Описание картины фирса журавлева «перед венцом»

Фирс Журавлёв «Перед венцом»

1 СЛАЙД

Фирс Сергеевич Журавлёв (1836 — 1901) — российский жанровый живописец. Картина «Перед венцом», написанная в 1874 году, принесла художнику звание академика и широкую известность. Она буквально произвела фурор на современников: о ней восторженно отзывались критики, публика подолгу обсуждала картину. У картины был огромный успех.

Две картины под одним названием. Вернее, два варианта одной картины. Первая картина считается более ранним вариантом картины Фирса Журавлёва «Перед венцом». Хотя датируются они одним годом. Художнику пришлось исполнить несколько повторений этого        полотна.

Зачем художнику понадобилось создавать два варианта одной картины? Может, захотел сделать более парадный вариант картины, восторженно принятой публикой. Тема-то была актуальной для России тех лет.

С одной стороны — технический прогресс, а с другой — положение женщины во многих купеческих семьях по-прежнему оставалось угнетённым и браки по принуждению были нередки.

Картины Фирса Журавлева демонстрировали быт дворянства девятнадцатого века. Его произведения – это не просто художества, но еще и литература. Внимательный взгляд на них может рассказать целую историю.

Посмотрим на первую картину «Перед венцом».

 Данное полотно, как и многие другие картины Журавлева, изображает драматичный и «закулисный» мир 19 века, отраженный в многочисленных пьесах Островского. Перед зрителем разворачивается очередная любовная драма.

На картине Журавлева «Перед венцом» представлен эпизод из жизни купеческого семейства.

2 СЛАЙД

В центре комнаты– невеста в состоянии полного отчаяния на коленях перед отцом. Художник не изображает ее лица, но поза, жест выдают глубину ее горя. Дорогой подвенечный наряд невесты, дополненный драгоценными аксессуарами, входит в противоречие с чувствами девушки.

На заднем плане: мать застыла в дверях и не знает, что сказать. Она оплакивает судьбу своей дочери, но не показывает это отцу. Такая жизнь была у всех женщин в 19 веке, они не имели права идти против воли родителей.

3 СЛАЙД

Посмотрим        на        вторую        картину.
Обратите внимание на отца (вы видите?), он испуган. Он пришел в комнату дочери перед свадьбой, чтобы благословить ее на замужество.

Мы видим реакцию дочери – слезы, молчаливое повиновение судьбе, – да она не любит своего жениха! Отец, стоя с иконой в руках перед рыдающей дочерью, не знает, как поступить в такой ситуации дальше, ведь ему все-таки жалко свое дитя.

На заднем плане мы видим жениха и его родственниц. Задержанные ожиданием они решили войти наконец в двери комнаты. Заметно перешептывание между гостями – такое событие привлекло слишком много негативного внимания. Заметно и состояние жениха – он крайне недоволен происходящим здесь и готов вот-вот сорваться с места, чтобы не наблюдать этого позора.

4        СЛАЙД
Оглядим комнату, где происходит драма. На картине можно рассмотреть элементы декора и быта тех времен. Так же художник изобразил действие на фоне красного угла с иконами.

Скорее всего, сделал он это не спроста, пытаясь донести до зрителя набожность семьи, душевность.  Иконы, алтарь, молитвенник. А это значит, что здесь живут религиозные люди.

А религиозные люди в то время жили строго по традициям.

Трагедии девятнадцатого века – вот что старался показать в своих картинах знаменитый художник Фирс Журавлев. Он стал одним из основоположников бытовой живописи.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/11/16/firs-zhuravlyov-pered-ventsom

Фирс Сергеевич Журавлев-русский жанровый живописец. | Волшебная сила искусства

  Хотелось бы познакомить вас с творчеством художника,который не стал очень популярным,но внёс  свой особенный вклад в историю русской живописи.

Не все могли в те времена добиться мировой известности,даже несмотря на свои достижения.Возможно и тематика его произведений была не очень востребованной.

Но посмотрев его картины,вы много узнаете о быте,людях и обычаях той эпохи.Это как заглянуть в дома людей более ста лет назад.

Автопортрет.

Фирс Сергеевич Журавлев родился в Саратове 10 декабря 1836 года в семье мещан. Его отец был портным. Родители хотели, чтобы сын продолжил дело отца и  до 19-ти лет будущий художник занимался портновским ремеслом.

