Описание картины ивана куликова «с праздником»

Выставка «Русский стиль Ивана Куликова»

Пока все ходят на мероприятия, в рамках фестиваля «Край света», я «работаю» гидом для приехавших в гости на Сахалин родственников и друзей, приводя их на выставки в наши музеи. В каждом из них меня с детьми уже узнают, здороваются лично, и это приятно.

Но при этом говорят, что сейчас редко кто, как мы, ходит в тот или иной музей примерно раз-два в месяц, и это печально.

Ведь музеи сегодня, даже те, что есть в нашем городе, часто меняют временные экспозиции,  время от времени обновляют постоянные экспозиции, бывает, что здесь проводят мастер-классы и встречи с известными людьми. Так что в музеи хотя бы иногда ходить стоит.

Первой точкой нашей туристической прогулки стал музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин». Помимо постоянной экспозиции первого этажа в эти дни здесь проходит выставка работ художника Ивана Куликова.

Она открылась еще 8 июня и должна была закрыться 1 августа, но по просьбам посетителей была продлена еще на месяц. 

Вы можете не знать имени Ивана Куликова, но зайдя в выставочный зал и лишь взглянув на его работы, поймете, что все эти картины вам знакомы.

Дело в том, что такими полотнами было принято  иллюстрировать учебники литературы в советской школе. Репродукции этих картин ученики видели, когда читали сказки, былины, стихотворения о России.

Но вот имя Ивана Куликова постепенно было забыто в масштабах страны. Хотя у себя на Родине он все так же остается известен.

Иван Куликов родился в 1875 году в городе Муроме. Сложившийся в семье уклад жизни никак не направлял маленького Ивана к творчеству. Скорее подталкивал его быть помощником. Отец его был маляром и кровельщиком, приехавшим из деревни в город для большего заработка, и был бы не прочь иметь сына на подмоге.

Однако уже в начале своего школьного обучения Иван отлично показывал себя в рисовании и после в черчении. По рекомендации учителя рисования, увидевшего первым в мальчике талант, родители отправили Ивана учиться в Петербург. Так ему открылась дорога в творчество.

С тех пор Куликов стал активно развивать свои навыки и в итоге был удостоен медалей, поездки за границу за государственный счет, получил звание академика. 

Автопортрет художника:

Главной темой его творчества является русская деревня: портреты простых людей, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев.

 Основные достоинства произведений Куликова — это предельная точность в изображении жизни и быта, яркость красок, сочная стилистика, умение владеть цветом, некая свежесть при изображении далекого прошлого, психологическая глубина портретов.

Ко всему прочему, художник избегал изображать пессимистические картины, стараясь запечатлеть радостные события жизни простого народа.

Вот часть картин, которые можно увидеть на выставке:

«Пастушок»

«В боярском тереме» (1906-1907)

«Ярмарка» (1910)

«На базар за баранками» (1910)

«С праздником (Зарделась)», 1911 г.

Супругой художника была Елизавета Аркадьевна, урождённая Соколова. Супругой брата её матери была племянница известного изобретателя в области телевидения В. К. Зворыкина. Семьи немало общались, вели активную переписку. Образ жены запечатлен Куликовым на некоторых полотнах, которые также может лицезреть сахалинский зритель.

Например, «В русском наряде» (1916). Первое, что пришло на ум, глядя на эту картину: «Сколько ж это убранство головы весит?».

 Сочность красок на картинах поражает, с каждого полотна веет спокойствием и уютом и в то же время народной радостью со звуком детского смеха, гомона ярмарки и мелодией свадебных песен. От этих картин веет душевным равновесием, полным наслаждением жизни.

Кроме этого, Иван Куликов с воодушевлением собирал из заброшенных, обреченных на гибель дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные документы, книги и другие свидетельства богатого прошлого.  Он хотел сохранить прекрасное и донести его до будущих поколений. На выставке можно увидеть найденные им кокошники и бусы, старинные замки и кувшины.

Выставка стоит внимания, осталось всего несколько дней до ее закрытия, успейте насладиться ей и вы!

Источник: https://astv.ru/club/blog/kulturnoe-prostranstvo/3JyMdtf2b0-O6tvANDuxJQ

Куликов Иван Семенович (1875 — 1941)

studiaprizОригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post139390635

Русский художник, мастер портретов и бытовых сцен.

