища Сталина Герасимов попал в опалу, его «парадные» картины в связи с выявленным культом личности вождя убрали в запасники музеев или просто уничтожили.

 Можно сказать, что художник растратил свой талант на служение властителям, но… Не торопитесь его судить. Время было такое, когда творец должен был сделать непростой выбор. И судить человека, который жил в те времена нельзя в отрыве от тех событий, и тех людей.

И сегодня я хочу показать вам работы художника. В частности те, которые были написаны в Козлове, в моменты душевного уединения. Давайте увидим большого художника Герасимова. Того, который точно вне времени. Хотя, кто я такой, чтобы рассуждать о вечности и о истинном искусстве? Он художник – и это, вне всякого сомнения. Художник с большой буквы.

Картины художника Александра Михайловича Герасимова

Вести с целины

В бане

Натюрморт «Розы»

Пионы

Весной на порубке

Портрет дочери

Натюрморт. Полевой букет

Дочь посла Мексики Глория в национальном костюме теуана

Полдень. Летний день

После весенней грозы

Розы

Париж. Кабаре

Розы

Портрет Д.С. Дмитриевского

Портрет Ольги Лепешинской

Сад в цвету

Доклад И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)

Пионы

Натюрморт с розами

Полевые цветы

Половецкие пляски

Татьяна Удаленкова (Танец персидок из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского)

Бледнеет ночь. Натюрморт

Портрет Нины Гиляровской

Пионы

Гимн Октябрю

Портрет И.В. Сталина

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-aleksandr-mixajlovich-gerasimov-lyubimyj-xudozhnik-stalina.html

Александр Михайлович Герасимов, художник: биография, творчество :

Александр Герасимов – художник, автор целого ряда картин на революционную тематику. Однако он писал и лирические портреты, пейзажи, в которых особо проявились особенности его творчества: яркий колорит, широкий мазок, стремление к этюдному оформлению полотен.

Годы учебы

В небольшом городе Тамбовской губернии в 1881 году родился Александр Михайлович Герасимов. Художник, биография и творчество которого являются предметом настоящего обзора, больше десяти лет учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Сначала он занимался на живописном отделении, и здесь его учителями были такие известные мастера, как Коровин, Серов. Именно от них он заимствовал свою характерную манеру письма.

Также автор перенял многое у авторов-импрессионистов, творчеством которых увлекся в годы студенчества.

Герасимов – художник, который не ограничился живописью, он также занялся и архитектурой, поступив на соответствующее отделение.

Женский портрет

Во время обучения в московском училище автор написал ряд интересных работ, в которых уже тогда сказался его незаурядный талант живописца. В 1912 году он создал портрет известного переводчика и театрального историка Надежды Гиляровской.

Картина наполнена ярким солнечным светом, ее краски насыщенные и яркие. В центре полотна находится фигура молодой красивой женщины в простом летнем домашнем платье. Перед ней – стол с огромным букетом цветов, который придает картине праздничный дух. На заднем фоне изображен великолепный сад.

Эта картина получилась очень жизнерадостной, она проникнута любовью к природе.

Картина «Букет цветов»

Герасимов – художник, который на раннем этапе своего творчества увлекался пейзажными зарисовками. Через два года он написал новую картину – «Букет цветов. Окно». Как и первая картина, она написана яркими и сочными красками.

В этих двух полотнах отчетливо проявилось увлечение автора импрессионизмом: изображения не столько рассказывают историю, сколько передают сиюминутные впечатления автора. Он делал акцент на образность изображаемых объектов, поэтому их контуры получились несколько расплывчатыми, мазок кисти – свободен и широк.

В первые годы советской власти

В степени художника и архитектора окончил училище Герасимов. Художник во время Первой мировой войны был призван в армию, потом некоторое время жил в родном городе Козлове и лишь в 1925 году получил возможность вернуться в Москву.

Здесь он вступил в общество революционных художников – организацию АХХР, представители которой в своем творчестве развивали принципы социализма. К этому периоду жизни художника относится его знакомство с наркомом К.