В 1855 году Журавлев отправился в Петербург, поступать в  Академию Художеств.

 В 1858 году он получил свою «первую» малую серебряную медаль. Фирс сблизился с Иваном Крамским.и другими учениками Академии. Они собирались на квартире  Крамского, где  кто-то читал вслух какое-либо из произведений  литературы, а остальные либо заканчивали академические работы, либо рисовали с натуры.

В 1861 году Журавлев представляет на академическую выставку картину «Умирающий отец». Один из сюжетов, популярный в начале 1860-х годов, был посвящен бедной и неустроенной жизни человека творческого – художника, музыканта, поэта.

  Журавлев один из первых обратился к этой теме, которая имела свое развитие на протяжении всей второй половины 19 века.

   Кредитор описывает имущество вдовы.

В следующем 1862 году Журавлев получил малую золотую медаль за картину «Кредитор описывает имущество вдовы». И снова он обращается к судьбе художника, вернее уже к судьбам вдов и сирот.

  Дети-нищие.    

Осенью 1863 года Журавлев в числе 14 учеников во главе с Крамским подал прошение о «свободном дозволении» писать конкурсную программу на большую золотую медаль на сюжет по собственному выбору.

Но ответ оказался отрицательным, и в знак протеста ученики покинули Академию Художеств. Вышедшие из Академии художники образовали Санкт-Петербургскую художественную Артель.

Вместе с другими артельщиками Журавлев выполнял заказы на изготовление портретов по фотографиям, писал иконы, картины, а выручку от продажи артельщики делили поровну.

 В 1860-1870-е годы художник выставлял  свои работы на академических выставках и выставках Общества Поощрения Художеств. Он как и прежде оставался верным бытовому жанру и избранной теме «униженных и оскорбленных».

Возвращение с бала.

 Женская тема в творчестве Журавлева предстает наиболее значительно. С композиционной стороны  интересна картина  «Возвращение с бала». В ней освещена тема  неравного брака. Здесь нет открытого конфликта, художник никого не обвинил, он просто констатировал рядовое явление современной жизни.

  За  две картины  «Возвращение с бала» и «Приезд извозчика домой», представленные на академической выставке 1868 года, Журавлев  получил  звание классного художника первой степени.

Перед венцом.1876г

 перед венцом  Перед венцом.1874г

Самой известной картиной Журавлева стала картина «Перед венцом», за которую он получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества Поощрения Художеств. Картина буквально произвела фурор: о ней восторженно отзывались критики, публика подолгу обсуждала картину. Она имела огромный успех. Позже художнику пришлось исполнить несколько повторений этого полотна.

«После свадебной церемонии», (1874)

 В1876 году   Журавлев представил  свое программное произведение «Купеческие поминки».

Лучшее и значительное создание Журавлёва,
опять таки полное трагизма…».В.В.Стасов. о  картине Купеческие поминки.

 Картины  «Перед венцом» и «Купеческие поминки»  знаменовали собой наивысший этап в творческой биографии Журавлева. В них появился некий скрытый и новый художественный смысл. В полотнах ощущается  глубина проникновения в проблемы  человеческой жизни. 

Портрет императрицы Марии Александровны 1880г.

В период с  1880 по 1890-е годы художник  писал портреты. Среди них есть автопортрет художника, в котором он предстает перед публикой  в ермолке, косоворотке и халате.

     В картина «Девичник в бане», посвященной старому обычаю накануне свадьбы, впервые в  искусстве второй половины 19 столетия, предстает  обнаженное женское тело. Картина была задумана Журавлевым ещё в середине 1870-х годов . В начале 1885 года «Девичник» был закончен и до Саратова показан в Москве и Нижнем Новгороде.

Теперь же Журавлев привез её на суд земляков. «Девичник в бане» был предметом его гордости. В тщательно продуманную композицию вошли двенадцать женских фигур. В центре — белокурая невеста в томной позе, которой что-то наставительно шепчет на ухо старшая, уже замужняя подруга.

Девушка грустна и не замечает ни общего веселья, ни великолепной корзины с фруктами.

       Слева — пожилая особа, сидящая за столом, уставленным рюмками, бутылками и графинчиками, отдает должное винам и сладким закускам. Чуть в глубине — группа веселящихся подружек, одна из которых лихо играет на гармошке, а другая выступает в пляске, размахивая нарядно украшенным веником.