Автопортрет (1896)Автопортрет (1921)Автопортрет (1939) Иван Семенович Куликов родился в семье крестьян д. Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Савиновой Александры Семёновны. Отец художника был хорошим мастером кровельного и малярного дела.

Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города МуромаПортрет отца. (1898)Портрет матери (1896 ) В своей автобиографии, написанной позднее, он пишет о том, что вначале занимался живописью и рисованием дома, без всякого руководства.

Его увлечение было замечено в уездном училище, куда он поступил после окончания начальной школы, где получил первоначальное художественное образование. Муромская художественная среда ограничивалась в основном лишь иконописными мастерскими. Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А.

Товцева Куликов знакомится с известным художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге. Морозов заложил основы его мастерства и помог в дальнейшем обучении.

Александр Иванович Морозов (1835-1904) В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву, посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с храмом Христа Спасителя. Уже в это время сложились определенные художественные пристрастия И.С. Куликова.

В своих воспоминаниях он пишет: ''Меня поразили репинские картины и портреты: «Иван Грозный убивает своего сына», «Не ждали», полотна Сурикова, большая картина Иванова «Явление Христа народу», которая в то время находилась в Румянцевском музее, и там же федотовские вещи, которыми я тоже восхищался''. В ноябре 1893 года он едет в Петербург .

Неудача с поступлением в школу Общества поощрения художеств вновь привела Куликова к академику живописи А. И. Морозову, который в это время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. Ему нужен был помощник, который мог бы натягивать и грунтовать холсты, делать подмалевки.

Заручившись поддержкой отца, Куликов поступает к Морозову в помощники, работая у него по пять часов в день, изучая своего рода «кухню» художника, его приемы и методы работы, основные принципы композиции и цвета, что в дальнейшем оказало влияние на развитие мастерства художника. Александр Иванович Морозов был из числа жанристов 60-х годов.

И все, что было характерно для них, свойственно и его лучшим работам. Как и у многих других художников этого времени, массовые, или, по выражению В.В. Стасова, ''хоровые'', сцены изображали народную толпу хотя и живо, но внешне, в отличие от передвижников, вставших на новую ступень реализма, где каждый народный тип был глубоко индивидуальным.

В январе 1894 года Иван Семенович Куликов принят по рекомендации Морозова в рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств, где пробыл 3 года, и в то же время учился у Э.К. фон Липгарта, преподававшего живопись в школе Общества поощрения художеств. Летом 1894 года Куликов работал помощником художника Э.К. фон Липгарта.

Читайте также:  Описание картины николая крымова «желтый сарай»

Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского. Но уже в ноябре 1896 года художник подает прошение для поступления в мастерскую И.Е. Репина, куда и переводится в ноябре 1896 года по рекомендации Э.К. фон Липгарта. Репин оказал на него огромное влияние, по существу, во многом сформировал Куликова как личность и как живописца.

И. Е. Репин. Автопортрет» (1887) Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. Илья Ефимович настолько доверял любимому ученику, что пригласил его в 1901 году вместе с Б.М.Кустодиевым принять участие в создании своего грандиозного полотна «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года».

Иван Семенович сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их частьИ.Е. Репин Заседание Государственного Совета (1903) Уже в студенческие годы для Куликова характерно стремление к жанровой многоплановости; в выборе тем сказалось влияние и жанровой мастерской В. Маковского, и мастерской Репина. Это и психологический портрет, и жанровая сценка.

Впоследствии спектр тем расширяется — добавляются пейзаж и натюрморт.Натюрморт со скрипкой.(1890)Первая натурщица. (1896)Школьник. (1897)Старушка из Нежиловки (1898)Старик. (1898)Крестьянка с блюдцем (1899)Купеческий бал. (1899)Деревья у пруда (1900-е)Девочка в синем платке (1901)Портрет Александра III. Государственный музей А.С.Пушкина В педагогическую систему И.Е.

Репина входили разноплановые виды работ, как то: наброски с натуры в аудиториях, эскизы и т.д. Распорядок дня в мастерской был очень строг.

