Описание картины анри руссо «автопортрет» (таможенник)

Анри Таможенник Руссо: картины, биография

Обитатели парижского квартала, в котором жил Руссо, видели в нем чудака, а посетители Салона независимых (куда картины принимались без оценки жюри) от души веселились, глядя на его работы, и лишь немногие художники и поэты смогли оценить при жизни мастера все значение его творчества. Время подтвердило их правоту: для нас Руссо — один из самых крупных мастеров 20 века.

Анри Жюльен Феликс Руссо родился в старинном французском городке Левале, в семье жестянщика. Во время учебы в лицее он интересовался по преимуществу поэзией и музыкой, а после окончания лицея прослужил несколько лет в армии, где был кларнетистом полкового оркестра.

В конце 1860-х годов будущий художник обосновывается в Париже и вскоре получает место служащего таможни. Именно с прозвищем «Таможенник» он и войдет впоследствии в историю современного искусства.

Самые ранние из сохранившихся его картин относятся к началу 1880-х годов; в это же время он начинает копировать в Лувре полотна старых мастеров (среди них — произведения Карпаччо, а также итальянские и нидерландские «примитивы»). В 1890-х годах Руссо уходит на пенсию и посвящает себя живописному творчеству.

Но на жизнь он зарабатывает уроками музыки — покупателей на его картины в те годы не находится. Первыми, кто оценили его искусство, были известный поэт и драматург А. Жарри и живописец П. Синьяк. Позже он сближается с Г. Аполлинером, П. Пикассо и другими художниками-авангардистами.

В 1908 году в мастерской Пикассо в Бато-Лавуар, знаменитом впоследствии общежитии парижской богемы, в честь Руссо был устроен банкет. Поэты читали посвященные ему стихи, а сам он играл на скрипке… Спустя два года Руссо умер в больнице для бедных от незаживавшей язвы на ноге — последствия его полуголодного существования.

Одна из самых ранних картин Руссо — «Эпизод франко- прусской войны 1870 год» (1882) — свидетельствовала об оригинальности и силе его дарования и была написана еще в целом в рамках классической традиции.

Но в последующих работах, в частности в «Автопортрете» (1890, Национальная галерея, Прага), Руссо предстает уже далеким от какой-либо традиционности. Его облик кажется здесь воплощением простодушия и одновременно исполнен особой, почти ритуальной торжественности.

Художник изображен стоящим в воскресном костюме с палитрой и кистью в руках на фоне парижского пейзажа. И фигура, и пейзаж написаны с наивной непосредственностью народной картинки, не знающей «ученых» правил изображения.

Но мы сразу же видим, что наивность эта не столь уж наивна — она является элементом какого-то законченного и впечатляющего стиля. Черная, уплощенная фигура четко вырисовывается на фоне ландшафта и образует с ним нерасторжимое целое.

Светящееся небо с невесомыми облаками и воздушным шаром, ажурная вязь моста и виднеющейся вдали Эйфелевой башни, тонкий абрис домов с частоколом труб, корабль с паутиной снастей, расцвеченных флагами, — все это выглядит неправдоподобно ярким и по-детски чистым, утонченно-декоративным, застывшим и при этом полным странной жизни.

Руссо видит все глазом, не вооруженным рациональным научным знанием — отсюда присущее ему сочетание точности деталей и неправильности рисунка, пропорций и перспективы.

Но прежде всего он видит мир поэтическим зрением — отсюда внутренняя цельность и одухотворенность его композиций, каждый предмет в которых кажется индивидуальным и одушевленным существом. Известный французский литератор Жан Кокто позже определит творчество Руссо как «поэзию, написанную красками». При этом буквально точная передача натуры (художник иногда прибегал в портретах к обмеру моделей) и ее претворение в поэтический образ, в ослепительное, с оттенком ирреальности, видение в искус­стве Руссо не противоречили друг другу. Он преклонялся перед непосредственной реальностью, но угадывал за ее чертами поэзию и тайну.

Главным источником вдохновения Руссо была именно окружающая его обыденная действительность. Он писал сценки из своей военной жизни, прогулки в парках Парижа, речные ландшафты, деревенские улицы, свадьбы, крестины, портреты друзей (среди последних — символический порт­рет Г. Аполлинера и его музы «Муза, вдохновляющая поэта», 1909, ГМИИ).

Иногда источником его образов служили лубок или фотография, с которой написана, например, картина «Повозка папаши Жюнье». При сравнении этой картины с прототипом особенно ясно видно, как в работах Руссо — словно подчиняясь воздействию невидимого силового поля — трансформируются реальные предметы и само физическое пространство и время.

Умение видеть поэзию в обыденном не мешало художнику испытывать страстный интерес ко всему необычному и экзо­тическому.