     Справа — разбитная красотка с медным тазом в руке откинулась на спинку кресла и никак не может отдышаться. На происходящее с печалью об ушедшей юности и легкой укоризной взирают две немолодые дамы.

В живописном беспорядке всюду разбросаны пестрые шали, кружевные нижние юбки, чепчики, накидки и прочие изящные предметы. Тема наготы была использована художником неожиданно и смело.

Еще бы, во всей своей ослепительности предстали не какие-то греческие богини или римские матроны, а наши русские красавицы.

Нагая женщина.

Боярышня 1896г.

     Журавлев также исполнял заказы по росписям храмов в Риге, Санкт-Петербурге и в Москве в храме Христа Спасителя.

 В 1888–1889 годах художник экспонировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, участвовал во Всемирных выставках в Филадельфии в 1876 году, Париже в 1889 году и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.

Мачеха.1874г.

Пасхальное угощение.1901г.
    Практически ничего не известно и о последнем десятилетии жизни Фирса Журавлева. Он умер в 1901 году, и, как писали позднее, современники не заметили этой кончины.

Имя саратовского уроженца, «таланта не из рядовых» постепенно забылось, стало предметом внимания историков русского искусства, которые причисляют автора «Девичника в бане» к числу лучших художников-жанристов своей эпохи.

Работы Журавлева хранятся в музеях Москвы, Петербурга, Казани, Одессы, Минска, Калуги, Иванова. В Радищевском музее — четыре его произведения.

Читайте также:  Описание картины николая ге «саул у аэндорской волшебницы»

Источники.

http://bibliotekar.ru/k101-Zhuravlev_Firs/index.htm

http://smallbay.ru/artrussia/zhuravlev.html

http://www.artsait.ru/art/j/juravlev/main.htm

Источник: http://maxpark.com/community/2962/content/1765040

Перед венцом

Год создания: 1874 год

Картина известного русского художника.

Описание картины Фирса Журавлева «Перед венцом»

Фирс Журавлев, художник-живописец 19 века, известен тем, что он писал жанровые картины и показывал проблемы и драмы того времени. Картина этого художника «Перед венцом» также наполнена драмой и болью, нерешаемыми проблемами времени Островского и многих других известных писателей и художников, ставших классиками.

На этой картине мы видим юную девушку, одетую в свадебное платье. Она готовится спустя несколько минут выйти замуж. Но, как видно из картины, она несчастлива этим изменениям в ее жизни. Возможно, брак заключается без любви, или по расчету, и явно без всякого желания этой юной особы.

В 19 веке было большой проблемой то, что многие браки заключались не по любви. Родители выбирали жениха для своей дочери исходя из своих принципов, значимости родов, состояния семьи, их репутации.

С одной стороны, родители делали правильный шаг, зная, и будучи полностью уверенными в том, что этот брак будет долгим, на всю жизнь.

Но драма такого подхода понятна сразу: не многие могли жить без любви.

На этой картине героиня любовной драмы сидит на коленях, закрыв лицо руками, и рыдает. Рядом с ней стоят непреклонные и немолодые родители, которые выбрали для нее этот путь. На их лицах нет улыбки, и застыло некое уныние, потому что они чувствуют боль своей дочери. Но назад дороги уже нет. И в то же время они удивлены, подавлены и растеряны.

Также мы видим гостей или родственников невесты, которые стоят у входа в помещение. Пара, которая по виду чуть старше невесты, также чувствуют ее боль. Женщина держит под руку своего мужа, как бы показывая, что ее брак был заключен по любви.

И она снисходительно смотрит на невесту, как бы говоря, что не всем так везет в этой жизни. Но никто не в силах помочь этой девушке. Но неизвестно, что произойдет дальше.

Возможно, бракосочетание расстроится, а может быть, это только порыв, который скоро пройдет.

«Перед венцом» 1874 г.
Фирс Журавлев

Журавлев изображает драму, разворачивающуюся во время благословения отцом дочери перед свадьбой. Женская судьба в 19 веке была незавидна — зачастую родители выдавали дочерей замуж по расчету, дабы поправить материальное благополучие семьи. Женихами молодых невест становились богатые старики или состоятельные, но непривлекательные мужчины.