С 9 часов утра до 12 — писались этюды с натуры, с двух до четырех занимались зарисовками и этюдами, до семи вечера шла работа над эскизами, а с семи до восьми делали наброски с натурщиков В 1900—1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М.

Горького и Муромском историко-художественном музее. Напряженная работа в репинской мастерской, работа над конкурсной картиной, над иллюстрациями к рассказам А. М. Горького — все это привело Куликова к истощению нервной системы. И. Е. Репин рекомендовал Куликову обратиться к известному врачу Боткину и в Совет Академии с просьбой о предоставлении отпуска для поездки на родину.

В Муроме художник оказывается в кругу своих родственников и близких. С них он делает многочисленные этюды и эскизы, компонует картину и, что самое важное, находит возможность писать сразу всю группу для конкурсной картины, состоящую из 7 человек. На родной земле он вновь обретает силы. Его здоровье быстро восстанавливается.

С Петербургом, со своими друзьями, с Ильёй Ефимовичем он поддерживает постоянную связь. Тесные связи соединяли молодых воспитанников репинской мастерской. Одним из самых близких друзей И.С. Куликова по Высшему художественному училищу можно, без сомнения, назвать Б.М. Кустодиева. Художник П.Д. Бучкин в своей книге (О том, что в памяти. Л.

,1963) пишет об увлечении молодежи шведским художником Андерсом Цорном, произведения которого можно было увидеть на выставках: ''После выставки шведского художника Цорна молодежь стала ему подражать. Вошел в моду широкий мазок, свободно лепящий форму.» На творчество И.С.

Куликова серьезное влияние оказали новаторские искания шведского художника, его манера, поиски новых путей в искусстве. Но и Цорн не остался равнодушен к русским талантам. Именно он заметил работы молодого И.С. Куликова, будучи на отчетной ученической выставке в залах Академии художеств осенью 1898 года о произведении И.С.

Куликова ''Деревенские портные'', выполненном художником в 1897 году, он высказал свое положительное мнение.Деревенские портные. (1897) В ноябре 1902 года Куликов оканчивает Академию художеств.

Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку.Чаепитие в крестьянской избе» (1902)В крестьянской избе (вариант) В августе 1903 года Куликов выезжает за границу в качестве пенсионера.

Не всякому художнику, окончившему Академию художеств, судьба дает такой шанс, как предоставление Советом Академии художеств заграничной поездки. Отчетом за первый год пенсионерской поездки И.С.

Куликова стали произведения, выставленные на ''Весенней выставке'': ''Портрет Евгения Николаевича Чирикова'', ''Портрет моей матери'', ''Портрет Г-жи О. Я.Я.''.

Здесь же — жанровые произведения: ''Пряхи'' (премия Императорского Общества поощрения художеств); ''Старушка с курами'', ''Прачка''; несколько этюдов: ''Пряха''; ''Этюд женской головки на солнце'', ''Этюд рабочего''; несколько рисунков. И.С.

Куликов обратился в Совет Академии художеств с просьбой продлить ему пенсионерскую поездку для окончания образования за границей. Согласно постановлению академического собрания 23 февраля 1904 года пенсионерское содержание было продолжено на второй год, по 1 января 1905 года.Итальянки. (1905) Именно в это время он посещает Италию, Германию, Францию. И.Е.

Репин настоятельно рекомендовал своему ученику познакомиться с парижскими салонами, в которых И.С. Куликов не смог побывать осенью 1903 года, во время своей первой пенсионерской поездки. Совет Академии от 7 февраля 1905 года, полагая желательным продолжить И.С. Куликову пенсионерское содержание еще на один год, постановил внести это на благоусмотрение академического собрания.

Собрание постановило продолжить выдачу пенсионерского содержания И.С. Куликову еще на один год, по 1 января 1906 года. Картины Куликова получают заслуженное признание. В 1904, 1912 годах И.С. Куликов удостоен премий на конкурсах Общества поощрения художеств. После ухода И.Е. Репина из Академии художеств И.С.

Куликов был включен в список претендентов на замещение вакантной должности руководителя мастерской, но в 1908 году он отказался от этого предложения. В 1908 году ученики И.Е. Репина объединяются в Общину художников, которая, по отзыву художника И.И. Бродского, заменяет Союз художников. Иван Семенович присоединяется к друзьям по мастерской.

