Описание фрески мазаччо «чудо со статиром»

Мазаччо – реформатор живописи эпохи Кватроченто/Классики/Дом Художников

художник: Мазаччо [Томаззо ди Джованни ди Симоне Кассаи]
годы жизни: 1401-1428
виды изобразительного искусства: живопись, художественная роспись (фрески)
эпоха: кватроченто

Мазаччо. Биография

Почётная роль представлять живопись флорентийского Кватроченто выпала на роль художника Томаззо ди Джованни ди Симоне Кассаи, известного под именем Мазаччо.

Он родился 12 декабря 1401 года в семье нотариуса, в местечке Сан Джовани Вальдарно недалеко от Флоренции.

 Мазаччо. Автопортрет

Его отец умер совсем молодым в возрасте 27 лет (его знаменитому сыну было отпущено прожить столько же). Будущему художнику было всего пять лет, когда его отец отошёл в мир иной.

Его мать, хозяйка небольшой деревенской гостиницы, вторично вышла замуж за престарелого местного аптекаря Тедеско ди Мастро Фео, который умер, когда Томаззо было 16 лет. Томаззо стал старшим мужчиной в семье, её кормильцем.

По воспоминаниям современников он был добрым, отзывчивым человеком, никому не отказывающим в помощи, часто в ущерб себе. За невнимание к окружающей жизни и одежде тосканцы дали ему прозвище Мазаччо (“Неуклюжий”).

В 1418 году Томаззо отправился во Флоренцию учиться живописи. По свидетельству Вазари его первыми учителями были Мазолино да Паникале и Мариотто ди Кристофано.

Сейчас это мнение считается ошибочным, в пользу чего свидетельствует тот факт, что Мазаччо получил звание мастера живописи и был принят в цех врачей и аптекарей (в то время туда входили и аптекари) на год раньше Мазалино.

К тому же, живопись этих мастеров совершенно разная, работы Мазаччо не носят никаких следов их влияния.

Вероятней всего, Мазаччо учился в мастерской Биччи ди Лоренцо, одного из самых известных художников того времени. Но подлинной школой для Мазаччо стало общение с выдающимися мастерами раннего Возрождения – архитектором Брунеллески и скульптором Донателло.

В 1424 году Мазаччо становится членом гильдии Св. Луки – организации флорентийских художников. Этот год отличен началом сотрудничества с Мазолино.

Бесспорно, Мазолино был крупнейшим художником первой половины XV века, его манера была близка и понятна современникам, которых привлекала аристократическая готика с её религиозной сказочностью и нарядностью. Это давало возможность Мазолино получать хорошие заказы, что определило его лидерство в организации работ.

Мазаччо была отведена роль помощника. Неординарность ситуации заключалась в том, что молодой помощник оказал большое влияние на творчество своего именитого старшего товарища.

Мазаччо. Картины

Одна из сохранившихся ранних совместных картин Мазаччо и Мазолино – “Мадонна с младенцем и Св. Анной” была написана для церкви Сант Амброджо около 1424 года.

 Мазаччо, Мазолино. “Мадонна с младенцем и Св. Анной”

Доля авторства каждого художника до сих пор вызывает споры. Вазари приписывал Мазаччо авторство всей картины. Искусствовед Роберто Лонги считал, что кисти Мазаччо принадлежит Мадонна с младенцем и правый ангел, который держит занавес, а всё остальное написано Мазолино, которому, вероятно, и была заказана картина.

В картине сохранена средневековая иконографическая схема сюжета “Св. Анна втроём” (на коленях у Анны сидит Мария, а на коленях Марии – младенец Христос). Но уже в этой картине Мазаччо смело берётся за решение проблемы пространственной глубины и композиции, моделировки человеческого тела.

Картина наполнена декоративной красотой – характерной особенностью его работ.

В 1426 году в Пизе за невысокую плату Мазаччо создал большой алтарный полиптих для капеллы монастыря Санта Мария дель Кармине.

Сейчас трудно представить, как он выглядел изначально, потому что уже в XVIII веке этот образ был разрознен и сейчас его части находятся в музеях и собраниях разных стран мира.

Центральная часть алтаря “Мадонна с младенцем и ангелами” находится в лондонской Национальной галерее.

 Мазаччо. “Мадонна с младенцем и ангелами”

В “Мадонне с младенцем и ангелами” декоративные элементы отошли на задний план. Изображение построено строго по законам перспективы Джотто. Здесь Мазаччо уже умело использовал трёхмерное пространство для создания скульптурной объёмности фигуры Мадонны. Благодаря прекрасному знанию анатомии безупречно написаны фигуры ангелов.

Мазаччо. Фрески

Фрески всегда были во Флоренции наиболее почитаемым видом искусства. Фрески украшали церкви и дворцы, домашние часовни и общественные здания не только внутри, но и снаружи. Как и у Джотто, фрески составляют основу художественного наследия Мазаччо.

