Описание картины антона лосенко «авель»

Лосенко Антон Павлович — русский художник

Русский художник Лосенко Антон Павлович . Автор картин: Авель.; Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Владимир и Рогнеда; Натурщик, сидящий на камне (этюд).; Портрет Л.Геннингера (эскиз).; и многих других.

Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.

Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.

Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762).

В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769).

В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768).

В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории — «Владимир и Рогнеда» (1770).

Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.

В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался».

Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, — в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс «Изъяснение краткой пропорции человека…», ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой»; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.

Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.

Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники). Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка.

Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой — Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М.

Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…» Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого.

Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Картины художника

Авель.

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака

Владимир и Рогнеда

Натурщик, сидящий на камне (этюд).

Портрет Л.Геннингера (эскиз).

Портрет актера Ф.Г. Волкова

Портрет актёра Я.Д.Шумского

Портрет императора Павла I в детстве

Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова

Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова

Прощание Гектора с Андромахой

Смерть Адонисa

Чудесный улов

Источник: https://wearts.ru/ruartist/140

Лосенко Антон Павлович

Родился в украинской казачьей семье в 1737 г., рано осиротел. Когда ему было семнадцать его отправили в Санкт-Петербург в певческий хор при дворе.

В 1753 году «спавший с голоса», со способностями к рисованию был взят  в художественную мастерскую на обучение под руководством художника И.П. Аргунова, где А.П. Лосенко получил превосходную подготовку. Так, пять с половиной лет спустя А.П.

Лосенко зачисляют в Академии художников. В Академии он получает должность подмастерья.

В 1760 г. направляется, как талантливый живописец в Париж для дальнейшего обучения. Здесь он учится у Ж. Рету и пишет историческую картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». В этой картине А.П. Лосенко сочетает классицизм с образом Христа, пронизанного мягкостью и человечностью.

Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. Они были написаны в 1760 году. Позднее в 1763 году – портрет Ф.Г. Волкова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей.

В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. Здесь его работой стало полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида». Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». Художник хорошо передал анатомию человеческого тела в живописных оттенках, которые свойственны только живой натуре.

После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. По древней легенде данного сюжета Новгородский князь Владимир, просивший руки дочери полоцкого князя Рогвольда получает отказ.

Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею.

Читайте также:  Описание картины константина флавицкого «княжна тараканова»

«Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.

Картина приносит ошеломительный успех, А.П. Лосенко становится не только академиком, а ещё получает назначение адъюнкт-профессором. В 1772 году – директором Академии художеств. Давал практические занятия ученикам, им был создан курс «Изъяснение краткой пропорции человека…» — пособие для следующих поколений художников.

Вторая историческая картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины.

Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника.  В картине – прощание сына троянского царя Приама с женой, с ребёнком на руках, перед сражением. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником.

Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.

Талантливый художник был вовлечён в академические и придворные интриги, что было чуждо А.П. Лосенко. Из письма скульптора Э.М. Фальконе Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют…»

Обещания императрицы перевести А.П. Лосенко в Эрмитаж не были исполнены. Художник погибает от бессилия и недуга.

  • Портрет актёра Ф.Г. Волкова
  • Портрет императора Павла I в детстве
  • Портрет актёра Я.Д. Шумского
  • Портрет поэта А.С. Сумаркова
  • Прощание Гектора с Андромахой

Источник: http://rus-artist.ru/2012-12-04-19-32-36.html

Антон Лосенко – первый российский исторический живописец

Антон Лосенко, один из самых значимых художников России XVIII века, родился в 1737 году в городе Глухов (Украина) в казацкой семье, осиротев в семилетнем возрасте. Еще при жизни родителей Лосенко обучался в Глуховской школе песни и инструментальной музыке, а после их смерти пел в Придворной певческой капелле.

В 16-летнем возрасте вынужден был ее покинуть из-за изменений в голосе, после чего был направлен учиться живописи у крепостного живописца Ивана Аргунова, «принадлежавшего» графу Петру Шереметьеву. Молодой художник обучался этому тонкому искусству почти шесть лет, после чего был зачислен в 1758 году в Академию искусств (Петербург).

