Описание картины виктора борисова-мусатова «без слов»

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов, «Гобелен», «Водоем». Картины борисова мусатова

ГлавнаяКартиныКартины борисова мусатова

Виктор Борисов-Мусатов пришел в искусство на рубеже веков, в период сложный и наполненный творческими открытиями и индивидуальностями. И наряду с ярким и талантливым окружением, будущий художник и один из самых весомых мастеров символизма в русском изобразительном искусстве создает свой неповторимый оригинальный стиль.

В произведениях Виктора Эльпидифоровича изумительно тонко сочеталась природная эфемерность с чувствительностью души поэта, рождающей мягкие нежные образы-миражи и ностальгические грезы.

Ведущими мотивами картин становится ощущение тайны и волнующего ожидания. Отражением этого «мира» предстают интерьеры старинных усадьб, парки и сады и, преимущественно, женские образы.

Художник любил и превозносил женщин, воссоздавая их чудными идеалистическими видениями.

Грезы и мечты, в которых жил и творил Борисов-Мусатов, проявляются в серии лирических картин. Одна из них – «Мотив без слов», созданная в 1900 году, наиболее близка настроениям Серебряного века.

Картина – как иллюстрация к грустным строкам об ушедшей печальной любви. Воздушность и мягкость красок идеально воссоздают атмосферу грусти и задумчивости.

Трудно предположить, что представлено глазам зрителей – момент ссоры или интимный неловкий момент свидания.

Девушка отворачивается от своего кавалера, словно отрешаясь и отбрасывая его надежды на взаимность.

Лицо спутника неразличимо, главное заключено в его позе – склоненный над бумагой корпус застыл в напряжении, руки закрывают письмо – возможно, последний шанс на объяснение с возлюбленной.

Этот нюанс отражает смиренность с потерей. Ведь девушка близко, на расстоянии руки, но мужчина не смеет заговорить, тем самым невольно отрешаясь от неё.

Все произведение выполнено в нежных матовых тонах, без каких-либо ярких акцентов и теней. Изображение блеклое, как и воспоминания героев о минувших днях взаимных чувств. Пара застыла в изысканных образах, погруженных в туманные видения своих былых надежд.

opisanie-kartin.com

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Куст орешника»

Картина написана маслом на холсте в 1905 на последнем году жизни художника.

Полотно относится к постимпрессионизму. Борисов-Мусатов известен своими пейзажами, которые покрыты дымкой нереальности.

Куст орешника – это картина, которая была написана на террасе Таруса, где художник жил и был похоронен. Он очень любил пейзажи тех мест, особенное вдохновляли могущественные воды Оки. Место, откуда был написан куст орешника – это дачный домик, где Борисов-Мусатов написал несколько своих панорам с изображением Оки. Они образовали цикл на осеннюю тематику.

По краскам полотна можно сделать вывод, что осень только начала вступать в свое владение, так как среди растительности есть как желтые, так и зеленые листья. Но погода стояла весьма прохладная, художник запечатлел это в серых тяжелых облаках.

Листья орешника зябко дрожат от осенней прохлады. Все цвета переплетены между собой, создавая общий глубокий сюжет. Холодные воды Оки медленно текут на заднем плане. Где- то вдали на горизонте проходит синяя небесная полоса.

В центре за рекой художник нарисовал желтые поля, отдыхающие после сбора урожая. Но самое главное внимание привлекает куст орешника, который раскинул свои пожелтевшие густые ветви на переднем плане. На нем уже не осталось зелени. Он словно тянет свои ветви к стройным осинам.

Картины Борисова-Мусатова наполнены глубиной красок и любовью автора к русским пейзажам. Сюжет полотна Куст орешника прост, но это не уменьшает любви автора к тем местам. Каждый штрих написан с вложенной в него душой художника.

Он прожил не долгую жизнь всего 35 лет, но это за этот период он создал 77 картин, которые навсегда останутся в наследии нашей страны. Он похоронен рядом с тем местом, где и была написана картина их осеннего цикла.

opisanie-kartin.com

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов, «Гобелен», «Водоем»

Живопись XIX в

Талантливый живописец и график Виктор Борисов-Мусатов родился и вырос в Саратове. В этом же городе он получает свое первое художественное образование, посещая студию общества изящных искусств. В 1890 г.