В те годы парижан волновала своей новизной техника, и особенно летательные аппараты: дирижабли (цеп­пелины), аэропланы, воздушные шары.

Руссо почти всегда населяет небо своих парижских пейзажей какой-нибудь раз­новидностью этих аппаратов, а в картине «Вид у Севрского моста» (1908, ГМИИ) мы видим весь их набор.

Но все же полный простор своему воображению и страсти к экзотике художник дает в откровенно символических и аллегорических композициях, подобных «Войне* (1894, Лувр); в таких картинах, как «Спящая цыганка» (1897, Музей современного искусства, Нью-Йорк) или «Заклинательница змей» (1907, Музей импрессионизма, Париж), воплощающих мир грез и подсознания, или в многочисленных изображе­ниях тропических джунглей. Руссо любил рассказывать о том, как он побывал в Мексике во время армейской службы, однако биографы подвергают сомнению правдивость этих рассказов. Несомненно другое — его постоянные посещения парижских ботанических и зоологических садов, изучение ботанических атласов и почтовых марок. Но мир, который предстает в его картинах, при всей своей достоверности, воспроизводит реальность не атласов, а мечты. Самая извест­ная картина этого цикла так и называется — «Мечта» (1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Руссо изобра­зил на переднем плане обнаженную женщину, похожую на индианку, и сопроводил картину поэтическим коммента­рием: «Тихо погрузившись в прекрасный сон, Ядвига внимает звукам дудочки доброго чародея, в то время как лунный свет отражается в чашечках цветов зеленеющих деревьев». Поверхность холста почти сплошь заполнена изображением тропической зелени. Остроконечные пики трав, разнообраз­ной формы листья, цветы, плоды — все это кажется ося­заемым и наполненным соком, светится, переливается оттен­ками ярких и чистых красок. Растения образуют утон­ченные декоративные узоры, накладываются друг на друга, создавая пространственные планы и стереоэффекты. В дру­гих картинах Руссо населял джунгли дикими зверями — загадочными существами, живущими своей, по большей части жестокой жизнью (например картина «Нападение ягуара на лошадь», ГМИИ).

Созданные художником фантастические образы тропиче­ских лесов полны такой убедительности и жизненной силы, что нетрудно поверить в рассказы о том, что он открывал окна своей комнаты, чтобы не задохнуться от ядовитых испарений, или даже выбегал на улицу, спасаясь от воображаемых зверей.

Не подчиненное каким-либо стилевым канонам, творчест­во Руссо пленяет и особой свободой образов, и богатством приемов и декоративных эффектов.

В его работах чисто живописная лепка и свободные модуляции цвета, как на старинных гобеленах, соседствуют с иллюзорной трактов­кой формы, предельное обобщение пластических объемов — с тончайшей прорисовкой деталей и сложными линейны­ми узорами, неуловимые градации тонов — с резкими цве­товыми контрастами. Упорным трудом художник добивал­ся ощущения незамутненной, первозданной чистоты и светоносности своих красок и общей гармонии колорита.

Надо сказать, что при всей своей «наивности* Руссо отнюдь не был человеком, стоящим «вне цивилизации» (хотя он порой мистифицировал в этом отношении своих друзей).

Он осознавал своеобразие метода, которым пользовался, и сознательно отстаивал спонтанность и нетрадиционность своего стиля.

(Характерна в этом плане известная фраза, сказанная им Пикассо: «Мы с тобой два самых великих ху­дожника современности, ты в египетском стиле, а я в со­временном».)

Своим творчеством «Таможенник Руссо» утвердил право существования художников-примитивистов (впоследствии им давали различные названия: «наивные», «самодеятель­ные», «художники воскресного дня» и т. д.).

Особое место Руссо в этом ряду обусловлено прежде всего присущей художнику широтой и многогранностью восприятия жизни, а также живописным мастерством, которое сближало его с выдающимися мастерами классического искусства.

Н. АПЧИНСКАЯ

Галерея картин Анри Таможенника Руссо

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2609-russo-anri.html

Анри Руссо: факты из жизни самого «наивного» художника

Ирреальная реальность Анри Руссо — картина «Спящая цыганка»

Анри Руссо (Henri Rousseau) — французский живописец, писавший в стиле «примитивизм». О художнике, пришедшем в мир искусства, благодаря таланту и самостоятельному обучению живописи — далее в статье.

Путь Анри Руссо в мир искусства

Анри Руссо родился в семье мастера по изготовлению изделий из жести в 1844 году. В юности Анри увлекался музыкой, в особенности он любил упражняться в игре на саксофоне. Демобилизация привела юношу на должность в парижском таможенном департаменте. Позднее, именно из-за службы на таможне художнику дадут прозвище «таможенник».

