Описание картины александра иванова «оливы у кладбища в альбано. молодой месяц»

Картина,длиною в жизнь

А.А. ИВАНОВ ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ. 

Александр Андреевич Иванов (1806-1858),выдающийся русский живописец, известен, прежде всего, своим грандиозным полотном  «Явление Христа народу», на создание которого у него ушло 20 лет с 1837по 1857. Иванова даже называют художником одной картины, несмотря на то, что в его творчестве есть и другие интересные произведения.

А.А.Иванов Явление Христа народу.

Первоначальный вариант картины был написан в1835г., на холсте меньшего формата, но через два года, художник решил перенести изображение на огромное полотно 540х750см. Автор захотел представить более грандиозное зрелище, чем задумывал ранее.

 Иванову было важно показать не столько самого Господа, сколько людей и то, как они приняли своего Спасителя. Каждый персонаж картины воплощает собой определенную эмоцию. Художник создал много эскизов к картине, прорабатывая не только отдельные образы персонажей, но и элементы пейзажа.

Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц

Александру Андреевичу пришлось делать наброски с итальянской природы, так как Общество поощрения художников отказалось командировать его в Палестину. Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц- один из исторических пейзажей, послуживший художнику этюдом к «явлению Христа народу»

Люди обернулись на Спасителя: одни с верой, другие с простым любопытством. Старики-фарисеи не повернули головы – ясно, что они и слышать не желали о Христе.

Портретные образы «Явления Христа народу» — результат серьезной аналитической работы, в ходе которой художник тщательно отбирал «интересные» лица натурщиков, а также образцы античного искусства.

Иванов наделил Христа идеальными мужскими чертами Аполлона, придал сходство с Венерой-идеалом женской красоты, а также Лакоона, героя греческого мифа.

Окончательный вариант головы Христа намного мягче и лиричнее предыдущего и композиционно напоминает Мону Лизу Леонардо да Винчи.

 Центральный образ картины – Иоанн Креститель. Для его создания живописец сделал много натурных зарисовок женщин и юношей, а также взял черты  античного изваяния Зевса.

Сравнивая этюд «Женская голова в повороте головы Иоанна Крестителя» с головой Иоанна Крестителя можно увидеть почти родственное сходство между ними.

В этюде «Два варианта головы раба» прослеживается эволюция этого персонажа.

Голова апостола Андрея

А.А.Иванов Иоанн Богослов
в Путешественнике художник изобразил себя самого.

Многочисленные этюды к «Явлению Христа народу» являются самостоятельными произведениями, существующими независимо от самой картины.

Человек в красном одеянии в правой части композиции – это Гоголь.

Во время работы над произведением благодаря Гоголю Александр Андреевич познакомился с девушкой, которую полюбил, но соединиться с которой, несмотря на взаимность, ему было не суждено.

В тот период времени сроки пенсионерства истекли, Общество поощрения художников прекратило финансирование живописца. Он был совершенно нищ и далеко уже не молод, хотя  Иванова хорошо принимали в доме Апраксиных.

Аристократку Марию Владимировну Апраксину выдали замуж за человека, подходящего ей по социальному статусу.

Живописец постоянно работал над картиной, спасаясь от отчаянья и самого себя. Питался кое-как, а деньги уходили на оплату мастерской и труда натурщиков.

 Накануне выставки картины в Санкт-Петербурге, он ворочался всю ночь, а наутро, перед открытием бросился к своей картине и стал лихорадочно замазывать белой краской набедренную повязку фигуры старика, стоящего в воде.

Отражение в воде так и осталось красным.

Зеркальный этюд для картины:

А.А.Иванов вообще несколько раз переписывал эту фигуру, сначала там был изображен юноша, но художник всё же остановился на старике.

Иванов мечтал, что его эпохальное полотно займет достойное место в храме Христа Спасителя, строившегося в Москве. Для этого собора он даже написал эскиз запрестольного образа «Воскресение», однако не получил официального заказа на него.