С 1909 года художник становится одним из активных членов Общества имени А.И. Куинджи. Все творческое наследие Ивана Семеновича Куликова можно условно разбить на два основных жанра, которые оставались превалирующими над всеми остальными на протяжении всего творчества мастера. Это бытовой жанр и портрет.

Портрет в понимании мастера — это, прежде всего, углубленный интерес художника к портретируемому, к его внутреннему миру. Основной чертой портретных изображений И.С. Куликова является ровное и внимательное отношение художника к натуре. Доброжелательность — не только свойство самого художника, но и его подход к модели; это то свойство, которое он унаследовал от своего учителя И.Е.

Репина и пронес через все свое творчество. В годы пребывания в Академии художеств Иван Семенович Куликов написал портрет друга Бориса Михайловича Кустодиева. Портрет был написан в Муроме, когда Кустодиев гостил у Куликовых.Портрет Кустодиева (1899, Муромский историко-художественный музей) Друзья часто писали портреты друг друга.Кустодиев Б.М. Портрет И.С.Куликова. (1900-е) Так, портрет И.С.

Куликова кисти Б.М. Кустодиева находится в собрании Владимирской картинной галереи. Кустодиев пишет своего друга Ивана Семеновича в привычной ему деревенской обстановке, с балалайкой в руках.Портрет художника В.В.Беляшина. (1900 Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник) Позже Куликов напишет еще одного своего товарища по Академии — Л.В.

Попова. На первый взгляд этот портрет более прозаичен. Консервативность, скованность во всем: и в композиционном решении, и в подаче модели. Лаконизм внешних деталей: от нейтрального фона до минимума аксессуаров. Но все это и помогает выявить всю глубину образа, его психологизм.Портрет Л.В.Попова.

Читайте также:  Описание картины алексея венецианова «девушка в платке»

(1900) Ни в одном из портретов Ивана Семеновича нет повторяющихся подходов к модели; к каждому портрету свои методы, свои технические средства; поэтому они так разноплановы. Но самый большой успех и популярность принесла Куликову его дипломная работа: ''Портрет архитектора В.А. Щуко''который был отмечен всеми искусствоведами, пишущими о И.С.

Куликове, как один из лучших портретов художника.Портрет архитектора В.А.Щуко. (1902, Государственный Русский музей) После возвращения из пенсионерской поездки в 1903 году И.С. Куликов создает свое живописное полотно ''Портрет моей матери'', которое был удостоено на Международной выставке изобразительного искусства в Льеже в 1905 году Большой серебряной медали.

Портрет моей матери (1903) Портрет считался семейной реликвией, и предложение передать портрет в Третьяковскую галерею было отклонено. Портреты и вся живопись И.С. Куликова довольно статичны. В них мало движения, динамики. Но в них ощущается внутренняя энергия. Один из самых динамичных портретов у И.С. Куликова — портрет Екатерины Семеновны — сестры художника, написанный в 1911 году.Портрет E.С.

Калининой (1911) Не менее динамичен портрет писателя Е.Н. Чирикова.Портрет Е.Н.Чирикова. (1904) Проживая постоянно в Муроме, художник не отрывается от творческой жизни столицы. При поездках в Петербург во время вернисажей он живет в меблированных комнатах на Васильевском острове, где проживали многие художники.

Свободное время проводит в гуще творческой интеллигенции, художников, писателей, артистов, которые были завсегдатаями в известном ресторане ''Вена''. В ресторане ''Вена'' И.С. Куликов встречается с писателями А.Н. Толстым, Е.Н. Чириковым, А.И. Куприным, С.Г. Скитальцем (Петровым) и многими другими.

