Описание картины виктора васнецова «три богатыря»

Описание картины Виктора Васнецова «Три богатыря»

Над этой картиной, – настоящее название которой как раз просто «Богатыри»! – Васнецов работал особенно долго. Это и понятно. Художнику важно было изобразить три совершенно различных типажа российских витязей, а троим столь различным персонажам необходимо было и тщательно вырисованное, но тоже разное вооружение.

К примеру, в руке Муромца мы видим булаву, или боевой (на железной или окованной железом рукоятке) шестопер, причем таких размеров. – а, следовательно и веса, – что стройный Алеша Попович вряд ли бы и удержал, не говоря уж о том, чтоб ловко орудовать им в бою.

Конные витязи вооружались стандартно: меч, копье, щит, что-то для «души», по характеру воина – или палица, или несколько дротиков, но по васнецовским «Богатырям» этот набор оружия распределен самим художником.

Добрыню и Поповича лишили копий, а у Алеши за спиной еще и не разберешь, то ли все же щит, то ли – вторая тула(защищенный колчан) со стрелами. В последнем случае большая часть народных анекдотов об этом шедевре живописи вполне оправдана.

Но на то и шедевр – чтоб получить и новую жизнь в народном творчестве.

Зато Васнецов одержал верх над критиками (как современными ему, так и сегодняшними) в другом вопросе – по поводу возраста Добрыни: художника укоряли, что тот не молод.

Но на картине все верно: Добрыня-то и по былинам не слишком юн, а уж реальный Добрыня Никитич из летописей устроил кровавый переворот в пользу будущего Святого Князя Владимира и вовсе в более, чем зрелом возрасте.

Ну и с удивительным мастерством созданные на полотне кони – красивы и соответствуют вооружению и даже характерам богатырей.

Но помимо столь разных, «говорящих» со зрителями фигур и лиц самих богатырей, огромную роль в картине играет и пейзаж за их спинами.

Детально прорисованы поросшие лесом холмы на заднем плане, все еще русские, если судить по елочкам, и травяные – на переднем. Это уже, видимо, Дикая Степь, где богатыри и несли свой дозор.

Но там, куда ступили русские витязи – там и земля родная, вглядитесь – рядом с копытами коней уже зеленеют молоденькие еловые побеги.

Существовала даже версия, что богатыри – воплощение трех различных, но братских народов: русского (Илья), украинского (Добрыня) и белорусского (Алеша Попович). Но эту версию советских искусствоведов оставим пока для более дружных времен. Шедевр Васнецова великолепен и без «националистического», как ответили бы сейчас на это предположение, подтекста. Остроухов Илья

Источник: http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-viktora-vasnecova-tri-bogatyrya/

Сочинение по картине Васнецова Богатыри (Три богатыря) описание 2, 4, 7 класс

Богатыри (Три богатыря)

Перед нами картина В.М.Васнецова «Три богатыря». На ней изображены исполинские фигуры могучих богатырей, которые известны всем нам: Добрыни Никитича, Илья Муромца и Алеши Поповича. Они предстают перед нами на переднем плане вместе со своими верными конями на небольшом возвышении.

Посередине мы видим Илью Муромца. Приложив руку ко лбу, он смотрит вдаль и старается что-то разглядеть, прищуривая глаза.

Одной рукой он держит копье и щит, другой булатную палицу, холодное оружие ударно — раздробительного действия. Богатырь сидит на своем могучем черном коне, длинная грива которого развивается на ветру.

Вместо упряжки на этом коне, мы видим огромную металлическую цепь, что свидетельствует о его силе.

Слева от Ильи Муромца находится Добрыня Никитич. Он возвышается на своем светло-сером коне, вынимая меч из ножен. В другой руке он держит щит, а шлем надвинут на самые брови, глаза слегка хмурятся. Длинная борода спускается на мощную грудь. И так же как и другие богатыри Добрыня вглядывается вдаль поля. 

На правой части картины мы видим Алешу Поповича, самого молодого из всех богатырей. В руках он держит лук со стрелами, на одном боку у него колчан, на другом у него гусли. За спиной виднеется щит.

Во взгляде Алеши мы видим неподдельный интерес, ожидание боя и смелость, готовность показать свою силу. Лицо Алеши нетронуто морщинами и щетиной.

  А его русый конь меньше других коней, как и его всадник меньше других богатырей.

Пейзаж картины многое говорит нам.  Богатыри стоят на равнине, которая плавно переход в невысокие холмы. На переднем плане картины виднеются маленькие елочки и мелкая трава. Небо пасмурное и мрачное, тучи стремительно наплывают. Такая погода создает тревожное состояние и предупреждает богатырей об опасности и близости боя.

Сочинение по картине Богатыри Три богатыря Васнецова 7 класс

Виктор Михайлович Васнецов русский художник-живописец, мастер исторической и фольклорной живописи. Наиболее узнаваемым и известными произведением художника является картинка «Богатыри», над которой он работал около двадцати лет.

На картине мы можем наблюдать трех богатырей героев сказок и былин Добрыню, Илью и Алешу, находящихся в дозоре верхом на своих конях и охраняющих Русь от «нежелательных гостей».

Небо над головами богатырей хмурое, с редкими проблесками света. Трава местами пожелтевшая. Возможно, приближается осень.

Земля под копытами лошадей, на которых восседают богатыри, вытоптана, а развивающаяся на ветру грива и хвосты их незаменимых скакунов говорит о том, что сейчас ветрено. Даже трава местами склоняется ближе к земле.

Я думаю, что художник, таким образом, пытался показать то время, когда Русь нуждалась в настоящих, храбрых и мужественных защитниках, кем и стали трое этих богатырей.

Посередине между двумя богатырями Илья Муромец, с надетой кольчугой и защищающим шлемом голову, оглядывающий поле, закрываясь от солнца своей могучей рукой. Из оружия он имеет острое копье и металлический щит. Конь у Ильи такой же, как и сам богатырь.