Ворошиловым, который принимал активное участие в судьбе и продвижении живописца.

Портреты

В конце 1920 – первой половине 1930-х годов в искусстве господствующим стал социалистический реализм. Данное направление предполагало изображение действительности с точки зрения идеалов одноименного общественного строя. Главным его принципом была народность, что предполагало доступность и понятность сюжетов.

Герасимов стал писать свои картины в новой манере. Показателен тот факт, что в рассматриваемое время он воспринимал сам себя как портретиста. Его полотна отличались парадностью и даже некоторым лоском. Художник создал целую галерею портретов партийных деятелей (К. Ворошилова, В. Ленина, И. Сталина).

Характерной чертой его работ является яркая экспрессия, выразительность, подвижность фигур.

Картина «В.И. Ленин на трибуне»

Это полотно было создано в 1930 году. Именно в данной работе наиболее отчетливо проявился социалистический реализм, так как ее содержание проникнуто духом классовой борьбы, которая стала главной темой указанного направления.

В центре картины – фигура этого партийного лидера, который резким движением подался вперед, как бы желая этим движением усилить смысл сказанного. Идеей борьбы проникнута картина «Ленин на трибуне». Герасимов нарочно играет на контрасте красок.

Небо покрыто темными серыми тучами, в то время как самого докладчика окружают красные флаги, которые, как известно, являются знаком революции.

Внизу художник изобразил огромную толпу народа с красными флагами. Цветовая гамма картины получилась очень колоритной. Серые, почти черные тучи резко выделяются на фоне белых просветов, а черный костюм Ленина подчеркивает стремительность его движения к слушателям.

Вся композиция построена на контрасте, так как автор хотел показать динамизм борьбы. В том же году художник создал второй портрет Ленина, представляющий его выступающим на пленуме Моссовета в 1922 году.

Данное полотно, в отличие от первого, делает акцент на внешности докладчика: его лицо – в центре, а фигура снова полна динамизма и стремительности.

Работы конца 1930-х годов

Два монументальных портрета создал в этот период Герасимов. Художник, картины которого отличались не только лиричностью, но и некоторой официозностью, написал в 1938 году Сталина и Ворошилова на широком фоне Кремля.

Генсек и «железный нарком» изображены в полный рост. Оба наблюдают строительные работы, развернувшиеся в столице.

Пейзаж на заднем плане получился у живописца особенно хорошо: автор изобразил городской вид после дождя, что всегда удавалось ему особенно хорошо.

Картина имеет глубокое идеологическое значение: виды строительства должны были показать зрителю достижения социализма, фигуры Сталина и Ворошилова на фоне обновляющейся Москвы служили воплощением идеи о прогрессивной роли большевистской партии в судьбах страны. Через год художник написал портрет Сталина, делающего доклад на съезде ВКП(б). Это полотно также носит официальный характер и отличается парадностью.

«Гимн октябрю»

Эта работа была создана в годы Великой Отечественной войны, в 1942 году. В то время советская культура особенно активно проводила мысль о прогрессивной роли революции, партии, партийных лидеров. Большое внимание уделялось личности Сталина, которого представляли как законного преемника Ленина. Картина «Гимн октябрю» соединяет эти вышеперечисленные идеи в одно целое.

В центре – бюст Ленина, над которым висит портрет Сталина в профиль. Впереди изображены партийные деятели, а на трибуне слева выступает Иосиф Виссарионович перед собравшимися, которые заполнили весь зал. Картина выполнена в красном цвете, который выражает революционную идеологию.

Заседание проходит в Большом театре (по бокам видны ложи), что придает изображению особенную праздничность и торжественность.

Это полотно считается наиболее монументальным в творчестве художника, оно было представлено на 10 международных выставках. Все вышеперечисленные картины являются полотнами строго официального характера, они стали эталоном искусства в стране.