Видимо, отсюда и появилось желание изобразить на полотне популярного тогда писателя Е.Н. Чирикова. Известно несколько вариантов портрета, однако исполненный Куликовым портрет во время Нижегородской ярмарки 1904 года заслуживает наиболее интересен. И.С. Куликов был известным художником в начале ХХ века, и многие коллекционеры живописи приобретали его произведения для своих собраний. С Анатолием Леонидовичем Дуровым, популярным цирковым артистом, собравшим у себя на родине в Воронеже интересную коллекцию, художник встречался в начале 1900-х гг. в Петербурге, в том же знаменитом ресторане ''Вена''. А.Л. Дуров в один из приездов в Муром, в 1911 году, где он выступал на знаменитой Муромской ярмарке, заказал художнику свой портрет. Портрет так и не попал в коллекцию Дурова, а остался у художника.Портрет А.Л.Дурова. (1911)Портрет С.И.Сенькова. (1908)Надя Калинина. (1909)

Портрет М.О.Меньшикова. (1914) Интересен портрет археолога А.С. Уварова, который вписывается в рамки психологического портрета.Портрет А.С.Уварова. (1916) Как мастер бытового жанра, И.С. Куликов прославился многочисленными произведениями, начало которым было положено еще в академические годы под руководством И.Е. Репина. И.Е. Репин был очень доволен своим учеником. Произведения И.С.Куликова были отмечены премиями и в Императорском Обществе поощрения художеств. На Всероссийском конкурсе Императорского Общества поощрения художеств 2 февраля 1903 года по бытовой живописи художник получил премию имени А.А. Краевского в 900 рублей за живописное полотно ''Пряхи''Пряхи (1903)Девушки с ведрами (За водой). (1904, Государственный Русский музей)

Полотно ''Мечтательница'' экспонировалось на ''Весенней выставке'' 1906 года, затем было репродуцировано в журнале ''Нива'' за тот же год. ''Мечтательница'' экспонировалась на международных выставках — в Мюнхене в 1907 году, а затем в том же году в Гамбурге.

Мечтательница (1905) В 1906 году И.С. Куликов был удостоин первой премии на конкурсе имени А.И. Куинджи за такие жанровые произведения, как ''В праздничный день'' и ''С фонарями в саду''.

В праздничный день (1906)С фонарями в саду. (1906. Муромский историко-художественный музей)

Среди жанровых композиций И.С.

Куликова не менее интересно произведение ''Кормление кур'', исполненное художником в 1907 году.

Кормление кур (1907) Эта картина была показана на 36-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок и не осталась незамеченной его преподавателем И.Е Репиным.

Три девицы (1907)Старуха Дарья из Прудищ (1908)Семья лесника (1909)Пастух. (1909)Пастушок (1909)Крестьянка с граблями. (1909)Портрет крестьянки (1910-е)Лужок (1911)Старик за чтением (1911)Девушка с туесом (1912) В 1912 году создано полотно ''Черемуха'', один из портретов жены художника Е.А. Куликовой, которое на выставках экспонировалось также под названием ''Весна''.Весна. (1912)Черемуха. (1912)У околицыУ околицы. (1913.  Государственная Третьяковская галерея)Крестьянка (1913) Тема ярмарок и базаров, так популярная в начале века, не обошла стороной и творчество И.С. Куликова. Горюшкин-Сорокопудов, Кустодиев писали свои варианты на эту тему; богатый материал И.С. Куликову давали местные муромские ярмарки.Базар в Муроме. (1907)Базар у карусели. (1908)Базар с баранками. (1910)Ярмарка в Муроме (1910—1912)Ярмарка. (1910) Картина И.С. Куликова ''Убор невесты'', премированная на конкурсе в Императорском Обществе поощрения художеств и находящаяся сейчас в Ярославском художественном музее, представляет классический вариант свадебного обряда на Руси.Убор невесты (1907)Задумалась (1906)Зимним вечером. (1907)В боярском тереме. (1906-1907)Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме (1909)

Источник: https://to-priz.livejournal.com/134630.html

Музей книги Чехова «Остров Сахалин» представил творчество живописца из Мурома

09:20 9 июня 2017, обновлено 16:11 9 июня 2017

На выставке «Русский стиль Ивана Куликова» из фондов Муромского историко-художественного музея посетитель сразу вспомнит о картинах русских передвижников, которыми в советской школе было принято иллюстрировать учебники литературы.

И неудивительно: Иван Куликов был учеником Ильи Репина, расцвет его творчества пришелся на конец XIX — начало ХХ века.

В прошлом году его картины были показаны во Владивостоке и Хабаровске, и они так запали в душу исполняющей обязанности директора музея книги Чехова «Остров Сахалин» Евгении Фирсовой, что Сахалин также вошел в орбиту муромских музейщиков.