художник отправляется в Москву, чтобы поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое заканчивает в 1895 г. В период с 1891 по 1893 год. он прерывает обучение в училище, для того чтобы иметь возможность заниматься у П.П.

Чистякова в Петербургской академии художеств.

В 1895 г. Борисов-Мусатов едет в Париж. Здесь художник работает под руководством Ф. Кормона в его студии и заканчивает курс своего обучения искусству.

Через год после возвращения живописца на родину он становится членом Московского товарищества художников и Союза русских художников. Борисов-Мусатов обосновался и преимущественно жил в своем родном Саратове. Однако после 1903 г.

он переезжает сначала в Подольск, а затем в Тарусу, где и завершается его жизненный путь.

Кисти Борисова-Мусатова принадлежит большое количество пейзажей, портретов, сюжетных композиций. В последние годы XIX и первые годы XX столетий художник вырабатывает своеобразную живописную концепцию.

Манера его письма основывается на утонченно-приглушенной палитре, в которой все цвета находятся в умиротворенной гармонии. Колориты близки пастельным тонам.

Художник сочетает подробную индивидуальную разработку и во многом переосмысление принципов и основных постулатов пленэрной живописи с общим декоративным решением картины. Его произведения приближались по своему строению к композиционному типу живописного панно.

Полотна художника проникнуты элегическим настроением, как бы окутаны невесомой дымкой нереальности. Главенствующую роль в своем творчестве живописец отводит насыщенному эмоциональным содержанием пейзажу. Борисов-Мусатов хотел выразить в картинах романтическую мечту о прекрасном, идеальном мире, в котором бы человек смог существовать в гармоничном единстве с природой.

В задумчивых, спокойных тонах воссоздается мир старых русских дворянских усадеб. В символических композициях Борисова-Мусатова («Гобелен», «Водоем») ставится акцент на благозвучие ритмичности построения.

Картины художника проникнуты печальным раздумьем, умиротворенным спокойствием и тихой скорбью. Они наводят на размышления о современной жизни русских людей, их печалях, заботах и радостях, прошлом и грядущем. Впрочем, эти чувства были присущи многим людям того времени, «когда общество жаждало обновления и очень многие не знали, где его искать».

Творчество лирика и мечтателя Борисова-Мусатова – это жизнь, превращенная в поэтический символ. Художник стремился создать мир, не похожий по своей красоте на реальный. Во многом ему это удалось.

Его искусство эволюционировало от импрессионистических световоздушных эффектов до живописно-декоративного варианта постмодернизма. В русской художественной культуре рубежа XIX-XX вв.

символизм Борисова-Мусатова – одно из самых ярких явлений.

Читайте также:  Описание картины константина флавицкого «княжна тараканова»

Выдающийся живописец оказал немалое влияние на становление символизма в русском изобразительном искусстве начала XX в., в особенности на творчество художников объединения «Голубая роза».

jivopis.org

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-borisova-musatova.html

Художник

он прожил свой недолгий век в мечтах — даже не о прошлом, 

а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты 

Создатель своеобразных элегий в живописи Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 14 апреля 1870 года в Саратове в семье железнодорожного служащего. Когда мальчику исполнилось три года, произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник.

Увечье, полученное в детстве, в известной мере сказалось на характере будущего художника — у него рано проявилась склонность к одиночеству, замкнутости, мечтательности. В 1884 году Борисов-Мусатов поступает в саратовское реальное училище. Учителя рисования — сначала Ф.А. Васильев, а затем приехавший из Петербурга В.В.

Коновалов — обращают внимание на его способности. Вскоре Борисов-Мусатов оставляет училище и начинает серьезно заниматься живописью. От Коновалова он получает первые навыки мастерства, первые эстетические представления.

 В эти годы Борисов-Мусатов много рисует (чаще всего — сцены домашнего быта), пишет картину «Окно» (1886, ГТГ), детально, почти иллюзорно, изображая уголок сада с окном своего дома.

В августе 1890 года молодой художник уезжает в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Занятия там его не удовлетворяют, через год Борисов-Мусатов переезжает в Петербург и в качестве вольнослушателя начинает учебу в Академии художеств, посещая также частную мастерскую известного педагога П. П. Чистякова.

Весной 1893 года после операции художник из-за климата покидает Петербург и возвращается в Москву, в училище.