Выглядит его вороной скакун мощно, с металлической цепью вместо упряжи. Слева от Ильи Алеша, самый юный богатырь. В руках он сжимает лук со стрелами. Но не только войн Алеша на боку у него можно заметить гусли.

Может быть, во время короткого отдыха он развлекает других богатырей веселой музыкой.

Ну, а справа от Ильи, Добрыня Никитич любимец русского народа. На картине он изображен ток же, как его описывают в былинах. Тонкие благородные черты. Он вынимает меч, готовый в любой момент броситься на защиту своей родины.

Васнецову удалось в каждом из трех образов показать тех самых защитников, в которых так сильно нуждалась Русь, показать величие нашего русского народа.

Например, Илья Муромец, несомненно, самый старший из всех трех, а значит, что это опыт и опора, мудрость и неторопливость.

В Добрыне Никитиче можно проследить такие черты, как храбрость, мужество, боевой дух и любовь к своей родине, своим землям.

Ну, а в образе Алеши Поповича можно найти все самое светлое и чистое начало души русского человека, внимательность и чувствительность. Каждый из них наделен своей индивидуальностью, но все вместе они единое, непоколебимое целое. Эта картина всегда будет напоминать о том, что на Руси всегда было достаточно героев.

Описание 3

Васнецов работал над своей картиной Богатыри около 30 лет, начинал в 60-х годах 19 века и завершил в 1898 году, то есть фактически на стыке веков и эпох.

В тот период России требовался моральный ориентир, поэтому романтизм в духе обращения к легендам предыдущего времени, какому-то Золотому веку былинной Руси был более чем кстати.

На самом деле все эти увлечения сказочной Русью мы можем наблюдать у огромного количества творческих людей второй половины 19 – начала 20 века.

Эта картина является практически эталонным образцом для описываемой тенденции. Перед нами три богатыря, которых мы можем сравнить с современными героями комиксов или компьютерной игры, либо чего-то подобного. Конечно, подобные сравнения не имеют собственной целью как-то принизить значение былинных богатырей, но они довольно точны.

Богатыри на самом деле представляют собой не столько подлинных героев, хотя мы знаем из летописей про существование таких богатырей, но архетипы. Так Илья Муромец представляет собой силу. Он самый массивный из всех, располагается по центру, держит такое копье, которое не каждый и подымет.

С боку располагается Добрыня Никитич у него подлиннее борода по сравнению с Муромцем и этот факт указывает на его мудрость. Действительно Добрыня представляет собой такого воина, который умудрен жизненным опытом, он держит меч.

Третьим богатырем является самый молодой Алеша Попович (то есть сын попа, по сути, представитель духовного сословия, который стал воином) который держит лук, но также имеет и гусли, он олицетворяет собой молодость, творчество и в какой-то степени является учеником более зрелых богатырей.

Если взять подлинные былины, которые имеются об этих богатырях, то мы узнаем как образы на самом деле приукрашали в популярной культуре. Древнерусские легенды о богатырях изобилуют довольно суровыми и жестокими подробностями поведения этих воинов, в том числе и к довольно безобидным людям. Эти источники доброй сказкой не назовешь.

Картина Васнецова представляет собой своеобразную выжимку и некий идеал, который отличается от преданий и легенд об этих героях. Художник стремился запечатлеть универсальный тип защитников Руси.

2, 3, 4, 7 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-vasneczova-v.m/sochinenie-opisanie-kartinyi-vasneczova-bogatyiri-%28tri-bogatyirya%29

Сочинение по картине Васнецова Три богатыря; описание, кто изображен, характеристика трех богатырей

Наиболее известным сокровищем мировой живописи, народным шедевром, хранящимся в собрании Третьяковской галереи, считается картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».

На полотне художник изобразил трех былинных богатырей Руси, имена которых известны каждому россиянину. Работа над созданием картины продолжалась почти 30 лет и была завершена в 1898 году.

Ее приобрел коллекционер и меценат Павел Третьяков.

Описание этапов работы

Знаменитый русский художник В.М. Васнецов написал огромное количество картин на фольклорную тематику, где за основу сюжета приняты народные сказки, легенды, предания.

При любом упоминании его имени тут же перед глазами встают Иван-царевич верхом на Сером Волке, нежно обнимающий Елену Прекрасную, тоскующая у пруда Аленушка, строгий и величественный Илья Муромец.

Возвращение в список контрольных материалов такой формы, как сочинение, порождает потребность у школьников приобретать навыки приемов его написания.

Сочинение по картине известного художника – один из распространенных способов обучения выполнению подобных заданий, который применяется специалистами-педагогами. Письменную работу по картине ученики должны написать во время обучения на средней ступени школы.

Как пишется сочинение по картине Васнецова «Богатыри».

Согласно правилам, сочинение-описание по картине обязательно включает:

  • общее описание художественного полотна;
  • отдельные характеристики каждого из трех богатырей;
  • описание природы в качестве отдельного самостоятельного персонажа.

Начать следует с небольшого вступления, где обозначить тему и цель будущей работы. Можно кратко остановится на обстоятельствах создания художественного полотна и его авторе.

В первой части сочинения необходимо дать подробный ответ: кто изображен на картине Васнецова «Три богатыря». Сочинение-описание по картине Васнецова должно содержать краткую историческую справку о создании холста. Выглядит этот раздел следующим образом:

Свою картину, служащую визуальным олицетворением истинного русского духа, Виктор Михайлович писал под впечатлением от былинного устного народного творчества.

Эксперты считают ее пиком творчества художника. Работа заняла определенный временной промежуток.

Существуют несколько предварительных набросков, включая знаменитый набросок маслом, подаренный Поленову, владельцу художественной мастерской.

Центральными фигурами холста являются три могучих богатыря. Это главные герои народного эпоса, русских сказок, мультипликационных и художественных фильмов:

  • Илья Муромец,
  • Добрыня Никитич,
  • Алеша Попович.

Автор достаточно ярко передал основные особенности характеров легендарных богатырей. Их основные черты прослеживаются в большинстве разнообразных фольклорных источников. Повествование можно поделить на три раздела, каждый из которых будет посвящен одному из богатырей.

