Описание картины ильи остроухова «в абрамцевском парке»

Остроухов Илья Семенович

Остроухов Илья Семенович (1858 -1929)  вошел в историю российской живописи как  замечательный «пейзажист настроения». Интересно, что Остроухов начал рисовать лишь  в 21 год. Он происходил  из  обеспеченной купеческой семьи, получил блестящее образование в Московской практической  академии коммерческих наук.

Разносторонне одаренный, в юности он увлекался ботаникой и собрал уникальный гербарий  флоры  средней полосы России,  который был известен  даже в Европе. Природа России стала главной темой и его живописных работ.

Он  начинал как художник-самоучка, позже брал уроки рисунка у Шишкина и Поленова, а в 1882 -1883  две зимы учился  в Петербурге в студии  академического профессора  живописи П.П.Чистякова.

Картины Ильи Остроухова «Первая зелень», «Ранняя весна, «Золотая осень», «Осенний пейзаж», «В  Абрамцевском парке»  и другие  прекрасно передают прелесть и неповторимость  русской природы, неизменно вызывают ответный отклик чувств зрителя.

Художнику было свойственно лирическое восприятие природы, он умел замечательно передавать  все богатство  красок  природы, особенности  ее состояния  в зависимости от времен года.

Поэтичные  картины Ильи Остроухова были лишены того напряжения и драматизма, который присутствовал в пейзажах Левитана, скорее, они  написаны в  мягкой, солнечной манере, свойственной импрессионистам.

 В 1890 году художник написал свою лучшую картину, которую заслуженно относят  к шедеврам русского пейзажа, – «Сиверко».  Эту картину сразу же купил П.М.Третьяков. Он расценивал это приобретение как лучший пейзаж  галереи. В настоящее время картина  по-прежнему хранится  в Третьяковской галерее.

Вскоре Остроухов почти совсем оставил занятия живописью. В его биографии было еще  много замечательных и интересных событий: с 1898 года он стал членом Совета Третьяковской галереи, начиная с 1905 и до 1913 год — ее попечителем.

Илья Семенович  сам увлекся собирательством и создал  великолепную коллекцию, в том числе  богатейшую коллекцию древних русских икон. В западноевропейском разделе его коллекции были  произведения Мане, Матисса, Ренуара и Дега.

После революции и до своей кончины Остроухов был хранителем собственного музея.

Вы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас

  • понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
  • суббота-воскресенье — выходной

или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.

Картины часто заказываемые после просмотра этой галереи:

Источник: http://www.reprodukciikartin.ru/ostrouxov-i-s/

помогите написать сочинение по картине И. Остроухова В амбарском парке

Голосование за лучший ответ

Елена Маркова Знаток (477) 4 года назад«Унылая пора! Очей очарованье! » — так писал об осени Александр Сергеевич Пушкин. Эти же слова приходят на ум, когда смотришь на картину Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень» . Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотой наряд окружающих деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их пышного наряда. Небо лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на золотое. Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна. Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин. На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.

Великолепная картина! По мнению многих критиков, «Золотая осень» является одним из лучших произведений знаменитого художника, создавшего много прекрасных полотен, которые стали украшением не одного музея.

Ирина Сорокина Мыслитель (9357) 4 года назадНа картине Остроухова «В Абрамцевском парке» (1885) изображены заросли молодого леса. Перед нами идиллический осенний пейзаж: пышные, еще в листве, в желто-золотой листве раскидистые деревья, похожие на клены, широкие, усеянные листьями дорожки, простые деревянные скамеечки. Особенно любил Илья Семенович осенний парк, словно согретый теплым светом желтых листьев. Характерно, что усадебный парк, запечатленный на картине, будто сливается с природным окружением и является его продолжением. Именно это и привлекало художника — «нерукотворность» красоты парка – неброской и непритязательной, но очень выразительной. Илья Семёнович Остроухов — русский художник и пейзажист. Кроме того, Илья Семонович был увлеченным коллекционером и основателем частного художественного музея. Родился Илья Остроухов в 1858 году в купеческой семье. Обучение прошел в Московской практической Академии. Живописи художник учился много позже, и в основном, самостоятельно, частным образом. Его учетелями были такие художники, как Александр Александрович Киселёв, Илья Ефимович Репин и Павел Петрович Чистяков. С 1903 года Илья Остроухов стал членом Союза русских художников, а с 1906 – действительный член Петербургской Академии художеств. Основная тема в произведениях Ильи Семеновича — проникновенные русские пейзажи. Природу средней полосы России художник писал много и увлеченно, в разное время года, при разном освещении. Об этом говорят его работы — «Золотая осень» , «Первая зелень» , «Сиверко» . В пейзажах Остроухов умел мастерски выразить эмоциональные образы русской природы. Подобно Левитану, создавал «пейзажи настроения» . Одно из полотен, посвященное золотой осени, которую художник писал много и часто, картина «Абрамцевский парк» . Абрамцевская усадьбы — это музей, расположенный на площади в 50 гектар, где творили известные русские художники, была керамическая и скульптурная, столярно-резчицкая мастерская на протяжении XIX — XX веков. Основанные в Абрамцеве мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел – резьбы по дереву и производства майолики. Илья Остроухов не только любил бывать в этой усадьбе, но и входил в творческое содружество художников, который назывался Абрамцевский художественный кружок. Кроме него, в нем состояли художники — В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и другие художники, музыканты, актеры. Участники кружка создавали произведения искусства, собирали предметы крестьянского быта для создания Абрамцевского музея – усадьбы. Абрамцево счастливо избежало участи многих русских усадеб, приходивших в запустение в годы дворянского оскудения. Во второй половине XIX века оно стало одним из центров русской художественной культуры. Усадьба и ее окрестности были местом неспешных прогулок, веселых кавалькад, пикников на лоне природы для участников Художественного союза, которые здесь подолгу оставались жить. Не удивительно, что многие из художников, как и Остроухов, не раз писали пейзажи местных ландшафтов.

