Описание картины аркадия пластова «в октябре»

Художник Ефрем Зверьков о творчестве Аркадия Пластова: «Каждый день он брался за кисть…»

Имя Аркадия Александровича Пластова дорого нам масштабностью свершенного им в искусстве, искренностью помыслов, горячностью чувств, подлинностью того, что сумел создать мощной кистью. На протяжении жизни глубокими корнями он был связан с родной приволжской землей.

На берегах великой русской реки, давшей нашей Родине стольких славных сынов, он родился, здесь работал, здесь ушел из жизни, в этой земле покоится его прах.

С незамутненностью истоков вдохновенного творчества русского народа ассоциируются в глазах культурного мира пушкинское Михайловское, толстовская Ясная Поляна, лермонтовские Тарханы, тургеневское Спасское-Лутовиново, репинские Пенаты, суриковский Красноярск.

Пластовская Прислониха – в том же ряду. Сегодня это заповедные места нашего народа, символы духовной силы и богатства.

И мы начинаем серию публикаций журнала «Мономах» о нашем земляке. Вы окунетесь в мир работ Пластова, его письма, воспоминания, переживания.

_________________________________________________________________________________________

Сила воздействия пластовских полотен заключена в их высоком профессионализме, в тщательности работы, в стремлении живописца довести полотно до «дальше некуда». «Ни одну картину, – утверждал он, – я не писал, не проверив тысячекратно то, что собираюсь написать, что это правда, и только правда, и иного быть не может».

__________________________________________________________________________________________

Прислониха – одно из многих приволжских селений, протянувшихся вдоль шумного проезжего тракта, окруженных привычной для российского взгляда неброской в своей сокровенной прелести природой.

Оно получило известность как в стране, так и далеко за пределами благодаря светлой памяти о творческой жизни одного из его коренных жителей – народного художника Советского Союза, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е.

Репина, кавалера трех орденов Ленина. Жизнь Аркадия Александровича Пластова без остатка связана с этим селом – от юношеского «пленения искусством» до вершин мастерства. Он был здесь не просто в окружении тех, кто интересовал его как модель. Он сам был одним из них. Жизненный уклад, мировоззрение русских крестьян были у него в крови.

В творческом смысле он утолял жажду жизни из чистого родника исконного крестьянского народного быта, насыщавшего его искусство горячей искренностью, глубокой правдой жизни.

Каждая из прославленных картин Пластова имеет в окрестностях Прислонихи место рождения. Здесь на каждом шагу невольно вспоминаешь то одну из них, то другую. Мне, бывавшему неоднократно в этих местах, особенно дорог бугор неподалеку от речушки Урень, сохранивший в нетронутом виде пейзаж, знакомый по картине «Фашист пролетел» (1942).

Лишь подросшие ныне деревья да загустевший кустарник свидетельствуют о минувших мирных десятилетиях. В этом ландшафте нет ничего эффектного. В нем все просто, почти обычно для средней полосы России.

Но в годы страшного нашествия, когда, казалось бы, музы должны были молчать, природа, увиденная глазами художника-патриота, выражала силу народной скорби и гнева, щемящую сердечную боль за родную землю, мобилизующую на самоотверженную борьбу за Родину.

А.А. Пластов. Иван Тоньшин на молотьбе. 1933-1935. УОХМ

В годы войны, находясь в Москве проездом с фронта, я зашел в Третьяковскую галерею. Картина «Фашист пролетел» (1942) буквально потрясла меня. Возникло нестерпимое желание поделиться с кем-то охватившим меня чувством, и я сделал запись в книгу отзывов. Ни до, ни после не случалось со мной ничего подобного.

Все в картине было так созвучно времени, общему народному настроению, моим ощущениям! Драматизм ситуации, песенность и грусть, разлитые в пейзаже. Казалось, что я слышу и жалобное блеяние напуганных овец, и тоскливый вой собачонки, и плачущий шелест листвы. Передо мной была осиротевшая русская земля и неизбывное народное горе.

Вот тогда-то имя художника и запало в душу.

А.А. Пластов родился в 1893 году в бедняцкой семье прислонихинцев. Как он сам выражался, «блаженством, которое не повторится, пролетело детство». Пришло время учиться. Родители мечтали о том, чтобы сын получил образование.

По воспоминаниям Аркадия Александровича, определяя его в духовное училище, а потом в семинарию, отец напутствовал: «Учись, старайся, может, архиереем будешь».

В соответствии со вкусами и взглядами того времени в этих словах заключалась надежда крестьянина как-то выбиться из нужды, на то, чтобы хоть сын «вышел в люди».

А.А. Пластов. Колхозный праздник. 1937. ГРМ

Судьба распорядилась по-иному. Внук пошел по стопам деда Григория Пластова – иконописца и архитектора (церковь в Прислонихе была построена по его архитектурному проекту и расписана его рукой).

Росписи церкви, исподволь оказывая эстетическое воздействие на детское воображение, возбуждали желание обратить в зрительные образы содержание любимых народных сказок и былин, сюжеты из «Капитанской дочки» А. Пушкина и на стихи А. Кольцова, томики которых стояли дома на полке.

[…] В 1908 году сельское общество решило подновить обветшавшие церковные росписи, поручив отцу Пластова общее руководство работами приглашенной артели богомазов. Сын принял участие в заботах отца, во всем ему помогая.

Аркадий Пластов пишет в автобиографии: «Когда начали ставить леса, тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я стал сам не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев… Быть только живописцем и никем более – шептал я тогда пересохшими от волнения губами».

Судьба оказалась милостивой и в дальнейшем, когда свела Пластова в 1909 году с Дмитрием Ивановичем Архангельским, начинающим тогда художником, преподавателем рисования в семинарии. Педагог и семинарист вскоре подружились. С помощью первого учителя «чудесный мир прекрасного стремительно развертывался» перед преданным учеником.

Обретенные знания о Третьяковке, о передвижниках и вообще о русском изобразительном искусстве, знакомство по репродукциям с работами В. Васнецова, М. Нестерова, В. Сурикова, Н. Ге, И. Репина, В.