Приемом студентов занимался основатель этой академии и Московского университета, фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф Иван Шувалов.

Учителям учебного заведения, где учился Лосенко, в основном были французы. Под их руководством молодой живописец создал первые свои две серьезные работы: портреты Шувалова и поэта Ивана Сумарокова. Тогда же, спустя два года обучения, был отправлен во Францию для усовершенствования своей техники живописи.

Там в течение двух лет он создавал одну из крупнейших своих работ – полотно «Чудесный улов рыбы» (евангельский сюжет). В этой работе начала проявляться индивидуальность автора.

Хоть он и писал в пропагандируемом тогда стиле классицизма, Лосенко смог вписать в жесткие каноны человеческий, смягченный образ Спасителя.

Вернувшись в Петербург в 1762 году, художник получил заказ на создание «Портрета Великого князя Павла Петровича в детстве». В дальнейшем этот человек стал императором Павлом I. В этот же период к нему обратились основатель первого публичного театра в России Федор Волков и актер Яков Шумской.

Выполнив заказы, Антон Лосенко вернулся в Париж, чтобы продолжить свое обучение, обучаясь исторической живописи в Жозефа-Мари Виена. В 1764 году им написаны картины «Андрей Первозванный» и «Смерть Адониса», а годом позже, в конце обучения, написал «Жертвоприношение Авраама», перебравшись в Италию. В те же годы молодого художника заинтересовала античность.

Впрочем, эта заинтересованность продиктована временем и модой – классицизм поощрял обращение к древнегреческим сюжетам, и в 1769 году появилась картина «Зевс и Фетида». Глядя на творчество Лосенко, заметно влияние тех или иных стилей на его мастерство.

До середины 1760-х мастер красок рисовал библейские сюжеты в стиле позднего барокко, а в конце десятилетия он обратился к классицизму, что хорошо заметно в картинах «Каин» и «Авель». В «итальянский» период творчества художник много времени уделял рисованию голых тел, с точностью пропорций и анатомических особенностей человека.

Закончив эти две картины, художник вернулся в Петербург. 60-е годы в творчестве автора особенно богаты портретными работами, посвященными современникам. Герои его картин величественны, одухотворены, от них веет человеческой добротой и доброжелательностью.

К 1770 году Лосенко заинтересовался древнерусской культурой, создав «Владимира и Рогнеду». Крупная работа доказала справедливость утверждения, что русская история имеет право стоять на одной ступеньке с историей античности по крайней мере в культурном плане. За эту картину живописец получил звание академика.

Согласно истории, Новгородский князь Владимир просил князя половцев Рогвольда отдать за себя замуж его дочь. Последний отказал Владимиру, вызвав его гнев. Вскоре Владимир завоевал Полоцк, убил князя с сыновьями, а его дочь, Рогнеду, взял в жены силой. Картина Лосенко изображает кульминационный момент, когда Владимир вторгается в покои только что осиротевшей девушки.

Но здесь художник отошел от истории, к картине идеалы эпохи просвещения – гуманизм и нравственность. Князь Владимир как бы кается перед Рогнедой в содеянном. Он больше не вероломный князь, начинающий войну в угоду своим амбициям. Больше чем такое перевоплощение князя критиков порадовал антураж картины – национальное прошлое.

С тех пор, история русского народа входит в высший свет живописи, занимая место наравне с античностью и Библией, становится сюжетом исторической картины.

Пионером Лосенко стал и в другом направлении искусства в России.

Он создал первый в стране учебник по художественной анатомии человека, назвав его «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств профессора живописи господина Лосенка для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное». Для нескольких поколений художников, особенно классицистов, этот труд стал главным помощником в развитии и оттачивании их художественных навыков. Следующим шагом Лосенко стал труд, в котором он изложил азы исторической живописи. Работы талантливого художникабвли написаны и изданы в годы его преподавательской деятельности. Сначала он был назначен адъюнкт-профессором Императорской Академии художеств, профессором, и, в конце концов, ее директором.