Интересно, что интерес к живописи у Анри Руссо проснулся в зрелом возрасте. За кисть Анри впервые взялся в 40 лет. Пенсия и обилие свободного времени послужили плодотворной почвой для обучения искусству живописи.

Несмотря на рвение 40-летнего начинающего живописца, знакомые Руссо относились к его занятиям с долей иронии. Но художник не сдавался и создавал все больше необычных ярких полотен.

В конце концов, картинами Анри Руссо заинтересовались такие известные импрессионисты, как Камиль Писсарро и Поль Синьяк.

Читайте также:  Описание картины валентина серова «зимой»

С тех пор Руссо стал желанным гостем в Салоне Независимых — месте, где собирались лучшие авангардисты Парижа того времени. Именитые мастера кисти усмотрели в полотнах Руссо протест против цивилизации, выраженный сквозь призму «наивного» мира примитивизма.

Анри Руссо «Фламинго»

Анри Руссо «Муза, вдохновляющая Поэта»

Самобытный стиль живописи Анри Руссо

Чем самоучка Анри Руссо покорил сердца сведущих живописцев своего времени? Весь секрет крылся в прирождённом чувстве формы и цвета Руссо, которая не была свойственна многим профессионалам в сфере живописи, положившим на обучение несколько десятилетий жизни. Искусная работа над деталью, необычные темы, вдохновение банальной эстетикой, загадочность и наивность полотен — вот секреты успеха Анри Руссо.

Больше всего поражают воображение художника и сказочные персонажи, как будто оживающие на его картинах. К примеру, ботанический сад, изображенный на полотне «Сон», предстает перед взором зрителя как настоящие джунгли, а лев, нападающий на лошадь (сюжет полотна «Нападение ягуара на лошадь») и вовсе кажется каким-то мифическим существом.

Анри Руссо «Красавица и Чудовище» («Нападение», ок. 1908)

В творческом наследии Руссо есть место не только аллегорическим пейзажам, но и изображениям парижских видов, сценам баталий («Артиллеристы», 1895), автопортретам («Автопортрет с палитрой» 1889-1890), портретам детей («Портрет ребенка с полишенелем», 1903).

Анри Руссо «Сон»

Анри Руссо «Нападение ягуара на лошадь» (Музей имени Пушкина)

Анри Руссо «Портрет — пейзаж»

Анри Руссо «Товарищ в играх»

источник

Источник: http://kartizona.ru/henri-rousseau/

Руссо Анри

Другие известные художники

Анри-Жюльен-Феликс Руссо родился 21 мая 1844 года в Лавале, главном городе департамента Майенн. Анри исполнилось семь лет, когда их дом был продан с торгов для оплаты долгов отца. Семья покинула Лаваль, но Анри оставили жить при школе, где он занимался в то время. Мальчик не был вундеркиндом, но по пению и по арифметике заслужил награды. 

Будучи освобожденным от воинской обязанности как ученик лицея, он тем не менее пошел в армию добровольцем. Руссо зачислили в 1864 году в 52-й пехотный полк. Согласно учетной карточке Военного министерства, Руссо отслужил четыре с половиной года и демобилизовался 15 июля 1868 года. 

В 1869 году Руссо женился в Париже на Клеманс Буатар. Семеро из девяти их детей умерли в младенчестве. 

А. Руссо. Автопортрет, 1890 год, Национальная галерея, Прага

Поначалу Анри служил у судебного пристава, однако несколько месяцев спустя ему удалось найти место на городской таможне, отсюда его прозвище — «Таможенник». В налоговом управлении Руссо доверяли лишь самые несложные поручения, вроде несения караульной службы на сторожевых постах оборонительных сооружений. 

Вероятно, он начал рисовать уже около 1870 года. Самые ранние полотна, дошедшие до нас, датируются 1880 годом. В 1885 году Руссо выставил в свободном Художественном салоне на Елисейских полях свои копии картин старых мастеров, сделанные в Лувре, и свои первые работы — «Итальянский танец» и «Заход солнца». 

В картине 1886 года «Карнавальный вечер» уже присутствуют будущие черты индивидуального стиля Руссо чередование планов, размен фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка элементов композиции. Картина вызвала насмешки публики, но настоящие знатоки.

Когда один из друзей подвел Писсарро к полотнам Руссо, думая позабавить, он удивил своего спутника тем, что пришел в восторг от этого искусства, точности валеров, богатства тонов, а затем он принялся нахваливать творчество Таможенника своим знакомым.

Очень скоро Руссо стал своего рода знаменитостью, вернее, знаменитым чудаком. 

В Салоне Независимых Руссо впервые выставился в 1886 году. Отныне он будет ежегодно, за исключением 1899 и 1900 годов, экспонировать там свои работы. Его наивно-непосредственные пейзажи, виды Парижа и пригородов, жанровые сцены, портреты отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. 