И, как Джотто, Мазаччо занимает выдающееся место в истории фресковой техники. Основным трудом и вершиной творчества художника были фрески в капелле Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине (1427-1428). Заказчиком был знаменитый флорентийский гражданин Феличе Бранкаччи.

Расписывать капеллу начал Мазолино в 1424 году, потом его работу продолжил Мазаччо, и только через 50 лет после смерти Мазаччо она была закончена художником Филиппино Липпи. К сожалению, состояние фресок капеллы Бранкаччи оставляет желать много лучшего.

Они сильно пострадали от копоти большого пожара в 1771 году, и уже в XVIII веке несколько раз реставрировались. К счастью, в 1988 году фрески были восстановлены в первоначальном виде. Капелла Бранкаччи небольшая по размеру. Фрески шли в три ряда над панелью, расписанной под мраморную облицовку.

Кисти Мазаччо принадлежат фрески: “Изгнание из рая”, “Чудо со статиром”, и фреска на алтарной стене – “Крещение новообращённых”.

 Мазаччо. “Крещение новообращённых”

Это первое реалистическое изображение человеческого тела. По средневековой традиции человеческие фигуры изображались так, что “ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках” (Вазари).

Мазаччо придал им устойчивость. Тела Адама и Евы не только анатомически правильные, их движения естественны, художник прекрасно передал их чувство стыда и отчаяния.

А изображение ангела с мечом в руке создаёт иллюзию пространства.

 Мазаччо. “Изгнание из рая”

Мазаччо. “Чудо со статиром” и “Мадонна, щекочущая младенца”

В основу положена библейская история о сборщике городских податей, потребовавшего у Христа и его апостолов статир (древнегреческая монета) за возможность пройти в город. Христос приказал Петру поймать в озере рыбу и вынуть у неё изо рта монету. Пётр действительно нашёл статир во рту рыбы и отдал сборщику податей.

 Мазаччо. “Чудо со статиром”

Отдавая дань средневековой традиции, Мазаччо разместил три разновременных эпизода многофигурной композиции на одной плоскости.

Но в нарушение той же традиции сцены в ней не идут одна за другой, художник собирал их отдельными смысловыми группами, но с таким художественным расчётом, чтобы последовательность происходящего была очевидной. Мазаччо блестяще решил проблемы воздушной и линейной перспективы.

Вдоль уходят холмы и деревья, фигуры свободно размещаются в пейзаже, между ними создаётся как бы воздушная среда.

Мазаччо превратил библейскую легенду в живое повествование, придав портретные черты группе учеников Христа в центре: правая крайняя фигура считается автопортретом Мазаччо, в лице слева от Христа угадывается сходство с Донателло. Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи с момента их появления стали настоящей школой живописи для многих поколений художников. Сюда приходили Леонардо да Винчи, Ботичелли, Рафаэль, Микеланджело, чтобы познакомиться с работой основателя ренессансного реализма.

Фреска “Троица” (1427-1428) во флорентийской церкви Санта Мария Новелла стала классическим образом алтарной композиции.

  Мазаччо. “Троица”

Впервые в настенной живописи Мазаччо применил полную перспективу. Художник построил композицию таким образом, что по мере удаления изображение уменьшается.

Около 1426 года Мазаччо по заказу будущего кардинала Антонио Казини пишет небольшую картину “Мадонна, щекочущая младенца”.

 Мазаччо. Фрески в капелле Бранкаччи

Картина замечательна тем, что передаёт нежные человеческие чувства: любящая мать играет с радостно улыбающимся ребёнком. В 1947 году картину удалось найти среди произведений, похищенных нацистами во время второй мировой войны. Сейчас она находится в галерее Уффици.

 Церковь Санта Мария дель Кармине

В августе 1428 года, не завершив росписи в капелле Бранкаччи, Мазаччо по приглашению Мазолино (предположительно для участия в выполнении большого заказа) уехал в Рим и даже успел приступить к росписи фрески “Голгофа” в церкви Сан Клементе, когда он неожиданно скончался. Можно только горько сожалеть о том, сколько шедевров не были созданы…

Место Мазаччо в искусстве трудно переоценить. По словам Вазари, “он первым поставил людей на ноги”, решил проблемы перспективы, дал новый образ человека, наделённого чертами демократизма, исключающего всякую сословную ограниченность.

автор: Людмила Велигорская

фото с сайтов: canvasreplicas.com, finearttouch.com, paradoxplace.com, rapgenius.com, artchive.com, gfmer.ch, artexpertswebsite.com, commons.wikimedia.org, ice-nut.ru, openlab.citytech.cuny.edu

Если вы желаете опубликовать свои отзывы/впечатления о художественных выставках, которые вы посетили, на нашем портале – вы можете прислать их в нашу редакцию по адресу: info@2queens.ru.