Произведение живописец поместил в интерьере дома, полного икон, что выдает в хозяевах набожных людей. Растерянный при виде рыдающий дочери отец с иконой в руках и мать, застывшая с караваем на подносе, не знают, как вести себя в этой неожиданной и до неприличия неловкой ситуации. Негодование жениха на заднем плане и шепот его родственницы не предвещают счастливого финала сцены.

За это полотно Журавлев получил звание академика и признание публики.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Pered_ventsom/

Печальные невесты на картинах русских живописцев

Свадьба — одно из наиважнейших событий в жизни каждого человека. И художники, конечно, не могли обойти вниманием эту обширную тему. На картинах русских живописцев XIX века отражены брачные традиции и тенденции того времени, события, с которыми были связаны свадьбы…

«Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева

Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.

В любом случае, в этом варианте, лицо невесты, как и положено по старым русским традициям, печально, а взор опущен «к долу». На лице написаны грустные думы перед неизвестным будущим брака.

На мой взгляд, невеста расстраивается из-за жениха довольно зря: у него не будет ничего такого, чего бы ей пришлось бояться.

А вот она и ее семья будут в достатке, и она сможет еще долгое время до наступления возраста своей зрелости позволить себе читать романы, наслаждаться своей трагичностью и никогда не нужно будет трудить руки до крови, драя полы или стирая одежду, чтобы прокормить мужа-свободного художника и их несчастных обездоленных детей.

Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».

«Прерванное обручение» Адриана Волкова

В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности — в постановках Осровского.

На этой картине изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках! Вот это скандал…

По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание. В принципе, это довольно реалистичный сюжет, поскольку охотников удачно жениться на богатой невесте было достаточно много.

Особенно аферистам облегчал задачу тот факт, что в Российской империи не существовало единого электронного документооборота, а иногда и бумажного – тоже, поскольку документы часто сгорали или терялись, да и в огромной стране было тяжело проследить за тем, кто с кем и сколько раз женился с одного края империи в другой.

«Сватовство майора» Павла Федотова

Картина «Сватовство майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова. Сюжет ее тесно связан с реальными историями того времени.

На Руси издавна было принято давать приданое, как за невестами знатного рода, так и за простолюдинками. Еще в XVII веке знаменитый «Домострой» советовал запасать приданое год за годом с самого рождения девочки, чтобы не пришлось потом все необходимое покупать одномоментно, входя в большие расходы.

Кропотливым сбором приданного для многочисленных царских дочерей занималась супруга императора Павла I, Мария Федоровна. Ежегодно из казны откладывалось по 30 тысяч рублей. В 1840 г. эта традиция упрочилась созданием особого фонда, в который ежемесячно выделялось 50 тысяч рублей.

Таким образом, полотно рассказывает нам о простой «продаже» девушки, которую воспитывали, наряжали, давали ей образование только для того, чтобы потом выгодно с пользой для себя выдать замуж. Мы понимаем, что при подобном подходе человек превращается в вещь.

Вспомним слова знаменитой бесприданницы Н.А. Островского Ларисы: «Я – вещь, красивая игрушка». Вещь, которую можно при желании продать и получить с ее продажи выгоду.

Современники встретили картину с одобрением, о ней писали ведущие газеты Петербурга, указывая на подобные свадебные сделки как на позорное пятно на нравах своего времени.

Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерями купцов, который позволял им получить богатое приданое. Таким образом, они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков.

Естественно, что ни о какой любви речь не шла, ее не было ни с одной, ни с другой стороны.

«К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского

Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи.

А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся.

На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.

«Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева

Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант.

В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.

«Благословение невесты». Художник Фирс Журавлёв.

Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»…

В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста, конечно же, рыдает.

«В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова

Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест.

«В ожидании шафера». Художник Илларион Прянишников.

В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и стало весьма модным мужчинам жениться в зрелом возрасте второй раз, откупившись как от первой старой жены (или удачно похоронив ее), так и от церкви, тема неравных браков стала весьма актуальной.

Кроме того, плачущие девушки в белом на картинах просто эффектно смотрятся!

Названия картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…

Однако, не следует думать, что невесты «в те времена» были безумными в плане планирования семейной жизни и не думали о своем будущем и о будущем своих детей, желая выйти замуж и родить от сплошь арестантов-революционеров, безответственных ловеласов-сердцеедов и просто свободных художников с симпатичным лицом.