А.А.Иванов. Воскресение. Вариант эскиза. 1845

Надо сказать, что мастер на протяжении написания картины иногда охладевал к ней и воспламенялся иной идеей.

Он хотел создать свой собственный «храм искусства» для оформления которого в 1850-х начал цикл «Библейские эскизы».

Всего предполагалось создать около 500 фресок, но мастер успел написать только 200 акварельных эскизов. (Для сравнения на персональной выставке Репина было около 300 работ).

Архангел Гавриил поражает Захарию немотой                                Хождение по водам

Техника акварели позволяет мастеру добиться эффекта свечения красок. Эскизы так и не были переведены в масло.

Заграницей картина «Явление Христа народу» имела огромный успех.

Так же как и у творческой интеллигенции России, но придворный критик сразу после выставки устроил травлю в прессе, стали ходить слухи, что царь не заплатит обещанный гонорар. Художник так сильно пережил это, что умер.

Гонец от царя с вестью, что казна оплатит всё сполна, опоздал с депешей на 2 часа и приехал уже к бездыханному телу. Имя критика давно стерто историей, а картина живет в веках.

Дописать запланированные эскизы для своего «храма искусства» художник так и не успел.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://izobr-art.mirtesen.ru/blog/43310868997

Нелинейное искусство

01.02.2008

Что это – пророчество, протест против надоевшего академизма? Вода и камни под Palaccuolo. 1850.
Фото www.tretyakovgallery.ru

Мы привыкли воспринимать историю искусств как ряд точек на линии времени – античность, средневековье, Возрождение, классицизм, импрессионизм, сюрреализм. Мы придумываем для каждой точки моменты отсчета – в таком-то году начался, в таком-то закончился стиль.

Но разве может стиль начаться и закончиться в один момент, в одном месте, в одной стране, в одной отдельно взятой мастерской? Мы знаем, например, что импрессионизм – это революционное по своей сути, перевернувшее все представления о живописи, художественное течение 1860-80-х годов, восемь выставок с 1874 до 1886 года, конкретные имена, события, проблемы. Еще мы знаем, что Александр Иванов, автор знаменитого «Явления Христа народу», был апологетом академического классицизма первой половины XIX века. Какая связь между французским импрессионизмом и строгой живописью Александра Иванова? Да никакой! – скажете вы и┘ будете неправы.

Нет-нет, конечно, связи прямой и непосредственной здесь нет, Иванов – не родоначальник импрессионизма, так же как Россия – не родина слонов. И все же если посмотреть на историю искусств чуть шире, а на знакомые картины чуть внимательней, есть чему удивиться.

Академизм был у Александра Андреевича Иванова в крови, практически в буквальном смысле этого слова: отец – сначала академик, позже – профессор Академии художеств, Андрей Иванович, был первым учителем сына.

Александр был способным учеником – в 21 год получил большую золотую медаль Петербургской Академии художеств за картину «Иосиф, толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару» и за картон со слепка античной скульптуры «Лаокоон».

И дальше приверженность академической традиции подтверждал – свидетельство тому картины «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой», «Явление Христа Марии Магдалине» и, наконец, главный труд всей жизни, «Явление Христа народу». В них все продуманно и не случайно – «высокие» и благородные сюжеты, каждый типаж, каждый жест, каждый штрих, каждая краска.

Во всем, помимо явного, есть скрытый смысл, но – нет жизни. Есть совершенство, нет горячего пульса сиюминутности. Эскизов к «Явлению» Иванов написал несколько сотен, выверял до мельчайших деталей все – поворот головы, направление взгляда. Эскизами к «Явлению» по большей части были и пейзажи.

По замыслу художника величавая эпическая природа должна была служить фоном для происходящего в картине события. Философское осмысление и воплощенная в природе вечность – так принято трактовать эти работы. Отчасти это верно. «Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц» — характерный пример. Этот же мотив художник использует в центральной части «Явления».

И все же не только философские мысли о вечности и бренности занимают Иванова на природе. Свет и цвет – два слова, столь важные для импрессионистов, не ускользают от его внимания. Пейзажи Иванова – это натурные этюды (каждое лето он проводил в окрестностях Рима и Неаполя).

