Описание картины федота сычкова «катание с гор»

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия «Рассматривание картины Ф.В.Сычкова «Катание с гор»

Конспект занятия «Рассматривание картины Ф.В.Сычкова «Катание с гор»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Синдянкина Н.А.  МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Программное содержание.

Развивать у детей эстетическое восприятие, воспитывать любовь к природе, понимать, как художник рассказывает о зиме. Выявить собственный опыт детей по зимним развлечениям. Расширить представления детей о природе мордовского края зимой. Познакомить детей с творчеством мордовского художника Ф. В. Сычкова.

Предварительная работа.

Наблюдение зимней природы во время прогулки. Катание с гор на лыжах и санках. Чтение стихотворений о зиме.

Ход занятия.

— Ребята, какое время года сейчас?

— Зима

— Зима красивое время года. Зимой можно кататься на санках и лыжах. А какая бывает зима?

— Холодная, снежная, красивая и т.д.

— А снег какой?

— Белый, пушистый, мягкий, легкий и т.д.

— Ребята, давайте вспомним стихи о зиме.

        ( чтение стихотворений о зиме).

— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного мордовского художника Ф. В. Сычкова.

Много картин написал Ф. В. Сычков. Его картины рассказывают о жизни мордовской деревни. Он изображал народные гулянья, деревенские праздники, крестьянский труд. Герои его произведений простые мордовские люди. Особенно художник любил изображать детвору. Детям он посвятил много картин. В картинах Сычкова много радости, света, детского веселья.

Помогают создать такую атмосферу яркие, красочные мордовские национальные костюмы, в которые одеты изображенные на картинах. Сейчас мы с вами рассмотрим картину Ф. В. Сычкова « Катание с гор».

— Какое время года изобразил художник на картине?

— Зима

— Чем покрылась земля?

— Снегом

— Какие стоят деревья?

— Красивые, снежные, грустные

— Что делают дети на горке?

— Катаются

— На чем катаются?

— На санках

— Какое настроение у детей?

— Нравится ли вам эта картина? Чем? Как вы думаете, почему художник назвал свою картину « Катание с гор»? Какие еще картины Ф. В. Сычкова знаете?

— « Учительница – мордовка», « Гринька», « Трудный переход», « Верочка с цветами»

— Ребята, картины замечательного мордовского художника Ф. В. Сычкова учат нас любить родную землю, природу. Они дарят нам радость.

Имя Ф. В. Сычкова носит художественная галерея в г. Саранске.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/01/19/konspekt-zanyatiya-rassmatrivanie-kartiny-f-v-sychkova-katanie

Быт мордовского и русского села в картинах Федота Васильевича Сычкова

13 марта 1870 года родился русский живописец Сычков Федот Васильевич. Главной темой творчества художника были жизнь и быт мордовского и русского села.
Родился в бедной крестьянской семье в селе Кочелаево (Пензенская губерния). Рано осиротел.

Учился в трехклассной земской школе села Кочелаева, способности к рисованию проявил с детства, занимался рисованием у учителя школы П. Е. Дюмаева. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям.

С 1885 по 1887 год работал в Сердобске Пензенской губернии у подрядчика иконописца Д. А. Решетникова.

С 1887 по 1892 год жил в Кочелаеве, самостоятельно занимался живописью, писал иконы, портреты односельчан. В 1892 году по заказу генерала И. А.

Арапова (1844—1913), имение которого находилось неподалеку от Кочелаева, написал картину «Закладка станции Арапово». Показанная директору Рисовальной школы для вольноприходящих Е. А.

Сабанееву, картина произвела впечатление. Отметив талант Сычкова, Сабанеев посоветовал привезти юношу в Петербург.

В 1892 году Сычков переехал в Петербург и поступил учиться в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Поддержку ему оказал генерал И. А. Арапов. В 1895 году Ф. Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств.