Последней работой автора стала незаконченная картина «Прощание Гектора с Андромахой» (1773 год). Оригинальный сюжет из «Илиады» Гомера рассказывает о подвиге самопожертвования ради любви к Родине. Гектор, сын царя Трои Приама, прощается с женой и своим ребенком перед сражением.

Художник изобразил героев будто знавших, что из этого сражения им не вернуться живыми, поэтому вся сцена изображена как патетическая. Примечательно, что наигранно патетичен лишь Гектор. Остальные люди персонажи величественны, сдержанны, суровы.

Они контрастируют с центральной фигурой полотна, создавая гармоничность композиции.

Увы, талантливый художник умер рано – в возрасте 36 лет. Причиной смерти стала «водяная болезнь» – водянка. Современники отмечали, что Лосенко не место в преподавательском деле – не из-за отсутствия таланта, как раз наоборот.

Скульптор Этьен Морис Фальконе писал императрице Екатерине II, что Лосенко не может реализовать себя как художник на преподавательской должности, а будучи вечно вовлеченным в «подковерные интриги дворян», чувствовал, что ему не место среди этих людей.

Читайте также:  Описание картины абрама архипова «прачки»

Фальконе также отмечал, что эти люди погубят «первого искусного художника нации». Императрица обещала отреагировать и перевести Лосенко в Эрмитаж, но этого не случилось. Возможно, из-за подорванного морального состояния и высосанных этими интригами сил, Антон Лосенко и не смог справиться с тяжелым недугом.

Согласно другой версии, он якобы перенес ряд унижений, лишился заказов, был стеснен материально, и из-за захлестнувшего его отчаяния спился. Противники этой редкой теории отмечают, что живописец напротив вел здоровый, «воздержанный» образ жизни, а вино применял только как лечебное средство.

Интересно, что версия о пьянстве появилась только в 50-е годы прошлого века, в то время как обратную этой версии высказал еще Петр Петров – писатель и искусствовед XIX века.

Не смотря на слухи и домыслы, в историю России Антон Павлович Лосенко вошел как искусный портретист и основоположник исторической национальной живописи. Живописец стал первым русским художником, признанным европейскими мастерами, искусствоведами и высшим светом как истинный русский мастер картины.

Источник: http://russia.rutut.ru/izobrazitelnoye-iskusstvo/anton-losenko

Антон Лосенко – основоположник русской исторической живописи

Антон Лосенко – основоположник русской исторической живописи

Антон Павлович родился 30 июля (10 августа) 1737 года в Глухове, городе, долгие годы бывшем резиденцией украинских гетманов. Его отец был великоросского происхождения и носил фамилию Лосев, на малороссийский манер фамилию мальчика записали позже, по смерти его родителей.

На сироту, который жил у родственников, обратил внимание поверенный императрицы Елизаветы, по ее поручению он разъезжал по городам империи и искал уникальные голоса для придворного хора. Антоша как раз обладал таким голосом, мальчика забрали в столицу, где предоставили все необходимое для жизни.

Однако, певчим он не стал, в период взросления у него пропал голос, а поскольку хирургического решения по сохранению голоса в России не практиковали, Лосенко оставил вокал и переключился на рисование. Интерес и успехи в рисовании он проявил уже в раннем возрасте.

Вместе с другими несостоявшимися певчими Антон поступил на учебу к художнику Ивану Аргунову, пять с лишним лет, проведенных в мастерской талантливого живописца стали отличной школой. В Академию Художеств в 1758 году Антон Павлович поступал хорошо подготовленным живописцем.

Свое мастерство он продолжил совершенствовать в Париже, вместе с архитектором Василием Баженовым он стал первым пенсионером Академии, отправленным заграницу. Здесь он изучал творчество современных французских художников, представителей Ренессанса, знакомился античным искусством.