Да, достаточно закрытое воспитание, вынужденная, порой, изоляция от внешнего мира в деревнях и провинциях, обилие романтической литературы, безусловно, делали свое черное дело и, не видя того, что может случиться с женщиной при ее легкомысленном выборе, невесты, конечно, страдали.

Читайте также:  Описание картины энтони ван дейка «автопортрет»

Однако, пожив совсем немного взрослой замужней жизнью, все становилось «на круги своя» и вчерашние «плакальщицы» сегодня уж с завидным рвением искали «нормального, достойного» мужа для своих дочерей.

«А как же насчет изображений на картинах?», — спросите вы… Ну, искусство на то и искусство, чтобы поражать, восхищать и растрогать. Людям нужно хлеба и зрелищ, а художникам – хлеба и слава, поэтому при удачном нахождении компромисса все остаются довольны.

«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева

Одним из аспектов отличия русской живописи от европейской было небывало прогрессивное отношение (существование прогрессивности как факта – уже небывало для славянской культуры;) к многочисленным полит-арестантам. Ведь они боролись с царским режимом путем террора, овеянные ореолом героизма, и ими восхищались и сочувствовали все подвижники и интеллигенты страны.

Отсюда и такие доброжелательно идеализированные тюремные сюжеты, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного.

Невеста не в белом, лицо ее одухотворенно осознанием собственной романтичной жертвенности и бескорыстия, ведь теперь ей намного легче будет получать разрешение на свидание, ведь они уже семья и можно будет зачать еще поколение арестантов – героев – террористов, продолжить, так сказать, славный достойный род.

«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Лаурица Туксена и Ильи Репина

Невеста на этих картинах — гессенская принцесса Алиса, в православии — Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот, — она торжествует.

Конечно, всего через пять лет ожидания, она выходит замуж не за какого-нибудь профессионального игрока в Варкрафт или бродячего музыканта, а за самого российского императора самой большой в мире по территории империи.

Несмотря на тайную любовь императора к балерине, несмотря на несговорчивость родственников с обеих сторон, которые все не могли придти к согласию и миру.

Этому браку было положено скрепить союз двух держав и подарить империи здоровых наследников. Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех, поскольку не придумана живописцем, а произошла на самом деле.

Семейное счастье закончится крахом ожидания любви, крахом целой страны и, в конце концов, безвременной смертью.

Источник: http://storyfiles.blogspot.com/2018/01/blog-post.html

Журавлёв Ф.С

Для увеличения — нажмите на изображение

Автопортрет

 Фирс Сергеевич Журавлев родился в Саратове 10 декабря 1836 года в семье мещан. Его отец был портным. Родители хотели, чтобы сын продолжил дело отца и до 19-ти лет будущий художник занимался портновским ремеслом. В 1855 году Журавлев отправился в Петербург, поступать в Академию Художеств. 

 В 1858 году он получил свою «первую» малую серебряную медаль. Фирс сблизился с Иваном Крамским и другими учениками Академии. Они собирались на квартире Крамского, где кто-то читал вслух какое-либо из произведений литературы, а остальные либо заканчивали академические работы, либо рисовали с натуры. 

 
 В 1861 году Журавлев представляет на академическую выставку картину «Умирающий отец». Один из сюжетов, популярный в начале 1860-х годов, был посвящен бедной и неустроенной жизни человека творческого – художника, музыканта, поэта. Журавлев один из первых обратился к этой теме, которая имела свое развитие на протяжении всей второй половины 19 века. 

 В следующем 1862 году Журавлев получил малую золотую медаль за картину «Кредитор описывает имущество вдовы». И снова он обращается к судьбе художника, вернее уже к судьбам вдов и сирот. 

 Осенью 1863 года Журавлев в числе 14 учеников во главе с Крамским подал прошение о «свободном дозволении» писать конкурсную программу на большую золотую медаль на сюжет по собственному выбору.

Но ответ оказался отрицательным, и в знак протеста ученики покинули Академию Художеств. Вышедшие из Академии художники образовали Санкт-Петербургскую художественную Артель.

Вместе с другими артельщиками Журавлев выполнял заказы на изготовление портретов по фотографиям, писал иконы, картины, а выручку от продажи артельщики делили поровну. 