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на Форуме нашего портала.

Отзывы о самых нашумевших выставках, фильмах, спектаклях – на портале 2queens.ru!

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassika/Mazachcho—reformator-zhivopisi-epohi-Kvatrochento.aspx?ID=1037

Творчество Мазаччо

Краткая биография

Мазаччо (1401, Сан Джованни Вальдарно, Ареццо – 1428, Рим), собственно Томмазо ди Джованни ди Кастелло Сан Джованни, один из самых революционных художников своей эпохи, основатель живописи Возрождения. В 1422 вступает во флорентийский цех врачей и аптекарей, а в 1424 — в гильдию святого Лужи.

Читайте также:  Описание памятника комару в ноябрьске

В это время он много работает с Мазолино. В конце 1427 отправляется в Рим, где вскоре умирает. Большое вдохновение Мазаччо приносят работы скульптора Донателло (1386–1466) и его друга, архитектора Филиппо Брунеллески (1376–1466).

Мазаччо первому удается связать пластичность фигуры с построением пространственной перспективы. К тому же он очень точно передает архитектуру и пейзажи, которые подчеркивают выразительность изображаемой сцены.

Картины художника отличают простые цветовые решения и точно выдержанная центральная перспектива. После смерти художника некоторые его произведения остались незавершенными.

Основные произведения

Изгнание из рая, около 1425. Фреска, 208*88 см. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция.
Эта фреска в капелле Бранкаччи — характерный пример творчества Мазаччо. Причина воздействия, которое оказывает произведение, — в точном анатомическом изображении фигур, удачно подобранном колорите, в игре света и тени.

В живописи эпохи Возрождения очень редко встречается при столь простом изображении темы воспроизведение повышенного эмоционального настроя героев и в целом происходящего. Святая Троица, около 1426. Фреска, 667*317 см. Санта Мария Новелла, Флоренция.
Центральным сюжетом фрески является изображение Святой Троицы.

Слева и справа от Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа расположены фигуры Марии с Иоанном, а также стоящие на коленях даритель, Гонфалоньер Ленци и его жена. Смысл произведения раскрывает надпись на цоколе над саркофагом со скелетом: «Я был, как вы, вы будете, как я».

Впервые пространство построено здесь с помощью центрической перспективы, создающей впечатление глубокой ниши с кессонированным сводом. Распятие, 1426. Дерево, темпера, 83*63 см. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.

Эта алтарная картина — доска, венчающая полиптих церкви Санта Мария дель Кармине, части которого находятся сегодня во многих музеях. Фигуры изображены необычайно экспрессивно. Голова Христа безжизненно упала на грудь, распятое тело несет следы принятых страданий.

Очень выразительно передано на картине и страдание безутешной Марии Магдалины. Художник изобразил ее коленопреклоненной перед крестом.

Воскрешение сына Теофила и Проповедь святого Петра, около 1425. Фреска, 230*598 см. Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция.

Фрески с изображением жизни святого Петра в капелле Бранкаччи считаются колыбелью живописи итальянского Возрождения. Начало нового понимания искусства отражает прежде всего перспективное построение в композициях художника. В 1425 Мазаччо некоторое время работает над росписью вместе с Мазолино.

Когда он через три года покидает город, произведение остается незавершенным. Его заканчивает Филиппо Липпи спустя почти 60 лет. Фрагмент справа отчетливо показывает изменения в построении фигур у Мазаччо.

Реалистическое изображение персонажей, их одежд, ясное пространственное членение композиции присущи произведению.

Чудо со статиром, около 1427–1428. Фреска, 255*598 см Капелла Бранкаччи, Санта Мария дель Кармине, Флоренция.

В этой фреске объединены три эпизода. Вокруг Христа ученики и мытарь. Христос велит Петру поймать рыбу, во рту которой зажата монета — статир. Справа можно увидеть, как Петр передает ее Иисусу. От искусно соединенных в сюжете монументальных фигур исходит живое тепло. Пейзаж и архитектура удачно вписываются в общую композицию.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/tvorchestvo-mazachcho.html

Мазаччо: картины и биография :

Томмазо Мазаччо, картины которого делают грандиозный шаг вперед от средневековой живописи к Раннему Возрождению, первым обновил все существовавшие традиции. Гений плохо был понят современниками, только Брунеллески считал его преждевременную смерть сокрушительной потерей. В этой статье мы представим вашему вниманию картины Мазаччо с названиями и его биографию.

Ранние годы

Младенец родился 21.12.1401 в семье молодого нотариуса, которая проживала недалеко от Флоренции. Его окрестили и нарекли именем Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди.

В пять лет малыш остался без отца, который внезапно умер. Его беременная матушка, родив второго сына, вскоре вышла замуж за аптекаря, у которого было 2 дочери. Но и этот брак не был продолжительным.

В 15 лет Томмазо лишился отчима и возглавил семью.