В парижский период он написал несколько портретов и картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». На библейскую тематику позже он напишет целый ряд произведения: «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», «Изгнание из храма торжников», «Святой апостол Андрей Первозванный», «Каин и Авель»».

После возвращения в Петербург, он обращается к темам русской истории, в 1770 году пишет картину «Владимира перед Рогнедой». Эта полотно открыло новый этап в истории русского искусства. Картины, посвященные отечественной истории, наряду с античными и библейскими темами, становятся предметом работы российских живописцев.

За «Владимира и Рогнеду» Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора. Хотя, как отмечают исследователи, это произведение «грешит… анахронизмами всякого рода». Но вины художника в этом нет, «не только не было в то время никакой идеи об историческом костюме, но и сама история наша, известная из учебника, составленного Ломоносовым, наполнена была грубейшими ошибками».

Помимо исторических картин художник написал галерею портретов знаменитых современников – графа Бориса Шувалова, поэта Александра Сумарокова, актера Федора Волкова, великого князя Павла Петровича в детстве и другие.

Большая административная нагрузка в Академии быстро подорвала силы и здоровье художника, он скончался в 1773 году, в возрасте 36 лет.

Источник: http://rusplt.ru/wins/anton-losenko-osnovopolojnik-30447.html

Каин и авель в картинах д. дюпре и а. п. лосенко (описание)

К легенде о Каине и Авеле обращались многие художники. Все они сосредоточивали внимание зрителей на сцене убийства.

Этот сюжет итальянский художник Джованни Дюпре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Убитый Авель». Зловеще выражение лица Каина.

Он смотрит туда, где только что им было совершено преступление. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки и твёрдой поступи.

Совершив злодеяние, он на какое-то мгновение отпрянул назад, но поздно!.. Злоба и обида слишком сильны в нём! У ног Каина — змей, который всегда там, где совершается зло.

Он как символ проклятия роду человеческому и на Земле преследует первых людей.

Другая фигура — распростёртый на земле мёртвый Авель. В муках искривлено его тело, безжизненно откинуты назад руки.

Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает одновременно восхищение и усиливает горечь утраты.

Среди работ русских художников на этот сюжет можно выделить картины Антона Павловича Лосенко «Каин» и «Авель». Никто до Лосенко не рисовал Авеля и Каина раздельно, он же создал два полотна, две самостоятельные картины, тематически связанные между собой.

Главная задача художника — показать сильного, страдающего человека — решена автором чрезвычайно убедительно.

В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь человека с искажённым мукой и страданием лицом. Опущены его веки, крик боли и отчаяния замер в открытых устах.

Он показан художником в сложном диагональном ракурсе. Его побледневшее, но всё ещё прекрасное тело, со сведёнными судорогами мышцами, полно внутреннего движения.

Яркая красная ткань, напоминающая цвет пролитой крови, призвана усилить впечатление страдания. Этой же цели служат и другие художественные детали картины: контрасты светлых и тёмных бликов, отсутствие пейзажа, который лишь угадывается в общей композиции (кусочек земли, камень).

А «Каин»? Перед нами совершенно другой художественный образ.

Сильный обнажённый человек сидит на камне на фоне скалы. У его ног палка — орудие убийства.

В общем движении фигуры, жесте руки, в приоткрытом рте чувствуются взволнованность и страх. Если Авель целиком «раскрыт» зрителю, то Каин, наоборот, «замкнут».

Тень, падающая на лицо Каина, почти скрывает его от нас, отчего образ приобретает ещё большую выразительность. Тень подчёркивает злые помыслы и тёмное начало, владеющее душой Каина.

Обе картины были восторженно приняты русской публикой. Они долго служили эталоном для работ молодых, начинающих художников.