Лето Борисов-Мусатов обычно проводил в Саратове, где много работал над этюдами, в основном — пейзажными. Его успехи в работе на пленэре отразились в картине «Майские цветы» (1894, ГРМ). В этом солнечном пейзаже ощущаются непосредственность, свежесть восприятия жизни, что характерно для работ Борисова-Мусатова той поры.

Осенью 1895 года Борисов-Мусатов уезжает в Париж. Чтобы совершенствовать художественное образование, он поступает в мастерскую исторического живописца и педагога Фернана Кормона, много занимается рисунком, посещает Лувр, где восхищается Боттичелли. Среди французов ему больше других близок Пюви де Шаванн.

Возвратившись через три года в Россию, он снова поселяется в Саратове. С этого времени в произведениях Борисова-Мусатова появляется свой почерк, свое видение мира.

Борисов-Мусатов приходит в искусство на рубеже двух веков, в эпоху чрезвычайно сложную и исключительно богатую крупными творческими индивидуальностями.

Однако рядом с Врубелем, Нестеровым, Серовым, Левитаном он находит в искусстве неповторимый самобытный путь.

Началом творческого пути художника явился «Автопортрет с сестрой» (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. Необычно композиционное построение картины — центральное место занимает задумчивая молодая девушка в старинном белом платье. Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки.

Это вносит как бы элемент случайности, напоминая картины импрессионистов. Живописно вещь решена по-новому. В ней обобщены цвет и форма. Особенно в пейзаже дальнего плана, имеющем сходство с декорацией.

В этой картине впервые начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о совершенном, гармоничном мире, появляется стремление уйти от неустроенности окружающего в идеальную страну, созданную фантазией художника.

Такое настроение, захватившее многих представителей русской художественной интеллигенции рубежа XX века, становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова. В его произведениях нет исторической конкретности, «это просто красивая эпоха», как говорил сам художник.

Вслед за автопортретом создается цикл лирических картин: «Осенний мотив» (1899, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева), «Мотив без слов» (1900, ГТГ), «Гармония» (1900, Москва, собрание А.В. Гордона).

Борисов-Мусатов передает особую атмосферу угасающей красоты осенней природы, тишину старинных усадеб; ощутимы аромат ушедшей жизни, грустная поэзия давно минувших печалей любви.

Содержание этих работ в какой-то степени навеяно летними поездками в имение Слепцовку, где он гостил у своего крестного — управляющего поместьем и где впервые глубоко почувствовал обаяние старины.

Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: «Весна» (1898 — 1901, ГРМ), «Гобелен» (1901, ГТГ), «Водоем» (1902, ГТГ), «Изумрудное ожерелье» (1903-1904, ГТГ) и другие.
Началом нового творческого этапа явилась картина «Весна», давно задуманная, но завершенная только в 1901 году.

В этом полотне художник полностью освобождается от каких бы то ни было элементов повествовательности, от всякого действия. Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом.

Здесь все тонко сгармонировано: белоснежное цветение вишен, дымки одуванчиков, вплетающихся прозрачными аккордами в спокойную мелодию весенней зелени, розовое мерцание неба и легкая фигура девушки в нежно-сиреневом платье и красной шали.

Летом 1901 года Борисов-Мусатов посещает Зубриловку — поместье князей Прозоровских-Голицыных. С этого времени пейзажи зубриловского парка стали живой натурой для мастера и опоэтизированные богатой фантазией художника вошли во многие его произведения. Впечатления этой поездки отразились в картине «Гобелен». Среди декоративных растений парка две женские фигуры, — застывшие в легком изящном движении, органически соединенные с пейзажем.

Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. И пейзаж, и фигуры написаны очень обобщенно, плоскостно, колорит построен на созвучии больших цветовых пятен, краски мягкие, приглушенные — все это создает некоторое ощущение призрачности, красивого миража.

В то же время декоративность, тонкость отношений вызывают ассоциации с благородными красками старинного гобелена.

На выставке Московского товарищества художников, в которое Борисов-Мусатов вступил в 1899 году, картина имела успех, что во многом изменило отношение к работам Мусатова, не сразу понятым и оцененным современниками.

Вершиной творчества мастера явилась картина «Водоем» (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены в совершенной, законченной форме. Картина создавалась в счастливую пору жизни художника: девушка, которую он любил давно, дала согласие на брак. Летом Борисов-Мусатов с сестрой Леной и невестой В. Е.

