Описание композиции владимира татлина «контррельеф»

Владимир Евграфович Татлин — биография художника, личная жизнь, картины

Владимир Татлин был мастером художественного эксперимента. Он восхищался творчеством Пабло Пикассо, создавал авангардные работы в разных стилях и искал необычные ходы для оформления спектаклей.

В 1920 году художник сконструировал памятник Третьему интернационалу — знаменитую башню Татлина. И хоть проект не был реализован, башня стала визитной карточкой архитектуры эпохи конструктивизма.

Художник-бунтарь Владимир Татлин

Владимир Татлин родился в Москве 28 декабря 1885 года. Мать умерла, когда мальчику было четыре года. Вскоре отец женился вновь, и семья переехала в Харьков.

Владимир Татлин с детства хорошо рисовал и, поступив в реальное училище, начал изучать основы рисунка и живописи. Отношения с мачехой у него не сложились, и в 13 лет подросток сбежал из дома.

Он нанялся юнгой на пароход, плывущий в Стамбул.

В Москву Владимир Татлин вернулся в 17 лет. Здесь он поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Однако авторитет педагогов — известных русских живописцев Константина Коровина и Валентина Серова — ничего не значил для него.

В 1903 году за плохую успеваемость и плохое поведение Татлина отчислили. Он поступил в Одесское морское училище.

Свой мореплавательный опыт художник позже воплотил в акварельных компо­зициях «Флотские формы», «Рыбное дело», а на автопортрете художник предстал матросом шхуны «Стерегущий».

Вернувшись из очередного морского плавания в 1905 году, Татлин отправился в Пензу: он вновь поступил в художественное училище.

Летние каникулы он проводил в Москве, где познакомился с молодым художником-авангардистом Михаилом Ларионовым.

Его творческие работы повлияли на стиль начинающего художника: Татлин написал картины «Натурщица», «Лежащая натурщица», «Огород». На своих полотнах он особенно выделял пространственную композицию и цвет.

Благодаря Ларионову Татлин стал посещать собрания художников творческих объединений «Ослиный хвост», «Бубновый валет», «Мир искусства», а также встречи поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского.

Они провозглашали отказ от старых ценностей, эпатируя публику стихами и скандальными театральными постановками. Эти бунтари были близки Татлину по духу: художник остро реагировал на все, что происходило в стране.

Но политическая активность не мешала творческим поискам, и вскоре он стал одним из лидеров русских авангардистов.

В начале 1914 года Владимир Татлин отправился в Берлин. Там он играл в ансамбле бандуристов на выставке русского народного искусства. После этого художник отправился в Париж: он мечтал познакомиться здесь с Пикассо и изучить его работы.

О том, как Татлин попал в дом знаменитого мастера, доподлинно неизвестно. Существует предположение, что встречу помог организовать Марк Шагал. По другой версии, Татлин незаконно проник в дом Пикассо одним из поздних вечеров.

Молодой художник застал Пикассо за работой и был настолько потрясен его техникой, что до конца дней считал его своим учителем.

Башня Татлина

После заграничной поездки Татлин понял, что в изобразительном искусстве уже произошла революция. Теперь в его основе — материал, объем и конструкция.

Эти три понятия объединялись в одно художественное направление — конструктивизм. Татлин начал работать над собственным произведением в новом стиле — контррельефом.

Он представлял собой абстрактную объемно-пространственную композицию из меди, железа и дерева.

Впервые Татлин представил «Угловой контррельеф» на выставке 1914 года. Проект вызвал ярость консерваторов, но стал настоящей сенсацией среди коллег. Вскоре вслед за Татлиным начали экспериментировать и другие передовые художники того времени.

Революцию 1917 года Владимир Татлин принял с восторгом. Он стал председателем художественной коллегии Наркомпроса, а затем — Отдела материальной культуры. В 1919 году Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению поручил Татлину создать проект памятника Третьему интернационалу. И художник немедленно приступил к заданию.

Внешне памятник напоминал башню. Несущую конструкцию архитектор вынес наружу, а функциональные помещения из стекла подвесил внутри нее один над другим: куб, пирамиду, цилиндр и полусферу.

Куб предназначался для проведения конференций съездов; цилиндр — для всемирного исполнительного комитета; пирамида — для будущих СМИ; в верхней полусфере — синематограф.

По задумке архитектора помещения должны были вращаться вокруг своей оси с разной скоростью, а гигантский проектор на вершине здания — передавать проекцию коммунистических лозунгов прямо на облака. Башня стала одним из важных символов нового искусства и визитной карточкой конструктивизма.

Однако в послереволюционном Петрограде идеи Татлина казались утопией. Проект башни воплотился лишь в макете из дерева и металла. В конце 1920 года художник представил его на VIII съезде Советов. Руководители страны башню не оценили: Троцкому она напомнила каркас недостроенного здания, а Ленин назвал ее уродливой.

В 1925 году макет Татлина отправили на Всемирную выставку искусства в Париже. Башня произвела там настоящий фурор. В том же году конструкцию представили на первомайской демонстрации в Ленинграде.

Осознание, что его башня так и останется макетом, разрушило все надежды архитектора. Он стал вспыльчивым и неуравновешенным: однажды сломал дверь в музей и с кулаками накинулся на Казимира Малевича.

Свои идеи Татлин берег с маниакальной бдительностью: он забил окна мастерской фанерой и никого не впускал.

Дизайнер, сценограф, изобретатель

Владимир Татлин постоянно искал свой творческий путь: архитектор легко переквалифицировался в дизайнера. Он разрабатывал одежду, создавал образцы новой посуды и конструировал мебель.

Его модель пальто даже была одобрена для производства трестом «Ленинградодежда». Параллельно Татлин преподавал в учебных заведениях Москвы, Петрограда, Киева и Харькова.

Он учил художественной обработке металла, дерева, керамики, заведовал театрокинофотоотделением.

«Не к старому, не к новому, а к нужному! — призывал он. — Вещь должна быть прочной, полезной и красивой». Этим же принципам следовали и мастера эпохи Возрождения.

И словно в ответ изобретателю того времени Леонардо да Винчи, в 1929 году Владимир Татлин начал работу над новым проектом — летательным аппаратом.

В своей мастерской в колокольне Новодевичьего монастыря Татлин изучал чертежи да Винчи и препарировал птиц.

Работа над механизмом — махолетом — заняла четыре года. Татлинская конструкция-птица была выполнена из гнутого дерева, тканевых бинтов, алюминия и кожи. У нее был 10-метровый размах крыльев.

Аппарат должны были опробовать под Звенигородом, но пробный полет так и не состоялся: при транспортировке птице повредили крыло. Месяц спустя сломанный татлинский аппарат подвесили под потолком Московского музея изобразительных искусств.