Карнавальный вечер, 1886

В 1888 году скончалась жена Руссо. В 1893 году Руссо вышел в отставку. Теперь он смог полностью посвятить себя искусству. 

В 1895 году появился один из немногих положительных откликов на творчество Руссо. Критик «Меркюр де Франс» Л.

Руа писал о картине «Война, или Всадница раздора», выставленной у «независимых» в 1894 году «Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов. Он обладает редким по нынешним временам качеством — совершенной самобытностью.

Он устремлен навстречу новому искусству. Несмотря на ряд недостатков, его творчество очень интересно и свидетельствует о его многосторонних дарованиях». 

Прогулка по лесу, 1886-1890

Никогда больше Руссо не писал таких больших полотен. В 1897 году появляются картины «Я сам, портрет-пейзаж» и знаменитая «Спящая цыганка».

Художник был так доволен последней работой, что даже предложил купить ее мэру Лаваля «Я уступлю вам картину за сумму от 2000 до 1800 франков, потому что был бы счастлив, если бы в городе Лавале осталась память об одном из его сыновей».

Предложение, конечно, отклонили. В 1946 году это полотно поступило в Лувр и было оценено в 315000 новых франков. 

На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться. Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Но однажды он сам — кто бы мог подумать! — попался на удочку.

Они встретились на какой-то выставке, и Дега воскликнул «А, это вы, господин Руссо! Я знаю вашу живопись», и, как рассказывает Серюзье, «выдержал паузу, подыскивая словцо покрепче, никак не приходившее ему на ум.

Но Руссо вдруг спросил «А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы» Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». 

История жизни Анри Руссо

2 сентября 1899 года Руссо сочетался законным браком с Жозефиной Нури. Нужда заставила его вместе с женой открыть небольшую лавочку канцелярских товаров. Художник постоянно выставлял в ней кое-что из своих полотен в надежде найти покупателей. Он стал также инспектором-распространителем газеты «Ля пти паризьен». 

После двухлетнего перерыва в 1901 году он выставил в Салоне Независимых картину «Неприятный сюрприз», вызвавшую восхищение Ренуара. «Любопытно, насколько это отталкивает людей, — сказал однажды Ренуар Воллару, — когда они обнаруживают в живописной работе качества живописца.

И больше всего их, наверное, бесит один художник — Таможенник Руссо! Это сцена из доисторических времен, и в самом центре — охотник, одетый в костюм, как из «Прекрасной садовницы», и вдобавок с ружьем.

Но, скажите, разве нельзя наслаждаться только сочетаниями цветов на холсте Так ли уж необходимо понимать сюжет А какой прекрасный тон на полотне Руссо! Если вы помните, там напротив охотника обнаженная женщина.. Уверен, что это понравилось бы даже самому Энгру!» 

Муза, вдохновляющая поэта, 1909

В 1891 году художник написал свое первое экзотическое полотно «Буря в джунглях», а в 1903 году скончалась Жозефина Нури, и Руссо овдовел во второй раз. 

Фантазией живописца в парижской мастерской рождается необычный мир «Охота на тигра» и «Голодный лев» (обе 1904-1905), «Заклинательница змей» (1907), «Обезьяны и апельсины» (1908), «Тропики» (1910), «Сон Ядвиги» (1910).

Последняя картина стала одной из самых известных в творчестве Руссо художнику удалось с помощью яркого колорита передать волшебную атмосферу мира сновидений.

Чтобы изобразить листву, ему понадобилось более 50 оттенков зеленой краски. 

Таможенник знакомится с Морисом Рейналем, Пикассо, Максом Жакобом, Вламинком, Гийомом Аполлинером, Андре Сальмоном, Максом Вебером. В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира».

«Когда я написал Единение народов, в котором представители иностранных держав присягают Республике в знак мира, я не мог выйти с выставки, так много было желающих пожать мне руку и поздравить. Отчего все это Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал.

Однако это случилось!» — писал художник. 

Нападение в джунглях, 1891

В 1908 году Руссо выставил у «независимых» четыре холста, в том числе и картину «Игроки в футбол». Эта картина — свидетельство того, что в последние годы жизни художник обратился к проблемам передачи движения.

Руссо обладал не только талантом живописца. В 1886 году его наградили почетным дипломом Литературной и Музыкальной академии Франции за сочиненный им вальс, который автор исполнил в Бетховенском зале. В 1889 году Руссо написал водевиль в трех актах и десяти сценах «Посещение Всемирной выставки», а в 1899 году создает драму в 5 актах и 19 сценах «Месть русской сироты». 

Спящая цыганка, 1897

В конце августа 1910 года художник поранил себе ногу, но не придал этому значения, между тем рана нагноилась, и началась гангрена. Руссо умер 2 сентября 1910 года. 