Илья Муромец

На картине Васнецова богатыри расположены в центральной части полотна, посредине — фигура самого известного героя, которому посвящено значительное число былин и сказаний – русского богатыря Ильи Муромца.

Он взрослее, опытнее, мощнее физически двух других воинов. Илья Муромец — выходец из простого крестьянского народа не может похвастать богатым снаряжением.

Читайте также:  Описание картины николая крымова «желтый сарай»

НА картине мы не увидим на нем богато украшенных наручей или дорогой кольчуги. Простые рукавицы, старенькие пыльные сапоги – свидетельствуют о небольшом достатке.

Зато Илья Муромец невероятно силен и хорошо вооружен: мощные копье со щитом, тяжелая палица, свисающая с руки, массой явно превосходящая классическую пудовую мерку, большой колчан со стрелами – сомнительно, что все это сможет удержать изнеженный юноша.

Под стать всаднику богатырский конь. На него Илья Муромец явно тратит все имеющиеся средства: конская сбруя изготовлена из металла, а не обычной кожи, хороша и богата.

Илья уверенно сидит на коне, но в то же время, несколько расслабленно: стремена висят свободно. Но зритель чувствует, что достаточно малейшего сигнала об опасности, как русский богатырь бросится в смертный бой.

Илья Муромец на картине не спеша осматривает окрестности, заслонив глаза рукой от солнечных лучей.

Конь вместе со всадником составляют своеобразный монумент, символизирующий единство народа, готового биться за Русь с потенциальными захватчиками. Грозное спокойствие всем своим видом демонстрирует Илья Муромец.

Важно! Сочинение призвано подчеркнуть основное сходство былинного воина Ильи Муромца с духом народным, который сломить трудностями невозможно.

Добрыня Никитич

По правую руку от Ильи Муромца художник поместил богатыря, который является выходцем из других социальных слоев – Добрыню Никитича. У Васнцова он примерно одного возраста с Ильей Муромцем, хотя многие народные сказания предпочитают говорить о молодости и горячности Добрыни. Княжеские корни богатыря подразумевают определенный уровень благосостояния.

Добрыня щеголяет дорогими нарядами. Притягивают взгляд шитый золотом кафтан, добротные новые сапоги и богатый шлем, снабженный защитной сеткою. Золотом украшены цепь и крест православный, ножны с рукоятью меча богатырского. Щит красного цвета, декорированный сверкающими заклепками, тоже должен стоить дорого.

Меч Добрыня Никитич держит наполовину вынутым из ножен: он не потратит ни одной лишней секунды, если придет нужда обороняться. Хорош также белый рысак с роскошной гривою. Оба они напряженно ожидают беды, в любой миг готовы пуститься вскачь.

Сочинение про Добрыню и его подвиги можно написать отдельно. Это сам по себе интересный образ русского фольклора.

Алеша Попович

С правой стороны холста, по левую руку от Ильи Муромца, красуется самый молодой и романтичный из героических русских воителей. Это приемный сын обычного ростовского батюшки, которого народ кличет Алешей Поповичем.

Нет в нем той физической мощи былинной, которая характерна для его собратьев. Но зритель невооруженным глазом отмечает, что храбрости, находчивости со смекалкой молодому человеку не занимать.

Основными чертами, характеризующими Алешу Поповича, являются не столько сила, сколько ловкость и хитрость. Смотрит молодой богатырь вдаль, вроде бы, мечтательно, но лук всегда держит в боевой готовности.

Рядышком виднеются гусли, чьи струны парень с удовольствием перебирает во время редкого отдыха. Алеша внешне красив. Одежда на нем достаточно дорогая.

Важно! Несмотря на нарочитую лиричность облика, чувствуется, что у Алеши Поповича несгибаемая воля, сила духа и преданность родной земле такая же, как у его товарищей — Ильи и Добрыни.

Функция пейзажа

Описание картины Васнецова невозможно без характеристики обстановки, окружающей богатырей. Отдельным персонажем, специально созданным художником, можно считать природу, изображенную на полотне. У большинства иностранцев Русь всегда ассоциировалась с непролазными чащобами, болотами и дикими зверями. Такой же ассоциативный перенос делался и на самих росичей.

У Виктора Васнецова мир природы изображен светлыми красками.

Сохраняется ощущение простора и прозрачного свежего воздуха. Темные тона – далеко на горизонте, символизируют давно ушедшие от нас поколения.

Под копытами коней – молодая еловая поросль, что упрямо говорит о преемственности:

старые леса уходят, оставляя место для новых деревьев, а поколения сменяют поколения, но идея крепости и единства русского духа остается неизменной.

Самые темные тона на участке, изображающем небо. Грозовые облака явно символизируют постоянную внешнюю угрозу для Руси. Природа на картине «Три богатыря» позволяет сделать акцент на патриотическую составляющую.

Источник: https://uchim.guru/literatura/sochinenie-po-kartine-tri-bogatyrya.html

Описание картины «Богатыри» Васнецова для сочинения и история создания («Три богатыря»)

«Богатыри».В. Васнецов

Картина «Богатыри» — одно из самых известных произведений выдающегося русского художника В. Васнецова. В интернете часто картину «Богатыри» иногда ошибочно называют «Три богатыря».

В этой статье представлено описание картины «Богатыри» Васнецова для сочинения и история создания, анализ образов богатырей и т.д.
Смотрите: Материалы по другим картинам

Картина «Богатыри» занимает центральное место в творчестве Васнецова. Работа над картиной заняла более 20 лет.

При этом процесс работы несколько раз прерывался. 

Первый эскиз карандашом для «Богатырей» Васнецов создал в 1871 году, а завершил картину 23 апреля 1898 года. процесс этот несколько раз прерывался… Полотно почти сразу было приобретено П. М. Третьяковым для галлереи. 

На картине изображены три занименитых русских богатыря — Добрыня Никитич (слева на белом коне), Илья Муромец (в центре) и Алеша Попович (справа).