Поэт Велимир Хлебников назвал конструкцию «Летатлином».

Владимир Татлин решил снова сменить сферу деятельности и стал работать в театре. Художник оформил оперы «Жизнь за царя», «Летучий голландец», а в спектакле «Зангези» по произведению Хлебникова выступил не только как сценограф, но актер и режиссер.

Особенно оригинальным было оформление пьесы «Капитан Костров». Роль водной поверхности сыграл круг из белой жести. Он вращался и отражал в себе все сценическое пространство. Фоном стала обычная серая ткань, однако именно она создала эффект обширного пространства.

В 1931 году Татлин получил звание почетного деятеля искусств РСФСР.

В 1932 году состоялась первая персональная выставка Татлина, она же стала и последней. Под руководством Иосифа Сталина советское искусство пошло по пути соцреализма, и Татлин остался не у дел. «Это художник, умерший за 20 лет до своей смерти», — позже писали о нем.

В конце 1940-х — начале 1950-х годов Владимир Татлин возглавлял бригаду художников, делавших наглядные пособия для Московского государственного университета. Также в это время он писал натюрморты и пейзажи, иллюстрировал книги и оформлял спектакли для московских театров.

Владимир Татлин умер у себя в мастерской 31 мая 1953 года. Художника кремировали и похоронили в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9443/vladimir-tatlin

Владимир Татлин: картины, башня, биография

Владимир Евграфович Татлин (1885 -1953)

Татлин принадлежал к когорте мечтателей, стремившихся реализовать в искусстве свои самые дерзкие мечты. Его творчество впечатляет и многообразием проявлений, и присущим ему внутренним единством.

Татлин был проектировщиком летательного аппарата и автором знаменитого «Памятника III Интернационала», живописцем, графиком, театральным декоратором, книжным иллюстратором и дизайнером.

Все его произведения несут на себе печать духовности и страстного порыва в будущее.

Владимир Бвграфович Татлин родился в Москве, его отец был инженером, мать — поэтессой. Свою самостоятельную жизнь он начал со службы юнгой на парусном судне.

Потом занимался сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, позже — в Пензенском художественном училище, а в промежутках — служил матросом, побывал на Средиземном море.

Свою влюбленность в море и корабли художник сохранит до конца жизни, а впечатления, почерпнутые в морских странствиях, наблюдения над жизнью природы, строением птиц и рыб пригодятся ему в будущей творческой работе.

В 1908—1911 годах Татлин сближается с левыми художниками и поэтами (М. Ларионовым, Н. Гончаровой, А. Весниным, В. Хлебниковым и др.) и в последующие несколько лет создает самые значительные свои живопис­ные произведения, такие как «Матрос», «Продавец рыб», «Букет», «Натурщица».

Написанные в характерном для тех лет экспрессивно-обобщенном, близком к кубофутуризму стиле, эти работы несли на себе печать ярко выра­женной творческой индивидуальности. Пожалуй, главной их особенностью было сочетание ясной конструктивности и захватывающего порыва.

В широте и духовности обра­зов художника, во всем их пластическом и цветовом строе прочитывалась не только устремленность в будущее, но и прямая связь с древнерусским искусством, которое Татлин усердно копировал в предшествующие годы.

Но хотя Татлин показал себя в работах 1910-х годов при­рожденным живописцем, он не смог ограничиться сфе­рой станкового искусства. С середины 1910-х годов и вплоть до 1930-х живопись уступает в его творчестве место иным видам искусства.

В 1913 году после поездки в Париж и знакомства с Пикассо художник начинает серию «контррельефов», беспредмет­ных, неутилитарных комбинаций форм, в которых мате­риалу как бы предоставлялось право говорить своим голо­сом. Лишенные прикладных функций, эти работы являлись в те годы своеобразным «антидизайном», в котором за­кладывался язык будущего дизайна и прикладного ис­кусства.

Октябрьскую революцию Татлин встретил с энтузиазмом. Он активно включается в общественную деятельность, становится одним из главных организаторов охраны старых памятников и создания новых — в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды.

Его собствен­ным вкладом в монументальную пропаганду стал про­ект «Памятника III Интернационала». Памятник этот, воскрешавший древнерусскую традицию здания-монумента, был задуман в виде башни 400-метровой высоты, внутри ко­торой крепились четыре стеклянных архитектурных объ­ема.

В основу образного решения была положена идея «сквозной динамичности». Стеклянные объемы в проекте медленно вращались вокруг своей оси, мощные спирали не­сущей конструкции устремлялись вверх навстречу друг другу, а вся башня была наклонена параллельно земной оси.

Татлин задумал свой памятник как символ единства мирового пролетариата и всех народов земли — как бы в противовес разделившей их библейской «Вавилонской башне». Но в не меньшей мере его произведение стало символом тогдашней эпохи — нищей и голодной, но штур­мующей небеса.

В творении художника как бы оживала также хлебниковская мечта о движущихся и прозрачных горо­дах будущего. В свою очередь, Велимир Хлебников посвятил Татлину стихи, в которых называл его «тайновидцем лопастей и винта певцом суровым из отряда солнце- ловов…»

Пятиметровая модель «Памятника III Интернационала» была показана в 1925 году на парижской Международ­ной выставке декоративного и промышленного искус­ства; она принесла ее создателю широкую известность и выз­вала бурные споры.

Сам Татлин был недоволен своим творе­нием из-за усложнившейся несущей конструкции, кото­рая заслонила собой главные части сооружения. Он сде­лал еще один, более цельный и лаконичный проект, остав­шийся в эскизном варианте…

В историю современного искусства татлинская башня вош­ла как памятник «железного» 20 века, одно из первых произведений конструктивистского стиля, возникшего на стыке искусства и инженерии. Предполагалось, что в сою­зе с техникой искусство должно стать более современным и действенным, а техника — более одухотворенной и гума­нистичной.

Для Татлина и его единомышленников конст­руктивизм был не просто стилем, а своеобразной романти ко-техницистской утопией, мечтой об активном и быстром преобразовании жизни с помощью художественного творчества.

В 1920-е годы он отдает все свои силы этому внедрению искусства в жизнь — оформляет театральные спектакли и массовые уличные действа, создает новые типы мебели, посуды, одежды, осветительных приборов. В тат- линском дизайне главным был не столько комфорт, сколь­ко создание «живых» вещей, способствующих духовному освобождению человека.

В этом плане высшим его достиже­нием стала модель летательного аппарата (конец 1920-х— начало 1930-х гг.), предназначенная для полета человека, точнее, планирования с помощью мускульной силы. Ху­дожник не случайно дал ей имя, как бы символизирующее все его творчество — «Летатлин».