Купить копию картины любого из авторов Абрамцевского творческого союза, вы сможете на нашем сайте продажи картин, обратившись в раздел «Картины русских художников».

Источник:

Оксана Сосина Знаток (382) 2 года назад Дмитрий Сабанаев Профи (741) 2 года назадУнылая пора! Очей очарованье! » — так писал об осени Александр Сергеевич Пушкин. Эти же слова приходят на ум, когда смотришь на картину Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень» . Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотой наряд окружающих деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их пышного наряда. Небо лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на золотое. Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна. Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин. На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.

Великолепная картина! По мнению многих критиков, «Золотая осень» является одним из лучших произведений знаменитого художника, создавшего много прекрасных полотен, которые стали украшением не одного музея.

валюша вятчинова Ученик (149) 9 месяцев назадЗолото повсюду: на деревьях и на земле. Золотой наряд окружающих деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их пышного наряда. Небо лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на золотое. Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна. Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин. На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.

Великолепная картина! По мнению многих критиков, «Золотая осень» является одним из лучших произведений знаменитого художника, создавшего много прекрасных полотен, которые стали украшением не одного музея.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/98441538

Уж небо осенью дышало..

Осенний пейзаж оттеняет загадочность русской души, подчеркивает ее своеобразие и неоднозначность.

В осенней поре есть всё: красота и увядание, мечта и ностальгия, умиротворение и печаль, подведение итогов ушедшего времени… И это не даёт покоя людям творческим – художникам, поэтам, композиторам, вдохновляет на создание замечательных произведений. Тема эта неисчерпаема, к ней мы возвращаемся вновь и вновь, и каждый раз не устаем восхищаться красками осени.

И. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Остроухов И.С. Золотая осень. 1887

«Золотая осень» — картина русского художника Ильи Остроухова (1858—1929), написана в 1887 году . Пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Осенний лес буквально захватил художника необычайно яркой насыщенной гаммой желтеющей листвы.

На картине «Золотая осень» И.С. Остроухова изображен именно тот замечательный период осени, когда деревья меняют свою зеленую листву на золотую. Это ранняя осень, может быть сентябрь.

Лето только закончилось, стоит еще теплая пора, деревья отдыхают от летней жары и дышат осенним прохладным воздухом.

Картина вся в золоте: золотые листья на деревьях, золотая трава. Иногда только видны зеленые листочки, оттеняющие яркий желтый цвет. Основной пейзаж на картине – деревья в лесу. Лишь видно кусочек светло-голубого неба сквозь кроны деревьев. Лес приглашает нас на прогулку или хотя бы посидеть «В Абрамцевском парке», как называется второй знаменитый осенний пейзаж Остроухова.
Остроухов И.С. В Абрамцевском парке
Художник Мясоедов Г.Г. Осеннее утро. 1893

Осенние пейзажи любимы художниками, не исключение в этом смысле и российский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок, Григорий Григорьевич Мясоедов.

Его картина «Осеннее утро» создает особую, сложную атмосферу: с одной стороны, осенний лес не может не восхищать своей разноцветностью, с другой стороны, автор ясно намекает, что совсем скоро яркие и веселые краски уступят место невыразительным и печальным. Приближение зимы ощущается в каждом ярком листе, в каждой травинке.

Взгляд зрителя бежит вслед за ручейком, уходящим дальше в лес. Туманная синева на фоне пейзажа кажется таинственной и притягательной.

Читайте также:  Описание картины константина сомова «арлекин и смерть»

Поленов В.Д. Золотая осень

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река Ока. Ее высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы.

Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки.

Васнецов А.М. Осенняя ветка
Васнецов А.М. Осень

Отдал дань осеннему пейзажу и Аполлинарий Михайлович Васнецов. На его пейзажах поздняя осень с почти опавшими листьями, с черными от промозглого осеннего дождя стволами деревьев, со следами осенней распутицы.

Левитан Исаак Ильич . Осенний пейзаж, 1898
Левитан Исаак Ильич . Осенний день. Сокольники, 1879

Осенние пейзажи Левитана богаты настоящими человеческими чувствами: это и радость от того, что на смену летнему зною пришла долгожданная прохлада, и восхищение пестрым убранством природы, и наряду с этим глубокая печаль, которой пропитаны последние ноябрьские дни. Серые тона преобладают в картине с коротким названием «Осень». Дрожащие на ветру деревья, тоскливая гладь реки, затянутое густыми облаками небо – природа словно замерла в ожидании холодов.

Левитан Исаак Ильич «Осень».

В пейзажах Васильева мир природы предстает неласковым, полным скрытой тревоги, человек оказывается одиноким и беззащитным перед лицом ее величия, мир природы несоразмерен человеку, превосходит его. Философский строй пейзажного творчества Васильева близок настроениям философской лирики Тютчева.

Шумят верхи древесные

Высоко надо мной,
И птицы лишь небесные
Беседуют со мной.
Все пошлое и ложное
Ушло так далеко.
Все мило — невозможное
Так близко и легко.