У Руссо не было учеников, но он стал родоначальником нового направления в искусстве. Его последователей стали называть «примитивистами». 

Источник: http://tunnel.ru/post-russo-anri

Руссо анри (таможенник) — это… что такое руссо анри (таможенник)?

  • Руссо, Анри — Анри Руссо Henri Julien Félix Rousseau …   Википедия
  • Руссо Анри — (Rousseau), прозвище Таможенник  Le Douanier (1844 1910), французский живописец. Самоучка. Представитель примитивизма. Фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты сочетают поэтическую наивность мировосприятия со своеобразным монументализмом… …   Энциклопедический словарь
  • Руссо Анри Жюльен Феликс — Руссо (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (20.5.1844, Лаваль, департамент Майенн, ‒ 2.9.1910, Париж), французский живописец. Самоучка. Служил в парижской таможне (отсюда его прозвище ‒ Le Douanier ‒ Таможенник). С 1880 обратился к живописи, с 1886… …   Большая советская энциклопедия
  • Руссо, Анри Жюльен Феликс — А. Руссо. Автопортрет, 1890, Национальная галерея, Прага Анри Жюльен Феликс Руссо (фр. Henri Julien Félix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник»; 1844 1910) французский живописец самоучка, один из самых известных представителей наивного… …   Википедия
  • Руссо Анри — А. Руссо. Автопортрет, 1890, Национальная галерея, Прага Анри Жюльен Феликс Руссо (фр. Henri Julien Félix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник»; 1844 1910) французский живописец самоучка, один из самых известных представителей наивного… …   Википедия
  • Руссо Анри Жюльен Феликс — А. Руссо. Автопортрет, 1890, Национальная галерея, Прага Анри Жюльен Феликс Руссо (фр. Henri Julien Félix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник»; 1844 1910) французский живописец самоучка, один из самых известных представителей наивного… …   Википедия
  • РУССО Анри Жюльен Феликс — (Rousseau, Henri Julien Felix) (1844 1910), прозванный Таможенником (Le Douanier), французский художник. Родился 20 мая 1844 в Лавале. О годах его молодости почти ничего не известно. Вероятно, он служил некоторое время полковым музыкантом во… …   Энциклопедия Кольера
  • Руссо Анри — РУССÓ (Rousseau) (прозвище Таможенник, Le Douanier) Анри (1844–1910), франц. живописец самоучка. Фантастич. пейзажи, жанровые сцены, портреты сочетают поэтич. наивность мировосприятия со своеобразным монументализмом ( Автопортрет с палитрой …   Биографический словарь
  • Руссо — Руссо  французская, итальянская и румынская фамилия. Известные носители: Руссо, Аарон (1943 2007)  американский бизнесмен, кинопродюсер, кинорежиссёр и политический деятель. Руссо, Авраам (род. 1969)  российский эстрадный певец.… …   Википедия
  • Руссо — Анри (Rousseau, Henri) 1844, Лаваль 1910, Париж. Французский живописец самоучка. В 1871 1893 служил в акцизном ведомстве Парижа, по этой причине за ним закрепилось прозвище Таможенник . Занявшись живописью ок. 1880, впервые показал свои работы в… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
Читайте также:  Описание картины эгона шиле «семья»

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/87466/%D0%A0%D0%A3%D0%A1%D0%A1%D0%9E

Анри Руссо (стр. 1 из 3)

, художник

«Он родился в 1844 году в Лавале и из-за скромного достатка родителей был вынужден заниматься не тем ремеслом, к которому его влекла склонность к художествам.

Только с 1885 года, после многочисленных разочарований, он смог посвятить себя искус­ству, учился сам, познавал природу и пользовался советами Жерома и Клемана.

Его первые работы Итальянский танец и Заход солнца были выставлены в Салоне на Елисейских Полях.

В следующем году он написал картины Вечер карнавала и Раскат грома, Бедный бес. После пира, Отъезд, Завтрак на траве, Самоубийство, Моему отцу, Автопортрет, Автопортрет-пейзаж, Тигр преследует путешественников, Столетие независимости, Свобода, Последний из 51-го полка, Война, и сделал примерно двести рисунков пером и карандашом и большое число видов Парижа и окрестностей.

После серьезных испытаний ему удалось стать известным широкому кругу художников. Он создал свой оригинальный стиль и посему должен считаться одним из наших лучших художников-реалистов. Его характерная особая примета — окладистая борода.

Долгое время он являлся членом группы Независимых, поскольку был убежден, что каждый первооткрыва­тель, чье сознание стремится к красоте и доброте, должен обладать возможностью творить в обстановке полной свободы.

Он никогда не забудет журналистов, которые его поняли и под­держали в моменты уныния, помогли ему сделать из себя того, кем он должен был стать.

В этой автобиографической справке вместо «я» везде стоит слово «он».