Читайте также:  Описание картины франческо хайеса «поцелуй»

В основу проекта был положен уже не чисто конструктивистский, а биокон­структивистский метод, сочетавший рациональную кон­структивность с подражанием органической природе. Соз­давая свой аппарат, Татлин, подобно Леонардо да Винчи, опирался на наблюдения над строением и полетом птиц.

Его «Летатлин» в самом деле напоминает остов птицы — и при этом кажется подлинно живым. Как и в рисунках Леонардо, источником жизненности является здесь не прос­тая имитация природы и не технический расчет, а целост­ная художественная интуиция.

Подобно всем остальным работам Татлина, его аппарат «для свободного парения» — прежде всего художественное произведение. И если в функци­ональном плане он, как и ряд других замыслов худож­ника, остался утопией, то в художественном отношении «Летатлин» обладает подлинной реальностью, воплоща­ющий и ясную логику конструкции, и не поддающуюся ра­циональному анализу органическую жизнь природы, и свободный полет человеческого духа.

В последующие десятилетия творчество Татлина приняло другое направление. Он отдает почти все свои силы те­атру, много работает также в области книжной иллюст­рации, сочетая прежние конструктивистские принципы с углубленным и зачастую окрашенным в драматические то­на психологизмом.

Н. АПЧИНСКАЯ

Картины Татлина

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2625-tatlin.html

«В. Татлин: проблема творческой эволюции»

Татлин, тайновидец лопастей

И винта певец суровый,

Из отряда солнцеловов.

Паутинный дол снастей

Он железною подковой

Рукой мертвой завязал.

В тайновиденье щипцы.

Смотрят, что он показал,

Онемевшие слепцы.

Так неслыханны и вещи

Жестяные кистью вещи.

Велимир Хлебников, 1916 г.

     Владимир Евграфович Татлин – это не просто художник, это фантастический экспериментатор в искусстве XX века. Он сочетает две оппозиции «вещь» и «произведение искусства». Он создает не просто искусство, а новый тип — сочетает утилитарные предметы с художественной идеей.

Это происходит таким образом, что оба инструмента в руках художника не растворяются друг в друге, а создают некий синтез позволяющий выйти за пределы пространства живописи. Его творчество – это постоянный поиск новых форм, сочетающий в себе корабельные мачты, закрытую звонницу Новодевичьего монастыря, бандуру, воздух. В.

Татлин писал: «Воздух есть тоже материал и если его органически изучить, то мы будем владеть им, как камнем, железом или водою»[1].  В своем творчестве В.Татлин как будто бы стремился к бесконечности. Бесконечности «ленты Мебиуса»[2], которая позволяет существовать в трехмерном пространстве и перемещаться из одной точки в другую без помех.  Творчество В.

Татлина – это бесконечность воздуха, новых материалов и новое видение форм в классических образцах. Из воспоминаний В.М.

Ходасевич[3]: «Вот, Валечка, взгляните, «Мадонна с младенцем», а я вижу замысел Кранаха – ему нужно было построить композицию из треугольников, он и решил ее прекрасно, а чтобы понятнее (может, это заказ был!), врисовал в треугольники дамочку с ребенком – трогательно, хоть слезы лей!»[4]. Позднее его «Мадонна» в треугольниках была выставлена в салоне Михайловой в Москве, где, в том числе, были представлены работы нескольких футуристов В. Маяковского, В. Каменского и других.

      Контррельефы В.Татлина, как отмечал Н.Пунин[5], не укладываются в рамки созерцания или любования, как это применимо к классическим рельефам.  Контррельеф требует непосредственного участия зрителя, как центральной точки опоры. Искусство от созерцания переходит к духу действия.

Здесь идет речь не о непосредственном включении зрителя в реализацию творческого объекта (хотя работа художника «Летатлин» переходит уже к физическому действию). Как выражался сам В.Татлин, зритель должен «осязать глазом», чувствовать утилитарный материал в духе художественной идеи.

Воспитание своего «глаза» происходило у В.

Татлина с ранних лет: «В промежутках между художественным училищем и училищем живописи, ваяния и зодчества я направлялся в дальнее плавание для заработка, а также это давало мне возможность видеть: корабли, море, разные иные земли, людей, рыб и птиц, за чем я уже тогда зорко наблюдал, и это наталкивало меня на разные мысли, которые в дальнейшем я осуществлял»[6]. В своей статье А. Раппапорт[7] «К пониманию «контррельефов» В.Татлина» пишет об интересе к «материаловедению». Техника, как отмечает искусствовед, выходит за свои рамки и приобретает самостоятельное значение. Это касается многих видов искусства.

     На этом стыке поиска новых форм засчет использования материалов возникает Татлин–театрал. Союз В.Хлебникова и В.Татлина привел к любопытным экспериментам в области постановки и сценографии. Ярчайшей работой этих искателей форм является спектакль, поставленный по драматической поэме В.Хлебникова «Зангези».

Как пишет сам автор в ведении, эта сверхповесть есть «зодчество из рассказов» в свою очередь являющимся «зодчеством из слов». В.Татлин  создает сценографию будущего – его идеи по оформлению театральных постановок предвосхищают современный театр.

  Греческие актеры, выбегавшие на авансцену, были в обличии богов и героев Олимпа, тем самым создавая между зрителем и действом пропасть мифологем. Во времена Шекспира создается окно в эмоциональный мир бытия человека, через героев, которые существует где-то за пределами осязания обывателя.

Французская революция полностью перевернула  представление о театральной постановке, поместив на сцену героев реального мира и самих зрителей. Один из следующих шагов в развитии театра совершила постановка «Зангези», создав аллегорию современного мира (В.Татлин осуществил постановку поэмы В.

Хлебникова, уже после смерти автора, в качестве режиссера, художника и чтеца в 1923 г.). Эскизы и реконструкции костюмов, представленные на выставке «Бесконечная Татлин чаша великого», говорят об уходе от этнографической точности воспроизведения реальности.

  Его костюмы, кажется, изображают будущее в маске настоящего, его декорации – это тщательно сконструированный хаос материалов. Татлин стал хлебниковским «будетлянином»[8]. Другие театральные работы художника — «Жизнь за царя» и «Летучий голландец» — были выполнены без какого-либо заказа и отношения к театральной постановке. Это были выставочные произведения.

     Все творчество В.Татлина идет под знаменем выхода в новое пространство. Многие художники авангарда в своем творчестве пытались вырваться из оков грунтованных холстов, создавая динамизм в пределах живописного полотна. Знакомство  В. Татлина с Пабло Пикассо в Париже 1914 г. помогло первому привнести в свое творчество элементы кубизма.