После окончания учёбы художник вернулся на родину. В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину «Вести с войны». В 1905 году удостоен премии имени А. И. Куинджи на Весенней выставке в Академии художеств за картину «Мяльщицы льна». Избран членом Комитета Общества взаимного вспомоществования русских художников.

В 1908 году отправился в путешествие по Италии, Франции, Германии, привёз много пейзажей Рима, Венеции, Ментоны и морских видов. В 1909—1917 годах работы Сычкова неоднократно отмечались на российских и международных художественных выставках.

В 1918—1920 годах участвует в оформлении революционных праздников в городе Наровчате, на станции Арапово и в родном селе Кочелаеве.

Последние годы жил в Саранске.

«Автопортрет»1899

Холст, масло

«Катание с гор»1937Холст, масло. 105 x 135 см

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск

«Подружки»Холст, масло, 85 х 55,5

Частная коллекция

«Колхозный базар»1936Холст, масло, 79 х 101

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи

«Водосвятие»1916Холст, масло, 163 х 213

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи

«Возвращение с сенокоса»1911

Холст, масло

«Мяльщицы Льна»1905

Холст, масло

«Трудный Переход»1934

Холст, масло

«Возвращение из Школы (Из Школы)»1945

Холст, масло

«Христославы (Дети старой деревни)»1935Холст, масло. 63 x 83 см

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43571478696

Выставка произведений Федота Сычкова в Галерее Церетели

Сегодня, 14 октября, в выставочных залах Галереи искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19) открывается выставка произведений народного художника Мордовии, заслуженного деятеля искусств России Федота Васильевича Сычкова (1870–1958). Проект осуществлен в рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России 2006-2011 гг.».

  • Федот Сычков в мастерской. 1936 годИсточник: пресс-релиз РАХ

Выставка приурочена к нескольким знаменательным датам: 140-летию со дня рождения Ф. В. Сычкова, 50-летию открытия Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи и тысячелетию единения мордовского народа с народами России.

Читайте также:  Описание картины сергея виноградова «в доме»

В экспозиции представлено более 40 произведений из собрания Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи. Жизнерадостное, искрящееся молодостью и задором творчество художника, героями которого были его земляки, — своеобразная летопись мордовского края.

Ф. В. Сычков родился в 1870 году в селе Кочелаево Пензенской губернии (ныне Республика Мордовия) в семье русского крестьянина. В 1892 году поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. С 1895 по 1900 год продолжил образование в Академии художеств по классу батальной живописи у известных художников Н. Д. Кузнецова и П. О. Ковалевского.

Неиссякаемым источником вдохновения стало для Ф. Сычкова родное село. Влюбленный в красочную стихию народного быта, Ф. Сычков умел самый простой мотив подать поэтично, с мягким юмором и добротой.

Художник работал преимущественно в жанрах портрета и бытовой картины. Сцены быта отмечены знанием деревенского уклада, колоритностью народных образов, цветовым богатством.

Но наиболее полное выражение его мироощущения художника оптимистичного таланта нашло в произведениях, посвященных народным гуляньям, праздникам, зимним забавам молодежи: «Праздничный день», «Катание с гор», «Возвращение из школы».

Молодые, статные, румяные крестьянки и веселая деревенская детвора — любимые образы мастера.

В 1908 году Ф. Сычков путешествовал по Западной Европе, написав серию пейзажей: «Неаполь», «Венеция. Рабочий поселок», «Рим. Развалины» и др.

Открытой ликующей радостью человеческого бытия творчество живописца оказалось вполне созвучно пафосу советской эпохи («Выходной день в колхозе», «Колхозный базар»). Образование мордовской автономии дало толчок к увлечению мастера национальной этнокультурой и созданию ярких народных образов.

Талант Ф. В.Сычкова был неподвластен годам. На девятом десятке лет он создал такие полные свежести чувств картины, как «Эрзянка», «Таня. У изгороди».