Серова и других выдающихся живописцев России того времени, по признанию Аркадия Александровича, сформировали в нем художника именно в те годы. Вскоре определилось решение ехать учиться в Москву. Этому способствовало знакомство с подлинными произведениями В.

Поленова, экспонированными на персональной выставке в Казани, куда Пластов съездил специально, чтобы увидеть и свежесть красок, и световые особенности живописи знаменитого московского художника и педагога.

1911 год. Москва захватывает с первого знакомства и становится на будущее, наряду с Прислонихой, второй точкой опоры в становлении творческой индивидуальности А.А. Пластова.

Частная студия Ильи Машкова, Строгановское училище и Училище живописи, ваяния и зодчества – таковы ступени на пути познания профессиональных навыков в скульптуре и в живописи, которые студент почерпнул у таких авторитетов, как Ф. Федоровский, С.

Волнухин, Л. Пастернак, К. Коровин, А. Васнецов, А. Архипов и А. Степанов.

Февральская революция застала Пластова в Москве. Он не остался в стороне от событий, увлеченный скорее романтической стороной происходящего.

Позже Аркадий Александрович писал: «После того, как я, подобно многим, покатался по Москве на грузовике с пулеметами, с красным флагом на винтовке, арестовывая приставов, жандармов в участках, на вокзалах, я все же в конце третьей недели с начала Революции поехал к себе в Прислониху писать на натуре. Жизнь, однако, внесла неумолимые коррективы. Сходки чуть не каждый день. Впервые я задумался над политической стороной жизни».

А.А. Пластов. Праздник. 1953-1967. УОХМ

Но Пластов не только задумывается, а с головой окунается в общественные дела родного села.

Скоро его как одного из немногих «своих», кому можно довериться, односельчане избирают членом и секретарем сельского Совета Прислонихи, секретарем комитета бедноты. Он работает в комитете помощи голодающим Поволжья.

В октябре, когда художник вернулся в Москву, он неожиданно встретился с баррикадами и стрельбой на улицах и сделал вывод: «Сейчас мало быть только художником, надо быть еще и гражданином».

С конца 1917 года Пластов живет почти безвыездно в Прислонихе, участвуя в переустройстве жизни российского крестьянства. В 1931 году одним из первых он записывается в прислонихинский колхоз.

Новое общественное самосознание заставляет художника по-новому взглянуть на свое предназначение.

[…] Но чем бы Пластов ни был занят, каждый день он брался за кисть, не говоря уже про карандаш, с которым не расставался никогда.

Прошло два десятилетия упорного и неустанного труда, исканий, потерь и преодолений, систематической работы на пленэре – свидетелями этого труда и добровольными натурщиками художника были только прислонихинцы, – прежде чем Москва познакомилась с автором ярких, самобытных полотен: «Стрижка овец» (1935), «Колхозный праздник» (1937), «Купание коней» (1938) и «Стадо» (1938), экспонированных на всесоюзных художественных выставках 1930-х годов. […]

Я бывал свидетелем организованности А.А. Пластова, когда в 1950-1960-х годах почти каждое лето гостил в Прислонихе. Вставал он рано, чтобы успеть поработать до завтрака. Когда домашние разбредались по делам, Аркадий Александрович любил задержаться у остывающего самовара, просмотреть свежие газеты и полученные письма.

И снова мастерская, после обеда опять за работу. Делает эскизы, пишет или рисует с натуры, иногда что-то лепит из глины или режет сказочные фигурки из корней бересклета. Если чувствовал, что творческое напряжение спадает, брал топор, рубанок или пилу – шел чинить или мастерить что-либо по дому, а то и вовсе уходил за ворота пообщаться с односельчанами.

Работоспособность художника была необыкновенной.

Дома, в лесу, в поле Пластов никогда не расставался с блокнотом. В походной сумке кроме простого карандаша имелось несколько цветных.

С их помощью делал зарисовки всего, что представлялось интересным, что годилось для будущей большой работы: травинка, ветка с листьями, часть интерьера, кошка, гроздь красной калины.

Все казалось ему прекрасным, и он, бывало, искрение восторгался: «Какое счастье, что мы художники, что видим красоту мира и несем ее людям!».

Важное место в его творческих интересах занимал человек: его фигура, движение, характерная поза, жест, повседневные дела и заботы. В лица людей он вглядывался неустанно. Для этого использовал любую возможность побыть в многолюдных местах: на собраниях, в праздничной толпе, на скачках, в магазине, на стадионе, в метро, в вокзальной суматохе.

Восторженное удивление вызывало в нем неистощимое многообразие выражений человеческих лиц. Его художническое внимание останавливалось на каждом интересном типаже.

Бывало, восхитится кем-то из прохожих, сделает быструю заметку где-нибудь на краешке газеты или, понадеявшись на зрительную память, спешит в мастерскую, чтобы карандашом или акварелью закрепить в альбоме заинтересовавшие его черты. Он буквально коллекционировал характерное и образное в человеческом облике.

Многое использовалось при подборе материала на определенную тему. На моих глазах Аркадий Александрович перебрал в своем архиве сотни набросков лиц и фигур, чтобы выразительные вошли в картину «Праздник» (1954-1967).

Однако самыми дорогими казались Пластову лица односельчан. Буквально поколения прислонихинцев рождались, росли, трудились, старились на его глазах. Целые семьи, написанные по многу раз в разном возрасте, живут в его холстах.

Каждый персонаж точен по внешнему сходству и выявленному характеру. Их изображения остро психологичны и глубоко социальны, мастеру не было необходимости каждый раз заново вживаться в образ.

Тех, кого он писал, прекрасно знал и что еще важнее, любил.

Аркадий Александрович умел духовно поднять человека. Физические недостатки не мешают нам видеть умные глаза, в которых открывается жизненная сила, внутреннее благородство, достоинство и мудрость людей трудной судьбы.

В модели кисть мастера раскрывает красоту и добротность нравственную. Это свойство роднит портреты Пластова с произведениями Рембрандта и Сурикова.

Читайте также:  Описание картины николая крымова «розовая зима»

В пластовских портретах-биографиях, созданных в Прислонихе, можно проследить духовную жизнь советской деревни в развитии.

