Описание картины алексея саврасова «хоровод в селе»

Презентация урока для интерактивной доски по теме: Материалы к работе над картиной Саврасова «Грачи прилетели»

Слайд 1

1. Рассмотри внимательно картину русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». 2. Задай учителю вопросы о биографии и творчестве художника.

Слайд 2

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 мая 1830 года. Он родился в Москве. В 12 лет научился рисовать. В 1844 году поступил учиться в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ). Но из-за болезни матери прекратил учебу.

Только в 1848 году смог продолжить учебу. Алексею Кондратьевичу было присуще правдиво чувствовать и воплощать на холсте образы природы. А.К. Саврасов умер 26 сентября 1 897 года. В наше время картины А.К.

Саврасова украшают лучшие музей России и мира.

Слайд 3

Хоровод в селе (1873-1874 гг ) Вид на Московский Кремль (1873 г) Берег реки (1879 г) Новодевичий монастырь (1890г) После дождя (1880-е г) Ранняя весна. Половодье. (1868 г) Картины великого русского художника А. К. Саврасова

Слайд 4

Устно опиши картину по плану. План. Название картины и имя ее автора. Время года, изображенное на картине. Первый план картины(берёзки, грачи, пруд, снег). Второй план картины (забор, колокольня). Третий план картины. Твое отношение к картине.

Слова для справок: первый план картины, второй план картины, третий план картины, начало весны; тонкие, кривые, но милые березки; оттаявший пруд; отражается небо, старый забор, чернеют поля. Выглянуло весеннее солнышко. Грачи галдят (горланят), хлопотливо летают над деревьями, торопятся вить гнезда.

Облака и снег переливаются разными цветами радуги.

Слайд 5

Спиши текст. Вставь пропущенные слова. Весна. Начало … . У горизонта … покрыто … тучами. Но чем выше …, тем реже …, … голубее. Вот выглянуло … …. . Облака переливаются … … . Они зеленоватые …, … . А у горизонта … и … . Кажется вот – вот пойдет …, … дождь.

Воздух … , но приятный и пахнет … … . На … плане … оттаявший пруд. В …, как в зеркале, … … . Перед нами …, …, но очень милые березки. Около забора ещё … снега. Но снег теперь уже не такой, как … . Он потемнел, … стал … и … . Кажется если встанешь на него, то … провалишься.

А под … наверное … . Прилетели … . Вот они черные …, хлопотливо .. над … . Одни чинят … гнезда, другие … вьют. … кричат, … . Они …, потому, что надо … птенцов. На … уже много готовых … . На … плане забор. За … старая … . А вдали видны … … поля.

Мне … картина «Грачи прилетели», потому что …

Слайд 6

Опиши картину по плану. План. Название картины и имя ее автора. Время года, изображенное на картине. Первый план картины(берёзки, грачи, пруд, снег). Второй план картины (забор, колокольня). Третий план картины. Твое отношение к картине.

Слова для справок: первый план картины, второй план картины, третий план картины, начало весны; тонкие, кривые, но милые березки; оттаявший пруд; отражается небо, старый забор, чернеют поля. Выглянуло весеннее солнышко. Грачи галдят (горланят), хлопотливо летают над деревьями, торопятся вить гнезда.

Облака и снег переливаются разными цветами радуги, чистый, рыхлый и мокрый, обязательно, торопятся, выводить, колокольня.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/11/13/materialy-k-rabote-nad-kartinoy-savrasova

Хоровод дети Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Картина хоровод

Главная » Картины » Картина хоровод

Картина написана Саврасовом в 1873-1874 году маслом на холсте.

Стиль в живописи – реализм. Жанр – жанровая живопись.

Саврасов – это один из великих художников 19 столетия. Он оставил неоценимые работы для нашей страны. Становление его творчества пришлось на рассвет пейзажного жанра в России. Первооткрывателям всегда тяжело. Один не верный шаг и о тебе навсегда забудут, как деятеле искусства.

Но Саврасов, как и Шишкин смогли не только отразить в своем творчестве любовь к родным мотивам, но и донести это до зрителя. На сюжеты их полотен написано множество стихов и прозы. Эти художники воспевали красоту русской природы и силу души наших людей.

Полотна Саврасова известны каждому в нашей стране. Картину «Грачи прилетели» мы знаем еще из школьного курса литературы. Работа «Хоровод в селе» показывает зрителю простую сельскую жизнь прошлых столетий. Молодые парни и девушки проводили свое время, водя хороводы, пели песни, прыгали через костры.

Пожилые люди сидели и радовались на веселых ребят, вспоминая свои молодые годы. Одежда русских людей была простой, но очень красивой.

Каждый женский сарафан или мужской кафтан был вышит узорами ручной работы. Все они были не похожи друг на друга. Одежда была скромной, но очень милой и яркой.

Девушки плели венки, а юноши занимались резьбой по дереву. Все в этой жизни было просто и романтично.