При ее составлении Руссо рисовалась совершенно определенная картина: издатель Жирар-Кутанс уже выпустил в свет жизнеописания писателей того времени под претенциозным название Портреты следующего столетия и объявил о намерении издать второй том, который был бы посвящен художникам и скульпторам. Узнав об этом, Руссо по собственной инициативе решил написать свою автобиографию и отослал ее издателю вместе с автопортретом — рисунком пером. Однако второй том так и не появился. Этот короткий текст, на первый взгляд, лишенный значительного смысла, — все, что осталось от этого замысла (с самого начала, вряд ли предпо­лагавшего участие Руссо). Но при более глубоком рассмотрении он представляется чрезвы­чайно интересным документом.

Обстоятельства потребовали того, чтобы Руссо говорил о себе в третьем лице. Он отступили взглянул на себя и свое творчество со стороны — это, казалось ему, даст более достоверную картину, чем если бы кто-то другой написал о нем.

Руссо использовал самые нейтральные выражения, которые, тем не менее, создали неповторимый портрет личности. Обычные сло­ва превратились в признания, открывавшие самые сокровенные мысли Руссо: «…и посему должен считаться одним из наших лучших художников-реалистов». В то время только он ос­меливался верить в это.

Явно субъективное замечание выявляет намеренную объективность слов Руссо. Одновременно оно символизирует для нас загадочное самоотражение: сегодня не может быть более объективного суждения, чем-то, что Руссо был одним из величайших художников прошлого столетия.

Субъективно или объективно? Где начинается первое, где кончается второе? «Я» или «он» — загадка самоотражения «я», за которой мы последуем, анализируя каждое предложение автобиографической справки Руссо.

Семья Руссо разбогатела в годы Революции на распродаже общественного имущества. Весь XIX век она прожила у ворот Бешересс, оставшихся от ранних городских укреплений Лаваля, в сердце старого города. Отец Таможенника, Жюльен Руссо, был жестянщиком, таким же ремеслом владел и дед художника, Жюльен Жерве.

Сына тоже назвали Жюльеном — он подписывался Анри Жюльен Руссо. Однако традиция семейного ремесла на нем и закончилась. В 1947 году внучка Руссо сообщала в письме мэру Лаваля, что деда она виде­ла редко, только по праздникам.

В том же письме, вспоминая слова своей матери, прожив­шей с отцом только до двенадцати лет, она подвела итог: «В нашей семье понятие художник было связано с развращенностью».

В семье Руссо никогда не было ни одной его картины.

После его смерти дочь так тщатель­но убрала квартиру, что навестивший ее Робер Делоне обнаружил, что к несчастью, пришел слишком поздно: ему не удалось спасти рисунки, которые дочь разорвала и выбросила.

Уцелели только записные книжки, куда Руссо в течение жизни вклеивал газетные рецензии о своем творчестве, часто сопровождая их своими собственными комментариями, отчего книжки становились еще более объемными.

Когда Руссо исполнилось семь лет, дом, где он родился, был продан с торгов для оплаты долгов отца. Семья была вынуждена покинуть город, однако сам он остался жить при школе, в которую раньше приходил каждый день.

Он был учеником средних способностей, однако сумел отличиться и получить ряд школьных наград — по пению и по арифметике.

Эти успе­хи отмечены в его биографии не только потому, что он всемирно известный художник, но и потому, что он — автор вальса Клеманс, названного по имени первой жены. Руссо же­нился в Париже в 18б9 году, когда ему было 25 лет.

В то время он служил у судебного пристава, однако несколько месяцев спустя ему удалось найти место на городской таможне. Инспекция товаров у городских ворот — однообразное и скучное занятие, однако эта рабо­та не ограничивает внутреннюю свободу исполняющего ее человека.

Два робких рисунка и одна маленькая картина — единственные свидетельства долгих лет, проведенных Руссо на парижских таможнях: речной таможне на набережной Отей и на таможенной заставе у ворот Ванв. Перед шлагбаумом этих ворот в городской стене, расши­ренных во времена Людовика XVI.

останавливались многочисленные повозки и путешест­венники, через заставу в город завозились товары и продукты. От городской стены открыва­лась великолепная панорама на живописные пригороды: отсюда Руссо любовался ими.

С карандашом в руке он жадно впитывал красоту парижских предместий, стараясь их запе­чатлеть — «его влекла склонность к художествам». Техника рисунка давалась ему нелегко, о чем свидетельствуют эскизы на страницах записной книжки. На одном из рисунков вни­мание художника сосредоточено на дереве.

Руссо скрупулезно исследовал, как менялось дерево в зависимости от освещения, направления ветра и времени года. Возможно ли, что он стал художником, потому что так любил деревья. Изображение дерева как первый шаг на пути к искусству? Может быть, здесь и решилась его судьба.