Читайте также:  Описание картины пабло пикассо «гурман»

Картина «После дождя»

Это произведение считается одним из лучших в творчестве художника. Оно проникнуто тем тонким лирическим духом, который был так характерен для раннего Герасимова, начинавшего с прекрасных пейзажных зарисовок, в которых чувствовалась его неподдельная любовь к родной природе.

В 1935 году на пике своей популярности живописец неожиданно решает съездить в Тамбовскую область, чтобы отдохнуть. По воспоминаниям сестры художника, он был поражен и восхищен обновившимся пейзажем после сильного ливня. Особенно хорошо писал так называемые «дождевые» сюжеты Герасимов.

Художник («После дождя» – наиболее яркий образец мастерства автора в изображении природы) как никто другой умел показывать состояние воздуха, травы, неба и всей окружающей среды в период ее обновления. Его картина дышит свежестью и влажностью.

Глядя на нее, зритель начинается чувствовать воздушную прохладу и мягкость, разлитую вокруг.

Композиция

В центре полотна – садовое крыльцо (второе название работы – «Мокрая терраса») с изящным столиком, на котором стоит ваза с букетом цветов. На заднем плане – густой сад, поросший свежей зеленью.

Половина картины заполнена легким солнечным светом, который напоминает о недавно прошедшем дожде.

Правая сторона затемнена, и этот контраст сглаживается лазоревым оттенком неба, который как будто примиряет обе стороны.

Художнику очень хорошо удалось показать мокрую свежую листву деревьев, влажную террасу, умытый дождем столик. Произведение выполнено в лучших традициях раннего творчества Герасимова.

Становление карьеры

Герасимов занимал пост председателя Совета художников Советского Союза. Он стал одним из первых деятелей искусства, который получил звание народного живописца. В течение десяти лет, с 1947 по 1957 год, он занимал пост президента Академии художеств.

Герасимов занимался разработкой теории искусствоведения, о чем говорит получение им научной степени доктора. Помимо картин и монументальных полотен, он занимался иллюстрированием (так, его руке принадлежат рисунки к повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»).

В годы правления Сталина Герасимов был ведущим художником в стране, однако после прихода к власти Н. Хрущева он лишился почти всех своих постов, а его картины были убраны из музеев.

В 1963 году скончался знаменитый живописец Герасимов. Художник, выставка которого была организована в 2016 году в историческом музее, прошел долгий творческий путь от увлечения импрессионизмом до перехода к социалистическому реализму.

На указанной выставке представлены его наиболее значимые работы, а также ранние пейзажные зарисовки, которые наглядно демонстрируют эволюцию живописца. Особенно выделяется среди экспонатов картина «Гимн октябрю».

Это огромное монументальное полотно долгое время находилось на хранении в музее и не выставлялось напоказ, поскольку, как выяснилось впоследствии, изображенного на полотне торжественного заседания в честь годовщины революции не было, но живописец получил заказ изобразить его на картине.

Данное полотно интересно тем, что, являясь памятником советской эпохи, наглядно показывает идеологию, господствовавшую в свое время в нашей стране. Именно поэтому полотно вызывает немалый интерес и у западного зрителя, который по нему может составить себе примерное представление о мышлении советского человека середины 20 века.

Творчество Герасимова было чрезвычайно многообразно: он рисовал и семейные портреты, и пейзажи, и официальные полотна. Будучи по образованию архитектором, художник писал здания. Одна из лучших работ живописца на данную тематику – «Есть метро!».

Герасимов прошел долгий творческий путь и занял видное место среди отечественных художников.

Источник: https://www.syl.ru/article/302190/aleksandr-mihaylovich-gerasimov-hudojnik-biografiya-tvorchestvo

Картина Герасимова «Гимн Октябрю» посвящена событию, которого не было

В роковом 1942 году, когда «было все на кону», а о Победе можно было лишь мечтать, Александр Герасимов создал огромное многофигурное полотно «Гимн Октябрю» (406х710 см).