Во Флоренции

Исследователи предполагают, что в 1418 году все семейство уже переехало во Флоренцию. Существует много споров о том, кто были учителями Мазаччо. Наиболее вероятный ответ: архитектор Брунеллески и скульптор Донателло.

Они были старше и опытнее своего ученика и щедро делись с ним открытиями в линейной перспективе и новым осознанием личности человека, наполненного духовной жизнью.

Драматизм Донателло, резкость его передачи страсти позже войдет в картины Мазаччо.

Первые работы

По нашим меркам юноша, а по мнению людей XV столетия – вполне взрослый человек стал кормильцем семьи, получив первые заказы на работу. Уже в 1422 году был закончен большой триптих для церкви Св. Ювеналия. В центральной части триптиха особенно видно использование перспективы, создающей глубину пространства.

Пол всех трех панелей сходится в одной точке, которая скрыта за головой Мадонны. В ребенке, изображенном, как строгая холодная скульптура, чувствуется влияние Донателло.

В следующем году вместе с Мазолино написан триптих для часовни в церкви Санта-Мария-Маджоре. Он изображает драматический эпизод из жизни Св. Ювеналия, которого дьявол обманом подтолкнул на убийство собственных родителей.

Это произведение плохо сохранилось, как и многие картины Мазаччо.

Активное продолжение работы

В 1423 году молодого художника приняли в гильдию Св. Фомы, который считался покровителем живописцев, скульпторов, архитекторов. Как будто предчувствуя, что жизнь будет коротка, молодой мастер много и плодотворно работает, забывая о себе.

Отсюда и прозвище: «Небрежный» или, как мы говорим, «Мазаччо». Самыми знаменитыми станут картины Мазаччо «Изгнание из рая», «Св. Петр исцеляет больного своей тенью», «Чудо с сатиром», «Мадонна с младенцем», «Крещение неофитов» и другие, о которых мы расскажем ниже.

Его основным принципом в работе стало изображение мира таким, каким его видел сам художник. Он стремился постичь природу человека и вещей.

Знание перспективы, пропорций человеческого тела, умение в движениях тела выразить душевные переживания – все это было неотъемлемыми качествами живописи Мазаччо.

Индивидуальный стиль

Картина Мазаччо «Троица» стала самым ярким выражением стилистики мастера. Эта фреска написана для церкви Санта-Мария-Новелла. Время ее написания достоверно не установлено. Композиция построена внутри арки, свод которой уходит в глубину. Если смотреть снизу вверх, то можно увидеть восхождение к вечному спасению.

На переднем плане – саркофаг со скелетом, который напоминает о скоротечности земной жизни. Затем две фигуры заказчиков на коленях. Молитва для них является спасением. Деву Марию и Иоанна Богослова связывает Христос, которого поддерживает Бог-Отец и Святой дух, витающий над ними голубем.

Точка схода находится в ногах Христа, на них рукой указывает Мария.

В доминиканской церкви эта сцена понимается как утверждение воскресения в качестве единственного ответа на смерть: воскрес Христос, воскреснем и все мы. Считается, что это – самая известная картина Мазаччо.

«Мадонна с младенцем» (1426 год)

Это был триптих, который разделен теперь на части и находится в разных музеях. Мы рассмотрим центральную часть: мадонну на троне с младенцем и четырьмя ангелами. Характерен взгляд художника снизу вверх.

Это требуется, чтобы учесть реальную точку зрения человека. Композиция треугольная, и взгляд попадает прямо на младенца, который, как коконом, окутан плащом.

Он сосет виноград, который символизирует вино причащения, будущую пролитую Христом кровь.

Росписи капеллы Бранкаччи во Флоренции (1425 – 1428)

В ней идентифицированы как безусловные работы художника, относящиеся к вершине его творчества – «Чудо со статиром», «Св.

Петр, исцеляющий больных своей тенью», «Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню», «Изгнание из рая». Эти произведения – бесспорный прорыв от средневековых традиций к новому искусству Раннего Возрождения.

У всех персонажей подчеркнута телесность как колоритом, так и обобщенной моделировкой.

Мазаччо, «Изгнание из Рая»: описание картины

За основу взят библейский сюжет. Художник с огромной естественностью изобразил полностью обнаженные фигуры своих моделей. Переживания обоих персонажей им также выявлены предельно ярко.

Плачущий Адам закрывает лицо рукой. Он переполнен горечью и стыдом. Страдания согнули его тело. Ева, прикрывая себя руками, кричит, как от мучительной боли, не стесняясь своих чувств. В них – недоумение, позор, ужас.

Этот вопль отзывается в душах, как песнопение мессы «День гнева» (Dies irae), то есть страшный Судный день, где грешники исторгнуты в Ад. Картина Мазаччо «Изгнание из рая» впервые показывает, как реально, опираясь на полную ступню, шагают два страдальца.