Читайте также:  Описание картины ивана айвазовского «лунная ночь. купальня в феодосии»

Александровой живет в Зубриловке, пишет этюды и эскизы к картине, обе девушки позируют художнику. В картине «Водоем» все уравновешено, подчинено четкому и сложному музыкальному ритму линий и формы. Строгому ритму подчиняется и цвет, построенный на повторении синих, нежно-сиреневых и зеленых сочетаний.

Картина монументальна и в то же время лирична, глубоко интимные движения души художника выражены в как бы остановленном прекрасном мгновении, зачарованном, волшебном мире красоты.

В 1903-1904 годах Борисов-Мусатов пишет своеобразное панно «Изумрудное ожерелье» (ГТГ): движущиеся на фоне переливов зелени женские фигуры cловно вплетены в орнамент из трав и листьев. Природа и человек так органично слиты, что возникает ощущение особой естественности, первозданности бытия.

В те же годы Борисов-Мусатов создает еще два полотна: «Прогулка при закате» (1903, ГРМ) — ясное, спокойное по настроению произведение — и «Призраки» (1903, ГТГ) — мрачное, со щемящим чувством тоски, внутренней напряженности полотно. Зубриловский парк с женскими тенями превращается у художника в туманное мистичное видение: вибрирующие, тающие очертания, блеклые, потухающие краски.

https://www.youtube.com/watch?v=_gllnsDSkcU

Весной 1903 года художник женится, а в декабре Мусатовы переезжают в Подольск, поближе к Москве и Петербургу. В начале 1903 года Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников, организованный в Москве после выхода группы художников из общества «Мир искусства».

В это время его работы получают известность не только в России, но и за границей, успешно экспонируются в городах Германии и Франции. Художника все более влечет монументальная живопись. В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям.

 Первая группа эскизов была сделана на конкурс, объявленный Московским управлением электрической тяги, и оказалась неудачной, но второй цикл — заказ для частного дома — представляет большой интерес. Четыре эскиза — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества» (ГТГ) — объединены общим названием «Времена года».

Содержание передано в аллегорической форме. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. Росписи, однако, небыли осуществлены. Весной 1905 года художник с женой и дочерью уезжает в Тарусу, там проходят последние месяцы его жизни и творчества. В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: «На балконе.

Таруса» (1905, ГТГ), «Куст орешника»(1905, ГТГ), «Осенняя песнь» (1905, ГТГ); написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника.

 

В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение — большую акварель «Реквием» (1905, ГТГ), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. Станюкович — жены известного писателя. «Реквием» звучит печально-торжественно, символически передавая радости и горести человеческой жизни.

Волею судьбы, это был реквием и самому автору. В ночь на 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов умер. Он похоронен в Тарусе на высоком берегу, над Окой.

Федорова Н.А.

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г. 

Источник: http://radmuseumart.ru/branches/borisov-musatov/creator.php

Борисов-Мусатов Виктор ЭльпидифоровичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович, русский художник. Один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи. Родился в 1870 году в Саратове. Выходец из семьи железнодорожника.

С 1890 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в петербургской Академии художеств у П.П. Чистякова в 1891–1893 годах, а также в студии Ф. Кормона в 1895–1898 в Париже.

С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 года – в Подольске и Тарусе.

Окно, 1886 год, Государственная Третьяковская галерея
Одиночество, (Грусть) 1903, Серпуховской музей
Розы и сережки, 1903, Художественный музей, Саратов

Испытав влияние Пьера Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея).

Автопортрет с сестрой, 1898, Русский музей
Венки васильков, 1905, Третьяковская галерея
Весна, 1901, Государственный Русский музей

Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии).

Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка.

Водоем, 1902, Государственная Третьяковская галерея
Цветы, 1902, Государственная картинная галерея Армении
Цветы на бумаге, 1894 год, Художественный музей, Саратов

От картины к картине («Гобелен», 1901; «Водоем», 1902; «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает; в «Реквиеме» (1905), написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники».

Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба – 1905).

Борисов-Мусатов тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905, все – Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре.

Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», – пишет он Александру Бенуа в 1905 году из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности.

Две сидящие дамы, 1899, Русский музей
Дафнис и Хлоя, 1901, частное собрание
Мотив без слов, 1900, ГТГ

Поэтика усадебной жизни наполнена у Борисова-Мусатова (так же, как в литературе того времени – в произведениях А.П. Чехова, И.А. Бунина, А. Белого и др.) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей.

Читайте также:  Описание картины пьера огюста ренуара «диана охотница»

Ранняя смерть мастера усилила восприятие его образов как лирического реквиема, посвященного старой России. Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.

Умер Борисов-Мусатов 26 октября 1905 в Тарусе.
По материалам статьи из «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» (km.ru).

Портрет Надежды Юрьевны Станюкович, 1903, Русский музей
Девушка в желтой шали, 1904, Третьяковская галерея
Девушка с агавой, 1897, Третьяковская галерея

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/borisov-musatov.html

Виктор Борисов-Мусатов

?Оригинал взят у butonierca в Виктор Борисов-Мусатов

Художник Виктор Борисов-Мусатов

Автопортрет

 Окно ***

А, ну так вот, к чему всё это: у меня давным-давно была книжка про него (может и щас есть, надо бы откопать), которую я зачитала-засмотрела вдоль и поперек. Поэтому я на него и запала с детства) как-то так, в общем. 

 Девушка с агавой    

Гармония

 Одиночество 

  

 Розы и серёжки 

Куст орешника

Девушка в ожерелье 

Ожидание гостей 

Майские цветы 

Водоём 

Молебен на станции железной дороги

Изумрудное ожерелье 

Автопортрет с сестрой

 Весна 

 Цветы 

Осенняя песньБиография Виктора Борисова-Мусатова(1870 — 1905)Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожником. Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов.

Впоследствии художник присоединит его фамилию к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов. Родители безумно любили своего сына. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. В результате травмы у него стал расти горб. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии.

Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.В шесть лет он начал рисовать. В одиннадцать стал учеником второго класса Саратовского реального училища и художественных классов при саратовском Радищевском музее.

Мальчику нравилось учиться, особенно любил черчение и рисование. В училище у него появилось огромное количество друзей.С четырнадцати лет Виктор занимается только живописью. Обучать рисунку и живописи мальчика взялся преподаватель училища, Василий Васильевич Коновалов. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика.

Несмотря на слабое здоровье и на постоянные боли в спине, Виктор решает связать свою жизнь с живописью. Одна из первых картин, написанная им в те годы и сохранившаяся до наших дней, «Окно» находится в Государственной Третьяковской Галерее.

В шестнадцать лет он бросает реальное училище и уезжает в Москву поступать в школу живописи и ваяния и в петербургскую Академию художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков. Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Художник вынужден оставить Петербург.

В Москве Виктор посещает кружок, где он встретил свою будущую жену художницу Елену Владимировну Александрову.После окончания школы Борисов-Мусатов жаждет продолжить свое художественное образование. Осенью 1895 года он отправляется в Париж.Борисов-Мусатов живет в Париже до 1898 года.Эта поездка оказала на него огромное влияние. Он занимался в мастерской у прекрасного педагога Ф.

Кормона, внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.

Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину «Автопортрет с сестрой» (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание о прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту.

Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины «Осенний мотив» (1899), «Гармония» (1899-1900) выглядели как пышные изображения костюмированных сцен. Но вскоре он создал несколько произведений, которые принесли ему известность. Главными героями этих картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы.

Самые общие приметы старины нужны были художнику для того, чтобы передать свое элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом.В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Елена Владимировна стала для Мусатова не просто женой, она стала его другом, соратником, музой. Мы можем увидеть её на многих работах художника.

В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.В этом же году художник с семьей покидает Саратов и перебирается в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника — символиста в живописи.

Многие молодые художники, такие как П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.Мусатов усердно работает. В год создавал по 6-9 законченных полотен.

Но его картины приходится по вкусу далеко не всем. Он мало выставляется, его картины редко покупают. Но зато его много критикуют или не говорят о нем вовсе. Но, к счастью, у него есть верные друзья.Близкие друзья семьи — Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюкович. Владимир Станюкович напишет первую биографию друга, а Надежда Юрьевна часто позирует художнику.Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Но внезапно 26 октября 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Ему было 35 лет. За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.

Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в том самом месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, А. Т. Матвеева, с изображением спящего мальчика.

Могила Виктора Борисова-Мусатова

Венок васильков

Призраки 

Натюрморт

Маки в саду 

Гобелен

Встреча у колонны

Весенняя сказка

Мотив без слов

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kate-the-addict.livejournal.com/50124.html

Ссылка на основную публикацию