На грандиозном холсте, в интерьере Большого театра, показаны более 200 человек: партийные деятели, ученые, писатели, деятели культуры и искусства, в том числе и сам художник.

Все они собрались, чтобы в разгар войны торжественно отметить 25-ю годовщину Октябрьской революции.

Правда, сами они об этом не знали.

Вожди отметили юбилейную годовщину в Кремле, в узком кругу. А Герасимов создал событие, которого не было. Историкам предстоит нелегкая задача — идентифицировать всех персонажей монументального полотна, которое последний раз экспонировалось в 1949 году и стало документом эпохи.

А первый шаг в этом исследовании сделал журнал «Родина».

Персонажи картины «Гимн Октябрю. Торжественное заседание трудящихся Москвы по случаю 25-й годовщины Октябрьской революции 6 ноября 1942 года».

1] Павел Артемьевич Артемьев (1897-1979). Генерал-полковник (1942). Командующий войсками Московского военного округа. Командовал парадом на Красной площади 7 ноября 1941 года. С октября 1941 по октябрь 1943 года был командующим Московской зоны обороны.

2] Борис Михайлович Шапошников (1882-1945). Маршал Советского Союза (1940). С мая 1942 года по июнь 1943 года — заместитель наркома обороны СССР.

3] Андрей Васильевич Хрулёв (1892-1962). Генерал-полковник интендантской службы (1942), генерал армии (1943). Заместитель наркома обороны СССР — начальник Главного управления тыла Красной армии.

4] Ефим Афанасьевич Щаденко (1885-1951). Генерал-полковник (1942). Заместитель наркома обороны СССР — начальник Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии (08.08.1941 — 20.05.1943).

5] Николай Николаевич Воронов (1899-1968). Генерал-полковник артиллерии (1940), Главный маршал артиллерии (1944), Герой Советского Союза. Возглавлял артиллерию Красной армии в период Великой Отечественной войны.

6] Георгий Максимилианович Маленков (1902-1988). Член Государственного Комитета обороны. Курировал авиационную промышленность, на нем лежала персональная ответственность за рост производства боевых самолетов.

7] Николай Герасимович Кузнецов (1904-1984). Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. В 1939-1947-м и 1951-1955-м возглавлял советский ВМФ. Член Ставки Верховного главнокомандования. Дважды подвергался сильной опале, сопряженной со снижением в воинском звании на несколько ступеней.

8] Андрей Андреевич Андреев (1895-1971). Член Политбюро ЦК ВКП (б). Политический долгожитель. «Уйти с работы в Политбюро можно было только в мир иной. Единственный, кто сумел это сделать и не погибнуть, — Андрей Андреевич Андреев». (Серго Микоян).

9] Василий Васильевич Аборенков (1901-1954). Генерал-лейтенант артиллерии (1943). В сентябре 1941 года назначен первым командующим вновь созданных Гвардейских минометных частей Красной армии. С 1942 года — заместитель наркома обороны по химической обороне и Гвардейским минометным частям.

10] Семен Михайлович Буденный (1883-1973). Один из пяти первых маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, кавалер Георгиевского креста всех степеней.

11] Яков Николаевич Федоренко (1896-1947). Генерал-лейтенант танковых войск (1940), маршал бронетанковых войск (1944). С июля 1941 года — заместитель наркома обороны, начальник Автобронетанкового управления Красной армии, с декабря 1942-го — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии.

12] Лаврентий Павлович Берия (1899-1953). Генеральный комиссар государственной безопасности (1941), маршал Советского Союза (1945), Герой Социалистического Труда. Нарком внутренних дел. Изображен с петлицами комиссара государственной безопасности 1 ранга (при написании картины использована старая фотография).

13] Алексей Николаевич Косыгин (1904-1980). Председатель Совета народных комиссаров РСФСР. Дважды Герой Социалистического Труда. С января по июль 1942 года — уполномоченный ГКО, выполнял работу по снабжению мирного населения города Ленинграда и войск, руководил эвакуацией мирного населения из блокадного города.

14] Александр Михайлович Василевский (1895-1977). Генерал-полковник (1942), маршал Советского Союза (1943), начальник Генштаба, член Ставки Верховного главнокомандования. Дважды Герой Советского Союза. Дважды удостоен ордена «Победа». Изображен с петлицами генерал-полковника, причем звездочки размещены не по уставу (май 1942).

15] Климент Ефремович Ворошилов (1881-1969). Один из пяти первых маршалов Советского Союза. Дважды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда. Рекордсмен по пребыванию в Политбюро ЦК ВКП (б) — Президиуме ЦК КПСС (34,5 года).

16] Дмитрий Федорович Устинов (1908-1984). Маршал Советского Союза. Дважды Герой Социалистического Труда, Герой Советского Союза. В годы войны — нарком вооружения СССР.

17] Георгий Михайлович Димитров (1882 — 1949). Деятель болгарского и международного коммунистического движения.

18] Вячеслав Михайлович Молотов (1890-1986). Председатель Совета народных комиссаров СССР в 1930-1941 годах, народный комиссар, министр иностранных дел СССР в 1939-1949, 1953-1956 годах. Герой Социалистического Труда.

19] Николай Алексеевич Вознесенский (1903-1950). С 10 марта 1941 года 1-й заместитель председателя Совнаркома СССР. Член Государственного комитета обороны и член комитета при СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов. Репрессирован.

20] Михаил Иванович Калинин (1875-1946). «Всесоюзный староста». Член ЦК ВКП (б). Член Политбюро ЦК ВКП (б). Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

21] Александр Александрович Новиков (1900-1976). Командующий Военно-воздушными силами Красной Армии (1942-1946). Генерал-лейтенант авиации (1942), Главный маршал авиации (1944). Дважды Герой Советского Союза.

22] Иван Исидорович Носенко (1902-1956). С 1940 года — нарком судостроительной промышленности СССР. В годы войны судостроителями построено: 2 крейсера (типа «Максим Горький»), 20 эсминцев, 54 подводные лодки, 15 больших охотников за ПЛ, 55 тральщиков, свыше 600 боевых катеров.

23] Анастас Иванович Микоян (1895-1978). Член партии с 1915 года, член ЦК ВКП (б) с 1923 года, в 1935-1966 годах член Политбюро ЦК КПСС. Политический долгожитель, находился в высшем эшелоне власти «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича».

24] Андрей Александрович Жданов (1896-1948). Член Политбюро ЦК ВКП (б) с 1939 года, с 1934 года секретарь ЦК ВКП (б) и член Оргбюро ЦК ВКП (б). Генерал-полковник.

25] Исаак Моисеевич Зальцман (1905-1988). В начале войны — директор Кировского завода (Ленинград). Провел эвакуацию завода в Челябинск и в кратчайшие сроки развернул производство танков на неприспособленных для этого площадях. С 1942 года — нарком танковой промышленности СССР.

26] Александр Сергеевич Щербаков (1901-1945). Начальник Совинформбюро и Главного политуправления Красной армии.

27] Лазарь Моисеевич Каганович (1893-1891). Нарком путей сообщения. Обеспечивал эвакуацию промышленных предприятий и населения в восточные районы страны.

28] Никита Сергеевич Хрущев (1894-1971). Советский государственный и партийный деятель, генерал-лейтенант. Член Политбюро ЦК ВКП (б). Герой Советского Союза, трижды Герой Социалистического Труда.

29] Иван Федорович Тевосян (1902-1958). С 1940 года — нарком черной металлургии СССР, руководил грандиозной работой по эвакуации металлургических предприятий Юга и Центра на восток страны. Герой Социалистического Труда. Прототип главного героя романа Александра Бека «Новое назначение».

30] Дмитрий Захарович Мануильский (1883-1959). С 1924 года — член президиума Исполкома Коминтерна, а с 1928 по 1943 год — секретарь ИККИ. В 1942-1944 годах работал в ЦК ВКП (б) и в Главном политическом управлении Красной армии.