Произведения художника есть во многих российских и зарубежных музеях, но самая крупная коллекция (более 500 работ) хранится в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи.

Выставка продлится до 28 ноября 2010 года.

Источник: пресс-релиз Российской академии художеств

Источник: https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101014_sychkov_rah.html

Презентация мокшень кяльса «В.Ф.Сычковонь «Панда пряста курькснема» («Катание с гор») картинанц коряс»

Инфоурок › Другое › Презентации › Презентация мокшень кяльса «В.Ф.Сычковонь «Панда пряста курькснема» («Катание с гор») картинанц коряс»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ сычков.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Ф.В. Сычковонь «Панда пряста курькснема» («Катание с гор») картинанц коряс сочиненияти анокламась.

2 слайд Описание слайда:

Цельхне: — содафтомс шабатнень Ф.В. Сычковонь творчестванц мархта; — тонадомс сяда кърхкаста картина коряс сочинениянь сермадома; — лездомс тонафнихненди сяда кемоста шарьхкодемс, содамс, кельгомс мокшень кяльть; -воспитандамс кельгомань потмоёжет перьфпяльти. Оборудованиясь: Ф. В.Сычковонь картинанза, компьютерсь.

3 слайд Описание слайда:

Виртуальнай экскурсиясь «Прасковья» «Таня»

4 слайд Описание слайда:

«Молодуха» «Автопортрет»

5 слайд Описание слайда:

«Женский портрет» «Портрет жены»

6 слайд Описание слайда:

«Девичья улыбка» «Школьница-отличница»

7 слайд Описание слайда:

Федот Васильевич Сычков -мокшэрзянь содавикс художник

8 слайд Описание слайда:

Федот Васильевич Сычков (2.03.1870 — 03.08.1958) шачсь Пензенскяй губерниянь Наровчатскяй уездонь Кацялай велеса (тяни Ковылкинскяй районць Кацялай велесь)

9 слайд Описание слайда:

Тядянза-алянза ульсть пяк ашуфт и аф грамотнайхть. Аляц сидеста яксесь Волгать лангс бурлачендама, меле работась монастырьса. Семьясост 6 ломаттельхть: аляц, тядяц, бабац и 3 итть (1 цёраня и 2 стирнят).

10 слайд Описание слайда:

Кацялай велеса художникть кудса музейсь

11 слайд 12 слайд Описание слайда:

Ф.В. Сычков лама картинада сермадсь эрь кодама жанраса: портрет, натюрморт, пейзаж.

13 слайд Описание слайда:

Натюрморт («Алма-Атинские яблоки», «Земляника», «Полевые цветы», «Черемуха»)

14 слайд Описание слайда:

Пейзаж ( «Зимний вечер», «Ледоход», «Весной», «Лунная ночь»)

15 слайд Описание слайда:

Тялоть колга картинатне («Тяла», «Панда пряса», «Тялонда», « Тялонь ки»)

16 слайд Описание слайда:

«Панда пряста курькснема» картинась (1937)

17 слайд Описание слайда:

Ингольдень планца Мазы стирьхть и цера. Синь пяк весялат. Пеедихть, рахайхть.

18 слайд Описание слайда:

Фталце планца — Эй, эй! Туда шири, тапатядязь! Стирсь пеедезня ваны церать лангс.

19 слайд Описание слайда:

Кержи ширеса Стирнясь стясь ваймама. Сон, улема, сизесь нурдонянц куцьфнемс панда пряти. Но сяка шамасонза пеедема. Фталонза няеви цераня, кона соксса куци панда пряти.

20 слайд Описание слайда:

Ломаттнень шамаликасна. Кодамот синь? Од стирьхнень щека прясна кода якстерь марьнят. (кода мака панчфт, бъта илядень зарянясь кърфай) Сельмосна толнякс палыхть. Пейсна ловкс акшет.