Город Забадани и Могила Авеля

Также можно почитать…

Источник: http://mobilspy.ru/kain-i-avel-v-kartinah-d-djupre-i-a-p-losenko/

РЕСТАВРАЦИЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ А.П.ЛОСЕНКО

Читайте также:  Описание картины жан-батиста шардена «атрибуты искусства»

ЛОСЕНКО Антон Павлович (30.07.1737, Глухов, Малороссия – 23.11.1773, Санкт-Петербург)

Живописец, рисовальщик, автор картин на исторические, библейские, мифологические сюжеты, портретист, педагог, основоположник отечественной школы исторической живописи.

1844 – отправлен певчим в придворный хор в Петербург. Первоначальные навыки рисования и живописи получил у художника Ольховского.

1753 – по распоряжению Елизаветы Петровны отдан в обучение к И.П.Аргунову.

Между 1753 – 1758 – копия с картины неизвестного европейского художника «Товий и ангел».

1758 – определен в ИАХ, где он обучался у Л.-Ж. Ле Лоррена, Ж.Л.де Велли, Л.-Ж.-Ф Лагрене.

До сентября 1760 – репрезентативный портрет И.И.Шувалова, куратора Академии; изображение А.П.Сумарокова.

1760? 1763? – портрет Ф.Г.Волкова. По общему решению портрет не выходит за рамки барочной стилистики.

1760 – обучение в Париже под руководством Ж.Ресту (Младшего).

1762 – картина «Чудесный улов рыбы». Сложная многофигурная композиция является свободной копией одноименной картины французского живописца Ж.Жувене.

1763 – 1765 – II парижский период. Наставник – Ж.М.Вьен, превосходный рисовальщик, с именем которого связано неоклассицистическое направление в живописи.

1764 – штудии человеческого тела «Лежащий натурщик», «Натурщик, сидящий на камне». Картина «Андрей Первозванный».

Многочисленные этюды и рисунки парижского периода утрачены.

1765 – картина «Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)». Сочетание барочной экспрессии с присущим классицизму стремлением к правдивой передаче идеальной натуры.

1 декабря 1765 – переезд в Рим. Прославился как блестящий рисовальщик.

1768 – два превосходных изображения обнаженных натурщиков – «Каин» и «Авель» (названия даны в XIX в.)

1768-1769 – копия на холсте фрески Рафаэля «Правосудие» в станцах Ватикана

1769 – картина «Зевс и Фетида», выполненная по заказу И.И.Шувалова для графа К.Г.Разумовского. Это одна из самых антикизированных работ художника, первое оригинальное полотно в русской живописи, основанное на принципах классицизма.

1769 – возвращение в Петербург

1770 – картина «Владимир и Рогнеда». Это едва ли не самая первая в России картина на сюжет из отечественной истории, чем и обусловлено её особое место в истории русского искусства. По драматической коллизии и динамичной композиции работа ближе стилю барокко, нежели классицизму.

1772 – директор Императорской Академии Художеств. В числе учеников Лосенко были И.А.Акимов и П.И.Соколов.

1773 – картина «Прощание Гектора с Андромахой» (не завершена). Написана по заказу Екатерины II. До появления полотна Ф.А.Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) картина Лосенко считалась эталоном исторической классицистической школы.

Главные работы:

«Портрет И.И.Шувалова» (1760, ГРМ)

«Портрет А.П.Сумарокова» (1760, ГРМ)

«Портрет Ф.Г.Волкова» (1760(?), 1763(?), ГРМ; гравирован Е.П.Чемесовым в 1764)

«Чудесный улов рыбы» (свободная копия одноименной картине Ж.Жувене (1705), 1762, ГРМ)

«Андрей Первозванный» (1764, ГРМ; гравирован И.А.Берсеневым в 1784)

«Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)» (1765, ГРМ)

«Каин» (1768, ГРМ; гравирован Г.И.Скородумовым)

«Авель» (1768; Харьковский ХМ)

«Зевс и Фетида» (1769, ГРМ)

«Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ)

«Прощание Гектора с Андромахой» (1773, ГТГ; эскиз – ГТГ).