Картины «Богатыри» отличается очень крупным размером — 295,3 х 446 см (то есть примерно 3 х 4 метра !). Картина написана маслом на холсте. На данный момент картина «Богатыри» находится в Государственной Третьяковской Галерее. 


Васнецов о своей картине «Богатыри»:  

«Картина моя — богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. 

Хотелось бы Вам показать начало — исполнить такую картину — ох, дело не легкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?». 

(письмо Васнецова к П. П. Чистякову, 1882 г.)

Описание картины «Богатыри» из книги «Русские художники. Монографии»:

«Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всем долгом творческом пути. «Богатыри» ознаменовали начало самобытных исканий художника. Все время он обращался к ним как к роднику творческого воодушевления, ясности и целостности мысли. Работа над «Богатырями» давала отдых Васнецову, она «исцеляла» его в моменты смятения и снижения творческой энергии, когда он растрачивал ее на «выколупывание из воображения» того, что требовалось для росписи собора. «Богатыри» были освежающим источником, как и героическая музыка, к которой так страстно стремился Васнецов, ища вдохновляющих сил в могучем художественном творчестве великих композиторов — Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, которых он особенно любил.«Богатыри» увенчали творчество Васнецова, они являются завершением его неослабных исканий воплощения героических идеалов, неиссякаемой его любви к родине, выражением человечности и мужества, внутренней и внешней, душевной и физической красоты русского народа. И у Васнецова, разумеется, не только исторические предания породили героические образы, но и сама широко раскинувшаяся родина была вдохновляющей силой. Тема родных просторов стала существенным элементом картины «Богатыри». Недаром пейзаж в ней играет столь значительную роль в создании величественности общего впечатления. «Богатыри» Васнецова — могучие люди могучей, широкой земли. «Не обижают ли где кого» — вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. Гуманизм, являющийся существенной чертой характера русского народа, определяет одну из высоких идей, положенных в основу этого замечательного произведения русской школы живописи.

Очевидцы отмечали, что лучше всех получился Илья Муромец. Да и сам автор был больше всего доволен им. Илья — это великолепно вылепленная фигура крестьянина-богатыря. Красота русского народного типа нашла здесь образное, живое воплощение.

Начиная от плавных, силуэтных линий могучего тела пожилого, много пережившего богатыря, как бы неразрывно слитого с могучим конем, кончая доспехами, украшениями,— во всем осязательно чувствуется русская народная мощь, спокойная, уверенная сила, мудрость, выдержка и благородство. 

Илья прост и могуч, смел и сдержан, внешне спокоен и внутренне динамичен. В лицо Ильи Муромца Васнецов вносит новые черты красоты и большой одухотворенности. Это прекрасное открытое, честное лицо, выражающее благородство русского характера. Простой шишак глубоко надвинут на лоб. Черные насупленные брови красиво легли над глазами. Острые, орлиные очи зорко вглядываются вдаль. 

Мягко вьющиеся из-под шишака седые кудри украшают настороженное лицо с крепко сжатыми волевыми губами. Могучая рука в рукавице легко держит тяжелую палицу, о которой сложена в народе легенда, что она была в девяносто пудов веса…. Художнику удалось выразить эту тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. 

Выразительны и объединены в целостную красочную гамму цветовые соотношения плотных суровых тонов желтого, темно-синего, серого и черного, которыми написаны кольчуга, вооружение, одежда и вороная масть богатырского коня. 

Богатыри и их кони — друг другу под стать, и в этом тоже выразилось ощущение реальной действительности прошлого, когда конь для всадника был всем: опорой, верным помощником и другом в битве и жизни. 

Эта характерная деталь, верно почувствованная художником, дает ему возможность создать монолитные образы всадника и коня, а это в свою очередь способствует впечатлению монументальности образов.

Добрыня Никитич во всем облике своем выражает другие качества русского народа.

В нем художник показал не только отмеченное былинами «вежество» — знание, культурность и вдумчивость, ной пытливость ума, предусмотрительность. 

В то время как Илья, уверенный в своих силах, пока только вглядывается в даль, Добрыня вынимает свой меч из ножен, а щит держит перед собой. Остроконечный, подобный вершине башни тяжелый шлем Добрыни, щит, который он держит наготове, ноги в стременах — все это выражает полную готовность к бою. 

Насторожен и его чуткий, быстрый как ветер породистый конь, высоко поднявший голову, напрягший уши, вперивший зоркие глаза в даль и тонкими ноздрями внюхивающийся в воздух; развевающиеся грива и хвост коня, ржание передают его волнение. Он чует врага.

Вводя такую деталь, как полумесяцы на сбруе коня, художник дает понять зрителю, что на коне сидит победитель «злого татарина», что конь достался витязю после жестокой боевой схватки.

У Добрыни своя повадка, свои привычки, но оба они — и Илья и Добрыня — полны решимости дать отпор врагу.

Соответственно тому, что говорили былины о нем, художник пишет Добрыню представительным, величавым и внутренне собранным. Его богатые доспехи и одежда, так же как и сбруя его белого коня, украшены чеканным орнаментом. Его лицо проникнуто величественной красотой, ясностью пытливой мысли.

<\p>

В колорите фигуры Добрыни и его коня применены Васнецовым любимые народом красочные сочетания красного, белого, ярко-зеленого, золотисто-желтого. Они характерны для народных русских изделий и для новгородской школы нашего древнего искусства. Но Васнецов обогащает их цветовую насыщенность.

Сочен цвет зеленых сафьяновых сапогов Добрыни, выразительна окраска «червленого» щита, красива красная шлея с золотыми украшениями на белом коне. Необходимую суровость вносит серый цвет кольчуги и шлема.<\p>

На картине Алеша дан молодым красавцем, он — ловкий, находчивый и всегда готовый на выдумки певец и гусляр-богатырь.

В его широком смуглом, обветренном лице с густыми, черными бровями, выразительными, умными и живыми глазами, с мягкими очертаниями губ и подбородка выражена прелесть облика молодого русского крестьянина. Тип его схож с лицом Ивана-царевича на картине-сказке. Такие черты красоты любимы художником. Здесь они получают утверждение, так как полны жизненных сил.