Удивительны диапазон и эмоциональная насыщенность палитры пейзажей Васильева. Живет пламенеющее золото огненных красок в таких работ, как «Болото в лесу. Осень» или «Осенний лес».

Васильев Ф.А. Болото в лесу
Васильев Федор. Осенний лес. 1871

Сергей Городецкий

Солнце любимое, солнце осеннее!
Не кручинься над лесом пустующим:
Горе горькое радости тленнее,
Не горюй же над миром горюющим!
Не одно ты в просторах темнеющих
Заблудилось и мчишься пустынями:
За тобой на лугах зеленеющих
Люди мчатся за веснами синими!
12 октября 1906

Виноградов С.А. В усадьбе осенью

Виноградов Сергей Арсеньевич развивался под обаяни¬ем творчества Константина Коровина, с которым дружил, причем близки они были не манерой письма, а редкостно радостным мироощущением.

В этом смысле картина «В усадьбе осенью» показательна — в ней главную роль начинают играть красота цветовых пятен и явная декоративность.

Рядом с изумрудом ели горит багрянец осенней листвы, а темные до черноты, причудливо изогнутые стволы деревьев выделяются на фоне ярко

желтого усадебного дома.
Жуковский С.Ю. Княжеский дом осенью. 1909

«Прекрасное природы увяданье» в картинах Станислава Юлиановича Жуковского (1873-1944) — выдающегося мастера 20 столетия, продолжившего традиции русского лирического пейзажа. Ему удалось воплотить в осенних полотнах «неповторимость бытия». Произведения Жуковского носят одухотворённый характер. Они окрашены очень ярким, непосредственным авторским отношением.

Жуковский был тонким мастером интерьеров, но среда человеческого обитания всегда тесно связана у него с окружающей природой. Даже когда деревья и цветы не видны сквозь широкие окна и распахнутые двери (как обычно на картинах Жуковского), они неизменно ощущаются вокруг дома. Это достигается игрой света, передающего чистоту и свежесть воздуха, какие возможны лишь в том случае, если дом окружен садом или стоит на окраине леса.
Жуковский С.Ю. В старой аллее.

Валерий Брюсов

***
Ранняя осень любви умирающей.
Тайно люблю золотые цвета
Осени ранней, любви умирающей.
Ветви прозрачны, аллея пуста,
В сини бледнеющей, веющей, тающей
Странная тишь, красота, чистота.
Листья со вздохом, под ветром, их нежащим,
Тихо взлетают и катятся вдаль
(Думы о прошлом в видении нежащем).
Жить и не жить — хорошо и не жаль.
Острым серпом, безболезненно режущим,
Сжаты в душе и восторг и печаль.
Ясное солнце — без прежней мятежности,
Дождь — словно капли струящихся рос
(Томные ласки без прежней мятежности),
Запах в садах доцветающих роз.
В сердце родник успокоенной нежности,
Счастье — без ревности, страсть — без угроз.
Здравствуйте, дни голубые, осенние,
Золото лип и осин багрянец!
Здравствуйте, дни пред разлукой, осенние!
Бледный — над яркими днями — венец!
Дни недосказанных слов и мгновения
В кроткой покорности слитых сердец!
21 августа 1905
Жуковский С.Ю. Синяя вода. Золотая осень
Жуковский Станислав Юлианович. Последние астры. 1912

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

(К. Бальмонт)

Головин А.Я. Пейзаж. Павловск

Цветовой изысканностью и красотой формы отличаются пейзажи Александра Головина. выдающегося художника театра, живописца, графика. Его пейзажи похожи на сказочные, здесь и мечты и грезы.

Неудержимым золотым потоком обрушивается на зрителя сказочная листва Павловска. Прекрасный белоснежный мрамор парка словно утоплен в пышной, искрящейся и в то же время дышащей воздухом «раме» осенней листвы и изумрудной травы.
Анна Ахматова
***
Все мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
Как в ворота чугунные въедешь,
Тронет тело блаженная дрожь,
Не живешь, а ликуешь и бредишь
Иль совсем по-иному живешь.
Поздней осенью свежий и колкий
Бродит ветер, безлюдию рад.
В белом инее черные елки
На подтаявшем снеге стоят.
И исполненный жгучего бреда,
Милый голос, как песня, звучит,
И на медном плече Кифареда
Красногрудая птичка сидит.
1915
А.Я. Головин. Осенний пейзаж

В «Осеннем пейзаже» (конец 1910-х годов, темпера) необычна точка зрения – сверху, как бы с балкона; отчего возникает ощущение парения, медленного скольжения над золотисто-зеленой древесной «бездной».

Сквозь ветви и листья, образующие на плоскости холста сложный узор, проглядывает бледное небо. Стволы деревьев стремительно «движутся» вверх, придавая композиции стройность и динамизм.

Своим образным строем «Осенний пейзаж» близок декоративному панно.

Александр Яковлевич Головин. Осень
И.И. Бродский » Опавшие листья» 1915 г.

Исаак Израилевич Бродский – советский художник-пейзажист, автор многих картин. Все его произведения точно и правдиво отображают красоту природы средней полосы России.

Пожалуй, одним из любимых времен года у автора была осень, все богатство красок и, между тем, скромное, неброское очарование которой он стремился передать на своем холсте.

Золотая осень длится недолго, но восхищает своей красотой.