__________________________________________________________________________________________

В повседневной работе Аркадий Александрович не выделял то, что «надо», а последовательно писал то, что само просилось из души на холст.

Идеи и чувства, темы и сюжеты насыщали воздух, которым он дышал в родной деревне.

А его живопись – сочная, темпераментная, жизнеутверждающая – возводила будничные сюжеты трудовой Прислонихи в ранг высокого искусства, делала их актуальными, интересными и дорогими русскому сердцу.

____________________________________________________________________________________________

Пластов откровенно признавался, что «чем больше знакомился с историей искусства мирового и нашего русского, тем больше укреплялся в своей любви к темам деревенским». Прислониха олицетворяла для него Родину, любимую до самозабвения.

Даже уезжая за рубеж, где Аркадий Александрович в подлинниках изучал искусство других народов и эпох, он увозил с собой в кармане пучок пахучей травы – чабреца, чей запах, словно невидимой духовной нитью, связывал его с родным краем.

Вдыхая аромат прислонихинских трав возле египетских пирамид или на ступенях римского Капитолия, он утолял тоску по России. […]

Лучшие произведения Аркадия Александровича Пластова по праву заняли почетное место в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея и художественных музеев страны.

Мемориальный музей художника, создаваемый в Прислонихе, существенно раздвинет границы знакомства с творческим наследием советского мастера и станет притягательным местом для всех, кому дороги драгоценные зерна национальной культуры.

В Прислонихе все, что связано с именем Пластова, требует внимательного отношения, должно быть сбережено, восстановлено как национальная реликвия. […]

Искусство Аркадия Александровича чрезвычайно эмоционально. Пластов смотрел на мир широко, считая смыслом творчества отражение действительности. […] Пластовская гражданственность не носит декларативного характера.

Она естественна и органична, проявляется в художнической философии.

Вот, к примеру, как он формулирует смысл подмеченной в натуре ситуации, которую взял в основу сюжета картины «Жатва» (1945): «Передо мной возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу».

Пластов, нетерпимый к отсебятине в искусстве, исключал фальшь и в человеческих отношениях. Он начисто был лишен испепеляющей душу зависти. Доброта его была требовательной, взыскательной, но животворной. Его оптимистическое приятие жизни помогало всем, кто оказывался в сфере воздействия его личности, видеть за житейскими невзгодами ее светлые начала.

После окончания Великой Отечественной войны, в тяжких условиях восстановительного периода, А.А. Пластов размышлял о будущем: «Какое же искусство мы, художники, должны взрастить сейчас для нашего народа? Мне кажется, искусство радости.

Что бы это ни было – прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда, миновавшее безмерное горе народное или мирная природа нашей Родины, – все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма».

Ефрем Зверьков (1921-2012),

академик АХ СССР (с 1988),

вице-президент Российской академии художеств,

народный художник СССР,

лауреат Государственных премий РФ,

лауреат Международной премии в области изобразительного искусства

имени А.А. Пластова.

Участник Великой Отечественной войны

Журнал «Мономах», Ульяновск

Источник: http://ulpravda.ru/rubrics/cilture/khudozhnik-efrem-zverkov-o-tvorchestve-arkadiia-plastova-kazhdyi-den-on-bralsia-za-kist

Пластов. Мозаика фактов

Аркадий Александрович Пластов. Это имя давно вошло в историю отечественной и мировой живописи.

Но, к сожалению, как часто бывает с великими людьми, обросло многочисленными штампами, хрестоматийным набором репродукций, дежурными речами к юбилеям великого земляка… Все мы уверены, что»прекрасно знаем» Пластова. Предлагаем вниманию читателей подборку известных и малоизвестных деталей биографии художника.

Подъезжая к Прислонихе, невозможно не залюбоваться настоящую близ трассы церковь Богоявления Господня. Весной1916 года она была уничтожена огнём, а сейчас возрождается.

Не будь этого храма, мы не знали бы Прислониху, как родину великого русского художника. Пластовы стали жителями этих мест лишь после того, как 3 сентября 1874 года в храм на место пономаря был перемещён его дед — 42-летний Григорий Гаврилович Пластов.

Местный благочинный давал ему следующую характеристику: «Читает, поёт и катихизис знает хорошо». Поведения новый псаломщик также был «хорошего». Григорий Пластов состоял уже во втором браке и имел троих детей.

Бабушка будущего академика живописи Анастасия Васильевна была неграмотной.

«За ветхостью и по тесноте помещения» старую церковь разобрали, и в 1878-1880 годах на её месте возвели новую, по проекту Григория Гавриловича. Аркадий не застал деда — тот умер в 1887 году в возрасте 55 лет, но ценил его талант незаурядного иконописца и зодчего. Художник писал в автобиографии:

«Я находил много архитектурных проектов с надписями: «Церковь в селе таком-то. Сочинил и чертил Григорий Пластов». Церковь в нашем селе была построена по его чертежам, и живопись в ней была исполнена им вместе с отцом. […] Особенно поразили потемневшие евангелисты и Бог Саваоф в куполе, писанные дедом […].

Дед был любителем густых, насыщенных до предела тонов. […] Носы, завитки волос, губы, глазницы, пальцы- всё прочерчивалось огнистым суриком, и когда, бывало, за вечерней солнце добиралось до иконостаса, невозможно было оторвать глаз от этого великолепия».

После кончины Григория Пластова место псаломщика занял его сын Александр Григорьевич.

Не все знают, что в жилах одного из самых русских по духу художников текла и немецкая кровь. Александр Григорьевич был женат на Ольге Ивановне Лейман, дочери лекаря-немца.

19 (31 по новому стилю) января 1893 года у них родился сын Аркадий. Ольга Ивановна была глубоко православным человеком.

Летом 1937 года74-летняя мать художника не побоялась подписать ходатайство о возобновлении службы в закрытом храме, также расписалась за двух неграмотных односельчанок.

Сам Аркадий Александрович встретил свою любовь в Германовской церкви Симбирска. 20-летняя Наташа прислуживала там и собиралась уйти в монастырь. Шесть раз получал Аркадий отказ, лишь на седьмой попытке сватовства услышал в ответ «Да».

В октябре 1925 года они обвенчались.