В прежней традиции фигуры лишь слегка касались пальцами ног земли. Этот его прием позже многие пытались повторить, но практически никому не удавалось передать точный ракурс Мазаччо.

По требованию монахов обнаженные тела были позже прикрыты веточками с листочками: все еще действовала средневековая ложная стыдливость и восприятие наготы как чего-то грязного и мерзкого. Карающий ангел с мечом в руках, витающий над Адамом и Евой, подсказывает нам, что назад им дороги нет.

Читайте также:  Описание картины фриды кало «две фриды»

«Чудо со статиром»

Иногда эту фреску считают самой лучшей. Действительно, она очень интересна. Христос с апостолами пришел в Каперанум. Чтобы войти, требовалось заплатить небольшую подать, но денег у них не было. Мессия (композиционный и духовный центр фрески) отдал приказание Петру выловить рыбу и достать из нее нужную монету – статир. Все эпизоды изображены на одной фреске.

В середине Христос с учениками в полукруге отдает приказание Петру. Слева Петр, находясь в очень реалистичной позе с точным расположением ног, выловил рыбу и достает из нее монету. Справа он отдает ее сборщику податей. Композиция линейна, и действие кажется непрерывным. Каждый персонаж имеет выраженную индивидуальность.

Среди них, по словам Вазари, здесь имеется автопортрет мастера. В том числе художник создал живой ландшафт, который никогда прежде не видели. Сзади – холмистые горы, справа – стены города, которые составлены из пустых и полных лоджий. Источник света находится справа и определяет наклон всех теней.

Все фигуры Мазаччо смоделировал при помощи цвета и света и придал им скульптурную монументальность. Это была живописная революция для того времени.

«Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью»

Эта небольшая фреска также украшает капеллу Бранкаччи. Как и все остальные произведения капеллы, она очень пострадала от пожара 1771 года, но было проведено комплексное реставрирование в 1983 – 1990 годах, которое вернуло работам мастера прежний блеск.

Наше внимание она привлекла не столько своим библейским сюжетом, хотя он тоже интересен, а тем, что человек в красной шапочке – это портрет художника Мазолино, с которым продолжительное время сотрудничал Мазаччо.

Второй портрет – человек с руками, сложенными, как для молитвы, – это, возможно, сам великий Донателло, и третий, Иоанн, – предположительно брат Мазаччо.

Евангельская сцена очень красноречива. Св. Петр с Иоанном за ним идут по улице. Их лица отрешенные. Они нисколько не сомневаются в помощи болящим. Тень Петра, падающая на группу больных, поднимает их на ноги. Вот один, с перевязанной ногой, уже встал, другой еще сидит, но он почувствовал, что его коснулась божественная благодать, третий – ожидает своей очереди.

В капелле свет на фреску падает справа. Соответственно, влево на ней и расположены тени на узкой средневековой улице, где соблюдены строгие законы перспективы: уходящие вдаль дома уменьшаются в размерах. На этом мы заканчиваем рассматривать картины Мазаччо с описанием.

Переезд в Рим и смерть художника

Примерно в 1428 году Мазаччо оставляет незаконченной работу в капелле Бранкаччи и отбывает в Рим. Предполагают, что его пригласил Мазолини для исполнения более престижных заказов.

Неизвестно, сколько месяцев прошло, когда вдруг Мазаччо неожиданно скончался. Брат живописца говорил, что ему в это время исполнилось 27 лет.

То есть это произошло в промежутке от декабря 1428 года до начала 1430.

Гений Мазаччо глубоко повлиял на дальнейшее развитие живописи. Его работы изучали и копировали последующие поколения художников, поднявших искусство на небывалую высоту. Творческие открытия Мазаччо изменили живопись не только Италии, но и всей Европы.

Источник: https://www.syl.ru/article/370753/mazachcho-kartinyi-i-biografiya

Мазаччо: картины, фрески, биография художника


Города Италии, ставшие практически самостоятельными государствами в одном большом государстве, достигли в XV веке небывалого расцвета. Слава об их богатствах распространилась по всей Европе. Необычайно высокого уровня достигли торговля и промышленность.

Люди, ощутившие нравственную и экономическую свободу, стремились достичь полной независимости от какой-либо вышестоящей власти, добивались политической свободы. Даже в городах с единоличной властью тиранов объединения купцов, промышленников и ремесленников имели большой вес в городском управлении.

Жизнь городов наполнилась непривычным доселе ощущением полнокровного бытия и радости жизни. Каждый человек ощутил свою собственную силу, свою независимость и возможность отстаивать эту независимость.

Итальянское искусство, вдохновленное античным идеалом гармонично развитой человеческой личности, пошло по пути научного познания и аналитического изучения окружающего мира. Оно как бы спустилось с высот духа на землю, увидело человека в его реальной жизненной среде, ощутило пульс земного бытия.