Для сахалинцев эта выставка весьма соблазнительна, потому как щедрая кисть Ивана Куликова с упоением пишет Русь коренную, разноцветную, народную, в кокошниках и сарафанах, от которой мы так далеки географически и исторически.

В случае Ивана Куликова уместно говорить о новом открытии талантливого, плодовитого живописца, незаслуженно подзабытого в российских масштабах.

Хотя, конечно, в родном Муроме Иван Куликов ценим и почитаем — как блестящий приверженец реалистической школы, педагог, воспитавший многих интересных художников, собиратель предметов народного быта и культуры.

Великий Илья Репин оценил по достоинству сына муромского кровельщика: «Вас Бог силой наградил» и вместе с другом Борисом Кустодиевым пригласил в соавторы монументального полотна «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901 год). Для него Куликов написал 23 портрета царских сановников.

В 1903 году он оказывал «просвещенное содействие» комиссии по изучению памятников Владимиро-Суздальского края, причем за членство в комиссии еще и платил взносы в размере 5 руб. В 1919-м приложил силы и к созданию Муромского историко-художественного музея, который размещается ныне в доме, где жил другой выдающийся муромчанин — отец телевидения Владимир Зворыкин.

Ученичество у Репина сказывается даже в масштабах его картин, густонаселенных острохарактерными образами. Из большого наследия художника для презентации были отобраны работы дореволюционного цикла, погружающие в допетровские времена, в теремную жизнь XVII века, а также жанровые картины, списанные с улиц и площадей Мурома во дни гуляний и ярмарок.

От века Муром считается городом художников, и Иван Семенович, живя в нем, впитал весь огромный предыдущий художественный опыт, в том числе и мощных иконописных традиций, создал опоэтизированную летопись своей родины.

На его полотнах живет город, который его окружал, и в каких-то фрагментах современный Муром с белоснежными крепостями русского духа — храмами и путаницей улочек окраин — перекликается с ним.

— Благодаря музейному содружеству мы знакомим с представлением о традиционной русской жизни, духе, ментальности, — говорит заведующая сектором хранения Муромского музея Елена Тюрина. — То, что на владимирской земле является привычным, на Дальнем Востоке воспринимается глубже, с невероятной теплотой.

Живопись Ивана Куликова «усугублялась» его собирательскими интересами. В его этнографическом собрании соседствуют головные уборы из Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода, уральские металлические кувшины, замки и ключи, много предметов с Русского Севера, где проще было сохраниться традиционному укладу.

Посещение выставки можно приравнять к уроку истории русского быта, традиций и костюма. Моделью служила и любимая жена, красавица Елизавета Аркадьевна, благодаря которой в 1948 году в Муроме появился мемориальный музей Куликова.

Читайте также:  Описание картины николая ге «голгофа»

Художник много писал преданную музу, зачастую наполняя сюжет предметами из своей коллекции, как на картине «В русском наряде» (1916 год). Здесь Елизавета Аркадьевна предстает в нижегородской головной повязке, фате, сарафане, шугае золотной парчи, который весил килограммов пять, — быть модницей в XVII веке было нелегко.

А на картине «С праздником!» отражено русское гостеприимство: хозяева — мужчина в армяке, на женщине тверской головной убор — встречают чарочкой гостей…

— Работы Ивана Куликова роскошны — по цвету, композиции.

У меня несколько двойственное ощущение от выставки: с одной стороны, темные боярские терема, с другой — яркие разноцветные картинки народных гуляний, ярмарок с улыбками, песнями, свистульками, в веселье которых хочется самой с головой нырнуть… Это наша история, которую надо знать, любить, помнить, — сказала исполняющая обязанности руководителя государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Анна Жук.

Секрет притяжения творчества Куликова лежит на ладони: это живопись безмятежного покоя и душевного здоровья, которого так не хватает сегодня. На холстах цветет пышное величие русской старины, любовно воспроизведенное тщательной кистью художника.

Правда, у многих персонажей уже некоторая задумчивость и печаль в глазах, включая и самого Ивана Семеновича. Вероятно, сказывается предощущение грядущих бурь над Россией.