 В 1868 за представленные на Академической выставке картины «Приезд извозчика домой» и «Возвращение с бала» получил звание классного художника 1‑й степени «по живописи народных сцен». В 1874 за картины «Перед венцом», «Носильщик», «Мачеха», «Девочка с курами», «Трубочист» и ряд портретов удостоен почётного звания академика Императорской академии художеств. 

 Самой известной картиной Журавлева стала картина «Перед венцом», за которую он получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества Поощрения Художеств. Картина буквально произвела фурор: о ней восторженно отзывались критики, публика подолгу обсуждала картину. Она имела огромный успех. Позже художнику пришлось исполнить несколько повторений этого полотна. 

 В 1888–1889 годах экспонировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, однако членом Товарищества так и не стал. Участвовал во Всемирных выставках в Филадельфии в 1876 году, Париже в 1889 году и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. 

 Участвовал в росписи Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя в Москве, Христорождественского кафедрального собора в Риге, автор мозаик в Соборе Воскресения Христова на Крови и икон в Соборе Воскресения Словущего Всех учебных заведений в Санкт-Петербурге. 

 Фирс Сергеевич Журавлев умер 1901 году. 

*   *   *

Галерея (33 изображения)

*   *   *

Источник: http://gorenka.org/index.php/zhuravljov-f-s

Печальные невесты в русской живописи

Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания работ трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи. Разглядываем картины вместе с Софьей Багдасаровой.

«НЕРАВНЫЙ БРАК» И «ПРЕРВАННОЕ ВЕНЧАНИЕ» ВАСИЛИЯ ПУКИРЕВА

Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.

Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание».

На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».

«ПРЕРВАННОЕ ОБРУЧЕНИЕ» АДРИАНА ВОЛКОВА

В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский.

На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках.

Скандал! По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.

«К ВЕНЦУ (ПРОЩАНИЕ)» И «ВЫБОР ПРИДАНОГО» ВЛАДИМИРА МАКОВСКОГО

Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья.

Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной.

Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.

«ПЕРЕД ВЕНЦОМ» И «ПОСЛЕ ВЕНЧАНИЯ» ФИРСА ЖУРАВЛЕВА

Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними.

Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью.

Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»… В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает.

«В ОЖИДАНИИ ШАФЕРА» ИЛЛАРИОНА ПРЯНИШНИКОВА

Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест.

В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной.

Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся! Названия картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…

«СВАДЬБА В ТЮРЬМЕ» НИКОЛАЯ МАТВЕЕВА

Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными, либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры.

Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного.

Невеста, увы, не в белом, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.

Николай Матвеев. Свадьба в тюрьме. 1890. Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев

«ВЕНЧАНИЕ НИКОЛАЯ II И АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ» ЛАУРИЦА ТУКСЕНА И ИЛЬИ РЕПИНА

Читайте также:  Описание памятника комару в ноябрьске

Невеста на этих картинах — гессенская принцесса Алиса, в православии — Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот, торжествует.

Спустя пять лет ожидания ее мечты о браке с любимым, да вдобавок императором, осуществились, как бы ни возражали родственники жениха. Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех.

Потому что она настоящая, а не придуманная живописцем. И приведет к трагедии не только этой семьи, но целой страны.

Источник

Источник: http://toieto.ru/pechalnye-nevesty-v-russkoj-zhivopisi/

Не рядовой талант

К 180-летию 

Фирса Сергеевича Журавлёва

Ф.С. Журавлёв
Автопортрет

  Восторгаться этим чудесным художником надо бы не только в год его юбилея. Увы, имя Фирса Сергеевича Журавлёва мало кому известно в наше время. А жаль! Журавлёв – замечательный живописец и знаток русской жизни. Лучшие его картины стоят в одном ряду с произведениями крупнейших мастеров русского реалистического искусства.

Однако большинство работ, с точки зрения передовой критики XIX века, как бы «не дотягивают» до идеала критического реализма, сюжеты кажутся мелкими, обыденными сценами из жизни купцов, крестьян, или времён давно миновавших, того же XVII века, воспетого Маковским, Лебедевым, Шварцем.