Под одеждой, кольчугой и полуброней, облегающей лишь нижнюю часть груди, чувствуется крепко сложенное, сильное тело, могучие плечи. Алеша — воплощение отваги и смелости. Но он и «душа-парень», умеет биться, умеет и веселиться. С гуслями не расстается, они у него привязаны к седлу.

Эту русскую национальную черту характера не забыл показать Васнецов: темно-красная одежда Алеши, гнедая масть его коня создают ту красочную гамму, которая соответствует горячему темпераменту молодого богатыря.

В шитье рубашки, в нарядном поясе и шейном украшении, в убранстве шлема, доспехов, оружия, седла и в упряжи рыжего ловкого, подвижного, увертливого коня — во всем сказывается внимание к наряду витязя и к его красоте.

В сравнении с произведениями «После побоища», «Витязь на распутье», «Битва русских со скифами» — «Богатыри» выделяются своей строгой, суровой простотой и монолитностью композиции. Мысля большими масштабами, Васнецов в композиции «Богатырей» давал широкие линии и массы. Выдвинув на первый план «богатырскую заставу», он отказался от расположения ее в центре картины.

Оно вытекало из задуманного сюжета произведения: опасность приближается справа, и туда направлено все внимание заставы.

Пейзаж «Богатырей» — пример монументально-эпического пейзажа. Над ним Васнецов работал долго, прилагая все усилия для того, чтобы найти выразительные соотношения линий, планов, характер растительности, земли и неба. …это луг и перелески.

Маленькие сосенки и елочки, родные деревья русской земли, на переднем плане картины поставлены как указание, что богатыри стоят на родной земле и стерегут свою родину. Композиционно эти деревца помогают ярче воспринять мощь богатырей. Имеются прекрасные этюды с натуры, в которых автор настойчиво искал мотив синтетического пейзажа.

<\p>

Соками плодородной прекрасной земли, силой громадных просторов веет от всего пейзажа картины. Белые густые, клубящиеся облака плывут за насторожившимися богатырями, ритмически повторяя их абрисы, контрастируя с плотными массами их силуэтов и. темно-зелеными могучими холмами, которые предельно простой, плавной и выразительной линией контура передают просторы великой родины. Перед зрителем развертывается героический пейзаж подлинно монументальной композиции. Живопись картины крепка и выразительна. Васнецов искал и нашел гармоничное сочетание сильных по цветовой насыщености красок, своей суровой простотой соответствующих образам богатырей. Придавая всегда большое значение колориту, Васнецов однажды высказал следующую мысль: «… поэтичность картины едва ли не более всего заключается в тоне и красках».

Образы Ильи, Добрыни и Алеши — большая удача русской исторической живописи. В них величаво воплощена правда о народе, в них выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее.»

(Н. Моргунов, Н. Моргунова-Рудницкая, «Васнецов Виктор Михайлович» («Русские художники. Монографии»), 1962 г.)

Описание картины «Богатыри» из книги В. Н. Осокина «В. Васнецов» (серия «ЖЗЛ»):

«…трепетно-бережливо относился к «Богатырям»… Васнецов, понимая, что они самая высокая вершина в его творчестве. 

Возвышенность, с которой открывается дальний горизонт. Три всадника в древнерусском снаряжении на борзых конях. Эта застава богатырская, грозная, мимо нее даже зверь не прошмыгнет, птица не пролетит незамеченной. 

Видимо, что-то там, чуть-чуть направо, привлекло их зоркое внимание. Насторожились богатыри. 

Могучий воин, тот, что в самом центре, на исполинском черном коне, приложил десницу к челу и встматривается из-под рукавицы, загородившись от неярких, последних лучей солнца. 

Богатырь, что справа на белом, словном вымытом струями потока коне, уже готов порывисто вырвать их ножен тяжелый меч. Его чуткий конь тоже посматривает вправо. 

Третий всадник кажется спокойным и лишь положил руку на свой лук. Его буланый конь пощипывает траву. 

Это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — любимые богатыри русские. 

Илья Муромец кряжист и могуч, как вековой лес, близ которого он вырастал. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», называемую иначе шестопером, и даже рука его, поднятая для защиты от солнца, не согнеся от этой тяжести. 

Илья простой и прямой человек. О его прямоте и честности свидетельствуют крупные, добрые и мягкие черты чисто русского крестьянского склада лица, прямой, открытый, пристальный взгляд черных глаз.

О недюжинном уме Ильи, о несгибаемой силе воли говорит широкий, упрямый лоб, плотно сомкнутый под большими усами рот. Большая благородная голова величаво покоится на удивительно широких, впрочем, пропорциональных туловищу, плечах.<\p>

уже поседел, густая седая прядь выбилась из-под шлема, серебряные нити сверкают и в черной бороде.   

Совсем по-другому выглядит в картине, как и в былине, Добрыня Никитич. 

Он, повестствует былина, был происхождения знатного, «чадо милое» богатого рязанского князя Никиты Ивановича и его жены Амелфы Тимофеевны. Он дружинник киевского князя Владимира Красное Солнышко.

Васнецов показал его городскую стать, изысканную украшенность и изящество снаряжения. …сбруя Добрыниного коня радует глаз позолотой тонких украшений. И щит Добрыни, чуть прикрытый гривой коня, — явно заморской работы.

Он так и горит-переливается вкрапленными в него жемчугами-самоцветами. 

Суров и строг взор Добрыни, геройски победившего Змея Горыныча и Бабыгу (хана Батыя). Справедливость и благородство отличают витязя. Но он уступает все же крестьянскому сыну в мощи и особенно в величавой простоте духа. 

Психологически сложнее, замысловатее всех Алеша Попович. 

Он врага побеждает не богатырской силой — у него не так много ее — сколько сметливостью да ухваткой.  

Алеша и Тугарина Змеевича одолел хитростью.  

Алеша Попович на картине Васнецова не так могуч, как Илья и Добрыня. И вооружен он легковато: «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка каленая» — вот и все оружие. Щита вовсе нет. В правой руке — «гусельки яровчатые». Балагур, весельчак Алеша — мастер попеть и поиграть, попривородить сердца молодушек. 