21 слайд Описание слайда:

Щапне-каряпне.Кодамот синь? Ломаттне каннесть орхт, фуфайкат, пильгсост ашуфне карьсекшнельхть карьхть, а сяда козятне щальхть ботинкат. Стирнятнень лангса минь няйхтяма сермав сарафатт, кърганят, конат тифт лама тюсонь ожнаста. Прясост сотнефт панчфу руцят, конатнень эзда сельмотне аф аерфтовихть.

22 слайд Описание слайда:

Од ломаттнень ванфса Ванфсост минь няйхтяма оцю кенярдема, кеме шумбраши, валда надияма и идень паваз.

23 слайд Описание слайда:

ВАЛОНЬ И СТИЛЕНЬ КОРЯС ТЕВСЬ Содама ефкст Валмуворкст Сексеь кочкай, види, а тялось ярхцай, пиди. Кизось шачфты, а тялось машфты. Тялонда лама лешу шида – кизонда кшида. Лама ловда-лама кшида. Кизось аделави, а тялось ушеды.

Нармоттне тусть лямбе шири, Афи молят пангска вири. Модась акша ацам ала, Кодама шта пингсь тя? Акша панаркс шуфттнень пряса Повфнефт вирьса и ульцяса. Аньцек варманя сърхкай, Парьхцись шудезеви, прай.

Шуфтонь алашатне апак вайсек ляпе ловга ардыхть.

24 слайд Описание слайда:

Налхксема «Кие сяда курок» Кочкасть омбоце юромста васенце юромонь валхнень синонимснон. Сермадость синь. Рахамс Якшама Кельме Пеедемс, мъзолдомс Арнемс Цебярь Пара Курькснемс

25 слайд Описание слайда:

Проверясаськ! Рахамс Пеедемс, мъзолдомс Кельме Якшама Арнемс Курькснемс Пара Цебярь

26 слайд Описание слайда:

Налхксема «Кяшф вал» Антонипнень васенце букваснон эзда вярде алу лувсасть картинаса рисовандаф пингть Ванды Лямбе Ащемс Равжа Тячи Якшама Ласькомс Акша

27 слайд Описание слайда:

«Фкя валса» Нолдамс вайгяль – Пильгонь- прянь синдезь – Таргамс вайме – Пильге лангста прамс – Шапама вайгяльса – пшкядемс, ювадемс вишкста ваймамс сиземс кайгиста

28 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Описание картины ефима волкова «хутор»

«Эпитетт» ЛОВСЬ (акша,моцорды,ляпе,сенемаза) КОЖФСЬ (кельме,ару) ШАБАТНЕ (мазыхть,весялат,павазуфт, шумбрат) УШЕСЬ (якшама,валда,сетьме)

29 слайд Описание слайда:

Планць: 1. Ф.В. Сычков – мокшэрзянь содаф художник. 2. «Панда пряста курькснема» картинать ваномац. 2.1. Кодама пинге няфтьф картинаса? 2.2. Мезьса курькснихть шабатне? 2.3. Кода няфтьфт шабатне? (синь шамаликасна, щамсна, ванфсна) 3. Мяльхне, конат шачендыхть картинать ваномста.

30 слайд Описание слайда:

Лезксонди Художниксь – живописецсь, авторсь. Сермадсь- тяштсь, рисавась. Картинась- репродукциясь. Ловонь фальхне- панттне. Щамбяльсь, щамсь, щапне-каряпне. Нурдонят, сокст.

31 слайд Описание слайда:

Урокть итогоц — Тусь ли мялезонт картинась? — Кодама потмоёжет эвондасть сонь ваномстонза? -Поладость валрисьмотнень: Мондейне няевсь мялень салайкс…. Монь дивандафтомань…. Мон ёралень ба ….