За четверть века послереволюционной жизни он тоже не сидел сложа руки, писал портреты комсомольской молодежи, крепких физкультурниц, но словно что-то ушло из его лучезарного искусства, питаемого родной муромской землей и историей.

А колоритные сцены народной жизни с мужиками и бабами, девушками у плетня и пастушками, баранками и лаптями по-прежнему притягивают глаз. И сто прошедших лет не гасят красок и солнечного зноя творчества Ивана Куликова…

Выставка открыта до 1 августа.

«Аккомпанировать» высокому гостю будет большая образовательная программа для посетителей всякого возраста, от «3+», рассказала исполняющая обязанности директора музея книги Чехова «Остров Сахалин» Евгения Фирсова. В тон выставке музей организует лекции и тематические экскурсии по истории русского искусства, квесты, викторины, мастер-классы по традиционным ремеслам.

Начали прямо на вернисаже, где в очередь становились желающие лично расписать глазурью пряники или поучаствовать в мастер-классе «Печатные платочки». Русскую культуру сахалинцы будут постигать на практических занятиях на зуб, на глаз, кончиками пальцев — через создание русских орнаментов, кукол, через уроки резчиков по дереву по изготовлению печатных форм для пряников.

Как показали предыдущие Дни русской культуры в музее, такие занятия утомленные повальной компьютеризацией сахалинцы брали в осаду.

А к концу осени в музее планируют открыть интерактивную «Комнату путешественника» по гранту компании «Сахалин Энерджи», в которой дети будут сами искать ответы на вопросы о том, как устроен наш мир, получат краеведческие знания о Сахалине и Курилах.

Как добавили в музее, бесплатные экскурсии по выставке пройдут в 12:00, 14:00 и 16:00 12 июня. Кроме того, в этот день вход в музей свободный.

Источник: https://sakhalin.info/news/133838

Картины Биография Куликов Иван Семенович (1875-1945)

Куликов Иван Семенович (1875-1945)
Автопортрет, 1939

Куликов Иван Семенович (1875-1945)

Иван Семёнович Куликов (1 (13) апреля 1875, Муром, Российская империя — 15 декабря 1941, Муром, СССР) — русский художник,  советский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

Родился в городе Муроме в семье крестьян — выходцев из деревни Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Александры Семёновны Савиновой. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома.

Куликов Иван Семенович (1875-1945)
Портрет матери (1903)

Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева юноша знакомится с художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.

В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву, посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с храмом Христа Спасителя. В ноябре 1893 года он едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н. И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.

Куликов Иван Семенович
«В праздничный день»

Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского. Однако менее чем через месяц он перешёл к И. Е. Репину.

Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901—1902 годах он принимал участие в работе над картиной И. Е. Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б. М. Кустодиевым. Куликов сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть. В 1900—1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее.

Куликов Иван Семенович
«С фонарями в саду» (1906) 

В ноябре 1902 года Куликов оканчивает Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку. C 1903 по 1905 год — на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию.

В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) удостаивается премии Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.

Куликов Иван Семенович
«Ярмарка в Муроме» (1910—1912)


С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области. Долгое время Куликов руководил художественным отделом. Иван Семёнович энергично собирал из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы прикладного искусства, архивные документы, книги, исторические реликвии. Именно ему наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в Карачарове.

Куликов Иван Семенович
«В русском наряде»

В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: лётчика В. П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А. Л. Дурова (1911), археолога А. С. Уварова.

В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.


Куликов Иван Семенович.
«Базар с баранками»
Куликов Иван Семенович.
 «В боярском тереме»

Куликов Иван Семенович. «Базар с баранками»

Куликов Иван Семенович. «В боярском тереме»

Куликов Иван Семенович. «Базар у карусели»

Куликов Иван Семенович. «В крестьянской избе»

Куликов Иван Семенович. «Зимним вечером»

Куликов Иван Семенович. «С праздником (Зарделась)»

Куликов Иван Семенович. «Семья лесника»

Куликов Иван Семенович. «Три девицы»

Куликов Иван Семенович. «Полевые цветы»

Куликов Иван Семенович. «Убор невесты»

Источник: http://womanpaint.blogspot.com/2017/08/1875-1945.html

Ссылка на основную публикацию