  Многие искусствоведы считают, что русский художник был прямым подражателем творчества испанца, но вышедшим на новый уровень изображения в пространстве. Однако В.Татлин лишь продолжил идею формообразования, которым некоторое время занимался П.Пикассо в период своего творчества — кубизма. П. Пикассо подарил В.

Татлину новую «науку», которая заключалась в абстрагировании от реальных форм, но при этом сохранении целостности композиции. Это весьма видно в работах русского художника с обнаженными формами. Одна из ярчайших работ «Натурщица» 1913 г., представленная на выставке «Бесконечная Татлин чаша великого».

   Джакомо Балла – итальянский художник и представитель футуризма обращался к основополагающим категориям своего направления – «движение», «скорость». Он создавал ряд одновременно переданных на плоскости движений (принцип симультанности). В.Татлин смог вырваться из  живописного пространства и создавать в трех векторах.

Работы архитектора конструктивиста Гюстава Эйфеля имеют непосредственную перекличку с творчеством русского художника. Эйфелева башня — работа французского инженера – и «Памятник III Интернационалу» (макет которой можно было встретить на ступеньках выставки в Третьяковской галереи) напоминают рукодельное пластическое сооружение, изображающий некий символ.

Возможно, эти работы имеют перекличку с архаическими корнями. Эти объекты восходят к древним зиккуратам, имевшим космический и в то же время погребальный смысл. Эти вертикали стремятся к какой-то детской наивности, веры в то, что человек сможет полететь. Это «паутинный дол снастей».

     «Бесконечная Татлин чаша великого, не выпить не только ему — одному поколению». Эти слова Н. Пунина ознаменовали выставку, прошедшую в Государственной Третьяковской галереи в минувшем месяце. Как писал сам В.Татлин, он занимается не искусством, а «изобразительным делом».  Художник прорубил окно в будущее, реализуя в своем творчестве не просто идею, а целый мир.

«Татлин дал через это изобразительное дело новую форму миру. Новая форма — рельеф повышенного типа — полярна прошлому, вышла за все пределы живописи как таковой, это тучи стрел — в будущее без оглядки»[9], писал Н.Пунин. Творчество В.Татлина можно сопоставить с природным, чистым, даже женским началом. Чаша, как символ утилитарности и духа свободы, инверсии купола или омфалоса.

Бесконечность – сосредоточение трехмерности, которое использует В.Татлин в своих контррельефах. Бесконечность чаши создает фантастическое прилагательное, которое применяет Н.Пунин к образу совершенно невиданного мастера. Величие художника заключается в его силе к абсолютной достоверности, чистоте.

«Бесконечная Татлин чаша великого» — это сосредоточие мира в одной личности, с которым попадаешь «изо льда в кипяток и обратно»[10].

[1] Н.Пунин «Татлин – против кубизма»

[2] Лента Мебиуса — топологический объект, простейшая неориентируемая поверхность с краем.

[3] Валентина Михайловна Ходасевич (1894—1970) – известная советская художница.

[4] В. Ходасевич «Портреты словами», гл. «Приезд Татлина».

[5] Николай Николаевич Пунин (1888—1953) — историк искусства, художественный критик.

[6] Н. Пунин «Татлин — Против кубизма».

[7] Александр Гербертович Раппапорт (23 октября 1941, Вологда) — архитектор, теоретик архитектуры, архитектурный критик, искусствовед.

[8] Термин был изобретён (образован от словоформы будет и землянин) Велимиром Хлебниковым для обозначения деятелей искусства футуристического толка.

[9] Н.Пунин «Татлин – против кубизма»

[10] В.Ходасевич «Портреты словами», гл. «Приезд Татлина».

Источник: https://stravinskay.livejournal.com/1231.html

ТАТЛИН, ВЛАДИМИР ЕВГРАФОВИЧ

ТАТЛИН, ВЛАДИМИР ЕВГРАФОВИЧ (1885–1953), русский художник; наряду с К.С.Малевичем – один из двух самых авторитетных лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Родился в Москве 16 (28) декабря 1885 в семье инженера.

В 1899–1900, убежав из дома, устроился юнгой на пароход, совершив плавание по маршруту Одесса – Варна – Стамбул – Батум и обратно. В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в следующем году был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение».

Снова плавал матросом по Черному морю в 1904. В 1905–1910 занимался в Пензенском художественном училище. Завязал связи с М.Ф.Ларионовым, Д.Д.Бурлюком, В.В.Хлебниковым и другими авангардистами, участвовал в выставках «Мира искусства» и «Союза молодежи», а также в выставках «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

В 1912 устроил в Москве свою собственную мастерскую-школу. Побывал в Германии и Франции (1914), посетил студию П.Пикассо в Париже.

В ранней живописи Татлина аналитически выделяются крупные, ритмически соподчиненные плоскости (Матрос (Автопортрет), 1911, Русский музей, Петербург).

В своей сценографии, совмещая черты модерна и футуризма, он экспрессивно воплощает всеобщий, «мировой» ритм (оформление «народной драмы» Царь Максемьян в московском «Литературно-художественном кружке», 1911; циклы эскизов к неосуществленным оперным спектаклям – Жизнь за царя М.И.

Глинки, 1913, и Летучий голландец Р.Вагнера, 1915).

Наконец, в 1914 он изобретает новую разновидность искусства – «живописный рельеф» или «контррельеф» (среди сохранившихся работ такого рода – композиция из цинка, палисандра и ели, 1916; Третьяковская галерея, Москва); искусство здесь, прервав процесс пассивного отражения натуры, само выходит (буквально «выпирает») в мир, превратившись в конструирование реальных трехмерных вещей.

Активно участвуя в процессе революционных преобразований культуры, Татлин в 1918–1919 руководил московским отделом ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса.

В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям), задуманное как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной оси. Пафос вселенского обновления (комплекс должен был стать не только символическим, но и реальным культурно-пропагандистским центром мировой революции) сочетается здесь с удивительным смысловым драматизмом: монумент более всего напоминает Вавилонскую башню, причем представленную в момент наклона, т.е. начавшегося разрушения. В постреволюционные годы Татлин активно занимался преподаванием: в московских Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас – Вхутеин) и в Киевском художественном институте (1918–1930). В процессе его педагогической деятельности закладывались основы «производственного искусства», призванного, как это было изначально задано в контррельефах, создавать не образы вещей, а сами вещи, формирующие новый быт (имея в виду эту цель, он сам создает лаконично-функциональные модели прозодежды, утвари и мебели, 1923–1924). Венцом его проектной деятельности явился «Летатлин», 1930–1931, Музей истории авиации, Москва), летающий аппарат (орнитоптер), который оказался технически непрактичным (он так и не взлетел), но остроумно предвосхитил принципы биодизайна, учитывающего внутренние законы живой природы.