Конечно, при этом была утрачена цельность складывавшегося веками художественного организма средневекового искусства. Но взамен пришло новое: искусство встало на научную основу, на смену авторитетному канону пришел аналитический ум художника-ученого, художника-эрудита, художника-гуманиста.

На пороге создания нового искусства в Италии стоят три художника, которые по праву считаются его основоположниками. Это архитектор Филиппо Брунеллески, разработавший теорию перспективы, ваятель Донателло, в скульптуре воплотивший идеи ренессансного искусства, и живописец Мазаччо.

Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванный Мазаччо, был по происхождению и складу характера настоящим флорентинцем. Он чутко воспринял веяния новой эпохи. Буквально витавший в воздухе Флоренции дух раскрепощения челозека от традиций и догм «снизошел» и на Мазаччо.

Художник, в полной мере оценивший свои силы, задался целью сделать живопись, по словам автора жизнеописания художника Вазари, «не чем иным, как воспроизведением при помощи только рисунка и красок живых произведений природы такими, какими они ею порождены».

Тот же Вазари со свойственной ему высокопарностью говорит, что Мазаччо «постоянным трудом преуспел настолько, что мог считаться среди первых, кто в наибольшей степени освободил искусство от жесткости, несовершенства и затруднительностей, и он же дал основные начала красивым позам, движениям, величавости и живости, а также известной выпуклости, поистине действительной и естественной, чего никогда не достигал до него ни один художник». В самом деле, Мазаччо последовательно развил все то, что было интуитивно предугадано великим Джотто. Вдохновленный античностью, он, как и Джотто, обратил свой ищущий взор к природе, стал учиться у нее, подражать ей.

Между 1425 и 1428 годами Мазаччо создал свои лучшие произведения: фреску с изображением Троицы в церкви Сайта Мария Новелла и росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине.

Последние представляют наибольший интерес, так как это целый монументальный комплекс, хорошо сохранившийся и дающий ясное представление о творческих замыслах Мазаччо. Фрески, посвященные деяниям апостолов, были начаты Мазолино, а после Мазаччо были завершены Филиппино Липпи. Основная часть работ принадлежит все же нашему мастеру.

На примере росписей капеллы видно, сколь тщательно Мазаччо изучал природу, как хорошо знал анатомию человеческого тела и с каким усердием следовал законам линейной перспективы. В его живописи уже видны зачатки воздушной перспективы, которая с таким блеском будет развита Леонардо да Винчи.

Манера письма у Мазаччо смелая, широкая, размашистая, подобная героям его работ, активным и деятельным людям. Все это вполне соответствовало идеалам современно­сти, потому что, как писал историк итальянского искусства Б.

Бернсон, от «живописи ждали изображения новых людей, пред­назначенных для великих целей, так как этого хотело новое по­коление, которое верило в силы человеческого разума и в свою власть над миром». Лучшая фреска капеллы Бранкаччи — «Чудо со статиром». Христа и его учеников заставляют пла­тить подать при входе в город.

Христос прерывает возникший спор и заставляет Петра пойти на берег озера и у первой пой­манной рыбы вынуть изо рта монету. Петр исполняет это повеле­ние и отдает сборщику податей деньги. Мазаччо использует при­ем соединения нескольких дейст­вий в одной сцене. В центре — Христос, окруженный учениками.

Слева, на берегу озера, мы ви­дим апостола Петра, вылавливающего рыбу. Он же изображен и среди учеников в центре. Справа около городских ворот тот же Петр отдает деньги сборщику по­датей. Таким образом, только одного Петра мы видим в этой фреске три раза. Но эта условность нисколько не разрушает композиционного и смыслового единства всей сцены.

Все воспри­нимается как вполне реальное действие. Массивные фигуры апостолов в красных, зеленых и фиолетовых одеяниях подобны крепкой архитектуре или прямым деревьям пейзажа, в котором происходит действие. В этих фигурах чувствуется влияние скульптуры, а в изображении архитек­туры — знание законов перспективы. Фреска производит столь убедительное впечатление, что кажется возможным не только ее видеть, но и проникнуть вовнутрь, быть среди этих людей, реально осязать этот мир.

Мазаччо умер в самом расцвете. Он ушел столь внезапно, что многие подозревали тут скорее отравление, чем иную случайность.Говорят, что при известии о смерти Мазаччо, Филиппо ди сер Брунеллески сказал: «Мы понесли с кончиною Мазаччо величайшую утрату».

Он горевал неутешно, тем более, что покойный с великим старанием объяснял ему многие правила перспективы и архитектуры. Мазаччо был погребен в той самой церкви дель Кармине в 1443 году.

Читайте также:  Описание картины николая крымова «под солнцем»

И если тогда же над его могилой не было поставлено никакого памятника, потому что при жизни его мало ценили, то после смерти его не преминули почтить нижеследующими эпитафиями:

Писал — и холст картин стал жизни равен.