Но Журавлёв, однозначно – крупное явление в русской живописи. Его работы раскиданы по музеям многих городов РФ и ближнего зарубежья, росписи украшают стены православных храмов. Одни из лучших – в соборе Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Участвовал он и в росписи Храма Христа Спасителя в Москве.

Ф.С.

Журавлёв
фото

    Родился будущий художник в городе Саратове в семье портного. С детства увлекался рисованием, потом начал успешно работать  масляными красками, но семейное положение обязывало пойти по стопам отца. Конечно, вразрез с мечтой это было,  и вот, в 1855 году, в 19 лет, юноша решил испытать, наконец, судьбу и отправился поступать в Академию Художеств.

Ему повезло поступить сначала вольнослушателем, а потом перейти постоянным учеником в класс исторической живописи. Журавлёв учился у П.В. Басина и А.Т. Маркова. В 1858 году его успехи были отмечены Малой серебряной медалью. Он тесно сблизился с талантливыми одноклассниками Крамским, Лемохом,  Дмитриевым-Оренбургским, Корзухиным, Шустовым.

Будущие художники собирались на квартире Крамского, уже тогда – идейного лидера молодёжи. Друзья вместе рисовали с натуры, вырабатывали новые приёмы живописного решения, созвучные духу времени. В 1861 году Фирс Журавлёв представил на академическую выставку картину «Умирающий отец». В 1862 году получил Малую золотую медаль за полотно «Кредитор, описывающий имущество вдовы».

Обе работы получили одобрение у преподавателей и посетителей выставок.

Кредитор, описывающий имущество вдовы
1862 

      Знаменитый критик-демократ В.В. Стасов пишет по поводу этой картины в статье «Двадцать пять лет русского искусства»: «Вся квартира наполнена ужасом казённой расправы, а из-за двери виднеются ноги покойника на его бедном смертном одре».

    Но следующий, 1863 год, принёс перемены в жизнь самых талантливых учеников Академии.

14 выпускников, претендующих на Большую золотую медаль, и в их числе, Фирс Журавлёв, отказались от предложенного руководством сюжета, взятого из скандинавской мифологии —  «Пир в Валгалле».

Покинув холодные стены Академии, молодые люди, возглавляемые Крамским, отправились в свободное плавание — образовали художественную Артель, с её общим укладом и знаменитыми вечерами, где собирались единомышленники, передовые шестидесятники.

Возвращение с бала
1868
 

Супруги едут домой в карете. Муж, утомлённый вином и картами, задремал, собственнически обхватив супругу рукой, а она пытается отстраниться, думая, явно, не о нём.

Возвращение домой
1868

    Вернувшийся домой после долгого отсутствия, муж находит свою жену беременной. Он просто ошарашен, застыв с вытаращенными глазами, а мать пытается его удержать. Виноватая же стоит перед ним, сама не своя, с видом преступницы, ожидающей неотвратимой казни, а к ней жмётся малыш, не узнающий в разгневанном мужике тятьку.

    Обе картины были представлены на академической выставке 1868 года и принесли автору звание классного художника 1 степени.

       Из всего, написанного в артельный период, интересна картина

Дети-нищие

    После распада Артели Журавлёв сближается с передвижниками, хотя станет участником всего одной выставки.

    В семидесятые годы к Журавлёву приходит успех. В 1874 году он становится академиком. Продолжает создавать яркие реалистические полотна на темы народной жизни.   

  В 70-е годы написаны самые знаменитые картины Журавлёва. Прекрасно зная купеческий быт, художник черпает сюжеты в «тёмном царстве».

Перед венцом

1874. ГТГ

    Красавица-дочь, одетая к венцу, в последней попытке спастись от постылого жениха, умоляет отца отменить свадьбу, но участь её давно решена. Тятеньке застит глаза богатство, или родство с продувшимся дворянином, а может быть, честное купеческое слово.

  Если, когда дети ещё под стол пешком ходили, отцы ударили по рукам, то обратного хода нет. Они с будущим сватом партнёры, и значит, свадьба дочери состоится. Отец смотрит на плачущую невесту, как ястреб на голубицу. Левая рука гневно сжимает платок, нога вот-вот занесётся, чтобы притопнуть как следует на упрямицу.