Читайте также:  Описание картины николая ге «суд царя соломона»

В 1930–1940-е годы Татлин активно работал как художник книги и сценограф. Однако развернувшаяся критика «формализма» все энергичнее вытесняет его как одного из лидеров этого «формализма» с художественной сцены.

С середины 1930-х годов Татлин увлеченно занимался станковой живописью, создавая натюрморты и пейзажи, реже портреты – простые по композиции, но сложные по игре живописных фактур и сдержанных, мерцающе-приглушенных тонов (цикл цветочных букетов; Череп на раскрытой книге, 1948–1953, Центральный государственный архив литературы и искусства, Москва); эти вещи примыкают уже к сугубо неофициальному «тихому искусству» тех лет.

Умер Татлин в Москве 31 мая 1953.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»

Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/TATLIN_VLADIMIR_EVGRAFOVICH.html

Супрематизм и Конструктивизм в России Неопластицизм в Голландии

Супрематизм и Конструктивизм в России Неопластицизм в Голландии Супрематизм Казимир Малевич Зал произведений Малевича на «Последней футуристической выставке 0. 10» в декабре 1915 г. в Петербурге

Казимир Малевич Черный супрематический квадрат.

Казимир Малевич Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях.

Казимир Малевич Супрематизм: Живописный реализм футболиста – красочные массы в 4 -х измерениях.

Казимир Малевич Супрематизм: Автопортрет в 2 -х измерениях.

Казимир Малевич Четыре квадрата.

Казимир Малевич Супрематическая картина.

Казимир Малевич Супрематизм (Супремус № 56).

Казимир Малевич Динамический супрематизм (Супремус № 57).

Казимир Малевич Супрематизм (Супремус № 58). Желтое и черное.

Казимир Малевич Супрематическая живопись.

Казимир Малевич Без названия (( Супрематизм) 1916; Супрематизм

Казимир Малевич Супрематизм. 1921 —

Казимир Малевич Архитектон «Бета» . 1926. Гипс

Казимир Малевич Архитектон «Зета» . 1927. Гипс

Казимир Малевич Супрематизм: « Планиты для землянитов» . Проекты. 1923 —

Казимир Малевич Красная кавалерия в галопе. 1918 -1930 (1928 -1932)

Казимир Малевич Черный крест. Конец 1920 -х годов

Казимир Малевич Голова крестьянина.

Казимир Малевич Супрематизм в одном контуре. Спортсмены. 1928 —

Казимир Малевич Крестьянин. 1928 —

Казимир Малевич Крестьяне. 1928 —

Казимир Малевич Сложное предчувствие (торс в желтой рубашке). 1928 -1932)

Казимир Малевич Красный дом.

Казимир Малевич Девушка с гребнем в волосах. 1932/

Казимир Малевич Девушка с красным древком. 1932/

Казимир Малевич Автопортрет.

Иван Клюн (Клюнков) Супрематизм.

Иван Клюн (Клюнков) Супрематизм. 1917; Супрематизм.

Илья Чашник Супрематизм. 1924 —

Михаил Матюшин Движение в пространтве (фрагмент). 1917 —

Любовь Попова Живописная архитектоника. 1916 -1917 (лицевая сторона двухсторонней живописи)

Любовь Попова Живописная конструкция. 1919 -1920 (оборотная сторона двухсторонней живописи)

Любовь Попова Архитектоническая живопись.

Любовь Попова Живописная архитектоника.

Любовь Попова Пространственно-силовое построение.

Любовь Попова Пространственно-силовое построение.

Ольга Розанова Полет в аэроплане.

Ольга Розанова Беспредметная композиция.

Ольга Розанова Беспредметная композиция.

Ольга Розанова Супрематизм.

Ольга Розанова Серия «Игральные карты» . Четыре туза. Симультанная композиция. 1915 —

Александра Экстер Венеция.

Александра Экстер Цветовая динамика. 1916 —

Александра Экстер Эскиз костюма Царя Ирода для постановки «Саломеи» . 1917. Гуашь.

Александра Экстер Цветовые ритмы.

Леопольд Сюрваж (Штюрцваге) Окрашенные ритмы. 1913 —

Конструктивизм Владимир Татлин Матрос. Автопортрет. 1911 —

Владимир Татлин Продавец рыб.

Владимир Татлин Портрет художника (автопортрет).

Владимир Татлин Обнаженная.

Владимир Татлин Эскизы декорации к постановке оперы М. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» : Лес; Спасские ворота.

Владимир Татлин Голубой контррельеф.

Владимир Татлин Контррельеф (Живописный рельеф). 194 —

Владимир Татлин Рельеф. Материальный подбор: цинк, палисандр, ель. 1915 —

Владимир Татлин Доска № 1 (Старо-Басманная).

Владимир Татлин Угловой контррельеф. 1915 (1925). Съемка 1915 и реконструкция 1982 гг.

Владимир Татлин Модель Памятника III Интернационалу ( «Башня Татлина» ). 1919 -1920 (реконструкция 1992 -1993)

Владимир Татлин «Летатлин» . 1929 —

Иван Пуни Натюрморт с молотком. 1915 (1921); Бани.

Иван Пуни Супрематические рельефы. 1915/1920 -е гг.

Наум Габо Голова № 2.

Владимир Лебедев Рельеф.

Супрематизм + Конструктивизм Любовь Попова Чертеж единой сценической установки к спектаклю «Великодушный рогоносец» по пьесе Ф. Кроммелинка для Театра Актера в постановке Вс. Мейерхольда.

Любовь Попова Эскиз орнамента для ткани. 1923 —

Лазарь (Эль) Лисицкий Фигурина к постановке музыкальной драмы «Победа над солнцем» . Витебск, 1919. «Новый»

Лазарь (Эль) Лисицкий Фигурина к постановке музыкальной драмы «Победа над солнцем» . Витебск, 1919. «Будетлянский силач»

Лазарь (Эль) Лисицкий Фигурина к постановке музыкальной драмы «Победа над солнцем» . Витебск, 1919. «Путешественник по всем векам»

Лазарь (Эль) Лисицкий Фигурина к постановке музыкальной драмы «Победа над солнцем» . Витебск, 1919. «Спортсмены»

Лазарь (Эль) Лисицкий Проекты Утверждения Нового (Про. УНы). Альбом 1921 г. : 1 А «Мост» ; 1 Е «Город»

Лазарь (Эль) Лисицкий Проекты Утверждения Нового (Про. УНы). Проун 30 Т.

Лазарь (Эль) Лисицкий Проекты Утверждения Нового (Про. УНы). Про. УН RVN 2.

Лазарь (Эль) Лисицкий Проект ораторской трибуны для площади.

Густав Клуцис Аксонометрическая живопись.

Александр Родченко Циркульный рисунок.