Поставил, оживил и дал движенье,

И дал им страсть. Всем прочим в поученье

Был Бонаротто; я с ним рядом славен.

Галерея картин Мазаччо

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/3044-mazacco.html

Чудо со статиром. Фреска. XV в. Капелла Бранкаччи. Флоренция

ется здесь с не виданной до тех пор реальностью пространства и ар­хитектуры, с объёмностью фигур, выразительной портретной характе­ристикой лиц заказчиков и с удиви­тельным по силе сдержанного чув­ства образом Богоматери.

В те же годы Мазаччо (в содруже­стве с Мазолино) создал в церкви Санта-Мария дель Кармине росписи капеллы Бранкаччи, названные так по имени богатого флорентийского заказчика.

Перед живописцем стояла за­дача средствами линейной и воз­душной перспективы построить пространство, разместить в нём мощные фигуры персонажей, правдиво изобразить их движения, позы, жесты, а затем масштабы и цвет фи­гур связать с природным или архи­тектурным фоном. Мазаччо не толь­ко успешно справился с этой задачей, но и сумел передать внут­реннее напряжение и психологиче­скую глубину образов.

Сюжеты росписей в основном посвящены истории апостола Пет­ра. Самая известная композиция «Чудо со статиром» рассказывает, как у ворот города Капернаума Хри­ста с учениками остановил сборщик налогов, требуя у них денег на под-

держание храма. Христос повелел апостолу Петру выловить в Генисаретском озере рыбу и извлечь из неё статир. Слева на втором плане зри­тель видит эту сцену. Справа Пётр вручает деньги сборщику. Таким об­разом, композиция соединяет три разновременных эпизода, в которых трижды предстаёт апостол.

В нова­торской по существу живописи Мазаччо этот приём — запоздалая дань средневековой традиции изобрази­тельного рассказа, от него в то вре­мя уже отказались многие мастера и более столетия назад сам Джотто.

Но это не нарушает впечатления сме­лой новизны, которой отличаются весь образный строй росписи, её драматургия, жизненно убедитель­ные, чуть грубоватые герои.

Иногда в выражении силы и ост­роты чувства Мазаччо опережает своё время. Вот фреска «Изгнание Адама и Евы из рал» в той же капелле Бранкаччи.

Зритель верит тому, что Адама и Еву, нарушивших Бо­жественный запрет, ангел с мечом в руках действительно изгоняет из рая.

Главное здесь — не библейский сю­жет и внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отча­яния, которым охвачены Адам, за­крывший лицо руками, и рыдающая

*Статир — древнегрече­ская серебряная монета.

Томмазо Мазаччо. Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска. XV в.

Капелла Бранкаччи. Флоренция.

АНДРЕА ДЕЛЬ КАСТАНЬО

Героический и монументальный ха­рактер образов Мазаччо и Донателло возродился в произведениях живопис­ца Андреа дель Кастаньо (около 1421 — 1457). Согласно Вазари, он был сыном крестьянина, жил в горах, получил су­ровое воспитание. И искусство его так же мужественно и немногословно.

Цикл росписей виллы Кардуччи (позже Пандольфини) в Леньяйа близ Флоренции (около 1450 г.), выполнен­ный Кастаньо, — первый образец светской (не религиозной) декорации. (В 1 952 г. виллу купило государство, и фрески перенесли в музей.

) В ту по­ру изображениями знаменитых людей древности и современности итальян­ские властители любили украшать дворцовые покои.

На росписи, наз­ванной «Девять знаменитых людей», запечатлены великие сыны Флорен­ции: Данте, Петрарка, Боккаччо, пол­ководцы и государственные деятели; а также легендарные женщины: библей­ская царица Эсфирь, царица амазонок Томирис и прорицательница Сивилла Кумская.

Кастаньо средствами живописи как бы расчленяет и оформляет стены: нижний цоколь словно выложен плита­ми цветного мрамора, орнаментиро­ванные пилястры отделяют стоящие фигуры персонажей одну от другой, над карнизом проходит фриз с изобра­жениями путти. цвета «мрамора» и фона выдержаны в тёмно-зелёной и тёмно-красной гамме в соответствии с традицией облицовки флорентийских зданий.

Объёмные фигуры выступают из стены, их ноги, а иногда головы и руки, словно выходят за пределы обрамления. Знаменитый полководец и правитель Хорватии Пипо Спана, воевавший с тур­ками, воинствен и энергичен.

Он сто­ит, как Святой Георгий у Донателло, крепко упираясь в землю обеими нога­ми. Сивилла Кумская, изящная, бес­страстная, гордая молодая женщина в алом одеянии со множеством складок, держит в руке книгу.

Паоло Уччелло. Сражение при Сан-Романо. XV в.

Галерея Уффици, Флоренция.

Ева, с запавшими глазами и тёмным провалом искажённого криком рта.