Одной из наиболее известных в этом плане полотен является картина «Опавшие листья» (1915 год). На картине изображен тихий и ясный день ранней осени.
Нестеров М.В. Осенний пейзаж

Удивительна природа в картинах М.В.Нестерова. Легкие березы, высокая трава, яркие осенние листья и перелески, трогающие сердце неуловимым очарованием. Природа немногословная, строгая и чистая, перед лицом ее неприлично суетиться, говорить о пустяках, лгать

Мастер редко писал летник, «яркоцветные пейзажи». Гораздо милее ему были сквозящие, остывающие краски осени с ее сизовато просвечивающими обнаженными остовами деревьев, хрустящей изморозью на траве, стекленеющими, уже готовым и схватиться льдом речными просторами.
Нестеров М.В. Долина реки осенью

Коровин Константин Алексеевич, один из ярких представителей русского Серебряного века, говорил, что в пейзаже «должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

Во всех представленных картинах звучит эта музыка…

Есть в осени первоначальной

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф. Тютчев)
Дмитрий Лёвин
Клевер Ю.Ю. Осенний пейзаж.
Станислав Юлианович Жуковский,Брошенная терраса
Игорь Эммануилович Грабарь,Рябинка
В. Э. Борисов-Мусатов.»Осенняя песня»

По материалам интернета

Присоединяйтесь к обсуждению темы, расскажите о своих любимых картинах, посвященных осени.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43649853990

Абрамцево: жизнь на лоне природы

Автор: А.В.Городнянский, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея-заповедника «Абрамцево»

Абрамцево счастливо избежало участи многих русских усадеб, приходивших в запустение в годы дворянского оскудения. В последней трети XIX века оно стало одним из центров русской художественной культуры. В гостеприимном доме Мамонтовых подолгу жили и творили И.Е.Репин, братья Васнецовы, В.Д.Поленов, М.В.Нестеров, М.А.Врубель, К.А.

Коровин, здесь делал первые шаги в живописи И.С.Остроухов и впервые так ярко проявился талант В.А.Серова. В абрамцевских домашних спектаклях рождались новые принципы сценического искусства, которые затем получили свое воплощение в спектаклях Частной оперы С.И.Мамонтова.

Наконец, именно здесь возрождались и развивались традиции керамического и столярно-резчицкого ремесла.

Мамонтовы умели ценить неброскую красоту среднерусской природы. Став владельцами  усадьбы Абрамцево, они сделали все, чтобы уберечь реликтовую дубовую рощу и в дальнейшем старались максимально сохранить природный ландшафт этого места.

Река Воря с ее живописными извилистыми берегами, тихими, заросшими кувшинками заводями, окружавшие  усадьбу леса, перелески, поля и овраги  настраивали на «душевное общение» с природой, которое составляло характерную особенность абрамцевской жизни.

Усадьба и ее окрестности были местом неспешных прогулок, веселых  кавалькад, пикников на лоне природы.

Страницы «Летописи сельца Абрамцева» — домашнего альбома, который вел Савва Иванович Мамонтов, — заполнены записями, благодаря которым мы узнаем, как проводили время хозяева усадьбы и их многочисленные гости.

Вот запись от 16 апреля 1881 года: «Ходили и на реку, и на плотину, и на скотный, даже совершались безумно-смелые прогулки по таящему льду». 4 мая того же года: «После завтрака ездили в дубовую рощу в шарабане и верхом».

Спустя несколько дней: «Вечером всем наличным обществом сделана прогулка пешком через Быково за реку и по большой дороге домой». 10 мая 1881 года: «Ходили слушать соловьев, несмотря на мелкий дождичек». 26 мая: «Все большой компанией отправились гулять в монастырский лес, долго сидели на обрыве».

На прогулки в лес – по ягоды и грибы – отправлялись и взрослые, и дети. «В таких случаях, — вспоминал Николай Прахов, — запрягалась длинная линейка1.

Кучер – в плисовой поддевке, красной кумачовой рубахе и низкой прямой шапке с глазками павлиньих перьев — сидел на козлах, а на линейке усаживались те «мамы» и «тети», которым почему-то трудно было идти, и детская мелюзга.

Кто из детей постарше – бежал пешком, догоняя и перегоняя линейку. В лесу разделялись на маленькие группы, и начиналось соревнование — кто больше наберет ягод или грибов».

В летнее время Мамонтовы и их гости любили устраивать в лесу пикники. Об этом пишет в своих «Записках» жена Саввы Ивановича Мамонтова, Елизавета Григорьевна: «Часто мы все большие и маленькие  отправлялись в лес с завтраком и чаем, там собирали ягоды, грибы, зажигали костры и т.д.

Читайте также:  Описание картины джорджия о кифф “из озера”

Любимым местом для этого служила всегда дубовая роща». К месту пикника «заранее отправлялась телега, нагруженная коврами, посудой и всякой холодной и горячей едой.

Ехали повар, ключница, прислуживающие в доме девочки… Взрослые и дети ехали следом в чем попало – в коляске, тарантасе казанской работы, особенно легком и вместительном. Кто ехал в кабриолете2, а кто – на линейке. Пели песни, раскланивались со встречными крестьянами и детьми.

Старшие дети иногда выскакивали из экипажа, чтобы нарвать цветов». Одна из таких веселых прогулок большой компанией увековечена И.Е.Репиным в карандашном рисунке «Кавалькада в Абрамцеве» (1879).

Если для людей, далеких от искусства, природа Абрамцева была лишь приятным фоном для загородных увеселений, то художникам, подолгу гостившим в гостеприимном доме Мамонтовых, она давала сильнейший творческий импульс. По образному выражению Е.Д.

Поленовой, более 30 лет художники вели здесь  «доверительные беседы с природой». В Абрамцеве созданы десятки пленэрных этюдов и картин.

В них нет подчеркнуто эффектных  видов, но «они обладают тем эмоциональным зарядом, который передан художником, вжившимся в природу, постоянно и любовно наблюдающим ее перемены и состояния».

Можно выделить несколько постоянных тем в пейзажных работах художников абрамцевского круга. Тихой, очень русской красоте речки Вори с ее живописными берегами и тихими заводями посвящен целый ряд работ В.Д.Поленова, В.М.Васнецова, К.А.Коровина, М.В.Нестерова и других художников.  Излюбленной художественной темой были также абрамцевские березы. На этюде В.М.

Васнецова «Березовая роща в Абрамцеве» (1879), возможно,  изображена та самая роща, куда частенько ходили за грибами и взрослые, и дети, отдыхавшие летом в Абрамцеве. Разъезженную дорогу, с обеих сторон обсаженную березами, изобразил А.М Васнецов на картине «Абрамцево. В лесу» (1894). К теме берез постоянно обращался И.С.Остроухов, а В.Д.

Поленов неоднократно писал березовую аллею в Абрамцеве.3

Одна из примет природного своеобразия этих мест — знаменитые абрамцевские дубы. Их сохранилось не так много. Дубовые рощи, когда-то весьма обычные в Подмосковье, в течение многих веков активной хозяйственной деятельности человека были почти повсеместно уничтожены.

Тем не менее, в 1879 году дубравы занимали 8 десятин из 285, которые в то время составляли площадь всего имения. Одна из самых известных работ, запечатлевших абрамцевские дубы, — картина В.М.Васнецова «Дубовая роща в Абрамцеве», написанная в 1883 году и ныне хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее.

Эти деревья Виктор Михайлович изображал очень часто, видимо, ощущая их созвучность былинному строю своих картин. Дубы в Абрамцеве писали также И.С.Остроухов и В.А.Серов.

Внимание абрамцевских художников привлекали и совершенно камерные природные мотивы: живописный папоротник у ручья, цветущий луг с ромашками и иван-да-марьей, желтые огоньки купальниц на фоне темных елей.

С неподдельным восхищением всматриваются они в то, что до того времени считалось малоинтересным для художественного воплощения.

Елена Дмитриевна Поленова любовно выписывает заросли цветущей сныти4, сухую черемуху, а ее брата, Василия Дмитриевича, вдохновляют огромные листья лопуха, мощную, сочную фактуру которых подчеркивают желтые листья и  красные плоды рябины.

Интересно перелистать альбом цветочных орнаментов Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, который позволяет составить мнение о цветочных, а в какой-то степени и художественных пристрастиях хозяйки дома. В нем мы не найдем рисунков роскошных садовых цветов.

Из растений, которые принято относить к так называемой садовой флоре, представлены лишь скромные весенние цветы – пролески и крокусы, а на остальных рисунках изображены растущие в дикой природе кислица, калужница, примула весенняя, которую в народе любовно называют «баранчиком», медуница, мать-и-мачеха.

Становится понятным, почему так скромны, если не сказать больше, абрамцевские цветники на фотографиях из фондов Музея-заповедника «Абрамцево», почему так мало соответствует Абрамцево «образцовым» усадьбам второй половины XIX века с их идеально подстриженными газонами, роскошными клумбами, тщательно  продуманными ландшафтными композициями.

Возможно, отчасти это объясняется дилетантством тех садовников, которые работали в усадьбе во времена Мамонтовых. Пожалуй, лишь первый садовник Мамонтовых, Михаил Иванович, поступивший к ним на службу из соседнего помещичьего имения, был профессионалом высокого уровня.

Из других садовников нам известны по имени лишь Ксенофонт, фотография которого в народной одежде хранится в абрамцевском музее и Марк Алексеевич Редькин, служивший гусаром в том же полку, что и сын хозяина усадьбы, Сергей Саввич Мамонтов. Неведомо какими путями он оказался в Абрамцеве, где осел и обзавелся семьей.

И все же, по-видимому, дело было не в людях, создававших облик абрамцевского парка во времена Мамонтовых, а в тех художественных (и мировоззренческих) установках, которые господствовали в среде художников абрамцевского круга, для которых природа была высшей ценностью.

Рядом с ней клумбы и прочие садовые затеи должны были казаться искусственным украшательством, чем-то ненужным и неестественным. Цветы же в Абрамцеве росли повсюду.

За ландышами ходили в «Макаровский лес» за Ворей, где теперь расположен поселок художников;  около Главного дома цвели душистые фиалки, а ранней весной голубели полянки пролесок; всюду в траве росли маргаритки… По словам Николая Прахова, «цветов в Абрамцеве – и культивированных и диких – росло в то время (70-80-ые годы XIX века – А.Г.) множество.

Цветы постоянно сменялись во всех комнатах, и дети принимали горячее участие в составлении букетов». Эти слова подтверждают и живописные работы, например, хранящийся в Третьяковской галерее этюд В.А.Серова «Дом в Абрамцеве», написанный в 1886 году. На нем изображены залитые солнцем верхние террасы Нижнего парка5, на которых в изобилии растут цветы, среди которых явно преобладают дикорастущие.

Характерно, что усадебный парк, запечатленный на картинах и рисунках художников абрамцевского круга, неразрывно слит с природным окружением,  являясь его естественным продолжением. Его художественный образ акцентирует «нерукотворность» красоты  — неброской, непритязательной, но по-своему выразительной.

На картине И.С.Остроухова  «В парке» (1885) мы видим густые заросли молодого леса, сквозь которые едва заметна усыпанная золотистыми листьями тропинка.

В другой работе того же художника («В Абрамцевском парке», 1887) перед нами предстает идиллический осенний пейзаж: раскидистые деревья, похожие на клены, широкие, усеянные листьями дорожки, простые деревянные скамеечки. С полным основанием, И.С.

Остроухова можно назвать «певцом абрамцевского парка»: ему принадлежит множество работ, сохранивших для потомков его образ. Причем особенно любил Илья Семенович осенний парк, словно согретый  теплым светом желтых листьев.

Таким образом, благодаря работам художников абрамцевского круга становится очевидной важная особенность усадебного парка: его единство с окружающей природой.

Оно выражалось не только в том, что парк был открыт во внешнее пространство благодаря  тщательно выбранным видовым точкам, но и в том, что, по сути дела, не существовало зримой границы между собственно парковой зоной  и ее природным окружением. Абрамцевский парк фактически представлял собой лесопарковый массив, которого лишь слегка коснулась рука человека.

В нем не было продуманных композиций из деревьев и кустарников, череды сменяющих друг друга видов, как в образцовых английских пейзажных садах, зато была столь близкая русскому сердцу естественность и интимность, которую так ценили художники, жившие в Абрамцеве.

1 Многоместная открытая повозка.

2 Коляска, тарантас, кабриолет – разные виды конных повозок.

3 Одна картина В.Д.Поленова «Березовая аллея в Абрамцеве» хранится в абрамцевском музее, ее авторская копия – в музее В.Д.Поленова под Тарусой. 

4 Неискоренимый сорняк, с которым нещадно борются огородники.

5 Часть парка, спускавшаяся от Главного дома к Воре.

Читайте также статью на нашем портале АБРАМЦЕВСКИЕ ОРАНЖЕРЕИ: персики для девочки.

Подробнее с историей усадьбы Абрамцево можно ознакомиться в книге А.В. Городнянского «Абрамцевский альбом. Усадьба Абрамцево при Мамонтовых», фрагментом которой является эта статья.

Источник: https://www.greeninfo.ru/landscape/russian_estate.html/Article/_/aID/5579

Абрамцево – колыбель русской пейзажной живописи

Небольшая усадьба русского писателя С.Т. Аксакова Абрамцево с 1843 года стала считаться обителью русской культуры.

Здесь собирались литераторы, музыканты, живописцы, которые работали, отдыхали и дискутировали в условиях заповедно чистой и прекрасной природы.

Позже, в 1870 году поместье перешло в собственность молодого промышленника-мецената Саввы Мамонтова, который не только сохранил, но и приумножил устоявшиеся культурные традиции.

Мост в Абрамцево (Илья Репин)

Огромный парк вокруг усадьбы не имел ограждений и был естественным продолжением окружающей природы. В этом уединенном месте восстанавливали моральный дух и черпали вдохновение писатели, художники, певцы, композиторы, артисты и другие творческие личности.

Русский модерн

В конце XIX века образовывается так называемый мамонтовский художественный кружок, в который вошли Н.В. Неврев, И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан, И.С. Остроухов, А.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.

А. Врубель и другие именитые мастера своего дела. Созданное общество не ограничивалось сводами правил или уставами, однако преследовало четкую цель: опираясь на лучшие традиции русского творчества, вдохнуть новую жизнь в национальное искусство.

В Абрамцевском парке (Остроухов И.С.)

У Мамонтова было чутье на талантливых людей. Он первый разглядел и оценил масштабы гения Васнецова, Врубеля еще тогда, когда для большинства их творчество оставалось непонятным и, следовательно, ненужным.

Духовная атмосфера усадьбы Абрамцево способствовала реализации принципа о красоте пользы и о пользе красоты. Художественная интеллигенция считала своим долгом объединить черты народного искусства и крестьянского идеала, о которых в то время много писали и говорили.

Все участники кружка много и усердно работали – рисовали, ставили спектакли, участвовали в интересных архитектурных замыслах, пробовали свои силы в кустарных керамических, столярно-резчицких мастерских. В результате сформировался неорусский художественный стиль – модерн, открывший очарование русской природы и обаятельность русской души.

На лодке в Абрамцево (Поленов В.Д.)

Пейзажи и пейзажисты

Деревенские пейзажи дышали свежескошенной травой, обнимали тишиной и безмятежностью, благотворными каплями дождя проливали в душу покой и умиротворение.

Это воодушевляло на созидание шедевров — и маститых мэтров, и совсем молодых мастеров.

Поленов, Репин, Остроухов, Нестеров и другие с фотографической точностью навек запечатлели в своих полотнах живописные места усадьбы Мамонтовых в разные времена года.

Березовая аллея, водоемы, отдаленные окрестности поместья послужили мотивом для сотен лирических этюдов и пейзажей. Созидательная обстановка Абрамцево придавала им невероятно эмоциональное звучание, которое сопутствовало свободе выражения художника как личности, его новаторским экспериментам или сиюминутному настроению.

Одним из самых активных деятелей художественного кружка был Илья Репин, который искренне считал Абрамцево идеальным местом для дачи и своего творчества.

Читайте также:  Описание картины жака луи давида «антиох и стратоника»

Слишком деятельному и легко возбуждающемуся Репину обычно не хватало усидчивости и терпения, чтобы передать самобытность природы в этюде, но здесь он менялся до неузнаваемости.

Его просветленные пейзажи абрамцевского периода весьма поэтичны, созерцательны и трогательны.

Осень в Абрамцево (Поленов В.Д.)

Картина Василия Поленова «Осень в Абрамцево» с изображением тихой лесной речушки словно пропитана невысказанной грустью художника, недавно потерявшего сына и нашедшего отклик своим душевным переживаниям в светлой печали увядающей природы.

Илья Остроухов был до беспамятства влюблен в осенний пейзаж.

Только он оказался способен передать красками идиллическую картину парка бархатного сезона: усеянные пышным слоем золотисто-багряной листвы скамейки и дорожки, пробивающаяся кое-где зелень травы, чернеющие ветки и яркий солнечный свет сентября. Неброская красота передана выразительными мазками, создающими у зрителя соответствующее настроение.

У всех «мамонтовцев» своя манера написания картин и свой взгляд на мир, но их объединяет одно – каждый взмах кистью напоен удивительной энергетикой здешних мест.

Летний пейзаж (И. Е. Репин)

Современное Абрамцево

В настоящее время усадьба Мамонтова в Абрамцево представляет собой культурно-исторический комплекс, в который входит дом-музей, ухоженная территория большого парка с тихим прудом с осокой, извилистой речкой, много тенистых аллей, солнечных лужаек и пологих пригорков, хвойные и лиственные перелески.

Поселок «Дубровский лес» расположен недалеко от знаменитого поместья, прямо среди тех неповторимых подмосковных лесных ландшафтов, в которых черпали вдохновение лучшие русские пейзажисты 19-го века.

Это позволяет владельцам дач не только навещать культурный заповедник в любое удобное время, но и ежедневно наслаждаться не менее очаровательными пейзажами прямо из окон собственного дома или на прогулке в сосново-березовом лесу, окружающем дачный массив с трех сторон.

Источник: http://www.dybles.ru/informaciya/poleznye-sovety-dachnikam/usadba-abramcevo/

Художник ИЛЬЯ СЕМЁНОВИЧ ОСТРОУХОВ (1858-1929)

studiapriz  Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг.) родился в Москве в купеческой семье. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Лето мальчик проводил в имении отца на озере Сенеж, одном из живописнейших мест Подмосковья.

Природа привлекала Остроухова еще в совсем юном возрасте, но в начале это был чисто научный интерес. Остроухов собирал образцы местной флоры и фауны, и вскоре его естественно-историческая коллекция настолько расширилась и собрана была настолько разумно, что о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские.

 В тринадцать лет Остроухов был отдан в Московскую практическую Академию коммерческих наук, где прошел полный курс.

После окончания Академии жизнь юноши могла бы пойти по обычному для людей его сословия и состояния пути: работа на предприятии отца, потом собственное дело, если бы не знаменательное для Остроухова событие: в семнадцатилетнем возрасте он познакомился и сблизился с семьей известного в то время издателя и владельца типографии А.И.Мамонтова.

 Издательство Мамонтова специализировалось на выпуске различных естественно-научных, детских изданий, а также изданий по общественным вопросам. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Очерки понравились, понравился и юный автор.

С тех пор между Мамонтовыми и Остроуховым завязались тесные дружеские отношения, о которых Остроухов всегда вспоминал с большой нежностью и теплотой. Через А.И.Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С.И.Мамонтова.

Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна не были ни художниками, ни критиками искусства, но их значение для развития московской живописи второй половины ХIХ в. трудно переоценить.

Савва Иванович Мамонтов — купец, один из богатейших людей России, акционер железных дорог и банков.

Он прекрасно знал свое дело, был удачливым предпринимателем, но главным в его жизни была страстная любовь к искусству. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. К живописи он пристрастился в галерее своего дальнего родственника П.М.Третьякова, от него же заразился и страстью к собирательству.

В отличие от Третьякова, Мамонтов едва ли не более картин и скульптуры полюбил людей, их создающих. В имении Мамонтова Абрамцеве сформировался круг близких по духу, по целям, по задачам художников, каждый из которых — целая эпоха в русском искусстве: Репин и Поленов, Левитан и Васнецов‚ Врубель и Нестеров. Необычайно деятельный, энергичный, увлекающийся Савва Иванович и мягкая, умная, тонкая Елизавета Григорьевна были душой и центром нового кружка. Мамонтов всегда поддерживал художников во всех их начинаниях и творческих поисках, создавая им необходимую обстановку для успешной работы, а художники платили ему любовью, преданностью, славили Абрамцево и его обитателей в своих произведениях, вошедших в сокровищницу русского искусства.

Вот в эту, полную подлинного творческого энтузиазма и сложной работы среду попал будущий художник Остроухов, высокий, чрезвычайно застенчивый. Ему исполнился тогда двадцать один год, и он пока только мечтал о живописи, но стал уже полноправным членом кружка.

Прекрасно образованный, владевший тремя иностранными языками, увлекавшийся оперой, театром и хорошо игравший на рояле, вечерами Остроухов был незаменим. А днем он мог наблюдать за работой художников, буквально проникаясь проблемами их творчества, удачами и неудачами.

Именно в это время он познакомился с юным Валентином Александровичем Серовым, который уже тогда поражал окружающих своей работоспособностью, серьезностью и не по-юношески зрелым талантом. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.

Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Первым его учителем был художник-передвижник Александр Александрович Киселев, учитель детей Мамонтовых. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Он сразу же отверг традиционный академический путь обучения: длительное рисование гипсовых слепков с античных статуй и бюстов углем и карандашом, тщательная работы акварелью и живописи с натуры масляными красками. Первое же произведение — копию пейзажа Льва Львовича Каменева — Остроухов выполнил маслом. Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях. Каково было его изумление, когда он увидел, что ученик грамотно выполнил копию, разобрался в технике живописи. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Под его руководством Остроухов скопировал и пейзаж любимого им Поленова, который он выбрал сам в мастерской художника. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Летом они вместе ходили на этюды, а зимой Репин продолжал заниматься с ним в своей мастерской, ставил постановки, давал советы. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Зимой 1882-1883 гг. Остроухов начал работать в студии крупнейшего педагога, профессора Академии художеств Павла Петровича Чистякова. Он учил своих учеников понимать и решать чисто пластические и живописные задачи построения художественного произведения, разбираться в законах композиции, цветового решения картины, что было чрезвычайно полезно для молодых художников. Школа Чистякова была для Остроухова важнее учебы в Академии художеств, в которую он пытался было поступить. Остроухов прожил в Петербурге две зимы, что свидетельствовало о признании Павлом Петровичем его таланта: учиться у этого педагога могли только трудолюбивые и одаренные ученики.
Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Однако следует упомянуть еще об одном художнике — это Василий Дмитриевич Поленов. Остроухов говорил, что как художник он многим обязан Поленову, хотя прямым учителем его он не был, но, по существу, был очень большим воспитателем, Василий Дмитриевич не учил и не пытался учить, представляя самому учиться у натуры и вдохновляться ею. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. было подлинным откровением. Серия этюдов, написанных Поленовым во время пребывания его на Востоке, поразила их необычайной для русской живописи свежестью, непосредственностью восприятия природы, богатством колористической гаммы, что было созвучно творческим поискам нового поколения пейзажистов. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре.

Ландшафтный пейзаж (1885 г.)

Последний снег. Абрамцево (1887 г.)

Золотая осень (1887 г.)

Площадь св.Марка в Венеции (1887 г.)

Мальчики-итальянцы (1888 г.)

Первая зелень (1887-1888 гг.)

Ранней весной (1887 г.)

Летний день (1888 г.)

Улица в Берлине. Дождь (1889 г.)

Сиверко (1890 г.)

Ранняя весна (1891 г.)

Купавы на пруду (Речка в полдень) (1892 г.)

Последний снег (1891 г.)

Березы

Ранняя весна

Аллея

В Абрамцевском парке

Море у Биарриц

Осенний пейзаж

Пейзаж с луной

ИСТОЧНИК: http://art-assorty.ru/3273-ostrouhov-ilya-semenovich.html

Отсюда: http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post424051120

Источник: https://to-priz.livejournal.com/164906.html

Презентация

Слайды и текст этой презентации

Илья Остроухов — В Абрамцевском парке

Илья Остроухов — Последний снег. Абрамцево, 1887

Илья Остроухов — Первая зелень, 1887 г.

Давайте отправимся в небольшое путешествие вместе с одним из живописцев И.С. Остроуховым. · Куда мы попали? · Что мы видим на картине? (на переднем плане, на втором плане) · Можно ли определить, какие деревья, кустарники изображены в этом уголке природы?

· Какое время года гостит в парке? · Что вы можете сказать о погоде? · Назовите основные цвета осени на картине И.С. Остроухова · Как можно назвать осень, которая нарядила деревья и кустарники в золотисто – оранжевые одежды?

· Как бы вы назвали картину, которая сейчас перед вами? · Вспомните стихи, в которых говорится о великолепии золотой осени. · Какие чувства вызывает у вас изображенный художником пейзаж?

Благодаря картине И.С.Остроухова «Золотая осень», нам удалось побродить по осеннему парку, насладиться теплым осенним деньком и шелестом опавшей листвы.

Какое время года изображено на картине?золотая осень лесная поляна2. Опиши деревья.ярко-жёлтые, золотые оранжевые листья, причудливые стволы3. Ковёр из листьев.разноцветный ковёр, лесная тропинка4. Птицы на тропинке.белобокие сорокиНа картине художник изобразил золотую осень.

Продолжи…Что изображено Рабочие материалы Осень Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная Лес Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем Старые клены Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад Молодые клены Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцуЛистья на земле Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор Тропинка Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями Сороки Среди моря осенней травы и листьев, белобокие вертихвостки с черной головой Сплетенные деревья Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты светло-желтыми листьями Небо Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи пробиваются до самой травы Настроение Радостное, праздничное, восторженное

На картине И.С.Остроухова “Золотая осень” изображены деревья в ярких золотых нарядах и украшениях. Под деревьями вся земля выстилается блестящим ковром, только тоненькая тропинка виднеется. Она одна здесь не наряженная. На этой самой тропинке я вижу двух птичек, даже они на этом фоне кажутся очень красивыми. К сожалению, птички улетят, весело щебеча и свистя. Все золото напоминает мне магазин украшений. Идешь по этой дорожке, и страшно дышать: вдруг с дерева оторвётся золотой листик. За этим жёлтым туманом чуть-чуть виднеется небо — единственный другой здесь оттенок.

Оформление: Берюховой Е.К. Сайт: «Школа АБВ» www.shkola-abv.ru

Источник: http://lusana.ru/presentation/27321

Ссылка на основную публикацию