Александр Родченко Композиция № 66/86.

Александр Родченко Композиция.

Александр Родченко Висящая конструкция.

Александр Родченко Рекламный плакат с текстом В. Маяковского.

Александр Родченко Обложка каталога советского павильона на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 г.

Александр Родченко Макет интерьера рабочего клуба на Международной выставке декоративных искусств в Париже.

Неопластицизм в Голландии Пит Мондриан Красное дерево.

Неопластицизм в Голландии Пит Мондриан Серебряное дерево. Начало 1910 -х

Неопластицизм в Голландии Пит Мондриан Яблоня в цвету.

Неопластицизм в Голландии Пит Мондриан Натюрморт с банкой пряностей.

Неопластицизм в Голландии Пит Мондриан Композиция в синем, сером и розовом.

Неопластицизм в Голландии Пит Мондриан Таблица III (Композиция в овале).

Неопластицизм в Голландии Пит Мондриан Композиция из линий.

Неопластицизм в Голландии Пит Мондриан Композиция в цвете «В» .

Неопластицизм в Голландии Пит Мондриан Композиция № 3, с цветными планами.

Неопластицизм в Голландии Пит Мондриан Композиция.

Неопластицизм в Голландии Пит Мондриан Композиция. 1938 —

Неопластицизм в Голландии Пит Мондриан Бродвей буги-вуги. 1942 —

Источник: http://present5.com/suprematizm-i-konstruktivizm-v-rossii-neoplasticizm-v-gollandii/

Мемория. Владимир Татлин — ПОЛИТ.РУ

28 декабря 1885 года родился художник Владимир Татлин, один из основателей русского авангарда.

Личное дело

Владимир Евграфович Татлин (1885 – 1953) родился в Москве в семье Евграфа Никифоровича Татлина и Надежды Николаевны (урожденной Барт).

Татлин вспоминал о родителях: «Отец —…инженер-технолог, по окончании технологического института в Петербурге поступил на службу в качестве инженера путейца… Как передовой того времени инженер, был командирован за границу для изучения специальных вопросов железнодорожного дела… Мать — поэтесса… Окончила Бестужевские курсы. Ее стихи печатались в передовых журналах того времени. Ее творчество было близко к Некрасову, Полонскому. Встреча отца с матерью произошла на погребении Полонского, где мать читала на смерть поэта свои стихи». В 1889 году Надежда Николаевна умирает, в 1896 году семья переезжает в Харьков, где отец женится во второй раз.

Владимир Татлин поступил в Харьковское реальное училище, но после окончания третьего класса убежал из дома и отправился в Одессу. Там он устроился юнгой на торгово-пассажирский пароход, совершавший плавание в Болгарию и Турцию.

Заработав денег, Владимир Татлин направился в Москву, где познакомился с молодыми художниками, занимавшимся писанием икон. Во время работы с ними подготовился к поступлению в Московское художественное училище, куда был принят в 1902 году. Однако уже на следующий год Владимира Татлина отчислили «за неуспеваемость и неодобрительное поведение».

В 1904 году он поступил в Одесское училище торгового мореплавания и совершил плавание на учебном парусном судне «Великая княжна Мария Николаевна».

Наконец, в 1905 году Татлин становится учащимся Пензенского художественного училища, которое окончил в 1910 году.

В годы учебы в летние месяцы делает копии древнерусских церковных фресок, посещает Москву и Санкт-Петербург, знакомится с Михаилом Ларионовым, братьями Бурлюками и авангардистами. В 1909 году дебютировал на Третьем салоне журнала «Золотое руно» в Москве.

С 1911 года живет в Москве, но каждое лето совершает плавания в качестве матроса из Одессы по Средиземному морю в Турцию, Грецию, Италию и Египет. «В промежутках между художественным училищем и училищем живописи, ваяния и зодчества я направлялся в дальнее плавание для заработка, а также это давало мне возможность видеть: корабли, море, разные иные земли, людей, рыб и птиц…».

Татлин сближается с Ларионовым, участвует в выставках «Союза молодежи» в Петербурге, объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» в Москве, иллюстрирует сборники футуристов. Организует мастерскую в доме 37 по Остоженке, где вместе с ним начинают работать братья А. А. и В. А. Веснины, А. А. Моргунов, Н. А. Удальцова, Л. С. Попова, В. М. Ходасевич, Р. Р. Фальк и другие.

С 1914 года работает в новом, им самим изобретенном жанре искусства – «живописный рельеф» или «контррельеф». Рельефы представляли собой трехмерные композиции из  дерева, металла, стекла, штукатурки, картона, левкаса, гудрона и других материалов. Демонстрирует свои произведения на футуристических выставках в Москве и Петербурге. В 1916 году переносит мастерскую на Старую Басманную улицу.

Во время Февральской революции участвовал в организации «левого блока» деятелей искусства в Петрограде и профсоюза художников-живописцев.

В 1918 году становится председателем Московской художественной коллегии отдела ИЗО Наркомпроса.

Руководит живописной мастерской в Государственных свободных художественных мастерских в Москве, а также мастерской «Материала, объема и конструкции» в Петроградских свободных художественных мастерских.

В 1923 году Татлин в качестве режиссера и художника-сценографа поставил драматическую поэму Хлебникова «Зангези», одновременно выступив в спектакле как чтец.

В 1923-1924 годах Татлин возглавляет отдел материальной культуры Государственного института художественной культуры (Гинхука), где проектирует новые типы мебели, отопительных приборов, одежды, посуды для массового производства.

Модель пальто была одобрена для производства трестом «Ленинградодежда».

В 1925 году переезжает в Киев, где становится профессором Киевского художественного института, заведует его театра-кино-фотоотделением, а также оформляет спектакли Киевского детского театра.

После 1927 года вновь живет в Москве, преподает на двух факультетах Вхутеина: керамическом и деревоотделочном и металлообрабатывающем факультета (дерметфак). После перевода керамического факультета в Институт силикатов и стройматериалов, продолжал преподавать там до 1933 года.

Развернувшаяся борьба с «формализмом в искусстве» приводит к тому, что Татлин перестает преподавать и создавать масштабные проекты в области «производственного искусства». В 1930-1940-е годы он много занимается книжной иллюстрацией, создает оформление спектаклей для московских театров.

В это время художник возвращается к станковой живописи, которой не занимался несколько десятилетий, но работ своих не выставляет. Последние годы Владимир Татлин жил в крайне стесненных обстоятельствах, зарабатывал на жизнь, консультируя студентов архитектурного института.

Умер Владимир Татлин в Москве 31 мая 1953 года.

Чем знаменит

Татлин один из крупнейших деятелей русского авангарда.

Отказавшись от изображения предмета, он делает объектом искусства сам предмет (в «живописных рельефах»), а затем и вовсе отказывает от плоскости как последнего элемента традиционного искусства (в «контррельфах»).

Читайте также:  Описание картины микалоюса чюрлениса «лес»

После 1917 года приходит к конструктивизму, полагая, что художник должен создавать не бесполезные картины, а нужные объекты: разрабатывать модели одежды, предметов быта, мебели, летательных аппаратов, зданий.

О чем надо знать

Грандиозным проектом Владимира Татлина стал Памятник III Коммунистического интернационала (известный как «Башня Татлина»). По замыслу автора, его должны были соорудить в Петрограде.

Основой памятника должна была стать железная конструкция высотой 400 метров из двух наклонных спиралей. Угол наклона башни составлял 23,5°. Внутри спиральных конструкций предполагалось разместить несколько вращающихся зданий. Самое большое, нижнее, имело форму куба.

Он было предназначено для законодательного собрания и проведения съездов, вращалось со скоростью один оборот в год. На следующем уровне было здание в виде пирамиды.

Пирамида вращалась со скоростью одного оборота в месяц и была предназначена для исполнительных органов Коминтерна, а в перспективе – для правительства земного шара. Выше шел цилиндр, делающий один оборот в день. Здесь предполагалось разместить информационные бюро, газету, телеграф, радиостанцию.

Еще выше планировалось здание в виде полусферы, с периодом вращения в один час. Предположительно, в ней должны были располагаться художники. Особые прожекторы, по замыслу Татлина, должны были проецировать «световые буквы на облака».

Башня Татлина задумывалась как символ воссоединения человечества, разделенного при постройке Вавилонской башни. Проект получил золотую медаль на Международной выставки декоративного искусства и промышленности в Париже в 1924 году. Татлин изготовил три модели башни, но все они оказались утрачены. Нынешние реконструкции сделаны по сохранившимся фотографиям.

Прямая речь

«Я считаю Татлина единственной творческой силой, способной выдвинуть искусство за окопы старых позиционных линий. В чем его сила? – в простоте, совершенно чистой и органической.

Как мастер, он внутренне настолько проработан, что я не нахожу в нем ни одного сырого ощущения, ни одной сырой мысли. Мастер с ног до головы, от самого непроизвольного рефлекса до самого сознательного акта.

Поражающее, совершенно невиданное мастерство!»

Николай Пунин

Татлин, тайновидец лопастей

И винта певец суровый,

Из отряда солнцеловов.

Паутинный дол снастей

Он железною подковой

Рукой мертвой завязал.

В тайновиденье щипцы.

Смотрят, что он показал,

Онемевшие слепцы.

Так неслыханны и вещи

Жестяные кистью вещи.

Велимир Хлебников

«В 1913 году, двадцативосьмилетний Татлин, бывший до того учеником Михаила Ларионова, порвал в своём искусстве все связи с природой и с литературным сюжетом и выставил свои первые чисто-абстрактные «контррельефы». Они не были ни картинами, ни скульптурой. Они не были ни Малевичем, ни Кандинским.

Это были предметы, рождённые новой эстетикой эпохи механического прогресса. Ранее Татлина подобные, менее решительные, попытки были сделаны на Западе Пикассо и другими художниками-кубистами.

Татлин утверждал, что только математически рассчитанные пропорции форм, а также – правильное применение материалов с максимальной экономией, иначе говоря – полное отсутствие капризов, эмоциональных полётов и «раздражающих не-нужностей» художников – являются основой и критерием прекрасного.

Чтобы подтвердить свою идею, Татлин вырезал тщательным образом фигуры из репродукции рембрандтовской картины «Драпировщики» и вновь склеил их на бумаге, перегруппировав по иному персонажи и удлинив, благодаря этому, пропорцию картины.

Закрасив карандашом образовавшиеся пробелы, Татлин посмотрел на свой вариант и сказал, не без основания, что все сделанные видоизменения в композиции не нанесли произведению Рембрандта никакого ущерба и что оно продолжает по-прежнему сохранять все свои качества.

Затем Татлин открыл спинку своих карманных часов, полюбовался совершенной композицией мельчайших колесиков и рессор, и, отвинтив один едва заметный винтик, попытался вставить его в другое место. Но в этот момент, подпрыгнув, весь механизм часов рассыпался по столу. Часы перестали существовать.

Этим Татлин доказал для себя самого относительность художественного произведения и абсолютность механики. Татлин любил говорить, в беседах со мной, что современная фабрика представляет собой высший образец оперы и балета; что чтение книги Альберта Эйнштейна, несомненно, гораздо интереснее, чем «какой-нибудь» роман Тургенева и что поэтому искусство сегодняшнего дня должно быть целиком пересмотрено. Искусство, – продолжал Татлин – должно стать знаменосцем, передовым отрядом и побудителем прогресса человеческой культуры, и – в этом смысле – должно быть полезным и конструктивным».

Юрий Анненков

«На западном арт-рынке существует очень много подделок «под Татлина», который на самом деле оставил очень небольшое количество работ. Это во многом связано с особенностями его характера. Например, он завешивал окна своей мастерской, расположенной рядом с мастерской К. Малевича, чтобы «негодяй Малевич не подглядывал».

Бывали у него и периоды, когда свои картины и рисунки он просто сжигал, «чтобы никому не достались». И еще, главные работы Татлина, достоверно подлинные – их очень немного – почти все находятся в России. Поэтому то, что время от времени «всплывает» на арт-рынке, чаще всего подделки. Не следует также путать оригиналы с реконструкциями.

Например, существует всего четыре оригинальных контррельефа Татлина: три из них хранятся в Третьяковке и один в Русском музее».

Анна Сцех

10 фактов о Владимире Татлине

  • В 1911 году Татлин оформил народную драму «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа», режиссер которой Михаил Бонч-Томашевский стремился возродить русское балаганное искусство.
  • Татлин был первым иллюстратором Хлебникова (в футуристическом сборнике «Мирсконца») и Маяковского (стихотворение «Вывескам» в сборнике «Требник троих»).
  • В начале 1914 года Татлин едет на Русскую кустарную выставку в Берлине, где выступает в качестве слепого певца-бандуриста. После Берлина он посетил Париж, где встретился с Пикассо.
  • Татлин оформил катафалк для похоронной процессии на погребении Владимира Маяковского.
  • Одна из глав книги Ильи Эренбурга «А все-таки она вертится», посвящена Татлину и его башне.
  • В 1929-1932 годах Владимир Татлин в мастерской на башне Новодевичьего монастыря создает совместно с учениками летательный аппарат «Летатлин», в основу конструкции которого было положено строение птичьих крыльев.
  • Татлин был главным художником павильона «Животноводство» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Позднее панно, сделанные им для ВСХВ, были уничтожены как «политически вредные».
  • Модели Башни Татлина есть в Третьяковской галерее, Центре Помпиду, Музее современного искусства в Стокгольме, в выставочном зале Пензенского художественного училища, в главной столовой Оксфордского университета. Также модель башни установлена на доме 15 по Ермолаевскому переулку в Москве.
  • В конце 40-х – начале 50-х годов Владимир Татлин  возглавлял бригаду художников, делавших наглядные пособия для Московского государственного университета.
  • Урна с прахом Владимира Татлина захоронена на Новодевичьем кладбище.

Материалы о Владимире Татлине

Владимир Татлин на сайте «Говорит Москва»

Воспоминания И. Рахтанова

«Бесконечная Татлин Чаша великого. Посвящение Владимиру Татлину. К 125-летию художника». Государственная Третьяковская галерея

Владимир Татлин на сайте художников Верхней Масловки

Архив Владимира Татлина в РГАЛИ

Воспоминания о Татлине

Статье о Владимире Татлине в энциклопедии «Кругосвет»

Статья о Владимире Татлине в русской Википедии

Источник: https://polit.ru/news/2015/12/28/tatlin/

«Летатлин» приземлился в Базеле

Известен такой предположительно исторический факт: Малевич в своем супрематизме настаивал на цвете и форме, а Татлин апеллировал к предмету и конструкции. Однажды, во время очередного спора, Татлин выбил ногой из-под Малевича стул и предложил ему посидеть на тех самых цветах и геометрии… …

Странная искусственная птица, будто сошедшая со страниц старого фантастического романа «Аэлита» и добравшаяся до Базеля, более известна в мировой истории искусств как Летатлин. С легкой руки поэта Владислава Ходасевича, назвавшего ее так в честь автора — Владимира Евграфовича Татлина.

Почему странная? Да потому что художник изваял не модель традиционного летательного аппарата, но летающего… велосипеда. Велосипед в те годы был самым прогрессивным и демократичным транспортным средством. «Летатлину» ни разу не довелось оторваться от земли.

Его предназначение было в другом: символизировать надежды человека на гуманизацию техники.Сам Татлин жил этой идеей в эпоху, которая планомерно истребила даже чахлые ростки надежд на гуманизацию самого человека. И вот парадокс: он выжил, пойдя с ней на компромисс. Занялся сценографией, книжной графикой, т.е.

«обслуживающими» искусствами. А когда эпоха умерла вместе со Сталиным в 1953 году, через пару месяцев скончался и Великий Утопист Татлин.

В начале прошлого века русское искусство пережило короткий, но необычайнояркий период, уложившийся в неполные двадцать лет. Тогда русским художникам, скульпторам и архитекторам удалось внести в мировую культуру вклад, переоценить который невозможно и по сей день.

Василий Кандинский признан в мире как основоположник абстракционизма, Казимир Малевич – супрематизма.

А Владимир Татлин, выставка которого открывается 6 июня в базельском Музее Тэнгли, является отцом-основателем еще одной мощной ветви мирового contemporary art – конструктивизма.

Утописты – априори странные (и подчас страшные) люди. Если утопист обделен творческим даром перенаправлять энергию внутреннего напряжения на написание романа, картины или увертюры, то из него в лучшем случае получается домашний тиран в несвежей пижаме, в худшем – Андрей Чикатило.

Немногим же одаренным утопистам мы обязаны важнейшими достижениями человеческой цивилизации и культуры.Любителям искусства стоит прийти в Музей Тэнгли на Татлина. Хотя бы для того, чтобы увидеть впечатляющий пример перенаправленной в художественные шедевры человеческой энергии.Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) отнюдь не был «приятным во всех отношениях» человеком.

Детские годы, полные истерии и паранойи, необузданности и эгоистичности, давления авторитарного папаши, явили собой классическую иллюстрацию к пресловутому комплексу Эдипа, открытому  Фрейда. Тем удивительнее последующая метаморфоза мальчика со столь тяжелым психологическим грузом в одного из главных лидеров русского авангарда.

В 13 лет Татлин сбегает из дома в Одессу, нанимается юнгой на корабль, с которым посещает Турцию. Вернувшись, заканчивает Одесское училище торгового мореплавания, служит некоторое время на парусном судне. Любовь к морю у Татлина — на всю жизнь. Будучи уже известным художником, он периодически нанимается на лето матросом, познает мир.

Художественное образование он получает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, из которого его вскоре отчисляют «за неуспеваемость и неодобрительное поведение», и Пензенском художественном училище. Позже, осев в Москве, сближается с группировками Бубновый валет и Ослиный хвост, ненадолго заводит дружбу с одним из их лидеров Михаилом Ларионовым.

После ссоры с ним сближается с Казимиром Малевичем.

В 1914 году Татлин участвует в кустарной выставке в Париже, изображая слепого бандуриста — на бандуре он играл действительно хорошо. Заодно посещает мастерскую Пабло Пикассо, после чего… в Москву возвращается совершенно новый Татлин.

Кубистические коллажи Пикассо, в которых традиционная работа кистью и краской сведена к минимуму, так потрясают Татлина, что он принципиально перестает писать картины. Тогда же он порывает с Малевичем, обзаводится собственными учениками, среди которых архитекторы братья Веснины. Отныне титаны авангарда – непримиримые соперники и даже враги.

Отказавшись от живописи, В. Татлин создает из различных материалов рельефы. Если до Татлина искусство изображало предмет, то теперь оно стало самим предметом. Но Татлин идет еще дальше: уничтожает плоскость, как последний элемент традиционного искусства. Так появляется серия контррельефов.

Остается последний шаг к изобретению конструктивизма, и Татлин делает его сразу после большевистской революции. Как и почти все авангардисты, революцию Татлин принимает безоговорочно.

Цели художника и цели революции тождественны, и Татлин яростно борется с «реакционным» искусством, выдвинув лозунг «Ни к старому, ни к новому, а к нужному!».Конструктивизм – искусство предельно утилитарное: художник должен не «бесполезные картинки мазать», но создавать нужные объекты. От трусов до Дворца Советов.

Формирующие ареал обитания человека. Целесеобразные. Простые. С использованием достижений науки и техники. И тогда среда поменяет сознание человека, и появится Новый Человек — советский/коммунистический!

Самый знаменитый объект В.

Татлина тех лет – Памятник III-ему Коммунистическому Интернационалу — действительно титанический проект (запланированная высота – 400 метров), не уступающий по масштабам замысла эпохе Ренессанса. Отдаленное сходство с Вавилонской башней П. Брейгеля добавляет утопическому пафосу «Памятника» оттенок богоборчества.

Источник: http://nashagazeta.ch/news/13616

Ссылка на основную публикацию