В августе 1428 г. Мазаччо уехал в Рим, не закончив росписи, и вскоре внезапно умер. Капелла Бранкаччи стала местом паломничества живо­писцев, перенимавших приёмы Мазаччо. Однако многое в творческом наследии Мазаччо сумели оценить лишь следующие поколения.

В творчестве его современника Паоло Уччелло (1397—1475), при­надлежавшего к поколению масте­ров, работавших после смерти Ма­заччо, тяга к нарядной сказочности приобретала подчас наивный отте­нок.

Эта особенность творческого стиля художника стала его своеобраз­ной визитной карточкой. Прелестна его ранняя маленькая картина «Свя­той Георгий». Решительно шагает на двух ногах зелёный дракон с винтообразным хвостом и узорчатыми крыльями, словно вырезанными из жести.

Он не страшен, а забавен. Сам художник, вероятно, улыбался, создавая эту картину. Но в творчест­ве Уччелло своенравная фантазия сочеталась со страстью изучения перспективы. Эксперименты, черте­жи, зарисовки, которым он посвящал бессонные ночи, Вазари описывал как чудачества.

Между тем в историю живописи Паоло Уччелло вошёл как один из тех живописцев, кто впервые

стал применять в своих полотнах приём линейной перспективы.

В молодости Уччелло работал в мастерской Гиберти, затем выпол­нял мозаики для собора Сан-Марко в Венеции, а вернувшись во Флорен­цию, познакомился с росписями Мазаччо в капелле Бранкаччи, ока­завшими на него огромное влияние.

Увлечение перспективой отрази­лось в первом произведении Уччелло — написанном им в 1436 г. портрете английского кондотьера Джона Хоквуда, известного итальян­цам как Джованни Акуто.

Огромная монохромная (одноцветная) фреска изображает не живого человека, а его конную статую, на которую зри­тель смотрит снизу вверх.

Смелые искания Уччелло нашли выражение в трёх его известных картинах, заказанных Козимо Ме­дичи и посвящённых битве двух флорентийских полководцев с вой­сками Сиены при Сан-Романо.

В удивительных картинах Уччелло на фоне игрушечного пейзажа сошлись в ожесточённой схватке всадники и воины, перемешались копья, щиты, древки знамён.

И тем не менее сра­жение выглядит условной, застыв­шей, на редкость красивой, по­блёскивающей золотом декорацией с фигурами коней красного, розо­вого и даже голубого цвета.

«ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ» БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ

Это первый образец ренессансной росписи в светском (не культо­вом) здании — небольшой домовой капелле флорентийского палаццо Медичи — Риккарди.

Сооружённая Микелоццо капелла напоминает драгоценный изукрашенный ларец: тяжёлый, с золотой лепниной пото­лок, цветной мозаичный мрамор­ный пол и сама роспись, подобно ковру или нарядной ткани покры­вающая стены.

Три композиции независимо от форм архитектуры переходят с одной плоскости на другую, лишь узкие орнаменталь­ные рамки отделяют их друг от друга. Изображена торжественная и как будто бесконечная процессия волхвов, движущаяся среди слои­стых причудливых скал, холмов, водных потоков.

Дивной красоты пейзаж с да­лёкими лугами и строениями про­стирается вверх до самого неба, на узком синем просвете которого вы­рисовываются кроны высоких де­ревьев. Парят ангелы и птицы; цве­ты и травы покрывают землю.

Многолюдная процессия на пре­красных белых и тёмных конях в сопровождении изящных пажей медленно и торжественно при­ближается к алтарю капеллы, где когда-то находилась картина Фра Филиппо Липпи «Поклонение Мла­денцу».

Роскошны одежды из парчи и бархата, золото поблёскивает на их узорах, шапочках, нимбах анге­лов, конской сбруе.

Шествие празд­ничной кавалькады заключало в се­бе актуальный политический смысл, связанный со значительным событи­ем во времена правления Козимо Медичи — Вселенским церковным собором 1439 г. В персонажах рос­писи можно узнать его участников.

Один из волхвов, восточный царь в затканной золотом зелёной одеж­де, — византийский император Иоанн Палеолог, другой, седобородый волхв, — константинопольский патриарх, а третий, красивый юно­ша, — будущий правитель Флорен­ции Лоренцо Медичи, который кажется здесь старше своих две­надцати лет. За ним следуют всад­ники — его дед Козимо и отец Пьетро, далее — многочисленная свита: знать, учёные, поэты; среди

них художник поместил и себя в красной шапочке с надписью на ней: «Работа Беноцци». Это поисти­не великолепное произведение, в котором отразились и влияние ни­дерландских живописцев, и отзвуки Средневековья. Оно полно ликую­щей красоты, жизнеутверждающего духа Возрождения.

Предыдущая1234567Следующая

Источник: https://lektsia.com/7xd.html

Ссылка на основную публикацию