Саврасова переполняла любовь к русской культуре и природе. Его полотна греют душу и заставляют печалиться о временах, ушедших без возврата. В тех временах, где не было агрессии, завести и злости. Саврасов умело передавал настроение на своих полотнах. Его примеры в живописи делали сюжет реалистичным.

Саврасов оставил нам свое творчество, чтобы мы могли понять, как прекрасна была жизнь в русских селениях.

Полотно находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее. Москва.

opisanie-kartin.com

танок, круг, весенний хоровод, традиции танца в регионах России

Кто и когда первым на Руси завел хоровод — за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда — поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века. В хороводные традиции на Руси углубилась Наталья Летникова.

Посолонь

Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1874. ГТГ

А также карагод, танок, круг, улица. Множество названий любимого народом танца. По Далю — собрания сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями.

По сложившейся традиции молодые девушки, выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на ярмарочной площади. В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Женщина, самая заводная в округе.

Балетмейстер и хоровик по призванию — песни заводила и придумывала новые танцевальные картины.

Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света — один из способов приглядеть мужа. Где-то хороводный возраст — с 12 лет, а где-то и позже. Главное — количество дочек в хозяйстве. Так что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто.

Хоровод с юга на север

Весенние хороводные «люлеишные» песни Песенно-хореографическая традиция Верховажского районаХороводная традиция деревни Лутны

За руку, за мизинец или платок, пояс, венок. Связующее звено в хороводе может быть разным. А традиции в каждом крае — свои. На Севере в чести сдержанность. Плывут по кругу девушки чинно и спокойно. И песни заводят все больше протяжные и напевные.

К примеру, в Коми на Красную горку использовалось семнадцать фольклорных песенных сюжетов, сложившихся за столетия.

Каждая из фигур должна исполняться под определенную песню и в своем ритме: от неспешного поначалу до стремительного.

Действо наполнено образами: мужчины и женщины разделяются сторона на сторону, девушки роняют платки, которые поднимают парни. Хороводная игра — символ сватовства.

В центральных губерниях народ был побойчее. Хороводы заводили весело и беззаботно, с притопами, да прихлопами, с задорными песнями. Чем южнее, тем горячее. И на гуляньях, и в хороводе, который вот-вот грозил обернуться плясовой. Теплыми вечерами и на улицах многолюднее, и в хоровод участников больше собиралось.

Хоровод круглый год

Алексей Степанов. Хоровод

Танцы — занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные сроки — и по поводу.

Весной заводили игру «Ручеек» — символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия.

В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну. В июле славили Купалу и просили созревания плодов — вокруг огня да с венками.

В честь Берегини хоровод водили вокруг березки — символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.

С принятием христианства хороводы заводили вне поста и полевых работ. Начинали со Святой недели сразу за Пасхой и до Красной горки, посевной — с перерывом на страду. Летом — по праздникам, как на Троицу. Вновь о танцах можно было подумать и во второй половине августа — осенние от Успения до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне и посиделки.

Хороводная наука

Хоровод в Курской губернии

Игровые и орнаментальные. На Руси водили два вида хоровода. Орнаменты — ни сюжета, ни ролей. Знай ходи кругом, заплетай рядами из хороводной цепи фигуры. Хореографические хитросплетения связывали с образами русской природы. «Во поле березка стояла» с веточками едва распустившегося весной белоствольного дерева.

Виделись в хороводах узоры кружевниц и резчиков по дереву. Народное творчество, в свою очередь, напоминало змейку хоровода на кружевах или резной доске. Увлечь новыми фигурами, сложными и витиеватыми, — целое искусство и задача хитроумной хороводницы.

Театрализованное действо с главными героями и сюжетом вкупе с хождением кругом. Особенность хороводов игровых. Сюжетная песня, действующие лица, что выражают свой характер мимикой и танцевальными фигурами. Изображали не только людей, но и зверей и птиц. Водили хороводы и на актуальные темы: выбор жениха или невесты, дела семейные и даже с социальным подтекстом — высмеивая помещиков.

Что рисует хоровод

Борис Кустодиев. Хоровод

Хоровод водили сомкнутый, двигаясь по кругу, и линия на линию или змейкой. На основе традиционного танца каждая губерния и даже село создавали свои танцевальные картины. Круг в круге, два круга рядом или переливаясь друг в друга «восьмеркой».

Каждый рисунок хоровода получал свое название: «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель», столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «плясовая» и непосредственно «круг».

Главное — не забывать, что хоровод — творчество в чистом виде со своими знаками и символами: венок — брак, платок — подушка, шелковая плеть — символ покорности и силы.

Читайте также:  Описание картины николая крымова «под солнцем»

Движутся танцующие в хороводе «по солнцу» или «против солнца» — по старой памяти.

www.culture.ru

Хоровод (картина Натальи Гончаровой) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1910 года

«Хорово́д» — картина Натальи Гончаровой, известной представительницы русского авангарда.

История

Полотно относится к периоду творчества Натальи Гончаровой, отмеченному отходом от экспрессионистического примитивизма и обращением к народному искусству России.

Принадлежала семье Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, после эмиграции которых во Францию была передана в Серпуховский историко-художественный музей.

К настоящему моменту картина находится в хорошем состоянии, несёт следы реставраций, имеет 5 заплаток с обратной стороны холста[1].

Описание

На холсте представлена сцена из сельской жизни: взявшиеся за руки и расположенные кругом шесть женщин. Женщины изображены в крестьянской одежде, их лица, а также фигуры трактованы обобщенно[1]. На заднем плане видны избы, в левой части картины — ствол дерева.

Работа относится к числу программных периода обращения к народной тематике, вдохновлена идеей «всечества», открывшего путь к свободному использованию различных традиций, заимствованиям и новым интерпретациям мировой художественной культуры.

Искусствоведы отмечают в данной работе достигнутое автором «ощущение монументальной торжественности в трактовке образов», подлинную декоративность и внутреннюю экспрессию художественной формы[2].

См. также

Напишите отзыв о статье «Хоровод (картина Натальи Гончаровой)»

Примечания

  1. ↑ 1 2 [www.museum.ru/C2864 Хоровод]. Музеи России (1999). Проверено 4 декабря 2010. [www.webcitation.org/68wk6hkL7 Архивировано из первоисточника 6 июля 2012].
  2. ↑ В. А. Садков, Л. Г. Москалева.

    Западноевропейская живопись XVI-XX веков // Серпуховский историко-художественный музей. Русская и западноевропейская живопись. — Тула: Издательство «Власта», 2005. — С. 10-11. — 144 с. — ISBN 5-900998-20-7.

Отрывок, характеризующий Хоровод (картина Натальи Гончаровой)

– Un enfant dans cette maison. N'avez vous pas vu un enfant? [Ребенка в этом доме. Не видали ли вы ребенка?] – сказал Пьер.

– Tiens, qu'est ce qu'il chante celui la? Va te promener, [Этот что еще толкует? Убирайся к черту,] – послышались голоса, и один из солдат, видимо, боясь, чтобы Пьер не вздумал отнимать у них серебро и бронзы, которые были в ящике, угрожающе надвинулся на него. – Un enfant? – закричал сверху француз.

– J'ai entendu piailler quelque chose au jardin. Peut etre c'est sou moutard au bonhomme. Faut etre humain, voyez vous… [Ребенок? Я слышал, что то пищало в саду. Может быть, это его ребенок. Что ж, надо по человечеству. Мы все люди…] – Ou est il? Ou est il? [Где он? Где он?] – спрашивал Пьер.

– Par ici! Par ici! [Сюда, сюда!] – кричал ему француз из окна, показывая на сад, бывший за домом. – Attendez, je vais descendre. [Погодите, я сейчас сойду.] И действительно, через минуту француз, черноглазый малый с каким то пятном на щеке, в одной рубашке выскочил из окна нижнего этажа и, хлопнув Пьера по плечу, побежал с ним в сад.

– Depechez vous, vous autres, – крикнул он своим товарищам, – commence a faire chaud. [Эй, вы, живее, припекать начинает.] Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице. – Voila votre moutard. Ah, une petite, tant mieux, – сказал француз.

– Au revoir, mon gros. Faut etre humain. Nous sommes tous mortels, voyez vous, [Вот ваш ребенок. А, девочка, тем лучше. До свидания, толстяк. Что ж, надо по человечеству. Все люди,] – и француз с пятном на щеке побежал назад к своим товарищам. Пьер, задыхаясь от радости, подбежал к девочке и хотел взять ее на руки.

Но, увидав чужого человека, золотушно болезненная, похожая на мать, неприятная на вид девочка закричала и бросилась бежать. Пьер, однако, схватил ее и поднял на руки; она завизжала отчаянно злобным голосом и своими маленькими ручонками стала отрывать от себя руки Пьера и сопливым ртом кусать их.

Пьера охватило чувство ужаса и гадливости, подобное тому, которое он испытывал при прикосновении к какому нибудь маленькому животному. Но он сделал усилие над собою, чтобы не бросить ребенка, и побежал с ним назад к большому дому. Но пройти уже нельзя было назад той же дорогой; девки Аниски уже не было, и Пьер с чувством жалости и отвращения, прижимая к себе как можно нежнее страдальчески всхлипывавшую и мокрую девочку, побежал через сад искать другого выхода.

wiki-org.ru

Хоровод (картина Натальи Гончаровой) — WikiVisually

1. Гончарова, Наталья Сергеевна – Natalia Sergeevna Goncharova was a Russian avant-garde artist, painter, costume designer, writer, illustrator, and set designer.

Natalia Sergeevna Goncharova was born on June 21,1881, in Nagaevo and her father, Sergei, was an architect and graduate of the prestigious Moscow Institute of Painting, Sculpture and Architecture.

Goncharova moved to Moscow at the age of 10 in 1892, in 1901 Goncharova began her own studies at the Moscow Institute of Painting, Sculpture and Architecture as a sculptor, under Pavel Trubetskoi, who was associated with the World of Art movement.

By 1903, she began exhibiting in major Russian salons and she was awarded a silver medal for sculpture in 1903-04. It was at the Moscow Institute that Goncharova met fellow-student Mikhail Larionov, Goncharova drew inspirations for primitivism from Russian icons and folk art, otherwise known as luboks.

The Donkeys Tail was conceived as a break from European art influence. Goncharova and her counter-part, Larionav, were harassed for their artwork.

However, the influence of Russian Futurism is much in evidence in Goncharovas later paintings, initially preoccupied with icon painting and the primitivism of ethnic Russian folk-art, Goncharova became famous in Russia for her Futurist work such as The Cyclist and her later Rayonist works.

Goncharova and Larionav painted hieroglyphics and flowers on their faces and walked the streets as a part of a primitivist art movement, Goncharova herself sometimes appears topless in public with symbols on her chest. As leaders of the Moscow Futurists, they organized provocative lecture evenings in the vein as their Italian counterparts.

Goncharova was also involved with graphic design—writing and illustrating several avant-garde books and she started to exhibit at the Salon dAutomne since 1906. Goncharova was a member of the Der Blaue Reiter avant-garde group from its founding in 1911, in 1915, she began to design ballet costumes and sets in Geneva.

In 1915 she started work on a series of designs—Six Winged Seraph, Angel, St. Andrew, St. Mark, Nativity, and others—for a ballet commissioned by Sergei Diaghilev to be titled Liturgy.

Also involved in the project, for which Igor Stravinsky was invited to compose the score, were Larionov and Léonide Massine, Goncharova moved to Paris in 1921 where she designed a number of stage sets of Diaghilevs Ballets Russes. She also exhibited at the Salon dAutomne in 1921, and participated regularly at the Salon des Tuileries, Goncharova and Larionav collaborated on four charity events in Moscow. These events were The Grand Bal des Aristes, The Bal Banal, The Bal Olympique and they both designed much of the publicity materials for the event. Between 1922 and 1926 Goncharova created fashion designs for Marie Cuttolis shop, Maison Myrbor on the Rue Vincent and her richly embroidered and appliquéd dress designs were strongly influenced by Russian folk art, Byzantine mosaic and her work for the Ballets Russes. In 1938 Goncharova became a French citizen, on June 2,1955, four years after Larionov suffered a stroke, the two artists got married in Paris to safeguard their rights of inheritance

2. Масляная живопись – Oil painting is the process of painting with pigments with a medium of drying oil as the binder. Commonly used drying oils include linseed oil, poppy seed oil, walnut oil, the choice of oil imparts a range of properties to the oil paint, such as the amount of yellowing or drying time.

Certain differences, depending on the oil, are visible in the sheen of the paints. An artist might use different oils in the same painting depending on specific pigments and effects desired.

The paints themselves also develop a particular consistency depending on the medium, the oil may be boiled with a resin, such as pine resin or frankincense, to create a varnish prized for its body and gloss.

Its practice may have migrated westward during the Middle Ages, Oil paint eventually became the principal medium used for creating artworks as its advantages became widely known.

In recent years, water miscible oil paint has come to prominence and, to some extent, water-soluble paints contain an emulsifier that allows them to be thinned with water rather than paint thinner, and allows very fast drying times when compared with traditional oils.

Traditional oil painting techniques often begin with the artist sketching the subject onto the canvas with charcoal or thinned paint, Oil paint is usually mixed with linseed oil, artist grade mineral spirits, or other solvents to make the paint thinner, faster or slower-drying.

A basic rule of oil paint application is fat over lean and this means that each additional layer of paint should contain more oil than the layer below to allow proper drying. If each additional layer contains less oil, the painting will crack. This rule does not ensure permanence, it is the quality and type of oil leads to a strong.

There are many media that can be used with the oil, including cold wax, resins. These aspects of the paint are closely related to the capacity of oil paint. Traditionally, paint was transferred to the surface using paintbrushes. Oil paint remains wet longer than other types of artists materials, enabling the artist to change the color. At times, the painter might even remove a layer of paint. This can be done with a rag and some turpentine for a time while the paint is wet, Oil paint dries by oxidation, not evaporation, and is usually dry to the touch within a span of two weeks. It is generally dry enough to be varnished in six months to a year, art conservators do not consider an oil painting completely dry until it is 60 to 80 years old

Читайте также:  Описание картины ильи репина «возвращение с войны»

Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-horovod.html

ХОРОВОД

Славянским аналогом кельтских фей являются русалки. Как воплощение огня, русалка пронизана светом. Её волосы золотятся, её глаза горят и сверкают. Она может обернуться огненно-рыжей белкой, зверьком Перуна, олицетворяющим молнию.

Она живёт в неустанном движении, плещется в волнах, носится в рощах и полях, катается на ветвях деревьев, играет, поёт, танцует в темноте ночи. «Игрищами» называются прибрежные луговинки, где русалки водят свои хороводы. В древности у древних славян имелось поверье, что если русалки возьмут ребёнка в свой хоровод, они могут затанцевать его до смерти.

Я вспомнил об этом, когда увидел на YouTube видеоролик «Спираль смерти».

Случается, что один или небольшая группа муравьёв начинает, совершенно беспричинно, бегать по замкнутому кругу, постепенно вовлекая в свой бесконечный цикл всё больше и больше своих сородичей.

Муравьи продолжают свой бег до тех пор пока не упадут замертво и карусель смерти продолжает своё вращение до полного истощения своих участников, оставляя да собой полчища погибших муравьёв.

В 1921 году американский путешественник Уильям Биб в своей книге «Край джунглей» описал увиденный им в Гайане круг муравьёв-эцитонов диаметром около 120 метров, в котором каждый из муравьёв совершал полный цикл за 2,5 часа.

«Спираль смерти» просуществовала 2 дня, усеивая почву под собой мёртвыми телами, пока небольшая группа рабочих муравьёв случайно не отделилась от общего движения и не увела за собой оставшихся в живых.

Этот муравьиный круг напоминает обход Каабы мусульманами во время хаджа.

В восточном углу Каабы находится вмонтированный в серебряную оправу Чёрный камень.

Кстати, во время хаджа чуть ли не ежегодно погибает большое количество паломников.1990 год — в пешеходном тоннеле в Мекке раздавили 1426 человек. Причина — отключение электричества. В темноте два встречных потока людей столкнулись. После этого был построен второй тоннель — для входа и выхода.

1994 год — во время ритуала побивания сатаны в давке погибли 270 паломников.1997 год — при пожаре в палаточном городке в долине Мина сгорели 343 паломника, еще 1500 получили ожоги.Через год, выполняя ритуал побивания, погибли 118 паломников и 180 были ранены.2001 год — на мосту Джамарат погибли 35 паломников.

2002 год — более 200 паломников умерли во время хаджа. Правда, по заявлению властей, их смерть настала не в результате давки, а от физического истощения, старости и болезней.2003 год — в толпе раздавили 14 человек.2004 год — 1 февраля погибли 244 человека, столько же получили ранения.

После хаджа мост Джамарат был модернизирован. Бетонное ограждение моста покрыли каучуком, чтобы свести к минимуму травмы. Власти установили видеокамеры, отслеживающие поток паломников, чтобы службы могли оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации. Однако принятые меры не помогли.

2005 год — хадж прошел с минимальными потерями — на мосту было задавлено трое паломников.2006 год — 12 января в давке у моста Джамарат погибли 345 человек, более 1000 получили ранения.

И вот одно из последних сообщений в Сети: «5.10.

2014: Во время хаджа в Мекке в этом году умерли 130 паломников и 213 мусульман были госпитализированы. Причиной смерти людей стало обострение хронических болезней на фоне поста и долгих пеших переходов».

Этот муравьиный круг ещё напоминает и движение звёзд вокруг центра нашей  Галактики.

В центральной части диска Млечного Пути находится галактическое ядро. Ядро состоит из миллиардов старых звёзд.

Сама же центральная часть ядра представляет собой очень массивную область диаметром всего в несколько световых лет, внутри которой, по последним данным астрономических исследований, находится сверхмассивная чёрная дыра, возможно даже несколько чёрных дыр, массами около трёх миллионов Солнц.

Эта сверхмассивная чёрная дыра «пожирает» звёзды в неимоверных количествах. Так что хоровод звёзд вокруг центра Галактики тоже можно назвать «спиралью смерти».Теперь обратимся к христианству, точнее, к бродячим странникам на Руси, известным под названием «калики перехожие».

У своих истоков и в первичном значении слова, калики — сказители духовных стихов — это по большей части слепцы, что усиливает сопутствующие им обертоны тайноведения: они — люди, от которых «сокрыто явное», но которым «открыто тайное».

В самых архаических стихах, которые объясняют возникновение калик на Руси и смутно указуют на их высокое (связанное с «тайнами будущего века») призвание, проступают черты некоего своеобразного сообщества, своего рода «ордена».

Его нельзя назвать сектой в строгом смысле слова — здесь ещё отсутствуют иерархия, догматика, ритуал и другие типичные черты сформировавшейся конфессии. Скорее сообщество духовных странников выступает как незримая, скрытая (и призванная оставаться таковой «до наступления последних времён») Церковь «истинно верующих», тайная Церковь ап.

Иоанна — как постоянно присутствующее, но скрытое от «слепых» (хотя физически и зрячих) откровение Св. Духа. Не случайно в большинстве стихов, повествующих о происхождении калик, они «рукоположены» самим ап. Иоанном Богословом.

Один из самых интересных в этом плане стих — «Сорок калик со каликою», где национальные эпические (былинные) мотивы органически сплетены с гностическими символами. Характерно, что «сорок калик со каликою» здесь не только обессиленные болезнью убогие и нищие: это таящееся, самоумаляющееся до поры до времени могущество [1], которое и заявляет о себе как таковое в начальных строках стиха:

«Из волынца города, из Галича,Из той же из Корелы из богатыяВо ту ли пустыню во ДаниловуСобиралося, собрунялосяСорок калик со каликою,Сорок дородных добрых молодцев.Собиралися калики на зелёный луг,

Становилися калики на единый круг,

Клюшки-посохи все в землю испотыкали.Клюшки-посохи те были таволжевые,Одна клюшка была кипарис-древо.По сумочке на клюшку исповесили.Те сумочки были рыта бархата,Одна сумочка хущатой камки».

Упоминание круга (символа солнца и высшего совершенства), кипариса (символа нетления и Креста животворящего) и «хущатой камки» (парчи — символа просветлённой божественным светом плоти) явственно указует на сакральный характер собрания калик как особого, духоносного апостольства.

Став «на единый круг», калики ощущали себя «людьми Божиими», собравшимися вокруг живого «христа». «На зелёном лугу» калики образуют хоровод и совершают мистический танец вокруг «кипарис-древа», то есть вокруг своего «христа». Это и есть тайнодействие Церкви ап. Иоанна.

Ритуальное хождение по кругу часто вполне сознательно опирается на космическую аналогию вращающегося вокруг Полярной звезды звёздного неба, «звёздного хоровода», и это представление лежит в основе старинного уподобления двенадцати апостолов зодиакальным созвездиям.

В одном из вариантов стиха «Сорок калик со каликою» шествие калик обладает очевидными чертами астрального шествия, что подчёркивает неземной, сврхъестественный характер их могущества:»…

Шили они подсумки рыта бархатаИ шили лапотки из семи шелков Шемаханских;У них вплетено в лапотиках в пятке-носкеПо ясному по камешку самоцветному…Они день идут по красному по солнышку,А в ночь идут по самоцветному по камешку…

«

Размышления, движущиеся в этом направлении, можно встретить уже в весьма ранних памятниках древнехристианской литературы, например в так называемых «Деяниях Иоанна», одном из наиболее важных из дошедших до нас апокрифических текстов.

Интересующий нас эпизод начинается с описания мистического хоровода, устроенного Христом незадолго до распятия. Он приказывает ученикам взяться за руки и стать в круг, а сам встаёт в середину. Затем ученики начинают водить хоровод, а Христос поёт гимн, состоящий из ряда антиномий, в котором есть и такие слова: «Кто не пляшет, свершающегося не разумеет. Аминь«.

Этот гимн поётся непосредственно перед арестом Христа, то есть примерно в тот момент, на который в синоптических Евангелиях приходится Тайная вечеря. Примечательно, что хоровод совершается именно во время Тайной вечери.

Сакральный смысл хоровода тот же, что и восседание апостолов за круглым столом, — синтез и единение: только на «синоптической» Тайной вечере это происходит в форме причащения плоти и крови Христовых, то есть инкорпорации Господа, а в «апокрифическом» хороводе — в форме движения по кругу, центром которого является Господь. Несмотря на внешнее различие символов, они обладают общей сутью: Христос соединяется со своими учениками, одновременно как бы растворяясь в них и размножаясь на 12 «христов». Эта тесная взаимосвязь передаётся фигурой круга и его центральной точки.

Круг с точкой посредине символизирует зачатие, беременность. И смысл тайной «работы Израилевой» — в экстатическом «совокуплении» с Богом и ощущении в себе биения Иной Жизни. Преп. Симеон Новый Богослов так говорит об этом чуде: «Содержащий всё поселяется внутри человека, и человек становится как бы беременной женщиной…

Мы, когда веруем от всей души и каемся, зачинаем в сердцах своих Бога-Слово, как Дева» (цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. — Брюссель, 1982. С.88)

Как известно, у христоверов тайная «работа Израилева» — радение — также совершалась в кругу.

Радеющие становились в круг друг за другом и ходили «по-солонь», подпрыгивая в такт песни, «яко корабль в тихом плавании». При этом наставник (наставница) общины или пророк (пророчица) «вертелся» в центре круга.

Некоторые в одиночном радении доходили до такой быстроты вращения, что радельная рубаха натягивалась, как парус, и радеющий превращался как бы в белую колонну — Axis Mundi. Один урядник-«хлыст», в пылу экстатической пляски, воскликнул: «Ох, братцы, такая радость, что если бы не потолок, то хватил бы выше звёзд небесных!» (цит. по: Данилин А.Г.

«LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости». — М., 2001. С.468). А английский физик Лейтуэйт взвесил быстро вращающийся волчок и получил ошеломляющий результат: оказывается, волчок при быстром вращении ощутимо теряет в весе! Русский астроном А. П.

Читайте также:  Описание картины альбрехта дюрера «барбара дюрер»

Козырев даже ожидал исчезновения раскрученного им с большой скоростью гироскопа, его «провала» в параллельный мир. Не так ли «вышел из себя» и «провалился» библейский Енох? «… И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24). Вероятно, Енох «ходил пред Богом» по кругу.

Вот зарисовки различных этнографов, наглядно представляющие радения христоверов:Да, ну и какой же из этого следует вывод?На «хлыстов» во время радения «накатывал Дух» и они обретали «тайное знание», пророчествовали в исступлении. «Хлыстовский» экстаз — это такое же изменённое состояние сознания, как, например, сон.

А сон недаром называют «малой смертью»: в греческой мифологии бог сна Гипнос и бог смерти Танатос — братья. В русском языке «умерший» и «усопший» («уснувший») — слова-синонимы. Но вот что парадоксально: человек набирается сил именно во сне.

Вот, без конца можно читать в Интернете о единстве и силе «кавказцев» и слабости, разобщённости русских. Но ведь у «кавказцев» есть зикр, они «вертятся» и в этом «верчении» обретают единство и духовные силы.А где русские хороводы? Нет их. Они остались в прошлом. А ведь ещё в XIX веке хороводы водили в каждой русской деревне.

Остались только картины русских художников как напоминание о былой духовной мощи русского народа.
Борис Кустодиев. Хоровод. 1912 год
Алексей Саврасов Хоровод в селе 1873-74 г.г. Ныне же только в крохотных общинах родноверов да на этно-фестивалях можно увидеть хоровод.

Александр Дугин как-то сказал о том, чтобы сделать «всероссийский хоровод», но его никто не понял, все только ржали как лошади.

———————————————————————————————————————————————
[1] В толковом словаре Владимира Даля «калика» определяется как «паломник, странник, богатырь во смирении, в убожестве, в богоугодных делах… Калика перехожий — странствующий, нищенствующий богатырь».

Источник: https://ltraditionalist.livejournal.com/548667.html

Танец на картинах русских художников: Репина, Саврасова, Брюллова, Малявина, Серебряковой

29 апреля — Международный день танца. Вспоминаем полотна известных русских художников, связанные с этим видом искусства.

Алексей саврасов. «хоровод в селе»

Алексей Саврасов. Хоровод в селе. 1873–1874. Государственная Третьяковская галерея

Художник Алексей Саврасов — известный мастер пейзажа. Как говорил его ученик Исаак Левитан, Саврасов испытывал «бесконечную любовь к своей родной земле». Но не на всех своих полотнах он изображал изменчивую природу. В 1874 году художник написал работу «Хоровод в селе».

Алексей Саврасов запечатлел на полотне шумное деревенское гулянье в теплый летний день. На солнечной лужайке собрались жители деревни, одетые в нарядную праздничную одежду. В центре композиции — крестьяне в процессе «хождения за солнцем». Раньше так называли хоровод — самый древний и самый распространенный в русских селениях танец.

«Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Исаак Левитан, художник

Филипп Малявин. Вихрь. 1906. Государственная Третьяковская галерея

Русские крестьянки были излюбленным мотивом творчества художника-импрессиониста Филиппа Малявина. В 1906 году он представил публике полотно «Вихрь», на котором женщины в развевающихся пронзительно-ярких сарафанах кружатся в танце.

Фигуры пляшущих крестьянок занимают собой все пространство холста, однако к такому композиционному решению Малявин пришел не сразу. На первоначальном эскизе персонажи картины изображены на фоне деревенского пейзажа, а зритель смотрел на пляску будто бы сверху.

В итоговом варианте художник «приблизился» к фигурам и сделал их более монументальными. Полотно создано в присущем Малявину декоративном стиле: тонко выписанные лица, одновременно размашистая манера живописи, чистые цвета, хотя в начале ХХ века художники не использовали таких ярких оттенков.

«Вихрь» и шокировал, и восхищал зрителей.

«Впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе… В этом вихре красок есть что-то стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок».

Сергей Глаголь, критик

Илья Репин. Гопак (Пляска запорожцев). 1927. Частное собрание

Полотно «Гопак» стало последней картиной русского живописца Ильи Репина. Художник начал ее в 1927 году и работал несколько лет. Здоровье Репина было уже подорвано, писать ему было тяжело.

«Недели три я очень плохо себя чувствовал, но все же, опираясь то на шпалы, то на стены, все же не бросал Сечи — подползал и отползал».

Илья Репин

В эти годы художник жил в бедности, не было денег даже на холст, а последний его замысел требовал большого пространства. «Гопак» Репин писал на огромном куске линолеума — на готовой картине под слоем краски кое-где заметен его узор.

Живописный танец казаков художник посвятил памяти своего друга и любимого композитора Модеста Мусоргского. Главный персонаж полотна — запорожец в ярком кафтане с золотыми узорами.

Разудалые пляски, прыжки через костер, игра на бандуре — веселье казаков Илья Репин изобразил яркими красками и размашистыми мазками. Однако он старательно выписал детали праздничных казацких нарядов — узорчатые яркие кафтаны.

Сам художник называл свою картину «красивой и веселой».

«Картина моя по своей идее есть жанр. Портретов никаких… В веселый, теплый день казаки высыпали на берег Днепра и, радуясь своему здоровью и окружающей их природе, веселятся».

Илья Репин

Карл Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1927. Государственный Русский музей

Художник Карл Брюллов, окончив в 1821 году Академию художеств, отправился в поездку по Италии. О своем путешествии живописец писал: «Я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй».

В одном из итальянских двориков он увидел сцену из сельской жизни, которую позже представил на своем полотне как яркий балетный спектакль. В центре его картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» — юная крестьянка, которая тянется за гроздью спелых ягод.

Брюллов изобразил свою героиню как статную артистку, застывшую в танцевальном па: девушка поднялась на полупальцы, изящно раскинула руки и слегка прогнулась в спине. Кажется, что она танцует под звуки бубна, на котором играет вторая героиня, отдыхающая после сбора урожая.

Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки. 1923. Государственный Русский музей

Художница Зинаида Серебрякова в своих работах не изображала сам танец — она показывала зрителю закулисье.

Как вспоминала дочь художницы Татьяна Серебрякова, ее мать получила разрешение бывать за кулисами театра по средам и воскресеньям — в дни балетных спектаклей.

Там она наблюдала за гримирующимися артистками, знакомилась с ними и делала наброски будущих картин. А позже писала балерин, которые преображаются перед спектаклем и готовятся выйти на сцену.

«Дома у нас бывали танцовщицы. Мама купила балетные пачки, корсажи, трико, туфли — полное облачение балерины, и сама надевала его, принимая перед зеркалом те или иные позы, необходимые для задуманных ею композиций. В своих работах, посвященных балету, шла своим путем, видела этот мир своими глазами».

Татьяна Серебрякова

Работу «Балетная уборная. Снежинки» Серебрякова написала в 1923 году. Юные артистки на полотне готовятся к «Танцу снежинок» из балета Чайковского «Щелкунчик». Одна надевает пуанты, другая поправляет лямку на плече, поглядывая на зрителя, будто в зеркало.

На дальнем плане девушка собирает волосы в сценическую прическу. На лицах танцовщиц легкая улыбка — кажется, что именно в этот момент они перевоплощаются.

Улыбчивыми, кокетливыми и грациозными Зинаида Серебрякова писала своих героинь на всех полотнах балетной серии.

Источник: https://golbis.com/pin/tanets-na-kartinah-russkih-hudozhnikov-repina-savrasova-bryullova-malyavina-serebryakovoy/

Хоровод в селе

«… Кружатся, сплетаются, парами расходятся,
Очередь за счастьем занимают вновь,
Переборы хваткие, и уже, как водится,
Под частушку хлесткую заиграла кровь!»
«Русский хоровод», Виктор Лоскунов.

Алексей Кондратьевич Саврасов – своеобразный поэт деревни. В каждом взмахе кисти читается любовь к родным просторам. В его творчестве есть немало картин, посвященных бесхитростным радостям сельской жизни – «Сельское кладбище в лунную ночь»(1887), «Окрестности села Михайловского Псковской губернии» (1880-е), «Радуга» (1875) и многие другие.

Однако, картина «Хоровод в селе» сильно выделяется из ряда работ талантливого художника. Дело в том, что большинство пейзажей Саврасова либо намекают на присутствие человека, либо показывают едва приметный, далекий силуэт человеческой фигуры. Главным героем картин Алексея Кондратьевича в основном является природа.

Картина «Хоровод в селе» уникальна тем, что главную роль в сюжете играют именно люди, а не природа.

С тем же усердием, с которым обычно художник прорисовывает каждый листик и каждую травинку, изображены нарядные жители деревни в праздничный день. Молодежь здесь веселится и танцует в лучших нарядах, в центре лихо отплясывают главные заводилы. На завалинках на солнышке греются те, что постарше.

Скамейку заняли кумушки, по одному их только виду понятно, что разговор их не умолкает ни на минуту. И хоть мы не видим лиц, по каждому движению понятно, что эти люди улыбаются – они рады и празднику, и хорошей погоде, и замечательной жизни. Старики улыбаются своему лихому прошлому, глядя на молодых ребят.

Каждый сантиметр картины наполнен радостью, простой, незатейливой, и от того такой искренней.

Природа здесь, играет второстепенную. Но далеко не последнюю роль – гармония, в которой человек соседствует с ней, заметна в каждой детали. Так, например, старики сидят на берегу ручья, возможно именно в нем вся деревня черпает воду.

Крепкие избы и телега рядом с домом говорят о хорошем  здоровье и и трудолюбии жителей села – они умеют хорошо работать и славно отдохнуть. Цвет крыш и неба перекликаются друг с другом, составляя единое целое полотно. Цвета, как это часто бывает у Саврасова. Не кричащие, а словно пыльные, с налетом времени. Они приятны глазу и просты к восприятию.

Детальная прорисовка героев в движении придает картине реалистичности – при долгом просмотре кажется, что танцующие вот вот пустятся в пляс.

Сегодня картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

Обсудить на форуме

Источник: https://art-on-web.ru/savrasov/pictures/2507

Ссылка на основную публикацию