А может, здесь проявились дет­ские впечатления от старинного Лаваля, утопавшего в зелени. Писатель Троэль так описывал город: «Новая восточная часть переходит в плоскую равнину — голубое море крьпп, среди которых поднимаются изящные силуэты звонниц… и деревья, деревья и еще деревья…»

Читайте также:  Описание картины василия перова «приезд гувернантки в купеческий дом»

Все это явилось первоисточником живописи Руссо, началом всех начал в его творчестве.

Чем большую свободу он давал своему внутреннему «я», тем богаче и экзотичнее становилась природа на его полотнах: чем больше он работал, тем пышнее делались деревья, кусты и цве­ты на его картинах.

Со временем они превратились в буйно разросшийся девственный лес. Цветущая фантастическая растительность, чарующая всеми оттенками зеленого, происходит от многочисленных эскизов того первого дерева из его записной книжки.

«Мое начальство постаралось назначить меня на спокойную должность, и работа не была для меня тяжким бременем». Зашло ли оно настолько далеко, чтобы разрешить ему устано­вить мольберт на рабочем месте? Это, пожалуй, представляется неправдоподобным.

Так или иначе, но картина Таможенная застава, целиком остающаяся работой художника-дилетанта, наделена удивительным чувством цвета. Тончайшие нюансы зеленых тонов преобразили скучный, почти фотографический вид города в спокойный идиллический сельский пейзаж. Каменная мостовая уступила место лужайке. Повсюду деревья.

Не только вид изменился; вся композиция разработана на основе градаций зеленого цвета. За счет постепенного перехода от темных к светло-зеленым тонам, достигающим почти желтого в верхушках деревьев даль­него плана, создается ощущение пространственной глубины.

Два оттенка зеленых сменяют друг друга на переднем плане; в одном из них ясно ощутимо присутствие синего, подчерки­вающего разницу в цвете дерна, разделенного дорожкой.

Единство колорита, не нарушаемое другими тонами, например, синим пятном маленькой тачки у черного забора, без тени сомнения показывает, что Руссо было известно действие воздуха, приглушающего цвет. Иначе говоря, эффекта отдаления он достигал цветом.

Он не был в состоянии достичь его с помощью линейной перспективы, служащей средством для воспроизведения трехмерного пространства. Из-за непреодолимых для него технических трудностей в его картинах сохра­нялся неразрешимый контраст содержательной условности (линейная перспектива) и эмо­ционального понимания (воздушная перспектива), соединяющихся в изобразительном искусстве со времен Ренессанса. И в этом он действительно уникален.

Жена художника скончалась в 1888 году (только в конце жизни он смог рассказать об этой трагичной истории).

Когда после 20 лет службы он получил право выхода на пенсию по выслуге лет, то, зрело поразмыслив, принял решение: в 1893 году в воз­расте 49 лет таможенный служащий Анри Жюльен Руссо вышел в отставку.

Потомки удосто­или его почетного звания инспектора таможни (Таможенник), на которое он при жизни никак не мог претендовать в силу скромной должности, которую занимал на самом деле.

В том же году профессия живописца стала для него главной. В своем собственном пред­ставлении, Руссо почувствовал себя зрелым мастером после участия в первой же выставке. 1885 год он назвал годом «первого показа».

По мнению Руссо, участие в Салоне Независимых давало ему право называть себя художни­ком. С уверенностью можно сказать, что мы ничего не знали бы о Руссо, если бы он жил до создания Салона Независимых, по той простой причине, что художественные круги в лице Салона с его старой академической традицией, принципиально и навсегда отвергли бы самоучку.

Руссо не раз сталкивался с подобным подходом. Революционное значение Салона без жюри, каким явился Салон Независимых, в течение двадцати пяти лет выставлявший его новые работы и обеспечивший Руссо место в истории, потрясло его сознание так же, как и упадок академической традиции. Оставаясь преданным Независимым, он был преисполнен пиетета к Жерому.

Источник: http://MirZnanii.com/a/127037/anri-russo

Описание картины Анри Руссо «Автопортрет» (Таможенник). Анри руссо картины

ГлавнаяКартиныАнри руссо картины

Пейзажи Парижа и его предместий, не относятся к визитной карточке, характеризующей живопись Руссо, но от этого они не представляют меньшей художественной ценности в его творчестве. К числу наиболее известных работ этого жанра принадлежит полотно «Мебельная фабрика в Альфортвиле».

В те времена столица Франции была окружена девственными лесами, и даже стремительное развитие прогресса не могло исказить первозданной красоты природы, вплотную соседствовавшей с городскими постройками.

Руссо хоть и слыл натурой романтической, но чтобы получить хлеб насущный, вынужден был трудиться не покладая кисти.