Отец Натальи Алексей Николаевич фон Вик, обрусевший немец, в прошлом — гордый дворянин, земский начальник 7-го участка Карсунского уезда, в 1920-е годы именовался уже просто Вик и зарабатывал на жизнь продажей газет.

В семинарии недюжинный талант Аркадия приметил художник-педагог Дмитрий Иванович Архангельский. Пластов получил реальную поддержку симбирских ценителей искусства. Позже в автобиографии он писал:

«В 1912 году я окончил четыре класса семинарии. Друзья и покровители устроили мои дела наилучшим образом. Губернская управа постановила выдавать мне стипендию на художественное образование – по двадцать пять рублей ежемесячно. Я еду в Москву».

По итогам первого года обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества, Архангельский сделал Пластову воистину сказочный подарок — работы 22-летнего художника были 24сентября 1915 года представлены на суд широкой публики в помещении Симбирского высшего начального училища. А 26 сентября 1915 года Дмитрий Иванович, вооружившись фотоаппаратом, сделал снимки выставки.

Шесть небольших фотографий, хранящихся ныне в Государственном архиве Ульяновской области, позволяют увидеть ранние рисунки и этюды Пластова.

Коллекционер Александр Владимирович Жиркевич, познакомившись с ним, записал в дневнике 24 мая 1916 года:

«Молодой человек […] пробьёт себе ещё дорогу. В его словах чувствуется любовь к искусству, и энергия, и настойчивость. […] Чувствуется в словах молодого человека самомнение, уверенность в успехах, некоторое дерзновение. Что ж? Это и хорошо, для начинающего — особенно. И молодость без этого скучна и приторна…»Ныне в здании училища находится музей Аркадия Пластова.

Февральская революция застала Пластова в Москве. Ему даже довелось участвовать в арестах бывших жандармов.

«[…] Всё же в конце третьей недели с начала революции поехал к себе в Прислониху писать на натуре. Жизнь, однако, внесла свои неумолимые коррективы.- вспоминал Аркадий Александрович. — Сходки чуть не каждый день.

Ко мне приходят десятки людей с такими вопросами, отвечать на которые мне и во сне не снилось, а отвечать, разъяснять, помогать разбираться в тысячах небывалых до сего вопросах я был вынужден, благодаря своему положению самого грамотного человека в селе, положению «своего», которому можно было довериться».

Помимо прочего крестьяне Прислонихи настаивали «во чтобы то ни стало удалить из прихода местного священника Василия Дмитриева».

Если верить рапорту благочинного от 21 июня 1917года, одним из лидеров являлся «Аркадий Пластов, молодой агитатор (сочинивший первую жалобу), под влиянием духа времени вообразил себя передовым деятелем, несущим с собою полную свободу народу от засилия «попов», помещиков и вообще «буржуев», нашёл для себя благодатную почву в селе Прислонихе».Конечно, писавший сгущал краски, и молодой Аркадий Пластов выступал не против «попов», а против конкретного священника. Страна бурлила, а прислонихинцы (или «прислонцы», как они себя величали) всегда отличались вольным и независимым нравом. Не случайно позже Аркадий Пластов писал с них образы для неоконченной картины о восстании Емельяна Пугачёва.

В 1914-1917 годах Аркадий Александрович учился на скульптурном отделении Училища живописи, ваяния и зодчества у знаменитого Сергея Михайловича Волнухина – автора памятника первопечатнику Ивану Фёдорову. Ив 1920-е годы Пластов принимал заказы на скульптурные работы.

В конце 1925 года ему заказывался бюст Ленина для улицы Карла Маркса (так тогда именовалась улица Гончарова). А в 1926году Пластов изготовил, пожалуй, самое известное своё скульптурное произведение, которое видел каждый ульяновец – барельеф Ильича для мемориальной доски на Доме-музее Ленина.

Всего Аркадием Александровичем было отлито и доставлено в Симбирск в мешке из-под картошки три экземпляра барельефов. Один из них сейчас можно увидеть в постоянной экспозиции Ленинского мемориала.

А карандашный эскиз «размером по кругу диаметром 40 сантиметров» хранится в Государственном архиве новейшей истории Ульяновской области.

В середине 1920-х годов планировалось, что над братской могилой на Новом Венце будет выситься памятник «Жертвам революции».

Проект составил архитектор Иван Николаевич Суханов: на постаменте предполагалась скульптурная группа «фигура рабочего, одной рукой поддерживающего павшего товарища и другой боевое знамя». Работу поручили Пластову.

Но когда он представил свой макет памятника, на него обрушились с критикой члены комиссии во главе с Сухановым.

Лишь Дмитрий Иванович Архангельский записал в протокол особое мнение: «Считать скульптурный проект художника Пластова отвечающим идее Революционной Борьбы 18 года […] — приемлемым». Аркадий Александрович отстаивал своё художественное видение памятника и аргументированно, как скульптор-профессионал, отвечал на некоторые нелепые замечания. В июне 1925 года Пластов писал в президиум губисполкома:

«[…] Чем можно убедить людей или лично заинтересованных в этом, или таких, суждения которых о достоинстве художественных произведений и их годности для выявления тех или иных, по каким-то соображениям формулируются в таких директивах: — повесить патронташ, надеть лапти и пр. и пр. и модель годна будет для памятника.

Я сознаюсь, что я, деревенский дикарь, действительно, слишком резко раздразнил важных гусей, и они меня щиплют и, возможно, защиплют, но я художник, и вот во имя чести и совести художника не могу молчать, когда дело идёт о порабощении истинного чувства бюрократическим чиновничеством и говорю об этом прямо, и пусть будет, что будет […]».Точку в творческих спорах поставило отсутствие достаточных средств на скульптурный памятник. Модель, изготовленную Пластовым, передали в музей, но в годы Великой Отечественной войны она была утрачена.