______________________________________________________

Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008

Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/istoricheskaja_zhivopis_a_p_losenko/14-1-0-68

Лосенко А.П

Художник-живописец, классицист, мастер исторической картины, рисовальщик. Профессор Петербургской Императорской Академии художеств.

Лосенко родился на Украине в крестьянской семье, рано осиротел. В юности пел в придворном хоре императрицы Екатерины II, подобно будущим графам крестьянским детям Разумовским.

Позже был определен в Императорскую Академию художеств, где был одним из первых учеников в классе рисунка.

После получения за конкурсную картину золотой медали в конце курса обучения, у него появилась возможность стажировки в Европе.

В Париже Лосенко обучается у Ж. Рету, представителя позднего французского академизма. Первым результатом его занятий явилось многофигурное полотно «Чудесный улов рыбы» (1762).

Достоинства и недостатки картины были соответственно оценены Академией художеств: «Во всем находим приобретенную им честь в рассуждении и его прилежности…

и талантов, которые подают несравненно большую в нем надежду, есть ли дозволено ему будет упражняться».

Явившийся в Академию вслед за своей картиной (она была отправлена в Петербург раньше), Лосенко был послан в Москву, где исполнил известный портрет «первого русского актера» Федора Волкова (1763).

Лосенко не только достигает портретного сходства (о чем можно судить по описаниям Н. И. Новикова), но создает достаточно глубокое для своего времени произведение, раскрывает призвание и духовное богатство Волкова, который, по словам Новикова, был «другом совершенным, великодушным, бескорыстным…»

Лосенко пишет ряд портретов близких ему деятелей культуры, стараясь отразить их характер и личность, не акцентируя внимания на костюме и атрибутах.

Соратники Лосенко, профессоры Угрюмов и Соколов, считали его наиболее совершенным мастером анатомического рисунка. На его произведениях учились поколения студентов Академии.

Летом 1763 года Лосенко вновь уезжает в Париж. Его рисунки на темы античной мифологии отмечены там золотыми медалями.

Большое внимание в этот период уделяет художник работе с обнаженной натурой, а в 1764 году посылает в Петербург «одну картину, этюд с натуры колерами, эскиз…

» Речь шла о картине «Венера и Адонис» или «Смерть Адониса», этюде «Апостол Андрей Первозванный» и эскизе «Изгнание из храма» (местонахождение неизвестно).

Осенью 1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», более выразительную в цвете, чем «Чудесный улов рыбы».

В декабре того же года художник переезжает в Рим, где живет более трех лет и работает над лучшими антиками для «совершенства рисунку» рисует «из славных…

картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах» «упражняется в колерах».

Результатом упорного труда явились, как и называл Лосенко, «академические фигуры в величину натурального чело века» — «Авель» (1769, Харьковский художественный музей) и «Каин» (1768).

Лишенные «сюжетной привязки¦, эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко.

Весной 1769 года Лосенко возвращается в Россию. Высокая оценка ждет его лучшие произведения: «Каин», «Авель», «Правосудие» (рисунок с работы Рафаэля). В этой оценке — гордость успехами талантливого живописца.

С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной «Владимир и Рогнеда», первым произведением, посвященным отечественной истории.

Картина положила начало разработке национальной исторической темы, к чему призывали М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков, обращаясь к Академии.

Картина нашла живой отклик среди современников Лосенко, а Совет Академии избрал его в академики и удостоил профессорского звания.

Последняя картина Лосенко — «Прощание Гектора с Андромахой» (1773) — написана на сюжет «Илиады» и утверждает гражданственность, патриотизм на примере древних.

Василий Майков посвятил своему другу, первому русскому историческому живописцу стихи, в которых отразилась высокая оценка современниками деятельности художника:

Все живо, что твоя рука изобразила

И будет живо все. доколь продлится свет.

Единого тебя смерть в младости сразила

Единого тебя, Лосенко, с нами нет!

Источник: http://MirZnanii.com/a/299766/losenko-ap

Ссылка на основную публикацию