Неплохой заработок приносили парижские пейзажи, и художник, почти без подготовительных работ, писал их сразу масляными красками, но в отличие от импрессионистов, хоть и работал на пленэре, но не выхватывал какие-то отдельные моменты, а создавал сцены, более относящиеся к сюрреалистическому жанру.

Неожиданная деталь, несвойственная его манере живописи – правильная перспектива волнистого тротуара, вокруг которого построена композиция полотна, при этом почти все объекты картины отличаются неестественностью и выглядят условно.

Еще один элементом, разграничивающим творчество Руссо и стиль импрессионистов, является фигура рыбака, существующая вне времени и пространства, и художник сам для себя сделал открытие после завершения работы, что именно этот момент позволил воплотить в полотне вечность.

1897 г. Холст, масло. 92 x 73 см. Музей Орсэ, Париж, Франция

gorodkrasota2016-01-18T20:42:43+00:00

Поделиться ссылкой, выберите способ!

www.hudojnik-impressionist.ru

Картины, описание картин — Руссо, Анри

Описани е картины Анри Руссо «Автопортрет» (Таможенник).Руссо был примитивистом – стал художником он без дополнительного обучения, просто потому что почувствовал внутреннее стремление. У него не было учителя, который показал бы ему основы, и, пробуя, ошибаясь, он открывал для себя живопись, как совершенно новую науку, как алхимию.

Там, где другие давно уже проходили, не спотыкаясь, он находил новые ямы и падал на старых ухабах.Проходя свой путь в одиночестве, он пришел к постимпрессиони зму, в котором примитивизм смотрелся не уродливым посягательством на искусство (примитивист-ре алист выглядел бы именно так), а как логичное развитие заключенной в нем мысли.

Ведь постимпрессиони зм цеплялся не за сиюминутное ощущение и не за возможно полное отражение действительност и, а за поиск основы бытия, единственного ответа на все вопросы. Как математики искали единственную формулу вселенной, которая объяснит все, так постимпрессиони сты искали такое сочетание движений и цветов.

Пробуя все стили, смешивая их и разделяя обратно, они не видели в примитивизме ничего плохого.Автопортрет Руссо отличается от портретов его великих предшественнико в. Те стремились изобразить себя максимально подробно, чтобы потомки не забыли их внешности, Руссо же изобразил себя почти сатирически, как бы по-доброму подшучивая над собой.

Ведь, официально, он не был художником, а был таможенником, и таким он изображен – в порту, у прибывающего парохода, изукрашенного цветными флажками.За его спиной мост, одинокий человек встречает пароход, небо все в облаках и летит по нему одинокий дирижабль.

Солнце спряталось, посылает прямые алые лучи-блики, вдалеке виден город, а Руссо стоит посреди всего, одетый в темный костюм, и держит в руках палитру и кисть – словно символ своей мечты, которую он сам для себя сделал всамделишной былью.

www.art-drawing.ru

Описание картины Анри Руссо «Автопортрет» (Таможенник)

Руссо был примитивистом – стал художником он без дополнительного обучения, просто потому что почувствовал внутреннее стремление. У него не было учителя, который показал бы ему основы, и, пробуя, ошибаясь, он открывал для себя живопись, как совершенно новую науку, как алхимию. Там, где другие давно уже проходили, не спотыкаясь, он находил новые ямы и падал на старых ухабах.

Проходя свой путь в одиночестве, он пришел к постимпрессионизму, в котором примитивизм смотрелся не уродливым посягательством на искусство (примитивист-реалист выглядел бы именно так), а как логичное развитие заключенной в нем мысли.

Ведь постимпрессионизм цеплялся не за сиюминутное ощущение и не за возможно полное отражение действительности, а за поиск основы бытия, единственного ответа на все вопросы.

Как математики искали единственную формулу вселенной, которая объяснит все, так постимпрессионисты искали такое сочетание движений и цветов.

Пробуя все стили, смешивая их и разделяя обратно, они не видели в примитивизме ничего плохого.

Автопортрет Руссо отличается от портретов его великих предшественников.

Те стремились изобразить себя максимально подробно, чтобы потомки не забыли их внешности, Руссо же изобразил себя почти сатирически, как бы по-доброму подшучивая над собой.

Ведь, официально, он не был художником, а был таможенником, и таким он изображен – в порту, у прибывающего парохода, изукрашенного цветными флажками.

За его спиной мост, одинокий человек встречает пароход, небо все в облаках и летит по нему одинокий дирижабль. Солнце спряталось, посылает прямые алые лучи-блики, вдалеке виден город, а Руссо стоит посреди всего, одетый в темный костюм, и держит в руках палитру и кисть – словно символ своей мечты, которую он сам для себя сделал всамделишной былью.

opisanie-kartin.com

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/anri-russo-kartiny.html

Ссылка на основную публикацию