32 слайд Описание слайда:

Сюкпря тевонь тиеманкса! Аноклазе МБОУ «Пичпанинская СОШ» мокшень кялень и литературань тонафтысь Шейкина А.В.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-vfsichkovon-panda-pryasta-kurksnema-katanie-s-gor-kartinanc-koryas-sochineniya-1569796.html

Целовальник

Последний день масленицы самый веселый и разгульный…

 Седьмой день Масленицы — Прощеное воскресенье, «целовальник», «проводы», «заговенье».

Люди ходили от двора к двору, просили друг у друга прощения. Если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощенное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». Все угощали и угощались, веселились и дрались, тут же мирились и опять дрались.

В этот день люди рядились в шкуры козлов и баранов, волков и медведей, изображая тем самым злых духов. Народ, размахивая палками и выкрикивая всяческие оскорбления и проклятия, выводил их вместе с чучелом Масленицы за околицу деревни, где изображалось избиение нечисти, и сжигалась соломенная Масленица.

Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Для детей выпекали из теста «жаворонков» и «куликов». Детвора с «птичками» в руках взбиралась на крыши домов и сараев, зазывая теплую и раннюю весну. Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.

Катание с гор

Ф. Сычков «Катание с гор».

Катание с гор — зимнее развлечение детей и холостой молодежи. Катание молодежи с ледяных гор было одним из главных развлечений масленичной недели. «На горах катаемся, блинами объедаемся» — пелось в старинной масленичной песне.

Для катаний заливали водой естественные горы или специально сколоченные из дерева. Ледяной скат переходил в длинную ледяную дорожку, зачастую спускавшуюся к реке или озеру. Катальные горки старались украсить: рядом с ними ставили елки, развешивали фонарики и т. д.

Ближе к вечеру около горки собиралась вся деревенская молодежь. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки — круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу, катульки — широкие выдолбленные доски, корежки — деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками.

Дети садились на санки по нескольку человек. Парни, желая показать девушкам свою удаль и молодечество, скатывались с самых высоких гор: садились в верткую корежку и лавировали по крутым склонам, управляя ею, как лодкой, с помощью специальной короткой палки, или, взяв на руки визжавшую девушку, спускались, стоя на ногах.

Однако чаще всего катались парами на санках: девушка садилась к парню на колени, а потом должна была поблагодарить его за катание поцелуем. Если девушка не соблюдала этого правила, молодежь «замораживала» санки, то есть не разрешала встать с них до тех пор, пока парень и девушка не поцелуются.

По обычаю в катании с гор должны были принимать участие и молодожены. Они садились на санки и съезжали с горы под крики: «Солите рыжиков, солите рыжиков» (то есть целуйтесь при всех). Катание с гор не запрещалось и женатым людям, существовало даже такое поверье, что замужняя женщина, катавшаяся в масленицу с горы, получит хороший урожай льна.

Катание на санях

Катание на санях — зимнее развлечение, характерное для святок, масленицы, престольных праздников. Особенно яркими были катания на масленицу.

Они назывались «съездки», так как в них принимали участие жители всех окрестных деревень. К праздничному катанию тщательно готовились: лошадей мыли, расчесывали им хвосты и гривы; столь же внимательно относились к упряжи; приводили в порядок сани.

Молодежь обычно каталась с утра, молодожены могли выезжать в любое время по своему желанию, а семейные пары, особенно «большаки, кондовые и богатые крестьяне», — ближе к вечеру. Парни и девушки выезжали на катание с шумом и весельем: лошади мчались вперед, звенели бубенцы, развевались полотенца, привязанные к задку саней, играла гармошка, звучали песни.

Молодоженам полагалось ехать степенно, с достоинством, кланяться всем встречным жителям, останавливаться по первому их требованию, чтобы принять поздравления и пожелания. Парадный выезд богатой семьи оформлялся довольно торжественно.

Хозяин неспешно подводил к воротам дома запряженных лошадей, хозяйка тщательно укладывала в сани подушки в нарядных наволочках, меховую или войлочную полость, красиво привязывала к дуге ленты, полушалки. Затем нарядно одетая семья садилась в сани.