Работа на пленэре диктует свои законы – нужно уловить солнечный свет, колышущуюся листву, игру рефлексов на поверхности камней и их отражение в воде.

Он работает быстро, пытаясь поймать исчезающее мгновение, и в этой работе прибегает к помощи специального приспособления – диаграфа или камеры-лючиды, освобождающей художника от долгой подготовительной работы над рисунком с натуры.

Камера-лючида позволяла быстро очертить внешние контуры предметов – деревьев, гор, строений – по отбрасываемой ими на бумагу тени. Этот чисто механический трюк давал возможность быстро сделать заготовку и переходить к работе цветом, не тратя времени на построение перспективы и проверку всех соотношений в пейзажном рисунке.

Читайте также:  Описание картины ивана шишкина «бурелом»

Стремление передать нюансы свето-воздушного пространства меняют манеру письма художника. Мазок становится шире и свободней, детали приносятся в жертву общему впечатлению, не линия, а красочное пятно лепит пластическую форму. Логичное решение типичных задач пленэрной живописи. Но именно оно уводит классициста-Иванова далеко за пределы его времени и стиля.

«В парке Аричча» (1841 год) – симметричная уравновешенная композиция, в ней – все спокойствие древнего парка, прилегающего к старинному дворцу Киджи. Но как написаны земля и трава на переднем плане – мазок, другой, художник словно забыл про свою тягу к совершенству и, не дописав картину, оставил лишь намек.

«Ветка» — простой мотив, ветвь дерева на фоне гор. В ней есть одновременно дань академизму и взгляд в будущее. Случайный кадр, словно выхваченный ненароком, однако и случайность у Иванова еще продумана до мелочей – строгая диагональ ветки чуть смещена от центра по правилам «золотого сечения». Листья написаны по-разному: одни пятном, другие – контуром.

«Вода и скалы», «Вода и камни под Палаццуоло» (начало 1850-х) – подобных работ у Иванова немало. Изначально они задумывались как подготовительные этюды, и в письмах, например, к отцу художник часто упоминает, что отправляется «искать каменьев и воды» для своей картины. Однако каждый из этюдов представляет законченное и совершенное творение.

И как он пишет воду! Ее движение, мерцание, солнечные блики, цветные рефлексы на камнях – мелкие мазки разных оттенков, от светло-бирюзового до иссиня-черного и сине-изумрудного.

Так будут писать Моне, Ренуар и Писсаро, пользуясь принципом дивизионизма, когда раздельные мазки чистых цветов, положенные рядом, смешивались лишь в глазу зрителя, создавая неповторимое ощущение живой и переменчивой среды.

«Строения в горах. Тиволи» — горы и деревья на переднем плане превращаются в единую подвижную массу, мастер работает пятном, а не линией.

Что это – пророчество будущим поколениям художников, протест против надоевшего академизма? Да нет, скорее – доступное всем гениям умение уловить витающие в воздухе тенденции, которые лишь полвека спустя уже другое поколение художников сможет оформить в единую систему, которую назовут новым стилем. «┘» — как строго по-научному сказано в экспликации Третьяковской галереи

Кстати, в этих неожиданных живописных пророчествах Александр Иванов был не одинок. Еще до него, и не в России, а в раздираемой наполеоновскими войнами Испании, Франсиско Гойя сделал свой «шаг в будущее».

Он родился на полвека раньше Иванова, в 1746 году, и ранние его работы, например, цикл картин, созданных как картоны для Королевской мануфактуры гобеленов, — плоть от плоти «галантного» XVIII столетия.

Его жизненный и творческий путь был довольно долгим, он дожил до 82 лет, и за это время отдал дань и идеям Просвещения, и искусству романтизма.

В последний год своей жизни он пишет картину «Молочница из Бордо» — работу почти импрессионистическую и по восприятию изменчивости человеческой натуры и по живописному решению.