31] Семен Константинович Тимошенко (1895-1970). Маршал Советского Союза (1940), дважды Герой Советского Союза. Удостоен ордена «Победа». Народный комиссар обороны СССР (май 1940 — июль 1941). С марта 1943 до конца войны был представителем Ставки.

32] Матвей Федорович Шкирятов (1883-1954). С 1934 года — член Комиссии партийного контроля ЦК ВКП (б). Был одним из основных организаторов массовых партийных чисток.

33] Николай Михайлович Шверник (1888-1970). В годы Великой Отечественной войны был инициатором создания англо-советского профсоюзного комитета, главной задачей которого было объединение усилий профсоюзов двух стран для победы над Германией.

34] Иван Дмитриевич Папанин (1894-1986). Советский исследователь Арктики, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза. С 1939 года — начальник Главсевморпути, с 1941-го — уполномоченный Государственного комитета обороны по перевозкам на Белом море.

35] Джамбул Джабаев (1846-1945). Казахский советский поэт-акын, лауреат Сталинской премии.

36] Елена Дмитриевна Стасова (1873-1966). Русская революционерка, член партии с 1898 года. В 1935-1943-м член Интернациональной контрольной комиссии Коминтерна. Герой Социалистического Труда.

37] Александра Александровна Яблочкина (1866-1864). Русская и советская театральная актриса, педагог. Народная артистка СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени. С 1888 года и до конца жизни служила в Малом театре.

38] Алла Константиновна Тарасова (1898-1983). Советская российская актриса театра и кино. Лауреат пяти Сталинских премий. Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР. С 1925 года и до конца жизни служила в труппе Художественного театра.

39] Иван Михайлович Москвин (1874-1946). Русский советский актер, театральный режиссер, мастер художественного слова. Народный артист СССР. Лауреат двух Сталинских премий первой степени. Один из ведущих актеров Художественного театра.

40] Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975). Советский композитор, пианист, общественный деятель. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии, пяти Сталинских премий, Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки.

41] Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943). Русский и советский театральный режиссер, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра. Народный артист СССР. Лауреат двух Сталинских премий.

42] Давид Федорович Ойстрах (1908-1974). Советский скрипач, альтист, дирижер и педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской и Сталинской премии первой степени. В годы войны активно участвовал в военно-шефской работе.

43] Ванда Львовна Василевская (1905-1964). Польская и советская писательница, поэтесса, драматург, сценарист и общественный деятель. Лауреат трех Сталинских премий. Полковник, агитатор Главного политуправления Красной армии.

44] Александр Евдокимович Корнейчук (1905-1972). Драматург и политический деятель. Академик АН СССР. Лауреат пяти Сталинских премий.

45] Людмила Васильевна Целиковская (1919-1992). Актриса театра и кино. Наибольшую популярность получила, снявшись в музыкальных комедиях «Антон Иванович сердится», «Близнецы», «Сердца четырех», «Воздушный извозчик» и «Беспокойное хозяйство».

46] Василий Афанасьевич Глазунов (1896-1967). Первый командующий Воздушно-десантными войсками, генерал-майор (1940), генерал-лейтенант (1944). Дважды Герой Советского Союза.

47] Сергей Дмитриевич Меркуров (1881-1952). Скульптор-монументалист. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат двух Сталинских премий. Автор многочисленных монументов И. В. Сталину.

48] Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). Живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель. Академик АХ СССР. Академик АН СССР. Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии.

49] Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958). Русский писатель советского периода, драматург, сценарист, переводчик. Вернулся в Москву из эвакуации лишь в апреле 1943 года.

50] Алексей Николаевич Толстой (1883-1945). Русский советский писатель и общественный деятель. Академик АН СССР. Лауреат трех Сталинских премий.

Источник: https://news.rambler.ru/community/33341222-kartina-gerasimova-gimn-oktyabryu-posvyaschena-sobytiyu-kotorogo-ne-bylo/

Ссылка на основную публикацию