Переднее сиденье предназначалось хозяину с сыном, заднее — хозяйке с дочерьми. Старики выходили на крыльцо посмотреть парадный выезд, маленькие дети с криками бежали за санями. Все приехавшие на место съездок катались обычно часов пять-шесть, прерываясь на короткое застолье в домах родственников и давая отдых лошадям.

Катавшиеся соблюдали установленные правила: одни сани должны были следовать за другими по центральной улице деревни или вкруговую, не обгоняя и не превышая скорости.

Парни катали гуляющих по улице девушек, вежливо приглашая их в сани: «Прошу прокатиться!» Правила приличия обязывали парня катать одну и ту же девушку не более трех-четырех кругов, а затем пригласить другую. Девушки в знак благодарности привязывали к дуге его лошади небольшие полушалки.

Читайте также:  Описание картины николая рериха «святой сергий радонежский»

Молодожены, для которых катание на масленицу было обязательным, останавливались по просьбам односельчан, чтобы «посолить рыжики», то есть поцеловаться при всем честном народе (см. Смотры молодожёнов).

Своей кульминации катание достигало днем в Прощёное воскресенье, когда собиралось особенно много санных упряжек, а скорость их катания резко увеличивалась.

Лихие парни, стараясь показать перед девушками свою удаль, управляли бегущими лошадьми стоя, прыгали в сани на ходу, играли на гармошках, свистели и кричали. Воскресное катание полагалось завершать мгновенно, сразу же после первого удара колокола, звавшего к вечерне.

Этот момент особенно большое удовольствие доставлял молодежи, которая стремглав неслась из села на санных упряжках, обгонявших друг друга.

Кулачные бои на Руси в Масленицу.

Кулачные бои устраивались зимой в период святок на масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество.

Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников. Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, «монастырские» крестьяне с помещичьими и т. д.

Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость.

Некоторые участники прибегали к различного рода магическим приемам для увеличения бойцовской храбрости и мощи.

Так, например, в одном из русских старинных лечебников содержится следующий совет: «Убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».

Обеспечить победу в кулачном бою старались и с помощью заговора, полученного от колдуна:

«Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиян-морю, и на том святом Окияне-море стоит стар мастер муж, и у того святого Окияна-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, так же бы и от меня валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь! Аминь! Аминь! И тем моим словам ключ в море, замок на небе, отныне и до века».

Кулачные бои в России могли проходить не только на кулаках, но и на палках, при этом чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар.
Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические военные приемы.

Бойцы держали фронт, шли клином — «свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т. п. Бой кончался прорывом «стенки» противника и бегством врагов.

Принято считать, что этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII в.

При битве «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил, к которым относились следующие: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», то есть в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой.

Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу. Важным моментом кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины — «сильные бойцы». Такой порядок поддерживал равенство сторон.

Бой начинался с прохода главных бойцов, то есть парней и мужиков, в окружении подростков по деревенской улице к выбранному месту боя. На поле парни становились двумя «стенками» -командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками.

В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялку-свалку», готовясь к будущим боям. Затем раздавался клич атамана, за ним общий рев, свист, крик: «Даешь боя», и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто еще не вступил в бой.

Завершался бой бегством противника с поля и общей веселой попойкой участвовавших в нем парней и мужиков. Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков.
Подробное описание битв «добрых молодцов кулашных бойцов» дали иностранцы, побывавшие в Московии в XVI—XVII вв.

Кулачные бои воспитывали у мужчин выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках, передавались из уст в уста, нашли свое отражение в удалых песнях, былинах:

Да съехались оны с копьями —Только копья-ты в кольцах попригнулисе.Да съехались богатыри палками —Только палки по щербням отвернулисе.Соскочили они со добрых коней,

Да схватились оны на рукопашный бой.

Источник: http://www.softmixer.com/2011/03/blog-post_4770.html

Ссылка на основную публикацию