Фон и платье модели написаны близко лежащими друг к другу мазками краски разного цвета, и кажется, что изображение вибрирует и живет в пространстве. По сути он предвосхищает стиль Эдуарда Мане, который не даром любил его творчество и выполнил ряд парафраз на работы испанца. Несколькими годами раньше, после перенесенной тяжелой болезни, он выполнил росписи своего дома – эта так называемая «черная живопись», загадочная и иррациональная, отсылает к образам и сюжетам художников-сюрреалистов. Но это уже совсем другая история.

Источник: http://www.ng.ru/antrakt/2008-02-01/20_nelineinoe.html

Судьбы /расширенный цикл/

Об Александре Иванове не достаточно еще пожалели русские люди. В другую эпоху такой художник был бы, наверное, дивным выразителем в живописи идеалов своего народа, так как он по своей значительности равнялся высшим и прекраснейшим поэтам.

                                                                                                                  (А.Бенуа)

Александр Андреевич Иванов: Храм Весты в Риме. Конец 1830-х

Великий русский живописец, портретист и пейзажист, Александр Андреевич Иванов  родился в 1806 году. Отец его, Андрей Иванович Иванов, занимался исторической живописью,и потому  направление будущей карьеры  для Александра было определено.

В возрасте 11 лет Иванов поступает в Академию Художеств.

Александр Андреевич Иванов: Белая лошадь. Этюд. 1820

Взгляды на искусство Андрея Иванова, отца художника,  были неумолимо серьезны и упорны, но притом до последней степени ограниченны.

Вся художественная, ремесленная суть его была в академичности, подражанию античности, и добавляя к этому стремлению натуру, чистоту  он мог считаться признанным художником и академиком.

   Александр,  таким образом, задолго до того, что начал посещать классы казенной Академии, находился под давлением самого «затхлого академизма».

Александр Андреевич Иванов: Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора (1824) Третьяковская галерея

Первое признание в виде Малой золотой медали в 18 лет.

Александр Андреевич Иванов: Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару. 1827 Государственный Русский музей.

За эту картину была уже получена Большая золотая медаль Академии. Но художник чуть не угодил в ссылку, ибо барельеф на стене с изображением фараона, карающего людей, выглядел намеком на казнь декабристов. Именно туда указывает рука Иосифа.

Александр Андреевич Иванов — Беллерофонт отправляется в поход против Химеры(холст, масло 1829г)

Александр Андреевич Иванов: Явление Христа Марии Магдалине после воскресения   1835 холст, масло Государственный Русский музей

Картина подарила художнику всеобщее признание и звание академика.

Он съездил в Венецию, на родину великих колористов. Но там наконец у него открылись глаза: венецианцы указали ему как на единственную свою руководительницу и вдохновительницу — на природу, которой Иванов до сих пор так пренебрегал.

Александр Андреевич Иванов: Французский солдат на белом коне. 1847

Александр Андреевич Иванов: Ветка   1835-40  Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Александр Андреевич Иванов: Дерево в парке Киджи

Александр Андреевич Иванов: Оливковое дерево. Долина Ариччи. 1842

Александр Андреевич Иванов: Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц. 1842-1846

Александр Андреевич Иванов: Подножие Виковары

Александр Андреевич Иванов: Облака над побережьем

Александр Андреевич Иванов: Неаполитанский залив у Кастелламаре. 1846

Александр Андреевич Иванов: Подножие Виковары. Камни на берегу реки

Александр Андреевич Иванов: Монтичелли близ Тиволи. 1843

Теперь он понял, что не то совершенство — вернее, порядочность — техники, которую ему старались вдолбить в продолжение долгих лет, составляют смысл и прелесть художественных произведений, что искусство дорого людям не из-за такого вздора, как правильно нарисованные «следки» и красиво расположенные драпировки, но что оно дорого только как утоление жажды красоты, как увековечение, выяснение и просветление жизни.

Александр Андреевич Иванов: Голова мальчика в повороте ближайшего к Христу.Этюд для картины Явление Христа народу. 1840-е

В основе сюжета – евангельское событие: вдохновенный Иоанн Предтеча крестит народ в водах реки Иордан, возвещая людям о приходе Того, кто призван произвести коренной поворот в жизни человечества.