Глаза Алеши как бы ненароком скошены вправо, где что-то предвещает опасность. Он уже замышляет нечто коварное, смертельно-губительное для врага. 

Его конь все еще беззаботно щиплет траву. Но пробьет час, и он полетит, как ветер.<\p>

Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа и необоримой силы перед нами воплощена в картине Васнецова богатырская застава древней Руси.

Художник твердо верил в реальное существование подобных богатырей. Эта вера водила его кистью, и потому полотно так сильно своим проникновенным реализмом.<\p>

Целостна и крепка живопись полотна.

Благородно-красивы, хотя и просты, без излишней эффектной сочности и резкости, сочетания красок — зеленой и коричневой, красной и белой, черной и синей.<\p>

Четверть века с лишним создавались «Богатыри».

Но они не хранят ни малейшего следа тех творческих исканий, колебаний, которые пережил художник за столь долгий срок. Полотно удивительно непосредственно, елино своей органической, неразрывной целостностью.» 

(В. Н. Осокин «В. Васнецов», серия «ЖЗЛ», 1959 г.)

В. В. Стасов о картине «Богатыри»:

«Эти «Богатыри»… выходят словно pendant, дружка, к «Бурлакам» Репина. И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная, обращенная на службу скотинную, или машинную, а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа… …что останавливает глаз и глубоко проникает в душу, это то, что среди всего этого вооружения, мечей, кольчуг, копий, шлемов, стремян и плетей из картины несется не только одно впечатление силы и кровавых будущих расправ … но еще впечатление благости, великодушия и добродушия — ими полон, всего более, сам Илья Муромец, главная срединная фигура».

(В. В. Стасов, статья «Мой адрес публике, 1899 г.)

Это было описание картины «Богатыри» Васнецова для сочинения и история создания, анализ образов богатырей и т.д. (Эту картину иногда ошибочно называют «Три богатыря».)

Смотрите: Материалы по другим картинам

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/opisanie-bogatyri-vasnecov-sochinenie.html

Известная картина Васнецова «Три богатыря» :

Виктор Васнецов – это один из самых знаменитых художников дореволюционной России. Его сказочные, фантастические сюжеты известны практически каждому школьнику.

Картина Васнецова «Три богатыря» является самой масштабной по размерам, да и по значению, в карьере художника. В ней воплотились могущество, гордость, сила, стать русского народа.

Оставаться равнодушным, глядя на данную работу, практически невозможно.

Только вот перед анализом главных образов следует заметить, что очень часто картину называют неправильно. Настоящее название – «Богатыри», а не «Три богатыря», как полагают многие. Хотя сейчас искусствоведы на этом особо не настаивают.

Идея картины

Замысел картины пришел к художнику намного раньше, чем она была написана. Целых тридцать лет первый набросок, совсем сырой еще рисунок, был создан во время пребывания Васнецова в Париже. Как говорил сам живописец, хоть работа и тянулась весьма долго, но все равно его руки буквально тянулись к ней. Написать «Богатырей» было его творческим долгом, долгом перед каждым русским человеком.

Уже в России, в стенах своей любимой мастерской, Васнецов спокойно и кропотливо заканчивал шедевр. Картина Васнецова «Три богатыря» увидела свет в самом конце девятнадцатого столетия.

Сразу же после того как Виктор Михайлович закончил ее написание, она была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в коллекцию всемирно известной галереи.

Очень интересна, а также хорошо запоминается зрителю картина Васнецова «Три богатыря», фото расположено выше.

Критические заметки

Читая критические статьи тех, перед кем картина Васнецова «Три богатыря» предстала впервые, можно заметить, что отзывы о ней только лишь положительного характера. Колорит, замысел, перспектива и реалистичность – все в данной работе вызывает лишь восхищение. Критик В. Стасов писал о том, что ни одно иное полотно так не напитано патриотизмом и духом Руси.

Картина «Три богатыря», Васнецов. Описание

Это самая настоящая ода героизму и любви к своему Отечеству. Главные персонажи картины имеют необычный облик.

Перед зрителями предстают древние витязи, те самые былинные герои, о подвигах которых когда-то слагали легенды: Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Итак, очень долго готовилась выйти в свет картина «Три богатыря».

Васнецов описание свое собственное, теоретическое не оставил. Но зато существует весьма много искусствоведческих анализов к данному шедевру.

Илья Муромец

В центральной части картины верхом на вороном коне восседает сам Муромский богатырь Илья. От этого образа так и веет уверенностью, мощью и силой. Он разительно отличается от двух других богатырей своей умудренностью и спокойствием. Он будто могучий дуб, которому нипочем даже буря.

Одной рукой он заслоняется от солнца, высматривая врага, на предплечье висит тяжелая палица, другой же удерживает копье. И хотя Илья Муромец нарисован в кольчуге, с боевым оружием, все равно ничего опасного и устрашающего в данном образе нет.

Алеша Попович

Правее изображен самый молодой богатырь – Алеша Попович. Смелость его кажется слегка напускной. В нем нет столько силы, как в его товарищах. Но зато насколько красив и благолепен этот воин.

Он тоже не боится сечи, а если придется встретить врага, то точно не подведет. Под его седлом рыжая лошадь, к седлу привязаны гусли, наверняка Алеша Попович во время нелегкого и долгого похода развлекает богатырей.

Вооружение у него легкое – это лук и колчан со стрелами.

Добрыня Никитич

Ну а третьим, уже на белом коне, предстает перед зрителем Добрыня Никитич. Он отличается от двух иных образов, воплощая знания, культуру русского народа. Он так же силен, как и Илья Муромец, но сила эта в нем потаенная. От него веет осмотрительностью и вдумчивостью поступков.

Тем-то и хороша картина «Три богатыря» Васнецова, что богатырей видишь единомоментно всех вместе. Их образы сливаются в единый дух – дух русской народности. Ракурс, от которого отталкивался художник, очевиден: зритель как бы смотрит на богатырей немного снизу, от земли, именно поэтому картина и выглядит так помпезно и торжественно.