Читайте также:  Описание картны джотто ди бондоне «страшный суд»

А закончить сегодняшний рассказ о начале жизненного и творческого пути Аркадия Александровича Пластова хочется словами, которые написал о нём его друг-учитель Дмитрий Иванович Архангельский ещё 3 июля 1918 года:

«[…] Он не сдался и не погнулся перед Судьбой в поисках за художественной правдой. Пластов, как никто другой, умеет передавать в своих могучих набросках тех обитателей глухой деревни, «лесовиков», среди которых он вырос, с которыми сроднился и в своих рисунках и акварелях незримо для постороннего глаза выявляет душу народа, того народа, что творил и творит историю Руси.

Его рисунки сжаты, кратки, полны внутренней силой жизни, невольно и надолго приковывают внимание зрителя. Картины жизни деревни необыкновенно правдивы, трогательны, влекут и глубоко волнуют.

Это еще молодой художник, много давший и еще весь в будущем. […]».Так провидец Дмитрий Иванович Архангельский предвещал в тревожном 1918 году выдающуюся будущность своего великого ученика.

Подготовил Антон Шабалкин

по материалам Государственного архива  Ульяновской области

и книге Ю.В. Козлова и А.М. Авдонина «Жизнь и судьба Аркадия Пластова«.

Иллюстрации из фондов ГАУО, ГАНИ УО и Музея А.А. Пластова

Источник: http://www.mukcbs.org/plastov-mozaika-faktov

Спешите увидеть

?allerleiten (allerleiten) wrote,
2009-04-26 10:37:00allerleiten
allerleiten
2009-04-26 10:37:00

Антикварный Салон (c) art_observer
Куда пойти, куда податься… (c) dmitry_ionych пишет в middle_life
Особняк А.И. Дерожинской–Зиминой (Кропоткинский пер., 13)

Федор Шехтель. Особняк Дерожинской (c) art_observerTags: Шехтель, выставкаВ субботу, как и было обещано, открылась выставка к 150-летию московского архитектора Федора Шехтеля, организованная Москомнаследие и галереей «Три Века». Место проведения выставки – особняк А.И. Дерожинской, построенный архитектором в течение первых двух лет ХХ века (1901-02). Экспонаты выставки – отдельные предметы мебели Шехтеля, но главное в ней – возможность посмотреть интерьеры, обычно скрытые от глаз посторонней публики (в здании с 1950-х годов до недавнего времени располагалось посольство Австралии). Когда Федор Шехтель получил этот заказ, он уже был известным и популярным в Москве архитектором. Уже были построены собственный дом на Большой Садовой и особняк Морозовых в Подсосенском переулке (по-настоящему крупная работа, вызвавшая немалый общественный резонанс). Признание повлекло за собой множество заказов, и к началу нового столетия Шехтель стал ведущим архитектором Москвы в области жилищного строительства. Постройки начала века – а это не только особняк Дерожинской, но и возводившийся параллельно дом Рябушинского на Малой Никитской – свидетельствуют о новой стилистической направленности в манере зодчего. Подводный мир и растительный – характерные для стилистики модерна – проявляются сполна в декоре этих двух построек. В доме Рябушинского – более явно, в рисунке лестницы, мозаиках и витражах. В особняке Дерожинской – более сдержанно, но оттого не менее изысканно.

Выставка (а вместе с ней и особняк) открыты до 2 мая с 11 до 18 часов.

Осмотр возможен только в составе групп, которые формируются из желающих каждый час.

С пылу с жару С места событий (c) melanyja

Картинки с выставки (слайд-шоу)

Особняк А.И. Дерожинской (c) Исторические дома Сооружён в 1901-1904 годах архитектором Ф.О. Шехтелем, в соавторстве с архитектором А.А. Галецким для А.И. Дерожинской-Зиминой, дочери фабриканта И. Бутикова. Персоны весьма неординарной, ставшей, несмотря на происхождение из семьи старообрядцев, владелицей хора и примой частной оперы С. Зимина. Расположен особняк, служащий ныне в качестве резиденции австралийского посла, по адресу — Кропоткинский пер., дом 13. Особняку в Кропоткинский пер. присущи все типичные атрибуты модерна — растительный орнамент, античные маски, женские головы и.т.д., а кроме них, ещё и окно размером в стену; приём более не повторённый зодчим в других своих работах.

Дом «Московского общества страхования от огня»
и гостиница «Боярский двор»

Архитектор — Ф.О.Шехтель.Год — 1901-1903.Адрес: Старая площадь: дом 8, Никитников переулок: 5Сейчас в здании: Администрация Президента РФЗдание построено по заказу С.Т.Морозова. Гостиница «Боярский Двор» появилась в начале XX века вместе с другими известными новыми гостиницами высочайшего класса: «Метрополь» (1899-1904, архитектор В.

Валькотт), «Националь» (1902 год, архитектор А. Иванов). В нижних этажах здания помещались конторы и магазины. В верхних — гостиница.Внешняя сторона стены выходила на Китайгородский проезд и в отличие от внутренней, выходившей на Старую площадь, не была застроена. Обсаженная деревьями и увитая диким виноградом, она имела живописный вид.

В первозданном виде сохранялась двенадцатигранная глухая башня, занятая в 1890-е гг. архивом Губернского правления. После разборки Китайгородской стены Китайский проезд, за исключением отрезка от Варварских ворот до Москворецкой набережной, вошел в состав Старой и Новой площадей.

В 1914-1915 годах в одном из номеров гостиницы останавливался Максим Горький, здесь его посещали Федор Шаляпин и Иван Бунин. В 1920-е годы здание передано Наркомзему. В октябре 1941 года средняя часть дома была серьезна повреждена во время фашисткой бомбардировки Москвы. При этом погиб выходивший из подъезда драматург Александр Афиногенов.

На протяжении всего советского периода России занятый структурами руководства страны: до последних лет – аппаратом ЦК КПСС, а в настоящее время аппаратом президента. С внутренней стороны знания пристроены новые железо-бетонные корпуса.

Архитектура крупного полифункционального гостиничного комплекса характерна для творческого почерка Шехтеля начала 1900-х годов — она сочетает рационализм и тектоническую четкость фасадов с элементами декоративного модерна.

Вертикальные членения, покрытые керамической плиткой серо-зеленого цвета, контрастируют со скульптурной пластикой темно-серых металлических балконов и лепными основаниями эркеров, фланкирующих центральную часть сооружения с аркой входа, отмеченную в силуэте башенным объемом, некогда находившимся на одной оси с башней Китайгородской стены.