В правой руке купца икона Богоматери в золотом окладе, прижатая крепко к груди. Он так рассержен, что сердце готово выпрыгнуть наружу, дышать становится тяжело, но он от своего слова не отступит. За его спиной стоит грустная мать невесты. Стараясь, чтобы руки не дрожали, она держит поднос с караваем и золотой солонкой.

На опущенном лице лежит тень, глаза потуплены, губы сжаты. Мать не в силах помочь дочке, ибо отец всему дому голова.

    На втором плане в комнате присутствуют ещё четыре человека – ближайшая родня. Старшая дочь с мужем и сыном и, вероятно, тётка, по матери, или отцу.

Все они словно застыли, не решаясь вымолвить слово, хотя на лицах взрослых написано сочувствие, даже сострадание. Мальчик в нарядной розовой рубашке, стоит тоже неподвижно, как велели, с удивлённым выражением на лице.

Ему не понятно, отчего горько рыдает тётенька, а дедушка-то как зол.

    Именно за это полотно Журавлёв получил звание академика и первую премию по «живописи народных сцен» от Общества Поощрения Художеств.

    У публики картина имела полный фурор. Критика расхваливала художника.

     Но есть другие варианты картины на эту же тему.

Перед венцом (вариант)
1874

     В чем разница? Обратите внимание на реакцию отца на слёзы и мольбы дочери. Он расстроен и растерян, у него больше нет слов, чтобы уговаривать упрямицу.

Он-то как для неё старался, какую подобрал партию, он искренне не может понять, чего боится его красавица? Она будет богата, знатна, принята в обществе, куда его нога не ступала. Батюшки мои, думает купец, всё ведь уже готово, родня прибыла, кареты стоят у подъезда, жених ожидает в церкви.

Нельзя опаздывать. Старик и сам готов заплакать, рука, в которой он держит платок, дрожит. Стасов здесь не видит «никакого характера и душевной физиономии у отца, стоящего у стола: кто он? Деспот ли самодур, или так себе, какое-то во всех отношениях бледное ничтожество.

Но откуда же тогда принуждение и трагичность для дочери?» В это время в глубине комнаты приоткрывается дверь, в которую заглядывает мать. По всему, эта свадьба тоже состоится.

    А что же потом? Журавлёв думает над этим и пишет картину «После венчания»

После венчания
1875

    Увы, вряд ли сюжет полностью удался. Скорее, нет. Полуобморочная невеста, совсем не та, что в слезах припадала на предыдущих картинах, к сапогам родителя. Она одета в другое платье.

В дверях застыла фигура старого мужа, с некоторой опаской и вместе похотливо, взирающего на супругу. В сущности, вышла мелодрама.

<\p>

    Поневоле, напрашивается вопрос, а почему же невесты Журавлёва всегда печальны?

Девичник в бане. 1885

Национальный художественный музей республики Беларусь. Минск

   Вот и полотно «Девичник в бане» представляет грустную, молоденькую невесту, которую не могут развеселить песнями, соблазнить фруктами.

Подгулявшие родственницы и подружки, от души веселятся, кое-кто позабыл стыд, да и отчего им не расслабиться? А невесте не до смеха, не до веселья. Батюшка с матушкой приговорили к замужеству, молодёшеньку.

Она не верит в то, чего ей нашёптывает сестра. Эх, знать бы нам предысторию устраиваемого брака! За кого выдают девушку? Что её ожидает?

Купеческие поминки. 

1876 ГТГ

    В.В. Стасов пишет об этой картине в статье «Двадцать пять лет русского искусства»: «Лучшее и значительнейшее создание Журавлёва, и опять-таки полное трагизма.

Нахлебники и приживалки, сладкоглаголивые «батюшки» или  буйные гости, пожирающие похоронный обед, плерезы на одних, разгульный хохот у других, и в центре всего подгулявший наследник, толстопузый купец, который, разметавшись на стуле, в верхнем конце стола, ни в грош не ставит всю эту дармоедную сволочь, покорную его взгляду, — какой это всё трагический мир, какая это трагическая сцена».

    Галерея работ талантливого мастерам свидетельствуе прежде о том, что его особенно привлекала женская тема. В его творчестве она занимает, если не первое, то весьма значительное место.

Трубочист
Мачеха

 

Троицын день
Русская красавица

    Даровитый живописец, — со всей правдой пишет Стасов о Журавлёве

Источник: https://biblioiskusstwo.blogspot.com/2016/06/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию