Описание картины андрея матвеева «автопортрет с женой»

Художник Матвеев Андрей Матвеевич: биография, творчество

Достоверные сведения о ранних годах жизни русского художника-портретиста Матвеева Андрея Матвеевича найти сложно. Почти всегда в описании его биографии упоминается имя императора Петра I, который увидел талантливого мальчика и дал ему, что называется, путёвку в творчество. Так это было или нет, однако Петр Великий, бесспорно, сыграл в судьбе художника значительную роль.

Венценосный реформатор охотно учился у западных мастеров, он овладел четырнадцатью ремёслами и надеялся на подобное рвение со стороны молодых русских талантов. Петр ввел обучение в Европе  кораблестроению, астрономии, инженерии и другим техническим наукам за счет государственного «пенсиона». Не стало исключением и художественное направление.

Император руководствовался практическими задачами, стоящими перед страной: художники нужны были как участники преобразования государства, помощники в научных трудах и продвижении технического развития империи.

Россия нуждалась в специалистах, которые могли иллюстрировать книги, трактаты, делать чертежи и планы, фиксировать любой объект: «Художники необходимы для рисования анатомических фигур, трав и других натуралей».

Эстетическая сторона вопроса поначалу не стояла или не была на первом месте. Но всё же Петр I стремился быть не хуже европейских государей во всех отношениях.

Он хотел, чтобы появилось поколение отечественных мастеров и в художественном деле. Первыми пенсионерами Петра по живописному профилю стали Иван Никитин и Андрей Матвеев. Андрея для получения образования направили в Голландию.

На тот момент ему было 15 лет. Затем он учился во Фландрии. 

В общей сложности Матвеев провел в Западной Европе 11 лет и вернулся в Россию в 1727 году. К этому времени Петра Великого два года как не было в живых. Возможно, уже умерла императрица Екатерина I: она скончалась в мае 1727 года, а первое упоминание художника после возвращения из-за границы относится к августу этого года.

Для императрицы Матвеев и на смерть Петра I в 1725 году написал и прислал свою работу «Аллегория живописи», тем самым показав достижения в учебе и, видимо, желая продлить свое пенсионерство. Екатерина ему благоволила, и Андрею Матвееву удалось проучиться в Европе ещё два года.

Эта картина периода его западноевропейского ученичества сохранилась и находится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.

Андрей Матвеев. Аллегория живописи.

8 августа 1727 года Александр Данилович Меншиков дает распоряжение Канцелярии от строений принять на службу Андрея Матвеева, а освидетельствовать его поручает живописцу Каравакку.

Вчерашний пенсионер успешно проходит экзамен и поступает на службу в Канцелярию. Это учреждение занималось реставрацией, живописными и декоративными работами в Петербурге и его окрестностях.

Так в 1730 году на одном из фасадов Петропавловского собора была установлена картина«Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом».

В 1731 году после того, как архитекторы Михаил Земцов и Доменико Трезини подтверждают, что Матвеев «в рисунках гораздо искусен», он получает чин «живописного мастера» и становится первым русским главой Канцелярии от строений.

. Под началом Андрея Матвеевича в «живописной команде» собрались даровитые художники и способные ученики, и, по сути, она превратилась в художественную школу, которая повлияла на развитие национального искусства XVIII века.

До эпохи Петра Великого светская живопись в России была не развита. Портретного жанра не существовало. Одним из первых российских портретистов стал Андрей Матвеевич Матвеев. До нашего времени дошли написанные им портреты итальянского доктора И. А. Ацаретти и супругов Голицыных.

Андрей Матвеев. Портрет врача И.А. Ацаретти.

Андрей Матвеев. Портрет князя Ивана Алексеевича Голицына в латах, 1728 г.

Андрей Матвеев. Портрет княгини Анастасии Петровны Голицыной, 1728 г.

Но самая необыкновенная работа — «Автопортрет с женой». В 1729 году в личной жизни Матвеева произошло серьезное событие: он женился на Ирине Степановне Антроповой, двоюродной сестре художника Алексея Антропова, который был его учеником. Предположительно к этому же году относится создание картины.

В ней многое — новшество: это первый автопортрет в русской живописи и одновременно первый двойной и семейный. К тому же, художник откровенно показал любовь и трогательно изобразил нежные чувства пары. Женщину показал равной мужчине, достойной уважения и дружбы, что в обществе XVIII века не было принято.

Матвеев Андрей. Автопортрет с женой, 1729 г.

При недолгом правлении малолетнего Петра II, а затем императрицы Анны Иоановны кипучая деятельность эпохи Петра Великого ушла в прошлое. У Андрея Матвеева убавилось количество заказов на работы, а за те, что выполнялись, оплата была невелика, да и задерживалась. Когда весной 1739 года художник умер, у его вдовы не было средств на погребение мужа.

Источники:

  • Русский музей
  • Музей истории Петербурга

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-954371-hudozhnik-matveev-andrey-matveevich-biografiya-tvorchestvo—

Матвеев Андрей — нелегкая судьба русского живописца :

Матвеев Андрей многое сделал для развития светской живописи в Российской империи. Он прожил короткую, всего тридцать восемь лет, но напряженную жизнь. Художника мы можем увидеть только на парном портрете с молодой женой, которой в то время было семнадцать лет и к которой он относился с глубокой любовью и уважением.

Автопортрет с женой Ириной Степановной

Полотно, созданное в 1729 г., уникально не только тем, что это первый в русской живописи парный портрет, но и той оценкой, которую ему дают искусствоведы.

Отмечается, что автор, как художник, поднялся на большую высоту в изображении поразительно открытых, но в то же время целомудренных и нежных чувств только что обвенчавшейся пары. Слегка приобняв жену и взяв ее за руку, Матвеев Андрей как бы подходит с ней к краю холста.

Их руки и плечи соединились в легком нежном прикосновении. Лицо художника серьезно, только его глаза выдают глубоко спрятанную радость и гордость за прекрасную подругу. Она же полна достоинства, с легкой улыбкой глядя на зрителя огромными глазами.

Портрет так и остался незаконченным, ввиду большой загруженности художника. Его сохранил и передал в Академию художеств их младший сын. Теперь это полотно украшает Государственный Русский музей.

Жизнь художника

В биографии Андрея Матвеева, который родился в Новгороде 1701 году и скончался от непомерных нагрузок в 1739-м в Петербурге, есть немало неясностей. Неизвестны его родители, также неясно, как он познакомился с Петром Великим. Есть лишь легенда, что царь обратил внимание на талантливого подростка и направил его на учебу в Голландию в 1716 году, назначив ему пенсион.

Читайте также:  Описание картины аркадия пластова «жатва»

Затем молодой художник продолжил обучение во Фландрии. Он много и упорно работал, вникая во все тонкости живописного мастерства. Императрице Екатерине I, которая внимательно следила за его учебой, живописец посылал в Петербург свои первые работы.Тогда же он отправил в столицу портрет Петра I, выражая свои соболезнования в связи с его кончиной. Обучаясь за границей, он провел одиннадцать лет.

Когда художник вернулся, то выяснилось, что после смерти императора Петра и его жены Екатерины в России он никому не нужен. Матвеев Андрей обратился за помощью к А. Д. Меньшикову, который пока еще не потерял влияния. Светлейший князь велел придворному художнику Луи Караваку проэкзаменовать молодого живописца.

Высокомерный Каравак вынужден был отметить большие способности Матвеева к историческому и портретному жанрам.

В канцелярии от строений

Академическое образование Матвеева Андрея позволило ему выполнять абсолютно все работы, которые требовались. А нужно было расписывать плафоны, кареты, писать иконы, делать реставрации.

Вскоре он возглавил Канцелярию от строений и подобрал себе способных, усердных и добросовестных работников, которых обучал всем известным ему приемам мастерства. Его система обучения потом стала основой в Академии художеств Петербурга.

Помимо живописи, художнику приходилось то и дело добиваться своевременной выплаты жалованья себе и своим подчиненным.

Портреты Андрея Матвеева

Среди всей этой кутерьмы художник выбирает время и пишет портреты Голицыных. Они очень разнятся по манере исполнения, но таким образом подчеркивается характер каждого из супругов. Так, обида навсегда осталась на лице пожилой княгини Голицыной, которая была придворной шутихой.

Матвееву удалось, не выходя за рамки портретных канонов, создать почти лирические образы супругов. В их портретах нет обычной для того времени нарочитой бравурности.

А вот с портрета итальянского врача И. Ацаретти, написанного легкой кистью, на нас смотрят внимательные умные глаза человека безо всякой спесивости.

Многогранная живопись Андрея Матвеева

Художник работал с лучшими архитекторами, которые строили Петербург, с Д. Трезини и М. Земцовым. Вместе с ними он украшал батальными картинами Летний дворец, а также торжественные залы. Когда Матвеев сделал все эскизы, выяснилось, что его мастера не умеют писать фигуры.

Художник принялся срочно учить своих помощников, находя к каждому особый подход. Но живописца вскоре срочно отозвали для росписи вместе с учениками Петропавловского собора. Требовалось украсить фресками с евангельскими сюжетами его своды, наружные и внутренние стены .Начали с купола.

Время было холодное, а световой день – короткий. Все трудились слаженно, обучаясь друг у друга. Когда с куполом было закончено, то принялись за роспись стен.

Живопись Матвеева, по оценкам искусствоведов, отличается непринужденной, естественной композицией, а также правдивостью сюжетного изображения.

Семья

Шел 1729 год, в который двадцатисемилетний мастер встретил свою любовь. Это была молодая дочь кузнеца Ирина Степановна Антропова. Она была кузиной будущего знаменитого портретиста А. П. Антропова, который 3 года спустя обучался у своего родственника.

Молодые обвенчались и зажили небогато, снимая три комнаты вместе с несколькими учениками Матвеева. За время брака у них родилось четверо детей.

Но деньги Матвееву выплачивали так скудно и нерегулярно, что был момент, когда у него не было средств, чтобы крестить родившуюся дочь.

Художник-универсалист

Из церкви Петра и Павла команду художника Андрея Матвеева перевели на срочное оформление Триумфальных ворот.Затем их отправили расписывать помещения в Петергофе и Царском Селе.

Также они успевают работать над росписями Сенатского зала в здании Двенадцати коллегий.

Матвеева и его соратников, которые могут исполнить любое поручение, заставляют бросать незаконченные работы и переходить к следующим, которые зачастую являются просто капризами привередливой императрицы.

Так, они разрисовывают царскую голубятню, кареты и экипажи, галеры. Деньги за работу регулярно выплачивают только иностранным живописцам, российские же пребывают в неизменной нищете. Матвеев без конца пишет прошения о выдаче дров для отопления, свечей для освещения, жалованья, впавшим в совершенную нужду художникам, которым нечем платить за свой скудный рацион.

Болезнь и смерть

С 1838 года художнику, уже давно и тяжело болеющему, разрешают писать заказные иконы дома, однако жалованье не платят вообще. Он умирает в полной нищете, жене даже приходится обратиться с просьбой выдать денег на его похороны.

Источник: https://www.syl.ru/article/328386/matveev-andrey—nelegkaya-sudba-russkogo-jivopistsa

Матвеев Андрей Матвеевич

Вернувшись в 1729 году из-за границы, где он учился живописи, Андрей Матвеев вскоре женился на Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера, двоюродной сестры известного живописца.

Милая, непосредственная, совсем девочка, (ведь ей было всего четырнадцать лет) но полная уже женской прелести, она очаровала двадцатисемилетнего Андрея Матвеева.

В это время он пишет свою самую известную картину «Автопортрет с женой».

«Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины.

С каким удовольствием он отмечает певучую линию ее шеи, гибкие музыкальные руки, чуть приметную улыбку на губах, слегка приглушенный блеск глаз.

Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу — земная человеческая радость», — пишет искусствовед В.Г.Андреева.

Работа осталась незавершенной. После смерти живописца вдова вышла замуж вторично — за купца В. И. Тургенева. У младшего сына А.

Матвеева, Василия, в качестве единственного наследства от отца остался этот неоконченный двойной портрет.

Незадолго до смерти, в 1808 году, он передал его в дар Академии художеств, откуда портрет уже в советское время был распределен в Русский музей.

Немного о художнике.

Родился Андрей Матвеев в 1701 году, место рождения неустановленно. Говорят, что Петр Великий увидел пятнадцатилетнего Андрея в новгородском Софийском соборе и, заметив талант юного художника, послал Андрея Матвеева учиться художественному мастерству в Европу. С 1716 года Андрей Матвеев в течение одиннадцати лет жил в Голландии и Фландрии. Поначалу Матвеев обучался живописи у голландского художника Карела де Моора, позже в 1723-1727 годах учился в Антверпенской академии художеств. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщал, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и проявлял незаурядные способности и прилежание. В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах, и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку.
После смерти Петра Великого, часто сменявшиеся правители совсем не интересовались искусством, но мастеров не хватало, поэтому Матвеев был всегда востребован. Он пишет иконы, делают росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, занимается реставрацией. В 1731 году становится руководителем Живописной команды Канцелярии от строений. Опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой. Он сумел направить талант каждого и построить систему обучения так, что она легла потом в основу преподавания в Петербургской академии художеств. Матвеев обрастал учениками, которые стремились под его начало, так как он был замечательным педагогом и внимательным, заботливым и мягким человеком. Многому можно было у него поучиться, ведь художник был первым русским мастером-универсалом: портретист, исторический живописец и, несомненно, талантливейший монументалист-декоратор. Но многие работы его погибли во время пожаров или по другим причинам.
По-настоящему интересны написанные им портреты. Законы академической школы суровы, модели должны быть написаны в парадной одежде, художник обязан показать их величие. Но Матвееву удаётся показать, несмотря на это живые человеческие характеры.
Хороши портреты супругов Голицыных, сразу видны различия их характеров. Анастасия Петровна, первая статс-дама при Екатерине Первой, прожила насыщенную жизнь при дворе, видно, что она обладает сильным характером, но при этом в лице заметна усталость, недаром через год после написания портрета Анастасия Петровна ушла из жизни. Супруг, в отличие от дражайшей половины характера спокойного, мягкого, через год он уйдёт в монастырь.

Читайте также:  Описание картины альбрехта дюрера «барбара дюрер»

Голицына Анастасия Петровна

Голицын Иван Алексеевич

Прекрасен портрет Петра Великого, виден человек неординарный, умный и волевой. А ещё это просто красивый мужчина, недаром он считался в Европе одним из самых красивых правителей.

Портрет итальянского доктора И. А. Ацаретти

И ещё одна картина, написанная в манере классической академической школы

Аллегория живописи

Использованы следующие ссылки:

http://territa.ru/photo/954…,
https://ru.wikipedia.org/wi…

http://smallbay.ru/artrussi…

http://artclassic.edu.ru/ca…= 18061

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43678253864

Матвеев Андрей Матвеевич — русский художник

Русский художник Матвеев Андрей Матвеевич . Автор картин: Автопортрет с женой; Аллегория живописи; Венера и Амур; Портрет А.П.Голицыной; Портрет И.А.Голицына; и многих других.

Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739)

Mатвеев Андрей Матвеевич —знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739 гг.).

Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву — художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии.

Биография живописца, составленная по крупицам неутомимыми исследователями, по-прежнему изобилует белыми пятнами. По исповедальным книгам удалось установить только год рождения Матвеева и определить, что по происхождению он был из разночинцев. Но ни место рождения, ни имя отца, а значит, и его отчество, до сих пор неизвестно.

В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу.

Впрочем, ничего особого в этой встрече нет. Царь-реформатор и строитель постоянно испытывал потребность в специалистах и собирал талантливых юношей по всей России, а затем отправлял на выучку к иностранцам.

И если изначально его интересовали ремесла и науки, то в 1716 г.это стремление распространилось и на все искусства. Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города.

Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих — в Рим.

Матвеев обучался в излюбленной Петром 1 Голландии, в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот.

Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и проявлял незаурядные способности и прилежание. И уже на четвертом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учебы и отправляет в Петербург две свои картины.

«А именно партреть Вашего Величества, который я нижеименованный раб Вашь списывал от мастера моего. При сем партреть господина агента Фанденбурха».

Два года спустя Матвеев вновь отправляет свои работы в Россию (не сохранились), и, по всей видимости, они были исполнены с достаточным мастерством, чтобы подающему надежды ученику разрешили продолжить свое образование.

6 декабря 1723 г. Андрей был зачислен в Антверпенскую академию художеств (Бельгия), где его педагогом стал неизвестный в наше время художник Спервер.

Учителя прославленной академии, согретой лучами рубенсовской славы, дали Матвееву хорошую профессиональную подготовку.

От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет.

Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725 г.), исполненную акварельной техникой на дубовой доске.

 И если «Аллегория живописи» выполнена им в полутоновой технике, с мягкими лессировками, то интимный, без царственных регалий «Портрет Петра I» легко и свободно написаны на холсте. Все академические работы подтверждают, что Матвеев овладел разными живописными манерами, в совершенстве освоил композиционное построение и особенности разноплановых произведений.

В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах, и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л.Караваку. Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг. мало располагала к творчеству.

Читайте также:  Описание картины исаака левитана «вечер после дождя»

Царствующие особы, часто сменявшиеся на престоле, не интересовались русским искусством, а тем более судьбой молодого художника. Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П. Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков.

Так, место начальника Петербургской Канцелярии от строений занял бывший парикмахер А. Кармедон.

Именно под руководством такого «таланта» пришлось работать Матвееву. Спасала только нехватка «живописных мастеров», и он был завален многочисленными художественными работами.

Каких только заданий не исполнял получивший академическое образование Андрей! Его мастерство было многогранным и универсальным: иконы, росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, портреты, непрекращающиеся починки и реставрация монументально-декоративных произведений…

С приходом Матвеева в Живописную команду Канцелярии от строений (1727г,), а тем более после того, как он стал ее руководителем (1731г.), опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой.

Он сумел направить талант каждого и построить систему обучения так, что она легла потом в основу преподавания, в Петербургской академии художеств.

Матвеев обрастал учениками, которые стремились под его начало, так как он был замечательным педагогом и внимательным, заботливым и мягким человеком.

Многому можно было у него поучиться, ведь художник был первым русским мастером-универсалом: портретист, исторический живописец и, несомненно, талантливейший монументалист-декоратор.

Он трудился в тесном контакте со специалистами разных профессий, но особенно часто — с выдающимися архитекторами Трезини и Земцовым.

Именно с ними художник начал свою творческую деятельность в Летнем саду (доме), исполняя «сухопутные и морские баталии» (1727-1730 гг.) для Залы славных торжеств.

Спустя год Матвеев приступил к живописным работам в Петропавловском соборе (1728-1733 гг.).

Впервые своды и стены его были украшены не фресками, а огромными станковыми картинами, написанными маслом на холстах («Вознесение Господне», «Фомино уверение» — уничтожены пожаром в 1756 г.

, образа «Моление о чаше», «Петр и Павел», «Тайная вечеря»). Одновременно Матвеев руководит всеми работами и «сочиняет модели» для других живописцев.

А когда его «перебросили» на оформление Триумфальных ворот (Аничковские, Адмиралтейские, Троицкие, 1731 г.

) по случаю въезда императрицы в столицу (большой портрет Анны Иоанновны «в рост» и эскизы для картин, выполненных учениками), архитектор Трезини срочно потребовал возвращения Матвеева для работ в соборе, настолько он был незаменим. Так, не окончив одно дело, художник приступает к другому.

Загруженный многочисленными отчетами и счетами, он то хлопочет о выплате жалованья своим подчиненным, то распределяет художественные материалы и даже дрова, а еще ведет бесчисленные экспертные и оценочные работы.

С середины 30-х гг. Матвеев уже занят росписями Сенатского зала Двенадцати коллегий (ныне Петровский зал Петербургского университета). Здесь он был автором всех эскизов и частично исполнителем больших панно для огромного подвесного плафона.

Его аллегорические картины на темы Добродетелей из-за протекания потолка постоянно «освежались» до такой степени, что были до неузнаваемости «замазаны». Только в 1966 г. реставраторы частично сумели восстановить богатство матвеевских красок и лаков.

Наряду с масштабными работами, проводимыми в «Новом летнем доме», Царском Селе, в Новом Зимнем дворце и Петергофе, живописцу повелевали расписывать экипажи царской конюшни, украшать императорские галереи или, того лучше, обновлять росписи в царской голубятне.

Огромные творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было настолько востребовано, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в,«казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях. Так, большинство икон для церкви Симеона и Анны (1733-1739 гг.) художник писал дома, где после его смерти еще остались десятки неоконченных образов. В тех немногих сохранившихся религиозных композициях есть душевная теплота, сдержанность и реальность изображения.

 Особенно это характерно для портретов, для которых Матвеев еще сумел изыскать время в первые годы после возвращения в Россию. Парные портреты супругов Голицыных (1728 г.) отличны даже по характеру письма и как бы подчеркивают разницу их темпераментов.

 Мягкое, доброжелательное отношение к людям, бывшее одним из лучших человеческих качеств Матвеева, проступает и в портрете итальянского доктора И. А. Ацаретти, написанном между 1728-732 гг. На зрителя смотрят внимательные глаза умного и доброго человека. Легкая живописная манера открывает проникновенный, без тени сановности, живой образ врача.

Всю силу живописного дарования, задушевность, открытость, чистоту чувств Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой». Он был написан в год женитьбы (1729 г.) художника на юной Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера и двоюродной сестры известного живописца.

«Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой.

Взволнованно и вместе с тем предельно деликатно рассказывал о том глубоком сокровенном, о чем никогда не решалось поведать средневековое, старомосковское искусство.

Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины. С каким удовольствием он отмечает певучую линию ее шеи, гибкие музыкальные руки, чуть приметную улыбку на губах, слегка приглушенный блеск глаз.

Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу — земная человеческая радость, — так проникновенно говорит о картине искусствовед В.Г.Андреева.

Остается только сожалеть о том, как мало Матвееву было отпущено таких счастливых мгновений. Его короткая, но плодотворная жизнь оборвалась 23 апреля 1739 г.

Творчество Андрея Матвеева и его работа по созданию национальной школы живописи имели огромное влияние на развитие русского искусства, на подготовку таких живописцев, как И. Я. Вишняков и А. П.

Антропов, которые стали «своеобразным мостом расцвету художеств второй половины столетия».

Картины художника

Автопортрет с женой

Аллегория живописи

Венера и Амур

Портрет А.П.Голицыной

Портрет И.А.Голицына

Портрет Петра Великого

Портрет врача И.А.Ацаретти

Источник: https://wearts.ru/ruartist/151

Ссылка на основную публикацию