Задний план

Интересна и деталировка картины. Дело в том, что абсолютно все, что предстает перед глазами, когда смотришь на этот шедевр, символично. Не случайно в качестве заднего плана выбраны русское поле и лес, этот одухотворенный пейзаж будто вобрал в себя настроение полотна.

Над полем клубятся темные тучи, ветер развивает гривы коней и пожелтелую траву. Страшная птица летит подальше по направлению к лесу от места событий. Вся природа будто замерла в ожидании врага. Это же можно почувствовать и в образах главных персонажей.

Еще больше к мысли о предстоящей сече подталкивают серые надгробия, что располагаются на этом поле – когда-то здесь уже происходили сражения.

Но только вот страшно не становится от этого мрачного места, ведь на защите рубежей русских стоят три бравых героя, три богатыря.

Интересно, что обычно на Руси в слово «богатырь» вкладывали не только всем известный смысл – защитник, но еще так называли человека набожного, богоугодного. Именно таковыми можно назвать и богатырей Васнецова.

Картина Васнецова «Три богатыря» и сейчас находится в московской Третьяковской галерее, рядом с ней всегда можно увидеть экскурсионные группы, которые подолгу задерживаются, чтобы получше разглядеть всемирно известный шедевр. Полотно В. Васнецова — поистине одно из самых замечательных творений русских художников.

Источник: https://www.syl.ru/article/186201/new_izvestnaya-kartina-vasnetsova-tri-bogatyirya

Картина три богатыря Виктор Михайлович Васнецов

Картина три богатыря Васнецов написал сие произведение в 1898 году, над этим поистине исконно русским живописным шедевром он трудился около двадцати лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.

Если сегодня эта картина три богатыря состоит и двух слов, то у Васнецова название картины было довольно таки длинным, как и задумывал сам мастер: Богатыри Алеша Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич.

Илья Муромец — это русский былинный герой, он самый сильный и мудрый, восседает на черном коне и вглядывается в даль в поисках врагов. С его мускулистой руки свисает тяжелая булатная палица, в другой руке острое копье наизготове. Слева от Ильи Муромца, на белом коне богатырь Добрыня Никитич, будучи готовым к бою, он грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч.

От одного только вида этих первых двух богатырей враг может вздрогнуть и повернуть обратно.

Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне восседает Алеша Попович, левой рукой он держит свой меткий лук, от стрелы которого ни один враг еще не увернулся. Его сила кроется в его хитрости и смекалке.

В этой велико-русской троице Алеша никому не дает поскучать, в часы отдыха он может грамотно пошутить, рассказать интересную историю и на гуслях поиграть.

Характеры Трех богатырей переданы Васнецовым воистину непререкаемо, в них отражено величавое спокойствие в котором присутствует дух правого дела, пресечь который никому не позволено.

Как известно по историческим преданиям богатырь Илья Муромец выходец из крестьянской семьи жившей в селе Карачарово в окрестностях города Мурома или Муромля, что во Владимирской губернии, другая версия гласит, что Илья Муромец уроженец Черниговщины, но мы это оставим на суд историков. В детстве он был болен и обездвижен, страдал параличем, много молился о выздоровлении, излечился благодаря старцам знахарям.

Характер героя уравновешенный и смиренный, глубоко верующий и конечно справедливый. Никогда не задавался своей силушкой перед своим окружением. В схватке с врагами всегда побеждал и не имел поражений, побежденных отпускал на четыре стороны, поэтому слава о Илье Муромце быстро расходилась в народе, как о бравом герое имеющий много положительных качеств, всеми уважаем в том числе и врагами.

Добрыня Никитич по историческим данным родился городе Рязани в купеческой семье, при другом раскладе сын поместного Рязанского воеводы Никиты.. По другой версии во времена князя Владимира Красного Солнышка был воевода, нареченный именем Добрыня, собственно он и был дядей князю Владимиру.

Как полагается в княжьих семьях, добрыня был образованной личностью, В детстве его обучали различной грамоте, творчески одарен, мастер игры в шахматы, поговаривают, что в этой игре однажды обыграл самого татарского хана.

  Отличный стрелок, храбр и мужественен, здоровьем не обижен, силен и ловок, первый богатырь, может взяться за рискованные задания, за которые другие просто побаивались. Грамотно махает против врагов мечом, метко стреляет из лука, в свободное играл на народных музыкальных инструментах , типа гусли, свирели и т п. Характер справедлив и дипломатичен.

Алёша Попович по известным летописям родился в боярской семье, нареченный именем Александр (Олеша) Попович,, а при других 2-х версиях он являлся сыном Ростовского священника во времена князя Владимира Святославича или , что менее вероятно, он вообще был родом из Полтавской губернии с местечка Пирятин.

Относительно его сослуживцев Илью Муромца и Добрыни Никитича он не так силен, хромает на ногу, но обладает другими важными свойствами характера, он хитер, иногда в бою без этого не обойтись.

В его дружине очень ценилось его смекалистость, благодаря своему недюжинному уму он, как бы , выходил сухим из воды. В жизни он интриган и казанова, задористо играет на гуслях. Не смотря на более хрупкую фигуру Алеши Поповича, по былинным преданиям он побеждает Тугарина Змея.

Картина три богатыря самая значительная в творчестве Васнецова, в русской живописи ни один художник не уходил так глубоко, как Васнецов отдавая себя полностью былинно эпическим сюжетам.

После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.

Размер холста не маленький, составляет  295,3 на 446 см

Немного юмора! Это не по заданию))) Кликните по картинке с нарисованными богатырями

Современный прикольный анимированный шарж 3 Богатыря.

Картина с богатырями популярна во все времена, если сказать, что в наше время для украшения наших квартир, кто то покупает репродукции знаменитой работы Васнецова, кто то заказывает маслом на холсте.

В последнее время стали заказывать дружественные шаржи для неразлучных и сильных духом друзей, даже в таком анимированном виде. Подобная прикольная картина возможно в богатой раме может развеселить всех ваших знакомых, не правда ли?

Источник: http://www.art-portrets.ru/bogatyri_vasnetsova.html

Описание картины «Три богатыря» В.Васнецова

Появившись на свет в семье вятского священника, В. Васнецов вырос в том краю, где всегда почитались старинные обычаи и обряды, рассказывались былины, сказки и легенды. С самого юного возраста будущий автор картин на фольклорную тематику был связан со сказочными героями и былинными персонажами.

Потом он стал учиться в Академии художеств и стал изучать не только приемы портретной живописи, а и историю Руси, которая, как известно, напрямую связана с устным народным творчеством.

Среди первых работ на тематику фольклора стоит назвать такие произведения как «Ковер-самолет» и «Витязь», которые знамениты изображенными на них богатырями, причем один летит над русской землей, а другой строит на страже ее границ. Имя В.

Васнецова знают и как одного из иллюстраторов русских сказок, среди которых – «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Сивка-Бурка» и многие другие. Эта страсть к изображению героев сказок и былин, которую многие художники сделали лишь частью творческого наследия, Васнецов развил, что дает право считать его асом своего дела.

Талантливый архитектор и иллюстратор, он не только изображал страницы отечественной легендарной истории, а и привносил в нее мощнейший идейный смысл.

Одной из таких картин принято считать знаменитых «Богатырей», которых с легкой руки самого живописца зовут не иначе как «Три богатыря». Причиной этого стала ремарка к полотну, написанная автором: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде».

Здесь, как вы успели догадаться, изображены три основных героя былинного эпоса и три главных русских богатыря, образы которых эксплуатируют отечественные политики и мультипликаторы – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

Фигуры у богатырей напоминают титанов из древнегреческой мифологии, да и кони у них соответствующие – исполинские и мощные, что вызывает предположение о том, что художник изобразил эти же качества своего народа. Если говорить о размерах картины, то они так же не менее впечатляющи – 3 метра в высоту и почти 5 в ширину.

На создание данного шедевра у художника ушло около 30 лет, причем в 1871 году он создал первый карандашный набросок, а с 1881 по 1898 года работал непосредственно над картиной.

Те, кто хоть раз видели полотно в Третьяковке, непременно скажут, что оно является олицетворением силы, мудрости, молодости и удачи.

Имена каждого из троицы богатырей вы знаете с самого детства и по мультикам о приключениях стражей Руси.

Все образы картины символичны: Добрыня обладает знаниями, опытом и смекалкой, Илья наполнен жизненными силами, а Алеша отражает лиризм, романтику и веселье юности.

Центральную часть композиции полотна занимает фигура Ильи Муромца. Прототипом для него стал крестьянин Иван Петров, громадного роста мужчина, неизрасходованные душевные качества которого Васнецов разглядел в его глазах и изобразил их на портрете.

В былинах же образ русского богатыря представлен как образ любимца всех – и старых, и молодых, и детей и взрослых. Илья Муромец – это вполне реальный исторический персонаж, а сказания о нем не что иное, как хроники событий. Позже этот богатырь стал монахом в Киево-Печерской лавре и в настоящий момент причислен к лику святых.

Данные факты художник знал, и перед зрителями предстает могучий воин и открытый человек, в котором странным образом соединились недюжинная сила и широта души. Огромный черный конь требует вместо упряжки массивной металлической цепи, а его развивающаяся на ветру грива и мощные ноги дополняют величие богатыря.

Илья, сложив руку козырьком, смотрит вдаль, словно выискивает супостата, которому всегда готов дать отпор.

Русские предания говорят о прекрасном образовании и мужестве Добрыни Никитича, а сам художник воплотил в нем собирательный образ рода Васнецовых – отца, дяди и самого себя. Вот причина, по которой исследователи отмечают сходство черт лица и размера глаз с внешностью художника.

В былинах Добрыня всегда молод и удал, он тот молодец, который носит заговоренную броню и меч-кладенец, а художник, наоборот, изобразил его величавым и умудренным жизнью человеком. Черты лица богатыря благородны, словно подчеркивают его образованность.

Но этот человек способен остановить врага не только силой слова, а и мечом, который уже готова выхватить из ножен его рука.

Алеша Попович – самый молодой из всей троицы. Этот стройный юноша нарисован со старшего сына мецената Саввы Мамонтова Андрея, умершего в юном возрасте. Говорят, что это был человек веселый и общительный, а художник перенес эти черты на картину, изобразив Алешу с гуслями, прикрепленными к седлу.

Каждый из героев вооружен, чтобы защитить Русь от нашествия неприятелей: Илья Муромец не выпускает из рук копье, Добрыня Никитич держит руку на мече, а у Алеши Поповича в руках лук. Шлемы защитников подобны церковным куполам, что является символом благословенных подвигов ради своего народа.

Пейзаж картины – целое откровение для зрителя. Былинный ковыль, зелень травы, холмы – все это собирательный образ родины, который представляет себе каждый человек.

Если посмотреть на верхнюю часть полотна, то видна надвигающаяся буря.

Гонимые ветром клочья облаков, шевелящиеся лесные травы, развевающиеся конские гривы – все это дает понять, что несмотря на монголо-татарское иго, на Руси есть люди, способные защищать других.

Нельзя пройти мимо характеристики коней, ведь это животное – обязательный атрибут каждого богатыря, его друг и соратник, который чем-то похож на своего хозяина.

Конь Ильи – упрямый верный вороной, который будет с ним до конца. У Добрыни белая лошадь, горделивая и полная достоинства, что продолжает черты характера всадника.

Алеша сидит на рыжем коне-огне, который наполнен кипучей энергией, изяществом и готов сражаться до конца.

«Богатырей» считают самой яркой и сильной картиной среди всех работ Васнецова, ведь он полностью отдавал себя эпическим сюжетам так, как делали это Добрыня, Илья и Алеша для своей родины.

Источник: http://5sec.info/kartiny/kartina-vasnecova-bogatyri-tri-bogatyrya/

Ссылка на основную публикацию