За Иоанном Крестителем – группа будущих учеников Христа: Иоанн Богослов, апостолы Андрей, Нафанаил; по другую сторону – фарисеи, римские воины. На первом плане картины — группа людей, образы которых, по мысли художника, воплощают всю гамму переживаний, отношение к проповеди Пророка.

Они радуются, сомневаются, надеются на явление Спасителя. Особой находкой художника явился образ воспрявшего раба, ставший настоящим откровением в русской живописи.

Александр Андреевич Иванов — Полуфигура обнаженного мальчика. Этюд для картины Явление Христа народу. 1830-е-1840-е

Читайте также:  Описание картины игоря грабаря «за самоваром»

Александр Андреевич Иванов: Полуфигура левита. Этюд для картины Явление Христа народу. 1840-е.

 Время создания его картины, тянувшееся более 15 лет, в сущности, можно рассматривать как время настоящей его школы, а «Явление Христа» как «программу», которую он готовил на всемирный суд .

Александр Андреевич Иванов: Голова Иоанна Богослова. Этюд

Александр Андреевич Иванов: Голова Иоанна Крестителя, этюд для «Явления Христа народу»

Александр Андреевич Иванов: Голова Иоанна Крестителя. Этюд

Александр Андреевич Иванов: Голова дрожащего молодого мужчины, в повороте. 1840-е.

Александр Андреевич Иванов: Голова Христа. 1840-е

Александр Андреевич Иванов: Голова фарисея в чалме

Александр Андреевич Иванов: Голова апостола Андрея. Этюд. 1840-е

Иванов Александр Андреевич Голова сомневающегося

Александр Андреевич Иванов: Явление Христа народу. Фрагмент. 1830-40-е

Александр Андреевич Иванов: Голова раба. 1840-е

Александр Андреевич Иванов: Мужская голова

Александр Андреевич Иванов: Явление мессии. Эскиз в венецианских красках. 1839

Александр Иванов

Явление Христа народу. 1837—1857

В библейской легенде художник увидел возможность выразить мечту о свободе: «…начался день человечества, день нравственного совершенствования».

Близко знавший художника И.С. Тургенев писал: «По глубине мысли, по силе выражения, по правде и честной строгости исполнения вещь первоклассная».

Работа над этим поистине грандиозным произведением продолжалась более двух десятилетий.

В процессе создания картины было написано более 600 эскизов и этюдов, которые  стали для многих поколений художников единственной в своем роде школой живописного реалистического мастерства.

Многие из них принадлежат к высшим достижениям русской живописи XIX века.

В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Средства на перевозку картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Демонстрация полотна, эскизов и этюдов к ней была организована в одном из залов Академии Художеств, выставка произвела сильное впечатление на общественность.

Но нельзя было найти менее удобного и подходящего момента для возвращения Иванова. В это время все были заинтересованы совершенно иным, нежели исканием абсолютной красоты, вниканием в мистицизм и религиозные вопросы, и его встретили не восторг и не брань, но самое грустное — почтительное равнодушие…

Александр Иванов скончался 3 (15) июня 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс полотно в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.

Таким образом, в тот самый момент, когда Иванов «сдавал» свою картину, когда он на полученные за нее деньги мог снова затвориться и приняться за дальнейшее и уже несравненно высшее творчество, в тот самый момент, когда он, не стесненный уже больше школой и предрассудками, готовился сказать свое высокое слово, волей судеб смерть преградила ему дорогу и увлекла его, к мучительному недоумению друзей, но совершенно незаметно для того народа, для которого Иванов промучился всю жизнь, в Неведомое…

При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Там, однако, не оказалось зала для размещения такого полотна. Встал вопрос о помещении для полотна.

В проект здания на Крымском Валу был, в частности, заложен зал для картины Иванова. Но всё же было решено пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке.

В 1932 году полотно заняло то место, где находится и сейчас.

А.А. Иванов  Портрет работы Постникова С.П. выполнен по фотографиям после смерти .

В нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины и не боявшаяся мученичества.

За искажение одной такой души академизм заслужил безусловную ненависть и презрение, так как такие души, в сущности, только и дороги для человечества, только они и составляют суть и смысл всего искусства, они светятся, как редкие, но приветливые светильники на темном пути, по которому мы плетемся. Один из этих светильников Академия святотатственно завесила темной пеленой своей схоластики, и вокруг образовалась темнота…

К счастью, только завесила, а не затушила. Уголья светильника продолжали тлеть, невидимые, в безвоздушном пространстве.

Однако, когда эти уголья стали разгораться, когда та пелена настолько уже была изъедена пламенем, что висела вся в клочьях и отовсюду через нее прорывался радостный, божественный огонь, пожиравший и эти остатки, тогда-то рок, безжалостный к русскому искусству, вдруг разбил и уничтожил этот светильник и все снова погрузилось в прежний и до сих пор лишь слабо рассеивающийся мрак.

Иванов умер внезапно и как-то нелепо, в тот самый момент, когда он готовился сказать свое великое слово, и этот момент — полного просветления — был настолько краток, что большинство тут же и забыло о нем, а кто и помнит , то так, как ослепшие в раннем детстве помнят о солнце.©

Источник

О картине

О художнике

Картины здесь

  • К.Т.И.
  • Рисунки/графика
  • Факты
  • Предметы искусства

Источник: https://cont.ws/post/786731

Иванов Александр Андреевич — русский художник

Русский художник Иванов Александр Андреевич . Автор картин: Ave Maria; Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением; Аппиева дорога при закате солнца; Беллерофонт отправляется в поход против Химеры; Ветка; и многих других.

Иванов Александр Андреевич (1806-1858)

Знаменитый русский исторический живописец Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 г. в Санкт-Петербурге в семье профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. В одиннадцать лет он поступил “вольноприходящим” учеником в Императорскую академию художеств, где воспитывался под руководством своего отца. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф. Е. Егоров.

Получив за успехи в рисовании две серебряных медали, молодой художник был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную им по программе картину: “Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора”, а в 1827 г. — большой золотой медалью и званием художника XIV класса, за исполнение другой программы: “Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона”.

Эти картины наряду с такими произведениями как: “Беллерофонт отправляется в поход против Химеры” (1829), “Явление Христа Марии Магдалине” (1835) — принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем.

Ведущее значение для Иванова имеют образы искусства итальянского Возрождения.

Завершает ранний период творчества художника картина “Апполон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением” (1831-34), созданная Ивановым уже в Риме, которая отличается необыкновенно тонкой композиционно-колористической гармонией и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. Это античность, воспринятая через Возрождение. Художник как бы открывает потаенный божественный смысл природы.

Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал картину: “Белерофонт отправляется в поход против Химеры”. В 1830 г., написав требующуюся картину, Иванов отправляется в Италию.

За границей Иванов посетил Австрию и Германию, останавливался на непродолжительное время в Дрездене. С 1831 по 1858 художник жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. Здесь он делал копии “Сотворения человека” Микеланджело в Сикстинской капелле, придумывал эскизы на разные библейские сюжеты.

Снова обращаясь к Библейско-евангельской теме художник работает над эскизами к неосуществленной им картине “Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина” (1831-33). Иванов тщательно изучал Священное писание, особенно Новый Завет.

Он хотел написать большую и сложную картину, посвященную первому явлению Мессии народу, но перед этим попробовал свои силы над меньшим по объему произведением “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине” (1834 г.).

Эта превосходная по красоте композиции картина, отличающаяся благородством стиля и рисунка, была исполнена еще совершенно в академическом духе. Картина имела огромный успех и в Италии, и в России, а в 1836 г. в Санкт-Петербурге художник был удостоен за нее званием академика.

В 1830-40-х годах Иванов находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры и представителями передовой русской интеллигенции, размышляет над путями разрешения глубоких социальных противоречий. Его мировоззрение формировалось под влиянием Н. В. Гоголя, с которым художник дружил в эти годы.

Гоголь во многом повлиял на представления Иванова о просветительских задачах искусства. Иванов тесно общался с членом московского кружка любомудров Н. М. Рожалиным и главой немецких назарейцев художником Ф. Овербеком, от которых усвоил идеи Шеллинга, рассматривавшего искусство как высшую форму постижения мира.

Иванов осознал просветительскую и пророческую роль художника, он уверовал в то, что искусство должно служить преобразованию и нравственному усовершенствованию человечества. Художник стремился осмыслить основные вопросы человеческого бытия, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы.

Читайте также:  Описание картины франциско де гойя «сатурн пожирает своих детей»

Разрабатывая собственную философию искусства, Иванов соприкасается со славянофильской философией, перенимает идеи кружка Д. В. Веневитинова.

Окрыленный успехом картины “Явление воскресшего Христа Марии Магдалине”, Иванов принялся за осуществление монументального программного произведения “Явление Христа народу” (1837-57), выдвигающего проблемы всемирно-исторического значения. Эта картина стала жизненным подвигом художника.

В ней, как и в раннем замечательном произведении “Аполлон, Гиацинт и Кипарис”, художник выразил свои мысли о влиянии божественного и возвышенного на преображение человека. Основное содержание сюжета картины — начало освобождения и нравственного возрождения человечества.

Сложная многофигурная композиция картины включает в себя людей различных сословий и характеров. Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. Мы видим приход Спасителя к толпе “лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных” (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана.

Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от бед и страданий, указывая на приближающегося Бога-Сына. Все в картине подчинено идейному замыслу художника, каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл.

Иванов, сохраняя связь с традициями классического монументализма, достигает необычайной глубины философского обобщения и трактовки темы. Работая над картиной он глубоко вдумывался в сюжет, детально изучая тему, делал множество этюдов и зарисовок, менял первоначальную композицию и ее подробности.

Самостоятельной областью творчества Александра Андреевича Иванова являются этюды, выполненные в процессе работы над картиной и представляющие собой синтез двух основных источников: классического искусства и его собственных представлений о передаче определённых человеческих качеств и состояний.

В пейзажных этюдах Иванов добился огромных успехов в изображении пространства. Он добился естественного сочетания объёма и пространства, использовав достижения пленэрной живописи, и сохранив при этом выразительность и насыщенность цвета.

Картина “Явление Христа народу” осталась в истории русского искусства замечательной школой углублённой работы над натурой, над различными компонентами картины.

Двадцать лет работал А. Иванов над своим произведением. Но для того, чтобы закончить его одного таланта и мастерства было не достаточно, требовалось еще и особое состояние духа, чтобы выразить свою идеею художественными средствами.

Начав работу с полной верой в божественность избранной темы, Иванов впоследствии подвергся сомнениям и колебаниям, особенно после прочтения книги Штрауса о Христе, и уже не мог работать так увлеченно, как прежде. Большое влияние на изменение мировоззрения художника оказали революционные события 1848 г. в Италии, свидетелем которых был художник.

Иванов разуверился в возможности преобразования человечества путем религиозно-нравственной проповеди средствами искусства.

Иванов задумывал свой собственный храм искусства, который стал бы одновременно и историческим пантеоном человечества. В связи с этим последнее десятилетие жизни художник работает над циклом “Библейских эскизов”, которые художник, предназначил для росписей этого храма. Иванов трактовал древние легенды как историю духовного и нравственного развития человечества.

Опираясь на исследования Д. Ф. Штрауса и творчески переосмысливая мотивы искусства Древнего Востока, античности и Византии, художник “Библейских эскизах” сочетал историю и быт, фантастику и обыденность. Он переосмыслил образы Христа и его учеников, а многие евангельские чудеса трактовал как миф.

Сохраняя связь с традициями классицистического монументализма, Иванов закладывает черты реалистического метода.

В “Явлении Христа народу” Иванов полностью отрекся от традиционных академических рутинных взглядов и приемов; верх взяли его приверженность натуре; поиски красоты, соответствующей индивидуальному характеру и значению изображенных лиц.

Он применял такие композиционные решения, которые больше соответствуют изображаемому событию, ввёл цветовое пятно, подчёркнутое контуром, достиг большой выразительности линий, открыл новые возможности графики. В результате возник контраст условных приёмов академической живописи с реалистическими достижениями Иванова, который придал картине противоречивый характер.

Вследствие этих противоречий и из-за болезни глаз, которая в последнее время его пребывания в Италии мешала художнику заниматься с желаемой усидчивостью, картина так и осталась незавершённой.

В последние годы своего пребывания в Риме художник был занят хлопотами по доставке картины в Россию. Только в 1858 г. Иванов решился отправить “Явление” в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с нею.

В мае 1858 года картина А.

Иванова “Явление Христа народу” прибыла в Петербург и 28 мая 1858 года показана членам императорской фамилии, высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. Выставка картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов состоялась в одной из зал академии художеств стала таким событием в русском искусстве, какого еще не было со времен К. Брюллова.

Картина вызвала резкое неприятие в официальных академических кругах, которые утверждали, что автор не оправдал их ожиданий. Но для большинства картина стала в высшей степени замечательным явлением и завоевала творцу “Явления Мессии” горячее сочувствие. Для молодых художников картина стала настоящим откровением и оказала огромное влияние на их творчество.

Распространились слухи, что царь хочет купить “Явление Христа народу” вместо предполагавшихся 30 тысяч только за 10 или даже 8.

Художник, столько хлопотавший о вывозе картины из Италии, уставший от унижения, равнодушия и бессмысленных хлопот в России, слег, пораженный холерой. Через три дня 3 июля 1858 г. Александр Андреевич Иванов скончался.

Через несколько часов после кончины живописца стало известно, что “Явление Мессии” было приобретено императором Александром II за 15 тысяч, а Иванов милостиво пожалован орденом Святого Владимира.

Творчество крупнейшего мастера, русского живописца-философа А. А. Иванова, обращенное одновременно и к прошлому и к будущему искусства — это итог его нравственных и эстетических исканий. Произведения художника сделали его одним из самых значительных русских живописцев XIX в.; его высоко ценили Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, И. Н. Крамской, И. Е. Репин.

Картины художника

Ave Maria

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением

Аппиева дорога при закате солнца

Беллерофонт отправляется в поход против Химеры

Ветка

Вид на Понте Молле близ Рима.

Вода и камни под Палаццуола

Голова Иоанна Крестителя

Голова апостола Андрея

Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем

Голова фарисея в чалме

Дворец в парке Киджи

Девушка из Албано, стоящая в дверях

Дерево в парке Киджи

Дерево в тени над водой в окрестностях Кастель-Гандольфо

Дерево у ручья. Левый и правый фрагменты

Жених, выбирающий серьги для невесты

Женская голова

Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару

Итальянская сцена

Мальчики на берегу Неаполитанского залива

Монтичелли близ Тиволи

Мужская голова

Нагой мальчик.

Народ израильский поклоняется Золотому тельцу

Наружное дерево парка Киджи

Неаполитанский залив у Кастелламаре

Октябрьский праздник в Риме у Понте Молле

Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии (приглашение к танцу).

Оливковое дерево. Долина Ариччи

Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц

Подножие Виковары, по дороге из Тиволи в Субиако

Полуфигура натурщицы Асунты

Полуфигура поднимающегося старика. Голова фавна

Понтийские болота

Портрет Виттории Кальдони (Лапченко).

Портрет Виттории Марини

Портрет Н.В.Гоголя

Почва и дали

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора

Путешественник

Рыжие волосы

Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках

Смотрящий вверх, в шапочке

Торре дель Греко близ Помпеи

Три обнаженных мальчика

Французский солдат на белом коне

Храм Весты в Риме

Четыре нагих мальчика

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения

Явление Христа народу голова раба

Явление Христа народу. Первоначальный эскиз картины

Явление Христа народу

Источник: https://wearts.ru/ruartist/93

Ссылка на основную публикацию