Очень интересен интерьер проездной арки со стороны Никитникова пер., которая объединяет въезды во двор и подвальный этаж. Чрезвычайно выразительны короткие пузатые колонны с причудливыми «текучими» капителями в стилистике модерна, поддерживающие крестовые своды проездов. Сохранилась первоначальная столярка — оконные переплеты, двери.

Аркадий Пластов в Царицыне (c) art_observer

В залах недавно отстроенного Большого дворца ГМЗ «Царицыно» до 24 мая продлится выставка Аркадия Пластова – одного из самых известных соцреалистов советской эпохи. Экспозиция, на которой представлено около 250 графических и живописных работ из собрания семьи художника, – самая масштабная за многие годы. Творчество художника – кстати, не только одного из самых известных, но и одного из самых дорогих мастеров отечественного ХХ века – представлено во всем многообразии, что интересно и с образовательной точки зрения, и чтобы детально изучить, на что ориентируется нынешний хранитель наследия, внук художника Николай Пластов, когда подтверждает или отвергает авторство деда.

Аркадий Пластов. Сенокос. 1945. х.м. 193х304. ГТГЖнец. 1951-52. х.м. 128 х 70Сенокос. Отдых. А. А. Пластов крайний слева. Начало 1950-хАркадий Пластов. Юность. 1953-1954. х.м.Весна (фрагмент). 1954Аркадий Пластов. Лето.

1959-1960. х.м.А. А. Пластов пишет этюд в стаде. Прислониха, конец 1950-х гг.Портрет внука (У окна). 1960-е. х.м. 105х59Мастерская А. А. Пластова в ПрислонихеМастерская А. А. Пластова в Прислонихе.

Стол для работы над эскизами

Не обошлось на выставке без хрестоматийной работы «Фашист пролетел» (вариант 1970-71 гг.). Но гораздо более интересны несколько ранних работ Аркадия Пластова, которых сохранилось крайне мало, поскольку большинство из них сгорело при пожаре в его мастерской в родной Прислонихе (1931 г.). Эти работы настолько не похожи по живописному языку и стилю исполнения на того Пластова, который появился потом, а сейчас хорошо известен на рынке, что увидев их без подписи, вряд ли догадаешься об авторстве. Очевидно, что в ранние годы Аркадий Пластов внимательно изучал историю искусства и творчество своих современников, и в поисках себя пробовал работать в разных стилях.Портрет Ефима Модонова, написанный в 1917-19 гг. отсылает к Гансу Гольбейну Младшему. В Автопортрете конца 1910-х – начала 1920-х гг. заметно увлечение творчеством Юрия Анненкова и Александра Яковлева. В «Пасхальном натюрморте» 1920-х гг. – Ильи Машкова и Петра Кончаловского.Работы эти, как уже говорилось, в силу исторических причин, единичны, но даже ради них стоит доехать до Царицына.

~ * ~ * ~ * ~ * ~

Она несла в руках тревожные желтые цветы (c) art_observer

В конце марта нас ждет совершенно феерическое зрелище – фотоистория по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» с прекрасной Изабель Аджани в главной роли. Затеять подобное могли только отчаянные смельчаки – любая попытка визуализации романа такого масштаба, с таким количеством подтекстов, с таким числом фанатов – дело, мягко говоря, не простое.

Я не знаю тех, кто его не читал, и знаю совсем мало тех, кто «Мастера» не любит.Снимали, разумеется, в основном «на натуре» – Патриаршие пруды, Новодевичий монастырь, Переделкино, крыша Дома Пашкова, высотка на Котельнической. Москва со времен Булгакова сильно изменилась, но, надо думать, повсеместную рекламу из кадра убрали. А москвичи, как известно, меняются мало.

«Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

Выставка пройдет с 28 марта по 28 апреля 2009 г. в Доме Спиридонова (М. Гнездниковский пер.

, 9/8, стр. 1)

Винтажные украшения. Trifari. Брошь-павлин. 1991г. (c) fantiquaryЦарственный и изящный, с глазами цвета изумруда, павлин-брошь от Trifari, 1991 год.Брошь выглядит как настоящая ювелирная драгоценность и производит невероятное впечатление!Маркирована «TRIFARI ™». Входила в одну из последних дизайнерских коллекций, сделанных в Америке ограниченным тиражом, до того, как марка Trifari стала принадлежать Monet Group.Размер 10,9см х 4см (шир.хвоста). Состояние — идеальное.

Резьба по яйцам

Прогулка по Москве

Кованые кружева
Замоскворечье, усадьба Демидовых (c) Константин Кокошкин
Санкт-Петербург. Ворота дворца ШереметьевыхМосква, Кузминки

Прогулка по Москве (c) Картины Алены Дергилевой

Мокрый снег на улице СолянкаПречистенкаСквер на Грузинской площадиУсадьба Аксакова. Сивцев вражек
Усадьба Кирицы, Рязанская область (c) moscowhite wrote in moscow_gothica
Каменные кружева
Северное ЗодчествоДеревянные кружева
Деревянные кружева. Томск (c) varandej пишет в russiantowns

— Вот это узоры!- Красота.. побывать бы.- атмосферно! спасибо. жаль, Томск далеко…- Совершенно потрясающе! Неимоверно просто. Вот кто-то усиленно фотошопит — и никакого эффекта, а здесь — фотошопа не видно вообще, а атмосфера передана просто потрясающе. Может ещё и место очень мощное, но всё равно! Огромное спасибо!- Смотреть оно конечно интересно, но вот жить я б ни в жизнь добровольно там не стал бы.- Повезло Томску, что у него нет Красноярских градоначальников…. А то был бы сейчас асфальтовым полем….- ВЕЛИКОЛЕПНО. Это просто музей под открытым небом. Будет очень обидно, если лет через 10-20 это все снесут или оно развалится само по себе от старости. А ведь мастеров то старых, наверное, и не осталось.- Да, мощно. Выражение национального духа и сила сибирского характера, устоявших в коммунистическом аду.- класс! жаль погода серая.

Читайте также:  Описание картины николая крымова «желтый сарай»

Томск. Деревянные кружева
Томск

— Я вот хочу в Томск попасть летом, чтобы зеленело все вокруг!- Спасибо. Очень удачная получилась серия. И фотографии отличные. Многих пейзажей я не видел, так как они были скрыты за густой листвой. Получился новый для меня взгляд на город. Захотелось приехать туда в это же время.- Замечательно! Не ожидал, что областной центр может настолько здорово сохраниться. Очень понравился город! Спасибо!

Томск. Татарская, 25 (c) chur72 пишет в tomsk_da
Вологда 1902 год (c) Фотографии городов СССРКисейные кружеваМелихово, дом музей А. П. Чехова, на террасе
Дама в кружевах

Встреча участников russiantowns состоится в воскресенье, 26 апреля.

26 апреля, Центральный дом работников искусств (Москва) – встреча с фотографом Михаилом Дашевским

Встреча состоится 26 апреля 2009 года в 16.00, в Центральном доме работников искусств, Малый зал, ул. Пушечная, д. 9/6, стр. 1, станции метро «Кузнецкий мост», «Лубянка». Вход свободный. Телефон для справок и аккредитации: 8 903 268 5120.

Следите за обновлениями >>>

Источник: https://allerleiten.livejournal.com/654746.html

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству Тема: «Родник творчества А. А. Пластова. 120 летию художника посвящается »

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса: Организация воспитательного процесса

Название работы: Открытое внеклассное мероприятие

по изобразительному искусству «Родник творчества А.А.Пластова. 120 – летию художника посвящается…»

Автор: Смирнова Татьяна Евгеньевна, учитель ИЗО и черчения высшей квалификационной категории

Место выполнения работы: МОУ Шолоховская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области
^

по изобразительному искусству

Тема: «Родник творчества А.А.Пластова. 120 – летию художника посвящается…»
Участники мероприятия: учащиеся 7 классов
Цели занятия:

  • Образовательная: познакомить учащихся с творчеством художника Аркадия Александровича Пластова, великого русского художника, «певца» русской деревни;
  • Развивающая: способствовать формированию у учащихся понятия о том, что труд художника – нелегкий физический и интеллектуальный труд, заслуживающий уважения и признания;
  • Воспитательная: способствовать формированию чувства патриотизма; на примере яркой творческой личности, трудной жизни художника способствовать формированию у учащихся понятия о том, как с помощью средств художественной изобразительности можно проявить себя, найти себя в жизни и в творчестве.

Тип занятия: беседа о творчестве художника; работа учащихся в группах.

Зрительный ряд для занятия:

  • Слайды мультимедийной презентации «Родник творчества А.А.Пластова. 120 – летию художника посвящается…» (Приложение 1)
  • Репродукции картин А.А. Пластова (Приложение 2):
  • «Фашист пролетел»
  • «Жатва»
  • «Сенокос»
  • «Ужин трактористов»
  • «Полдень»
  • «Родник»

Материалы для учителя:

Листы с вопросами к каждой репродукции.

План занятия:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация имеющихся знаний в ходе фронтальной беседы – 5-8 мин.
  3. Рассказ учителя о жизненном пути художника – 5 мин.
  4. Работа учащихся в группах – 7-10 мин.
  5. Выступление групп – 10-15 мин.
  6. Итоговая часть занятия – 5-10 мин.

Итого – 40 – 50 минут
Ход занятия:

  1. Организационный момент – проверяю готовность учащихся к занятию, знакомлю с планом работы.
  2. Фронтальная беседа по изученному материалу, актуализация знаний —

На уроках изобразительного искусства мы говорили о том, что в зависимости от того, как и чем работает художник-мастер, в изобразительном искусстве выделяют виды искусства:

  1. Если художник выполняет изображение красками с различными цветовыми оттенками, такой вид изобразительного искусства называют…? (живопись)
  2. Что означает это слово? (живо писать, писать жизнь)
  3. Если художник работает с помощью линий, пятен, светотени – это…? (Графика)
  4. От какого латинского слова произошло это название? («Графо» — пишу, рисую)
  5. Какими художественными материалами работают художники-графики? (карандаш, уголь, сангина, цвет. карандаши, фломастеры)
  6. Если художник-мастер выполняет объемное изображение – это…? (скульптура)
  7. Из чего ее можно выполнить? (глина, камень, дерево, металл и т.д.)
  8. Приведите примеры скульптурных изображений…
  9. Искусство строить здания, сооружения – это…? (архитектура)
  10. Какие требования предъявляет человек к произведениям архитектуры? (прочно, удобно, красиво)
  11. Тремя буквами ДПИ сокращенно называют…? (декоративно-прикладное искусство)
  12. Приведите примеры декоративно-прикладного искусства?

В зависимости от того, что художник изображает, произведения искусства можно разделить на жанры (т.е. сорта), итак:

  1. Что называют пейзажем? Какие они бывают?
  2. Что называют портретом? Какие они бывают?
  3. Что изображают в натюрморте?
  4. Что значит бытовой жанр?
  5. Что такое анималистический жанр?
  6. Что значит исторический жанр?
  7. Что значит батальный жанр?

3. Рассказ учителя о жизненном пути художника

  • Сегодня перед нами несколько репродукций, с помощью чего художник их выполнил? (с помощью красок)
  • К какому виду изобразительного искусства мы их отнесем? (живопись)
  • К какому жанру их можно отнести? (к бытовому)

Все эти картины принадлежат кисти художника Аркадия Александровича Пластова.

^

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирской губернии (сейчас Ульяновская область). Его прадед, дед и отец были художниками. То есть были-то они крестьянами, но так уж повелось, что мужчины рода Пластовых трудились над обновлением местной церкви.

А однажды, когда Пластов был маленьким, в их Прислониху пришли настоящие «умельцы-богомазы»; сельский сход обратился к ним с просьбой обновить и подправить, дополнить в церкви то, чем украшали ее дед и отец художника.

Как завороженный, затаив дыхание, стоял маленький Аркадий и смотрел на работу настоящих художников, решив, что свою жизнь обязательно свяжет с живописью. Немало прошло времени, пока исполнилась его мечта. Пластов закончил сельскую школу, духовное училище в Симбирске, потом духовную семинарию и лишь в 1912 году, т.е.

в 19 лет смог, наконец, поехать в Москву и поступить в училище живописи, ваяния и зодчества. Но… грянул 1917 год, революция, голод, разруха.Пластов едет в родную Прислониху, получает надел земли и крестьянствует.В 1918 году был организатором комитета бедноты, потом вступил в только что организованный колхоз.

А в перерывах крестьянского труда… по ночам… писал картины! Но их мы никогда не увидим. В 1931 году случился пожар от которого сгорело полсела и дом Пластовых тоже.

В 1935 году несколько новых картин были показаны художником в Москве, на выставке, картины понравились, с этих пор Пластов стал профессиональным художником, ему давали государственные заказы, его картины участвовали в выставках. Во время Великой Отечественной войны Аркадий Александрович становится фронтовым художником.

Он колесил по фронтовым дорогом и зарисовывал увиденное. После войны жил в родном селе, рисовал родные просторы и своих односельчан.

Теперь мы будем работать группами. (Учитель делит класс на 4-6 групп, в зависимости от количества учеников в классе, можно по 2-4 человека. Раздает им по 1 репродукции картины художника и лист с вопросами к картине). Ученики каждой группы должны внимательно рассмотреть репродукцию и вместе, сообща подготовить ответы на вопросы к данной картине.

В процессе работы мы должны дать ответ на главный вопрос: ^

  1. Учащиеся работают в группах.

Коллективно отвечают на вопросы к ним, по этим вопросам готовятся выступать.

Учитель регулирует работу групп, если необходимо, помогает учащимся.

1 группаПолучают репродукцию «Фашист пролетел» 1942 г. и лист с вопросами:

  1. Как называется картина?
  2. В каком году она написана? Что значит этот год для нашей Родины?
  3. Расскажите о том, что вы видите на картине на 1 плане, на втором, на дальнем плане.
  4. Почему художник дал такое название картине? Что он хотел нам показать?
  5. Какие цвета преобладают в картине? Какой день и погода показаны?
  6. Какие чувства возникают у вас при рассматривании этой картины?

2 группа

Получают репродукцию «Жатва» 1942 г.

и вопросы для обсуждения:

  1. Как называется картина?
  2. Что означает это слово?
  3. Кто главные герои картины, что они делают?
  4. Когда написана картина?
  5. Что художник хотел показать зрителю?
  6. Какие цвета преобладают в картине? Почему?
  7. Какие мысли возникают у вас при виде главных героев картины?

3 группа

Репродукция «Сенокос» 1945 г.

, вопросы:

  1. Как называется картина?
  2. Что означает это слово?
  3. В каком году она написана? Что этот год и это лето значат для нашей Родины?
  4. Что изображено в картине на 1 плане, на среднем, на дальнем?
  5. Рассмотрите героев картины, кто они?
  6. Какое настроение у этих людей, почему?
  7. Что вам понравилось в этой картине?

4 группа

Репродукция «Ужин трактористов» 1962 г., вопросы:

  1. Как называется картина?
  2. В каком году она написана?
  3. О чем нам говорит этот год?
  4. Что изображено на картине?
  5. Расскажите о героях картины, кто они, о чем думают?
  6. Какой цвет преобладает в картине?
  7. Что понравилось вам в картине?

5 группа

Репродукция «Родник» 1952 г.

, вопросы:

  1. Как называется картина?
  2. Что изобразил художник на 1 плане, на среднем, на дальнем?
  3. Какое время года показано?
  4. Какая погода изображена?
  5. Какие цвета использовал художник, изображая воду в роднике, какая она?
  6. Какие цветовые оттенки вы видите на фигуре девочки, откуда они?
  7. Понравилась ли вам картина, почему?

6 группа

Репродукция «Полдень » 1961 г.

, вопросы:

  1. Как называется картина?
  2. В каком году она написана?
  3. Кто изображен на картине, во что одеты, что они делают?
  4. Какое время года показано?
  5. С помощью каких цветов художнику это удается?
  6. Какие цвета использует художник для воды в колодце?
  7. Какое настроение вызывает у вас эта картина?

5. Выступление групп

Группы подготовили выступающих, которые, опираясь на лист с вопросами (план для ответа), около доски с репродукциями (или возле экрана со слайдом) рассказывают классу об изученных картинах. Члены группы могут что-то добавить, учащиеся из других групп могут задавать вопросы.

^ 1. «Фашист пролетел»

Мог ли художник написать в картине солнечный день золотой осени?

2. «Жатва»

Есть ли в этой картине что-то сходное с предыдущей?

3. «Сенокос»

Критики обвиняли Пластова в том, что он неверно нарисовал косцов, слишком близко друг к другу, а Пластов отвечал, что сделал это намеренно! Почему?

4. «Ужин трактористов»

Как художник показал белый цвет в картине?

5. «Родник»

Есть ли сегодня перед нами картина похожая на эту?

6. «Полдень»

Откуда и куда едут эти люди?

Итак, мы познакомились с творчеством великого русского художника Аркадия Александровича Пластова, его называют певцом русской деревни,

  • Согласны ли вы с этим высказыванием, что оно означает?
  • В чём источник, родник творчества художника?

Вывод: Любовь к Родине, к своей родной земле – вот неиссякаемый источник творчества А.А.Пластова. Он влюблен в своих односельчан, в свою деревню, прославляет ее жителей, их труд, для него это и есть источник вдохновения. Он бесконечно предан родной земле, людям, которые её населяют. Аркадий Александрович Пластов – патриот земли русской!

Ребята, в октябре – ноябре 2010 года у нас в Костроме проходила выставка картин Пластова. Также на выставке были представлены личные вещи художника. Вот фотографии, которые мне удалось сделать на этой выставке (презентация).Давайте еще раз посмотрим слайды картин Пластова (презентация):

  • Понятны ли вам картины художника?
  • Можно ли без посторонней помощи их понять?
  • Какая из картин вам особенно понравилась?
  • Что вас удивило?

Учитель благодарит присутствующих за активную работу

Источник: http://shkolnie.ru/kultura/86334/index.html

Ссылка на основную публикацию